По мере усложнения формы, менуэт становится музыкальным произведением из трех частей. Менуэт все больше и больше обретал черты танцевального диалога. С самого начала менуэт считался сельским танцем, но затем вышел в ранг придворного балета. Уже при Людовике XIV менуэт стал излюбленным придворным танцем.
Ведь менуэт – это танец, достойный королей. В разных школах один и тот же вид менуэта может различаться деталями. В 18-м веке менуэт пережил «модернизацию». А прекрасный, величественный менуэт радует доныне уже не одно поколение людей.
В менуэтах XVII века они имели своеобразную позировку: их не полагалось поднимать высоко, соединение рук танцующих должно было происходить мягко, плавно. На менуэт 18-19 веков оказал обогащающее воздействие австрийский крестьянский лендлер, в результате чего в менуэте появились новые мелодические ходы, скачки, как бы пружины. Как и многие другие танцы, возникшие в народе, менуэт в своей первоначальной форме был связан с песнями и бытовым укладом данной местности. Тогда еще запрещалось молодежи танцевать буржуазные танцы, а разрешались только народные, красивые изячные, патриотические экосезы, менуэты, па-де-патенеры, вальсы-гавоты.
Строго соблюдала посты при своём дворе и во всей империи никто лучше императрицы не мог исполнить менуэта и русской пляски. Когда же в европейском искусстве на смену барокко пришла эпоха классицизма итальянские композиторы стали заканчивать менуэтом оперные увертюры. Менуэт очень изящный танец, все его очарование заключается во внимании танцующих друг к другу, аккуратности и благородства в движениях. Менуэт танцевали одна, две, а иногда и три пары.
В 18 веке, с расцветом стиля барокко, менуэт приобрел черты манерности, жеманности, вычурности. Отсюда возникли названия: менуэт de la Reine и менуэт de Dauphin. Менуэт можно отыскать в творчестве многих композиторов – русских и зарубежных.
Сейчас менуэт, как социальный танец, потерял свою актуальность, уступив место другим формам и ритмам, но как культурное явление продолжает восхищать изящными танцевальными фигурами и музыкальными образами. Кроме оперы, боевых песен и нескольких романсов основную часть его небольшого наследия составляют фортепианные пьесы: польские танцы – полонезы и мазурки, а также марши, менуэты, вальсы. В настоящее время менуэт, как танец, вышел из моды, но форма менуэта в музыке, балете и танцевальном искусстве отнюдь не забыта. Позже, в XIX веке, художественно обработанные менуэты становятся частью отдельных музыкальных произведений, например опер.
Менуэт теперь стали исполнять в несколько ускоренном темпе, в нем появились новые, более сложные и вычурные па, а сам танец впитал в себя дух галантного XVIII века, с его тягой к кокетству и жеманности. Он не так долго, как менуэт, просуществовал в качестве бального танца, но остался в музыке как одна из любимых инструментальных пьес. Руки танцующих, мягкие, пластичные, с красивым изгибом кистей, дорисовывали позы менуэта. Отточенные десятилетиями танцевальные па менуэта демонстрируют галантность кавалеров и очарование дам.
Грациозность и изящество менуэта способствовали его долголетию. Тут Вы можете слушать и скачать Менуэт в формате mp3 бесплатно без регистрации, а также много другой интересной музыки. В настоящее время менуэты танцуют группами (не меньше четырех человек), большинство менуэтов сохранили традицию смены партнеров в процессе исполнения. Менуэт (франц.
Нельзя сказать, что, появившись в середине XVII века, уже как танец аристократии, менуэт никогда не изменялся. Старинный менуэт состоял из двух частей. В сущности, это был менуэт, который в старину танцевали императоры и короли, но автомобильный король был американцем и поэтому танцевал его на американский лад. Из русских композиторов выдающиеся менуэты писали такжеГлинкаиРубинштейн. Здесь вина сплошь янтарные, замирающие каденции сладкозвучных напевов, гордый менуэт, добрые леди, флиртующие со своих балконов почмокивающими устами, загнившие сифилисом девки и молодые кумушки, которые, весело отдаваясь своим насильникам, обнимают и обнимают их вновь.
