Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки. Все остальное здесь придумал сам Матисс. У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии).
Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Как заметил биограф художника, Лоуренс Гоуинг, «был период, когда постоянным сюжетом Матисса стало обнаженное женское тело». Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования.
Напевая ее, Матисс рисовал пять розовых женских фигур в вакхическом хороводе. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. Ж. Помпиду). Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета.
Больше ничего нет. Краски, принесенные ею в больницу, остались в его руках навсегда. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного.
С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. Портреты юной российской эмигрантки, в которых художник выразил весь пыл своей поздней страсти, сегодня украшают лучшие музеи мира их можно увидеть и в России. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие.
В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла". Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. – "Танец" написан мной всего тремя красками.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Он знакомится с работами Ван Гога, А. Дерена, М. Вламинка. Фона в привычном понимании в этой работе нет.
Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером. Покупка картины и скандал вокруг нее сыграли на руку талантливому экспериментатору. По тем же одалискам, например, сидящим или лежащим в причудливых чувственных позах. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности».
В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. Матисс дает еще одну подсказку на языке тела: он изображает себя стоящим "по стойке смирно" в то время, как его жена сидит.
Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. А. Матисс «Музыка» (1910). Исчезают стул и обои. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками.
Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Но довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма в пользу широких, энергичных штрихов. Тема панно — танец.
В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
Зато с предельной выразительностью передан экстаз, захвативший танцующих. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Операция 1941 года продлила его жизнь на 13 лет, но значительную часть времени он был вынужден проводить в инвалидной коляске или постели. По приглашению Щукина осенью 1911 года он провел три недели в России, где на него произвела сильное впечатление русская и византийская иконопись.
В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную.
Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году. В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Дело в том, что в 1889 году юноша попал в больницу с острым приступом аппендицита и был вынужден провести там долгих два месяца послеоперационного периода. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он.
В понимании Матисса живописи воображаемой, преобразованной фантазией художника реальности, в этом процессе отводилась ведущая роль. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. "Румынская блуза" была написана в том же году, когда нацисты захватили Францию и говорят, что Матисс создал картину, чтобы приободрить себя в один из самых мрачных моментов для своей страны. Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера. Спустя десять лет художник отправляется на Таити, а затем создает панно изображающее восемь танцующих фигур, для фонда Барнса в Филадельфии.
Картины Матисса украсили интерьеры его особняка, составив единый ансамбль. Сразу после поездки художник написал «Голубую обнаженную». Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов.
Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель.
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. В 1889 году у Матисса случается приступ аппендицита. Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально.
Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней.
При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Анри Матисс.
В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее.
Он является продолжением ковра на стене. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Первым покровителем, «идеальным патроном» художника, принявшим его идеи, стал московский коллекционер С. И. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма.
Группа обнажённых, схематически изображённых людей кружатся в диком первобытном танце их красные тела парят на сине-зелёном фоне вопреки законам физики всякая перспектива отсутствует. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Холст, масло. Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника. Скрипач отчетливо напоминает памятник Поза музыканта точна во всех деталях — добиться этого Матиссу было несложно, так как он сам неплохо играл на скрипке.
Сергей Щукин был в поклонником декораций Матисса ежегодно приезжая в Париж и неизменно посещая его ателье. Он находился целиком во власти последних монументальных замыслов художника, вступившего в то время в пору творческой зрелости. Углы комнаты даёт другим цветом. В последние годы состояние здоровья художника ухудшилось. Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Изменяется освещение. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада).
«Гармония в красном» или «Красная комната» (1908 г. ), «Одалиска в шароварах» – примеры воздействия мусульманской темы на живописца. Анри Матисс картины пишет, подчиняясь цветам и ритмам арабесок. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. Он отобразил их фигурную красоту, яркие отблески света на них. Голова женщины выглядит непропорционально маленькой по сравнению с телом. Под впечатлением от их произведений Кандинский начинает создавать свои «Композиции», заимствуя этот термин именно из музыки. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами.
На третьей стадии меняется форма локтя и сложенных ладоней девушки, опять же упрощаясь и как бы устремляясь к форме круга. У Анри и Амели один за другим родились два сына. Он работал юристом, пока не увидел картину «Стога сена» Клода Моне.
А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити. Живопись стала для него обретением потерянного рая и смысла жизни. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Гармония интенсивных и чистых цветов вызвала отторжение.
Зачем. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. В ней он преподавал в 1908-1911 гг. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования.
Это произвело настоящий фурор во всей среде живописцев, ценителей и критиков и послужило налом становления нового жанра. Наконец, воображение художника не могли не поразить уникальные во всем мировом искусстве древнерусские иконостасы, заключавшие внутри чисто живописного ансамбля идею храма, строго конструктивной и пронизанной философским смыслом архитектуры причем все это создано только с помощью линий, цвета и света. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве. Писал картины на прикрепленных к стене холстах с помощью длинной палки, создавал композиции в технике «декупажа» из кусочков цветной бумаги. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам.
В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро.
Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Одна из самых известных работ этого периода — «Роскошь, покой и наслаждение».
Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). С того момента, когда Матисс стал рисовать такие композиции и начинается его развитие, как художника. На холсте хорошо заметна свобода в выборе цвета и красок — интенсивных, почти пламенеющих. Творить он не переставал до конца. Цены на его работы и интерес к ним стали расти. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.
Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Другое название этой работы – «Десерт». Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют.
Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Доминика и Девы Марии. Выйдя из больницы, Анри стремительно наверстывал упущенное. В Танжере, бывшем тогда центре французской колонии, ему предстояло провести немногим более полугода, с возвращением в Париж на позднюю весну и лето.
Но «Розовая обнаженная» «сделана» абсолютно иначе. В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках.
(фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Там начался его отход от техники дивизио-низма. Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки.
Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Эти плоскости играют в картине важную роль — в том числе и композиционную. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Фоном им служат синее небо и зеленая трава. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна.
Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Все остальное здесь придумал сам Матисс. В волшебных по колориту пейзажах, написанных с натуры из окна комнаты отеля или в саду виллы семьи Брукс в Танжере в праздной восточной неге растянувшихся на полу Арабской кофейни, как на райском лугу, марокканцев без лиц, целиком отдавшихся созерцанию золотых рыбок, плещущихся за прозрачными стенками древней по форме чаши, воплощена мечта о гармоничном космосе, высшей Радости Жизни. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения.
Но реалистический подход к живописи его быстро перестал вдохновлять.
Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Яркий пунцовый цвет здесь прекрасно сбалансирован с синим и зеленым. Нижняя часть полотна местами оставлена художником незакрашенной, так что виден оставленный, нанесенный художником масляной эмульсией рисунок.
Разумеется, это иллюзия. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым.
Это занятие так увлекло молодого человека, что после выписки из больницы он заявил родителям о своем твердом намерении стать художником. В 1910 он ездил в Мюнхен на выставку исламского искусства, затем посетил Испанию с целью обнаружить там следы влияния Востока.
Вот таким образом очень скоро каждый приверженец этого направления пошёл своим путём и уже в 1907 году фовизм как феномен исчерпал себя, однако его влияние на современников трудно переоценить. Всмотримся в еще одно его произведение, написанное для столовой С. Щукина. «Красная комната», ЭрмитажПлоское пространство комнаты заливает алый цвет. Искаженные размеры нижней части тела героини картины заставляют вспомнить о примитивной африканской скульптуре, для которой характерны похожие законы «построения» образа. Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим.
Стилистика тут дивизионистская, но композиция обнаруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Так и случилось. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. В процессе работы над эскизами для этого монументального произведения он нередко использует технику декупаж. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Ковёр на этой картине – реальный.
Но потом устыдился своей слабости и послал Матиссу телеграмму, что его работу он приобретает. Вдохновили художника на это панно картина «Золотой век» Лукаса Кранаха, греческая вазовая живопись, Русские сезоны Дягилева и, конечно, фарандола. Эпоха фовизма и скандальная известность Матисса начались с полотна «Женщина в шляпе». В отличие от своих коллег, отказавшихся от физического смешения красок в пользу раздельных мазков, Матисс снова сконцентрировался на цвете. Это умышленное нарушение пропорций как бы обозначает иерархию «значимостей» — женское тело представляло для художника больший интерес.
Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Эпитет «дикие», прозвучавший в их адрес, дал имя целому направлению. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Он знакомился с художниками разных стран.
Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910 – 1911). Их первая встреча состоялась в Салоне Стайн на улице Рю де Флёрю в Париже, в котором Матисс регулярно выставлялся в течение года. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. Холст, масло. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня.
В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. Он оставил свои подписи-арабески ради более жесткой, угловатой геометрии, опуская регулятор цвета на своей палитре до мрачного спектра серых, черных, коричневых тонов. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции.
Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901).
Картины с названиями «Синий горшок и лимон», «Посуда на столе», «Вид Коллиура», «Игра в шары», «Семейный портрет», «Музыка» находятся в экспозиции Эрмитажа. Другие, такие как «Синий кувшин», «Красные рыбы», «Танец с настурциями», можно увидеть в Москве. «Танец»: картина МатиссаЭтот знаменитый огромный холст размером 2, 6 х 3, 9 м Сергей Щукин заказал художнику для своей парадной лестницы в 1906 году. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им.
За время двухмесячного пребывания на больничной койке Матисс копировал цветные открытки. fauves). Жил Матисс в это время трудно. Преподавание велось на некоммерческой основе. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена).
Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе, близ Ниццы (1948 – 1951). Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. Ища свой стиль, свое выражение видения мира, он обращался к различным техническим приемам. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Его яркие работы оставили глубокий след во французской и мировой живописи.
Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Существуют лишь предположения искусствоведов. В Париже молодой художник окунается в бурлящий новыми веяниями мир искусства. Это видно и по его картинам.
Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового. Стайны подружились с художником. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне.
Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве.
Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Именно в этот момент юный Генри впервые берет в руки кисть и начинает рисовать. Рассматривая творчество Матисса, нельзя не упомянуть о новом направлении живописи, родоначальником которого стал этот художник. Открытое и эмоциональное искусство Матисса как будто ищет практического применения. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. «Мне стало неинтересно копировать предмет.
Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Ж. Помпиду, Париж). Еще одно изменение в сознании художника случилось, когда он услышал музыку Рихарда Вагнера и Александра Скрябина. По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк.
Чтобы увидеть на листе свои большие живописныепанно Танец и Музыка, принять участие в развеске других полотен, приобретенных С. Щукиным, а также решить для себя вопросы о новых монументальных циклах для щукинского домашнего музея, Матисс осенью 1911 года вместе со Щукиным приехал из Парижа через Петербург в Москву. Характерные особенности этой живописи – интенсивный цвет, упрощенный рисунок, плоскостное изображение. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года.
В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». Но об этом уже сказано в других разделах. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Мы дадим краткую характеристику последнему произведению. «Натюрморт»В это время картины Матисса отличаются ярким колоритом, контрастностью, чистотой и резкостью цветов, плоскостностью и отсутствием теней. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка».
Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи.
Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). Очертания стола с трудом угадываются. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. А его принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными.
Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Позднее эта тема повторится в «Танце с настурциями». Алжир и творчество художникаЗнакомство в 1906 году с искусством исламского Востока навсегда запало в душу мастера. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана.
Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8.
Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Вместе с ними он создает стиль именуемый фовизм («дикий»). В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью». Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме.
Речь идет о фовизме. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Мастер призывает взглянуть зрителя на нелегкую жизнь, как на красочную и радостную игру. Какие произведения Матисса находятся в РоссииМногие картины Матисса (37 произведений) находится в коллекциях Эрмитажа и ГМИИ на Волхонке. Стены отступают назад».
Такой, какой был у Матисса в его доме. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее».
Визит Матисса был недолгим – всего две недели. В начале декабря 1947 г. Матисс определил план работы, в согласии с доминиканскими монахами, братом Рейссинье и с отцом Кутюрье. Эта дружба в его судьбе значила многое. Ни одной лишней детали.
Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм". Помогает определиться в пространстве также окно. Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг.
При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Огромным авторитетом для Матисса и многих художников его поколения был Сезанн, которого называют отцом современного искусства. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Аналогично были восприняты и работы других участников Салона — Дерена, Вламинка, Марке.
В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше.
В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». В настоящее время существует в двух версиях. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах).
Ему это так понравилось, что он решает стать художником, очень огорчая своего отца. Марокканские пейзажи Матисса, дышащие напоенным солнцем ароматом, быть может, высшие достижения художника, да и всей живописи XX века в трактовке живой природы. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь».
Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. 260 х 389 см. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо.
Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Они выглядят плоскими, предвещая будущие композиции художника, вырезанные из цветной бумаги. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж).
Щукин. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Изначально получивший адвокатское образование, Матисс занимался живописью, работая в качестве клерка и, в конечном счете, стал полноценным художником. Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954). В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран.
Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Пространство позади фигуры заполнено тремя цветовыми плоскостями, написанными так же смело, как и лицо мадам Матисс.
Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны.
1901 год можно назвать годом становления художника. Намеренно выбрав яркую гамму — красный, фиолетовый, оранжевый — художник отошел от реалистичной трактовки сюжета. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.
Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Выполненная на гигантском холсте, занимающем всю стену, эта картина поражала современников и производит неизгладимое впечатление на современных зрителей. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса.
Фигуры персонажей обведены черным контуром, заполненным впоследствии краской. Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. Все люди на картине находятся в неподвижности. Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов.
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Впрочем и сам художник однажды заметил: «Фигура интересует меня намного сильнее, чем натюрморт или пейзаж». Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. "Я не революционер по принципу", – сказал он однажды. Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок.
Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета.