Константин Менье (нидерл. Константин Менье (нидерл. Constantin Meunier 12 апреля 1831, Эттербеек, Брюссель — 4 апреля 1905, Иксель, Брюссель)— бельгийский скульптор и художник, представитель реалистического направления в искусстве. Константин Менье некоторое время писал сцены из жизни монахов-траппистов и святых. Значительное собрание работ Константина Менье находится в музее его имени, расположенном в брюссельском Икселе.
Еще в 1862 году Константин Менье женился на учительнице музыки, француженке. Константин Менье (нидерл. Constantin Meunier 12апреля 1831 (1831-04-12), Эттербек, Брюссель— 4 апреля 1905, Иксель, Брюссель)— бельгийский скульптор и художник, представитель реалистического направления в искусстве. Константин Менье (нидерл. Constantin Meunier 12апреля 1831 (18310412), Эттербек, Брюссель— 4 апреля 1905, Иксель, Брюссель)— бельгийский скульптор и художник, представитель реалистического направления в искусстве. В 1882-1883 годах Константин Менье по поручению бельгийского правительства ездил в Испанию, чтобы скопировать в Севильском соборе картину нидерландского художника Ван Кампера Снятие с креста. Творчество Константина Менье естественно включается в развитие западноевропейского искусства XIX века, той его линии, которая связана с утверждением образа человека из народа и осмыслением новой темы и принципов социально направленного жанра в искусстве.
Константин Менье (нидерл. Constantin Meunier 12апреля 1831, Эттербек, Брюссель— 4 апреля 1905, Иксель, Брюссель)— бельгийский скульптор и художник, представитель реалистического направления в искусстве.
Лишь изредка мелькают на выставках этих лет жанровые и пейзажные полотна. В 1890–е годы над «Башней Труда» начал работать Роден, Гийо создал гигантский фриз «Труд». «Сеятель» должен был стать центральным образом, олицетворяющим всю созидательную деятельность человечества. Такое решение не удовлетворило Менье.
Навеза (с 1854г. ). Пейзаж здесь, как обычно у Менье, не просто фон, смысл его определяется не отдельными приметами и атрибутами (дымящиеся трубы и т. д. ), а ощущением величавой и суровой силы, рождающей из своих недр и угольные насыпи и вертикали труб. Выполнены они не только маслом, но и пастелью, акварелью, углем, смешанной техникой. Это были полные энтузиазма, свободные и увлекательные даже в своих заблуждениях умы. В кругу художников близкими Менье по творческой направленности были Ларманс, Фредерик и Лейтен.
«Сеятель» для «Памятника труду» возник позднее, в 1898 году и значительно отличается от варианта для Ботанического сада. Лишь изредка мелькают на выставках этих лет жанровые и пейзажные полотна. Главными для него были не красота, а характер. Как бы через символы человеческого труда раскрывается художником природа, в которую он «вводит» зрителя: слева на переднем плане – тоннель и вагонетка, стоящая на рельсах.
Этот стелющийся и распространившийся повсюду дым передан художником коричневыми полосами. Как бы через символы человеческого труда раскрывается художником природа, в которую он «вводит» зрителя: слева на переднем плане — тоннель и вагонетка, стоящая на рельсах. Интересно, что через пятнадцать лет скульптор дал своеобразный вариант, как бы соединяющий два образа-пудлинговщика и молотобойцев «Прокатчике» (1900, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Возникает ощущение последующего действия и случайности данной позы.
Навеза (с 1854г. ). Бюст смещен влево. Поза грузчика свободна от сиюминутности. Таким образом, соединенными в одном памятнике оказались статуя необычайно энергичная и героическая — «Грузчик» — и пассивно-созерцательный «Предок», выполненный в отличных от первой статуи пластических принципах. Кажется, что любой жест им стоит больших усилий.
Рельефы и фигуры на углах изолированы друг от друга большим архитектурным сооружением. Те же сюжеты повторялись в картинах мастера и после его вступления в Свободное общество изящных искусств. Больше того, появляется вялость и сухость в трактовке формы. Ни Менье, ни Роден не работали над произведениями с большим превышением натуры.
Учился у брата — Ж. Б. Менье, а в Академии Художеств в Брюсселе у Ф. Ж. Навеза. Но в этом проекте не было «единой декоративной линии», композиция распадалась на отдельные самостоятельные части.
Благодаря этому расширяются жанровые рамки образа, он становится значительнее. «Сеятель» Менье принадлежит другому сословию иному социальному кругу – это не крестьянин Милле, выполняющий традиционную, освященную веками работу, это пролетарий, воистину сеющий не зерна в поле, а засевающий семенами землю. Среди них портреты К. Лемонье (1886), Э. Верхарна (1900), 3.
На Всемирной выставке в Париже в 1889 году «Молотобоец» Менье был отмечен почетной медалью. Это определение может быть отнесено и к трактовке образа грузчика. Желание сразу заниматься двумя видами искусства— затея рискованная. И «Шахтер, опустившийся на колено» и «Предок» – по существу два скульптурных варианта одного и того же образа.
Этот грубоватый прием пригоден для изготовления простых предметов (например, оружия) и примитивных идолов с элементарными геометрическими формами. Судьба Константина Менье необычна. Статуе предшествовала картина под названием «Усталость», но в скульптурном образе значительно полнее выражена идея мастера. Что представлял собой этот ансамбль. В то же время Менье не следует в понимании образа и крестьянам Милле, с «Сеятелем» которого он бесспорно был знаком использовав его позе для своей статуи.
Эта удивительная острота видения, ощущение нового, преобразованного облика земли особенно характерны для небольшого этюда «Крыши Корона» (Брюссель, музей Менье). Этому мешает разобщенность фигур, внимание которых сосредоточено на разных объектах: рабочий слева просто стоит у ящика с углем и смотрит в сторону, у его ног обессиленно опустился на землю старый шахтер, не принимающий участия в работе. Как художник он впервые выступил на трехгодичной выставке (Триеннале) в Брюсселе в 1857 году с картиной Сестры милосердия. Отрицая как идеализацию, так и мелочный слепой документализм, реалисты утверждают в искусстве принципы идейности и типизации, сочетают художественное обобщение с индивидуальной конкретностью.
По своим пластическим приемам, несколько натуралистическим, он сходен с известным «Старым рыбаком» эллинистической эпохи. Картина полна сосредоточенности, суровой силы. От этого рука воспринимается пластически недоработанной, решенной неудачно. Фигуры по сравнению с картиной здесь оказались выдвинутыми на передний план и более значительными, они теперь не «тонут» в пространстве пейзажа. Линия горизонта проходит почти посередине холста (чуть выше центра), раскрывая грандиозный простор индустриального пейзажа.
Органическое восприятие нового мира вместе с трудом человека выделяет все работы Менье. Жизнь кажется беспросветной, как и коричневато-серый колорит, не нарушаемый ни единым светлым пятном. Родился и вырос в бедной семье выходцев из бельгийского угледобывающего региона Боринаж, а потому с детства был знаком с тяжёлым социальным положением и зачастую нищенским существованием горняков и их семей. Не оправдано в данной ситуации и изображение быка.
Однако через несколько лет он оставляет скульптуру, пережив тяжелое разочарование. Наибольшей известностью среди рельефов пользуется последний.
На Всемирной парижской выставке 1889 года «Молотобоец»— первая из больших скульптур Менье— получила «Медаль почёта», но, несмотря на премию, мастер не мог найти в Брюсселе работу, которая обеспечила бы ему существование. Реалистическое направление в 19 веке развивается как направление критическое. Значительные изменения произошли и в пейзаже. Менее сделал зарисовки углем и карандашом, затем написал пастель и картину маслом, носящие название «Жертва».
Более значительной представляется группа «Материнство», задуманная еще в 1893 году, затем много раз повторявшаяся Менье в различных вариантах. Он вновь и вновь возвращается к той же теме.
Он моложе, чем в варианте для Ботанического сада, с более энергичной посадкой головы. В картине нет действия, но ей присущи просветленность и поэтичность. Главной темой его произведений становится изображение жизни рабочих: «Молотобоец» (1885), «Пудлинговщик» (1886), «Грузчик», «Шахтный газ» (1893). Интерес к искусству в нем пробудил старший брат – гравер Жан-Батист Менье (1821 – 1900).
Героический образ получает абсолютное пластическое решение. Например, «Препод завалил на зачёте пол курса», — это многозначная двусмысленная фраза. Очень красив контраст полуобнаженного торса и тяжело спадающего вниз фартука, пластически решенного более свободно и интересно, чем в статуе «Молотобойца». Профили идущих впереди шахтеров напоминают античные медали. Среди них есть небольшие работы этюдного характера — «Красные крыши», «Шахта под снегом», «Крыши Корона», «Доменные печи» и др. На подобных же пластических принципах асимметрии и подвижности формы строится круглая скульптура «Голова пудлинговщика» (Брюссель, музей Менье) и большая статуя сидящего «Пудлинговщика» (Брюссель, Королевский музей изящных искусств).