Из Франции вместе с модой на всё французское менуэт постепенно перешёл в другие страны в России появился в царствованиеПетра Великогои исполнялся на балах вплоть до30-х годов XIX века. Менуэт из цикла «Концертные юморески». Эффектная фортепианная пьеса в духе старинных французских мелодий. Один из самых известных его менуэтов написан для оперы «Дон Жуан». За вторым менуэтом всегда идёт повторение первого.
Считается, что король Людовик XIV первым станцевал менуэт на своем балу. Протанцевать этот менуэт значило, по местному выражению, проплясать последний раз джигу на виселичной веревке. Менуэту обучались долго, несмотря на его незамысловатый основной шаг.
Сценический менуэт в оперно-балетных постановках развился до виртуозной формы. Менуэт как бальный танец и отдельное инструментальное произведение оставался популярным сравнительно долго. Только меняла платья и мокрые сорочки, обтиралась душистой водкой и снова, похудевшая, высокая, вся пропитанная музыкой, гордо кланялась в менуэте, как бешеная крутилась в польском.
Музыку к ранним менуэтам писал Люлли Ж. Б. – придворный композитор Людовика XIV. При исполнении менуэта, в отличии от западных правил, чинопочитание не соблюдалось. Менуэт был популярным танцем не только при французском дворе. Однако нельзя сказать, что сегодня он забыт совершенно, ведь менуэт – это не только танец.
Менуэт развился до сценического танца, стал активно использоваться в балетных и оперных постановках. При французском дворе менуэт очень скоро стал ведущим танцем. Менуэт (фр. Танцевать менуэт стало некому и негде, придворные балы ушли в прошлое.
Вон как прелестно движется в менуэте княжна Лопу-хова, как ловка в контрадансе графиня Головкина, а он все бычится да по сторонам скучающе поглядывает. В старинных менуэтах первый менуэт писался двухголосно, а второй – трёхголосно. Термин «менуэт» происходит от французского menu pas – маленький шаг.
2) менуэт получил свое название от слова «menu» («маленький, мелкий») благодаря тому, что весь танец состоит из мелких шагов, плавно перетекающих друг в друга. Как и менуэт, гавот происходит из Франции. Исполнение менуэта отличалось изяществом и грацией, что немало способствовало его быстрому распространению и популярности в придворном обществе. Из русских композиторов выдающиеся менуэты писали также Глинка и Рубинштейн.
Изначально придворный (галантный) менуэт исполняла одна пара. Медленный менуэт в XVIII веке сменил скорый. Скрипка, альты, гобои и литавры играли на хорах старые немецкие песни, русские плясовые, церемонные менуэты. Гайдн Йозеф – другой австрийский композитор XVIII в. – тоже любил сочинять менуэты.
Менуэт – танец, техникой которого было нелегко овладеть. Придворным танцем менуэт стал в эпоху правления короля Людовика ХIV. В менуэте же кавалер ведет партнершу именно за кончики пальцев. По сути, этот танец представлял собой сложное сочетание реверансов, поклонов, поворотов и маленьких шагов, со стороны менуэт скорее напоминал приглашение на танец.
Но менуэт – это не только танец. На подзеркальном вычурном столике, под стеклянным колпаком, группа фарфоровых пастухов и пастушек застыла в реверансе менуэта. Хотя танцующие исполняют менуэт плавно и довольно медленно, но музыка менуэта должна исполняться умеренно скоро. Что такое менуэт.
Первые менуэты исполняли на клавесинах, затем к ним прибавились струнные инструменты и флейта. Для Менуэта характерны поклоны, реверансы, а также следующие танцевальные движения: Балансе-Менуэт, Па Балансе, Па Грав, Па Меню. Тяжеловесные октавы в мелодии, забавные скачки из регистра в регистр создают остроумный портрет неуклюжего быка, пытающегося танцевать менуэт.
В эпоху французской революции менуэт теряет свою популярность. А основу менуэта составляют небольшие шаги, мелкие танцевальные па, что и обусловило соответственное название. Нередко менуэт заканчивался короткой кодой – заключительным повторением его главной темы. Подобно Моцарту, третью часть своих симфоний, а иногда и сонаты, он писал в форме менуэта.
И звуки менуэта доносились, как пастушеские флейты и виольдамуры из царства Венус, томным напевом: Покинь, Купидо, стрелы: Уже мы все не целы, Но сладко уязвленны Любовною стрелою Твоею золотою, Любви все покоренны. История менуэта прервалась Великой французской революцией. Для музыки менуэта характерен изящный мелодический рисунок, отражающий пластику танца: поклоны, плавные приседания. На сценические подмостки менуэт попал давно, но когда – установить пока не удалось.
Исполнители менуэта двигались по определенной схеме, придерживаясь строгого композиционного рисунка. Традиционные составные части сюиты Бах дополнял разработкой тем гавота, менуэта, полонеза, старинных французских танцев паспье и бурре, славяно-итальянского танца форлана. Из Франции вместе с модой на всё французское менуэт постепенно перешёл в другие страны в России появился в царствование Петра Великого и исполнялся на балах вплоть до 30-х годов XIX века. Известно, что французские крестьяне провинции Пуату танцевали его задолго до того, как молодой Людовик XIV ввел моду на менуэт при своем дворе.
Но менуэт остался среди особо важных танцев в системе хореографического образования. Потому что – поверь мне, Геро, сватовство, венчанье и раскаянье – это все равно что шотландская джига, менуэт и синкпес. Менуэт из оперы «Дон Жуан». Прекрасный образец классического менуэта – полнозвучный, мелодичный, торжественный. Нередко в конце менуэта делается небольшая кода.
В настоящее время менуэт, как танец, вышел из моды, но форма менуэта в музыке, балете и танцевальном искусстве отнюдь не забыта. Менуэты часто встречаются и в сонатах этих композиторов. В XVIII веке менуэт получает распространение не только как танец, но и как инструментальная пьеса.
Менуэты, экоссезы, полонезы, лендлеры, польки, галопы – таков круг танцевальных жанров, но над всем возвышаются вальсы – уже не просто танцы, а скорее лирические миниатюры. Если при исполнении медленного менуэта главным было точное выполнение заранее предусмотренной схемы, то для скорого свойственно ускорение темпа, введение ряда сложных движений руки разрешалось поднимать высоко в различных позах. Он сочинял оперы и балеты, в которых любил участвовать сам король, куда вводил и менуэт.
Мода на «все французское» привела к быстрому распространению менуэта в других странах. Менуэт (от французского pas menu – «шажок», «маленький шаг») – умеренный шаговый основной придворный танец 16–17 веков. К концу столетия менуэт широко распространился по Европе. Менуэт. одна из самых узнаваемых и популярных мелодий.
Различают два основных типа этого танца: Менуэт XVII века и Быстрый Менуэт XVIII века. О нем давно уже забыли, но менуэт остался одним из воплощений барочной эпохи. Значение слова «Менуэт» в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона. В симфониях Гайдна и Моцарта одна из частей (третья) всегда пишется в форме и характере менуэта.
Исходя из этого, танец получил новое название, слегка созвучное старому. Менуэт – Менуэт (фр. при Людовике XIV при дворе «короля-солнца» он сделался не менее чопорным и торжественным, чем эти медленные, церемонные танцы.
С 17 века менуэт – танец, который исполняется всеми гостями сразу. В XVII и XVIII веке чистая музыкальная форма менуэта была довольно широко представлена в клавесинной, клавирной и камерной музыке (Франсуа Куперена («Великого»), Жана Филиппа Рамо, Андре Кампра и других композиторов эпохи Рококо). встречается редко (у К. Дебюсси, М. Равеля, Г. Форе, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева и др. ). Второй М. называется трио. Нередко в конце менуэта делается небольшая кода.
Это отдельный жанр, который существует наряду с сонатой или прелюдией. Несмотря, на кажущую простоту движений, обучение танцу длилось долго, так как требовалось досконально овладеть техникой исполнения. симфониях и квартетах (как правило, III, реже II часть сонатно-симфонического цикла). XVI-XVII века – расцвет барочного искусства (barocco в переводе с итальянского – «причудливый, странный»).
В сюите довольно часто за первым менуэтом следовал второй, в той же тональности или в тональности квинтой ниже главной (но не квинтой выше). Специфич. В качестве обязательной части менуэт входил в инструментальную сюиту (И. Нередко в конце менуэта делалась небольшая кода. Композитор не копирует старинную эпоху, а смотрит на неё с доброй и озорной улыбкой.
Если первый менуэт в мажоре, то второй нередко пишется в одноимённом миноре. Ведь их можно услышать не только в танцах. Те, у кого ноги были слишком худые или короткие, в менуэте проигрывали (некоторые вот таким образом пользовались накладными икрами). Бетховен в своих поздних симфониях заменил менуэт на скерцо. Первоначально галантный (придворный) менуэт исполнялся одной парой. Из русских композиторов выдающиеся менуэты писали Глинка и Рубинштейн. Теперь мы познакомимся с этим менуэтом в его фактурной и гармонической «одежде».
За вторым менуэтом всегда идёт повторение первого. Вспомним, как в 17-м веке выглядели наряды танцующих. В особенностихудожественную обработку М. получил у Гайдна, Моцарта и Бетховена. нередки стилизации менуэта. сонаты. М. исполнялся плавно, торжественно, движения строились в основном на поклонах и реверансах.
Гайдн первый ввёл менуэт в свои симфонии. В XVII и XVIII веке чистая музыкальная форма менуэта была довольно широко представлена в клавесинной, клавирной и камерной музыке (Франсуа Куперена («Великого»), Жана Филиппа Рамо (не менее великого, а может даже более, но без такого же титула), Андре Кампра и других композиторов эпохи Рококо). Н С. Справедливости ради стоит выделить, что менуэт – это танец, который сложен в первую очередь для мужчин.
19–20вв. Менуэт в творчестве композиторовВ XVII и XVIII веке чистая музыкальная форма менуэта была довольно широко представлена в клавесинной, клавирной и камерной музыке (Франсуа Куперена («Великого»), Жана Филиппа Рамо, Андре Кампра и других композиторов эпохи Рококо). Если первый менуэт в мажоре, то второй нередко пишется в одноимённом миноре. Но всё равно, это считалось невиданным нарушением приличий. И это родство не случайно.
В этот период менуэт терпит значительные трансформации. (франц. С. Бах, Г. Ф. Гендель) иногда – даже в оперную увертюру как завершающий раздел (у Генделя). Например, великий польский композитор Фридерик Шопен написал 58 мазурок.
Моцарт, Л. ван Бетховен вводили подобные М. и в др. Правда, что-то похожее мы видели у Гайдна в Менуэте быка. Невозможно говорить о менуэте без понимания эпохи, в которую он появился.
В старинных менуэтах первый менуэт писался двухголосно, а второй— трёхголосно. Он стал исполняться уже не одной, а несколькими парами (иногда с кокетливой сменой партнёров, в модном духе «Les Troquers»— или легкомысленных изменников). Из Франции он распространился по всей Европе. Сначала его исполняли два человека (партнер и партнерша), но в более позднюю эпоху на паркет стало выходить несколько пар – танец стал массовым. Каждый из этих танцев имеет свои характерные черты и мы научимся их узнавать.
решения. разновидность М. – в классич. Движения менуэта были построены в основном на поклонах и реверансах, что создавало не столько впечатления танца, сколько «приглашения к танцу» или прелюдии. В чувственном танце, каковым тогда считался Менуэт, это выглядело чересчур смело.
Музыка первых «композиторских» менуэтов принадлежит Жану Батисту Люлли. Танцоры передвигались маленькими шажками по заданной схеме. Пишется в двухколенном складе, в трехдольномразмере. М. писали почти все композиторыинструментальной музыки, как старинные, так и новейшие. Часто за первым М. следует второй, в той же тональности или втональности квинтой ниже главной (но не квинтой выше). Введение танца Амене (Менуэт) в придворный бальный зал сопровождалось скандалом. Нередко в конце менуэта делается небольшаякода.
Одновременно у композиторов барокко (с последней трети 17в. ) инструментальные пьесы-М. Ускоряется его темп, становится более подвижным и нестандартным ритм. Моцарт внёс в менуэт лирические, а иногда даже мужественные интонации. Под эту музыку можно представить себе, как слуги, потешаясь, передразнивают своих господ. Сначала танец исполнялся одной парой, а затем – несколькими.
В самом конце XIX века Эдвард Григ пишет пьесу под названием Менуэт. Это наблюдения, переживания композитора, «странички» его «лирического дневника». В сюите довольно часто за первым менуэтом следовал второй, в той же тональности или в тональности квинтой ниже главной (но не квинтой выше). Для менуэта характерен трехдольный размер 3/4.
Он стал исполняться уже не одной, а несколькими парами (иногда с кокетливой сменой партнёров, в модном духе «Les Troquers» — или легкомысленных изменников). Конечно же, такое действо всегда сопровождалось соответствующей медленной музыкой. Для неё характерны сложная 3-частная форма da capo с трио в качестве средней части (назв.
Впрочем, с этим быстро смирились ибо новые правила ввёл сам король Людовик XIV. На балах середины XVII века Менуэт занял место Куранты и стал основным придворным танцем. Чаще всего это были буквы «Z» или «S». Всё же придворным танцем Амене (Менуэт) стал именно при нём. В 18 веке из менуэтов уже начали составлять целые сюиты.
Нередко в конце менуэта делается небольшая кода. Послушайте, что за аккорды звучат сразу после затакта: ре мажор, до мажор, си мажор. Недаром из танцев XVII века, в особенности менуэта, вырос классический балет, требующий стальной мускулатуры ног. С одной стороны, таким образом скрывалось его крестьянское происхождение.
Сначала танец исполнялся одной парой, а затем – несколькими. Если первый М. вмажоре, то второй Нередко пишется в одноименном миноре. Й. Гайдн, В. А. Это менуэт-шутка (Гайдн вообще очень любил шутить и не только в музыке).
Первый номер обязательно писался в мажоре, а за ним следовал танец в миноре. Если первый менуэт в мажоре, то второй нередко пишется в одноимённом миноре. Для того чтобы подчеркнуть такой «легкомысленный» характер танца, люди менялись партнерами.
Но в XVII веке подобных «ведущих» танцев на балу стало много и танец Амене пришлось переименовать. Иногда менуэт называют «приглашением к танцу» изящной танцевальной «беседой». Такая вереница разных (и при этом далёких) тональностей не могла встретиться у Гайдна, при всей его изобретательности. Ранние образцы М. имеются в операх-балетах Ж. Б. Люлли, в клавирной музыке Ф. Куперена и др., в увертюрах к ораториям Г. Ф. Генделя, в его же оркестровых и инструментальных сюитах, а также у И. С. Баха. Движения менуэта были построены в основном на поклонах и реверансах, что создавало не столько впечатления танца, сколько «приглашения к танцу» или прелюдии. У этой пьесы есть и подзаголовок: «Минувшие дни». За вторым М. всегда идет повторение первого.
Родными местами менуэта считается историческая область Франции Бретань. Когда в самом начале мы говорили о мелодиях и кульминациях, самым первым примером как раз была мелодия одного из менуэтов Гайдна (можете взглянуть). Также произошла еще одна важная метаморфоза. И в то же время в ней слышатся черты вальса. Его успех демонстрирует замечательная словесная формула: «Менуэт – это танец королей и король танцев. ». Вместо «Амене» стали говорить: «Менуэт».
В отличие от чинной паваны, в куранте имеется легкое подобие прыжков. Позже он стал обязательной частью инструментальной сюиты. В качестве «обязательной» части менуэт входил в инструментальную сюиту (Бах, Гендель) иногда — даже в оперную увертюру в качестве завершающего раздела (только у Генделя), а затем на некоторое время «закрепился» в сонатно-симфоническом цикле (обычно занимал третью часть в четырёхчастном цикле). Именно он официально провозгласил на всю страну, что менуэт – танец. В особенности художественную обработку менуэт получил у Гайдна, Моцарта и Бетховена.
Он всего лишь брал её за кончики пальцев. Первоначально галантный (придворный) менуэт исполнялся одной парой. В старинных Менуэт первый менуэт писался двухголосно, а второй – трехголосного. Все исполнители во время танца выстраивались в определенные фигуры. Но это не танцы. Достичь этого помогают пружинные приседания – плие (plis), медленный подъем на полупальцы и такое же медленное опускание.
многочастные инструментальные сочинения: дивертисменты, кассации, серенады, разл. Формально его продолжали танцевать там, где давались придворные балы. В сюите довольно часто за первым менуэтом следовал второй, в той же тональности или в тональности квинтой ниже главной (но не квинтой выше). С другой стороны, подчёркивалось предводительство первой пары (первым всегда шёл король).
Танцевальный шаг Амене был поистине крохотным – настоящим Па Меню. И медленная, печальная сарабанда больше всего подходила для создания маленькой музыкальной драмы. В музыке кон. В. А. Моцарт внес в менуэт лирические, а иногда даже мужественные интонации.
За вторым менуэтом всегда идёт повторение первого. Изначально он существовал как отдельная форма и исполнялся на клавесине или клавикорде. В сюите довольно часто за первым менуэтом следовал второй, в той же тональности или в тональности квинтой ниже главной (но не квинтой выше). Гайдн первый ввел менуэт в свои симфонии.
Вот таким образом у танцовщиков подъем в стопе вытянут, лодыжки и икроножные мышцы сильные. В дальнейшем форма менуэта была развита в операх и балетах Глюка. Движения менуэта были построены в основном на поклонах и реверансах, что создавало не столько впечатления танца, сколько «приглашения к танцу» или прелюдии.
Музыка первых «композиторских» менуэтов принадлежит Жану Батисту Люлли. За ними шли дофин со знатной придворной дамой, а за ними — остальные гости. Музыка первых «композиторских» менуэтов принадлежитЖану Батисту Люлли. Им необходимо было снимать шляпу, потом, как бы одним движением, заманивать даму к танцу, затем, не прерывая того же «дыхания», надевать ее обратно на голову. Процессия пар все время «течет» вперед, двигаясь по овалу.
В 1718 году Петром был подписан приказ об ассамблеях, где в числе прочих пунктов значилось: «Яства употреблять умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять». Второй менуэт чаще назывался трио. По второму Менуэт шло повторение первого. Они делились на три части и коду. Он стал исполняться уже не одной, а несколькими парами (иногда с кокетливой сменой партнёров, в модном духе «Les Troquers» – или легкомысленных изменников).
menuet, от menu маленький, мелкий), французский танец. ПриЛюдовике XIV менуэт был излюбленным придворным танцем. miouetto, от франц. В симфониях Л. ван Бетховена менуэт постепенно вытесняется скерцо.
В танцевальных залах наступила эпоха Вальса. Если хотите увидеть классический менуэт из шести фигур, посмотрите танцы в «Дон Жуане» Моцарта: их ставил сам Мариус Петипа. В 17-м веке менуэт был главным церемониальным танцем, с которого начинался бал.
Там он существовал наряду с прочими народными танцами, которые, однако исполнялись и в аристократических кругах. Второй менуэт чаще всего назывался трио. Несмотря, на кажущую простоту движений, обучение танцу длилось долго, так как требовалось досконально овладеть техникой исполнения. Если первый менуэт писался в мажоре, то второй нередко писался в одноименном миноре.
и муз. -синтаксич. История умалчивает о том, кто первый обратил внимание на небольшой размер его шагов. Второй менуэт чаще всего назывался трио. Танец идеально подходил для вычурных костюмов и причесок той эпохи. Возможно, что его название происходит от слова «павлин», на которого походили важно выступавшие танцоры. – menuet ит. Постепенно М. превращается в скерцо (окончательно у Л. Бетховена), к концу 19 началу 20 вв.
Кода была маленькой и обязательно исполнялась в мажоре. Из Франции он перешел в другие страны в России появился вцарствование Петра Великого. Иногда композиторы даже называют такие пьесы «танцевальными» именами. За ними шли дофин со знатной придворной дамой, а за ними – остальные гости.
У мужчин – напомаженные парики и довольно тяжелые камзолы. При Людовике XIV менуэт был излюбленным придворным танцем. Музыкальный размер 3/4.
Со 2-й половины 17 в. становится придворным танцем, затем распространяется по всей Европе как бальный (в России появился на ассамблеях Петра I). И еще: «Кто хорошо танцует менуэт, тот все делает хорошо».
