И любой инструмент с гравюры Меланхолия Дюрера, подчеркивал присутствие каждого из этих знаний. Дюрер создал «Меланхолию» в тяжёлое время: в тот год умерла его мать, разгорались войны и восстания, Европа стояла на пороге Реформации. Артхив, сознавая безбрежность накопленной искусствоведением информации о «Меланхолии» Дюрера, попытался систематизировать ответы на те элементарные вопросы, которые первыми приходят в голову при её созерцании. «меланхолия» — одна из наиболее таинственных работ Дюрера и выделяется сложностью и неочевидностью идеи, яркостью символов и аллегорий. Это один из трёх графических листов Альбрехта Дюрера, вошедших в историю искусства под названием «Мастерские гравюры» : «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия I».
Ценил ли Дюрер меланхолию, осуждал или считал естественным явлением. «меланхолия» – одна из наиболее таинственных работ Дюрера, выделяющаяся сложностью и неочевидностью идеи, яркостью символов и аллегорий. Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет считать эту гравюру духовным автопортретом мастера.
Одно из самых известных произведений, где использован уникальный метод резьбы по металлу – это гравюра Альбрехта Дюрера Меланхолия. «меланхолия» одна из наиболее таинственных работ Дюрера и выделяется сложностью и неочевидностью идеи, яркостью символов и аллегорий. Смею Вам порекомендовать замечательную передачу из проекта Паолы Волковой и канала «Культура», посвященную этой гравюре Мост над бездной: Дюрер «Меланхолия». Это один из трёх графических листов Альбрехта Дюрера, вошедших в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия I». Уже после Дюрера, в XVI-XVII веке, меланхолию станут связывать не только с холодом, но и с влажностью (по Гиппократу, она холодная и сухая).
«меланхолия»— одна из наиболее таинственных работ Дюрера, выделяющаяся сложностью и неочевидностью идеи, яркостью символов и аллегорий. Каждый инструмент с гравюры Меланхолия Дюрера, находящийся на этом уровне, относится к предметам ремесла: рубанок, щипцы, угольник, молоток и гвозди. «меланхолия» одна из наиболее таинственных работ Дюрера и выделяется сложностью и неочевидностью идеи, яркостью символов и аллегорий. «меланхолия»— резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году.
«меланхолия» — резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году. Последняя фигура, которую показал Дюрер – меланхолия. «меланхолия» – это еще и единственная гравюра Дюрера, название которой изображено на ней самой.
Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет считать эту гравюру духовным автопортретом мастера. «меланхолия»— резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году. «меланхолия»— резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году.
Альбрехт Дюрер создал одну из самых знаменитых гравюр на меди «Меланхолия I» в 1514 году. «меланхолия» – резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году. Изображая его, Дюрер хотел подчеркнуть, что по своему духовному развитию практичные люди выглядят детьми в сравнении с меланхоликами.
Самая знаменитая гравюра, которую выполнил Альбрехт Дюрер – Меланхолия.
Для людей, живущих в те времена (1514 год), подобные иносказания были более-менее понятны. До Дюрера существовало множество изображений меланхоликов. Одной рукой, сжатой в кулак, женщина подпирает голову, в другой руке, опирающейся на книгу, держит циркуль. Сам Дюрер свидетельствует, что «привязанные к поясу Меланхолии ключи являются символом власти, а кошель 150 богатства (это обычный атрибут меланхоликов, означающий также и скупость). Если не вдаваться в толкования имея перед глазами лишь изображение да название. По Агриппе есть три степени познания: I -искусство II – наука III – теология. Фичино развил эту мысль в трактате «De Vita Triplici», хорошо известном. Никто этого не знает, кроме Бога».
В нюрнбергском календаре 1515г. : «Из искусств Сатурн означает геометрию». В античное и средневековое время принято было считать, что меланхолик, порожденный Землей под знаком Сатурна, сух, холоден, воплощает вечер, осень и пожилой возраст, тогда как сангвиник, порожденный Воздухом под знаком Юпитера или Венеры, несет в себе влажность, теплоту воздуха, воплощает утро, весну, нежный ветер, юность холерик, порожденный Огнем под знаком Марса, несет в себе сухость и жар, воплощая полдень, лето, зрелость, а флегматик, порожденный Водой, так зависящий от «холодной и связанной с морем Луны», влажен, холоден, родственник ночи, зимы, старости. На переднем плане спят лев и маленькая собачка. Наиболее известно, пожалуй, «Руководство по измерениям циркулем и линейкой», ставшее первым учебником геометрии на немецком языке. Так как мера, число и вес образовывали для него самого краеугольный камень собственной научной работы, так как математика представлялась ему (и не только ему одному) центральной наукой».
Только в результате полного самопогружения он способен увидеть этот свет и в себе, который восходит в основе души (по Экхарту) и Дюрер понимает это погружение как интеллектуальный акт (Иероним не пассивно отдается своему состоянию, как мы видим у Босха, а занят переводом Библии). Дневники. Меланхолия — тоже, в некотором роде и некотором смысле, «суета сует».
А также необычные теории, эксперименты, научные и технические курьёзы и просто интересные факты «Меланхолия» — резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году. Объединенные друг с другом, эти три гравюры приобретают смысл своеобразного Итога. Третий ярус — непознаваемого и божественного.
Albrecht Durer Melencolia-I (1514) «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. Никто не избежит своей судьбы.
В руке у нее раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель. Хронологически Рыцарь предшествует мыслителю и эрудиту, поскольку в силу своего поистине фаустовского подсознания Дюрер говорит себе, как герой Гете: «В начале было дело». Неподалёку лежит шар (возможно, он деревянный, выструганный недавно). Вспышка кометы и гало (или радуга. ) не удивляют женщину, хотя она видит и смотрит на них. За правым плечом крылатой фигуры Меланхолии расположился еще один персонаж с крыльями – маленький пухлый Амур или Эрот.
Но справедливо и то, что еще до того, как зритель предпримет логические попытки проникнуть в смысл предметов и расшифровать тайное послание, ему «в ощущении» уже дано почувствовать терпкую горечь, вязкую тяжесть и скрытую нежность дюреровской меланхолии. Вторым уровнем познания является научный, экспериментальный: его инструменты – циркуль, весы, песочные часы, магическая доска, плавильный тигль алхимика, многоугольник («магический кристалл») на этом втором уровне познание переходит от ремесленной конкретности к абстракциям. Магический квадрат (квадрат с цифрами, сумма которых во всех горизонтальных и вертикальных рядах одинакова), усиливающий, как считалось, воздействие на человека планеты Юпитер, вероятно, есть талисман, охраняющий от дурного влияния Сатурна. Ангел на картине и есть Дюрер. В этой книге развивается мысль о существовании трех ступеней человеческого гения.
Одна из интерпретаций:Звезда – Сатурн. Беспорядок, в котором разбросаны на полу инструменты и приборы задремавший на мельничном жернове мальчик Эрос, символизирующий уснувшее желание молчащий колокольчик, который ничья рука больше не пытается привести в движение, — все это вписывается в палитру «суеты сует». Из низшего темперамента меланхолия возвысилась в избранный. Без дела брошены инструменты, необходимые ремесленнику-профессионалу. Так как Дюрер был художником, он относил себя к первому типу меланхоликов, о чем и гласит надпись на гравюре «MELENCOLIA I». По мысли Волковой, эту ступень познания символизирует лестница – её правомерно ассоциировать с лестницей из сна Иакова (Быт. 28:12-16), по которой ангелы восходят в небо и нисходят на землю и которая служит для связи человека с Всевышним. Я говорю «в эту эпоху», поскольку религиозные настроения Дюрера достаточно различаются, если сравнивать Апокалипсис 1498 года, Троицу 1511 года (Вена) и Четыре апостола 1526 года, написанные за два года до смерти художника, которые можно рассматривать как вехи его религиозного завещания.
В эпоху Возрождения это считалось большим достоинством. Она выделяется на общем плане, словно находится вне (или над. ) окружающего мира. Он часто погружался в подобное состояние, что можно заметить на ряде его автопортретов. Поскольку, в соответствии с такой классификацией, «Меланхолия» Дюрера с ее атрибутами геометрии должна быть отнесена к первой ступени ремесел и искусств, – возможно, что цифра «I» является обозначением этой ступени. На гравюре Дюрера «Святой Иероним в келье» за основу взят сюжет перевода Иеронимом Библии.
Меланхолик не просто обуреваем движением в его организме тяжелой крови и чёрной желчи: «меланхолическая одержимость», которой руководит планета Сатурн, делает человека этого темперамента способным к высшим формам духовной деятельности. Вспышка кометы и гало (или радуга. ) не удивляют женщину, хотя она видит и смотрит на них. Художественные искания Дюрера завершила живописная композиция-диптих «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека), поражающая пластической мощью и мужественной энергией в изображении лиц и драпировок четыре обобщённых характера-темперамента связывает общий гуманистический идеал независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину. De viris illustribus), «Хронику» (события всемирной истории, начиная с сотворения мира), основанную на «Хронике» Евсевия Кесарийского с дополнениями. Третьи – люди сверхлогического интуитивного познания: теологи и философы. Остается непонятным, почему «тривиальная вещь» должна валяться именно на перекрестке трех дорог.
Вероятно, что три наиболее значительные гравюры этого года — Меланхолия, Святой Иероним в келье и Рыцарь, смерть и дьявол (последняя создана в 1513 году, но ее следует включить в тот же духовный цикл) выражают одну общую идею. Второй ярус – интеллектуальное познание. 8212 А ты знаешь, чем знаменит именно этот квадрат.
Он и сам слыл лучшим математиком среди художников своего времени. Магический квадрат, воспроизведённый немецким художникомАльбрехтом Дюрером на гравюре Меланхолия известен всем исследователяммагических квадратов. В «Иерониме» песочные часы аранжированы совсем иначе: Дюрер изображает святого в келье, больше похожей не на пристанище монаха, а на кабинет учёного-гуманиста (и на кабинет самого Дюрера).
Ноделать это мы будем на другом квадрате, в группу которого входит квадратДюрера. Строение напоминает склеп или надгробие, тогда зачем колокол. Я испытывал тогда такую боль, что не могу этого высказать». Итак, «Меланхолия с атрибутами геометрии».
Основываясь на подобных же взглядах, Платон развил свою теорию 132божественного безумия147, которое он считал высшей, доступной лишь избранным, формой прозрения». Гуманисты восславили и Сатурн. А то, что лежит на перекрестке двух, уже нетривиально. Сколько раз я сама так сидела (задумавшись) среди книг, бумаг и прочих своих «инструментов» писательства, только, в отличие от картины, рядом дремала кошка, а не собака. Достигнув изумительной тонкости графического языка уже в гравюрах, созданных около 1500—03 («Святой Евстафий», «Немезида»), Дюрер пришёл в трёх так называемых «мастерских» гравюрах 1513—14 к своим высшим достижениям: «Всадник, смерть и дьявол» (1513) — образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед любыми искушениями в Меланхолии (1514) воплощены внутренние конфликты и беспокойство творческого духа человека «Святой Иероним» (1514) явился гуманистическим прославлением пытливой мысли исследователя, а в изображении освещённой солнцем комнаты есть пленительная поэзия мирного уюта.
Одетый в платье, он обладает мужскими чертами лица и неженственными руками. Привязанные к поясу Меланхолии ключи являются символом власти, а кошель – богатства (это обычный атрибут меланхоликов, означающий также и скупость). Во времена Дюрера эта система была хорошо известна. По Агриппе есть три степени познания: I -искусство II — наука III — теология. Первые – это люди воображения: ремесленники, художники и поэты. С особой интенсивностью и упорством Альбрехт Дюрер работал в гравюре (около 350 рисунков для гравюр на дереве и около 100 гравюр резцом на меди), создав многие шедевры мировой графики. На стене недостроенного строения висят рычажные весы, солнечные и песочные часы, колокол, под которым располагается знаменитый магический квадрат.
Дюрер приходит к этому заключению после безуспешных поисков «секрета», который он будет пытаться разгадать до конца своих дней. Неоплатоники слили аристотелевскую мысль с платоновским учением о «божественном неистовстве» и появилось новое понятие «меланхолической одержимости» – состояния, в котором творит гений.
Крылатая женщина изображена в окружении атрибутов средневековой науки и алхимии: песочных часов, весов, колокола инструментов различных ремесел, «магического квадрата», летучей мыши и т. п. облик ее полон мрачной тревоги, трагизма, подавленности, неверия в торжество разума и силы знания. Через нем. «Сразу же чувствуя, что крылатую женщину угнетают сомнения и неудовлетворенность», – замечает медиевист Цецилия Нессельштраус.
Почему крылатый меланхоличный гений – женщина в венке. «Меланхолическая одержимость делает человека способным приблизиться к познанию и высшей истины». Она тяжело умерла и я заметил, что она видела что-то страшное. В руке остановился циркуль.
Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. Например, в уважаемом «Этимологическом словаре русского языка» Макса Фасмера можно прочитать: «тривиальный. Из низшего темперамента меланхолия возвысилась в избранный.
В конце декабря 1513 года он увидел комету, которая двигалась к месту созвездия Весов (на гравюре висят на стене), где тогда находилась планета Сатурн. Что значит MELENCOLIA I. Члены круга неоплатоников Марсилио Фичино обратили внимание на мысль Аристотеля «Все воистину выдающиеся люди, отличившиеся в философии или в политике, в поэзии или в искусстве – меланхолики». Причислявшийся Фридрихом Энгельсом к титанам эпохи Возрождения, он сумел, как художник и мыслитель, дать глубоко национальное претворение ренессансным идеям своеобразие его творчества — в тесном переплетении немецких традиций, начал беспокойной экспрессии, живописности, стремительной фантазии с присущим Высокому Возрождению чётким выражением пластически-пространственной структуры реального мира. Увесистый кошель лежит у ног, связка ключей небрежно висит на поясе., 1525 Наставление к укреплению городов.
MELENCOLIA I. В 1531г. Увесистый кошель лежит у ног, связка ключей небрежно висит на поясе. Меланхолия – «образ владеющего всеми достижениями человеческой науки и мысли гения, отважившегося проникнуть в тайны вселенной, но остановившегося перед внезапной преградой». По концентрации символов и многозначительности «Меланхолия» Дюрера не имеет равных, в ХХ веке её стали считать чуть ли не самым значительным ребусом, подаренным человечеству искусством.
Дюрер не боялся меланхолии. Однако наверняка тут есть и нерасшифрованные числовые коды. Они согласуются с четырьмя основными элементами (воздух, вода, огонь и земля), с четырьмя временами года, с четырьмя периодами человеческой жизни, с четырьмя ветрами (направлениями в пространстве), с четырьмя временами суток. «Меланхолия» Дюрера в депрессии ибо высшая истина ей недоступна. Да и вообще – уж больно похожа Меланхолия на самого мастера Альбрехта: если в «Джоконде» лишь предполагают автопортрет Леонардо да Винчи, то «Меланхолия» считается «духовным автопортретом Дюрера» практически официально. Он знает, что все, что должно произойти, неизбежно произойдет в должный момент и что только важно человеку, достойному этого имени, с честью выдержать битву жизни, каков бы ни был ее исход.
Вот таким образом лишь меланхоликам доступна радость открытий. Тотчас же после этого глаза ее закрылись. Его взор печален. При этом художнику удалось оба образа представить в новом свете. Мне видится именно это.
Монах Иероним Стридонский или Софроний Евсевий Иероним (лат. Геометрия – одно из «7 свободных искусств». «Людям этой категории, 150 пишет Ц. Г. Все достигнуто.
1260), когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев. Но ее рукопись ходила уже в 1509-1510гг. Возможно, только сопоставляя их, можно это понять. К ее поясу прикреплены ключи и кошелек. Он прикорнул над книжкой на краю мельничного жёрнова, покрытого тканью с бахромой, создающей необходимую прослойку между шершавой холодной поверхностью камня и теплой детской кожей (а тонкость работы резца Дюрера такова, что позволяет вполне живо ощутить все эти фактурно-температурные моменты).
Меланхолия160 гравюра Альбрехта Дюрера. Образ «Святого Иеронима» — его мирный духовный труд и смирение монаха, «Всадник» 8211 собирательный образ человека действия, активного противостояния невзгодам, а «Меланхолия» – это вселенная науки и искусств, постижения тайн мироустройства. Теперь уже многие стали подражать меланхоликам. Фичино развил эту мысль в трактате «De Vita Triplici», хорошо известном. В мае 1514-го года после долгой болезни умирала его мать, Барбара Дюрер.
Эти «неприятные и несчастные люди», рожденные под знаком самой несчастливой из всех планет, более других подвержены душевной болезни. Так вот, песочные часы появляются в каждом из трёх произведений. Гравюра «Меланхолия» — ключ к разгадке общего смысла «Мастерских гравюр»: все они содержат откровенный рассказ художника о себе — о том, что человек, одаренный свыше, чужд окружающим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий рыцарь («Всадник, Смерть и Дьявол») о том, как спокоен и радостен его труд, когда он находит свою келью — единственное в мире место, где он может стать самим собой («Святой Иероним»). «В 132Меланхолии147 он (Дюрер. Самым здоровым и счастливым считался сангвиник, от лат.
1. Летучая мышь и собака – спутники Меланхолии. Магический квадрат (квадрат с цифрами, сумма которых во всех горизонтальных и вертикальных рядах одинакова), усиливающий, как считалось, воздействие на человека планеты Юпитер, вероятно, есть талисман, охраняющий от дурного влияния Сатурна. Агриппа опубликовал книгу «De Occulta Philosophia». Меланхолия 150 «образ владеющего всеми достижениями человеческой науки и мысли гения, отважившегося проникнуть в тайны вселенной, но остановившегося перед внезапной преградой». Все это – лишь игры ума и принадлежность мира тварного.
chole — желчь) связан с элементом «огонь» и обладает его качествами — жаром и сухостью. Холерик (от греч. Северное Возрождение не было бы таким, каким мы знаем его сегодня, если бы этот мастер не привнес свои идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов. Во времена Дюрера меланхоликов делили на три типа.
Окружающие предметы – атрибуты геометрии измеряющей предметы на плоскости, в пространстве, во времени, определяющей вес и практически применяемой (инструменты плотника). 3. Конечно, речь не идет о первых пробах кисти – уроки живописи ему давал еще отец. Руку клали на стол и двигали по доске, затем травили кислотой, чтобы получался рисунок. Это был первый шаг к барокко.
Нужно отметить, что квадрат Агриппы назывался «квадрат Юпитера», а Юпитер подавлял негативное влияние Сатурна. Кровь, влажная и теплая, уподоблялась элементу «воздух» и сравнивалась с весною, с юностью, легким западным ветром зефиром и с утром. Немецкий исследователь Дюрера Аби Варбург пишет, что впервые магический квадрат появился не у Агриппы, а в арабской астрологической книге Picatriх и потому является «рудиментом древней языческой практики». Дал – годинник, що символзу, звичайно, плиннсть часу на шляху до вдосконалення. Дюрер поддерживает Реформацию всем сердцем и разумом. Паола Волкова выдвигает гипотезу о том, что ангел на картине и есть Дюрер.
Летучая мышь и собака – спутники Меланхолии. В её предсмертные часы когда, как пишет Марсель Брион, «старая Барбара, потерявшая зрение. Важнее всего тут вопрос – почему Эрот дремлет. За стною драбина, що символом переходу вд земного буття до небесного. Вскоре от теоретических предсказаний он перейдет к действию. Утверждая, что все гении – меланхолики, Агриппа не одинок. Что же означает название гравюры Дюрера.
«Прошла любовь, явилась Муза», как обозначается порядок вещей у Пушкина. Она вздрагивает, возможно, от кошмаров во сне. Их до сих пор добывают в Южной Германии.
То, что считалось несчастьем, стало хотя и опасным, но завидным даром. Теперь полагают, что ключ к ее расшифровке следует искать в сочинении известного немецкого ученого и чернокнижника Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского «Об оккультной философии». Это один из трёх графических листов Альбрехта Дюрера, вошедших в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия I». Ц. Г.
Никто этого не знает, кроме Бога». Поскольку, в соответствии с такой классификацией, «Меланхолия» Дюрера с ее атрибутами геометрии должна быть отнесена к первой ступени ремесел и искусств, 150 возможно, что цифра «I» является обозначением этой ступени. А собака – воплощение истощения. «Тогда не покажется абсурдным, – пишет Марсель Брион, – что Дюрер пытается передать, с одной стороны, своё разочарование в безуспешных поисках секрета, сожаление о том, что наука не открыла его ему и, возможно, математика и физика не обладают ключом к мучающей его загадке но в то же время он выражает свою твёрдую уверенность в могуществе человеческого разума, способного разогнать ночные кошмары, которые олицетворяет летучая мышь».
Дюрер писал: «Что такое абсолютная красота я не знаю. Меланхолик для него практически равняется гению. На жернове амур с грифельной доской (или книгой), а на стене висят весы, песочные часы, колокол и магический квадрат. Или они брошены и попраны. Это интересно.
Вот таким образом Дюрер счел возможным снабдить Меланхолию атрибутами, которыми обычно наделяли в то время персонификации геометрии. На основании чего слиты аллегории геометрии и меланхолии. Поскольку, в соответствии с такой классификацией, «Меланхолия» Дюрера с ее атрибутами геометрии должна быть отнесена к первой ступени ремесел и искусств, – возможно, что цифра «I» является обозначением этой ступени. На низкой каменной ступеньке возле недостроенного дома сидит, глубоко задумавшись, крылатое существо (которое для определенности будем называть женщиной) с темным лицом, на котором контрастно выделяются белки глаз.
Это символ Сатурна. Чего бы еще можно было пожелать. MELENCOLIA I. В 1531г. А зачем это крылатой женщине рубанок и гвоздодер. Турки навязывают Полумесяц православной Армении. Но ее рукопись ходила уже в 1509-1510гг.
В одной из центральных глав книги приведен «Образ Геометрии» (Typus Geometriae), созданный лет за 6–10 до дюреровской «Меланхолии». Как минимум явным дополнительным значением обладают следующие образы: (1) колокол с веревкой идущей за пределы картины, (2) мельничный жернов, (3) город-порт у моря, (4) ремесленные инструменты (пила, рубанок, гвозди, молоток, тигель, циркуль, клещи, линейка), (5) странной формы камень и идеально выструганный шар, (6) существо с баннером, (7) лестница, приставленная к дому, (8) венок на голове Гения, (9) песочные часы, (10) весы, (11) закрытая на замки книга, (12) кошели и ключи на поясе Гения (всего 7 ключей), (13) радуга и комета в небе, (14) странный предмет возле собаки, (15) стилус и восковая дощечка у Путто. Историк искусства – Паола Волкова, в своих лекциях «Мост над бездной», говорит о том, что гравюра делится на три уровня. Свет, заполняющий келью, — это свет души, находящейся в мире с собой.
На найвидншому мсц – дзвн, розхитування дзвону з сторони в сторону символзу духовн крайност – добро зло, в даний момент дзвн застиг посередин, що символзу момент вибору. «Меланхолия» создавалась после этих двух гравюр и песочные часы здесь вбирают оба смысловых подтекста – и неумолимость времени и его разумную размеренность. Эти три яруса — проекция внутреннего мира художника, автора.
Отсюда – инструменты. Эти символы заставляют вспомнить «равенство меры, веса и числа», о котором говорит Платон в своих «Диалогах». Взгляд на математику как важнейшую из наук разделял и Дюрер. Предопределение на неведение или на лженауку, которая, возможно, еще хуже, чем неведение. Четвертая версия напротив полагает, что разгадка банальна – все дело в ошибке Дюрера. «Меланхолию» часто объединяют в цикл так называемых «мастерских гравюр» с двумя другими – «Рыцарь, Смерть и Дьявол» и «Святой Иероним в келье».
Может показаться, что интеллектуальный ребус «Меланхолия» – плод чистой умозрительности и игры интеллекта. Меланхолия Дюрера близка его собственному духовному миру жаждой знаний, сомнениями, неудовлетворенностью, разочарованиями, но и сильным желанием «по мере возможности приблизиться к истине и красоте». В равновесии остановились чаши весов. Именно ту комету изобразил Дюрер на картине.
Когда он был подмастерьем в ателье отца, ему приходилось иногда чеканить доспехи для состязаний на копьях и для сражений, украшать шлем сказочным грифоном, а щит гербом. Письма. Изображенная Дюрером в этой гравюре «неутолимая жажда знаний была созвучна его эпохе, когда великие, преобразовавшие мир открытия и изобретения породили твердую уверенность в безграничных возможностях человеческого разума (. ) За внешней пассивностью крылатой женщины угадывается смелый полет человеческой мысли, готовой вступить в дерзкое соперничество с самим Богом». melas chole — черная желчь), которому соответствовали холодный и сухой элемент «земля», осень, пожилой возраст человека, суровый северный ветер борей и вечер. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики.
Речь идет о первых известных картинках за подписью Лукаса Кранаха. На первой из них находятся люди, обладающие богатым воображением и живущие в мире пространственных представлений – художники и ремесленники на второй ступени стоят те, у кого преобладает рассудок, – ученые и государственные мужи наконец, высшую, третью ступень занимают те, у кого преобладает интуиция, позволяющая им возвыситься до постижения божественных истин из их среды выходят теологи и пророки.
Теперь полагают, что ключ к ее расшифровке следует искать в сочинении известного немецкого ученого и чернокнижника Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского «Об оккультной философии». Родился в семье нюрнберских ювелиров, выходец из Венгрии. Другими словами, вещь несложную, для понимания требующую минимального образования. Дюрер избрал средневековый подход к воплощению очень сложной идеи, возможно, не совсем ясной для него самого.
С другой стороны, он прочел у Фичино, что «все люди, преуспевшие в искусстве, были меланхоличны» причем, наряду с болезненной меланхолией, различают меланхолию, полезную для здоровья. В этой книге развивается мысль о существовании трех ступеней человеческого гения. Но нет интереса к этим обычным (уже изученным) явлениям. Дюрер по праву считается одним из основоположников начертательной геометрии. Лишь сам Иероним излучает что-то наподобие света в виде сияния над его головой, это по сути единственный источник «естественного» света на гравюре. Даже венок на голове словно растет на волосах, а не сплетен из сорванных растений.
Святой Иероним изображён за работой, он пишет, скорее всего, переводит Священное Писание. Вдалин – сонце, видимий образ Бога. Флегматик же — от греческого слова phlegma — флегма, которая представлялась влажной и холодной, как элемент «вода» и связывалась с зимой, старостью, вредным для здоровья южным ветром австер и ночью. Заметив склонность сына к живописи, отец отправляет его учиться к нюрнбергскому художнику М. Вольгемуту, где в течение четырех лет мальчик овладевает основными навыками живописи. В 1513–1514 годах идеи Лютера окончательно формируются.
Это одно из наиболее сложных произведений в мировом искусстве. Я молился за нее. Что означают окружающие ее предметы. Живые существа и предметы переместились в вечность, вне времени. На гравюре изображена богато одетая женщина с циркулем в руке, что-то измеряющая на шаре.
Во времена Дюрера ремесло и искусство нераздельны. Некоторые полагают, что Дюрер мог задумать цикл из 4-х гравюр, первой из которых стала «Меланхолия I», а под следующими порядковыми номерами разместились бы остальные типы – сангвиник, холерик и флегматик. Например, у его современника Иеронима Босха, в картине «Увенчание терновым венцом» исследователи видят как раз наглядную иллюстрацию всех 4-х типов темперамента, а предполагаемые автопортреты Босха (с этой картины и ещё так называемое «меланхолическое чудовище» из «Сада земных наслаждений», с правой створки), как, собственно и автопортреты Дюрера, характеризуют этих художников как ярких представителей меланхолического типа. У ног свернулась дремлющая собака. Лестница уходит в небо, за край гравюры, то же с башней. Развивая Фичино, Агриппа создает свою теорию творящего гения.
Широк диапазон его портретных образов — от лиричного, задушевного женского портрета (около 1506, Картинная галерея, Берлин-Далем) до потрясающе правдивого портрета матери (уголь, 1514, Гравюрный кабинет, Берлин-Далем), от юношеской любознательности молодого человека (1521, Картинная галерея, Дрезден), самоуглубления Эразма Роттердамского (гравюра на меди, 1526), спокойной собранности Якоба Муффеля (1526, Картинная галерея, Берлин-Далем) до неуёмной горячности Хиеронимуса Хольцшуэра (1526, там же) и гневного неистовства пожилого бюргера (1524, Прадо, Мадрид). В искусствоведении есть специальная область экспертизы – иконография (в отличие от иконографии, как системы в иконописи), это исследование и анализ сюжетной стороны произведений и истолкование символики, аллегорий и атрибутов, а также иконология 8211 методика прочтения символического смысла картины. Не сон, но сомнения парализовали ее деятельность.
Средневековая медицина самым худшим и опасным темпераментом считала меланхолический. Отчего же геометрия или «искусство измерений» играет такую важную роль в гравюре «Меланхолия». Для него больше не существует времени. Существует жанр аллегорического натюрморта, называемого «суета сует», который приобретает смысл memento mori (помни о смерти). Но почему: 1. Лестница уходит в небо, за край гравюры, то же с башней.
Гуманисты восславили и Сатурн. Циркуль, как мы помним, — это основной атрибут геометрии. Дюрер писал: «Что такое абсолютная красота я не знаю. Общим для всех этих изображений было представление о меланхолии как унылом бездействии. Теперь полагают, что ключ к ее расшифровке следует искать в сочинении известного немецкого ученого и чернокнижника Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского «Об оккультной философии». В дальнейшем в его живописи укрепляется новаторское для немецкого искусства стремление к полной логической ясности образной структуры, к строго упорядоченному размещению пластических объёмов в пространстве, к чёткому сопоставлению локальных цветов (многофигурные композиции: «Дрезденский алтарь», около 1496, Картинная галерея, Дрезден алтарь Паумгартнеров, 1502—04, Старая пинакотека, Мюнхен «Поклонение Троице», 1511, Художественно-исторический музей, Вена) опорой художнику служил опыт итальянского искусства, в том числе колористические достижения венецианской школы («Поклонение волхвов», 1504, Галерея Уффици, Флоренция «Праздник чёток», 1506, Национальная галерея, Прага «Мария с младенцем», 1512, Художественно-исторический музей, Вена). Несмотря на это, линии на гравюре четкие интенсивные, а сама гравюра совершенна. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы 8212 меланхолики.
Весы, многогранник (стоящий на своей самой неустойчивой плоскости) и шар.
Лукас Кранах Старший был реформатором. События, жизнь проходят без её участия. Это была династия, установившая новые правила в искусстве. говорят, обрела на мгновение на смертном одре былую красоту юности», её сыну впервые явился замысел «Меланхолии», но целостная картина долго не складывалась, не хватало подробностей идея никак не могла обрести законченное воплощение. trivialis то, что валяется на большой дороге: trivium перекресток трех дорог».
И она сильно боялась смерти, но говорила, что не боится предстать перед богом. «Меланхолия» – самая знаменитая и одновременно самая загадочная гравюра Альбрехта Дюрера. Ну да, что хорошего в меланхолии. Первый — уровень ремесленный, к которому относятся такие предметы ремесла, как рубанки инструменты идеально выточенный шар. Он переезжал из одного немецкого города в другой, даже побывал в Палестине.
Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака. И взгляд такой, на который впору зонтик вешать. sanguis — кровь. Искусствовед Паола Волкова вслед за Панофски и Закслем полагает, что центральная тема гравюры «Меланхолия» – человеческое познание, которое движется по восходящим ступеням. Albrecht Durer "Melencolia-I" (1514) «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. Агриппа опубликовал книгу «De Occulta Philosophia».
Почему песок в песочных часах просыпался на половину. Васко Нуньес де Бальбоа первым пересек Тихий океан, назвав его Южным морем. 2. Были открыты новые, неведомые ранее земли. Второй ярус — интеллектуальное познание. В воздухе над водой летает существо, напоминающее летучую мышь и держит транспарант с надписью по-латыни «Меланхолия I».
Наконец, религиозный человек определенно даст иное толкование. В этой книге развивается мысль о существовании трех ступеней человеческого гения. Почему Дюрер изобразил Меланхолию. Крылатый гений лишен возраста.
Ко второму людей, у которых рассудок преобладает над чувством: ученых, государственных деятелей. Первым уровнем является познание ремесленное, осуществляемое через предметы, осязаемые вещи, вот почему на «нижнем ярусе» у Дюрера разбросаны пила, рубанок, линейка, молоток, гвозди, а идеально правильная сфера, выточенная неким мастером, – это вообще вершина мастерства, которой может достичь ремесленник. Ибо она потребовала святой воды, хотя до того долго не могла говорить. И тем не менее очевидно одно: в результате длительных поисков секрета (которые, кстати, он прекратил) Дюрер пришел к заключению, что секрета нет, а если он и существует, то он слишком многоплановый и требует разностороннего подхода. Прочитать о жизни и творчестве художника можно в книге А. Дюрер – Трактаты.
Эти три яруса – проекция внутреннего мира художника, автора. Он никогда не встречался с Лютером лично, но был захвачен его идеями настолько, что когда, путешествуя по Нидерландам, он узнает об аресте того, кого Ганс Сакс назвал «Соловьем Виттенберга», он описывает в дневнике испытываемые им эмоции почти в апокалипсических терминах. Книга прочитана, все взвешено и измерено. Наиболее загадочным из всех намеков, содержащихся в этой гравюре, является цифра «I», начертанная на крыльях дракона, рядом с надписью «Меланхолия».
«Лекции по истории искусства. Северное Возрождение. Альбрехт Дюрер». На земле у ног женщины улеглась худая, дрожащая от холода собака. Слово «измерение» в заглавии книги использовалось в то время в словосочетании «искусство измерений» как перевод греческого слова «геометрия».
В 1513 году знаменитый художник и график из Нюрнберга Альбрехт Дюрер исполнил три гравюры, называемые «мастерскими»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия. Меланхолия на гравюре Дюрера — это не романтически-барочная меланхолия и не меланхолия конца Средневековья, а состояние, подобное тому, какое испытывает человек после напряженного умственного или физического труда. У Агриппы Неттесгеймского, увлечённого Каббалой, уже был «квадрат Юпитера», но выдающийся геометр Альбрехт Дюрер составил свой (его иногда называют «квадрат Сатурна»), зашифровав в нём числа, значимые лично для него: например, день смерти матери (16. 05) и год создания «Меланхолии» (средние цифры в нижнем ряду составляют 1514).
Во времена Дюрера ремесло и искусство нераздельны. Крылатая женщина сосредоточенно и печально думает о чем-то своем, взгляд ее обращен в пустоту. Что для нас эта гравюра. Особо интересный, но и противоречивый предмет – таблица с цифрами, выгравированная на стене башни. Одна из интерпретаций:Звезда – Сатурн. Дал ваги, на яких оцнюються достонства душ.
Вот таким образом лишь меланхоликам доступна радость открытий. Но за глубокой задумчивостью самой Меланхолии скрывается так же напряженная творческая мысль, которая сама по себе проникает в тайны всей природы. Показывая слайды гравюр иллюстрации в альбомах, я рассказывал об этом меланхолическим, тревожным, депрессивным, застенчивым пациентам в затемненно-уютной обстановке «психотерапевтической гостиной» и здесь, среди целебных свечей и красивых чашек с чаем, они сами с волнением говорили об этих важных для их состояния моментах, а я пояснял, что душевные их трудности не назывались в старину так, как называются теперь: тогда все эти переживания, расстройства называли «меланхолия», а людей таких 150 «меланхоликами». «Соловей Виттенберга», вероятно, не был творцом Реформации. Она выполнялась резцом по металлической доске. Его составил сам Дюрер.
Вторые – люди рассудка: ученые и государственные мужи. На самом деле происхождение слова «тривиальный» следует искать в кругу «семи свободных искусств». Формы которой пышут здоровьем и достатком. «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. Нессельштраус замечает далее, что «взгляды Аристотеля и Платона были известны средневековым схоластам», но в ту пору, «когда вера ставилась выше разума и одаренности человека не придавали большого значения они не могли повлиять на неблагоприятную оценку меланхолического темперамента.
Строение напоминает склеп или надгробие, тогда зачем колокол. Куда ведёт стремянка, что означает магический квадрат на стене. За пять веков своего существования «Меланхолия» обросла томами комментариев и толкований, но и это, как замечает современный специалист по творчеству Дюрера Марсель Брион, «не делает её более понятной, более лёгкой для интерпретации и она действительно требует гораздо больше объяснений и комментариев, чем любая другая картина, за исключением, возможно, Джоконды». А само появление на гравюре собаки объясняют тем, что это животное, которому покровительствует Сатурн, мрачная и холодная планета, «патронирующая» меланхоликов (в то время как сангвиники подчиняются Юпитеру, флегматики – Луне, а холерики – Марсу).
На столе ничего лишнего, кроме подставки для книг, чернильницы и распятия. Гравюра «Меланхолия» — ключ к разгадке общего смысла «Мастерских гравюр»: все они содержат откровенный рассказ художника о себе — о том, что человек, одаренный свыше, чужд окружающим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий рыцарь («Всадник, Смерть и Дьявол») о том, как спокоен и радостен его труд, когда он находит свою келью — единственное в мире место, где он может стать самим собой («Святой Иероним»). А также и потому, что он ощущал и в себе присутствие этих трех начал — интеллектуального, духовного и активно действующего. Венок из лютика и водяного кресса — лекарство. Согласно Золотой Легенде (Жития святых ок. В современном понимании это слово «измерение» ближе к понятию «конструкция», «построение».
Праздность крылатой женщины в гравюре Дюрера вызвана совсем не ленью. И книга и циркуль сейчас не при деле. Венок из лютика и водяного кресса – лекарство. Какая уж тут меланхолия. Иеронима» Босха), но как учёного, полностью погруженного с работу.
По назначению эти изображения можно разделить на две большие группы. Чаще всего рисовали скряг с туго набитыми кошельками и лентяев, которые спят вместо того, чтобы работать. Циркуль, равно как треугольник с линейкой, служат атрибутами Геометрии — одного из семи «свободных искусств» Средневековья и первого из божественных искусств Ренессанса. «Единственное, что в какой-то мере может служить им утешением и иногда искупает или смягчает их недостатки, 150 проявляющаяся у некоторых из них склонность к наукам и размышлениям, которым они предаются в своем одиночестве».
Да что говорить. Есть также трактовка, согласно которой серия представляет собой темпераменты: «Всадник» изображает «сангвинический», а «Иероним» — «флегматический», а центральный и наиболее загадочный лист, его гравюра 1514 года «Меланхолия» — «меланхолический». Уже не осталось ничего непостижимого. В. Клеваев. 3. Творящий гений приравнен к низшему темпераменту.
Гуманисты Нюрнберга, как и Эразм Роттердамский, философы Флоренции и эрудиты Рима — «европейцы» — с необычайной горячностью и живостью реагировали на новые идеи и события, волнующие человечество. Можно сказать, что на гравюре изображены «творческая меланхолия» и «очеловеченная геометрия». Обилие деталей не отвлекает внимание от крылатой фигуры.
Отсюда – инструменты. «Меланхолия» Дюрера в депрессии ибо высшая истина ей недоступна. Добавить ваши. С этим было бы сложно согласиться (все-таки Дюрер занимался гравировкой едва ли не с детства), однако на это указывает тот факт, что существует несколько копий оригинальной гравюры, в которых действительно видно, что мастер кое-что исправлял при изображении цифр. Сколько символов, аллегорий, какая продуманная до мелочей композиция. 2. Albrecht Durer Melencolia-I (1514) 171Меланхолия187 8212 самая загадочная из 171Мастерских гравюр187 и одна из любимых работ самого Дюрера. Такого мнения придерживались итальянский гуманист Марсилио Фичино и даже Аристотель. Недаром его часто изображали с книгой.
Третий ярус – непознаваемого и божественного. Так в квадрате зашифрованы год создания картины (нижние средние два числа), дата смерти матери художника (16. 05) и можно найти много других. «Волшебный квадрат» — термин чисто математический. Нету и намёка на воздушную перспективу, дымку, флёр. Геометрия – одно из «7 свободных искусств».
Но наиболее загадочным из всех намеков, содержащихся в этой гравюре, является цифра «I», начертанная на крыльях летучей мыши рядом с надписью «Меланхолия». Война в Италии, война в Шотландии, война в Бургундии. Но Сатурн, не только Кронос, – бог времени – он и бог земледелия, земли, покровитель каменотесов и плотников. В нюрнбергском календаре 1515г. : «Из искусств Сатурн означает геометрию». По ком он звонит. Многосторонность устремлений, неутомимость исканий, проявились и в его картинах, акварелях, рисунках, гравюрах и в его теоретических трудах («Руководство к измерению. », 1525 «Наставление к укреплению городов. », 1527 «Четыре книги о пропорциях человека», 1528).
К первому относили людей с богатым воображением, это — художники, поэты, ремесленники. Святой Иероним возносится над временем, погрузившись в духовную жизнь, в вечность. Крылатый гений лишен возраста. trivial — то же из лат. Во-первых, многое на гравюре граничит с планетой Сатурн – покровительницей меланхоликов. Сатурн, вообще, считался (может и сейчас так считают) плохой планетой, страшной, оказывающей негативное влияние на людей.
Вероятнее всего, это был плавиковый шпат (флюорит), этот минерал часто образует кубические, октаэдрические и более сложные формы кристаллов. По ком он звонит. Власть, богатство, ремесла, науки не дают ответа на вечные вопросы. Но все же в современном мире магический квадрат перешел скорее в разряд «математических развлечений» — людям нравится ломать голову, пытаясь отыскать новые «волшебные» комбинации. 2. Не сон, но сомнения парализовали ее деятельность. Даже венок на голове словно растет на волосах, а не сплетен из сорванных растений.
Вот таким образом только меланхоликам доступна радость открытий. Как бог земли он ведал обмером участков, то есть, собственно геометрией. Интересно, что песочные часы – мотив в гравюрах Дюрера не одиночный, а сквозной.
Давайте пройдёмся по некоторым из них. Книга закрыта. Вдали морской берег, радуга, звезда и летучая мышь, несущая надпись: «Меланхолия I». В нижней строке зашифрован год создания гравюры – 1514. У ее ног спит собака, вокруг разбросаны строительные и измерительные инструменты, среди них – шар и многогранник, позади – жернов и лестница. «Меланхолическая одержимость делает человека способным приблизиться к познанию и высшей истины».
Песочные часы на стене усиливают это ощущение. Мир казался уже не таким прочным. Чего бы еще можно было пожелать. Иероним сидит за столом в комнате из окон льется яркий свет. Это, кстати, объясняет происхождение слова «тривиальный», которое большинством этимологических словарей и словарей иностранных слов трактуется немного загадочно и неверно.
Но почему: 1. Развивая Фичино, Агриппа создает свою теорию творящего гения. trivial или франц. Напротив, в популярных книжках и народных календарях меланхолики изображались как обычные люди с типичными для этого темперамента недостатками. Наконец, самым печальным и опасным темпераментом считался меланхолик (от греч. Третий тип — люди, у которых преобладает интуиция: богословы и философы.
Как бог земли он ведал обмером участков, то есть, собственно геометрией. Согласно господствовавшим в античные и средневековые времена представлениям, за темперамент отвечали четыре главных «сока» человеческого тела: кровь, флегма, желтая желчь и черная желчь. Гравюра 171Меланхолия187 8212 ключ к разгадке общего смысла 171Мастерских гравюр187: все они содержат откровенный рассказ художника о себе 8212 о том, что человек, одаренный свыше, чужд окружающим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий рыцарь (171Всадник, Смерть и Дьявол187) о том, как спокоен и радостен его труд, когда он находит свою келью 8212 единственное в мире место, где он может стать самим собой (171Святой Иероним187). На мою думку гравюра наповнена символами духовних пошукв.
Мы вкратце рассмотрели два графических листа из серии: «Всадник, смерть и дьявол» и «Святой Иероним в келье» их трактовку и объяснение. Таким образом, кульминационным центром изображения является голова святого, где сливаются природный свет, падающий из окон и свечение исходящее от самого Иеронима, образуя единый «божественный свет». Одетый в платье, он обладает мужскими чертами лица и неженственными руками. А собака – воплощение истощения.
На основании чего слиты аллегории геометрии и меланхолии. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. При создании гравюры рисунок делается с помощью резца в зеркальном отображении.
И всё это называется меланхолия, что понятно из надписи, которую несёт летучая мышь (так её называют искусствоведы, хотя я летучую мышь в этом хвостатом существе мало узнаю). Шар, тор, многогранник, хотя на ум приходит пирамида. Способы лечения были разнообразны — от слушания музыки до битья кнутом. Вдали морской берег, радуга, звезда и летучая мышь, несущая надпись: «Меланхолия I». Лестница в небо, как символ постижимости божественного. Что значит MELENCOLIA I. Члены круга неоплатоников Марсилио Фичино обратили внимание на мысль Аристотеля «Все воистину выдающиеся люди, отличившиеся в философии или в политике, в поэзии или в искусстве – меланхолики».
Albrecht Durer Melencolia-I (1514) «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. Книга закрыта. Рядом с недостроенным зданием высится кран, поднявший огромный тесаный камень для стены.
В сущности, он представил свою Меланхолию в виде Геометрии». Власть, богатство, ремесла, науки не дают ответа на вечные вопросы. Итак, «Меланхолия с атрибутами геометрии».
Отже вгор – шлях. Окружающие предметы – атрибуты геометрии измеряющей предметы на плоскости, в пространстве, во времени, определяющей вес и практически применяемой (инструменты плотника). Предполагают, что Дюрер назвал гравюру «Меланхолия I», поскольку себя относил к первому типу меланхоликов. Это точеный деревянный шар и вытесанный из камня полиэдр, многогранник. Смерть матери Дюрер пережил тяжело, потом он опишет её в своей «Памятной книжке»: «И перед кончиной она благословила меня и повелела жить в мире, сопроводив это многими прекрасными поучениями, чтобы я остерегался грехов. Венский историк искусства Карл Гиелов первым предположил, что источником гравюры Дюрера был трактат «Оккультная философия» Агриппы Неттесгеймского. Гравюра содержит очень много символов, часть из них связана с планетой Сатурн (планеты-покровительницы меланхоликов).
Неоплатоники слили аристотелевскую мысль с платоновским учением о «божественном неистовстве» и появилось новое понятие «меланхолической одержимости» — состояния, в котором творит гений. Творящий гений приравнен к низшему темпераменту.