И сейчас самым известным изображением в мире является, пожалуй, Сотворение Адама. И тут, конечно, на сцену выходит любимый архитектор Юлия II – Браманте. Место конклава.
Лаврентия, а также множество святых, удостоившихся вечного блаженства в награду за их деяния. В праздник Успения Девы Марии (15 августа) Папа Римский осмотрел капеллу, после чего стал требовать от художника скорейшего завершения работ. Так как настил опирался на балки, которые крепились в стенах, не было необходимости в опорах, располагавшихся на полу, что экономило древесину и не препятствовало использованию часовни. Большие паруса поддерживают свод. Если же выбор не состоялся (для чего требуется две трети голосов кардиналов) — из дымохода идет черный дым.
Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются.
Как и пять столетий назад, в стенах Сикстинской капеллы проходят Конклавы, на которых избирается новый Папа Римский (первый Конклав состоялся в 1492 году). Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело65, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры.
Согласно сообщению Вазари, Браманте, недоброжелатель Микеланджело, опасаясь, что скульптор блистательно выполнит проект и затмит им всех, убедил Юлия, что строить гробницу при жизни плохое предзнаменование. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Для этого он в 1508 году пригласил Микеланджело Буонаротти. Лука Синьорелли был также вовлечен в оформление. Согласно сообщению Вазари, Браманте, недоброжелатель Микеланджело, опасаясь, что скульптор блистательно выполнит проект и затмит им всех, убедил Юлия, что строить гробницу при жизни плохое предзнаменование.
Перед началом работ, в 1979 году, были проведены необходимые исследования, тестирование, поиск подходящего растворителя. Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело.
Снизу их не видно из-за выступов карниза. Вернулся в столицу он только в декабре, так и не повстречавшись с понтификом. Однако действующий Папа Юлий II задумал расписать свод в новом величественном стиле. Вот так из-под папской палки, скульптор осваивает новую профессию за 4 года (с 1508 по 1512). По длинным сторонам прорублены шесть высоких окон. Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена.
Да, незадача. Центральный пояс свода включает девять эпизодов из Книги Бытия от истории о сотворении мира до опьянения Ноя. Церемониймейстер заявлял, что фреске место в кабаке или таверне, а никак не в священном здании.
Он всегда считал себя скульптором и был высокомерен по отношению к созданию фресок. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Последний прибывает в Рим, желая заниматься скульптурой, предлагает грандиозный проект папской гробницы (подробнее читайте здесь), но в результате интриг, что плетет за его спиной Донато Браманте, после месяцев томительного ожидания слышит от Папы: «Ты распишешь для меня свод Сикстинской капеллы». Он изобразил «обнаженных» прекрасными: согласно эстетике того времени, унаследованной от античной древности прекрасное тело не могло не быть носителем прекрасной духовной жизни. Лишь немногие из юношей в задумчивости, без усилий держат петлю щита.
Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок. Длина изображения почти полтора метра. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место.
Неоднократные призывы папы всё же вернули художника в столицу, но продолжение работ над гробницей даже не обсуждалось. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1. На находящемся в самом верху ярусе должны были изображены понтифики, у которых была мученическая смерть.
Пришлось начинать сначала.
С одной стороны, он считал себя скульптором, а не живописцем и у него не было опыта работы с фресками. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников.
На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем— «Страшный суд». Но начав работу Микеланджело задумал более великий проект и нарисовал более 300 фигур. Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Новая программа росписи свода осуществила связь с фресками боковых стен капеллы— от истории Моисея к жизни Христа.
Художник, будучи уже в пожилом 60-летнем возрасте (для Италии эпохи Ренессанса это много) писал столь огромную картину лишь с одним помощником, да и того использовал только для замешивания красок. Цикл фресок Перуджино начинался с «Рождества», однако, как и на южной стене, она была утеряна в ходе работ Микеланджело над картиной «Страшный суд». Юлий II и вовсе участвовал в боевых действиях за пределами столицы. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком.
Вот только Павел III не собирался отказываться от замысла предшественника. От своих художественных способностей маэстро часто открещивался, говоря, что он больше скульптор. Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием. Вклад Микеланджело Буонарроти.
Потолок Сикстинской капеллы — был подлинным вызовом для Микеланджело. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10. Несметны толкования смысла, который Микеланджело хотел вложить в свои образы. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Рим не прочувствовать до конца, не увидев небесной голубизны Сикстинской капеллы. Далее находится «Призвание Апостолов Петра и Андрея», «Нагорная Проповедь» и «Передача ключей», то есть, передача власти от Христа к апостолу Петру, своему наместнику. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31.
Об этом шедевре искусствовед В. Н. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Что представляли они собой по замыслу этого титана эпохи Возрождения. Но в процессе значительная часть трудов мастера пропала даром: плесень разрушила львиную долю работы. После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать».
Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой. В связи с возросшим интересом к наследию языческого Классического мира, когда ученые обращались от изучения латинских трудов средневековых отцов церкви к трудам античных авторов, присутствие в Сикстинской капелле персонажей языческого мира вполне закономерно55.
Юлий II отказался оплатить мрамор, заказанный Микеланджело для своих статуй. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества.
Алтарная стена была расписана фресками Перуджино на темы «Нахождение Моисея» и «Рождение Христа», но они дошли до нас только в описаниях. Почему же Микеланджело при жизни даже не намекнул своим современникам, что он на самом деле изобразил. Сикстинская капелла была первоначально разделена на две равных секции — неф для непосвященных и пресвитерии для духовенства. На нижней части фрески изображен любопытный персонаж. Однако она была утеряна и таким образом, сегодня цикл фресок иллюстрирующих Ветхий завет, начинается с «Путешествия Моисея в Египет».
