Дима Билан, Глюкоза, Константин Крюков, Артем Королев, Никас Сафронов, Джиган (Black Star Inc. ), Александр Анатольевич (МТV) и Tomas N146evergreen помогали Микеле Чеппи поразмышлять на тему предсказания древнего племени Майя.
Через вход мы вступаем в пасть чудовища – символа земли изображенного анфас. Единственный источник света в дворцовых помещениях – узкие дверные проемы. Здание создается так же, как создавался мир.
Скульпторы уделяли большое внимание выражению лиц, деталям одежды. На Юкатане майя хранили собранный урожай в приподнятых над землей деревянных амбарах, а также в «прекрасных подземных помещениях», которые, скорее всего, являлись уже упоминавшимися выше чалтанами, столь часто встречающимися в поселениях классической эпохи. Фасады зданий всегда обрамлялись богатым рельефом.
Соль, которую Диего де Ланда описывал как «самую лучшую из всех, которую мне доводилось видеть за всю свою жизнь», собиралась в конце сухого сезона людьми, живущими на побережье. Она крутится как колесо, но если система вечна, то жизнь – к сожалению, нет.
Изделия из жада не редко выступали в качестве подаяния богам и выкупа. В Паленке персонажи, выполненные из штука на опорах Дворца и Храма Надписей, были раскрашены в различные цвета. Второе имя человек наследовал от отца, то есть по мужской линии.
Встречаются различные рисунки и в кодексах, на керамике, штуке, колоннах и фасадах. Браки устраивались свахами. Их образы представляют панораму жизни общества. Цари Копана не используют скипетр-статуэтку в отличие от своих родичей в Киригуа. Вершины пирамиды можно было достигнуть по центральной лестнице, выступающей над ее поверхностью, встроенной, помещенной посередине и чаще всего окруженной гладкими полосами (альфардас). Цоколи обычно строились в виде насыпи из земли и камней (а иногда и извести), укрепленной снаружи каменной кладкой. Подступеньки лестницы, ведущей к вершине, заполнены длинным текстом, который подробно описывает 200 лет династической истории города. Небо поддерживали четыре божества и у каждого был свой цвет: красный цвет принадлежал богу востока, белый – богу севера, черный – богу запада, желтый – богу юга в центре мироздания располагался зеленый цвет.
Внутри материка, особенно в горных областях, в воду бросались снадобья, оглушающие рыбу. Искусство майя, восславляя правящий класс, не стремилось к индивидуализации правящих особ. В изображениях или описаниях подобных действ их главной фигурой непременно является царь. Речь, несомненно идет о правящем царе в космологическом контексте. Если врагам удавалось осуществить вторжение на территорию противника, то на первый план выходили партизанские методы ведения боевых действий, которые включали в себя засады и разнообразные ловушки.
Эти линейные ориентиры призваны были извещать о времени выполнения календарных обрядов, происходивших, вероятно, на этой самой пирамиде, которая, как и парные пирамиды комплекса с тем же названием, возможно имели солнечную символику судя по ее радиальной структуре. Йашчилан – единственное место, где столь подробно изображалась добровольная жертва. Этот вид торговли был сосредоточен в руках представителей народности чонталь, которые были настолько хорошими мореплавателями, что Томпсон назвал этих людей «финикийцами Центральной Америки». И именно Вы можете стать первыми, кто вкусит пользу от этих знаний.
Памятники воздвигались по случаю конца периода (пяти тунов, десяти, пятнадцати или двадцати) или чтобы отметить важное событие. Некоторые гробницы являются настоящими семейными склепами, которые с течением времени дополнялись все новыми погребениями. Центральная область занимает территорию современной Гватемалы (департамент Петен), южно-мексиканские штаты Табаско, Чьяпас (восточный) и Кампече, а также Белиз и небольшой район на западе Гондураса. Это призматические камни в среднем от 2 до 4 м в высоту, установленные вертикально. Иконографическая программа прославляет не только умершего царя, но и подтверждает его легитимность, встраивая его в историю династии. То же желание подтвердить легитимность своей власти, обращаясь к предкам, проявляется в Копане в виде храма-пирамиды 26. Он состоит из двух стен, которые постепенно утолщаются кверху. 7-9 столетия для цивилизации майя – неприкладное искусство майя, его становление и развитие.
Год делится на два сезона: сухой (длится с конца января до конца мая) и сезон дождей. У майя голова змеи имеет мало общего с натурой или с рептилиями европейского искусства. Встречались археологам и алтарные маски, маски, как элемент одежды. Внутри уцелевших храмов обычно царят полумрак и прохлада. В надстройках, возвышавшихся из каменной кладки, оставалось довольно мало внутреннего пространства по отношению к общей массе конструкции.
Образцом архитектуры такого типа является «Храм надписей» в Паленке. Затем, после отшлифовки поверхностей абразивными веществами, скульптура окрашивалась. Конечно, существуют здания имеющие несомненное астрономическое значение.
Храм, со своим низким цоколем, который преодолевается несколькими ступенями, с вертикальными стенами, квадратной дверью и сильно скошенной кровлей напоминает примитивный шалаш. Маски делались из штука, реже – из камня. Новые строения часто возводятся поверх прежних и включают их в свой состав.
Из этого материала лепили большие маски – чаще всего ягуара, – чтобы обрамлять ими лестницы доклассических и классических платформ (Вашактун, Эль-Мирадор, Ла-манай, Тикаль и т. д. ). Самое северное из них отмечает летнее солнцестояние (21 июня), южное строение – зимнее солнцестояние (21 декабря) среднее здание отмечает направление осеннего и весеннего равноденствий (23 сентября и 21 марта). Пример – величественная колоннада в Мачу-Пикчу, состоящая из 300 колонн.
Но и там иногда, по неизвестным причинам, она изменялась со сменой эпох. Большинство толстых стен сделано в виде засыпки, расположенной между двумя стенками из больших кирпичных или каменных блоков. Здания почти никогда не располагаются на уровне земли, они строятся каждое на собственном цоколе или делят один общий цоколь. В Киригуа используется песчаник и мрамор, в Тонине – песчаник, в Копане – туф.
Изображение – это чаще всего изображение царя, одного или сопровождаемого существами реального мира (пленники, царица и другие придворные персонажи) или потустороннего (антропоморфные существа с гротескным или человеческим лицом и предки). Мы привыкли искать в изображениях сходство с естественными формами. Мастерами применялись различные краски минерального и растительного происхождения. Очень важную роль в экономике Юкатана играли технические культуры.
Некоторые из них поражают воображение даже сегодня. Алтарь, верх которого обычно гладкий, был, без сомнения, одновременно и камнем для жертвоприношения и столом для жертвенных даров. Курильницы и хранилища ритуальных предметов встречаются там гораздо чаще, чем в других местах. Скульптура и живопись гармонично дополняли архитектуру майя. Включала в себя культура древних майя и высокохудожественные образцы керамических изделий.
Этот храм посвящен только правителю и его династии. Фронтальное изображение приносит новая иконография, пришедшая из Теотиуакана. Здание 16 – самая высокая пирамида Копана – было построено на вершине акрополя царем Восходящее Солнце, чтобы чествовать учредителя его династии, царя Иаш Кук Мо (Новый Кетцаль Ара).
Но осталось еще множество строений, о назначении которых мы можем только догадываться. Обычно они строились на довольно низкой платформе.
Всего здесь выпадает от 100 до 300 см осадков в год. Военные действия обычно начинались с необъявленного партизанского рейда во вражеский лагерь с целью захвата пленных, а началу крупных сражений предшествовала ужасающая какофония, в которой смешивались грохот барабанов, визг свистулек, звуки сделанных из раковин труб и боевые крики.
Во многих районах выращивался хлопок. Резиденции халач уиников находились в крупных городах. Так, в раннеклассический период в регионе низменностей основной персонаж на стеле изображается преимущественно следующим образом: лицо и ноги в профиль, в то время как плечи и грудь – в фас, в три четверти или в профиль.
Оно способно погубить все твои старания. Особенно много нам известно о жизни народов, населявших Юкатан накануне конкисты. Это штуковое покрытие затем окрашивалось в любимый народом майя красный цвет. Он продолжал храм в высоту и завершал его декор. Религия составляла духовную основу культуры майя, как во многих древних цивилизациях.
Этот казалось бы обязательный атрибут керамического ремесла был неизвестен индейцам доколумбовой Америки. Существует рассказ о том, что купцы майя, каноэ которых столкнулось у побережья Гондураса с каравеллой Колумба, были настолько озабочены сохранностью своих «сокровищ», что кидались за любым из упавших на дно каноэ бобов с такой поспешностью, словно это были не бобы, а их собственные глаза.
На Юкатане каждый взрослый человек-майя имел два имени. Тела представителей высшей знати сжигали.
Появившись в классический период в Баламку (штат Кампече), они распространились в областях Рио-Бек и в Ченес в позднеклассический период на севере Юкатана, в Копане и в конце периода, добрались до центра низменностей. На все вопросы индейцы отвечали: «Сиу тан», что означало «Я не понимаю тебя».
Рядом с царем, целиком или частично, в виде фигур или эмблем (двуглавое чудовище – символ земли или небес ик как жизненный принцип, пасть чудовища – символ земли) изображаются великие космические стихии и силы природы, такие, как земля, небо, ад, солнце или их представители. Археоастрономия – дисциплина, возникшая несколько десятилетий назад, сегодня моде и общая тенденция сегодня состоит в том, чтобы интерпретировать любой архитектурный ансамбль в терминах астрономической ориентированности, а также отыскивать в исторических событиях, даты которых известны, связь с движением планет. Мастерами использовались камень, раковины, кости, кремень, нефрит и чаще всего обсидиан. Питались они в основном кукурузой и тем, что добывали в джунглях, какао, фруктами, дичью.
Различные архитектурные ансамбли или группы зданий, представлявшие, без сомнения, место проживания важнейших родов, были соединены между собой насыпными дорогами (сакбеоб). Но архитектура и скульптура обращаются не только к людям.
Рыболовной снастью служили неводы, бредни, а также крючки, привязанные к бечевкам. На этих изображениях рептилий (крокодилов и/или змей) нос и носовая полость изображены над мордой маленьким двойным завитком из которого выступают две нефритовые трубки, которые, видимо изображают живое дыхание этого существа. Эти головы хранились в семейном святилище и их регулярно «кормили». В каждом из небольших районов Юкатана имелся местный правитель, которого называли «халач уиник» — «настоящий человек», получивший свой пост по наследству, по мужской линии, хотя в более ранние эпохи у майя, живущих в горной области, были настоящие короли — «ахау», которые имели власть над довольно обширными территориями. Создание города датируется 360 г. до н. э.
Я твоя свободная воля. Так, на притолоке 1 царь Птица Ягуар показан в день своего восшествия на престол держащим в руке молнию стоящая рядом с ним его супруга Большой Череп держит ритуальный мешочек. Климат теплый, тропический, со среднегодовой температурой 25 выше нуля по Цельсию.
В нескольких найденных карьерах (например, в Калакмуле или Киригуа) сохранились следы добычи камня. После него разрешалось вступление в брак. Как и почему Паленке сумела обойтись без стел. Обратись ко мне за даром мудрости, я помогу тебе ощутить всю полноту бытия. На этой территории, вероятно и зародилась культура Майя.
Каждому человеку при рождении даруется свобода. Вот таким образом пантеон богов был очень велик.
Произведения создают атмосферу драматичности и напряженности происходящих событий. Подобного подчинения художественной культуры календарю и времени не существовало нигде в мире. По отношению к объему каменной кладки внутренние пространства крайне малы.
Есть сведения, что вместе с умершими жрецами в их могилы клали книги. Возможно, что этот обычай был позаимствован из Мексики. Основные темы произведений: правители, боги, быт и война. «Блоканы», что означает «храбрые», были пехотинцами.
Вот таким образом нас не удивляет, что некоторые из них включают в свой церемониал сотворение мира. На плите (379 х 220 см), закрывающей саркофаг изображен умерший царь, готовый броситься в разинутую пасть чудовища – символа земли. Таким образом, число четыре у майя имело особое магическое знание.
По этой причине нам трудно его понимать, порой даже просто смотреть на него. На каждой стороне – 91 ступень, что вместе с верхней платформой составляет 365 ступеней (продолжительность года).
Больше всего известно, что ели простые земледельцы. Часто указывалась дата смерти этого лица или прихода его к власти. Это уникальный гороскоп, которого Вы не найдёте нигде больше.
Кроме того, Юкатан поставлял и рабов.
Камень тянули на веревках, подкладывая под него круглые бревна. Изменилось мнение специалистов и по поводу живописи цивилизации майя. Другими юношескими забавами были азартные игры и игра в мяч. Сооружены они обычно из смеси земли и щебня и облицованы обработанными каменными плитами.
Хроники индейцев народности какчикель и эпос «Пополь Вух» рассказывают о небольшом конфликте, вспыхнувшем между жителями горной области, который затем привел к тому, что все 16 государств Юкатана оказались втянутыми в бесконечную войну друг с другом, причиной которой послужили как территориальные притязания, так и желание отстоять честь своего рода. В Йашчилане многие здания могут считаться династическими храмами ввиду изображений на притолоках, хотя их цоколь был нередко относительно скромным.
Желтый Человек – двенадцатая печать календаря Цолькин (Tzolkin). Если внимательно всмотреться в её работы, то можно чётко проследить их влияния. Наконец домашние группы с молельней в других местах редки на востоке, например, в Сейбале или Копане. Помимо окружающей реальности, Майя вдохновляется работами режиссёров.
По сообщениям Диего де Ланды, поля находились в общинной собственности. Это и «атоле» — каша, сваренная из зерен, к которой полагалось добавлять перец чили ее ели обычно во время первой трапезы. В Мексике рынки были столь большими, что их величина поражала испанцев. День для его проведения выбирался особенно тщательно. К началу испанского завоевания в XVI веке культура Майя занимали обширную и разнообразную по природным условиям территорию, включавшую в себя современные мексиканские штаты Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана-Роо, а также всю Гватемалу, Белиз (бывший Британский Гондурас), западные районы Сальвадора и Гондураса Границы области цивилизации Майя в I тысячелетии, по-видимому, более или менее совпадали с упомянутыми выше.
В жизни каждого представителя народа майя важное значение имел обряд половой зрелости. Стелы с алтарями перед ними составляют первую группу скульптур.
Затем посредством покатой платформы, лесов – конструкции из бревен в форме буквы А, веревок и физической силы рабочих камень вставлялся на предназначенное для него место. О том, как питались представители элиты, нам известно очень мало. Многие скульптуры раскрашивались.
Единственным распространенным эстетически красивым камнем являлся жад, точнее говоря, – жадеит – один из подвидов этого камня. Наиболее распространенным видом живописи являлись настенные росписи. Возможно, что именно осуществление этих операций, проведение которых обеспечивалось все теми же индейцами народности чонталь, уберегло майя от порабощения ацтеками, которые к этому времени уже захватили многие другие, менее склонные к сотрудничеству, народы Мезоамерики.
Помощники на твоем пути: открытая душа, мудрость, влияние и направленность. Чичен-Ица – это древний город майя, одна из величайших достопримечательностей Мексики. Иногда наличие карьеров является решающим при выборе места для строительства города. Некоторые, даже крупные города выполняли функцию святилищ.
Направь свой дух в верную сторону, в сторону знаний, мудрости и доброты к каждому. Эти воины носили доспехи, сделанные из простеганной хлопковой ткани или из кожи тапира. Кроме того, в мелких лагунах за рыбой охотились при помощи лука и стрел. Архитектура получила наибольшее развитие в материальной культуре майя. Это самая знаменитая и лучше всего сохранившаяся археологическая зона на полуострове Юкатан.
К тому же монументальное искусство, выражаясь в камне, стремится остаться навечно. Внешнее оформление больших храмов (IV) ограничивается фризом над дверью, на котором многократно повторяется персонаж, расположенный в фас и сидящий на маске чудовища, символизирующего землю. Позже свод начинался примерно на высоте роста человека и комнаты стали более просторными, не превышая все же 3 м в ширину. Градостроительство включало знание гидрологии: так, дренаж городов использовался для пополнения городских запасов воды в резервуарах или цистернах, обеспечивавших ею жителей излишек затем сливался в низкие участки (бахос), нередко обрабатываемые.
Рыбу на Юкатане ловили в основном в прибрежных водах. Однако в нескольких городах использовали песчаник, например, в Тонине и Киригуа. Ее экспортировали в очень многие регионы области майя.
Так, пристально рассмотрев то или иное произведение можно убедиться, что в начале светлой краской намечались контуры фигур и внутренние линии затем мастером накладывались различные цвета путем подчеркивания дополнительных деталей. Маршрут их плавания шел вдоль побережья. Но не забывай о свободе своего разума. Чаще всего бобы какао и перья тропических птиц обменивались на медные орудия и украшения. В Копане работали с туфом.
Первый период (с древности до 317 г. ) – время возникновения городов-государств, примитивного подсечного земледелия изготовления хлопчатобумажных тканей и др. Историю культуры этого народа принято делить на три периода. Города майя не были, как в Европе, заполнены домами, выстроенными рядами вдоль улиц.
Например, солярная метафора идентифицирующая царя с солнцем восходящим и заходящим, присутствует лишь в изображениях юго-востока страны майя (Копан и Киригуа). В назначенный день все участники торжества собирались во дворе дома покровителя. Однако, было место и для нововведений.
Они могли расти только там, где были сеноты или естественные котловины. Один из источников сообщает нам, что в горных областях Гватемалы в те времена рынки тоже были «огромными, знаменитыми и очень богатыми», такими они являются в этих областях и по сей день. Хотя во всех жилых домах вдоль стен имеются каменные банкетки, не все здания с банкетками обязательно являются жилыми постройками. Его действительно можно найти везде: на центральном маркере поля для игры в мяч А lib в Копане и в Тонине (где царь не является действующим лицом, но несет церемониальный жезл), на династических храмах и в различных микрокосмах, образующих Дворец в Паленке.
Тератоморфные храмы (имеющие вид чудовищ) – архитектурная версия пещерного храма – концепта, выработанного ольмеками. Только в поселении Пьедрас-Неграс их было семь. Иногда в поселении можно выделить центр, где сгруппированы важнейшие здания и периферию. Однако ситуация не столь ясна, как нам бы того хотелось. Маска анфас и маска, разделенная на два профиля, образуют четыре направления (передняя часть/задняя часть, левая сторона/правая сторона).
Интерьеры зданий нередко украшались картинами, которые, однако, мало где сохранились (наиболее яркий пример – древний Бонампак). Таким образом, храм на вершине пирамиды, внутри которой находится погребальная камера с останками царя Пакаля, является похоронным храмом с династическими текстами и изображением в качестве правителя преемника покойного царя. Которые выплёскиваются наружу: у кого-то в виде суицида, а у кого-то в виде творчества. Ценились они очень высоко. Кроме Юкатана (в период конкисты главной территории этого народа), Майя жили в горной области центрально-американских Кордильер и в тропических джунглях так называемого Метена, низменности, расположенной в нынешних Гватемале и Гондурасе. В записях на алтарях сообщалось о каких-либо событиях. перья и т. д. Особенно изящно расписывались сосуды, датируемые шестым веком.
Изобразительное искусство индейцев при анализе выдает свои особенности. Археологические данные свидетельствуют, что майя каждые 52 года заново облицовывали свои пирамиды и каждые пять лет воздвигали стелы (алтари).
Но остерегайся своего самомнения. Кнорозовым. Основные темы изображений – божества, правители, быт.
В первую очередь это величественная и образцовая скульптура и живопись майя. Площадь трех комнат храма II занимает только треть площади всей каменной кладки, которая их окружает (20 м2 относительно 60 м2). Обряд заканчивался пиршеством и всеобщим пьянством.
Следует признать, что правитель передал жрецам (не представленным на изображениях) свои ритуальные функции, хотя он везде появляется в одиночестве. Колесом не пользовались. Надстройка этого храма сейчас полностью разрушена.
Скульптурная традиция индейцев майя отличается реализмом, яркостью и энергией. В качестве материала использовались обсидиан, кремень, нефрит, раковины, кость и дерево. позДнеклассический период в каменной кладке используются не слишком толстые камни из которых выполняется обшивка насыпи в этом случае камни не обеспечивают поддержки и именно насыпь является основным конструктивным элементом. Традиции индейцев перекачивали и в культуру. Нередко функцию зданий трудно определить, так же, как функцию кварталов.
Майя умели делать также предметы культа из глины, покрывая их росписью. Над урнами с прахом воздвигались погребальные храмы. Лишь затем, за камень брались скульпторы.
Второй период (317-987) – древнее царство или классический период, – время роста городов (Паленке, Чичен-Ица, Тулума) и одновременно таинственного исхода из них населения в начале X в. Третий период (987-XVI в. ) – новое царство или постклассический период, – время прихода европейских конкистадоров, принятия новых законов, стилей в жизни и искусстве, смешения культур, братоубийственных войн и т. д. Безусловным лидером среди них был жад – зеленое золото индейцев. Я человек – Эб.
Стиль майя в скульптуре хорошо прослеживается. Домашних животных они не держали ни для передвижения, ни для питания. Без сомнения, это изображения предшественников Пакаля в данной династии. Если прежде считалось, что храмы являлись святилищами важнейших обитателей пантеона, а сама пирамида – всего лишь высокий, монолитный постамент для храма, то за последнее время на территории таких пирамид удалось обнаружить сразу несколько пышных гробниц, принадлежащих императорам и членам правящих династий.
В этом городе находится пирамида Кукулькана (великий бог "Пернатый змей"). Немало мы знаем и о том, как протекала повседневная жизнь людей майя. Хранилища, которые устраиваются при закладке, дают жизнь зданию и стеле. Этот блок перевозился из карьера до места постройки. Путешествуй, открывай новые горизонты и сливайся с эхом планеты.
Существуют частичный портал (portada parcial), где над дверью помещена одна фронтальная маска и единый портал (portada integral), оформленный двумя одинаковыми профильными масками, которые образуют стояки двери. Юкатан славился своими тканями, которые вывозились даже в очень далекие области.
Юкатан был главным поставщиком соли в Мезоамерике. Керамическое искусство майя оперировала несколькими материалами. Майя были просто помешаны на войне.
Здания у майя строились через определенные промежутки времени – 5, 20 и 50 лет. Два профиля, высеченные с обеих сторон двери (единый портал), как бы поглощают человека, который решил задержаться на пороге. Ланда сообщает, что эти дома нередко посещались проститутками. Из групп таких патио образовывались жилые кварталы городов или их части.
Они были квадратными в плане имели тес- нос внутреннее пространство (из-за толстых стен), украшались надписями, орнаментом и выполняли роль святилищ.
Смешанная с песком, она образует раствор, который мы традиционно называем штуком. Позади царя и его последнего приюта возвышается вертикальный образ Вселенной. Это бесконечная цепочка под громким названием – система – которая длится вечно.