Картина «Мертвый Христос в гробу» непохожа на традиционные изображения мертвого Христа и с формальной позиции и с точки зрения нравственного содержания. «мертвый Христос» Гольбейна — картина, переворачивающая сознание исчерпанностью темы Его прихода на землю. Картина Мертвый Христос в гробу кисти Ганса Гольбейна Младшего произвела неизгладимое впечатление на Федора Михайловича Достоевского.
По выражению одного автора это своего рода «мрачная антиикона», свидетельствующая о непреодолимой власти природы, всегда обрекающих своих детей на смерть. Все жидкости и вещества разложения он носит в себе (Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. Это пара музицирующих влюбленных, в нижнем правом углу, мечтающих о будущем. Брейгель пишет всю картину в красновато-коричневом тоне, который придает сцене тревожный и бесплодный колорит. Обилие сцен и нравоучительных чувств, применяемые художником, напоминают полотна Иеронима Босха (Hieronymous Boschs).
Он только говорит о том, что для тех, кто видел (и Кто пережил) такую смерть, оно могло уже, как бы это сказать, не иметь, что ли, решающего значения. Дюрер и его эпоха. Джованни Боккаччо в предисловии к «Декамерону» сообщает об эпидемии чумы: «небо ожесточилось и люди тоже». Сейчас эту картину можно увидеть в Лувре. Эту картину Парфен повесил в своем доме, видимо, не случайно. Зачем в доме Рогожина висит картина «Мертвый Христос», копия картины Ганса Гольбейна «Христос в могиле».
Тип часто совмещается с иконографией Ecce Homo из которого, предположительно, развился. В случае Мышкина, живого телом, но мертвого духом, зависшего в швейцарских горах, «идиота», по окончательному определению его собственного лечащего врача, мы имеем точное воспроизведение образа «Мертвого Христа» ибо именно таков образ Божий в его теле, существующем как растение. Сегодня эта цифра существенно больше. М., 1972, с. 182). Дюрер и его эпоха. Падение плеча Адамова отразится в немыслимом усилии плеча Христова — подняться.
Л., 1980, с. 172). Ее сопровождает жар, судороги, бред и помутнение рассудка. Сочетание картин наглядно задает движение: от насту-пающей в грехопадении прародителей смерти к наступающей в воскресении Христа жизни. На его взгляд макабрическое отношение к смерти (от термина «танец смерти» — dance macabre), сложившееся в тот период, было явлением патологичным. Картина Гольбейна «Мертвый Христос во гробе» (1521) — одна из нескольких картин, оказавших глубокое впечатление на писателя. М., 1972, с. 1980).
Как замечает Валерий Подорога, чума, осуществив «перепроизводство трупов», привела к тому, что страх Божий перестал играть для многих свою воспитательную роль. Картина Ганса Гольбейна Младшего «Христос в могиле» в структуре романа Ф. М. Достоевского «Идиот»//Новый мир, 2006, 2, с. 158-159). От этого картина становится вдвойне отвратительней, чем она есть на самом деле. В этом смысле чума радикально изменила мироощущение не малого числа людей, смяв в них веру и любовь к милосердному Богу, подменив их примитивным страхом (Подорога В. «Мертвое тело Христа»//Синий диван, 9, М., 2006, с. 22).
«Я не в силах подчиняться темной силе, принимающей вид тарантула», — пишет он в своей исповеди. Произойдет — не произойдет чудо, никому не дано знать, как и Христу это не было ведомо. И хотя апостол Павел в своих посланиях часто употребляет слово «плоть» в качестве символа греха, само по себе тело не считалось у первых христиан чем-то презренным. И все же между этими двумя героями Достоевского существует глубокое различие. В 1621 приехал в Париж, вместе с Пуссеном был занят росписями Люксембургского дворца. Отец мой, зачем ты оставил меня.
Соч. И почему от чумы в муках умирали как праведники, так и грешники. Почти монохромный колорит не просто передаёт бледность безжизненного тела, но и словно бы уподобляет его изначально мёртвому камню, на котором оно покоится. Известно, что знаменитый любитель абсента был еще и заядлым курильщиком. Под деревом сидит апостол Петр, себя во многом укоряет.
Ипполит указывает на другое. Для этого достаточно, чтобы в нем не воскрес образ Христов. И все же в конце эти местоимения опять пишутся с большой буквы и это по мнению Касаткиной является намеком на то, что Ипполит в конечном счете в Воскресение верит (Касаткина Т. После знакомства с подлинником. Искусствоведы единодушны в своем приговоре — в картине нет ничего одухотворенного. Это, действительно, была страшная картина.
Если же вернуться к книге Хейзинге, то он связывает чрезмерное внимание к теме смерти и презрения к телу с проповедями монахов нищенствующих орденов, которые внушали народу с одной стороны ненависть к земному и смертному, а с другой стороны — надежду на духовное спасение. Следующее произведение, где мертвый человек является главным объектом изображения, является полотно кисти французского художника Эдуарда Моне «Смерть тореадора». Король Франциск I стал последним покровителем Леонардо да Винчи. Он говорит, что любит смотреть на эту картину не любит, значит, а ощущает потребность. Священники прятали судариум в горной пещере Монтескаро, в десяти километрах от Овьедо, до тех пор, пока король Альфонс II не начал отвоёвывать захваченные мусульманами земли. Т. 20.
Гольбейн Младший изобразил труп со всеми признаками начавшегося разложения. Хотя в Евангелиях об этом не говорится. Ужас не редко оказывался сильнее веры. Затем работал для Марии Медичи и кардинала Ришельё.
М., 2002, с. 165). Итальянский художник Джованни Беллини, доступными ему способами, постарался выразить теологическую догму через картину «Мертвый Христос, поддерживаемый ангелами». Когда эти качества переносятся в религиозную живопись, как, например, в картине Ecce Homo (Пьяченца, Городской музей), вид человеческого страдания становится невыносимо мучительным. Он как бы очистил себя от излишних выражений и эскапад.
