И хотя эта работа прекрасна, Матисс ею недоволен и не думает ее отдавать». Важно ли знать что «Красная комната» написана в 1908 году в Париже, что вдохновением Матиссу служила поездка в Алжир и мусульманский орнамент. Создается определенное отношение этого красного с белым цветом холста. Если с самого начала какой-нибудь тон меня прельстил или поразил (быть может, я не отдал себе даже в этом отчета), то я чаще всего замечаю, когда картина окончена, что я его сохранил, каким он был, а переделал и изменил все другие. Об этом свидетельствует работа «Роскошь, покой и наслаждение» (1904, Национальный музей современного искусства, Париж) с типичным для этого движения разложением сложного цветового тона на чистые цвета, которые фиксировались на полотне отдельными мазками и рассчитывались на их оптическое смешение при зрительном восприятии. Заказы поступали со всех уголков света и вскоре ему понадобилась помощь.
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). В этом же году он получил заказ на изготовление декоративного панно, предназначенного для Музея Барнса в Мерионе (США). И. Левитан, М. В. Нестеров.
Кроме того, в последней работе внимание зрителя акцентируется на ярко-рыжем медном кофейнике и желто-красных яблоках, создающих общий эмоциональный настрой и особый тон. Старый приятельМатисса, Пикассо иронизировал по поводу его нового увлечения: «Не думаю, что ты имеешь на это моральное право», — писал он ему. Жак-Мари попросилахудожникаисправить ееэскизывитражейдля монастырскойКапеллыЧеток. Матисс, по собственному признанию, увидел в этой просьбе «поистине небесное предначертание и некое Божественноезнамение».
В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Матисс подчеркивает физическое бытие и значимость в структуре холста и цветочного горшка и двух кувшинов (все это существовало в Севильском натюрморте, но не имело пластической выявленности). Так было с изображенным в левом углу окном. Пикассо оценил его роль в современном искусстве коротко и просто: «Матиссвсегда был единственным и неповторимым». Но того ничто не могло остановить.
Возможно, что Матисс изобразил картину в картине, подобный сюжет можно увидеть и в других его работах. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Я. Головин, И. Э. Грабарь, К. А. Коровин, Б. Доминика и Девы Марии. Ведь быстрая фиксация пейзажа передает только один момент жизни. Матта стремился при помощи живописных средств передать изменения душевного состояния.
А возьмите картину Сезанна: в ней все так скомпоновано, что, сколько бы ни было в ней персонажей и с какого бы расстояния вы на нее ни смотрели, фигуры различаются абсолютно четко и не спутаешь, к какому именно телу относится та или другая рука и нога. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. В 1904 году Машков ушел из училища. Его средства должны соответствовать его темпераменту. Его картины становятся светлее и воздушнее («Булонский лес», ок.
Лаконизм и четкость выражения и демонстративную обнаженность приемов (что станет в дальнейшем характерным в искусстве XX в. ) можно видеть и в двух знаменитых панно Матисса – «Танец» и «Музыка». Я же постараюсь просто выразить свои чувства и устремления, не очень заботясь о стиле изложения. Я кладу краску на холст, не имея никакой предвзятой идеи. В несколько последующих лет ему пришлось многое пережить.
Художнику сделали две очень сложные операции. В это время ему уже было 20 лет. Франция 1908Холст, масло. В духе Сезанна исполнены фигурные композиции и натюрморты 1900 года («Обнаженная натура. Самым выразительным средством живописи Матисса являются контрасты.
Ее характерный интерьер узнаваем в обеих картинах. Тема панно — танец. В этом эксперименте я выяснила, что для меня важны оба этапа знакомства с произведением.
«Однажды он пришел на набережную Сен-Мишель посмотреть мои картины», — вспоминал Матисс появление всвоей мастерской Щукина. Человеческое лицо интересует меня больше, чем натюрморты или пейзажи. Ещё в начале недели зародилось сомнение, то ли это чем мне показалось в начале.
Анри Матиссу (Henri Matisse) удалось приобрести известность и немного поправить финансовое положение, что дало ему возможность продолжить занятия живописью. Но если рядом с этой точкой я поставлю другую, потом третью, уже начинается путаница. Различают художников, работающих с натуры и работающих по воображению. Интересно, что во время лепки Матисс слишком часто смачивал глину.
1920 год оказался для мастера чрезвычайно насыщенным в художественном отношении. Рисовать он начал довольно поздно и неожиданно, попав в больницу, где ему сделали операцию по удалению аппендикса. Если все отношения найдены, то должен получиться живой аккорд красок, гармония, подобная музыкальной гармонии. «Поместить рядом голубой, красный, зеленый, соединить их экспрессивно иструктурно.
Монументальную композицию «Красная комната» мастер называл «декоративным панно». От рисунка исходит выразительная сила, воздействующая на окружающее. Он предпочитал полотна крупного масштаба, которые группировал по тематическим циклам. Но его картины – не рабское копирование природы, а мир, где действуют свои законы.
Принципы расположения фигур при этом не изменились. Что касается его тогдашнейманерыписьма, то она была близка к импрессионистической. Тогда он придумал особую технику декупажа (papier decoup) — составление ярких сюжетов из обрезков предварительно выкрашенной гуашью бумаги. Художник открыл собственную мастерскую.
Красная комната 1908. Чистыми цветами и чёткими линиями Матисс пишет фигуры и предметы, лишённые объёма, тяжести и вещественности. Художник начинал писать полотно как «Гармонию в голубом», взяв за образец декоративную ткань с голубыми узорами. Замечательно дополняют ансамбль легкие светильники и золотистый алтарь., он показался мне недостаточно декоративным и я не мог поступить иначе.
Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Танжер», «Зора на террасе», «Вход в казба», 1912, ГМИИ, Москва). Память о старых мастерах и предшественниках сохранится надолго. Получив диплом, он работал помощником адвоката в Сен-Квентине. А дом Щукина в Москве называли «маленьким музеем Матисса и Пикассо».
Цветовая гамма утратила свою яркость все чаще в картинах преобладали темные, приглушенные оттенки, а контуры предметов стали геометризированными («Вид на Нотр-Дам», 1914, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Другим выразительным средством в егокартинах была точно отработанная линия. Он был сложившимся мастером со своим неповторимым стилем. Теперь Матисс наконец-то мог вздохнуть полной грудью, ведь ему было на что жить. Космос, включающий в себя землю и ее обитателей, заполняется необычными пришельцами, техническими новшествами — приборами, лабораторным оборудованием, фрагментами архитектурных сооружений («Знание, сознание, терпение», 1944, частное собрание, Париж «Быть причастным», 1945, частное собрание, Париж «Как всегда», Городской музей, Амстердам).
После окончания школы Анри учился в Париже на юриста. Таковы композиции «Обнаженная натура. По его замыслу, человек, входящий в дом с улицы, должен был проникнуться «чувством облегчения», вот таким образом для первого этажа Матисс выбрал сюжет с танцем. Узоры создаются при помощи небольших штрихов, которые порой процарапываются в красочном слое («Розовая обнаженная», 1935, Музей искусств, Балтимор «Дама в синем», 1937, частное собрание, Филадельфия «Румынская блуза», 1940, Национальный музей современного искусства, Париж). В результате на свет появились двефрески, написанные на один и тот же сюжет.
Так появились на свет две самых известных работы Матисса — «Танец» (La Danse) и «Музыка» (La Musique). Синий цвет передает небо, розовый — тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». «Русский» след в жизнихудожникастановился все явственнее.
В феврале 1902 года он принял участие в совместной выставке во вновь открывшейся галерее Берты Вейль. Это была судьба. С 1939 по 1948 год художник проживал в Америке.
Здесь он создает множество интерьеров, композиций, показывающих мастерскую. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
Художник одухотворяет вещи: полотна и статуи кажутся ожившими, ведущими молчаливый диалог с окружающими их предметами («Фрукты, цветы, панно Танец», 1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Мастерская художника», 1911, ГМИИ, Москва «Красная мастерская», 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Настурции на фоне Танца», 1912, ГМИИ, Москва). В 1909 году Матисс приобрел дом в Исси-ле-Мулино. «Когда я начал писать, я почувствовал себя враю»— вспоминал свои ощущения Матисс. Ее же утверждает розово-алая поверхность стола. Эти работы создавались при помощи наклеек, вырезанных из бумаги, окрашенной гуашью.
108, 5х221Задание, которое мы выполняли на экспозиции Анри Матисса, не казалось сложным. Навеянный восприятием народных танцев мотив хоровода (он бытовал в искусстве Франции еще в эпоху Ренессанса в изображениях на лиможских эмалях) у Матисса выражает ритм и экспрессию XX века. Атмосфера восточной красочности царит в Севильском натюрморте.
Таков, например, цикл, состоящий из 21 полотна («Пространство рода», 1959–1968). В той же статье этот превосходный писатель утверждает, что я пишу картины нечестно и я мог бы оскорбиться, если бы он не разъяснил свою мысль таким определением: «честно, значит соблюдая правила и придерживаясь идеала». «Эмоции за счёт простых средств», – таков художественный принцип живописца. — Танец написан мной всего тремя красками.
Я выбираю цвета не по какой-нибудь научной теории, но по чувству, наблюдению и опыту. Самое важное для меня – это замысел. После знакомства с Щукиным жизнь Матисса кардинально изменилась. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Увидев весной 1906года на Салоне независимых большой холст «Радость жизни», коллекционер захотел познакомиться савтором ипопросил Амбруаза Воллара устроить встречу смсье Матиссом.
Серия подобных композиций составила альбом «Джаз» (1947). " В России картина более известна как Красная комната". Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Увидели свет «Заметки живописца», написанные Матиссом.
Ж. Помпиду, Париж). В 1911 году Матисс посетил Москву, через год — Марокко. В 1904 году он познакомился с П. Синьяком, благодаря которому освоил приемы дивизионизма. Сидение вадвокатской конторе особой радости неприносило.
Слуга», 1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Посуда на столе», 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург). А когда появился красный, картина приобрела абсолютно новые оттенки. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Я же просто стараюсь положить цвета, передающие мое ощущение. «Именно вэтой картине Матисс впервые отчетливо воплотил свое намерение исказить пропорции человеческого тела, чтобы гармонизировать простые смешанные содним только белым цвета иусилить значение исмысл каждого цвета, — говорила первая почитательница художника американская писательница Гертруда Стайн. — Он использовал искажение пропорций так же, как вмузыке используют диссонанс Сезанн пришел ксвойственной ему незавершенности икискажению натуры по необходимости, Матисс сделал это намеренно». В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
Будущий реформатор живописи вюности инепомышлял об искусстве. Будущий художник родился в 1869 году, 31 декабря, в одном из северных районов Франции, в Пикардии. Оно позволяет мне лучше выразить мое почти что религиозное отношение к жизни. Чистый красный цвет поглощает пространство комнаты и женскую фигуру, плоскость холста превращается в декоративную поверхность. Поворотным моментом в его жизни стала болезнь.
Новое сочетание цветов последует за первым и передаст мое представление более полно. Он говорил: «Лавина цвета сама по себе беспомощна. Другие же, как говорит куратор выставки Анн Балдассари, «приходили посмеяться над Щукиным». Замечательны его «Красный интерьер, натюрморт на голубом столе» (1947, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф «Египетская занавесь», 1948, частное собрание, Вашингтон). По-моему, не надо превозносить один метод за счет другого. На основу, которой становится история жизни автора, его взгляды история создания картины, должно лечь восприятие произведения через цвет и форму.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). «Когда я начал писать, — вспоминал позжеМатисс, — я почувствовал себя в раю. С 1927 года активно участвовал в организациивыставокотца его сын, Пьер. Вернувшись в родной Сен-Кантен, Анри стал работать клерком по своей новой специальности.
Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Сергею Щукину понадобилось много смелости, чтобы привезти и повесить в своем доме «каннибалистические» ню.
1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. Некоторое время начинающий художник являлся лидером группы фовистов. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Такова композиция «Красная комната» (1908), где общий красно-коралловый фон выгодно оттеняется приглушенной зеленью пейзажа в окне и «Натюрморт с голубой скатертью», в котором узоры ткани оптически кажутся более крупными, поскольку сопоставляются с относительно небольшими по размеру предметами. – Красную комнату. Когда спустя годы они встретились вновь, Матиссузнал, что его знакомая переболела туберкулезом, после чего приняла постриг под именем Жак-Мари в доминиканском монастыре в Вансе. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.
Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Знакомство Матисса и Пикассо произошло в салоне Стайн на Рю де Флёр в Париже. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Она дала ему возможность соединить рисунок и цвет в единое целое. Значительное влияние на творческую манеру художника оказали работы П. Сезанна. Сергей Иванович купит 37матиссовских полотен иотправит мэтру столько же писем.
В настоящее время существует в двух версиях. Темой росписиМатиссвновь выбрал танец (как и 20 лет назад, когда работал для Щукина). Коралловый фон, голубой сад», 1947, частное собрание «Молчание в домах», 1947, частное собрание).
В этот период Матта предпочитал полотна крупного формата, огромное пространство которых насыщал формами, схожими с рудиментами, кажущимися то плывущими вдалеке, то вдруг приближающимися и пересекающими друг друга. В 1910–1913 годах художник совершил путешествия в Испанию, Марокко и Танжер. В«Даме на террасе», считал Яков Тугендхольд, «был весь Матисс» искусство которого открылось во всем своем разнообразии только вгалерее Щукина. Работая надполотнами Танец и Музыка, художнику удалось достичь совершеннойгармонииформы ицвета. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Анри Матисс родился в Като-Камбрези — городке на севере Франции, в семье хлеботорговца. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме.
«Если она всё еще будет интересовать меня, то я оставлю ее за собой», — сказал он, глядя на «Натюрморт ссупницей», написанный Матиссом год спустя после приезда вПариж. Монументальную композицию «Красная комната» мастер называл «декоративным панно». Мне нравятся слова Шардена: «Я кладу краски до тех пор, пока не становится похоже» и слова Сезанна: «Я хочу создать образ», а также слова Родена: «Копируйте натуру». Эти художники отказались от классических приемов моделировки предметов и построения перспективы они предпочитали использовать яркую, кричащую колористическую гамму, подчас значительно упрощая форму предметов, почти до схематизма. Вместе с произведениями Пабло Пикассо (1881-1973) они составляли ядро его живописной коллекции.
В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). С самого начала необходимо иметь четкое представление о целом. И он отправился путешествовать. Он писал: «Лавина цвета сама по себе беспомощна, в цвете важнее всего соотношения». У Матисса они уже готовы.
«Сожалею, что натюрморт скерамикой перешел вдругие руки Будьте добры, спросите ум-ль Вейль, торговки картинами, за какую цену она согласится продать мне его», — просил Щукин Матисса, скоторым весной 1908года вступил врегулярную переписку. Под этим названием первый из щукинских натюрмортов фигурировал на Салоне независимых 1902года, ана выставке вгалерее Воллара в1904году именовался «Серебряный кофейник». М. Кустодиев, Н. К. Рерих, В.
Странная картина: танцующие, музицирующие ипредающиеся любви фигуры на фоне идиллического пейзажа— классический сюжет пасторали интерпретированный вдухе фовизма, тронула его до глубины души. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Впечатления от увиденного преобразились в чудесные натюрморты, портреты, пейзажи, где элементы экзотики вплетены в общий декоративный строй живописи Матисса («Испанский натюрморт», 1910–1911 «Севильский натюрморт», 1910–1911, оба — в Эрмитаже, Санкт-Петербург «Госпожа Матисс в манильской шали», 1911, Художественный музей, Базель «Вид из окна. Отношения с Адольфом Бугро, в чью мастерскую он попал, уМатиссане сложились и вскоре он перешел в Школу изящныхискусствк Гюставу Моро, где учился с 1893 по 1898. В 1907 году группа фовистов распалась. Он считал, что «детализация» нарушает цельность чувства, вот таким образом использовал контрастное сочетание немногих цветов и создавал обобщённый рисунок. Русский прямо обезумел от вашей картины. Удаляясь от буквальной передачи движения, достигаешь большей красоты и величия.
В отличие от Красной комнаты, где она была одним из ударных формообразующих и эмоциональных элементов картины и где был важен ее диалог с окном, здесь ткань-скатерть безоговорочно становится главным действующим лицом и заплетает своим энергичным узором всю поверхность картины. Художник настойчиво утверждал новый тип художественной выразительности. Потом наступает момент, когда окончательные отношения между всеми частями картины найдены и тогда я уже ничего не могу переписать в ней, разве что написать ее заново. 1902, ГМИИ, Москва «Люксембургский сад», ок.
Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Оно было заказано известных русским коллекционером Сергеем Ивановичем Щукиным для его столовой. Роберто Матта никогда не чувствовал себя в стороне от событий, происходящих в мире. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Револьверы», 1957 «Власть хаоса», 1964–1965, обе — Национальный музей современного искусства, Париж). Ярким примером оригинальной техники фовистов служат такие знаменитые полотна Матисса, как «Дама в шляпе» (1905) и «Вид Коллиура».
Часто обсуждают ценность различных методов и их отношение к различным темпераментам. М. У. Тёрнера, Матисс начинает применять более насыщенные краски.
Работа казалась Матиссу бесконечно скучной. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Я согласен, что из произведений Рафаэля или Тициана можно вывести более полный свод правил, чем из произведений Мане или Ренуара, но правила, которые мы найдем у Мане или у Ренуара, соответствовали их характеру и я предпочту самое незначительное их полотно всем картинам художников, подражающих «Венере с собачкой» или «Мадонне со гцегленком». Он откликался новыми работами на трагедии, непрерывно происходящие в мире. Ушло пленительное очарование молодости и нежности. Лето 1905 годаМатисспровел на южном побережье Франции.
Порой возникал эффект двойной экспозиции и тогда аморфные формы обретали вполне определенные, почти распознаваемые контуры: «Годы страха» (1941–1942, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк), «Год 44» (1942, Национальная галерея, Берлин), «Головокружение Эроса» (1944, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Оникс Электры» (1944, там же), «Пространство рентгеновских излучений и эго» (1945, Национальный музей современного искусства, Париж). В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Таковы «Одалиска в красных шароварах» (1924–1925, Музей Оранжери, Париж), «Одалиска» (1928, Музей современного искусства, Стокгольм).
Визит Матисса был недолгим — всего пару недель. Влюбившись вхудожника, он немог успокоиться, пока неполучал желаемую работу. Эта картина относится к числу лучших натюрмортов, созданных Матиссом в 1909 г. Художник обращается к любимой голубой скатерти, которую он писал и в Вазе, бутылке и фруктах (1906, Эрмитаж) и в трансформированном виде в Красной комнате (1908, Эрмитаж). Интерьер с незабудками», 1916, Институт искусств, Детройт). Таким образом, цвет преобладает над формой, появляется пестрота, узорчатость, стилизация.
Творчество Анри Матисса одним из первых оценил русский коллекционер Сергей Иванович Щукин (1854-1937). Это произвело настоящий фурор во всей среде живописцев, ценителей и критиков и послужило налом становления нового жанра. Тем временемМатисспродолжал пробовать себя в новых жанрах. Слуга» (1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Посуда на столе» (1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В зале музея они помещены друг против друга, так как задуманы и воспринимаются как парные. Матисс получил от него крупные заказы. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
Характерно, что в картине, где, казалось бы, все преображено по воле художника, быть может, наиболее странные (с позиций соответствия натуре) белые деревья – мотив, реально увиденный художником по пути в мастерскую, когда он обнаружил сад неожиданно белым от ночного мороза. Ж. Помпиду). Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. Большие вазы и другие объемные предметы, украшающие комнаты, как будто теряют свою материальность и кажутся такими же изящными и легкими, как узоры на коврах и сосудах («Статуэтка и вазы на восточном ковре», 1908, ГМИИ, Москва «Красная комната (Гармония в красном)», 1908 «Натюрморт с голубой скатертью» панно «Танец» и «Музыка» для московского особняка С. И. Щукина, 1910, все — в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Он уговорил отца отпустить его, уехал вПариж ипоступил вШколу изящных искусств кГюставу Моро, который вскоре произнес пророческую фразу: «Вам суждено упростить живопись».
Контурный рисунок Матисс нанес на белый фон стен. Стол и диван приблизились к передней плоскости холста, вытеснив предметы первого плана Севильского натюрморта.
А. Серов, М. Как правило их композиции строились на сочетании интенсивных локальных оттенков. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). «Мне очень нравится свежесть иблагородство вашей работы», — написал счастливый обладатель «Игры вшары». Подзаголовок картины – «Десерт.
Там начался его отход оттехникидивизионизма. Композиционные ритмы картины безупречно отлажены и содержательны. Декоративное панно, как определил эту монументальную композицию сам художник, предназначалось для столовой московского особняка известного русского коллекционера С. И. Щукина. После Англии художник отправился на Корсику. В таких случаях художник брался за кисть и изображал на полотне погибшую фигуру.
В цвете важнее всего соотношения». В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. как только снова приняться за него, чему сегодня я радуюсь.
Эта связь строится не только на аналогии (пять красных фигур на фоне зеленого и синего пейзажа, плоскостность композиции, обобщенность), но и на контрасте (динамика и статика, связь и разобщенность фигур, противоположное соотношение синего и зеленого цветов). Слово «импрессионизм» прекрасно определяет их манеру, так как они передавали мимолетные впечатления. В военные годыМатисс (не попавший в армию по возрасту) активно осваивал новыехудожественныеобласти — гравюру и скульптуру. Гармония в красном» – не менее точен, чем ее основное название. Фовизм, скажет спустя годыМатисс, «стал для меня испытанием средств». Для второго этажа художник придумал сюжет с музицирующими и слушающими.
Русский уже сейчас заплатил за картину «Игра в шары». Первоначальное художественное образование Матисс получил в Школе Вентин де ла Тур. Я хочу достичь той интенсивности ощущений, какая нужна для создания картины. В этом же году он возобновил занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительныекраскиСредиземноморья после этого ворвались наполотнаживописца). Жизнь его была на исходе. Анри Матиссскончался 3 ноября 1954 года, в возрасте 84 лет.
Он вырезал огромные фигуры танцоров из цветнойбумагии пришпиливал их к огромному холсту, пытаясь найти максимально выразительную и динамичную композицию. Во время этих предварительныхштудийпришло сообщение, что ошиблись с размерами росписи и художник принялся все переделывать исходя из нового «техзадания». Художник сделал несколько эскизов. Объединяя им стены и пол в единую плоскость, Матисс охватывает красочно-орнаментальное буйство, гармонизируя картинное пространство. Таковы его первые композиции «Морфология желания» (1938), «Внутренний пейзаж» (1939), «Нашествие ночи» (1941), все — Музей современного искусства, Сан-Франциско.
С женойМатиссвиделся все реже и реже. 1901 год можно назвать годом становления художника. В одном из программных и лучших своих произведений – «Красной комнате», где связаны воедино основные объекты изображения, привлекавшие художника – натюрморт интерьер, человек, – мы находим воплощение принципов, типичных для Матисса. Я знаю, что большинство людей воспринимают живопись как дополнение к литературе и хотят, чтобы живопись выражала присущими ей средствами не общие идеи, а идеи сугубо литературные и я опасаюсь, что на художника, осмелившегося вступить на литературное поприще, будут смотреть с удивлением я также уверен, что идеи художник лучше всего раскрывает в своих полотнах. Чтобы как-то «развеять» сына, когда он выздоравливал после операции, сделанной по поводу аппендицита, мать подарила ему коробкукрасок. В 1930 году Матисс в течение трех месяцев проживал на Таити.
На долгое времяМатиссоказался прикованным к постели. Одной из сиделок, ухаживавших за больным Матиссом, была Моника Буржуа. Главное живописное средство выразительности для художника — контрасты. Сам я очень удовлетворен схемой. ОформлениемКапеллыон занялся сам. Техника абстрактного геометризма создает абсолютно иные, непривычные интерьеры: пространство рассекается на взаимно перекрещивающиеся зоны балконными решетками, оконными рамами и карнизами, которые и создают ритмическую организацию полотен («Художник и модель», 1916, Национальный музей современного искусства, Париж «Окно.
Первым пунктом назначения стал Алжир. Он прожил еще 13 лет. Краски принесла мать итут сее сыном случилось настоящее наваждение. Динамичный мазок, строящий картину, вносит в нее живое дыхание.
Для этого я очень пристально изучаю свои приемы. Беда в том, что он не говорит, где эти правила записаны. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8.
С. Дягилев занимался не только балетной компанией искусствовед, театральный деятель, он вместе с художникомБенуаорганизавал художественное объединение Мирискусств и выпускал одноименный журнал (вместе с другими членами группы). Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. В середине 1940-х годов творческая манера Матта претерпевает определенные изменения. К Мируискусства были близки такие русскиемастера, какА. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.
Проведя с работой одну неделю, я обратила внимание на некоторые, прежде незамеченные, детали. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Столько лет нужды— ивдруг такой щедрый, аглавное, верный клиент. Но композиция картины демонстрирует новый взгляд на знакомый мотив.
Первоначально он написал картину в зеленых тонах, затем переписал в сине-голубых и лишь позже пришел к наиболее выразительному варианту, создав «гармонию в красном». Правильно найденное соотношение тонов может заставить меня изменить форму какой-нибудь фигуры и перестроить всю композицию. Егокартинывыставлялись в Лондоне, Нью-Йорке и Копенгагене. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Очень часто мастер создает лирические, словно пронизанные светом работы с изображением девушек.
Несмотря на все ее недостатки, я считаю ее своим лучшим произведением». Через две споловиной недели полутораметровое полотно оказалось вособняке на Знаменке. Матисс же ниокаких переворотах недумал идобросовестно писал натюрморты, отдавая дань бывшему наизлете импрессионизму. Матисс много общался с Дереном, Писсарро, Марке и Пюи.
Именно в этой технике выполнены иллюстрации к книге «Джаз» (Le Jazz), которую Матисс не только оформил, но и написал. Это было время невероятно интенсивного внутреннего развития: новой угловатой геометрии и нового колорита с преобладанием жемчужно-серого и чёрного. Он подолгу жил в Ницце, где мог спокойно писать. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. Несмотря на известность, что Матисс приобрел, «прогремев» на Осеннем салоне 1905 года, его финансовое положение оставалось стесненным.
Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Такой художник, как Синьяк, основываясь на некоторых высказываниях Делакруа, заботится о дополнительных цветах и кладет здесь один тон, а там – другой, согласно теории. Но объединение фовистов просуществовало недолго. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Напор, мощь роста, существующая в орнаменте ткани – метафора чувства и страсти.
В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. В это время Матисс находился в расцвете творческой силы. С началом Второй мировой войныМатиссчуть не уехал в Бразилию (была уже готова виза), но в конце концов передумал. Картины он будет покупать прямо вмастерской, беря нетолько законченные, но иедва начатые полотна. Год за годом его колорит делался всё насыщеннее инаконец сумрачная гамма ранних «темных картин» вспыхнула. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах.
Тем временемМатисспродолжал пробовать себя в новых жанрах. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Насыщенный и яркий, даже агрессивный красный становится главным героем на полотне. Накануне Осеннего салона 1908, для которого предназначалась Гармония в голубом", с тем, чтобы потом отправиться в Москву к Сергею Щукину, Матисс неожиданно кардинально переписал ее. Как объяснил художник в письме:,, . Пикассо был молод, с трудом говорил по-французски и жаждал славы.
С 1949 года художник жил в Риме, время от времени приезжая в Париж. А в работах художника повторяется на протяжении всего творчества. 1902, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Его детство прошло в Боэн-ан-Вермандуа. Красно-коралловая поверхность приобрела особую яркость, оттенённая зеленью пейзажа в окне.
Я воспринимаю экспрессивную сторону цвета чисто интуитивно. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Они становятся центром композиции и вносят устойчивость в этот красочный мир. Щукин влюбился вживопись Матисса всем сердцем раз инавсегда. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26.
В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Наиболее известные произведения, созданные в подобной технике, — «Полинезия. Но цвет, поначалу приглушенный, постепенно набирал силу и уже тогда начинал приобретать самостоятельное значение в работаххудожника, увидевшего в нем «силу, способную подчеркнуть ощущение». ЖилМатиссв это время трудно. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Холст, масло. В 1905 году Матисс стал лидером нового художественного направления — фовизма, что в переводе с французского языка означает «дикие». Знакомство с Полем Синьяком в 1904 году также повлияло на молодого мастера, создавшего несколько произведений в пуантилистской технике («Роскошь, покой и наслаждение», 1904, Национальный музей современного искусства, Париж).
Художник подчёркивал каждоедвижение, каждыйконтурлинией она иногда выглядела своеобразной рамкой, в которую заключена форма. Фовизм (вместе с кубизмом) можно считать началом абтракционизма. На становление его живописи заметное влияние оказало творчество Винсента ван Гога (1853-1890) и Поль Синьяка (1863-1935) искусство арабского Востока. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Автор переделал полотно. Над этими композициями Матисс работал в комнате севильского отеля.
В35лет он открывает для себя возможности цвета: вгруппе молодых живописцев, которым после появления на Осеннем салоне 1905года дадут прозвище Lesfauves (дикие), он признанный лидер. И тогда интенсивный сияющий розовый тон начинает звучать метафорой утреннего света. Портрет. Важное значение в работах Матисса имеют также линии, являющиеся границами цвета и составляющие «арабески», то есть часть орнаментального узора, звено ритмического построения картины.
В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Море» (1946, Национальный музей современного искусства, Париж), «Композиция (Бархатные ткани)» (1947, Художественный музей, Базель), «Зульма» (1950, Государственный музей искусств, Копенгаген), серия «Синие обнаженные» (1952). Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. Лучше всего художник выражает себя самыми простыми средствами.
Написанные во второй половине 1900-х годов натюрморты и интерьеры поражают гармонией красок и линий: яркие цветовые плоскости, ограниченные четкими контурами, придают полотнам вид причудливого орнамента. Художник начинал писать полотно как «Гармонию в голубом», взяв за образец декоративную ткань с голубыми узорами. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. С 1927 года активно участвовал в организациивыставокотца его сын, Пьер. В начале 1920-х годов Матисс увлекся восточной тематикой.
Однако эти различные тона снижают значение друг друга. «Мы стремимся к ясности, упрощаяидеии смыслы, — позже объяснял он. Она же стала сиделкой для его супруги во время ее болезни. Основная задача цвета – служить выразительности.
Я остановилась у картины Анри Матисса «Красная комната (Гармония в красном)». Спустя несколько лет группа распалась, но Матиссу, творчество которого к тому времени уже достигло своей зрелости, удалось обрести собственный стиль. После поездки в Италию Матисс написал серию колоритных полотен из которых наиболее известными являются «Испанский натюрморт» (1911, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и «Госпожа Матисс в манильской шали» (1911, Художественный музей, Базель).
А. Врубель, И. Ещё один вопрос возник при моей «жизни с картиной»: насколько важна информация, которая стоит за произведением. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д.
Прибегнув к композиционной схеме, которой он следовал еще в реалистической Бретонской служанке" (1896, картина всегда оставалась в собрании художника, сейчас Музей Матисса, Като-Камбрези), а затем в импрессионистическом Десертном столе" (1897, собрание Ниархоса. В середине 1900-х годов Матисс вырабатывает свой собственный оригинальный стиль.
Картины Матисса изображают мирные мгновения: женщины за чтением, музыкальными занятиями или в минуты задумчивости натюрморты и пейзажи. В 1943 году Матисс, уже будучи тяжелобольным и прикованным к постели изобрел новую живописно-графическую форму, получившую название «декупаж». Н. Делекторской создан Матиссом спустя восемь лет после Молодой женщины в синей блузе (Эрмитаж). В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В этот период полотна Матта становятся некими фантастическими видениями, где природа породнилась с техническими новшествами, образовав невероятные гибриды она буквально пронизана неоновыми вспышками, подобием летательных аппаратов, роботов и коммуникаций неизвестного назначения. Из-за этого при повороте станка скульптуры падали и разбивались.
Вскоре умер Моро и Матисс оставил занятия в Школе изящных искусств. Он не только писал картины, но и создавал скульптуры, литографии, оформлял спектакли. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Очень выразительны фигуры святого Доминика, Девы Марии, необычайно экспрессивны сцены Страстей Христовых. Эти картины получили название «вырезанные».
Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» — от этого французского слова и родилось название новогохудожественногонаправления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами отживописи. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Но такова уже логика и сила убедительности искусства Матисса. Увлечение оказалось настолько сильным, что он вступил схудожником впереписку. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Вид из окна был излюбленным мотивом со времён Ренессанса. Матта вновь стал много путешествовать. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
Вместе со своими соратниками Машков в 1908–1909 годах стал одним из организаторов общества «Бубновый валет». Винчи говорил: «Кто умеет копировать, умеет делать». В 1898 году художник женился на Амели Перейр. В своем собрании Щукин видел и просветительскую роль. В композициях художника появляются вазы с роскошными цветами на фоне разноцветных занавесок и стен, окрашенных яркими красками («Вазы с ирисами», 1912 «Букет цветов на веранде», 1913, обе — в Эрмитаже, Санкт-Петербург «Голубая ваза с цветами на синей скатерти», 1913, ГМИИ, Москва). И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Матисссогласился — впрочем, премьераспектакля состоялась только в 1920 году в парижской Гранд-опере. Это и предметы меблировки и украшение стола: горшок с геранью и два кувшина.
Скандал, вызванный появлением дерзких полотен на Осеннем сезоне, был только на руку «дикарям». В щукинской галерее находилось тридцать семь полотен французского художника.
В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Картины Матисса похожи на яркие декоративные ковры. Цветовая гамма Букета чиста и празднична. Именно таковы полотна «Танец» и «Музыка», которые украсили особняк московского дворянина С. Щукина.