Будничную обстановку вместо парадного зала изобразил Веласкес («Менины»). Писал Диего Веласкес «Менины» в тот период, когда Маргарита была единственной наследницей короля. В 1656 году Веласкес пишет картину «Менины» («Фрейлины»). «менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656году.
Итак, Менины (Las Meninas по-испански или Фрейлины) – картина Диего Веласкеса (Diego Velzquez), одно из самых знаменитых полотен мира. В Институте Сервантеса в Москве открылась художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины». Несмотря на то, что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг – нарисовать самого себя в Менинах.
Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо. Воточем, какя думаю, написана картина Веласкеса «Менины». Мишель Фуко в самом начале «Слов и вещей» разбирает классический пример геральдической конструкции – «Менины» Веласкеса (около 1656 – 1657, Прадо, Мадрид) с их непростым зеркальным построением. Веласкес был придворным художником короля. Несмотря на то что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг — нарисовать самого себя в «Менинах».
Несмотря на то, что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг – нарисовать самого себя в "Менинах". Того портрета Филиппа IV и королевы Марианны, который якобы Веласкес пишет в «Менинах», в реальности не существовало. Несмотря на то что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг — нарисовать самого себя в «Менинах».
Картина «Менины» Веласкеса оставила после себя много загадок. Продолжая проект, отдел культуры Института Сервантеса, его руководитель Татьяна Пигарева предложили художникам обратиться к творчеству Веласкеса, создавать свои интерпретации картины «Менины» – одного из самых выдающихся творений мировой живописи.
Во всяком случае, в золотистой атмосфере «Ткачих» как бы растворяется вещественность всех образов. Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». Одна из них изображает состязание Марсия с Аполлоном (копия с композиции Иорданса), другая – соревнование Арахны с Афиной (Рубенс). Художник испанского золотого века Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660) пишет картину.
Разумеется, нет. Неизвестный в дверях. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Но здесь возникают новые вопросы. Вспоминается «Сикстинская мадонна», в которой бережно поставленная в углу тиара служит точкой опоры и вносит в это небесное видение кусочек реальности. Но Веласкес все гениально обдумал и взвесил в своей картине. Вотодна изпоследних интерпретаций. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.
Ими же он вдохновлялся в своем групповом портрете Карла IV с семьей. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Ему 57 лет. Многие, в связи с отражением в зеркале королевской четы в «Менинах», вспоминают картину Ян ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», в которой чета Арнольфини многократно отражена в выпуклом зеркале, висящем за их спинами. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Это королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская.
Правда, Рембрандт идет в обратном направлении: он выделяет фигуры отдающего приказания капитана и офицера, а остальные фигуры подчиняет им (и это вызвало недовольство заказчиков). Обыкновенно Веласкес писал свои портреты на темном нейтральном фоне. Это не значит, конечно, что преобладающая роль инфанты полностью уничтожается, но это делает ее преобладание наполовину фиктивным.
Эта мирно дремлющая собака написана как чудный кусок натюрморта. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука.
Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины». В1957году Пикассо написал 58 вариаций натему картины Веласкеса «Менины». Есть точка зрения Филиппа и Анны, есть точка зрения художника, есть точка зрения зрителя.
Короля скоролевой. Диего Веласкес и его картина Менины (1656 г) Картина Диего Веласкеса Менины – один из шедевров мадридского музея Прадо. Смотрят глазами зверей, убийц инасильников. Воточем написана картина Пикассо помотивам Веласкеса. Намечалось обручение испанской принцессы с австрийским императором Леопольдом I. По обычаю, принятому у европейских королевских домов, заинтересованные стороны обменивались специальными торжественными портретами. Здесь я нестану ипытаться рассматривать водном небольшом эссе все пятьдесят восемь работ Пикассо натему картины «Менины».
Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»). Саму картину «Менины». " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Композиция «Менин» может быть понята по аналогии с заключительным актом театрального представления, когда публика, еще живущая в атмосфере совершившегося действия, видит перед собой актера в двух лицах сразу – как героя и как исполнителя роли и в этот миг, на грани вымысла и реальности, вспоминает об авторе-драматурге и вызывает его на сцену. Надо полагать, введение названных полотен в композицию «Менин» было не случайным.
На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе. был распространен сюжет «Венера перед зеркалом» и Веласкес наверняка видел картины на эту тему. Недаром картина была названа по имени второстепенных персонажей — менин. Ее головка приходится строго в середине огромного полотна, в перспективной точке схода и все это выделяет ее фигуру из ее пестрой свиты. В «Менинах» воспроизведена сходная ситуация ибо здесь придворный художник как бы вступает в соперничество с королями, богоравными вершителями человеческих судеб. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты.
Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Картина «Менины» настолько замечательна, так поднимается над средним уровнем групповых портретов XVII века, что она дает едва ли не более полное представление о миросозерцании Веласкеса, чем многие другие его произведения. 13 и 14. Проснись, Леон.
Живопись здесь изображена и отражена, ей подражают, её цитируют, её «играют». В пользу этого говорит сравнение картины «Ткачихи» с некоторыми другими произведениями того времени, в частности самого Веласкеса. Но что он рисует. Мике Баль иНорман Брайсон предложили свое прочтение барселонской картины Пикассо идругих вариаций мастера натему картины Веласкеса «Менины». Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Лондон. Как в «Дон Кихоте», этом романе о романе, сего вставными новеллами, различными пересказами одного события, отрывками из книг, цитатами, пародиями, — это как бы разные стадии познания средствами искусства жизненной правды и вместе с тем обманчивые иллюзии, заблуждения, предубеждения, с которыми искатель правды должен вести неустанную борьбу.
Тутопятьже приходится пропускать целые страницы. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). В 1651 году у Филиппа IV и Марианны Австрийской родилась девочка – инфанта Маргарита.
Известно, что во время работы над этой картиной в мастерскую нередко приходили король и королева, увлечённые процессом. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Монархическая власть стала призрачной.
С тех пор все пауки зовутся арахнами и продолжают ткать свои ковры-паутинки. Вместе с тем Веласкес не боится проведенных прямых линий и геометричности форм. Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. Не стал исключением и Диего Веласкес. Загадка заключается в другом.
Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. То есть король вступил в инцестуозные отношения. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Строго говоря, «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным. Но мы не можем удовлетвориться таким истолкованием, поскольку на картине инфанту окружают не некие придворные вообще, а именно действительные исторические лица изображенные с портретным сходством и известные буквально по именам. С точки зрения каждой меняется значение целого. Донья Мария Агостина де Сармиенто подает инфанте воду.
Недаром картина называется «Borachos», что значит по-испански пропойцы. Итак, в отношении пространства картина Веласкеса образует скрещение двух сфер. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Соперники богов жестоко поплатились за свою дерзость: Аполлон велел содрать с Марсия кожу, а Арахна, несмотря на свой успех, была превращена мстительной богиней в паука (этот сюжет разработан также в картине Веласкеса «Пряхи»). Нельзя сказать, что «Менины» не были замечены потомством.
Попытка толкования картины Веласкеса как чистой мифологии с тенденцией прославления искусства, так же мало убедительна, как и обратная попытка толковать ее как чисто документальный жанровый, трудовой мотив с социально-демократической тенденцией в духе Курбе или Милле. Карлик веселит девочку-инфанту. После того как в нише на ковре было обнаружено изображение «Похищения Европы», скопированное с одноименной картины Тициана, вся эта картина поставлена была в связь с заимствованным у Овидия мотивом «Наказания Арахны», легендарной ткачихи, за дерзкое самомнение превращенной Афиной в паука. Поднимись испанский Лев, сбрось ссебя дремоту ивялость.
Это толкование так же трудно доказать, как и опровергнуть. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Прежде толкователи видели в «Ткачихах» всего лишь результат случайного впечатления художника при посещении королевской ткацкой мастерской. В этом отразилась их привязанность к световым и красочным эффектам.
Такговорил Брайсон. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Все зависит от точки зрения. Их парафраз в гравюре дал Гойя, коренным образом изменив композиционную структуру картины.
В портрете «Менины» фоном служат не условные декорации, а то, что находится за кулисами, нечто такое, чего не замечали при этом фон стал основным предметом внимания художника, захватил все полотно и как бы вытеснил главных действующих лиц за его пределы.
Этобыло понятно всем икаждому, ачто икак надо делать– большой вопрос. Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно.
Гвардамучачас Марсела должна была встать рядом с инфантой и проследить за тем, правильно ли инфанта глотает воду, чтобы, к примеру, принцесса в спешке не поперхнулась. Смотрят искусствоведы. В «Менинах» Веласкес пытался выйти за пределы королевского дворца, отступить от норм парадного портрета.
Ноединственный настоящий боец вкартине дремлет. Оба произведения выполнены в разных манерах. С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Куколка-инфанта — самая застылая фигура во всей картине.
Вместе с тем в «Менинах» применен еще один прием, лишающий образ инфанты ее царственного ореола. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Присутствующие наверняка улавливали этот скрытый смысл. В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. Ивсеже традиционное искусствоведение несовсем ошибается всвоих догадках. Верхняя свободна, более воздушна и легка.
В «Менинах» Веласкес вывел на сцену всех тех, кто был живыми героями его картин и стал его «актерами» и сам предстал в их окружении. Другой поздний шедевр Веласкеса, его «Ткачихи», ставит перед историком не менее спорные вопросы и помогает понять круг тех задач, которые интересовали Веласкеса при создании его «Менин». Уже венецианцы любили изображать Венеру перед зеркалом. Мынаслаждаемся насилием надувиденным иникаких угрызений совести.
Художник предупреждает, призывает очнуться, оглянуться, задуматься. Шутовство сделалось важной исодержательной составной частью новой реальной политики. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. В «Менинах» — это гофмаршал и карлики. Раскрывая смысл происходящего, он соблюдает нормы этикета и вместе с тем прибегает к иносказанию, к средствам эзопова языка. Этот вывод не покажется вольной фантазией, если дополнительно учесть, что картины на дальней стене посвящены мифологическим сюжетам, почерпнутым из «Метаморфоз» Овидия (этой «библии живописцев», как называли поэму) и объединенным темой соперничества с олимпийскими богами.
Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины». Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Итак, время действия – 1656 год. Разглядывание само посебе есть нечто нечистое, гадкое инасильственное.
Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Но, может быть, это «Менины». Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения.
А почему в мастерской находится инфанта. Арахна выткала рассказ о "преступлениях" и "пороках" богов, в том числе и сюжет о похищении Европы. Непристойное занятие. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Ведь известно, что во время работы над «Менинами» король и королева часто посещали ателье Веласкеса, чтобы смотреть, как пишется картина, если принять последнее предположение, то картина в буквальном смысле становится изображением самой себя. Впоследствии в холсте Курбе «Мастерcкая художника» развешанные по стенам пейзажи сливаются с пространством мастерской и создают ту поэтическую атмосферу, в которой изображение способно слиться с реальностью.
Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Карлик напоминает отех временах, обушедших.
Казалось бы и здесь соблюдаются все условности и приичия. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Веласкеса привлекала и задача расширения рамок картины и признания простого человека и поэзия легенды и изящество «галантных цен».
Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Наоборот, в «Менинах» столкновение двух планов заключает в себе нечто от многопланности в новом европейском романе. На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе. Он мечтал стать придворным художником и ему помог случай. Картину «Менины» сравнивали с «Анатомией доктора Тульпа».
Появление гофмаршала так неожиданно, он так естественно заглядывает через открытую дверь, как бы призывая нас покинуть полутемные покои дворца, что мы, подобно читателю романа, увлеченному второй фабульной линией и забывающему о главном герое, готовы не замечать инфанты и ее свиты. Есть и философские интерпретации.
Традиционное искусствоведение говорит про«бедную девочку» сбабьим или, если угодно, общечеловеческим сочувствием, абезжалостный Брайсон, заклятый враг всего бабьего иобщечеловеческого, действует иначе. Придворный художник короля Филиппа IV – Диего Веласкес закончил работу над картиной «Менины» в 1656 году. В «Ткачихах» он как бы возвращается к исходной позиции своей молодости. Нужно внимательно всмотреться в их соотношения.
Отмечалось, что картина могла служить прославлению испанской шерстяной промышленности, которая приходила в те годы в упадок (как в упадок приходило и военное дело, которое Веласкес прославил в своей «Сдаче Бреды»). Но даже королевская чета не абсолютна. Когда мы смотрим, мысамим смотрением отрицаем заветы этики иэстетики. Онибыли непрочь отколоть шутейные номера иповеселить окружающих.
Однако в обоих случаях сходным приемом «прекрасное» снижается сближением с «безобразным». Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта. Дело нетолько втом, чтозапечатлена любимая дочь поздних лет. Художник за писанием королевской четы — эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Между тем, она построена на сложной казуистике элементов «возвеличения» и «низведения» и только их крайняя запутанность избавила мастера от неприятностей, которые незадолго до того доставила Рембрандту перетасовка фигур в «Ночном дозоре».
Свита и менины обусловлены маленькой инфантой. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Относительно того, что изображает изображенный Веласкес, предположения расходятся.
Далее мальчик побежал к месту, где охранялась вода и там ему наполнили кувшинчик. Кроме того, в итальянском и фламандском искусстве 16-17 вв. В «Менинах» нет явной или даже метонимической рекурсии. Странное явление объясняется просто: это не картина, а зеркало.
Сильные мира сего вНовое время усвоили тип поведения «венценосного шутовства». Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса.
Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Мнеприходится пропускать целые звенья моих наблюдений ивыводов поповоду картины Веласкеса. Подвуалью сонного ичопорного мирка придворной жизни вкартине «Менины» зреют парадоксы, безответные вопросы. Аименно страницы оновом типе власти идоминации вэпоху «реальной политики». Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. Но не это главное в полотне.
У Рембрандта — девочка и собачка, самые светлые пятна во всей полутемной картине. Картина Веласкеса «Менины» привлекала до сих пор внимание главным образом своим сюжетом. Между тем более закономерно сравнивать ее с «Ночным дозором». Заключительные слова канцоны Лопе де Бега способны дать оправдание того прекрасного зрелища, которое Веласкес увековечил в «Ткачихах».
Не будь ее, картина потеряла бы последнюю точку опоры и распалась бы на части. Ясно, что Веласкес обращается к понимающему зрителю, способному извлечь смысл из всей совокупности точек зрения из соединения позиций, то есть из композиции как таковой. Только созвучие красочных пятен, нежных, как свежий полевой букет, оживляло эту узаконенную традицией схему. Этополитическая буффонада. Чтоименно означает число вариаций Пикассо, тоесть 58 штук, янеберусь решить.
В «Менинах» разложение приобрело еще большую остроту. Этот перечень можно дополнить портретным изображением инфанты в «Менинах», притом едва ли не лучшим из всех названных выше. Испанская знать не жаловала новую королеву. Ван Эйк применил в своей картине рекурсивную художественную технику «mise en abyme» (или попросту выражаясь: «картина в картине»).
В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. Мыведь постоянно вглядываемся вкартины, рассматриваем их то так, тоэдак. Вся картина построена на парных противопоставлениях. Картина оказывается местом скрещения двух сфер.
У Веласкеса, наоборот, рама служит всего лишь случайным пролетом, по сторонам от которого и перед которым находится реальность. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. В отношении действия в ней соединяется несколько сюжетных узлов. Придворе пытаются делать хорошую мину приплохой игре. Король икоролева превратились вдалекие смутные отражения взеркале.
Тогда картина приобретает вид портрета инфанты Маргариты в окружении придворных. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. А с другой – сам бросает вызов богам. Король Испании и Португалии Филипп IV и его вторая жена королева Марианна Австрийская отражаются в зеркале на дальней стене. Внося беспорядок и придавая композиции непреднамеренность, они приближают «высокий» стиль группового портрета к «низкому» жанру бытовой живописи. Тоесть первый ряд фигур. Очень возможно, что прямое пародирование не входило в замыслы художника.
Фигура карлицы. Выставленный вперед холст отсекает слева узкую полосу картины. Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников. Бледный ихилый дурачок безнадежно пытается разбудить Леона, «льва». Но любого процесса есть руководитель и он собственной персоной явлен на полотне.
Верхняя свободна, более воздушна и легка. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения.
Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». Может быть, Лука Джордано имел в виду это глубокомыслие картины в соединении с ее артистическим совершенством, называя «Менины» теологией живописи. Та послала за водой Николасито.
С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. И на этот раз нужно вспомнить «Дон Кихота», произведение, в которое наряду с мотивами плутовского романа вошли и мотивы пасторали и новеллы и сцены придворной жизни и театральные сцены. Мы как бы восходим ко все более высокой степени реальности, но никогда не достигаем совершенного. Скорее всего это портрет королевской четы. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник.
Но смотрит и художник. Никому никогда не удастся взглянуть на холст, повернутый к зрителю своей оборотной стороной. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Внешне она проигрывала первой жене Филиппа, красавице Изабелле де Бурбон.
Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году. В ее должность входило подчеркивание красоты принцессы. Но ещё удивительнее то, что сама эта сценка, занимающая три четверти картины, кажется, попала в поле зрения художника случайно. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни.
О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. Например, зашифрованный автопортрет самого художника. Все, что происходит на картине, происходит только здесь и сейчас и закончится секунду спустя. Эта техника известна также как «эффект Дросте». Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия.
Однако ни один художник не станет работать в темноте. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Империя дробится, отпадают ее части, мощные враги унижают ее. Иэто тоже непросто так, асо смыслом. Этосвоего рода вызов всем нам, академическим исследователям искусства.
Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. 4. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители.
Затриста лет дотого, в1656году, вмадридской дворцовой мастерской была написана первая исходная картина «Менины». Художник здесь дает нам знать, чтонеоб этом нам надо вообще думать. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Тевремена ушли, король уж нетот, Оливарес умер визгнании. В 1623 году умер придворный художник Родриго де Вильяндрандо.
Высказывалось мнение, что она является главным действующим лицом. Импрессионисты оценили Веласкеса как пленэриста, но недооценили в нем мастера композиции. Это Веласкес. Её рождение поначалу было встречено при дворе без особой радости.
Куда больше распространены две другие точки зрения. Это толкование сюжета вызывает некоторые недоумения. Смотрят, чтобы понять. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. В годы кризиса Испании такой всеобъемлющий взгляд на мир имел большой общественный смысл.
Здесь есть очевидная числовая символика. Смотреть наэти вещи ипотешно игрустно. Но что он рисует. Прожив всего 22 года, она пережила почти всех своих многочисленных братьев и сестер. У голландцев и особенно Питера де Хооха, нередко встречаются такие фигуры «посторонних».
Самое сильное ибоеспособное существо вэтой картине– этоименно мастиф Леон. Причем автопортрет не реальный, а идеальный, на котором художник показывает не то, как есть, а то, как ему хотелось бы, чтобы было в реальности. Существует целая литература, вкоторой вот уже почти сотню лет идут эти споры. Но следует решительно возражать против самой постановки вопроса.
9. Тамтревога, дискомфорт, скрытая драма. Портрет приобретает черты развернутого сюжетного действия, становится «портретом» повседневной дворцовой жизни. Это была как бы программа создания эпопеи из современной жизни. Миф об Арахне изложен в поэме Овидия «Метаморфозы».
С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Дочь Марианны и Филиппа IV инфанта (принцесса) Маргарита Тереза Испанская (1651-1673) в центре картины. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Короли принуждены стать лишь свидетелями великого триумфа Живописи. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно.
Со временем бытовые элементы соединились на полотнах с библейскими притчами – мифологическое и жизненное слились. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Ихприсутствие виртуально. Визвестном смысле верно то, чтоПикассо упростил свой прообраз ипревратил «Менины» вавангардный карнавал стрюками ивыходками. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале.
В «Менинах» ей принадлежит второе по значению место. Но зеркало у ван Эйка не расширяет пространства. У Веласкеса главные фигуры отступают перед второстепенными. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст.
Прежде всего, вся картина, так же как и один из двух пейзажей Веласкеса «Вилла Медичи», делится на две равные части, причем границей между ними служит узкая полоса стены между картинами верхнего ряда и дверью. Главные события исмыслы сосредоточены напервом плане картины. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). Карлики обладали свободой шута, они существовали вне придворной иерархии и содержались как домашние животные. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму.
Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Политика переставала быть священнодействием, онаобретала новые лики иличины. Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса. Уже через 10 лет инфанта Маргарита Тереза станет императрицей, супругой Леопольда 1 императора Священной Римской империи, короля Чехии и Венгрии.
Но стоит поставить рядом с «Менинами» любую картину Питера де Хооха или даже Вермеера, чтобы почувствовать, как далеко было голландцам до «живописной диалектики» Веласкеса. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. Но правда портрета — правда поэтическая, а не документальная.
Портрет инфанты. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. – говорит малыш Николас, – поднимись, левИспании, звучит вподтексте. Она представлена здесь всевозможными знаками, в комплексе всевозможных отношений: своими инструментами (мольберт, подрамник с натянутым холстом, палитра, кисти), пространственными формами, родственными полю изображения и дублирующими функцию рамы (двери, окна, зеркала), органично входящими в этот ряд картинами, своими моделями и исполнителями во главе с живописцем. Этонея говорю, этоточка зрения Брайсона, которую я тут просто слегка договариваю доконца. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников.
Задвадцать лет до«Менин» был написан охотничий портрет восьмилетнего принца Балтасара Карлоса итам тоже рядом сюным инфантом находится мощный пес, верный слуга иохранник. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Веласкес изобразил в «Менинах»на своем поясе связку ключей, подчеркивая, что у него была почетная должность апосентадора – квартирмейстера для важных персон.
Ограничусь только несколькими пунктами.
Веласкес рисовал ее часто, что дало повод назвать их у нас «Мастером и Маргаритой».
Картина «Менины» явным образом построена. Зато на первом плане картины запечатлено все то, что представляется глазам позирующих. Агостина по этикету припала на одно колено, предлагая инфанте попить. Голова беспутника — рядом с головой бога карлица — рядом с инфантой.
Однако, многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Намнедано знать, кого именно пишет художник иэто его принципиальная позиция. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Тоесть длянего она имела абсолютно особый смысл. Стоящий подругую сторону сцены художник способен понимать, чторечь идет осерьезных делах.
Что за сцену изобразил художник искусствоведы спорят до сих пор. Нижняя половина картины занята фигурами. – девочка, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая. 3. Строго говоря» «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным.
Веласкес не решился нарушить ее и в «Менинах». Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Отстраны откалываются куски, вырастают нагоризонте новые опасные вызовы. Она вызвала на состязание Афину.
На это указывает отражение в зеркале. «Где же картина. » — будто бы спросил Теофиль Готье при виде полотна «Менины». На картине ей 5 лет.
Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. галерея), но и их соотношение не вполне отчетливо. Нац.
Марсий, по греческому мифу, достигнув необычайного мастерства в игре на флейте, вызвал на состязание самого Аполлона. Можно сказать, что не только король, но и вообще человек не является в «Менинах» главным действующим лицом, каким он был в классическом искусстве. Та же сложная казуистика «возвеличения» и «низведения» лежит в основе образа маленькой инфанты. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник.
Картина Веласкеса «Менины» есть своего рода философское рассуждение вкрасках изначально адресованное нетолпе ине ученым согражданам, аодному-единственному зрителю, аименно королю, правителю империи иотцу Маргариты, который повесил эту вещь всвоих приватных покоях идо самой своей смерти в1666году видел ее постоянно. И творчество побеждает. Впереди– долгое иобидное историческое омертвение. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Быть может, расширяя изображаемое пространство, художник стремился преодолеть ограничения, присущие групповым портретам, подобно тому как это сделал его современник Рембрандт в прославленном «Ночном дозоре». Афина превратила ее в паука за неуважение к богам.
Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. Но по испанскому этикету женщина не могла показывать свои ноги, вот таким образом чулки были выброшены со словами «У королевы Испании нет ног». Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна).
И эту «двусмысленность» нельзя считать следствием простой небрежности мастера. Но зеркало в «Менинах» имеет еще другое значение. Он взирает на то, что происходит при дворе и на античных героев из близкого ему мира «кухонного жанра». На первом плане художник пишет портрет, менины прислуживают инфанте, резвится карлик. Филипп IV (1605-1665) слыл самым строгим королем Европы, пытавшимся реформировать морально-нравственные устои государства. Вместе с тем ее бесстрастность служит знаком ее высшего достоинства.
В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Инфанту Маргариту, младшую дочь Филиппа IV, Веласкес писал неоднократно до нас дошло несколько таких портретов (три – в венском Художественно-историческом музее, по одному – в Лувре, Прадо и киевском Музее западного и восточного искусства). Карлица из Германии Мария Барбола в темно-зеленом платье, расшитом серебристыми галунами. Менинами могли стать только девочки из самых знатных семей. Однако это положение требует оговорок и поправок.
Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. – женщины ростом с девочку– наводит на мысль о том, что инфанта. В «Венере» Веласкеса зритель видит ее фигуру только со спины, а ее лицо только в зеркале, этим образ Венеры разлагается на два различных ее аспекта. Есть идругие смыслы.
Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Реальная жизнь окончательно превращается вкарнавал. Короля и королевы не видно. «Труан» шутит иразвлекает своих хозяев, ондурачится, нотема дурачества вполне серьезна.
На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик.
Было высказано предположение, что на холсте, стоящем перед художником, следует предполагать не изображение Филиппа с супругой, а инфанты в кругу придворных, то есть всего того, что видно на холсте «Менины», причем художник позволил себе вольность: чтобы показать свою принадлежность ко двору, он перевернул свой холст и изобразил себя рядом с инфантой, между тем как должен был стоять перед ней. светотенью, красками. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Отзвук темы «Менин» —«изображение и реальность» — можно видеть в «Лавке Жерсена» Ватто. Тот же бессмысленный взгляд, та же смешная степенность, почти тот же наряд. Бедняжке принцессе тяжело, еедавит, ейчто-то угрожает, ейнадо посочувствовать.
И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. 1. За пределами холста или внутри него. Отражая фигуру художника, оно всего лишь приобщает его к мирному уюту бюргерского дома, на что намекает и надпись: «Здесь был я».
Просвечивает почти русский вопрос «что делать. » (ноне вопрос «кто виноват. ») Носкрытое послание художника принимает, какэто ив других случаях бывало, обличие шутовской интермедии, разыгрываемой карликом-шутом. Если закрыть узкую полосу в верхней части картины и превратить ее в квадрат, можно убедиться, насколько важны эти соотношения. Покаже позволю себе голословно утверждать, чтоглавные герои картины– этосам художник, занятый работой надневедомой картиной, атакже двое самых малочиновных, самых низкопоставленных участников сцены– этокарлик поимени Николас (Николасито) ипес покличке Леон. Рассматривать, визуально анализировать, углубляться вувиденное идавать ему некие объяснения– означает своего рода сублимированное сексуальное домогательство. Оно приходится строго в середине картины, рядом с открытой дверью, через которую врывается яркий солнечный луч.
«Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году. Но самое главное, выяснение бытовых подробностей запечатленной в картине сцены и ее большей или меньшей верности овидиевой легенде уводит от понимания картины как от поэтического живописного образа великого мастера.
Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно совершенно все. 2. Он здесь и объект наблюдения и его субъект.
Говорят, он улыбнулся два раза в жизни. Арахна – дочь красильщика Идмона из лидийского города Колофон. Инфанта попросила попить воды, обратившись к одной из менин. Вот эта ценность зрителя для художника, разговор с ним – и есть самое главное в этой картине. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес.
Выяснение этих вопросов затрудняется тем, что художник в большей степени, чем в «Менинах», слил ее отдельные планы воедино. Непредубежденный зритель вообще не сразу замечает ее центральное положение. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море.
Игордятся своей человечностью. Веласкес написал картину «Портрет Филиппа IV с прошением» (картина сгорела в пожаре 1734 года), после чего ему выплатили гонорар, назначили ренту и приняли на должность придворного художника. Но при всем его преобладающем положении, бог вина все же принадлежит пьяной компании.
Вероятно, речь идет нетолько опридворном этикете, нетолько ошутовской выходке. Совсем вдали виднеется фигура гофмаршала дон Хосе Нието. В огромной литературе, посвященной творчеству Веласкеса, существуют различные истолкования сюжета и жанра «Менин», Картину можно трактовать как групповой портрет (раннее ее название «Семья»), как сцену из дворцового быта и, наконец, как своеобразную «аллегорию живописи», как «картину создания картины».
Действительно, сценка с инфантой – лишь звено в соединении видимого и представляемого. Инфанта являемся функцией короля. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Каждая обладает своей правомерностью. Афина и Арахна.
Менины (служанки) Мария Агостина де Сармиенто и Исабель де Веласко. Сколько раз обэтом писали иговорили. Она была всеобщей любимицей – «солнечным лучиком» Алькасара. Инфанте прислуживают донья Мария Агустина Capмьенто и донья Исабель де Веласко карлики – это немка Мария Барболa и маленький Николасито Пертусато художник – сам Веласкес (это единственный достоверный его автопортрет) и т. д. С появлением имен картина приобретает вид группового портрета. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Какойже смысл там можно было так близко принять ксердцу. Сюжет «Вакха» не имеет ничего общего с «Менинами».
Интересно, что же могло тронуть такого редкостного «весельчака». Слева– художник, справа– шутипес. 5.
На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. В этом обзоре мы приподнимем завесу тайны над этим прекрасным полотном. Еслибы он захотел, чтобы мы догадались, тосделалбы так, чтобы мы догадались. Девочке плохо, вокруг копошится гадость инечисть, онавловушке, онаваду.
Это сцены из жизни простых людей. Находится в музее Прадо в Мадриде. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос. Королева Испании Марианна Австрийская (1634-1696) вышла замуж за своего дядю (родного брата ее матери) короля Филиппа IV в возрасте 15 лет. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. «Свет мой, зеркальце, скажи».
Далее вглубину– хоризрители. Основой ее толкования служил старинный испанский историк Паломино, дополненный некоторыми более поздними работами. Далее, могучий охранник-пес картины Веласкеса, очень существенный персонаж исходной картины «Менины» изменился донеузнаваемости.