«менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656 году. Впервые в музее Прадо картина упоминается под названием «Менины» в каталоге 1843 года. На данный момент «Менины» можно увидеть в музее Прадо, который находится в Мадриде. Самой знаменитой картиной, естественно является «Менины» Las Meninas, которая считается наиболее драгоценным экспонатом Прадо.
«менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656году. Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо. В 2009 году музей Прадо запустил в интернете проект, позволяющий изучать «Менины» в ультравысоком разрешении60.
В музее Прадо хранится самая знаменитая картина голландца — Сад земных наслаждений. Испанская знать не жаловала новую королеву. Также в Прадо представлены работы другого немецкого художника Кранаха. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. Почему-то считается, что обязательно надо пройти мимо всех подряд картин, для того чтобы гордо сказать друзьям: «Я там был».
«Свет мой, зеркальце, скажи». Мы находим на картине много белых красок, но по настоящему ослепительным и излучающим сияние нам видится лежащий на пеленке Младенец. Интересно, что же могло тронуть такого редкостного «весельчака». Художник дает точную психологическую характеристику каждому из портретируемых.
Он здесь и объект наблюдения и его субъект. В ее должность входило подчеркивание красоты принцессы.
С тех пор все пауки зовутся арахнами и продолжают ткать свои ковры-паутинки. В «Венере с зеркалом» (ок. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна).
Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Менинами могли стать только девочки из самых знатных семей.
Та послала за водой Николасито. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. Место действия — мастерская самого художника (он выглядывает и-за большого холста справа), в центре композиции — пятилетняя инфанта Маргарита, которую окружают фрейлины и карлики-шуты. Особенно сильны его автопортреты и один из них можно увидеть в Прадо.
Разумеется, нет. Но это все второстепенное, главное это серебряное сияние, которое исходит от центральной группы и удивительное ощущение воздушного пространства, заполняющего помещение. Инфанта попросила попить воды, обратившись к одной из менин. После смерти священнослужителя вещь поступает в коллекцию Кристины Шведской, а затем в коллекцию первого испанского короля из династии Бурбонов, Филиппа V (1683-1746).
Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. Черты внешности монарших особ неразличимы в светящихся овалах на опалесцирующей поверхности зеркала, но они явно обращены к зрителю. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории.
Король Карл IV заказал Гойе написать групповой портрет королевской семьи. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго.
Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Некоторые авторы идентифицируют эти статуи как изображения братьев Кастора и Поллукса. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8.
Ту из них, которая подает Маргарите сосуд с питьем, зовут Мария Сармиенто, другую – Исабель де Веласко. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Здесь же расположен центральный вход — его сложно не заметить, так как он украшен шестью огромными колоннами, а перед входом расположена статуя Веласкеса. Тем более, что здесь действительно есть что посмотреть, чем насладиться.
Арахна – дочь красильщика Идмона из лидийского города Колофон. Однако испанцы не стали унывать и восстановили здание, несколько дополнив его, но сохранив при этом первоначальный замысел автора. 5. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. Зеркальное отражение в этой картине словно подтверждает законность брака Арнольфини, заключенного при свидетелях.
Получился живописный сюжет-обманка. Загадка заключается в другом. Первое упоминание об этой группе относится к 1623 году, когда она находилась во владении кардинала Массими, на вилле Людовизи в Риме. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. Однако работы Дали, Пикассо, Миро представлены в других музеях мадридского «Золотого треугольника» — в галерее Тиссен-Борнемисы и в большей степени в музее Королевы Софии. За пределами холста или внутри него.
Сам же Гойя никогда больше не получал королевских заказов. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Он мечтал стать придворным художником и ему помог случай.
Веласкес изобразил в «Менинах»на своем поясе связку ключей, подчеркивая, что у него была почетная должность апосентадора – квартирмейстера для важных персон. Строительство музея было завершено в 1807 году, а уже через год французские войска основательно его разгромили и даже, говорят, устроили там конюшни (французы всегда тяготели к прекрасному, даже если речь шла о туалетах и конюшнях). Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами.
В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. Афина превратила ее в паука за неуважение к богам.
Во второй половине XVIII века придворным художником был назначен Антон Рафаэль Менгс, работавший в стиле неоклассицизма. Агостина по этикету припала на одно колено, предлагая инфанте попить. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства.
Веласкес рисовал ее часто, что дало повод назвать их у нас «Мастером и Маргаритой». Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания.
Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. Художник отчетливо передает контраст между хрупкой прелестью, живостью личика принцессы и той непростой ролью, которую она вынуждена играть соответственно высокому сану, лишившему ее детства. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание».
Грудь его украшает крест Святого Иакова ордена Сантьяго, который он получил лишь в 1859 году, спустя три года после написания картины. На картине ей 5 лет. Вокруг картины создано много шума искусствоведы никак не могут сойтись на какой-нибудь одной версии, объясняющей смысл картины, впрочем, конечно, они никогда и не сойдутся, путеводители одаряют произведение эпитетами вроде «мистическое» или «таинственное», толпы наблюдателей формируют семь кругов ада вокруг полотна, завороженно на него смотрят или понимающе кивают.
Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью. По-моему, картина «Менины» — отличный пример для подобного вопроса. Далее мальчик побежал к месту, где охранялась вода и там ему наполнили кувшинчик.
Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. Пикассо и Миро больше времени провели во Франции, чем в Испании.
Дочь Марианны и Филиппа IV инфанта (принцесса) Маргарита Тереза Испанская (1651-1673) в центре картины. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Художник испанского золотого века Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660) пишет картину.
Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. В 1623 году умер придворный художник Родриго де Вильяндрандо. А почему в мастерской находится инфанта. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля.
Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Королева Испании Марианна Австрийская (1634-1696) вышла замуж за своего дядю (родного брата ее матери) короля Филиппа IV в возрасте 15 лет. По замершему в дверях силуэту Ньето, стоящему на разных ступенях лестницы, трудно сказать с определённостью— входит он или выходит из помещения12, хотя, как слуга королевы, он обязан был сопровождать её для открытия и закрытия дверей, так что его приход, вероятнее всего, предвещает окончание сеанса у Веласкаса, на что косвенно может указывать и приготовившаяся к реверансу фрейлина13.
В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. В картине живут еще и карлица-уродка и с ожесточением наступающий на собаку карлик.
И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Но не это главное в полотне.
Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. То есть король вступил в инцестуозные отношения. Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. Однако самое ценное, на мой вкус, это работы Альбрехта Дюрера. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Она вызвала на состязание Афину.
Таким же приёмом не акцентируются черты лица доньи Исабель— свет лишь мягко касается её щеки, оставляя в тени внешность и платье. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. Филипп IV (1605-1665) слыл самым строгим королем Европы, пытавшимся реформировать морально-нравственные устои государства. Все картины тогда размещались в загородной резиденции El Prado. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Я не буду лишний раз повторять то, что уже написано в тысячах книг историю этой картины увлекательно рассказывает искусствовед Паола Волкова в одной из передач цикла «Мост над бездной». Сейчас я вам о ней расскажу.
Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Это единственная картина Веласкеса, на которой король и королева изображены вместе, но очень неотчетливо, схематично. Среди работ Веласкеса мне определенно нравится одна – «Портрет Папы Иннокентия X», но выставлена она, к сожалению, в галерее Дориа-Памфили. Веласкес написал картину «Портрет Филиппа IV с прошением» (картина сгорела в пожаре 1734 года), после чего ему выплатили гонорар, назначили ренту и приняли на должность придворного художника.
А с другой – сам бросает вызов богам. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник.
В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. Внешне она проигрывала первой жене Филиппа, красавице Изабелле де Бурбон. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском.
С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Картина изображает одну из придворных сцен. Но смотрит и художник.
На Фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10.
2. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Говорят, он улыбнулся два раза в жизни. И этот факт тоже отражает историю Испании. Музей Прадо впервые был открыт в ноябре 1819 года. Филипп IV и Марианна, хоть и видимые лишь в отражении зеркала, занимают центральное место на холсте, что соответствует социальной иерархии.
Не слишком понятное русскому человеку слово «менины» означает фрейлины, окружающие на картине юную инфанту Маргариту Австрийскую, любимую модель Веласкеса. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. Гений Веласкеса представлен в Прадо 50-ю творениями, среди которых центральное место занимает всемирный шедевр «Менины», созданный в 1656 г. Реалистичная картина изображающая сцену из жизни семьи короля Филиппа IV, мгновенно переносит созерцателя на несколько веков назад и делает его участником действия. Особенность коллекции испанского музея в том, что картины собирались по принципу любимых художников (сперва королевской семьи, затем дарителей). Прожив всего 22 года, она пережила почти всех своих многочисленных братьев и сестер.
1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Инфанта, напротив, ярко освещена. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу.
Двухсотметровый фасад выходит на аллею Прадо (Paseo del Prado). Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. Тогда, в Прадо, когда я стояла в зале с картинами Веласкеса, я подождала, пока толпа схлынет и пробралась к «Менинам».
Ее основу составляют работы трех великих мастеров: Эль Греко, Веласкеса и Гойи. 1. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. Живопись Веласкеса настолько глубоко переплетена с историей и собственной биографией художника в ее контексте, что ее необходимо не то, что читать, а разгадывать в длинной веренице портретов королевской четы и высокопоставленных лиц.
Там ему выдали серебряный поднос, на который поставили личный кувшинчик инфанты из красной ароматической глины букаро. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Проблема заключается в том, что музей действительно огромен, вот таким образом для большинства визит превращается в марафон.
В современную эпоху к левому торсу было присоединено римское изваяние головы Антиноя. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик.
И название его менялось несколько раз, прежде чем установилось известное сегодня на весь мир — Прадо. В течение года картина была закончена. Мы видим роскошные костюмы, блистающие драгоценностями и королевскими регалиями, однако, лица царственной четы свидетельствуют об удручающем отсутствии характера.
4. 3. В «Менинах» нет явной или даже метонимической рекурсии.
Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10.
В музее собраны масштабные коллекции полотен Эль Греко, Диего Веласкеса и Франсиско Гойи, демонстрируются работы Санчеса Коэльо, Хусепе де Риберы, Франсиско де Сурбарана, Эстебана Мурильо. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. В музее всего четыре его работы, но каждая — несомненный шедевр. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Искусствовед Светлана Альперс предполагает, что Веласкес утверждал этим свой высокий статус придворного живописца33, подчёркивая, в частности, что живопись является искусством, а не ремеслом, как обычно считалось в те времена.
Этот портрет произвел впечатление на короля Филиппа IV и он приказал своему брату уступить очередь позирования. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. Пикассо не менял расстановку персонажей, но проявил недюжинную фантазию в экспериментировании над сценой. Хуан де Фландес задумывает пространство этого «Распятия» как созерцаемое с низко расположенной точки зрения и придает ему итальянские отзвуки, также благодаря тому как расположены персонажи: с преобладанием прямых линий, придающих монументальность всему ансамблю. Менины — не статичная работа, они проникнуты повседневным движением жизни.
Эта техника известна также как «эффект Дросте». Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Современное здание музея было построено значительно позже.
Конечно, гордостью Эль Прадо считаются работы Диего Веласкеса (1599 – 1660 гг. ), занимающие несколько огромных залов, всегда заполненных туристами, а центром коллекции, одной из визитных карточек музея является картина «Менины». «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. Таким образом, получается, что королевская пара находится непосредственно перед картиной – там, куда смотрят придворные и сам Веласкес.
Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. В музее огромная коллекция работ этих художников, а еще итальянцев (например, Тициана), но в то же время могут быть огромные пробелы: некоторые страны вовсе не представлены или представлены очень слабо по некоторым периодам (к примеру, здесь почти нет голландской живописи XVII века по историческим причинам). Однако ни один художник не станет работать в темноте. Экспозиции испанской живописи музея Прадо (Museo del Prado) в Мадриде нет равных в мире. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Художественный мир Босха — один из самых загадочных и причудливых в истории искусства.
Однако очевидно, что произошло это не на пустом месте. Карлица из Германии Мария Барбола в темно-зеленом платье, расшитом серебристыми галунами. А что касается психологического портрета, то здесь мне намного больше импонирует полюбившийся в галерее Тиссен-Борнемиса Доменикос Теотокопулос, больше известный как Эль Греко (1541 – 1614 гг. ). Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства.
Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Вокруг нее хлопочут придворные дамы – менины: так называли в Испании прислуживающих инфанте девушек из хороших семей. Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для её возраста. В филиале музея Casn del Buen Retiro выставлены картины испанских художников XIX века. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Однако в отличие от таких музеев, как Эрмитаж или Лувр, которые разместились в бывших королевских дворцах со свойственной им помпезностью, здание испанского архитектора Хуана де Вильянуэва изначально строилось как музей (под который предполагалось отдать второй этаж) и академия наук (на первом этаже). Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.
Здание, в котором разместился музей, само по себе уже является памятником архитектуры. Донья Мария Агостина де Сармиенто подает инфанте воду. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44.
И творчество побеждает. Официальный адрес музея при этом: улица Руис де Аларкон, 23. Афина и Арахна.
Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для её возраста. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. В настоящее время Прадо располагает самой богатой экспозицией испанских живописцев. И в этом смысле музей Прадо дарит вам потрясающие возможности. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44.
Музей Прадо без всяких сомнений — один из лучших мировых музеев не только по мощи собранной здесь коллекции (а она, действительно, огромна), но и по организации выставочного пространства, по уровню предоставляемых услуг. Работа отличается удивительной сложностью композиции и цветового решения. Картина Менины всеми признанный шедевр художника. Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей. Ван Эйк применил в своей картине рекурсивную художественную технику «mise en abyme» (или попросту выражаясь: «картина в картине»). В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители.
По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. Однажды моя подруга сказала: «Порой, я не могу понять, действительно ли мне нравится известное произведение или я убеждаю себя в том, что оно мне нравится, так как это общепринятое мнение». Многие, в связи с отражением в зеркале королевской четы в «Менинах», вспоминают картину Ян ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», в которой чета Арнольфини многократно отражена в выпуклом зеркале, висящем за их спинами. Трактовка образов представителей этой царственной семьи предельно правдива. 13 и 14.
Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Я же хочу обратить внимание на совсем другое. Из темного пространства картины художник светом вырывает две группы. На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство.
Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.
Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Эта улица находится слева от центрального входа и именно там стоит искать кассы музея (в здании Монео, о нем ниже). Самое главное, в этот момент остаться искренним с самим собой и не поддаться всеобщему деланому восторгу: мой диалог с Диего Веласкесом пока что не состоялся. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля.
По словам Лопес-Рэя, ни в одной другой работе художник не расширял композицию так далеко за пределы взгляда зрителя— картина, над которой он работает и король с королевой могут быть лишь представлены в воображении29. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Менины (служанки) Мария Агостина де Сармиенто и Исабель де Веласко.
Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Находится в музее Прадо в Мадриде.
Дева Мария с Младенцем, лежащим на ослепительно белом куске холста, окруженная погруженными в полумрак фигурами пастухов вторая группа — ангелы и херувимы, парящие над Мадонной с Младенцем и пастухами. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море.
Благодаря этому жертвоприношению Орест очистился и был освобожден от наказания богов. Но по испанскому этикету женщина не могла показывать свои ноги, вот таким образом чулки были выброшены со словами «У королевы Испании нет ног».
9. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. Само собой история испанской живописи не обрывается в XIX веке работами Гойи.
Она была всеобщей любимицей – «солнечным лучиком» Алькасара. Да, работ художников этой страны меньше, но они очень «мощные». Жизнь во дворце король упорядочил до мелочей настолько, что правила дворцового этикета больше походили на воинский устав внутренней службы. Ему 57 лет.
Скульптура представляет собой Ореста и Пилада, дружба которых стала легендой, в тот момент, когда они приносят жертву в честь своего возвращения из Тавриды с изображением Артемиды (представленная статуэтка). О том, как добраться до музея, я также расскажу ниже. Миф об Арахне изложен в поэме Овидия «Метаморфозы».
Итак, время действия – 1656 год. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Обратим внимание на изображение самого художника с левой стороны, который стоит перед большим мольбертом с кистями и палитрой.
управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». На это указывает отражение в зеркале. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы.
Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14.
В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913).
Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще.