Сварог и Дый – оба боги, пришлось им разбираться друг с другом по-божески. Тогда он от тебя отвяжется». Новобрачную молодой муж торжественно обводил трижды вокруг очага. Жили-были богатый купец с купчихою.
() Пока судили-рядили, обернулись — а ворот-то уж никаких нет». В одной из повестей основателем Москвы назван некий князь Данило Иванович — лицо вымышленное. В этом образ древней богини женских ремесел слился с образом Пятницы, которой приносили жертву, бросая в колодец пряжу, кудель название такого обряда — «мокрида», как и имя Мокошь, граничит со словами «мокрый», «мокнуть».
Их жития, будучи письменными памятниками и нередко являясь замечательными произведениями древнерусской литературы, по сути близки к историческим преданиям, в их основе лежат местные легенды (как в житии Алимпия Печерского, сказании о Петре и Февронии Муромских) или живые воспоминания людей, лично знавших святого (как в житиях Сергия Радонежского и Стефана Пермского). Обуяла его страсть нечистая, сотворил он над девицей великий грех и понесла она чадо. Между прочим не только в славянских легендах колдуны, творя свои заклинания, ходят «посолонь» (то есть по Солнцу) либо «противосолонь», в зависимости от того добрым или злым будет их волшебство. Вдруг посреди болота Данило Иванович увидел пестрого зверя «превелика и пречудна, троеглава и красна зело». Милостивым заботам этих существ и поручались такие места. Чтобы побрататься с сыном хана и заслужить доверие Батыя, Александр должен был находиться при дворе Хана не один год еще до 1246 года и именно в детском или юношеском возрасте, впитывая в себя язык и культуру монголо-татар.
Тяжелый боевой меч он мог поднять лишь двумя руками, но сражался храбро. И вот – миф создан. Он пришел издалека, нарочно, чтобы увидеть святого Сергия, о котором много слышал. Он указывает источники, которыми пользовался: «Что-то я от старцев слышал, что-то своими очами видел, что-то от самого слышал, что-то узнал от тех, кто немалое время был его учеником () что-то слышал от его старшего брата Стефана». Летопись говорит о нем: «де Добрыня храбр и наряден муж».
Однако историческому Добрыне была свойственна и жестокость, также отмеченная в летописях. А перед рассветом ворота отворили и поехал обоз, уже пустой, назад Где же они ночью были. Праздником для леших считается Ильин день (20 июля/2 августа), когда открываются волчьи норы, всякое зверье бродит на свободе. Однако учёные говорят, что христианство не только «громило» язычество, но и пыталось мирно ужиться с ним, подчинив своей иерархии ценностей.
Тут Добрыня и говорит: «Я поеду за горы Сорочинские, вызову Змея на смертный бой, вызволю Забаву Путятишну. » Оседлал Добрыня коня, поехал за горы Сорочинские. Затем отправилась на его поиски, однако они оказались тщетными. Один кабатчик, злой и спесивый человек, подавая какому-то бедняку вино, сказал: «Черт бы побрал тебя, пьяницу. » Бедняк в страхе перекрестился. Здесь все было подвластно Чуру и место, где он главенствовал, а порою и показывался, получало таинственное освящение и потому за черту родовых владений не дерзали переступить враждебные духи. Епифаний Премудрый, безусловно разделяет точку зрения Стефана, тем не менее вполне объективно замечает: «Друг друга они не слушали и один другого именовал неразумным».
Куда мне бежать от такого стыда. » Стефан спросил Пама: «Хочешь ли теперь уверовать в истинного Бога и окреститься. » Пам ответил: «Не хочу. Грибовой «Декоративно-прикладное искусство народов коми»: «Мастер умело использовал свойства самого материала: два срезанных сука изображают круглые, как у филина, глаза. И вот сел он на пенек, отдохнуть захотелось. В Кремле начали взрываться пороховые склады. Оказался князь в темном, непроходимом лесу и было в том лесу топкое болото.
Недаром существовало в древности личное имя — Волк (до сих пор на Балканах мальчиков называют Вук, а у немцев — Вольф). Девушка оставила императору подарок в виде эликсира жизни и письмо. Здесь стоит белый день, поют сладкоголосые птицы, на деревьях растут сладкие плоды, а под ними струятся чистые, прозрачные ручьи. Древние славяне считали Солнце, Молнию и Огонь — два небесных Пламени и одно земное— родными братьями, сыновьями Неба и Земли. Бога Солнца называют Даждьбогом (или, в другом произношении, Дажьбогом). Среди многих маленьких божеств следует отметить Дворового (хозяин двора), который был уже чуть менее доброжелательным, чем Домовой Овинник (хозяин овина) – еще менее, а Банник, дух бани, стоявшей на самом краю двора, а то и за его пределами, — попросту опасен. Приехали Алеша с Торопом на княжий двор, поднялись в светлую гриднину. Однако, чаще всего он похож на человека, но одежда на нем запахнута «наоборот» (иногда, впрочем, вместо одежды на нем лишь собственный мех).
Будешь ты, Маринка, по городу ходить, будешь ты, Маринка, за собой кобелей водить. » Испугалась Маринка, стала просить Добрынину матушку: «Отпусти меня, Амелфа Тимофеевна. Также нечистая сила может являться в образе вороха сена или катящегося клубка, пыльного столба, вдруг нападающего на человека (особенно этим отличаются встречник или дедушка степовой), скидывается колесом, синими блудячими огоньками Впрочем, она может принимать любой облик, вещает громовым голосом и перемещается с необычайной быстротой. Внезапно разбогатевшая семья зажила счастливо. Она троекратно опахивалась межевою бороздою.
Пошел Ваня на кладбище, а у самого слезы от обиды текут. По преданию, написал этот образ святой евангелист Лука и сама Богородица, увидев образ, сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет со святой иконой». Учёные давно спорят о том, насколько важную роль отводили славянеБогу по имени Род. Да давай с тобой одёжей поменяемся. Первую, тиражированную «великую победу» Александр, согласно «великорусских писаний», заработал 15 июля 1240 года.
И все они нам помощники, все нам защитники. Налетел тут на Добрыню лютый Змей: «Ты зачем потоптал моих змеенышей. » Стали они биться — не на живот, а на смерть. Стал Илья дубы с корнем вырывать, построил мост, переехал на ту сторону. Писатель В. Г.
Учёные отмечают, что другое имя Неба было Стрибог— в переводе на современный язык «Отец-Бог». Поезжай на высокую гору, посмотри на широкое раздолье, увидишь бел- горюч камень. Волк не узнал ее — и корова осталась жива. Но что это. Весь город сделался огромным пепелищем. Говорит Владимир: «Кабы был в живых Илья Муромец, не боялись бы мы собаки-Калина-царя. После сотворения мира жил-был на земле великан.
В 1884 году в журнале «Филологические записки» вышла статья Людовика Леже «Краткий очерк славянской мифологии», содержащая подробный библиографический обзор современных публикаций на эту тему, а в 1907 году в сборнике был опубликован перевод его «Славянской мифологии»1. Константинопольский патриарх Лука Хризоверх прислал великому князю киевскому Юрию Долгорукому бесценный дар — чудотворный образ «Умиление»: Богородица держит на руках ласково к ней прильнувшего младенца-Христа. Отпустила ее Амелфа Тимофеевна. Я хитрей, мудрей тебя, да не хвастаю. Скотина давно вся была заперта крепко-накрепко по хлевам, собаки — на привязи.
Василий трижды спрашивал обманщиков: «Действительно ли умер ваш товарищ. », надеясь, что они устыдяться своего обмана и раскаются. Померкло над Царырадом солнце красное, потускнели звезды поднебесные. Накануне Иванова дня (24 июня/7 июля) лешего легко можно было увидать в лесу и даже заключить с ним договор. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи в бане. Святобор — один из верховных лесных владык в славянской мифологии.
Бьются они день, бьются другой, на третий — одолел Добрыня, срубил лютому Змею голову. Рассердился тут Илья Муромец, разгорелось сердце богатырское. Ни один добрый хозяин не решится поставить на месте сгоревшей бани избу: либо одолеют клопы, либо мышь испортит весь скарб, а там жди и нового пожара. Москва, как поселение, в том году не фиксировалась и князь на «московский стол» не мог быть посажен. Это бог лесов, покровитель охоты. После принятия христианства Перун не был забыт.
Со времени принятия Русью христианства клику святых было причислено немало русских людей — мучеников, пострадавших за веру в период установления христианства и во время татаро-монгольского ига, праведников, просветителей, религиозно-культурных деятелей. Говорит калика: «Гой вы еси, удалы добры молодцы. Этого и добивается Мракота. На Урале и русском Севере в древности жили чудь белоглазая и дивьи люди. Над этими вопросами ученые ломают головы уже не одно столетие. На перекрестках поселились встречники.
(Впрочем, в некоторых вариантах былины сохранен традиционно-героический образ Добрыни: он крушит шатер Дуная не спьяну, а потому, что принимает «чернобархатный» шатер за татарский. ) Окончание былины известно в трех вариантах: в одном Добрыня и Дунай мирятся, посчитав, что оба они правы, в другом — что оба не правы, в третьем — отправляются на суд к князю Владимиру и тот безоговорочно осуждает Дуная и заключает его в темницу. Ключевский так определил его значение для русского народа: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение () и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. «Помнится, мне, еще мальцу, бабушка рассказывала про то, что жил тут в деревне у озера — во Владимирском или в Шадрине, что ли, старик один.
Перун — славянский Бог Грозы, Бог грома и молнии. Здесь русские историки помалкивают, нечем хвастаться. Не тихо в Киеве нынче и не гладко: понаехал злой Тугарин Змеевич. Умаялся старик, устал. Сошла с небес сама Богородица и вывела Егория на волю. Таким образом жители племени хотели задобрить разгневавшегося бога, отравлявшего воду.
Недаром изваяние Перуна, стоявшее некогда в Киеве, описано в летописи так: «Голова серебряна, ус злат». Этим они отличались от русалок-водяниц, которые всегда живут в воде, там и рождаются. В тот же день обвенчались молодые и на пиру славном погуляли. А там, где пьянствуют, поют непотребные песни и творят всякое безобразие, бесов полон дом, а ангелы, скорбные и унылые, сидят на улице. Звалась Ясуня иначе – Буря-Яга Золотая Нога.
Лешие сгрудились на опушке леса и с вожделением посматривали на спящие селения. Божьи церкви на дым пущу, князю Владимиру голову срублю, княгиню Апраксию себе возьму. Девушка ждала любимого целый год, не получая никаких вестей.
Пойдет за меня княгиня не неволей, а охотой». В глубочайшей древности Огонь отгонял прочь тьму, холод и хищных зверей.
Внимательным хозяевам он не вредил, а отплачивал добром за почет. В XIX веке изучение славянской мифологии получило новый импульс с появлением сборника «Славянский вестник» (1866) издававшегося под редакцией А. А. Хованского, где публиковали свои статьи по этому вопросу Д. О. Шеппинг, А. Н. Афанасьев, А. А. Потебня, Н. И. Кареев, Ф. И. Буслаев и другие. Вот таким образом митрополит Макарий, крупный церковный и культурный деятель XVI века, составивший Великие Четьи Минеи — собрание житий святых, не включил в них житие муромских святых, а в «Словаре святых, прославленных в Российской церкви» изданном в 1862 году, говорится: «Подробности жития благоверного князя Петра и супруги его неизвестны».
В качестве родоночальника Империи была необходима сильная личность с великими победами. Это неоспоримый факт. Вот и Перун «передал» многие свои качества Илье Пророку, одному из самых почитаемых христианских святых. Силы-то у тебя — с два меня, а смелости да ухватки — половинки нет. Но тяжко, скучно ему одному: горько рыдает великан и слезы его дождем льются на поля и нивы, а от его стонов рождаются рокочущие громы.
Трещина разверзлась перед ним и он вошел в глубь горы. Я надеялся увидеть святого Сергия в чести, в славе и величии. Олафу пришлось сражаться с войском, втрое превосходящим его собственное. А вот злая Богиня по имени Морана (Морена, Марана) абсолютно точно была известна и на Западе и на славянском Востоке. Какие же силы и стихии были ему подвластны.
На Руси, по традиции, в этот день первый раз после зимы выгоняли скот на пастбище. м. Вернувшись назад в прошлое, Вы бы не смогли попасть внутрь, не лишившись за это головы. «Где же бывает оно ночью. Представляет большую опасность для человека или животного, попавшего на болото. Я умру за веру христианскую. » Царь-басурманище разгневался и приказал мучить Егория «муками разноличными». Войска Владимирского Улуса постоянно принимали участие в военных действиях Золотой Орды.
Менять свой облик он не умеет. Темно там, какие-то дома стоят. Вспомним, как говорят о сильном ливне: «разверзлись хляби небесные». Не стреляй меня, черного ворона.
«И тронулся обоз. В тот день, во главе собственной дружины, он напал на шведов, высадившихся на берег Невы и «разбил их в пух и прах». Эпоха Киевской Руси тогда уже воспринималась как отдаленное героическое прошлое и былинный «Киев-град» — это не столько реальный город, сколько представление об идеальной столице государства, «князь Владимир стольнокиевский»— не конкретный правитель (хотя его зачастую соотносят с киевскими князьями Владимиром Святым, жившим в X веке и с Владимиром Мономахом, жившим в XII веке), а символ княжеской власти. Но Пам отказался нырять под лед: «И этого не могу я сделать, хоть тысячу раз обвиняйте меня. » Посрамленный волхв объяснил, почему давеча он сам предложил испытания, от которых теперь отказывается: «Многим хитростям научился я за свою жизнь — умею чары творить и заговоры и потворы и насылать видения, но не умею покорять ни огонь, ни воду. В Царьграде нынче не по-прежнему.
Они знали добросердечие Василия Блаженного и рассчитывали, что он отдаст им шубу. Дружные соседи решили поделить её пополам. Сартак знал обычай посвящения в анды и помнил древнюю легенду о своем прадеде Чингисхане.
Услыхал Змей Добрыню за пятнадцать верст, выслал ему навстречу своих змеенышей. По мысли древних славян, Мировое Древо похоже на огромный раскидистый дуб. Горели деревянные дома и храмы, рассыпались от жара каменные, плавились медь и железо. Баба-Яга Костяная Нога да и только.
Любимое развлечение Банника – шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печи – каменке и «стрелять» ими в людей. В Лаврентьевской летописи упоминаются боги из Владимирского пантеона. В сказках славян чаще всего из зверей действует волк. Чем опасна ведьма. В заповедных лесах, святых борах охота и вырубка деревьев запрещались под страхом смерти. Кроме Варфоломея, у Кирилла и Марии было еще два сына — старший Стефан и младший Петр. История Большого Сфинкса окутана множеством легенд и спекуляций.
Потери с русской стороны были небольшими — всего 20 человек». Позже Алеша нередко предстает легкомысленным хвастуном и «бабьим прелестником». Став фараоном Тутмосом IV, он велел откопать статую и установить гранитную стелу. По обе стороны дороги стояли толпы народу и, преклоняя колени взывали: «Матерь Божия, спаси землю Русскую. » 26 августа икона прибыла в Москву. Зимой лед на Светлояре бывает чистый-чистый.
И стоило торопиться, пока власть находилась в руках у анды — Сартака. Нельзя было работать в овине и в Михайлов день (8/ 21 ноября) если кто затопит здесь печь раньше Воздвиженья (14/ 27 сентября), овин сгорит. Действительно, её имя родственно таким словам, как «мор», «мрак», «марево», «морок», «морочить», «смерть» и ещё многим столь же недобрым. Черный день — тяжелый исполненный беды.
Ударила Маринку по белой щеке, сбила ее с резвых ног, стала таскать по полу кирпищатому. Тут в стары годы береза стояла, так на са-амой, выходит, на церковной главе». Как звали Бога Огня. Однажды шли по земле святой Касьян и Никола Угодник — и увидели мужика, пытавшегося вытащить увязнувший в грязи воз. Мятеж был усмирен. Перепись проводили счетоводы из ставки Хана, но военное обеспечение операции осуществлял сам князь Владимирский, он же Александр «Невский».
Постоял бы Илья Муромец за Киев- град, за меня, за князя Владимира». В доисторические времена вместо храмов посвящали богам ручьи и колодцы. Золотой конь небесный – солнце, позже – колесница, но тоже запряжённая лошадьми. Таскает, а сама приговаривает: «Не хвастай, Маринка-ненавистница. Александр, так называемый «Невский», воспользовался своим грязным шансом.
Под покровом ночи остатки вражеского войска погрузились на корабли и отплыли восвояси. Древние славяне считали Землю и Небо двумя живыми существами, более того — супружеской парой, чья любовь и породила всё живое на свет. Другой местный житель в 1982 году рассказывал со слов своего отца, как тот «в граде Китиже бывал — накормили его там, денег дали». Экспертиза показала, что на этих обломках «имеются следы режущих орудий», то есть они обработаны руками человека. Воин тоже сорвал травинку. Захотели раз Никола и святой Егорий помочь мужику вспахать поле. Такой катящийся крест называется свастикой. Не поднимаются у него белые руки, не глядят у него ясные очи.
И все измышления о «величайших» победах Александра, якобы одержанных им под Новгородом, — элементарная ложь. Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены коварного жениха. Царь-басурманище песок притаптывает, приговаривает: «Не ходить Егорью по белу свету, Не видать солнца красного, месяца ясного, Не бывать на святой Руси, Не слыхать звона колокольного, Пенья церковного. » Но тут налетели ветры буйные, развеяли пески рудожелтые, поломали гвозди железные, разметали доски дубовые. Отсюда ее почти безграничные возможности. Видите. А в отдалённой древности полагали, что на самом деле гром — это «клич любви» на празднике свадьбы Неба с Землёй: известно же, как хорошо всё растёт после грозы Согласно некоторым источникам, молнии у Перуна были двоякого рода: лилово-синие, «мёртвые», разящие насмерть и золотые, «живые», созидающие, пробуждающие земное плодородие и новую жизнь.
Погребальный костер и вообще все жертвенное сожжение называлось крада. Стоило ему отправиться за данью, как налетели степняки и захватили крепость русичей. Еще в те времена, когда столицей Руси был Киев и никто не думал, не гадал, что маленькой лесной крепости на берегу Москвы-реки суждено «царством быти, государством слыти». Отрывистые сведения можно почерпнуть из археологических источников.
Стал конь попрыгивать, стал змеенышей потоптывать. В славянской языческой мифологии известен «скотий Бог» Волос (илиВелес), отчётливо противопоставляемый Перуну. И вот, вышел он на улицу в лисьей шубе, крытой алым сукном.
Птица спорхнула к нему, а вслед за ней явился крылатый пес. Отчего и пришлось искать «победы» иначе предок великороссов-государей оказывался совсем в некрасивом свете. Тут-то богатырь головы эти змеиные и срубил. В частности, рыжебородым считали своего Громовержца (Тора) скандинавы, соседи и родственники славян по индоевропейской семье народов.
Соответственно, весь последующий технический и социальный прогресс был отчасти искажением прадедовской «божественной» мудрости, выше которой, по мнению древних людей, ничего не могло быть. Вот почему мы до сих пор говорим не только «небо», но и «небеса». Очнувшись, наследник дал клятву исполнить просьбу. Уж не знаю, сколько часов ехали и куда, только видят — ворота тесовые. Мало показнив нас, много помилуй. Ради забавы он купил одну из клеток и был поражён.
Мэн Цзян Нюй дала согласие, но при условии похоронить своего бывшего супруга как положено. Мужик послушался совета — и впредь жил спокойно. Торговали в лавках и шалашах, с лотков и вразнос.
Словом «битва» стычку мелкого масштаба никто никогда не называет. Интересна трактовка свастики в буддийской традиции. Слышал я, господин, что ты хочешь идти на Русь, на князя Дмитрия Московского. Обладая бессмертным напитком (живою водою дождя), солнцевы девы сами представляются вечно прекрасными и никогда не стареющими.
Епифаний Премудрый восклицает: «Невозможно рассказать, какого труда духовного, каких забот стоило ему начало всего, когда жил он один в лесу пустынном. » Иногда Варфоломея одолевали сомнения в правильности выбранного пути. Известный собиратель былин, П. Н. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах. В руках божество весеннего света держит колосья злаков.
В какой вере я родился, жил и состарился — в той и умру. » Некоторые из новообращенных схватили старого волхва и предложили его казнить Но Стефан сказал: «Христос послал меня не бить, но благовестить, не мучить, а учить, не казнить, а наставлять с милостью. » И приказал отпустить Пама. Однако в древности его обычно изображали в виде медведя с секирой. Казалось бы, действительно, стоит возгордиться «победой» князя. Сразу отметим, что рыжая борода — непременная черта Бога Грозы у самых разных народов. Обессилить такую злую деву можно, выдрав у нее как можно больше волос. Ниагарский водопад.
Баня всегда имела огромное значение для славянина. Громоотвод в форме колеса с шестью спицами и сейчас можно увидеть на старых постройках.
Без коня пахать не будешь, а с конем и баба вспашет». Князь Владимир Андреевич и воевода Боброк-Волынец видели это из засады. Бог, родившийся от козы, заведовал ночным небом. Негоже в таком святом месте кощунные споры затевать. Так, Б. А.
В случае неисполнения приказа, строителям грозила смертная казнь. Мы недаром делаем акцент на том, что материал был изложен в советском издании: в то время каждое печатное слово пропускалось через «мясорубку» цензуры. В более древних он, прежде всего, воин, отважный, хотя и несколько безрассудный — «напуском смелый». Историчность невидимого града (также, как и Атлантиды) неоднократно пытались доказать или опровергнуть.
В общем, «добро должно быть с кулаками», но—именно Добро. Он сродни древнегреческому Эроту, богу любви и в то же время не чужд богу веселья Бахусу. В частности, о его участии в установлении христианства в Новгороде в 990 году там говорится, что он крестил новгородцев «огнем». Наконец она увидела легкокрылую ладью, запряженную золотыми лебедями. Убийство вообще считалось на Руси страшным грехом.
«Капь» — означает изображение бога идола, статую. (С этим эпизодом связан существующий до сих пор в Западной Европе обычай тайно подбрасывать детям на Рождество чулок с подарками «от Санта Клауса»— святого Николая. ) На Руси образ святого Николая — печальника о людских бедах полностью заслонил образ Николая — церковного иерарха. Говорит тут ворон, птица вещая: «Ты гой еси, Алеша Попович млад. Солнцевы девы умывают Солнце и расчесывают его золотые кудри (лучи), то есть разгоняя тучи и проливая дождь, они прочищают лик дневного светила, дают ему ясность. Ее можно увидеть даже в орнаменте и узорах на одежде в Рязанском краеведческом музее.
Во-первых, это письменные источники. Всех троих родители учили грамоте. Любимой рыбой у водяного является сом, на котором он катается, как на лошади. Софии и «ныне разрушена». Порубежная полоса считалась неприкосновенной, никто не мог переступить ее своевольно. Болотник – ошибкой будет путать его с водяным.
Болото у древних славян всегда считалось местом, где обитает нечистая сила. Вот и выходит, что предатель Александр родился, как и его анда, Сартак, в 1228–1230 годы. Это тоже знак Перуна. Нижний содержит изображения подземного мира и населяющих его божеств.
Внутреннему взору Блаженного были открыты не только мысли других людей, он чудесным образом видел то, что происходило в большом отдалении. Матвейка сшил себе из пелены штаны и ноговицы, остаток пустил на онучи и все это износил «без пакости и вреда для себя». Сделаю я Добныню по-прежнему». Вообще, угощение и почет овинник любил так же, как все его нечистые сородичи.
Однако статуя ожила и заговорила с мужчиной. Стойкий, живучий, самый тиражируемый миф. Он призвал Сергия в Москву.
Кроме того, святой Георгий принял на себя функции еще одного языческого бога — Белеса — повелителя лесных зверей и покровителя домашней скотины. Его представляли в виде старика с рыбьим хвостом, бородой и усами. Такие вещи в народе сохранялись веками.
Стереги его, пока я не вернусь. Федор был первым Ростовским архиепископом. Конечно, сейчас об этом остается только пожалеть. Этой чашей я загасил огонь, которым только что был объят весь город Новгород».
Имеют идолы уста, а не говорят имеют очи, а не видят имеют уши, а не слышат. Тогда перед ним являлись бесы и спрашивали: «Что ты ищешь в этой пустыне. В 50-70-х годах XX века было установлено, что озеро Светлояр образовалось в результате «провала» — внезапного, сильного сдвига почвы, причем это произошло приблизительно в то время, к которому легенда относит исчезновение Китежа. В «Слове о полку Игореве» русские люди названы «Дажьбожьими внуками» — внуками Солнца.
Мысль о скором конце, пишет Карамзин в «Истории Государства Российского», «вселяла в людей равнодушие ко славе и благу отечества, менее стыдились государственного ига, менее пленялись мыслью независимости, думая, что все ненадолго». Однажды супруга Цзян посадила лагенарию, которая пустила свою лозу через стену к соседям. Вокруг Земли, подобно яичным желткам и скорлупе, расположены девять небес (девять – трижды три – священное число у самых разных народов). Былины дают материал для умозаключений в обоих направлениях.
Прообразом неверной жены князя Владимира, княгини Апраксии, академик Б. А. Некоторые исследователи соотносят былину о Добрыне и Змее с историческим событием — крещением Руси, полагая, что «Пучай-река» это Почайна, в которой князь Владимир Святой в 988 году крестил киевлян. Один из церковных праздников, посвященных святому Георгию, приходится на 23 апреля (6 мая). Бывало, заходил Василий Блаженный и в кабаки, с тем, чтобы образумить пьяниц.
Она называется «мандзи» и считается символом совершенства. По мнению многих исследователей, былины возникали в разных частях Руси, но со временем место их действия оказалось сосредоточенным в Киеве. На ней плащ, сотканный из лунных лучей, а вокруг плывут ее дочери — звезды. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов и во многих сказках Баба-яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога». Баба-яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна)— древнейший персонаж славянской мифологии.
(Источник этот и поныне существует близ Троице-Сергиевой Лавры. Однако в древности она весьма почиталась и была распространена от Индии до Ирландии. Вскричал Владимир Андреевич: «Воевода. Вот и слово «медведь» означает «ведающий медом» — «любящий мед».
В древности были целые рощи и леса, которые посвящались именно Святобору. Значит, ветры считались внуками Неба. Собрав воинов, вождь вступил в схватку со змием и одолел его. Здесь находились святилища богов, здесь венчали молодых «круг ракитова куста» — то есть обводя их вокруг дерева, как бы замыкая круг жизни (позднее символом этого стало хождение вокруг аналоя и надевание обручального кольца). Пермяне удивлялись: «Како не приимаше себе всего того в корысть. » Лишь однажды Стефан сохранил пелену, которой был украшен один из идолов и отдал ее своему служке, принявшему христианство пермянину Матвейке. Но в то же время, выходя для прогулок, забав и шуток на лесные опушки, он ходит там малой былинкой, ниже травы, свободно укрываясь под любым ягодным листочком. По колена в землю утоптались, а ни один другого не одолеет. Больше всего вреда наносят ведьмы в полнолуние или новолуние, в грозовые «воробьиные» ночи, когда черт воробьев меряет, а еще накануне больших годовых праздников: на Ивана Купалу, Юрьев день, Благовещенье, Пасху, Рождество.
Отчаянно гремит по неровностям туч несущаяся Перунова колесница — вот откуда гром, вот почему он «прокатывается» по небесам. Нарвал Прошка тысячелистника, приложил к ранам зверька да завернул его в свою рубаху. Именно её конструкция была идеальной моделью башен. Однажды в обитель явился некий крестьянин.
