Изображая его, Дюрер хотел подчеркнуть, что по своему духовному развитию практичные люди выглядят детьми в сравнении с меланхоликами. «меланхолия» одна из наиболее таинственных работ Дюрера и выделяется сложностью и неочевидностью идеи, яркостью символов и аллегорий. Это один из трёх графических листов Альбрехта Дюрера, вошедших в историю искусства под названием «Мастерские гравюры» : «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия I». «меланхолия»— резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году. «меланхолия» – это еще и единственная гравюра Дюрера, название которой изображено на ней самой.
«меланхолия» одна из наиболее таинственных работ Дюрера и выделяется сложностью и неочевидностью идеи, яркостью символов и аллегорий. «меланхолия» — резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году. Артхив, сознавая безбрежность накопленной искусствоведением информации о «Меланхолии» Дюрера, попытался систематизировать ответы на те элементарные вопросы, которые первыми приходят в голову при её созерцании. И любой инструмент с гравюры Меланхолия Дюрера, подчеркивал присутствие каждого из этих знаний.
Это один из трёх графических листов Альбрехта Дюрера, вошедших в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия I». Ценил ли Дюрер меланхолию, осуждал или считал естественным явлением. «меланхолия» – резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году. Последняя фигура, которую показал Дюрер – меланхолия. «меланхолия»— резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году.
Дюрер создал эту гравюру в 1514 году для эрцгерцога Максимилиана I, который всю свою жизнь панически боялся зловещего влияния Сатурна, покровителя сельского хозяйства, геометрии и меланхолии. Смею Вам порекомендовать замечательную передачу из проекта Паолы Волковой и канала «Культура», посвященную этой гравюре Мост над бездной: Дюрер «Меланхолия». Каждый инструмент с гравюры Меланхолия Дюрера, находящийся на этом уровне, относится к предметам ремесла: рубанок, щипцы, угольник, молоток и гвозди. Самая знаменитая гравюра, которую выполнил Альбрехт Дюрер – Меланхолия.
Дюрер создал «Меланхолию» в тяжёлое время: в тот год умерла его мать, разгорались войны и восстания, Европа стояла на пороге Реформации. «меланхолия»— одна из наиболее таинственных работ Дюрера, выделяющаяся сложностью и неочевидностью идеи, яркостью символов и аллегорий. Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет считать эту гравюру духовным автопортретом мастера. Уже после Дюрера, в XVI-XVII веке, меланхолию станут связывать не только с холодом, но и с влажностью (по Гиппократу, она холодная и сухая).
«меланхолия» – одна из наиболее таинственных работ Дюрера, выделяющаяся сложностью и неочевидностью идеи, яркостью символов и аллегорий. Одно из самых известных произведений, где использован уникальный метод резьбы по металлу – это гравюра Альбрехта Дюрера Меланхолия. Альбрехт Дюрер создал одну из самых знаменитых гравюр на меди «Меланхолия I» в 1514 году. Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет считать эту гравюру духовным автопортретом мастера.
Сидит крылатая женщина в задумчивости, её окружают предметы: измерительные, столярные инструменты. Она вздрагивает, возможно, от кошмаров во сне. В мае 1514-го года после долгой болезни умирала его мать, Барбара Дюрер. Живые существа и предметы переместились в вечность, вне времени. В искусствоведении есть специальная область экспертизы – иконография (в отличие от иконографии, как системы в иконописи), это исследование и анализ сюжетной стороны произведений и истолкование символики, аллегорий и атрибутов, а также иконология 8211 методика прочтения символического смысла картины. Но нет интереса к этим обычным (уже изученным) явлениям.
Дал ваги, на яких оцнюються достонства душ. На гравюре Дюрера «Святой Иероним в келье» за основу взят сюжет перевода Иеронимом Библии. В равновесии остановились чаши весов. Первым уровнем является познание ремесленное, осуществляемое через предметы, осязаемые вещи, вот почему на «нижнем ярусе» у Дюрера разбросаны пила, рубанок, линейка, молоток, гвозди, а идеально правильная сфера, выточенная неким мастером, – это вообще вершина мастерства, которой может достичь ремесленник.
Недаром его часто изображали с книгой. Взгляд на математику как важнейшую из наук разделял и Дюрер. Вдалин – сонце, видимий образ Бога.
Его составил сам Дюрер. Наиболее загадочным из всех намеков, содержащихся в этой гравюре, является цифра «I», начертанная на крыльях дракона, рядом с надписью «Меланхолия». Гравюра содержит очень много символов, часть из них связана с планетой Сатурн (планеты-покровительницы меланхоликов). Или они брошены и попраны.
Второй ярус – интеллектуальное познание., 1525 Наставление к укреплению городов. С другой стороны, он прочел у Фичино, что «все люди, преуспевшие в искусстве, были меланхоличны» причем, наряду с болезненной меланхолией, различают меланхолию, полезную для здоровья. В сущности, он представил свою Меланхолию в виде Геометрии». Согласно господствовавшим в античные и средневековые времена представлениям, за темперамент отвечали четыре главных «сока» человеческого тела: кровь, флегма, желтая желчь и черная желчь. 1260), когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев.
Может показаться, что интеллектуальный ребус «Меланхолия» – плод чистой умозрительности и игры интеллекта. В одной из центральных глав книги приведен «Образ Геометрии» (Typus Geometriae), созданный лет за 6–10 до дюреровской «Меланхолии». Такого мнения придерживались итальянский гуманист Марсилио Фичино и даже Аристотель.
Книга закрыта. Это один из трёх графических листов Альбрехта Дюрера, вошедших в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия I». Давайте пройдёмся по некоторым из них. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. Поскольку, в соответствии с такой классификацией, «Меланхолия» Дюрера с ее атрибутами геометрии должна быть отнесена к первой ступени ремесел и искусств, 150 возможно, что цифра «I» является обозначением этой ступени. Нужно отметить, что квадрат Агриппы назывался «квадрат Юпитера», а Юпитер подавлял негативное влияние Сатурна. melas chole — черная желчь), которому соответствовали холодный и сухой элемент «земля», осень, пожилой возраст человека, суровый северный ветер борей и вечер.
Меланхолик для него практически равняется гению. Это одно из наиболее сложных произведений в мировом искусстве. Никто этого не знает, кроме Бога». Гуманисты восславили и Сатурн. Песочные часы имеют смысл немедленного действия, так как сама Смерть держит их в своих руках и показывает ему. Искусствовед Паола Волкова вслед за Панофски и Закслем полагает, что центральная тема гравюры «Меланхолия» – человеческое познание, которое движется по восходящим ступеням. Я говорю «в эту эпоху», поскольку религиозные настроения Дюрера достаточно различаются, если сравнивать Апокалипсис 1498 года, Троицу 1511 года (Вена) и Четыре апостола 1526 года, написанные за два года до смерти художника, которые можно рассматривать как вехи его религиозного завещания.
3. Увесистый кошель лежит у ног, связка ключей небрежно висит на поясе. Все это – лишь игры ума и принадлежность мира тварного. Он прикорнул над книжкой на краю мельничного жёрнова, покрытого тканью с бахромой, создающей необходимую прослойку между шершавой холодной поверхностью камня и теплой детской кожей (а тонкость работы резца Дюрера такова, что позволяет вполне живо ощутить все эти фактурно-температурные моменты). Отсюда – инструменты.
Хронологически Рыцарь предшествует мыслителю и эрудиту, поскольку в силу своего поистине фаустовского подсознания Дюрер говорит себе, как герой Гете: «В начале было дело». Вдали морской берег, радуга, звезда и летучая мышь, несущая надпись: «Меланхолия I». Дюрер по праву считается одним из основоположников начертательной геометрии. Власть, богатство, ремесла, науки не дают ответа на вечные вопросы.
Крылатая женщина изображена в окружении атрибутов средневековой науки и алхимии: песочных часов, весов, колокола инструментов различных ремесел, «магического квадрата», летучей мыши и т. п. облик ее полон мрачной тревоги, трагизма, подавленности, неверия в торжество разума и силы знания. И тем не менее очевидно одно: в результате длительных поисков секрета (которые, кстати, он прекратил) Дюрер пришел к заключению, что секрета нет, а если он и существует, то он слишком многоплановый и требует разностороннего подхода. Достигнув изумительной тонкости графического языка уже в гравюрах, созданных около 1500—03 («Святой Евстафий», «Немезида»), Дюрер пришёл в трёх так называемых «мастерских» гравюрах 1513—14 к своим высшим достижениям: «Всадник, смерть и дьявол» (1513) — образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед любыми искушениями в Меланхолии (1514) воплощены внутренние конфликты и беспокойство творческого духа человека «Святой Иероним» (1514) явился гуманистическим прославлением пытливой мысли исследователя, а в изображении освещённой солнцем комнаты есть пленительная поэзия мирного уюта. Беспорядок, в котором разбросаны на полу инструменты и приборы задремавший на мельничном жернове мальчик Эрос, символизирующий уснувшее желание молчащий колокольчик, который ничья рука больше не пытается привести в движение, — все это вписывается в палитру «суеты сует».
Холерик (от греч. Как известно сам замысел "Меланхолии" до сих пор не кем не раскрыт, но образ могучей крылатой женщины впечатляет своей значительностью и психологической глубиной. Дюрер не боялся меланхолии.
Геометрия – одно из «7 свободных искусств». В этой книге развивается мысль о существовании трех ступеней человеческого гения. Все достигнуто. Флегматик же — от греческого слова phlegma — флегма, которая представлялась влажной и холодной, как элемент «вода» и связывалась с зимой, старостью, вредным для здоровья южным ветром австер и ночью. В одном трактате XV века утверждается, что «подверженные то депрессии, то чрезмерной экспансивности меланхолики как будто балансируют все время между двумя пропастями. По крупицам складывается общий замысел произведения. Гравюра «Меланхолия» — ключ к разгадке общего смысла «Мастерских гравюр»: все они содержат откровенный рассказ художника о себе — о том, что человек, одаренный свыше, чужд окружающим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий рыцарь («Всадник, Смерть и Дьявол») о том, как спокоен и радостен его труд, когда он находит свою келью — единственное в мире место, где он может стать самим собой («Святой Иероним»).
Теперь уже многие стали подражать меланхоликам. Какая уж тут меланхолия. Она тяжело умерла и я заметил, что она видела что-то страшное. 3. De viris illustribus), «Хронику» (события всемирной истории, начиная с сотворения мира), основанную на «Хронике» Евсевия Кесарийского с дополнениями. При этом художнику удалось оба образа представить в новом свете. На гравюре изображена богато одетая женщина с циркулем в руке, что-то измеряющая на шаре. Уже не осталось ничего непостижимого.
«Тогда не покажется абсурдным, – пишет Марсель Брион, – что Дюрер пытается передать, с одной стороны, своё разочарование в безуспешных поисках секрета, сожаление о том, что наука не открыла его ему и, возможно, математика и физика не обладают ключом к мучающей его загадке но в то же время он выражает свою твёрдую уверенность в могуществе человеческого разума, способного разогнать ночные кошмары, которые олицетворяет летучая мышь». Почему Дюрер изобразил Меланхолию. Лестница уходит в небо, за край гравюры, то же с башней.
Вместо лентяя или нерадивой хозяйки в гравюре Дюрера перед нами высшее существо, обладающее богатым интеллектом, окруженное инструментами творческого труда, но впавшее в мучительное раздумье». Гравюра «Меланхолия» остаётся одной из наиболее сложных художественных произведений по умению компоновать большое количество объектов, связывать их общим смыслом. «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. Доктрина Предопределения, которую поддерживает и сам Дюрер, так как она уже витала в воздухе еще до того, как ее сформулировал Лютер, проявляется как в Рыцаре, так и в Меланхолии.
Теперь полагают, что ключ к ее расшифровке следует искать в сочинении известного немецкого ученого и чернокнижника Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского «Об оккультной философии». Окружающие предметы – атрибуты геометрии измеряющей предметы на плоскости, в пространстве, во времени, определяющей вес и практически применяемой (инструменты плотника). Важнее всего тут вопрос – почему Эрот дремлет. По ком он звонит. Нессельштраус замечает далее, что «взгляды Аристотеля и Платона были известны средневековым схоластам», но в ту пору, «когда вера ставилась выше разума и одаренности человека не придавали большого значения они не могли повлиять на неблагоприятную оценку меланхолического темперамента. говорят, обрела на мгновение на смертном одре былую красоту юности», её сыну впервые явился замысел «Меланхолии», но целостная картина долго не складывалась, не хватало подробностей идея никак не могла обрести законченное воплощение. Первые – это люди воображения: ремесленники, художники и поэты.
Увесистый кошель лежит у ног, связка ключей небрежно висит на поясе. Третий ярус — непознаваемого и божественного. Геометрия – одно из «7 свободных искусств».
Одна из интерпретаций:Звезда – Сатурн. Одетый в платье, он обладает мужскими чертами лица и неженственными руками. Рядом с недостроенным зданием высится кран, поднявший огромный тесаный камень для стены.
Его взор печален. Почему песок в песочных часах просыпался на половину. В современном понимании это слово «измерение» ближе к понятию «конструкция», «построение». Ангел на картине и есть Дюрер.
Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака. Дюрер писал: «Что такое абсолютная красота я не знаю.
Что для нас эта гравюра. Сколько символов, аллегорий, какая продуманная до мелочей композиция. На переднем плане спят лев и маленькая собачка. Прочитать о жизни и творчестве художника можно в книге А. Дюрер – Трактаты. Формы которой пышут здоровьем и достатком. А также необычные теории, эксперименты, научные и технические курьёзы и просто интересные факты «Меланхолия» — резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году.
На основании чего слиты аллегории геометрии и меланхолии. Третий тип — люди, у которых преобладает интуиция: богословы и философы. Я испытывал тогда такую боль, что не могу этого высказать». Меланхолия160 гравюра Альбрехта Дюрера. Фичино развил эту мысль в трактате «De Vita Triplici», хорошо известном. trivial или франц.
Одна из интерпретаций:Звезда – Сатурн. Дюрер приходит к этому заключению после безуспешных поисков «секрета», который он будет пытаться разгадать до конца своих дней. В этой книге развивается мысль о существовании трех ступеней человеческого гения. В дальнейшем в его живописи укрепляется новаторское для немецкого искусства стремление к полной логической ясности образной структуры, к строго упорядоченному размещению пластических объёмов в пространстве, к чёткому сопоставлению локальных цветов (многофигурные композиции: «Дрезденский алтарь», около 1496, Картинная галерея, Дрезден алтарь Паумгартнеров, 1502—04, Старая пинакотека, Мюнхен «Поклонение Троице», 1511, Художественно-исторический музей, Вена) опорой художнику служил опыт итальянского искусства, в том числе колористические достижения венецианской школы («Поклонение волхвов», 1504, Галерея Уффици, Флоренция «Праздник чёток», 1506, Национальная галерея, Прага «Мария с младенцем», 1512, Художественно-исторический музей, Вена). Почему крылатый меланхоличный гений – женщина в венке. Песочные часы на стене усиливают это ощущение. Мы вкратце рассмотрели два графических листа из серии: «Всадник, смерть и дьявол» и «Святой Иероним в келье» их трактовку и объяснение. Но почему: 1.
Таким образом, моральный портрет Лютера можно рассматривать и как таковой портрет самого Дюрера в многочисленных проявлениях его индивидуальности, многочисленных устремлениях его натуры, которая толкала его одновременно и к созидательной деятельности и к умозрительным размышлениям и к созерцанию. Это, кстати, объясняет происхождение слова «тривиальный», которое большинством этимологических словарей и словарей иностранных слов трактуется немного загадочно и неверно. Как минимум явным дополнительным значением обладают следующие образы: (1) колокол с веревкой идущей за пределы картины, (2) мельничный жернов, (3) город-порт у моря, (4) ремесленные инструменты (пила, рубанок, гвозди, молоток, тигель, циркуль, клещи, линейка), (5) странной формы камень и идеально выструганный шар, (6) существо с баннером, (7) лестница, приставленная к дому, (8) венок на голове Гения, (9) песочные часы, (10) весы, (11) закрытая на замки книга, (12) кошели и ключи на поясе Гения (всего 7 ключей), (13) радуга и комета в небе, (14) странный предмет возле собаки, (15) стилус и восковая дощечка у Путто. Многим, должно быть известно это состояние мрачной тоскливой бездеятельности, при которой разум не отключён, он бодрствует, но нет сил и желания что-либо делать.
Дюрер поддерживает Реформацию всем сердцем и разумом. Они согласуются с четырьмя основными элементами (воздух, вода, огонь и земля), с четырьмя временами года, с четырьмя периодами человеческой жизни, с четырьмя ветрами (направлениями в пространстве), с четырьмя временами суток. Неоплатоники слили аристотелевскую мысль с платоновским учением о «божественном неистовстве» и появилось новое понятие «меланхолической одержимости» — состояния, в котором творит гений. Лишь сам Иероним излучает что-то наподобие света в виде сияния над его головой, это по сути единственный источник «естественного» света на гравюре.
Он часто погружался в подобное состояние, что можно заметить на ряде его автопортретов. Эти три яруса – проекция внутреннего мира художника, автора. Развивая Фичино, Агриппа создает свою теорию творящего гения. Гуманисты восславили и Сатурн. Она выполнялась резцом по металлической доске.
Нету и намёка на воздушную перспективу, дымку, флёр. Итак, «Меланхолия с атрибутами геометрии». Согласно Золотой Легенде (Жития святых ок.
Многосторонность устремлений, неутомимость исканий, проявились и в его картинах, акварелях, рисунках, гравюрах и в его теоретических трудах («Руководство к измерению. », 1525 «Наставление к укреплению городов. », 1527 «Четыре книги о пропорциях человека», 1528). Для него больше не существует времени. Сам Дюрер свидетельствует, что «привязанные к поясу Меланхолии ключи являются символом власти, а кошель 150 богатства (это обычный атрибут меланхоликов, означающий также и скупость).
Общим для всех этих изображений было представление о меланхолии как унылом бездействии. В нюрнбергском календаре 1515г. : «Из искусств Сатурн означает геометрию». «Соловей Виттенберга», вероятно, не был творцом Реформации. Вспышка кометы и гало (или радуга. ) не удивляют женщину, хотя она видит и смотрит на них. Сатурн считался покровителем сельскохозяйственных работ и «геометрии 150 науки, выросшей, как явствует из ее названия из землемерных работ.
«Меланхолию» часто объединяют в цикл так называемых «мастерских гравюр» с двумя другими – «Рыцарь, Смерть и Дьявол» и «Святой Иероним в келье». Через нем. Он и сам слыл лучшим математиком среди художников своего времени. Заметив склонность сына к живописи, отец отправляет его учиться к нюрнбергскому художнику М. Вольгемуту, где в течение четырех лет мальчик овладевает основными навыками живописи. Наиболее известно, пожалуй, «Руководство по измерениям циркулем и линейкой», ставшее первым учебником геометрии на немецком языке.
Речь идет о первых известных картинках за подписью Лукаса Кранаха. Отчего же геометрия или «искусство измерений» играет такую важную роль в гравюре «Меланхолия». Это символ Сатурна. И она сильно боялась смерти, но говорила, что не боится предстать перед богом. Так как мера, число и вес образовывали для него самого краеугольный камень собственной научной работы, так как математика представлялась ему (и не только ему одному) центральной наукой». В эпоху Возрождения это считалось большим достоинством.
Власть, богатство, ремесла, науки не дают ответа на вечные вопросы. Предполагают, что Дюрер назвал гравюру «Меланхолия I», поскольку себя относил к первому типу меланхоликов. Из низшего темперамента меланхолия возвысилась в избранный. «Прошла любовь, явилась Муза», как обозначается порядок вещей у Пушкина. На низкой каменной ступеньке возле недостроенного дома сидит, глубоко задумавшись, крылатое существо (которое для определенности будем называть женщиной) с темным лицом, на котором контрастно выделяются белки глаз.
Вероятно, что три наиболее значительные гравюры этого года — Меланхолия, Святой Иероним в келье и Рыцарь, смерть и дьявол (последняя создана в 1513 году, но ее следует включить в тот же духовный цикл) выражают одну общую идею. Летучая мышь и собака – спутники Меланхолии. Средневековая медицина самым худшим и опасным темпераментом считала меланхолический. «В 132Меланхолии147 он (Дюрер. Для людей, живущих в те времена (1514 год), подобные иносказания были более-менее понятны. Например, в уважаемом «Этимологическом словаре русского языка» Макса Фасмера можно прочитать: «тривиальный. Даже венок на голове словно растет на волосах, а не сплетен из сорванных растений.
Второй ярус — интеллектуальное познание. Она выделяется на общем плане, словно находится вне (или над. ) окружающего мира. Неоплатоники слили аристотелевскую мысль с платоновским учением о «божественном неистовстве» и появилось новое понятие «меланхолической одержимости» – состояния, в котором творит гений. 2. MELENCOLIA I. В 1531г.
«Меланхолия» создавалась после этих двух гравюр и песочные часы здесь вбирают оба смысловых подтекста – и неумолимость времени и его разумную размеренность. По ком он звонит. Существует жанр аллегорического натюрморта, называемого «суета сует», который приобретает смысл memento mori (помни о смерти). Кровь, влажная и теплая, уподоблялась элементу «воздух» и сравнивалась с весною, с юностью, легким западным ветром зефиром и с утром. Книга закрыта.
Но наиболее загадочным из всех намеков, содержащихся в этой гравюре, является цифра «I», начертанная на крыльях летучей мыши рядом с надписью «Меланхолия». Турки навязывают Полумесяц православной Армении. Насыщенная и тяжелая атмосфера Меланхолии, ее горькое разочарование, упадок духа, лишенного сил и надежды, охватывают нас, даже еще не разобравшись в аллегорическом смысле предметов, окружающих эту фигуру крылатой женщины, погруженной в глубокое раздумье. Таким образом, кульминационным центром изображения является голова святого, где сливаются природный свет, падающий из окон и свечение исходящее от самого Иеронима, образуя единый «божественный свет».
Куда ведёт стремянка, что означает магический квадрат на стене. Образ «Святого Иеронима» — его мирный духовный труд и смирение монаха, «Всадник» 8211 собирательный образ человека действия, активного противостояния невзгодам, а «Меланхолия» – это вселенная науки и искусств, постижения тайн мироустройства. В. Клеваев.
В воздухе над водой летает существо, напоминающее летучую мышь и держит транспарант с надписью по-латыни «Меланхолия I». С особой интенсивностью и упорством Альбрехт Дюрер работал в гравюре (около 350 рисунков для гравюр на дереве и около 100 гравюр резцом на меди), создав многие шедевры мировой графики. А само появление на гравюре собаки объясняют тем, что это животное, которому покровительствует Сатурн, мрачная и холодная планета, «патронирующая» меланхоликов (в то время как сангвиники подчиняются Юпитеру, флегматики – Луне, а холерики – Марсу). chole — желчь) связан с элементом «огонь» и обладает его качествами — жаром и сухостью. Окружающие предметы – атрибуты геометрии измеряющей предметы на плоскости, в пространстве, во времени, определяющей вес и практически применяемой (инструменты плотника).
Магический квадрат (квадрат с цифрами, сумма которых во всех горизонтальных и вертикальных рядах одинакова), усиливающий, как считалось, воздействие на человека планеты Юпитер, вероятно, есть талисман, охраняющий от дурного влияния Сатурна. Обсуждаемая нами гравюра Дюрера демонстрирует слияние двух классических тем — Меланхолии из народных календарей и медицинских трактатов и Геометрии из философских трудов и энциклопедий. Тогда не кажется абсурдным, что Дюрер пытается передать, с одной стороны, свое разочарование в безуспешных поисках секрета, сожаление о том, что наука не открыла его ему и, возможно, математика и физика не обладают ключом к мучающей его загадке но в то же время он выражает свою твердую уверенность в могуществе человеческого разума, способного разогнать ночные кошмары, которые олицетворяет летучая мышь.
Конечно, речь не идет о первых пробах кисти – уроки живописи ему давал еще отец. Изображенная Дюрером в этой гравюре «неутолимая жажда знаний была созвучна его эпохе, когда великие, преобразовавшие мир открытия и изобретения породили твердую уверенность в безграничных возможностях человеческого разума (. ) За внешней пассивностью крылатой женщины угадывается смелый полет человеческой мысли, готовой вступить в дерзкое соперничество с самим Богом». Строение напоминает склеп или надгробие, тогда зачем колокол. Родился в семье нюрнберских ювелиров, выходец из Венгрии. Отсюда – инструменты. Сколько раз я сама так сидела (задумавшись) среди книг, бумаг и прочих своих «инструментов» писательства, только, в отличие от картины, рядом дремала кошка, а не собака. Меланхолия — тоже, в некотором роде и некотором смысле, «суета сует». Война в Италии, война в Шотландии, война в Бургундии. trivialis то, что валяется на большой дороге: trivium перекресток трех дорог».
Так в квадрате зашифрованы год создания картины (нижние средние два числа), дата смерти матери художника (16. 05) и можно найти много других. Магический квадрат, воспроизведённый немецким художникомАльбрехтом Дюрером на гравюре Меланхолия известен всем исследователяммагических квадратов. Историк искусства – Паола Волкова, в своих лекциях «Мост над бездной», говорит о том, что гравюра делится на три уровня. Интересно, что песочные часы – мотив в гравюрах Дюрера не одиночный, а сквозной. Остается непонятным, почему «тривиальная вещь» должна валяться именно на перекрестке трех дорог. А зачем это крылатой женщине рубанок и гвоздодер.
В нижней строке зашифрован год создания гравюры – 1514. Васко Нуньес де Бальбоа первым пересек Тихий океан, назвав его Южным морем. Шар, тор, многогранник, хотя на ум приходит пирамида. Развивая Фичино, Агриппа создает свою теорию творящего гения.
Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. На жернове амур с грифельной доской (или книгой), а на стене висят весы, песочные часы, колокол и магический квадрат.
Во времена Дюрера ремесло и искусство нераздельны. trivial — то же из лат. Эти «неприятные и несчастные люди», рожденные под знаком самой несчастливой из всех планет, более других подвержены душевной болезни. Третьи – люди сверхлогического интуитивного познания: теологи и философы. Отже вгор – шлях. Об одном из таких произведений и пойдёт речь. Но справедливо и то, что еще до того, как зритель предпримет логические попытки проникнуть в смысл предметов и расшифровать тайное послание, ему «в ощущении» уже дано почувствовать терпкую горечь, вязкую тяжесть и скрытую нежность дюреровской меланхолии. Мне видится именно это.
MELENCOLIA I. В 1531г. «Лекции по истории искусства. Северное Возрождение. Альбрехт Дюрер». При создании гравюры рисунок делается с помощью резца в зеркальном отображении. Но все же в современном мире магический квадрат перешел скорее в разряд «математических развлечений» — людям нравится ломать голову, пытаясь отыскать новые «волшебные» комбинации. 1.
Святой Иероним изображён за работой, он пишет, скорее всего, переводит Священное Писание. За пять веков своего существования «Меланхолия» обросла томами комментариев и толкований, но и это, как замечает современный специалист по творчеству Дюрера Марсель Брион, «не делает её более понятной, более лёгкой для интерпретации и она действительно требует гораздо больше объяснений и комментариев, чем любая другая картина, за исключением, возможно, Джоконды». Теперь полагают, что ключ к ее расшифровке следует искать в сочинении известного немецкого ученого и чернокнижника Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского «Об оккультной философии». Однако наверняка тут есть и нерасшифрованные числовые коды. Возможно, только сопоставляя их, можно это понять.
2. Меланхолия – «образ владеющего всеми достижениями человеческой науки и мысли гения, отважившегося проникнуть в тайны вселенной, но остановившегося перед внезапной преградой». Это точеный деревянный шар и вытесанный из камня полиэдр, многогранник. А то, что лежит на перекрестке двух, уже нетривиально.
На самом деле происхождение слова «тривиальный» следует искать в кругу «семи свободных искусств». В 1513 году знаменитый художник и график из Нюрнберга Альбрехт Дюрер исполнил три гравюры, называемые «мастерскими»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия.
Во времена Дюрера меланхоликов делили на три типа. Венский историк искусства Карл Гиелов первым предположил, что источником гравюры Дюрера был трактат «Оккультная философия» Агриппы Неттесгеймского. Письма. sanguis — кровь. Третий ярус – непознаваемого и божественного. Чего бы еще можно было пожелать.
Albrecht Durer "Melencolia-I" (1514) «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. Свернувшаяся калачиком собака выглядит устрашающе худой, сквозь кожу проглядывают мускулатура и кости. Меланхолия Дюрера близка его собственному духовному миру жаждой знаний, сомнениями, неудовлетворенностью, разочарованиями, но и сильным желанием «по мере возможности приблизиться к истине и красоте». «Единственное, что в какой-то мере может служить им утешением и иногда искупает или смягчает их недостатки, 150 проявляющаяся у некоторых из них склонность к наукам и размышлениям, которым они предаются в своем одиночестве». «Людям этой категории, 150 пишет Ц. Г.
Их до сих пор добывают в Южной Германии. В руке у нее раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель. Были открыты новые, неведомые ранее земли. Из низшего темперамента меланхолия возвысилась в избранный. Причислявшийся Фридрихом Энгельсом к титанам эпохи Возрождения, он сумел, как художник и мыслитель, дать глубоко национальное претворение ренессансным идеям своеобразие его творчества — в тесном переплетении немецких традиций, начал беспокойной экспрессии, живописности, стремительной фантазии с присущим Высокому Возрождению чётким выражением пластически-пространственной структуры реального мира.
В античное и средневековое время принято было считать, что меланхолик, порожденный Землей под знаком Сатурна, сух, холоден, воплощает вечер, осень и пожилой возраст, тогда как сангвиник, порожденный Воздухом под знаком Юпитера или Венеры, несет в себе влажность, теплоту воздуха, воплощает утро, весну, нежный ветер, юность холерик, порожденный Огнем под знаком Марса, несет в себе сухость и жар, воплощая полдень, лето, зрелость, а флегматик, порожденный Водой, так зависящий от «холодной и связанной с морем Луны», влажен, холоден, родственник ночи, зимы, старости. Что означают окружающие ее предметы. Наконец, самым печальным и опасным темпераментом считался меланхолик (от греч. У Агриппы Неттесгеймского, увлечённого Каббалой, уже был «квадрат Юпитера», но выдающийся геометр Альбрехт Дюрер составил свой (его иногда называют «квадрат Сатурна»), зашифровав в нём числа, значимые лично для него: например, день смерти матери (16. 05) и год создания «Меланхолии» (средние цифры в нижнем ряду составляют 1514). «Меланхолия» Дюрера в депрессии ибо высшая истина ей недоступна.
По назначению эти изображения можно разделить на две большие группы. Он переезжал из одного немецкого города в другой, даже побывал в Палестине. Тотчас же после этого глаза ее закрылись. Не сон, но сомнения парализовали ее деятельность.
Даже венок на голове словно растет на волосах, а не сплетен из сорванных растений. Ну да, что хорошего в меланхолии.
Святой Иероним возносится над временем, погрузившись в духовную жизнь, в вечность. Эти символы заставляют вспомнить «равенство меры, веса и числа», о котором говорит Платон в своих «Диалогах». Иероним сидит за столом в комнате из окон льется яркий свет. Крылатый гений лишен возраста.
Способы лечения были разнообразны — от слушания музыки до битья кнутом. Неподалёку лежит шар (возможно, он деревянный, выструганный недавно). Лестница в небо, как символ постижимости божественного. Как бог земли он ведал обмером участков, то есть, собственно геометрией. Так вот, песочные часы появляются в каждом из трёх произведений. Поскольку, в соответствии с такой классификацией, «Меланхолия» Дюрера с ее атрибутами геометрии должна быть отнесена к первой ступени ремесел и искусств, – возможно, что цифра «I» является обозначением этой ступени. За стною драбина, що символом переходу вд земного буття до небесного. Но ее рукопись ходила уже в 1509-1510гг.
У ног свернулась дремлющая собака. Да и вообще – уж больно похожа Меланхолия на самого мастера Альбрехта: если в «Джоконде» лишь предполагают автопортрет Леонардо да Винчи, то «Меланхолия» считается «духовным автопортретом Дюрера» практически официально. Монах Иероним Стридонский или Софроний Евсевий Иероним (лат. Albrecht Durer Melencolia-I (1514) «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера.
По Агриппе есть три степени познания: I -искусство II – наука III – теология. И взгляд такой, на который впору зонтик вешать. Да что говорить.
Ц. Г. Фичино развил эту мысль в трактате «De Vita Triplici», хорошо известном. Чего бы еще можно было пожелать. Как бог земли он ведал обмером участков, то есть, собственно геометрией. Самым здоровым и счастливым считался сангвиник, от лат. Вот таким образом лишь меланхоликам доступна радость открытий.
В «Иерониме» песочные часы аранжированы совсем иначе: Дюрер изображает святого в келье, больше похожей не на пристанище монаха, а на кабинет учёного-гуманиста (и на кабинет самого Дюрера). Одетый в платье, он обладает мужскими чертами лица и неженственными руками. Эти три яруса — проекция внутреннего мира художника, автора. Во-первых, многое на гравюре граничит с планетой Сатурн – покровительницей меланхоликов. Сатурн, вообще, считался (может и сейчас так считают) плохой планетой, страшной, оказывающей негативное влияние на людей. Гуманисты Нюрнберга, как и Эразм Роттердамский, философы Флоренции и эрудиты Рима — «европейцы» — с необычайной горячностью и живостью реагировали на новые идеи и события, волнующие человечество. Венок из лютика и водяного кресса – лекарство. Привязанные к поясу Меланхолии ключи являются символом власти, а кошель – богатства (это обычный атрибут меланхоликов, означающий также и скупость).
Циркуль, равно как треугольник с линейкой, служат атрибутами Геометрии — одного из семи «свободных искусств» Средневековья и первого из божественных искусств Ренессанса. Книга прочитана, все взвешено и измерено.
Без дела брошены инструменты, необходимые ремесленнику-профессионалу. Вторые – люди рассудка: ученые и государственные мужи. Слово «измерение» в заглавии книги использовалось в то время в словосочетании «искусство измерений» как перевод греческого слова «геометрия». Мир казался уже не таким прочным.
На широкое афиширование своих мыслей, в то время, он не рассчитывал. По Агриппе есть три степени познания: I -искусство II — наука III — теология. 2.
Дневники. В нюрнбергском календаре 1515г. : «Из искусств Сатурн означает геометрию». Магический квадрат (квадрат с цифрами, сумма которых во всех горизонтальных и вертикальных рядах одинакова), усиливающий, как считалось, воздействие на человека планеты Юпитер, вероятно, есть талисман, охраняющий от дурного влияния Сатурна. «Волшебный квадрат» — термин чисто математический.
Из прежних гравюр разных мастеров изображавших Меланхолию насмешливо-неприязненно, Дюрер «сохраняет лишь традиционный жест, обычно сопутствующий мрачному раздумью, 150 подпирающую голову руку. «Меланхолическая одержимость делает человека способным приблизиться к познанию и высшей истины». Но ее рукопись ходила уже в 1509-1510гг. Во времена Дюрера ремесло и искусство нераздельны. Наступает момент, когда старинная работа художника начинает казаться близкой и понятной. Почему мастер так зашифровал своё произведение, хотел ли его понимания современниками.
«Меланхолия» Дюрера в депрессии ибо высшая истина ей недоступна. Добавить ваши. Широк диапазон его портретных образов — от лиричного, задушевного женского портрета (около 1506, Картинная галерея, Берлин-Далем) до потрясающе правдивого портрета матери (уголь, 1514, Гравюрный кабинет, Берлин-Далем), от юношеской любознательности молодого человека (1521, Картинная галерея, Дрезден), самоуглубления Эразма Роттердамского (гравюра на меди, 1526), спокойной собранности Якоба Муффеля (1526, Картинная галерея, Берлин-Далем) до неуёмной горячности Хиеронимуса Хольцшуэра (1526, там же) и гневного неистовства пожилого бюргера (1524, Прадо, Мадрид). Гравюра «Меланхолия» — ключ к разгадке общего смысла «Мастерских гравюр»: все они содержат откровенный рассказ художника о себе — о том, что человек, одаренный свыше, чужд окружающим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий рыцарь («Всадник, Смерть и Дьявол») о том, как спокоен и радостен его труд, когда он находит свою келью — единственное в мире место, где он может стать самим собой («Святой Иероним»). Агриппа опубликовал книгу «De Occulta Philosophia».
Поскольку, в соответствии с такой классификацией, «Меланхолия» Дюрера с ее атрибутами геометрии должна быть отнесена к первой ступени ремесел и искусств, – возможно, что цифра «I» является обозначением этой ступени. На основании чего слиты аллегории геометрии и меланхолии. Обилие деталей не отвлекает внимание от крылатой фигуры. Так как Дюрер был художником, он относил себя к первому типу меланхоликов, о чем и гласит надпись на гравюре «MELENCOLIA I». Немецкий исследователь Дюрера Аби Варбург пишет, что впервые магический квадрат появился не у Агриппы, а в арабской астрологической книге Picatriх и потому является «рудиментом древней языческой практики». Теперь полагают, что ключ к ее расшифровке следует искать в сочинении известного немецкого ученого и чернокнижника Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского «Об оккультной философии».
Я молился за нее. То, что считалось несчастьем, стало хотя и опасным, но завидным даром. Дал – годинник, що символзу, звичайно, плиннсть часу на шляху до вдосконалення. Другими словами, вещь несложную, для понимания требующую минимального образования.
Ноделать это мы будем на другом квадрате, в группу которого входит квадратДюрера. Меланхолик не просто обуреваем движением в его организме тяжелой крови и чёрной желчи: «меланхолическая одержимость», которой руководит планета Сатурн, делает человека этого темперамента способным к высшим формам духовной деятельности. Только в результате полного самопогружения он способен увидеть этот свет и в себе, который восходит в основе души (по Экхарту) и Дюрер понимает это погружение как интеллектуальный акт (Иероним не пассивно отдается своему состоянию, как мы видим у Босха, а занят переводом Библии).
Свет, заполняющий келью, — это свет души, находящейся в мире с собой. Творящий гений приравнен к низшему темпераменту. В 1513–1514 годах идеи Лютера окончательно формируются. 8212 А ты знаешь, чем знаменит именно этот квадрат. «Сразу же чувствуя, что крылатую женщину угнетают сомнения и неудовлетворенность», – замечает медиевист Цецилия Нессельштраус.
«Меланхолическая одержимость делает человека способным приблизиться к познанию и высшей истины». На земле у ног женщины улеглась худая, дрожащая от холода собака. Вскоре от теоретических предсказаний он перейдет к действию. Как и у Гойи, для которого названия гравюр не более, чем ориентиры, а не определение, слово Меланхолия, начертанное на крыльях летучей мыши, скорее вызывает оживленные дискуссии, чем приводит к какому-то заключению. Что значит MELENCOLIA I. Члены круга неоплатоников Марсилио Фичино обратили внимание на мысль Аристотеля «Все воистину выдающиеся люди, отличившиеся в философии или в политике, в поэзии или в искусстве – меланхолики».
Дюрер писал: «Что такое абсолютная красота я не знаю. Иеронима» Босха), но как учёного, полностью погруженного с работу. Никто этого не знает, кроме Бога». Но почему: 1. Если не вдаваться в толкования имея перед глазами лишь изображение да название. Наконец, религиозный человек определенно даст иное толкование.
Вторым уровнем познания является научный, экспериментальный: его инструменты – циркуль, весы, песочные часы, магическая доска, плавильный тигль алхимика, многоугольник («магический кристалл») на этом втором уровне познание переходит от ремесленной конкретности к абстракциям. Albrecht Durer Melencolia-I (1514) 171Меланхолия187 8212 самая загадочная из 171Мастерских гравюр187 и одна из любимых работ самого Дюрера. К ее поясу прикреплены ключи и кошелек. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы 8212 меланхолики. Агриппа опубликовал книгу «De Occulta Philosophia».
Вспышка кометы и гало (или радуга. ) не удивляют женщину, хотя она видит и смотрит на них. Что значит MELENCOLIA I. Члены круга неоплатоников Марсилио Фичино обратили внимание на мысль Аристотеля «Все воистину выдающиеся люди, отличившиеся в философии или в политике, в поэзии или в искусстве – меланхолики». Художественные искания Дюрера завершила живописная композиция-диптих «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека), поражающая пластической мощью и мужественной энергией в изображении лиц и драпировок четыре обобщённых характера-темперамента связывает общий гуманистический идеал независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину.
Не сон, но сомнения парализовали ее деятельность. Венок из лютика и водяного кресса — лекарство. Albrecht Durer Melencolia-I (1514) «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. «Меланхолия» – самая знаменитая и одновременно самая загадочная гравюра Альбрехта Дюрера. На столе ничего лишнего, кроме подставки для книг, чернильницы и распятия. Лестница уходит в небо, за край гравюры, то же с башней. Паола Волкова выдвигает гипотезу о том, что ангел на картине и есть Дюрер.
А собака – воплощение истощения. Он никогда не встречался с Лютером лично, но был захвачен его идеями настолько, что когда, путешествуя по Нидерландам, он узнает об аресте того, кого Ганс Сакс назвал «Соловьем Виттенберга», он описывает в дневнике испытываемые им эмоции почти в апокалипсических терминах. В руке остановился циркуль. Объединенные друг с другом, эти три гравюры приобретают смысл своеобразного Итога. До Дюрера существовало множество изображений меланхоликов. И всё это называется меланхолия, что понятно из надписи, которую несёт летучая мышь (так её называют искусствоведы, хотя я летучую мышь в этом хвостатом существе мало узнаю).
Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. Есть также трактовка, согласно которой серия представляет собой темпераменты: «Всадник» изображает «сангвинический», а «Иероним» — «флегматический», а центральный и наиболее загадочный лист, его гравюра 1514 года «Меланхолия» — «меланхолический». В этой книге развивается мысль о существовании трех ступеней человеческого гения. Меланхолия 150 «образ владеющего всеми достижениями человеческой науки и мысли гения, отважившегося проникнуть в тайны вселенной, но остановившегося перед внезапной преградой». Например, у его современника Иеронима Босха, в картине «Увенчание терновым венцом» исследователи видят как раз наглядную иллюстрацию всех 4-х типов темперамента, а предполагаемые автопортреты Босха (с этой картины и ещё так называемое «меланхолическое чудовище» из «Сада земных наслаждений», с правой створки), как, собственно и автопортреты Дюрера, характеризуют этих художников как ярких представителей меланхолического типа.
Весы, многогранник (стоящий на своей самой неустойчивой плоскости) и шар. Можно сказать, что на гравюре изображены «творческая меланхолия» и «очеловеченная геометрия». Крылатый гений лишен возраста. Четвертая версия напротив полагает, что разгадка банальна – все дело в ошибке Дюрера. В конце декабря 1513 года он увидел комету, которая двигалась к месту созвездия Весов (на гравюре висят на стене), где тогда находилась планета Сатурн.
По концентрации символов и многозначительности «Меланхолия» Дюрера не имеет равных, в ХХ веке её стали считать чуть ли не самым значительным ребусом, подаренным человечеству искусством. К первому относили людей с богатым воображением, это — художники, поэты, ремесленники. Строение напоминает склеп или надгробие, тогда зачем колокол.
В её предсмертные часы когда, как пишет Марсель Брион, «старая Барбара, потерявшая зрение. Праздность крылатой женщины в гравюре Дюрера вызвана совсем не ленью. Летучая мышь и собака – спутники Меланхолии. Сидящий на жернове что-то усердно рисующий мальчуган, может быть, олицетворяет практическую деятельность, лишенную знания и мысли. Вот таким образом лишь меланхоликам доступна радость открытий. Гравюра 171Меланхолия187 8212 ключ к разгадке общего смысла 171Мастерских гравюр187: все они содержат откровенный рассказ художника о себе 8212 о том, что человек, одаренный свыше, чужд окружающим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий рыцарь (171Всадник, Смерть и Дьявол187) о том, как спокоен и радостен его труд, когда он находит свою келью 8212 единственное в мире место, где он может стать самим собой (171Святой Иероним187). События, жизнь проходят без её участия.
А собака – воплощение истощения. Его рисунки становились глубже, проникновенней. Циркуль, как мы помним, — это основной атрибут геометрии.
Это квадратная таблица, заполненная последовательностью чисел таким образом, что сумма в каждой строке, столбце и по диагонали получается одинаковой. Руку клали на стол и двигали по доске, затем травили кислотой, чтобы получался рисунок. Что же означает название гравюры Дюрера. Именно ту комету изобразил Дюрер на картине. Во времена Дюрера эта система была хорошо известна. Показывая слайды гравюр иллюстрации в альбомах, я рассказывал об этом меланхолическим, тревожным, депрессивным, застенчивым пациентам в затемненно-уютной обстановке «психотерапевтической гостиной» и здесь, среди целебных свечей и красивых чашек с чаем, они сами с волнением говорили об этих важных для их состояния моментах, а я пояснял, что душевные их трудности не назывались в старину так, как называются теперь: тогда все эти переживания, расстройства называли «меланхолия», а людей таких 150 «меланхоликами».
Итак, «Меланхолия с атрибутами геометрии». Некоторые полагают, что Дюрер мог задумать цикл из 4-х гравюр, первой из которых стала «Меланхолия I», а под следующими порядковыми номерами разместились бы остальные типы – сангвиник, холерик и флегматик. Никто не избежит своей судьбы. Смерть матери Дюрер пережил тяжело, потом он опишет её в своей «Памятной книжке»: «И перед кончиной она благословила меня и повелела жить в мире, сопроводив это многими прекрасными поучениями, чтобы я остерегался грехов. Утверждая, что все гении – меланхолики, Агриппа не одинок. Это интересно.
С этим было бы сложно согласиться (все-таки Дюрер занимался гравировкой едва ли не с детства), однако на это указывает тот факт, что существует несколько копий оригинальной гравюры, в которых действительно видно, что мастер кое-что исправлял при изображении цифр. Вероятнее всего, это был плавиковый шпат (флюорит), этот минерал часто образует кубические, октаэдрические и более сложные формы кристаллов. И книга и циркуль сейчас не при деле. По мысли Волковой, эту ступень познания символизирует лестница – её правомерно ассоциировать с лестницей из сна Иакова (Быт. 28:12-16), по которой ангелы восходят в небо и нисходят на землю и которая служит для связи человека с Всевышним.
Предопределение на неведение или на лженауку, которая, возможно, еще хуже, чем неведение. Ибо она потребовала святой воды, хотя до того долго не могла говорить. Творящий гений приравнен к низшему темпераменту.
Вот таким образом только меланхоликам доступна радость открытий. Несмотря на это, линии на гравюре четкие интенсивные, а сама гравюра совершенна. Вдали морской берег, радуга, звезда и летучая мышь, несущая надпись: «Меланхолия I». На мою думку гравюра наповнена символами духовних пошукв.