Гайднпервый ввел М. в свои симфонии. ансамбли, фп. Детей с малых лет учили правильно двигаться, развивали их пластичность, грацию. В качестве «обязательной» части менуэт входил в инструментальную сюиту (Бах, Гендель) иногда— даже в оперную увертюру в качестве завершающего раздела (только у Генделя), а затем на некоторое время «закрепился» в сонатно-симфоническом цикле (обычно занимал третью часть в четырёхчастном цикле). и куранту Куранта (буквально – «бегущая», «текущая вперед») – танец-шествие.
Из русских композиторов выдающиеся М. писали Глинка и Рубинштейн. Дело заключалось в том, что в Менуэте кавалер танцевал, прикасаясь к руке дамы. Когда популярность стал набирать такой жанр, как опера, менуэт стал частью увертюры. Танец «маленьких шагов» – рas menus – особенно любили во французском Пуату считается, что пришел он из этого городка. Благодаря менуэту также удалось кодифицировать позиции рук и ног (первая позиция, вторая, третья и т. д. ), что также пошло в копилку балета. Происходит от народного танца провинции Пуату. Второй менуэт чаще всего назывался трио.
В XVII и XVIII веке чистая музыкальная форма менуэта была довольно широко представлена в клавесинной, клавирной и камерной музыке (Франсуа Куперена («Великого»), Жана Филиппа Рамо, Андре Кампра и других композиторов эпохи Рококо). Вначале Менуэт танцевали в умеренном темпе и с относительно простыми движениями и позами. В танце стремились продемонстрировать максимум величия и изящества. Музыкальный размер менуэта трехдольный: 3/4, 6/8.
В качестве «обязательной» части менуэт входил в инструментальную сюиту (Бах, Гендель) иногда— даже в оперную увертюру в качестве завершающего раздела (только у Генделя), а затем на некоторое время «закрепился» в сонатно-симфоническом цикле (обычно занимал третью часть в четырёхчастном цикле). М. был придворным танцем приЛюдовике XIV. За вторым менуэтом всегда идёт повторение первого.
Если первый менуэт в мажоре, то второй нередко пишется в одноимённом миноре. В старинных менуэтах первый менуэт писался двухголосно, а второй— трёхголосно. Место М. в сонатно-симфоническом цикле начиная с Бетховена заняло скерцо. Стало модным все необычное и неестественное. На самом деле, этот танец появился задолго до рождения Людовика XIV. Он стал исполняться уже не одной, а несколькими парами (иногда с кокетливой сменой партнёров, в модном духе «Les Troquers»— или легкомысленных изменников). В качестве «обязательной» части менуэт входил в инструментальную сюиту (Бах, Гендель) иногда— даже в оперную увертюру в качестве завершающего раздела (только у Генделя), а затем на некоторое время «закрепился» в сонатно-симфоническом цикле (обычно занимал третью часть в четырёхчастном цикле).
Примечательным было то, что исполняла его всегда только одна пара. Музыка первых композиторских менуэтов принадлежит Жану Батисту Люлли. В старинных менуэтах первый менуэт писался двухголосно, а второй — трёхголосно. Музыкальный размер менуэта трехдольный: 3/4, 6/8. В старинных М. первый М. писался двухголосно, а второй- трехголосно.
В. А. Моцарт внёс в М. черты лиризма и мужественной энергии. Высшими достижениями в этом жанре по праву считаются полонезы Шопена. У женщин – высокие прически в виде различных фигур, пышные платья с кринолинами, фижмами. Уже знакомые нам «завитушки» мелодии напоминают о великосветских напудренных париках. Первоначально галантный (придворный) менуэт исполнялся одной парой.
Нередко вконце М. делается небольшая кода. Полонезы Шопена навеяны героической, драматичной историей Польши. При Людовике XIV менуэт был излюбленным придворным танцем. Даже в то время еще народный французский менуэт уже исполнялся с определенным размером –.
Новое отношение к жизни – проникло в новый танец. Второй менуэт чаще всего назывался трио. «трио»– по 3-голосной фактуре, типичной для второго М. в ранних сюитах), оживлённый характер, остроумные ритмич. Такое тональное «озорство», далёкое от «правил хорошего тона» 151 примета музыки ХХ века.
В таких костюмах танец невозможно танцевать в быстром темпе. Но общественная атмосфера кардинально изменилась.