Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) — один из величайших художников всех времен, гениальный скульптор, живописец и архитектор искусный инженер и талантливый поэт. Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni 6 марта 1475, Капрезе — 18 февраля 1564, Рим) — итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Микеланджело БУОНАРРОТИ (Michelangelo Buonarroti) (1475–1564) итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт.
Все эти письма и многие другие, менее важные, мы храним у себя, написанные его рукой. Тотчас по приезде сюда Бартоломео я отправился для переговоров к папе и, убедившись в том, что он снова хочет ставить гробницы в Монторио, договорился с одним из каменщиков из Сан Пьетро. «Мессер Джорджо. После смерти Лоренцо Великолепного Микеланджело воротился в отцовский дом, бесконечно огорченный кончиной такого человека, друга всяческих дарований.
И, обращаясь к папе, он добавил: «Вы видите, святой отец, каковы мои заработки, если же усилия, какие я положил, не приносят душе утешения, значит, даром я теряю и время и труды». После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой. Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени.
Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). Снаружи по верху и низу этого основания проходят узкие карнизы, выступающие всего на десять унций и все это из травертина. Начиная с 1530-х годов в архитектуре Рима все яснее намечаются два течения.
На что Аньоло, которому работа понравилась, заявил: «Дай ему семьдесят». Внешний облик собора приведен в соответствие с разработкой интерьера: и там и здесь применены пилястры колоссального коринфского ордера (чуть более высокие снаружи), расположенные парами в родственном ритме.
Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских— он выполнял заказы для девяти из них. Он покоится на большом идущем кругом внутреннем травертиновом карнизе, утвержденном на четырех поднимающихся от земли больших парных столбах, с резными капителями коринфского ордера и с собственными архитравом, фризом и карнизом, также из травертина и этот карниз, огибающий кругом все большие ниши, опирается и лежит на четырех больших арках трех ниш и входной части, образующих крест в этой постройке там же, где начинает вырастать самое начало купола, начало это отмечено основанием из травертина с площадкой шириной в шесть пальм, по которой ходят и это основание круглое, наподобие колодца и толщина его составляет тридцать три пальмы и одиннадцать унций, а высота до его карниза – одиннадцать пальм и десять унций, верхний же карниз равен примерно восьми пальмам, а его выступ – шести с половиной пальмам. Возблагодарите же за это небо и стремитесь подражать Микеланджело во всем. А так как Микеланджело показалось, что он похвалил скорее его бронзу, чем его мастерство, он заявил: «Значит, я стольким же обязан папе Юлию, от которого я получил ее, скольким вы москательщикам, от которых вы получаете краски для живописи», – и в гневе обозвал его дураком в присутствии благородных господ.
Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Письмо это написано в августе 1557 года. Так дело было обращено в шутку. Оказавшиеся невольными свидетелями вандализма зрители принялись собирать отколотые кусочки мрамора, забирая их себе в качестве сувениров и хотя многие из них были впоследствии возвращены, нос статуи оказался безвозвратно потерян.
Данный образ широко использовался как художниками, так и скульпторами XV века. Лишь одно из них — палаццо Консерваторов — частично получило новый внешний облик при жизни мастера, другое — Капитолийский музей (сокровищница античной скульптуры, на плане слева) — было закончено в XVII в. По всей длине боковых зданий на высоте первого этажа устроены глубокие портики.
Уже с молодых лет он начал творить свои произведения, это были драматичные, пластичные и монументальные образы, приклоненные перед человеческой красотой.
После этого Его Святейшество договорился с посланцами герцога и был заключен новый договор, утвержденный герцогом, а Микеланджело обязался немедленно оплатить три статуи и строительство самой гробницы, для чего положил в банк Строцци одну тысячу пятьсот восемьдесят дукатов, которыми тот мог распоряжаться, чем, как ему казалось, он снял с себя обязательства по делу, столь затянувшемуся и неприятному. Когда же был задан ему вопрос, что он думает об этой фигуре, Франча ответил, что литье в ней прекраснейшее и материал прекрасный.
Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам. 13). В конце концов о гробнице договорились так закончить это дело, чтобы не делать ее в виде отдельно стоящего четырехгранника, а отделать ее лишь с одной стороны, как этого хотелось Микеланджело, взявшему на себя обязательство поставить там шесть высеченных им собственноручно статуй и в этом договоре, заключенном с герцогом Урбинским, Его Превосходительство согласился, чтобы Микеланджело работал на папу Климента четыре месяца в году либо во Флоренции, либо там, где папе покажется более уместным его использовать.
Петра в Риме, чтобы, как об этом рассказано в другом месте, поместить в нее и гробницу. Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины. Уведомьте, прошу Вас и герцога, почему я до сих пор не приехал во Флоренцию».
Однако все было ослаблено и измельчено настолько, что по прошествии пяти лет, во время половодья 1557 года, мост рухнул, обнаружив недомыслие камеральных клириков и принеся ущерб Риму, последовавший оттого, что не послушались советов Микеланджело, неоднократно предсказывавшего это крушение своим друзьям, а также и мне я вспоминаю, как мы вместе по этому мосту ехали верхом и он сказал мне: «Джорджо, этот мост под нами дрожит, поскачем скорее, а то он еще обрушится, пока мы по нему едем».
