Стивенсона. Он бог производительных сил природы (в «Книге мертвых» он назван зерном, в «Текстах пирамид» – богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности. Солярные мифы отражают две группы представлений: о смене времён года (более древние) и о борьбе солнца с мраком и злом, олицетворённым в образах чудовищ и различных страшных животных, особенно змей. Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом.
Это обеспечивало хороший урожай в будущем. Из хаоса вышли боги, создавшие землю, небо, людей, животных и растения. Там Ра, как и любой душе после смерти, приходилось преодолевать на своём пути всевозможные препятствия и опасности, подстерегавшие путешествующих по загробному миру, чтобы в пятом часу ночи попасть в «Великий Чертог Двух Истин». Подобно матери, своего брата и мужа Осириса Исида полюбила ещё до рождения, когда пребывала в чреве Нут.
Считалось, что в озере, примыкавшем к главному святилищу Собека, содержался крокодил Петсухос, как живое воплощение бога. рис. ). Например, в сказке «Змеиный остров» («Потерпевший кораблекрушение») действует огромный змей, который может испепелить человека своим дыханием, но может и спасти его, предсказать будущее.
И настолько она опьянела, что не могла даже узнать людей и причинить им вред. Существовал также миф, согласно которому Pa-солнце в образе рыжего кота под священной сикоморой города Гелиополя победил огромного змея (Апопа) и отрезал ему голову (см. Главным центром культа Амона («невидимого воздуха») являлись Фивы. Теперь борются две группы, одна из которых в одеждах верхнего Египта, а другая – Нижнего. до н. э.
Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). От опьянения ей поневоле пришлось прекратить свою бойню. Считалось, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе. Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Когда Тот возвратил в Египет Тефнут (или Хатхор, как говорится в одном из мифов), природа расцвела. С Осирисом связан один из самых значимых для египетской культуры мифологических циклов, рассказывающий о его коварном убийстве, абсолютном Сетом и последующем воскресении бога Исидой и Гором.
Женой Тота была богиня истины и порядка. Ибис считался священной птицей Тота. Под землей тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывет ночью.
Под влиянием мифа об Осирисе была создана сказка о двух братьях Бате и Анубисе, в которой ложно обвинённый Бата погибает, а затем оживает вновь при помощи Анубиса (в образе Баты сохранились также черты бога — быка Баты). Культ Сета в это время не нёс безусловно отрицательных черт. Исида горевала, что при жизни Осириса не успела родить сына. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Трон Осириса на земле переходит к Гору.
Исида зачинает от мёртвого мужа сына Гора. В период Нового царства с возвышением XVIII (Фиванской) династии (16-14 вв. Душа (Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме.
Амон (сокрытый, потаенный), в египетской мифологии бог солнца. Им противостояли четыре пары божеств, наделённых положительными силами: Хух и Хаухет (боги бесконечности), Нун и Наунет (боги воды), Кук и Каукет (боги темноты), Амон и Амаунет (невидимые боги). Прилет ибиса-Тота египтяне связывали с сезонными разливами Нила. Перед лицом Осириса происходит психостасия : взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта.
В сказке о мудром юноше Са-Осирисе (его имя в переводе означает «Сын Осириса») описывается загробное царство, куда он ведёт своего отца и суд над мёртвыми. Рождение нового Аписа становилось общенародным праздником, его поселяли в посвященном ему храме и на протяжении всей жизни окружали божескими почестями. Как говорилось выше, всех богов египтяне делили на добрых и злых. Вот таким образом не следует удивляться сходству функций многих из них. Задумав творение в своем сердце, он выражал свои мысли словами.
Победив Сета, Гор воскрешает отца. В гелиопольском мифе бог Атум, отождествленный с солнцем— Ра, появившийся из хаоса— Нуна («создавший сам себя»), сам себя оплодотворил, проглотив собственное семя и родил, выплюнув изо рта, первых богов, пару Шу и Тефнут (бога воздуха и богиню влаги). В отличие от большинства других представителей местного пантеона изображался не в «зверочеловеческой» форме, а в виде солнечного круга или шара, от которого тянутся руки с ладонями к земле и людям.
Сет долго преследовал Исиду и Гора, которым пришлось спасать свою жизнь в болотах Дельты. Египтяне верили, что природой и жизнью всех людей управляют боги. Эта хрупкая периодичность находилась под постоянной угрозой срыва: необычайно низкие разливы Нила приводили к голоду, а наводнения уничтожали посевы и жилища древних египтян. Его до сих пор называют «даром Нила» и считают родиной пирамид и Сфинкса, устремившего свой взгляд в безбрежные пески. Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом. В других мифах появление солнца связывается с яйцом, снесенным на поднявшемся из хаоса холме птицей «великий Гоготун». Но со временем он стал дряхлым и слабым и не одни боги решили воспользоваться этим.
Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха и Тефнут, богиню влаги. Праздник возвращения любимой дочери Ра отмечался и в исторический период. В греческой мифологии ему наиболее соответствует Гефест. см. Атон изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчиваются раскрытыми ладонями.
Во времена Среднего царства Амон стал именоваться Амоном-Ра, поскольку культы двух божеств соединились, приобретя государственный характер. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями. Во дворе находилось помещение для молитв и место для жертвоприношений. Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. По одному из преданий, ученый и мудрец Имхотеп, сановник и архитектор фараона Джосера (III тысячелетие до н. э), в связи с семилетним голодом посоветовал Джосеру сделать богатое приношение богу плодородия. Когда-то Осирис, по легенде, был царем.
Герой одного из самых известных мифов всех времён и народов. Наиболее значительные из них — «Тексты пирамид» — древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (26-23 вв.
Причём, данное слово «предел» относится и ко времени и к пространству, вот таким образом Неб-ер-чер является Вечным Богом Вселенной, который сотворил мир. Когда Ра состарился («его кости стали из серебра, его плоть из золота, волосы из чистой ляпис-лазури»), люди перестали почитать бога-царя и даже «замыслили против него злые дела». Под землёй Ра постоянно старается проглотить (но всегда неудачно) громадный змей Апоп (Апофис), воплощение хаоса. рис. 2), сборники заупокойных текстов. В то же время в образе змеи почитались богиня плодородия Рененутет, богиня— хранительница кладбищ Меритсегер, Исида и Нефтида— защитницы Осириса и, следовательно, любого умершего, богиня Уто— покровительница Нижнего Египта, охранительница Ра и фараона и др. Его обычно изображали с головой птицы ибиса на человеческом теле.
В тот год страна получила прекрасный урожай. Е. м. начала формироваться в 6-4-м тыс. В додинастический период праздник заканчивался борьбой двух групп участников мистерий: одна из них представляла лето, а другая – зиму. При помощи магии Исида зачала от мёртвого мужа сына, Хора. Сет сказал, что подарит этот ящик тому, кому он придётся впору. Кожа подкрашивалась красной охрой, создавая тем самым иллюзию естественной окраски кожи.
Воплощением земли в одних номах был богГеб, в других —Акер. Как и другие боги Древнего Египта, связанные с землей (Осирис и Сокар), Птах облечен в саван, который обнажал только кисти и голову. Амон («сокрытый», «потаенный»), в египетской мифологии бог солнца. Однако, случилось несчастье.
Эти боги составляют знаменитую гелиопольскую «девятку»— эннеаду, почитавшуюся во всем Египте и неизменно присутствующую в религиозных текстах. Однажды после военного похода Осирис устроил пир. Хатхор считалась женой Гора Бехдетского. Быка поселяли в храме и в течение всей жизни окружали божескими почестями. Все эти придуманные людьми мифы зачастую недостоверны. Например, самый известный миф о проклятии гробницы Тутанхомона развенчан. Наполняешь ты всякое место своею красотою. Мифология древних египтян имеет свои особенности и отличия. Странствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв. Начиная с эпохи Среднего царства с Осирисом отождествляется не только фараон, но и каждый умерший египтянин, а в заупокойных текстах перед именем умершего обязательно ставится имя «Осирис».
