Пропагандируя «автоматическое письмо», уход всновидения имечтания, опираясь при этом наФрейда, Бретон создал удивительное пространство длявозможных фантазий влитературе, живописи, кино, фотографии. В 1919 году Дюшан взялся за Мону Лизу – на открытке-репродукции он пририсовал карандашом Джоконде усы с козлиной бородкой и дал своему произведению игривое название L. H. O. O. Q. купил на Пятой авеню обыкновенный писсуар марки «JL Mott Iron Works» и в своей студии в присутствии друзей подписал его псевдонимом R. Mutt и поставил дату». После 1913 года Дюшан стал известным вСША «не менее, чем Наполеон или Сара Бернар», как иронически отмечали современники.
В Европе и Америке образовывались новые сообщества художников импрессионизма и дадаизма14.
В 1914 году Дюшан разочаровался в живописи. появились 8 копий «Фонтана», основой для них стали современные изделия, которые принципиально не отличались от своего, ставшего к тому времени антиквариатом, предшественника. Несколькими годами позже взял смелость назвать себя медиахудожником Сергей Тетерин. Вот и прославленный Музей современного искусства (МоМA) в Нью-Йорке спрятал голову в песок, опубликовав недавно новое издание биографии Дюшана, написанной Кэлвином Томкинсом в 1996 году и теперь исправленной автором. На сей раз героем исследования стал Марсель Дюшан. Об утрате сего шедевра человечество стало скорбеть много позднее, через десятилетия.
Фонтан (англ. Fountain, фр. Fontaine)— наиболее известный реди-мейд, представленный Марселем Дюшаном в 1917 году, который является обыкновенным писсуаром с подписью «R. Mutt» (Р. Гадание на "двойняшках" – это уникальный проект-мем, который уже не исчезнет. «Фонтан» был продемонстрирован и сфотографирован в студии Альфреда Стиглица. Собственно, к тому, против чего и была направлена практика художника.
Затем еще более фундаментальное понятие — собственность, предварительное условие обмена: «Собственность — да ведь в прямом смысле слова идея обмена предполагает обладание». Марсель Дюшан, подписывая своим именем предметы, сделанные чужими руками, заведомо исключает наличие соавторов и, сообщая обычному предмету «иное назначение», он ничем, кроме подписи, не корректировал самого предмета. Это и было одним из правил направления, поскольку реди-мейды — есть «предметы искусства, которые не являются искусством». Присутствие творца и совершенство его умений рук при этом сведены на нет. На картине мы снова не увидим никакой конкретики. "Фонтан" был изготовлен в 1917 году. С одной стороны, Дюшан расширяет поле действия имея в виду не только наёмный труд, но и все предписываемые обществом обязанности и социальные роли (женщина/мужчина, потребитель, клиент, посредник, безработный и т. д. ).
Но неодадаисты используют реди-мейды, пытаясь отыскать вних эстетическую ценность. «Фонтан» считается важной вехой направления искусства XX века и признан британскими специалистами величайшим произведением своей эпохи. «Итак, живопись кончилась. Марсель Дюшан Фонтан, 1917.
В 1917 году Дюшан представил одно из самых смелых своих произведений – «Фонтан». Это был перевернутый писсуар с подписью. Он вдохнул ввещь новую жизнь, убрав ее старое значение, создав дляобъекта новую мысль». В свое время в журнале дадаистов «The Blind Man» отвечали на вопрос, считать ли дюшановский писсуар произведением искусства или нет. В 1915 году Дюшан вместе с Пикабиа посетил Нью-Йорк и там основал группу дадаистов.
Дурак). Художники хотели уничтожить все существующие каноны в искусстве. Вспомним шутку «Квартета И» про туалет на ремонте или анекдот про уборщицу, которая выкинула инсталляцию, приняв её за мусор. Эрмитаж, видимо, решил отказаться от своего имиджа хранилища классического искусства.
Несмотря на правила, по которым у художников, заплативших взнос, все работы должны были быть приняты, произведение Дюшана было отклонено комитетом. Своим «Фонтаном» Дюшан бросил вызов укоренившимся представлениям о природе искусства. Выставленный на художественный выставке писсуар -своего рода манифест нового искусства. Однако это не совсем так и, если продолжить высказываться в этом ключе – можно угодить в ситуацию, которая обнажит Незнание (претендующие на Знание) и выставит высказывающего дезориентированным и некомпетентным субъектом, отпускающим в придачу умные комментарии о предмете своего Незнания.