Но, вероятно, он ошибся. С середины XIX века сказание о Китеже стало объектом исследований. А Маринка из-за двери отвечает: «Уходи прочь, деревенщина. Слово «черный» — непременный спутник зла и страха.
() впечатляющий образ идола свидетельствует о незаурядном мастерстве резчика, его несомненном художественном таланте». ) Стефан же не думал, что разрушаемые им святилища имеют историко-культурную ценность, он действовал с верою и бескорыстно, считая, что совершает благое дело. Объект находится на границе между США и Канадой. Скульптура, возвышающаяся над плато Гизы, считается одной из самых древних сохранившихся по сей день. Погоня его не заметила, мимо пробежала. Возможно, название «Кощей» принималось сначала как эпитет, а потом и как собственное имя демона — иссушителя дождевой влаги, представителя темных туч, окованных стужею.
Вылез вор из канавы, стал благодарить старичка, а тот спрашивает: «Каково было тебе в канаве лежать. » Вор отвечает: «Душно, дедушка. Варфоломей остался один. Не успел подумать, как дремота на него напала. Тогда ночь делается сумеречная, страшная. Вон какой у нее друг — посильнее меня». Встал перед Ваней как вкопанный, словно перед хозяином.
Лось и олень часто назывались сохатыми (да и теперь так называются), от слова «соха», называющего земледельческое орудие. Это возрождение и это правило — самые драгоценные вклады преподобного Сергия, () положенные в живую душу народа». Я им никакого зла не сотворил, любил их и награждал дарами. Бывший при этом Василий Блаженный радостно засмеялся и захлопал в ладоши. Сергий в то время работал в огороде.
Налетел на Добрыню Змей Горынище. Хотя «Повесть о Петре и Февронии» имеет подзаголовок «житие», она очень отличается от традиционных произведений житийной литературы и напоминает — и по сюжету и по образному строю — народную сказку. Видит Добрыня — силушки у него по-прежнему, думает: «Знать смелости поубавилось. » Поскакал он снова за богатырем, замахнулся палицей, а палица опять не опускается. Ночь видела, как разверзались могилы и из них выходили упыри и упырицы.
Сошел он с богатырского коня, сказал калике Иванищу: «Оставляю я здесь моего Бурушку. Наконец, Василий уступил и сказал: «Мне вдруг открылось, что не нужны посадскому ни прочные, ни какие другие сапоги — он завтра умрет». Некоторые — в воду и стали зваться с тех пор водяными, водяницами и русалками.
Говорит он калике Иванищу: «Экой ты дурак, Иванище. Возможно, что и слово «волхв» происходит от имени этого Бога и от обычая его жрецов одеваться в вывороченные мехом наружу, «волохатые» шубы для подражания своему Божеству.
«Рамень», «раменье» в русском языке — лес, поросль, «раменный» — боровой, лесной — происходят от одного корня со словом «рамена» — плечи «шкура» в некоторых областных наречиях обозначает древесную кору волосы народный эпос отождествляет с травой, а траву и цветы называет волосами земли. Опытные хозяева не иначе начинали топить овин, как попросив у «хозяина» позволения. Может принимать облик рыбы, птицы, прикинуться бревном или утопленником.
За оградой двора древнего славянина начинался лес. Это дерево было очень важным элементом древнеславянской мифологии — оно связывало все три уровня мира, простиралось своими ветвями на четыре стороны света и своим состоянием «состоянием» символизировало настроение людей и Богов в различных обрядах: зеленое дерево означало достаток и хорошую долю, а засохшее символизировало уныние и использовалось в обрядах, где участвовали злые Боги. Князь Андрей, человек мужественный и великодушный, был за свое благочестие прозван Боголюбским. Но существуют поступки – действия людей с их внутренней мотивацией.
Ведь «хлябь» — это морская бездна, водный простор. Некоторые сказители в этой части былины говорят не «морской», а «водяной» царь. Вот таким образом, естественно, в славянской мифологии имеется значительный индоевропейский пласт. Но ходить мыться в баню должен всякий: кто не ходит, тот не считается добрым человеком.
Некоторые упали в лес — так возникли лешие и лесовухи. Черное платье — траурное, печальное. Подбежал парень к добыче орлиной — да так и ахнул. Василий, чтобы не обижать доброго боярина, согласился. Так или иначе, Владимир разгневался на Илью Муромца и велел посадить его в погреба глубокие, запереть решетками железными, не давать ему ни еды, ни питья, сказав: «Пусть помрет он, собака, с голоду. » Узнала про то Владимирова жена, княгиня Апраксия и подумала: «Ежели помрет Илья Муромец с голоду, кто постоит за Киев-град, за князя Владимира, за меня, княгиню Апраксию. » Велела она сделать поддельные ключи от погреба, приказала верным людям отнести Илье перины пуховые, одеяла теплые и кормить его каждый день досыта.
Затем она угостила непрошенного гостя лепёшками, в которых были спрятаны сковороды, а своего супруга — обычными. В частности, к ним относят Лунную династию индийских и венедских царей. Вставала тут Амелфа Тимофеевна с дубовой скамьи, наливала чарочку зелена вина, выплеснула Маринке в бесстыжие очи.
Часто встречается она и на древнерусских украшениях, найденных археологами. За повреждения император намеривался покарать вдову, но увидев её прекрасное лицо, предложил выйти замуж. Тогда я сказал самому себе: «Раз Стефан не может покорять огонь и воду, то напугаю его. Не оставляйте отеческих богов, не покидайте старых обычаев, давней веры не забывайте. В 1547 году венчался на царство царь Иван IV.
Вот подъезжают молодцы ко Киеву. Таким образом, настоящим предметом «поклонения» фашистских мистиков оказывается не Солнце, а скорее его отсутствие — ночной мрак. У тебя-де и коня-то нет». () Обидно ему, что много обошел, а сбора никакого нет. Что же касается «фашистского знака», нетрудно убедиться, что он изображает именно»ночное» Солнце, катящееся по внутренней стороне нижнего неба.
Тогда спустилась в погреб княгиня Апраксия, просит Илью: «Уж ты постой, Илья, застольный Киев-град, за ласкового князя Владимира. » Говорит Илья княгине: «Аи же ты, княгиня Апраксия. Далеко в степи отогнал он печенегов и укрепил русские границы. Взмолился вор святому Николаю: «Батюшка, отец Николай, сокрой меня — я тебе гривенную свечку поставлю. » Вдруг, откуда ни возьмись, появился перед ним старичок — и указал канаву, где можно спрятаться. Истукан сего божества был в Киеве самым почитаемым и имел несколько святилищ.
Его нетрудно увидеть, если посмотреть, прищурясь, на Солнце. Вот таким образом-то и зовут знахарей «шептунами» именно за те заговоры или таинственные слова, которые шепчутся над больным или над целебным снадобьем. Послал Олег к хану Мамаю большое посольство с богатыми дарами и грамотой. Прилег он под елью и привиделся Прошке сон, будто просит крот золотой отнести его по восходе солнца обратно в то самое ущелье, где был он от орла спасен, а затем, обогнув Стриж-озеро, отыскать лаз в земле и тем лазом проникнуть в пещеру. Черным в народе и посейчас зовут нечистого, дьявола. Пам говорил пермянам: «Братья, мужи пермские. А рядом, на другом-те холме — Благовещение.
Как услышит он твое грозное имя, так уйдет в свои дальние вотчины — в Новгород Великий, на Белоозеро или на Двину, а все московские богатства останутся тебе в добычу». Конь под ним, будто лютый зверь — из пасти огонь пышет из ушей дым валит. Закричал Добрыня: «Постой, добрый молодец. По языческому обычаю, пермяне приносили идолам богатые дары. Спустя полгода, хорошенько пораскинув умом, он пустился в путь-дорогу. Стань лицом к образу Егория и скажи: «Святой Егорий, вот тебе свечка чистая за пятак, а грошевую да замаранную поставлю Николе-обманщику».
2. Так вот, пошел тот старик как-то в лес за грибами. Тут уж всякий москвич призадумывался о том, как он сам живет в своем доме. Она представляет собой лежащую на песке фигуру с телом льва и головой человека. Вообще, волосы считались важным вместилищем жизненной силы.
Если ему жилье по душе, то он служит этой семье, словно в кабалу к ней пошел. Хочет его огнем спалить, хочет хвостом зашибить, да Добрыня не испугался. Между тем имя «Волос» столь же определённо выводит нас в мир змей и червей. Предполагается, что к нему относятся образы бога грозы и боевой дружины (Перун), бога скота и потустороннего мира (Велес), элементы образов близнечного божества (Ярило и Ярилиха, Иван-да-марья) и божества Неба-Отца (Стрибог).
Это старались сделать особенно пастухи, чтобы звери лесные не губили стадо. Оно называлось Боголесьем. Въезжают. Позже — собирал вкруг себя несколько поколений рода — большую семью, символизируя её нераздельную общность.
(Кстати сказать, он приходился племянником Сергею Радонежскому, будучи сыном его старшего брата Стефана. ) В разных былинах образ Алеши Поповича поворачивается разными гранями. На дне озера была обнаружена некая «аномалия» — полуметровый слой полужидкой породы, в которой во множестве присутствуют обломки древесины. В яму, в которой утверждался терм, клали горячие угли, хлебные зерна, караваи, плоды, лили мед и вино. Лихачев писал: «Расцвет Киева был в прошлом — и к прошлому Киева прикрепляются эпические сказания о военных подвигах Расцвет же Новгорода был для XII века живой современностью, а темы современности были прежде всего социально-бытовые». Кроме того исследователи предлагают обратить внимание, сколько важнейших слов происходит от корня «род», созвучного имени этого Бога: РОДня, уРОЖай, РОДина, приРОДа.
Этто во, где часовня — собор у них стоит Пречистого Спаса. Он представляет собой четырехгранный столб из известняка, разделенный на три яруса. В разных местах оЛешем рассказывают по-разному. Народный образ святого Николая восходит к языческим верованиям и имеет очевидную связь с древнеславянским богом Белесом.
Для умиротворения Банника славяне оставляли в бане чистую воду, веник и еду иначе банник мог рассердиться и сильно навредить человеку, вплоть до убийства. Даже банище — место, где баня стояла, — почиталось опасным и строить на нем жилое избу либо амбар, не советовали. В том же году в Москве случился страшный пожар. Царские слуги с поклоном поднесли Василию заздравную чашу от самого царя. Вне всякого сомнения, своими мыслями Андрей поделился со своим родным братом Александром («Невским»).
Так пламя эликсира и письма сделали гору Фудзияма вулканом. «Книгам прилежа и читал их часто и в ночи и в дне и собрал писцы многи и прекладаше с грек на словенское письмо и списаша книги многи», — говорил о нем летописец. Она упала на землю и Солнце на один миг задержало на ней свой сияющий взор.
Накануне москвичи видели Василия Блаженного возле Воздвиженской церкви. Рощи и леса почитались местами священными. Так вот, Огонь, добытый трением, считался «чистым», не соприкоснувшимся ни с какой скверной.
Рыбаков считает Евпраксию Всеволодовну, сестру Владимира Мономаха. Как-то раз Иван Грозный пригласил Блаженного к себе во дворец на пир. Такой поступок Добрыни объясняется тем, что подвиг эпического героя, в отличие от героя сказочного, обязательно должен быть бескорыстным. Со временем под ее власть всецело перешло «бабье царство» и Мокошь стали представлять все той же длиннорукой, большеголовой женщиной, прядущей по ночам в избе: поверья запрещают оставлять кудель, а то Мокошь отпрядет.
Тогда святой, тяжело вздохнув, покрыл мнимо умершего своей шубой и сказал: «Будь отныне мертв вовеки за твое лукавство». Перед прилетом змея затаился богатырь за камнем, где красавица стояла. Муж был собирателем бамбука.
И к слову, Александр в той стычке не победил с тем блеском, как нам сказывали. Славянские боги (мифы и сказания о которых сохранились в очень малом количестве) достаточно обширен. Рядом с ним увидел путник ту самую птичку, которая спасла его от смерти. Его связь со «скотьим» (то есть животным) царством вытекает уже из его имени: Волос — волосатый — волохатый — мохнатый. А находилась в те годы Орда — в расцвете сил. Золотая Орда поддерживала порядок и дисциплину на надлежащем уровне.
Центром городской общественной жизни в Москве того времени была торговая площадь у стены Кремля перед Спасскими воротами. Тем временем купчиха заболела и умерла. За много веков накопилось множество поверий и легенд, связанных именно с баней. Отрок подождал, пока старец закончит молитву и смиренно ему поклонился. Былины, как правило, не рассказывались, а пелись.
Иногда на мостах или на мельницах водяницы нападают на людей, норовя утащить их под воду. Подкова на счастье и теперь считается вполне действенным оберегом. Теперь чаще всего не помнят смысла этого действия.
А с течением времени оно просто забылось Это произошло точно так же, как и было забыто настоящее название медведя: люди старались называть сильных и опасных зверей иносказательно (применительно к медведю — «косолапый», «бурый»). Также решительно отказался он и от митрополичьего престола. Разделились они по религиозным мотивам.
Змей — воплощение язычества, а Добрыня, победивший Змея при помощи «шапки земли греческой»— символ христианства, пришедшего на Русь из Византии, бывшей частью Греции. Своих детей Бог им не дал и взяли они в дом приемную дочь. Испугался Тамерлан — и повернул свои несметные войска назад. В старославянских памятниках слово «кощь» («кошть») попадается исключительно в значении: сухой, тощий, худой телом — и, очевидно, стоит в родстве со словом «кость» глагол же «окостенеть» употребляется в смысле: застыть, оцепенеть, сделаться твердым, как кость или камень, от сильного холода.
А Кассиопея – два мужика с косами, которые небесную траву косят. Касьян прошел мимо — не захотел марать райского платья, а Никола помог мужику. Сапожник заверил заказчика, что сошьет сапоги, которые прослужат несколько лет. Чернить, очернять — клеветать, злословить. Какой среди них был разговор, естественно, узнать не получится.
Перун — грозное славянское божество, сын прабога Неба-Сварога. Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь — кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Иногда его представляют в виде крохотного старичка с длинной, покрытой плесенью, бородой.
Первый сломал себе зубы, а второй даже не сморщившись съел свою порцию. А наутро эта церковь загорелась. Один из исследователей фольклора коми, А. А.
Позже были обнаружены некоторые исторические аналогии. Ведь он не знает, что я тоже не могу. В частности, приняв крещение, вчерашние язычники продолжали чтить старых Богов, только под новыми именами. Вероятнее же всего имя Бога Огня было настолько свято (ведь этот Бог обитал не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственно среди людей), что его старались пореже произносить вслух, заменяли иносказаниями.
Одна из легенд гласит о супружеской паре, жившей у горы Фудзияма. Он почитался покровителем и оберегателем границ поземельных владений. У того бела-горючего камня сидят под ракитовым кустом три татарина. Кто хоть раз был летом в деревне, наверняка слыхал леденящие душу истории о «живом волосе», который водится в речке у берега и может, укусив, всосаться под кожу. Со временем растение дало урожай в виде огромной тыквы.
С младенца текла вода, вот таким образом образ был назван «Мокрым». На этих вот на горах (он указал на холмы), сказывают, быть церквам. В последующие годы археологами было найдено довольно много материальных памятников пермского язычества, в том числе так называемый «Гайнский идол». За этим строго следили: речь шла о доходах самой Золотой Орды. Впрочем, на этот счёт бытовали разные мнения.
К человеку враждебен, всегда старается утащить под воду того, кто пришел купаться в неурочное время (полдень, полночь и после заката). И вот задумал он взойти на беспредельное небо. Ударил Добрыня по дубу палицей — разлетелся дуб на мелкие щепки. Они облизывались, мечтая высосать кровь из спящих, беспомощных людей, которых не разбудят ни петухи, ни лучи утреннего солнца. Изучение былин идет по двум основным направлениям: исследователи, принадлежащие к так называемой «мифологической школе», выявляют связи былин с мифами сторонники «исторической школы» отыскивают реальную основу былин. Расцвела и украсилась при князе Ярославе Киевская Русь.
Черная душа — человек злой, бессовестный. Если кто-то скажет тебе что-то неприятное, зачурай его: «Чур тебе на язык. » — и злое пожелание не сбудется. Когда заказчик ушел, хозяин спросил Василия, чему он усмехнулся. А чудь ушла в те пещеры незадолго до включения Урала в Московское царство. Он представлялся то великаном, то карликом.
Тот «скакнул от них, яко олень». Вроде как монастырь. Правый и левый сапог шились одинаковыми и заказчик уже сам обтаптывал их по ноге. Разъезжает он по полям-нивам, рожь растит — народу православному на радость на веселую. Вот таким образом, когда на Норвегию напали датчане, многие норвежцы перешли на их сторону. А священным знаком Солнца с незапамятных времён был Крест.
А когда возвращался я обратно, то проходил мимо славного Царыграда. Добрыня мечом рубит, Змей Добрыню огнем палит. Стефан ответил, что не умеет и никогда такому не учился. Александр, так званый «Невский», родившийся приблизительно в 1230 году, в 1238 году был забран ханом Батыем в аманаты (то есть в заложники) иначе его отец Ярослав Всеволодович не получил бы великокняжеский стол.
Парень за ними, они от него — так и бегали всю ночь. Тут Добрыня призадумался: «Смелости-то у Добрынюшки по-прежнему, да, знать, силушки поубавилось. » Отъехал Добрыня скорешенько в сторону, стоял там стародревний дуб толщиной в три обхвата. Путник утолил голод и жажду и решил, что попал в самый Ирий-сад.
Из последних сил влез человек на другую сторону горы — и от сердца у него тотчас отлегло. От Индии до Исландии известны мифические персонажи, причиняющие всяческое зло: буддийский Мара искушавший праведных отшельников, скандинавская «мара» — злой дух, способный замучить спящего, »затоптать» его насмерть, Морриган, Богиня древних ирландцев, связанная с разрушениями и войной наконец, французское слово «кошмар». Как водилось у ариев, славяне хоронили покойников или в земле или сжигали на костре, поручая богу Сварогу. Ну а если там еще пробегала вода, это место было особенно удачным для вознесения молитв. Девочку назвали Мэн Цзян Нюй и стали совместно воспитывать. Забыл обо всем, не ведал, сколько времени прошло. (К счастью исследователь ошибся. Святой Николай ночью тайком забросил ему в окошко три узелка с золотом.
Во всех сказаниях колдуны, ведьмы и нечистые духи могут превращать людей в различных животных. Однако на этом дубе зреют семена всех деревьев и трав. Но Егорий ответил: «Злодей царище Демьянище, Безбожный пес басурманище. «Надписи», в которых Дунай запрещал что-либо трогать в своем шатре, представлялись северянам нарушением моральных норм. Вот таким образом при опасности до сих пор советуют вспомнить этого бога и зачураться, сказав: «Чур меня. », то есть попросить: «Чур, побереги меня. » Даже тайны мыслей человека он охраняет.
Некоторые учёные полагают, что западные славяне, жившие по южному берегу Балтийского моря, называли его Радогостем (Радигостом). Василий при этих словах печально усмехнулся. У вас же за одним медведем отправляется сотня, а то и две охотников. Все они были как на подбор, но Садко не стал брать «ни хорошую, ни белую, ни румяную», а взял, по подсказке Николая-угодника, покровителя корабельщиков, «девушку поваренную, ту, что хуже всех», но которая полюбила его. Они сверзились с небес и начали падать на землю.
В былинах говорится, что Алеша родился в Ростове Великом и был сыном «ростовского попа», которого называют иногда Левонтием, а иногда Федором. Затем, продолжив работу, мужчина обнаружил в бамбуке слиток золота. Современники называли Евпраксию «бесстыдной, развратной женщиной».
Чтобы составить житие как можно более полно, Епифаний долгое время собирал материалы. Вдруг шипение послышалось вокруг: это просыпались змеи. Вот как он описывается в книге Л. С.
Её связывают с темнотой, морозом и смертью. А тут еще огонь под котлом погас, выросла травка зеленая, расцвели цветики лазоревые. Черный глаз — завистливый, наводящий порчу. Ты возьми мое платье богатырское, а мне дай свое, калицкое». Когда Православная Церковь запретила молиться прежним Богам и святилища были разрушены с той же ненужной жестокостью, с какой спустя почти тысячу лет воинствующими атеистами были разрушены церкви. Рыбаков пишет: «Сквозь мифологический налет в облике Соловья мы можем разглядеть не столько придорожного грабителя (), сколько представителя тех косных сил родоплеменного строя, которые были чужды государственности, боролись за свою обособленность, противодействовали «дорогам прямоезжим» через их лесные земли, которые теперь особенно понадобились для связи юга с землями Вятичей и Кривичей».
Черная болезнь — падучая, черная немочь — скотская чума. Особенно опасен во время больших праздников. Пусть будет Господь их судьей. » Князь Дмитрий решил не дожидаться врага в Москве, а идти ему навстречу.
Болотника представляли страшным существом. Девочка, которую назвали Кагуя-химэ, выросла прекрасной девушкой. Главное же дело его — досмотр за хозяйством. Эта былина относится к новгородскому циклу былин.
И вот встал его отец из домовины и говорит: «Не плачь, сын, помогу твоему горю». Вспахали, поблагодарил их мужик. Московские послы прибыли во Владимир — за чудотворной иконой. Не дозволял он также сушить снопы во время сильных ветров и безжалостно за это наказывал.
Лелавала вернулась в деревню и рассказала отцу о чудовище. Однако не совсем так. Хорошо делает тот, кто имеет привычку творить крестное знамение». Черная наука — чернокнижие, злое волхвование, колдовство. Навстречу им — калика перехожая. Но он был не только божеством, но и героем.
Засело там Идолище поганое, со грозой, со страхом со великим, со своею ратью несметною. Также индоевропейскими по сути являются такие образы, как Мать Сыра-Земля, связанная с ней богиня ткачества и прядения (Мокошь), солнечное божество (Дажьбог) и некоторые другие3. Дыевы люди стали служить Дыю и ушли в подземные города сразу после битвы Сварога и Дыя.
Село Вышгород принадлежало сыну Юрия Долгорукого Андрею Юрьевичу. Твои боги — на самом деле бесы, а идолы их — дело рук человеческих.
Однако путь был долог, застигла парня в пути ночь. Внешность его переменчива. Их приютили подземные жители паны, которые происходят от Пана Виевича. Говорят черниговцы: «Прямоезжая дорога — через Брынские леса — давным-давно заколодела, травой заросла, черный ворон там не пролетывает, серый зверь не прорыскивает. Таким образом, «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого в значительной степени является документальным повествованием. Фигурки эти исполнены такой художественной силы и выразительности, что искусствоведы выделяют их в особый «пермский звериный стиль». Похоронил ее, поплакал и стал на свою дочь засматриваться.
Это имя восходит к древнему слову, означающему «небо», а также «нечто сияющее, блестящее». Часть стены, у которой она находилась, рухнула. Сапожное ремесло было в Москве делом почтенным и прибыльным. Часто идучи по улице, Василий Блаженный, к изумлению прохожих, вдруг начинал целовать углы одних домов и бросать камни в другие.
А князь Дмитрий — против тебя не воин. Особое место занимает «Слово о полку Игореве», в котором отразился значительный пласт языческих мифов, упоминаемых наследником и носителем языческой культуры— неизвестным песнотворцем. Потом другой, третий Ночь вгляделась во тьму и своими чудесными очами, которые могли проницать сквозь стены домов, увидела плачущих детей. Названия ноги, руки, пальцев и ногтей в санскрите (основе всех языков индоевропейской группы, к которой принадлежат и славянские языки) объясняются уподоблением человека растению. Однако происходил он из знатного норвежского рода. Потом положил в котомку и зашагал на прииск. Имя его происходит не от слова «дождь», как иногда ошибочно думают. Скажи из какой ты земли из какой орды, как зовут тебя по имени, по отчеству. » Отвечает незнакомый богатырь: «Скажу тебе, кто я таков, только давай прежде булатом переведаемся. » Разгорелосьу Добрыни сердце богатырское, размахнулся он булатной палицей, да рука у него вдруг в плече застоялася — не опускается палица булатная.
Отец рассказчика «ходил в извоз» и вот однажды его подрядили с обозом отвезти мешки с зерном. Зажигались пучки лучины и начиналось шествие вокруг деревни. И во всех сражениях рядом с Олафом был его младший брат — пятнадцатилетний Гаральд.
Настоящее его наименование, по-видимому, навсегда утеряно. Он неотрывно смотрел на нее и горько плакал. Но они всякий раз отвечали: «Да, он только что умер».
Почему. Чего мы ждем. Был он так громаден, что не мог найти себе ни крова, ни приюта. Стефан поступил так «не прибытка ради», а чтобы наглядно продемонстрировать бессилие языческих богов.
В году 1200 по рождеству Христову случилось в селе Дивееве чудо превеликое и престрашное. Конечно, любимая забава водяниц — вредить людям. Молнии у него разные: золотые – живительные, лиловые – смертоносные. Скандинавские сказания отмечают, что разгневанный Тор «потрясал волосами». Внешний круг предназначался для потребления жертвенной пищи и назывался требищем. Она бывала обращена в одну или другую сторону, смотря по тому, какое Солнце хотели изобразить – «дневное» или «ночное».
Ночью взял он со стены острый нож и зарезал дочь: кровь так и брызнула. Во время беседы Алексий приказал принести золотой, украшенный драгоценными каменьями крест и хотел подарить его Сергию, но тот отказался, сказав: «Прости меня, владыко ибо от юности не был я златоносец, в старости же тем более хочу в нищете пребывать». В самом слове «черт» слышен отзвук этого имени.
Моряны — а они обычно великанши — поднимаясь в бурю из волн, качают корабли так, что те переворачиваются. Потом заманили его в высокую траву и ну кататься по ней.
И вот теперь я сам попал в яму, которую приготовил для него. Уничтожить болотника можно только одним способом – осушив его болото. Сел на коня, подбоченился и соколом полетел прямо к палатам Елены Прекрасной.
В XI столетии в Киеве княжил великий князь Ярослав Владимирович, по прозванию Мудрый. Но в то же время это было таинственное место. Только не получается.
В летописях имя Ильи Муромца не упоминается ни разу. И никто про это не знал, не ведал. Пожалели сирот добрые люди, одного брата взял в семью рыбак, а другого пастух. Почти две недели на руках несли икону Владимирской Богоматери от Владимира до Москвы.
Германский посланник Эрих Лассота, побывавший в Киеве в конце XVI века, упоминает гробницу Ильи Муромца, «знаменитого героя или богатыря, о котором рассказывают много басен». Что хочешь обрести на этом месте. Да только в той канаве валялась дохлая лошадь и сильно смердела. Сказав так, Василий поспешно выбежал из царских палат. Иные рухнули в омуты или болота — это омутники и омутницы, болотники и болотницы.
Баба-повещалка в надетой поверх шубы рубахе выходила к околице и била-колотила в сковороду. С этим вместе он признавался и богом плодородия к нему воссылались мольбы об изобилии плодов земных по его рогу, наполненному вином (вино — символ дождя), гадали о будущем урожае. Мэн Цзян Нюй, не в силах унять свою боль, плакала три дня и три ночи. Бога Неба, Отца всего сущего, называют Сварогом. Хочешь, оберну тебя сукой долгохвостою.
Ночью Даждьбог с запада на восток пересекает нижнее небо, светя Нижнему Миру. О Богинях Рожаницах говорят обычно во множественном числе. В дальнейшем, начиная с 1252 года, Ростово-Суздальские княжества, позже Московия, далее Российская империя строили свою государственность — «державность» строго по татаро-монгольским канонам, привнесенным на эту землю князем Александром Ярославичем. Отметим попутно, что начало нового года на Руси неоднократно переносилось, его праздновали то в марте, то в сентябре, но одним из древнейших ученые всё же признают Новый год, справляемый в дни зимнего солнцеворота, 22-23 декабря. Царь велел стрелять в бунтовщиков.
Как видно из названия, жил этот дух в овинах (на гумнах)— строениях, где крестьяне в старину снопы сушили. В кумирницах было сложено много золотых и серебряных украшений, посуды, драгоценных мехов. Нет через реку ни моста, ни перевозчика.
Да еще, как назло, зарядили дожди — тут уж не до натиска, не до приступа. У него есть стада, состоящие из рыб. Слух пустили бояре, враждующие сродственниками царя — Глинскими. Отдай мне добром стольный Киев-град, без драки великой, без кроволития. Как-то спросил я у Стефана, умеет ли он это делать. Никола спрашивает.
Миф. Во внутреннем кругу ставились идолы, обычно деревянные здесь горел жертвенник и здесь «жрали бесам», то есть приносили жертвы богам. На Светлояр не раз снаряжались научные экспедиции. В1701 году московский паломник Иоанн Лукьянов, побывавший в Антониевой пещере Киево-Печерской лавры, сообщает: «Тут же видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении, под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей». Бегут впереди Тугарина два серых волка, позади летят два черных ворона. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой.
Это именовалось капищем. Гора считается одной из самых узнаваемых природных достопримечательностей страны. Пам упал на колени и возопил: «Не могу я войти в огонь, так как сгорю в нем, как сухая трава. » Народ потребовал второго испытания. А что Александр. Это древний бог грозы, грома и молнии.
Слава о святом Сергии разнеслась по всей Руси. Николай пожалел несчастных родителей — и совершил чудо. В определенный момент истории московитов, у верхушки при кормушке (при власти – примечание редакции) возникла потребность в создании генеалогического древа, чем, собственно историки при Екатерине и последующих государях и занимались, отрабатывая заказ. Едва не задохся».
«Даждьбог» значит — «дающий Бог», «податель всех благ». То не честь будет богатырская, не хвала будет молодецкая. » Стал Дунай Добрыню будить, закричал Дунай зычным голосом: «Ты вставай, поднимайся, невежа, пьяница. » Пробудился Добрыня с великого похмелья. Небесные лосиха и лосёнок – созвездия Большой и Малой Медведиц на небосводе. Но подобное — чистейшей воды ложь. Он хватает жертву, застрявшую в трясине, за ноги и утаскивает на дно. Но проделал он это с такой жестокостью, что вызвал всеобщую к себе ненависть.
Ярило также зарождал любовь в сердце того, на кого посмотрит. — а выступишь из круга, черти разорвут на части. () Сквозь дрему я рассмотрел, что в шагах трех от меня сидят несколько крестьян, а поет-то седатый старик с окладистою белою бородою, быстрыми глазами и добродушным выражением в лице, () я разобрал, что поется былина о Садко-купце, богатом госте». Выросла она красавицей. Средний посвящен миру людей, а верхний ярус изображает верховных богов. Москву начали называть «третьим Римом, добавляя: «а четвертому — не бывать. » На Руси были хорошо известны легенды о знамениях, бывших при основании Рима и Константинополя.
Леший буквально значит «лесной». На Украине живо проклятие: «Чтоб тебя черный бог побил. » По всему славянскому миру до сих пор рассеяны географические названия, связанные с именем этого грозного бога: гора Чернобог, камень Чернобог, урочище Черные боги. Она поведала Тутмосу о будущем царствовании и велела очистить свои лапы от песка. К числу таких былин принадлежит и былина о ссоре Добрыни с Дунаем. И вот, наконец, почему перед новобрачными разбивают тарелку («На счастье»), а прежде разбивали горшок, только что побывавший в Огне: «Сколько кусочков, столько бы и сыночков. ».
Вода из него обладает целебными свойствами. В вышину Тугарин три сажени, в плечах — косая сажень, промеж глаз — калена стрела. Тот оттаял окончательно и взял Чурилу к себе на службу. Имя его переводится в нескольких вариантах как «Разящий», «Первый» и даже «Правый».
Третьим братом Солнца и Молнии, третьим сыном Неба и Земли был Огонь. До сих пор мы говорим об «огне родного очага» — хотя у большинства дома не очаги, а газовые или электрические плиты. А после того, как мужик сбрасывал последний сноп, прежде чем идти домой, обращался к овину лицом, снимал шапку и с низким поклоном говорил: «Спасибо, батюшка-овинник: послужил ты нынешней осенью верой и правдой. » Именины его отмечали на Воздвиженье и на Покров (1/14 октября). Волосы же Бога Грозы уподоблялись грозовой туче. Некоторые исследователи считают, что здесь отразилась память о двух ростовских святителях.
Только на тракт вышли — стемнело. Поздоровался Илья с Иванищем и спрашивает: «Издалека ли бредешь, калика перехожая. » Отвечает богатырю Иванище: «Аи же ты, славный Илья Муромец.
И вот ночью парень ринулся в лес, а там — множество русалок: поют, танцуют, на ветках берез раскачиваются. В другой легенде рассказывается, как Никола шел по земле уже с самим Господом Богом. Хочешь, езди на нем, хочешь, в поводу води.
Это позволяет предположить, что речь идет о двух разных персонажах. Однажды (Василию было в то время шестнадцать лет) в лавку зашел посадский человек и попросил сделать ему сапоги попрочнее, чтобы хватило надолго. Из-за отсутствия письменных источников о верованиях и представлениях о мире славянских племен практически ничего не известно. На волосах – венок из весенних цветов. Добрыня же предлагает спасенной им от Змея княжьей племяннице «покрестосоваться» — поменяться крестами и тем самым стать названными братом и сестрой и впоследствии, когда князь говорит: «Дак благословляю тебе ее взять в замужество», отказывается, поскольку она ему «сестра крестовая». Его представляли молодым человеком на белом коне и в белоснежной мантии. Пришедший спросил у монахов, где найти игумена и те указали ему на Сергия.
Отсюда могильные курганы, кладбища — «селения мертвых». Все дело в том, что у древних славян был культ коня. А потом смилостивился, обустроил пир в Дыевых хоромах.
При Данииле Москва стала столицей удельного княжества. ) Поехал великий князь Данило Иванович «изыскать место, где ему создати град престольный к великому княжению своему». Чурила золотом и камешками драгоценными поделился со Сварогом. Священное дерево Перуна — дуб, символ крепости и здоровья иногда его до сих пор так и называют — «Перуновым древом». Как услышал это Никола, забежал вперед волка — и перекрасил пегую корову болотным илом в черный цвет.
Арабские авторы IX—XIII веков: аль-Масуди, Ибн Фадлан, Ибн Русте и другие. Только найти ее очень трудно. Едет Тугарин, похваляется: «Уж я город Киев в полон захвачу.
Там, где он появляется, обязательно будет хороший урожай. Все это богатство Стефан, не жалея, предавал огню. Тогда старичок (а это был, конечно, сам Никола) говорит: «Вот и святому Николаю было бы также душно от твоей свечки. » Сказал — и скрылся из глаз. У подножия сего кургана — могилка ваших родителей. Сначала Сварог побил Дыя, загнал его людей в подгорную землю.
Солнышко светит и греет так ласково, так приветливо Рядом с солнцем порхают белые облака, а на вершине горы стоит седобородый старец в великолепных белых одеждах и отгоняет облака от лика солнечного. Он мог завести человека в чащу, напугать, побить, но умел за добро платить добром. Некоторые утверждают, что это мелкое «семейное» Божество вроде Домового. Жаль было купцу, да делать нечего.
Бросил тогда Добрыня палицу на землю, сошел с коня, говорит богатырю: «Не могу я с тобой биться-сражаться, скажи мне без бою, как тебя звать-величать». Поднял острую саблю выше буйной головы, закричал зычным голосом: «Я тебя, Змеище, в куски изрублю да по чистому полю размечу. » Змей хвост поджал да и прочь побежал. С раннего утра была она полна народу. Однажды в полнолуние подданные Луны наконец пришли к Кагуя-химэ, чтобы забрать её домой. —Открою тайну: вы — родные братья. В народном сознании Николай превратился в крестьянского — «мужицкого» — святого, мудрого и справедливого, понимающего повседневные человеческие нужды, всегда готового помочь. Святой и волхв подошли к Вычегде, где уже были приготовлены для них две проруби.
Подняли ангелы свои мечи и обратили их против Тамерлана. Считалось, что волки уничтожают свои жертвы не поголовно, а выбирают только тех, кто обречен на погибель Егорием Храбрым, волчьим пастырем, то есть пастухом. И есть основания: с обеих сторон в той драке приняло участие не более 300 человек. Горожанин поправил свои дела — и все три девушки благополучно вышли замуж. Тяжелы были думы властителя.
Но, делать нечего, залез вор в канаву, затаился. Этому я и радуюсь. В 1155 году он покинул Вышгород и направился в Ростов Великий. Бежит-бежит, а сам думу думает: «Не стану я больше к Маринке ходить.
Василий долго отговаривался, мол, если он откроет причину, то вынужден будет хозяина покинуть, но любопытный сапожник не отставал. Дважды в сутки (утром и вечером) он пересекает Океан на ладье, запряжённой водоплавающими птицами — гусями, утками, лебедями. Ну а найдешь что-то ценное и не захочешь ни с кем делиться, тут же взмолись: «Чур, мое. » — и добрый древний божок побережет твою находку только для тебя одного. «А ну как не сегодня-завтра подоспеет подмога стервятникам. » — горестно вопросил сам себя князь и окончательно впал в уныние. Говорит ему Дунай: «Ты зачем разорвал мой бархатный шатер, распинал бочку зелена вина, растоптал чарочку серебряную. » Добрыня ему в ответ: «А ты зачем пишешь надписи со угрозами. » Схватились молодцы врукопашную.
Собрал Чурила друзей-великанов и начал обижать воинов Сварога. Тут и подумалось ему что-то: «Хоть бы старички китежские помогли». Вон там, где березка растет. Жили по соседству две супружеские пары по фамилии Мэн и Цзян, не имевшие детей.
Напомним, что в 1257 году татаро-монголы, «эти дикие варвары», как сотню лет нам твердили российские пропагандисты, при участии Александра «Невского» произвели вторую перепись поселений и населения в Суздальской земле. Ответили мудрецы и гадальщики: «То мать христианского Бога, заступница русских и сила ее неодолима». Сейчас над ним воздвигнута Пятницкая часовня. ) За несколько лет до смерти Сергию было чудесное видение. Д. С. Оба скрыли от вас тайну вашего рождения, но за это не осуждают Другая же причина такова.
Рыбников, описал, как он впервые услышал былину в живом исполнении. Лешие — его слуги. Закрыли могилу досками дубовыми, засыпали песками желтыми, над холмом водрузили деревянный крест. Мы все еще многое помним, только не знаем, откуда эта память и к чему она относится. Но недолго длилось их счастье: вскоре занедужила Авдотья Лиховидьевна и отдала Богу душу. В древних рукописях о них сказано кратко, лишь упомянуты хлеб, мёд и «сыр» (раньше этим словом обозначали творог), которые приносили им в жертву.
Напал на Русскую землю царь-басурманище Демьянище (иногда его называют Диаклетианище, как слабый отзвук канонического жития святого Георгия), пожег города и села, Божьи церкви на дым пустил, святые иконы коням под копыта побросал, а Егория Свет Храброго в полон взял и стал уговаривать отречься от веры христианской, поверовать в басурманскую. Разрыв-трава ломает и все другие металлические связи: сталь, золото, серебро и медь. В этом мероприятии Золотая Орда в первую очередь задействовала князя Александра «Невского».
Вспомним кузнечные клещи и плуг, «упавшие с небес» или «первые» законы. Не заходит леший и в деревни, чтобы не ссориться с домовыми и баенниками, — особенно в те деревни, где поют совсем черные петухи, живут при избах «двуглазые» собаки (с пятнами над глазами в виде вторых глаз) и трехшерстные кошки. Император выполнил требование, однако после этого Мэн Цзян Нюй совершила самоубийство, утопившись в море.
«Скажи, мужичок, кто важней: тот, кто в сохе стоял или тот, кто за соху держался. » Мужик подумал и ответил: «Конь важней. Все эти тексты не содержат каких-либо целостных изложений мифологии или отдельных мифов. Особую священную силу приписывали Огню, полученному самым первобытным способом — трением. Впоследствии она бежала от мужа, обвинив его во многих злодеяниях и вернулась в Киев. Сутки дерутся и другие и третьи. Тридцать лет по ней никто не прохаживал, на добром коне не проезживал.
До сих пор некоторые славянские народы называют дьявола Чернобогом. Ярило – с этим персонажем славянской мифологии связано много неясностей. И вот настает утро. Такая «киевизация» былин произошла в XIV–XV веках, в период формирования централизованного Московского государства. Наконец наступал заветный час — полночь.
Ехали они по Днепру на лодке и вот, мать задремала, а младенец упал в воду — и утонул. Ноготь вырастает на пальце, как лист на ветке. Сидит на дороге Соловей-разбойник, сидит на семи дубах, на девяти суках. Потом они дали начало многим арийским и финским родам. Ярило — обаятельное славянское божество.
Толпа народу окружила царский дворец в Воробьеве и стала требовать выдачи княгини Анны. Девушка поняла, что сейчас появится ее возлюбленный и прижала руки к сердцу. Ту, что за грош, вымарай сажей, а ту, что за пятак, не марай. Попов, писал в 1930-х годах: «Вследствие такой ретивой его деятельности, мы не имеем никаких материальных памятников для воссоздания картины дохристианской религии коми». Царь разгневался, Василий же ему сказал: «Не гневайся, государь. Царь с вельможами уехал в село Воробьево.
Никола впрягся в соху вместо коня, а Егорий стал пахать. Вспыхнул мятеж, начались убийства и грабежи. Молнии были его оружие — меч и стрелы радуга — его лук тучи — одежда или борода и кудри гром — далеко звучащее слово (обычный эпитет Перуна — громовник) ветры и бури — дыхание, дожди — оплодотворяющее семя. Разрезав плод, они обнаружили внутри ребёнка. Но теперь друзья мои, близкие мои восстали на меня. К околице притаскивалась соха, в которую и запрягали повещалку.
Стефан сокрушался: «Сколько я строю — столько он разоряет. » Стефан и Пам неоднократно спорили между собой, отстаивая преимущества своей веры, но каждый из них оставался непоколебимо уверен в собственной правоте и спор ни к чему не приводил, лишь распаляя обоих спорщиков. Многих схватили, последовали казни. На Агафона-огуменника (22 августа/4 сентября) лешие выходят из лесу и носятся по деревням, норовя раскидать снопы, вот таким образом хозяева в эти день и ночь стерегут свои гумна в тулупах, надетых навыворот, обмотав головы полотенцами и держа в руках кочергу. Водяной – дух, обитающий в водоемах.
Так надо прийти, разгрести снег и можно посмотреть, что там на дне делается. Ведьмы владеют способностью летать по воздуху на помеле, кочергах, в ступах и т. п.
Ещё можно вспомнить Моргану, Моргаузу и Мордреда из эпоса о короле Артуре и его рыцарях. Дорога гигантов, Северная Ирландия. Младшего с собой не взяли: «Где, — говорят, — тебе. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. Владимирцы со слезами провожали свою святыню.
— спрашивал себя древний человек. — Куда скрываются его животворные лучи в зимнюю половину года. » Фантазия людская творит для него священное жилище, где божество это устраивается после дневных трудов и где скрывает свою благодатную силу зимою. Иногда его видели в образе белой или черной собаки. Недаром во все времена преступники ожидали наступления ночи, скрываясь от правосудия — не только земного, но и небесного, а затмение в том же самом «Слове и полкуИгореве» принимается за страшное знамение. Древнерусские, западнославянские (Козьма Пражский с его «Чешской хроникой») и южнославянские источники XI—XV веков: летописи, поучения и наставления против язычников (Кирилл Туровский, Кирик Новгородец и другие) и вставки в переводную литературу, в том числе в апокрифы.
Зажиганием такого Огня всякий раз отмечали наступление нового года. Москвичи вышли встречать ее за город, на Кучково поле (нынешний район Сретенского бульвара «Весь град изыде противу иконы на сретенье ея, — говорит летописец. — Мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы от мала до велика со кресты и со иконы, со псалмы и со песньми духовными». Там хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей. Пока разгружали обоз, всех провели в дом, накормили, дали денег — и щедро.
Вот таким образом и молились в рощах и лесах. Записи третьего варианта чаще всего встречаются в северных областях России. Сначала этот источник называли Сергеевым, но святой, слыша такое название, говорил: «Не я дал вам воду, а Господь даровал ее всем нам». Впрочем, многим такое толкование кажется натянутым, хотя малопонятная «шапка земли греческой» присутствует почти во всех вариантах былины. Закипела во Дунае горячая кровь, расходились плечи молодецкие. Жалобный крик вдруг нарушил ее блаженство.
Лежит на траве непомерно большой золотистый крот и кровью истекает. Обвились змееныши вокруг ног Добрынина коня. Леонтий жил в X (по другим сведениям — в XI) веке и был первым проповедником христианства в Ростовских землях. И тут лопнул один гайтан — крест со спины свалился.
По этой причине верующие считали баню – символ, казалось бы, чистоты – нечистой. В «Слове о полку Игореве» — знаменитом памятнике словесности, созданном в конце XII века, — среди богатейшей языческой символики можно найти иносказательное название ветров:«Стрибожьи внуки». Доехал до реки Смородины. Ярослав был великим почитателем книжного знания. О чем говорить, если после указанной подушной переписи (1257 год) запрещалось перемещение населения без спроса и ведома татаро-монгольских баскаков. () Ходил-ходил и все без толку — ни одного грибочка нет. Но так уж сложилось, что именно он стал родоначальником московских князей.
Затем глянула на принца огромными яркими глазами и тот потерял сознание. Это был огненный круг. Простой народ, оставшийся без крова, поверил навету — и восстал против Глинских. Жил-был мужик, да умер, осталось после него три сына: старшие и умом взяли и статью, а младший, как водится, простоват и с виду не Бог весть что.
Этот дворцовый комплекс считается самым обширным в своём роде — 720 тыс. Водяной любит селиться в омутах, под мельницами и шлюзами, в полыньях. Слушайте меня, а не Стефана.