«танец» (фр. La Danse)— созданная в 1910 году картина французского художника Анри Матисса. Вособенности мне понравилась фарандола Вернувшись ксебе, ясочинил мой танец четырехметровой длины, напевая тотже мотив», — рассказывал Матисс. Одна из них – Танец Анри Матисса.
1909в начале июля Анри Матисс перебирается из центра Парижа, где писалась первая версия «Танца», в пригород Исси-ле-Мулино, Именно там будут написаны по заказу С. И. Щукина панно «Танец» и «Музыка». В 1930 году Матиссу американским коллекционером Альбертом Барнсом было заказано масштабное панно «Танец» (1932), ныне называемое «Парижский танец» (Музей современного искусства, Париж), в котором данная тема находит дальнейшее продолжение. В 1930 году Матиссу американским коллекционером Альбертом Барнсом было заказано масштабное панно «Танец» (1932), ныне называемое «Парижский танец» (Музей современного искусства, Париж), в котором данная тема находит дальнейшее продолжение1.
Осенний Салон, проходивший с 1 октября по 8 ноября 1910 года, на котором Матисс выставил «Танец» и «Музыку», стал местом колоссальных испытаний для Щукина. В конце апреля Матисс закончил свой «Танец». 191020 декабря 1910 года картины Анри Матисса «Танец» и «Музыка» прибыли в Москву и были повешены на лестнице дома С. И. Щукина. 1948картина Анри Матисса «Танец» в результате закрытия ГМНЗИ поступает в коллекцию Государственного Эрмитажа.
1910с 1 октября по 8 ноября 1910 года Анри Матисс экспонирует в Осеннем салоне в Париже свои парные панно «Танец» и «Музыка» ( 536, 537) исполненные по заказу С. И. Щукина. В особенности мне понравилась фарандола Вернувшись к себе, я сочинил мой танец четырехметровой длины, напевая тот же мотив», – рассказывал Матисс. От плана выставить «Танец» в Париже перед отправкой в Штаты Матисс отказался. «танец» – уже зрелая работа Матисса.
Матисс усвоил правила игры, но его «Танец» можно принять за карикатуру на соответствующие изображения рубежа веков – настолько враждебен он своим вихревым динамизмом хрупкому изяществу танцев Мориса Дени и подобных ему живописцев. Лекция хранителя коллекции французской живописи XIX–XX веков Альберта Григорьевича Костеневича посвящена истории создания картин «Танец» и «Музыка», заказанных Анри Матиссу русским коллекционером Сергеем Ивановичем Щукиным. Картина Анри Матисса «Танец» из Эрмитажа огромна.
Осоздании «Танца» художник рассказывал следующее— когда Щукин заказал ему панно, Матисс отправился наодно изтанцевальных представлений. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. «Танец» появился на стене дворца Токио только в 1977 году. А вопрос, который меня волнует, – «Где найти время. », – рассказывает художник Брюс Холверда, автор серии сюрреалистичных работ с танцорами в главной роли. Он постепенно перестаёт копировать других художников и находит свое видение мира через картины. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту.
Так в его творчестве появляется и стремительно набирает обороты балетная тематика. Матисс объяснял, что таким образом он хотел «обратиться к новой публике в Америке». В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир.
Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. Знаете, недостатка идей у меня не бывает. Стоит отметить, что тема танца поднималась в искусстве не единожды. Матисс говорил: «Я очень люблю танец. Вернувшись домой, оннапевал себе под нос услышанную мелодию иписал «Танец». Анри Матисс не был исключением.
Первая была проекцией искусства старых мастеров (Тициан, Кранах и др. ). Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». Я смотрел, как танцуют. Русский прямо обезумел от вашей картины.
В моем доме много музицируют., . Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. «Мною владел ритм танца, который вел меня», – признавался он позже. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Работа над декоративным панно для Барнса приближалась к завершению и вскоре «Танец» был представлен публике в Париже в галерее Жоржа Пти. Преподавание велось на некоммерческой основе. В период обучения и становления Матисс копировал работы голландских и французских классиков, висящих в Лувре, увлекался японским традиционным искусством, свёл знакомство с другом Огюста Родена, художником Джоном Питером Расселом – горячим поклонником Винсента Ван Гога и Эмиля Бернара.
Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Одна и та же цветовая гамма в ансамбле «Танца» и «Музыки» (см. Матисс и Пикассо должны были занять в экспозиции достойное место.
Однако Щукину подобный сюжет не подходил. Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Незадолго до возвращения во Францию он встретился с капитаном Морисом ле Глэ и тот произнёс пророческие слова: «Ориентализм, конечно, в моде. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912-1913г. г. ), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере, способствовала развитию яркой палитры.
Лотрека привлекало сценическое действие и танец как таковой. Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». Пять обнажённых людей на вершине холма был нарисован всего тремя красками – зелёным, синим и красным.
В особенности смотрел на фарандолу. По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. Помимо него имеется еще два рисунка этой композиции — карандашный (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и углем (Музей Гренобля). Образы молодых танцоров – символ чистоты и красоты», – рассказывает художник. Новый, более свободный и более лиричный «Танец» Матисс набросал в начале июля с поразительной скоростью.
На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. В 1989 году «Танец» был полностью отреставрирован и занял свое постоянное место в экспозиции Музея современного искусства города Парижа. Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого. Символисты приучили зрителей к абсолютно другим иносказаниям. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны».
Барнс, как показало время, оказался верен своему слову. До конца его жизни (и жизни Матисса) фонд в Мерионе было позволено посещать только по личному разрешению владельца, который из принципа отказывал в этой возможности не только журналистам, но и коллекционерам, кураторам и просто любителям живописи. Кульминацией этого направления стал щукинский «Танец».
Сам Дега говорил: «Меня называют живописцем танцовщиц. Удивительная вещь – танец: жизнь и ритм. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом. Мне легко жить с танцем. И хотя эта работа прекрасна, Матисс ею недоволен и не думает ее отдавать». В середине ноября, закончив «забракованный» «Танец», Матисс привез его в свою мастерскую и повесил на стену «словно театральный занавес»). В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка.
Барнс заказал Матиссу настенные панно, втрое превышавшие по размерам щукинские «Танец» и «Музыку» вместе взятые. Он беспрерывно говорит о цвете и захотел получить ее повторение, от чего Матисс, однако, отказывается. К концу лета он был вполне готов приступить к трудоемкой, требующей большой точности работе – соединению формы с цветом используя вместо кистей и палитры ножницы и цветную бумагу. На этой картине не найти игры теней, но какая-то глубина, выраженная цветопередачей, словно сигнализирует о скрытых в полотне силе и стремительности, которые изображаются как танец и музыка.
«Я был готов исполнить столько декоративных росписей, сколько бы мне заказали», – смиренно говорил он позже. В Ниццу он вернулся подавленным, с трудом понимая, что же на самом деле произошло.
С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. Растерянность Матисса успокаивающе подействовала на Барнса и, вместо того, чтобы нападать на художника, он смягчился и сразу согласился, чтобы все было начато с чистого листа, тем более что платить за переделку не требовалось. Я посетил много балетных школ и профессиональных студий танца и глубоко поражен тяжелой работой балерин. И здесь и там действие совершается на холме. Его «натуралистическая кадриль» – это всегда яркая эмоция, накаленная динамика, разгул «животных страстей».
В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. «Некий господин из Москвы, у которого, говорят, большое собрание, скупил все, что только можно было из вещей Матисса в Париже. В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере.
Впрочем, мало объясняла в «Танце» и попытка отнести героев Матисса не к реальному, хронологически обозначаемому, а символическому ряду. У создания картины «Танец» своя необычная история. Вернувшись в Ниццу, Матисс приколол репродукцию щукинского панно на стену в гараже и вчерне набросал серию «вариаций на тему» нового «Танца». Русский уже сейчас заплатил за картину «Игра в шары».
У них танец-хоровод превратился в довольно избитую тему, пластические ресурсы которой импонировали влечениям так называемой Belle poque, Прекрасной эпохи, как окрестили конец уходящего века. Композиция II" представляла изображение купающихся девушек. Далее творческий путь мастера выводил его за пределы станковой живописи – к монументальным росписям для Фонда Барнса. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Пушкина в Москве.
Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. fauves). Когда мне нужно было сделать танец для Москвы, я просто отправился в воскресенье в Мулен-де-ла-Галетт. Первобытные танцы суть проявление магии, древнейший акт творчества, воплощенное торжество жизни над смертью. В настоящее время существует в двух версиях.
Закончив первые «неудавшиеся» панно с шестью скачущими фигурами, которые стали еще более возбужденными и агрессивными, он приступил к варианту номер два второй серии холстов. Матисс говорил, что для него это был новый старт, так же как в эпоху фовизма, когда необходимо было уйти от сложности и утонченности к элементарным принципам – чистому цвету, форме и движению, к «материалам, возбуждающим чувства». Для людей искусства это было тяжелое время. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере».
По одной из версий, в основе композиционного решения лежит древнегреческая вазопись, по другой – автора вдохновили «Русские сезоны» Дягилева. Я был очень рад Вашему ответу: примите окончательный заказ на панно Танец" за 15000 фр. Художник беспристрастен и объективен. В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин. Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке.
Даже цветные репродукции «Танца» (равно как и «Радости жизни» и других картин) были запрещены. Разочаровывала художника и недоступность широкой публике американского варианта «Танца». Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. У Матисса они уже готовы. Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета.
Барнс был счастлив: «Теперь это помещение вполне можно назвать собором. Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице. Художник отправлялся в Америку, ожидая за океаном шумный прием и внимание прессы и публики. Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж.
Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. Другую, знакомую многим картину под названием «Голубые танцовщицы» написал Эдгар Дега. «Мне стало неинтересно копировать предмет.
Благодаря искусству (танца ли, музыки ли) человек делался сопричастным этому союзу. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. Матисс мечтал сделать максимально доступным для зрителя именно «Парижский» «Танец». «Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина. Картина была заказана в 1909 за 15000 франков.
Он испытал сильное влияние произведений исламского искусства. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Интересный факт: бразильские СМИ заподозрили создателей логотипа Олимпиады-2016, которая должна пройти в Рио-де-Жанейро, в плагиате – якобы визуализация заимствована у американского благотворительного фонда Telluride Foundation, логотип которой в свою очередь имеет очевидные сходства с «Танцем» Матисса. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж).
Он постоянно искал возможности выставить оставшиеся в его распоряжении полотна, в 1937 году работы были приобретены Музеем современного искусства города Парижа. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Картина очень понравилась заказчику— Щукин был буквально вполном восторге. Не стоит забывать, что его дом, полный произведений нового западного искусства, по воскресеньям был открыт московской публике.
«Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». 4 мая Матисс отплыл в Нью-Йорк вместе с аккуратно уложенными в трюме панно. Первый раз он поместил хоровод в танцем в «радости жизни», которая теперь висела в Мерионе у Барнса.
Поняв, что скачущие матиссовские танцоры проиграют мощной «Гернике», кураторы выставки решили заменить «Танец» на «Фею электричества» Рауля Дюфи. Через шесть месяцев работы Матисс решил использовать для работы абсолютно новый метод. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства.
Вот таким образом очень скоро каждый приверженец этого направления пошёл своим путём и уже в 1907 году фовизм как феномен исчерпал себя, однако его влияние на современников трудно переоценить.
Гневная телеграмма Барнса «Вы допустили грандиозную ошибку» лишь подтвердила опасения, что он ошибся в размерах почти на целый метр и двенадцать месяцев проработал зря. По возвращении из Америки Матисс принялся доделывать первый вариант «Танца».
Замысел Танца", как и тесно связанной с ним Музыки" (ГЭ), кристаллизовался в течение целого пятилетия. Однако Матисс решил реализовать и свой первоначальный замысел. Визит Матисса был недолгим – всего две недели. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал.
В своем собрании Щукин видел и просветительскую роль. Он демонстрирует красоту женского тела в классическом понимании эстетских стандартов. Первый — это набросок Танца". Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными.
Образ танцовщиц часто встречается в работах современных авторов. «Он больной, – написал Матисс дочери. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось.
Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. В зале установили специальное освещение и продлили вход на выставку до полуночи, чтобы все желающие могли посмотреть «Танец», прежде чем панно отравится в Штаты. «Люди всегда интересуются, как мне приходят идеи и что я вообще изображаю. Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях. Панно должно было экспонироваться летом 1937 года на «Выставке независимого искусства 1895-1937» в Пти-Пале.
Вторая раскручивалась имманентно от изображений танцующих нимф в деревянном рельефе или росписи на вазе (1907), а также в мотиве хоровода в картине «Радость жизни» (1906, Фонд Барнса, Филадельфия). Именно эта картина когда-то вдохновила Сергея Щукина, заказавшего в 1909 году Матиссу первый «Танец». Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования.
Вначале тридцатых годов прошлого века оннаписал «Парижский танец». Выбор стиля и сюжета панно Барнс полностью предоставил Матиссу, который сразу решил, что будет писать «Танец». Его «Танец» существует в двух вариантах, один из которых находится в петербургском «Эрмитаже». В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. Вдохновляли его не только сюжеты, увиденные в кабаре и салонах. Всере-дине марта он написал Матиссу о получении его писем с эскизами больших картин". Речьидетодвухак-варельных эскизах Композиция I" и Композиция II" (ГМИИ). Матисс получил от него крупные заказы.
На их исполнение у художника должно было уйти по меньшей мере двенадцать месяцев, однако Матиссзапросил за панно всего тридцать тысяч долларов (небольшой холст Матисса обошелся Барнсу в том же году в половину этой суммы). В начале 1909, когда Матисс работал над первой версией Танца" (Музей современного искусства, Нью-Йорк), Сергей Щукин, несомненно, видевший его, заказал для лестницы своего особняка в Москве другое панно такого же размера, в сравнении с прежним ставшее зна-чительноболеединамичным. Однако лишь в 1977 году полотна были представлены публике. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. Больше Матисс никогда не видел свой «Танец». В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство.
В субботу 13 мая первое из трех панно было установлено. Барнс объявил, что восхищен матиссовскими панно, но демонстрировать их публике не собирается. «Никто не решал проблемы формы и цвета таким образом ни до, ни после него», – заявил сюрреалист Андре Массон, наблюдавший, как Матисс дирижирует своей указкой – словно настоящей волшебной палочкой» («Я должен был перестраивать свою работу как постановщик Она чем-то походила на бесконечную киносъемку, но здесь я зависел от архитектуры и она задавала тон. К концу 1933 года художник полностью завершил панно, выведя на первый план контурную выразительность плоскостной композиции и, по выражению самого Матисса, ее «воинственный» характер. Сергею Щукину понадобилось много смелости, чтобы привезти и повесить в своем доме «каннибалистические» ню. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста.
Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. Позже Матисс еще нераз возвращался ктанцу. Художник словно подглядывает за ними, создается эффект непричастности автора к происходящему, равнодушия к моделям.
Матисс своим смелым решением отбросить лишнее принес своей картине небывалую славу. Я полностью Вам доверяю и уверен, что Музыка" будет столь же успешна, как и Танец"». 1901 год можно назвать годом становления художника. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней.
Первоначально предполагалось, что «Танец» займет почетное место в павильоне Франции, однако первенство здесь осталось за Раулем Дюфи с его «Феей электричества», а матиссовские панно остались в запасниках до конца 1970-х годов, когда они впервые были выставлены на всеобщее обозрение. Другие же, как говорит куратор выставки Анн Балдассари, «приходили посмеяться над Щукиным». Я очень Вам благодарен и надеюсь вскоре получить эскиз второго панно. Не секрет, что известность автору принесла серия работ, посвященная ночной жизни Парижа.
Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. Ваша живопись лучится красками, словно витраж». На это время грандиозные полотна отправились в путешествие, конечный пункт которого — Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию.
На первом эскизе он изобразил огромные фигуры, поглощенные танцем, «выходившим» за границы трех огромных арок, составлявших это декоративное панно. Тем самым тональность щукинских панно отвечала емкому символическому содержанию. Еще в 1980-е годы его коллекция оставалась по-прежнему труднодоступной для публики.
Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. Летом 1936 года первая версия мерионского «Танца» была куплена Музеем современного искусства города Парижа. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». Вместо него он хотел панно, символизирующее власть музыки. Панно Музыка" должно указывать в какой-то мере на характер дома. «Балет – это идеальное сочетание визуальной и исполнительной составляющих.
В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Саму же композицию он нарисовал на трех соединенных вместе пятиметровых холста – всю сразу, в размере оригинала, – вооружившись длинной бамбуковой палкой с куском угля на конце. Особенно сильное впечатление нахудожника произвела фарандола.