Сам процесс создания реплики реди-мейда под названием «IX копия» для меня был не столько практическим, сколько историко-архивным, в связи с чем эта работа и иллюстрируется настоящей статьёй. Продумывая формат инсталляции, мне менее всего хотелось вносить авторскую лепту. Подписывая очередные копии «Фонтанов», в 1965 году, он заодно создал и последнюю из 38 своих версий Моны Лизы подписав ее «L. H. O. O. Q. Да, я видел там необыкновенных людей и общался с ними, с блокнотом в руках. Фото было опубликовано в журнале The Blind Man, однако оригинал считается утерянным. И наконец — труд.
Велосипедное колесо, прикреплено к табурету. Ведь Дюшан начал рисовать в14 лет, преуспев ив импрессионизме ив фовизме.
Месяц спустя ее закрытия нагрянула новая выставка «из современных»: «Дада и сюрреализм». Mutt 1917».
Конечно знал. Изучая предмет, бросается в глаза то, что только «Фонтан» со временем стал неким столпом дадаизма, а все остальные изыскания Дюшана в этом направления являются лишь его предтечей и тематическим фоном. И, наконец, форма.
Такой подход обосновал Андре Бретон: это «обычный предмет, возведенный вранг произведения искусства простым выбором художника». – Он ИЗБРАЛ это. РИА Новости проводит параллели между Дюшаном и художниками, творившими после него. Но наверняка ты много думаешь, размышляешь, экспериментируешь, не боишься идти против старых укладов и смело действуешь вопреки им, самозабвенно ищешь новый способы выражения своей идеи.
Перевернутый писуар, подписанный псевдонимом R. Mutt (дурак), был отклонен при отборе экспонатов на выставку Товарищества независимых художников Нью-Йорка (в жюри которого состоял сам Дюшан). Mutt 1917». 28 июля исполняется 125 лет со дня рождения Марселя Дюшана – художника, скандалиста, новатора, смельчака, который вошел в историю искусства, отрицая в нем самое важное – эстетику, хороший вкус, мастерство художника (в том смысле, что его произведения не всегда были созданы им же). Mutt 1917». По прошествии лет одни исторические события обрастают слухами и неподтвержденными подробностями, другие, наоборот, обретают новые документальные свидетельства, что ложится в основу их современной оценки и восприятия. Не обошла эта традиция и произведения искусства, тем более те, что и ранее вызывали споры, как современников, так и нескольких последующих поколений. Алексей, в ваших словах есть разумное зерно.
В то время законы об авторских правах еще не достигли сегодняшнего совершенства, но патентное право было уже на уровне. Каким бы было искусство 20-го века без Дюшана. Благодаря новому взгляду и новому названию, он создал новую идею предмета. Возможно, ты лишь подозреваешь об этом.
Среди них «Фонтан» Марселя Дюшана (1887 – 1968), крупнейшего представителя анархического художественного течения – дадаизма. Дюшан никогда не признавал сотрудничества в создании своей работы, однако два человека называли себя соавторами: дадаистка Фрейтаг-Лерингховен и Аллен Нортон, который опубликовал эссе в журнале The Blind Man, посвящённое «Фонтану» Дюшана. Автор объяснял концепцию картины как «организацию кинетических элементов, передачу времени ипространства через абстрактное изображение движения». Такими первыми концептуальными работами Дюшана стали «Велосипедное колесо» (1913) и «Сушилка для бутылок» (1914). Скрыв «Фонтан» на время экспозиции, 9 апреля 1917 г. Альфред Стиглиц сфотографировал его на пьедестале перед картиной «Воины» (1913) Марсдена Хартли. Равновесие (Большое стекло) Дюшан работал с 1915 по 1923 год.
Достаточно посмотреть на любые фарфоровые изделия той же Английской «Johnson Brothers», чтобы убедиться, что с XIX века и по настоящее время там работают не просто художники, а лучшие из лучших в своем деле. И даже признавался в этом, правда, в своей известной манере. Он заявлял во всеуслышание: «Не имеет значения, кто создал произведение: некий господин Мутт или кто-то другой, поскольку это ничего не меняет в анонимных свойствах предмета».
Это вызвало лавину вопросов о статусе произведения искусства. За велосипедным колесом последовали: сушилка, вешалка и писуар. Он сделал ВЫБОР.