В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. Его тело наполнено смелостью и отвагой. Он просил Вазари, как и во многих других, сохранившихся у него его письмах, попросить прощения у герцога, а помимо этого (как я уже говорил) он писал и самому герцогу, перед ним оправдываясь: будь Микеланджело в состоянии сесть на лошадь, он прибыл бы во Флоренцию тотчас же.
Микеланджело родился 6 марта 1475 года в городке Капрезе, недалеко от Флоренции. Тяжесть второго, более высокого этажа умеряется могучими коринфскими пилястрами большого ордера (один из первых примеров применения этого приема в гражданской архитектуре Италии), объединяющего оба этажа.
Там не хватало двух фигур высотой около локтя: ангела, несущего подсвечник и св. Рассказывают, что, когда Микеланджело над ней еще работал, прибыл водой остальной мрамор, предназначавшийся для названной гробницы и остававшийся в Карраре и был перевезен к остальному на площадь Св. «Мессер Джорджо, дорогой мой. 18—22).
Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Меня очень удивило, что Его Высочество соизволил написать мне так ласково.
Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564.
На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников. Сюжет близок к бытовому жанру. А когда по тому же случаю к нему пришел сын Франчи и кто-то назвал его очень красивым юношей, Микеланджело, обратившись к нему, сказал: «Твой отец изготовляет живые фигуры более красивыми, чем написанные».
Во время создания декора для усыпальницы архитектору поступило предложение на оформление часовни Льва Х и скульптуру «Христос с крестом».
Как-то Альдовранди пошел с ним посмотреть на раку св. Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Возрождения, но и на всю дальнейшую мировую культуру.
Выполнена она по его личному архитектурному проекту. Однако Пьер Содерини уговорил его явиться к папе (хотя ему этого не хотелось) в качестве должностного лица, обезопасив его титулом флорентийского посла и в конце концов направил его к своему брату кардиналу Содерини, дабы тот представил его папе и отослал его в Болонью, куда уже прибыл тогда из Рима Его Святейшество. Наконец, так как уговоры не помогали, папа приказал ему согласиться. Я Вам все это наговорил в ответ на Ваше письмо и так как я получил письмо от герцога.
Прибыв в Рим, он провел там много месяцев, прежде чем его заставили за что-либо взяться. «Мессер Джорджа, дорогой друг.
Недаром, беседуя как-то с Вазари, Микеланджело сказал в шутку: «Джордже, если и есть что хорошее в моем даровании, то это оттого, что я родился в разреженном воздухе аретинской вашей земли, да и резцы и молот, которыми я делаю свои статуи, я извлек из молока моей кормилицы». Огромное количество предложений приходило к ваятелю в этот период. Следующим на очереди был проект усыпальницы рода Медичи. Вернемся же к самому изображению. В грешниках же видны и грех и вместе с тем страх вечного осуждения.
Кардинал Марчелло ответил: «Мы здесь». Обе статуи Микеланджело высек собственноручно в течение менее одного года. Не дивитесь тому, что не ответил Вам сразу: сделал я это для того, чтобы не быть похожим на купца. Но если я отсюда уеду, то это было бы причиной великого бедствия для постройки Сан Пьетро, великим стыдом и величайшим грехом. Его непомерная высота, вызванная необходимостью устроить окна выше примыкающих крыш, лишь подчеркивает тесноту помещения, в котором едва размещается знаменитая, словно застывшая в своем движении лестница.
Встречаясь с Микеланджело, папа напоминал ему часто: «Не сделать ли капеллу красками и золотом побогаче, ведь она бедновата». Затем, нагнувшись к гонфалоньеру, который следил за ним, он сказал: «А ну-ка, посмотрите на него теперь».
Другого ничего не случилось. Весь этот порядок, все распределение и все украшения настолько разнообразны, удобны и крепки, прочны и богаты и так хорошо принимают распор обоих сводов купола, закругляющегося над ними, все это так хитроумно и так хорошо продумано, а позднее настолько отлично было сложено, что глазам тех, кто это дело знает и в нем понимает, никогда не могло представиться ничего более изящного, более прекрасного и более искусного: таковы стыки и связи отдельных камней такова прочность и вечность каждой части, такова предусмотрительность, с какой отведена дождевая вода по многочисленным скрытым желобам и в конце концов таково совершенство, до которого все доведено так, что все другие постройки, виданные и возведенные до сего дня, ничто по сравнению с величием этой и величайший ущерб принесен был ей теми, кого это касалось и кто не приложил к этому всех своих усилий ибо следовало возвести это столь прекрасное и потрясающее сооружение до того, как смерть отняла у нас мужа столь редкостного. Много лет спустя обнаружилось, что Микеланджело делал наброски и различные рисунки для этого замысла, причем по одному из них была написана фреска в римской церкви Тринита одним сицилийским живописцем, который много месяцев служил у Микеланджело, растирая ему краски. Лишь уступая просьбам посыльных, он написал наконец несколько слов в ответ Его Святейшеству, что он просит прощения, но возвратиться к нему не собирается ибо он выгнал его как какого-нибудь бродягу, чего он за верную службу не заслуживал и что папа может где-нибудь еще поискать для себя слугу.
Услышав это, Тиберио рассказал обо всем Бандини, которому хотелось иметь что-нибудь выполненное рукой Микеланджело тогда Бандини уговорил Тиберио пообещать Антонио двести скудо золотом и сам попросил Микеланджело разрешить Тиберио закончить работу для Бандини по моделям Микеланджело, труды которого даром не пропадут. И тогда магистр Баччо порешил не покидать его и от него не отходить, пока тот не поправится. Это издание было неполным и содержало определённые неточности. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи.
Оплакивание это, разбив его, он подарил Франческо Бандини. Видя эти неприятности, герцог Козимо разрешил Микеланджело не приезжать во Флоренцию, заявив, что его душевное спокойствие ему дороже и чтобы он во что бы то ни стало продолжал работы в Сан Пьетро и успокоился бы. В день 13 октября 1550 года». Уже на пятнадцатый день мастер закончил глиняную модель.
Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских».
Их стихотворная корреспонденция вызывала внимание современников едва ли не самым знаменитым был сонет 60, ставший предметом специального толкования»54. Однако тот повреждает работу, на которую ушло около четырех лет.
Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям. Недаром папа, почувствовавший в этом свое величие и решившийся на еще большие начинания, деньгами и богатыми подарками всячески вознаградил Микеланджело и тот не раз говаривал, что, судя по столь великим милостям этого папы, последний явно очень высоко ценил его достоинство и если иной раз он, любя и обижал его, то заглаживал это особыми милостями и дарами: как и случилось, что однажды, когда Микеланджело обратился за разрешением на поездку во Флоренцию для работ в Сан Джованни и попросил у него на это денег, он на вопрос папы: «Ну, ладно, а когда же ты покончишь с капеллой. » ответил: «Когда смогу, святой отец». 25) (начата в 1530г.
Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Он занимался там в течение одного года.
Кроме того, Микеланджело сделал набросок лестницы в нише брамантевского Бельведера (1550 г. ), рисунки для церкви Сан Джованни деи Фьорентини (с 1550 г. ), модель дворца для Павла III (1551 г., не сохранилась), перестроил Порта Пиа (с 1561 г., не окончена) и создал в руинах терм Диоклетиана церковь Санта Мария дельи Анджели (1563—1564 гг. ). Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино. Тем не менее, будучи человеком осторожным, он убоялся папского могущества и, видя, что тот весьма уже стар, он стал придумывать, как бы оттянуть время и уговаривал его всякими словами, дабы что-нибудь из этого получилось. Мадонна у Микеланджело не изображена хрупкой или слабой, ее душа не наполнена болью. Спроектированный два года спустя вестибюль библиотеки приближается в плане к квадрату.
Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других.
Благодарю за это Господа и Его Превосходительство как умею и как могу. И Микеланджело сделал для него картон изображавший св. Папа рассердился и дубинкой, которую он держал, ударил епископа с такими словами: «Это ты невежда, что говоришь о нем гнусности, каких мы ему не говорим». К счастью семья в которую он был отдан была любящей и относилась к воспитаннику хорошо. В это же время начал он мраморную статую св.
Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). Когда они предстали перед папой, Микеланджело пал на колени, Его же Святейшество взглянул на него искоса, будто гневно и сказал ему: «Вместо того чтобы тебе к нам прийти, ты ждал, когда мы придем к тебе. » – желая сказать этим, что Болонья ближе к Флоренции, чем Рим. Отказавшись от дальнейшей работы над статуей, он покидает Рим и уезжает во Флоренцию, где начинает свою второю версию фигуры Христа.
Это, без сомнения, значительно органичнее связало бы античную скульптуру с современным итальянским искусством, которое должно было быть представлено лежащими фигурами «Нила» и «Тибра» работы самого Микеланджело (обе предназначались в свое время для гробницы Медичи). На ней изображен Давид перед схваткой с Голиафом. По обеим сторонам площади, сужающейся к ее открытой (это расположение обусловлено античными руинами, включенными в палаццо Консерваторов, но отвечает композиционным принципам, заложенным Росселино в центральном ансамбле Пиенцы), обращенной к подходу стороне, симметрично поставлены двухэтажные здания с одинаковыми фасадами. Насколько же твои заслуги обогащаются его доблестями.
О блаженные мастера искусства.
Когда же он увидел, что, не считаясь с древним образцом и руководствуясь собственной фантазией, тот выдолбил у него рот так, что стали видны все зубы и приделал язык, синьор этот, по обычаю своему мило подшучивая, сказал ему: «Тебе следовало бы только знать, что у стариков не все зубы бывают целы, сколько-нибудь их всегда не хватает». «Дорогой друг Джорджо.
Вот таким образом художники ему бесконечно и навеки обязаны за то, что он порвал узы и цепи в тех вещах, которые они неизменно создавали на единой проторенной дороге. В том же году в термах Антонина была найдена древняя мраморная группа в семь локтей длиной и, шириной, в которой древними был высечен Геркулес на горе, ухвативший за рога быка, вместе с другой помогающей фигурой, а вокруг этой горы расположены разные фигуры пастухов, нимф и других живых существ (произведение это, красоты поистине исключительной, в котором в одной цельной глыбе, без добавочных кусков, видны фигуры, совершенные настолько, что решено было воспользоваться им для какого-нибудь фонтана) Микеланджело посоветовал перевезти группу во второй двор и там восстановить ее так, чтобы из нее тем самым извергалась вода все это было одобрено и она до сих пор тщательно восстанавливается для этой цели синьорами Фарнезе.
Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане. Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов.
Тогда Микеланджело, приняв его, показал ему написанную им Леду, обнимающую лебедя с Кастором и Поллуксом, вылупляющимися из яйца, на большой картине, непринужденно написанной темперой, но посланец герцога, наслышавшийся имени Микеланджело и считая, что тот должен был создать что-то более величественное, но, не поняв, как искусно и превосходно была написана эта фигура, заявил Микеланджело: «О, это пустяки. » Микеланджело спросил у него, чем он занимается, зная, что наилучшее суждение о том или ином деле могут дать только те, кто достаточно глубоко им овладел. Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». Некоторые исследователи видят в этом переход художника от «языческого» культа красоты и платонизма к «строгой», т. е. церковной религиозности.
Писать мне трудно, но, в ответ на письмо Ваше, кое-что все же расскажу. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Пятый проект (договор 1532 г. ) еще скромнее и рассчитан на установку надгробия в церкви Сан Пьетро ин Винколи, где оно было завершено в 1545 г. на основании последнего проекта, разработанного шестидесятилетним художником после 1542 г. К тому времени из композиции надгробия уже исчезли последние отголоски темы античных триумфов. «Мессер Джорджо, друг любезный.
Через год Микеланджело поступает в художественную школу «Сады», находящуюся при монастыре в Сан Марко. Во время последнего пребывания в Риме Микеланджело выполнил свою вторую грандиозную живописную работу в Сикстинской капелле — фреску «Страшный суд» на алтарной стене (начата в 1533 г., картон был готов в 1535 г., окончена в 1541 г. ). Однако стоит приглядеться к деталям.
Его абстрактное видение приземленных вещей делало его работу уникальной в своем роде. Георгия за двести дукатов. На следующий день он опять пошел поговорить с папой, но, когда его не впустили, так как привратник заявил, что ему следует запастись терпением ибо ему приказано не впускать его, один епископ сказал привратнику: «Да ты разве не знаешь этого человека. » – «Слишком хорошо его знаю, – ответил привратник, – но я здесь для того, чтобы исполнять приказания начальства и папы». Фреска эта находится в средокрестии церкви, возле капеллы св. – «Вы никогда нам об этом не говорили», – возразил кардинал а Микеланджело сказал на это: «Я не обязан и не желаю говорить никому и даже Его Святейшеству, о том, что я обязан или хочу делать. Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII20).
И в один прекрасный день, когда он отправился в собор св. На это указывает желание мастера выполнить ее из дерева (Амманати сделал ее каменной), примененного в отделке зала в таком изобилии.
Однако окончательная доработка их несколько отличается от первоначального замысла. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек»56. На барельефе изображена женщина, сидящая у лестницы и играющие вокруг нее дети.
Вся эта история послужила в укор кардиналу св. Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной.
Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine)34. В ансамбле Капитолия (как и в замысле завершения палаццо Фарнезе) Микеланджело проявил себя замечательным градостроителем. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра).
По первому из шести проектов надгробие представляется свободно стоящим сооружением (напоминающим античные квадрифроны), обработанным ордером, арками и нишами для размещения сорока больших (в рост человека) скульптур. Иоанна ребенком и тут же из другого куска мрамора спящего Купидона натуральной величины и когда он был закончен, через Бальдассарре дель Миланезе его, как вещь красивую, показали Пьерфранческо, который с этим согласился и сказал Микеланджело: «Если ты его закопаешь в землю и потом отошлешь в Рим, подделав под старого, я уверен, что он сойдет там за древнего и ты выручишь за него гораздо больше, чем если продашь его здесь».
Только в 1531 году Микеланджело возобновил свой проект капеллы. Павла и св.
Ее основал флорентийский правитель Лоренцо Медичи. – «Теперь мне нравится больше, – сказал гонфалоньер, – вы его оживили». Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni 6 марта 1475, Капрезе— 18 февраля 1564, Рим)— итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Но об этом узнал «мастер на все руки» и пожелал прислать кого-то из своих и я, чтобы не перечить тому, у кого в голове ветер, уступил ему ибо человек он легкомысленный, а мне попадать в какую-нибудь беду не хочется. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения— статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме— скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике.
Наконец папа одобрил модель, сделанную Микеланджело, по которой собор Св.
Что же можно сказать о четырех историях по углам в распалубках этого свода. Остаюсь преданный Вам». Микеланджело ответил, что он увещевает болонский народ вести себя благоразумно. Тогда Микеланджело обратился к нему с такими словами: «Монсиньор, над упомянутыми окнами в своде, который выведут из травертина, будут пробиты еще три окна».
Петра (рис.
После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 году, когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около двадцати девяти лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей, причем подорожных через папских казначеев ему было выплачено сто скудо. Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine). И вольности эти весьма приободрили тех, кто, увидев его работу, начал ему подражать после чего в их украшениях появились новые выдумки, скорее как причуды, чем согласно разуму или правилам. делла Порта).
В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды. Подобные образы были включены и в грандиозный проект гробницы Юлия (рис.
Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора. Больше 300 фигур было изображено на потолке капеллы. Главным сооружением ансамбля, расположенным по оси площади и замыкающим ее заднюю сторону, является трехэтажное палаццо Сенаторов, украшенное парадной двусторонней лестницей и увенчанное башней (фасад выполнен Джироламо Ринальди (1592 г. ), башня — М. Лунги Старшим (1579 г. ). И сам он не достоин встречи с Раем, так как не оставил после себя потомков, за исключением бездушных каменных изваяний. Когда он с величайшим рвением и любовью работал над творениями подобного рода, в 1529 году началась осада Флоренции (она-то и помешала завершить их) по этой причине пришлось ему работать совсем мало или вовсе прекратить работы ибо сограждане поручили ему укрепить помимо холма Сан Миньято и всю землю, как об этом уже говорилось.
Полотно уникально в своем роде тем что Микеланджело изобразил живопись словно скульптуру. Потому-то он и волнует сердца всех неподготовленных, равно как и тех, кто в этом ремесле разбирается. Отвлекаясь от создания усыпальницы для папы Юлия II, Микеланджело пришлось в третий раз подписать контракт на ее создание. Петра (руководство работами — с января 1547 г., окончание главного барабана и изготовление терракотовой модели купола в 1557 г., деревянной модели в 1558—1561 гг. ) окончание строительства палаццо Фарнезеи реконструкция площади и дворцов на Капитолии, которые были завершены после смерти мастера (новый цоколь для статуи Марка Аврелия — 1538 г. начало строительства дворцов — 1560 г. ). И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции.
В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин)36.
Сегодня ее можно видеть в первой капелле от входа в правом нефе Собора Святого Петра. Одно из них, крепко связанное с идеологией воинствующей католической церкви, вскоре привело к барочному искусству другое, пытавшееся сохранить верность архитектурным идеалам Возрождения и примирить их с новыми общественными требованиями, в свою очередь разделилось на два русла: маньеризм, связанный с аристократической верхушкой (он развивался преимущественно вне Рима) и академизм виньоловского толка, подготовивший появление в Европе стиля «классицизм». Скульптура являет собой фрагмент гробницы Юлия II, которая так и не была достроена из-за финансовых трудностей.
Сокращения там кажутся рельефными, обобщая же их, он достигает их мягкости а тонкость, с какой им написаны нежные переходы, показывает, каковы поистине должны быть картины хорошего и настоящего живописца и одни очертания вещей, повернутых им так, как никто другой сделать бы не мог, являют нам подлинный Суд, подлинное осуждение и воскрешение. «Мессер Джорджо, дорогой мой. После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой.
Эта ось определяет направление ведущей на холм великолепной широкоступенчатой лестницы, начатой еще самим Микеланджело (Разделенная на наклонные ступени с уменьшенными до предела подступенками, эта лестница стала прообразом многочисленных лестниц такого рода в парках итальянских вилл во второй половине XVIв. ). В 1501 году Микеланджело снова посещает Флоренцию. Кроме этого, мастеру заказывают различные общественные работы крупных масштабов.
Среди самых известных его скульптурных работ— «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II. Папа же, который любил его, возложил руки ему на плечи с такими словами: «Вознаграждены будут и душа ваша и тело, в том не сомневайтесь».
Увиденное потрясло воображение многих людей.
Закончена к 1588 г. по проекту Дж.
Вскоре, во Флоренции разгораются массовые мятежи против тирании Медичи. Их пришлось выводить при помощи бесчисленного множества кружал ибо они так часто меняются со всех сторон и от точки, что твердого правила установить невозможно, а круги и квадраты, которые образуются в их толще, должны уменьшать и увеличивать в стольких направлениях и должны сходиться в стольких точках, что правильный способ определить трудно. Микеланджело подружился тогда с Франческо Граначчи, который был в том же юном возрасте и устроился при Доменико дель Гирландайо для обучения искусству живописи: вот таким образом Граначчи, полюбивший Микеланджело и видя, насколько он способен к рисованию, что ни день снабжал его рисунками Гирландайо, который в то время почитался одним из лучших мастеров не только во Флоренции, но и по всей Италии. Короче говоря, о церкви флорентинцев, как мне кажется, нечего больше и думать.
Петра вокруг церкви Санта Катарина, между церковью и проходом к замку. Приезжайте скорее и будьте здоровы. Теперь же могу рассказать Вам следующее, а именно, что вчера утром, отправляясь в названный Монторио, папа послал за мной. В стране вспыхивает революция.
Снаружи кругом шел ряд ниш, между которыми были размещены гермы, одетые в верхней их половине и несущие головами первый карниз и к каждой герме в необыкновенном и причудливом положении был привязан обнаженный пленник, опиравшийся ногами на выступ цоколя. Микеланджело добился большей простоты и слитности наружной композиции, отказавшись от ордерных галерей и угловых кампанил (во внешнем облике собора это выявило равносторонний крест, лежавший в основе его плана) и объединив основные помещения в общем объеме, завершенном центральным куполом (купол возведен Джакомо делла Порта после смерти Микеланджело, в основном по его модели, но с одним важным отступлением: стрела подъема была несколько повышена).
К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра). Именно так должны вы именоваться ибо при жизни своей смогли вы у источника столь светлого прояснить омраченный свет очей и увидеть простым все трудное благодаря художнику столь дивному и необычному. На что Микеланджело отвечал попросту: «Святой отец, в те времена люди золота на себе не носили, а те, что там изображены, слишком богатыми никогда не были, но были святыми людьми, так как презирали богатство».
В это время Микеланджело создает свое бессмертное произведение — капеллу Медичи. В барельефе «Мадонна у лестницы» узнается влияние Донателло, прослеживаются элементы зрелого Микеланджело. Вот таким образом Микеланджело на том же листе написал Вазари, что благодарит герцога как только умеет и может за такую доброту его, добавив: «Пусть Господь надо мной смилостивится, чтобы я мог служить ему своей немощной особой ибо память и ум мои уже ушли, дожидаясь его в иных краях». За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. Но еще более прекрасна и более божественна, чем описанная и чем все остальные, это история про змей Моисея, та, что над левым углом алтаря ибо на ней видно, как истребляют людей падающие дождем змеи, как они жалят и кусают показан там и медный змий Моисея, воздвигнутый им на столбе.
Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». Но и немыслимо представить себе, чтобы возможно было что-либо прибавить к совершенству фигуры юноши изображающей Даниила, который пишет в большой книге и, заглядывая в какие-то рукописи, с невероятным увлечением их переписывает: между ног его художник поместил путта, который поддерживает тяжесть этой книги, пока Даниил в ней пишет, с чем ничья кисть сравниться не сможет, кто бы ее ни держал.
Внешне здание оставляет довольно неприятное впечатление: стены его ничем не украшены, монотонную поверхность разбавляют окна и купол.
Петра. Статуя эта была поставлена в нишу над дверьми Сан Петронио. Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал.
Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII). В Болонье Микеланджело провел немногим больше года и остался бы там и дольше: такова была любезность Альдовранди, который полюбил его и за рисование и потому, что ему, как тосканцу, нравилось произношение Микеланджело и он с удовольствием слушал, как тот читал ему творения Данте, Петрарки, Боккаччо и других тосканских поэтов.
Микеланджело согласился и сделал им этот подарок. Тот ответил ему: «Я хотел бы выслушать самих уполномоченных». Снаружи к каждому примыкают по две колонны с цоколем их основания в восемь пальм и три четверти и высотой в полторы пальмы ширина основания равна пяти пальмам и восьми унциям, высота его (Пропуск в печатных изданиях. ) пальмам и одиннадцати унциям ствол колонны равен сорока трем с половиной пальмам, у основания – пяти пальмам и шести унциям, наверху же – четырем пальмам девяти унциям высота коринфской капители – шесть с половиной пальм, а с киматием – девять пальм.
Человек представленный в статуях для фасада здания подан в богемном подобии. Как было сказано в жизнеописании Антонио да Сангалло, папа Павел приказал построить в том же этаже и по образцу капеллы Николая V некую капеллу именуемую «Паолиной», решив, чтобы Микеланджело написал в ней две пространные истории на двух больших картинах на одной из них он написал Обращение св. Несколько поколений семьи занимались банковским делом. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа.
Когда же он спросил, как полагает Его Святейшество, не вложить ли ему в левую руку книгу, тот ответил: «Дай мне в руку меч – я человек неученый». Он являет собой образ человека-борца. Бронзовая скульптура, создание которой заняло практически год, в будущем была уничтожена.
Исчезли и тонкие масштабные градации внутренних пространств. В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин). Микеланджело прожил почти 89 лет, целую эпоху, от периода Высокого Возрождения к истокам Контрреформации. Потому-то поражались и изумлялись художники, видя, какого предела достигло искусство, показанное им Микеланджело на этом листе. Георгия, который не оценил достоинство работы, а именно ее совершенства ибо новые вещи таковы же, как и древние, только бы они были превосходными и тот, кто гонится больше за названием, чем за качеством, проявляет этим лишь свое тщеславие, люди же такого рода, придающие больше значения видимости, чем сущности, встречаются во все времена.
Небо же, казалось, улыбалось потому, что душа папы вознеслась к небесной славе. Нужно сказать правду, что и все остальные молодые люди, обучавшиеся в саду, получали содержание, одни больше, другие меньше, по щедрости этого великолепного и благороднейшего гражданина и вознаграждались им в течение всей его жизни.
Однако в цельности интерьера и пластической слитности внешнего объема церкви, завершенного безраздельно господствующим сферическим куполом, явно выражен индивидуальный почерк великого мастера. Эта капелла должна была стать монументальным мавзолеем семьи Медичи.
Пирамидальный верх мавзолея увенчивался саркофагом со скульптурными изображениями папы. Еще более противоречивое впечатление производят стены вестибюля трехчетвертные колонны заглублены в стену и так же неоправданы, как и консоли под ними контрастное применение темно-серого и белого цветов не способствует (в отличие от интерьеров Брунеллеско) ясности композиционного замысла и производит резкое, почти суровое и в то же время беспокойное впечатление. По приезде во Флоренцию Микеланджело за трехмесячное там пребывание закончил картон для Большой залы ибо гонфалоньер Пьер Содерини желал, чтобы работа эта была осуществлена. Данная композиция напоминает живопись, но в то же время отличается от нее. Народ требовал соблюдения своих прав и получения свободы от диктата.
Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. Папа вспылил, говоря: «Я ждал этого тридцать лет и теперь, когда я стал папою, я от этого не откажусь, договор я разорву, так как хочу, чтобы ты мне служил во что бы то ни стало». К сожалению, город не смог отстоять свои права и в конечном итоге пал.
Тогда сквозь разрывы по сторонам палаццо Сенаторов он видит уходящие в стороны лестницы, одна из которых ведет к боковому фасаду церкви Санта Мария дельи Арачели, другая к портику на так называемой Тарпейской скале (лестницы и замыкающие их арочные портики построены Виньолой). На другой изображено Распятие св.
Посему, воодушевленный этим, папа Юлий решил заново перестроить церковь Св. Четкое разграничение и вместе с тем связь архитектурно организованного пространства площади (или системы площадей) с природой (или с окружающим городом) искусный показ сооружений в живописной смене аспектов и с разных уровней, чередование манящих перспектив и полных покоя архитектурных мизансцен — все эти свойства, лежащие в основе непревзойденного обаяния старых итальянских городов и их ансамблей, реализованы в Капитолии более сознательно, чем прежде, с новой динамикой и драматизмом. Это издание было неполным и содержало определённые неточности31. Микеланджело звал «мастером на все руки» епископа города Форли, так как тот брался за любое дело. Когда Микеланджело начал обучаться искусству у Доменико, было ему четырнадцать лет. Без дальних слов я весь, как есть, ВашМикеланджело Буонарроти в Риме».
Его отец был градоправителем или по-другому подеста. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи.
По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Ведь, загораясь с каждым днем все сильнее желанием созидать, накопляя и улучшая созданное, он не замечал усталости и не заботился об удобствах. Им были произведены на свет знаменитые фигуры для «алтаря Пикколомини», «Давит» и «Двенадцать Апостолов».
«Мессер Джорджо, дорогой мой. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами— Флоренцией и Римом. Зато симметрично поставленные по сторонам верха лестницы античные группы Диоскуров (вопринимаемые словно авангард всей армии античных скульптур имеющих такое важное значение в общем замысле ансамбля) ясно отмечают воздушную границу площади и окружающего ее пространства.
У названного Лодовико, который в этом году был подестой поселков Кьюзи и Капрезе, аретинской епархии, что неподалеку от Сассо делла Верниа, где св. «Страшный суд» темой для которого послужило второе пришествие Христа именно эта работа стала последним произведением эпохи Возрождения. по проекту Я. Сансовино.
И тут же под этой памяткой или договором, также рукою Лодовико подписано: «Из них вышеназванный Микеланджело получил сего 16 апреля два золотых флорина золотом: я, его отец Лодовико, сын Лионардо, получил за его счет 12 лир и 12 сольдо». Он занимался там в течение одного года.
Четкость и характер рельефов создавали причудливую игру светотени. Фигура Мадонны создает монументальность произведения, несмотря на его небольшие размеры. Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным. Тот же, усмехаясь, ответил: «Я купец», полагая, что Микеланджело не узнал в нем дворянина и вроде как издеваясь над таким вопросом, показывая вместе с тем, что он презирает занятия флорентинцев.
Но его взгляды противоречили взглядам Сангалло и многих других и он сказал об этом прямо на что Сангалло ему сказал, что его дело скульптура и живопись, а не строительство крепостей. Исследователи писали по поводу сонетов, посвящённых Микеланджело Виттории: «Нарочитый, вынужденный платонизм их отношений усугубил и довёл до кристаллизации любовно-философский склад микеланджеловской поэзии, отразившей в значительной мере воззрения и стихотворчество самой маркизы игравшей в течение 1530-х годов роль духовной руководительницы Микеланджело.
Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских»4. Окончательный, шестой вариант гробницы, был утвержден только в августе 1542 года. Тот же на это ответил, что подумает об этом после, по-другому же сделать нельзя.
Весть об открытии капеллы распространилась по всему свету и со всех сторон сбегались люди и одного этого было достаточно, чтобы они, остолбеневшие и онемевшие, в ней толпились. Микеланджело принимает участие в этом конфликте и выступает в качестве военного инженера.
Среди тесной застройки, окружавшей Капитолийский холм (ныне эта застройка значительно разрежена в связи с возведением в конце XIX в. огромного памятника Виктору Эммануилу), Микеланджело безошибочно выбрал основные оси композиции. Остро чувствуя эту обреченность, Микеланджело отразил ее трагизм в скульптурных образах прекрасного и могучего, но скованного человеческого тела, выражавших пафос героической борьбы духа с косной материей. Моисея. В то время как деятельные и отменные умы, просвещенные знаменитейшим Джотто и его последователями изо всех сил стремились даровать миру образцы доблести, коей благосклонность созвездий и соразмерное смешение влажных начал одарили их таланты и в то время как они, полные желанием подражать величию природы превосходством искусства, дабы достичь, насколько было им возможно, высшего познания именуемого многими «интеллигенцией» повсеместно, хотя и напрасно, этого добивались, тот, кто благосклоннейше правит небесами, обратил милосердно очи свои на землю и, увидев бесконечную пустоту стольких усилий, полную бесплодность самых жарких стремлений и тщеславие людского самомнения, отстоящего от истины дальше, чем мрак от света, порешил, дабы вывести нас из стольких заблуждений, ниспослать на землю такого гения, который всесторонне обладал бы мастерством в каждом искусстве и в любой области и который один, собственными усилиями показал бы, что совершенство в искусстве рисунка заключается в проведении линий и контуров и в наложении света и тени для придания рельефности живописным произведениям для правильного понимания работы скульптора и для создания жилья удобного и прочного, здорового, веселого, соразмерного и обогащенного разнообразными архитектурными украшениями и, помимо этого, он пожелал снабдить его истинной моральной философией, украшенной нежной поэзией, дабы мир избрал его единственным в своем роде зерцалом, любуясь его жизнью, его творениями, святостью его поведения и всеми его человеческими поступками и дабы и мы именовали его чем-то скорее небесным, чем земным.
27), капеллу Сфорца в церкви Санта Мария Маджоре в Риме и много укреплений. Петра становился меньше, но в то же время и величественнее, к удовлетворению всех, понимающих толк, несмотря на то, что некоторые, которые считаются знатоками (но в действительности таковыми не являются) ее не одобряют.
В начале работ он предложил им написать что-нибудь в качестве образца. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). Дальше – еще одна сивилла в противоположность сивилле Эритрейской, о которой говорилось выше, свою книгу она держит далеко от себя и, закинув ногу на ногу, собирается перелистнуть страницу, сосредоточенно обдумывая, о чем писать дальше, в то время как стоящий позади нее путт раздувает огонь, чтобы зажечь ее светильник. Микеланджело — гениальный скульптор, художник и архитектор — был одним из последних «универсальных людей» Возрождения, со всей страстностью своего темперамента преданным передовым идеалам итальянского гуманизма — не только эстетическим, но и общественным.
Они перекрыты горизонтальным архитравом, покоящимся на ионических колоннах. Вазари усомнился в этом, опасаясь, как бы работа не вышла слишком бедной в действительности же позднее, когда он увидел ее законченной, он признался, что тот был прав и даже очень.
Но так как многие говорят, что я впал в детство, я и решил делать то, что мне полагается. Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной35.
На это папа дубинкой, которую он держал в руках, начал колотить Микеланджело, приговаривая: «Когда смогу, когда смогу, я-то заставлю тебя ее закончить». «Правду вы говорите», – ответил им Микеланджело, желая намекнуть (о чем он как-то признался одному из своих друзей), что он имеет в виду баранов и быков, ничего в искусстве не смыслящих. Убирайтесь-ка вон отсюда».
Я описываю смешные вещи, но отлично знаю, что вы кое-что полезное в них найдете». Великодушный государь этот, на протяжении всей своей жизни покровительствовавший талантам, тотчас же послал нескольких главных своих придворных, с тем чтобы они от имени Его Превосходительства привели Микеланджело во дворец, туда, где находился герцог и, захватив коней и все его пожитки, предоставили ему во дворце наилучшее помещение.
На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno).
Покончив со своими обязанностями по должности подесты, Лодовико воротился во Флоренцию в селении же Сеттиньяно, что в трех милях от города, где у него был земельный участок, полученный по наследству (а место это скалистое и полное залежей мачиньо, постоянно обрабатываемых каменотесами и скульпторами, большинство которых оттуда и родом) в это селение Лодовико и отдал Микеланджело на кормление жене одного каменотеса. Вернувшись же в свою мастерскую, он в два часа ночи сел на почтовых, приказав двум своим слугам распродать все домашние вещи евреям и затем следовать за ним во Флоренцию, куда он уезжает. Недаром, когда Доменико возвратился и увидел рисунок Микеланджело, он заявил: «Ну, этот знает больше моего» – так он был поражен новой манерой и новым способом воспроизведения натуры, которым по приговору неба был одарен этот юноша в возрасте столь нежном, да и в самом деле рисунок был таков, что большего нельзя было бы и пожелать от умения художника, работавшего уже много лет. Происходило же это потому, что римская известь, которую для белизны изготовляют из травертина, сохнет медленно и ее смешивают с пуццоланой бурого цвета, так что смесь получается темной и когда она жидка и водяниста и стена ею сильно пропитывается, она, просыхая, часто расцветает, то есть во многих местах цветущая жидкость выделяет соль, которая, однако, на воздухе с течением времени улетучивается.
Так же было создано единственное дошедшее до нас станковое произведение «Мадонна Дони». Выздоровев от болезни, он воротился к работе и, не прерывая ее больше, закончил все в несколько месяцев, придав такую мощь своей живописи, что оправдал этим слова Данте: «Мертвые там мертвы, живые совсем как живые» – такие в ней страданья грешников и радость праведников. » Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж.
Заказом который стал заключительным аккордом в его жизни стал собор Святого Петра. И вообразить себе невозможно разнообразие лиц дьяволов, чудовищ поистине адских.
Так, если в ансамблях кватроченто зритель обычно уже «с порога» видит между зданиями перспективу улицы или ясные дали, то на Капитолии он может удовлетворить свое любопытство, лишь миновав центр площади, когда перед ним раскроются новые объекты интереса, а с ними и новые качества ансамбля. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек». Петра и ансамбля Капитолия, чтобы поставить его в ряд крупнейших зодчих эпохи.