Изучая картины Микеланджело, фото которых сейчас всем доступны, человек начинает осознавать истинный масштаб творчества этого мастера.
Музеи Ватикана в Риме (в комплекс включены 10 музеев) являются не только хранилищем самых знаменитых работ Микеланджело, но и уникальным собранием образцов античного, современного, религиозного и языческого искусства. Модель «Вечера» была утеряна, ее купил какой-то коллекционер и следы с этого времени пропали. В ноябре 1497 года французский посол Святого Престола кардинал Жан Билэр де Лагрола поручил ему высечь «Пьету», скульптура показывает Деву Марию, оплакивающую тело Иисуса. Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. Это был последний бой, происходивший на свадьбе, вот таким образом в сюжете присутствуют две женские фигуры (сверху слева и в центре снизу). Изображённые на барельефе воины вооружены камнями, а не мечами или копьями.
Ренессанс, обновление классической науки и искусства имел свой первый расцвет во Флоренции. Отказавшись от дальнейшей работы над статуей, он покидает Рим и уезжает во Флоренцию, где начинает свою второю версию фигуры Христа. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. Антония" – первая из известных картин Микеланджело.
Некоторые из фресок, как, например выжившая «Ливийской Сивиллы», демонстрируют внимательность художника к деталям, таким, как руки и ноги. Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина "Мучения Св. Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора. Среди самых известных его скульптурных работ— «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II. Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII20).
Интересно, что однажды в церкви из-за этого даже отказались принять его работу. Скульптуры же Донателло были перемещены в другое место из зала совета. 12) Взойдя на папский престол, Юлий II задумал построить себе великолепную гробницу. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать.
Скульптор должен быть наблюдательным и отображать действительность. Скульптуру «Бахуса» Микеланджело заказали с указанием специфической темы, молодой бог вина. В то же время работа очень отличается от работы Микеланджело по характеру. В «Страшном суде» у Микеланджело была возможность, в беспрецедентном масштабе изобразить фигуры, которые в действии также стремятся ввысь или падают и их стаскивают. Микеланджело именовал их как «ignudi».
Сегодня она находится в Лувре. Как сказал Стендаль, если вы не видели этого изваяния, вы понятия не имеете о возможностях скульптуры.
«Давид» – самая копируемая скульптура эпохи Возрождения. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников.
Мастера, который тайком (от церковных кликуш) по ночам выкапывал трупы, как мужские так и женские, для того, чтобы понимать какие мышцы куда крепятся, сложно обвинить в незнании анатомии. «Моисей», скульптура Микеланджело, не оставляет равнодушным никого. Договор согласовали в августе следующего года. Надгробную речь произнёс прославленный эрудит Бенедетто Варки. Если вопрос о последних вряд ли разрешится когда-либо, то по поводу смысла, вложенного в эти динамичные образы, до сих пор ведутся споры.
Проект создавался по заказу Климента VII, который решил увековечить своих родственников, которые умерли молодыми. Мать Микеланджело — Франческа ди Нери дель Миниато ди Сиена. Фигура передаётся в контексте с увиденным на фреске «Отделение света от тьмы». Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Мёртвые восставшие из могил, будут отправлены либо в Рай или в Ад.
Отец не был богатым и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. Лоренцо «Великолепного» и его брата Джулиано похоронили недалеко от них.
За полгода во Флоренции, Микеланджело работал над двумя статуями, «Молодого Иоанна Крестителя» и «Спящего Амура». Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени. Купол, завершенный только после его смерти, Банистер Флетчер назвал «величайшим творением эпохи Возрождения».
По мнению Виктора Лазарева, в этом тондо прослеживается влияние Леонардо да Винчи – его сфумато (смягчение очертаний фигур в живописи). И не собирается оплачивать расходы. Фреска изображает Второе пришествие Христа и его суд над душами.
Среди самых известных его скульптурных работ— «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II. Действительно, художникам больше не нужно искать новые изобретения, новые отношения, одетые фигуры, свежие способы выражения, различные композиции или возвышенные сюжеты, эта работа содержит все возможные совершенства этого направления». В ангеле Микеланджело всё динамично. В это время Микеланджело высекал рельефы «Мадонны у лестницы» (1490—1492) и «Битву кентавров» (1491—1492). Следовательно, всю фразу можно перевести как «так как излучала кожа его лица». Огромная духовная сила ветхозаветного героя выражена пластическим языком, который по мощи и богатству принадлежит к высшим достижениям изобразительного искусства. Естественная античная красота и идеальность пропорций контрастируют со средневековым христианским образом «мучительного ощущения скорби» из-за бренности существования.
Достаточно вспомнить, что в 1527 году произошел практически полный разгром Рима германскими войсками. Их задача – не отвлекать от рассказа о деяниях человека, его характере и страстях, а служить лишь фоном. Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). Микеланджело родился 6 марта 1475 года в городке Капрезе, недалеко от Флоренции. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра).
В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды. Среди самых знаменитых фресок на потолке – «Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание Адама и Евы», «Потоп», «Пророк Иеремия» и «Кумская сивилла». На ней изображен Давид перед схваткой с Голиафом.
Библиотеку открыли в 1571 году, а вестибюль оставался неполным до 1904 года. Однажды, в 1606 году, он стал участником драки.
Для «Страшного суда» Микеланджело черпал вдохновение из фрески Мелоццо да Форли в церкви Санти-Апостоли в Риме. Флоренция отдала последние почести великому Микеланджело с большим уважением.
За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Ему приходилось в прямом смысле слова отбиваться от обидчиков.
Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям. Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной35. Фигура Мадонны создает монументальность произведения, несмотря на его небольшие размеры. Ими были семь пророков Израиля и пять сивилл, прорицательниц античного мира. ботинках».
Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других. Это издание было неполным и содержало определённые неточности. Профессор Маджерини, которая изучала воздействие самых знаменитых произведений искусства на эмоциональное состояние посетителей гелереи, утверждает, что у определённого типа посетителей возникает так называемым «синдром Давида».
Вскоре, во Флоренции разгораются массовые мятежи против тирании Медичи. И сразу разгорелась борьба между Римом и Флоренцией за право греться в лучах славы «божественного» Микеланджело. Два из наиболее известных своих творений «Пьета» и «Давид», Микеланджело создал, прежде чем ему исполнилось тридцать. Он вернулся к работе у Медичи.
Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1499 году. Они предназначались для неосуществлённого проекта гробницы папы Юлия II в Сан-Пьетро-ин-Винколи. Он изменил план, западную часть заканчивали по проекту Микеланджело, а купол – после его смерти с некоторыми изменениями.
До сегодняшнего дня в базилике не хватает фасада. По бокам от Моисея стоят фигуры Лии и Рахили, выполненные учениками мастера. «Моисей» – фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика. Пророк изображён человеком скрытой мощи, динамической силы и с рожками – это было следствие неверного перевода нескольких строчек библейской книги «Исход». И с его сексуальными предпочтениями стиль тоже вряд ли связан. «Тондо Таддеи» 1502 года показывает младенца Христа, который испугался снегиря, символа распятия.
Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. В тот период, у него была самая большая мастерская во Флоренции. Давайте познакомимся ближе с работами этого гения эпохи Возрождения.
Этот проект существовал в нескольких вариантах. На фреске изображено большое и уродливое тело старухи. А подсказал ему этот сюжет итальянский поэт Анджело Полициано. Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine). Его преемник, Павел III сыграл важную роль вначале и завершении проекта художником. Мы отдельно поговорим о двух композициях.
Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. В 1488 году, в возрасте тринадцати лет, Микеланджело отдали на обучение Гирландайо. Мелоццо изображал фигуры с разных сторон, словно они плывут в Небесах и их видят снизу. Это соборный флорентийский храм. Для мастера это было единственным средством выразительности.
В картине подчёркиваются крутящие движения присутствующее в «Мадонне Брюгге». В процессе росписи потолка, Микеланджело исследовал различные тела. Пророк Иеремия, предвидевший падение Иерусалима, является изображением самого художника. Антония было оценено художниками и писателями 16-го века Джорджо Вазари и Асканио Кондиви – самыми ранними биографами Микеланджело – как особенно любопытная работа с творческим подходом к оригинальной гравюре Шонгауэра. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Его отец был градоправителем или по-другому подеста.
Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni 6 марта 1475, Капрезе— 18 февраля 1564, Рим)— итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Тогда его обвинили в убийстве. Фигура очень динамична и наполнена внутренней энергией. Он занимался там в течение одного года.
Самой громкой из его подделок может оказаться скульптура «Лаокоон и его сыновья», которую сейчас приписывают трем родосским скульпторам. На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. Данный образ широко использовался как художниками, так и скульпторами XV века. В барельефе «Мадонна у лестницы» узнается влияние Донателло, прослеживаются элементы зрелого Микеланджело. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек»56.
Именно такого героя не хватало Италии в то время, когда ее раздирали внутренние конфликты и междоусобицы. Однако стоит приглядеться к деталям. Но когда он увидел окончательный вариант статуи, синьор Риарио категорически отказался ее забирать. Самой прекрасной частью композиции считается скульптура «Ночь». В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно.
«Скованный раб» — одна из более поздних статуй для гробницы папы Юлия. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. Они говорят, что в этом первом самостоятельном творении абсолютно нет личности автора. По этому поводу сам Микеланджело как-то скептически заметил: «Скольких моё искусство сделает дураками». Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. В часовне также находится Мадонна Медичи созданная Микеланджело.
Микеланджело, как говорили современники, в ней изобразил «спящего каменного ангела, в котором чувствуется дыхание». Мадонна у Микеланджело не изображена хрупкой или слабой, ее душа не наполнена болью. Это утверждение остаётся недоказанным, однако, сам Микеланджело верил в него. Его тело наполнено смелостью и отвагой. Повален на землю еще один кентавр справа внизу, но он еще пытается продолжить борьбу. Барельеф «Битва кентавров» свидетельствует о таланте молодого скульптора и о его внутренней зрелости – он ещё не участвовал в военных действиях, но сумел показать ужас, связанный с уничтожением людей. Существует легенда, что в нее был влюблен сам Аполлон, который и наградил ее даром прорицания.
Высокое мастерство Микеланджело было эталоном для многих поколений живописцев. Одновременно с этим во взгляде Давида сквозит непоколебимая уверенность в победе. К моменту завершения скульптуры Микеланджело было 24 года. Теперь борьбу за свободу олицетворял шедевр Микеланджело Буонарроти.
Обоих Лоренцо и Микеланджело обманул посредник с реальной стоимостью работы. На барельефе изображена женщина, сидящая у лестницы и играющие вокруг нее дети.
Спустя практически сто лет ее покупают Медичи и перевозят во Флоренцию. Позже написать «Битву при Кашине» доверили Микеланджело. В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин)36. Согласно Кондиви, Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, для которого Микеланджело работал над скульптурой святого Иоанна Крестителя, попросил Микеланджело «исправить её таким образом, чтобы выглядело, будто она была погребена» следовательно, он сможет «отправить её в Рим.
За это на Караваджо устраивали настоящие гонения. Мы видим вздувшиеся вены и ураган страстей на лице вождя.
Бахус «Пьяный Вакх» считается первой удачной работой молодого мастера. К первому относятся такие атрибуты, как женское, одетое и вертикальное их антонимы являются символами мертвого в «Пьете». К сожалению, город не смог отстоять свои права и в конечном итоге пал. Микеланджело Меризи по прозвищу Караваджо родился в 1571 году.
В конце 1494 года политическая ситуация во Флоренции стала спокойнее. Его биограф Паоло Джовио рассказывает: «По натуре он был настолько грубым и неотёсанным, а его внутренние привычки — невероятно убогими, что лишили последующего поколения учеников, которые, возможно, последовали бы за ним». В так называемом «Умирающем рабе», Микеланджело вновь использовал фигуру с выраженным контрапостом, предложив специфическую позу человека, в этом случае просыпающегося ото сна. Но это ИМХО.
Юноша Микеланджело запечатлён сильным и крепким с орлиными крыльями, в одежде античного стиля. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи. Его статуя «Давид» стала эталоном Высокого Ренессанса, а «Пьета» – лучшим воплощением тела мертвого человека в скульптурном исполнении.
Вскоре её стали рассматривать как один из великих шедевров скульптуры в мире, «раскрытие всех возможностей и силы искусства скульптуры». «Мадонна Брюгге», во время её создания, в отличие от других таких статуй, которые показывают Деву Марию, с гордостью представляет своего сына. Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу.
Сюжет близок к бытовому жанру. На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno). Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески). Несмотря на невысокое мнения о живописи, Микеланджело также написал две наиболее влиятельных работы в стиле «фреска» в истории западного искусства: сцену из Генезиса на потолке и Страшный суд на стене алтаря в Сикстинской капелле в Риме. Синьория (городской совет), торговые гильдии, богатые покровители, такие как Медичи и их банковские партнеры оказывали поддержку искусству.
В том же году, Медичи изгнали из Флоренции в результате восстания Савонаролы. Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. Он как-то сказал своему ученику, Асканьо Кондиви: «Однако, богатый я, возможно, был, я всегда жил как бедный человек». Обмороки чаще всего случались именно под статуей обнажённого Давида. Мучение Св. О ней напишет Вазари: «Когда же статую установили окончательно, он раскрыл её и поистине творение это затмило все известные статуи, новые и древние, будь то греческие или римские: с такой соразмерностью и красотой, с такой добротностью закончил её Микеланджело. Примечательно то, что главным достижением Микеланджело Буонаротти является новаторство.
Порывистый и ранимый Микеланджело тут же взял резец и молот и выбил фавну несколько зубов. Тот увлёкся идеей и лично отправился на место добычи мрамора для статуй – в Карарру. Окончательный, шестой вариант гробницы, был утвержден только в августе 1542 года. Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти.
Мужчина отправляется в Венецию и Рим, где продолжает обучение и изучает статуи и скульптуры древности. Полагают, что художник нарисовал ее в возрасте 12 – 13 лет на основе гравюры немецкого живописца 15-го века Мартина Шонгауэра. На протяжении последующих лет многочисленные интриги, недостаток финансирования и обвинения Микеланджело в растрате выделенных средств заставили мастера несколько раз кардинально пересмотреть свой первоначальный замысел.
Младенец Христа, которого сдерживает рука его матери, уже готов выйти в мир.
В таком теле ее и изобразил Микеланджело. Он разбогател и заново перестроил свой особняк. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских— он выполнял заказы для девяти из них.
Их толковали по-разному, как ангелов, муз или просто как художественное оформление. Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным. Сам Микеланджело был ранен, двое других мужчин погибли. Существует несколько интересных фактов, связанных с этой работой. Одно из центральных изображений, «Сотворение Адама» — одна из самых известных и наиболее воспроизведённых работ в истории искусства.
Гений этого человека самым лучшим образом выражается в скульптуре. В личной жизни, Микеланджело был воздержан. Потолок Сикстинской капеллы был расписан между 1508 и 1512 годами.
Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Скульптор Лоренцо Гиберти трудился пятьдесят лет для создания бронзовых дверей Баптистерия, которые Микеланджело описал как «Врата рая». Художник закупал мрамор в огромных количествах, но вот результаты его работы так никто и не видел (логично, что авторство приходилось скрывать). Эта фреска самая широкая в манере изображения и была написана за один день. По непонятным причинам многие туристы падают без сознания прямо у ног статуи Давида. Это издание было неполным и содержало определённые неточности31.
Она состоит из двух фигур – рабов, умирающего и восставшего. За его спиной бородатый воин, тоже с камнем в руке. Её должны были разместить снаружи Кафедрального собора Флоренции. Он был и мечтал оставаться Скульптором, свободным как его Давид. Эта скульптурная группа состоит из четырех фигур, стоящих попарно на двух саркофагах.
В 1546 году Микеланджело назначили архитектором собора Святого Петра в Риме. Внизу фигура уже убитого могучего кентавра, которого неистово топчут.
Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII). Как архитектор, он положил начало маньеризма в Библиотеке Лауренциана. В это время Микеланджело учился трудным рельефам, которые высекал Якопо делла Кверча вокруг главного входа Базилики Сан-Петронио, включая фреску «Сотворение Евы», композиция возродившуюся на потолке Сикстинской капеллы. Центральной фигурой является ребёнок, а не Мадонна.
В это время Микеланджело работал над рядом архитектурных проектов.
На последней панели, представлено «Отделение света от тьмы». Микеланджело был убеждён в том, чтобы взять на себя проект. Микеланджело принимает участие в этом конфликте и выступает в качестве военного инженера. Рубенс прожил в Италии 8 лет, которые и определили его будущее. Над его останками Вазари и его помощники изваяли прекрасное мраморное надгробие. Рельеф Микеланджело «Битва кентавров» создан в то время, когда он был ещё юношей, связанный с Академией Медичи.
Распятие Святого Петра – заключительная фреска Микеланджело в ватиканской Каппелле Паолина. Ну тщеславный был человек, что поделаешь. Семья Буанарроти утверждала, что происходят от графини Матильды ди Каносса.
В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин). Скульптура Микеланджело «Пьета» считается искусствоведами одним из нескольких сохранившихся произведений переходного периода от Раннего Возрождения пятнадцатого века к высокому периоду этой эпохи. В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. С иврита слово можно перевести, в том числе и как «рога» и как «лучи». Другие архитектурные работы включали: церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини, часовня Сфорца (капелла Сфорца) в церкви Санта-Мария-Маджоре и Порта Пиа.
Ее дубликаты стоят в Москве, Лондоне и на разных площадях родного города. Микеланджело трудился над фреской с 1534 года до октября 1541 года. «Вакх» изображает римского бога виноделия, которому соответствовал греческий Дионис, в сопровождении маленького сатира.
Более 500 рисунков Микеланджело хранятся во многих ведущих музеях мира. Мощный волевой напор завораживает, а иногда и пугает зрителей. Он являет собой образ человека-борца.
Перемещенная в собор Святого Петра в 18-м столетии Пьета – единственное произведение искусства, подписанное Микеланджело. Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni 6 марта 1475, Капрезе— 18 февраля 1564, Рим)— итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Справа на переднем плане, Микеланджело вышел на картину с выражением разочарования на лице. Микеланджело родился 6 марта 1475 года в Капрезе возле провинции Ареццо, регионе Тоскана. Только в 1531 году Микеланджело возобновил свой проект капеллы.
Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Впервые это сделал португальский художник Франциско де Холанда в 1538 году (на 63-м году жизни Микеланджело), в своей книге «Диалоги с Микеланджело» познакомивший со взглядами мастера на живопись и скульптуру. В стране вспыхивает революция.
«Восставший раб» — одна из двух более ранних статуй такого рода для гробницы папы Юлия, которую скульптор довёл до почти законченного состояния. Данная композиция напоминает живопись, но в то же время отличается от нее. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения— статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме— скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике.
С завершением Давида пришёл другой заказ. Борьба с мраморной глыбой заняла у него более двух лет. На двух фресках капеллы Паолина, «Распятие Петра» и «Распятие Павла», Микеланджело использовал различные группы фигур, чтобы передать сложное повествование. Второй такой, наравне с предыдущей, является «Давид».
Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Он создал ее в двадцать два года по заказу Рафаэля Риарио итальянского кардинала. Второй вариант включал статуи рабов, которые должны были находиться на нижнем ярусе гробницы. После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой.
Стиль исполнения и знание анатомии немного разные вещи. Аллегории разного времени суток изображены в виде фигур молодых мужчин и женщин. Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы. Другие художники, такие как Понтормо, привлекали скрученные фигуры «Страшного суда» и фресок капеллы Паолина. Потолок Сикстинской капеллы — работа беспрецедентного величия, как по своим архитектоническим формам, которым подражали многие художники по росписи потолка в стиле барокко, так и по богатству его изобретательности в изучении фигур. В академии как мировоззрение Микеланджело, так и его искусство подверглись влиянию многих самых известных философов и писателей того времени, включая Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола и Полициано. выдать как античную работу и. продать гораздо дороже».
Последняя основана на теме предложенной Полицианом и заказана Лоренцо де Медичи. Некоторые фигуры на рельеф переданы достаточно смело. Он приступил к работе в сентябре 1501 года. Статуи рабов изображают двух молодых и сильных юношей, которые находятся в путах.
Композиция состоит из Ночи, Дня, Утра и Вечера. В его центре находятся девять сцен из Книги Бытия, разделённых на три группы: Божье сотворение Земли Божье сотворение рода человеческого и его падение, отвернувшись от Божьей благодати и, наконец, Сущность человечества в лице Ноя и его семьи. Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной. Такой комплекс беспорядочных фигур редкость для флорентийского искусства, где его, как правило, можно найти только в изображениях, показывающих либо «Избиение младенцев» или «Муки ада». За этот период сменилось тринадцать Пап Римских— он выполнял заказы для девяти из них. Завершение этой работы заняло около четырёх лет (1508–1512).
Он покинул безопасный двор Медичи и вернулся в дом своего отца. Микеланджело не мог иметь единомышленников, так как от природы был отшельником и меланхоличной личностью, «bizzarro e fantastico», человек, который «уходил от компании мужчин». Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. И только в тех случаях, когда это необходимо.
Рубенс написал копию работы Леонардо, а Бастиано да Сангалло – работы Микеланджело. Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы (Sistine Chapel). Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine)34. Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». Второе издание, увидевшее свет в 1568 году, Вазари дополнил уже несколькими такими биографиями, в том числе (без ложной скромности) и своей собственной.
Работа над внутренним убранством не доставляла никакого удовольствия Буонарроти, на процесс также повлиял конфликт с Медичи в 1527 году. Этот художник – основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 века. Из других статуй, предназначенных для гробницы, две известны как «Умирающий раб» и «Скованный раб», находятся сейчас в Лувре. Он нехотя согласился и провёл три года создавая чертежи и модели для фасада, а также пытался открыть новый мраморный карьер в Пьетрасанте специально для проекта. Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины.
Прожил до 18 февраля 1564 года. Кондиви описывал, что он был безразличен к пище и напитку, ел «больше из потребности, чем для удовольствия» и что он «часто спал в одежде. Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане. В то время, Флоренция была крупнейшим центром искусства и учения в Италии.
Описание самых знаменитых из них вы сможете прочитать ниже. Живую форму ребёнка позже адаптировал Рафаэль в картине «Мадонна Бриджуотер». Картины завешивали сукном и открывали только в самом конце выставки. Ни одна из работ не была закончена и обе потеряны, когда зал заседаний восстановили. В начале 1504 года Леонардо да Винчи поручили изобразить «Битва при Ангиари» между силами Флоренции и Милане в 1434 году в зале заседаний совета в Палаццо Веккьо.
Микеланджело какое-то время работал над скульптурой Бертольдо ди Джованни. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. Вазари кратко сформулировал современное мнение: «Безусловное чудо, что бесформенный кусок камня превратился в совершенство, которое природа вряд ли способен воссоздать во плоти». Микеланджело создавал конструкцию часовни Медичи по собственному усмотрению. Две незаконченные ранние картины мастера находятся в лондонской национальной галерее, несколько скульптур – в Лондоне, Брюгге, Париже и Санкт-Петербурге.
Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Первая из них изображает причастность небесных стихий к роду «величайшего флорентийского правителя». Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских»4. Народ требовал соблюдения своих прав и получения свободы от диктата.
Обеими фресками восхищаются и сохранены их копии. (Сегодня, Капрезе известна как Капрезе-Микеланджело) На протяжении нескольких поколений его семьи были мелкими банкирами. Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино. Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. Ее основал флорентийский правитель Лоренцо Медичи. Теперь она находится в базилике святого Петра.
Так начался расцвет гения. С названиями «Моисей» и «Давид» мы уже познакомились. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор.
Дело в том, что любили и почитали его главным образом простолюдины, а вот сильным мира сего работы художника совсем не нравились. Восхищение итальянской культурой было таким сильным, что он в совершенстве выучил итальянский язык (он не только писал письма по-итальянски, но иногда и подписывал их на итальянский лад: «Пьетро Паоло Рубене»), но и стал авторитетным специалистом в области античного искусства. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами— Флоренцией и Римом.
Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Подростком Микеланджело отправили обучаться в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронатом Лоренцо де Медичи. Микеланджело приступил к росписи начиная с более поздних сцен повествования. Окончательный вариант гробницы не включал статуи рабов. Созданный Микеланджело цикл состоит из следующих скульптур: «Восставший (скованный) раб», «Умирающий раб», «Юный раб», «Бородатый раб», «Атлас», «Пробуждающийся раб». Картина получила широкое признание от пэров. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие).
Картины включали детали местности и группы фигур, «Опьянение Ноя» было первым в этой группе. Его боги похожи на крестьян, а религиозные сюжеты больше напоминают бытовые сцены.
Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек». Та композиция, о которой мы сейчас поговорим, задумывалась как часть мавзолея Юлия II. Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам. А в двадцатом веке Иерусалим отказался принимать у себя копию статуи «голого итальянца пятнадцатого века», так как «Давид» Микеланджело оказался необрезанным.
Кто же являлся заказчиком шедевра. В первое издание 1550 года книги Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», которая считается одним из самых обстоятельных трудов в истории искусства, была включена единственная «современная» биография – Микеланджело, которому в то время было 75 лет. Однако тот повреждает работу, на которую ушло около четырех лет. Он спроектировал как интерьер самой библиотеки, так и её вестибюль. Картина называлась «Смерть Марии».
Микеланджело, который неохотно взялся за эту работу, убедил Папу дать ему свободу действий. Статуя выполнена из мрамора и впервые была показана широкой публике во Флоренции 8 сентября 1504 года. Республика изменялась после падения антиренессансного священника и правителя Флоренции Джироламо Савонаролы (казнён в 1498 г. ) и восхождения гонфалоньера Пьеро Содерини. Сегодня ее можно видеть в первой капелле от входа в правом нефе Собора Святого Петра. Банк разорился и его отец Лодовико ди Леонардо Буанарроти Симони принял правительственную должность в Капрезе.
Незадолго до своей смерти в 1534 году папа Климент VII заказал Микеланджело нарисовать фреску «Страшный суд» на стене алтаря Сикстинской капеллы. Работу по осуществлению проекта начал Донателло со своим подмастерьем, но он успел создать только одну скульптуру После его смерти проект был приостановлен, а глыба мрамора (в народе прозванная «Гигантом»), предназначенная для статуи Давида, постепенно рассыпалась под воздействием эрозии. В начале шестнадцатого века была созвана комиссия, в состав которой входил и Леонардо да Винчи, которая постановила подписать контракт с двадцатишестилетним скульптором Микеланджело Буонарроти. Скульптуру приобрел банкир Галли, который жил недалеко от дворца Канчеллариа.
Через год Микеланджело поступает в художественную школу «Сады», находящуюся при монастыре в Сан Марко. В 1546 году художнику были доверены наиболее значительные в его жизни архитектурные заказы. Скорее это общее влияние эпохи. » Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж. Влияние Микеланджело на искусство и, особенно, на живопись огромное, но не однозначное.
В последующие месяцы он вырезал полихромное деревянное «Распятие» (1493), в качестве подарка настоятелю флорентийской церкви Санто-Спирито, который позволил ему некоторое время исследовать анатомию на трупах в больнице церкви. Именно из-за действий вразрез канонам он прославился в веках. Сегодня скульптура является экспонатом в флорентийском музее Барджелло. В качестве модели для «Сотворения», Микеланджело изобразил себя в процессе росписи потолка.
В «Распятии Петра» солдаты занятые своей обязанностью рыть яму и поднимать крест, в то время как на них смотрят люди и обсуждают происходящее. Сегодня терракотовая модель статуи «День», например, находится в Хьюстоне, «Утро» – в Лондоне. Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы. В работах известных под общим названием «Рабы», каждая показывает фигуру, отчаянно пытающуюся освободиться из уз скалы, в которой застрял. Иисус кажется несколько испуганным, а его мать с легкой улыбкой наблюдает за детьми. Когда ему было семнадцать лет, другой ученик, Пьетро Торриджано, ударил его по носу, вызвало уродство, которое бросается на всех портретах Микеланджело. Сюжет боя Геркулеса с кентаврами Микеланджело позаимствовал из «Метаморфоз» Овидия.
К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра). «Мадонна Дони» изображающая Святое семейство имеет элементы всех трёх предыдущих работ: фриз с фигурами на заднем плане имеет вид барельефа, в то время как круглая форма и динамичность фигур напоминают «Тондо Таддеи». В роли помощников для небольших сцен, художник нарисовал двадцать юношей. В это время Микеланджело создает свое бессмертное произведение — капеллу Медичи. Две картины очень разные, Леонардо изобразил солдат, сражающихся верхом на конях, а Микеланджело показал, момент нападения на них из засады во время купания в реке.
После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой. Он занимался там в течение одного года. Хотя Микеланджелол работал над гробницей в течение 40 лет, она никогда не была доведена до состояния, которое бы его удовлетворило. Бой настолько ожесточённый, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых.
Рабы Далее мы рассмотрим один из самых удачных примеров скульптуры Микеланджело. Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони (6 марта 1475–18 февраля 1564), широко известен как Микеланджело – итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и инженер эпохи Высокого Возрождения, который оказал беспрецедентное влияние на развитие западного искусства. Микеланджело выполнил цикл знаменитых скульптур, хранящихся в различных музеях Европы.
Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело – мраморный Вакх. После этого тело Микеланджело было погребено в правом нефе церкви Санта Кроче.
Увиденное потрясло воображение многих людей. Микеланджело обвиняли в убийстве. Ведь он был преже всего скульптором. Выполнена она по его личному архитектурному проекту.