В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, птицах, змеях и т. д. Значение египетских мифов неоценимо, они дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных представлений на Древнем Востоке и для исследования идеологии греко-римского мира и для истории возникновения и развития христианства. Бог земли в Египте был отцом Осириса и Исиды. По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод и по его воле из них же начал расти священный камень Бен-нь Бенбен.
Нун, увидев такое чудо, наделил Шу и Тефнут одной душой на двоих. После объединения страны под властью правителей Верхнего Египта характер мистерий меняется. Во II тысячелетии до н. э. многие цари называли себя Себекхотеп, т. е. Себек доволен. Но, появившись над водой (помните, в Библии: «Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною и Дух Божий носился над водою»), новорожденный бог не смог найти место, где мог бы удержаться и потому создал холм или, вернее, остров Бен-бен.
Крокодилополь), столица Фаюма. Иногда Птаха называли отцом даже таких богов, как Ра и Осирис. В этом символическом облике и в идее о «всевидящем глазе Хора» проявляется связь этого божества с небом и движущимися по нему светилами.
Селкет защищала не только Гора, но и его деда, великого Ра. Как только тело бога было собрано, четыре богини принялись оплакивать его согласно традициям средиземноморских народов: Исида, супруга и сестра умершего бога Нефтида, вторая его сестра Нейт, покровительница саванов, а также Селкет, защитница его зачатого посмертно сына. Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару.
Он объявляется первым царем Египта, «царем богов», «царем обеих земель», его имя может заключаться в картуш. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов. В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо).
Наследник Геба — Осирис, от него трон перешел к Гору, а преемниками и служителями Гора считались фараоны, которые рассматривали свою власть, как данную богами. В более раннем варианте мифа её заманивает в Египет бог охотыОнурис. Для этого необходимо философски взглянуть на то, что скрывается за вереницей слов. Вполне очевидно прослеживается влияние сил природы на мифологию древних египтян. рис. В египетских храмах и около них стояли скульптурные изображения божеств, мыслившиеся как «тела», в которых эти божества воплощаются.
Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. Некоторые из них носили имя «Ментухотеп» («Монту доволен»). рис. 2), сборники заупокойных текстов. до н. э.
до н. э. ), «Книга мертвых» (см. Кроме того, древняя мифология Египта содержала истории о борьбе богов за власть. до н. э. ) «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI – XVIII вв.
Мифы о богах и их деяниях — добрых и злых — египтяне записывали на свитках папируса, вырезали на камнях храмов изображали на стенах подземных усыпальниц. Урожай винограда зависел от бога винограднойлозыШаи. рис. рис. Она сопровождалась жестоким гонением на приверженцев прежних верований и была отменена вскоре после смерти её инициатора. е. их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат).
Четыре бога стали олицетворением бесплодной пустыни и плодородной долины Нила. Грозная мстительница истребляющая враждебные богам существа. Древним египтянам казалось, что боги сотворили мир для людей. Позднее она была отождествлена с богинями Сехмет и Тефнут и почиталась в львином облике.
Но параллельно с этим существовало и представление (видимо, более позднее) о Сете как о злом божестве, боге пустыни, коварном убийце Осириса, представление, которое затем становится основным. Первоначально бог-сокол как почитался хищный бог охоты, когтями добычу в впивающийся. Египтологи пытаются создать обоснованные на письменных источниках (которые появились гораздо позже) гипотезы о становлении и развитии египетской мифологии1.
Обычно изображался в виде человека с двойной короной на голове и назывался «владыкой обеих земель», т. е. О чем же и о ком повествовала мифология древнего Египта. Древние египтяне обрели голос, а все удивительные изображения стали обретать смысл. Возьмите себе кирки и мотыги ваши, коромысла и ведра ваши, подобно тому, как делает это человек для господина своего».
Его символ — солнечный распростертыми с диск крыльями. Стоя на этом островке твердой почвы, Ра-Атум-Хепри приступил к созданию других космических богов. Но не так-то просто было остановить выпущенную на свободу дикую силу Сехмет. Боги провозгласили Гора наследником Осириса и он занял трон отца.
Воплощением земли в одних номах был богГеб, в других —Акер. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу и тот ожил. Именно он и еще восемь его потомков составляли так называемую эннеаду Гелиополиса. Спустя какое-то время из него вылупился молодой Ра, которому дали имя Хепри.
Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. крокодила его культа — город Хатнечер-греч (Собек. древнего бога — покровителя умерших Анубиса — вечно снующего по кладбищу шакала (превратившегося в бога — хранителя некрополя и защитника Осириса в посвященных ему мистериях), а также абидосского бога мертвыхХентиаменти, восприняв эпитет «первый на Западе» (т.
В некоторых мифах прародителями выступают мужские божества. Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. (О Ра, «золотом теленке, рожденном небом», говорится в «Текстах пирамид». Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом.
Это обеспечивало хороший урожай в будущем. В другом варианте мифа воскрешение Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, которые объясняются тем, что Исида, оплакивающая Осириса, после «ночи слез» наполняет реку своими слезами. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» – начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. В гелиопольском мифе бог Атум, отождествленный с солнцем — Ра, появившийся из хаоса — Нуна («создавший сам себя»), сам себя оплодотворил, проглотив собственное семя и родил, выплюнув изо рта, первых богов, паруШуи Тефнут (богавоздухаи богиню влаги). Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т. д., а также «чистый сердцем» («Я чист, чист, чист» – утверждает умерший на суде).
При помощи магии Исида зачала от мёртвого мужа сына, Хора. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. В основном же египтяне ограничивались убеждением, что человек обязан своим существованием богам, которые ждут от него за это благодарности, понимаемой очень просто: человек должен поклоняться богам, строить и содержать храмы, регулярно совершать жертвоприношения. Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. В свою защиту человек должен был произнести пространную речь, в которой он клялся, что не совершил поступков, неугодных богам.
Воскресший Осирис свой передал трон в Египте Гору, а сам царем стал загробного мира. Культ Осириса был тесно связан с древними земледельческими верованиями, навеянными ежегодным увяданием растительности и её весенним «возрождением» из зёрен. Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба. История зарубежного искусства.
После падения на землю слезинки превратились в людей. Как олицетворение восходящего солнца, он был тождествен Атуму – заходящему солнцу и Ра – светящему днем. Он создал бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут. Атум -- древнейшее божество г. Гелиополя, бог-творец, глава гелиопольской эннеады. И тогда придет корабль из страны твоей и будут на нем корабельщики, которых ты знаешь.
От радости Атум пролил слёзы, они капали на земную твердь и превращались в людей. Хатхор-Тефнут считалась Оком бога Ра и связана с большим количеством мифов. Имена некоторых богов оформлены как гиперссылки, ведущие на подробные статьи о них.
Египетские мифы о начале мира не представляют собой единого, цельного рассказа. Наряду с этим, гостеприимная долина Нила была окружена суровой пустыней, населённой враждебными народами, с которыми египтяне периодически воевали и считали их нецивилизованными3. Нун или Первоокеан изображался обычно как необозримое предвечное водное пространство. Сестры Осириса Исида (в то же время являющаяся его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. Птах создал первых восемь богов (своих ипостасей — Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла искусства и т. д. ) языком и сердцем.
Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. По происхождению Монту был солнечным богом города Гермонта. Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Под покровительством его находились все архивы и знаменитая Гермополя библиотека, центра культа Тота. Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т. д., а также «чистый сердцем» («Я чист, чист, чист» – утверждает умерший на суде). Солнце-Ра каждый день едет по небосводу на барке Манджет, чтобы освещать землю, а ночью, пересев на барку Месектет, даёт свет подземному царству мёртвых (Дуату). Согласно «Текстам пирамид», Ра – Атум – Хепри создал себя сам, возникнув из хаоса именуемого Нуном.
И настолько она опьянела, что не могла даже узнать людей и причинить им вред. Но их сумела собрать преданная жена погибшего, Исида. Брат Осириса, злой и коварный Сет, решил его погубить. Когда-то Осирис, по легенде, был царем. 9).
Вот таким образом сотворение мира приписывалось Атуму. Именно эта идея обновления появляются в египетской религиозной мысли4.
ниже). Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли и Нут, богиню неба. Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия) имени, тени.
По утверждению некоторых исследователей, в Древнем Египте было пять тысяч богов. Четвёртая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух.
Осирис почитался по всему Египту и далеко за его пределами. Сет (Сетх, Сутех) -- в сложившемся мифологическом каноне сын Геба и Нут, брат Осириса, Исиды и Нефтиды. Сын Осириса и Исиды, Хор выступил мстителем Сету за убийство отца, победил его и отнял у него власть над Египтом. Огдоада состояла из четырёх супружеских пар.
Процесс создания мумии снова претерпел изменения. Именно эта идея обновления появляются в египетской религиозной мысли. Считалось, что Хнум создал богов, людей, а также контролировал разливы Нила. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет — бесконечности пространства, Кук и Каукет — вечной тьме.
Амон (сокрытый, потаенный), в египетской мифологии бог солнца. Расцвет культа этого бога относится ко времени царствования Аменхотепа IV (1368 — 1351 гг. От Геба и Нуты произошли такие боги, как Осирис, Исида, Сет и Нефтида, которые изображали плодородные земли вокруг Нила и пустыни, приносящие лишь засухи и неурожаи. часто Тот изображался вместе с павианом, одним из священных его животных. Миф о сотворении мира Атумом, Ра и Хепри записан в «Текстах пирамид», а к тому времени, когда текст его впервые был высечен в камне, он, вероятно, существовал уже давно и был широко известен. Известно, что его дочерью сестрой или (женой) была богиня письма атрибут Сешат Тота — палетка писца. Птах изображался в виде мумии с открытой головой, с жезлом, стоящем на иероглифе, означающем правду. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу.
Египтологи пытаются создать обоснованные на письменных источниках (которые появились гораздо позже) гипотезы о становлении и развитии египетской мифологии. е. их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Исида -- одно из главных действующих лиц всех мифов, связанных с именем Осириса. Хнум (творец), в египетской мифологии бог плодородия, создатель, сотворивший мир из глины на своем гончарном круге. Чем богаче был человек, тем дороже была ткань, покрывавшая его усопшее тело. Главным центром культа Амона («невидимого воздуха») являлись Фивы.
Жрецы Гелиополя создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный» имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»). Изида -- богиня плодородия, воды и ветра, «великая чарами», «госпожа волхований» в сложившемся мифологическом каноне дочь Геба и Нут, сестра и жена Осириса, сестра Нефтиды, Сета, мать Гора, одна из самых почитаемых богинь в Древнем Египте. Геб, в египетской мифологии бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут.
