Микенский период стал эпохой формирования греческой мифологии. С помощью ритуала человек пытался общаться с этими силами. Миф и обряд в древних культурах в принципе составляют известное единство— мировоззренческое, функциональное, структурное, являют как бы два аспекта первобытной культуры— словесный и действенный, «теоретический» и «практический». От Хаоса происходят абстрактные первопотенции: Эреб («Тьма») и Никта («Ночь»), от брака которых рождаются Эфир («Воздух») и Гемера («День»).
Мифологическое сознание характеризуется противостоянием рациональности, непосредственностью, неотрефлектированностью мировосприятия, что, с одной стороны, делает миф уязвимым для рациональной критики, с другой же— выводит его из пространства таковой (отсюда устойчивость мифологических представлений и трудность борьбы с ними для рационального переубеждения человек уже должен допустить, что мифологическое объяснение происходящего не является единственно возможным и может оказаться недостоверным). в ст. Коллективный практический опыт, каков бы он ни был, накапливался множеством поколений, вот таким образом лишь он рассматривался как достаточно «надёжный».
Возникновение мифологии и религии Тэйлор относил к гораздо более раннему, чем Мюллер, собственно первобытному состоянию и возводил не к «натурализму», а к анимизму, то есть к представлению о душе, возникшему, однако, в результате чисто рациональных размышлений «дикаря» по поводу смерти, болезни, снов— именно чисто рациональным, логическим путём первобытный человек, по мнению Тэйлора и строил мифологию ища ответа на возникавшие у него вопросы по поводу непонятных явлений. Из всего сказанного видно, что вопрос о соотношении М. и религии решается не просто. В 1-й половине 19 в. в научный оборот вводятся мифы широкого круга индоевропейских народов (древних индийцев иранцев, германцев, славян).
И лабиринт и дворец построены искусным мастером Дедалом (чье имя означает «хитроумный художник»). «народная религиозность») из сферы теологически отрефлектированной религии переходят в область мифологии и вторичного мифологического осмысления догматов, ритуалов иных религиозных практик. Как известно, в их состав вошли различные повествования (часто принявшие поэтическую или драматическую форму) об основании городов, о Троянской войне, о походе аргонавтов и других больших событиях. Теперь гнев Ахилла обращается против Гектора. Но первобытная М., хотя и находилась в тесной связи с религией, отнюдь к ней не сводима. Эта история изложена в трилогии Эсхила – трагедиях Агамемнон, Хоэфоры («Совершающие возлияние») и Эвмениды («Благомыслящие», как стали называть эриний после того, как они были усмирены в конце третьей трагедии).
Аполлон и Эскулап (греческий Асклепий) были заимствованы практически без изменений. Наглядный пример— многие древнегреческие мифы. дон. э. ) видел в мифических образах обожествлённых исторических деятелей (такое толкование мифов, получившее название эвгемерического, было распространено и позднее). Эрида подбрасывает пирующим яблоко с надписью «Прекраснейшей», возбудив тем самым спор между богинями. Культовые мифы составляют «эсотерическую» (обращённую внутрь) сторону религиозной М. Но есть и другая группа религиозных мифов, составляющая её «экзотерическую» (обращённую вовне) сторону. На греческую культуру сильнейшее влияние оказал гомеровский эпос и Рим не мог воспринять эту культуру, не отыскав своего собственного места в героическом прошлом и не породив своего Гомера. Идея «конструирования» символического мира в мифологии, выдвинутая Кассирером, очень глубока. Заключительная поэма «эпического цикла», Телегония, рассказывает о гибели Одиссея от руки Телегона, его сына от Кирки.
Однако Рею Сильвию полюбил бог Марс и от него она родила близнецов, Ромула и Рема. Заменяя одни символы или одни ряды символов другими, мифическая мысль делает описываемые ею предметы как бы более умопостигаемыми (хотя полное преодоление метафоризма и символизма в рамках мифа невозможно). Для мифа весьма характерна замена причинно-следственных связей прецедентом— происхождение предмета выдаётся за его сущность (генетизм мифа). События, описываемые в Илиаде Гомера, относятся к десятому году войны.
В 5 в. до н. э. «Эпический цикл» подхватывает нить этого повествования. В образованной среде общества вошло в моду употреблять имена античных богов и героев в аллегорическом смысле: говоря «Марс», подразумевали войну, под «Венерой» разумели любовь, под «Минервой»— мудрость, под «музами»— различные искусства и науки ит. д. «Рамаяна», карело-фин.
В силу изменяющихся общественных условий и через контаминацию (от лат. Сказки и мифы). Связь эта давно признана в науке.
их исследования часто взаимно дополняют друг друга. Так создавалась «высшая мифология». По-видимому, здесь отразилось знакомство греков с критским культом «умирающего бога» (одного из «умирающих и возрождающихся» богов), которого они постепенно отождествили с богом небес Зевсом.
При этом все боги, духи, герои связаны чисто человеческими семейно-родовыми отношениями. Все люди произошли от них или же возникли из камней, которые супруги бросали за спину. В них повествуется о гибели Ахилла, о споре между Аяксом и Одиссеем за доспехи Ахилла, окончившемся победой Одиссея и самоубийством обезумевшего от негодования Аякса, о похищении Одиссеем и Диомедом «Палладия» – священного изображения Афины, принадлежавшего троянцам, о Филоктете, убившем Париса с помощью своего чудесного лука, о деяниях сына Ахилла Неоптолема (также известного как Пирр) и, наконец, о хитрости с деревянным конем, в котором прячутся греческие воины, пока остальная часть войска якобы уходит от стен Трои. Особенно широко имена древних богов и героев и рассказы о них стали известны с эпохи Возрождения (15-16 вв. ), когда в европейских странах оживился интерес к античности.
Будучи системой первобытного мировосприятия, М. включала в себя в качестве нерасчленённого, синтетического единства зачатки не только религии, но и философии, политических теорий, донаучных представлений о мире и человеке, а также— в силу бессознательно-художественного характера мифотворчества, специфики мифологического мышления и «языка» (метафоричность, претворение общих представлений в чувственно-конкретной форме, то есть образность)— и разных форм искусства, прежде всего словесного. Миф кодифицирует мысль, укрепляет мораль, предлагает определённые правила поведения и санкционирует обряды, рационализирует и оправдывает социальные установления. Эта книга — своего рода современный бестиарий — сборник статей, описывающих мифологических, мистических существ (магических змей, водяной народ, гигантских птиц, полулюдей-полузверей, сказочных львов и т. д. ). Мифическое сознание напоминает вот таким образом код, для которого нужен ключ.
По тому же пути шло (но не завершилось) развитие германо-скандинавской М., где сложился пантеон богов-асов, ассимилировавших другую группу богов-ванов. В египетской мифологии Тот является владыкой времени. За это ее приговаривают к смерти. Атрей ссорится со своим братом Фиестом, а Фиест соблазняет жену Атрея. Но однажды афинянин Тесей (тоже предназначенный в жертву) убивает чудовище и с помощью Ариадны отыскивает выход из лабиринта по ее нити, спасая своих товарищей. Античная мифология трактовалась в качестве моральных поэтических аллегорий.
Но провести грань между этими рассказами (то есть историческими преданиями) и собственно мифами очень трудно, тем более, что в повествование об исторических, казалось бы, рассказах вплетены мифологические образы богов и других фантастических существ. Книга будет интересна всем, кто увлекается мифологией историей, фольклором.
После Вергилия мало что было прибавлено к героической мифологии. Автор описывает происхождение мифологических существ их историю, присущие им магические свойства, рассказывает о способах работы со сказочными созданиями (в качестве тотемов, духовных помощников и др. ). Однако его приключения в ходе плавания к восточному побережью Черного моря с целью добыть «золотое руно» смогли быть подробно разработаны в мифе не раньше 8 в. до н. э., т. е. Мифы (а это, как уже отмечалось выше, обычно рассказы о «первопредках», о мифических временах «первотворения») составляют как бы священное духовное сокровище племени. Между ними часто вспыхивали ссоры и в одной из них Ромул убил Рема.
Широко известны древнегреческие мифы о гиацинте, нарциссе, кипарисе, лавровом дереве (девушка-нимфа Дафна), о пауке Арахне и др. В этих мифах выделяются две идеи— идея творения и идея развития. Давно отмечено в науке, что многие мифы служат как бы разъяснением религиозных обрядов (культовые мифы). М. выступает перед нами уже не как сумма или даже система «наивных» рассказов древних.
Древние сказания пересказывались и подробно разрабатывались, а в 8 в. до н. э. Простые люди продолжали держаться древней пантеистской религии. В отместку человек получил в дар женщину, Пандору, которая открыла кувшин (не ящик, как в позднейших версиях), в котором были заключены все виды зла. Возмужав, они свергли узурпатора, после чего возвратились домой и основали Рим. Во 2 в. до н. э.
Подобную роль нередко играет и рыба. Этот сюжет представлен в ранней трагедии Софокла Антигона. В фольклористике её иногда называют мифологической, так как сторонники школы сводили сказочные и эпические сюжеты к мифологическим (то есть к тем же солярным и грозовым символам, метеорологическим, солнечным, лунным циклам). Сказочные и фантастические элементы, являющиеся отличительной особенностью Одиссеи, ограничиваются рассказами, звучащими из уст самого Одиссея (который был мастером сочинять небылицы). Весь космос построен по единой модели и артикулирован посредством оппозиции «сакрального» (священного, то есть мифически релевантного, концентрированного, с особым магическим отпечатком) и «профанного» (эмпирического, текущего).
Эней плывет вдоль берегов Италии и высаживается в Лации – области будущего Рима. Согласно Плутарху, он выиграл 5 дополнительных дней, составлявших 1/72 года, в игре в кости и, добавив их в конец года, посвятил их празднествам в честь Осириса, Сета, Хорура, Исиды и Нефтис (Нефтиды)— богов, родившихся именно в эти 5 дополнительных дней (поздний вариант мифа повествует о том, что богине Нут было запрещено рожать в 360 календарных дней, вот таким образом её дети появились на свет на протяжении 5 дней, выигранных Тотом). Некоторая часть проблем связана с вопросами о месте религии в первобытном сознании и представляет предмет самостоятельного исследования (см., в частности, статью Религия и мифология).
Актуальность «исторических» преданий подтверждается жанром этиологических объяснений основных объектов на территории данного коллектива и его основных социальных установлений. Миф перестает быть естественным средством выражения наиболее важных идей и представлений. Отдельные представления и рассказы вполне могли быть отражением минойских представлений. В мировых религиях— буддизме, христианстве исламе— принципиальная грань между эсотерической и экзотерической М. ослабевает или даже исчезает— религиозно-мифологические представления становятся обязательным предметом веры, превращаются в религиозные догматы.
Так было в Египте, Вавилонии, Греции, Риме.
Еврипид в двух трагедиях – Электра и Орест рассматривает само отмщение и его последствия. Многие из греческих богов впервые упоминаются именно в этот период: археологи обнаруживают их имена, начертанные на глиняных табличках, которые использовались для ведения дворцовых записей. В поисках элементарных форм религии (и мифологии) Дюркгейм обращается к тотемизму.
