В 1947 году Марке перенес тяжелую операцию, в этом же году художник умер1. «синий конь» — это одна из самых известных работ немецкого художника Франца Марка. Французский художник Марке Альбер сумел создать свой выразительный стиль в живописи. Красочные пейзажи Прованса современного французского художника-импрессиониста Жан-Марка Жаньячика (Jean Marc Janiaczyk).
Первая выставка работ Марка Ротко и других молодых художников состоялась в галерее Оппортьюнити в 1928-м году.
«С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. Членов «Синего всадника» объединила любовь к примитивному и средневековому искусству, а также модернистским течениям в живописи – кубизму и фовизму.
Марке много путешествовал, особенно часто бывал в Италии, долго жил в Алжире. Мифотворчество Марка весьма точно объяснено им самим в очерке «Две картинки»: «В буквальном смысле слова человечество проскочило за этот срок последний этап тысячелетия, начало которому было положено крушением великого античного мира.
Все эти интриги существенно сказались на психологическом состоянии Марка. «Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя. Успех лишь усугубил чувство изоляции, которое испытывал художник.
Сами они, между тем, были отнюдь не равны. В природе только два цвета голубой и белый. Марке очень часто обращался к образу Парижа. Яркость и условность цвета, широта письма сближалаМарке с фовистами.
Отец Франца – Вильгельм Марк – изменил семейной традиции и стал художником. Париж, строгая геометрия его улиц, зелень каштанов, пестрые скаты крыш, Нотр-Дам в утренней дымке – вот что в фокусе, что действительно волнует и вдохновляет Марке. Но наибольшее влияние на Марка оказали импрессионисты, в особенности Ван Гог.
В Бордо был хороший музей, где Альбер увидел картины Веронезе, Мурильо, Рубенса. Его картины действительно очень красивы и полны жизни.
И название пришло само». Животные казались мне прекраснее и чище», – признавался он. Яркие цвета он, в отличие от фовистов, применял для усиления значимости животных.
Сколь бы притягательным не был импрессионизм – это было не то, чего он искал. Вид Лувра», «Ярмарка в Гавре», «Гавань в Ментоне» и другие. Известен афоризм художника: «дух сокрушает крепости». Ему было всего 36 лет.
Если в изображениях Парижа преобладают сиренево-серые оттенки, то Восток у Марке — белый. Бесшумно проносятся лодки, плывут барки и динамичный силуэт Везувия плывет вместе с ними. «Синий всадник – это мы двое» – сказал позднее Кандинский. «Вывестиживопись из дремотного состояния искать решения всех проблем в ящике с красками, преобразовать реальность, подчиняясь интуиции, добиваясь выразительности любой ценой» — к этому стремились молодые художники. Наиболее сильное влияние на него, как на художника оказали голландские мастера (Вермеер, Рубенс и Рембрандт), французский художник и замечательный рисовальщик Вильям Богоро и американский художник реалист Джон Сингер Саржент. Бывшие ученики Моро по-прежнему собирались у Прокопа, обсуждали выставки, каждый пробовал сам найти свой путь в живописи.
Глубина, заложенная в полотна Ротко, сделала его наряду с Джексоном Поллоком самым авторитетным американским художником, его картины возили в Европу, чтобы показать, что и в искусстве США есть глубина. Экспрессивные полотна Марка Ротко обладают мистической особенностью – по словам многих зрителей, картины, когда наблюдаешь их с близкого расстояния (а именно на этом настаивал сам художник), вызывают сильные эмоции – обостренное чувство одиночества или страха, вплоть до того, что стоя перед ними, особо чувствительные люди могут расплакаться. Главным во всех работах Марке 1910-1920 годов является не цвет, а свет. В написанных в 1906-1907 годах пейзажах Марке Солнце над Парижем, Вид Лувра, Новый мост. Отец работал кондуктором поезда, мать была на пятнадцать лет моложе его.
Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета. Они не подавляют, они органичны и естественны в окружающей их среде.
Кроме работы в ателье, Марке, как и его товарищи, много рисовал просто на улице. Апокалиптические настроения достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). Марке пишет реку-труженицу и в то же время образ Сены в его исполнении очень поэтичен. Второй излюбленный жанр художника, как ни странно, — солнечные марины (этим словом искусствоведы называют любое полотно на морскую тему) с разноцветными флажками и нарядными морячками. Эскиз для гобелена «Орфей и звери» – первая проба, представленная публике, где автор попытался «вспомнить» забытый земной рай и показать животных в первозданном виде, с их покорностью воле Творца.
Вместе, присвоив себе, по словам Кандинского, «диктаторские полномочия», они готовили выставки «Синего всадника», вместе редактировали одноименный альманах. В небольшом эссе под названием «Духовные сокровища» Марк удручённо отметил «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях». Беспокойство, которое витало в воздухе на протяжении всех 1930-х, у Ротко неотделимо от урбанистических пейзажей – люди на его картинах, будь то одиноко застывшие фигуры или пара спутников – находятся в своей привычной среде и повседневных заботах, но каждый из них погружен в себя и охвачен тревогой, как, например, в Уличной сцене (1937).
«Синий всадник – это мы двое», – заявил однажды Кандинский. Альбер Марке родился 26 марта 1875 года в Бордо. Его городские пейзажи отличаются глубоко прочувствованным отношением к природе, но в то же время им свойственна отстраненная созерцательность авторской позиции, как будто художник смотрит с возвышения на спокойно текущие воды Сены, мосты, перекинутые с одного берега на другой, на прямые линии городских улиц («Набережная Бурбон зимой», 1908, ГМИИ, Москва). 4 марта 1916 года Франц Марк погиб под Верденом (Франция) от ранения в голову. Применяя технику пуантилизма, он создал практически безупречный камуфляж.
Марк Арьян (Mark Arian) родился в 1947 году на западе Соединенных Штатов Америки. Альбер чувствовал себя заложником устоявшейся формы. После выставка объездила Берлин, Кёльн, Хаген и Франкфурт.
В детстве мальчик отличался застенчивостью и мечтательностью. В 1905 году картины Марке («Солнце над деревьями») были представлены в седьмом зале Осеннего салона, названном критиками «клеткой диких», наряду с работами Матисса, Мангена, Дерена и Мориса Вламинка. Как и все парижане, Марке не представляет французской столицы без Нотр-Дам. Художник часто получал вопросы относительно его излюбленной тематики. Весной 1912 года в салоне Гольтца открылась дополнительная экспозиция «Синий всадник.
Со дня рождения художника сегодня исполняется 110 лет. В Нормандии Марке пишет одну из лучших своих работ — «регата в Меллерей» (1927, Музей искусств, Бордо). Отражение трагической стороны жизни склонны видеть в творчестве Ротко и искусствоведы – будь то ранние работы или прославившие художника мультиформы. Помимо этого, как и все участники «Синего всадника», Марк занимался поисками новых способов самовыражения и выражения Духовного в искусстве. Живописи нигде не учился, по крупицам собирая знания из разных источников.
Улица в Сиди-Бу-Сайде и другие работы алжирского цикла эмоциональны и очень романтичны. – Как видят мир лошадь или орёл, косуля или собака. Каждый цвет в иконографии Марка несёт определённый смысл. Ариан начал рисовать в детстве. Еще одна особенность городских пейзажей Марке – это выбор высокого горизонта. «Я чувствую, что каждый день все больше и больше погружаюсь в усталость».
Альбер Марке, как и Матисс, не стремился быть первым, но работал упорно и вдохновенно. Причина, по которой художник отправился на войну, несмотря на то, что она была ему отвратительна, – её «очищающий» потенциал. В североафриканском цикле пейзажей Марке центральное место занимает мотив моря. Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака.
Большинство пейзажей написано с высоты приблизительно пятого-шес-того этажа. Очень значительной вехой в его становлении как художника была первая встреча с творчеством Рембрандта. Марк Ариан (Mark Arian) – современный американский художник, родился в городе Де-Мойн, штат Айова, в 1947 году. Там он поступил в Школу изящных искусств.
Альбера Марке один из английских критиков назвал деликатным фовистом. Глядя на холст «Синяя лошадь», понимаешь, что слова художника об «органическом ритме всех вещей» – не теоретизирование, а глубокое подлинное чувство.
Однако приказ не успел дойти до фронта. Также этот год знаменателен для Марка созданием картины «Три красных лошади», первым законченным произведением, написанным в своем уникальном «зверином» стиле. Среди картин, сделавших живописца знаменитым, наиболее выделялись «Солнце над деревьями», «Набережная в зелени», «Париж. Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников. Он кажется еще более непроницаемым из-за густых хлопьев снега, кружащихся в воздухе.
Проблемы выбора профессии для Марке не существовало. Ее пересекают редкие экипажи, пропадающие в сероватой завесе дождя. Оно то бурное и грозное, накатывающее на берег пенистыми волнами («Буря в Ла Гулетт», 1926, Музей искусств, Бордо), то тихое и спокойное («Алжирский порт», 1943, Музей искусств, Бордо). Однако выбранная стилистика ничуть не противоречит анатомии.
Повсюду экспрессионистов преследовало негодование почтенных обывателей, картины называли «цветной пачкотнёй» и «мазнёй». Плотным розовым туманом окутан утренний Париж. Работы этих русских художников тоже войдут в экспозицию.
Примерно в таком настроении Марке отбыл на родину. Такая поездка для французского живописца была сравнима с полетом на другую планету.
Сегодня в искусстве и религии этот долгий путь развития пройден. ГМИИ напоминает, что поклонниками творчества французского живописца были отдельные выпускники ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНа 1920-х годов, представители московской группы «13» и ленинградского объединения «Круг художников». Им было расписано девять «росписей по брезенту» в различных стилях источниками вдохновения для Марка стали Мане и Кандинский, причём камуфляж в стилистике последнего оказался наиболее эффективен для укрытия от самолётов, пролетающих на высоте в две и более тысяч метров. Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м – последнем предвоенном году.
Примечательно, что большинство людей на этих пейзажах – лишь силуэты, размытые фигуры. В настоящее время живет в двух местах, чередуя работу в студии на Острове Ниуэ, Полинезия и в Окленде, Новая Зеландия, городе, в котором родился. Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка. В декабре 1911 года в мюнхенской галерее Тангаузер (нем.
Известны факты, что особенно чувствительные люди плакали, глядя на полотна Марка Ротко. Поначалу Марк мечтал стать священником и заниматься теологией. Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных. Марк ответил следующее: «Я не ставлю своей целью изображение только животных Я хочу обострить своё восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе Я не знаю лучшего способа подобного «оживления» искусства, чем изображение животных». Рисовать начал еще в детстве. Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные – свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро.
В картине «Лисы» мы видим полное взаимопроникновение форм, стирание грани между зверем и его окружением. Нельзя сказать наверняка, как сложилась бы судьба художника, если бы он уцелел в «верденской мясорубке». Группа «Синий всадник» просуществовала всего три года: амбициозные планы художников нарушила Первая мировая война. Больше всего ему нравились лошади.
Это был его первый опыт в области реалистического искусства, которому он верен и поныне. В морских пейзажах Марке всегда есть знаки присутствия человека.
Эта картина-реквием, ставшая пророчеством грядущей войны, – одно из последних крупных произведений Марка, в котором он сохранил связь с фигуративной живописью. Он пишет белые крыши и стены домов, белые террасы и заборы. Однако, ставя перед собой сходные с фовистами колористические задачи, Марке по существу оставался в стороне от них и вскоре перешел к более сдержанной тональности и умеренному использованию чистого цвета («Вид на Сену и памятник Генриху IV», 1906).
Мы знаем море, написанное Лорреном и Каналетто, Коро и Буденом, Курбе и Моне. Вторая поездка в Париж, осуществленная в 1907, подтолкнула Марка к изучению анатомии животных, что могло бы способствовать воплощению его творческого замысла: передавать сущность природы через животный мир уже в детские годы Марк видел в людях несовершенство и считал, что чистота животных обусловлена их природной «неразумностью», а «грязь» мыслящих существ обусловлена разрушительным влиянием цивилизации.
Подтверждением тому является его известная работа «Пляж в Фекаме», написанная уже в 1906 году. Матисс – в заношенном грубом пальто, Манген – в ярко-красном фантастическом костюме, Дерен и Вламинк – в оранжевых, желтых рубашках, Марке – в старом вельветовом костюме и в сдвинутой на затылок шляпе. Художник решительно порвал с натурализмом. Швабинг был средоточием богемной жизни, здесь быстро завязывались волнующие знакомства.
Марке делал копии произведений Жана Батиста Шардена, Николы Пуссена, Диего Веласкеса и Клода Лоррена.
Чёрное и белое», на ней были представлены исключительно графические работы. В них движение людей и гармония природы соединяются в едином течении городской жизни. Он разработал собственную теорию цвета, в которой пытался охарактеризовать «мистически-имманентную» структуру мироздания. Франц родился 8 февраля 1880 года в Мюнхене. Thanhauser) состоялась первая групповая выставка «Синего всадника».
Когда Ариану было четырнадцать лет, он впервые увидел подлинник великого художника. Полотно французского живописца известного своим новаторским обращением с цветом, указало Ротко дальнейший путь – именно тогда он стал писать сначала мультиформы (один из известных примеров – No. 9, 1948 года), а после пришел к собственному стилю, сделавшему его одним из самых значимых художников своего поколения. Альбер Марке много путешествовал, а в 1934 году даже приезжал в Россию. Художник верил, что животные существовали до библейского сотворения мира.
У Марка, превосходного рисовальщика, был особый талант изображать зверей. Везувий как облако возникает на горизонте и растворяется в небе. Он находил их более чистыми, даже возвышенными по сравнению с людьми. После мобилизации Марк попал в правительственный список особо ценных художников, которых следовало освободить от военной обязанности. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен).
В начале этого же года происходит первая встреча с экспрессионистом Августом Маке и в сентябре, в Мюнхене он вступает в объединение художников этого стиля, но в конце 1911, с частью единомышленников отходит от группы и вместе с Кандинским организовывает «Синий всадник». Его Алжир был белым. Насыщенный фон картины, состоящий из нагромождения сложно пересекающихся плоскостей, отчасти продолжает и повторяет линии, заданные в фигуре зверя, так что тигр кажется неотъемлемой частью окружения, а не доминирует над ним, как синяя лошадь. В Неаполе показан ослепительно ясный полдень. Это было изображение женского профиля.
Он начинал, как и многие его современники-художники. С трех сторон зажата пустынная площадь перед собором. И если Альбер о русском искусстве выразился весьма сдержанно, то поклонники, появившиеся после нескольких встреч с ним, были полны энтузиазма.
Окончив школу, он отправился в Париж, чтобы получить художественное образование. В 1914 г. он успел написать несколько абстрактных композиций («Тироль», «Борющиеся формы») и, очевидно, стоял на пороге нового этапа своего творчества. – вопрошал Марк. «Синий всадник» стал синонимом немецкого экспрессионизма.
То эпохальное сражение длилось в течение полугода и унесло несколько сотен тысяч жизней. Своими мыслями он делился с Кандинским.
Его живописные холсты пластически обобщены, обобщенно решает он и легко узнаваемые чисто парижские архитектурные акценты – Нотр-Дам, Эйфелеву башню. Они действительно заслуживали прозвище диких (le fauve – по-французски дикий зверь). Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое.
Настольной книгой Франца Марка был труд Альфреда Брема «Жизнь животных». Теперь глаз замечает все, не упускает ни одной подробности. Марке же делает его своим тональным камертоном. Больше всего публику возмущало не только то, что художники выставляли пугающе яркие, дикие по цвету, с искаженными формами предметов работы, но и то, что они посмели в своих экстравагантных нарядах ходить и по улице и по залам добропорядочного Гран Пале.
Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, – «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912) и «Лисы» (1913). Марк Кросс (Mark Cross) родился в Окленде Новой Зеландии в 1955 году. Если в «Синей лошади» обобщенная фигура животного сохраняет целостность формы, а альпийский пейзаж остается узнаваемым, то в «Тигре» Марк более ощутимо трансформирует реальный образ. Здесь явно не они являются главными героями.
Он чувствует необычный подъем, работает легко, с упоением, как прежде. Именно в Северной Африке Марке впервые начал писать грозы и штормы. Когда издатель из Мюнхена Рейнхард Пипер попросил прокомментировать увлечение анимализмом. Туда его фрески, созданные для небоскреба Seagram, привезли 25 февраля 1970 года. Его Париж был серым, Неаполь – голубым, Гамбург – охристым. Тогда «примитивные» закладывали основы долгого развития искусств и первые мученики умирали за новый христианский идеал. Голубое до синевы небо, растворенные в мареве летнего воздуха дали, голубая вода. В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета.
В 1907 году он выставил на всеобщее обозрение свою программную работу – эскиз гобелена «Орфей и звери». Вместе с ним мы переходим в нижнюю часть холста, спускаемся по набережной Сен-Мишель. Тот написал ему в письме: «Не слишком ли страшную цену придётся заплатить за очищение. ». Полностью талант Марка расцвел в кругу художников, которых в 1911 году объединил «Синий всадник», – сообщество, душой которого были Василий Кандинский и он сам, Франц Марк. Это была крепкая и чистая любовь. Альбер Марке с собственной неповторимостью изображал чарующие виды Парижа. Даже появление названия «Синий всадник», которое, как вспоминал Кандинский, родилось за кофейным столиком, свидетельствует о легкости взаимопонимания двух художников: «Мы оба любили синий, Марк – лошадей, я – всадников.
Сена, которую художник называл «единственной рекой Франции» играет большую роль в его парижских пейзажах. Лучи, скользящие по воде, делают море молочным, непрозрачным, светящимся.
Шел 1934 год. Ряд картин, написанных художником в этот период, относятся к лучшим произведениям фовизма («Пляж в Фекане», 1906, Центр Помпиду, Париж). Создается впечатление, что художник «нарезает» фигуры двух лис на фрагменты и смешивает их, как части головоломки.
Марке также совершил путешествие, на которое решались немногие – он посетил СССР. В Солнце над Парижем, в работах Вид Лувра, Новый мост. К тому же, он специально изучал анатомию животных, его настольной книгой была «Жизнь животных» А. Брема, целые дни он проводил в зоопарке, наблюдая за зверями и делая зарисовки.
Вскоре после начала Первой мировой Франц Марк ушёл добровольцем на фронт. На пути к творческому самоопределению емупредстояло пройти испытание фовизмом. Так, в 1914 году рождается картина «Борьба форм».
В это время Марке пишет этюды обнаженной натуры, натюрморты интерьеры, портреты. В начале 1950-х годов полотна Марка Ротко в стиле абстрактного экспрессионизма стали абсолютно новаторскими для американской живописи. Одним из немногих впечатлений от поездки стало короткое замечание художника: «Коровин неплох». В утраченной картине «Башня синих лошадей», традиционно гармоничный в его работах образ лошади представляет собой звено конструкции, лишенной устойчивости, с рушащимися формами в апокалиптически пророческом произведении «Судьба животных» – одной из самых знаменитых его работ, тревожные настроения Марка достигли кульминации.
Однако назвать Франца Марка анималистом невозможно: зверь был для него не реалистической «натурой», а высшим существом, символом естественного, чистого, абсолютного и гармоничного бытия. Его серия картин изображающих нью-йоркскую подземку, в частности, самая известная из них Вход в метро (1938) – еще совсем не то, чем Ротко прославился в последующие десятилетия и с чем его ассоциируют до сих пор. Его сияющие светом пейзажи были замечены и оценены. Рисовать Альбер начал очень рано, он рисовал куском угля на полу, на полях тетрадей. (Так же, как Кандинский, Марк придавал символическое значение цвету: синий означал для него мужественность, твердость и духовность. ) Мощная личность Кандинского ни в коей мере не подавила Марка. Особенно же заинтересовало Марке творчество П. Боннара.
В движении спешащих куда-то людей есть особая размеренность. Именно Африка, Алжир дали ему возможность проявить новое отношение к солнечному свету. Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). Но именно она, сердечная и открытая, стала женщиной его жизни. Именно в соотношении неба и земли, светлого и темного – основа его композиций.
Однако после Осеннего салона 1905 года критика буквально взорвалась негодованием. Фовизм был самым кратковременным течением в истории искусства. Каждый идет своей дорогой и, где бы мы ни встретились, нам будет всегда его недоставать. Здесь Марке встретил первых критиков, которые оценили его талант, - Ж. Бессона и Ф. Журдена.
Нотр-Дам. Название фовизм произошло от французского«fauvre» (дикие звери), так один из критиков отозвался о работах А. Марке и его друзей А. Матисса, А. Мангена, Ж. Руо, Ш. Камуэна, а также М. Вламинка и А. Дерена, выставленных в Осеннем салоне 1905 года. Участники группы также мечтали уравнять в правах все существующие виды искусства. Эти формальные поиски имели для Марка серьезный духовный смысл: он искал путь от внешнего облика вещей («внешность всегда плоска») к их внутренней сущности и видел цель искусства в «раскрытии неземной жизни, тайно пребывающей во всем, в разрушении зеркала жизни с тем, чтобы взглянуть в лицо бытию». Остается где-то внизу шум города. Она почти всегда оживлена движущимися по ней баржами и лодками.
В свете его философии, обличавшей повсеместную коммерциализацию искусства, неоднозначно выглядят и сегодняшние ценовые рекорды (Оранжевое, красное, желтое в 2012 году ушла с торгов за 86, 9 млн), которые картины художника вновь и вновь устанавливают на аукционах – это победа Ротко или его поражение. «Искусство, — считал художник, — не должно отражать, а должно вскрывать внутреннюю «истинность» вещей».