Уборка и восстановление охватили также потолок и Страшный суд. С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет. Когда-то он знал это помещение так же хорошо, как узник свою камеру. Что мог Микеланджело.
2. Кристофор Ландино, комментатор Данте, раскрыл здесь перед ним глубины бессмертной «Божественной комедии», поэт и филолог Анджело Полициано учил гармонии стиха. Что касается «Страшного суда», занявшего всю стену позади алтаря, эта картина была выполнена уже после смерти Юлия II. Около пятидесяти лет назад начались очищение и восстановление фресок капеллы.
Прим. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии.
Многие римляне пришли осмотреть уже готовые фрески и восхищались творением Микеланджело. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере). Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. В этой колоссальной фреске, где отчаявшиеся персонажи вовлечены в гигантский вихрь, центром которого выступает могучая фигура Христа, уже нет героизма Ренессанса, это рассказ о сломленном, подавленном человеке, конце возрожденческих иллюзий63. Еще один секрет есть в скульптуре изображающей герцога Джулиано Медичи (ок. Она была спроектирована, как часовня Папы Римского и место папских выборов.
Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле. «Летящие леса», придуманные художником, закреплялись на особых штырях к стенам храма. Ведь когда работы будут закончены и леса сняты, дыры так и останутся в потолке. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Средний пояс «заселили» сивиллы и пророки, владеющие особыми знаниями и пониманием божественного. Папа счел это дерзостью и в сердцах ударил Микеланджело посохом.
Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Вместе с бесконечным восхищением вызывала она и раздражение.
Разработанные Рафаэлем гобелены были сотканы в Брюсселе в 1515-19 годах. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Имеются различные догадки, относительно работы Буонарроти под сводом Сикстинской капеллы. Его реконструкция и ремонт привели к тому, что фрески (сверкающие звёзды на фоне ночного неба) также необходимо было обновить. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов.
Утихли споры по поводу благопристойности творений Микеланджело. Именно по указанию следующего папы на алтарной стене заделали два окна и на месте более ранних изображений в течение четырёх лет (с 1537 по 1541 года) была написана новая масштабная фреска. Как то вопросы финансирования. Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции.
Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год. живописи. И для того были веские причины. В последние десятилетия Сикстинская капелла была тщательно приведена в порядок и восстановлена. Петра, Сикстинская капелла не представляет особого архитектурного интереса.
Деннис Джеронимус, специалист по искусству Возрождения из Нью-Йоркского Университета, говорит: «Проблема в том, что и это, несомненно, касается и искусствоведов, человек видит то, что он хочет видеть». Для того, чтобы успеть в срок, знаменитые художники работали как одна команда. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора. Потолок, размером примерно 4, 1 x 1, 3 м., подобен гигантскому непрозрачному витражу, так как поделен на участки, каждый из которых – великолепная фреска иллюстрирующая важное библейское событие. Современники скульптора видели в случившемся козни конкурента Буонарроти — Донато Браманте (Donato Bramante).
Помилование мог даровать только Понтифик. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54. На порванной коже заметен автопортрет Микеланджело. Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31. Здесь после смерти папы собирается конклав кардиналов для избрания его преемника.
Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Поза, мол, у них слишком неприличная. Снаружи мы видим невзрачное церковное сооружение, больше напоминающее на оборонительную крепость, но вся красота и все величие кроется внутри. Во время реставрации 1980—1999 годов было обнаружено, что ученики помогали Микеланджело в создании всех трёх композиций из истории Ноя.
Конфигурация капеллы препятствовала выбору центральной точки зрения, которой должно было быть подчинено всё изображение, вот таким образом Микеланджело рисовал фигуры фронтально, лишь слегка обозначая изгиб потолка. Сикстинская капелла была посвящена Успению Пресвятой Девы Марии 15 августа 1483. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый.
Как жест доброй воли Медичи отправляет мастеров флорентийской школы: Боттичелли, Гирландайо, Козимо Россели (Cosimo Rosselli), а понтифик благосклонно позволяет им разместиться в Риме и начать работы в Сикстинской капелле. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. (Квиринальский дворец в Риме – ныне резиденция президентов Итальянской Республики. Внешне совершенно обычное здание Сикстинской капеллы сегодня можно с полным правом назвать личным памятником семейству делла Ровере (Юлию II и Сиксту IV), ну и, конечно же, великому Микеланджело.
Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Судья Минос в окружении подвластных ему змей выносит приговоры. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. По бесконечному космическому пространству летит Бог-Отец, окруженный ангелами. Это должен был быть настоящий храм с усыпальницей. Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года.
Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16. Сивиллы жили в различных местах Южной Европы, Северной Африки и Передней Азии в период античности (во времена Древней Греции, а позднее Рима) и их устные и записанные предсказания цитировались еще «отцом истории» – греком Плутархом.
Юлий II возвратился в Рим в июне 1511 года. Ведь его работы могли просто уйти в тень на фоне грандиозного творения Буонаротти. Вот только к росписи зала Большого совета Микеланджело так и не приступил, продолжая творить скульптуры.
У Браманте имелся на примете свой кандидат для написания фрески — Рафаэль Санти (Raffaello Santi). Санти знал, что их работы будут сравниваться и он может проиграть в этом сравнении. Большие паруса поддерживают свод. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок.
Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Фигуры трёх эпизодов, связанных с «Опьянением Ноя», несколько меньше по размеру, чем в последующих картинах сотворения мира. Ну а часто вы видели барельефы и скульптуры на стенах крепостных сооружений. Разглядев любую картину отдельно можно отследить трансформацию живописи Буонарроти. Среди последних можно упомянуть лодочника Харона, перевозящего, по легенде, души в загробный мир (его можно увидеть на фреске «Страшный суд») и предсказательниц – сивилл (они в обилии представлены на фресках потолка капеллы).
Пятнадцать лет назад, американский врач Френк Мешбергер обратил внимание, что фигура Бога и окружающих его ангелов в «Сотворении Адама» напоминает мозг человека в разрезе. Бразильский врач Джилсон Баррето случайно натолкнулся на выводы Френка Мешбергера и заинтересовался ими. Как отмечает журнал «Шпигель», с 1870 года конклав происходит в Сикстинской капелле, а до этого выборы проходили в Квиринальском дворце. Книга прошла через ряд успешных переизданий и получила продолжение.
Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Роспись Микеланджело не походит ни на одну плафонную роспись из тех, что были выполнены в конце XV— начале XVI веков итальянскими художниками. После крупной размолвки с понтификом художник покинул Рим. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия. Кардинал Караффа обвинил Буонарроти в непристойности, поскольку в главной церкви тот изобразил нагие тела с неприкрытыми гениталиями. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции.
На тот момент – Павел III. А вот сам мастер оказался не очень довольным. Папский приказ гласил: прежде всего, приступить к росписи в Сикстинской капелле. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35.
Вначале, правда, у него были помощники — пять художников и среди них его друг Граначчи. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело.
Работа над Сикстинской капеллой была так неприятна, что Микеланджело написал стихотворение о своем страдании. В 1509 все более и более разочарованный Микеланджело рассказал о своем физическом напряжении другу Джованни да Пистойе. Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро). Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд» Микеланджело, говоря перед Папой и художником, что нечестивая нагота фрески подходит, скорее, для бань и таверны, чем для Папской капеллы.
Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. Варфоломея (На фреске Св.
Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. Хотя раньше считалось, что Микеланджело писал фрески в более мрачных тонах. При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела.
Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Фреске был возвращен практически исходный вид только в конце XX века. Работа началась со стенных фресок 15-го века в 1965 году. Работали одновременно каждый над своей фреской слева направо снизу вверх. Дольчи.
Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Другой мотив— раковина, один из символов Мадонны, предположительно ей была посвящена часовня в 1483 году.
Но он прогнал их всех: он умел работать только один. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. И вот тут молодой художник, обласканный Папой, признанный обществом, этот баловень судьбы оказался в затруднительном положении.
Перед началом работ, в 1979 году, были проведены необходимые исследования, тестирование, поиск подходящего растворителя. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера».
Такой тип лесов, адаптация известной конструкции, позволял работать сразу по всей ширине свода12. Военная угроза со стороны османского султана Мехмеда II «Завоевателя» и флорентийской Синьории Медичи, требовала укрепить ненадежную постройку. Микеланджело позвал их вСикстинскую капеллу и попросил за один рабочий день (фрески писались по сырой штукатурке и именно день был единицей измерения времени) изобразить то лучшее, на что они были способны.
Подождав пару недель, Микеланджело отправился в Болонью на поиски папы. Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело. Фреска разбила священнослужителей на два лагеря – сторонников и противников.
Правда, за их достоверность было трудно поручиться: Боттичелли, Гирландайо, Фра Диаманте, написавшие эти портреты, никакими документальными данными в большинстве случаев не располагали. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции.
Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. В труднейших условиях, на протяжении четырех лет (1508-1512), работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного свода собственноручно. Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний. Для фрески «Битва при Кашине» Микеланджело выполнил картон, который не одно десятилетие служил пособием для других живописцев. Десятки, сотни тысяч страниц написаны на множестве языков о фресках сикстинского потолка.
Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Здесь, нужно заметить, не обошлось без помощи «доброжелателей». «Если есть мозг, то должны быть и другие органы», – решил он.
Заделать их будет невозможно. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». На каждую фреску уходило в среднем 45–60 дней. В 2006 году Константин Ефетов издал книгу «Шокирующая тайна Сикстинской капеллы», в которой попробовал разобрать самые любопытные тайны храма. Двадцать с лишним лет спустя художник вновь призван к ватиканскому двору. И вот они постепенно обретают форму, заполняя все пространство фрески.
Тогда Микеланджело зовет своих друзей, флорентийских живописцев. План здания создал архитектор Понтелли, а работами руководил Джованнино де Долчи.
Путаница началась из-за неправильного перевода одной из биографий, где использовалось слово «resupinus» («изогнутый назад»), которые иные умельцы вольно трактовали как «лежащий на спине». Точных сведений о том, разрабатывал ли мастер всю программу самостоятельно, нет. Цель, которую ставил перед собой Микеланджело, – превзойти природу, сотворить из человека титана. Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый.
И причина тому –интонако, слой штукатурки, на который наносятся краски, пока он не высох. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру.
Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора61. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета. Вода протекала внутрь и могла испортить бесценные картины.
Микеланджело было около 60 лет, когда его снова позвали в часовню для создания картины Страшного суда (1535-1541) на стене алтаря. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл. Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли. Павел III и Буонарроти иронично и твердо возражал своим оппонентам.
IX, ст. Часовня 20. 70 метра высотой увенчана крышей со сглаженным цилиндрическим сводом. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38. Сикстинская Капелла имеет три этажа. Обманчиво скромная снаружи и великолепная внутри, Сикстинская капелла (Cappella Sistina) — это душа и сердце Ватикана.
Оскорбленный художник тут же отправился паковать вещи, чтобы уехать во Флоренцию. Он написал 2-е картины из жизни Христа и одну из Ветхого Завета. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа.
Но как бы там ни было, над потолком работал Буонарроти и 9 картин из «Книги бытия» стали одним из лучших произведений мастера. «Одевать» персонажей пришлось ученику Буонарроти Даниэле да Вольтерра. Картина «Страшного суда» была окончена в 1541 году, а её открытие состоялось ровно через 29 лет после представления фресок на своде – в канун Дня Всех Святых 31 октября. Он тут же потребовал демонтировать леса, дабы иметь возможность осмотреть картины. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. По мере приближения к алтарю замысел Микеланджело достигает архитектонической ясности. Считается, что первоначально для этих целей хотели позвать другую звезду итальянского Возрождения — Рафаэля Санти (он, кстати, тоже приложил свою руку к оформлению). Роспись стен Сикстинской капеллы — случай уникальный.
Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте» истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея). Он представляет собой галерею с множеством небольших окошек-бойниц, по периметру опоясывающую здание. Вопреки распространённому утверждению, согласно которому художник был вынужден работать лёжа, Микеланджело стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18. Такой поступок, конечно, нанес ущерб и фреске и самолюбию гения.
Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Они не были гениями, но техника фрески была им знакома.
С самого начала Юлий II даже не догадывался, чем закончится его стремление «обновить» звёздное небо на своде Сикстинской капеллы. Пока не определён письменный источник, если таковой существовал, теологической программы росписи. По его мнению, Микеланджело отразил своё понимание слов из книги Бытия: «И были оба наги, Адам и жена его и не стыдились этого».
Художники были воодушевлены и полны решимости показать себя. И вот тогда весь Рим сбегается в капеллу, чтобы посмотреть открывшиеся фрески. Самые первые творения реставрировались ещё в 1965 году, а восстановление арок и «Страшного суда» проводилось с 1980 по 1994 года.
Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Он учился мыслить широко, жить работой, видеть правду. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида.
Вот таким образом со временем над галереей была возведена крыша. Управляющий строительными работами принял решение оставить фундамент и часть нижнего яруса предыдущей постройки. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем — «Страшный суд». Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам.
Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком. Первый этаж Капеллы самый крепкий, массивный и мощный.
Снизу их не видно из-за выступов карниза. Под Христом св. Работа над фресками двигалась медленно и мучительно. Среди них Браманте, Рафаэль и Микеланджело. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса. Его правая рука, дающая жизнь неодушевленной материи, вытянута.
Со всей Италии в Рим приглашаются лучшие архитекторы, скульпторы и художники. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Они же являются авторами кафедры хоров.
В изображении семи библейских пророков и пяти античных сивилл, сидящих на одинаковых мраморных тронах, художнику удалось избежать монотонности благодаря приданию персонажам ярких индивидуальных черт. В 1508 году папа Юлий II поручил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы.
Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология.
По всей протяженности боковых стен капеллы расположены 12 прямоугольных фресок. 1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции. Он был нетерпелив до предела и постепенно им овладевало все большее нетерпение. Своей главной задачей он видит укрепление позиций римской католической церкви. здесь).
Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая». Затем следуют «Убийство египтян», «Борьба с пастухами, напавшими на дочерей Иофора», «Горящий куст», «Переход через Красное море» и «Передача скрижали Закона». Во фреске «Отделение света от тьмы» Микеланджело наделяет Бога Саваофа, борющегося с хаосом, собственной творческой страстью.
Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Тем не менее, это прекрасные наполненные смыслом шедевры, достойные внимания. Второй подготовительный рисунок с композициями, которыми предполагалось декорировать ниши, находится в музее Детройта. Он живет по-прежнему как аскет и бедняк, хотя к тому времени папа Павел III сделал его первым архитектором, скульптором и художником Ватикана и назначил ему высокое жалование. Четыреста фигур (высотой до 2, 5 м) задумано Микеланджело для композиции «Страшного суда». Кардинал организовал даже кампанию по цензуре, вошедшую в историю под названием «Кампания фигового листка», которая должна была уничтожить неприличную картину Наготу персонажей «Страшного суда» скрыли после Тридентского собора 24 года спустя по указанию уже Павла IV. Начало работ над «Страшным судом» затягивалось ещё и из-за отсутствия качественной синей краски, которая удовлетворила бы мастера.
Снаружи здание было не очень приметным. Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. На следующей панели находится довольно редко цитируемый эпизод Ветхого Завета — «Наказание Корея, Дафана и Авирона» иудейских священников, отрицавших Моисея и Аарона как гражданскую и религиозную власть над избранным народом. Но в 1508 Папа Римский Юлий II привлек Микеланджело к перекрашиванию потолка. В 1480 году отношения между Римом и Флоренции можно было назвать сложными, только-только был заключен шаткий мир после междоусобиц, но до сих пор Лоренцо не мог забыть и простить то, что в результате заговора Пацци был жестоко убит его возлюбленный брат Джулиано. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем.
Атлетические фигуры воплощают представление о человеческой красоте. Вот таким образом Великая капелла перестала существовать, а ее место заняла Сикстинская капелла. Но Сикстинская капелла — больше, чем просто комбинация чудес искусства. Он был знаком с ранними, вдохновлёнными идеями гуманизма, скульптурными работами, такими как бронзовый Давид Донателло, своеобразным ответом которому стал мраморный Давид Микеланджело, установленный на торговой площади у Палаццо Веккьо, дома совета Флоренции. Однако Буонарроти заставил снять основу для масляной росписи и приступил работе над фреской после нанесения нового слоя.