Он — добрый чудотворец и гонитель зла. Герои и читатели объединяются как люди, существующие в ситуации наступающей смерти. Как и стихи Гёте Пляска мертвецов не подходила к моему очерку. Последими его словами, якобы, были: – La tristesse durera toujours (Печаль будет длиться вечно). Голландский культуролог Йохан Хейзинга в книге «Осень средневековья» (1919) посвящает теме смерти в культуре позднего Средневековья целую главу.
Князь, рассуждая о потребности Рогожина верить во что-нибудь и в кого-нибудь, звонит в дом, где проживает Настасья Филипповна, которую, как он только что поклялся Рогожину, он не увидит и «не затем он в Петербург приехал» (8, 193). Наиболее очевиден он в судьбе Рогожина, отказавшегося от всяких попыток избежать наказания, то есть заключения в «мертвом доме», решившегося на эту гражданскую смерть (Достоевский подчеркивает мотив лишения прав сословия и состояния), чувствующего, а может и понимающего, что только через действительную смерть прошлого себя он сможет начать новую, другую жизнь. Если нет Бога, то действительно, «сострадание – все христианство» и это значит, что христианства нет. Весь роман пронизан страданием, действующие лица, вплоть до самых незначительных персонажей, прямо-таки упиваются своим страданием. Но разворот головы говорит скорее о крепком сне, нежели о смерти. На нижних медалях изображены гераль-дические животные в светлом поле щита: на правой, под медалью с крестом, — олень или агнец, стоящий прямо, со спиной, параллельной горизонтальной перекладине щита, с приподнятой передней ногой (словно готовый на заклание) на левой, под медалью со стрелой, — собака, поднявшаяся на задних лапах в стремительном прыжке. В христианстве отношение к телу было несколько иным чем в античности и на Востоке.
Анна Григорьевна, которой удалось увидеть в картине лишь «настоящего мертвеца», сразу после того, как она зафиксировала разницу в восприятии картины между собой и Федором Михайловичем, сообщает: «Желая рассмотреть ее ближе, он стал на стул и я очень боялась, чтобы с него не потребовали штраф, так как здесь за все полагается штраф»10. И здесь все собрались на Голгофе, усеянной брошенными черепами распятых. Ведь суицидальные мысли приходили к нему и ранее. Примерно о том же сообщает в «Декамероне» Джованни Боккаччо — по время эпидемии в городах царило пьянство, разврат, смех и даже шутки по поводу чумы и смерти. Ему принадлежит целая серия рисунков, обозначенная кудрявым названием: «Призрачные и причудливые образы Смерти, столь изысканно нарисованные, сколь и искусно придуманные» (1523-1525).
Глаза его полуоткрыты, но — и это, может быть, самое ужасное — в них мертвая остекленелость губы судорожно застыли, словно в оборвавшемся на полуфразе стоне: «Господи. Чума не только убивает людей физически, она разрушает их также морально. В этом смысле выдающийся примеры, выражающие ужасы времени, — это картины «Триумф смерти» и «Безумная Грета» голландского художника Питера Брейгеля, а также демонические полотна другого известного голландского художника — Иеронима Босха. Он знает, что Рогожин следит за ним. Каждая колючка тернового венца величиной и остротой своей напоминала кинжал, а вопиющее к небесам горе предстоящих людей еще больше усиливало эмоциональное воздействие картины.
Правда, это лицо человека, только что снятого со креста, то есть сохранившее в себе очень много живого, теплого ничего еще не успело закостенеть, так что на лице умершего даже проглядывает страдание, как будто бы еще и теперь им ощущаемое (это очень хорошо схвачено артистом) но зато лицо не пощажено нисколько тут одна природа и воистину таков и должен быть труп человека, кто бы он ни был, после таких мук. Кому оно унавозило будущую гармонию. Три «пляски смерти»//Фигуры Танатоса.
По углам плиты находились крупные медали. Он указывает по меньшей мере на одного предшественника Гольбейна — итальянского художника Андре Мантенью, у которого тоже есть картина «Мертвый Христос» и она не менее ужасна, чем картина Гольбейна.
Полн. В целом это верно, тем не менее, стоит подчеркнуть, что Гольбейн вовсе не был первым и об этом, в частности, пишет Соломон Стам в своей книге «Корифеи Возрождения» (Кн. Констатируя в первых строках божественное достоинство Христа, во всяком случае, в стремлениях живописцев («ищут сохранить Ему»), Ипполит далее переходит к описанию Христа в аспекте исключительно его человечности — соответственно везде начиная местоимения с маленьких букв, причем, некоторым образом, это «грамматически» оправдано тем, что суждения Ипполита относятся как бы к человеческой природе вообще, безотносительно к какому-либо конкретному ее представителю («кто бы он ни был»), но постепенно они начинают употребляться и по отношению к самому Христу («Христос страдал не образно, а действительно и что тело его»). Это, действительно, — страшная картина. Но это же было.
Может быть, он и застанет ее, ведь не наверно же она в Павловске. » (8, 191). Есть вещи, которые вообще по своей природе работают на изложенное выше сомнение. Здесь вопрос не в том, кто виноват. Нагой Христос, с веревкой вокруг шеи и слезами на лице, пристально смотрит на нас. Да, образ Божий воскреснет вновь в человеке и человечестве, рано или поздно.
Указывают, что подобный тип изображения вытянутого горизонтально тела Иисуса мог проникнуть в западноевропейское искусство из Византии, где Христос подобным образом изображался на плащаницах — в сцене Оплакивания, окружённый женщинами, либо же в одиночестве. Паоло Веронезе – Оплакивание ХристаИконография проникла как в живопись (хотя и не очень распространилась), так и в религиозную скульптуру. В самой картине Гольбейна Подорога справедливо усматривает элемент кощунства. Проблема, однако, состоит в том, что «величие Человека» в этой картине мы не наблюдаем. В действительность.
Это узкий контекст. Однако Достоевскому — очевидно, для того, чтобы дать пространство «ренановской» проблематике26, слишком актуальной для того момента, когда создается роман «Идиот», — необходимо акцентировать момент наступающей смерти, а не наступающей жизни. И все же, повторюсь, оно несет в себе также печать проклятия.
Этот вопрос тоже невольно мерещится, когда смотришь на картину»20. В таком случае, что думал художник, когда создавал эту картину. А какая, одна-ко же, странная эта картина Гольбейна» (8, 192). И здесь можно увидеть сходство Ипполита с еще одним самоубийцей Достоевского — Алексеем Кирилловым из «Бесов». Он — труп, лишенный жизненных сил. Характерно, что это существенно разные смерти, словно описывающие тот диапазон, в котором вообще умирает на земле человек: Рогожин — получивший пятнадцать лет каторги, попавший в «мертвый дом», где человек живет, как хорошо знал и описал Достоевский, в некоем промежуточном пространстве, буквально, не метафорически «выключенный из жизни» и откуда он неизбежно выходит к совсем другой жизни, нежели до каторги Мышкин — смерть сознания при жизни тела, единственная смерть, которой, по слову митрополита Сурожского Антония, свойственно длиться Ипполит — смерть преждевременная в разных аспектах (сюда необходимо включить и его несо-стоявшуюся попытку самоубийства) Настасья Филипповна — смерть насильственная и жертвенная сюда же можно включить и смерть генерала Иволгина — наступившую в результате того, что сердце не выдержало одновременно своего вранья и чужого недоверия.
Почти весь последний год жизни в королевской резиденции Амбуазе 68-летний Леонардо провел в постели. Тело Христа изображается лежащим и вытянутым во весь рост (в отличие от иконописи, где он изображался вертикально и по пояс). Но если чума — бич Божий, почему наказание столь запредельно жестоко и неразборчиво. Он был таким же — и Он воскрес». Тело Адама солнечно загорелое и словно лучится внутренним теплом, но на бледном теле Евы, если присмотреться, уже заметны тени, — словно она уже тронута, едва-едва, наступающим тлением, словно уже начали сказываться последствия вкушения запретного плода, от которого, как было сказано Богом, «смертию умрешь» (Быт.
По его мнению в смерти можно усматривать не только безжалостную и злую старуху с косой, оставляющую после себя отвратительный труп, но также утешительницу, полагающую конец страданиям и приносящую человеку вожделенный покой после завершения дел жизни (Там же, с. 178). Но и сам «Мертвый Христос», как мы видели, есть не просто обетование, но уже начавшееся движение воскресения. Но главное — кисть руки. Тем не менее, тема смерти в этой серии рисунков явно присутствует и это позволяет в известной мере объединить ее с картиной «Мертвый Христос». В «Мертвом Христе» за пределы передней плоскости картины выходят волосы и кисть правой руки.
Ганс Гольбейн создал одно из самых значительных и самых странных своих произведений — «Мертвый Христос в гробу» — в 1521 году. modificatio — установление меры, опре-деление размера, деление на ритмические части) реальности. Свой труд посвятила изучению изобразительной художественной системы, она пишет следующее: «Своей кульминации драматическая ситуация достигает в картине Мантеньи «Мёртвый Христос».
По мнению Либмана своей картиной художник хотел подчеркнуть «величие Человека», даже если этот человек мертв. Николая ставить к дверям башмаки и вешать чулки у кровати, чтобы утром найти в них дары. Здесь уместно вспомнить и первую из трех картин, висевших при преж-ней развеске под «Мертвым Христом». И видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо. Еле заметный нимб говорит о божественной природе Христа и даёт надежду на воскресение.
Повторю, внутри самого романа Достоевский делает акцент на наступающей смерти. Пушкина, можно лишь путем эксперимента, поставленного Достоевским в своем романе: что выйдет у «вполне прекрасного человека», решившего (или рассчитывающего) на рай на земле, если он не Бог. Русский культурный человек XIX столетия знакомился с знаменитой картиной Гольбейна Младшего, как правило, сначала заочно: через описание и интерпретацию ее Карамзиным в «Письмах русского путешественника».
И конечно, в сознании читателя не может не возникнуть представления о всяком человеке как о приговоренном, чему особенно способствуют введение фигуры больного чахоткой Ипполита и предсказание князем смерти Настасьи Филипповны на первых страницах романа (это предсказание вообще позволяет описать весь роман как историю приговоренной от момента вынесения приговора до его исполнения: как ту самую минуточку, что вы-прашивала у палача графиня Дюбарри). Кроме того, Ecce Homo является изображением фактического эпизода Страстей — предстояния Христа перед Пилатом и выдача его толпе, а «Муж скорбей» — абстрактная иллюстрация тщеты и страданий испытываемых им.
Картина, выполненная техникой Моне, с помощью бесконечного множества отдельных «мазков» тоже создает ощущение случайности и легкости. Он весь — воплощение ужаса смертной муки, смертного одиночества. Первое место в рейтинге, по мнению Джонса, занимает произведение немецкого живописца XVI века Гольбейна: «Мертвый Христос в гробу». И наконец, гольбейновский «хит» — выход за пределы передней плоскости картины. (1460 г. ) На картине изображен Иисус Христос, но его тело и после физической смерти продолжает оставаться в вертикальном положении, что по замыслу художника является выражением приоритета духовных сил над физическим миром, олицетворением победы жизни над смертью. Он — покровитель похищенных и потерянных детей. Известно, что Гольбейн рисовал свою картину с утопленника — рыбака, утонувшего в Рейне.
Любая смерть ужасна, но ужас бывает разным. Именно это и предлагается князю – простить грехи грешнице и исцелить безнадежно больного. Интересна и характерна фраза Ипполита в описании картины, висящей в доме Рогожина: «Правда, это лицо человека только что снятого со креста, то есть сохранившее в себе очень много живого, теплого ничего еще не успело закостенеть, так что на лице умершего даже проглядывает страдание, как будто бы еще и теперь им ощущаемое (это очень хорошо схвачено артистом)». Природа — «темная, наглая и бессмысленно-вечная сила», которая оказалась способной победить даже Христа, мерещится Ипполиту не только в форме «неумолимого и немого зверя» и «громадной машины новейшего устройства», но также в виде огромного, вызывающего ужас тарантула. Согласно некоторым хроникам родители иногда просто выбрасывали заболевших детей на улицу. Но странно, когда смотришь на этот труп измученного человека, то рождается один особенный и любопытный вопрос: если такой точно труп (а он непременно должен был быть точно такой) видели все ученики Его, Его главные будущие апостолы, видели женщины, ходившие за Ним и стоявшие у креста, все веровавшие в Него и обожавшие Его, то каким образом могли они поверить, смотря на такой труп, что этот мученик воскреснет.