Хотя здесь и существовали персонифицированные божества, они играли гораздо меньшую роль, чем безличные духи – нумины (numina), которые одушевляли и контролировали различные места, вещи и даже формы человеческой деятельности. Как был сотворен белый свет и возникли славянские и «чужеземные» народы откуда «есть пошла земля Русская» как поклонялись богам, умилостивляли лесных и водяных духов, почитали святых, совершали семейные обряды и справляли общие праздники — обо всем этом и о многом другом рассказывается на страницах этой книги. Это стало возможным благодаря творчеству поэта Вергилия, жившего в начале эпохи Империи. Другие поэты-трагики обращались к более узким темам. Три с половиной века (ок.
После Хаоса возникают Гея («Земля»), Тартар (подземный мир) и Эрот или Эрос («Любовь», «Влечение») играющий основную роль в последующем процессе возникновения жизни. Поэма Овидия «Метаморфозы», написанная в 2-8 годах н. э., собирает около двухсот таких историй. Отдельные мистериальные культы (в особенности орфические) вырабатывали свои собственные эзотерические теогонии. Многие героические мифы в иносказательной форме повествуют о формировании личности и приобретении статуса в обществе, тем самым исполняя поучительную функцию. Лишь после того как Кибела (богиня того же типа, почитавшаяся в западных областях Малой Азии) проникла в Грецию, была отождествлена с матерью Зевса Реей, а затем перенесена в Рим, этот тип обрел конкретное воплощение.
Еще один неопределенный образ того же типа – Эос (Аврора), «Заря». Специфику мифологического мышления Кассирер видит в неразличении реального и идеального, вещи и образа, тела и свойства, «начала» и принципа, в силу чего сходство или смежность преобразуются в причинную последовательность, а причинно-следственный процесс имеет характер материальной метафоры. При рассмотрении проблемы «религия и М» следует также иметь в виду, что роль религии в первобытном обществе (как обществе, где ещё не сложились классы, а также не возникло системы научных знаний) отличалась от ее роли в классовых обществах.
Самый известный миф об Эроте – рассказанная Апулеем история Психеи («Души») и Купидона – типично сказочный сюжет, облеченный автором в мифологическую и аллегорическую форму. Таковы предания об основании городов (Фив, Рима, Киева и др. ), о войнах, о видных исторических деятелях и др.
В ходе экспансии Рима римляне знакомились с другими богами соседних италийских областей. Культовые мифы разрастаются на почве практики тайных союзов (Меланезия, Северная Америка, Западная Африка и др. ), на почве монополизируемых жрецами культов племенных богов, в дальнейшем— в рамках государственно организованных храмовых культов, в форме богословских спекуляций жрецов. Представления Японии, Китая и Кореи имеют много общего. На рубеже 12 и 11 вв. Родителям Эдипа, Лаю и Иокасте, было предсказано, что их сын убьет своего отца. Драконы в Азии также не являются злом: они олицетворяют стихии, в основном водную. Об их наказании повествуют Возвращения (Nostoi).
Некоторые классические мифы связаны с Критом. также: История и мифы, Предания и мифы. К космогоническим мифам примыкают также встречающиеся лишь на сравнительно высокой ступени развития эсхатологические мифы— рассказы-пророчества о «конце мира» (развитые эсхатологические мифы известны у древних майя и ацтеков, в иранской М., в христианстве, в германо-скандинавской М., в талмудическом иудаизме, в исламе). В классическую эпоху Греция состояла из множества полисов – отдельных городов-государств.
Далее следуют Малая Илиада и Разрушение Илиона (Iliou persis). На вопрос Сфинги: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех. » – Эдип отвечает: «Это человек, в младенчестве ползающий на четвереньках, в зрелости ходящий на двух ногах, а в старости опирающийся на палку». Победа над смертью влечет за собой бессмертие и хотя Геракл умер, облачившись в отравленный хитон, его отец Зевс поселил героя на Олимпе и дал ему бессмертную супругу – Гебу («Юность»). Здесь же приводится миф о сотворении первой женщины, который рассказывается также в Трудах и днях Гесиода. Именно как Кронуса или Сатурна его теперь зачастую и знают, хотя практически все мифы, связанные с ним имеют греческое происхождение.
Кассирер рассматривал духовную деятельность человека и в первую очередь мифотворчество (в качестве древнейшего вида этой деятельности) как «символическую». Дж.
Эта «низшая мифология», более грубая и непосредственная, оказывалась обычно наиболее устойчивой. Типичным сюжетом героического мифа является необыкновенное детство героя (какие-либо особенные способности, сиротство, особенная судьба), часто изгнание, совершение подвигов, победа над чудовищами, спасение прекрасной девушки, возвращение и свадьба. В этой великой поэме Гомера представлен иной аспект преданий о микенской эпохе. Хорошо известны исторически сравнительно поздние примеры культовых мифов: в Древней Греции элевсинские мистерии сопровождались рассказыванием священных мифов (о Деметре и её дочери Коре, о похищении Коры владыкой подземного мира Плутоном, её возвращении на землю), как бы разъяснявших совершаемые драматические действия. Резкое разграничение мифологического периода и современного («сакрального» и «профанного» времени) свойственно даже самым примитивным мифологическим представлениям, часто имеется особое обозначение для древних мифологических времён. Мифологические образы представляют одушевлённые, персонализованные конфигурации «метафор», «метафорический», точнее символический образ представляет инобытие того, что он моделирует ибо форма тождественна содержанию, а не является её аллегорией иллюстрацией. Главная линия генеалогии богов продолжается с рождением Урана («Неба») от Земли и с последующим браком между Ураном и Землею, от которого рождается старшее поколение богов – титаны.
Но разногласия вызывает вопрос: что здесь является первичным, а что производным. Человеку с самых ранних времён приходилось осмыслить окружающий мир, М. и выступает как наиболее ранняя, соответствующая древнему и особенно первобытному обществу форма мировосприятия, понимания мира и самого себя первобытным человеком, как « природа и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией» (Маркс К., см.
«Гомеровские гимны» этой эпохи, служившие вступлением к декламации эпических поэм на религиозных празднествах, часто содержали изложение мифов о богах, почитаемых в великих святилищах. Стремясь избежать этой участи, Эдип покидает Коринф, однако на узкой дороге вступает в ссору с незнакомцем и убивает его (естественно, этот незнакомец и оказывается его настоящим отцом, Лаем). Энеида Вергилия не только воплотила в себе представления о связи Рима с Троей, но и стала самым значительным вкладом Рима в мифологическую традицию. Желая избежать такой участи, Крон пожирал детей своей сестры и супруги Реи (Опс).
также МИКЕНЫ. Мифологические, литературные и исторические сюжеты в живописи, скульптуре и шпалерах Эрмитажа Предлагаемый читателю справочник содержит краткое описание сюжетов художественных произведений (живопись, скульптура, шпалеры), выставленных в залах Эрмитажа. В контексте «М. — религия» наиболее дискуссионным оказался вопрос о соотношении мифа и обряда (религиозного), ритуала.
О происхождении людей говорится во многих австралийских мифах. В «школьном» понимании— это прежде всего античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, а также рассказы о деяниях древних, по преимуществу греческих и римских, богов и героев— поэтические, наивные, нередко причудливые.
У греков существовал только один древний миф о возникновении человека: рассказ о том, как после всемирного потопа, насланного Зевсом, уцелели только Девкалион и его жена Пирра (дочь Прометея). К числу древнейших и примитивнейших мифов принадлежат, вероятно, мифы о животных. Господствующим было аллегорическое толкование мифов (у софистов, у стоиков, видевших в богах персонификацию их функций, у эпикурейцев, считавших, что мифы, созданные на основе естественных фактов, предназначались для откровенной поддержки жрецов и правителей и др. ). Это «житейское», подчас до сих пор бытующее представление о мифах в какой-то мере результат более раннего включения именно античной М. в круг знаний европейского человека (само слово «миф», mutos, греческое и означает предание, сказание) именно об античных мифах сохранились высокохудожественные литера- турные памятники, наиболее доступные и известные самому широкому кругу читателей.
В Одиссее обнаруживается больше сказочных фольклорных мотивов, чем в Илиаде: волшебство и чудовища, сказки о морской пучине, мотив посещения царства мертвых, рассказы об одноглазых великанах (киклопах) и о прекрасных волшебницах Кирке и Калипсо, обитающих на далеких островах. (см.
(Мифология) 1971 Буслович Д. С., Персианова О. М., Руммель Е. Б. Медея, обезумев от гнева, убивает соперницу с помощью пропитанного ядом пеплоса, а затем (мотив, принадлежащий самому Еврипиду) убивает и своих собственных детей чуть ли не на глазах Ясона. Конечно, так было не всегда. Наибольшее число трагических сюжетов граничит с двумя родами. Оно характерно для некоторых «племенных» культов и для древних «национальных» религий.
В современных мегаполисах развивается городская мифология2728. Так, при размежевании мифа и сказки современные фольклористы отмечают, что миф является предшественником сказки, что в сказке по сравнению с мифом происходит ослабление (или потеря) этиологической функции, ослабление строгой веры в истинность излагаемых фантастических событий, развитие сознательной выдумки (тогда как мифотворчество имеет бессознательно- художественный характер) и др. Символизм мифа восходит, по Кассиреру, к тому, что конкретно-чувственное (а мифологическое мышление именно таково) может обобщать только становясь знаком, символом— конкретные предметы, не теряя своей конкретности, могут становиться знаком других предметов или явлений, то есть их символически заменять. Вообще этиологизм (от греч.
Род Атрея (отца Агамемнона и Менелая) имел долгую и кровавую историю, большая часть которой была либо неизвестна Гомеру, либо проигнорирована им. Создавался ли обряд на основе мифа или миф сочинялся в обоснование обряда. Причины, по которым вообще должны были возникать мифы (то есть ответ на вопрос, почему восприятие мира первобытным человеком должно было принять такую своеобразную и причудливую форму, как мифотворчество), следует, по-видимому искать в общих для того уровня культурно-исторического развития особенностях мышления. Мифическое прошлое это не просто предшествующее время, а особая эпоха первотворения, мифическое время, предшествующее началу эмпирического времени мифическая эпоха— это эпоха первопредметов и перводействий: первый огонь, первое копьё, первые поступки ит. д. Местами от этой «аристократической» М. отлична жреческая мифологические сюжеты, разрабатывавшиеся замкнутыми корпорациями жрецов. Она повествует о долгих странствиях греческого героя Одиссея (Улисса) на пути домой после окончания Троянской войны, во время которых он посещает многие земли и встречается с разными народами, преодолевая множество опасностей.
Крон или Кронос (Сатурн), предводитель титанов и отец Зевса, разделяет Небо и Землю, оскопляя своего отца, возлежащего с его матерью. «Калевала»), но и данные этнографии, языкознания. Таким образом, сравнительное изучение мифов разных народов показало, что, во-первых, весьма сходные мифы часто существуют у разных народов, в самых различных частях мира и, во-вторых, что уже самый круг тем, сюжетов, охватываемых мифами, вопросы происхождения мира, человека, культурных благ, социального устройства, тайны рождения и смерти и др. — затрагивает широчайший, буквально «глобальный», круг коренных вопросов мироздания.
наз. Греческий Zeus pater (Зевс-отец) первоначально был тем же самым божеством, что и латинский Юпитер и арийский Дьяус-питар. Многое из сказанного выше подводит нас к сложному (и не имеющему однозначного решения в науке) вопросу о соотношении М. и религии.
Многие из этих рассказов опираются на действительные исторические факты, подтверждены археологическими и другими данными (напр., раскопками Трои, Микен и др. ). Время мифическое). Последующая история науки внесла в концепции этой школы серьёзные коррективы: иной вид приняла индоевропеистика, обнаружилась ложность теории «болезни языка», обнажилась ещё в XIX веке крайняя односторонность сведения мифов к небесным природным феноменам. Содержание мифа мыслится первобытным сознанием вполне реальным (более того, — в силу «парадигматического» характера мифа— как «высшая реальность»), различие между реальным и сверхъестественным не проводится.
Для тех, среди кого миф возникал и бытовал, миф— «правда», так как он— осмысление реально данной и «сейчас» длящейся действительности, принятое многими поколениями людей «до нас». Кроме того имеется (особенно в наиболее архаических мифологиях, например у австралийских аборигенов) немало и собственно этиологических мифов, представляющих собой лишь короткие рассказы, содержащие примитивные объяснения тех или иных особенностей животных, происхождения каких-либо черт рельефа ит. д. В эпической поэме Причины (Aetia) он рассказывал о происхождении разных странных обычаев кроме того, сочинял мифологические гимны, посвященные различным богам.
– обычно существовал собственный набор местных богов, героев и преданий. Энциклопедия хорошо структурирована, снабжена иллюстрациями. Многие античные мифы переложены авторами— их современниками в эпосы. Главные предпосылки своеобразной мифологической «логики»— это, во-первых, то, что первобытный человек ещё не выделял себя из окружающей среды природной и социальной и, во-вторых, элементы логической диффузности, нерасчленённости первобытного мышления, не отделившегося ещё отчётливо от эмоциональной, аффектно-моторной сферы.
Фрезер оказал большое влияние на науку о мифе не только тезисом о приоритете ритуала над мифом, но в гораздо большей степени исследованиями (собранными главным образом в «Золотой ветви», 1890) мифов, связанных с аграрными календарными культами «умирающих» и «воскресающих» богов. Однако сама природа восстает против неотмщенного убийства Лая и начинается повальный мор. Эту последовательность лишь однажды нарушает род героев – мужей микенских преданий. Города не имели единой «церкви», религиозной системы или организованного жречества, которые распространялись бы по всей Греции.
Новый интерес к античной мифологии пробудился в эпоху Возрождения. Примером может служить трактовка мифа о Ясоне у Еврипида. Вскормила братьев волчица (животное, посвященное Марсу), а затем их подобрал пастух. Селену часто отождествляли с другими мифологическими персонажами, особенно с Гекатой и Артемидой. Бытовая мифология существует по весьма старым мифомагическим принципам, например, смешения каузальной и пространственно-временной смежности (отсюда происходит масса суеверных практик-примет, «счастливых», «несчастливых» и проч. ).
Поэма посвящена Энею, сыну Венеры, которому удается спастись после падения Трои. Эти черты он сохраняет и в послегомеровских мифах. Оскорбленный Ахилл приходит в негодование и отказывается сражаться. Под слоем греческой культуры явственно просматриваются черты местной традиции. Со временем они были записаны в цикле поэм, призванных заполнить пробелы, оставленные в гомеровском эпосе и рассказать о причинах и последствиях войны. С помощью дочери царя, волшебницы Медеи, он завладевает руном и возвращается домой. символика, особенно в плане природных циклов, оказалась одним из уровней сложного мифологического моделирования.
Юнона была важной богиней, позднее отождествленной с Герой, однако не ассоциировавшейся с Юпитером (за исключением случаев прямого греческого влияния). Вот почему так сложна (и не всегда полностью разрешима в рамках жёстких определений) задача размежевания не только М. и религии, но и близких к мифу по жанру и времени возникновения форм словесного творчества: сказки, героического эпоса, а также легенды исторического предания. Но мотива творения, создания здесь нет: говорится или о превращении животных в людей или выступает мотив «доделывания».
После этого он становится царем богов, однако ему суждено уступить свою власть Зевсу. Благодаря своему сыну, троянцу Энею, она играла исключительно важную роль в легендах, призванных связать происхождение римлян с греческой героической эпохой.
Научному принципу объяснения противопоставляется в М. «начало» во времени. Эрот (Купидон) – «чувственная любовь», «вожделение» – часто считался одним из самых древних богов, однако впоследствии в нем стали видеть сына Афродиты. Весь греческий мир (а вместе с ним и греческая религия) изменился в результате завоеваний Александра Македонского (ум. Существует легенда о том, что Зевс родился и был похоронен на Крите.
Так сложилась уникальная ситуация двоеверия, составившего основу русской мифологии. Серьёзные коррективы в тэйлоровскую теорию анимизма внёс Дж. Вместе с тем некоторые греческие племена считали себя «автохтонами», возникшими из земли. Лишь несколько святилищ привлекали людей со всей Греции и только некоторые культы имели приверженцев почти повсеместно но эти святилища были посвящены одному определенному божеству, а культы сохранялись в тайне от всех, кроме посвященных. Младенца оставили в горах на верную смерть, однако его подобрали пастухи, а царь Коринфа воспитал его как сына.