Я жил среди них их пример увлек меня. Выдвинутые на передний план фигуры также способствуют этому впечатлению. Подобным образом решена и большая статуя «Молотобойца» (1885, Шарлеруа, Университет труда), принесшая Менье успех на выставке в Париже.
Эта проблема так и не была решена Менье до конца его жизни. Полотно Менье не ограничено рамками бытового жанра. Кроме того, они были помещены на разном уровне. Никогда при взгляде на шахтера или шахтерку Менее не возникает сомнения ни в их профессии, ни в подлинности и достоверности образа, хотя художник далеко не всегда изображает сам процесс работы.
Архитектонического и ритмического единства в памятнике достичь не удалось, создавалось общее впечатление массивного и крайне неудачного по форме архитектурного сооружения, к которому чисто случайно «прилеплены» рельефы и круглая скульптура. При взгляде на сидящего кузнеца, вернее, на его позу можно предположить последующее действие – кузнец встанет. Группа «Материнство» перенесена с угла на центр и помещена под рельефом «Жатва», то есть абсолютно изолирована, на ее уровне нет больше ни одной скульптуры. По своим пластическим приемам, несколько натуралистическим, он сходен с известным «Старым рыбаком» эллинистической эпохи. Очень скоро Менье отказался от своего проекта.
Им некогда, они спешат поскорей докопать картошку. Триптих Менье (его размер 1, 4 х 3, 4 м) воспринимается как общественное по звучанию полотно, в нем предельно ясно выражены социальные симпатии художника. Наследуя традицию «Пейзажа с известковой печью» Жерико, Менее становится подлинным создателем индустриального пейзажа в европейском искусстве XIX века.
Очень близок им и «Философ», по образу являющийся прототипом «Предка». Он моложе, чем в варианте для Ботанического сада, с более энергичной посадкой головы. Несмотря на преобладающую роль темы индустриального и шахтерского труда, она все-таки не исчерпывает творчества. Пейзаж здесь, как обычно у Менье, не просто фон, смысл его определяется не отдельными приметами и атрибутами (дымящиеся трубы и т. д. ), а ощущением величавой и суровой силы, рождающей из своих недр и угольные насыпи и вертикали труб. Я боюсь, что это будет слишком объемно. Больше того, появляется вялость и сухость в трактовке формы. Константин был шестым ребенком в семье, рано лишился отца и его матери пришлось открыть пансион, чтобы иметь возможность прокормить детей.
Все здесь исполнено ощущения грандиозного величия. Вернувшись в Бельгию, мастер получает место профессора в Академии художеств города Лувена. Клауса (1902), а также портреты членов семьи Менье и автопортреты. Характерность сочетается в нем с гармоничными пропорциями.
В одном из своих писем он писал: Под влиянием французских пейзажистов великие художники Луи Дюбуа, Артан де Бракелар, Буланже вновь обрели прекрасные традиции Нидерландов. Образ, созданный скульптором, вполне соответствует его замыслу. Менье создал впечатление величия, приподнятости.
Сумрачный дождливый день. Левая и правая части строятся в небольшом пространстве, где фигуры расположены близко друг к другу, преобладает (особенно в правой части) ощущение тесноты. «Я не обращаю внимания на повседневные стороны быта. Хорошо продуман и силуэт памятника, который особенно впечатляет при боковых точках зрения.
Чертам лица придана почти классическая правильность. Фигуры на углах памятника носят пассивно-созерцательный характер: помещены и «Старый шахтер» и «Предок», придающие абсолютно определенную настроенность всему произведению. Важнейшим его проектом в этот период становится «Монумент труду», заказанный государством, но воплощенный в жизнь лишь в 1930 году. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Люди среди этой природы ощущают себя в привычной для них среде их труд слит с ней, они нерасторжимы.
В бюсте Антверпен, символично названном по имени крупнейшего бельгийского порта, создан обобщённый образ трудящегося. Среди мастеров мирового реалистического искусства следует прежде всего назвать крупнейшего бельгийского живописца и скульптора Константина Менье (1831—1905). Эпизод повседневной работы превращается в символ значительности труда. Это тем более обращает на себя внимание, что ни одна из фигур монумента не решена подобным образом. Рядом с женщиной стоит жнец с поднятой рукой, его поза прямо перенесена из скульптуры «Июнь» (1890), заслужившей положительный отзыв критика, сравнивавшего этот образ с лучшими произведениями Милле.
Образ «Кузнеца» имеет определенное сходство с «Сеятелем» не только в пластическом решении, но и в облике. Композиционно фигуры располагались таким образом: по бокам отверстия камина должны были быть помещены «Молотобоец» и «Стеклодув», под ними шел фриз, всю композицию заключала группа «Материнство». Уже египтяне были мастерами в отливе больших статуй.
Он построен на плавных дугах, объединяющих фигуры лошади и всадника. Главные роли в скульптурном ансамбле были отведены статуям «Сеятеля», «Шахтера», «Кузнеца» и «Предка», а также композиции «Материнство». Последней крупной работой Менье стал проект памятника писателю Эмилю Золя. Боринаж» (1889, Брюссель, музей Менье). Вторая скульптура — один из многих вариантов статуи «Косаря» (1898, Брюссель, музей Менье)— снова представляет труженика в момент перерыва в работе, но в ином состоянии — засучивая рукав рубашки, он весь поглощен предстоящим ему делом, вот таким образом его внимание как бы рассредоточено: рукав рубашки он закатывает почти машинально. Многие из этих приемов были развиты затем в рельефах для памятника. Удивительное совпадение: Едоки картофеля Ван Гога написаны в том же 1885 году, что и Сборщики картофеля Константина Менье.
Профили рабочих в центре часто воспроизводятся самостоятельно, как символ пролетариев. Эта органичность во многом определяет и большую силу воздействия «Голгофы». К числу его первых значительных картин относятся «Похороны трапписта» (1860), «Пашущие трапписты» (1863), «Богослужение в монастыре Ла Трапп» (в соавторстве с Альфредом Вервее, 1878). Живопись этих полотен мало интересна, но зато рисунки позволяют ощутить большой ритмический дар художника, его стремление к ясной логике монументализированых форм. Фрекена скульптора академического толка, занимался у известного живописца Ф. -Ж.
Общее настроение– суровое и сдержанное. Впечатление грубой силы создают и характерные пропорции фигуры с массивными плечами, большими кистями рук и ступнями ног, которые еще утяжелены деревянной обувью. Родился в Эттербеке (ныне в составе Брюсселя) 12 апреля 1831 года.
Несомненно, лучшей из таких работ можно считать «Шахтерку». В его трактовке появилась некоторая сухость и вялость. Ею заинтересовались крупные французские скульпторы. С кон. Головы четырех идущих грузчиков даны почти на одном уровне (по принципу исокефалии), что сообщает рельефу торжественность и монументальность.
В 1886 году статуи Менье были выставлены в Париже и заслужили одобрение О. Родена. Нужно еще отметить, что вертикальный формат боковых картин подчеркнут вертикалями стен в «Спуске» и столбом в «Подъеме».
Оно открыло новые горизонты и перед мастерами других школ и другой эпохи — ХХ столетия. В этой работе Менье стремится избежать фронтальности и симметрии в расположении фигуры. Головы четырех идущих грузчиков даны почти на одном уровне (по принципу исокефалии), что сообщает рельефу торжественность и монументальность.
Она внимательна к детям, что выражено в жесте рук, обнимающих и придерживающих их. Слова Родена о том, что «прекрасно характерное», в большой степени применимы к такого рода скульптурам Менье. В его трактовке появилась некоторая сухость и вялость.
Более обеспеченные семьи покупали словарные энциклопедии в печатном виде. Менье говорил: «То, что я мог увидеть как мелкое явление, я рассматриваю, всегда приподымая его».
Долго и упорно вместе с архитектором Орта бился скульптор над наиболее выразительным архитектурным оформлением. Менье свой памятник первоначально задумал в виде камина – формы камерной. В картине антверпенского музея «Возвращение из шахты» изменился формат, он стал подчеркнуто вертикальным, опущена линия горизонта, фигуры выдвинуты вперед, занимают большую часть полотна и доминируют над пейзажем. Вторая скульптура – один из многих вариантов статуи «Косаря» (1898, Брюссель, музей Менье) – снова представляет труженика в момент перерыва в работе, но в ином состоянии – засучивая рукав рубашки, он весь поглощен предстоящим ему делом, вот таким образом его внимание как бы рассредоточено: рукав рубашки он закатывает почти машинально. Скульптуры Менье – самостоятельные, замкнутые изолированные произведения. Бесконечность, непрерывность выражены ритмом и композиционным построением.
За 12-часовую смену два пудлинговщика в одной печи проводили до девяти плавок. Художник обращается к живописи, в которой он, в отличие от скульптуры, видит новые тенденции, отвечавшие его стремлению к тесной связи с современностью. Из семантических связей в тексте становится ясно, что речь о требовательном преподавателе.
Древнейший метод состоит в том, что металл сплошной массой вливается в пустую форму. Героическое начало в пейзаже придает особую решительность образам шахтеров. Хмурое небо, дым парохода– фон для красных и синих одежд трудящихся людей.
У них усталые движения изможденные лица, согнутые спины. Последним возник у Менее замысел рельефа «Шахта» (1901), в котором использована более ранняя композиция «В забое» (1890), составляющая правую часть этого рельефа, которая и представляется наиболее удачной. Эта органичность во многом определяет и большую силу воздействия «Голгофы». Образ старого рабочего со всеми физическими признаками пожилого возраста предстает в скульптуре «Предка». На рубеже столетий Менье обратился к конному памятнику. Огромные размеры архитектурной конструкции памятника изолировали от остальных статую «Сеятеля», поднятую на большую высоту.
Группа Материнство» привлекает героической силой, где обобщение и героизация рождаются из конкретного и достоверного жизненного наблюдения и воспринимаются как значительность и мощь образа, чем-то перекликающегося с «Республикой» Домье, хотя в образе женщины Менье меньше ассоциаций с античностью.
Бесконечность, непрерывность выражены ритмом и композиционным построением. Очень скоро Менье отказался от своего проекта. В 80–90–х годах Менье был не единственным мастером, обратившимся к теме труда.
Но именно эта внешняя близость позволяет понять, как два мастера, принадлежащие одной национальной школе и посвятившие свое творчество изображению народа, по-разному используют возможности этого мотива. Не совсем выяснен вопрос о времени написания: его триптиха «Шахта». В картине антверпенского музея «Возвращение из шахты» изменился формат, он стал подчеркнуто вертикальным, опущена линия горизонта, фигуры выдвинуты вперед, занимают большую часть полотна и доминируют над пейзажем. И все-таки Менье не останавливается и на этом варианте. Профили идущих впереди шахтеров напоминают античные медали. Еще большее значение для развития западноевропейского искусства имела скульптура Менее.
Менье, постоянно соприкасавшийся с ведущими бельгийскими пейзажистами еще в период существования «Свободного общества изящных искусств» именно теперь обретает свое самостоятельное лицо и в этом жанре живописи. Наибольшей известностью среди них пользуется «Индустрия» (1894), повторяющая композицию известной картины «Плавка» (1885, Брюссель, музей Менье).
Линия горизонта опущена значительно ниже, фигуры занимают весь холст. Фигура «Сеятеля» обращена к фасадам домов, перед ней очень узкое пространство, площадь остается за его спиной, а канал подходит к памятнику со стороны «Кузнеца». Этот стелющийся и распространившийся повсюду дым передан художником коричневыми полосами. Однако и этот вариант памятника Менье отверг. У них усталые движения изможденные лица, согнутые спины. Почти античной красотой отличается фигура шахтера, стоящего в центре с поднятой киркой.
Он ищет сюжеты, где бы проявлялась значительность человека, его место в жизни, которое опре первым в бельгийской живописи значительным произведением, посвященным большой общественной теме и охватывающим большое количество героев-участников. Органическое восприятие нового мира вместе с трудом человека выделяет все работы Менье. На формирование художественных наклонностей Менье оказал влияние его брат – гравер Ж. -Б. В области скульптурной группы особенно интересна работа Менье над конным памятником. Менье Константина Эмиль (1831-1905) – бельгийский скульптор и художник.
Жизнь стремительно меняется. Этот мир ей привычен и близок. Статую отличает еще одно очень важное качество (прием, также впервые найденный Роденом) — отсутствие статики. Как художник Менье впервые выступил на трехгодичной выставки (триеналле) в Брюсселе 1865 году с картиной «Сестры милосердия». Менье свой памятник первоначально задумал в виде камина – формы камерной.
Еще большее значение для развития западноевропейского искусства имела скульптура Менее. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания. Справа в профиль шапка пудлинговщика кажется вдавленной. В более поздних вариантах художник стремится к иному решению. Рождается образ могучей женщины с горделивой посадкой головы.
Изображаемый здесь эпизод поразил мастера. Менье следует за Милле в таких полотнах, как «Сборщики картофеля» – и «Сборщицы колосьев» (обе в Брюсселе, в музее Менье), в которых почти полностью повторена композиция работ французского художника. Образ героизирован.
Однако для монумента такое решение представляется неоправданным. Длительность и неопределенность момента, в который изображен шахтер, ничего не говорит зрителю и не вносит в скульптуру того характера «вечности», который, несомненно, хотел передать Менье. Чертам лица придана почти классическая правильность. Он построен на плавных дугах, объединяющих фигуры. Образ мужчины не имеет конкретных признаков определенной профессии. Все работы строятся на пластических принципах асимметрии и подвижности формы.
Он построен на плавных дугах, объединяющих фигуры лошади и всадника. На фоне темно-коричневой массы парохода с красной трубой выделяются фигуры грузчиков. Стремясь показать тяжелые условия работы в низком, давящем помещении, Менье в то же время не сумел так рассчитать композицию, чтобы теснота шахты создавала определенный эмоциональный фактор, как это найдено в рельефе «В забое».
Статую отличает еще одно очень важное качество – отсутствие статики. Обобщенностью форм отличается пастель «Доменные печи» (Брюссель, музей Менье), с дымчатым небом, с коричневато-черными и красными тонами. К сожалению их много нужно, чтобы заниматься скульптурой и чтобы есть. » Эти слова написаны в 1887 году, а спустя два года на Всемирной парижской выставке «Молотобоец»– первая из больших скульптур Менье– получил «Медаль почета».
У Менье человек из народа – это человек, которому принадлежит будущее. Он вновь и вновь возвращается к той же теме.
Склонен относить триптих к этому, более позднему периоду и Гензель, считавший его одним из основных живописных произведений Менье. Триптих построен по принципу показа будничной, повседневной работы шахтеров — правая часть «Спуск», затем «Голгофа» и третья часть — «Подъем». Наиболее близка «Пудлинговщику» по изображаемому моменту скульптура «Пьющий рабочий» (1890, Брюссель, музей Менье). Двое из них отдыхают их позы свободны и независимы. Хорошо продуман и силуэт памятника, который особенно впечатляет при боковых точках зрения.
Уже первую картину Менье на индустриальную тему – Плавка (1880) писатель К. Лемонье, которого называют бельгийским Золя, рассматривал как страницу, которая ознаменовала пришествие человечности, почти не подозреваемой до этого в искусстве. Во всех статуях, скульптурных группах, создаваемых для этого грандиозного проекта, таких, например, как Материнство, с рельефами Жатва, Порт, Шахта, Индустрия, Менье обобщал свои натурные наблюдения в виде фигур-символов, предстающих атлантами современного общества искал характер, который выявлял то в пластических принципах асимметрии и подвижности, то в выборе особо выразительного момента действия. Эта широта и свобода живописи только усиливают общее эмоциональное воздействие пейзажа.
Действительно, образ героичен и подлинно современен. Расцвет творчества Менье относится к периоду его пребывания в Лувене (1887—1895), где он занимался преподаванием в местной художественной школе. Эта картина воспринимается как лирический гимн человеку труда — пролетарию. Фигуры по сравнению с картиной здесь оказались выдвинутыми на передний план и более значительными, они теперь не «тонут» в пространстве пейзажа. Итогом этого периода творчества является картина, навеянная выступлениями крестьян во Фландрии в конце 18 века – «Этюд из истории Крестьянской войны». Исключение составляет лишь рельеф «Возвращение шахтеров», сделанный с более ранней живописной композиции того же названия (картина из собрания Мюрдош в Антверпене). Рельефы и фигуры на углах изолированы друг от друга большим архитектурным сооружением.
В одном из самых ранних вариантов картины «Возвращение шахтеров» (Антверпен, собрание Мюрдош) подчеркнуто повседневное, ставшее привычным ощущение физической усталости идущих нескончаемой вереницей из глубины и проходящих вправо групп шахтеров. Почти античной красотой отличается фигура шахтера, стоящего в центре с поднятой киркой. Менее так объяснял свой замысел: «. Эта широта и свобода живописи только усиливают общее эмоциональное воздействие пейзажа. Никто из его современников не обладал подобным ощущением природы, так как немногие художники, которые обращались к индустриальной теме, раскрывали ее как правило, в городском пейзаже, передавая не размах и величие природы, а те новые элементы индустриальной техники, которые возникли в эту эпоху, — пролеты мостов, фабричные трубы, вокзалы, паровозы с дымом труб. Менье обратился к этой форме живописи вслед за Бономе, развивая его традиции.
Рассмотренные скульптуры представляли излюбленный мастером тип статуй. Желание сразу заниматься двумя видами искусства — затея рискованная. Изображенный здесь эпизод поразил Менье: он увидел эту сцену на стекольном заводе.
Но решающими для Менье оказались встреча с де Гру и вступление затем в «Свободное общество изящных искусств». Левая и правая части строятся в небольшом пространстве, где фигуры расположены близко друг к другу, преобладает (особенно в правой части) ощущение тесноты. Долго и упорно вместе с архитектором Орта бился скульптор над наиболее выразительным архитектурным оформлением. Слова Родена о том, что «прекрасно характерное», в большой степени применимы к такого рода скульптурам Менье. Процесс повторяли несколько: раз. Момент внутренней пассивности, бездейственности свойствен и «Шахтеру, опустившемуся на колено», хотя в нем и нет отвлеченности образа «Предка», — он воспринимается как человек определенной профессии, но позу и жест не отличает та предельная выразительность, какая была присуща скульптурам Менье более раннего периода. Наиболее известна группа «На водопое» (1899, сквер Амбьорис в Брюсселе), в маленьком размере созданная еще в 1890 году в Лувене.
После того как форма остыла, форму разбивают. Ни Менье, ни Роден не работали над произведениями с большим превышением натуры. Боринаж» (1889, Брюссель, музей Менье).
Мощные фигуры царят на холсте. Но лишь Менье смог в живописи B форме бытового жанра (в том числе и в триптихе) добиться современного героического аспекта образа рабочего. Эти черты были отмечены писателем К. Лемонье, который, подобно Э. Верхарну, писал: «Казалось, он получил секрет мастеров Греции, чтобы с его помощью создавать современный героизм». Много лет Менье посвятил работе над памятником Труду, так и не завершив его до конца жизни.
Наиболее известна группа «На водопое» (1899, сквер Амбьорис в Брюсселе), в маленьком размере созданная еще в 1890 году в Лувене. Менье верно почувствовал, что обращение шахтерки в сторону зрителя в антверпенской картине придает сцене характер случайного и очень короткого момента, что снижает торжественно-монументальный характер шествия и суровую эпическую силу образов. Полученные куски вращали в раскаленной печи, пока они снова не сваривались. Фигуры объединены в ритме, подчеркнутом не только их движениями, но и линиями одежды.
Менье разрабатывает изображение одиночной фигуры в рост, углубляя и обогащая образ. В 1880-е годы, пожалуй, только Ван Гог так поэтизировал людей труда, воспринимая каждого из них как личность, со своим характером, судьбой. Например, одежда для меня совсем исчезает в впечатлении общего», – писал ваятель.
В ней воплощен герой, полно выражающий представление о человеке труда. Он занимался также у известного живописца Ф. -Ж. Однако для монумента такое решение представляется неоправданным. Но решающими для Менье оказались встреча с де Гру и вступление затем в «Свободное общество изящных искусств». В своё время на вопрос, что такое скульптура, Менье ответил: Скульптура, по существу, есть прежде всего искусство монументальное.
Почти всегда это виды шахт и шахтерских поселков, угольные копи или изображения заводов и фабрик. Однако Менье лишь отчасти соприкоснулся с проблемой соотношения скульптуры и архитектуры при решении «Памятника труду», так как в нем шли поиски подачи скульптуры, а не ее синтетического слияния и взаимодействия с архитектурным окружением. Действительно, если обратиться к последнему варианту, который известен в макете, то в нем на одном уровне были помещены две сидящие фигуры, группа «Материнство», также с сидящей женщиной и фигура в рост «Грузчика», что уже само по себе исключало ритмическое единство, принимая во внимание и стоящего наверху «Сеятеля».
Это определение может быть отнесено и к трактовке образа грузчика. Фрекена — скульптора академического толка, занимался у известного живописца Ф. -Ж.
Прекрасно найдены уверенные и спокойные позы. Новое возрождение техники литья происходит в средние века, в XI-XII веках. Пластическое решение, начиная с формы среза бюста, поражает целостностью». Эта проблема так и не была решена Менье до конца его жизни. Как художник он впервые выступил на трёхгодичной выставке (Триеннале) в Брюсселе в 1857 году с картиной «Сёстры милосердия».
Очень близок им и «Философ», по образу являющийся прототипом «Предка».
Статую отличает еще одно очень важное качество (прием, также впервые найденный Роденом) – отсутствие статики. Фигуру, стоящую спиной к зрителю, без труда можно узнать в созданной позднее знаменитой статуе «Грузчик». Более значительной представляется группа «Материнство», задуманная еще в 1893 году, затем много раз повторявшаяся Менье в различных вариантах.
Так как в мраморе поверхность как бы слегка просвечивает, то в ее обработке важное значение приобретают мягкие переходы внутренней формы. Теперь лица шахтеров хорошо различимы. Особое значение приобретает круглый срез бюста, дающий ему устойчивость и монументальность. Художники-реалисты окончательно отказываются от деления жанров на «высокие» и «низкие».
К этой скульптуре Менье могут быть отнесены слова Родена: «Прекрасно характерное». В последнем варианте изменены пропорции фигуры, ставшие удлиненными, статуя обрела изящество. Лексический запас регулярно пополняют новые определения. Из этого тупика Менье еще не может найти выхода.
При взгляде на сидящего кузнеца, вернее, на его позу можно предположить последующее действие — кузнец встанет. Не случайно в последнем варианте макета группа была помещена под рельефом «Жатва» — она как бы символизировала всходы человеческой жизни, а над рельефом «Жатва» расположена фигура «Сеятеля», ориентированного в ту же сторону, что и группа «Материнство». «Зовущая откатчица» (1888, Брюссель, музей Менье) — один из первых образов скульптора, в котором выражена гордая уверенность человека в своих силах, печать особого достоинства. От этого рука воспринимается пластически недоработанной, решенной неудачно. В то же время Менье не следует в понимании образа и крестьянам Милле, с «Сеятелем» которого он бесспорно был знаком использовав его позе для своей статуи.
Образ старого рабочего со всеми физическими признаками пожилого возраста предстает в скульптуре «Предка». Реалистическое направление в 19 веке развивается как направление критическое. Но решающими для Менье оказались встреча с де Гру и вступление затем в «Свободное общество изящных искусств». Нельзя не отметить ритмическое чередование ног идущих, решение которых в композиции «Индустрия» не было столь удачным.
Чуть согнутые фигуры шахтеров выступают на фоне темного холма. Образ созерцательный, в нем нет значительности. Действительно, если обратиться к последнему варианту, который известен в макете, то в нем на одном уровне были помещены две сидящие фигуры, группа «Материнство», также с сидящей женщиной и фигура в рост «Грузчика», что уже само по себе исключало ритмическое единство, принимая во внимание и стоящего наверху «Сеятеля». В эпоху Возрождения техника литья из бронзы вновь переживает расцвет. Несомненно, Менье был прав, лишив своего героя крестьянского облика.
Среди них есть небольшие работы этюдного характера – «Красные крыши», «Шахта под снегом», «Крыши Корона», «Доменные печи» и др. Те же сюжеты повторялись в картинах мастера и после его вступления в «Свободное общество изящных искусств». Прекрасно найдены уверенные и спокойные позы. Рельеф на редкость удачно организован ритмически– на резких, энергичных движениях. Лишь изредка мелькают на выставках этих лет жанровые и пейзажные полотна.
Такое решение не удовлетворило Менье. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. Ритмическое соответствие, «сквозной ритм» можно было создать только в том случае, если бы каждая статуя делалась специально для монумента, со строгим учетом ее места также и в архитектурном оформлении.
Без Менье невозможно себе представить декоративно-монументальные поиски Ф. Бренгвина. Во время своего путешествия Менье пишет ряд жанровых картин на темы современной жизни испанцев: «Табачная фабрика в Севилье», «Концерт в кабаре», «Процессия в Страстную пятницу». Героическое начало в пейзаже придает особую решительность образам шахтеров.
Образ «Кузнеца» имеет определенное сходство с «Сеятелем» не только в пластическом решении, но и в облике. Золя (1903), 3.
Стремясь показать тяжелые условия работы в низком, давящем помещении, Менье в то же время не сумел так рассчитать композицию, чтобы теснота шахты создавала определенный эмоциональный фактор, как это найдено в рельефе «В забое». Он занимался также у известного живописца Ф. -Ж. Навеза (с 1854 года). В Бельгии к этой же теме обратился Ван дер Стаппен. На эту тему есть несколько произведений: большая статуя Пудлинговщик (1886), рельеф Голова пудлинговщика и бюст с тем же названием (1895).
Триптих Менье – целостное произведение и по своей направленности и по настроению. Менье, как правило, переносил свои живописные композиции в скульптуру. Сущность этого метода состоит в следующем: скульптор готовит модель из глины, ее сушат и обжигают (для прочности) затем покрывают ровным слоем воска такой толщины, какой желательны стенки будущей бронзовой статуи.
Драматизм, трагические переживания, так же как и психологическая сложность, проникновение во внутренний мир и раскрытие сложнейших оттенков и нюансов человеческого характера, не были свойственны дарованию Менье. Возникает ощущение последующего действия и случайности данной позы. Недооценены в этом отношении рисунки из серии «Мосты на Темзе», предшествовавшие знаменитым офортам Бренгвина. Этим методом выполнены греческие статуи архаического периода и бронзовые статуэтки раннего Возрождения (например, произведения Донателло).
Одно из них– «Порт» (1886).
Были разбиты «бездушные куклы академизма» (по образному выражению Родена). сильная женщина, дочь Земли, держащая у груди ребенка».
Рельеф строится на асимметрии масс и различном впечатлении, которое создают профильные и часовые точки зрения. Появляется новый.
Монумент увенчивался фигурой сеятеля. Триптих Менье (его размер 1, 4 х 3, 4 м) воспринимается как общественное по звучанию полотно, в нем предельно ясно выражены социальные симпатии художника. Обобщенностью форм отличается пастель «Доменные печи» (Брюссель, музей Менье), с дымчатым небом, с коричневато-черными и красными тонами. В образе и сюжете нужна была современность, которая смогла бы покончить с условным классическим идеалом и потребовала бы нового понимания формы. С большой очевидностью это выражено в скульптуре Родена «Бронзовый век».
Пластическое решение, начиная с формы среза бюста, поражает целостностью». Картина написана очень жидко, на переднем плане хорошо различим тон грунта. Однако Менье лишь отчасти соприкоснулся с проблемой соотношения скульптуры и архитектуры при решении «Памятника труду», так как в нем шли поиски подачи скульптуры, а не ее синтетического слияния и взаимодействия с архитектурным окружением. Силой и мощью привлекает также серия рисунков «Мосты на Темзе» (Брюссель, музей Менье), выполненных углем, пастелью, карандашом.
Но замысел Менье при этом был нарушен. Прекрасно найден фон для фигур, непосредственно связанный с изображенной сценой и конкретизирующий место действия – борт стоящего на якоре корабля и бочки с надписью «Антверпен», названием крупнейшего портового города Бельгии. С этой огненной расплавленной массой из металла и шлака справиться было трудно. Поза грузчика свободна от сиюминутности.
Но решающими для Менье оказались встреча с де Гру и вступление затем в «Свободное общество изящных искусств». Менье обратился к этой форме живописи вслед за Бономе, развивая его традиции. А. С. Пушкина). Героический образ получает абсолютное пластическое решение. Благодаря этому расширяются жанровые рамки образа, он становится значительнее.
Две наклонившиеся к земле женщины и мужчина сосредоточенны, не отрывают глаз от работы. Группа Материнство» привлекает героической силой, где обобщение и героизация рождаются из конкретного и достоверного жизненного наблюдения и воспринимаются как значительность и мощь образа, чем-то перекликающегося с «Республикой» Домье, хотя в образе женщины Менье меньше ассоциаций с античностью. Бюст смещен влево.
Уже первую картину Менье на индустриальную тему – Плавка (1880) писатель К. Лемонье, которого называют бельгийским Золя, рассматривал как страницу, которая ознаменовала пришествие человечности, почти не подозреваемой до этого в искусстве. Менье, прекрасно знавший условия шахтерского быта, однако, почти никогда не обращается к изображению интерьеров, семейных сцен, показу тяжести существования. Менье, как правило, переносил свои живописные композиции в скульптуру.
В его скульптуре образы рабочих (шахтеров, рыбаков, грузчиков) воплощают героический идеал человека, уверенного в своей силе, гордого своим трудом (Молотобоец, 1885 Остендский рыбак, 1890 Носильщик, 1889 Грузчик, 1893, все — Брюссель, Музей Менье). Однако образ «Грузчика» кажется более значительным, чем «Сеятель», хотя он и не является центральным.
Это передано и в позе – уверенной, независимой. Следует отметить, что образы «Шахтера» и «Предка» возникли еще в 1895 году, но были выполнены как очень небольшие по размерам статуэтки.
В последний раз пудлинговщики разделяли всю массу на четыре – шесть криц. Кроме того, его стремление к героизации образа также с наибольшей силой могло выявиться в скульптуре. Длительность и неопределенность момента, в который изображен шахтер, ничего не говорит зрителю и не вносит в скульптуру того характера «вечности», который, несомненно, хотел передать Менье.
Но в этом проекте не было «единой декоративной линии», композиция распадалась на отдельные самостоятельные части. В картине нет действия, но ей присущи просветленность и поэтичность. Еще больше изменений произошло с общей композицией – фигура «Сеятеля» венчает только одну, узкую часть монумента. Последним возник у Менее замысел рельефа «Шахта» (1901), в котором использована более ранняя композиция «В забое» (1890), составляющая правую часть этого рельефа, которая и представляется наиболее удачной.
Эта чисто бытовая, жанровая скульптура поражает мощью и обобщенностью форм, придающих значительность и внутреннюю силу образу. Изображаемый здесь эпизод поразил мастера. Справа в профиль шапка пудлинговщика кажется вдавленной. На первый взгляд очень близка «Возвращению шахтеров» Менье «Дорога отдыха» Э. Ларманса (1898, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). В эпоху готики скульпторы отдавали предпочтение камню и дереву перед бронзой.
Поза грузчика свободна от сиюминутности. В бюсте «Антверпен», символично названном по имени крупнейшего бельгийского порта, создан обобщенный образ трудящегося. Для Менье современность была воплощена в героизированном образе труженика-пролетария. Только Э. Верхарн в стихотворении «Труд», эпическом и героическом по звучанию, оказался близок Менье. В последние годы жизни он снова возвращается к той же теме.
Слова Родена о том, что «прекрасно характерное», в большой степени применимы к такого рода скульптурам Менье. Он занимался также у известного живописца Ф. -Ж. Навеза (с 1854 года). Менье очень тонко умел найти аспект, раскрывающий наиболее характерные стороны образа. Кузнец сидит в позе, напоминающей «Моисея» Микеланджело.
Лексика и языковой стиль изменяются в соответствии с духом времени. Менье создал впечатление величия, приподнятости. С этого времени основное место в творчестве Менье заняли темы работе на заводе и работе шахтеров. Образ созерцательный, в нем нет значительности.
Двадцать лет жизни мастер посвятил памятнику, который был установлен лишь в 1930 году (по архитектурному проекту М. Кнауера). Очень красив контраст полуобнаженного торса и тяжело спадающего вниз фартука, пластически решенного более свободно и интересно, чем в статуе «Молотобойца». Волевые, энергичные типы выдающихся современников запечатлены скульптором в ряде портретных бюстов (Камиль Лемонье, 1886 Эмиль Верхарн, 1900 оба — Брюссель, Музей Менье). Монументальное сооружение, включающее в себя ряд рельефов и крупных аллегорических статуй, было воздвигнуто в Брюсселе на площади Жюля де Трооз лишь в 1930 (с некоторыми отступлениями от авторского замысла). Второй метод носит название метода земляной формы или литья по частям.
Менее в 80-е годы. Картина написана очень жидко, на переднем плане хорошо различим тон грунта. Действительно, образ героичен и подлинно современен. На формирование художественных наклонностей Менье оказал влияние его брат -- гравер Ж. -Б. Теперь пейзаж — это земля, породившая черные угольные копи, заводы и дымящие трубы. Таким образом, соединенными в одном памятнике оказались статуя необычайно энергичная и героическая – «Грузчик» – и пассивно-созерцательный «Предок», выполненный в отличных от первой статуи пластических принципах. Например, одежда для меня совсем исчезает в впечатлении общего, — писал ваятель.
Образ мужчины не имеет конкретных признаков определенной профессии. В одном из самых ранних вариантов картины «Возвращение шахтеров» (Антверпен, собрание Мюрдош) подчеркнуто повседневное, ставшее привычным ощущение физической усталости идущих нескончаемой вереницей из глубины и проходящих вправо групп шахтеров. В них сохраняется чувство уверенности и собственного достоинства.
Земля покрыта грязными лужами. В основу их сюжетов легли наблюдения мастера за жизнью монахов в святой обители, которую он неоднократно посещал на протяжении нескольких лет. Около 1880 года Менье получил заказ на иллюстрирование книги Камиля Лемонье «Бельгия». Бельгийский скульптор и художник. Не совсем выяснен вопрос о времени написания: его триптиха «Шахта».
На формирование художественных наклонностей Менье оказал влияние его брат — гравер Ж. -Б. Константин Менье родился 12 апреля 1831 года в Эттербеке (район Брюсселя). Навеза.
Он почти обнажен, лишь с небольшой набедренной повязкой на руке у него висит мешок. Линия горизонта опущена значительно ниже, фигуры занимают весь холст. Несомненно, Менье был прав, лишив своего героя крестьянского облика.
Я боюсь, что это будет слишком объемно. Еще больше изменений произошло с общей композицией – фигура «Сеятеля» венчает только одну, узкую часть монумента. Кажется, что любой жест им стоит больших усилий. Их образы строги И даже немного суровы. Изображение шествия, к которому часто прибегал Менье, под его воздействием становится излюбленным и для многих современников художника, так как этот прием позволяет абсолютно естественно «организовывать» композицию с большей массой участников, передавать продолжительность действия, ощущение непрерывности и раздвигать ограниченные рамки полотна. Несомненно, лучшей из таких работ можно считать «Шахтерку».
Красные крыши шахтерского поселка не только отвлекали внимание, но и как бы приближали картину к быту, она превращалась в конкретное изображение эпизода возвращения домой трех шахтеров и промокшая по дороге обувь в руках шахтерки еще больше подчеркивала этот чисто бытовой жанровый мотив. Наибольшего соответствия Менье удалось достичь в рельефе «Порт» и скульптуре «Грузчик», они решены в близких планах, но композиционно и образно не нуждаются друг в друге. Несомненно, что этот принцип использовал Менье, отказавшийся от тех академических приемов, в которых, видимо была выполнена «Гирлянда», созданная в годы юности мастера. Выполнены они не только маслом, но и пастелью, акварелью, углем, смешанной техникой. Менье больше подчеркнул то, что их объединяет, в противоположность различию трех шахтеров предыдущей картины. У Менье человек из народа — это человек, которому принадлежит будущее.
Группа «Материнство» перенесена с угла на центр и помещена под рельефом «Жатва», то есть абсолютно изолирована, на ее уровне нет больше ни одной скульптуры. Главными для него были не красота, а характер. И «Шахтер, опустившийся на колено» и «Предок» — по существу два скульптурных варианта одного и того же образа. В раннем варианте холста «Возвращение шахтеров» подчеркнуто ставшее привычным ощущение усталости идущих нескончаемой вереницей рабочих.
Фрекена -- скульптора академического толка, занимался у известного живописца Ф. -Ж. Фрекена – скульптора академического толка. Те же сюжеты повторялись в картинах мастера и после его вступления в «Свободное общество изящных искусств». Пластическое решение, начиная с формы среза бюста, поражает целостностью. Нормальная человеческая жизнь слишком коротка даже для того, чтобы преуспеть в одном виде искусства».
В его героически величавом характере есть сила и убедительность непосредственного ощущения, какая-то особая свежесть и приближенность к человеку, присущие пейзажам этюдного характера. Из ее числа только «Сеятель» рельефы были задуманы для памятника, остальные статуи, как об этом писал Менье были сделаны самостоятельно и независимо от него, а кроме того, в разные периоды творчества мастера. Я не обращаю внимания на повседневные стороны быта. И вместе с тем художник выбирает позы, жесты, подсмотренные в самой гуще жизни.
Теперь пейзаж – это земля, породившая черные угольные копи, заводы и дымящие трубы. Чуть согнутые фигуры шахтеров выступают на фоне темного холма. Это еще более подчеркивает героические усилия рабочих.
Благодаря этому у Менье никогда не бывает мелочной описательности или детализации, в полотнах всегда есть чувство простоты и ясности, подчиненности единому общему замыслу и теме. Однако образ «Грузчика» кажется более значительным, чем «Сеятель», хотя он и не является центральным. Не случайно в последнем варианте макета группа была помещена под рельефом «Жатва» – она как бы символизировала всходы человеческой жизни, а над рельефом «Жатва» расположена фигура «Сеятеля», ориентированного в ту же сторону, что и группа «Материнство». Продуман силуэт памятника, который особенно впечатляет при боковых точках зрения. Эта картина воспринимается как лирический гимн человеку труда – пролетарию.
Наследуя традицию «Пейзажа с известковой печью» Жерико, Менее становится подлинным создателем индустриального пейзажа в европейском искусстве XIX века.
Как художник Менье впервые выступил на трехгодичной выставки (триеналле) в Брюсселе 1865 году с картиной Сестры милосердия. Скульптуры Менье — самостоятельные, замкнутые изолированные произведения. Главное воздействие бронзовой статуи основано на острых контрастах поверхности и на четком темном силуэте. Триптих построен по принципу показа будничной, повседневной работы шахтеров – правая часть «Спуск», затем «Голгофа» и третья часть – «Подъем».
Менье надолго оставляет скульптуру. Двадцать лет жизни мастер посвятил памятнику, который был установлен лишь в 1930 году (по архитектурному проекту М. Кнауера). Многое дает анализ скульптурой предназначаемой для монумента. Когда воск вытек, в те же отверстия наливают расплавленную бронзу.
При сравнении двух вариантов рельефа (1895 и 1902 гг. ) очевидно, как скульптор в более позднем добивался ритмического единства, соответствия всех движений грузчиков. Кузнец сидит в позе, напоминающей «Моисея» Микеланджело. В «Возвращении шахтеров» 1905 года главное– стремление к монументальности. На Всемирной парижской выставке 1889 года «Молотобоец» — первая из больших скульптур Менье — получила «Медаль почёта», но, несмотря на премию, мастер не мог найти в Брюсселе работу, которая обеспечила бы ему существование. К позднейшему варианту картины (1905) сохранился набросок (Брюссель, музей Менье), выполненный углем с белилами.
Этот мир ей привычен и близок. Появляется новый. Скульптор не боится некрасивости позы и характерных черт лица. Именно так следует понимать соотношение статуй и скульптурных групп, таких, например, как «Материнство», с рельефами «Жатва», «Порт», «Шахта», «Индустрия».
Красные крыши поселка сообщали предыдущему полотну излишний бытовизм. Константин Менье родился и вырос в Брюсселе в бедной семье выходцев из бельгийского угледобывающего региона Боринаж.
К позднейшему варианту картины (1905) сохранился набросок (Брюссель, музей Менье), выполненный углем с белилами. Прекрасно найден фон для фигур, непосредственно связанный с изображенной сценой и конкретизирующий место действия — борт стоящего на якоре корабля и бочки с надписью «Антверпен», названием крупнейшего портового города Бельгии. Живопись этих полотен малоинтересна, но зато рисунки позволяют ощутить большой ритмический дар художника, его стремление к ясной логике монументализированных форм («Похороны трапписта», «Монах на коленях»).
Теперь лица шахтеров хорошо различимы. Статуи и рельефы как бы теряются среди архитектурных форм. На формирование художественных наклонностей Менье оказал влияние его брат – гравер Ж. -Б. «Сеятель» Менье принадлежит другому сословию иному социальному кругу — это не крестьянин Милле, выполняющий традиционную, освященную веками работу, это пролетарий, воистину сеющий не зерна в поле, а засевающий семенами землю.
Они придвинуты к самому краю полотна. Не менее значительные изменения произошли и с пейзажем. В его мышцах еще ощутимо только что наполнявшее их огромное напряжение.
Родился в Эттербеке (ныне в составе Брюсселя) 12 апреля 1831 года. Шахтерский поселок с красными крышами домов и дымящимися трубами становится фоном. Навеза (с 1854 года).
В области скульптурной группы особенно интересна работа Менье над конным памятником. Менье следует за Милле в таких полотнах, как «Сборщики картофеля»- и «Сборщицы колосьев» (обе в Брюсселе, в музее Менье), в которых почти полностью повторена композиция работ французского художника. Профили идущих впереди шахтеров взяты словно с античных камей. Физически сильный рабочий изваян в минуту отдыха. Возьмем пять скульптур, разных по времени исполнения, но представляющих собой стоящие во весь рост фигуры приблизительно одного размера (от 48 до 68 сл). Менье же воспевает динамику труда.
«Сюжетом моего большого рельефа Индустрия, — писал он, — является происшествие на стекольном заводе. Менее так объяснял свой замысел: «. Название центральной части «Голгофа» – не случайное обращение к евангельской теме, это своего рода символическое шествие на тяжелый каторжный труд, тем более страшный, что он повторяется изо дня в день, всю жизнь. Менье начинает работу над «Памятником Труду», который он так и не смог завершить. Этот период успело застать поколение ваших родителей. И все-таки Менье не останавливается и на этом варианте.
Многое дает анализ скульптурой предназначаемой для монумента. Так успешно решается Менье сложнейшая проблема обыгрывания в скульптуре современной одежды. Менье хотел показать жизнь рабочего от юности до зрелости, его труд в различных областях.
Но лишь Менье смог в живописи B форме бытового жанра (в том числе и в триптихе) добиться современного героического аспекта образа рабочего. Накинутый на голову героя мешок — необходимый элемент экипировки грузчика — превращён из бытовой детали в решающий композиционный элемент. Триптих Менье раскрывает огромные возможности бытовой живописи на современные темы. Силой и мощью привлекает также серия рисунков «Мосты на Темзе» (Брюссель, музей Менье), выполненных углем, пастелью, карандашом.
Образ героизирован. Интересно, что через пятнадцать лет скульптор дал своеобразный вариант, как бы соединяющий два образа-пудлинговщика и молотобойцев «Прокатчике» (1900, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Это снижает впечатление от строгой простоты и величественности главного образа.
Линия горизонта проходит почти посередине холста (чуть выше центра), раскрывая грандиозный простор индустриального пейзажа. Только Э. Верхарн в стихотворении «Труд», эпическом и героическом по звучанию, оказался близок Менье. Недооценены в этом отношении рисунки из серии «Мосты на Темзе», предшествовавшие знаменитым офортам Бренгвина. Это определение может быть отнесено и к трактовке образа грузчика.
В них сохраняется чувство уверенности и собственного достоинства. Но эти маленькие картины не претендуют на эпичность. Лишь изредка мелькают на выставках этих лет жанровые и пейзажные полотна.
Несомненно, что этот принцип использовал Менье, отказавшийся от тех академических приемов, в которых, видимо была выполнена «Гирлянда», созданная в годы юности мастера. Не оправдано в данной ситуации и изображение быка. Однако и этот вариант памятника Менье отверг.
С тех пор тема нелегкого физического труда стала основной в его искусстве. В 1882 году правительство Бельгии посылает Менье в Испанию для создания копии с работы южнонидерландского мастера XVI века Питера де Кампенера «Снятие с креста», находящейся в соборе города Севильи. То же самое можно сказать и при сравнении с образом «Пудлинговщика», на которого он отчасти похож по типу лица, но черты в статуе «Прокатчика» приобрели большую правильность, а выражению приданы сдержанность и гордое достоинство, придающие ему сходство с образом «Грузчика», одним из центральных в творчестве Менье. Не менее значительные изменения произошли и с пейзажем.
Следующим по времени исполнения был рельеф «Порт», где использованы образы картины того же названия., Включена сюда и найденная ранее в круглой скульптуре фигура «Носильщика». Например, одежда для меня совсем исчезает в впечатлении общего, — писал ваятель. Ренессансный тип конного памятника был использован им в статуях На водопое (1899, Брюссель, сквер Амбьорис) и Рыбак (1903, Москва, Гос. Чуть согнутые фигуры шахтеров рисуются на фоне холма.
Статуя прекрасна по выразительности, чёток и продуман силуэт. Порой, чтобы быть в теме, приходится искать что означает слово или значение выражений. музей изобразительных искусств им. К несчастью, в данный момент я совсем не богат. Среди мастеров мирового реалистического искусства следует прежде всего назвать крупнейшего бельгийского живописца и скульптора Константина Менье (1831 – 1905). Без Менье невозможно себе представить декоративно-монументальные поиски Ф. Бренгвина. Образ, созданный скульптором, вполне соответствует его замыслу.
Он в свое время писал: Горняки и ткачи – это все же отличный от других рабочих и ремесленников слой людей. Он почти обнажен, лишь с небольшой набедренной повязкой на руке у него висит мешок. Момент внутренней пассивности, бездейственности свойствен и «Шахтеру, опустившемуся на колено», хотя в нем и нет отвлеченности образа «Предка», – он воспринимается как человек определенной профессии, но позу и жест не отличает та предельная выразительность, какая была присуща скульптурам Менье более раннего периода. Композиционно фигуры располагались таким образом: по бокам отверстия камина должны были быть помещены «Молотобоец» и «Стеклодув», под ними шел фриз, всю композицию заключала группа «Материнство». В картине «Возвращение из шахты» формат холста изменился на вертикальный, линия горизонта опущена, фигуры выдвинуты вперед и доминируют над пейзажем.
Поездка в Испанию (с октября 1882 по апрель 1883 года) была лишь временным перерывом, — художник по поручению бельгийского правительства копировал в Севильском соборе картину нидерландского живописца Ван Кампена «Снятие с креста». В Бельгии непосредственными продолжателями искусства Менье были художники Дуар, Пейзер, Полюс, Карион, скульпторы Шарлье, Дарвил и Арвен. Наиболее интересна скульптурная группа «На водопое» 1899 года, установленная в одном из скверов Брюсселя. Макет был закончен скульптором незадолго до смерти, в 1905 году. Эта удивительная острота видения, ощущение нового, преобразованного облика земли особенно характерны для небольшого этюда «Крыши Корона» (Брюссель, музей Менье).
Навеза (с 1854г. ). При сравнении двух вариантов рельефа (1895 и 1902 гг. ) очевидно, как скульптор в более позднем добивался ритмического единства, соответствия всех движений грузчиков. Но при этих положительных качествах группы образу женщины недостает подлинной трагической силы.
Для Родена это была красота характерного – в естественной выразительности облика современного человека, его психологии и состоянии. Но эти маленькие картины не претендуют на эпичность. Узкую полосу неба постепенно затягивает дым фабричной трубы. Родился в Эттербеке (ныне в составе Брюсселя) 12 апреля 1831 года.
Фигуры на углах памятника носят пассивно-созерцательный характер: помещены и «Старый шахтер» и «Предок», придающие абсолютно определенную настроенность всему произведению. сильная женщина, дочь Земли, держащая у груди ребенка».
Переход самого Менье к скульптуре был последовательным и закономерным ещё и потому, что Менье удавались в большей степени внутренне замкнутые, как бы изолированные от прямого контакта с окружающей средой образы. На подобных же пластических принципах асимметрии и подвижности формы строится круглая скульптура «Голова пудлинговщика» (Брюссель, музей Менье) и большая статуя сидящего «Пудлинговщика» (Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Обувь в руках шахтерки еще больше подчеркивала чисто жанровый мотив. Многие из этих приемов были развиты затем в рельефах для памятника. Их примером могут служить «Шахтерка с лопатой» (Брюссель, музей Менее) и «Льежский шахтер» (Монс, галерея Ле Сажитер), написанные в серовато-черном тоне, без пейзажного фона, широко и свободно, где играют роль только силуэт и объем. Я не обращаю внимания на повседневные стороны быта. Архитектонического и ритмического единства в памятнике достичь не удалось, создавалось общее впечатление массивного и крайне неудачного по форме архитектурного сооружения, к которому чисто случайно «прилеплены» рельефы и круглая скульптура. Наибольшего соответствия Менье удалось достичь в рельефе «Порт» и скульптуре «Грузчик», они решены в близких планах, но композиционно и образно не нуждаются друг в друге.
В целом образ героизирован. Самым ярким примером может служить «Возвращение шахтеров». Константин был шестым ребенком в семье, рано лишился отца и его матери пришлось открыть пансион, чтобы иметь возможность прокормить детей. В 1893 году художник также начал работу над скульптурным оформлением Ботанического сада в Брюсселе (совместно со скульптором ван дер Стаппеном).
То же самое можно сказать и при сравнении с образом «Пудлинговщика», на которого он отчасти похож по типу лица, но черты в статуе «Прокатчика» приобрели большую правильность, а выражению приданы сдержанность и гордое достоинство, придающие ему сходство с образом «Грузчика», одним из центральных в творчестве Менье. Триптих Менье — целостное произведение и по своей направленности и по настроению. На формирование художественных наклонностей Менье оказал влияние его брат гравер Ж. -Б. Менье надолго расстается со своими занятиями скульптурой. В более поздних вариантах художник стремится к прямо противоположному ощущению.
Значительное развитие получают также пейзаж и портрет. Фигура «Сеятеля» обращена к фасадам домов, перед ней очень узкое пространство, площадь остается за его спиной, а канал подходит к памятнику со стороны «Кузнеца». Подобным образом решена и большая статуя «Молотобойца» (1885, Шарлеруа, Университет труда), принесшая Менье успех на выставке в Париже.
Исключение составляет лишь рельеф «Возвращение шахтеров», сделанный с более ранней живописной композиции того же названия (картина из собрания Мюрдош в Антверпене). Эта сидящая фигура особенно мешает целостности восприятия рельефа. Судьба Константина Менье необычна. Грузчики работают на пределе сил, но на их лицах нет печати безысходности. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Следующим по времени исполнения был рельеф «Порт», где использованы образы картины того же названия., Включена сюда и найденная ранее в круглой скульптуре фигура «Носильщика».
В профиль эффект строится на контрасте среза шляпы и затененных ею глаз, подчеркивающих страдание и усталость. Кроме того, бронза иначе реагирует на воздействие света.
С большой очевидностью это выражено в скульптуре Родена «Бронзовый век». Рядом с женщиной стоит жнец с поднятой рукой, его поза прямо перенесена из скульптуры «Июнь» (1890), заслужившей положительный отзыв критика, сравнивавшего этот образ с лучшими произведениями Милле. Менье надолго оставляет скульптуру. Движение начинается от самого края слева – идущими шахтерами, они оглядываются назад, включая и зрителя в свое движение оглянулся и шахтер, уже поднявшийся по откосу, он смотрит вдаль, где должно быть пространство пейзажа и новые группы шахтеров.
Огромные размеры архитектурной конструкции памятника изолировали от остальных статую «Сеятеля», поднятую на большую высоту. Их примером могут служить «Шахтерка с лопатой» (Брюссель, музей Менее) и «Льежский шахтер» (Монс, галерея Ле Сажитер), написанные в серовато-черном тоне, без пейзажного фона, широко и свободно, где играют роль только силуэт и объем. При взгляде на «Жатву» кажется, что люди не работают, а изображают работу. «Сеятель» должен был стать центральным образом, олицетворяющим всю созидательную деятельность человечества.
Жадный интерес к явлениям действительности, стремление к современности и общественному звучанию произведения выдвигают на первый план бытовой жанр. или «Труд», как он называется в монографии Гензеля. «Сеятель» для «Памятника труду» возник позднее, в 1898 году и значительно отличается от варианта для Ботанического сада. или «Труд», как он называется в монографии Гензеля. Рассмотренные скульптуры представляли излюбленный мастером тип статуй. Для Менье современность была воплощена в героизированном образе труженика-пролетария. Итогом этого периода творчества является картина, навеянная выступлениями крестьян во Фландрии в конце 18 века – «Этюд из истории Крестьянской войны».
Навеза (с 1854г. ). Статуя прекрасна по выразительности, чёток и продуман силуэт.
Лишь изредка мелькают на выставках этих лет жанровые и пейзажные полотна. О той жизни можно судить по письму, адресованному известному критику О. Маусу: «Не мог ли бы ты мне сказать, когда я смогу получить за мою Шахтерку». Композиция панно «Спуск» построена таким образом, что в центре ее остается небольшое свободное пространство, уводящее взгляд в глубину, где видна фигура начинающего спуск шахтера. Следует отметить, что образы «Шахтера» и «Предка» возникли еще в 1895 году, но были выполнены как очень небольшие по размерам статуэтки. Нужно еще отметить, что вертикальный формат боковых картин подчеркнут вертикалями стен в «Спуске» и столбом в «Подъеме».
Шахтерская серия– из числа самых больших удач мастера. В целом образ героизирован.
Монумент увенчивался фигурой сеятеля. Затем плавку начинали сначала. Это передано и в позе – уверенной, независимой. «Зовущая откатчица» (1888, Брюссель, музей Менье) – один из первых образов скульптора, в котором выражена гордая уверенность человека в своих силах, печать особого достоинства. Фигуры объединены в ритме, подчеркнутом не только их движениями, но и линиями одежды.
Константин Эмиль Менье родился 12 апреля 1831 года в Эттербеке (район Брюсселя). Те же сюжеты повторялись в картинах мастера и после его вступления в «Свободное общество изящных искусств». Менье создал впечатление величия, приподнятости. «Нужно высмотреть мгновение, когда сконцентрировано их выражение, когда они сплошная выразительность»– в этих словах Менье, сказанных о героях произведения, заключена суть его художественного метода.
Особенно это заметно в трех фигурах переднего плана. Но замысел Менье при этом был нарушен.
В более поздних вариантах художник стремится к прямо противоположному ощущению. Родился в Эттербеке (ныне в составе Брюсселя) 12 апреля 1831 года. Значительное развитие получают также пейзаж и портрет. Это героические будни человека труда. Фрекена – скульптора академического толка, занимался у известного живописца Ф. -Ж.
Самым ярким примером может служить «Возвращение шахтеров». Особенно это заметно в трех фигурах переднего плана. Все здесь исполнено ощущения грандиозного величия. Пикара, Т. ван Риссельберге (1900), 3.
Покрытая воском модель плотно вкладывается в глиняную форму, в которой проделано несколько отверстий, по ним из согретой глиняной формы вытекает воск. Триптих Менье раскрывает огромные возможности бытовой живописи на современные темы.
Кроме того, они были помещены на разном уровне. Оно открыло новые горизонты и перед мастерами других школ и другой эпохи – ХХ столетия. Уже первую картину Менье на индустриальную тему – "Плавка" (1880) писатель К. Лемонье, которого называют бельгийским Золя, рассматривал как страницу, которая "ознаменовала пришествие человечности, почти не подозреваемой до этого в искусстве". Статуя прекрасна по выразительности, четок и продуман силуэт. Самой большой творческой удачей мастера следует считать статую «Грузчик» и бюст «Антверпен».
При взгляде на «Жатву» кажется, что люди не работают, а изображают работу. Художники-реалисты окончательно отказываются от деления жанров на «высокие» и «низкие». Константин Эмиль Менье родился 12 апреля 1831 года в Эттербеке (район Брюсселя). Мастер вернулся к ваянию, создав один из самых экспрессивных образов– «Пудлинговщика».
В триптихе Шахта (ок. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Были разбиты «бездушные куклы академизма» (по образному выражению Родена). Неуклюжая поза сидящего с тяжело свисающей вниз рукой позволяет ощутить его прерывистое дыхание.
Образы, как всегда, обобщенны, монументальны. Наибольшей известностью среди рельефов пользуется последний. Единственное, что было сохранено в его композиции-помещение под фигурой «Сеятеля» группы «Материнство», расположенной теперь между рельефами «Индустрия» и «Порт», а не рядом с «Жатвой», куда был поставлен «Кузнец», что, конечно, противоречило замыслу Менье. С другой стороны, в годы реакции, наступившей после подавления революционного движения, реалистические тенденции в искусстве постепенно ослабевают, утрачивается социальная заостренность произведений, мельчает их тематика. Эта сидящая фигура особенно мешает целостности восприятия рельефа. Менее в 80-е годы.
Общий запас лексики (от греч. Единственное, что было сохранено в его композиции-помещение под фигурой «Сеятеля» группы «Материнство», расположенной теперь между рельефами «Индустрия» и «Порт», а не рядом с «Жатвой», куда был поставлен «Кузнец», что, конечно, противоречило замыслу Менье. Статуи и рельефы как бы теряются среди архитектурных форм. Отрицая как идеализацию, так и мелочный слепой документализм, реалисты утверждают в искусстве принципы идейности и типизации, сочетают художественное обобщение с индивидуальной конкретностью. по-видимому, у египтян научились этой технике и ее усовершенствовали греки (прежде всего жители острова Самос).
Теперь же это земля, словно породившая угольные копи, закопченные трубы, заводы. Из ее числа только «Сеятель» рельефы были задуманы для памятника, остальные статуи, как об этом писал Менье были сделаны самостоятельно и независимо от него, а кроме того, в разные периоды творчества мастера. Героический образ получает абсолютное пластическое решение.
Ритмическое соответствие, «сквозной ритм» можно было создать только в том случае, если бы каждая статуя делалась специально для монумента, со строгим учетом ее места также и в архитектурном оформлении. Поездка в Испанию (с октября 1882 по апрель 1883 года) была лишь временным перерывом, — художник по поручению бельгийского правительства копировал в Севильском соборе картину нидерландского живописца Ван Кампена «Снятие с креста». Существуют три основных метода литья из бронзы. Бронза свет не пропускает, но отражает его резкими, яркими бликами.
Менье, постоянно соприкасавшийся с ведущими бельгийскими пейзажистами еще в период существования «Свободного общества изящных искусств» именно теперь обретает свое самостоятельное лицо и в этом жанре живописи. Но решающими для Менье оказались встреча с де Гру и вступление затем в «Свободное общество изящных искусств». Нельзя не отметить ритмическое чередование ног идущих, решение которых в композиции «Индустрия» не было столь удачным. Неуклюжая поза сидящего с тяжело свисающей вниз рукой, открытый рот, позволяющий почти ощутить тяжелое дыхание, передают предельную усталость этого похожего на глыбу человека.
Еще вариант: «Флагманский смартфон Samsung стал лидером продаж в России». Менее сделал зарисовки углем и карандашом, затем написал пастель и картину маслом, носящие название «Жертва». Композиция панно «Спуск» построена таким образом, что в центре ее остается небольшое свободное пространство, уводящее взгляд в глубину, где видна фигура начинающего спуск шахтера. Менье разрабатывает изображение одиночной фигуры в рост, углубляя и обогащая образ. Трудно утверждать, что их триптихи созданы в результате непосредственного воздействия Менье, но его «Шахта» предшествовала композициям Э. Ларманса и Л. Фредерика.
Как художник Менье впервые выступил на трехгодичной выставки (триеналле) в Брюсселе 1865 году с картиной «Сестры милосердия». Название центральной части «Голгофа» — не случайное обращение к евангельской теме, это своего рода символическое шествие на тяжелый каторжный труд, тем более страшный, что он повторяется изо дня в день, всю жизнь. Чертам лица придана почти классическая правильность. В левой части холста простираются голубовато-синие дали.
В свое время на вопрос, что такое скульптура, Менье ответил: «Скульптура, по существу, есть прежде всего искусство монументальное».