От заказов не было отбоя. И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений.
За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. В 1895 году Жорж решил вести собственное дело и ему понадобилась своя, отдельная от отца, торговая марка, он хотел создать новые формы ювелирных украшений. Жорж Фуке был сыном Альфонса Фуке, одного из самых удачливых ювелиров Парижа конца 19-го века. Однако финансовые дела графа ухудшились и Муха остался без средств к существованию.
От заказов не было отбоя. «Сара была великолепна», — вспоминал Муха. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество.
Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда». Чувствуется грусть и в работах, которые Муха посвятил родному городу. Заказы посыпались на художника словно из рога изобилия. Некоторые заказы были «подарком» судьбы, как например «Сцены и эпизоды из истории Германии», над которыми пришлось долго и кропотливо работать.
Для их создания Муха изучал историю и фольклор. В число его знакомых входят братья Люмьер, вместе с которыми он участвует в опытах по кинематографии и Стриндберг. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Только в 2011 году картины в несколько этапов перевезли в Прагу в Национальную Галерею. Наконец, Альфонс Муха под Рождество 1894 года получил судьбоносный заказ – сделать афишу на премьеру спектакля «Жисмонда», в котором играла великолепная Сара Бернар.
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Выполнен он был в технике многокрасочной литографии.
Конечно, репортеры не обошли молчанием отношения актрисы с чешским художником, тем более, что его имя было по-своему говорящим: так же звали персонажа комедии Дюма-сына «Мосье Альфонс», живущего за счет любовниц. Весенняя ночьДействительно после заключения контракта с Бернар на Муху посыпались заказы, он приобрёл просторную мастерскую, стал желанным гостем в высшем свете, куда нередко являлся в расшитой славянофильской косоворотке, подпоясанной кушаком. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Жива и церковь, на одной из скамеек которой сохранились вырезанные Мухой в детстве инициалы «А. М» – видимо, Альфонс был не прочь пошалить.
И, конечно, фраза князя Мышкина «Красота спасет мир» была начертана на знаменах сторонников всего нового. В детстве Муха увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Как мы уже говорили выше, творчество Мухи – это квинтэссенция Ар Нуво со всеми его характерными чертами. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»).
Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908). «Госпожа Сара Бернар как бы создана для изображения удрученного скорбью величия. С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам. Но плакат «Жисмонда» был гораздо интереснее. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях).
К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). Сначала они «знакомятся» с его искусством, а имея наглядное представление о художественных талантах мастера, переходят в третий зал.
Это и уникальный гороскоп с женской головой, вокруг которой собралась зодиакальная женская «компания» и «Времена дня», где представлены четыре разных образа. Два года проучился там Муха, а затем перебрался в Париж, чтобы продолжить образование в Академии Жюльена. Это событие побудило его заинтересоваться историейславян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». Но чтобы золото и серебро выразить, художнику потребовалось изобрести свой личный способ литографии, так как византийские цвета до Мухи употреблялись очень редко и технология литографии к ним не была приспособлена.
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемогособора Святого ВитавПражском Граде. В центре картины всегда была женская фигура – манящая, таинственная, томная, порой – близкая, порой, напротив, – величественная. По завершении титанической работы в 1928 году художник подарил «Эпопею» Праге. Внук мастера обратив внимание, что воля деда так и не была исполнена, основал Фонд и стал заниматься сбором средств для строительства.
В1895годуМуха входит в кругсимволистов«Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художникиБоннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэтыВерлен, Маллармеи другие. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери). Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию.
Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. Исполнен он преимущественно в золотых тонах.
Муха остался без средств к существованию. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Альфонс Муха родился в городкеИванчице (Айбеншютц) (чеш. Ivanice, нем. Eibenschtz) в ЮжнойМоравии, недалеко отБрно, в семье небогатого судебного чиновника Ондрея Мухи, отца шестерых детей от двух браков.
Он тут же сделал наброски в своем альбоме. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». И лишь потом Муха начал разрабатывать эскизы украшений на заказ. Его масляные рисунки стали трафаретом для иллюстраций, выполненных техникой ксилографии: когда зеркальное изображение рисунка перекладывается на деревянную основу и покрывается краской, а затем его оттиск переносят на бумагу (или ткань). От заказов не было отбоя. Муха создал «Природу» для Всемирной выставки в Париже 1900 года.
«Зодиак» является одним из самых популярных произведений Мухи. Впрочем иногда случались и серьёзные заказы. Альфонс Муха «Природа», 1899—1900 Бронза, серебро, золото. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Конечно, репортеры не обошли молчанием отношения актрисы с чешским художником, тем более, что его имя было по-своему говорящим: так же звали персонажа комедии Дюма-сына (Alexandre Dumas fils, 1824 – 1885) «Мосье Альфонс», живущего за счет любовниц.
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». У него также появилась возможность устраивать персональные выставки. Чувствуется грусть и в работах, которые Муха посвятил родному городу.
Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Муха Альфонс (1860—1939) «Автопортрет» Муха Альфонс, чешский художник, декоратор, график, основатель и мастер театральной и рекламной афиши в стиле модерн, в частности стиля Арт Нуво. Бернар вдохновляла поэтов и писателей, в неё влюблялись мужчины голубых кровей. Оскар Уайльд поэтично называл её «прекрасным созданием с голосом поющих звёзд». Околдовала ли Муху Сара Бернар так же, как и плеяды многих других мужчин. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св.
Его идеи быстро подхватили британские художники-прерафаэлиты, следовавшие традициям флорентийских мастеров раннего Возрождения («прерафаэлиты», то есть «до Рафаэля»). Он голодал, жил в долг, а кроме того, долго и тяжело болел. В эти годы Муха приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров — от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры и т. д. ). Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея».
К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). На протяжении пяти лет художника преследовали финансовые проблемы. У неё две дочери.
Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. От заказов не было отбоя. К 27 декабря 1894 года плакат был готов. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар.
Большими длинными листами (2266795 мм) были заклеены все стены и заборы Парижа. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Чешского художника Альфонса Муху (Alfons Maria Mucha, 1860 – 1939), как и многих других художников его времени, пронзила стрела нового искусства. Он должен быть готов к утру новогоднего дня.
Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». Хитилова была соотечественницей Мухи. Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. Кисть прерафаэлитов создала новый женский образ la femme fatale («ля фам фаталь», «роковой женщины») – таинственный, мистический и прекрасный.
Ар-нуво или модерн, охватило Европу с начала 1880-х и только Первая мировая война вернула к прозе жизни любителей прекрасного. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Сейчас они хранятся в замке города Моравски Крумлов. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7.
Муха любил византийские золотые и серебряные цвета, слегка как бы поблекшие от времени. Это и женственность, феминность, мягкость – причем не только очевидная, через изображение соответствующих образов – но и через общую атмосферу картин – нежных, спокойных, умиротворяющих. Яркий пример его работы в этом направлении – обложка «Petit Francais illustre». Осенняя погода приносила простуду. Однако в 1889 граф из-за финансовых трудностей прекратил спонсировать обучение Мухи и Муха остается без средств к существованию. Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898).
С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. А вдохновение художники черпали из своей бурной личной жизни. Фотографии моделей он снабжал комментариями – «красивые руки», «красивые бёдра», «красивый профиль» а потом из отобранных «частей» складывал идеальную картинку. Он долгое время перебивался мелкими заказами, пока в его жизни не появилась Сара Бернар (Sarah Bernhardt, 1844–1923), блистательная французская актриса.
В театре Бернар Альфонс работал шесть лет. В эти же годы Муха становится одним из ведущих художников французской рекламы, его композиции печатались в журналах в виде плакатов – с неизменной фигурой или головой томной дамы, погруженной в пестрый мир роскоши и неги. Одновременно он принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США, где жил и работал до 1910года и считался крупнейшим художником современности. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. Наконец его таланту отдали должное в Вене и пригласили работать художником театральных декораций в мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт.
Но плакат «Жисмонда» был гораздо интереснее. У неё за спиной встаёт зловеще-красная заря нового дня. Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. Позже Альфонс Муха использовал мотив женщины с этого календаря как основу для своей скульптуры «Природа».
Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. Чтобы заполучить его, коллекционеры подкупали расклейщиков или срезали «Жисмонду» ночью с заборов. У него также появилась возможность устраивать персональные выставки.
Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). А любовь.
Существует предположение, что это бюст Сары Бернар, однако они скорее всего не верны. Среди первых работ Мухи в этой технике — выполненный в Мюнхене в 1886 году станковый лист на библейский сюжет «Сусанна и старцы». На плакате во весь рост была изображена актриса.
Муха получил заказ через владельца типографии де Бруноф, с которым отправился в театр «Ренессанс». Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга.
Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. В 1887–1922 годах Альфонс Муха жил в основном в Париже. Первая его знаменитая работа касается библейской истории – это «Сусанна и старцы». Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Сотрудничество между художником и ювелиром началось в 1898 году или около того. Он освоил технику литографии, которая стала одним из его любимых занятий.
После школы он пытался поступить в Пражскую Академию художеств, но провалился и вынужден был устроиться на работу – с помощью отца он поступил писарем в суд, в свободное время подрабатывал в театре. А вот «женщин Мухи» «выдерживают» не только выставочные залы, но и фарфоровые чашки, шёлковые платки и ювелирные украшения. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде.
Ничего подобного до Мухи никто не делал. Нередко во время рисования Муха закрывал лица моделей платком, чтобы их несовершенство не разрушало идеальный придуманный им образ.
В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Муха много работал с моделями, которых приглашал в свою студию, рисовал и фотографировал их в роскошных драпировках или обнажёнными. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. «Les Femmes Muchas» («ле фам Мюша», «женщины Мухи») – томные, пышные и грациозные. До «Жисмонды» у Сары Бернар был всего один достойный внимания плакат, выполненный швейцарским декоратором Грассетом — «Жанна дАрк». Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже.
За шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Славянская эпопея путешествует по миру. Воспоминания друзей Мухи рисуют в этот период образ Мухи, как неунывающего оптимиста, умевшего держать удары, галантного кавалера, вежливого и уравновешенного человека. Во Франции Муха был известен в транскрипции его фамилии на французском языке – Муша.
В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Высота: 70, 7 «Природа» — скульптура чешского скульптора, художника и дизайнера Альфонса Мухи Этот бюст, созданный из бронзы, серебра и золота, является одним из шедевров декоративной скульптуры конца XIX — начала XX вв.
Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апофеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Рисунок плоский, без выявляющей объём штриховки, но очень декоративный. Сложное сплетение складок одежды, локонов, цветов, узоров.
Тем не менее денег эти заказы приносили немного. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. Обе постройки расположены на главной площади и немного грустно смотрят друг на друга. По окончании гимназии он пытался поступить в пражскую Академию художеств, но не выдержал экзамены и некоторое время по протекции отца работал писарем в суде своего родного городка. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар.
После пожара в «Рингтеатре» в 1881, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясен, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов, где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. Выполнение этого заказа несомненно повлияло на дальнейшее творчество художника, когда он работал над главным трудом своей жизни – «Славянской Эпопеей». Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника. Богиня сцены была в восхищении от работы молодого дарования и было отчего. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Он придумывал эскизы театральных костюмов и декораций, оформлял сцену и даже участвовал в режиссуре. В конце XIX века театр был центром светской жизни, о нем беседовали и спорили в салонах, в театре дамы демонстрировали новые туалеты и драгоценности, а мужчины демонстрировали дам — в общем, театр был пищей для вдохновения и сплетен.
«Медея» — плакат чешского художника Альфонса Мухи изображающий одну из сцен одноимённой трагедии Катюля Мендеса. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. В театре Бернар Альфонс работал шесть лет. В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар. Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года.
Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене и академии Р. Жюльена в Париже. Во время спектакля художник набросал в альбоме эскизы будущей афишы. Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов — иногда томно-пленительная иногда загадочная иногда грациозная иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. Ко времени знакомства с Марией Мухой уже были созданы серии «Цветы», «Сезоны», «Искусство», «Время суток», «Драгоценные камни», «Луна и звёзды» и прочие интересные литографии, которые переиздавались в виде почтовых открыток игральных карт и расходились мгновенно – все они изображали женщин. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие — «La Femme Muchas».
Чтобы заполучить его, коллекционеры подкупали расклейщиков или срезали «Жисмонду» ночью с заборов. Безупречная композиция, совершенство линий и гармония цвета. И что же делал Муха. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Известно как минимум девять вариантов литографии, как с текстом, так и без него. Поводов находилось предостаточно.
Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Актриса любила подыграть публике. В 1893 году, перед Рождеством, Муха получил заказ на создание афиши к спектаклю «Жисмонда» театра «Ренессанс», которым владела Сара Бернар. Он – завершающий и подытоживающий небольшую экскурсию, когда посетителям показывают получасовой фильм о жизни и творчестве художника. Обращение к великим людям и великим событиям не только германского, но и общеевропейского прошлого обогатило художника ценным опытом, который впоследствии пригодился ему при работе над своим самым знаменитым творением— «Славянской эпопеей». Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем.
При этом «женщины Мухи» не потеряли ни загадочности, ни грации. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров—Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой.
У неё за спиной встаёт зловеще-красная заря нового дня. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Возможно, Муха достиг бы успеха и без нее, но кто знаетПортрет Milada CernyВ 1893 году, перед Рождеством, Муха получил заказ на создание афиши к спектаклю «Жисмонда» театра «Ренессанс», которым владела Сара Бернар. Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. Муха занимался декорированием графского замка и аристократ был очарован его работами.
Так, она якобы не знала, кто был отцом её единственного сына и к негодованию добропорядочных дам называла его «плодом прекрасного недоразумения». Геральдическое рыцарствоЗа время шестилетнего сотрудничества между актрисой и Альфонсом возникли тёплые приятельские отношения, о чём свидетельствует их переписка. Так на свет появились его «La Femme Muchas» – образы томных и роскошных славянок, которые гениальный художник изображал в разных интерпретациях. Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала.
Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. Техника создания – масло и яичная темпера. Именно эти образы и очаровали Альфонса Муху. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать».
Жисмонда держала пальмовую ветвь в руке. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Интересна история внучки Мухи. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её сВан Гогом). Однако даже лучшие полотна – «Славяне на своей земле», «Введение славянской литургии в Моравии», «Отмена крепостного права на Руси» – не произвели желаемого эффекта. Муха остался без средств к существованию.
В Мюнхене Муха увлекся декоративно – прикладным искусством. В их братстве состояли Джон Уильям Уотерхауз (John William Waterhouse, 1849 – 1917), Джон Эверетт Милле (John Everett Millais, 1829 – 1896), Данте Габриэль Россетти (Dante Gabriel Rossetti, 1828 – 1882) Те, кем сейчас гордится Англия. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация».
«Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Лорензачио» — все эти плакатные афиши изображавшие Бернар, были популярны не меньше «Жисмонды». В этом крупноформатном календаре Муха проявил всю свою богатую орнаментальную фантазию. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи.
В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Так, в1892годуМуха проиллюстрировал многотомный труд «Сцены и эпизоды из истории Германии», французского историкаШарля Сеньобоса.
Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. Муха же рассуждал по-другому: он получал удовольствие от любого вида творчества, стремясь сделать красивой любую, даже самую банальную и бытовую вещь. Его мастерская находится над рестораном мадам Шарлотты, в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом. Однако, в том же1887годуграф Куэн-Беласси покончил с собой. В феврале 1897 года в Париже, в крохотном помещении частной галереи «La Bordiniere», открывается его первая выставка — 448 рисунков, плакатов и эскизов. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество.
Он оттачивал свой талант в различных интерпретациях. Но после пожара в «Рингтеатре» в1881году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городокМикулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы — жены графа) в моравском городе Грушовани. Обе постройки расположены на главной площади и немного грустно смотрят друг на друга.
Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. Над «Эпопеей» Муха работал, будучи уже зрелым и признанным мастером, который мог позволить себе снять под мастерскую чешский замок Збирог – ведь только замковые стены подходили масштабу задуманного. Окроплённый кровью кинжал и трупы у ног Медеи показывают только что происшедшее преступление, но то, что тела будто бы «вытекают» из фигуры самой Медеи, говорит именно о детоубийстве. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. В число его знакомых входятбратья Люмьер, вместе с которыми он участвует в опытах по кинематографии иСтриндберг.
Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар Муха выступал и как дизайнер этих постановок по его эскизам создавались платья и сценические ювелирные украшения. Правда, сам Муха главным делом своей жизни считал «Славянскую эпопею» (1910 – 1928), которая представляет собой двадцать полотен огромного размера.
После того как театр сгорел, Альфонс вынужден был переехать в чешский город Микулов, где писал портреты местных дворян. Там он познакомился с графом Куэн-Беласи (Khuen von Belassi) — человеком, сыгравшим в его жизни очень важную роль. В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим. Картина «Зодиак» — была создана как календарь для журнала «Перо», выполненный техникой цветной литографии в 1896—1897 гг. Просто они красивы неземной красотой. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св.
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. Несколько раз посетил США, где работал как художник и педагог. «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Лорензачио» – все эти плакатные афиши изображавшие Бернар, были популярны не меньше «Жисмонды».
Все ее движения исполнены благородства и гармонии», — писали критики. Одним из первых теоретиков ар-нуво был английский художник и искусствовед Джон Рескин (John Ruskin, 1819 – 1900).
Жива и церковь, на одной из скамеек которой сохранились вырезанные Мухой в детстве инициалы «А. М. » — видимо, Альфонс был не прочь пошалить. Причина, разумеется, не в размере. Дальше – больше.
В 1928 году он заканчивает свой титанический труд над «Славянской эпопеей» и дарит картины Праге. На самом деле все вполне логично и гармонично. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи.
Сверху над изображением на золотом фоне написано название пьесы — «GISMONDA». Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери). В настоящее время она живет в Чехии. В Вене по вечерам он посещал курсы рисования и делал первые иллюстрации к народным песням.
Интересно то, что вкусы художника потребовали от него новых технических решений в области литографии. До «Жисмонды» у Сары Бернар был всего один достойный внимания плакат, выполненный швейцарским декоратором Грассетом – «Жанна дАрк». Окроплённый кровью кинжал и трупы у ног Медеи показывают только что происшедшее преступление, но то, что тела будто бы «вытекают» из фигуры самой Медеи, говорит именно о детоубийстве.
В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Помимо этого он время от времени подрабатывал, давая частные уроки живописи. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (известная акварель «Жанна дАрк»).