Большей части мира классическая мифология знакома прежде всего в ее римских «одеждах»: Зевс – это Юпитер, Гера – Юнона, Афина – Минерва, Крон – Сатурн, Одиссей – Улисс и т. д. Более существенной была его функция хранителя бродов и мест, безопасных (в мистическом смысле) для переправы через водные преграды. Главными духами были лишенные чувственной формы пенаты, лары и лемуры.
Для него эринии – образы болезненной фантазии преступника. aitia, «причина»), попытка объяснить какое-то реальное явление в окружающей человека среде («как это произошло. », «как это сделано. », «почему. »)— существеннейшая черта мифологического мышления. Появляются первые попытки сравнительной мифологии. Религиозный обряд и миф тесно между собой связаны. Однако она посвящена конкретной теме – возвращению Одиссея на родину и в ней не рассказывается о всей вообще жизни Одиссея и даже почти не говорится о его подвигах в Троянской войне. Козлоногий Пан был богом стад и лугов, как и его отец Гермес. Вот таким образом миф обычно совмещает в себе два аспекта— рассказ о прошлом (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего, а иногда и будущего (синхронический аспект).
Последующее выявление мифов народов Америки, Африки, Океании, Австралии показало, что М. на определённой стадии исторического развития существовала практически у всех народов мира, Научный подход к изучению «мировых религий» (христианства ислама, буддизма) показал, что и они «наполнены» мифами. Минерва, богиня ремесел, приняла на себя все функции Афины. Символизм мифа представляет его важнейшую черту. Художники разных эпох и стилей не обходили своим вниманием древнегреческую мифологию. При соприкосновении с новой областью непознанного наука порождает свои «гносеологические» мифы (открытие марсианских «каналов», вопрос о распространённости жизни во Вселенной)25, которые использует научная фантастика26. Об этом ужасающем открытии повествует трагедия Софокла Царь Эдип.
В фольклоре и поверьях многих народов Европы сохранилась именно «низшая мифология», тогда как «высшая мифология», представления о великих богах, существовавшие у древних кельтских, германских и славянских народов, почти абсолютно изгладились в народной памяти и лишь частично влились в образы христианских святых. Платон противопоставил народной мифологии философско-символическую интерпретацию мифов. Что такое мифы. Позднее, на пороге классового общества, постепенно создаются более сложные мифы, разные по происхождению, мифологические образы и мотивы переплетаются, мифы превращаются в развёрнутые повествования, связываются друг с другом, образуя циклы.
В связи с делением общества на классы М., как правило, тоже расслаивается. У культурно отсталых народов мало космогонических мифов. В числе широко распространённых мифологических мотивов— мифы о чудесном рождении, о происхождении смерти сравнительно поздно возникли мифологические представления о загробном мире, о судьбе. Возможно, что в древнейшей версии мифа создателем людей выступал сам Прометей (как и в позднейших легендах), так как это объясняло бы тесную связь между его поступками и судьбой человечества. В греческой мифологии фигурирует множество богов.
Обычно они не делятся на «добрых» и «злых», зато существуют рядом с людьми в обыденной реальности. Пенаты почитались в каждом доме, это – духи кладовых, где хранились запасы продовольствия.
Каждая из богинь сулит ему награду – мирскую власть, воинскую славу, прекраснейшую из женщин, – если он решит спор в ее пользу. Основное же содержание поэмы составляет более «реалистический» рассказ о том, как он прикинулся стариком-нищим, чтобы расправиться с женихами своей жены и как он воссоединился с женой и сыном после двадцатилетней разлуки. Юный Эдип отправился к оракулу Аполлона в Дельфах, чтобы выяснить истину. Мифологическое время— это то время, когда всё было «не так», как теперь. Лавиния дает свое имя Лавинию, важному религиозному центру Лация и Рима, а сын Энея, Асканий, принимает имя Юла (к нему возводил свое происхождение римский род Юлиев, самыми знаменитыми представителями которого стали Юлий Цезарь и Август).
Согласно одному из преданий, Прометей, заступник людей, украл для них огонь у Зевса. Полиник («Многоспорящий») выступает во главе аргивского войска против своего брата Этеокла («Правдивым слывущий»). Хотя миф (в точном смысле этого слова)— это повествование, совокупность фантастически изображающих действительность «рассказов», но это не жанр словесности, а определённое представление о мире, которое лишь чаще всего принимает форму повествования мифологическое же мироощущение выражается и в иных формах— действа (как в обряде), песни, танца ит. д. contaminatio, «смешение») мифологических сюжетов и мотивов сами персонажи боги, полубоги, герои, демоны и др. — вступают друг с другом в сложные отношения (родственные, супружеские иерархические). Но такой подход, внешне ставивший изучение мифологии на строго научную почву и создававший впечатление исчерпывающего объяснения мифа, был по существу и его полным развенчанием.
до н. э. ) был отмечен ростом и расширением влияния гомеровских поэм. Превращение некоторых мифов в религиозные догматы, новая социальная роль религии— результат уже далеко зашедшего исторического развития. Однако взамен он забирает себе пленницу Ахилла.
Царь Колхиды ставит перед Ясоном невыполнимые задачи, но герой справляется с ними. Возможно, что почитание Зевса возникло даже раньше, чем греки стали отдельным народом, поскольку отдаленные родственники греков – латиняне Италии и арии, вторгшиеся в Северную Индию, – почитали бога неба с почти тем же именем. По одним мифологическим представлениям (креационным, основанным на идее творения), мир создан каким-либо сверхъестественным существом— богом-творцом, демиургом, великим колдуном ит. п., по другим («эволюционным»), — мир постепенно развился из некоего первобытного бесформенного состояния хаоса мрака либо из воды, яйца и пр.
По-видимому, минойцы придавали особое значение женским божествам и некоторые знаменитые героини позднейших греческих мифов – такие, как Ариадна или Елена Троянская, по-видимому, заимствовали свои черты у минойских прототипов. «Раздор», одна из всех богов оказалась не приглашенной на свадьбу героя Пелея и морской нимфы Фетиды, родителей Ахилла. Мифология отождествлялась таким образом со своего рода рациональной «первобытной наукой». Этот мир рано утратил свои божества — сохранились лишь перечисления имен и упоминания в летописях о низвержении «идолов» — и обратился к Белому Богу. Если удел настоящего – это жестокая реальность, пот и страдания, то отдаленное прошлое часто воспринималось людьми как эпоха довольства и изобилия. К мифам о культурных героя к примыкают (почти составляя их разновидность) близнечные мифы (где образ культурного героя как бы раздваивается: это два брата-близнеца, наделённые противоположными чертами один добрый, другой злой, один делает всё хорошо, учит людей полезному, другой только портит и озорничает). Обряды и мифы).
Идея принципиального единства мифа и обряда, воспроизводящих, повторяющих действия, якобы совершённые в доисторические времена и необходимые для установления, а затем и поддержания космического и общественного порядка, развивается в книге К. Т. Пройса «Религиозный обряд и миф» (1933). В так называемый «золотой век греческой культуры», в 5 в. до н. э., драма и особенно трагедия становится главным средством распространения мифов. В эпоху Римской империи он становится центральной фигурой языческой религии.
К предостережениям слепого прорицателя Тиресия прислушиваются слишком поздно: Антигона, ее жених Гемон (сын Креонта) и жена Креонта накладывают на себя руки. В поэме Киприи рассказывалось о начале войны, когда Эрида (Дискордия), т. е. А тем временем двое его сыновей ссорятся из-за права на царский престол. Лары – духи границ, разделявших земли соседских общин, они особенно почитались работниками-земледельцами и домашней челядью.
Эта мифология выражается в современном фольклоре (городской фольклор, связанный с городской мифологией, псевдорелигиозный фольклор, отображающий мифологическую интерпретацию религии, профессиональный фольклор, связанный с профессиональной мифологией ит. д. ). Всё происходившее в мифическом времени приобретает значение парадигмы (от греч, paradeigma, «пример», «образ»), рассматривается как прецедент, служащий образцом для воспроизведения уже в силу того, что данный прецедент имел место в— «первоначальные времена». К Одиссее восходит образ Пенелопы – верной жены (контрастирующий с образом неверной жены Агамемнона Клитемнестры, убивающей мужа после его возвращения) и самого Одиссея – странника, никогда не теряющего присутствия духа. Русская мифология — абсолютно особый мифологический мир. антропологическая или эволюционистская школа (Тэйлор, Э. Лэнг, Г. Спенсер и др. ). Вместе с тем к этим легендам в течении долгого времени относились как к подлинной истории. Обе категории мифов— эсотерическая и экзотерическая— располагаются порой вокруг какого-то общественного явления и связанного с ним ритуала. Кроме того, ему приписывали изобретение года, состоящего из 365, а не 360, дней.
(см. Можно думать, что к тенденции запугивать слушателей восходит и один из элементов, вплетающихся наряду с другими в сложную ткань мифов о враждебных людям чудовищах (тератологические мифы). Не было и культа героев, который позволил бы включить исторических лиц в мифологию. Но мы могли и не знать об этой истории. Однако христианство не сумело вытеснить из народного сознания представление о «соседях» — многочисленных домашних, полевых, лесных, водяных и других духах, которые издавна соседствовали с человеком.
О самом древнем представлении о происхождении человека говорит титул Зевса – «отец богов и людей». Страхи, включая массовые, также обусловлены не рациональным анализом их возможных причин, а мифологическим осмыслением происходящего и актуализацией мифологем (напр., мифологемы катастрофы). К античной мифологии относят мифы и легенды Древней Греции. Древнегреческий философ Эвгемер (IIIв. Архаический период развития греческой культуры (7–6 вв. Для них свойственны человечные, но могущественные боги и сказания о героях.
У народов сравнительно культурных появляются развитые космогонические и антропогонические мифы. Мифу противостоит как научная рациональность, так и рациональность богословская, присущая теистическим религиям. Эти поэмы до нас не дошли, однако содержавшийся в них мифологический материал столь широко использовался в литературе и искусстве, что с помощью древних компендиев (изложений) мы можем составить о них общее представление. В каждом из таких городов – Афинах, Эфесе, Спарте, Микенах, Милете и др.
Аллегорическое толкование мифов оставалось преобладающим (трактат Боккаччо, позднее сочинения Бэкона и др. ). См.
до н. э., когда греческие торговцы и колонисты осваивали средиземноморский регион. В античной греческой М. отдельные образы великих богов (разного происхождения) сблизились между собой, породнились, выстроились в иерархический ряд во главе с «отцом богов и людей» Зевсом, разместились по вершинам и склонам фессалийского Олимпа, определили своё отношение к полубогам, героям, людям. Афины становятся самым оживленным культурным центром в Греции. Однако и в последующие века бедности и изоляции живая память о славном микенском прошлом сохранилась в продолжавшей существовать традиции устной эпической поэзии.
Азиатские драконы похожи на змей, часто имеют нечётное число лап и длинные усы. И хотя в средние века живопись сосредоточилась в основном на христианских сюжетах, в эпоху Возрождения художники с большим энтузиазмом принялись изображать мифологические сюжеты на своих полотнах. К этой традиции принадлежали Вергилий и Овидий. Нептун, младшее божество воды, стал римским аналогом Посейдона. тогда, когда греки начали освоение Черного моря.
до н. э. В первобытном обществе М. представляла основной способ понимания мира. Древние египтяне изображали небо в виде коровы Нут, которая родила Ра, золотого теленка. Выдвигая социологический аспект в мифологии, Дюркгейм тем самым (как и Малиновский) отходит от представлений этнографии XIX века об объяснительной цели мифологии.
значение миф переживается архаическим сознанием в качестве своего рода устного «священного писания», как некая действительность, влияющая на судьбу мира и людей. Гестии (Весте), богине священного домашнего очага и сестре Зевса, посвящено мало преданий, но она занимала важное место в народной религии.
Лемуры были призраками. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. Иокаста убивает себя, Эдип выкалывает себе глаза. Считаеться, что есть особенная категория «священных» рассказов, воплощенных в разных ритуалах, обычаях и даже в социальной организации сообщества людей, которые составляют неотъемлемую и активную часть примитивной культуры.
Отдельные эпизоды мифа, тематически связанные между собой, сгруппированы под именем главного действующего лица (например, Геракл, Давид, Эней) или под названием литературного произведения (например, Роман о Розе) или же под общепринятым названием мифа (например, Калидонская охота).
Фрезер (вышедший из английской антропологической школы), противопоставивший анимизму магию, в которой видел древнейшую универсальную форму мировоззрения. В отличие от английской этнологии исходившей при изучении первобытной культуры из индивидуальной психологии, представители французской социологической школы (Дюркгейм, Л. Леви-Брюль) ориентировались на социальную психологию, подчёркивая качественную специфику психологии социума, коллектива. Они были известны под общим названием «эпического цикла» и, по-видимому, не отличались литературными достоинствами древних эпических поэм. Средневековые христианские теологи, толкуя Ветхий и Новый заветы буквально и аллегорически, дискредитировали античную мифологию, либо ссылаясь на эпикурейскую и эвгемеристическую интерпретацию, либо «низводя» античных богов до бесов. Миф выражает мироощущение и миропонимание эпохи его создбния.
Нивхи объясняли происхождение мира сказанием о маленькой синице, которая ныряла в воду (была только вода) и доставала клювом землю. См. «Илиада» инд.
Бог возвещает, что он убьет отца и женится на своей матери. Гелиос и Селена – «Солнце» и «Луна» – также были персонажами народных верований, наделявших их колесницами, в которых они совершали свой путь по небосводу. Придя в Фивы, Эдип обнаруживает, что город лишился царя и находится во власти чудовища – Сфинги (или Сфинкса). во всем Средиземноморье возобладала общая греко-римская культура. Так постепенно образовалась натурическая (натуралистическая) или солярно-метеорологическая школа.
Безусловно, что соотношение двух членов этой пары— «обряд— миф»— нельзя понимать как взаимодействие двух посторонних друг другу явлений. Следствием этого явилось наивное очеловечивание окружающей природной среды и вытекающая отсюда всеобщая персонификация в мифах и широкое «метафорическое» сопоставление природных и культурных (социальных) объектов. 323 до н. э).
В технической цивилизации существует своя мифология24. В любом типичном мифе мифологическое событие отделено от «настоящего» времени каким-то большим промежутком времени: как правило, мифологические рассказы относятся к «стародавним временам», «начальным временам». Различные мифы и мифические образы, принадлежащие к «внутреннему» и к «внешнему» кругам, не ограничиваются связью с возрастными посвятительными обрядами.
Там Венера внушает карфагенской царице Дидоне любовь к Энею. Как утверждал Гесиод в Перечне жен (смертных женщин, которых любили боги), Зевс даже пытался истребить человечество в великом потопе, чтобы избавить богов от скорби. Центральную группу мифов, по крайней мере у народов с развитыми мифологическими системами, составляют мифы о происхождении мира, вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы). Но Кассирер (в соответствии со своей неокантианской философией) избегает сколько-нибудь серьёзной постановки вопроса о соотношении конструируемого мира и процесса конструирования с действительностью и общественным бытием. Отношения не синтезируются, а отождествляются, вместо «законов» выступают конкретные унифицированные образы, часть функционально тождественна целому. Напротив, в верованиях народных масс дольше сохранялась низшая мифология— представления о разных духах природы— лесных, горных, речных, морских, о духах, связанных с земледелием, с плодородием земли, с растительностью. Перед нами классический политеизм— результат слияния культов, контаминации мифов.
Только проникшись чувством привязанности к какому-нибудь смертному, бог может познать подлинное страдание. Гея (Теллус), «Земля», была бабкой Зевса и «матерью всего». Этот вопрос имеет разные решения в научной литературе (см. Теогония Гесиода начинается с Хаоса – «зияния», «пустоты».
В книге «Миф в первобытной психологии» (1926) он доказывал, что миф в архаических обществах, то есть там, где он ещё не стал «пережитком» имеет не теоретическое значение и не является средством научного или донаучного познания человеком окружающего мира, а выполняет чисто практические функции, поддерживая традиции и непрерывность племенной культуры за счёт обращения к сверхъестественной реальности доисторических событий. Рим завоевал Грецию и усвоил греческую культуру, а к 1 в. до н. э. Глубоко архаичны мифы о происхождении животных от людей (таких мифов очень много, например, у австралийцев) или мифологические представления о том, что люди были некогда животными. Из всех героев только Геракла почитали как бога.