Навыставке вЭрмитаже представлены работы многих художников этих двух направлений – здесь иреди-мейды Дюшана иколлажи изобрывков газет имусора Курта Швиттерса (он называл их «мерцы»). Основатель течения румынский поэт Тристан Тцара писал вманифесте 1918 года, что слово «дада» наязыке индейского племени кару обозначало хвост священной коровы, но главное, «дада» – это бессмысленный детский лепет. Вот такой бессмыслицей ибыли первые художественные акции этой группы. Наученный этим опытом в 1917 году художник присылает на выставку свой «Фонтан» анонимно. Любители искусств задались вопросом: вчем же смысл этого жеста художника. «Сделал Дюшан фонтан своими руками или нет, не имеет значения, — писали в журнале. Именно и на это рассчитывал Дюшан. Первая репродукция оригинала будет сделана самим Дюшаном через чуть более 30 лет — в 1950 г. Фонтан (англ. Fountain, фр. Fontaine)— наиболее известный реди-мейд, представленный Марселем Дюшаном в 1917 году, который является обыкновенным писсуаром с подписью «R. Mutt» (Р. Дурак).
«Фонтан» считается важной вехой направления искусства XX века и признан британскими специалистами величайшим произведением своей эпохи. Почти за два года до создания «Фонтана» Марсель Дюшан прибыл в США, где был вовлечён во фрондёрское антихудожественное культурное движение «Дада» в Нью-Йорке. В фильме Дюшан использовал созданные им ранее роторельефы – закрепленные на катушках проигрывателя картонные круги с нанесенными на них узорами, которые при движении создавали иллюзию трехмерных объектов. Дюшан положил основу для экспериментальных модернистских направлений — новому искусству.
долларов – судя по всему, это самый дорогой писсуар в мире. В 1960-м Дюшан сделал копию своей работы – оригинал, судя по всему, был им выброшен. Вся композиция размещалась между двумя растрескавшимися стеклами.
Почти за два года до создания «Фонтана» Марсель Дюшан прибыл в США, где был вовлечён во фрондёрское антихудожественное культурное движение «Дада» в Нью-Йорке. Фонтан (англ. Fountain, фр. Fontaine)— наиболее известный реди-мейд, представленный Марселем Дюшаном в 1917 году, который является обыкновенным писсуаром с подписью «R. Mutt» (Р. Дурак). Он был представлен как «фонтан» для выставки Общества независимых художников. Однако через год в Нью-Йорке он снова ее выставил и к ней выстроилась огромная очередь.
— Он ИЗБРАЛ это. Из Америки во Францию Дюшан вернулся в 1919 году. По одной из версий предполагается, что создание «Фонтана» началось, когда Дюшан при сопровождении художника Джозефа Стелла и коллекционера произведений искусства Уолтера Аренсберга приобрел стандартную модель писсуара производства JL Mott Iron Works на пятой авеню 118.
Фаянсовый писуар. «Право на лень», сформулированное зятем Маркса Полем Лафаргом, было ответом на «Право на работу» Луи Блана и восходило к древнему понятию otium, с помощью коего он пытался переосмыслить демократизацию рабства в наёмном труде после того, как рабский труд сменился наёмным. Насвоих выставках они использовали вкачестве объектов или предметов дляинсталляции веревки, пуговицы, проволоку, обрывки газет или фотографий, битое стекло. Через увлечение сюрреализмом прошли такие личности, как Макс Эрнст, Рене Магритт, Жан Кокто, Альберто Джакометти, Ман Рэй, Ив Танги, Луис Бунюэль.
И вряд ли какое-либо изделие выходило на рынок без их профессионального участия. Праздная же активность открывает абсолютно новую антропологию и абсолютно иную этику. Скульптура была отвергнута. В провинции, от Камчатки до Урала, за «художников будущего» отвечает именно он. Универсальный штамп-термин «дизайн», ранее имел более точный аналог и в русский транскрипции звучит, как «художественное конструирование».
Сегодня в нескольких музеях представлены копии писсуара. Возможно однообразным, салонным, повторяющим опыты 19-го века. Он вдохнул в вещь новую жизнь, убрав ее старое значение, создав для объекта новую мысль».
Однако невеста больше напоминает пчелиную матку с тремя окнами в туловище. Собственно, так ибыло задумано художником. Фактом того, что писсуар может находиться на выставке, Дюшан хотел показать, что зрители оценивают произведение искусства, находясь под гнетом социальных представлений и навязанных стандартов. Совершив этот акт, художник впервые определил концепцию "готовых" ("реди-мейд") или "найденных" объектов (found). Отстаивая свое произведение в 1917 году, Дюшан бросал вызов устоявшимся представлениям о природе искусства. Он утверждал, что не имеет значения, кто создал произведение: некий господин или кто-то другой, – поскольку это ничего не меняет в анонимных свойствах предмета. Концепция и отбор – вот критерии, царившие в эстетике Дюшана. Возможно известное влияние на манеру художника оказал и кинематограф. До 1923 года, восемь лет, он трудился над программным произведением «Большое стекло: новобрачная, обнажаемая своими холостяками» (Музей искусств, Филадельфия).
Подготовленный таким образом экспонат подназванием «Фонтан» Дюшан анонимно послал навыставку – амежду тем он сам входил всостав совета Общества независимых художников. Дюшан упорно отказывается работать — идёт ли речь о наёмном труде или о труде творческом. Кстати, этот флакон сохранился вединственном экземпляре вколлекции Ива Сен-Лорана ибыл продан нааукционе за 8, 9 млн. Дюшан обессмертил себя не только реди-мейдом, методом лентяев издевающимся над базовыми представлениями о ценности произведений искусства и художественном таланте, но и «праздной активностью», открывающей доселе неизвестные формы существования. Сегодня в нескольких музеях представлены копии писсуара.
Дюшан никогда не признавал сотрудничества в создании своей работы, однако два человека называли себя соавторами: дадаистка Фрейтаг-Лерингховен и Аллен Нортон, который опубликовал эссе в журнале The Blind Man, посвящённое «Фонтану» Дюшана. В 1926-м году вместе с авангардным режиссером и художником Маном Реем Дюшан снял экспериментальный фильм Анемик синема, который современники назвали изощренным нагромождением геометрических фигур и шахматных комбинаций (к слову сказать, шахматы были для Дюшана важнейшим из искусств, художник имел звание гроссмейстера и выступал за Францию на шахматных олимпиадах). Фото было опубликовано в журнале The Blind Man, однако оригинал считается утерянным. «Фонтан» был продемонстрирован и сфотографирован в студии Альфреда Стиглица. По одной из версий предполагается, что создание «Фонтана» началось, когда Дюшан при сопровождении художника Джозефа Стелла и коллекционера произведений искусства Уолтера Аренсберга приобрел стандартную модель писсуара производства JL Mott Iron Works на пятой авеню 118.
Художественное течение дада возникло вШвейцарии вначале 20-х годов. Понимая, что, купив изделие, не имея патента, он мог делать с ним что угодно, но не изображать авторство, художник элементарно перестраховался. Но в те годы такие представления об искусстве ещё не были широко распространены и некоторые критики «по инерции» находили в «Фонтане» очертания Мадонны с младенцем или Будды. Так, шутка о том, что в исполнении современного художника «Черный квадрат» будет гораздо чернее, не совсем шутка, а некий факт, обусловленный качественным изменением химического состава красок.
В1917 году он принял решение участвовать ввыставке нью-йоркского Общества независимых художников (Society of Independent Artists) – купил наПятой авеню обыкновенный писсуар марки JL Mott Iron Works, в своей студии вприсутствии друзей подписал его псевдонимом R. Mutt ипоставил дату. Дюшан никогда не признавал сотрудничества в создании своей работы, однако два человека называли себя соавторами: дадаистка Фрейтаг-Лерингховен и Аллен Нортон, который опубликовал эссе в журнале The Blind Man, посвящённое «Фонтану» Дюшана. В издательстве Grundrisse известном по переводам интеллектуальной литературы, вызывающей дискуссии и изысканному дизайну, вышла книга Маурицио Лаццарато «Марсель Дюшан и отказ трудиться».
Картина стала сенсацией в Новом Свете. Это начали еще импрессионисты в конце XIX века, но так радикально никто не действовал.
По одной из версий предполагается, что создание «Фонтана» началось, когда Дюшан при сопровождении художника Джозефа Стелла и коллекционера произведений искусства Уолтера Аренсберга приобрел стандартную модель писсуара производства JL Mott Iron Works на пятой авеню 118. Бессмысленность и иррациональность стали главными принципами творчества дадаистов. Некоторые его работы – это абстрактные композиции из частей целлулоидных кукол, крышек от бутылок, деталей часовых механизмов, а с начала 1960-х (примерно в это время, кстати, происходит знакомство художника с Дюшаном) Арман делает первые колерс (coleres) – художественные акции, на которых объекты разбивались, взрывались, разрезались, а после выставлялись на общее обозрение.
Более того, несмотря на технический прогресс ХХI века изобилие материалов и появление множества новых образцов имея почти полуторавековую историю, оставаясь практически неизменными, аналоги этого изделия используется до настоящего времени. До последнего времени считалось, что таких реплик в мире существует 15. Сам «фонтан» является видом тогда инновационного реди-мейда15. И он тем самым не просто ставит под вопрос определение роли художника и искусства ибо позиция Дюшана, отличная от «неповиновения рабочих», теоретически обоснованного итальянскими интеллектуалами 1950-х годов, может помочь нам в понимании причин многочисленных протестов, прокатившихся по площадям и улицам всей планеты (Турция, Бразилия, Испания, Соединенные Штаты и т. д. ) начиная с 2008 года.
Скандальный эффект произвела экспозиция в нью-йоркском Салоне Независимых произведения Дюшана под названием «Фонтан». Замечательны работы, сделанные в такой же технике, «Портрет или Дульсинея» (1911, Музей искусств, Филадельфия), «Грустный молодой человек в поезде» (1911–1912, Фонд П. Гуггенхейма, Венеция), «Король и королева в окружении быстрых обнаженных» (1912, обе — Музей искусств, Филадельфия). И не только потому, что «большое видится на расстоянье», но и ввиду прогрессивных и коммуникативных изменений.
И тут опять возникает Дюшан с его безусловной радикальностью ибо право на лень, «право, не требующее ни оправдания, ни чего-либо взамен» — уже покушение на три основы капиталистического общества. Его работы до сих пор вызывают ожесточенные споры. Один из основателей нового реализма Пьер Арман в 1959 году почти на тридцать лет оставил занятия живописью и обратился к экспериментам с отпечатками окрашенных предметов на полотне и бумаге и аккумуляциям (от французского накопление, нагромождение) – композициям из идентичных предметов, бытовых вещей и их деталей, которые выставлялись укрепленными на вертикальных щитах, в стеклянных коробках или ящиках из плексиглаза. «Фонтан» считается важной вехой направления искусства XX века и признан британскими специалистами величайшим произведением своей эпохи2. Так, к 1917 г. в мастерских Дюшана был ряд таких реди-мейдов: американская версия «Велосипедного колеса», «Лопата для снега», «Западня», «Вешалка для шляп», «Сушилка для бутылок» в его французской мастерской, а возможно и другие, нам неизвестные.
Ценность произведения переместилась из сферы материальной (фигуративное искусство, внешняя красота) в сферу ментальную (концептуальное искусство идея). В Европе и Америке образовывались новые сообщества художников импрессионизма и дадаизма.
Но это только простая фактология. Сегодня в нескольких музеях представлены копии писсуара.
Все они, разве что, кроме «колеса» имеют не больше авторской мысли и художественной ценности, чем, к примеру, поленница дров, которая воспринимается безотносительно к тому, кто их колол или кто складывал. Российским зрителям часть своей коллекции современного искусства впервые представляет иерусалимский Музей Израиля. Первая картина исполненная в подобном роде, — «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» (1912, Музей искусств, Филадельфия)— произвела настоящую сенсацию на выставке в Нью-Йорке. Дюшан принёс писсуар в свою студию, повернул его на 90 градусов от нормального положения, подписав: «R.
Как и весь «человеческий капитал», образцом которого творец стал для неолиберализма, он вынужден уклоняться не только от давления «внешних» властей, но и от давления собственного «эго» (творческого — для художника или предпринимательского — для человеческого капитала), дарующего и тому и другому иллюзию свободного бытия. Он отказывается подчиниться обязанностям, ролям и нормам капиталистического общества. В сегодняшней действительности фирма – производитель наверняка бы отрекламировала себя по такому случаю, заставив по суду писать в титрах, аналог известного: «Фильм снят на пленке Шостовского комбината». Другие аспекты борьбы, в том числе «отказ работать», недвижность или бездействие, оказались на обочине неолиберализма или были в нем недостаточно проработаны. Любое шедевр на холсте или в фарфоре, таит в себе энергетику гения автора вкупе с эффектом «намоленной иконы».
При этом в формировании оценочных суждений время играет не последнюю роль. Датируется предмет периодом с 1883 по 1913гг. Географически находясь в Перми, Тетерин по сути давно живет в глобальной деревне (так назвал Всемирную паутину канадский философ Маршалл Маклюэн). Именно его используют для продвижения своих работ все нигилисты, поскольку для ниспровержения нужен объект, причем незаурядный. Любитель перевоплощений российский художник Владислав Мамышев-Монро использует чужие образы (среди его многочисленных превращений – Алла Пугачева, Надежда Крупская, Владимир Путин, Василиса Прекрасная и так далее и так далее) в рамках перформансов или вернисажей, становится героем собственных фоторабот, а псевдоним Влад Монро закрепился за ним со времен Пиратского телевидения и концертов Поп-механики, где он представал в образе легендарной голливудской блондинки. – при беглом прочтении на французском этот каламбур привычно расшифровывают как у нее в одном месте горячо (elle a chaud au cul) или на английском как look.
В частности, это был первый и единственный случай, где Дюшан обозначил, если не авторство, то «родину» предмета: «. Собственно, это общая тенденция, когда фамилия авангардиста в истории связана не с множеством его работ, а с единственным шедевром, ярче других иллюстрирующим его вклад в искусство, как Малевич с его «Черным квадратом». Сегодня в нескольких музеях представлены копии писсуара. Почему обмен должен быть равноценным. Главенствующее положение отдаётся не классической школе, а самому концепту работы. В любом случае, антропология отказа работать остается антропологией труда, субъективация класса есть всегда субъективация «производителей», «трудяг». Первая — обмен: «Но, опять же, кто вообще придумал обмен, скажите мне на милость. Несколько зарубежных выставок, посвященных этому событию никак не повлияли на историческую оценку самого произведения, а сводилось к «вариациям на заданную тему».
Дюшан хотел «Фонтаном» бросить вызов этой зрительской оценке. Так, по его мнению, работа смотрелась лучше и современнее. Он был представлен как «фонтан» для выставки Общества независимых художников. И вряд ли ты вообще знаешь, что ты у истоков и что ты отец. Я купил их, как готовые скульптуры. Стокгольм, Музей современного искусства. И действительно, к чему хранить ненужную сантехнику.
С Фонтаном, реди-мейд приобретает концептуальную функцию. На подглазурном клейме этого изделия Стаффордширской мануфактуры – герб Британский империи и две надписи: «Johnson Bros England» и «New Royal Semi-Porcelain». Чтобы его увидеть, нужно только подключиться к Сети. Британский коллекционер купил ее за 57 тысяч фунтов вместо предполагаемых 15-20. Уэтого издевательского жеста есть предыстория.
В коммунизме отказ выйти на работу всегда содержит подтекст, по факту в нём не заложенный. Считалось, что самым радикальным вызовом традиционному искусству стал именно писсуар Дюшана, однако сам автор «Фонтана» не признавал в своём произведении искусство, а наоборот насмешкой над искусством как таковым и авангардом16. Сам Фонтан является видом тогда инновационного реди-мейда, суть которого заключается в том, что художник берёт готовый объект, придавая ему иной смысл, как бы «превращая его в новое произведение искусства». Коммунистическое движение имело возможность выработать как иные типы антропологии и этики, нежели те, что характерны для современного труда, так и другие процессы субъективации, не сконцентрированные на производителях. В общем приведет к подменам и замещением одного на другое. «Сделал Дюшан фонтан своими руками или нет, не имеет значения, – писали вжурнале.
Знал ли Дюшан, что, «ИЗБРАВ» писсуар, он вопреки собственной декларации о «реди-мейдах» использует не просто чужую работу, а чужой шедевр. В 1917 году художник купил в магазине писсуар, перевернул, переназвал, подписал одним из своих псевдонимов – M. Rutt 1917 (дурак) и свет увидел Фонтан – работу, которую 500 влиятельных художников, дилеров и критиков в 2004 году поставили на первое место пятерки произведений ХХ века, оказавших влияние на развитие искусства. Это явление стало революцией в авангардной живописи, поскольку в обрамлении экспозиции промышленные изделия приобрели свойства отвлеченной формы: «Велосипедное колесо» (1913), «Сушилка для бутылок» (1914). Позже этот флакон купил Ив Сен-Лоран, а после смерти французского кутюрье аромат попал на Christies. Знаменитый писсуар Дюшана (или «Фонтан» – подтаким названием художник предложил его навыставку) – самое скандальное иодно изсамых дорогих произведений искусства минувшего века. Важно сказать, что Дюшан сам был одним из учредителей этого мероприятия.
Он вошел в группу дадаистов, представители которой безоговорочно приняли изобретение художника — реди-мэйд. Тогда он отправил ее наследующий, 1913 год, нааналогичное «Армори-шоу» вАмерике, где она произвела фурор. Но дальше всех в своих художественных поисках зашел француз Марсель Дюшан. Феминистские движения, с их нежеланием исполнять функции (и выполнять труд) «женщины», по-видимому, предпочли последовать этой стратегии, нежели сделать классический политический выбор. Для чистоты эксперимента, в качестве базы для инсталляции «IХ копия», я использовал продукт не малоизвестной «JL Mott Iron Works», а легендарной Английской «Johnson Brothers», которая, кстати, в то время поставляла фарфор во многие страны, в том числе и в Америку.
"Фонтан" Марселя Дюшана оценивается в 3, 6 млн. По одной из версий предполагается, что создание «Фонтана» началось, когда Дюшан при сопровождении художника Джозефа Стелла и коллекционера произведений искусства Уолтера Аренсберга приобрел стандартную модель писсуара производства на пятой авеню 118. Массовая публика знает сюрреализм (сверхреализм) прежде всего благодаря творчеству самого эпатажного изего представителей – Сальвадора Дали. Таким путем Дюшан, мужчина в роли женщины, остроумно привлекал внимание к тому факту, что "эрос" – это принцип, это сама жизнь: «Не допускаю мысли о попирании свободы собственных действий из-за своих индивидуальных черт и качеств, а также из-за своего пола». Над монументальной конструкцией Невеста, раздетая своими холостяками. Слово «дада» никак не переводится, это просто набор звуков.
Совсем иное дело «Фонтан». И у меня есть план относительно этой, так называемой Здесь в Нью-Йорке я накупил предметов того же рода и рассматриваю их как «реди-мейды». Почти за два года до создания «Фонтана» Марсель Дюшан прибыл в США, где был вовлечён во фрондёрское антихудожественное культурное движение «Дада» в Нью-Йорке.
Московские пионеры медиа-арта Алексей Шульгин и Аристарх Чернышев начинали в девяностых. Большинство знает Марселя Дюшана по тому, что «он выставил когда-то писсуар в галерее, заявив о том, что это предмет искусства и назвал его «Фонтан». С 1930-х годов Дюшан абсолютно отказался от изобразительного искусства. Поместив известный всем предмет в чуждый контекст, художник сделал его фактом искусства.
Именно такой видится сегодня судьба знаменитого «Фонтана» Марселя Дюшана, явление которого народу в этом году отмечено 100-летним юбилеем. И спустя время «писсуар» стал своеобразным фетишем, символом, материально переоцененным. Mutt 1917»34. В Европе и Америке образовывались новые сообщества художников импрессионизма и дадаизма. Позднее он объяснил миру, что «невеста обнажается перед удовольствием, которое унизит её».
Он отсылает к политике, причем в двойном понимании — и партийной и государственной, в то время как Дюшан заставляет нас сосредоточиться на самом отказе, на не-движности, на отсутствии активности и опробовать все те возможности, которые «ленивое действие» раскрывает для обращения субъективности изобретая новые способы существования и новые типы проживания времени. Одно из главных изобретений Дюшана – его рэдимэйды (ready-made), произведения искусства, не являющиеся таковыми в классическом понимании – обычные предметы вроде подставки для сушки бутылок или поставленного на табуретку колеса, только волей художника или контекстом возведенные в высокий ранг. Слава «Фонтана» Дюшана заслонила отзрителей все остальное его творчество иэрмитажная выставка лишь закрепит этот шаблон. Члены совета устроили горячее обсуждение этого потенциального экспоната иотвергли его. Но в целом мир искусства настойчиво отказывается признавать этот факт.
Дюшан вовсю использовал новую идею, представив навыставках, кроме писсуара, «Велосипедное колесо» (1913), «Сушилку длябутылок» (1914) идругие «произведения». Подрывая «труд» в самой своей основе, она расшатывает не только идентичность «производителей», но также и их гендерные атрибуции. Он словно доказывал, что писсуар является искусством не в меньшей степени, чем его «фон». В доказательство он приводит интересную историю. Для появления на клейме названия материала должна быть веская причина. В целом труды Дюшана предопределили развитие таких форм авангардного искусства, как оп-арт инсталляция и кинетическое искусство.
И, при дымовой завесе «сортирного эпатажа», авторская подпись Марселя Дюшана оказалась единственным классификатором. Жоан Миро представлен картинами «Лето» и «Птица», Ман Рей – объектом «Стол-палитра», Макс Эрнст – ранними картинами «Четыре птицы иклетка» и «Лес». "Реди-мейды" Дюшана зачастую ставили под вопрос существование самого понятия "вкус". Все изменилось, когда у Эрмитажа появился филиал – Главный Штаб, в котором кураторы наконец могли делать выставки современного искусства, не боясь нападков со стороны петербургской публики.