Когда пришел черед Осириса и он лег в короб, сделанный по его мерке, Сет захлопнул крышку, запер замок, а его сообщники отнесли короб к Нилу и бросили в воду. Его изображали в крокодила виде либо в виде человека с головой Центр. Сехмет Богиня (Хатхор) в образе львицы убивала и людей пожирала до тех пор, пока ее хитростью не напоить удалось красным, как кровь, ячменным Опьянев. Теперь борются две группы, одна из которых в одеждах верхнего Египта, а другая – Нижнего. Амон почитался и как мудрый, всеведущий бог, царь всех богов, небесный заступник, защитник угнетенных (везир для бедных). Душа (Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.
Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, – всей природы. Исида изображалась с троном на голове.
Сет обычно изображался в виде человека с головой осла. Представление о водном просторе из которого появляется поначалу небольшой холм, тесно граничит с египетскими реалиями: оно почти в точности соответствует ежегодному разливу Нила илистые воды которого покрывали всю долину, а затем, отступая, постепенно открывали землю, готовую к пахоте. Путь развития мифологии Древнего Египта трудно проследить. Кроме того, как отдельное божественное начало воспринимался бог солнечного диска Атон. Понять их посредством холодного разума практически невозможно. Гробницы и храмы украшались рельефами и росписями на мифологические темы.
Геб поссорился со своей сестрой и женой Нут (небом), поскольку она ежедневно поедала своих детей — небесные светила, а затем вновь рождала их. Солнце было для египтян богом Ра в золотом челне. Ассоциировался с благородным, парящим в небе соколом. Селкет была непосредственно связана с одним из них: с хранителем Запада. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога.
Хоть есть много рисунков информации о силах и предназначениях Геба не там много. Порой это приводило к столкновениям между жителями и даже убийствам на религиозной почве. Летний зной гневом объяснялся Ра на людей. Исида, жена и сестра Осириса, собирает их воедино (символ объединения Египта, а также сбора податей) и хоронит мужа, который отныне становится царем подземного царства. Когда Гор вырос, он победил Сета.
Тогда Ра собрал совет старейших богов во главе с прародителем Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать людей. С момента зарождения древней цивилизации возникло и верование в Высшие силы. На небесах Древнего Египта нередко проливали слезы.
Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила. Он изменил свое имя Аменхотеп (Амон доволен) на Эхнатон (угодный Атону или полезный Атону). Лишь в эпоху Среднего царства богиню впервые называют «дочерью Ра». Древние греки отождествляли Ра с Гелиосом. Некоторым божествам поклонялись только в отдельных регионах или племенах.
Это объясняется очень просто: древние египтяне всегда связывали богиню-скорпиона со змеями и вот таким образом полагали, что Селкет способна на равных сражаться с воплощенным злом — чудовищным змеем Апопом, преследовавшим солнце в загробном мире. Изображался с головой сокола, увенчанной солнцем в короне. Во дворе находилось помещение для молитв и место для жертвоприношений. Сет, в египетской мифологии бог пустыни, т. е. чужеземных стран, олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба. Быка поселяли в храме и в течение всей жизни окружали божескими почестями.
Бог Нун и богиня Наунет символизировали собой первобытный хаотический океан, Хух и Хаухет – бесконечность пространства, Кук и Каукет – мрак, Амон и Амаунет – «невидимое». Под землёй Ра постоянно старается проглотить (но всегда неудачно) громадный змей Апоп (Апофис), воплощение хаоса. Родоначальником всего живого в египетской религии считался бог Атум. Так богов стало девять и они смогли заняться сотворением людей. «дальний», «вышний», «горний») бог небесной лазури, с чьим образом связывалось представление о том, что суть мирового первоначала – ясность, чистота, разумная упорядоченность, устойчивость.
Считалось, что его магическая сила – источник плодородия земли. В поздние времена объединялся с солнечным богом Ра в общем культе Ра-Хорахти («Хорахти» – «Хор обоих горизонтов»). И древнеегипетская не является исключением.
Будь смел и ты обнимешь своих детей, ты поцелуешь свою жену, ты снова увидишь свой дом — а что может быть лучше этого. » Отважный и удачливый герой, рассказ от первого лица, вызывающий у читателя особое чувство сопереживания, динамичный сюжет, красочность и занимательность описаний — все это живо напоминает самые знаменитые приключенческие романы, написанные тысячи лет спустя: «Путешествия Гулливера» Д. Свифта, «Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо, «Остров сокровищ» Р. -Л. Священное животное Амона — баран и гусь (оба – символы мудрости).
Когда Апис, состарившись, умирал, тело его бальзамировали и торжественно погребали. Так и возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада. Позднее египтяне провели параллель между ними и «четырьмя сыновьями Гора», защитниками сосудов-каноп, за которыми божественные плакальщицы тоже постоянно присматривали. Амон (букв, «сокрытый», «потаенный») -- бог-покровитель Фив, бог-творец, возглавлявший фиванскую триаду, которую вместе с ним составляли его жена -- богиня неба Мут и сын -- бог Луны Хонсу. Змей говорит герою: «Если ты мужествен, овладей собой. В Древнем Египте представляли его с женой Нут – покровительницей неба. С Осирисом связан один из самых значимых для египетской культуры мифологических циклов, рассказывающий о его коварном убийстве, абсолютном Сетом и последующем воскресении бога Исидой и Гором. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха и Тефнут, богиню влаги.
Вера, царившая в этой стране, предполагала наличие жизни после смерти. Это так называемая Великая Восьмёрка. Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта.