Это воплощение для Достоевского тезиса «Христос вне истины». Иисус «вне истины» оказывается совершенно невозможен для Достоевского: в силу ориентации на Воскресение – то есть прощение и исцеление, а не на сострадание и убеждение в невиновности. Жизнь неисцелима изнутри себя, если нет Бога. Согласно Евангелию от Иоанна (гл. Отсюда же пошел обычай в ночь перед днем поминовения св. Филипп де Шампень (1602, Брюссель — 1674, Париж) — французский художник, выходец из Брабанта. Плачет Мать Мария, пытается ее хоть как-то утешить Мария Магдалина. То есть колебание веры зависит прежде всего от воспринимающего, от предстоящего. Картина Гольбейна, действительно, ужасна.
В таком презрении Хейзинга усматривает «дух грубого материализма» имея при этом в виду бездуховное отношение к телу человека (Там же, с. 169). Вся традиция «реалистического» (то есть – натуралистического) изображения крестных мук и снятия с креста в западноевропейской живописи и скульптуре и есть такая жертва – можно предположить, что раскрыть, ярко обнажить это и являлось сверхзадачей автора романа «Идиот». Все в этой картине вызывает недоумение: странный формат, назначение картины, трактовка образа Христа. Эта возможность иного видения заключена и в самбой знаменитой фразе Мышкина: «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть. » (8, 182). Традиция делать детям подарки в день Святого Николая существовала в Европе еще с XIV века.
Почему в первую очередь от него гибли бедняки. Любой отдельный элемент можно убрать, при этом картина в целом ничего не потеряет. Но в отличие от него в «Муже скорбей» Иисус изображается в одиночестве (а не в сопровождении стражников), максимум — поддерживаемый ангелами.
Это последняя картина Баския. В 711 году на Пиринейский полуостров переправляются из Африки мавры. В этот момент замечаешь, что тление словно отступает с тела на конечности» (Касаткина Т. После знакомства с подлинником.
Смерть – это случайность – взгляд автора на полотно. Впрочем, последнее Анна Григорьевна объясняет тем, что копия могла вовсе и не соответствовать оригиналу. Собр. Крик: «Парфен, не верю. » (8, 195) — изменяет ход событий19. Один из примеров — картина чумной «Госпиталь» Франсиско Гойи.
При ближайшем рассмотрении мы видим на ПРАВОЙ щеке длинный кровоподтек". Этот человек должен сильно страдать. Возможно она служила для него симптомом того, что он теряет веру в Бога. В той развеске, которую застали он и Анна Григорьевна, картина висела во втором ряду, над тремя другими картинами (первая в числе трех — Гольбейновы «Адам и Ева», что тоже важно, ведь развеска одной стены даже невольно воспринимается как единый текст — к этому мы еще вернемся), так что зритель смотрел на нее снизу, примерно под тем же углом, под каким видят ее Мышкин и Рогожин, в доме которого картина висит над дверью. Отец мой, зачем ты оставил меня». То есть оно состоится, но, например, в следующем поколении. И даже если он воскреснет — ведь он же умер.
Эта фраза князя, заботившегося о несчастном юноше, пока его собственное «счастье» не заслонило от него всех и вся, очень походит на руки, вцепившиеся в Ипполита сразу по прочтении «Моего необходимого объяснения», но не продержавшие его и нескольких минут. Воспоминания. 7, 10)». «Поездка со смертью» (Жан-Мишель Баския-уличный художник, ученик и последователь Уорхолла. ) Riding With Death, 1988.
Счастливый отец накупил дочерям приданного и выдал их замуж. Дюрер и его эпоха. Человек после физической смерти продолжает существовать. В связи с этим замечу, что Даниэль Дефо в «Дневнике чумы» пишет об обилии в зачумленном Лондоне преступлений, лихорадочной распущенности и ужасающего растления.
Мышцы словно окаменели в некоем усилии — что странно сочетается с пятнами тления на распухших ранах. Тем не менее, в глубине души даже у вполне верующих людей может тлеть смутное подозрение, что все аргументы в защиту бессмертия души служат лишь для утоления естественной жажды жизни вечной. Одним словом, все как в жизни, точнее, после нее.
Картина Гольбейна «Мертвый Христос» можно с многочисленными оговорками рассмотреть в качестве одного из проявлений искусства macabre. На переднем плане, сама «смерть» ведет свои войска, сидя верхом на красноватой лошади, разрушая мир живых, тянутся к огромному гробу, без надежды на спасение и ни власти, ни преданность не могут уже спасти их. Некоторые пытаются бороться с их необратимой судьбой, устремляясь к лазу, с крестом на крышке, но это место окажется не спасением, а своеобразной воронкой смерти, в то время как другие смирились с ней. Он делает. СПб., 1993, с. 45). При сем же некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Словно прежде расслабленные (или скрюченные) пальцы напряглись и начали собираться (или выпрямляться) — но, во всяком случае, напрягаться и упираться в край гроба. Спасибо, уважаемый Николай, – знаток множества тем и событий.
Там он произнес фразу, почти буквально повторяющую слова Мышкина: «От такой картины вера может пропасть». Другие ученики Христа заняты необходимыми приготовлениями. Это было в том числе время Реформации и религиозных войн.
Так, на органных панелях, находившихся в Мюнстере (центральный собор Базеля), пока их не выставили оттуда протестанты, он изобразил ангела, одной ногой выходящего за пределы передней плоскости изображения, то есть входящего в пространство предстоящего изображению человека. Как сказал некий острослов: Иногда время приходит не вОвремя. М., 1998, с. 108). 3. Человек может создать вокруг себя мир, где не было воскресения Христова24.
Художник отказался от всех этих выразительных средств, прибегнув к другим — не менее впечатляющим. На смену «прирученной смерти» раннего Средневековья, когда она рассматривалась как обыденное и естественное явление, как переход в руки любящего Бога, пришел ужас перед смертью. Ему она до мучения теперь нужна Да. И это как бы омывает их грешные души, создает иллюзию прощения – он много страдал.
Наряду с Симоном Вуэ, наиболее почитаемый художник эпохи. С несомненными преувеличениями и фантазиями художников. И тут ему удается последним, немыслимым усилием веры преодолеть очевидность. На руки, по душевному бессилию и расслабленности отпускающие человека в смерть.
Русский культурный человек XX столетия знакомился с той же картиной прежде всего через посредство романа Достоевского «Идиот» и комментариев к нему, отсылавших, в том числе, к тому же карамзинскому тексту. То есть в романе «Идиот» картина появляется в том ракурсе, в каком смотрели на нее Карамзин и Достоевская. Он тоже должен увидеть иное вопреки очевидности. Но аллегория и матафоричность выручают автора. Вначале местоимения имеющие отношение к Спасителю пишутся с большой буквы.
О чем здесь идет речь. Оно из самых скандальных произведений великого Караваджо «Смерть Марии». В этот момент замечаешь, что тление словно отступает с тела на конечности (именно там, на руках и ногах, остались страшные трупные пятна особенно это впечатление поддерживается нынешней развеской картин, где совсем рядом с Гольбейном, в основном зале, своеобразный аппендикс которого, я бы даже сказала — «альков», представляет маленький зальчик с «Мертвым Христом» на одной из стен, так вот, в основном зале, примыкая к «алькову», висит картина Грюневальда, своего рода вариант Распятия Изенгеймского алтаря, с теми же, как там, страшными скрюченными пальцами и с пятнами тления по всему телу. ). М., 1992, с. 124, с. 132).
По крайней мере, до тех пор, пока мы остаемся живыми. Не случайно поиски остальных частей алтаря не дали результатов. В принципе она возможна.
Оно было таким же, как их тела, — и значит и для них нет ничего невозможного. Все попытки доктора Гаше спасти его, оказались тщетными. «Фишка» мастера — изображать толстяков, у него тучные все – люди, мебель, животные и даже яблоки.
— Т. К. ). Исследователь Данилова И. Е. Природа мерещится при взгляде на эту картину в виде какого-то огромного, неумолимого и немого зверя или вернее, гораздо вернее сказать, хоть и странно, — в виде какой-нибудь громадной машины новейшего устройства, которая бессмысленно захватила, раздробила и поглотила в себя, глухо и бесчувственно, великое и бесценное Существо — такое Существо, Которое одно стоило всей природы и всех законов ее, всей земли, которая и создавалась-то, может быть, единственно для одного только появления этого Существа. Однако трудно представить эту вытянутую по горизонтали картину частью алтаря. Хейзинга упрекал ту эпоху за неспособность увидеть в смерти ничего «нежного и элегического» (. ).
И это – уже в эпоху "акселерации", когда рост человека заметно увеличился. Прямой линией, невозможной при всяком естественном распространении света, Гольбейн обозначил твердыню ада, его «врата медные»12, противостоящие свету, но должные быть взорванными изнутри, поскольку поглотили, как наживку, растлевшееся тело, в котором, казалось — казалось аду, так же как иным, предстоящим перед картиной, — не теплится уже никакой жизни. Нет здесь ничего одухотворенного, ничего святого. Сам Христос, уже снятый с креста, лежит горизонтально на столе для омовений.
Это, действительно, была страшная картина. Некоторые историки и культурологи полагают, что нет. 1, Саратов, 1991). Тем не менее, картина Гольбейна — это действительно является рискованным испытанием веры. Увижусь ли с Машей. » (Достоевский Ф. М.
Человек, приговоренный к смерти (характерно и здесь соединение усилий самого человека и окружающих в его движении к смерти: преступление и осуждение), — центральная фигура рассуждений князя в первой части романа. Картина написана в период обострившихся заболеваний, когда, по выражению его друзей, у него болело всё «от желудка до зубов». Вып. Когда же в тексте описывается умершее тело Христа, местоимения пишутся с маленькой буквы. Он изобразил не просто мертвого Христа, он написал Христа одинокого в своей смерти — нет рядом ни учеников его, ни родных. Портреты Антонелло привлекают зрителя камерным форматом и блестящей, глянцевой поверхностью.
Человек наполняется божественным светом, светом благодати – и в этом его спасение. И если есть эстетика красоты, то должна быть и эстетика безобразного. Самое примечательное, что есть в этой картине — использование художником перспективы.
Он ни минуты не сомневается, что воскресение было. Один из основателей Королевской Академии живописи (1648). Великий испанский художник Пабло Пикассо на картине «Герника» исполненной в стиле кубизма, запечатлел эпизод Гражданской войны 37-ого года в Испании, когда подразделения Люфтваффе обрушились с бомбардировкой на город страны басков.
Известный биохимик профессор Леонардо Пласио с помощью самой современной аппаратуры исследовал святой гвоздь, которым, по преданию, было прибито тело Иисуса на Голгофе. Восхищался, надо заметить, после того, как только что отпустил пренебрежительное замечание по поводу копии Гольбейновых «Плясок смерти» — «славны бубны за горами. »9. По этому поводу среди исследователей Достоевского существует дискуссия. Взрослые стали одеваться в манере Св. Учился у художника-пейзажиста Жака Фукьера.
Остается без объяснения также и предшествовавшая картине Гольбейна вся традиция macabre и соответствующая иконография, в частности, картина «Мертвый Христос» Андреа Мантиньи, которая в статье Касаткиной упоминается. Изображение на Плащанице показывает, что правый глаз Христа был сильно поврежден. Помещение этой картины в развеске под «Мертвым Христом» создает мощное дополнительное поле смыслов.
М., 1972, с. 1980). «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. То есть они утрачивают самое главное в истинном произведении искусства — ритм. Что же касается приведенного выше фрагмента романа «Идиот», то он носит откровенно автобиографический характер. Соответственно «цитата» может означать не только «приведенное в действие» в смысле «вновь произнесенное», но и «приводящее в действие», «потрясающее».
Спасает только случай (забытый капсюль), по словам А. С. Пушкина — «мгновенное и мощное орудие Провидения». Почти все художники за редким исключением не вдавались в детальное изображение реальных (натуралистических) анатомических признаков мёртвого тела. Сейчас скульптурную композицию Мадерно «Мученичество святой Чечилии» мы можем увидеть перед алтарём церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере в Риме. На стул не вставал и Карамзин. Является ли подобная интерпретация состоятельной. Fernando Botero Angulo родился в 1932 г. ) – колумбийский мастер живописи гротескного направления, скульптор, который сам себя называет «Самым колумбийским из колумбийских художников»».
Не говоря уже о результатах, но каждый момент жизни «идеального человека» и Бога оказываются глубоко различны. А там отец собирался отправить своих дочерей «учиться» древнейшей профессии. Между тем на картине Гольбейна на теле Христа отчетливо видны трупные пятна. Дело в том, что ужасов, войн и эпидемий хватало и ранее.
Угодили они в девичьи башмаки, которые сушились у камина. Однако движение, наглядное в сочетании картин имплицитно присутствует в самом «Мертвом Христе». И среди них — уже упомянутый выше пример — рисунки «танца смерти» Ганса Гольбейна, который умер в Лондоне именно от чумы. Рядом стенает апостол Иоанн. Эта серия охватывает события от грехопадения Адама и Евы до Страшного Суда.
Затем этот обычай «сместился» во времени и подарки стали делать на Рождество, а св. Но этот акцент, видимо, нужен и для того, чтобы выстроить ритм произведения, где центральные (и, я бы сказала, «гольбейновские», то есть видевшие картину в доме Рогожина кроме тех трех, о которых идет речь, это еще и Настасья Филипповна) персонажи существуют в ситуации наступающей смерти. «Пир во время чумы» Александра Пушкина — это вовсе не придуманный образ. и позволяет творить зло под личиной творения добра. Самим наличием больших букв констатируется божественная природа Христа и соответственно утверждается как совершённое21 то, во что невозможно поверить, если исходить из очевидного, что антиномия здесь вторгается в пределы одной фразы — когда Ипполит говорит отом, что дано как очевидное, он переходит к маленьким буквам: «этот муче-ник». Такого рода образы встречались вплоть до XVI века, особенно в венецианском искусстве (например, картина Карпаччо Положение во гроб) В Германии эта традиция проявила себя с особой полнотой.
Таким образом, Достоевский простирает движение воскресения за пределы романного мира. Я ведть тоже дилетант в искусстве живописи.
Надо ли говорить, что опасающаяся штрафа Анна Григорьевна на стул не вставала. В связи с этим не случайно то, что античный критик христианства Цельс иронично называл христиан «телолюбивым племенем». Увидеть и поверить вопреки очевидности. Делается это иногда со злой иронией, а иногда даже приветливо.
Так как Ипполит, не отвергая воскресения, указывает на неотразимое наличие иной закономерности, на очевидность существования человечества в железных рамках иных законов, подчиняющих мироздание «темной, наглой и бессмысленно-вечной силе», на, что ли, возможность «остановки» (то есть бессмысленного круговращения) бытия в пределах этой закономерности. В верхних — в левой в поле щита были изображены два треугольника без нижней стороны, один под другим, более всего напоминающие наконечник стрелы, устремленной вверх в правой — главной фигурой в поле щита был крест (у его основания располагались две окружности), перекладина креста устанавливала покоящуюся горизонталь в контрапункте с рвущейся вверх стрелой левой медали поле щита медали с крестом (во всяком случае, на показанном нам воспроизведении) гораздо темнее поля левой медали. По преданию, монарх приглашал ко двору и Микеланджело и Рафаэля, но получил отказ. Именно в этот период помимо сюжетов в жанре «танца смерти» получили широкое хождение литографические изображения трупов. Внешне все выглядит так, словно князь обманывает Рогожина, не исполняет своих обещаний.
Она потихоньку взяла Достоевского под руку, увела его в другой зал и усадила на скамью. 23 Но дело не только в этом. Юрий Колпановский в связи с этим отмечает «реалистическую беспощадность» картины (Колпановский Ю. Образ человека в искусстве эпохи Возрождения. Третья традиционная линия в иконографии Страстей Господних — «Оплакивание Христа».
И очень трудно представить то, как мертвое тело вообще будет способно ожить вновь. Достоевский же видел «Мертвого Христа» иначе. Он лежал, молча отвернувшись к стене и беспрерывно курил сигарету за сигаретой.
В этом своем качестве она является нам как символ смерти Христа без воскресения, как символ торжества «законов природы» над величайшей драгоценностью человечества, побежденной и поверженной смертью. В нём нет ничего сверхчеловеческого, трансцендентного оно предстаёт зрителю «мёртвым куском материи». Это состояние Христа умершего есть тайна погребения и сошествия в ад. Человек рождается и умирает в грязи. Кажется, в ней нет и грамма христианского воззрения на бессмертную природу Иисуса Христа.
Перед уходом из музея Достоевский вновь вернулся к картине Гольбейна (Достоевская А. Г. Сам Караваджо именно из-за этой картины был подвергнут судебному преследованию. В связи с этим замечу, что в числе тех, кто писал такого рода картины, был и сам Гольбейн. Отец мой, зачем ты оставил меня. ». Картина «Мертвый Христос» Гольбейна, таким образом, является элементом более обширной и разнообразной традиции. Яблоко, выдвинутое на передний план, характерной формой и тенью снизу (словно тенью от лампы, делящей глобус на «дневное» и «ночное» полушария) напоминает планету, Землю, зажатую в руке прародительницы рода человеческого, землю ущербную, уязвленную поступком перволюдей из центра из сердцевины которой, обозначая внутреннюю поврежденность и нутряную пораженность смертью, выползает червь. Ибо если нет бессмертия, то получают силу высказывания типа: «Жизнь коротка искусство вечно». Достоевский не отвечает на этот вопрос.
«Адам и Ева» Гольбейна (Государственная художественная коллекция, Базель) — картина о моменте произнесения смертного приговора над человеком, причем это тот случай, когда приговор заключен в самом преступлении. Философ Валерий Подорога в статье «Мертвое тело Христа» (Синий диван, 9, М., 2006, с. 17) вполне присоединяется к впечатлению от картины испытанному Достоевским и переданному им своим героям романа «Идиот» — князю Мышкину и Ипполиту Терентьеву. Мертвый тореадор выглядит сентиментально и празднично, тем не менее, он мертв.
Чтобы лучше рассмотреть ее, он даже встал на стул, рискуя быть оштрафованным. Перед нами самостоятельное произведение — редкая и старинная форма картины «Мертвый Христос в гробу», восходящая, может быть, к византийским плащаницам и связанная с пасхальной литургией. Плечо и шея, словно искривленные, как-то смещенные в нескольких плоскостях, все же одновременно представляются застывшими, простертыми на нижней плоскости «гроба». Но главное — кисть руки.
В 840 году он построил в своей столице Овьедо для хранения дубовой раки часовню Камара Санта (Святая палата). Еще в начале XIX века мужчины были в среднем гораздо ниже – около 150-160 сантиметров. Картина настолько сильная, что именно про нее Достоевский написал: «у иного ещё вера может пропасть».
А в том — что делать. Удивительно, что это простое соображение не приходило в голову исследователям Достоевского (мне — в их числе), вполне уверенным, что на основании репродукций (хотя бы и очень хороших) они могут делать за-ключения о действительном значении картины Гольбейна в структуре романа «Идиот». Престарелый же Леонардо принял приглашение и с несколькими любимыми учениками оправился в свое последнее путешествие. Король часто навещал стареющего мастера «топ рёге» («отец»), окружив его высочайшим почетом, хотя во Франции Леонардо почти не рисовал, так как у него онемела правая рука и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Испытал влияние Рубенса. прощаются тебе грехи твои. Особого внимания заслуживают также многочисленные литографические изображения «танца смерти» — dance macabre.
В 15 99 году в катакомбах святого Каллиста (Италия)было найдено захоронение святой Чечилии. Все это отсутствует в картине Гольбейна. Саму скульптуру, кстати, периодически приходится реставрировать.
Она уродует тело больного, отмечая его багровыми, переходящими в черноту пятнами. И если это так, то каким тогда был его первоначальный вид. При этом теологи опирались непосредственно на библейские тексты, в том числе на известное место Псалма 15: «не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс., 15:10), а то, что это место следует относить именно к телу Христа прямо говорит текст Деяний апостолов (Деян. Никто не думает об его воскресении. И очевидно, что каким-то образом это представляется возможным — воротить веру путем созерцания той же самой картины, от которой «у иного» она может пропасть. Эту картину Достоевский вместе с женой видел в августе 1867 года в Базеле.
В эпилоге Достоевский строит вокруг этого образа икону «Положение во гроб» (напомню, «Мертвый Христос» всегда упоминается в романе как «только что снятый с креста») — как обетование воскресения29. Невозможно передать ту боль от смерти близких людей, гибнувших по вине политических упырей, во имя политических амбиций. «На картине этой изображен Христос, только что снятый со креста. При взгляде прямо видно, что тело вполне устой-чиво.
И однако, это заведомое искажение того, что изображено у Гольбейна. И там было такое, что не отменяется воскресением. Именно этой проблемой пытается заниматься Валерий Подорога в статье «Мертвое тело Христа». Мёртвый Христос изображён предельно реалистично. Он, как положено мертвецу, холодный и бледный. Олени (в германском искусстве также, вслед за 41-м псалмом16) изображались пришедшими на водные источники, вытекающие из подножия Христова искупительного креста (то есть были символом спасаемых Христовой смертью).
Можно, конечно, отнести видимую на картине пробуждающуюся жизнь, живое и теплое, на счет того, что смерть еще не успела окончательно восторжествовать, но Гольбейн-то абсолютно недвусмысленно изображает время (последний момент)субботнего одиночества Христова, то есть момент Его пребывания во гробе, после снятия со креста и погребения. Этот странный интерес к смерти обозначился в изобразительном искусстве еще в конце XIV века. В рисунках Гольбейна смерть не изображена в виде демонической силы как у Ганса Бальдунга или в качестве воплощения неумолимого рока как у Альбрехта Дюрера. Есть, в частности, мнение, что Ипполит в отличие от Кириллова все же верит в Воскресение. М., 1971, с. 147).
Наши надежды подрываются, в частности, самим безобразием и очевидностью смерти. Имеется в виду рождение гуманистической культуры, основанной на признании ценности земного существования. в кого-нибудь верить. Такого рода образы встречались вплоть до XVI века, особенно в венецианском искусстве (например, картина Карпаччо «Положение во гроб»). Все в человеке жаждет бессмертия.
И сказал им Пилат: «се, Человек. » Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: «распни, распни Его. » Пилат говорит им: «возьмите Его вы и распните ибо я не нахожу в Нем вины». Большие буквы в местоимениях, относящихся ко Христу, вновь появляются в речи Ипполита в тот момент, когда он начинает говорить о невозможности поверить в воскресение («если такой точно труп (а он непременно должен был быть точно такой) видели все ученики Его, Его главные будущие апостолы, видели женщины, ходившие за Ним и стоявшие у креста, все веровавшие в Него и обожавшие Его, то каким образом могли они поверить, смотря на такой труп, что этот мученик воскреснет. »). Не понравилось это Николаю и он ночью через дымоход подбросил в дом три кошелька с золотом (по другой версии — три золотые монеты). По словам Либмана смерть в рисунках Гольбейна — «мудрый и сознающий свою роль деятель», который судит людей и выносит приговор.
«СмертьПабло Эскобара» Фернандо Ботеро Ангуло (исп. Картина Ганса Гольбейна Младшего «Христос в могиле» в структуре романа Ф. М. Достоевского «Идиот»//Новый мир, 2006, 2, с. 161).
Еще более странным с точки зрения традиционного понимания роли картины в романе должно выглядеть дальнейшее рассуждение Мышкина о картине во время его блуждания по городу: «Как мрачно сказал давеча Рогожин, что у него пропадает вера. А названия картин весьма условны и не однозначны, но вполне легитимны. Не попадала в сферу пристального внимания — в лучшем случае маячила где-то на границе исследовательского сознания — и некоторая несообразностьтакого восприятия картины отзыву Достоевского о Гольбейне, зафиксированному в «Дневнике» А. Г. Достоевской: «Здесь во всем музее только и есть две хорошие картины: это Смерть Иисуса Христа, удивительное произведение, но которое на меня просто произвело ужас, а Федю так до того поразило, что он провозгласил Гольбейна замечательным художником и поэтом.
во что-нибудь верить. Но, спасибо Вам за подсказку и совет, что говорит о Вашем неравнодушии к моей работе. 2: 17). В сущности, ради этого можно пожертвовать и Христом. М. -Л., 1941, с. 47).
Каждый считает себя правым в своем праве. Но оказывается: не всякое страдание благодатно. С той поры атрибутом Санта Клауса стал мешок с подарками. Выдающийся портретист. Особо замечу, что помимо иконографии мертвого Христа в этот период широко распространились также литографические сюжеты «танца смерти» — dance macabre, где изображалась танцующая Смерть в окружении застывших от ужаса лиц разных сословий. То есть цитата начинает и организует ритмический ход произведения, произведение выступает как резонатор, усиливающий и/или преобразующий ритм и вновь выводящий его вовне — в действительность из которой ритм был введен в произведение путем подсоединения к более раннему произведению, являющемуся (в том случае, если оно принадлежит к созданиям истинного реализма) модификацией (от лат. В современной развеске картина находится примерно на уровне лица взрослого человека. Начавшееся тление Евы мощным аккордом прозвучит в трупных пятнах тела Христова.
Словно прежде расслабленные (или скрюченные) пальцы напряглись и начали собираться (или выпрямляться) — но во всяком случае, напрягаться и упираться в край гроба. Однако при взгляде прямо впечатление полностью изменяется. Однако Пинакотека Брера в Милане отказалась предоставить «Оплакивание мертвого Христа» для мантуанской выставки. Анна Григорьевна в своих воспоминаниях описывает то глубокое впечатление, которое оказала картина на Достоевского. М., 1998, с. 103-104).
Оно было сотворено Богом, более того, Бог воплотился в человеческом теле., то есть познает состояние смерти, состояние разделения души и тела, в продолжение времени между тем мгновением, когда Он испустил дух на кресте и тем, когда Он воскрес. Возможно, что слово «лошадка» и его применение относятся к сленгу, обозначающему и заменяющему слово «наркотик», который всего четыре месяца спустя, в августе 1988, сведёт его в могилу в возрасте 27 лет. 13:35). Особенно время ухода счастливой интересной жизни, хотя и кому когда и как.
Чаще они показывали обстановку, умершего человека в одежде, в постели, на поле брани или в необычных местах, нередко – обстоятельства наступления смерти, порой театрализовано, постановочно. Николаса — одеяние епископа и посох, чтобы сыграть роль доброго святого. Этот вопрос, пожалуй, язвительнее, чем все вопросы Ивана Карамазова. См.
На фрагменте картины запечатлена женщина-мать, потерявшая в бомбардировке своего ребенка, ее горе бесконечно – автор в гипертрофированной, но в самой наглядной форме передал чувства несчастной женщины. По легенде, шёл как то Николай Мерликийский по деревне мимо дома бедняка. Перспектива выполняет здесь роль жестокой, бесчеловечной машины, которая по образному выражению Леонардо, «своими сокращениями помогает поворачивать мускулистую поверхность тел в разные стороны».
Из бедной семьи. В картине же Рогожина о красоте и слова нет это в полном виде труп человека, вынесшего бесконечные муки еще до креста, раны истязания, битье от стражи, битье от народа, когда он нес на себе крест и упал под крестом и наконец крестную муку в продолжение шести часов (так, по крайней мере, по моему расчету).
И что, если при жизнииных воскресения не произойдет. Он обращает внимание на тот, что смерть вообще оказалась особой темой европейской культуры на стыке позднего Средневековья и Ренессанса (Подорога В. «Мертвое тело Христа»//Синий диван, 9, М., 2006, с. 17).
Это Тот же Иконографический тип Иисуса-Мужа скорбей (в западноевропейском искусстве) является изображением Христа в терновом венце, с кровавыми следами от бичевания и с орудиями Страстей. В Германии эта традиция проявила себя с особой полнотой. Но внутренний смысл его поступков — иной. Характерно, что, повесив в романе «Идиот» картину так, чтобы она висела на уровне тогдашней базельской развески (положение картины над дверями упомянуто и в «Моем необходимом объяснении» Ипполита17), то есть так, чтобы предстоящий смотрел на нее снизу, с точки Анны Григорьевны (и тем, очевидно, узаконив всю «ренановскую» проблематику романа: проблему «Христа невоскресшего», «Христа — только человека», но не остановившись на ней), Достоевский настойчиво предположил в романном тексте возможность иного видения. Отметим, что рост 178 сантиметров даже сегодня считается большим.
Она разобщает людей — при этом гибнут даже кровные узы, связывающие родителей и детей. Ученые давно обнаружили, что рост человека с течением веков увеличивается. Его вопль (не имея, правда, столь же неоспоримых, как он, оснований на этот вопль) подхватит потом Иван Карамазов: все страдания заживут и сгладятся, воцарится гармония, но то же было. Из «Христа вне истины», то есть Христа без бессмертия, без Богосыновства, не может выйти «19 веков христианства». Слово «цитата» здесь выступает в своем истинном значении, как образованное от первого значения латинского глагола cito — привожу в движение, потрясаю.
Почему именно в данном случае репродукции оказались особенно неадекватны оригиналу. Преодолев ложь обрезанной действительности, Достоевский устремился к правде действительности цельной — настолько, насколько она могла быть явлена тогда, — то есть к первому намеку на эту действительность, в точности как в Гольбейновом «Христе».
Глядя отсюда, мы смогли бы констатировать: «настоящий мертвец». Подорога замечает, что картина Гольбейна явственно говорит зрителю о том, что никакого Воскресения не было — была лишь мучительная и страшная смерть на кресте, а после нее — обезображенный труп и в этом впечатлении — «очаг неверия». «Ни одна эпоха не навязывает постоянно мысль о смерти с такой настойчивостью как XV столетие», — пишет в ней Хейзинга (Хейзинга Й. Осень средневековья.