Возвышение новых религиозных и политических центров, развитие богословской мысли сопровождалось процессом слияния, синкретизации богов. Он считался сыном бога Геба (земли) и богини Нут (неба). Считалось, что Хнум создал богов, людей, а также контролировал разливы Нила. Сет был изгнан и он стал богом пустыни и зла. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса.
Потом он пригласил Осириса к себе на пир. Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом. Позднее возникают представления о том, что умершие (т. В конечном счете, воля богов управляет миром. Они должны вернуть Тефнут к отцу, завлекая её пением и танцами (см. Таким образом, египтяне заметили, что воды Нила (Нун) и солнце (Ра) являющиеся символами жизни, обладают определённым во времени рядом природных циклов.
Согласно мифу. Самый многочисленный пантеон древнеегипетских «первоначальных» богов существовал в мифологической версии сотворения мира, найденной в Гермополе. Сет, охотившийся при свете луны, случайно наткнулся на ящик.
Воплощением земли в одних номах был бог Геб, в других— Акер. Огдоада состояла из четырёх супружеских пар.
3-го тыс. В них содержались сказания о сотворении всего живого на земле. Анубиса изображали в виде волка, шакала или дикой собаки Саб черного цвета (или человека с головой шакала или собаки). На ладьях тело переправляли в нижний храм. Именно эта идея обновления появляются в египетской религиозной мысли. Поклонение божествам стало фундаментом для появления мифов. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов.
Так богов стало девять и они смогли заняться сотворением людей. Апис, в египетской мифологии бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Чем богаче был человек, тем дороже была ткань, покрывавшая его усопшее тело. Итак, сила и развитие душ человека обеспечивало его существование в загробном мире.
рис. ) фараон в образе быка разрушает крепость врага (Нижнего Египта). Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Далее мы рассмотрим один из вариантов мифа о сотворении мира, он изложен в папирусе «Книга познания развития Ра и о низвержении Апопа».
Он создал бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут. Ра же продолжает свой путь, чтобы утром опять появиться на небесном Ниле.
Тогда её хитростью напоили красным пивом и она, опьянев, уснула и забыла о мести. Они вонзают в Его гигантское туловище копья и заставляют изрыгнуть проглоченную Им воду. При ней всегда было страусиное перо. Таким же образом он создал и весь мир: землю и небо, людей, животных, растения, города, храмы, ремесла и искусства, учредил культы богов.
Найдены доказательства, говорящие об обратном. Брат Осириса, злой и коварный Сет, решил его погубить. Именно эта идея обновления появляются в египетской религиозной мысли4. Они должны вернуть Тефнут к отцу, завлекая её пением и танцами (см.
Вследствие этого его «военный аспект» вскоре затмил собой первоначальный образ небесного светила. Многие персонажи Е. м. почитались в соседних странах, в частности в Куше (Древней Нубии), который в течение длительного времени находился под властью Египта. Итак, однажды у Неб-ер-чера возникло желание создать мир. Эта версия сотворения мира не была единственной в египетской мифологии. Шу разъединил супругов.
е. их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Чтобы умерший достиг блаженной страны, которая называется «Сехетиару», что значит — «поле камыша» и жил там в довольстве и безмятежности, его живые родственники должны были совершать определенные магические обряды. Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару.
Сет обычно изображался в виде человека с головой осла. Это олицетворение, несомненно, древнее, чем космогонические идеи жрецов из крупных религиозных центров. (В другом варианте мифа воскрешение Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, которые объясняются тем, что Исида, оплакивающая Осириса, после «ночи слёз» наполняет реку своими слезами. ) Уже в эпоху Древнего царства живущие фараоны рассматриваются как «служители Гора» (что переплетается с представлениями о Горе Бехдетском) и преемнике его власти, а умершие отождествляются с Осирисом.
Тогда её хитростью напоили красным пивом и она, опьянев, уснула и забыла о мести. Эта восьмёрка состояла из четырёх пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Был рано отождествлен с богом Ра, чей культ заменил культ Атума в Гелиополе. Не только сотворению мира были посвящены мифы и легенды Древнего Египта. Согласно «Текстам пирамид», Ра – Атум – Хепри создал себя сам, возникнув из хаоса именуемого Нуном. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов.
Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада. Также она защищала людей от болезней и злых духов. Сестры Осириса Исида (в то же время являющаяся его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. В этом городе был построен большой храм-лабиринт, в котором жил крокодил – земной «представитель» бога Себека.
Хнум («творец»), в египетской мифологии бог плодородия, создатель, сотворивший мир из глины на своем гончарном круге. рис. ), сборники заупокойных текстов. Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия) имени, тени. Одновременно, Она была богиней магии и колдовства. Египтологи пытаются создать обоснованные на письменных источниках (которые появились гораздо позже) гипотезы о становлении и развитии египетской мифологии1.
Огромное место в египетской мифологии принадлежит представлениям о загробном мире. Смысл этого подтекста заключается в принятии человеком раз и навсегда заведённого богиней правды (Маат) порядка, в подчинении ему, в отказе от попыток изменить что-либо в этом мире ибо любые перемены, считали египтяне, будут только к худшему.
В некоторых мифах прародителями выступают мужские божества. И древнеегипетская не является исключением. Победив Сета, Гор воскрешает отца. Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба.
Атум -- древнейшее божество г. Гелиополя, бог-творец, глава гелиопольской эннеады. Потом из воды появился белый лотос из цветка вышел Ра. Некоторые из них носили имя «Ментухотеп» («Монту доволен»).
Её необходимые условия— сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Амон почитался и как мудрый, всеведущий бог, «царь всех богов», небесный заступник, защитник угнетенных («везир для бедных»). Львы же были в безопасности лишь в дни праздника богини Баст.
Под влиянием мифа об Осирисе была создана сказка о двух братьях Бате и Анубисе, в которой ложно обвинённый Бата погибает, а затем оживает вновь при помощи Анубиса (в образе Баты сохранились также черты бога— быка Баты). Каждое утро Нут производит на свет солнце и каждый вечер прячет его на ночь в своем чреве. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Чтобы она вернулась в Египет, Рапосылает за ней в Нубию Шу и Тота, принявших образ павианов. е. «первый из мертвых»). Через некоторое время вода уходила, оставляя людям плодородную почву.
На первый план в её культе мало-помалу вышел мотив материнства, в ней воплотились свойственные многим восточным народам представления о «Великой Матери». Почиталась также богиня Бастет в образе кошки. Фараон последовал этому совету и Хнум явился ему во сне, пообещав освободить воды Нила.
до н. э. ), «Книга мертвых» (см. Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. Например, если было жаркое знойное лето, значит, Ра гневался на людей за что-то. рис. ). Он никак не мог оставить в покое сына бога Осириса.
Тефнут (иногда называемая также Хатор), поссорившись с Ра, царствовавшим в Египте, в образе львицы удалилась в Нубию, в область Бугем (по-видимому, в представлении египтян, её уход вызывал наступление засухи). Древний Египет, несмотря ни на что, остаётся одной из самых загадочных цивилизаций. Происхождение мифа относится ко времени начала обработки меди в Египте (согласно одному из текстов, Гор поразил крокодила гарпуном, сделанным из данного ему Исидой слитка меди). Бог Осирис -- одно из центральных божеств древне египетского пантеона, бог производительных сил природы, позднее почитавшийся и как царь загробного мира, в сложившемся мифологическом каноне старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды (которая была одновременно и его женой) и Нефтиды. Процесс создания мумии снова претерпел изменения. В египетских календарях он назывался «днём виноградной лозы и полноты Нила».
Достоверно известно, что мифология Древнего Египта формировалась под воздействием религии. Мужские боги Огдоады изображались с головами лягушек, а богини – с головами змей. Он – бескрайний, неподвижный, окутанный непроглядной тьмой Океан. «Дендера залита хмельным питьём, прекрасным вином.
Понять их посредством холодного разума практически невозможно. ниже). Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. О как сладостно, когда она приходит. », - говорится в гимне.
Во второй день от Неё родился Хор Бехдетский (Хор Старший), тоже сын Ра. На случай повреждения или уничтожения мумифицированного тела умершего в гробницу помещали его портретную статую (наряду с мумией призванную быть вместилищем его ба и ка).
О таинственной и великой цивилизации Древнего Египта ходит немало слухов и домыслов. С момента зарождения древней цивилизации возникло и верование в Высшие силы. Понять их посредством холодного разума практически невозможно. В тот год страна получила прекрасный урожай. Миф о сотворении мира Атумом, Ра и Хепри записан в «Текстах пирамид», а к тому времени, когда текст его впервые был высечен в камне, он, вероятно, существовал уже давно и был широко известен.
Геб поссорился со своей сестрой и женой Нут («небом»), поскольку она ежедневно поедала своих детей — небесные светила, а затем вновь рождала их. Гор, сын Исиды, -- одно из главных действующих лиц в событиях, связанных со смертью и воскресением Осириса, – он побеждает убийцу Осириса Сета и возвращает Осириса к жизни. После поминальных речей в храме, участники погребения перемещались в верхний храм. Широкое отражение получили мифологические сюжеты в сказках. Любопытно, что при множестве космогонических сюжетов, объясняющих сотворение мира, чрезвычайно мало места уделяется созданию человека.
Четыре бога стали олицетворением бесплодной пустыни и плодородной долины Нила. Они тайно изготовили сундук, которому не существовало равных по красоте. В этом мифе Гор выступает не только как сын Ра, но и как сам Ра, сливаясь с ним в одно синкретическое божество Ра-Гарахути (Гарахути означает «Гор обоих горизонтов»). Летний зной объяснялся гневом Ра на людей.
Он изменил свое имя Аменхотеп (Амон доволен) на Эхнатон (угодный Атону или полезный Атону). Корова, родившая Аписа, тоже почиталась и содержалась в особом здании. Первым богом было солнце, выступающее обычно в роли демиурга. Его реальным воплощением считался черный бык, наделенный двадцатью девятью особыми признаками, которые были известны только жрецам.
Осирис как бог мертвых вытесняет с конца 3-го тыс. Хор (Гор) – (букв. Нун или Первоокеан изображался обычно как необозримое предвечное водное пространство.
Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом. Позднее она была отождествлена с богинями Сехмет и Тефнут и почиталась в львином облике. Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, – всей природы. Для этого Она превратилась в самку коршуна – птицу Хат – и распростёрла крылья над мумией. Древние египтяне почитали бога луны Тота так же, как и верховного бога Ра.
рис. ), Птах, Хнум, Хапи, Хатор (в мифе о её путешествии в Нубию богом, возвращавшим её в Египет, выступал отождествлявшийся с Шу Аренснупис). В наиболее знойное время года солнце, считалось, распаляется гневом на людей. Однако Гор считал, что трон Осириса и сан владыки Египта по праву принадлежит Ему. Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому. На палетке царя Нармера (Менеса. ) (ок. Верная жена Исида, собрала все части своего мужа, сделала первую мумию с помощью бога Анубиса (покровителя мертвых, бога бальзамирования) и родила от Осириса сына Гора.
Так появилась луна. – «могучая»), богиня с головой львицы и солнечным диском на ней, олицетворявшая зной и палящий жар Солнца. В эпоху Древнего царства («Тексты пирамид») Анубис почитался как главный бог царства мертвых, однако в период Среднего и Нового царств он уступил свое место Осирису, а сам стал богом из окружения Осириса. Затем родились Осирис, Сет, Исида и Нефтида от союза Нут и Геба.
Идёт Хатор к своему дому. Его символом считался жук скарабей. Яростная львица увидела это озеро, приняла его за человеческую кровь и начала жадно пить. Атон – бог солнечного диска (или, скорее, солнечного света), упоминавшийся ещё в эпоху Среднего царства и провозглашённый главным богом Египта во время религиозной реформы фараона Эхнатона. Когда, например, душа сердца (БА) покидала тело, то это расценивалось как смерть.
На коже умершего делались надрезы в них аккуратно закладывали песок и глину, чтобы тело умершего не теряло своих форм. Если же человек прожил жизнь с «Маат в сердце», то есть был добрым, справедливым, он становился духом и отправлялся к богам. Все по очереди начали ложиться в короб, но никому он не был впору. К Себеку обращались фараоны за помощью в битвах. Сет олицетворял злое начало. Боги – вот главные герои подобных произведений во многих других цивилизациях.
Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом. Вот такое вот разнообразие.
После смерти быка торжественно хоронили. После недолгих раздумий о том, что же сотворить ещё, бог принял решение о создании Шу (бога ветра), который мог бы привести в движение поверхность океана и Тефнут (богиню мирового порядка), которая была призвана следить за тем, чтобы Шу не разрушил то, что будет сотворено далее. Строили гробницы наемные рабочие-египтяне. Исида изображалась с троном на голове.
Кроме того, древняя мифология Египта содержала истории о борьбе богов за власть. Анубис помогал сохранить тело Осириса. Драма завершалась водружением посвящённого Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, — всей природы. Хнум (творец), в египетской мифологии бог плодородия, создатель, сотворивший мир из глины на своем гончарном круге. По происхождению Монту был солнечным богом города Гермонта.
В сказке «О кривде и правде» младший брат ослепляет старшего (которого зовут Осирис) и завладевает его добром, однако сын Осириса Гор мстит за отца и восстанавливает справедливость. Для содерхания священных быков в Мемфисе, недалеко от храма Птаха, был посторен специальный Апейон. Представление древних людей о водной стихии тесно граничит с их повседневной жизнью. Позднее возникают представления о том, что умершие (то есть их ба, душа) днём выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим средоточием плодородия страны и вот таким образом участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени подъема Нила бросал в реку свиток – указ о том, что начало разлива наступило первый торжественно начинал подготовку почвы для посева срезал первый сноп на празднике жатвы, за всю страну приносил благодарственную жертву богине урожая Рененутет и статуям умерших фараонов после окончания полевых работ.
н. э. ), оставившего подробный труд «Об Исиде и Осирисе» и др. По другим мифам (видимо, поздним), люди возникли из слёз Ра или были вылеплены на гончарном круге Хнумом.
Египтяне глубоко почитали Ра, который даёт жизнь людям, растениям, животным. Сестры Осириса Исида (в то же время являющаяся его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. Крокодилополь), столица Фаюма. Египтяне верили, что в загробном мире на суде Тот взвешивает сердца умерших.
Сам ном также персонифицируется в образе особого божества например, богиней Гермопольского нома считалась Унут, почитавшаяся в образе зайца. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Помимо богов перечислены некоторые монстры, духи и волшебные существа. Рядом с верхним храмом находилась пирамида. В свою защиту человек должен был произнести пространную речь, в которой он клялся, что не совершил поступков, неугодных богам. Она уберегла младенца от покушений Сета, спрятав в зарослях нильского папируса.