Он по праву стал кумиром нового поколения молодых авангардистов. А значит не только исполнение, но и подача были точны и продуманны. Считается, что самым радикальным вызовом традиционному искусству стал именно писсуар Дюшана, однако сам автор «Фонтана» не признавал в своём произведении искусство, а наоборот насмешкой над искусством как таковым и авангардом. Правда, он поставил на предмете свой псевдоним — R. Matt. Сам «фонтан» является видом тогда инновационного реди-мейда.
«Стоять у истоков», «отец-основатель» – звучит гордо, не так ли. Как формулировал сам Дюшан это положение в 1963 году: «Реди-мейд — это произведение искусства, не нуждающееся в художнике для своего создания». Он был представлен как «фонтан» для выставки Общества независимых художников. «Фонтан» считается важной вехой направления искусства XX века и признан британскими специалистами величайшим произведением своей эпохи2. Вих основе – провокативное начало, борьба склассикой идиктатом буржуазного общества.
Потому немного истории о «Фонтане» Марселя Дюшана. Дюшан никогда не признавал сотрудничества в создании своей работы, однако два человека называли себя соавторами: дадаистка Фрейтаг-Лерингховен и Аллен Нортон, который опубликовал эссе в журнале The Blind Man, посвящённое «Фонтану» Дюшана6. Почти за два года до создания «Фонтана» Марсель Дюшан прибыл в США, где был вовлечён во фрондёрское антихудожественное культурное движение «Дада» в Нью-Йорке. В 1912 году в Париже Дюшана заставили убрать с коллективной выставки картину «Обнаженная, спускающаяся по лестнице», так как она шокировала организаторов. Фото было опубликовано в журнале The Blind Man, однако оригинал считается утерянным. Теперь произведением искусства занимаются реставраторы. Вот таким образом в ход пошли и скребок для снега и вешалка для шляп и все тот же писсуар.
Не менее актуально это и для произведений вековой давности, в частности, феномена самого «фонтана». Техника данной композиции отличалась повышенной сложностью. Но, по ряду обстоятельств, тогда на эту деталь никто не обратил внимания. Таких случайностей в природе не бывает, учитывая конкуренцию производителей и «естественный отбор» покупательского спроса. rase».
То есть нужно не научиться рисовать «как в жизни», а суметь объяснить, почему, например, велосипедное колесо должно находиться на выставке. Фото было опубликовано в журнале The Blind Man, однако оригинал считается утерянным. Работа под псевдонимом Р. Мутт ("дурак") предназначалась для проверки степени либерализма устроителей художественной выставки в Нью-Йорке и в тот раз не была допущена к показу. В начале 1920-х у Дюшана появилось самое знаменитое из его альтер-эго – эксцентричная томная дама Рроза Селяви, в чьем имени художник зашифровал то ли выражение эрос, это жизнь (eros, cest la vie), то ли поднять тост за жизнь (arroser la vie).
Тут в игру вступает антропология современности: субъект индивид, универсум, свобода — все это понятия «маскулинного» общества. Не понимаю, как вообще кому-то в голову пришла сама идея бартера». Считалось, что самым радикальным вызовом традиционному искусству стал именно писсуар Дюшана, однако сам автор «Фонтана» не признавал в своём произведении искусство, а наоборот насмешкой над искусством как таковым и авангардом. Самой значимой в этом году стала биеннале «Манифеста», открывшаяся под руководством Каспера Кенига. Имя Ррозы Селяви возникает также в каламбурах сюрреалистов, Дюшан подписывает им некоторые свои работы и использует в названии (объект Почему не чихает Рроза Селяви. ), а также как копирайт в фильме Анемик синема. «Фонтан» был продемонстрирован и сфотографирован в студии Альфреда Стиглица.
Марсель Дюшан был возмущен тем, чтоего картину «Обнаженная, спускающаяся полестнице», выполненную втрадициях кубизма, в 1912году отказались принять на «Салон независимых» вПариже. Потеряли они и возможность выйти из модели homo faber (человек творящий) тщеславия производителей и скрытого за нею прометеевского стремления покорить природу. Не случайно в одной из первых работ он визуализирует его «идеологический аналог» – часть другого аппарата – «Велосипедное колесо».