Кроме «Женщины в шляпе»Матисс написал ещёмного портретов Амели. Последний — в 1913 году. К этому времени отношения супруговстали портиться — опека и поддержка со стороны жены преуспевающему художнику уже была не нужна.
В общем, основоположник фовизма был за ней как за каменной стеной. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Асимметричные черты лица, «дикие» краски – изображение так не походило на реального человека, что не могло не показаться уродливым. (Donatello parmi les fauves). Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. У Анри и Амели один за другим родились два сына. Несмотря на все ее недостатки, я считаю ее своим лучшим произведением».
Увидав на улицах Парижа машины в камуфляжной окраске, Пикассо признал в них своих. «Когда я начал писать, — вспоминал позжеМатисс, — я почувствовал себя в раю. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Психические проблемы включали в себя: депрессию, панические атаки, бессонницу и синдром раздраженного кишечника. Поворотным моментом в его жизни стала болезнь.
Художественные образы – это ряд ассоциаций, где главную роль играют формы и цвет. Во время бессонницы она читала ему до утра книги. Так возникло название одного из стилей современного искусства — фовизм. Цвет — сильная сторона Матисса он считается едва ли не лучшим колористом XX века. (Я-то в ней сразу узнал Марью Васильевну Синявскую, но только те, кто с ней знаком, поймут, что это – комплимент. ) Лицо ничего не добавляет фигуре и Пикассо, в конце концов, соскоблил его, заменив театральной маской.
Друг-заказчик — русский купец и коллекционер Сергей Иванович Щукин, который рассказывал, что потратил неодну неделю, рассматривая и изучая купленные им (дорого) матиссовские панно «Танец» и «Музыка» — рыдая от отчаяния и злости — чтобы к ним привыкнуть но потом, преодолев неприятие, буквально в них влюбился. Зачем. Другим выразительным средством в егокартинах была точно отработанная линия. В 1898 году художник женился на Амели Перейр.
Потому-то, пребывая в постоянном страхе, что кто-либо из его подопечных скомпрометирует его, он и считал, что Матисс в своем «Женском портрете» чересчур современен». Выступая в роли защитника интересов художника, оп настаивал на том, чтобы жюри отклонило картину. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). С портрета на зрителя смотрит дама в высокой шляпе, сидящая вполоборота. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» — от этого французского слова и родилось название новогохудожественногонаправления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами отживописи.
Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Он мешал зрителю понять, где «происходит» картина, каково пространство, в котором «живет» портрет. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Ну и, наконец, сам Матиссчетко определил цель своей живописи: отражать «свое внутреннее видение самыми простыми и самыми скупыми средствами».
Они ответили, что не знают. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. » (в вольном переводе — «Донателло среди диких зверей. Кроме того, она считала своим долгом позировать мужу, присутствовать во время сеансов в мастерской и обхаживать натурщиц (поить кофе, кормить, обогревать и утешать после того, какмэтр на них наорал). В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Чтобы как-то «развеять» сына, когда он выздоравливал после операции, сделанной по поводу аппендицита, мать подарила ему коробкукрасок.
Искусство стало отвлеченным. Жизнь его была на исходе. Анри Матиссскончался 3 ноября 1954 года, в возрасте 84 лет. Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами».
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Холст, состоящий из перекликающихся цветовых пятен, упраздняет структуру природы. В результате на свет появились двефрески, написанные на один и тот же сюжет. В отношении оценки собственного портрета, права — как обычно — оказалась жена.
И. Левитан, М. В. Нестеров. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Егокартинывыставлялись в Лондоне, Нью-Йорке и Копенгагене.
Основоположником этого течения в живописи стал В. Кандинский. Осенний салон 1905 года (членом жюри которого в числе прочих, был и Василй Кандинский) открылся в Большом дворце. Но того ничто не могло остановить.
Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро.
При этом странные резкие цвета удивительным образом гармонируют друг с другом, придавая колориту мажорное звучание. Но главным на полотне Матисса было не лицо, а фон. – "Танец" написан мной всего тремя красками. » словоfauve — собирательноеопределение для крупных хищников семейства кошачьих).
Аньес Эмбер, очень знающий биограф Давида, 4 в своем замечательном комментарии к тексту Гастона Диля прекрасно объяснила, что послужило причиной сарказма и ярости публики, помешанной на олеографиях, составлявших честь и славу официального Салона: «Зеленая тень» от шляпы на лбу мадам Матисс, еще одна зеленая тень от носа на щеке в розовых и красных пятнах волосы цвета киновари, фиолетовая шляпа с разноцветными перьями, зеленая перчатка, пестрое платье — все было рассчитано на то, чтоб поразить, не говоря уже о фоне, который, казалось, представлял собой произвольно соединенные цвето-плоскости — от золотисто-желтой до неаполитанской желтой, от чисто-зеленой до красной и оранжевой, от розоватой до синей. Кубизм поссорил брата с сестрой. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. В настоящее время существует в двух версиях.
«Бедный Матисс. Тем временемМатисспродолжал пробовать себя в новых жанрах. Возможно, Пикассо просто нравилось бывать у Гертруды Стайн, которая подробно объясняла ему природу его гениальности (допинг, в котором Пикассо нуждался до смерти). В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент.
С 1927 года активно участвовал в организациивыставокотца его сын, Пьер. Анри Матисс показал «Женщину в шляпе» на Салоне 1905 года. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Это, конечно, не значит, что новое лучше старого, важно, что первое оторвалось от второго.
Это была судьба. А. Серов, М. Странности знаменитого портрета начинаются с его истории. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного.
Ж. Помпиду, Париж). Амели Парейр очень серьезно отнеслась ко своим обязанностям жены художника. ». Тема панно — танец.
Хемингуэй говорил, что понял кубизм с самолета. «Женщина в шляпе» также вызвала бурю негодования. Те же краски можно видеть и в «Открытом окне в Коллиуре», написанном тогда же это буйство красок, радости, этот гимн свободе, не могли не задеть зрителей 1905 года». В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Все вертелось вокруг этих разглагольствований. Он тоже рассказывает нам о Матиссе времен «Женщины в шляпе». «Это полотно — портрет мадам Матисс и я помню, какое необычное впечатление оно произвело на меня.
Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Старый приятельМатисса, Пикассо иронизировал по поводу его нового увлечения: «Не думаю, что ты имеешь на это моральное право», — писал он ему. Стайны подружились с художником. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Они спросили о том, какую сумму им следует предложить.
Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Там не было ничего, что физически присуще человеку. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Разумеется, это иллюзия. В рисунке Лео можно усмотреть и насмешку над оттепельными интеллектуалами и «умниками» вообще – оба персонажа носят очки. Они исполнены искренних чувств молодого человека, каким и был тогда, в 1905 году, автор «Иисуса-перепелки», ставший несколько лет спустя сотрудником Луи Вокселя в отделе художественной хроники журнала «Gil Blas».
Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. В несколько последующих лет ему пришлось многое пережить. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства.
Дискуссии, которые она вызывала у Макса Жакоба, 1 на улице Равиньян, между Гийомом Аполлинером и Пикассо или у Фреде2 во время шумных бдений в кабачке «Лапен ажиль», не были для меня убедительными. Поскольку «развоплощенная» вещь теряет сходство с собой, кубизмом воспользовалась армия. Память о старых мастерах и предшественниках сохранится надолго.
В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Так и сделали. Воллар не ошибся, сказав позднее:«Вот уж кто поистине разочаровал людей, желающих, чтоб художник всегда работал в одной и той же манере, так это Матисс. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. В супрематизме цвет и сочетание плоскостей в картине выходят на первый план. Другой сын, ставший скульптором, жил под Парижем.
Достаточно вспомнить «Обнаженную» Огюста Ренуара, в которой на тело героини зеленая листва отбрасывала рефлексы, названные критикой «трупными пятнами». Фона в привычном понимании в этой работе нет. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Да и сама героиня мало чем напоминает настоящую женщину. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Именно потому, что эта покупка совершилась, строки Гертруды Стейн заслуживают места в этой книге, равно как и в истории французского искусства. «Эта картина (приведшая публику в такую ярость, что ее пытались сорвать) нравилась Гертруде Стейн.
Асимметричные черты лица, дикие краски — изображение так не походило на реального человека (а ведь портрет призван, в первую очередь, воспроизводить облик модели), что не могло не показаться уродливым. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Ж. Помпиду).
Я не был знаком с мадам Матисс, но, по словам Гертруды Стейн, это была «высокая женщина с удлиненным лицом и крупным волевым надменным ртом». Старший сын Пьер еще до войны переехал в США. Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения.
В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Картины, однако, висели в три ряда (только на выставке в Метрополитен – 200 работ) и на все остальное не хватало денег. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Тем временемМатисспродолжал пробовать себя в новых жанрах. Это произведение произвело скандальный фурор и положило начало новому течению – фовизму1.
Темой росписиМатиссвновь выбрал танец (как и 20 лет назад, когда работал для Щукина). Но об этом уже сказано в других разделах. Синий цвет передает небо, розовый — тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». «Русский» след в жизнихудожникастановился все явственнее. Друг-художник — бельгиец Анри Эвенполь — писал Матиссу об одной из его ранних работ (ещё даже не такой яркой как «Женщина в шляпе»): «Мой живописный хлам, мои безделушки — все стало серым, серым и безликим рядом с ней.
Во время панических атак она уводила его на многочасовые прогулки. Изъятая из нее картина не копирует мир, а дополняет его. После того, что произошло в начале ХХ века в Париже, «просто живопись», как писал Иван Аксенов, автор первой в мире монографии о Пикассо, стала «стилизацией». — Танец написан мной всего тремя красками. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Когда спустя годы они встретились вновь, Матиссузнал, что его знакомая переболела туберкулезом, после чего приняла постриг под именем Жак-Мари в доминиканском монастыре в Вансе.
«Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Художник подчёркивал каждоедвижение, каждыйконтурлинией она иногда выглядела своеобразной рамкой, в которую заключена форма. Фовизм (вместе с кубизмом) можно считать началом абтракционизма. Миры, созданные фовистами, обладали яркой индивидуальностью. Пикассо остался Гертруде. Он же, в свою очередь, осведомился, сколько они сочли бы возможным заплатить.
У меня еще не было сложившегося мнения о современной живописи. Но на эти вопросы нет ответа. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Отныне художник вынужден был выбирать между подражанием и творчеством.
Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Картины Матисса были хорошо продуманы, глубоко «пережиты» и тщательно выполнены — и чтобы понять их требуется приложить не меньше интеллектуальных и эмоциональных усилий чем художник.
Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм. Почему. Холст Матисса шел за 100 долларов, Пикассо – дешевле. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Около этого времени Матисс познакомился с виднейшим последователем Сера Полем Синьяком и увлекся дивизионизмом, смысл которого заключался в письме отдельными точками чистого основного цвета. Все это заметно улучшило материальное положение живописца.
Я. Головин, И. Э. Грабарь, К. А. Коровин, Б. После осознания в 1910-е гг. Исчезают стул и обои. С началом Второй мировой войныМатиссчуть не уехал в Бразилию (была уже готова виза), но в конце концов передумал. К Мируискусства были близки такие русскиемастера, какА. За спиной фигуры – разноцветные пятна.
Она уверяла, что так выглядит Испания. К. Малевич в определенный период своего творчества работал в духе кубофутуризма. Во-первых, такое на холсте случилось в первый раз. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. 1901 год можно назвать годом становления художника.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Он посоветовал им предложить четыреста франков и обещал им сообщить ответ. С портрета на зрителя смотрит дама в высокой шляпе, сидящая вполоборота. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Они разъехались, разделив коллекцию. Художник максимально усиливает звучание красок, доводя его до абсурда.
Посетители фыркали, глядя на картину и даже пытались ее сорвать. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Но мне от всего этого не легче. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. А. Врубель, И.
Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». В одном из художественных салонов Парижа выставляли свои работы известные художники и вместе с ними Анри Матисс со своей картиной «Женщина в зеленой шляпе». В военные годыМатисс (не попавший в армию по возрасту) активно осваивал новыехудожественныеобласти — гравюру и скульптуру.
Я задавал себе вопрос, не получает ли Пикассо, несмотря на его поразительный дар убеждения, больше удовольствия, мистифицируя нас, чем занимаясь живописью. В это-то время знаменитая «Женщина в шляпе» в одно мгновенье заставила меня понять больше, чем все эти парадоксы. Наконец я мог дать себе отчет в том, что подразумевали мои друзья под словом «портрет». Матисс будто играл на нервах критиков, демонстрируя данную работу. Полотно было очень странным по цвету и анатомии. Но цвет, поначалу приглушенный, постепенно набирал силу и уже тогда начинал приобретать самостоятельное значение в работаххудожника, увидевшего в нем «силу, способную подчеркнуть ощущение». И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». (О «Женщине в шляпе» читайте замечательное эссе Т. Д. Кларка – на английском).
Получив диплом, он работал помощником адвоката в Сен-Квентине.
В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Жак-Мари попросилахудожникаисправить ееэскизывитражейдля монастырскойКапеллыЧеток. Матисс, по собственному признанию, увидел в этой просьбе «поистине небесное предначертание и некое Божественноезнамение». Карикатурист Борис Лео выбрал объектом сатиры семейную пару, чем-то похожую на чету Матиссов: здесь жена полностью поддерживает мужа в его (странных, антисоветских) экспериментах и позволяет себе только одно замечание, комичное именно потому, что портрет не реалистический. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники.
С женойМатиссвиделся все реже и реже. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Матиссу и его последователям был отведен целый зал, в котором картины были развешены среди псевдоклассических статуй. Один из попавших туда критиков (Луи Воксель) в приступе дурноты воскликнул, указывая на антицизирующихАфродит и Аполлонов:«Donatello chez les fauves. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Художнику сделали две очень сложные операции.
Сейчас «Женщина в шляпе» — одно изнаиболее ценных сокровищ Музея современного искусства в Сан-Франциско. Это шедевр. Обратимся сначала к свидетельствам двух «заинтересованных лиц», представляющих два разных поколения, — Амбруаза Воллара и Франсиса Карко. А в остальном на этот вопрос хорошо ответят друг-художник, друг-коллекционер и сам Матисс. Они решили вновь пойти в Салон и еще раз взглянуть на картину. И хотя его смелость не выходила за рамки классицизма, чистые тона его картины навлекли на него подозрение в том, что он заключил соглашение с «дикими». Этого было более чем достаточно, чтоб пробудить подозрения президента Осеннего салона Франсиса Журдена. Подобные идеи поддерживали также Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич. ОформлениемКапеллыон занялся сам. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
С. Дягилев занимался не только балетной компанией искусствовед, театральный деятель, он вместе с художникомБенуаорганизавал художественное объединение Мирискусств и выпускал одноименный журнал (вместе с другими членами группы). Авиация – о том же, но за несколько лет до него, писал Иван Аксенов – открыла нам «самые причудливые сочетания плоскостей». М. Кустодиев, Н. К. Рерих, В. Однако Матисс пошел еще дальше. Доминика и Девы Марии.
По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительныекраскиСредиземноморья после этого ворвались наполотнаживописца). И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». У меня еще не было сложившегося мнения о современной живописи.
Он вырезал огромные фигуры танцоров из цветнойбумагии пришпиливал их к огромному холсту, пытаясь найти максимально выразительную и динамичную композицию. Во время этих предварительныхштудийпришло сообщение, что ошиблись с размерами росписи и художник принялся все переделывать исходя из нового «техзадания». Там начался его отход оттехникидивизионизма. ЖилМатиссв это время трудно. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
Оно мешало ибо все уже было сказано позой. Волею судьбы дети и жена Матисса были в эти годы оторваны от него. Другое название этой работы – «Десерт». Программным произведением К. Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму. Безусловно. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно).
Лео Стейн со своей стороны считал, что эта «Женщина в шляпе» есть не что иное, как «жуткая мазня». Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Ей нравились его кубистические полотна. Хиллари Сперлинг, биограф Амели Парейр-Матисс, считает, что картина «кроме прочего, еще и портрет смелости, воли Амели и ее страстной, непререкаемой веры в талант художника».
Матисс творит принципиальное искусство, совершенно свободное от правил и канонов. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий. Творческие кризисы случались у Матисса постоянно или, точнее будет сказать, что у него иногда случались промежутки между творческими кризисами — он был перфекционистом и буквально «вылизывал» своипроизведения (один из знакомых, позднее наблюдавших за его работой, восхищался тем, что замена одной единственной линии полностью меняла впечатление от картины) и очень редко бывал доволен результатом. Он охотно сочувствовал поискам новой живописи, но, будучи осторожным руководителем, проявлял определенный оппортунизм, всячески стараясь не идти на открытый разрыв с академическим искусством, которое все еще было очень популярно.
Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Что же представляла собой «Женщина в шляпе», наделавшая столько шума. Стоит такую надеть, как актера охватывает чувство трагического высокомерия. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. В 1898 году художник женился на Амели Перейр.
Там начался его отход от техники дивизио-низма. Он подолгу жил в Ницце, где мог спокойно писать. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
С СРК, к счастью, Матисс умудрялся справляться сам. Что касается его тогдашнейманерыписьма, то она была близка к импрессионистической. При взгляде на это странное полотно, линии которого были как бы прочерчены углем на стене, а холодные тона, казалось, были наложены по трафарету и уравновешивали друг друга, столь отчетливо чувствовалось заранее обдуманное намерение, что спустя более чем тридцать лет я этого не забыл». Лето 1905 годаМатисспровел на южном побережье Франции. Отсюда и «детский» рисунок и небрежные, аляповатые мазки кисти. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе.
Так или иначе, на картине ничего не менялось, кроме лица. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ.
Жил Матисс в это время трудно. Не потому, что у художника выйдет лучше, а потому, что так можно. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Сочетание оттенков мажорного ряда (зеленый, желтый, красный, ярко-синий) придает картине приподнятое настроение и игривость. Фон в картине заменяют три цветовых плоскости, выстраивающие всю композицию. Матисс максимально усилил звучание красок, доводя его до абсурда. Она взяла на себя все домашние хлопоты — а к 1905 году хлопоты включали в себя двух сыновей художника и его дочь от бывшей любовницы. Она открыла шляпный магазин — для того, чтобы обеспечивать семью (картины Матисса в первый десяток лет их брака не пользовались особым спросом). И самое главное — она помогала справляться гению створческими кризисами и психическими проблемами.
Одноцветная земля, где дома не лепятся, как во Франции, к пейзажу, а спорят с ним. Гертруда Стейн не могла понять, почему ей картина кажется абсолютно естественной». Лео Стейн со своей стороны считал, что эта «Женщина в шляпе» есть не что иное, как «жуткая мазня». Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Отказавшись от серых тонов, которые так нравились любителям, он пришел вдруг к ярким краскам, как в «Женском портрете», выставленном в Осеннем салоне 1905 года и ознаменовавшем новый этап развития его таланта.
Они согласились и ушли. Художник, писавший с маху и не нуждавшийся в модели, на этот портрет потратил 80 сеансов. Тем не менее она была принята. Молодая Матисс сидела в тюрьме города Труа за печатание на машинке некоторых подпольных газет.
Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм».
Принципы расположения фигур при этом не изменились. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Он иллюстрировал книги Малларме, Джойса, Ронсара, Бодлера, создавалкостюмыидекорациик постановкам Русского балета. Не забывал художник и о путешествиях, объехав Соединенные Штаты и проведя три месяца на Таити. Работа казалась Матиссу бесконечно скучной. Во время приступов депрессии жена утешала Матисса. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Матисссогласился — впрочем, премьераспектакля состоялась только в 1920 году в парижской Гранд-опере.
После окончания школы Анри учился в Париже на юриста. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже.
Светлая (розовая) и тёмная (зеленоватая) стороны лица разделены ключевым элементом картины — зелёной полосой, проходящей посередине лица мадам Матисс и сфокусированной на носу. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Все вертелось вокруг этих разглагольствований. Спонтанность — это, в данном случае, скорее видимость.
Твой этюд потрясал таинственным звучанием, звонким и сверкающим, подобно мерцанию витража. Им оказалась Гертруда Стейн. Критик Леон Воксель, увидев в зале полотна Матисса и его единомышленников вокруг классицистической статуэтки, произнес: «Донателло среди диких зверей». Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. На ней изображена женщина в большой несуразной шляпе. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. — скорбно воскликнул Журден. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.
Ничего не изображающие, они выполняют ту же роль, что цвета на политической карте, которая озабочена лишь тем, чтобы одни страны не перепутались с другими. Эта дружба в его судьбе значила многое. Критики отмечали, что статуя в классическом стиле Возрождения, оказавшаяся в том же зале, что и картины всех этих художников, выглядела крайне наивно, словно «Донателло в окружении диких зверей». С 1927 года активно участвовал в организациивыставокотца его сын, Пьер.
«Мы стремимся к ясности, упрощаяидеии смыслы, — позже объяснял он. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Пикассо оценил его роль в современном искусстве коротко и просто: «Матиссвсегда был единственным и неповторимым».
Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. По-моему, простить кубизм можно, лишь забыв все, что мы о нем читали. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов.
Вот откуда этот потрясающий эффект симфонического звучания интенсивных цветов, музыкальность линейных ритмов, завидная композиционная гармония. В России под названием «авангард» (авангардизм) объединялось несколько художественных течений: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна.