Пять лет провел в казематах Петропавловской крепости и затем был сослан в Сибирь, где вскоре умер, любимец Петра изумительный портретист Иван Никитин. Реформы Петра изменили весь уклад жизни в России. И один и второй художники не могли не знать весьма популярного в Европе произведения. Тем более тогда, в жестокие годы правления Анны Иоанновны. Работы в куполе шли безостановочно даже зимой. Светлейший князь рассудил устроить Андрею экзамен: пусть покажет, на что годен.
Ильиной (Т. В. Царь Алексей Михайлович уделял много внимания образованию. Никто на родине Матвеева не знает, никто не помнит, никому он не нужен. Русское искусство XVIII века.
Но где же обнаженная фигура, великолепие форм и изящество линий. В них безграничное доверие ее души, такой чистой, наивной. Ему двадцать пять лет, он опытный мастер европейского уровня. мало располагала к творчеству.
Среди его произведений – «Венера и Амур» и «Аллегория живописи», свидетельствующие о трудном для русского искусства освоении незнакомого мифологического сюжета, довольно сложных композиционных схем и изображения обнаженного тела. Царь поселил его в доме, расположенном недалеко от дворца. Сюжет картины Тинторетто был вполне понятен религиозно подкованной общественности XVI века: Богоматерь приходит навестить свою родственницу, святую Елизавету, чудесным образом зачавшую ребенка уже в преклонных летах вскоре после Благовещения (вести о скором рождении Христа).
Пройдут годы. Практика подобных заказов была весьма распространенной. Портреты канцлера Головкина, графа Строганова, посмертный портрет Петра I А. Матвеев. Да только не для Матвеева.
Римская-Корсакова. Приказано было исполнить шестнадцать двухаршинных полотен изображающих «сухопутные и морские баталии». Окончив работу, Фальконе покинул Россию, взяв портрет с собой.
Композиция доски-прототипа создает впечатление штудийного фрагмента более общего сюжета. Лицо Натальи Алексеевны грустное и даже несколько строгое, без условной улыбки. С одной стороны, конь – один из символов Марса, бога войны.
Не уступая в этой картине лучшим нидерландским образцам в тонкости лессировочного письма именно благодаря его прозрачности, художник достигает в инкарнате благородного «свечения» цвета изнутри. Живописная команда уже не та, что была раньше. М. : Искусство, 1984. Вновь найденный холст обнаруживает некоторые черты стилистического сходства с единственной подписанной и датированной работой Никитина «послепенсионерского» периода – портретом графа Сергея Строганова (1726, ГРМ). Завоевания ПетраI безжалостно уничтожаются.
Теплоту и спокойствие маленького «мира» подчеркивает мягкий колорит, построенный на преобладании желтоватых и красноватых цветов. Андрей Матвеев. При Анне Иоанновне в 1732 году он оказался замешанным в оппозиционный кружок, был арестован и в течение пяти лет просидел в Петропавловской крепости.
Он был сыном солепромышленника Г. Д. Строганова, впоследствии камергер и генерал. Он – представитель уже нового российского общества, вполне европеец. Другим крупным мастером этой эпохи был А. Матвеев (1701/02-1739). Она знала, что портрет был написан в России и передала его по завещанию в 1866 году в Гатчинский дворец-музей, откуда в 1925 году он и поступил в Русский музей. Казалось, положение безвыходное. В этом зале мы видим овальный портрет Петра I (1672–1725), предположительно созданный Караваком.
Пораженная стрелой Амура богиня Венера влюбляется в смертного юношу Адониса. Художник прибыл очень быстро и увидел царя, только что испустившего последний вздох. Любопытно одно – зачем Веронезе понадобилась лошадь. Но важен сам факт всё более усиливающегося интереса к человеку. Главное внимание художник сосредотачивал на лицах. При этом иностранцам продолжают платить огромные суммы.
