Внешне все выглядело отлично. Тетка Елизавета, была актрисой и именно ей маленькая Майя обязана своей любовью к театру. Вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины. Например, «Нежность» исполняли многие: Синявская, Зыкина, Гвердцители, Сенчина, но в памяти слушателей она остается в исполнении Майи Кристалинской. Также тетя Суламифь придумала выход балерины спиной к публике7. Им даже не предложили места в общежитии.
Режим работы закрытого предприятия был очень строгим. Также известна своим феноменальным творческим долголетием18. Это подогревало интерес публики, о косынке ходили легенды. Вскоре они поженились, причем родители Майи узнали об этом уже задним числом. В её пластике танцевальное искусство достигло высокой гармонии.
С 1932 по 1936год жила на Шпицбергене, где её отец сначала работал первым руководителем «Арктикугля», а впоследствии— и генеральным консулом СССР. И на нее обрушивается мгновенная популярность. С 1978 года Майя Михайловна проживала в США. Голос певицы стал душевным камертоном народа на целое десятилетие.
Она отличалась задушевной и непринужденной манерой общения, часто читала со сцены стихи. Мать Плисецкой Рахиль была арестована в начале марта 1938 года, вместе с грудным Азарием выслана в Казахстан, в Акмолинский лагерь жён изменников Родины6 (вернулась в Москву весной 1941 года). Замдиректора встретил девушек неприветливо.
Союз с архитектором Эдуардом Барклаем принес в жизнь Майи любовь и заботу. Майя Лепянская родилась в г. Ленинграде в семье музыкантов. Произошли изменения и в ее личной жизни. Из-за разногласий с главным балетмейстером Юрием Григоровичем ушла из театра. Она первая ввела в балетную лексику такой прыжок, как «кольцо». Казалось, Майю Кристалинскую обожал весь Советский Союз.
Родителям Арканов не сказал ничего и только когда расписались, 1 июня 1958 года, привел мать в шоковое состояние, показав свое брачное свидетельство. В один миг семи миллионов пластинок с песней Маши «Мы с тобой два берега» на прилавках магазинов как не бывало. В Риме, в Оперном театре в Термах Каракаллы, она осуществила постановку классического балета Глазунова (хореография Мариуса Петипа) «Раймонда» (1984). Плисецкая плодотворно сотрудничала с Морисом Бежаром, поставившим для неё балеты «Айседора» (1976, театр де ла Монне), «Леда» (1978, партнёр— Хорхе Донн, там же), «Курозука» (1995, новая версия балета 1988 года, партнёр— Патрик Дюпон, Дворец Шайо, Париж) и номер «Ave Maya» (1995) начиная с 1978 года танцевала в его «Болеро». И в головах девчонок созрел план побега.
Мать Плисецкой была выслана в Казахстан в Акмолинский лагерь жён изменников Родины (вернулась в Москву весной 1941). Суламифь Мессерер показала своей племяннице Майе балет, отведя её на детский спектакль «Красная шапочка», в котором исполняла одну из ролей. Не сложились ее отношения и с новым другом сердца известным журналистом. В её пластике танцевальное искусство достигло высокой гармонии4. Пробовала себя в жанре фламенко, участвуя в постановках хореографа Хосе Гранеро «Астурия» (на музыку Альбениса, 1991) и «Мария Стюарт». Живет с мужем в Москве и Мюнхене. В 1958 году на одном из концертов Майя познакомилась с Аркадием Аркановым.
Вечерами они слушали по радио Москву и плакали. Во время Большого террора, в ночь с 30 апреля на 1 мая 1937 года Михаил Плисецкий был арестован, расстрелян 8 января 1938 года (реабилитирован во время хрущёвской оттепели)6.
Через пару дней они подали заявление в ЗАГС. В 1987 году в Нью-Йорке вместе с Рудольфом Нуриевым и Михаилом Барышниковым участвовала в гала-концерте в честь Марты Грэм, где к её репертуару добавился номер Рут Сен-Дени «Фимиам» (1906). В 1987 году в Нью-Йорке вместе с Рудольфом Нуриевым и Михаилом Барышниковым участвовала в гала-концерте в честь Марты Грэм, где к её репертуару добавился номер Рут Сен-Дени «Фимиам» (1906)22. С 1932 по 1936годы жила на Шпицбергене, где её отец сначала работал первым руководителем «Арктикугля», а впоследствии— и генеральным консулом СССР. Она пела ставшие шлягерами «А снег идет», «Неужели это мне одной», «Текстильный городок», «Я тебя подожду», которые до сих пор не ушли из памяти слушателей. На заводе все казалось отталкивающим – грязный цех, матерящиеся женщины.
Будущему врачу-терапевту и известному писателю-сатирику девушка понравилась сразу. В 1991 году Плисецкая и Щедрин перебрались в немецкий Мюнхен. Она выходила на сцену с неизменной косынкой вокруг шеи. В хореографическое училище её также отвела тетя Суламифь78.
Институт они окончили в 1955 году. Кристалинская записывает на пластинку песню Маши из этой картины.
Музыканты стали устраиваться кто куда, а Майя Она вышла замуж. В 1943 году, после окончания Московского хореографического училища (педагоги Е. П. Гердт и М. М. Леонтьева)4, Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра. В тот же вечер пригласил ее в ресторан, потом проводил домой, назначил следующую встречу. Пробовала себя в жанре фламенко, участвуя в постановках хореографа Хосе Гранеро «Астурия» (на музыку Альбениса, 1991) и «Мария Стюарт». Обладая неиссякаемым интересом ко всему новому, она не боялась сценических экспериментов. И вот в 1960 году на экраны страны выходит фильм «Жажда».
Майе Плисецкой было 7 лет и 8 месяцев, когда стал проходить очередной набор. Это при том, что запись чуть ли не каждый день звучала по радио. В 1990 году в возрасте 65 лет станцевала свой последний спектакль в Большом театре – «Даму с собачкой». Но самое страшное – это болезнь, которая открылась у Майи: опухоль лимфатических желез.
Также известна своим феноменальным творческим долголетием. С 1978 года Майя Михайловна проживала в США. Обладая неиссякаемым интересом ко всему новому, она не боялась сценических экспериментов. Отец Майи был реабилитирован посмертно, в эпоху хрущевской оттепели. Брак не выдержал испытания материальными трудностями и несходством характеров и распался ровно через десять месяцев (официальное расторжение состоялось в 1962 году). Однако 1970 год оказался роковым для карьеры всенародной любимицы. Эдуард подбирал для жены элегантные концертные платья, заботился о ее лечении и отдыхе.
Ее муж (замуж она вышла в конце шестидесятых за архитектора Эдуарда Барклая) скрупулезно следил, чтобы она принимала все лекарства. Майя Кристалинская – необыкновенно приятная певица с милым, нежным и удивительным по тембру голосом. На самом же деле жизнь Майи Кристалинской с середины 1960-х, с окончанием «оттепели», становилась все сложнее и труднее. В Риме, в Оперном театре в Термах Каракаллы, она осуществила постановку классического балета Глазунова (хореография Мариуса Петипа) «Раймонда» (1984).
Однако Кристалинская уже обрела известность и продолжала выступать. Он был груб, ревнив, скандален. За границей балерина продолжила сотрудничество с известными балетными коллективами, среди которых «Марсельский балет» Ролана Пети и «Балет XX века» Мориса Бежара. В 1980-х годах Плисецкая и Щедрин проводили много времени за границей, где она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета (1983—1984), а затем Испанского национального балета в Мадриде (1988—1990). Специально для балерины были поставлены балет «Кармен-сюита» (1967, балетмейстер Альберто Алонсо, музыка Жоржа Бизе в обработке Родиона Щедрина), миниатюры «Прелюдия» (1967, балетмейстер Наталья Касаткина) и «Гибель розы» (1973, балетмейстер Ролан Пети), танцевальный спектакль «Безумная из Шайо» (1992, хореограф Жижи Качуляну, «Эспас-Карден», Париж). Ее выступления имели ошеломляющий успех, после каждого концерта Кристалинскую осаждала толпа желающих взять автографы.
В 1980-х годах Плисецкая и Щедрин проводили много времени за границей, где она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета (1983—1984), а затем Испанского национального балета в Мадриде (1988—1990). Но буквально в последний фестивальный день появилась разгромная статья инициированная Д. Кабалевским и А. Цфасманом и ансамбль был расформирован. Она первая ввела в балетную лексику такой прыжок, как «кольцо».
В 1995 году в возрасте 70 лет дебютировала в специально написанном для нее мини-спектакле Бежара «Аве Майя». В ночь с 30 апреля на 1 мая 1938 года Михаил Плисецкий был арестован, осуждён и в этом же году расстрелян (реабилитирован во время хрущёвской оттепели). Через год после ареста отца забрали и маму, прямо из зала Большого театра, где шел спектакль в исполнении ее сестры, Суламифи. Выступления на эстраде сменялись длительным лечением в больницах. Но в Министерстве авиационной промышленности девочек пожалели.
Она была для них родной и знакомой. Специально для балерины были поставлены балет «Кармен-сюита» (1967, балетмейстер Альберто Алонсо, музыка Жоржа Бизе в обработке Родиона Щедрина), миниатюры «Прелюдия» (1967, балетмейстер Наталья Касаткина) и «Гибель розы» (1973, балетмейстер Ролан Пети), танцевальный спектакль «Безумная из Шайо» (1992, хореограф Жижи Качуляну, «Эспас-Карден», Париж). С остатком сухарей и десятью рублями сели в общий вагон. В 1994 году стала организатором Международного балетного конкурса «Майя» (Санкт-Петербург).
Чтобы девочка не была отдана в детский дом для детей изменников Родины, Майю удочерила её тётя по материнской линии, балерина, солистка Большого театра, Суламифь Мессерер (её брата Александра забрал к себе дядя, Асаф Мессерер). Вместе с синими корочками, где значилось «инженер-экономист», выдали им распределение: Новосибирский авиационный завод. В этом же году Кристалинская по опросам зрителей была признана Лучшей эстрадной певицей.
В городе не было возможности для постоянных занятий балетом, однако первое выступление с номером «Умирающий лебедь» (хореография Фокина в редакции Суламифь Мессерер) состоялось именно здесь9. Да, были гастроли за рубежом, любовь миллионов людей, пластинки, радио и телевидение. Плисецкая плодотворно сотрудничала с Морисом Бежаром, поставившим для неё балеты «Айседора» (1976, театр де ла Монне)19, «Леда» (1978, партнёр— Хорхе Донн, там же), «Курозука» (1995, новая версия балета 1988 года, партнёр— Патрик Дюпон, Дворец Шайо, Париж)20 и номер «Ave Maya» (1995)21 начиная с 1978 года танцевала в его «Болеро».