С момента зарождения древней цивилизации возникло и верование в Высшие силы. Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т. д., а также «чистый сердцем» («Я чист, чист, чист» — утверждает умерший на суде). Все стремятся разжечь гражданскую войну. Что же это за порядок устройства мира и Космоса. Сет (Сетх, Сутех) -- в сложившемся мифологическом каноне сын Геба и Нут, брат Осириса, Исиды и Нефтиды.
Ее культ был в эпоху эллинизма широко распространен и в других государствах. Итак, однажды у Неб-ер-чера возникло желание создать мир. Герой одного из самых известных мифов всех времён и народов. Смотрите: убивают человека рядом с братом его.
Египтяне верили, что ритуальный бег священного быка оплодотворяет поля. Сет (Сетх) – сын Геба и Нут, брат и убийца Осириса, затем побеждённый и изгнанный в пустыню сыном Осириса, Хором (Гором). Почиталась также богиня Бастет в образе кошки. Один за другим гости ложились в гроб, но он был слишком велик для них.
Сотворил он растения, животных, птиц и рыб для их пропитания. Люди общались с богами на особом языке, который отражается в иероглифах. Об этом свидетельствуют египетские мифы -- волшебные рассказы о богах.
Пока длится день, он медленно плывет по небу в своей великолепной лодке. Если же человек прожил жизнь с «Маат в сердце», то есть был добрым, справедливым, он становился духом и отправлялся к богам. Так и возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада.
В последующей традиции она воспринимается как идеал верной жены и любящей матери. По одному из преданий, ученый и мудрец Имхотеп, сановник и архитектор фараона Джосера (III тысячелетие до н. э), в связи с семилетним голодом посоветовал Джосеру сделать богатое приношение богу плодородия. Потом из воды появился белый лотос из цветка вышел Ра. В эпоху Древнего царства Тота считали «владыкой чужестранцев» и «господином кочевников», позднее от этой функции у Тота сохранилось представление о нем как о знатоке языков разных стран. Царский визирь Птахмосес стал одновременно верховным жрецом Амона. Четыре бога стали олицетворением бесплодной пустыни и плодородной долины Нила. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» — начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем.
А праведника пропустят на чудесные поля мертвых. В письменном литературном наследии Египта очень мало прямых указаний на сотворение рода человеческого, такие указания – исключение. Поклонение божествам стало фундаментом для появления мифов. Главное содержание составляют не события, а философский подтекст, стоящий за ними. Центром культа Аписа был Мемфис.
Священными животными Сета считались свинья (отвращение для богов), антилопа, жираф, а главным был осел. Атум послал на их поиски своё Око, которое в скором времени привело его детей к прародителю. Но Атум просто взял ядовитую змею и расположил у себя во лбу, чтобы она созерцала красоту созданного им мира. Геба он оствил внизу, а Нут поднял вверх.
На небесах Древнего Египта нередко проливали слезы. Передав Гору власть над Египтом, Осирис становится затем царем подземного царства мертвых. Жрецы Гелиополя создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный» имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»). Взобравшись на вершину священной скалы, Атум сотворил божество, покровительствующее воздуху — Шу, а также богиню, под властью которой находится влага — Тефнут. Главным центром культа Амона («невидимого воздуха») являлись Фивы.
Но параллельно с этим существовало и представление (видимо, более позднее) о Сете как о злом божестве, боге пустыни, коварном убийце Осириса, представление, которое затем становится основным. Воистину: строители гробниц стали земледельцами. Богиню Баст изображали не только в виде кошки, но и в виде женщины с головой кошки. Крокодилополь), столица Фаюма.
Праздник возвращения любимой дочери Ра отмечался и в исторический период. Эта версия сотворения мира не была единственной в египетской мифологии. В этом символическом облике и в идее о «всевидящем глазе Хора» проявляется связь этого божества с небом и движущимися по нему светилами.
Помимо богов перечислены некоторые монстры, духи и волшебные существа. У этого океана не было ни физических измерений, ни временных. Имея различные корни, мифология и религия имеют общее – олицетворяющую фантазию. Жрецы вслед за ним рисовали фигуры животных и растений.
Введение. «Не бойся, ничтожный, не бойся. Слуги несли за ним роскошный гроб, украшенный изображениями и надписями. О лотосе, выросшем на холме у города Шмуну и давшем жизнь юному солнечному богу, говорят древнейшие мифы, а изображения этого лотоса с сидящим в его лепестках младенцем, встречающиеся вплоть до римского времени, показывают, что это предание стало одной из официальных версий позднейших египетских космогоний.
В поздние времена объединялся с солнечным богом Ра в общем культе Ра-Хорахти («Хорахти» – «Хор обоих горизонтов»). Дети любимые кинуты на холмы. Затем мумию клали в гроб — саркофаг, на котором писали заклинания и изображали богов. Каждое утро появляется на востоке Амон-Ра.
Эта речь сообщает и о моральных нормах египтян — «Я не совершал несправедливостей против людей я не был жесток к животным, я не был равнодушен, видя зло я никого не заставлял рыдать» и о религиозных предписаниях — «Я не богохульствовал, я не гасил горящего на алтаре огня» и о правилах общежития — «Я не вредил слуге в глазах его хозяина, я не увеличивал веса гири и не обманывал на весах, я не устанавливал заслонов для отведения воды». Из этого океана и поднялся Хепри. У Исиды и Осириса был сын – Гор.
Он изображался в виде человека с головой ибиса, держащего в руке палетку писца. Хнум (творец), в египетской мифологии бог плодородия, создатель, сотворивший мир из глины на своем гончарном круге. Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Египтяне глубоко почитали Ра, который даёт жизнь людям, растениям, животным. Сет явился туда со слугами, которые внесли в зал богато украшенный ящик. Египетские боги, в отличие от олимпийских, не имели строго определенных функций.
Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, – всей природы. Умерший, стоя в белых одеждах, клянется:Я не делал зла. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. до н. э. ).
Жена Амона, богиня неба Мут и сын, бог луны Хонсу, составляли вместе с ним фиванскую триаду. Исида сделала из тела убитого Осириса первую мумию. Осирис почитался по всему Египту и далеко за его пределами.
Исида зачинает от мертвого мужа сына Гора. Смотрите: простолюдины страны стали богатыми. Имя Гора входит в пятичленный титул фараона. Он – бескрайний, неподвижный, окутанный непроглядной тьмой Океан.
Гимн написан в то время, когда египтяне владели захваченными ими частями Сирии и Нубии. Египтяне верили, что природой и жизнью всех людей управляют боги. Во II тысячелетии до н. э. многие цари называли себя Себекхотеп, т. е. Себек доволен. Главный храм богини находился в городе Бубастисе, его название переводится как «дом Баст».
Поклонение божествам прошло свой путь эволюции от скромного культа местного божка до помпезного почитания их во всём Египте. Гор отдает свой левый глаз для оживления отца и Осирис возвращается к жизни. Во главе этой оппозиции становится наследник престола.
Когда-то Осирис, по легенде, был царем. Удары Её крыльев порождали ветер, а сияющее оперенье излучало свет. Египтологи пытаются создать обоснованные на письменных источниках (которые появились гораздо позже) гипотезы о становлении и развитии египетской мифологии. Хатхор-Тефнут считалась Оком бога Ра и связана с большим количеством мифов.
Список даёт персонажи в алфавитном порядке. Поиски частей тела продолжались двенадцать дней. Он нигде не слышен.
Хор (Гор) – (букв. Он имел реальное воплощение и ему приписывали 29 признаков, которые были известны только жрецам. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов.
Посреди этого Океана поднялся и первозданный холм земли из которого произошла вся суша. Кожа подкрашивалась красной охрой, создавая тем самым иллюзию естественной окраски кожи. Старая, так называемая мифологическая (астрально-мифологическая, натуристическая), школа, которая впервые начала систематически исследовать мифологический материал главным образом индоевропейских, но отчасти и других народов, не ставила этого вопроса в прямой форме, так как религиями в то время считались лишь сложные вероучения – христианство ислам иудаизм и др., мифология же рассматривалась как древняя поэзия. Селкет защищала не только Гора, но и его деда, великого Ра.
Его младший брат, Сет, мечтал получить его власть в свои руки. Летний зной объяснялся гневом Ра на людей. Смотрите: свершились дела, которые никогда, казалось, не могли свершиться. Самым главным богом египтяне считали Солнце.
Воистину: смех забыт. Родоначальником всего живого в египетской религии считался бог Атум. Вполне очевидно прослеживается влияние сил природы на мифологию древних египтян.
Исида, жена и сестра Осириса, собирает их воедино (символ объединения Египта, а также сбора податей) и хоронит мужа, который отныне становится царем подземного царства. Как и другие боги Древнего Египта, связанные с землей (Осирис и Сокар), Птах облечен в саван, который обнажал только кисти и голову. Тот – бог луны, бог мудрости, счета и письма, «владыка Истины», судья в мире богов, покровитель писцов и судей. С началом XII династии культ Амона вытесняет культ исконного фиванского бога Монту. Он считался столь же необходимым для мира, как Гор. Душа умершего взвешивалась на чашах весов вместе со страусиным пером богини Маат. В верхнем храме было обязательно наличие большого коридора, центрального двора и ниши, где располагалась статуя фараона.
Огдоада состояла из четырёх супружеских пар. Сестры Осириса Исида (в то же время являющаяся его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. Правление фараона АменхотепаIV (1400–1383гг.
Позднее, приняв обличие кошки, она стала почитаться как богиня любви и плодородия. Эти четыре богини стали называться «четырьмя божественными плакальщицами». Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса. Его кладовая наполнена чужой собственностью. Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту.
Там распоряжается бог Анубис, которого изображали с телом человека и черной головой шакала. В источниках не упоминается ни о ее семье. Все живое, что попадалось Сехмет на пути, она убивала.
Позднее возникают представления о том, что умершие (т. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Кроме того, как отдельное божественное начало воспринимался бог солнечного диска Атон. Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада. Они должны вернуть Тефнут к отцу, завлекая ее пением и танцами. Египтяне верили, что природой и жизнью всех людей управляют боги.
Тот оставляет его, чтобы спасти себя. Геб поссорился со своей сестрой и женой Нут («небом»), поскольку она ежедневно поедала своих детей — небесные светила, а затем вновь рождала их. Его обычно изображали с головой птицы ибиса на человеческом теле. Львы же были в безопасности лишь в дни праздника богини Баст. Первоначально отождествлялся, видимо, с водами разлива Нила, несущими жизнь и плодородие.
Показания умершего записывает бог Тот. Женой Птаха была богиня войны Сехмет, сыном — Нефертум, бог растительности.
Быка поселяли в храме и в течение всей жизни окружали божескими почестями. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. С того момента все фараоны носят змея-урея у себя на короне. Варвары извне пришли в Египет. Он царствовал на земле после богов Pa, Шу и Геба и научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов. Гор вступился с ним в единоборство и в жестокой схватке одолел противника. Придаваемый ему облик скарабея был связан с убеждением, что этот жук способен размножаться сам по себе, отсюда его божественная созидательная сила.
Жрецы Гелиополя (крупного религиозного центра Древнего Египта) создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный» имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»). Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила. Воистину: убивает человек братьев матери своей. Каждый год разливается Нил, восстанавливая плодородие почвы и способствуя ведению высокопродуктивного земледелия, обеспечивая устойчивый рост и развитие Египетской цивилизации. В каждом номе (административном округе) страны вырабатывались собственные версии одних и тех же сказаний. Я не приказывал убивать.
Можно предположить, что так произошло и с Селкет. Древние египтяне почитали бога луны Тота так же, как и верховного бога Ра. Он имел вид существ и предметов. Понять их посредством холодного разума практически невозможно. Сехмет – (букв. Наиболее крупный и самый древний храм Амона -- Карнакский храм в Фивах.
Также она защищала людей от болезней и злых духов. Аписа считали Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. Согласно мифу. Тот почитался в облике болотной птицы ибиса, пожирательницы змей или обезьяны павиана.
Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом. Позже от союзов этих божеств появились другие персонажи. Культовый центр – г. Гермополь. Эти божества являются основой творения.
Вот таким образом он в первую очередь создал холм Бен-бен. Смотрите: тот, который не имел даже своей упряжки, стал владельцем стада. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира. Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа.
Стоит заметить, что в древнеегипетской мифологии бог солнца был не один. Благородные женщины скитаются по стране. Именно он и еще восемь его потомков составляли так называемую эннеаду Гелиополиса. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Ладья ложится днищем на дно и богам, под предводительством Ра, приходится вступать в битву с Апопом. У Шу и Тефнут было двое детей — Геб, бог земли и Нут, богиня неба.
Перед лицом Осириса происходит психостасия: взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). От радости Атум пролил слёзы, они капали на земную твердь и превращались в людей. Теперь, когда ты со мной, незачем тебе бледнеть от страха. При храмах находились жрецы – служители богов.
После смерти фараон отождествлялся с Осирисом, а новый -- с Гором. Так Селкет стала одним из центральных персонажей солнечного цикла: небывалая честь для столь скромной богини. Воистину: те, которые лежали в месте бальзамирования, кинуты на холмы. Здесь и попытки найти истоки бытия в биологическом акте творения богов, поиски изначальной субстанции, олицетворенной божественными парами, — зародыш позднейших учений о первоэлементах мира и, наконец, как одно из высших достижений египетской теологической мысли – стремление объяснить происхождений мира, людей и всей культуры как результат творческой силы, воплощенной в слове бога. Что рассказывали египтяне о «царстве мертвых». Теперь борются две группы, одна из которых в одеждах верхнего Египта, а другая – Нижнего.
Он отражён в мифах. Богиня никогда не расставалось с пером, оно было воткнуто в её волосы. Шу разъединил супругов.
Папирус Геб, в египетской мифологии бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Здесь мы предлагаем ознакомиться с переведенными мифами Древнего Египта. Я не крал. Живым воплощением бога являлся черный бык с особыми белыми отметинами.
Но убить Сета сын Исиды так и не смог. Вот таким образом не следует удивляться сходству функций многих из них. Горько плакала верная жена Осириса – богиня Исида. Когда Апис, состарившись, умирал, тело его бальзамировали и торжественно погребали. А так как фараон в Египте был воплощением Гора, он мог быть только мужчиной. Полагают, что древние воспринимали Себека как главное божество, дающее плодородие и изобилие, а также защитника людей и богов. Считалось, что его магическая сила – источник плодородия земли.
Как обычно, от уже существующего мифа не отказывались и образы Геба (бога земли) и Нут (богини неба) как родителей бога солнца Ра сохраняются в религии на протяжении всей древней истории. Воистину: нет человека вчерашнего дня. Я не поднимал руку на слабого. В отличие от многих восточных народов, египтяне не любили включать в мифы обычных людей, вот таким образом главными их героями всегда были многочисленные боги. Тот, который был сам посыльным, посылает другого. В царстве мертвых Анубис вводит душу умершего в Зал Двух Истин, где происходит суд над ней, взвешивает его сердце на весах.
В третий – сын Геба Сет (Сутех). А после Суда для Ра наступал час встречи со змеем Апопом. Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба. Но в отличие от Ра культ Монту сильнее подчёркивал не благодетельные, а грозные, разрушительные свойства Солнца (огонь, пожар, засуха).
Сам Дуат (Западная Страна) подчинялась Осирису, как владыке загробного царства и всех умерших. Процесс создания мумии снова претерпел изменения. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» – начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем.
В чём же состоит главная особенность этих древних сказаний и легенд. Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года. Истинный же собственник взирает на них, но они уже не принадлежат ему. Сет, охотившийся при свете луны, случайно наткнулся на ящик. Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, — всей природы. Потом он пригласил Осириса к себе на пир.
После падения на землю слезинки превратились в людей. Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия) имени, тени. Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). Вот таким образом он в первую очередь создал холм Бен-бен. Оплакав умершего, его родственники относили труп в «Дом золота» к бальзамировщикам, которые в течение десяти дней должны были изготовить из него мумию.
Ее культ был в эпоху эллинизма широко распространен и в других государствах. В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо). Чтобы умерший достиг блаженной страны, которая называется «Сехетиару», что значит — «поле камыша» и жил там в довольстве и безмятежности, его живые родственники должны были совершать определенные магические обряды. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Согласно «Текстам пирамид», Ра – Атум – Хепри создал себя сам, возникнув из хаоса именуемого Нуном. Сет завидовал Асирису и ненавидел его.
«Душой» Птаха считался священный бык Апис, языком – бог Тот. Однажды Он даже разрубил на куски тело Сета, принявшего облик гиппопотама. Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском.
Тогда Ра пошёл на хитрость (в некоторых мифах считается, что ему подсказал это хитрый Тот): на пути Сехмет были разлиты тысячи кувшинов пива, в которое был подмешан порошок гематита, чтобы сделать его красным, как кровь. Огдоада – (в переводе с греческого – «восьмерица») – восемь богов города Гермополь, олицетворявших первоначальные стихии из которых возник мир. Перед лицом Осириса происходит психостасия: взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами).
Грозной львицей бродит она в гневе по земле Бугем: «Пламенная, владычица огня, повергающая врагов дыханием своих уст, с пылающим сердцем, опаляющая горы пламенем своим». Культ Осириса был тесно связан с древними земледельческими верованиями, навеянными ежегодным увяданием растительности и её весенним «возрождением» из зёрен. Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т. д., а также «чистый сердцем» («Я чист, чист, чист» – утверждает умерший на суде). Гор становится преемником власти Осириса над Египтом, покровителем и защитником фараонов.
Бог Нун и богиня Наунет символизировали собой первобытный хаотический океан, Хух и Хаухет – бесконечность пространства, Кук и Каукет – мрак, Амон и Амаунет – «невидимое». В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса.
Мифы – это произведение народной фантазии, наивно объясняющее факты реального мира. Вера в мифы не была обязательной. Священное животное Амона — баран и гусь (оба – символы мудрости). Бог земли в Египте был отцом Осириса и Исиды. Необычайно популярен был миф о судьбе Осириса.
«Нет ничего», — говорят они. В более раннем варианте мифа ее заманивает в Египет бог охоты Онурис. Ремесленники не работают. Если чаши весов выравнивались, то умерший попадал в Поля Иару, то есть в рай.
В эпоху Древнего царства («Тексты пирамид») Анубис почитался как главный бог царства мертвых, однако в период Среднего и Нового царств он уступил свое место Осирису, а сам стал богом из окружения Осириса. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Позднее она была отождествлена с богинями Сехмет и Тефнут и почиталась в львином облике. Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Сет обычно изображался в виде человека с головой осла.
Иногда Птаха называли отцом даже таких богов, как Ра и Осирис. И наконец, в пятый день появилась дочь Геба Нефтида. Миф о Тоте, как и предшествующий о восьмерке богов, связан с городом Гермополем. Но, зная магию и тайны колдовства, Она решила исправить создавшееся положение дел.
Это был бог в виде человека со звериной мордой с красными волосами (цвет пустыни), повелитель стихийных бедствий, засухи, мрака, войны и других бедствий. Самое время вспомнить всех высших существ, которых когда-либо упоминала древнеегипетская мифология. Гости на этом пиру были сообщниками Сета. Очень важное значение для египтологии имеет пара богов Осирис (Озирис) и Исида (Изида).
Подарки делались богам, будто бы обитавшим в храмах. Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). Чтобы умершему не пришлось самому заниматься сельскохозяйственными работами, в гробницу ему клали «ушебти» — небольшие статуэтки, над которыми произносили заклинание: «Если причислят умершего к работающим в загробном мире, чтобы обходил он берега, насыпал поля, перевозил песок, — «Вот мы. », — скажете вы вместо него.
Считалось, что Хнум создал богов, людей, а также контролировал разливы Нила. Верхнего и Нижнего Египта, что подчеркивает его сущностную связь с фараоном. К сожалению, об этом боге, носившем имя Нехебу-Ка, на сегодняшний день мало что известно. На основании подобных текстов можно составить в общих чертах представление о сказании, согласно которому на холме, поднявшемся из хаоса, было свито гнездо, в котором из гусиного яйца из «яйца великого Гоготуна», появилось солнце.
Египетские мифы о начале мира не представляют собой единого, цельного рассказа. Придя к власти, на шестом году своего правления, АменхотепIV переменил свое имя на Эхнатон (составной его частью стало имя Атон), провозгласил Атона главным богом Египта и перевел свою резиденцию во вновь построенный город Ахетатон («Горизонт Атона»). Но Сет продолжал преследовать богиню.
Вопрос о соотношении религии и мифологии по-разному решался учеными разных направлений. Когда Гор возмужал, он решил отомстить Сету за смерть отца. Воистину: волосы выпали у всех. Понять их посредством холодного разума практически невозможно. Боги сначала жили среди людей (в это свято верил каждый египтянин) и царствовали в долине Нила.
Исида горевала, что при жизни Осириса не успела родить сына. Атум стал почитаться лишь как символ заходящего солнца.
Это обеспечивало хороший урожай в будущем. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Тот, который никогда не ткал для себя, теперь владелец тонкого полотна. Не различается сын мужа от такого, который не имеет отца. В эпоху Древнего царства («Тексты пирамид») Анубис почитался как главный бог царства мертвых, однако в период Среднего и Нового царств он уступил свое место Осирису, а сам стал богом из окружения Осириса.
По преданию, он научил людей земледелию и ремеслам, т. е. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли и Нут, богиню неба. Он считался сыном бога Геба (земли) и богини Нут (неба). Воистину: земля перевернулась, как гончарный круг. Амон (букв, «сокрытый», «потаенный») – бог-покровитель Фив, бог-творец, возглавлявший фиванскую триаду, которую вместе с ним составляли его жена – богиня неба Мут и сын – бог Луны Хонсу.
Одновременно, Она была богиней магии и колдовства. Новым в этом гимне, по сравнению с гимнами другим богам, является универсализм.
Рядом с верхним храмом находилась пирамида. Атон (диск солнца), в египетской мифологии бог – олицетворение солнечного диска. Фараон последовал этому совету и Хнум явился ему во сне, пообещав освободить воды Нила. Боги – вот главные герои подобных произведений во многих других цивилизациях. Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет.
Жатва созревает, а о ней никто не заботится. При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. После помещения тела усопшего в пирамиду вход в погребальную камеру тщательнейшим образом замуровывался. В религии Египта долгое время не существовало ни обязательных догматов, ни догматов, отрицавшихся как "ересь". Я не говорил дурного о царе.
Люди тоже заметили слабость Ра и объединились против него. дал им возможность перейти от варварства к цивилизации. Остальные боги превратились в их слуг или родственников. Воистину: золото, ляпис-лазурь, серебро, малахит, сердолик украшают шеи рабынь. Был рано отождествлен с богом Ра, чей культ заменил культ Атума в Гелиополе. Но Ра знал о заговоре против него и созвал богов на совет, чтобы обсудить, как подавить восстание.
Очень рано Осирис был отождествлен с богом того же города Анджети и заимствовал его атрибуты (два пера на голове, посох и плеть). Ее зооморфное изображение -- корова или женщина с рогами (и иногда ушами) коровы. Хотя официально Селкет не входила в эннеаду Гелиополя (города Ра), нельзя не признать, что египетские жрецы нередко по своему усмотрению сближали абсолютно разных богов и богинь. Собственники богатств стали неимущими.
Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта. Лишь достигнув противоположного берега, душа покойного могла успокоиться. – «могучая»), богиня с головой львицы и солнечным диском на ней, олицетворявшая зной и палящий жар Солнца.
Из всех ипостасей Гора наиболее значимыми являются Гор -- сын Исиды и Осириса. Исида же стала защитнецей жен и матерей. Греки называли этот город Крокодилополем.
Смысл этого подтекста заключается в принятии человеком раз и навсегда заведённого богиней правды (Маат) порядка, в подчинении ему, в отказе от попыток изменить что-либо в этом мире ибо любые перемены, считали египтяне, будут только к худшему. Но не всякому разрешат жить в том царстве после смерти. Позднее Птах объединен с богом плодородия и покровителем умерших Сокаром, а затем и с Осирисом (Птах-Сокар-Осирис).
Душа (Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме. Затем родились Осирис, Сет, Исида и Нефтида от союза Нут и Геба. Во времена Среднего царства Амон стал именоваться Амоном-Ра, поскольку культы двух божеств соединились, приобретя государственный характер. В конечном счете, воля богов управляет миром.
Задумав творение в своем сердце, он выражал свои мысли словами. После недолгих раздумий о том, что же сотворить ещё, бог принял решение о создании Шу (бога ветра), который мог бы привести в движение поверхность океана и Тефнут (богиню мирового порядка), которая была призвана следить за тем, чтобы Шу не разрушил то, что будет сотворено далее. Исида произнесла известные от бога Тота «слова власти», с помощью которых, – как повествует «Папирус Хунефера», – «Она побудила его, распростёртого, чьё сердце было недвижно и взяла от существа его и зачала и родила от него ребёнка». Смотрите: тот кто не имел своего хлеба, стал собственником закрома. до н. э. ) «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI – XVIII вв. Центр его культа — город Хатнечер-Собек (греч.
Священное животное Амона — баран и гусь (оба — символы мудрости). В египетских календарях он назывался «днем виноградной лозы и полноты Нила».
Не только сотворению мира были посвящены мифы и легенды Древнего Египта. Он изменил свое имя Аменхотеп (Амон доволен) на Эхнатон (угодный Атону или полезный Атону). Но вот день клонится к вечеру, так как лодка Амона-Ра спускается с небес.
Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. Я не пренебрегал богами. Амон (сокрытый, потаенный), в египетской мифологии бог солнца. Правящий фараон объявляется сыном Амона-Ра. В мифах преобладают философские рассуждения богов и величественные монологи. Самый многочисленный пантеон древнеегипетских «первоначальных» богов существовал в мифологической версии сотворения мира, найденной в Гермополе.
Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба. Тоту приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта. Первым из Него появился Тот, которого называли Неб-ер-чером. Едят траву и запивают ее водой, отнимают пойло ото рта свиней. Первую пару: Шу (Воздух) и Тефнут (Влага)– ему пришлось родить самому, а уже потом, от их союза, появился весь египетский пантеон: Геб (Земля), Нут (Небо), которые, в свою очередь, породили двух богов и двух богинь – Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду.
Спустя какое-то время из него вылупился молодой Ра, которому дали имя Хепри. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Если покойный прожил жизнь «с Маат в сердце», то есть был чист и безгрешен, то он оживал для счастливой жизни на полях рая. И невежде кажется прекрасным все совершающееся на его глазах.
Сет сказал, что подарит этот ящик тому, кому он придётся впору. Я не сквернословил. Ибис считался священной птицей Тота. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу.
Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Как олицетворение восходящего солнца, он был тождествен Атуму – заходящему солнцу и Ра – светящему днем. Вот такое вот разнообразие.
Но параллельно с этим существовало и представление (видимо, более позднее) о Сете как о злом божестве, боге пустыни, коварном убийце Осириса, представление, которое затем становится основным. Об этом свидетельствуют египетские мифы -- волшебные рассказы о богах. Тефнут (иногда называемая также Хатхор), поссорившись с Ра, царствовавшим в Египте, в образе львицы удалилась в Нубию, в область Бугем (по-видимому, в представлении египтян, ее уход вызывал наступление засухи). Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Именно эта идея обновления появляются в египетской религиозной мысли. Его коварный брат Сет позавидовав его славе и власти, убил и расчленил Осириса.
Воспользовавшись этим, Нут в первый же день произвела на свет Осириса, сына Ра. В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо). Сражение продолжается всю ночь.
Вот таким образом царица Хатшепсут часто надевала на официальных церемониях мужские одежды и искусственную бороду и ещё при Тутмосе II, своем отце, считалась главной жрицей, то есть женой бога. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, птицах, змеях и т. д. Значение египетских мифов неоценимо, они дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных представлений на Древнем Востоке и для исследования идеологии греко-римского мира и для истории возникновения и развития христианства. Особенно в те дни, когда коварный Сет убил Осириса. Сет обычно изображался в виде человека с головой осла.
Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом. Боги Древнего Египта в своей эволюции прошли несколько исторических этапов. Имя этого Бога означает «Владыка до самого крайнего предела».
Сначала эта богиня изображалась в виде злобной львицы, мстительной и воинственной. Мужские боги Огдоады изображались с головами лягушек, а богини – с головами змей. История зарубежного искусства. Верховным жрецом бога стал сам фараон, считавший себя его сыном. Порой это приводило к столкновениям между жителями и даже убийствам на религиозной почве. К Себеку обращались фараоны за помощью в битвах. Позднее возникают представления о том, что умершие (т.
Немногие люди, не знающие закона, лишили его власти. В другом варианте мифа воскрешение Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, которые объясняются тем, что Исида, оплакивающая Осириса, после «ночи слез» наполняет реку своими слезами. В древнеегипетской мифологии героев, подобных Гераклу, нет ни среди людей, ни среди богов.
Согласно некоторым мифам, бог зла Сет укрылся в теле Собека, чтобы избежать наказания за убийство Осириса. В последующей традиции она воспринимается как идеал верной жены и любящей матери. Он часто изображается в виде человека с головой барана, сидящего перед гончарным кругом, на котором стоит фигурка только что сотворенного им существа.
Исида, верная жена Осириса, обошла весь Египет в поисках мужа. Его считали богом Луны и, подобно другим лунным богам, волшебником и знатоком магии. Гор (Хор) (букв, «высота», «небо») – один из важнейших богов Древнего Египта, солнечное божество, обычно воплощающееся в образе сокола или человека с головой сокола иногда – крылатого солнца.
Позднее возникают представления о том, что умершие (т. Считалось, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе. Апоп еженощно подстерегает Ладью. Миф о сотворении мира Атумом, Ра и Хепри записан в «Текстах пирамид», а к тому времени, когда текст его впервые был высечен в камне, он, вероятно, существовал уже давно и был широко известен. Этим богом был Себек – древнеегипетское божество воды.
Частью праздника Тефнут был ее брак с братом Шу. После поминальных речей в храме, участники погребения перемещались в верхний храм. Воистину: чужеземной землей стал Египет.
В этом чертоге Осирис вершил Суд над умершими. Тайны бальзамировщиков раскрыты. Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Однако Осирис, не желая оставаться на земле, становится царем загробного мира и верховным судьей над умершими. Древним египтянам казалось, что боги сотворили мир для людей. Однако боги разделились во мнениях и в конце концов воззвали за советом к Нейт (так же её называют Маат) богине мудрости. Первоначальный центр почитания Исиды – г. Буто в северной части Дельты.
С Осирисом связан один из самых значимых для египетской культуры мифологических циклов, рассказывающий о его коварном убийстве, абсолютном Сетом и последующем воскресении бога Исидой и Гором. Каждое утро Нут производит на свет солнце и каждый вечер прячет его на ночь в своем чреве. Богов своих египтяне изображали в виде животных и птиц или людей с головами птиц или животных.
Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. Для этого Она превратилась в самку коршуна – птицу Хат – и распростёрла крылья над мумией. Оживают растения, ликуют люди и звери, птицы поют, прославляя Амон-Ра. Это так называемая Великая Восьмёрка. Входил в гелиопольскую эннеаду богов.
В письменном литературном наследии Египта очень мало прямых указаний на сотворение рода человеческого, такие указания – исключение. Весы держал бог Анубис, а решение суда записывал бог Тот, муж Маат. Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому. Жрецы Гелиополя создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный» имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»). Фараоны дарили храмам сады и пашни, золото и серебро, многочисленных рабов. В представлениях о смене времен года тоже участвовал Ра. Все гости укладывались туда, но никому он не подошёл Впору ящик пришёлся только Осирису.
Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи. На заре формирования египетской мифологии местное божество было у каждой области. Грязь по всей стране. Путь развития мифологии Древнего Египта трудно проследить. Дороги обезлюдели ибо на путях засады. На коже умершего делались надрезы в них аккуратно закладывали песок и глину, чтобы тело умершего не теряло своих форм.
Именно эта идея обновления появляются в египетской религиозной мысли4. Название «Книга мёртвых» дано египтологом Р. Лепсиусом, но правильнее ее было бы назвать «Книгой Воскресения», так как ее египетское название — «Эр ну перэт эм херу» дословно переводится как «Главы о восхождении к свету». Первоначально отождествлялся, видимо, с водами разлива Нила, несущими жизнь и плодородие.
Бывшие же собственники тени охлаждаются только дуновением ветра. В этот поздний период ряд держав последовательно завоевывали Египет. Хатхор считалась женой Гора Бехдетского. Однажды после военного похода Осирис устроил пир. священного лотоса над великим озером». А его жена Исида являлась символом верности семьи и хранительницы домашнего очага.
Вот таким образом египтяне очень заботились о сохранении тела умершего. Здесь бог света Амон-Ра вступает в смертный бой с богом тьмы, свирепым змеем имя которого Апоп. Нет человека, одеяние которого было бы белым в это время.
Он объявляется первым царем Египта, «царем богов», «царем обеих земель», его имя может заключаться в картуш. Древнеегипетская мифология, прежде всего, призывала человека не противиться происходящим событиям, не идти наперекор тому, что сейчас принято называть судьбой ибо всё, сделанное вопреки «мудрому порядку», обернётся против человечества. Верховным божеством изначально в Египте считался Пта (Птах), творец земного мира, бог правды и порядка, но позднее возникло несколько религиозных центров: в Мемфисе – храм Пта, в Фивах – Амона и в Гелиополе – бога Ра.
Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Будь смел и ты обнимешь своих детей, ты поцелуешь свою жену, ты снова увидишь свой дом — а что может быть лучше этого. » Отважный и удачливый герой, рассказ от первого лица, вызывающий у читателя особое чувство сопереживания, динамичный сюжет, красочность и занимательность описаний — все это живо напоминает самые знаменитые приключенческие романы, написанные тысячи лет спустя: «Путешествия Гулливера» Д. Свифта, «Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо, «Остров сокровищ» Р. -Л. Для этого необходимо философски взглянуть на то, что скрывается за вереницей слов.
Геб был связан с подземным царством мертвых, а его титул «князь князей» давал ему право считаться правителем Египта. Так же, как и Геб, не имела особых мест почитания, но принимала участие в большом количестве мифов. Оно готово проглотить того, кто солгал и при жизни творил зло. «Время» учит человека быть осмотрительным, оно создает и разрушает события. Итак, версия рождения мира излагалась так: Ра – Атум – Хепри создал (ну или создали) себя сам, возникнув из хаоса, который назывался Нун или Первоокеан. как творец гелиопольской эннеады.
В период Древнего царства этот бог наряду с Гором считался защитником Ра от змея Апопа, а также покровителем фараонов, что проявилось как в «Текстах Пирамид», так и в титулатуре некоторых фараонов II династии. Вот таким образом сотворение мира приписывалось Атуму. Бог Осирис -- одно из центральных божеств древне египетского пантеона, бог производительных сил природы, позднее почитавшийся и как царь загробного мира, в сложившемся мифологическом каноне старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды (которая была одновременно и его женой) и Нефтиды. Во дворе находилось помещение для молитв и место для жертвоприношений. Сестра и верная жена Осириса.
Под землей тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывет ночью. Культовый центр – г. Кинополь. Бог Тот был не только богом луны, но и богом мудрости, счёта и письма. Это понимание было изображено иероглифом в виде крылатой змеи, держащей свой хвост во рту.
Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия) имени, тени. Больше сблизили мифологию и религию этнографы эволюционистской школы. Бог Тот, как считают египтологи, получил имя от названия одного из мест его культа. Смотрите: начальники страны спасаются бегством, они не находят даже милостыни.
Его до сих пор называют «даром Нила» и считают родиной пирамид и Сфинкса, устремившего свой взгляд в безбрежные пески. е. их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту. И древнеегипетская не является исключением. Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом. до н. э. ), «Книга мертвых» — составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Египта. Миф о возвращении Тефнут, как многие другие мифы, — это описание праздника возвращения плодородия, расцвета природы, совпадавшего с половодьем Нила. В этом городе был построен большой храм-лабиринт, в котором жил крокодил – земной «представитель» бога Себека.
Атон – бог солнечного диска (или, скорее, солнечного света), упоминавшийся ещё в эпоху Среднего царства и провозглашённый главным богом Египта во время религиозной реформы фараона Эхнатона. Они не всегда относились к людям благосклонно, вот таким образом египтяне строили храмы в их честь, приносили дары и молились. Теперь борются две группы, одна из которых в одеждах верхнего Египта, а другая – Нижнего. Такой календарный праздник существовал у всех народов Переднего Востока. Кошка была символом богини Баст – дочери бога солнца Ра.
Если с первыми можно было «договориться» с помощью подношений, то вторые не знали пощады и могли умерить свой гнев только после того, как им принесут огромные жертвы в виде человеческих жизней. Но не так-то просто было остановить выпущенную на свободу дикую силу Сехмет. Причём, данное слово «предел» относится и ко времени и к пространству, вот таким образом Неб-ер-чер является Вечным Богом Вселенной, который сотворил мир. Эта легенда получила широкое распространение. Ра – бог солнца, глава гелиопольской Эннеады (см.
Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта. Вполне очевидно прослеживается влияние сил природы на мифологию древних египтян. Писец сидит в своей канцелярии, руки его бездействуют. Гор становится преемником власти Осириса над Египтом, покровителем и защитником фараонов.
Воскреснув, тот удалился в подземное царство мёртвых и стал его царём и высшим судьёй. Теперь борются две группы, одна из которых в одеждах верхнего Египта, а другая – Нижнего. В период Древнего царства этот бог наряду с Гором считался защитником Ра от змея Апопа, а также покровителем фараонов, что проявилось как в «Текстах Пирамид», так и в титулатуре некоторых фараонов II династии. Воистину: зерно гибнет на всех путях.
Но со временем он стал дряхлым и слабым и не одни боги решили воспользоваться этим. Достоверно известно, что мифология Древнего Египта формировалась под воздействием религии. Воскрес бог, но не захотел остаться на земле. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу и тот ожил.
Номы разгромлены. Верная жена Исида, собрала все части своего мужа, сделала первую мумию с помощью бога Анубиса (покровителя мертвых, бога бальзамирования) и родила от Осириса сына Гора. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса. Смотрите: тот, который собрал жатву, не получает ее.
В тот год страна получила прекрасный урожай. Нун или Первоокеан изображался обычно как необозримое предвечное водное пространство. Центром поклонения Себеку был город Шедит.
Именно это уже на ранних стадиях развития способствует включению мифологических представлений в область религии. Уже на твердой почве он приступил к созданию других богов. Он бог производительных сил природы (в «Книге мертвых» он назван зерном, в «Текстах пирамид» – богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности. Она уберегла младенца от покушений Сета, спрятав в зарослях нильского папируса.
Анубис помогал сохранить тело Осириса. Узнав о новой беде, Исида вместе со своей сестрой Нефтидой и шаколоподобным богом Анубисом отправилась на поиски останков любимого супруга. Задумал Сет погубить Осириса. Лишь в эпоху Среднего царства богиню впервые называют «дочерью Ра».
Даже древние грекииримляне, по большейчасти, воспринимали египетские мифы какфантастические легендыипытались их толковать сприсущим им здравымсмыслом. Ра, видевший, что мир пустеет, так как никто не хотел прекращать борьбу, созвал остальных богов на совет, чтобы решить, кто должен стать фараоном всего мира. Тогда вмешался Осирис, правивший загробным миром и заставил богов принять совет Нейт. Из всех ипостасей Гора наиболее значимыми являются Гор – сын Исиды и Осириса и Гор Бехдетский.
Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). Царь захвачен бедными людьми. Египтяне глубоко почитали Ра, который даёт жизнь людям, растениям, животным. Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. Так, в Гелиополисе наивысшим из божеств был покровитель Солнца. Вера, царившая в этой стране, предполагала наличие жизни после смерти.
В отличие от большинства других представителей местного пантеона изображался не в «зверочеловеческой» форме, а в виде солнечного круга или шара, от которого тянутся руки с ладонями к земле и людям. Считался одним из первых мифологических царей Египта, затем передал власть над Египтом Осирису. ниже) и демиург (творец вселенной). до н. э. ) «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI – XVIII вв. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса.
дал им возможность перейти от варварства к цивилизации. Перед лицом Осириса происходит психостасия : взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. Таким образом, египтяне заметили, что воды Нила (Нун) и солнце (Ра) являющиеся символами жизни, обладают определённым во времени рядом природных циклов. Она была сестра и жена Сета, как и Исида, – покровительница умерших людей.
Египтологи пытаются создать обоснованные на письменных источниках (которые появились гораздо позже) гипотезы о становлении и развитии египетской мифологии1. Некоторым божествам поклонялись только в отдельных регионах или племенах. Солнце было для египтян богом Ра в золотом челне. В конечном счёте «социализация» египетских богов свелась к наделению наиболее значимых из них (Амона-Ра, Осириса, Гора) «регалиями» фараона, правящего в мире живых или в мире мертвых. Под землёй Ра постоянно старается проглотить (но всегда неудачно) громадный змей Апоп (Апофис), воплощение хаоса. Дочерью Анубиса считалась Кебхут, совершавшая возлияния в честь умерших.
В этом смысле акт сотворения мира как бы повторялся ежегодно. Сет (Сетх, Сутех) – в сложившемся мифологическом каноне сын Геба и Нут, брат Осириса, Исиды и Нефтиды. Древний Египет, несмотря ни на что, остаётся одной из самых загадочных цивилизаций. Владычица расправилась с людьми, положив конец неудачному созданию вселенной. Амон почитался и как мудрый, всеведущий бог, «царь всех богов», небесный заступник, защитник угнетенных («везир для бедных»).
К сожалению, отсутствие полной записи мифа о великом Гоготуне не дает возможности установить более точно сюжет этого интересного варианта египетских космогонических легенд. При помощи магии Исида зачала от мёртвого мужа сына, Хора. Здесь и попытки найти истоки бытия в биологическом акте творения богов, поиски изначальной субстанции, олицетворенной божественными парами, – зародыш позднейших учений о первоэлементах мира и, наконец, как одно из высших достижений египетской теологической мысли – стремление объяснить происхождений мира, людей и всей культуры как результат творческой силы, воплощенной в слове бога. Хоть есть много рисунков информации о силах и предназначениях Геба не там много.
Собрание проходило тайно, чтобы люди не узнали, что их замысел раскрыт. «дальний», «вышний», «горний») бог небесной лазури, с чьим образом связывалось представление о том, что суть мирового первоначала – ясность, чистота, разумная упорядоченность, устойчивость. Однако Гор считал, что трон Осириса и сан владыки Египта по праву принадлежит Ему.
Нянчила там маленького сына – бога Гора. Однажды Ра попросил Тота побыть вместо него на небе, пока Ра ходил по подземному миру. Огромное место в египетской мифологии принадлежит представлениям о загробном мире. Вследствие этого его «военный аспект» вскоре затмил собой первоначальный образ небесного светила.
«Кому этот драгоценный гроб придется в пору, – сказал Сет, – тому и достанется. » Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в «стране мертвых». Яростная львица увидела это озеро, приняла его за человеческую кровь и начала жадно пить. Боги провозгласили Гора наследником Осириса и он занял трон отца. до н. э. ), «Книга мертвых» – составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Египта.
Женой Тота была богиня истины и порядка. Похитили враги страны ее ремесла.
Жена бога Пта. Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому. Каждый приводит его к себе, клеймя своим именем. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). Корова, родившая Аписа, тоже почиталась и содержалась в особом здании. Нет никого, кто бы его собрал. Его символом считался жук скарабей.
Древним египтянам казалось, что боги сотворили мир для людей. е. их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Нун, увидев такое чудо, наделил Шу и Тефнут одной душой на двоих. Другое отличие египетских богов от олимпийских в том, что они в меньшей степени заняты какой бы то ни было деятельностью и почти никогда не вмешиваются в людские споры. В египетских захоронениях нередко встречаются мумии кошек.
По некоторым мифам происхождение мира связывалось с растением так, согласно одной из легенд, солнечное дитя, «осветившее землю, пребывавшую во мраке», появилось из распустившегося цветка лотоса, который вырос на поднявшемся из первобытного хаоса холме из «лотоса, возникшего в начале времен. В некоторых мифах они выступали главными героями, а также жили отдельно от самого бога. Смотрите: тот, который не имел тени опахала, стал теперь собственником тени. Ветви его обвились вокруг ящика, укрыв со всех сторон, что за роскошным стволом его не стало видно. Когда тот был убит, она собрала куски его тела, расчленённого Сетом и зачала от мёртвого мужа сына, Хора, который потом отомстил погубителю за отца. Так появилась луна. Исида изображалась с троном на голове. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы).
После смерти быка торжественно хоронили. Едва он лег на дно деревянного ящика, слуги Сета захлопнули крышку. Всего 200 лет назад французский ученый Ж. Ф. Шампольон сумел расшифровать древнеегипетские иероглифы и вернуть из забытья мифы, легенды, сказания древней цивилизации. Апис, в египетской мифологии бог плодородия в облике быка с солнечным диском.
Для этого он принял образ бога Хепри (по-древнеегипетски это слово означает «возникать» и изображается жуком-скарабеем). На западном краю неба она вплывает в ворота подземного царства. Им противостояли четыре пары божеств, наделённых положительными силами: Хух и Хаухет (боги бесконечности), Нун и Наунет (боги воды), Кук и Каукет (боги темноты), Амон и Амаунет (невидимые боги). Владычицы дома говорят: «О если бы имели, что поесть». Согласно мифу, когда Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже замыслили против него злые дела, Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий. Расцвет культа этого бога относится ко времени царствования Аменхотепа IV (1368 — 1351 гг.
Ты вернешься с ними на родину и умрешь в своем городе. Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия) имени, тени. С самого начала Селкет держится как бы сама по себе.
Грозная мстительница истребляющая враждебные богам существа. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. Он объявляется первым царем Египта, «царем богов», «царем обеих земель», его имя может заключаться в картуш. Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» – древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (XXVI – XXIII вв.
Путь развития мифологии Древнего Египта трудно проследить. Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, – всей природы. Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому. «небо») -- богиня неба, в древнейших мифах представленная как небесная корова, которая родила солнце. Амон («сокрытый», «потаенный»), в египетской мифологии бог солнца.
Например, если было жаркое знойное лето, значит, Ра гневался на людей за что-то. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Узнав лежащее в нём тело, Он пришел в ярость и разрубил его на куски, разбросал их в разные части страны (их было четырнадцать, по количеству дней убывающей луны).
Все по очереди начали ложиться в короб, но никому он не был впору. Когда Тот возвратил в Египет Тефнут (или Хатхор, как говорится в одном из мифов), природа расцвела. От опьянения ей поневоле пришлось прекратить свою бойню. Прилет ибиса-Тота египтяне связывали с сезонными разливами Нила. Так как в этом новом мире не было света, первые боги внезапно потерялись. Возглавил совет бог Нун, воплощавший водную стихию. Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида.
Если грехи перевешивали перо Маат, то сердце отправляли на съедение чудовищу Аммат. Смотрите: огонь поднялся высоко его пламя исходит от врагов страны. Некоторые из них носили имя «Ментухотеп» («Монту доволен»). Как говорилось выше, всех богов египтяне делили на добрых и злых. Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Египтяне верили, что в загробном мире на суде Тот взвешивает сердца умерших.
Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом. Осирис умер. «Владыка времени», он разделил его на годы, месяцы, дни и вел им счет. Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет.
Воистину: разломаны ящики из эбенового дерева. Хатхор (Хатор) (букв, «дом Гора», т. е. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха и Тефнут, богиню влаги. Солнце-Ра каждый день едет по небосводу на барке Манджет, чтобы освещать землю, а ночью, пересев на барку Месектет, даёт свет подземному царству мёртвых (Дуату).
Те, которые были уже в ладье бога, впрягаются в плуг. Атон рассматривается как божество, благодетельствующее не один Египет, а все человечество. Нейт указала на Гора, однако Сет не собирался так просто сдаваться и возобновил войну.
По возвращении в Египет, Исида спрятала сундук в Дельте Нила, в зарослях камыша. В свою защиту человек должен был произнести пространную речь, в которой он клялся, что не совершил поступков, неугодных богам. Согласно «Текстам пирамид», Ра – Атум — Хепри создал себя сам, возникнув из хаоса именуемого Нуном. Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада. И были найдены все части, кроме фаллоса. Придаваемый ему облик скарабея был связан с убеждением, что этот жук способен размножаться сам по себе, отсюда его божественная созидательная сила.
В греческой мифологии ему наиболее соответствует Гефест. С прекращением приносящего засуху знойного ветра пустыни «хамсина» и оживлением растительности связан миф о возвращении дочери Ра – Тефнут. Основными божествами в ней считались Ра и Гор (олицетворение живого фараона).
Когда, например, душа сердца (БА) покидала тело, то это расценивалось как смерть. Например, термин «время» они понимали как что-то поспешное, соединяющее начало с концом. Что же касается сюжетов египетских мифов, то они не насыщены увлекательными приключениями. Смотрите: тот, который никогда не строил себе даже лодки, стал теперь владельцем кораблей. То, что можно услышать в стране, — это стенания, смешанные с воплями. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов. Они вонзают в Его гигантское туловище копья и заставляют изрыгнуть проглоченную Им воду.
Там Ра, как и любой душе после смерти, приходилось преодолевать на своём пути всевозможные препятствия и опасности, подстерегавшие путешествующих по загробному миру, чтобы в пятом часу ночи попасть в «Великий Чертог Двух Истин». Таким образом, египтяне заметили, что воды Нила (Нун) и солнце (Ра) являющиеся символами жизни, обладают определённым во времени рядом природных циклов. Смотрите: вельможи ютятся в закромах. Итак, сила и развитие душ человека обеспечивало его существование в загробном мире. Фараон последовал этому совету и Хнум явился ему во сне, пообещав освободить воды Нила.
Каждый день восходит солнце, принося тепло и свет на землю, тем самым обеспечивая жизнедеятельность человека. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. У египтян было много священных животных, но самым почитаемым был бык – Апис. Сет – бог зла в древнеегипетской мифологии. Его часто изображали в виде крокодила, а ещё – с крокодильей головой на человеческом теле. Глазам отца всего сущего придавалось особое значение.
Во время пожара в доме прежде всего спасали кошку. Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет. Но их сумела собрать преданная жена погибшего, Исида. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов.
Долго искала Исида в болотах дельты гроб с телом мужа. Нун или Первоокеан изображался обычно как необозримое предвечное водное пространство. Наряду с богами, аналоги которых существуют в античной мифологии, в религии египтян существовало множество абстракций – Ху, Сиа, Сихем, Хех ("воля", "разум", "энергия", "вечность"), Хор Хекенский (олицетворение одной из фаз суточного движения Солнца), некоторые боги являлись воплощениями воли других богов, воплощениями законов.
По утверждению некоторых исследователей, в Древнем Египте было пять тысяч богов. Позднее Осирис был провозглашен четвертым царем Египта, получившим власть от Геба. Обычно изображался в виде человека, облаченного в скрывающие его одежды и держащего в руке посох «уас».
Смотрите: тот, который брал в долг зерно, теперь сам дает его. Повсеместно египтяне почитали и уважали бога солнца Ра, а фараоны считались его детьми. Наиболее крупный и самый древний храм Амона – Карнакский храм в Фивах. Так появился на свет Гор. Без фараона, так без Солнца, невозможна жизнь на Земле.
Тот, кто не спал даже рядом со стеной, стал собственником ложа. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов. Геб поссорился со своей сестрой и женой Нут (небом), поскольку она ежедневно поедала своих детей — небесные светила, а затем вновь рождала их.
Главный жрец входил внутрь храма, где жил бог. И настолько она опьянела, что не могла даже узнать людей и причинить им вред. Я не лгал. Одних египтяне почитали и любили, а других страшились или откровенно боялись.
По одному из преданий, ученый и мудрец Имхотеп, сановник и архитектор фараона Джосера (III тысячелетие до н. э), в связи с семилетним голодом посоветовал Джосеру сделать богатое приношение богу плодородия. Потом они бросили ящик в воды Нила. Бога Солнца называли Ра, Амон или Амон-Ра. Смотрите: скот разбегается.
Эта версия сотворения мира не была единственной в египетской мифологии. Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Монту – бог войны, сражений, побед, боевой доблести. Такие родственные браки не только не запрещались в Древнем Египте, но считались угодными богам. Распоряжались же ими жрецы.
Это происходило через слияние двух и более богов в единый образ с наделением последнего, чертами и функциями слившихся богов. Наиболее почитаемым животным в Египте был священный бык Апис. В них содержались сказания о сотворении всего живого на земле.
Чудесное «поле камыша» давало небывалые урожаи, но, как и реальное поле, нуждалось в обработке. е. их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Я не убивал. Но для существования в «царстве мертвых» человеку нужно тело, в которое могла бы вновь вселиться его душа. Впервые применил понятие «миф» к христианскому вероучению крупный историк религии, либеральный богослов Д. Штраус («Жизнь Иисуса», 1835), пытавшийся снять мифические наросты и наслоения с облика «исторического Иисуса».
Однажды Сет явился на пир в царский дворец. Осирис – одно из центральных божеств египетского пантеона, бог производительных сил природы, позднее почитавшийся и как царь загробного мира, в сложившемся мифологическом каноне старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды (которая была одновременно и его женой) и Нефтиды. Смотрите: благородные женщины голодны, мясники же сыты тем, что они закололи для других. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Исида – одно из главных действующих лиц всех мифов, связанных с именем Осириса. Я не завидовал.
Амон почитался и как мудрый, всеведущий бог, царь всех богов, небесный заступник, защитник угнетенных (везир для бедных). Положительные роли при этом принадлежали Амат (богине возмездия за прегрешения), Апису (покровителю плодородия и силы), а также Гору (богу рассвета или восходящего солнца). Правящий фараон объявляется сыном Амона-Ра. Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). Эта восьмёрка состояла из четырёх пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Грабитель стал владельцем богатств богач превратился в грабителя.
Изида -- богиня плодородия, воды и ветра, «великая чарами», «госпожа волхований» в сложившемся мифологическом каноне дочь Геба и Нут, сестра и жена Осириса, сестра Нефтиды, Сета, мать Гора, одна из самых почитаемых богинь в Древнем Египте. Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Каждая кошка считалась воплощением божества, внушая почтение и страх. Душа (Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме.
Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Для этого необходимо философски взглянуть на то, что скрывается за вереницей слов. При этом, как верно заметил в своей «Мифологии в Древнем Египте» Р. Антерс: «Ни от одного египтянина не ждали, что он будет верить какому-то одному представлению о небе ибо все представления принимались как правомерные, поскольку никакой символ не может охватить всю суть того, что он выражает и увеличение числа символов скорее способствует лучшему пониманию, чем вводит в заблуждение». до н. э. )— знаменательный эпизод в истории распространения культа бога Амона.
Птах (Пта) – главный бог Мемфиса, однако его культ был связан не только с Мемфисом, но и распространен как по всему Египту, так и за его пределами. Кроме того, древняя мифология Египта содержала истории о борьбе богов за власть. Анубиса изображали в виде волка, шакала или дикой собаки Саб черного цвета (или человека с головой шакала или собаки). В пучине Великого Хаоса (Нуна) царили силы, направленные на разрушение, состоящие из трёх пар божеств: Низа и Ниаут, символизирующих пустоту, Тенема и Тенёмуит, обозначающих исчезновение во мраке, а также Герех и Герехт – богов ночи и тьмы. Геб, в египетской мифологии бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут.
В чём же состоит главная особенность этих древних сказаний и легенд. И тогда придет корабль из страны твоей и будут на нем корабельщики, которых ты знаешь. Представляет собой ряд из 160-190 (в разных вариациях) несвязанных между собой глав, различного объема, начиная от длинных поэтических гимнов и кончая однострочными магическими формулами.
Смотрите: все приближается к гибели. Нет больше нигде египтян. Древние греки отождествляли Ра с Гелиосом. Миф об Осирисе (егип. Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада.
Взяв умершего за руку, ведет он его на суд Осириса, который восседает на троне. Змей говорит герою: «Если ты мужествен, овладей собой. Обычно изображался в виде человека с двойной короной на голове и назывался «владыкой обеих земель», т. е. Хнум («творец»), в египетской мифологии бог плодородия, создатель, сотворивший мир из глины на своем гончарном круге. Солнце было для египтян богом Ра в золотом челне. На загробном суде статуэтка этой богини стояла на одной чаше весов, а на другой помещалось сердце покойного.
Селкет была непосредственно связана с одним из них: с хранителем Запада. Тайком он измерил рост Осириса и приказал сделать по мерке короб с красивой отделкой. По происхождению Монту был солнечным богом города Гермонта. Я не был причиной слез.
Хнум скорбит из-за бессилия своего. В одном из фрагментов «Текстов Пирамид» Нут как супруга Геба называется «царицей Нижнего Египта» позднее она участвует в погребальном культе, поднимая души умерших на небо и охраняя их в гробнице. Гробница, где стоял саркофаг, считалась домом покойного.
Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо). Анубис – бог-защитник и покровитель умерших его зооморфное воплощение – распластавшийся на брюхе шакал черного цвета или собака, а также человек с головой шакала или собаки.
Сет олицетворял злое начало. Исида сложила тело своего мужа, вылепила фаллос из глины, освятила его и прирастила к собранному Осирису, потом смазала труп «божественными маслами», предохранив его тем самым от тления.
Чем богаче был человек, тем дороже была ткань, покрывавшая его усопшее тело. Во второй день от Неё родился Хор Бехдетский (Хор Старший), тоже сын Ра. Позднее египтяне провели параллель между ними и «четырьмя сыновьями Гора», защитниками сосудов-каноп, за которыми божественные плакальщицы тоже постоянно присматривали. Далее мы рассмотрим один из вариантов мифа о сотворении мира, он изложен в папирусе «Книга познания развития Ра и о низвержении Апопа».
Исида – богиня плодородия, воды и ветра, «великая чарами», «госпожа волхований» в сложившемся мифологическом каноне дочь Геба и Нут, сестра и жена Осириса, сестра Нефтиды, Сета, мать Гора, одна из самых почитаемых богинь в Египте. Женой Тота считалась богиня истины и порядка Маат. ниже). Брат Осириса, злой и коварный Сет, решил его погубить.
Бог Гор (Хор) (букв, «высота», «небо») -- один из важнейших богов Древнего Египта, солнечное божество, обычно воплощающееся в образе сокола или человека с головой сокола иногда -- крылатого солнца. На ладьях тело переправляли в нижний храм. В результате богиня-скорпион прочно вошла в жизнь солнечного бога. Возмужав, Хор вступил в жестокую битву с Сетом, одержал победу над ним и изгнал из Египта.
«Главной» женой Птаха была Сехмет, однако иногда его женами называли также Маат, Тефнут, Хат хор. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов. Даже появился Он, согласно преданию из бока матери Нут раньше положенного Ему срока. Поклонение Монту широко распространилось во время кратковременного политического возвышения Гермонта при фараонах XI династии. Стивенсона.
Возьмите себе кирки и мотыги ваши, коромысла и ведра ваши, подобно тому, как делает это человек для господина своего». Амон (букв, «сокрытый», «потаенный») -- бог-покровитель Фив, бог-творец, возглавлявший фиванскую триаду, которую вместе с ним составляли его жена -- богиня неба Мут и сын -- бог Луны Хонсу. Изображался с головой сокола, увенчанной солнцем в короне. Столица встревожена недостатком. Когда Гор вырос, он победил Сета.
В мемфисской космогонической системе Птах почитался как бог-демиург, породивший «языком и сердцем» восемь остальных богов, а также гелиопольского бога-творца Атума, т. е. В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов солнца. Похоронив мужа, Исида стала скрываться от Сета. Пантеон был заселен богами, которые обладали разными способностями. Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» — древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (XXVI – XXIII вв.
Позднее Осирис был провозглашен четвертым царем Египта, получившим власть от Геба. Как уже было написано выше, божества могли различаться на разных территориях. Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Настала очередь Осириса. Так богов стало девять и они смогли заняться сотворением людей. Как только он лёг туда, слуги Сета захлопнули крышку и залили её горячим свинцом. Я чист, я чист, я чист, я чист.
Найдя, она чудесным образом оживила Осириса. Маленькие дети говорят: «О если бы отец не дал бы мне жизнь. » Воистину: детей знатных разбивают о стены. На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине.
А некоторых, слывших добрыми помощниками и защитниками, очень любили. В Древнем Египте представляли его с женой Нут – покровительницей неба. Тот, который не пахал для себя, получает жатву.
И в главном, основополагающем из них, раскрывается тема сотворения мира, людей. Трон Осириса на земле переходит к Гору. В одном из фрагментов «Текстов Пирамид» Нут как супруга Геба называется «царицей Нижнего Египта» позднее она участвует в погребальном культе, поднимая души умерших на небо и охраняя их в гробнице. На первый план в её культе мало-помалу вышел мотив материнства, в ней воплотились свойственные многим восточным народам представления о «Великой Матери». Исида – олицетворение вечной женственности – супруги и матери. В тот год страна получила прекрасный урожай.
Создал он для них правителей, поручив им поддерживать слабого, сотворил чары, чтобы могли они защищаться от предстоящего и воздвиг места для молитв, откуда мог слышать их плач и мольбы. Однако, случилось несчастье. Он создал бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями. Птах создал первых восемь богов (своих ипостасей — Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла искусства и т. д. ) языком и сердцем.
Стал он царем и судьей в «стране мертвых», а Гор – покровителем земных фараонов. Осирис для египтян — олицетворение самой природы, всей растительности. Сет долго преследовал Исиду и Гора, которым пришлось спасать свою жизнь в болотах Дельты. Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. В болотах Нила появился на свет сын Осириса и Исиды -Гор.
Гор, Хор (высота, небо), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. При ней всегда было страусиное перо. Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т. д., а также «чистый сердцем» («Я чист, чист, чист» – утверждает умерший на суде). Смотрите: та, которая глядела на свое изображение в воде, стала собственницей зеркала. Пряталась она от Сета в густых зараслях на берегу Нила. Атон изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчиваются раскрытыми ладонями.
Он никак не мог оставить в покое сына бога Осириса. Культ Сета в это время не нёс безусловно отрицательных черт. Но, появившись над водой (помните, в Библии: «Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною и Дух Божий носился над водою»), новорожденный бог не смог найти место, где мог бы удержаться и потому создал холм или, вернее, остров Бен-бен. По преданию, он научил людей земледелию и ремеслам, т. е. Известны и религии, в которых мифологическая сторона играла совсем неприметную роль и даже почти отсутствовала (например, в конфуцианстве).
Среди сохранившихся религиозных текстов встречаются упоминания то о яйце из земли и влаги, которое явилось на первом поднявшемся из первоначального хаоса холме, то о яйце «великого Гоготуна», снесенного на землю. О чем же и о ком повествовала мифология древнего Египта. Победив Сета, Гор воскрешает отца. Исида -- одно из главных действующих лиц всех мифов, связанных с именем Осириса. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» – начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. Шу разъединил супругов.
Впоследствии (с конца Нового царства) Осирис был связан с Ра и стал изображаться с солнечным диском на голове. Древнеегипетская мифология, прежде всего, призывала человека не противиться происходящим событиям, не идти наперекор тому, что сейчас принято называть судьбой ибо всё, сделанное вопреки «мудрому порядку», обернётся против человечества. В Фивах (Верхний Египет) им считался Амон-Ра – бог ветра и солнца, в то время как в Нижнем Египте верховенствовал Атум – бог заходящего солнца. Страна в бессилии своем, подобно сжатому льняному полю. Атум -- древнейшее божество г. Гелиополя, бог-творец, глава гелиопольской эннеады. Они подняли гроб и бросили его в воду Нила.
Смотрите: владелец роскошных одеяний теперь в лохмотьях. Ассоциировался с благородным, парящим в небе соколом. Возмужав, он бросил вызов Сету и победил его, низвергнув с трона. Считалось, что Хнум создал богов, людей, а также контролировал разливы Нила.
Собека иногда считают сыном Нейт, великой матери богов, богини войны, охоты, воды и моря, которой также приписывают рождение ужасного змея Апопа. На голове бога ослепительно сверкает круглый солнечный диск. Его символом считался жук скарабей.
Геба он оствил внизу, а Нут поднял вверх. Так она стала фараоном. Имена некоторых богов оформлены как гиперссылки, ведущие на подробные статьи о них.