Эти боги составляют знаменитую гелиопольскую «девятку» — эннеаду, почитавшуюся во всем Египте и неизменно присутствующую в религиозных текстах. Живым воплощением бога являлся черный бык с особыми белыми отметинами. По одному из преданий, ученый и мудрец Имхотеп, сановник и архитектор фараона Джосера (III тысячелетие до н. э), в связи с семилетним голодом посоветовал Джосеру сделать богатое приношение богу плодородия. Верховным жрецом бога стал сам фараон, считавший себя его сыном. Жрецы Гелиополя (крупного религиозного центра Древнего Египта) создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный» имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»). О как сладостно, когда она приходит. », - говорится в гимне. Его символом считался жук скарабей.
Сехмет – (букв. Из всех ипостасей Гора наиболее значимыми являются Гор -- сын Исиды и Осириса. Сестра и верная жена Осириса. Бог Гор (Хор) (букв, «высота», «небо») -- один из важнейших богов Древнего Египта, солнечное божество, обычно воплощающееся в образе сокола или человека с головой сокола иногда -- крылатого солнца. Позднее возникают представления о том, что умершие (т. Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. Позднее возникают представления о том, что умершие (т.
Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. В чём же состоит главная особенность этих древних сказаний и легенд. Самый многочисленный пантеон древнеегипетских «первоначальных» богов существовал в мифологической версии сотворения мира, найденной в Гермополе. В представлениях о смене времен года тоже участвовал Ра.
Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). А его жена Исида являлась символом верности семьи и хранительницы домашнего очага. В этом смысле акт сотворения мира как бы повторялся ежегодно. Верховным божеством изначально в Египте считался Пта (Птах), творец земного мира, бог правды и порядка, но позднее возникло несколько религиозных центров: в Мемфисе – храм Пта, в Фивах – Амона и в Гелиополе – бога Ра. Все живое, что попадалось Сехмет на пути, она убивала.
Атон изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчиваются раскрытыми ладонями. В верхнем храме было обязательно наличие большого коридора, центрального двора и ниши, где располагалась статуя фараона. Богиня в образе львицы стала убивать и пожирать людей их истребление приняло такие размеры, что Ра решил остановить её. Согласно мифу.
Еще один важный момент – иерархия могла меняться в зависимости от главенствующей политической силы. Идёт Хатор к своему дому. Положительные роли при этом принадлежали Амат (богине возмездия за прегрешения), Апису (покровителю плодородия и силы), а также Гору (богу рассвета или восходящего солнца). Осириса чудесное Око Гор дал отцу проглотить и тот ожил. Нейт указала на Гора, однако Сет не собирался так просто сдаваться и возобновил войну.
Он считался столь же необходимым для мира, как Гор. Тот Когда возвратил в Египет Тефнут (или как, Хатхор говорится в одном из мифов), природа Тот. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Как уже было написано выше, божества могли различаться на разных территориях. Первую пару: Шу (Воздух) и Тефнут (Влага)– ему пришлось родить самому, а уже потом, от их союза, появился весь египетский пантеон: Геб (Земля), Нут (Небо), которые, в свою очередь, породили двух богов и двух богинь – Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду.
В них содержались сказания о сотворении всего живого на земле. Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т. д., а также «чистый сердцем» («Я чист, чист, чист» – утверждает умерший на суде). В подчинения знак он положил Сету на голову сандалию Свое. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» – начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом. Эта версия сотворения мира не была единственной в египетской мифологии.
Хотя официально Селкет не входила в эннеаду Гелиополя (города Ра), нельзя не признать, что египетские жрецы нередко по своему усмотрению сближали абсолютно разных богов и богинь. Крокодилополь), столица Фаюма. Осирис как бог мертвых вытесняет с конца 3-го тыс. Особенно в те дни, когда коварный Сет убил Осириса. Можно предположить, что так произошло и с Селкет.
Правящий фараон объявляется сыном Амона-Ра. Стоит заметить, что в древнеегипетской мифологии бог солнца был не один. В пучине Великого Хаоса (Нуна) царили силы, направленные на разрушение, состоящие из трёх пар божеств: Низа и Ниаут, символизирующих пустоту, Тенема и Тенёмуит, обозначающих исчезновение во мраке, а также Герех и Герехт – богов ночи и тьмы. Не только сотворению мира были посвящены мифы и легенды Древнего Египта. Богов своих египтяне изображали в виде животных и птиц или людей с головами птиц или животных.
Например, если было жаркое знойное лето, значит, Ра гневался на людей за что-то. Рядом с верхним храмом находилась пирамида. Атум стал почитаться лишь как символ заходящего солнца.
После недолгих раздумий о том, что же сотворить ещё, бог принял решение о создании Шу (бога ветра), который мог бы привести в движение поверхность океана и Тефнут (богиню мирового порядка), которая была призвана следить за тем, чтобы Шу не разрушил то, что будет сотворено далее. Передав Гору власть над Египтом, Осирис становится затем царем подземного царства мертвых.
Им противостояли четыре пары божеств, наделённых положительными силами: Хух и Хаухет (боги бесконечности), Нун и Наунет (боги воды), Кук и Каукет (боги темноты), Амон и Амаунет (невидимые боги). С того момента все фараоны носят змея-урея у себя на короне. Корова, родившая Аписа, тоже почиталась и содержалась в особом здании.
У этого океана не было ни физических измерений, ни временных. Египтяне верили, что ритуальный бег священного быка оплодотворяет поля. После смерти фараон отождествлялся с Осирисом, а новый -- с Гором.
Так, в Гелиополисе наивысшим из божеств был покровитель Солнца. Она уберегла младенца от покушений Сета, спрятав в зарослях нильского папируса. Все по очереди начали ложиться в короб, но никому он не был впору.
С Амо-ном связываются общегосударственные праздники, например Праздник долины, когда Амон посещает царские некрополи и святилища царствующего царя или праздник Опет, когда Амон из Карнака отправлялся в Луксор. Наиболее крупный и самый древний храм Амона -- Карнакский храм в Фивах.
Древний Египет Он кажется таким загадочным, далеким и экзотичным. В тот год страна получила прекрасный урожай. Наиболее почитаемым животным в Египте был священный бык Апис.
Посреди этого Океана поднялся и первозданный холм земли из которого произошла вся суша. На первый план в её культе мало-помалу вышел мотив материнства, в ней воплотились свойственные многим восточным народам представления о «Великой Матери». Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога.
В сказке о мудром юноше Са-Осирисе (его имя в переводе означает «Сын Осириса») описывается загробное царство, куда он ведёт своего отца и суд над мёртвыми. На этом Тот основании идентифицируется с греческим вестником богов который, гермесом считался психопомпом ("ведущим души"). Но в отличие от Ра культ Монту сильнее подчёркивал не благодетельные, а грозные, разрушительные свойства Солнца (огонь, пожар, засуха).
После поминальных речей в храме, участники погребения перемещались в верхний храм. Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому. С самого начала Селкет держится как бы сама по себе. В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо). Итак, версия рождения мира излагалась так: Ра – Атум – Хепри создал (ну или создали) себя сам, возникнув из хаоса, который назывался Нун или Первоокеан.
Пантеон был заселен богами, которые обладали разными способностями. В эпоху Среднего царства и особенно со времени правления XVIII (Фиванской) династии Нового царства в качестве главного бога утверждается другой бог солнца — фиванский Амон (фараоны Среднего и Нового царств происходили из Фив). Потом из воды появился белый лотос из цветка вышел Ра. Тогда вмешался Осирис, правивший загробным миром и заставил богов принять совет Нейт.
Возглавил совет бог Нун, воплощавший водную стихию. Душа умершего взвешивалась на чашах весов вместе со страусиным пером богини Маат. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Согласно некоторым мифам, бог зла Сет укрылся в теле Собека, чтобы избежать наказания за убийство Осириса.
В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Каждая кошка считалась воплощением божества, внушая почтение и страх. В последующей традиции она воспринимается как идеал верной жены и любящей матери. Праздниквозвращения любимой дочери Ра отмечался и в исторический период. Под землей тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывет ночью.
Яростная львица увидела это озеро, приняла его за человеческую кровь и начала жадно пить. В других мифах появление солнца связывается с яйцом, снесенным на поднявшемся из хаоса холме птицей «великий Гоготун». до н. э. ), «Книга мертвых» – составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Египта. Гор, Хор (высота, небо), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил.
Таким образом, египтяне заметили, что воды Нила (Нун) и солнце (Ра) являющиеся символами жизни, обладают определённым во времени рядом природных циклов. Сет (Сетх) – сын Геба и Нут, брат и убийца Осириса, затем побеждённый и изгнанный в пустыню сыном Осириса, Хором (Гором). Тефнут (иногда называемая также Хатор), поссорившись с Ра, царствовавшим в Египте, в образе львицы удалилась в Нубию, в область Бугем (по-видимому, в представлении египтян, её уход вызывал наступление засухи).
Люди тоже заметили слабость Ра и объединились против него. до н. э. ). Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, – всей природы. Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия) имени, тени. рис.
Он часто изображается в виде человека с головой барана, сидящего перед гончарным кругом, на котором стоит фигурка только что сотворенного им существа. (Пережитки представлений о том, что зачатие происходит от заглатывания, сохранил и фольклор: в «Сказке о двух братьях» неверная жена Баты зачала, проглотив случайно щепку). Он имел реальное воплощение и ему приписывали 29 признаков, которые были известны только жрецам.
В некоторых мифах они выступали главными героями, а также жили отдельно от самого бога. Гор становится преемником власти Осириса над Египтом, покровителем и защитником фараонов. В сказке «О кривде и правде» младший брат ослепляет старшего (которого зовут Осирис) и завладевает его добром, однако сын Осириса Гор мстит за отца и восстанавливает справедливость. Самое время вспомнить всех высших существ, которых когда-либо упоминала древнеегипетская мифология.
Исида зачинает от мертвого мужа сына Гора. Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада. В Фивах (Верхний Египет) им считался Амон-Ра – бог ветра и солнца, в то время как в Нижнем Египте верховенствовал Атум – бог заходящего солнца. Одних египтяне почитали и любили, а других страшились или откровенно боялись. Если с первыми можно было «договориться» с помощью подношений, то вторые не знали пощады и могли умерить свой гнев только после того, как им принесут огромные жертвы в виде человеческих жизней.
Бог "всеми управлял языками" и сам считался языком Птаха бога. Тоту приписывалось создание интеллектуальной всей жизни Египта. В египетских захоронениях нередко встречаются мумии кошек. ушебти, особые фигурки, обычно в виде запелёнатой мумии. Список даёт персонажи в алфавитном порядке. Гости на этом пиру были сообщниками Сета. Лишь достигнув противоположного берега, душа покойного могла успокоиться.
