«менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656году. Дин Карр, приглашенный режиссёр для съемок музыкального эпизода фильма «Las Meninas», является автором множества музыкальных видеоклипов. Итак, Менины (Las Meninas по-испански или Фрейлины) – картина Диего Веласкеса (Diego Velzquez), одно из самых знаменитых полотен мира. «менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656 году. Отельmeninas – Boutique Operal занимает элегантное здание XIX века в центре Мадрида, в 100 метрах от станции метро Opera.
Отель Meninas – Boutique Opera находится в 3 минутах ходьбы от красивой площади Мадрида Ориенте и Королевского театра. Лука Джордано, в Испании известный как Лука Иорданский (Lucas Jordn), вдохновившись в Мадриде картиной Las Meninas, написал картину В честь Веласкеса (Homenaje a Velzquez), которая хранится в Национальной галерее в Лондоне. В отеле Meninas – Boutique Opera накрывают завтрак «шведский стол» в прелестной столовой со сводчатым потолком. Картина написана в 1656 году, название Las Meninas стало более известно с ХIХ века, ранее называлось Семья Филипа IV (La familia de Felipe IV).
Американский художник Джон Зингер Саргент (John Singer Sargent) в 1882 году создал полотно Дочери семьи Буа (Las hijas de la familia Bout) с интерьером подобно Las Meninas. Hotel Meninas – Boutique Opera принимает эти карты и оставляет за собой право предварительного блокирования средств на карте до вашего приезда. «менины» (исп. Las Meninas, «фрейлины», 1656)— картина Диего Веласкеса.
Светлая, хрупкая фигурка маленькой девочки окружена почтительной свитой – фрейлинами-менинами, которые послужили названием картины, придворной карлицей и шутом, большой дремлющей, весьма равнодушной собакой. Возможно, что самого зрителя. Отказываясь от нарративности и действия, режиссёр затягивает зрителя в свой фильм, предлагая ему роль «невидимого наблюдателя», лишённого защитных психологических механизмов. Это замкнутое пространство настолько запутано1, что превращается в неориентируемую поверхность наподобие «ленты Мебиуса».
Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко.
Как известно, существует два подхода к такого рода организации— конструктивный и декоративный. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Для динамичности (или скорее, для динамичной статичности) в барочных интерьерах применяли смены ракурсов и разного рода оптические эффекты, в том числе и с помощью зеркал. Амброз Бирс говорил, что в каждом диалоге принимают участие шестеро: «каждый как он есть (известный только Богу), каким он кажется себе и каким он кажется собеседнику». Он занят работой – пишет портрет королевской четы изображение которой можно заметить, если приглядеться и заглянуть в зеркало, висящее над головой инфанты.
Съёмки показали избыточность этого подхода. А главное— чьи это гримасы, жесты и взгляды. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины».
Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. За пределами холста или внутри него. В сочетании с флэшбеками, коими также полон фильм, мотив «двойников» достигает своего апогея— в фильме лишь четверо персонажей, а у зрителя возникает ощущение толпы. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. То, чем заняты эти фигуры, для нас почти не имеет значения важно только, чтобы они остались в тех же одеждах (до чего красива розовая повязка на черных латах Спинолы и коричнево-желтый костюм на Юстине. ), с тем же тоном лиц и волос, которые им придал Веласкес. В своем месте мы станем говорить во всех подробностях о портретах Веласкеса, но и сейчас мы можем остановиться на той картине, которая занимает среднее положение между исторической живописью и официальным портретом, — на картине «Las Meninas»1, этой чистейшей жемчужине Мадридского музея. Радикальный отказ Игоря Подольчака от «сюжетности» и линейности повествования в фильме «Las Meninas» имеет, как это ни парадоксально, связь с семейной сагой «мыльных» опер: бесконечно запутан клубок родственников их отношений интриг, болезней и смертей.
Зеркала— ещё одна важная стилистическая примета барокко. Из-за этого временная ось также искривляется, следствием чего является переплетение прошлого и настоящего— в этом доме не существует различие между направлением «вперёд» и «назад» во времени, как не существует различия между смутными воспоминаниями и фактическими событиями. Использовались кинокраны украинской компании Фильмотехник «Гармошка», «Pull-Push» и гиростабилизированная панорамная головка «Flight Head».
Не вполне за Веласкесом можно сохранить «бодегон» Лондонской галереи с плохо нарисованными фигурами кухарки и старухи на первом плане и Христа с сестрами Лазаря в фоне, а также картину «Мальчик с виноградом», бывшую у г. Knoedler в Лондоне. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для её возраста. Одновременно происходил поиск локаций для съёмок и разработка декораций. На это указывает отражение в зеркале.
Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Однако и в этой картине чисто живописные стороны так превосходят все остальное, так она вся поет своими переливами мощных и нежных красок, так она вся состоит из красочных откровений, что, глядя на нее (не в воспроизведении, а в натуре) интерес к сюжету отступает абсолютно. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес.
В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. 1 Картина, называвшаяся в старину «La Familia», получила то прозвище, под которым она известна всему миру — «Las Meninas», благодаря изображенным на ней двум фрейлинам (менинам) — Марии Аугустине Сармиенто и Изабелле де Веласко, сопровождающим, вместе с карлицей Марией-Барбола и карликом Николазито Партузато инфанту Маргариту-Марию в мастерской Веласкеса, пишущего портрет юной принцессы. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Одновременно происходил поиск локаций для съёмок и разработка декораций.
Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. К типу «бодегонов» приближаются и такие картины Веласкеса, как «Христос в Эмаусе» у Мануэля де Сото (не вполне достоверная) и мадридская «Los Borrachos». Одна из сцен (5 минут) была снята одним кадром с операторской тележки при постоянном движении.
Разумеется, нет. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском.
И творчество побеждает. Знающие картину лишь в воспроизведении не могут себе представить тех чар, которыми она обладает в оригинале. Съёмки производились на цифровую камеру Thomson Viper, материал записывался на кассеты HDCAM SR (4:4:4 RGB, FullHD, 25fps, 1080p). Барокко, естественно, был исключительно декоративным стилем. Любопытно, что на уровне фабулы (персонажи в замкнутом, практически «лабораторном», пространстве) и операторскими играми с бликами, отражениями и преломлениями, «Las Meninas» можно сравнить (с определенной долей условности) с фильмом Григория Кроманова Отель «У погибшего альпиниста».
В сочетании с флэшбеками, коими также полон фильм, мотив «двойников» достигает своего апогея— в фильме лишь четверо персонажей, а у зрителя возникает ощущение толпы. И действительно, самые восхитительные картины мастера те, в которых он абсолютно бесхитростно, но с присущим ему истинно божественным чувством прекрасного изображает натуру — будь то портреты или те натюрморты «кухонного порядка», которые он писал в юных годах согласно формулам Караваджо и Эрреры, будь то пейзажи или бытовые сцены2. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора.
1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. Однако это толкование картины легко подвергнуть сомнению: среди работ Веласкеса нет ни одного парного портрета Филиппа IV и Марианны Австрийской, а сведений о таком портрете не имеется и в старинных дворцовых описях. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства.
Это ещё и определённый психоаналитический символ, связанный с термином Жака Лакана «стадия зеркала». – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе.
В написании диалогов принимал участие латвийско-русский писатель Андрей Левкин. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Это о «Ткачихах» Менгс выразился, что они писаны мыслью (pensamiento) иначе говоря — скорее навеяны, нежели исполнены кистями и красками. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая).
Писана эта картина (судя по возрасту принцессы, родившейся 12 июля 1651 г. ), вероятно, в 1656 г. В начале работы как будто размер холста был меньший и уже во время писания Веласкес расширил композицию до ее настоящих пределов пришивкой новых полотнищ. 2 Тесть Веласкеса, Пачеко, осуждал тех художников, которые отдают свои силы на писание обыденных, тривиальных предметов и тем не менее известно, что он и сам писал «кухонные картины» («bodegones»), а также что он любовался подобными картинами Веласкеса. Первые менины во Франции появились не позднее 1680 года, при Великом Дофине (1661—1711). Это зеркальная драматургия, драматургия замкнутого круга. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале.
Самая центральная группа оказывается в своем построении очень нужной именно для красочной прелести картины — без нее «живописная композиция» развалилась бы, потеряла бы свою стройность. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. В написании диалогов принимал участие литовско-русский писатель Андрей Левкин. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Семья из четырёх человек (Отец, Мать, Дочь и Сын) обитает в почти полной социальной изоляции в загородном доме, который кажется лабиринтом из комнат и зеркальных отражений. То есть король вступил в инцестуозные отношения.
Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Из-за этого временная ось также искривляется, следствием чего является переплетение прошлого и настоящего— в этом доме не существует различие между направлением «вперёд» и «назад» во времени, как не существует различия между смутными воспоминаниями и фактическими событиями. Зеркала— еще одна важная стилистическая примета барокко. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. За доньей Исабель из полумрака выступает Марсела де Ульоа – дуэнья, без присмотра которой благородные испанские девицы не могли сделать и шагу.
На Фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Значительная часть фильма была снята через зеркала3, что вызывало довольно много проблем у оператора, поскольку постоянно существовала опасность попадания в кадр части съёмочной группы.
«Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Но Веласкес был смел в своих экспериментах, он умел соединить разнородные мотивы так, что вместе они выглядели естественно. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней.
Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Карлики принадлежали к числу монстров, уродцев— содержащихся при дворе людей с гидроцефалией, слабоумных ит. п. В «Las Meninas» можно обнаружить все так или иначе интерпретируемые характеристики этого лакановского понятия— здесь и «конфликтная природа дуальных отношений» и «иллюзии сходства» и «отношения между Воображаемым и Реальным» и «либидозное отношение к образу тела» и «фрагментированная реальность».
Это сцены из жизни простых людей.
Но не это главное в полотне. Но смотрит и художник. Весь Веласкес в этой картине — и не только в том, как она написана (надо бы сказать «навеяна», — техника здесь совсем «растворилась»), не только в подборе ее зеленовато-черных, прозрачных, благороднейшего вкуса красок, не только в безупречности ее рисунка, но, главным образом, в самом замысле, в том, что все в столь громадном полотне принесено в жертву одной чисто-живописной идее. Амброз Бирс говорил, что в каждом диалоге принимают участие шестеро: «каждый как он есть (известный только Богу), каким он кажется себе и каким он кажется собеседнику».
И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Мишель Фуко писал, что картина Las Meninas стала поворотным моментом в формировании «со-временной» личности и её способа восприятия. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Для динамичности (или скорее, для динамичной статичности) в барочных интерьерах применяли смены ракурсов и разного рода оптические эффекты, в том числе и с помощью зеркал. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.
Фильм строится без традиционной драматургии кульминаций. Итак, время действия – 1656 год. Для 15-минутной сцены фильма (воспоминания и бред Сына), которая не содержит ни одного слова, Александром Щетинским была создана Соната для виолончели и фортепиано— самостоятельная концертная композиция, которая может исполнятся отдельно от фильма. Барокко, естественно, был исключительно декоративным стилем.
Это замкнутое пространство настолько запутано, что превращается в неориентируемую поверхность наподобие «ленты Мебиуса». Многие из этих характеристик получат новые интерпретации в следующем фильме Подольчака «Delirium». Но у Подольчака зеркало— это не только инструмент для визуальных оптических находок. В «Las Meninas» зритель также сталкивается с оптическими обманками, двойными или тройными отражениями, ложной перспективой.
Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. «Las Meninas» полон аллюзий на произведения живописи, но, в отличие от фильмов Питера Гринуэя эти аллюзии лишены конкретики. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. В центральной ее части изображена пятилетняя дочь испанской королевской четы – инфанта Маргарита. Замечательно при этом, что даже в этом полумраке нет (так же, как и в «Менинах») ни одного мертвого, заглохшего места все живет, все вибрирует, всюду проникает живительная атмосфера и мягкий отраженный свет.
Однако после возвращения к власти династии Бурбонов Людовик (1775—1844), дофин Франции с 1824 года в годы правления короля Карла X имел свиту из менин, среди которых был и Райнульф, маркиз дОсман. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. С января по август 2006 года проводилась его детальная разработка с привлечением различных специалистов: Яноша Саноцкого (невролог), Александра Королева (психиатр), Богдана Мотузенко (социолог), Владимира Верлоки (философ, литератор).
Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Далее идут: «Стол с живностью» в лондонском собрании J. С. Robinson («Tablero de Mesa», упоминаемое Паломино), «Концерт» в Берлинском музее, «Завтракающие слуги» и «Водонос» (Aquador) в Apsley House герцога Веллингтона, «Старуха, готовящая яичницу» в собрании сэра Фр. Вот таким образом весь звуковой ряд фильма можно рассматривать как целостную звуковую инсталляция. В «Las Meninas» можно обнаружить все так или иначе интерпретируемые характеристики этого лакановского понятия— здесь и «конфликтная природа дуальных отношений» и «иллюзии сходства» и «отношения между Воображаемым и Реальным» и «либидозное отношение к образу тела» и «фрагментированная реальность».
Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Из произведений Веласкеса чисто караваджеского типа наиболее ранним, как кажется, следует считать картину в Эрмитаже «Завтрак», еще несколько жесткую по живописи, однако достигающую полной иллюзии в передаче расставленных по скатерти предметов. Семья из четырёх человек (Отец, Мать, Дочь и Сын) обитает в почти полной социальной изоляции в загородном доме, который кажется лабиринтом из комнат и зеркальных отражений. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Даже самый доскональный анализ творческой манеры этого мастера кажется недостаточным: какие-то главные слова так и остаются несказанными.
Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Именовались также gentilshommes de la manche. Если у Гринуэя внимание акцентируется на конкретные произведения определенных художников (будь то Франц Хальс, Ян Вермеер или Аньоло Бронзино), то у Подольчака в фильме возникает, скорее, некое субъективное видение барокко. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Аналогичные игры с перспективами и точками зрения в фильме Игоря Подольчака оставляют зрителя одного в особняке с призраками, предоставляя ему возможность самому собирать «пазл смыслов» как в рамках фильма, так и за его рамками.
Это еще и определенный психоаналитический символ, связанный с термином Жака Лакана «стадия зеркала». Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна).
Тем самым, зритель как бы наблюдает момент рисования его самого. Именно в этом «семейном» аспекте, киноязык Подольчака ближе всего подходит к литературе, в частности к произведениям Милорада Павича, Бруно Шульца, Витольда Гомбровича. Какомулибо художнику того же круга принадлежит картина в собрании О. Э. Бреза. То есть, если вместо нарисованного зеркала поместить настоящее, то став в определённую точку перед картиной, зритель смог бы увидеть самого себя.
Многие из этих характеристик получат новые интерпретации в следующем фильме Подольчака «Delirium». «Что скажем мы, — писал он в своем El Arte de la Pintura, — о натюрмортах. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Последней в ряду жанровых караваджескных картин являются знаменитые «Ткачихи шпалерной мануфактуры Santa Isabel» («Las Filanderas») в Прадо, писанные, вероятно, в один год с «Las Meninas».
Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Само слово менины имеет португальское происхождение и в мужском роде звучит как menino, в женском роде как menina— как это озвучено в известном полотне Д. Веласкеса «Менины». «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным.
Во время движения перекладывали рейсы, менялись актёры на дублёров изменялся реквизит в кадре. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Непосредственными же предшественниками Веласкеса здесь являются: Алонсо Васкес (работы с 1590 г. умер до 1649 г. ), которого восхваляет Пачеко, Эррера-старший и возможно, что Леготе и Рибера (по признанию самого Пачеко, Веласкес «следовал по пути Риберы к славе»). Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. С января по август 2006 года проводилась его детальная разработка с привлечением различных специалистов: Яноша Саноцкого (невролог), Александра Королева (психиатр), Богдана Мотузенко (социолог), Владимира Верлоки (философ, литератор).
Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Самая отрасль «бодегонов» была полунидерландского-полувенецианского происхождения (Эртсен, Бёклар, Бассано), однако незадолго до появления Веласкеса новую жизнь ей придали опыты Караваджо, согласно формулам которого и писались все подобные картины в Испании.
А почему в мастерской находится инфанта. Если у Гринуэя внимание акцентируется на конкретные произведения определённых художников (будь то Франц Хальс, Ян Вермеер или Аньоло Бронзино), то у Подольчака в фильме возникает, скорее, некое субъективное видение барокко. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны.
Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Именно в этой точке «стирания граней» становится очевидной связь фильма и одноимённой картины Диего Веласкеса, к которой апеллирует режиссёр.
Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. «Las Meninas» полон аллюзий на произведения живописи, но, в отличие от фильмов Питера Гринуэя эти аллюзии лишены конкретики. В «Las Meninas» зритель также сталкивается с оптическими обманками, двойными или тройными отражениями, ложной перспективой.
Одна из сцен (5 минут) была снята одним кадром с операторской тележки при постоянном движении. Но у Подольчака зеркало— это не только инструмент для визуальных оптических находок. Съёмки показали избыточность этого подхода.
Любопытно, что на уровне фабулы (персонажи в замкнутом, практически «лабораторном», пространстве) и операторскими играми с бликами, отражениями и преломлениями, «Las Meninas» можно сравнить (с определённой долей условности) с фильмом Григория Кроманова Отель «У погибшего альпиниста». Кука в Ричмонде. Загадка заключается в другом. Находится в музее Прадо в Мадриде.
Съёмки производились на цифровую камеру Thomson Viper, материал записывался на кассеты HDCAM SR (4:4:4 RGB, FullHD, 25fps, 1080p). А с другой – сам бросает вызов богам. Ему 57 лет.