Много лет спустя обнаружилось, что Микеланджело делал наброски и различные рисунки для этого замысла, причем по одному из них была написана фреска в римской церкви Тринита одним сицилийским живописцем, который много месяцев служил у Микеланджело, растирая ему краски. После ее снятия исследователи обнаружили десятки изображений, выглядевшие как наброски некоторых работ Микеланджело, например, скульптуры в ризнице, расположенной в той же капелле. Микеланджело придавал абсолютное значение рисунку, но, к сожалению, перед смертью он уничтожил все свои учебные наброски, так как считал их несовершенными.
Современников поражали его скромность и непритязательность в быту. Седьмое и восьмое десятилетия жизни Микеланджело были периодом, когда он писал особенно много стихов. Маньеристы начали усиленно черпать из поздних творений великого мастера готовые мотивы движения, механически вырывая их из общего контекста.
Это предназначенные для украшения гробницы Св. Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода. Петра со стороны апсид. Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств. Средний пояс, обрамленный светлым карнизом, включает в себя сцены библейской легенды о сотворении мира и сцены из жизни Ноя. Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам.
Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. Илл. И все же он работал со свойственной ему энергией и напором.
Сам Микеланджело ответил посланцу Папы известившему художника о решении понтифика: «Скажите Папе пусть он мир приведет в пристойный вид, а придать картинам пристойность можно очень быстро». 185, 186. Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными.
73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). Петра (Музео Петриано). Илл. Битве при Кашина республикански настроенная Флоренция придавала большое значение, так как она символизировала победу гвельфской партии, которой Микеланджело неизменно симпатизировал. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды.
После смерти Лоренцо Медичина престол взошел его сын Пьеро, который политической недальновидностью разрушил республиканский строй Флоренции. Илл. Наконец, росписи треугольных распалубок и люнет стен посвящены предкам Христа. Илл. 109, 111.
Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. Архитектору Браманте было поручено разработать проект нового собора Святого Петра, который должен был сменить обветшавшую базилику, а Микеланджело было предложено создать монументальную, украшенную множеством статуй и рельефов гробницу, которую Папа хотел узреть еще при жизни. Эта церковь была воздвигнута на средства Медичи и в крипте, под куполом покоилось тело Козимо Медичи.
Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. Он стал эмигрантом, вращаясь в Риме в кругу таких же эмигрантов-республиканцев, каким был и он сам. 175, 176. 155. Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. 37. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков.
Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане. Скульптурное начало этой композиции подчеркивают фигуры обнаженных юношей на заднем плане — мотив, заимствованный Микеланджело у умбрийского художника Синьорелли, работы которого оказали на молодого флорентийца заметное влияние.
Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. В плане Браманте отдельные пространственные ячейки более или менее равноценны, причем каждая из них обладает известной замкнутостью и обособленностью.
Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. 89-91. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи.
Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. 173. Строительство собора, начатое Браманте, после смерти последнего (1514) продвинулось очень мало, к тому же назначенный главным архитектором Рафаэль, а после его смерти — Сангалло, отступили от замысла Браманте. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. В таком теле ее и изобразил Микеланджело.
Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. Например, в Эрмитаже есть известная статуя сидящего Вольтера. 177, 178. Но роспись обладает и другим аспектом. Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью.
На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. Если никто из ученых не сомневается в ренессансном характере микеланджеловского искусства примерно до 1530 года, то средний и поздний период его творчества многие исследователи (как, например, Гурлитт, Вёльфлин, Шмарзов, Дворжак, Д. Фрей) склонны целиком связывать со стилем барокко. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо.
Тут столкнулись два сильных характера. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. К этому же времени относится и первая дошедшая до нас работа Микеланджело-живописца — Святое Семейство (Тондо Дони) (1503—1504, Флоренция, Галерея Уффици). Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки.
И тут происходит непонятная история, возможно спровоцированная Малатеста Бальоне, сыгравшим в дальнейшем предательскую роль. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. Для мастера это было единственным средством выразительности. Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим.
Илл. Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции.
109-112, 116-119. Другие (как, например, В. Фридлендер, Пиндер, Певзнер) идут еще дальше и рассматривают зрелые и поздние произведения мастера как относящиеся к маньеристическому направлению. И тогда полностью раскрываются ее красоты.
И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. Он был гостем Лоренцо Великолепного, который выделил его среди учеников основанной им школы и обращался с ним как с родным сыном. Советская наука занимает в этом вопросе твердую и ясную позицию. Распятие Святого Петра — заключительная фреска Микеланджело в ватиканской Каппелле Паолина. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. 16.
Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. С несравненно большим чувством собственного достоинства ведет себя Адам, старающийся лишь отстранить грозный меч ангела. Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени. Оформляя интерьер, Микеланджело ориентировался на отделку старой сакристии, выполненную по проекту Брунеллески.
И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон.
Здесь все дышит спокойствием, здесь все приглашает к неторопливому, сосредоточенному раздумью. Илл. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. 97, 98.
И здесь бог изображен в активном действии. При этом движение лишено всякой скованности. Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера.
В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. 167. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску.
Эту постыдную работу продолжали и позднее. Едва он закончил работу, как увидел в саду Лоренцо Великолепного и, желая признания своего таланта, представил ему скульптуру. Илл. Илл.
Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Это, конечно, не так. Илл. В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. Но этим роль античного наследия не была исчерпана.
Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. В заключение он выражает надежду, что Господь пошлет на землю своих святых, дабы они низвергли эти идолы. 106, 113. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено.
Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. И всюду Микеланджело выходил победителем. В то же время странная полоса из ткани, «свисающая» до середины одеяний Бога, весьма похожа на спинной мозг. Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. Илл.
Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. В действительности оно так и получилось.
136. 162. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. Илл. Недаром Себастьяно дель Пьомбо писал ему в 1520 году: Вы всякому внушаете страх, даже папе.
В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. 5, 6. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. Работал он над ней медленно и с большими перерывами. Все время приходилось ему преодолевать препятствия.
41. 161. Отсюда его равнодушие к земным благам, его пуританский, порою даже аскетический образ жизни. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя.
В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. 131, 132.
Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. Действительность не оправдала их надежд. Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил.
134. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной.
Илл. Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. Таким представил его и Микеланджело. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. Илл.
Первыми использовали его маньеристы, но использовали не на пользу, а во вред искусству. Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей. Но на этом движении лежит печать мучительной скованности.
Микеланджело, вошедший в состав нового республиканского правительства — Коллегии Девяти, руководил строительством укреплений. Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus). Недаром его любимым материалом была бронза. После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). В 1538 году Микеланджело посоветовал установить посередине площади античную конную статую Марка Аврелия и около этого же времени приступил к работе над проектом оформления всего ансамбля. На эту тему известны рисунки из эпохи Возрождения от Леонардо да Винчи, небольшие скульптурные модели Микеланджело, а в более поздние времена – фигура работы маньериста Л. К. Чиголи (1600 г. ). Арсенал его технических приемов был безмерно богат.
Ибо и очертания ног у нее в высшей степени прекрасны, а сопряжение и стройность бедер божественны и позы столь изящной не видано было никогда, ни грации, ни с чем не сравнимой, ни рук, ни ног, ни головы, которые настолько отвечали бы каждому члену этого тела своей добротностью, своей искусностью и своей согласованностью, не говоря уже об их рисунке. Илл. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко.
Антония – первая из известных картин Микеланджело. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. Статуя понесла значительный ущерб за эти годы, особенно когда австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот ударил по ней молотком в 1972 году.
Однако и здесь царит дух отчужденности. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. 39. Илл.
Илл. Если не считать статуи апостола Матфея, то все произведения первого периода, при ярко выраженном драматизме их замысла, связаны с той фазой эпохи Возрождения, когда вера в безграничные возможности человека еще не была поколеблена. Но как раз этого не произошло. 17, 18, 19, 20. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах.
А его друг Берни сказал о нем проще, но намного выразительнее: он говорит вещи, вы же говорите слова (egli dice cose, e voi dite parole). Один Давид чего стоит. 86-88. Илл.
Поначалу борьба со строптивым отцом. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. Скульптор должен быть наблюдательным и отображать действительность.
Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции.
Микеланджело дает единую систему устремляющихся кверху сил: огромные пилястры большого ордера находят себе продолжение в раскрепованных выступах аттика, в спаренных колоннах тамбура, в ребрах купола, наконец, в колонках фонаря. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. Илл.
Илл. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. Взбешенный столь бесцеремонным с ним обращением, Микеланджело тайком покидает 17 апреля 1506 года Рим и едет во Флоренцию.
И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. Ни одна человеческая страсть, писал сам Микеланджело, не осталась мне чуждой.
Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. Вот мужики у мэтра — это да, были непревзойденные. В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон.
И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Тем самым ей отводится центральное место. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой.
В «Сотворении светил» Создатель, представленный в образе могучего седовласого старца, дважды стремительно проносится над нами, зажигая своим прикосновением Солнце и Луну. Своим необычным представлением предметов Микеланджело заложил основу для более позднего художественного направления Маньериста.
159. Завершая разговор, добавлю сакрального символизма от Рафаэля Санти. Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции.
Ева послушно следует слову творца. Они написаны в более живописной манере, светотень стала мягче, колористическая гамма выиграла в тональном единстве. В садах Медичи юный Микеланджело создал одно из своих первых скульптурных произведений:голову старого фавна. Он должен думать о смерти.
Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Его мировоззрение приобретает трагический характер. Этому его научила скульптура.
Повернутая в профиль голова, выдвинутое вперед правое и сильно отведенное назад левое плечо, прямая правая и согнутая в колене левая нога – все это пронизывает фигуру движением, в основу которого положен сложный контрапост. Вот почему он приравнивал часто постройки не к идеальным пропорциям человеческого тела, как это делали кваттрочентисты, а к его функциям.
Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж).
Она кормит младенца и в то же время погружена в тяжелую думу – думу о том, что ожидает ее сына. На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. Илл. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). 122-125. Обаяние микеланджеловского таланта было столь неотразимо, что герцог надеялся извлечь для себя из этого пользу, окружив свой трон ореолом славы великого художника, который должен был находиться при его дворе. И в ней мастер смело порывает с традицией.
Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику.
На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. Для достижения гармонии он должен был стремиться к точности, ясности и особой упорядоченности художественного языка. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности.
В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона).
Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. 146-148. Таков, несомненно, был его основной замысел.
Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу. Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны. Последняя привлекала к себе всеобщее внимание и вокруг нее шли непрерывные споры между представителями разных художественных направлений.
Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа.
Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. Он действует только словом. Фигура как бы стремится высвободиться из камня, камень же держит ее в своих жестоких объятиях. В этом плане микеланджеловская статуя как нельзя лучше отвечала тому центральному в ансамбле города месту, которое ей отвела авторитетная комиссия.
В борьбу включился и Микеланджело. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка.
Илл. 75-78. Илл. Как правило, Микеланджело никогда не прибегал к перспективным наброскам ибо он не мыслил себе архитектуру, воспринятую только с одной точки зрения. Но самым-самым считается экорше, созданная из гипса французским скульптором Жан-Антуан Гудон (1741—1828).
Здесь он стал жертвой своих заказчиков и тут не могла помочь даже микеланджеловская воля. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность. Совсем необычен иконографический тип Мадонны. Порою зубья троянки оставляют на поверхности камня едва приметные линии, порою – глубокие борозды.
Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. Этот жест символизирует молчание. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). И это понимает только один человек – апостол Петр.
И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони (6 марта 1475–18 февраля 1564), широко известен как Микеланджело – итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и инженер эпохи Высокого Возрождения, который оказал беспрецедентное влияние на развитие западного искусства.
36. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. 30), довольно точно передающая ее общий вид. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора.
Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи.
В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. Трудность своего характера осознавал и сам художник. Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). Прожил до 18 февраля 1564 года. Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей.
149.
Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. Илл. Илл. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора.
В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). 47.
С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). Несмотря на невысокое мнения о живописи, Микеланджело также написал две наиболее влиятельных работы в стиле «фреска» в истории западного искусства: сцену из Генезиса на потолке и Страшный суд на стене алтаря в Сикстинской капелле в Риме. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа).
Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. Илл. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге.
Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. В 1489 году Микеланджело переходит в художественную школу, основанную Лоренцо Великолепным в саду Казино Медичео. В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины. Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению.
С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). Петра. Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно. 23, 24.
Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. 169. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество.
171. 20 мая 1511 года французы отняли у папы Болонью, 19 февраля 1512 года они устраивают кровавый погром в Бреше летом этого же года испанцы, как бы соревнуясь с французами, подвергают жестокому разграблению Прато, после чего республике во Флоренции приходит конец и город открывает ворота перед Медичи. Илл.
Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. » Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж. В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура.
Статуи и рельефы Бертольдо во многом перекликаются с тем, что мы находим в картинах и фресках братьев Поллайоло, Боттичелли, Филиппино Липпи. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх. Оставляя в светах бумагу нетронутой, он переходит затем к постепенному сгущению тени, не утратившей, однако, своей легкости и прозрачности.
Илл. В нем не было ни тени барственности, ни малейшего намека на сибаритство. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет.
В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. 179-181. Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей.
Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений.
Если вспомнить, что для каждой фигуры художник делал множество набросков и этюдов, а затем и картон, то станет ясным грандиозный масштаб этой работы, которая была под силу лишь гению. Но какой ценой. Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. И недаром наделил его Микеланджело руками скульптора, привыкшего работать тяжелым отбойным молотом.
Илл. К тому же фигуры обладают столь ярко выраженной статуарностью, что это препятствует их объединению в живописные группы. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. Илл.
Выпрямится согнутая правая нога, резко повернутая в сторону голова примет нормальное положение, расправятся плечи, раб станет свободным человеком. Илл. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. Только в двух случаях ему не удалось осуществить то, что он задумал (фасад Сан Лоренцо и гробница Юлия), но это уже не зависело от него. Молодых художников восхищала необыкновенная сложность и экспрессия поз, ракурсов, жестов, которые они пытались воспроизвести в своих работах, по поводу чего Микеланджело скептически заметил: «Скольких мое искусство сделает дураками».
Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса.
И только в тех случаях, когда это необходимо. Эскизный характер фигуры Крестителя, едва намеченная правая рука Марии и местами совсем сырые части фона не оставляют сомнения в том, что мы имеем здесь незаконченное произведение Микеланджело.
Затем борьба с не менее строптивым Юлием II. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. Илл. И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло.
По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю. Илл. Художник охотно принял это предложение.
Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. Илл. Это помогало ему сохранять чувство целого.
Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. 1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум.
Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. По-видимому, это была статуя Вакха.
1490—1492, Флоренция, Музей Буонарроти). В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. 184. Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени.
Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. Фигура свободно развернута в пространстве, тяжесть корпуса покоится на правой ноге, левая слегка отставлена в сторону, придерживающая пращу левая рука согнута в локте, как бы приглашая зрителя обойти вокруг статуи. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. Особенно выразительна правая фигура. Илл.
Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. Илл. К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению.
Все это придает его архитектуре величественный характер. Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. В 1530 году Микеланджело создал серию подарочных рисунков на мифологические темы. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. Здесь все построено на контрастах.
Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. Микеланджело отказывается от контрастной светотени, от четких контурных линий, от бурных контрапостных мотивов. 174. Этот совсем необычный для Микеланджело тип живописного рисунка позволил мастеру выразить средствами графики тончайшие душевные движения: и безграничное отчаяние и тихую грусть и состояние величайшей отрешенности и настороженное прислушивание к внутреннему голосу.
Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости.
Петра. Она напоминает мощную лавину. Он много работал и в России. Лоренцо взглянул на фавна и отметил, что он прекрасен, но одно лишь его смущает: этот фавн — старик, а у него на месте все зубы.
Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции.
Его гений искал более широкого поля деятельности. Петра полукруглым куполом, тяжелым и массивным, который, по его мысли, призван был дать предельно монументальное завершение самой крупной из построек XVI века. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. Илл.
Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. Микеланджело полностью подчиняет его форме. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. 150.
В годы самой черной политической реакции Микеланджело оставался совестью Италии и никогда эти гражданские чувства в нем не угасали. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. Илл. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом.
Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. Он родился и умер в один и тот же календарный день – 6 апреля. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу.
Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью.
Когда всесильный император Карл V посетил в апреле 1536 года Рим и ему была оказана торжественная встреча, то триумфальное шествие не смогло подняться на Капитолийский холм, в такой мере он был запущен. Всячески подчеркивая физическую мощь фигуры Дня, Микеланджело усиливает тем самым контраст между ней и фигурой Ночи, выступающей носительницей совсем иных настроений. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Илл. Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. Вазари с помощниками изваяли эффектное мраморное надгробие. Далее длительная борьба с его наследниками за осуществление гробницы.
Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. Скульптура в многочисленных слепках разошлась по всем академиям мира, в т. ч.
166, 167. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении.
114, 115. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики.
Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Тем же, кого он уважал и любил, он был предан до конца жизни. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим.
Слева – обрамляющий фигуру Адама холм и лишенное листвы дерево, как бы высеченное из мрамора, в глубине – бесконечный морской горизонт. Илл. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. 32. Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом. Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований.
И, что характерно — баб вот ведь не любил рисовать. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. Стены капеллы имеют арочные завершения, вот таким образом свод опирается на стены при помощи системы треугольных распалубок и четырех больших угловых парусов. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах.
В Риме Микеланджело вращался главным образом в кругу флорентийских эмигрантов, убежденных политических противников герцога Козимо Медичи. Когда в 1534 году во Флоренции утвердилась единоличная власть свирепого герцога Алессандро Медичи, опиравшегося на императора Карла V и папу Климента VII, Микеланджело решил покинуть свой родной город, чтобы никогда более в него не вернуться. Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил.
Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. Для нас Микеланджело – мастер Ренессанса, мастер той эпохи, которая, по словам Энгельса, нуждалась в титанах и которая породила титанов. Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. 174.
В «Сотворении Адама» он медленно плывет по небесам в сопровождении укрывшихся под его широким плащом ангелов, одним мановением руки наполняя жизнью прекрасное тело Адама, распростертого на краю земной тверди — историки искусства не устают повторять, что между протянутыми навстречу друг другу пальцами Творца и первого человека как бы проскакивает искра. Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. Он стал уже высекать статую св. Эти тончайшие перекрещивающиеся линии, не лишая камень твердости, в то же время придают его поверхности жизнь и движение.
Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными. В этих стансах он прославляет простую, здоровую жизнь крестьян, не скрывающих своих чувств, не прибегающих к запорам от воров, никому не завидующих, не заботящихся о богатстве, не чревоугодничающих.
Их платоническая дружба продолжалась свыше тридцати лет и Кавальери Микеланджело посвятил многие сонеты, каждая строка которых дышит высоким, чистым чувством. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. На Капитолийский холм ведет широкая лестница. В 1534 году, незадолго до своей смерти, Климент VII призвал Микеланджело в Рим и великий мастер навсегда покинул Флоренцию, где правил ненавистный ему тиран герцог Алессандро (который, по свидетельству ученика Микеланджело — Кондиви, столь же сильно ненавидел художника).
Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. Страшный Суд Микеланджело вызвал бурную, но весьма неоднозначную реакцию у современников. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства.
В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). Впервые Микеланджело стал на реальную стезю архитектуры, когда он получил в 1516 году заказ от папы Льва X на проект фасада церкви Сан Лоренцо во Флоренции. С ней он обращался как с драгоценным металлом, отделывая ее с чисто ювелирной тщательностью. Последователи Контарини были разгромлены и партия умеренных реформ, которой симпатизировали в свое время Виттория Колонна и Микеланджело, потерпела окончательное поражение. Вот таким образом искусство Микеланджело является, одновременно и трагическим эпилогом Возрождения. Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям. Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише).
В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. Мощная фигура Марии доминирует в композиции. 182, 187, 188, 189. Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника.
3, 4. За этим последовала довольно долгая дипломатическая переписка между папской канцелярией и главой флорентийского правительства в конце концов через семь месяцев после отъезда художника из Рима состоялась его встреча Юлием II в Болонье, на полпути из Флоренции в Рим. Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. Илл.
29 июля 1364 года флорентийская армия, воевавшая с пизанцами, разбила лагерь в предместье Кашина, на берегу реки Арно, неподалеку от Пизы. Это были тяжелые годы. С ближайшей сцены изображающей Грехопадение и Изгнание из рая, начинается ряд наиболее совершенных по своему композиционному решению фресок. Они называли Микеланджело divino (божественным). Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения.
И здесь его постигает страшный удар. Илл. Илл. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. е. уважением классической традиции).
Таким образом — Распятие Святого Петра в Ватикане — это единственный известный автопортрет Микеланджело и настоящая жемчужина музеев Ватикана. Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. 119, 111. Наверное, он действовал вполне сознательно. Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. Илл. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути.
Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Они утратили волю. Три года напряженнейшей работы пропали даром. И результаты были самыми плачевными.
Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника.
Но ни один из флорентийских предшественников Микеланджело не сумел дать этому принципу столь последовательное и высоко художественное претворение, как это удалось великому мастеру. Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. Это два составных звена единой архитектурной концепции. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541.
По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. Их он терпеть не мог и не щадил. Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим. 81-84. На фреске изображено большое и уродливое тело старухи. Самой громкой из его подделок может оказаться скульптура «Лаокоон и его сыновья», которую сейчас приписывают трем родосским скульпторам. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп.
Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. В стране вспыхивает революция. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. Он побежден. С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым ().
С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. Середина же всегда свободна по желанию, подобно тому, как нос, находящийся в середине лица, ничем не обязан ни тому, ни другому глазу, но одна рука, конечно, обязана быть такой же, как другая и один глаз таким же, как другой имея в виду обе стороны и соответствия между ними.
163. 155, 156. Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта.
Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. Илл. Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство.
Он победил.
К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе.
Илл. В Риме на него произвели сильное впечатление античные памятники, с которыми он впервые соприкоснулся так близко. Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души.
Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою). Прежде чем продолжить, вместо пролога, немного экскурса в смежную тему. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа.
135, 139. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. Пейзаж пустынен и гол. Ноги Моисея Микеланджело прикрыл плащом, ложащимся тяжелыми, глубокими складками ритм которых полностью подчинен ритму движения тела.
Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться.
Задуманной Браманте планировке собора в виде равноконечного «греческого креста», соответствующего ренессансной идее «идеального храма», они предпочли «латинский крест» с сильно вытянутым главным нефом. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. Возвращаясь к художественной деятельности Микеланджело в 30-х годах, следует прежде всего упомянуть одну его скульптурную работу, явившуюся откликом на убийство Лоренцино де Медичи герцога Алессандро. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи.
130. Илл.
Оно учило отличать ложный пафос от подлинного героизма. Илл. Они дополняют друг друга и вестибюль, с его учащенным, тревожным ритмом, служит подготовительной ступенью для читального зала, в котором царят спокойствие и тишина. Этому движению придан вращательный характер и у зрителя не остается сомнения, что связками и гроздьями могучих по своей комплекции тел управляет какая-то выше их стоящая сила, которой они не могут противодействовать. Здесь был установлен колоссальный катафалк, украшенный аллегорическими фигурами и картинами (тело Микеланджело при этом по-прежнему пребывало в церкви Санта Кроче), прославленный эрудит Бенедетто Варки произнес надгробную речь. Такие дела. 2.
В этом отношении Рим Юлия II был как раз тем местом, где перед Микеланджело открывались широкие творческие перспективы. 86-91. Он даже не дотрагивается до нее. Работа была создана для богатого флорентийского банкира Аньоло Дони в честь его свадьбы с Маддаленой, дочерью видной Тосканской благородной семьи Строцци. Двигаясь по дуге, зритель получает возможность ощутить многопланность композиции и по-настоящему оценить разнообразие ее пластических аспектов и красоту хилуэтной линии, собранной и строгой в левой части фигуры и свободной и гибкой в правой.
Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц. Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. 56-71).
Страшный Суд предстает у Микеланджело как Dies irae, День Гнева древнего текста Реквиема. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. 183. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). 25, 26.
Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. Илл. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции.
Увиденное потрясло воображение многих людей. Илл. 79, 142. В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. Но школярская учеба не привлекала мальчика.
Жизнь Микеланджело была трудной. 10, 11, 12. На самом же деле между ними лежала бездна. Тонкое, ломкое тело Христа, необычайно вытянутое по своим пропорциям имеет в себе много готического и абсолютно не похоже на излюбленный мастером канон. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать.
Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. Илл. Отсюда рождается трагизм этого образа, по духу своему близкого к флорентийской статуе апостола Матфея и к позднейшим статуям рабов.
Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла.
В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. 80. Два из наиболее известных своих творений «Пьета» и «Давид», Микеланджело создал, прежде чем ему исполнилось тридцать. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. Кроме Микеланджело.
Илл.
Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. Для каждой фигуры художник находит свой тип, свою позу, свой поворот, свой силуэт, свой мотив драпировки.
Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. Отсюда рождается трагизм образа и тот глубокий внутренний конфликт, который невольно вызывает в памяти героев Еврипида. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). Возврат к провозглашенным Савонаролой принципам, требование морального очищения церкви, прокламирование возможности непосредственного мистического общения с богом, минуя официальные догмы, вот за что боролись эти люди.
Он избегает детализированной характеристики места. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. В марте 1505 года папа Юлий II вызывает Микеланджело в Рим, чтобы поручить ему выполнение своей гробницы. Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением.
Илл. 13, 14, 15. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой.
Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу.
Вазари прямо пишет:. 158, 159. 145. Вернувшись через Флоренцию в Рим, художник снимает квартиру с мастерской неподалеку от площади св.
Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. Здесь поверхность камня обладает неровным характером, порождая эффект тонкой живописной вибрации. Илл.
Обнаженная фигура Христа дана в окружении глубоких складок плаща Марии, от чего она приобретает особую пластическую выразительность. Илл. Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело. В той или иной мере в него оказались вовлеченными все художники, кроме одного.
В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка.
При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. Но именно к этим маленьким людям к этим не оперившимся еще garzoni он проявлял и величайшую доброту, щедро их одаривая своими произведениями и золотыми дукатами.
Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы. Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром).
99, 101, 102. это сам Микеланджело и символ всей его жизни. 33, 34.
Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. Общая композиция росписей плафона, над которым Микеланджело работал четыре года (1508—1512), такова: девять огромных прямоугольных полей центральной часть плафона посвящены Книге Бытия — начальной части первого раздела Библии — Пятикнижия Моисея.
110, 112. Это событие произошло 6 января 1537 года и воскресило надежды республиканцев на освобождение Флоренции от тирании. Мучение Св. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское.
Илл.
Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. Илл. Он имел постоянно перед глазами образцы первоклассной архитектуры, которые приучали человека с юношеских лет понимать и ценить красоту пропорций и совсем особый строй архитектурного языка.
При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности.
все члены изменяются по ширине и длине во время движения. Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Илл. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк.
С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. 92, 93, 94. Микеланджело, с веревкой на шее, был принужден просить о прощении, которое папа ему даровал.
Илл. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). И этой же цели служит цвет. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках.
Петра. Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи. Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300).
Но картина герцогу не досталась, направленный за произведением к Mикеланджело дворянин отозвался о работе мастера: «O, это пустяки.
В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо. Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). 21, 22. Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. У ног Христа, справа, восседает на облаке св. Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый).
В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. 7, 8. А воля художника была поистине безмерна. Пестрые украшения кваттрочентистов были бы здесь неуместными, в то время как повторяющаяся беловато-серая краска, в сочетании с лаконичными архитектурными формами, помогла живописцу организовать огромную плоскость потолка и расчленить ее на такие отрезки и ячейки, которые диктовала тематика росписи.
В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. Здесь она была призвана символизировать свободу республики. Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные.
Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. Илл. Слева мы видим райский сад. Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. Первый учитель Микеланджело был солидным и добротным мастером, но ему не хватало темперамента и творческой фантазии.
Это был необратимый процесс, обусловленный наступлением феодальной реакции. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. Разработанный Микеланджело проект остался неосуществленным, в отличие от двух других — архитектурного оформления Новой Сакристии (Капеллы Медичи) церкви Сан Лоренцо и создания для нее скульптурных надгробий двух представителей рода Медичи — Лоренцо, герцога Урбинского и Джулиано, герцога Немурского. Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора. По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia).
Последними живописными работами Микеланджело были две парные фресковые композиции «Распятие апостола Петра» и «Обращение апостола Павла» (1542—1550, Рим, Ватикан, Капелла Паолина), написанные по заказу Папы Павла III Фарнезе для его небольшой личной капеллы. Недаром они украшали пилястры. Илл. Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными.
Но все усилия напрасны. Например, деревянная модель собора св. Илл.
Последняя была предназначена для хора старого собора св. В марте 1549 года, когда в флорентийской церкви Сан Спирито была выставлена копия с римской Пьета Микеланджело, неизвестное лицо, охваченное негодованием, поспешило уведомить своего друга: Говорят, что эта скульптура восходит к изобретателю всяческих свинств, больше заботившегося об искусстве, чем о набожности, к Микеланджело Буонаррото. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация.
Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. Его привлекают высокие идеалы, обобщенная универсальная форма, ясный, лишенный второстепенных деталей композиционный строй. В «Грехопадении» и «Изгнании из рая» оплетенное Змием Древо познания Добра и Зла разделяет два мира — Эдем, райский сад, чье цветение скупо обозначено зеленой ветвью дерева, зеленью травы и очерченную прямой линией горизонта пустыню, куда, гонимые гневным архангелом, удаляются прародители.
Одни хотели придать этому храму, учитывая его исключительно большое значение для всего католического мира, традиционную форму базилики, другие ратовали за центрально-купольное решение. Микеланджело обыграл здесь с замечательным искусством контраст между предчувствующей грядущую трагедию матерью и беззаботным ребенком. Гораздо более творчески подошли к его наследию мастера барочной эпохи.
Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. 48-55. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533). 170. Его рука сгибается к плечу. 107, 108.
164. В марте 1505 года Микеланджело был вызван в Рим Папой Юлием II. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. Зачем это сделал Микеланджело.
В этом разрыве с идеалами молодых и зрелых лет, с идеалами Ренессанса и проявился во всей своей трагической обнаженности тот глубочайший кризис, которым отмечены последние десятилетия жизни Микеланджело. Его искусство учило многому. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии).
Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). Эти фигуры как бы вырастают из пилястров боковых поясов и находят себе логическое продолжение в светлых поперечных членениях среднего пояса. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). Картина получила широкое признание от пэров. К главному входу второго этажа, с мощным портиком, ведут две наклонных лестницы, здание увенчано по средней оси башней.
В результате они предстают зрителю трагически одинокими. К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие.
За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. Но, прожив 89 лет, Микеланджело намного пережил своих современников. Настойчиво прибегая к постоянным коррективам и улучшениям, Микеланджело избегал давать окончательное решение даже в модели. Многие флорентийцы, в том числе и девятнадцатилетний Микеланджело, покинули город. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа.
Несомненно, лучшие свои вещи Микеланджело создал между 90-ми годами XV и серединой 30-х годов XVI столетия. Зато вид группы справа мало удачен. Илл. Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира).
Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния.
Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу. 151. 46.
В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. В ней есть такая свежесть и мужественность, такая дантовская суровость, что хотя она была не основной, а побочной линией в творчестве Микеланджело, у нас все же есть все основания считать его одним из великих поэтов Италии. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. Илл.
Илл. Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других.
Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. Илл.
Илл. Илл. Двумя длинными продольными иллюзорными мраморными тягами он разделил поверхность огромного свода на центральную часть (зеркало) и боковые, в которые врезаны треугольные распалубки. В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах). 140, 141.
Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. медицинским. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки). Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными.
Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. В этой связи следует решительным образом отмести неверное толкование статуи рядом ученых, которые, снижая трагизм микеланджеловского замысла, трактуют статую как изображение засыпающего, либо медленно пробуждающегося от сна юноши. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город.
126. На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. Илл.
В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. Статуя осталась незаконченной. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом.
Порывистый и ранимый Микеланджело тут же взял резец и молот и выбил фавну несколько зубов. Художник закупал мрамор в огромных количествах, но вот результаты его работы так никто и не видел (логично, что авторство приходилось скрывать). На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno). И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело). В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. 38.
Но плата за обеспеченность художника была дорогой. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. 160. Илл. Особенно резок был Микеланджело по отношению к подлизам, хвастунам и нахалам. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров.
Здесь же он познакомился с прославленными итальянскими поэтами и гуманистами – Анджело Полициано, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола. Но его удерживают сотоварищи, один из которых схватил его за руку, а другой поднес палец к губам, явно призывая к молчанию, к непротивлению злу.
Речь пойдет о экорше – изображение (рисунок, скульптура) фигуры человека без кожного покрова, с открытой мышечной структурой. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота. Илл. Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины.
Илл.
Петра, с чем папа был полностью согласен. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. Оскорбленный художник уехал во Флоренцию.
И этому оно учит и нас. Под его резцом она превращается из весело играющей со своим сыном молодой матери, какой ее обычно изображали кваттрочентистские художники, в образ общечеловеческой значимости.
В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики.
При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок).
Илл. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини).
Фигура погружается в сон. Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти.
Петра. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561). Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина Мучения Св.
Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Карниз среднего пояса, непосредственно покоящийся на этих пилястрах, получил раскреповку, что позволило поставить на нем кубической формы седалища для фигур юношей.
В его образе замечательно выражено и гордое самосознание и непоколебимое мужество и трагическая обреченность. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными.
Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Илл. Илл. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи.
Моисей восседает в торжественной позе. Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. И это приводит к трагической разобщенности образов.
Внезапно раздался крик: мы пропали. В 1547 году мастер выполнил проект карниза, среднего окна фасада и второго и третьего этажей двора. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан.
Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. По-видимому именно об этом думал Гераклит, написавший следующие замечательные слова: Борьба есть правда мира, отец и царь всех вещей противодействующее укрепляет друг друга, расходящееся идет совместно на противоположном напряжении основана гармония мира, подобно лире и луку. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены.
Микеланджело расположил их в обратном по отношению к входу порядке. И какую бы эмоцию он ни изображал, она всегда охватывает не только всю фигуру целиком, но и одежду, в которую она облачена. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями.
Илл. Она буквально потрясает своим величием и своей мощью. Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. Это человек действия (vir activus). 116-119.
Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). Самой удачной среди трех статуй можно считать фигуру коленопреклоненного ангела, полную совсем особого очарования. Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). Тем самым движение внутри интерьера утрачивает четкий центростремительный характер, обычно свойственный планам центрально-купольных сооружений первой трети XVI века.
Фигура коренастая, сильная, мужественна. По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны.
Илл. Прототипом многих рисунков и скульптур Микеланджело послужили работники каменоломен.