Крупнейшие художники эпохи: И. Никитин. При нём, с 1685 года, начала работать известная Славяно-греко-латинская академия. Замечательный русский художник рано ушел из жизни, Андрей Матвеевич Матвеев умер в 1739 году в Петербурге.
Предположительно картина предназначалась для алтаря церкви Сан-Пьетро Мартире в Болонье. Пётр очень любил сестру. «Смотреть» за живописью поручили Андрею Матвееву. Лица портретируемых как будто излучают внутренний свет.
В Санкт-Петербурге откроется Академия художеств. Никитин любил царя. Можно только предполагать. Пытаюсь представить, как художник пишет портрет своей супруги. Использование грубого холста может быть объяснено обстоятельствами жизни художника. В работе на доске такие изменения зафиксированы: рентгенограмма свидетельствует о том, что первоначально в руке Амура «был некий стеклянный или металлический предмет (похожий на кубок с крышкой), который он протягивал Венере». 7. 3.
Никитин показал человека, глубоко погружённого в свои переживания. Появилось много новых жанров под влиянием западно-европейского искусства. Для начала разберемся с сюжетом. Условия и сроки поставлены жесточайшие, а помощи ждать не от кого. Его взлохмаченные волосы написаны фактурно, «тронуты» крупным «никитинским» мазком, видимым на снимке в инфракрасных лучах. Не уступая в этой картине лучшим нидерландским образцам в тонкости лессировочного письма именно благодаря его прозрачности, художник достигает в инкарнате благородного «свечения» цвета изнутри.
Однако и различия между двумя работами вполне очевидны. Не исключено, что холст создан на заказ, когда у художника, впавшего в опалу, в 1726 году не только отобрали дом «под постой», но и предложили «довольствоваться от трудов своего художества». Зачем художнику понадобилось изображать самого себя в таком неприглядном виде, неясно.
Пётр с большим уважением относился к художнику и, как известно, будучи за границей, познакомившись с ним и его работами, писал жене, что надобно ему заказывать портреты, чтобы все знали – и у нас, в России «есть добрые мастера». При повторе «на заказ» композиция была усовершенствована, фон расширен и насыщен, а живопись приобрела более эмоциональный характер. Это всё тот же Василий Матвеев, сын художника.
подробнее), россиянами, воевавшими на Восточном фронте Второй мировой войны (известной в России как «Великая Отечественная война»), а также посмертно реабилитированными жертвами репрессий в СССР (см. Такая манера письма характерна для живописи XVIII века. Однако картина Матвеева «Венера и Амур» из собрания Русского музея, написанная на доске (43, 0 х 31, 5), никогда не вызывала дискуссий. Скульптор Этьен Фальконе работает над памятником Петру – знаменитым Медным Всадником.
Она ласково прижимает к себе Амура, а тот в свою очередь выглядит совсем уставшим. В Россию приглашались иностранные художники, а молодых русских художников посылали учиться в Италию («петровские пенсионеры»). Позднейшие достоверно никитинские работы нам не известны. Но, ничего не поделаешь, вынужден был объявить, что Матвеев «угоден лутче других российских живописцев быть в службе его императорского величества, понеже пишет обоя как истории, так и персоны». Андрей Матвеев становится гофмалером (придворным художником) государыни Екатерины. 1999.
Матвеев то и дело напоминает Канцелярии от строений, что один из его мастеров «пришел во всеконечное убожество», другой «претерпевает с домашними своими немалую нужду», третий «впал в несносные долги». Художнику предстояло ещё многому научиться. Причем (в отличие от доски) на холсте крупный мазок подчеркивает «завитки локонов», еще более сближая литературный и живописный образы.
Никитин и Матвеев – «современники, «птенцы гнезда Петрова», коллеги». Начали роспись, как положено, с купола. С. 26).
После смерти Екатерины, обстановка в стране в конце 1720-х-начале 1730-х гг. Пожалуй, самый странный сюжет на выставке в ГМИИ мы встретим на полотне Веронезе «Венера и Марс с Амуром и лошадью». Перекликаются барочные «закрученные» вокруг плеча пышные складки, вторящие наклону головы Строганова и взметнувшееся «крыло» плаща за наклоненной головой Венеры. Ему было тогда двадцать пять лет.
Матвеев приступает к руководству живописной командой Канцелярии от строений. Как мы знаем, она была тоже скульптором и помогала Фальконе в работе над памятником. Матвеев «Венера и Амур», «Аллегория живописи»).
На обоих холстах источник света располагается слева сверху. Недолго думая, послал он его учиться живописному ремеслу за границу. Молодой человек недавно возвратился из-за границы. Крупнейшими русскими мастерами гравюры того времени были А. Зубов, много лет проработавший при петербургской типографии и оставивший большое графическое наследие (Баталия при Гренгаме, Панорама Петербурга) и М. Махаев, автор знаменитой серии видов Петербурга.
Произведения западноевропейской живописи украсили царские хоромы. Спрос на живописцев Андрея Матвеева очень велик их постоянно перебрасывают с одного места на другое, ничего не дают довести до конца. Его творческие силы напряжены до предела. подробнее). Портрет Елизаветы ПетровныДочь Петра I – будущая российская императрица Елизавета Петровна (1709–1761). Перед нами «хедлайнер» выставки – ранняя работа Тициана.
По возвращению в Россию уже после смерти первого российского императора, Матвеев был принят в штат Живописной команды Канцелярии от строений. Художник на государственной службе — лицо подневольное. Прасковья Ивановна (1694–1731) была младшей дочерью единокровного брата Петра I – Ивана Алексеевича, который считался соправителем Петра, но в управлении никакого участия не принимал, так как был болен и умер молодым. У живописцев Андрея Матвеева, как всегда, дел невпроворот. Ильина.
Автопортрет с женой. Впрочем, большая часть известных (или приписываемых ему) произведений Андрея Матвеева также написана на холсте. Приковывает к себе внимание живой взгляд тёмнокарих глаз Петра. Портрет датируется 1722 годом, когда художник сопровождал царя в астраханский поход.
Считается, что именно Мари Анн Колло была автором головы Петра. Трудное колористическое построение. У царя Ивана Алексеевича и Прасковьи Фёдоровны было три дочери – Екатерина, Анна (будущая русская императрица Анна Иоанновна) и Прасковья. Объяснял, переучивал, ломал сложившиеся годами привычки.
Перейдем к более подробному изучению находки. Обычно Юдифь изображают с саблей, а голову покойника героиня несет в мешке. Лицо царя смуглое и моложавое. Сколько их было у знаменитого живописца, доподлинно неизвестно. Андрея Матвеева не трогают пока, он нужен, работает на износ. Шел 1729 год, самый счастливый в жизни Андрея Матвеева.
Вот таким образом следует полагать, что при окончательном признании авторства А. Матвеева Т. В. «Венера и Амур» — перваяиз многочисленных работ Кранаха на распространенную в Германии XVI века тему.
«Даровал ему Бог ныне дочь, — пишет Андрей, — которую в христианскую веру весть чем не имеет». Как отмечает экспертиза, на холсте отсутствуют какие-либо изменения в завершающих слоях живописи по сравнению с подготовительным рисунком и белильным подмалевком. В начале XVIII в. окончательно восторжествовало светское начало в живописи. Назначение Андрея Матвеева, «русского европейца», пришлось как нельзя кстати.
"Автопортрет с женой". Такое предположение объясняет и применение отечественных (более дешевых) красок и крупнозернистого холста – не казенных используемых в Канцелярии от строений, а купленных на собственные средства.
Но и это не всё. Вот таким образом не случаен и выбор одеяния Венеры. Гетман явно переживает какое-то тяжёлое событие в своей жизни, – поражение войска, смерть близких людей или клевету и несправедливость. Нет, видите ли, денег в казне. Написали бы и все, если бы не новое распоряжение: «По определению Верховного Тайного Совета повелено в Санкт питербурхе церковь Петропавловскую внутренним и внешним украшением отделать со всяким поспешением».
Одна сдвинута к левому краю полотна, другая выглядывает из-за фигуры Елизаветы. 7. 4. В первой половине XVIII в. широкое распространение получает лубок (народная картинка) – выполняемое мастерами-ремесленниками произведение графики, отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения. 2. Иван Никитин (1680-е – 1742 (. )) Иван Романович (. ) Никитин родился, предположительно, в Москве, в 1680-х годах, в семье священника. Проходит много лет. Лишь в 1731 году получил Матвеев звание «живописного мастера» с окладом 400 рублей в год.
Портрет написан незадолго до её смерти. Доска «Венера и Амур» в Петровском зале Русского музея является копийной по отношению к обнаруженному холсту. Трудясь бок о бок, мастера учились друг у друга. Кранах здесь — мастер тончайших градаций формы, каллиграфии контурной линии.
Ее большие светлые глаза смотрят на мужа. Именитый француз не скрывал своего высокомерия. Проблема атрибуции усугубляется «катастрофически малым числом эталонов – произведений, в отношении которых имеется абсолютная уверенность в принадлежности их определенному автору» (Т. В. Всегда эта работа, приписанная исторической традицией А. Матвееву, трактовалась как простое представление двух расхожих мифологических персонажей. Наталья Алексеевна была годом моложе Петра, но рано умерла.
Картина «Венера и Амур» как раз является примером совместной работы гениального учителя и его подмастерьев. Одиннадцать лет — срок немалый. Поначалу Матвеев обучался живописи у голландского художника Карела де Моора, позже в 1723-1727 годах учился в Антверпенской академии художеств. Спасала только нехватка «живописных мастеров» и он был завален многочисленными художественными работами. Луи Каравак (1684–1754)О жизни Каравака до его приезда в Россию сохранилось немного сведений.
Экзаменовал Матвеева «первый придворный маляр», портретист Людовик Каравак. Жил в Тобольске, где работал как иконописец и писал портреты, которые до нас не дошли. Значительные поправки внесены и в образ Венеры. Их писали русские мастера имена которых до нас не дошли.
Помимо портрета императора, он выполнял и другие заказы. Римская-Корсакова. А еще в этом году он женился. Мягкий колорит задается обертоном светлокоричневого плаща с выступающими складками. Стал он спешно учить художников.
Мастер умно и серьезно показывает новый тип отношений. Значительное место занимало в ней изобразительное искусство. Возможно, это обстоятельство явилось причиной того, что на протяжении многих десятилетий ни один исследователь не усматривал на доске в ГРМ изображение какой-то мифологической сцены с развёрнутым сюжетом. На этот раз – маленькая собачка. Кранах здесь — мастер тончайших градаций формы, каллиграфии контурной линии.
На живописную команду возлагали большие надежды. С. 189). Считается, что он родился в Гаскони – области Франции на границе с Испанией. Да вот не судьба была стать Матвееву придворным художником. Русские художники не понимали требований иностранцев и те использовали опытных мастеров в лучшем случае как подмастерьев, а то и просто звали «тереть краски».
Смог найти подход к каждому, а ведь многие были старше его. Был Андрей от природы мягким, добрым человеком, очень заботливым, терпеливым. Снимок в ультрафиолете показывает, что мазок авторский. За все нужно платить. При восприятии варианта, выполненного на доске, такого впечатления не возникает. С начала 1738 года жалование Матвееву перестают выплачивать совсем.
Ильина, С. В. Тициан изобразил промежуточную стадию «отношений» героев. В каталоге собрания Русского музея с его уникально полным собранием отечественной живописи XVIII века числится всего шесть произведений Андрея Матвеева (причем авторство их не бесспорно, подписана одна) и пять работ Ивана Никитина (две подписанные). Исключение составляют «Аллегория живописи» 1725 года (единственная работа имеющая подпись автора) и «Венера и Амур» (1726).
Ну а собачка, лающая на обидчиков, символизирует беспомощные попытки помочь. На данный момент установлено, что больше сорока. Портрет необыкновенный, в 20-х годах XVIII столетия подобной живописи мы не знаем.
Что делать. Берегли каждую минуту короткого светового дня. Посмотрим портреты, которые он выполнил до отъезда. А ведь он, разоренный женой, которая, по свидетельствам историков, «беззастенчиво обирала его», наверняка продолжал трудиться, зарабатывая на жизнь, вплоть до ареста в 1732 году. После его смерти в Париже в 1791 году портрет перешёл к его невестке, Мари Анн Колло. Санкт Петербург, 1727 год.
Тинторетто дотошно следует букве Библии. К весне 1728 года совместными усилиями написали половину картин. Но к этому вопросу мы вернемся позже. Холст имеет большие размеры (51, 1 x 42, 2), более близкий к квадрату формат и хорошую сохранность. Уже тяжело больной он пишет рапорт, просит «о награждении обретающихся при нем живописного дела учеников — Ивана Скородумова, Андрея Ярошевского, Петра Игнатова прибавочным жалованием показанные ученики обретаются в науке своей со всяким прилежанием и неленостью, а определенным ныне жалованьем пробавляются как в пище, так и в одежде с немалою нуждою». Он был первым российским государем, который отправился в путешествие за границу.
Затем портрет перешёл к её дочери, внучке Фальконе, баронессе Мари Люси де Янкович. Если бы не название полотна, зритель бы навряд ли догадался, что женщина изображенная на картине, знаменитая Венера – древнеримская богиня любви. Закончив роспись купола, художники сразу же принялись за убранство стен. Работа, которой он отдавался со всем своим пылом, друзья, ученики.
Вернувшись в Россию в 1727г. Надежды оставались надеждами, а достойного применения художникам пока не находили. Пишет вдохновенно и быстро А потом он спешно пририсует себя, счастливого.
В 1816 году, т. е. При этом художник не скрывает ни пухлых щёк, ни по-детски полных губ, подчёркивая юношеский облик молодого барона. Перед нами портрет барона Сергея Григорьевича Строганова (1707-1756).
Общая тема подписей – ликование крыс и мышей по поводу смерти кота. На обороте картины существует надпись: «портрет наполно неоконченный». Первоначальное образование он получил, возможно, в Оружейной палате. Каравак работал преимущественно портретистом. За успехами Андрея Матвеева пристально следила императрица ЕкатеринаI ей в Петербург отсылал он свои холсты. Это уже настоящий художественный центр со своей сформировавшейся системой обучения. Возможно, как говорится в каталоге Русского музея, это название граничит с чинами, которые существовали в Польше и Литве в начале XVIII века: главнокомандующий назывался «коренной» гетман, а его заместитель – «польный» (но всё же не «напольный»).
Императору приглянулся смышленый мальчишка. Многих его сподвижников, тех, кому небезразлична судьба России, ждут казни, ссылки, плети.
В живописной команде в те годы работали русские художники «старой закваски» иконописцы и художники. Лубку свойственны простота техники, яркая раскраска.
Началось освоение русскими художниками композиций с мифологическими сюжетами (А. Одним из таких подающих надежды начинающих художников был Иван Никитин. Однажды тот отправляется на охоту и его убивает разъяренный вепрь. Сейчас уникальное полотно хранится в самом известном музее мира – в Лувре.
Можно предположить, что это определение перешло в название. По окончании похода царь привёз портрет в Петербург и впоследствии он оказался в Екатерининском дворце Царского Села. Основной жанр эпохи – портрет. Получили распространение портреты, так называемые парсуны (от слова «персона»). Наконец, у обоих художников был определенный круг заказчиков» (Т. В.
Они «решали общие профессиональные и жизненные проблемы, жили в одной среде. Вскоре художник выполняет другой заказ – он пишет портрет сестры Петра – царевны Натальи Алексеевны (1673–1716). Картинное начало, присущее этим маленьким полотнам, характерно и для «Автопортрета с женой» (1729. ) – наиболее популярной работы Матвеева. Персонажи объединены взаимным уважением и внимательностью.
Главной школой для них становится совместная работа с учителем. Матвеева остаётся портрет. Жили Матвеевы небогато, в небольшом доме «о трех деревянных покоях на санкт-петербургском острову».
Царь изображён в мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка. Основоположник светской живописи в России. Неясным и по сей день остается лишь одно – кого воплощают две женские фигуры. Ильина.
Здесь, в Петропавловской церкви, художники показали себя по-настоящему единой командой. Лица персонажей на видимом изображении и рентгенограмме отличаются столь существенно, что, строго говоря, по поводу этой работы можно обсуждать лишь принадлежность рентгенограммы "Автопортрета" совокупности рентгенограмм эталонного ряда вещей А. Матвеева. Изображения часто дополняются пояснительными надписями.
А это далеко не каждый представитель древнего боярского рода делал охотно. Обретает глубину и живое звучание фон картины. С. В.
О жизни Андрея Матвеева (отчество его точно не установлено), немного известно, трудно установить, что было правдой, а что легендой. Несмотря на название, отсылающее к вполне конкретной библейской истории искусствоведы не могут сойтись во мнении, кто же изображен на картине: Саломея, которой царь Ирод преподнес на блюде голову Иоанна Крестителя или Юдифь, обезглавившая вражеского полководца Олоферна. Ильина и С. В. Напомним кратко те тезисы первой главы, которые имеют отношение к этой музейной доске. Но всё же любимым жанром А. М.
(Напомним, что Василий Матвеев лишился отца в трёхлетнем возрасте. ) Технико-технологические характеристики этого холста существенно отличаются от данных исследования единственной подписной вещи Андрея Матвеева – "штудийной" доски "Аллегория живописи"3. Никитин не мог примириться со смертью любимого Государя и написал его так, как будто перед нами не умерший, а спящий или глубоко задумавшийся человек. В верхнем ярусе работала живописная команда, писали по эскизам Матвеева фрески «из повестей евангельских». Пожаловала императрица Андрею титул своего личного гоф-малера. Вернулся на родину «птенец гнезда Петрова» художник Андрей Матвеев. И не только ими.
Как мы помним, Матвеев попал в Европу почти мальчиком и учился с усердием. Трудное колористическое построение. В работе над этой картиной Веронезе выбирает второй.
Юный вид Елизаветы позволяет предположить, что ей здесь 16-17 лет. Млекопитающее появляется и на другом полотне Веронезе – «Сусанна и старцы». Творческий путь Кранаха был сложным и противоречивым. За это время не стало Петра, не стало и Екатерины. Поскольку рук не хватало, обучение шло ускоренными темпами.
Легкая прозрачная ткань больше подчеркивает, чем прикрывает ее греховную наготу. В центре сюжета другого полотна Тициана – классический сюжет, почерпнутый из «Метаморфоз» Овидия. Летать и поражать меткими стрелами сердца людей – дело непростое. Пётр умер 28 января 1725 года после затяжной болезни почек, осложнённой сильной простудой. Матвеев выполнил эскизы и раздал их своим живописцам, тут-то и выяснилось, что «оные мастера не умеют фигуры писать». Перед нами целая композиция на фоне колонны и пейзажа.
С каждым годом команда крепнет, растет число учеников. Никитин умер зимой, в начале 1742 года, во время долгой и утомительной дороги из Сибири. Вскоре после свадьбы и написал Андрей «Автопортрет с женой». С. 80) позволяют выдвинуть предположение, согласно которому холст является авторским повторением сюжета «на заказ», созданным по возвращении на родину в 1727 г. бедствующим молодым художником. Само название «Напольный гетман» вызывало некоторое недоумение.