Мифы и легенды Древнего Египта отличаются несистематичностью и неполнотой изложения. Нейт указала на Гора, однако Сет не собирался так просто сдаваться и возобновил войну. Будь смел и ты обнимешь своих детей, ты поцелуешь свою жену, ты снова увидишь свой дом — а что может быть лучше этого. » Отважный и удачливый герой, рассказ от первого лица, вызывающий у читателя особое чувство сопереживания, динамичный сюжет, красочность и занимательность описаний — все это живо напоминает самые знаменитые приключенческие романы, написанные тысячи лет спустя: «Путешествия Гулливера» Д. Свифта, «Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо, «Остров сокровищ» Р. -Л. Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа.
Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Вышли люди из его глаз, стали боги из его уст. В погребениях эпохи Нового царства в большом количестве сохранились т. н.
Тоту приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта. Праздниквозвращения любимой дочери Ра отмечался и в исторический период. А некоторых, слывших добрыми помощниками и защитниками, очень любили. Боги сначала жили среди людей (в это свято верил каждый египтянин) и царствовали в долине Нила. Здесь мы предлагаем ознакомиться с переведенными мифами Древнего Египта. Древнеегипетская мифология, прежде всего, призывала человека не противиться происходящим событиям, не идти наперекор тому, что сейчас принято называть судьбой ибо всё, сделанное вопреки «мудрому порядку», обернётся против человечества. Гор— сын Исиды присоединяется к Гору Бехдетскому и они вместе преследуют бегущих врагов. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения.
до н. э. ). Имена некоторых богов оформлены как гиперссылки, ведущие на подробные статьи о них. Однако богиня, разъярённая вкусом крови, не унималась. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Сначала эта богиня изображалась в виде злобной львицы, мстительной и воинственной. Полагают, что древние воспринимали Себека как главное божество, дающее плодородие и изобилие, а также защитника людей и богов.
Чтобы умершему не пришлось самому заниматься сельскохозяйственными работами, в гробницу ему клали «ушебти» — небольшие статуэтки, над которыми произносили заклинание: «Если причислят умершего к работающим в загробном мире, чтобы обходил он берега, насыпал поля, перевозил песок, — «Вот мы. », — скажете вы вместо него. Осирис для египтян — олицетворение самой природы, всей растительности. Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Ему же сундук очень понравился и он решил также попробовать. Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте.
Однако позже Сет был демонизирован из-за того, что ему поклонялись азиатские завоеватели Египта, гиксосы, которые отождествляли этого бога со своим Ваалом. Жена Амона, богиня неба Мут и сын, бог луны Хонсу, составляли вместе с ним фиванскую триаду. Он объявляется первым царем Египта, «царем богов», «царем обеих земель», его имя может заключаться в картуш. Исида зачинает от мертвого мужа сына Гора.
В другом варианте мифа воскрешение Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, которые объясняются тем, что Исида, оплакивающая Осириса, после «ночи слез» наполняет реку своими слезами. Для этого необходимо философски взглянуть на то, что скрывается за вереницей слов. Благодаря им можно проследить историю зарождения и развития христианства. Женские божества, как правило имели функции богини-матери (особенно Мут, Исида).
Центр его культа — город Хатнечер-Собек (греч. Оплакав умершего, его родственники относили труп в «Дом золота» к бальзамировщикам, которые в течение десяти дней должны были изготовить из него мумию. Порой это приводило к столкновениям между жителями и даже убийствам на религиозной почве. Боги эннеады считались первыми царями Египта.
В более раннем варианте мифа её заманивает в Египет бог охоты Онурис. Фивы исполнены ликования и весь Египет радуется. Верховным жрецом бога стал сам фараон, считавший себя его сыном. Исида произнесла известные от бога Тота «слова власти», с помощью которых, – как повествует «Папирус Хунефера», – «Она побудила его, распростёртого, чьё сердце было недвижно и взяла от существа его и зачала и родила от него ребёнка». рис.
Многие из них воссоздавались на основе более поздних текстов. С Амоном отождествляется фараон, называемый его сыном. По этой версии Солнце стало результатом союза Неба и Земли.
Тефнут (иногда называемая также Хатор), поссорившись с Ра, царствовавшим в Египте, в образе львицы удалилась в Нубию, в область Бугем (по-видимому, в представлении египтян, её уход вызывал наступление засухи). Первоначально отождествлялся, видимо, с водами разлива Нила, несущими жизнь и плодородие. В поздние времена объединялся с солнечным богом Ра в общем культе Ра-Хорахти («Хорахти» – «Хор обоих горизонтов»). Сехмет – (букв.
В египетских захоронениях нередко встречаются мумии кошек. Хатхор-Тефнут считалась Оком бога Ра и связана с большим количеством мифов. Урожай винограда зависел от бога винограднойлозыШаи. Если грехи перевешивали перо Маат, то сердце отправляли на съедение чудовищу Аммат.
Все живое, что попадалось Сехмет на пути, она убивала. Геб является покровителем земли, что египтяне стремились передать и во внешнем образе: тело вытянутое, как равнина, руки, поднятые вверх – олицетворение склонов. Нун, увидев такое чудо, наделил Шу и Тефнут одной душой на двоих. Когда Апис, состарившись, умирал, тело его бальзамировали и торжественно погребали. Гости на этом пиру были сообщниками Сета.
Борьба солнца с силами мрака отражена во многих мифах. Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи.
В гелиопольском мифе бог Атум, отождествленный с солнцем — Ра, появившийся из хаоса — Нуна («создавший сам себя»), сам себя оплодотворил, проглотив собственное семя и родил, выплюнув изо рта, первых богов, паруШуи Тефнут (богавоздухаи богиню влаги). Вот таким образом он в первую очередь создал холм Бен-бен. Сам Дуат (Западная Страна) подчинялась Осирису, как владыке загробного царства и всех умерших. Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). И тогда придет корабль из страны твоей и будут на нем корабельщики, которых ты знаешь.
Фараон последовал этому совету и Хнум явился ему во сне, пообещав освободить воды Нила. Перед лицом Осириса происходит психостасия: взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). ниже) и демиург (творец вселенной). Одних египтяне почитали и любили, а других страшились или откровенно боялись. Боги Древнего Египта в своей эволюции прошли несколько исторических этапов.
На случай повреждения или уничтожения мумифицированного тела умершего в гробницу помещали его портретную статую (наряду с мумией призванную быть вместилищем его ба и ка). Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи. Правящий фараон объявляется сыном Амона-Ра. Узнав лежащее в нём тело, Он пришел в ярость и разрубил его на куски, разбросал их в разные части страны (их было четырнадцать, по количеству дней убывающей луны). На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине. Душа умершего взвешивалась на чашах весов вместе со страусиным пером богини Маат.
Это были города Гермополь, Мемфис, Гелиополь. Благодаря магическим текстам все это должно было превратиться в загробном мире в реальность и создать для человека привычную обстановку. Ра, Ре, в египетской мифологии бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире.
древнего бога — покровителя умерших Анубиса — вечно снующего по кладбищу шакала (превратившегося в бога — хранителя некрополя и защитника Осириса в посвященных ему мистериях), а также абидосского бога мертвыхХентиаменти, восприняв эпитет «первый на Западе» (т. Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Женой Птаха была богиня войны Сехмет, сыном — Нефертум, бог растительности. Гор становится преемником власти Осириса над Египтом, покровителем и защитником фараонов.
Я чистый, я чист, я чист. ». Земля вся лежит пред тобою— ты охватила её, окружила ты и землю и все вещи своими руками», - говорится в «Текстах пирамид». Древние греки отождествляли Ра с Гелиосом. Исида, верная жена Осириса, обошла весь Египет в поисках мужа. (Пережитки представлений о том, что зачатие происходит от заглатывания, сохранил и фольклор: в «Сказке о двух братьях» неверная жена Баты зачала, проглотив случайно щепку).
Путь развития мифологии Древнего Египта трудно проследить. (О Ра, «золотом теленке, рожденном небом», говорится в «Текстах пирамид». Уничтожается и предводитель врагов Сет, олицетворяющий всех чудовищ. Бог Нун и богиня Наунет символизировали собой первобытный хаотический океан, Хух и Хаухет – бесконечность пространства, Кук и Каукет – мрак, Амон и Амаунет – «невидимое». Геб поссорился со своей сестрой и женой Нут (небом), поскольку она ежедневно поедала своих детей — небесные светила, а затем вновь рождала их.
Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Главный храм богини находился в городе Бубастисе, его название переводится как «дом Баст».
Характерен для развитого египетского общества и другой освящающий утверждённую богом власть царя миф, который приводится в политическом трактате— поучении гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну Мерикара (X династия, 22 в. до н. э. ). Геба он оствил внизу, а Нут поднял вверх. Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим средоточием плодородия страны и вот таким образом участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени подъёма Нила бросал в реку свиток— указ о том, что начало разлива наступило первым торжественно начинал подготовку почвы для посева (сохранилась булава начала Древнего царства с изображением фараона, мотыгой взрыхляющего землю) срезал первый сноп на празднике жатвы (см. Но Сет продолжал преследовать богиню. Когда Гор вырос, он победил Сета.
И наконец, в пятый день появилась дочь Геба Нефтида. до н. э. ) в качестве демиурга утверждается отождествляемый с Ра фиванский бог Амон, которого называют царем всех богов: «Отец отцов и всех богов, поднявший небо и утвердивший землю. Передав Гору власть над Египтом, Осирис становится затем царем подземного царства мертвых. Идёт Хатор к своему дому. Верхнего и Нижнего Египта, что подчеркивает его сущностную связь с фараоном.
Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом. Священное животное Амона — баран и гусь (оба — символы мудрости). Так как в этом новом мире не было света, первые боги внезапно потерялись. Как обычно, от уже существующего мифа не отказывались и образы Геба (бога земли) и Нут (богини неба) как родителей бога солнца Ра сохраняются в религии на протяжении всей древней истории. Древнеегипетская мифология, прежде всего, призывала человека не противиться происходящим событиям, не идти наперекор тому, что сейчас принято называть судьбой ибо всё, сделанное вопреки «мудрому порядку», обернётся против человечества. дал им возможность перейти от варварства к цивилизации.
Ассоциировался с благородным, парящим в небе соколом. В период Древнего царства этот бог наряду с Гором считался защитником Ра от змея Апопа, а также покровителем фараонов, что проявилось как в «Текстах Пирамид», так и в титулатуре некоторых фараонов II династии. По мнению некоторых, этот древний сюжет не остался без влияния и на образ воскресшего Христа.
Апоп еженощно подстерегает Ладью. Тогда Ра собрал совет старейших богов во главе с прародителем Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать людей. Кошка была символом богини Баст – дочери бога солнца Ра.
Древним египтянам казалось, что боги сотворили мир для людей. В Фивах (Верхний Египет) им считался Амон-Ра – бог ветра и солнца, в то время как в Нижнем Египте верховенствовал Атум – бог заходящего солнца. Гор, Хор (высота, небо), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Папирус Геб, в египетской мифологии бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Под землёй тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывёт ночью. Душа (Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме. рис. ). В представлениях о смене времен года тоже участвовал Ра.
Когда Осирис вернулся, в его честь устроили пир. Перед лицом Осириса происходит психостасия: взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или её символами).
Геб был связан с подземным царством мертвых, а его титул «князь князей» давал ему право считаться правителем Египта. рис. ). Об этом свидетельствуют египетские мифы -- волшебные рассказы о богах. Поиски частей тела продолжались двенадцать дней. О как сладостно, когда она приходит. », - говорится в гимне.
Повсеместно египтяне почитали и уважали бога солнца Ра, а фараоны считались его детьми. Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим средоточием плодородия страны и вот таким образом участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени подъёма Нила бросал в реку свиток — указ о том, что начало разлива наступило первым торжественно начинал подготовку почвы для посева (сохранилась булава начала Древнего царства с изображением фараона, мотыгой взрыхляющего землю) срезал первый сноп на празднике жатвы (см. Но в отличие от Ра культ Монту сильнее подчёркивал не благодетельные, а грозные, разрушительные свойства Солнца (огонь, пожар, засуха).
Весы держал бог Анубис, а решение суда записывал бог Тот, муж Маат. «дальний», «вышний», «горний») бог небесной лазури, с чьим образом связывалось представление о том, что суть мирового первоначала – ясность, чистота, разумная упорядоченность, устойчивость. Многие примеряли сундук, но не было равных Озирису телосложением.
Сет явился туда со слугами, которые внесли в зал богато украшенный ящик. На них напустили солнечное око, любимую дочь Ра, называемую в мифе Сехмет или Хатор. Во время пожара в доме прежде всего спасали кошку. Тайком он измерил рост Осириса и приказал сделать по мерке короб с красивой отделкой. Считалось, что Хнум создал богов, людей, а также контролировал разливы Нила. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» – начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем.
рис. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Если покойный прожил жизнь «с Маат в сердце», то есть был чист и безгрешен, то он оживал для счастливой жизни на полях рая. Очень важное значение для египтологии имеет пара богов Осирис (Озирис) и Исида (Изида). Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу.
Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Праведники оставались жить в царстве Осириса, где колосилась пшеница и вдоволь было чистой, прохладной воды, а грешников пожирало страшное чудовище с телом льва и головой крокодила. Однако богиня, разъярённая вкусом крови, не унималась. Потом они бросили ящик в воды Нила.
Египтяне верили, что ритуальный бег священного быка оплодотворяет поля. Имя этого Бога означает «Владыка до самого крайнего предела». Из этого океана и поднялся Хепри. Некоторым божествам поклонялись только в отдельных регионах или племенах.
Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). Как только он лёг туда, слуги Сета захлопнули крышку и залили её горячим свинцом. Именно он и еще восемь его потомков составляли так называемую эннеаду Гелиополиса. Посреди этого Океана поднялся и первозданный холм земли из которого произошла вся суша.
Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. Сет, бог пустыни и бури с головой осла, убивает своего брата Осириса и разбрасывает части тела по всем номам Египта. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. В сказке «О кривде и правде» младший брат ослепляет старшего (которого зовут Осирис) и завладевает его добром, однако сын Осириса Гор мстит за отца и восстанавливает справедливость.
Все гости укладывались туда, но никому он не подошёл Впору ящик пришёлся только Осирису. Если чаши весов выравнивались, то умерший попадал в Поля Иару, то есть в рай. Атум стал почитаться лишь как символ заходящего солнца.
Гробницы и храмы украшались рельефами и росписями на мифологические темы. Атон (диск солнца), в египетской мифологии бог – олицетворение солнечного диска. Кроме того, как отдельное божественное начало воспринимался бог солнечного диска Атон. Основными источниками информации, которые отражали представление египтян о мире, служат религиозные тексты, такие как молитвы и гимны богам, описание погребальных обрядов, которые были найдены на стенах гробниц.
Ты вернешься с ними на родину и умрешь в своем городе. Царь, да живет он, да здравствует, да будет благополучен, глава всех богов», — говорится в «Большом гимне Амону». Аписа считали Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. Но их сумела собрать преданная жена погибшего, Исида. Каждый год разливается Нил, восстанавливая плодородие почвы и способствуя ведению высокопродуктивного земледелия, обеспечивая устойчивый рост и развитие Египетской цивилизации. Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту.
Ее зооморфное изображение -- корова или женщина с рогами (и иногда ушами) коровы. Однажды Он даже разрубил на куски тело Сета, принявшего облик гиппопотама. Птах создал первых восемь богов (своих ипостасей — Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла искусства и т. д. ) языком и сердцем. Он бог производительных сил природы (в «Книге мёртвых» назван зерном, в «Текстах пирамид»— богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности. В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо).
«Владыка времени», он разделил его на годы, месяцы, дни и вел им счет. Монту – бог войны, сражений, побед, боевой доблести. Тот, отождествляемый с луной, считался сердцем бога Ра и изображался позади Pa-солнца, поскольку слыл его ночным заместителем. Но Атум просто взял ядовитую змею и расположил у себя во лбу, чтобы она созерцала красоту созданного им мира. А рабами были чужестранцы, захваченные после войны в плен. Задумал Сет погубить Осириса.
Греки называли этот город Крокодилополем. Расцвет культа этого бога относится ко времени царствования Аменхотепа IV (1368 — 1351 гг. е. их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат).
Изида -- богиня плодородия, воды и ветра, «великая чарами», «госпожа волхований» в сложившемся мифологическом каноне дочь Геба и Нут, сестра и жена Осириса, сестра Нефтиды, Сета, мать Гора, одна из самых почитаемых богинь в Древнем Египте. А после Суда для Ра наступал час встречи со змеем Апопом. Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет.
Возмужав, Хор вступил в жестокую битву с Сетом, одержал победу над ним и изгнал из Египта. рис. ), «осветившее землю, пребывавшую во мраке».
В верхнем храме было обязательно наличие большого коридора, центрального двора и ниши, где располагалась статуя фараона. Но параллельно с этим существовало и представление (видимо, более позднее) о Сете как о злом божестве, боге пустыни, коварном убийце Осириса, представление, которое затем становится основным. 3000 до н. э. ) (см. карту).
Монеты, которые изготовлялись в период ее царствования изображают ее портрет. Хоть есть много рисунков информации о силах и предназначениях Геба не там много. Огдоада – (в переводе с греческого – «восьмерица») – восемь богов города Гермополь, олицетворявших первоначальные стихии из которых возник мир. 9). Обычно изображался в виде человека с двойной короной на голове и назывался «владыкой обеих земель», т. е.
Этим богом был Себек – древнеегипетское божество воды. Эта речь сообщает и о моральных нормах египтян — «Я не совершал несправедливостей против людей я не был жесток к животным, я не был равнодушен, видя зло я никого не заставлял рыдать» и о религиозных предписаниях — «Я не богохульствовал, я не гасил горящего на алтаре огня» и о правилах общежития — «Я не вредил слуге в глазах его хозяина, я не увеличивал веса гири и не обманывал на весах, я не устанавливал заслонов для отведения воды». И были найдены все части, кроме фаллоса. Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Тогда Ра собрал совет старейших богов во главе с прародителем Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать людей. Боги провозгласили Гора наследником Осириса и он занял трон отца.
Так появился на свет Гор. Солнце-Ра каждый день едет по небосводу на барке Манджет, чтобы освещать землю, а ночью, пересев на барку Месектет, даёт свет подземному царству мёртвых (Дуату). Выход из этого хаоса сопровождался невиданным светом. рис. ). Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила. 10).
С мифами о сотворении мира тесно связаны мифы о солнечных богах. В последующей традиции она воспринимается как идеал верной жены и любящей матери.
Позднее Осирис был провозглашен четвертым царем Египта, получившим власть от Геба. Солнце было для египтян богом Ра в золотом челне. Культ Осириса становится центром всех заупокойных верований. Воскреснув, тот удалился в подземное царство мёртвых и стал его царём и высшим судьёй.
Осирис почитался по всему Египту и далеко за его пределами. В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо). Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира. до н. э. ) «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (21-18 вв. Это был бог в виде человека со звериной мордой с красными волосами (цвет пустыни), повелитель стихийных бедствий, засухи, мрака, войны и других бедствий.
Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. Почитались в Куше также Ра, Онурис, Тот (см. Во II тысячелетии до н. э. многие цари называли себя Себекхотеп, т. е. Себек доволен. Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба.
Египетские мифы о начале мира не представляют собой единого, цельного рассказа. В этом смысле акт сотворения мира как бы повторялся ежегодно. После смерти фараон отождествлялся с Осирисом, а новый -- с Гором. Верховных богов в Египте было несколько, зависело это в первую очередь от районов данного государства. Боги в образах быков и коров почитались во многих номах. ушебти, особые фигурки, обычно в виде запелёнатой мумии.
Он считался столь же необходимым для мира, как Гор. Они взаимодействуют, конфликтуют и общаются между собой или произносят поэтические речи. Священное животное Амона — баран и гусь (оба – символы мудрости). При этом, как верно заметил в своей «Мифологии в Древнем Египте» Р. Антерс: «Ни от одного египтянина не ждали, что он будет верить какому-то одному представлению о небе ибо все представления принимались как правомерные, поскольку никакой символ не может охватить всю суть того, что он выражает и увеличение числа символов скорее способствует лучшему пониманию, чем вводит в заблуждение». В пучине Великого Хаоса (Нуна) царили силы, направленные на разрушение, состоящие из трёх пар божеств: Низа и Ниаут, символизирующих пустоту, Тенема и Тенёмуит, обозначающих исчезновение во мраке, а также Герех и Герехт – богов ночи и тьмы.
В отличие от многих восточных народов, египтяне не любили включать в мифы обычных людей, вот таким образом главными их героями всегда были многочисленные боги. У египтян было много священных животных, но самым почитаемым был бык – Апис. От радости Атум пролил слёзы, они капали на земную твердь и превращались в людей. После объединения страны под властью правителей Верхнего Египта характер мистерий меняется.
Живым воплощением бога являлся черный бык с особыми белыми отметинами. Изначально, считалось, мир представлял собой хаос, первозданную пучину вод— Нун. Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия) имени, тени. Священными животными Сета считались свинья (отвращение для богов), антилопа, жираф, а главным был осел. Чудесное «поле камыша» давало небывалые урожаи, но, как и реальное поле, нуждалось в обработке.
Население Египта встречало богиню песнями и плясками. Согласно мифу, когда Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже замыслили против него злые дела, Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий. В образе змей воплощались как добрые, так и злые божества. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. А его жена Исида являлась символом верности семьи и хранительницы домашнего очага.
Грозная мстительница истребляющая враждебные богам существа. Однако боги разделились во мнениях и в конце концов воззвали за советом к Нейт (так же её называют Маат) богине мудрости. до н. э., задолго до возникновения классового общества (см. Считалось, что его магическая сила – источник плодородия земли. Он часто изображается в виде человека с головой барана, сидящего перед гончарным кругом, на котором стоит фигурка только что сотворенного им существа. Исида – олицетворение вечной женственности – супруги и матери. Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду.
По утверждению некоторых исследователей, в Древнем Египте было пять тысяч богов. Геба он оствил внизу, а Нут поднял вверх. Спустя какое-то время из него вылупился молодой Ра, которому дали имя Хепри.
Бог Гор (Хор) (букв, «высота», «небо») -- один из важнейших богов Древнего Египта, солнечное божество, обычно воплощающееся в образе сокола или человека с головой сокола иногда -- крылатого солнца. Тогда Ра пошёл на хитрость (в некоторых мифах считается, что ему подсказал это хитрый Тот): на пути Сехмет были разлиты тысячи кувшинов пива, в которое был подмешан порошок гематита, чтобы сделать его красным, как кровь. Миф повествует о том, как Гор, сопровождая ладью Ра, плывущую по Нилу, побеждает всех врагов великого бога, превратившихся в крокодилов и гиппопотамов (см. Дочерью Анубиса считалась Кебхут, совершавшая возлияния в честь умерших. рис.
Собрание проходило тайно, чтобы люди не узнали, что их замысел раскрыт. Его часто изображали в виде крокодила, а ещё – с крокодильей головой на человеческом теле. О чем же и о ком повествовала мифология древнего Египта. В этом символическом облике и в идее о «всевидящем глазе Хора» проявляется связь этого божества с небом и движущимися по нему светилами.
Богиня никогда не расставалось с пером, оно было воткнуто в её волосы. Жрецы Гелиополя создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный» имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»). Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). По преданию, он научил людей земледелию и ремеслам, т. е. Родоначальником всего живого в египетской религии считался бог Атум.
Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. С этим представлением связан миф о наказании людей за их грехи по приказанию Ра. Исида сделала из тела убитого Осириса первую мумию. Она была сестра и жена Сета, как и Исида, – покровительница умерших людей. рис. ), а оттуда появилось дитя (солнце— Ра), (см. Пантеон был заселен богами, которые обладали разными способностями.
Но не так-то просто было остановить выпущенную на свободу дикую силу Сехмет. Наиболее крупный и самый древний храм Амона -- Карнакский храм в Фивах. Первым из Него появился Тот, которого называли Неб-ер-чером. Что же это за порядок устройства мира и Космоса.
Душу умершего приводил на суд в подземное царство бог-шакал Анубис. Особое место в древнеегипетской мифологии занимали природа и загробный мир. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов. И на нем у Клеопатры совсем не привлекательные черты лица.
Для этого необходимо философски взглянуть на то, что скрывается за вереницей слов. Однако оставаться с живыми после своей смерти Озирис уже не мог. (О Ра, «золотом теленке, рожденном небом», говорится в «Текстах пирамид». Потом, по велению верховного бога, все быки воплотились в одного чёрного быка, а все коровы— в одну чёрную корову. Бог земли в Египте был отцом Осириса и Исиды.
Ра – бог солнца, глава гелиопольской Эннеады (см. Гробницы и храмы украшались рельефами и росписями на мифологические темы. Победа, естественно, остаётся за группой, символизирующей Верхний Египет. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога.
Богиню Баст изображали не только в виде кошки, но и в виде женщины с головой кошки. В чём же состоит главная особенность этих древних сказаний и легенд. Он отражён в мифах. Исида сложила тело своего мужа, вылепила фаллос из глины, освятила его и прирастила к собранному Осирису, потом смазала труп «божественными маслами», предохранив его тем самым от тления.
В Древнем Египте представляли его с женой Нут – покровительницей неба. После падения на землю слезинки превратились в людей. ушебти, особые фигурки, обычно в виде запелёнатой мумии.
Эти боги составляют знаменитую гелиопольскую «девятку» — эннеаду, почитавшуюся во всем Египте и неизменно присутствующую в религиозных текстах. Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса. Культ Осириса был тесно связан с древними земледельческими верованиями, навеянными ежегодным увяданием растительности и её весенним «возрождением» из зёрен. В третий – сын Геба Сет (Сутех). Жена бога Пта. Центром поклонения Себеку был город Шедит. Трон Осириса на земле переходит к Гору.
Тогда вмешался Осирис, правивший загробным миром и заставил богов принять совет Нейт. Геб, в египетской мифологии бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Таким образом появилось Солнце. Каждая кошка считалась воплощением божества, внушая почтение и страх. Положительные роли при этом принадлежали Амат (богине возмездия за прегрешения), Апису (покровителю плодородия и силы), а также Гору (богу рассвета или восходящего солнца). Египтологи пытаются создать обоснованные на письменных источниках (которые появились гораздо позже) гипотезы о становлении и развитии египетской мифологии.
Государственным богом Куша был Амон, его оракулы избирали царя. Я не причинил обиды людям, я не убиваемый, я не делал зла. Сет (Сетх) – сын Геба и Нут, брат и убийца Осириса, затем побеждённый и изгнанный в пустыню сыном Осириса, Хором (Гором).
Вполне очевидно прослеживается влияние сил природы на мифологию древних египтян. На них напустили солнечное око, любимую дочь Ра, называемую в мифе Сехмет или Хатор. По одному из преданий, ученый и мудрец Имхотеп, сановник и архитектор фараона Джосера (III тысячелетие до н. э), в связи с семилетним голодом посоветовал Джосеру сделать богатое приношение богу плодородия. В отличие от Атума, Птах, создавший первых восьмерых богов, предварительно задумал творение в своем сердце (сердце— «седалище мысли») и назвал их имена своим языком (Птах творил «языком и сердцем», то есть мыслью и словом). По мифам Ра состарился и люди начали замышлять против него недоброе, тогда бог солнца собрал совет.
рис. «Не бойся, ничтожный, не бойся.
см. Амон почитался и как мудрый, всеведущий бог, царь всех богов, небесный заступник, защитник угнетенных (везир для бедных). Если с первыми можно было «договориться» с помощью подношений, то вторые не знали пощады и могли умерить свой гнев только после того, как им принесут огромные жертвы в виде человеческих жизней. Что же касается сюжетов египетских мифов, то они не насыщены увлекательными приключениями.
«Могуче сердце твоё., о Великая, ставшая небом. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мёртвых»). Это так называемая Великая Восьмёрка. Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. В чём же состоит главная особенность этих древних сказаний и легенд.
В египетских храмах и около них стояли скульптурные изображения божеств, мыслившиеся как «тела», в которых эти божества воплощаются. Позднее местные божества обычно группировались в виде триады во главе с богом-демиургом, покровителем нома, вокруг которого создавались циклы мифологических сказаний (напр., фиванская триада— бог солнца Амон, его жена Мут— богиня неба их сын Хонсу— бог луны мемфисская— Птах, его жена Сехмет— богиня войны их сын Нефертум— бог растительности и др. ). Позднее Амон отождествляется с богом солнца Ра и его культ распространяется по всему Египту.
В погребениях эпохи Нового царства в большом количестве сохранились т. н. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. В сказке о мудром юноше Са-Осирисе (его имя в переводе означает «Сын Осириса») описывается загробное царство, куда он ведёт своего отца и суд над мёртвыми. Змей говорит герою: «Если ты мужествен, овладей собой. Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т. д., а также «чистый сердцем» («Я чист, чист, чист» – утверждает умерший на суде). Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т. д., а также «чистый сердцем» («Я чист, чист, чист» – утверждает умерший на суде).
В некоторых мифах прародителями выступают мужские божества. Такая «демократизация» представлений об Осирисе после падения Древнего царства связана с усилением знати и появлением прослойки богатых простолюдинов в кон. Позднее, приняв обличие кошки, она стала почитаться как богиня любви и плодородия. В более раннем варианте мифа её заманивает в Египет бог охотыОнурис.
Однако Апоп, желая воспрепятствовать плаванию Ра и погубить его, выпивает воду Нила. Теперь борются две группы, одна из которых в одеждах верхнего Египта, а другая – Нижнего. Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. Наиболее значительные из них— «Тексты пирамид»— древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (26-23 вв.
Удары Её крыльев порождали ветер, а сияющее оперенье излучало свет. Его коварный брат Сет позавидовав его славе и власти, убил и расчленил Осириса. Однажды Ра попросил Тота побыть вместо него на небе, пока Ра ходил по подземному миру. В этом мифе Птах наделен всеми атрибутами царя. Лишь достигнув противоположного берега, душа покойного могла успокоиться. (Пережитки представлений о том, что зачатие происходит от заглатывания, сохранил и фольклор: в «Сказке о двух братьях» неверная жена Баты зачала, проглотив случайно щепку).
Люди тоже заметили слабость Ра и объединились против него. Сестра и верная жена Осириса. Теперь борются две группы из которых одна в одеждах Верхнего Египта, а другая— Нижнего.
Самыми значительными признаны «Тексты пирамид», оставленные на стенах внутренних комнат пирамид фараонов пятой и шестой династий «Тексты саркофагов», «Книга мертвых», составлявшаяся на протяжении огромного периода времени (с Нового царства до самого конца истории Египта). Путь развития мифологии Древнего Египта трудно проследить. Главой всех врагов солнца— Ра считался огромный змей Апоп, олицетворявший мрак и зло.
Это неправда. В разгар празднества Сет принёс в пиршественную залу сундук и, после того как все присутствующие высказали своё восхищение им, пообещал отдать сундук тому, кому он подойдёт по размеру. «Отрицательной исповеди», содержащейся в 125-й главе «Книги мёртвых» (перечне грехов, которых не совершал покойник), только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, кто не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя ит. д., а также «чистый сердцем» («я чист, чист, чист», - утверждает умерший на суде). Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому. Землю же Осирис завещал своему сыну, Гору. Из всех ипостасей Гора наиболее значимыми являются Гор -- сын Исиды и Осириса.
Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. Амон (букв, «сокрытый», «потаенный») -- бог-покровитель Фив, бог-творец, возглавлявший фиванскую триаду, которую вместе с ним составляли его жена -- богиня неба Мут и сын -- бог Луны Хонсу.
Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу и тот ожил. Даже появился Он, согласно преданию из бока матери Нут раньше положенного Ему срока. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощённых в небесных светилах, камнях, деревьях, зверях, птицах, змеях ит. д. По возвращении в Египет, Исида спрятала сундук в Дельте Нила, в зарослях камыша. В болотах Нила появился на свет сын Осириса и Исиды -Гор. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли и Нут, богиню неба.
Миф повествует, что днём Ра плывёт, освещая землю, по небесному Нилу в барке Манджет, вечером подплывает к вратам преисподней и, пересев на ночную барку Месектет, плывёт со своей свитой по подземному Нилу. 1) — составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Древнего Египта (см. При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе. Эти божества являются основой творения. Возглавил совет бог Нун, воплощавший водную стихию. Таким образом, египтяне заметили, что воды Нила (Нун) и солнце (Ра) являющиеся символами жизни, обладают определённым во времени рядом природных циклов. История зарубежного искусства.
Они статичны и монументальны, в них преобладают рассуждения богов, величественные монологи и гимны. Женой Тота считалась богиня истины и порядка Маат. Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия) имени, тени. до н. э.
Изображался с головой сокола, увенчанной солнцем в короне. Исида -- одно из главных действующих лиц всех мифов, связанных с именем Осириса. Теперь, когда ты со мной, незачем тебе бледнеть от страха. В конце последнего зимнего месяца «хойяк»— начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нём. Оправдан на суде Осириса мог быть, согласно т. н. Вполне очевидно прослеживается влияние сил природы на мифологию древних египтян. Центром культа Аписа был Мемфис. Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта.
Ее культ был в эпоху эллинизма широко распространен и в других государствах. Как уже было написано выше, божества могли различаться на разных территориях. Сет – бог зла в древнеегипетской мифологии. Вера, царившая в этой стране, предполагала наличие жизни после смерти.
Главными героями легенд Древнего Египта являются религиозные культы. Там сундук застрял в кусте тамариска, который со временем вырос, превратившись в большое, красивое дерево. Исида, жена и сестра Осириса, собирает их воедино (символ объединения Египта, а также сбора податей) и хоронит мужа, который отныне становится царем подземного царства. С того момента все фараоны носят змея-урея у себя на короне. В эпоху Среднего царства и особенно со времени правления XVIII (Фиванской) династии Нового царства в качестве главного бога утверждается другой бог солнца — фиванский Амон (фараоны Среднего и Нового царств происходили из Фив). Население Египта встречало богиню песнями и плясками.
В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, птицах, змеях и т. д. Значение египетских мифов неоценимо, они дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных представлений на Древнем Востоке и для исследования идеологии греко-римского мира и для истории возникновения и развития христианства. Для этого он принял образ бога Хепри (по-древнеегипетски это слово означает «возникать» и изображается жуком-скарабеем). Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет.
Источником сведений о египетской мифологии являются также труды античных авторов: Геродота, посетившего Египет в 5 в. до н. э., Плутарха (1-2 вв. Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. В этом чертоге Осирис вершил Суд над умершими. Древним египтянам казалось, что боги сотворили мир для людей.
Эта версия сотворения мира не была единственной в египетской мифологии. Сет (Сетх, Сутех) -- в сложившемся мифологическом каноне сын Геба и Нут, брат Осириса, Исиды и Нефтиды.
до н. э. ) «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (21-18 вв. Имя Гора входит в пятичленный титул фараона. Популярностью пользовались мифы об Исиде, Осирисе и Горе, причём Исида считалась покровительницей царской власти (с ней сравнивалась и отождествлялась царица-мать), место Осириса нередко занимали местные божества (Апедемак, Аренснупис, Дедун, Мандулис, Себуимекер). Во время праздника «Хеб-сед» (тридцатилетнего юбилея фараона) к одежде царя сзади привязывали бычий хвост. Стоит заметить, что в древнеегипетской мифологии бог солнца был не один. до н. э. ), «Книга мертвых» (см.
Бог Тот был не только богом луны, но и богом мудрости, счёта и письма. Он ушел в подземное царство и начал там править. Похоронив мужа, Исида стала скрываться от Сета. Жрецы Гелиополя создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный» имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»).
Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). Но убить Сета сын Исиды так и не смог. Но, зная магию и тайны колдовства, Она решила исправить создавшееся положение дел. В египетских календарях он назывался «днём виноградной лозы и полноты Нила». Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила.
Остальные боги превратились в их слуг или родственников. Позднее возникают представления о том, что умершие (т. В других мифах появление солнца связывается с яйцом, снесенным на поднявшемся из хаоса холме птицей «великий Гоготун».
В конечном счёте «социализация» египетских богов свелась к наделению наиболее значимых из них (Амона-Ра, Осириса, Гора) «регалиями» фараона, правящего в мире живых или в мире мертвых. Список даёт персонажи в алфавитном порядке. «небо») -- богиня неба, в древнейших мифах представленная как небесная корова, которая родила солнце. В одном из фрагментов «Текстов Пирамид» Нут как супруга Геба называется «царицей Нижнего Египта» позднее она участвует в погребальном культе, поднимая души умерших на небо и охраняя их в гробнице.
Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Наиболее почитаемым животным в Египте был священный бык Апис. Шу разъединил супругов. Воспользовавшись этим, Нут в первый же день произвела на свет Осириса, сына Ра. Этот образ возник под влиянием представлений о богах-змеях. Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» – начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем.
Богиэннеадысчитались первыми царями Египта. У Шу и Тефнут было двое детей — Геб, бог земли и Нут, богиня неба. Мир был разделен: Гору досталась чёрная земля Египта, Сету — красная земля враждебной пустыни. Хатхор (Хатор) (букв, «дом Гора», т. е.
В нём говорится, что люди— «стадо бога»— произошли из тела бога-творца (имя которого не называется) как точное его подобие. Во время мистерии молодой фараон выступал в роли Гора— сына Исиды, а умерший царь изображался Осирисом, сидящим на троне.
И в главном, основополагающем из них, раскрывается тема сотворения мира, людей. Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, – всей природы. В ранних текстах царь назывался «тельцом». В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов солнца. Иногда Птаха называли отцом даже таких богов, как Ра и Осирис.
В египетских храмах и около них стояли скульптурные изображения божеств, мыслившиеся как «тела», в которых эти божества воплощаются. Сет, в египетской мифологии бог пустыни, т. е. чужеземных стран, олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба. Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплочённость общества и что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки.