«медный змий»— гигантская по размерам картина русского художника итальянского происхождения Фёдора (Фиделио) Бруни (1799—1875), оконченная в 1841 году. «медный змий» — гигантская по размерам картина русского художника итальянского происхождения Фёдора (Фиделио) Бруни (1799—1875), оконченная в 1841 году. Медный змий (картина Бруни) «Медный змий» — гигантская по размерам картина русского художника итальянско.
«медный змий»— гигантская по размерам картина русского художника итальянского происхождения Фёдора (Фиделио) Бруни (1799—1875), оконченная в 1841 году.
Холодно-голубые, тускло-зеленые и серо-коричневые тона подчинены драматизму сюжета, а налёт некоторой экзальтированности воздействует на воображение зрителей. В 2003 году была завершена многолетняя реставрация знаменитой картины. Его нет долгое время, в лагере начинается паника. 1. Само же прозвище происходило, естественно, от города Назарет. Бруни близок к гоголевскому определению исторической живописи как выбирающей «сильные кризисы, чувствуемые целой массой». Сам он считал, что «причина такой противоположности в мнениях происходит оттого, что художник не отдал себе основательно отчёта в идее своей картины и отсутствие внутреннего, живого содержания заменил драматическим разнообразием подробностей», при этом подчёркивая, что «искусство прежде всего требует определённой и самой себе ясной идеи».
Иногда его фигуру сравнивают с Лаокооном— жрецом бога Аполлона в Трое, который, по преданию, был задушен змеями вместе с сыновьями («Лаокоон и его сыновья»)16. Евреи еще слишком мало знают о Боге, чтобы Ему доверять. По окончании в 1818 году Академии художеств, Фёдор Бруни пишет картину «Улисс, потерпевший кораблекрушение перед Навзикаей», удостоенную аттестата I степени. Это изображение является неким композиционным и колористическим центром правой части картины. В Новом спасение к нам приближено максимально. Знаменитые полотна «Последний день Помпеи» Карла Брюллова и «Медный змий» Фёдора Бруни находятся в одном зале Русского музея. С годами лак желтеет и мутнеет, покрываясь сеткой микротрещин.
Умирает мужчина в самом расцвете физических сил. Даже окружающий их пейзаж производит гнетущее впечатление. По примеру своего отца, Федор решил стать художником и поступил в Воспитательное училище при Академии художеств, где занимался под руководством А. Е. Егорова, А. И. Иванова (старшего) и В. К. Шебуева. Так, например известно мнение, что работа Бруни принадлежит дряхлеющему и вырождающемуся академизму и в некоторой степени отражает набиравший (в начале XIXвека) силу романтизм. Бруни Федор Антонович (1801— 1875)Медный змий1841г, холст, масло 565 х 852 смГосударственный Русский музей, Санкт-ПетербургЗАЛ N15Самое большое полотно из коллекции живописи XIX века Русского музея и самая знаменитое произведение Федора Бруни создавалось на протяжении 15 лет, а заканчивалось в Риме. В основе картины «Медный змий» лежит — один из эпизодов 40-летнего странствия народа Израиля.
И далее Бенуа пояснял: «его искусство вполне удовлетворяло казённым требованиям, приводило в восхищение знатоков, но не обладало средствами впечатлять толпу— то, чем, несомненно, обладало творчество Брюллова»10. Умер старший брат Моисея Аарон. Весной 1820 года по приглашению княгини 3. При баллотировке Савин получил 40 голосов, а будущий ректор Академии всего 22. На Академической выставке осенью 1836 года экспонировались его эскизы к «Медному змию», которые вызвали большой интерес и были отмечены в прессе26. Более того, оказалось, что первоначально змий был повернут в другую сторону. Занятия состояли из хозяйственных работ и живописи. Работу над картиной «Медный змий» проводила специально созданная группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Андрей Богомолов, Антон Макаров и Александр Минин.
Лицо женщины имеет сходство с лицом Анжелики— жены Бруни. Однако история со змеями не так проста, как это кажется на первый взгляд. Брюллова. Это масштабное полотно (размер оригинала пять с половиной на восемь с половиной метров) иллюстрирует известный эпизод Ветхого завета.
Религиозная мысль была связана с изображением того, какое чудо может совершить истинная вера для спасения страдающих людей, а живописная мысль была направлена на то, чтобы «изобразить телесные страдания бедствующего народа»43. Он бьется в агонии, кричит, яростно колотит по камням и, как писал сам художник, «испускает дух в бешенстве и богохульстве». На лице юноши – выражение смертельной муки. Главной задачей, стоящей перед реставраторами, было укрепление живописного слоя и грунта, а также переведение картины на новый холст.
Рядом с ней ее маленький братик, которому уже не нужна помощь медного змея. Если Ты будешь доставлять нам пропитание так же обильно, как царь в богатой стране, жители которой не должны просить об этом, то мы будем верно служить Тебе. Он продолжает создавать картины на религиозные сюжеты, которые пользуются неизменной популярностью (к этому периоду относят и представленную работу «На пути в Египет»). Не так ли все во все времена. Поверив в свои силы, Бруни вознамерился сам создать великое произведение «Медный змий» избрав сюжетом для него эпизод из Ветхого Завета. В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет.
Религиозная мысль была связана с изображением того, какое чудо может совершить истинная вера для спасения страдающих людей, а живописная мысль была направлена на то, чтобы «изобразить телесные страдания бедствующего народа». Федор (Фиделе Джованни Бароффио) Антонович Бруни родился 15 декабря 1801 года в Милане. Он уже был весь в заплатках, с готовыми разойтись швами: он сшит из нескольких частей.
Брюллов смотрит на стихию, а Бруни – на спасение идущее от Бога. Говорили, что в «Помпее» все основано на любви, а у Бруни жестокость и мучение. Подобно Брюллову, написавшему в «Последнем дне» своего преданного друга – графиню Самойлову, в «Медном змие» Бруни увековечил свою покровительницу – помогавшую всем бедным художникам Зинаиду Волконскую. Шебуева. 5. — Только как же вы не подумали об этом.
Когда Моисей отправляется на гору Синай. И, как врач, который много лет убеждал больного не вредить своему здоровью, вынужден порой прибегать к операции, Богу приходится убеждать людей всеми доступными их пониманию средствами. В 1807 приехал с отцом в Россию.
В XIX веке не могли сделать бесшовным полотно такого размера. К тому времени увеличилась его семья— родился сын Александр. Русский художник, выходец из семьи художника.
Учитесь сами смотреть на мир. Это было граничит с тем, что Николай I хотел видеть художника в России. Сначала полотно экспонировалось в Риме. В последнее десятилетие жизни Бруни не создал больше ни одной картины, он отдалялся от людей, даже собственные ученики не видели его неделями. Сам Бруни, обсуждая замысел картины, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать божьего наказания».
Звали офицера Павел Андреевич Федотов. Егорова и В. К. Молодые художники называли себя гильдией «Союзом Святого Луки» и обосновались в пустующем монастыре Святого Исидора в Риме. Совет просил отставного профессора Андрея Ивановича Иванова уступить академии брюлловского «Нарцисса» за двести рублей серебром.
Чтоб спасти людей Бог стал человеком. Другой литературный критик, Василий Боткин, отмечал, что «мнения об этой картине разделились: одни видят в ней достойное глубокого уважения произведение профессора, другие— создание высокого таланта».
С 1838 года Фёдор Бруни продолжил работу над картиной в Риме. Он оказался художником, не боящимся работать в ярком насыщенном колорите.
Находившийся там Александр Иванов писал, что «здесь все были довольны, особливо итальянцы, но немцы уничтожили его в своём журнале»— Иванов имел в виду группу художников-назарейцев во главе с Иоганном Фридрихом Овербеком. При этом, по мнению Шевырёва изображая лежащего в агонии мужчину в центре картины, художник «как будто хотел представить нам мрачную картину безверия»44. Они пытались торговаться и шантажировать Бога. Подобно картине Брюллова, полотно «Медный змий» построено по-новому, романтическому, принципу. Все они спешили к медному змею.
Динамизм и сила изображённого действует на зрителя. А без нее что же вы сделаете, будь у вас даже бездна воображения и таланта. Эта картина была выставлена в Капитолии и получила положительные отзывы критиков. В этом смысле пейзаж играет роль действующего лица картины.
После этого картина находилась в зале русской школы Эрмитажа2. Моисей ушел, может быть и Всевышний хочет нас покинуть. В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет. Первое поколение, покинувшее рабство, считается, согласно талмудической традиции, лучшим. Сюжет этой картины прост и понятен. Цецилия», «Св.
Учился в Академии художеств у А. Е. Если внимательно к ней приглядеться, станет очевидным, что это – портрет жены художника, Анжелы, прекрасной итальянки, последовавшей за своим супругом в Россию. Случился бунт, бессмысленный и беспощадный. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Последний день Помпеи» и «Осада Пскова» Брюллова, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Последний день Помпеи» и «Осада Пскова» Брюллова, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского3132.
Если нет – взбунтуемся. «Нарцисс» — совершенство, конечно. По заданию Академии художеств Бруни выполнил две копии с ватиканских фресок («Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатея»), написал несколько произведений на темы античной мифологии, среди которых следует отметить «Пробуждение граций» (1827), «Вакханка и Амур» (1828). Ведь они должны были знать, чем кончилась история этого чудесного спасительного символа. Стоит признать, что художнику это удалось. Художник написал ее, когда ему еще не исполнилось и 22-х лет. Уже умерли многие представители поколения, помнящего египетское рабство.
В частности, он отмечал, что «Бруни по великолепию своего выдержанного и почти безупречного мастерства оставляет далеко позади себя неровного и часто безвкусного Брюллова», но причина меньшей популярности Бруни в том, что он уступает Брюллову в темпераменте. Раскаявшись, спутники Моисея стали молить о прощении. Комитет ОПХ, в целом одобряя идею художника, в том же году постарался предупредить его о сложностях, сопряжённых с созданием большой многофигурной композиции, на что Бруни ответил, что «фигуры на упомянутой картине будут в натуральную величину и, следовательно, вся картина будет довольно велика, но как она уже начата, то мне не хотелось бы её оставить». Сам Бруни, обсуждая замысел картины, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать божьего наказания».
Был консулом и отец художника, Антонио. В Риме их называли «назарейцами» за религиозность и манеру носить длинные волосы, разделенные посередине пробором.
Его самая известная картина – лишь констатация впечатляющего события. Лучшие из них – это те же иконописцы средних веков, такие же верующие и искренние. Автор альбома Русская история в гравюрах, многочисленных эскизов икон и стенных росписей. Древние иудеи боялись жить с Богом, боялись принять свою свободу.
Братья собирались в трапезной, где ели и трудились, а по вечерам обсуждали свои работы. В 1838 году мечта художника сбылась. Андрей Иванович торжествующе согласился: он четверть века ждал этого часа — это был час славы его вкуса, его понимания искусства и красоты. Когда в зале никого не было, Карл заворачивал к «Нарциссу». Тем не менее, надо отдать должное Бруни, стремившемуся к научной точности.
Исходя из этого, Шевырёв полагал, что «главное действие картины» граничит с образом женщины, которую несёт её муж— на её лице «уже просиял луч исцеления». Подобное исцеляется подобным.
В Ветхом Завете оно ещё скрыто и мы можем видеть только прообраз Христа Спасителя. В прошлом веке было принято время от времени лак подновлять, чтобы «освежить» живопись. Однако делать это не стоило, особенно, если речь идет о пророке. Потом художник развернул его к людям.
Нога его обвита змеёй, а рот широко раскрыт— по-видимому, он проклинает всех «в бешенстве и богохульстве». В качестве пейзажа Бруни, по его собственным словам изобразил место «посреди каменистой аравийской пустыни недалеко от Красного моря, где поднимаются высокие отвесные скалы, отроги горы Ор». Профессиональные достижения молодого художника были оценены и он получил ответственнейший заказ на копирование для АХ двух росписей Рафаэля в Ватикане. Здесь он испытывает влияние художественной культуры итальянского Ренессанса. Куда смотрят авторы полотен. Бруни творил в те времена, когда художники часто обращались к ветхозаветным сюжетам.
Завершить монументальное полотно Бруни не удалось. Осенью 1839 года Бруни написал второе прошение, указав, что он непрерывно и «со всей энергией» работает над большой картиной «Моисей», но ситуация такова, что «при таком положении мне придётся уже думать не о большой моей картине— единственной цели моей поездки в Италию, а о ежедневных средствах к существованию моей семьи, к чему я должен буду приложить все мои работы». Бесплодные, безлесые желто-серые скалы, почва без единой травинки. И тогда настигла людей кара Господня – дождь из ядовитых змей. Давайте рассмотрим полотно повнимательнее и определим так ли это.
Русские художники XX века – философы и богословы, создававшие свои творения в красках. Кто-то спешит к спасительному столбу, а кто-то застыл потрясенный смертью близких. Мрачный пейзаж с грозовыми тучами из которых падают ядовитые змеи, подчёркивает безжалостность наказания и ужас, охвативший людей. Картина Бруни в известном смысле может именоваться образом, если хотите иконой. Такова история про ядовитых змей, обрушившихся на вечно недовольных евреев (Числ21, 4-9). Иные руку пожимали Карлу, будто дни торжества были его, а не Федора Бруни. Перед «Медным змием» Брюллов думал об «Осаде Пскова», досадой торчащей в сердце. Картина имела ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова, вечного вынужденного соперника Федора Бруни.
После этого император изменил своё решение и распорядился возобновить выплату окладов, «но с тем, чтобы в будущем году сам привёз сюда оконченную свою картину»8. Стали, конечно, сравнивать картину Бруни с «Помпеей» большинство склонялось к тому, что в сравнении бесспорно выигрывает «Помпея». Не стал избегать этой темы и художник итальянского происхождения. Он преподаёт в Академии художеств, а в 1855 году становится ректором Академии по отделу живописи и ваяния. Двенадцатилетний труд погиб.
Луки в Риме. Родился в Милане в семье художника-декоратора А. Бруни. Слой этот укрепили с помощью осетрового клея с добавлением пчелиного меда. О начале работы над большой картиной по мотивам сюжета из Ветхого Завета Бруни сообщил Обществу поощрения художников (ОПХ) в феврале 1827 года, указав, что среди его эскизов он особенно «остановился на одном, который желал бы произвести в большой картине он представляет воздвижение медного змея в пустыне».
После окончания реставрации, в начале 2003 года, была организована выставка, среди экспонатов которой, помимо обновлённого «Медного змия», были картоны использованные Бруни при подготовке к написанию картины3839. Многие, как метко и едко сказал про них А. С.
Ради нее Бруни даже прервал свою работу по росписи Исаакиевского собора. Продолжает тему отчаяния и изображение девочки у камня. Однако начало XIX века было временем смутным и неспокойным. Кроме того, Бруни известен как автор уникального натурного рисунка «Пушкин в гробу», после размноженного им литографией. Но одна картина заслонила все эти шедевры. Смерть Камиллы, сестры Горация (1824), Портрет 3.
У ног их – павшие ниц, застывшие в покорности люди. Их работы стали пользоваться хорошим спросом. После этого император изменил своё решение и распорядился возобновить выплату окладов, «но с тем, чтобы в будущем году сам привёз сюда оконченную свою картину». Интересно и поучительно задуматься иногда над началом, над корнем своим. Бруни Федор Антонович (1801, Милан – 1875, Санкт-Петербург)Художник. Совет желал, дабы сия вещь оставалась в академических стенах в назидание будущим воспитанникам.
Подобно картине Брюллова, полотно «Медный змий» построено по-новому, романтическому, принципу. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор. Кроме того, он хотел передать в этой картине глубокие чувства. Летом 1836 года Фёдор Бруни вернулся в Россию, где был назначен профессором Академии художеств. После учебы Бруни-младший жил и работал в Риме.
Однако не спасение, но, скорее, отчаяние и страх изображает художник. В Италии Бруни создает множество религиозных образов.
После окончания реставрации, в начале 2003 года, была организована выставка, среди экспонатов которой, помимо обновлённого «Медного змия», были картоны использованные Бруни при подготовке к написанию картины. Иисус Христос через Свою жизнь и смерть показал нам путь спасительный. Падающие змеи – это лукавые духи, грешные мысли и дела, они жалят нас и умерщвляют. Исходя из этого, Шевырёв полагал, что «главное действие картины» граничит с образом женщины, которую несёт её муж— на её лице «уже просиял луч исцеления».
Шебуева (1809-1818). В следующие два года он выполнял многочисленные церковные заказы, в частности для Казанского собора. В дни, когда Православная Церковь живёт праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, рассказ о живописном полотне замечательного русского художника Фёдора Бруни «Медный змий» приходится как нельзя кстати. Другой литературный критик, Василий Боткин, отмечал, что «мнения об этой картине разделились: одни видят в ней достойное глубокого уважения произведение профессора, другие— создание высокого таланта».
В 1807 году семья переехала в Петербург. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке» писал, что «затронутый за живое грандиозным успехом Брюллова» (имеется в виду успех картины «Последний день Помпеи»), Бруни «принялся за картину также колоссальных размеров— за своего Медного змия, который был окончен в 1840 году и имел такой же успех в Риме, как Помпея, но несколько меньший в Петербурге». В ранних эскизах и в первоначальном варианте (подмалёвке) картины Бруни изображал там группу из четырёх человек, стремившихся к медному змию— несущий старого отца мужчина, а также его жена и сын. Что привлекло художника в этом сюжете. Самое большое полотно из коллекции живописи XIX века Русского музея и самая знаменитое произведение Федора Бруни создавалось на протяжении 15 лет, а заканчивалось в Риме.
Само словосочетание «Медный змий» должно было напомнить современникам о том, что малодушие ведет к рабству и безверию. В 1841 году «Медный змий» был доставлен пароходом в Петербург, где имел ошеломляющий успех. Сначала полотно экспонировалось в Риме. Бруни близок гоголевскому определению исторической живописи как выбирающей «сильные кризисы, чувствуемые целой массой». Скользящий свет создает ощущение взволнованного движения толпы.
В 1809 году Фёдор Бруни был принят в Воспитательное училище при Академии художеств (АХ), затем учился в классе исторической живописи у А. Е. Егорова и В. К. Шебуева закончил АХ в 1818 году. Впрочем, они все сохранили своеобразную манеру работы и преданность идеалам юности. Картина полна изображением горя, боли, ужаса и смерти. Духовные поиски религиозного художника отразились и в названии полотна, сменившего за много лет несколько наименований: «Исцеление Израильтян в пустыне», «Моисей» или «Воздвижение Моисеем Медного змия в пустыне». Да и Брюллова, которые, казалось бы, выбрал нейтральную тему, они не обошли стороной. Вскоре «Медный змий» был доставлен пароходом в Петербург, где вызвал ожесточённые споры, но вместе с тем имел ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова. Как и картина Брюллова, полотно «Медный змий» построено по принципам романтизма.
Если нет, то мы взбунтуемся. Впрочем, проигрыш не сильно расстроил молодого художника.
В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор1. В нужный момент на блоках и верёвках новый холст опустили на старый. Находившийся там Александр Иванов писал, что «здесь все были довольны, особливо итальянцы, но немцы уничтожили его в своём журнале»— Иванов имел в виду группу художников-назарейцев во главе с Иоганном Фридрихом Овербеком. Дело в том, что по Петербургу прошел слух, что судно «Нептун», на котором Бруни отправил все, что оставалось в его римской мастерской, потерпело крушение.
Однако остались документы, согласно которым автор сообщил Обществу поощрения художников о начале работы над большим полотном в феврале 1827-го. В российской столице он был обласкан власть и стал делать стремительную карьеру. К тому времени увеличилась его семья— родился сын Александр. Это движение позволяет достичь единства впечатления от гигантского многофигурного полотна. Главные темы его творческой деятельности – античные и библейские сюжеты, а также портреты. Ради этого Фёдор Антонович даже прервал свою работу по росписи Исаакиевского собора, а в своё оправдание в специальном послании государю Николаю I приводил такие аргументы: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна». Впервые картина стала доступна итальянскому зрителю в 1841 году.
После переезда в Россию Антонио становится Антоном, а имя сына меняет на Федора. Однако евреи продолжают роптать их сердца не сильно меняются. Мудрость Господня такова, что Он может и само зло заставить служить благим целям. Иногда его фигуру сравнивают с Лаокооном— жрецом бога Аполлона в Трое, который, по преданию, был задушен змеями вместе с сыновьями («Лаокоон и его сыновья»). Это была картина русского художника Федора Антоновича Бруни «Медный змий».
После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация». Экспозиция галереи меня покорила: там была и картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» и «Девятый вал» Ивана Айвазовского (я тогда очень увлекался его творчеством и увидеть картины художника в подлиннике было для меня пределом мечтаний). В другой книге Бенуа, «Русская школа живописи», целая глава посвящена сравнительной характеристике Бруни и Брюллова, главным образом на примере указанных картин. Помогло, кстати, не всем. В центре упал навзничь молодой мужчина, ужаленный сразу двумя змеями. Передний план левой части полотна по ходу работы над картиной претерпел значительные изменения.
Всеми покинутый малыш погиб просто от голода. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация».
Любовь видится им силой, укрепляющей на пути к спасению. Кроме того, нельзя исключать и влияния группы, получившей название «назарейцы», на этого яркого представителя русского академизма. Каждый мускул его прекрасного тела протестует против смерти. Бруни близок гоголевскому определению исторической живописи как выбирающей «сильные кризисы, чувствуемые целой массой».
Художник завершил свое творение в Риме. В другом месте на фоне одежды выступила рука. Но Господь не хочет делать людей свободными помимо их воли. К этому же периоду творчества относятся произведения «Спящая нимфа», «Св. В этом смысле пейзаж играет роль действующего лица картины. Завсегдатаи Русского музея привыкли к мрачному, «музейному» колориту картины Бруни, но не такой она задумывалась художником и не такой была им написана Картина потемнела, так как поверхность покрыта толстым слоем пожелтевшего лака.
У Бруни «Медный змий» – это истинно христианское произведение, простирающееся в духовную перспективу. При этом, по мнению Шевырёва изображая лежащего в агонии мужчину в центре картины, художник «как будто хотел представить нам мрачную картину безверия». Если смотреть в корень событий и искать первопричину, то мы приходим к выводу, что человек умирал вовсе не потому, что был укушен змеей. Об этом картина Ф. Бруни. Если «Последний день» – это историческая картинка, то «Медный змий» – это великолепная иллюстрация в учебнике жизненно-важной науки именуемой «догматическое богословие».
Сам Бруни, словно подтверждая мысль Крылова, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она /картина – А. Г. / внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать Божьего наказания». Бог ведет евреев, но Он не может сделать их свободными помимо их воли. Семейство», «Свидание Т. Тассо с сестрою», четыре больших образа: «Моление о Чаше», «Богоматерь с младенцем на руках», «Спаситель на небесах», «Благовещение» и еще несколько картин и портретов. Сам он считал, что «причина такой противоположности в мнениях происходит оттого, что художник не отдал себе основательно отчёта в идее своей картины и отсутствие внутреннего, живого содержания заменил драматическим разнообразием подробностей», при этом подчёркивая, что «искусство прежде всего требует определённой и самой себе ясной идеи»4546.
Впрочем, художник мог создавать и другие «исторические» полотна, например, на тему Античности и Академия была бы не менее благосклонна. Не так ли мы.
Небо – в суровых и мрачных тучах. В то время, когда жил художник и когда в русском обществе стали появляться нигилисты (вспомните хотя бы героя Тургенева Базарова), эта мысль читалась сразу и вызывала понимание современников. Из произведений Федора Антоновича «итальянского» периода широкую известность получило заказанное князем Барятинским полотно «Смерть Камиллы, сестры Горация», написанное в 1824 году. В качестве пейзажа Бруни, по его собственным словам изобразил место «посреди каменистой аравийской пустыни недалеко от Красного моря, где поднимаются высокие отвесные скалы, отроги горы Ор». В хмуром небе, среди рваных туч, различимы падающие змеи, а зловещие громады скал вдали, безжизненная, каменистая почва ближнего плана довершают впечатление обреченностиКартина «Медный змий» – самая большая в русской исторической живописи, (её размер около 48 квадратных метров) создавалось на протяжении 15 лет. Он был снова в Риме и перед ним снова был его «Медный змий».
У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди. Испугались небось.
Высочайше приказано было объявить совету, что мнение его не соответствует предложенным вопросам государь повелел в пример другим вовсе уволить профессора Егорова от службы и единственно в уважение долговременного прохождения оной назначить ему пенсион образа же как неодобренные приказано было Егорову вернуть. Зажил Алексей Егорович в маленькой квартирке на Первой линии, брал заказы помаленьку, принимал по-прежнему учеников, помогая им наставлениями и советами, тренькал на балалаечке свое «Алексей Егоров сын, всероссийский дворянин», во всякий день и во всякую погоду ходил гулять по одному и тому же маршруту, непременно останавливался поговорить со знакомым лавочником и цирюльником, на руки был силен как в былые годы — рвал пополам колоду карт, вот только квартального сильно боялся. Это к вечному сюжету и таланту христианского художника не имеет отношения. В специальном послании государю Николаю I художник объяснил это так: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна».
Они должны обрести внутреннюю свободу и мир с Богом, а это требует ежедневных усилий. Комитет ОПХ, в целом одобряя идею художника, в том же году постарался предупредить его о сложностях, сопряжённых с созданием большой многофигурной композиции, на что Бруни ответил, что «фигуры на упомянутой картине будут в натуральную величину и, следовательно, вся картина будет довольно велика, но как она уже начата, то мне не хотелось бы её оставить»7. Вряд ли он мог предположить, что последние мазки нанесет только в 1841 году. Фиделе, довольно быстро ставшей Федором, поступил в Академию Художеств. Маленькая, всеми покинутая, она ухватилась за камень ища в нем защиты и опоры.
Несмотря на глубину их горя, они не стремятся достичь медного змия— по-видимому, потеряв всякую надежду на спасение сына18. Вот таким образом укус змеи можно сравнить с искушением (укусить искусить), когда в сердце возникает соблазн, как капля змеиного яда. Наконец, 15 апреля 1841 года он сообщил, что «большая изображающая Моисея картина исполнение которой вызвало необходимость моей поездки в Рим, абсолютно закончена»28. Но сердце его рвалось в Италию, чтобы завершить начатое грандиозное полотно. Академик Императорской Академии художеств (с 1834). В 1838 году Федор Антонович снова отправился в командировку в Италию, чтобы создать свой главный шедевр – «Медный змий».
Бруни-старший получил должность «живописца и скульптурного дела мастера». Фиделио Бруни родился 10 июня 1799 года, когда семья обитала еще в Милане. В одном из писем Бруни середины 30-х годов XIXвека читаем: «Я надеюсь, что моя кисть сможет выразить все эти разные страсти, которые, как я хотел бы, господствовали в моей картине и особенно угрызения совести, страх, вера, смирение, горе, сострадание и, наконец, уверенность тех, которые являясь священниками, стоят бесстрастно посреди бедствия, которое смущает всех других».
Многие годы евреи скитаются по Аравийской пустыне. С 1838 года Фёдор Бруни продолжил работу над картиной в Риме. И если человеку удается подавить в себе этот мимолетный соблазн, это внезапно возникшее животное чувство и тем более, пробудить в себе добрые побуждения и желание служить Всевышнему, то этот внутренний переворот в сознании находит отклик наверху и вызывает «цепную реакцию»: Всевышний совершает аналогичный «переворот», обращая духовную тьму в свет, а смертельно раненного человека возвращает к жизни». Эти же слова когда-то звучали из уст евреев, мечтавших о свободе. Итальянская публика с восторгом приняла картину русского академиста. Николай Рамазанов выполнил статую Фавна играющего с козленком. — Хорошо, — одобрил Брюллов.
Ему устроили овацию не меньшую, чем в свое время Брюллову, выставившему «Последний день Помпеи». Почему эти люди, видевшие столь много чудес и столько страдавшие, роптали. Федор Бруни привез наконец из Италии своего «Медного змия» громадное полотно выставили поначалу в Зимнем, потом, когда окреп лед на Неве, перенесли в академию. Наконец, 15 апреля 1841 года он сообщил, что «большая изображающая Моисея картина исполнение которой вызвало необходимость моей поездки в Рим, абсолютно закончена».
В окончательном варианте уже никто не стремиться достичь спасительного столба. На дюралевом подрамнике был натянут новый холст, закупленный в Голландии. Чем же так уникальная эта картина. В обеих картинах есть автопортреты художников.
О начале работы над большой картиной по мотивам сюжета из Ветхого Завета Бруни сообщил Обществу поощрения художников (ОПХ) в феврале 1827 года, указав, что среди его эскизов он особенно «остановился на одном, который желал бы произвести в большой картине он представляет воздвижение медного змея в пустыне».
В противоположной части картины развита тема, как говорил сам художник, «ужасного наказания». Им уже кажется, что нет конца их путешествию. Художники жили и писали свои живописные работы в одно время.
Работу над картиной «Медный змий» проводила специально созданная группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Андрей Богомолов, Антон Макаров и Александр Минин353637. Но как вырвать первый номер у вечности. В специальном послании государю Николаю I художник объяснил это так: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна». Зло существует временно и нужно для обращения людей к Творцу, для спасения душ человеческих. В ранних эскизах и в первоначальном варианте (подмалёвке) картины Бруни изображал там группу из четырёх человек, стремившихся к медному змию— несущий старого отца мужчина, а также его жена и сын.
В Россию же полотно прибыло с некоторыми приключениями. Причём из-за гигантских размеров «Медного змия» подчас подновляли только на ту высоту, которую позволяла лестница, так что наверху лаковых слоев меньше. Вот она, в образе женщины, которая пытается обрести веру, глядя на мужа.
С левой стороны господствует движение к колонне с «медным змием»: к ней устремились три женщины, потрясенная мать прижимает ребенка к столбу. 3. Многие из них, осев в чужой державе, считали себя подданными Российской империи.
Осенью 1839 года Бруни написал второе прошение, указав, что он непрерывно и «со всей энергией» работает над большой картиной «Моисей», но ситуация такова, что «при таком положении мне придётся уже думать не о большой моей картине— единственной цели моей поездки в Италию, а о ежедневных средствах к существованию моей семьи, к чему я должен буду приложить все мои работы». Принес папку рисунков и акварелей — большей частью уличные сцены и сцены армейской жизни.
Ведя уроки по предмету «Основы православной культуры» в одном из подмосковных лицеев, на переменке я открыл учебник литературы, по которому учатся нынешние лицеисты. Нога его обвита змеёй, а рот широко раскрыт— по-видимому, он проклинает всех «в бешенстве и богохульстве»1617. Мы видим родителей, на руках которых гибнет сын. Гагариным, а также с русскими художниками, находившимися в то время в Италии. В 1808 году, спасаясь от французов, семья оказалась в России.
Ведь ему предстояла поездка в Италию. Скользящий свет создает ощущение взволнованного движения толпы. Первый план во многом диктует трагическое звучание всего произведения. На Академической выставке осенью 1836 года экспонировались его эскизы к «Медному змию», которые вызвали большой интерес и были отмечены в прессе. Боялся и Бруни, выросший в России и привыкший к ее порядкам. Конечно же, в первую очередь чисто художественная сторона дела.
Начиная с 1819 подолгу жил и работал в Италии. Что делать, как себя вести без мудрого предводителя. У каждого была своя келья. В свое время картина была так же популярна, как и Последний день Помпеи К. П.
Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить. Из произведений Федора Антоновича итальянского периода широкую известность получило заказанное князем Барятинским полотно «Смерть Камиллы, сестры Горация», созданное в 1824-м. Господь говорит: И если вознесен буду от земли всех привлеку к себе (Евангелие от Иоанна, гл. 12, ст. 32). Самый ранний эскиз на ветхозаветную тему был создан в 1824 году. Это был далеко не первый год воспитания свободы и веры богоизбранного народа.
Вот таким образом действие медного змея, который возвращал таких людей к жизни, можно сравнить буквально с чудом воскрешения из мертвых». Египетский плен был позади и умерли почти все, кто помнил рабство. У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди. В 1809 году Фёдор Бруни поступил в Воспитательное училище при Академии художеств. Вероятнее всего, оказавшись на своей «религиозной родине», в центре католичества, Бруни по-новому взглянул на привитые ему с детства ценности. Вероятно, плодом этих размышлений и стал окончательный выбор названия полотна.
Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке» писал, что «затронутый за живое грандиозным успехом Брюллова» (имеется в виду успех картины «Последний день Помпеи»), Бруни «принялся за картину также колоссальных размеров— за своего Медного змия, который был окончен в 1840 году и имел такой же успех в Риме, как Помпея, но несколько меньший в Петербурге»41. К «Медному змию» надежно приклеилась новая кожа, которая, по мнению специалистов, прослужит ему не менее ста лет. В частности, он отмечал, что «Бруни по великолепию своего выдержанного и почти безупречного мастерства оставляет далеко позади себя неровного и часто безвкусного Брюллова», но причина меньшей популярности Бруни в том, что он уступает Брюллову в темпераменте. На первый взгляд они похожи, но на самом деле их смысл – диаметрально противоположный.
Ради нее Бруни даже прервал свою работу по росписи Исаакиевского собора. После этого картина находилась в зале русской школы Эрмитажа. Картина Ф. Бруни огромна: её площадь 47 квадратных метров (565х852 см). Его спешно вызывают в Петербург, чтобы преподавать в Академии Художеств.
Им трудно было поверить, что их Бог сильнее египетских богов. В хмуром небе, среди рваных туч, различимы падающие змеи, а зловеще нависшие вдали громады скал и безжизненная каменистая почва первого плана довершают впечатление обреченности. Окружающие ее люди охвачены страхом разных «оттенков»: от дикого и безумного ужаса, которым охвачена девочка, сдерживаемая своим братом, до легкого испуга симпатичной малышки, прячущейся на коленях у бабушки. Жить они стали в Царском Селе и Антонио стал преподавать в Лицее. Антонио Бруни поступил на военную службу в армию Суворова, чтобы защитить свою родину от «общего врага человечества» Наполеона. В Петербурге она появилась лишь через 10 лет и за нее Бруни получил звание академика.
Со временем состав братства менялся. Его отец швейцарский итальянец «мастер живописного и скульптурного дела». Последние годы Бруни провел в надменном одиночестве человека, давно похоронившего то лучшее, что у него в душе было.
Сначала реставраторы распростерли «Медного змия» на мраморном полу красочным слоем вверх. Но завоевать ее Бруни не удалось. Иногда, чтобы образумить народ, Бог вынужден прибегать к жестким мерам. Грибоедов, приехали «для ловли счастья и чинов». В специальном послании государю Николаю I художник объяснил это так: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна». К концу обучения он получил серебряную медаль и право на участие в конкурсе на золотую.
Библия повествует о том, что Езекия вынужден был истребить сделанного Моисеем медного змея, которого называли Нехуштан, так как многие израильтяне стали поклонятся ему, воздвигнув высоты и насадив священные дубравы (4Цар18, 4). А. Волконской в костюме Танкреда (1820-е), Вакханка, поящая амура (1828) – картины принесли ему успех и известность. Художник мог двигаться дальше по этому пути, обогащаясь тем новым, что принес романтизм, но Бруни остался на позициях академизма. Молодой художник посещал класс исторической живописи А. Е. Когда евреи просят сделать золотого тельца. Многие художники женились и покинули монастырские стены. Федору Антоновичу было грех жаловаться.
В другой книге Бенуа, «Русская школа живописи», целая глава посвящена сравнительной характеристике Бруни и Брюллова, главным образом на примере указанных картин. Она словно напоминает слова Христа о помощи малым. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить. Ко времени прибытия в итальянскую столицу молодых русских художников Бруни, Брюллова и Иванова «назарейцы» уже стали признанными корифеями, оказывающими довольно сильное воздействие на молодые умы академистов, приехавших со всей Европы усовершенствовать свое мастерство.
Этот образ появляется не случайно. Сам же Бруни писал: «Что касается меня, то я в восторге от всеобщего успеха, который имела моя работа».
Сам же Бруни писал: «Что касается меня, то я в восторге от всеобщего успеха, который имела моя работа»29. Перед отъездом Николай сильно обидел художника, посетив в его отсутствие мастерскую и отдав еще недописанного «Евангелиста Иоанна» на переделку давнему сопернику Бруни, Карлу Брюллову. Во время работы над картиной художник столкнулся с огромным количеством трудностей.
Карл Павлович забрел взглянуть на работы выпускаемых из академии скульпторов. Егорова, А. И. На счастье слухи оказались ложными.
После триумфа Брюллова этого было явно недостаточно. И далее Бенуа пояснял: «его искусство вполне удовлетворяло казённым требованиям, приводило в восхищение знатоков, но не обладало средствами впечатлять толпу— то, чем, несомненно, обладало творчество Брюллова».
Законченный Медный змий в 1841 году был доставлен пароходом в Петербург, где имел ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова, вечного вынужденного соперника Федора Бруни. Он и сегодня возьмет первый номер на конкурсе. Его предки были консулами и даже советниками Швейцарской республики. Словосочетание «Медный змий» должно было напомнить современникам о том, что малодушие ведёт к рабству и безверию.
Если нет – мы взбунтуемся». Нога его бережно перевязана, но яд уже сделал свое дело. Иванова и В. К.
Корабль благополучно прибыл в Петербург, привез «Медного змия», а вместе с ним и «Тайную вечерю», которую художник считал давно утерянной. Лицо женщины имеет сходство с лицом Анжелики— жены Бруни. Сюжет картины «Медный змий» основан на истории, описанной в Ветхом Завете, в Книге Чисел. Только тогда я понял, насколько одномерны и плоски книжные репродукции. Картина полна изображением горя, боли, ужаса и смерти14.