Благодаря экстраординарным талантам Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Сикстинская капелла в Ватикане стала одной из самых известных картинных галерей в западном мире. Создание фресок заняло 11 месяцев с июля 1481 до мая 1482. Однако свод был покрыт живописью изображающей звездное небо. В миру его называли кардиналом смерти. Плавный полет Творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами.
Общий план росписи церкви подготовили еще в дни строительства. Стены второго этажа прорезаны большими окнами. Некоторые исследователи полагают, что это — новое, чисто микеланджеловское толкование Библии, другие видят в его образах новое осмысление «Божественной комедии» Данте, третьи находят в них живописную поэму о восхождении человека от скотского состояния (фреска «Опьянение Ноя») до божественного совершенства.
Однако Юлий II был у него несколько раз и, несмотря на свой преклонный возраст, поднимался на леса. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Капелла была задумана еще предшественником Сикста IV – папой Николаем V. Римские папы, «наместники бога на земле», давно хотели иметь своего рода убежище-крепость, где они могли бы в беспокойные и смутные времена укрыться и от внешних врагов и от гнева римских прихожан. А в простенках между окнами были помещены портреты пап. Новое предложение еще более заманчиво и грандиозно: создать на алтарной стене Сикстинской капеллы фреску «Страшный суд», день «божьего гнева», который предсказывали пророки и сивиллы.
Под каждой панелью находится соответствующий сцене рассказ из жизни Моисея. К 1480 году натянутые политические отношения меж папой Сикстом IV и главой флорентийского Синьории Лоренцо Медичи (Lorenzo de Medici) немного улучшились. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь.
Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом. «Потоп» является первой композицией, выполненной художником на потолке Сикстинской капеллы.
Работы же велись под руководством архитектора Джордже де Дольчи и продолжались 8 лет. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны.
Высота капеллы— 20 метров. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. В них художник изобразил многочисленных предков Христа. Он начинает работу над гигантской фреской (около 200 кв. м) совсем один, без помощников. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Созданные талантливым молодым скульптором по имени Микеланджело, они остаются одним из самых символичных шедевров итальянского Ренессанса, ежегодно привлекая в Ватикан более 5 миллионов туристов.
Но и Микеланджело не любил, чтобы ему мешали, вот таким образом не пускал Юлия II. Он то и дело требовал, чтобы художник пустил его к себе наверх и показал свою работу. С четырнадцати лет находился он в центре флорентийской культуры, обучаясь и творя в «Садах» Лоренцо Медичи, в художественной школе для одаренных мальчиков. Второй этаж – основной.
Аж четыре года (с 1508 по 1512) затратил именитый мастер на украшение свода. Последняя панель южной стены показывает сцены: «Наследие Моисея» и «Смерть Моисея». По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19.
Однако следующий Папа Павел III от идеи создания фрески не отказался и маэстро таки пришлось удовлетворить запрос Ватикана. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43. Правда, Микеланджело не удовлетворил настолько «бедный» вариант росписи свода Сикстинской капеллы. Что делать художнику, когда он дойдет до этих отверстий, а, Браманте. Однако Папа был непреклонен и художник не посмел отказаться.
По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания. Споры по поводу пристойности творения Микеланджело продолжались и после его смерти.
Картина «Страшный суд», охватывая всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы площадью более 200 квадратных метров, содержит около 390 фигур. 10. В углах пяти из библейских композиций Микеланджело разместил фигуры двадцати обнаженных юношей, сидящих на кубах и поддерживающих медальоны и гирлянды из дубовых листьев и желудей (папа Юлий II был из рода Ровере, что по-итальянски значит «дуб»).
Карафа был патологически жесток. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Несмотря на то, что художник лишь немного прикрыл наготу темперой, римляне навсегда нарекли его «штанописцем». Задрапировать «неприличные места» было поручено все тому же Даниэле да Вальтера, хотя работа была продолжена другими мастерами. А в период глобальной реставрации 1981-1994 гг. Именно это и толкает великого художника-скульптора на изменение стиля дальнейшей росписи.
В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. Восстановление включало удаление нескольких так называемых штор «скромности», которые были добавлены некоторым голым фигурам. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Но заказ есть заказ. Первый этаж был задуман опорой всего строения, а вот таким образом стал самым мощным. Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999).
Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Безукоризненное структурное единство достигнуто благодаря иллюзионистской архитектуре, чётко выверенным, с подчёркнутым ритмом, положением в пространстве персонажей, прежде всего тех, что не вовлечены в повествовательные сцены: Ignudi и пророков и сивилл. Так, во фресках «Грехопадение и изгнание из рая» и «Сотворение Евы» ствол дерева выглядит как бронхи, а одеяние Создателя напоминает вид легкого сбоку. Картины в зоне лютенов и треугольников посвящены человеку на земле и предкам Иисуса.
Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен. Двенадцать сделанных этими художниками фресок изображали эпизоды из жизни Христа и жития Моисея. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи18.
Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. В связи с возросшим интересом к наследию языческого Классического мира, когда ученые обращались от изучения латинских трудов средневековых отцов церкви к трудам античных авторов, присутствие в Сикстинской капелле персонажей языческого мира вполне закономерно. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Рафаэль очень уважал мастера, признавал его безграничный талант скульптора, восхищался его великолепными фресками потолка.
Но внутри Сикстинская капелла была красива. Подобно тому, как сегодня маляры сооружают деревянные стойки для работы на высоте, художник стоя работал над своим шедевром. Первоначально роспись южной стены начиналась с цикла фресок Перуджино на тему жизни Моисея, первой из которых была картина «Рождество Моисея». Но интенсивная работа под потолком часовни повредило здоровью 33-летнего художника.
И для того имелись серьезные причины. И это учитывая то, что за прошедшие века здание было дополнено рядом надстроек и опор. Впечатление о работе Микеланджело в лежачем положении появилось благодаря фильму 1965 года Муки и Экстаз, в котором Чарлтон Хестон изобразил гения под потолком Сикстинской капеллы. 3. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу.
От самого первого проекта росписи капеллы даже сохранились два рисунка. Размеры Капеллы (длина – 40, 93 м., ширина – 13, 41 м., высота – 20, 70 м. ) в точности повторяют размеры Храма Соломона из Ветхого Завета. А пришедший к власти папа Климент VIII в 1590 году и вовсе хотел уничтожить «Страшный суд», но его никто не поддержал и фреску сохранили.
И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. Кроме того имеется ещё одна манипуляция с возрастом. У ног Христа семь ангелов, описанных евангелистом св. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев— намёк на герб делла Ровере).
Это объясняется изменением концепции уже в процессе работы. В 1999 году фрески подверглись осторожной и тщательной реставрации. Причина не только с сюжете Страшного суда, который трудно назвать жизнеутверждающим и не только в возрасте мастера.
В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Как и роспись свода, картины «Страшного суда» дались художнику непросто.
И идут люди в римскую церковь Сан-Пьетро ин Виколи, чтобы постоять в молчании перед могучим «Моисеем» – статуей на гробнице папы Юлия II. И эти опасения не были беспочвенными. Но, не тут-то было. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33.
Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. Уже в октябре 1511 года Микеланджело написал отцу, что работы над сводом практически окончены, но «финальные штрихи» затянулись почти на год.
Преемник Сикста IV, его племянник Юлий II (Ulius II), ни на миг не переставал думать о том, какое значение имеет для католической церкви Сикстинская капелла. Именно он изнутри украшен потрясающими фресками. Задача по драпировке было поручена Даниеле да Вольтера.
Объединяющим, своего рода «арт-директором» проекта, скорее всего, был Пьетро Перуджино имеющий опыт работы над масштабными проектами. Строительство Сикстинской капеллы началось в 1473 году по инициативе папы Сикста IV (собственно, от его имени и произошло название этой достопримечательности). Историки сообщают, что весь цикл фресок был выполнен Микеланджело в три этапа: концом первого является «Жертвоприношение Ноя», второго – «Сотворение Евы». Простенки между окон расписаны фресками, на которых изображены все первосвященники. «Страшный суд» Микеланджело вызвал яростные споры, как со стороны его поклонников, так и со стороны противников.
И это можно понять по его последним фрескам. Сначала художник привлекал к работе и других мастеров. Однако они появились здесь позже других, написанных его талантливыми предшественниками между 1481-1483 годами.
Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги. IV). На одной стене изображены сцены из жизни Христа, на другой – из жизни Моисея.
Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету.
Микеланджело построил «летящие» леса— настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. Общественности оконченная алтарная фреска «Страшный суд» Сикстинской капеллы была представлена в конце октября 1541 года.
Одним из таких является Сикстинская капелла в Ватикане. На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии. Но Буонарроти – упрям, его не так просто сломить.
Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Некоторые считают, что слишком много воображения.
Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека». Возможно, в вопросах богословия его консультировали проповедник Эджидио да Витебро и Марко Виджеро.
Да он и был, собственно, этим узником, невидимой цепью прикованным к своей работе. Сам художник сообщал об этом Джан Франческо Фаттуччи в своём письме. Известен всему миру также хор Сикстинской капеллы, состоящий из высокопрофессиональных хористов-католиков.
Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра. часть фресок были вновь раздеты, когда убирали позднее наслоения и очищали фрески от копоти используя новейшие технологии. В 1483 году капелла была освящена, а начиная с 1492 года, она стала местом проведения одного из самых важнейших событий в жизни Католического мира – конклава (выбора нового Папы Римского). Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына. Серия фресок на этой стене заканчивается картиной «Последняя Вечеря», где на заднем плане видны три эпизода из Страстей Христовых («Моление о чаше», «Арест Иисуса» и «Распятие»). Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно.
В итоге, художник приступил к росписи летом 1536 года. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира.
Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом. И вот тогда его взору предстает картина, слишком переполненная мелкими фигурками.
Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. На самом деле сооружение выполняет важнейшую религиозную функцию. Кроме фресок, Сикстинская капелла также знаменита тем, что это место проведения выборов Пап или конклавов (словосочетание «cum clave» буквально означает «под ключом»), на которые собираются кардиналы. Эпоха Возрождения подарила миру множество великих произведений искусства. Позднее по указанию одного из римских пап эти фрески были сбиты и на стене от пола до потолка было создано одно из самых замечательных произведений монументальной живописи – знаменитая фреска Микеланджело «Страшный суд».
Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя». Третий этаж – караульня (и снова намек на «крепостное прошлое» Капеллы). Для изображения текстурированных поверхностей, таких как волосы на лице или структура дерева, он использовал широкую кисть с редкой щетиной. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. Итак, 1471 год. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию.
Едва ли не на пороге его застал посланец папы с щедрым вознаграждением в качестве извинения и просьбой принять случившееся за «милостивую шутку». 31 октября 1512 года (спустя четыре года неутомимой работы), весь свод был закончен и капелла открыта. Несомненно, свод Сикстинской капеллы стал вершиной творчества великого скульптора. Там же обнаженная фигура св. Пять столетий не минули бесследно: фрески в часовне сильно пострадали от копоти и гари свечей, а картина «Страшного суда» даже была закрашена при Пие IV, показавшись папе недостойной находиться на стене главной христианской церкви.
Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. Мастер и его подручные сумели разработать новую формулу «интонако» — состава для пропитки штукатурки, стойкого к влажному римскому воздуху. Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти.
Но тайна, которою он при этом окружил себя, сильно возбуждала общее любопытство. В действительности же Микеланджело работал стоя, располагая пространством для маневров. Камин капеллы напрямую связан с трубой, которая дает миру знать результаты выборов. Он проходил обучение сначала под руководством Доменико Гирландайо известного двумя большими фресковыми циклами в капелле Сассетти и капелле Торнабуони, работавшего также и в Сикстинской капелле. И кто бы мог подумать, что Микеланджело ещё сюда вернётся.
Что интересно, Сикстинская капелла возникла не на пустом месте. У меня уже вырос зоб от этой пытки, написал он в стихотворении.
Изображение одного из юношей сильно повреждено взрывом в башне Sant39Angelo в 1797 году. Напрасно искать в их фигурах аллегорический смысл, его нет (еще Вазари назвал их просто «обнаженными»). Еще при жизни художника папа приказал обнаженные тела записать драпировкой, а в 1596 году другой Папа (Климент VIII) хотел вообще сбить весь «Страшный суд». Ещё во время написания «Страшного суда» творение Микеланджело вызывало не только восхищение, но и шквал возмутительных речей. Вот если бы он, прославленный художник, мог нарисовать картины собственноручно.
Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство» художника. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны.
На одних участках поверхности заметны сделанные его рукой импульсивные зарисовки, на других— следы сетки, при помощи которой он переносил рисунок с миниатюрного эскиза. В настоящее время роспись северной стены начинается с фрески «Крещение», за которым следует «Искушения Христа» и «Очищение Прокажённого». По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа.
Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57. Громадная площадь потолка Сикстинской капеллы могла бы создавать угнетающее ощущение, «нависать» над прихожанами, если бы не небольшие хитрости мастера искусственно поделившего громадный плафон на 47 сегментов. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»18 художника. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры.
В декоре свода повторяется изображение жёлудя— символ семьи делла Ровере, к которой принадлежали Сикст IV и Юлий II. Варфоломей, показывающий содранную с него кожу. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Существует также другая интерпретация: учитывая, что Микеланджело ненавидел фреску, таким образом художник выразил мнение, что нет ничего хуже, чем ее рисовать. Но предложение папы было воспринято гением как некое испытание, он принялся за дело. Один из страстных критиков работы Микеланджело Бьяджо да Чезена был запечатлен на фреске «Страшный суд» Сикстинской капеллы.
Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. 15. Карниз, огибающий плафон, акцентируя линию сопряжения криволинейной и горизонтальной поверхностей свода, отделяет библейские сцены от фигур пророков, сивилл и предков Христа35.
Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Микеланджело рисовал по влажной штукатурке используя технику отмывки для покрытия широких областей цветом, затем, после высыхания поверхности, он повторно проходил эти области, добавляя оттенки и прорисовывая детали. Фрески Сикстинской капеллы содержат большое количество портретных изображений: только в сохранившихся 12 картинах (из 16 написанных) портретов около сотни. Сикстинская капелла была построена в 1473-1483 годах во время Папы Сикста IV делла Ровере.
Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять». Считая скульптуру царицей всех видов искусства, он писал: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы.
Все это время с ним рядом находятся его помощники. Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Главным был второй ярус. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах.
Нижний ярус – картину Конца времен: вестники Апокалипсиса трубят о Страшном суде, грешники опускаются в ад, а праведники возносятся на небеса. Северная стена была отдана под повествование жизни Христа.
Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19. Ее свод полностью, от края до края, покрывает изумительная роспись. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам.
Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи. По его мнению, это обедняло роспись. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Проект серьезно повредил зрение художника.
К примеру, кардинал Карафа (Carafa) и церемониймейстер Бьяджо да Чезена очень возмущались по поводу наготы библейских персон. Вот что значит гений. Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. И в ответ услышал: «Когда смогу».
Память об этом событии живет во мне до сих пор. Первоначально здесь было 28 портретов ранних Пап, погибших мученической смертью. Прошло немного времени и других художников привлекли для «прикрытия срама», они изобразили листы растений на интимных местах, добавили немного одежды и животных. Через три года Доменико Карневали восстановил повреждённый фрагмент фрески, этот участок с течением времени сильно потемнел. Трактовка темы мастером оказалась весьма своеобразной: «Страшный суд» Микеланджело – это динамичное вращение хаотически сплетённых тел грешников и праведников, в центре которого — фигура Иисуса-судьи. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась.
Последняя реставрация фресок Сикстинской капеллы проводилась с июня 1980 по декабрь 1999 года. Микеланджело начинает расписывать потолок, как вдруг выясняется, что изображения покрываются плесенью. Флорентийцы, при содействии Пинтуриккио и Бартоломео дела Гатта (Bartolomeo della Gatta) сделали роспись стен новой церкви. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении.
Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Флоренция XV века — центр искусств, кузница Возрождения. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Торжественное открытие часовни было отпраздновано вечерней литургией 31 октября 1512 года.
По мнению бразильцев, в «Кумской Сивилле», мешок, висящий рядом с Сивиллой, является изображением сердца. А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы».
На длинных боковых стенах имеется по 6 окон, а над входом – их 2. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён.
Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции. Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда» и, несмотря на то, что Буонарротиотказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть.
«Вырос зоб от этой пытки, а желудок раздавлен под подбородком», – твердил Буонарроти. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново. Сюжет любой фрески лаконичен и содержателен, миниатюры оформлены в декоративные рамки исполненные из травертина. Завершающая фреска «Обсуждение над телом Моисея» расположена на стене со стороны входа. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды.
На первом, хранящемся в Британском музее, — фрагменты фигур апостолов. На одних участках поверхности заметны сделанные его рукой импульсивные зарисовки, на других— следы сетки, при помощи которой он переносил рисунок с миниатюрного эскиза.
Небольшие картины и геометрические рамки дают невероятную глубину и детализацию фресок. А потом предложил поручить Буонарроти роспись свода капеллы. Объяснение напрашивается само собой. Лоренцо, тонкий политик, соглашается помочь Папе.
Высокие толстые стены, укрепленные сейчас в некоторых местах прочными опорами, безошибочно выдают в Капелле защитное предназначение. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном. Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвёртый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. Тысячи верующих собираются на площади у собора Святого Петра в ожидании результатов. Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки).
По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. После длительной работы в таких условиях Микеланджело долгое время мог читать только держа текст высоко над головой.
Заметив, что панели слишком переполнены, а персонажи просматриваются на такой высоте неразборчиво, он изменил стиль росписи: после Грехопадения и Изгнания из Рая и Сотворения Евы изображения стали более лаконичны, рисунок смелым, фигуры героев крупнее их жесты проще и выразительней. Говорят, в одну реку не вступишь дважды. Но Микеланджело отметил, что на потолке далеко не боги, а святые люди. IX, ст. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29. Разъярённый художник покинул Рим и лишь после многократных призывов Юлия встретился с папой и просил у него прощения.
Ни в Европе, ни в восточных странах. Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру. В то же время в росписи плафона определённо прослеживается приверженность ренессансным идеалам, возможно даже стремление примирить христианство с философией гуманизма41. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Это Харон, который гонит грешников в ад.
На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов. Браманте же предложил поручить роспись свода капеллы Микеланджело, вероятно, надеясь, что тот, никогда не занимавшийся фреской, не справится с поставленной задачей. Четыре распалубки в углах потолка часовни иллюстрируют истории спасения из Ветхого Завета. Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки).
Но весна 1506 года на неопределённое время отложила реализацию проекта. Герои были обнажены и это не все восприняли с восторгом. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн.
Он видел знаменитого Савонаролу, клеймившего разврат и пороки знати, обличавшего продажное духовенство. Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах.
Два ряда Пап Римских не следуют в хронологическом порядке — последовательность распределена между северной и южной стеной в зигзагообразном образце. В двух настенных фресках — «Вручение ключей апостолу Петру» Перуджино и «Наказание Корея» Боттичелли, на заднем плане может быть замечена Триумфальная арка императора Константина. С самого начала своего основания (и до настоящего времени) в ней собираются конклавы для избрания нового папы. К примеру, картину Всемирного потопа помогали писать Граначчи и Буджардани. После сцены сотворения Евы герои стали крупнее и лаконичнее, а их жесты проще. Микеланджело, конечно, пытался вписать свои предыдущие работы в картины «Страшного суда», но, чтобы композиция в безграничном пространстве небес выглядела целостно, со временем пришлось отказаться от этого замысла.
Только Иоанн Павел II в 1994 году смог поставить точку в споре богословов и искусствоведов. Великий художник стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад. Кусок потолочного гипса упал и разрушился после взрыва на соседнем складе пороха в 1797. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа.
Цикл рассказов жизни Христа заканчивается фреской «Воскресения Христова» на стене со стороны входа в капеллу. IV). По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным». Микеланджело не желал, чтобы его посещал даже папа. Изначально она была открытой, но в капеллу постоянно попадала вода.
Сегодня итальянцы оберегают часовню и произведения на её стенах и потолке. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене. Только ответить своим искусством. В первую очередь бросается в глаза роспись Сикстинской капеллы. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой.
Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. В те же годы Рафаэль расписывал комнаты («станцы») Ватикана. Капеллу покрывает почти плоский свод. Сегодня человек посетивший Капеллу может воочию увидеть прекрасные картины на стенах, затейливую мозаику пола, по которому ступают процессии кардиналов направляясь к Папскому трону и огромную алтарную сцену «Страшный суд» за ним, потрясающую своей выразительностью и драматизмом (между прочим, тоже написанную Микеланджело, только 25 лет спустя). Персонажи не просматриваются на такой высоте.
Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52.
Тем более, у понтифика и скульптора появилось новое общее дело – Сикстинская капелла. В угловых парусах находятся фрески с изображением четырёх ветхозаветных сцен, где художник проиллюстрировал некоторые эпизоды чудесного спасения народа Израиля: «Давид и Голиаф», «Юдифь и Олоферн», «Казнь Амана» и «Медный змей». Он больше похож на Геракла или Аполлона. (Я согласна с этим высказыванием, а вы. ) В самом деле, зачем Микеланджело было скрывать изображения человеческих органов в Сикстинской Капелле. Капелла имеет прямоугольную форму (40, 93 м в длину и 13, 41 м в ширину), что соответствуют размерам Храма Соломона, как они даны в Ветхом Завете.
Высота капеллы— 20 метров. Создал его, согласно платежным документам, художник Пьер Маттео дАмелия. Там и Богоматерь, которая, плотно завернувшись в плащ, слышит и видит весь этот ужас.
Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. Чуть ниже, в люнетах размещены фигуры предшественников Иисуса Христа. Но и это ещё не всё. Работа была уполномочена Папой Римским Клементом VII (1523-1534) незадолго до его смерти и преемник Клемента Папа Римский Павел III Фарнезе вынудил Микеланджело быстро закончить работу.