В отличие от большинства других представителей местного пантеона изображался не в «зверочеловеческой» форме, а в виде солнечного круга или шара, от которого тянутся руки с ладонями к земле и людям. дал им возможность перейти от варварства к цивилизации. В свою очередь, египтяне считали, что их земля является изолированным местом стабильности Маат, находящимся в окружении и под постоянной угрозой хаоса. Вот таким образом он в первую очередь создал холм Бен-бен. Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада. В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов солнца.
Древнеегипетская мифология, прежде всего, призывала человека не противиться происходящим событиям, не идти наперекор тому, что сейчас принято называть судьбой ибо всё, сделанное вопреки «мудрому порядку», обернётся против человечества. Бог Осирис -- одно из центральных божеств древне египетского пантеона, бог производительных сил природы, позднее почитавшийся и как царь загробного мира, в сложившемся мифологическом каноне старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды (которая была одновременно и его женой) и Нефтиды. Хор (Гор) – (букв.
Тогда её хитростью напоили красным пивом и она, опьянев, уснула и забыла о мести. Собрание проходило тайно, чтобы люди не узнали, что их замысел раскрыт. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи.
до н. э. ) «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (21-18 вв. Путь развития мифологии Древнего Египта трудно проследить. бога Собека искавшие его защиты, воду пили из озера и кормили крокодила деликатесами. Герой одного из самых известных мифов всех времён и народов. Чтобы умерший достиг блаженной страны, которая называется «Сехетиару», что значит — «поле камыша» и жил там в довольстве и безмятежности, его живые родственники должны были совершать определенные магические обряды.
Геба он оствил внизу, а Нут поднял вверх. Вот таким образом он в первую очередь создал холм Бен-бен. Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Почиталась также богиня Бастет в образе кошки. У египтян было много священных животных, но самым почитаемым был бык – Апис.
Его коварный брат Сет позавидовав его славе и власти, убил и расчленил Осириса. Здесь мы предлагаем ознакомиться с переведенными мифами Древнего Египта. Согласно мифу, когда Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже замыслили против него злые дела, Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий. Тогда Ра пошёл на хитрость (в некоторых мифах считается, что ему подсказал это хитрый Тот): на пути Сехмет были разлиты тысячи кувшинов пива, в которое был подмешан порошок гематита, чтобы сделать его красным, как кровь. Кожа подкрашивалась красной охрой, создавая тем самым иллюзию естественной окраски кожи. Древним египтянам казалось, что боги сотворили мир для людей.
Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). Апис, в египетской мифологии бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Победив Сета, Гор воскрешает отца. Гором Гор вырос, он отомстил Сету.
Огдоада – (в переводе с греческого – «восьмерица») – восемь богов города Гермополь, олицетворявших первоначальные стихии из которых возник мир. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Был рано отождествлен с богом Ра, чей культ заменил культ Атума в Гелиополе. К сожалению, об этом боге, носившем имя Нехебу-Ка, на сегодняшний день мало что известно. Если покойный прожил жизнь «с Маат в сердце», то есть был чист и безгрешен, то он оживал для счастливой жизни на полях рая. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц.
Вот такое вот разнообразие. В эпоху Древнего царства («Тексты пирамид») Анубис почитался как главный бог царства мертвых, однако в период Среднего и Нового царств он уступил свое место Осирису, а сам стал богом из окружения Осириса. В греческой мифологии ему наиболее соответствует Гефест.
Ра – бог солнца, глава гелиопольской Эннеады (см. Атон – бог солнечного диска (или, скорее, солнечного света), упоминавшийся ещё в эпоху Среднего царства и провозглашённый главным богом Египта во время религиозной реформы фараона Эхнатона. см. е. их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Под влиянием мифа об Осирисе была создана сказка о двух братьях Бате и Анубисе, в которой ложно обвинённый Бата погибает, а затем оживает вновь при помощи Анубиса (в образе Баты сохранились также черты бога — быка Баты).
В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо). Культ Сета в это время не нёс безусловно отрицательных черт. Осирис для египтян — олицетворение самой природы, всей растительности. Согласно «Текстам пирамид», Ра – Атум – Хепри создал себя сам, возникнув из хаоса именуемого Нуном.
– «могучая»), богиня с головой львицы и солнечным диском на ней, олицетворявшая зной и палящий жар Солнца. Вполне очевидно прослеживается влияние сил природы на мифологию древних египтян. Сет, бог пустыни и бури с головой осла, убивает своего брата Осириса и разбрасывает части тела по всем номам Египта. На них напустили солнечное око, любимую дочь Ра, называемую в мифе Сехмет или Хатор.
Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. В погребениях эпохи Нового царства в большом количестве сохранились т. н. Это олицетворение, несомненно, древнее, чем космогонические идеи жрецов из крупных религиозных центров. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. Богиэннеадысчитались первыми царями Египта.
Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада. Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года. Женой Птаха была богиня войны Сехмет, сыном — Нефертум, бог растительности. Перед лицом Осириса происходит психостасия : взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). Согласно мифу, когда Ра состарился, а перестали люди его почитать и даже "замыслили него против злые дела", Ра немедленно собрал богов совет во главе с Нуном (или Атумом), на было котором решено наказать род человеческий. Центр его культа — город Хатнечер-Собек (греч. Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду.
Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Исида – олицетворение вечной женственности – супруги и матери. Во II многие до н. э. тысячелетии цари называли себя Себекхотеп, т. е. "доволен Себек". Мир был разделен: Гору досталась чёрная земля Египта, Сету — красная земля враждебной пустыни.
Однако богиня, разъярённая вкусом крови, не унималась. Ты вернешься с ними на родину и умрешь в своем городе. А некоторых, слывших добрыми помощниками и защитниками, очень любили. Трон Осириса на земле переходит к Гору.
Когда Гор вырос, он отомстил Сету. У Шу и Тефнут было двое детей — Геб, бог земли и Нут, богиня неба. Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому. Стивенсона. Верхнего и Нижнего Египта, что подчеркивает его сущностную связь с фараоном.
Владычица расправилась с людьми, положив конец неудачному созданию вселенной. На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине. Как говорилось выше, всех богов египтяне делили на добрых и злых. На случай повреждения или уничтожения мумифицированного тела умершего в гробницу помещали его портретную статую (наряду с мумией призванную быть вместилищем его ба и ка). Эти божества являются основой творения. Ее зооморфное изображение -- корова или женщина с рогами (и иногда ушами) коровы.
Эти четыре богини стали называться «четырьмя божественными плакальщицами». Гор, Хор ("высота", "небо"), в мифологии египетской бог неба и солнца в облике человека, сокола с головой сокола или крылатого сын, солнца богини плодородия Исиды и Осириса, производительных бога сил. Львы же были в безопасности лишь в дни праздника богини Баст. Чудесное «поле камыша» давало небывалые урожаи, но, как и реальное поле, нуждалось в обработке.
Два божества соединились и от этого союза на свет появились бог Земли Геб и владычица неба — Нут. Как и другие боги Древнего Египта, связанные с землей (Осирис и Сокар), Птах облечен в саван, который обнажал только кисти и голову. «небо») -- богиня неба, в древнейших мифах представленная как небесная корова, которая родила солнце. Осирис был сыном старшим бога земли Геба и богини Нут неба, братом и мужем Исиды.
Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). ниже) и демиург (творец вселенной). Ра, Ре, в египетской мифологии бог воплощенный, солнца в образе сокола, огромного кота человека или с соколиной головой, увенчанной солнечным бог. Души умерших людей, согласно мифам, после угасания тела оказывались в такой лодке и совершали длительное путешествие между миром живых и мёртвых. Как обычно, от уже существующего мифа не отказывались и образы Геба (бога земли) и Нут (богини неба) как родителей бога солнца Ра сохраняются в религии на протяжении всей древней истории. "Владыка времени", он его разделил на годы, месяцы, дни и вел им Мудрый.
Помимо богов перечислены некоторые монстры, духи и волшебные существа. Позднее Осирис был провозглашен четвертым царем Египта, получившим власть от Геба. мифов Ряд о Ра связан с представлениями египтян о смене года времен. Мужские боги Огдоады изображались с головами лягушек, а богини – с головами змей. Египтяне верили, что природой и жизнью всех людей управляют боги.
Жена бога Пта. Задумав творение в своем сердце, он выражал свои мысли словами. Наиболее значительные из них — «Тексты пирамид» — древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (26-23 вв. Он считался сыном бога Геба (земли) и богини Нут (неба). Основными божествами в ней считались Ра и Гор (олицетворение живого фараона).
С тех пор все изменилось. Геб является покровителем земли, что египтяне стремились передать и во внешнем образе: тело вытянутое, как равнина, руки, поднятые вверх – олицетворение склонов. Нун или Первоокеан изображался обычно как необозримое предвечное водное пространство.
Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Чтобы умерший максимально был похож на живого человека, ему подкрашивали губы красным цветом, вставляли искусственные глаза, надевали парики Само тело туго пеленали в ткани со сложным, многоцветным и красочным узором. Население Египта встречало богиню песнями и плясками. Бог Тот с павианом 1340г, Бронза.
Перед лицом Осириса происходит психостасия : взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). В период Древнего царства этот бог наряду с Гором считался защитником Ра от змея Апопа, а также покровителем фараонов, что проявилось как в «Текстах Пирамид», так и в титулатуре некоторых фараонов II династии. «Не бойся, ничтожный, не бойся. е. «первый из мертвых»). Чтобы умершему не пришлось самому заниматься сельскохозяйственными работами, в гробницу ему клали «ушебти» — небольшие статуэтки, над которыми произносили заклинание: «Если причислят умершего к работающим в загробном мире, чтобы обходил он берега, насыпал поля, перевозил песок, — «Вот мы. », — скажете вы вместо него.
Затем родились Осирис, Сет, Исида и Нефтида от союза Нут и Геба. Древний Египет, несмотря ни на что, остаётся одной из самых загадочных цивилизаций. Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). Столь огромное их количество граничит с тем, что в каждом из многочисленных местных городов были свои боги. Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле.
Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Атон (диск солнца), в египетской мифологии бог – олицетворение солнечного диска. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»).
В египетских календарях он назывался «днём виноградной лозы и полноты Нила». Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Тайком он измерил рост Осириса и приказал сделать по мерке короб с красивой отделкой. Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет. Монту – бог войны, сражений, побед, боевой доблести.
Но со временем он стал дряхлым и слабым и не одни боги решили воспользоваться этим. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). Он бог производительных сил природы (в «Книге мертвых» он назван зерном, в «Текстах пирамид» – богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности. Уже на твердой почве он приступил к созданию других богов.
В результате богиня-скорпион прочно вошла в жизнь солнечного бога. Ее культ был в эпоху эллинизма широко распространен и в других государствах. Таким образом, египтяне заметили, что воды Нила (Нун) и солнце (Ра) являющиеся символами жизни, обладают определённым во времени рядом природных циклов. Вот таким образом не следует удивляться сходству функций многих из них. Огромное место в египетской мифологии принадлежит представлениям о загробном мире. Египтяне глубоко почитали Ра, который даёт жизнь людям, растениям, животным.
Эта речь сообщает и о моральных нормах египтян — «Я не совершал несправедливостей против людей я не был жесток к животным, я не был равнодушен, видя зло я никого не заставлял рыдать» и о религиозных предписаниях — «Я не богохульствовал, я не гасил горящего на алтаре огня» и о правилах общежития — «Я не вредил слуге в глазах его хозяина, я не увеличивал веса гири и не обманывал на весах, я не устанавливал заслонов для отведения воды». Боги Древнего Египта в своей эволюции прошли несколько исторических этапов.
Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба. В одном из фрагментов «Текстов Пирамид» Нут как супруга Геба называется «царицей Нижнего Египта» позднее она участвует в погребальном культе, поднимая души умерших на небо и охраняя их в гробнице. Так, сев считался похоронами зерна – Осириса, появление всходов воспринималось как его возрождение, а срезание колосьев во время жатвы – как умерщвление бога. Глазам отца всего сущего придавалось особое значение. Остальные боги превратились в их слуг или родственников. волшебное Свое Око, вырванное Сетом в начале Гор, битвы дал проглотить мертвому отцу.
Они должны вернуть Тефнут к отцу, завлекая её пением и танцами (см. Воскреснув, тот удалился в подземное царство мёртвых и стал его царём и высшим судьёй. От опьянения ей поневоле пришлось прекратить свою бойню. Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия) имени, тени. Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа.
Центром культа Аписа был Мемфис. Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом. Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим средоточием плодородия страны и вот таким образом участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени подъёма Нила бросал в реку свиток — указ о том, что начало разлива наступило первым торжественно начинал подготовку почвы для посева (сохранилась булава начала Древнего царства с изображением фараона, мотыгой взрыхляющего землю) срезал первый сноп на празднике жатвы (см. Верная жена Исида, собрала все части своего мужа, сделала первую мумию с помощью бога Анубиса (покровителя мертвых, бога бальзамирования) и родила от Осириса сына Гора. Так как в этом новом мире не было света, первые боги внезапно потерялись. В конечном счете, воля богов управляет миром.
Потом он пригласил Осириса к себе на пир. Общей для всех космогонических концепций была идея о том, что сотворению мира предшествовал хаос воды, погруженной в вечную тьму. Боги сначала жили среди людей (в это свято верил каждый египтянин) и царствовали в долине Нила. По преданию, он научил людей земледелию и ремеслам, т. е. Шу разъединил супругов. Имя Гора входит в пятичленный титул фараона. Об этом свидетельствуют египетские мифы -- волшебные рассказы о богах.
Фараон последовал этому совету и Хнум явился ему во сне, пообещав освободить воды Нила. Теперь, когда ты со мной, незачем тебе бледнеть от страха. Повсеместно египтяне почитали и уважали бога солнца Ра, а фараоны считались его детьми. Каждое утро Нут производит на свет солнце и каждый вечер прячет его на ночь в своем чреве. Летний зной объяснялся гневом Ра на людей.
Священными животными Сета считались свинья (отвращение для богов), антилопа, жираф, а главным был осел. Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом. При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе. Прилет ибиса-египтяне Тота связывали с сезонными разливами Нила. Позднее возникают представления о том, что умершие (т.
Позже от союзов этих божеств появились другие персонажи. В конечном счёте «социализация» египетских богов свелась к наделению наиболее значимых из них (Амона-Ра, Осириса, Гора) «регалиями» фараона, правящего в мире живых или в мире мертвых. Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту. Боги – вот главные герои подобных произведений во многих других цивилизациях. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями.
Во время пожара в доме прежде всего спасали кошку. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов.
Жрецы Гелиополя создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный» имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»). Эта восьмёрка состояла из четырёх пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Считалось, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе. Аписа считали Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. Эта версия сотворения мира не была единственной в египетской мифологии.
Хатхор (Хатор) (букв, «дом Гора», т. е. Однако боги разделились во мнениях и в конце концов воззвали за советом к Нейт (так же её называют Маат) богине мудрости. Перед лицом Осириса происходит психостасия: взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами).
Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет. Первоначально отождествлялся, видимо, с водами разлива Нила, несущими жизнь и плодородие.
Возмужав, Хор вступил в жестокую битву с Сетом, одержал победу над ним и изгнал из Египта. Его до сих пор называют «даром Нила» и считают родиной пирамид и Сфинкса, устремившего свой взгляд в безбрежные пески. Вследствие этого его «военный аспект» вскоре затмил собой первоначальный образ небесного светила. Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» – древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (XXVI – XXIII вв.
Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. Очень важное значение для египтологии имеет пара богов Осирис (Озирис) и Исида (Изида). до н. э. На ладьях тело переправляли в нижний храм. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов.
После смерти быка торжественно хоронили. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения.
10). Теперь борются две группы, одна из которых в одеждах верхнего Египта, а другая – Нижнего. В источниках не упоминается ни о ее семье. Как олицетворение восходящего солнца, он был тождествен Атуму – заходящему солнцу и Ра – светящему днем. Хатхор считалась женой Гора Бехдетского.
Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса. Женой Тота считалась богиня порядка и истины Маат. миром греки отождествляли Ра с Гелиосом. Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта.
Сет долго преследовал Исиду и Гора, которым пришлось спасать свою жизнь в болотах Дельты. Исида сделала из тела убитого Осириса первую мумию. Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому.