Именно в Алжире встретил свою будущую жену Марке Альбер, биография которого тесно связана с этой страной. Марке, ПЬЕР АЛЬБЕР (Marquet, Pierre Albert) (1875–1947), французский художник, органично соединивший стилистику импрессионизма и фовизма. Родился Марке Альбер в 1875 году в городе Бордо (Франция).
Это неповторимый и загадочный, молчаливый и величественный собственный Париж Альбера Марке. Альбер Марке (Albert Marquet), современник Матисса, родился в 1875 году. Французский художник Марке Альбер сумел создать свой выразительный стиль в живописи. 14 июня 1947 года Альбер Марке умер.
Здесь Марке встретил первых критиков, которые оценили его талант, - Ж. Бессона и Ф. Журдена. Он кажется еще более непроницаемым из-за густых хлопьев снега, кружащихся в воздухе. Море Марке не пустынно в нем всегда чувствуется присутствие человека. С конца 1900-х Марке много путешествовал. Название фовизм произошло от французского«fauvre» (дикие звери), так один из критиков отозвался о работах А. Марке и его друзей А. Матисса, А. Мангена, Ж. Руо, Ш. Камуэна, а также М. Вламинка и А. Дерена, выставленных в Осеннем салоне 1905 года. Марке пишет реку-труженицу и в то же время образ Сены в его исполнении очень поэтичен. Улица в Сиди-Бу-Сайде и другие работы алжирского цикла эмоциональны и очень романтичны.
Композиционные линии отличаются динамизмом и притягивают взгляд зрителя в глубину. Жизнь человека и природы исполнена энергии, движения («Порт Гавр», 1934). В пейзажах Марке этого периода, при всей хроматической насыщенности, сохраняются пространственные отношения, распределение интенсивных цветов следует за движением планов в глубину («Гавань в Ментоне», 1905 год, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Регата в Фекане», 1906 год, Национальный музей современного искусства, Париж). Вместо ярких и чистых красок – монохромные, меланхоличные пейзажи с видами Сены. Значительную часть этих полотен художник создал на высоте шестого этажа, что позволяло сделать композиционное построение особенно выразительным.
Название «фовизм» произошло от французского «fauve» дикие звери, — так один из критиков отозвался о работах Марке и его друзей А. Матисса, А. Мангена, Ж. Руо, Ш. Камуэна, а также М. Вламинка, А. Дерена, выставленных в Осеннем салоне 1905 года «Вырвать живопись из дремотного состояния», «искать решения всех проблем в ящике с красками», преобразовать реальность, подчиняясь интуиции, добиваясь выразительности любой ценой к этому стремились молодые художники. В 1945 году вернулся в Париж. Начал обучение живописи в родном городе Бордо.
Обучался также в Национальной школе изящных искусств в ателье Г. Моро и Академии Рансона. Плотным розовым туманом окутан утренний Париж. Рисовать Альбер начал очень рано, он рисовал куском угля на полу, на полях тетрадей. Марке много путешествовал, особенно часто бывал в Италии, долго жил в Алжире.
ГМИИ напоминает, что поклонниками творчества французского живописца были отдельные выпускники ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНа 1920-х годов, представители московской группы «13» и ленинградского объединения «Круг художников». Лучи, скользящие по воде, делают море молочным, непрозрачным, светящимся. В 1945 вернулся в Париж. С 1908 года Марке начинает путешествовать.
Это был непревзойденный мастер соотношений между общим и конкретным. И такой особенностью стал для него свет. Теперь глаз замечает все, не упускает ни одной подробности. Ряд картин, написанных художником в этот период, относятся к лучшим произведениям фовизма («Пляж в Фекане», 1906, Центр Помпиду, Париж). «Я чувствую, что каждый день все больше и больше погружаюсь в усталость». 1875, Бордо — 1947, Париж. Солнце Алжира стало главным действующим персонажем его работ.
Марке же делает его своим тональным камертоном. Типично для этого периода полотно «Деревья в Бийанкуре» (1898, Музей искусств, Бордо). В годы учебы у Моро Марке сдружился с А. Матиссом, А. Мангеном, Ж. Руо, Ш. Камуэном. Контраст ярким полотнам создавал стоящий посреди экспозиции бюстик как раз таки авторства Марке и в весьма неоклассическом духе. Как и все парижане, Марке не представляет французской столицы без Нотр-Дам.
Выход парусных лодок», 1920 год «Триель», 1931 год, обе – частные собрания, Париж). А. С. Пушкина Дождливый день в Париже. Вместе с ним мы переходим в нижнюю часть холста, спускаемся по набережной Сен-Мишель. Она почти всегда оживлена движущимися по ней баржами и лодками.
Второй излюбленный жанр художника, как ни странно, — солнечные марины (этим словом искусствоведы называют любое полотно на морскую тему) с разноцветными флажками и нарядными морячками. Его Алжир был белым. Они действительно заслуживали прозвище диких (le fauve – по-французски дикий зверь).
Плотным розовым туманом окутан утренний Париж. Кроме работы в ателье, Марке, как и его товарищи, много рисовал просто на улице. Ранние работы Марке (конец 1890 — начало 1900-х) главным образом представляют пейзажи, написанные в традиционной манере импрессионистов. Главное для художника — показать напряженный ритм жизни порта. В его видах портов и гаваней спокойная водная гладь наполнена опаловым свечением, а тонущие в дымке прибрежные постройки, суда, горные массивы создают замкнутое обрамление («Везувий», 1909 год, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина «Роттердамский порт», 1914 год, Национальный музей современного искусства, Париж «Гамбургский порт», 1909 год, Эрмитаж, вариант – Кунстхалле, Гамбург «Гаврский порт», 1934 год, частное собрание, Париж и др. ). Художник, график иллюстратор. На пути к творческому самоопределению Марке предстояло пройти испытание фовизмом.
В движении спешащих куда-то людей есть особая размеренность. Такова выработанная самим художником манера и одним из лучших ее примеров является «Дождливый день в Париже. Приметы города здесь отсутствуют, на полотне — только море и лодки, лишь на горизонте виден величественный силуэт Везувия. Это он дает нам возможность почувствовать пропитанный влагой или пронизанный солнцем морской воздух. Оно то бурное и грозное, накатывающее на берег пенистыми волнами («Буря в Ла Гулетт», 1926, Музей искусств, Бордо), то тихое и спокойное («Алжирский порт», 1943, Музей искусств, Бордо).
Альбер Марке с собственной неповторимостью изображал чарующие виды Парижа. Но не сразу художник пришел к полному пониманию того, как именно он хочет писать. Раньше излюбленными парижскими районами художника были Люксембургский сад и авеню де Версай, но теперь он находил невыразимую прелесть в набережных Сены, Сите, в старинном Нотр-Даме.
С трех сторон зажата пустынная площадь перед собором. Он кажется еще более непроницаемым из-за густых хлопьев снега, кружащихся в воздухе.
Проблемы выбора профессии для Марке не существовало. В 1905 принимал участие в скандальном выступлении фовистов на Осеннем салоне. Нотр-Дам, 1910, Санкт-Петербург, Гос. Вид Лувра», «Ярмарка в Гавре», «Гавань в Ментоне» и другие.
Вместе с ним мы переходим в нижнюю часть холста, спускаемся по набережной Сен-Мишель. В североафриканском цикле пейзажей Марке центральное место занимает мотив моря. Нотр-Дам», 1910 год, Эрмитаж «Мост Сан-Мишель и набережная Грандз-Огюстен», 1910-1911 годы, Национальный музей современного искусства, Париж и др. ). Его городские пейзажи отличаются глубоко прочувствованным отношением к природе, но в то же время им свойственна отстраненная созерцательность авторской позиции, как будто художник смотрит с возвышения на спокойно текущие воды Сены, мосты, перекинутые с одного берега на другой, на прямые линии городских улиц («Набережная Бурбон зимой», 1908, ГМИИ, Москва). От этих двух работ Марке значительно отличаются посвященные жизни порта картины «Грузовое судно в Марселе» (1916, частное собрание, Париж), «Булонь-сюр-мер» (1930, частное собрание, Лозанна) и «Гавр» (1934, частное собрание, Париж).
Мы знаем море, написанное Лорреном и Каналетто, Коро и Буденом, Курбе и Моне. Фовизм был самым кратковременным течением в истории искусства. Он побывал в Италии, Тунисе и Марокко, долгое время жил в Алжире.
Среди картин, сделавших живописца знаменитым, наиболее выделялись «Солнце над деревьями», «Набережная в зелени», «Париж. Но болезнь, начавшаяся в Африке, не отступала. Отец работал кондуктором поезда, мать была на пятнадцать лет моложе его. Учился в Париже, в Школе декоративных искусств (1890—1895) и в Школе изящных искусств в мастерской Моро (1895—1898). Примечательно, что большинство людей на этих пейзажах – лишь силуэты, размытые фигуры. В Неаполе показан ослепительно ясный полдень.
Много работая над техникой изображения и над особым видением пространства, «взглядом художника», Марке создал тот стиль, который стал его визитной карточкой – выразительный с упрощенными формами, но передающий внутренний мир изображаемых героев. Он чувствует необычный подъем, работает легко, с упоением, как прежде. Высокий горизонт позволяет охватывать не только город, но и много неба. Только преодолев это, получишь возможность продолжать. Марке много путешествовал.
Если в изображениях Парижа преобладают сиренево-серые оттенки, то Восток у Марке — белый. В 1905 году картины Марке («Солнце над деревьями») были представлены в седьмом зале Осеннего салона, названном критиками «клеткой диких», наряду с работами Матисса, Мангена, Дерена и Мориса Вламинка.
Ее пересекают редкие экипажи, пропадающие в сероватой завесе дождя. Существенным фактором в системе Моро было копирование в Лувре. После этой выставки начали говорить о «Париже Марке», поскольку виды французской столицы были пронизаны собственным, глубоко личным отношением, они обладали лиричной интонацией и щемящей свежестью. Эта группа именуемая фовистами (от фр. Альбер Марке, как и Матисс, не стремился быть первым, но работал упорно и вдохновенно.
Для него была ближе собственная выразительная система. Он пишет белые крыши и стены домов, белые террасы и заборы. Эрмитаж Набережная Бурбон зимой, 1908, Москва, Гос.
музей изобразительных искусств им. В морских пейзажах Марке всегда есть знаки присутствия человека. Французский художник.
Такая поездка для французского живописца была сравнима с полетом на другую планету. Голубое до синевы небо, растворенные в мареве летнего воздуха дали, голубая вода.
Марке изучает Пуссена, Веронезе, Тициана, Веласкеса, Шардена, Лоррена, знакомится с различными художественными традициями. А натюрморты с фруктами и вовсе напоминают сезанновские.
Проблемы выбора профессии для Марке не существовало. Примерно в таком настроении Марке отбыл на родину. На выставке в парижской Галерее Дрюэ было представлено 39 композиций Марке. Лодки и парусники не нарушают, а как бы озвучивают гармонию водного пространства и неба, ведущих свой тихий диалог.
Именно в соотношении неба и земли, светлого и темного – основа его композиций. Это была крепкая и чистая любовь. Альбер чувствовал себя заложником устоявшейся формы. Таковы «Гавань в Ментоне» (1905, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Регата в Фекане» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж), «Набережная в зелени» (1906, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
На долгое время меланхоличные пейзажи с водной гладью в серых тонах заполнили студии и умы будущих творцов. Годы оккупации художник провёл в Алжире. Альбер Марке родился 26 марта 1875 года в Бордо. Особенно же заинтересовало Марке творчество П. Боннара.
Его Воксель, будущий автор термина «фовизм» (от французского fauve – «дикий») смело сравнил с Донателло. Тихий, безветренный день встречает нас в «Везувии». «Вывестиживопись из дремотного состояния искать решения всех проблем в ящике с красками, преобразовать реальность, подчиняясь интуиции, добиваясь выразительности любой ценой» — к этому стремились молодые художники. Везувий как облако возникает на горизонте и растворяется в небе.
В 1945 году Марке с женой вернулись в Париж. Альбер начал очень рано рисовать чем угодно и где угодно: куском угля на полях школьных тетрадей, на полу С 1890 по 1895 год он обучался живописи в Школе декоративных искусств, после чего поступил в Школу изящных искусств, в мастерскую Г. Моро, которого современники называли «мистиком, который устроил себе келью в центре Парижа». Его Париж был серым, Неаполь – голубым, Гамбург – охристым.
Его сияющие светом пейзажи были замечены и оценены. А. С. Пушкина).
Парусные лодки, 1921 Триель, 1931, все — Париж, частные собрания). Это его Париж его он написал последним в своей жизни и в нем сохранился, дошел до нас живой образ художника.
музей изобразительных искусств им. Вот таким образом работы мастера так воздушны. В Бордо был хороший музей, где Альбер увидел картины Веронезе, Мурильо, Рубенса. Две фигуры на углу подхватывают эстафету и направляют движение вправо через мост, вслед за проезжающим экипажем. Моро всегда говорил ученикам, что копирование натуры требует огромной ответственности: «Копировать природу надо с воображением, только воображение делает нас художниками».
После смерти Моро учиться в школе стало абсолютно неинтересно, вот таким образом Марке и его друзья покинули учебное заведение, даже не написав программную работу имея в кармане лишь удостоверение учителя рисования начальной школы. И хотя впечатление о русской живописи у Марке исчерпывается всего лишь тем, что «Коровин неплох», французский мастер оказывает сильное влияние на советских художников. Нотр-Дам». В Нормандии Марке пишет одну из лучших своих работ — «регата в Меллерей» (1927, Музей искусств, Бордо). Храмы естественны, как растущие деревья и без труда растворяются в окружающей среде. Выход парусных лодок, 1920 Сабль дОлонь.
Эрмитаж Гаврский порт, 1934, Париж, частное собрание). Рувейр, 1904 год, Национальный музей современного искусства, Париж «Сержант колониальных войск», 1907 год, Музей изящных искусств, Бордо). А. С. Пушкина Порт в Роттердаме, 1914, Париж, Нац. Выходило в основном меланхолично – чувствуется, Марке слушали внимательно. Второй излюбленный жанр художника, как ни странно, – солнечные марины (этим словом искусствоведы называют любое полотно на морскую тему) с разноцветными флажками и нарядными морячками.
В природе только два цвета голубой и белый. Позднее увлекался романтичными эффектами ночного освещения (Новый мост ночью, 1937, там же). Большую часть из них составляли парижские пейзажи. Альбер Марке родился в Бордо, в семье железнодорожного служащего.
Особенно важной стала передача именно световых ощущений в его морских пейзажах. В это время Марке пишет этюды обнаженной натуры, натюрморты интерьеры, портреты. Именно Африка, Алжир дали ему возможность проявить новое отношение к солнечному свету. Как правило, контур предмета он передает при помощи четкого мазка-штриха. Марке очень часто обращался к образу Парижа.
В его творчестве был период, когда, увлеченный работами фовистов, он перенял их манеру изображения, его увлекла присущая фовизму яркость красок и необычность световых отражений. Уже в 1907 году Марке решительно отказался от условной экспрессивной системы фовизма. Мы знаем море, написанное Лорреном и Каналетто, Коро и Буденом, Курбе и Моне. Выставляется с 1901 – в Салоне Независимых, с 1909 – в Осеннем салоне. музей современного искусства Гамбургский порт, 1909, Санкт-Петербург, Гос. Они не подавляют, они органичны и естественны в окружающей их среде. Среди русских последователей, которых художник осенил во время организованной ВОКСом встречи (кстати, весьма безрадостной, судя по мемуарам), – Софронова, Рыбченков, Маврина и Лапченков.
Уже в ранних его пейзажах и портретах доминирует гораздо более размеренный и покойный, чем у других фовистов, композиционный и цветовой строй (Гавань в Ментоне, 1905, Эрмитаж, Петербург Сержант колониальных войск, 1906, Музей изящных искусств, Бордо). Альбер Марке много путешествовал, а в 1934 году даже приезжал в Россию.
Голубое до синевы небо, растворенные в мареве летнего воздуха дали, голубая вода. В картине «Неаполь» (1909, Санкт-Петербург, Эрмитаж) все полно движения, пространство кажется напоенным мерцающим светом и морским воздухом, поверхность вод отражает меняющееся освещение неба. Нотр-Дам» (1910, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Это характерно, например, для такого полотна, как «Ярмарка в Гавре» (1906, Музей искусств, Бордо). Моро и был тем человеком, который научил Марке работать с натурой. Нотр-Дам. В написанных в 1906-1907 годах пейзажах Марке Солнце над Парижем, Вид Лувра, Новый мост.
Ее пересекают редкие экипажи, пропадающие в сероватой завесе дождя. Большинство пейзажей написано с высоты приблизительно пятого-шес-того этажа. Еще одна особенность городских пейзажей Марке – это выбор высокого горизонта. В Солнце над Парижем, в работах Вид Лувра, Новый мост. Годы оккупации Марке провел в Алжире. Сколь бы притягательным не был импрессионизм – это было не то, чего он искал.
Яркость и условность цвета, широта письма сближает Марке с фовистами. Эрмитаж Регата в Фекане, 1906, Париж, Нац. Везувий как облако возникает на горизонте и растворяется в небе.
Шел 1934 год. Остается где-то внизу шум города. Если Сезанн был одним из китов постимпрессионизма (наряду с Ван Гогом и Гогеном), а Матисс – диким зверем фовизма, то с Марке все отнюдь не так однозначно.
Здесь явно не они являются главными героями. В «Неаполе» показан ослепительно ясный полдень. Говоря об искусстве Марке, даже знаток смутится в определении стиля.
Уже в этих ранних работах выявилось своеобразие стиля Марке. Едва узнаваемые архитектурные акценты, намеченные контуром или тоном, позволяют безошибочно определить, что на картине изображен не просто город, а Париж (его Нотр-Дам, Эйфелева башня). Там он поступил в Школу изящных искусств. Работы этих русских художников тоже войдут в экспозицию. Иная картина предстает перед зрителем в одном из лучших пейзажей Марке «В Неаполе» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Тогда художники и были наречены критиком Луи Вокселем дикими зверями.
Речь о молодых дарованиях ВХУТЕМАСа – высших художественных мастерских, которые впоследствии незначительно переименуют, заменив «мастерские» на «институт». музей современного искусства Ночной Париж, 1937, Париж, частное собрание). Сена, которую художник называл «единственной рекой Франции» играет большую роль в его парижских пейзажах. В 1930-е годах в творчестве Марке проявились романтические интонации: пейзажи ночного Парижа пронизаны беспокойными ритмами, динамикой вспыхивающих, фосфоресцирующих цветов («Пон-Нёф ночью», 1935-1939 годы, Национальный музей современного искусства, Париж «Ночной Париж», 1937 год, частное собрание, Париж и др. ). Бесшумно проносятся лодки, плывут барки и динамичный силуэт Везувия плывет вместе с ними.
Если верить мемуарам, встреча впечатлила его меньше, чем студентов художественных институтов, для которых иностранец тоже был немного инопланетянином. В них движение людей и гармония природы соединяются в едином течении городской жизни. В 1934 году по приглашению ВОКС (Всесоюзное общество культурной связи с заграницей) художник приехал в Ленинград, а затем посетил Москву и несколько провинциальных городов.
Однако после Осеннего салона 1905 года критика буквально взорвалась негодованием. Он начинал, как и многие его современники-художники. музей изобразительных искусств им.
Марке также совершил путешествие, на которое решались немногие – он посетил СССР. Этот город, этот мост, такой огромный и такой неуклюжий, пушистые и немного беспомощные деревья, грузовики и автобусы, напоминающие медлительных божьих коровок, в них есть что-то мягкое и таинственное. Окончив школу, он отправился в Париж, чтобы получить художественное образование. Секрет его картин заключен в соотношении земли и неба, светлого и темного. Альбер Марке говорил: «Когда я начинаю картину, я не знаю, как ее закончу». На пути к творческому самоопределению емупредстояло пройти испытание фовизмом. Однако, ставя перед собой сходные с фовистами колористические задачи, Марке по существу оставался в стороне от них и вскоре перешел к более сдержанной тональности и умеренному использованию чистого цвета («Вид на Сену и памятник Генриху IV», 1906).
С трех сторон зажата пустынная площадь перед собором. Общая голубая тональность оживляется черно-коричневыми корпусами судов. Именно в Северной Африке Марке впервые начал писать грозы и штормы. Одним из немногих впечатлений от поездки стало короткое замечание художника: «Коровин неплох».
Лучи, скользящие по воде, делают море молочным, непрозрачным, светящимся. Проявил себя также как рисовальщик иллюстратор, мастер акварели.
Главным во всех работах Марке 1910-1920 годов является не цвет, а свет. Потом было путешествие в Алжир, в который он просто влюбился.
В природе только два цвета голубой и белый. Яркость и условность цвета, широта письма сближалаМарке с фовистами. Приглушённая тональность, передающая состояние влажной атмосферы, насыщается богатыми переливами перламутровых оттенков («Солнце над Парижем», 1907 год, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина «Дождливый день в Париже. Но это были его последние картины.
На всю жизнь Альбер запомнил слова учителя: «Копировать природу надо с воображением, только воображение делает нас художниками» и пронес эту заповедь через все свое творчество. Альбера Марке один из английских критиков назвал деликатным фовистом. музей современного искусства).