Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «Персея и Андромеду», требуются комментарии. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией.
В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни. Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. Картина несёт характерные черты рубенсовской манеры письма, но её однозначная атрибуция является спорным вопросом. Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах.
Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам.
Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий2526. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. Каталог работ Рубенса, составленный Анн-Мари Логан и Майклом Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года), не подтверждает авторство Рубенса и относит «Камеристку» к рубенсовской школе16. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно23.
В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции. Кресты с распятыми на них Христом и двумя разбойниками вздымаются над пустынной, голой местностью. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно.
Рубенсу сопутствовала слава, в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. Рубенс изображает облик целостно и последовательно, не теряя её женское естество, приближаясь в своём портрете к идеалу человеческой личности. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.
Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий. В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях.
В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. В нижнем правом углу венский этюд подписан P P Rubens и его авторство несомненно, но вопрос, кто надписал этюд и кто модель, остаётся спорным. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины.
Рубенс и себя не раз писал в ней. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Михаил Алпатов провёл параллель с картинами Валентина Серова, у которого также различаются помпезные великосветские картины и портреты близких и родных людей. Сила пластического воображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала составляют основу творчества Рубенса. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант.
Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. Для творческого наследия Рубенса этот портрет отличается некоторой строгостью и сдержанностью.
Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве. Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. Модель облачена в тяжелое платье с жестким корсетом, его раструбы рукавов напоминают металлический рыцарский доспех. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению.
Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора32. Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Все это я вычитала в аннотации к картине. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах13. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность.
Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Художник как бы сравнивает свою модель с призрачным, хрупким цветком.
Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки.
21 марта 1611 года в семье Питера Пауля Рубенса и Изабеллы Брант появилась перворождённая дочь Клара Серена. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах. Идентичность моделей на венском этюде и на эрмитажном портрете не оставляет сомнений—та же внешность, схожее платье, та же причёска и выбившаяся прядь волос. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами.
Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте. Художники тогда часто прибегали к услугам близких, дабы меньше тратить времени своих высокопоставленных моделей.
В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни. Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора. КОНТИНЕНТЫ. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией.
Рубенс не разделяет в человеке плотское и духовное: сквозь материю у него веет дух. Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт.
Но что-то дрогнуло во мне. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придает облику модели легкость.
Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко. Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником.
Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. А ведь оно только одно из многих. В этот же период жизни художника создана целая серия портретов Рубенса (или его мастерской) изображающих одну и ту же модель в разном возрасте. Рубенс тяжело переживал эти утраты. Рубенс был востребован не только как художник, но и как высокопоставленный дипломат при дворе инфанты.
Фигуры людей, античных божеств, животных изображенные на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры сплетаются в картинах Рубенса в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. В 1630-е годы начался новый период творчества художника.
Работа не подписана автором. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности».
Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком». Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств.
Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях. В них начисто отсутствует мистика. Она датирована примерно 1616—1618 годами. Рубенс был востребован не только как художник, но и как высокопоставленный дипломат при дворе инфанты. 1750). Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской»13.
Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена 2.
По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Она датирована примерно 1616 – 1618 годами. Однако искусно написанные губы плотно сжаты, они скованы правилами этикета из них не вылетит ни одного лишнего слова.
Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи – человека знатного и исполненного собственного достоинства. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской». В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность.
Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»).
Большие светло-зеленые глаза и выбившиеся пряди белокурых волос придают особое звучание композиции. Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки4. Она нанесена характерными для Рубенса широкими диагональными, несколько грубоватыми мазками. Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна. В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте.
Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). Рубенс тяжело переживал эти утраты. В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr).
Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение. Но Рубенс, однако, не ограничивается ими.
Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. «Камеристка» не нуждается в них.
Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки.
Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению56. В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Этот наряд соответствует скромной должности камеристки (дворцовой служанки) при инфанте Изабелле. Достоверно история его создания не известна, существуют лишь общие соображения искусствоведов.
Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов»10. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью8. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью.
Каталог работ Рубенса, составленный Анн-Мари Логан и Майклом Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года), не подтверждает авторство Рубенса и относит «Камеристку» к рубенсовской школе. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Голова ребенка (1616 г. ) портрет Клары Серены Рубенс. Он был высокообразованным человеком и часто включал в свои живописные аллегории символы античной мифологии.
Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, художник трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке.
Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса.
Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения1914. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте89.
портрет прекрасен, девочку в ее дальнейшей судьбе очень жаль. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». С целью лучшей сохранности дубовая основа паркетирована. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама она не несёт никакой подписи и никак не была поименована в каталогах. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en).
Рубенс тяжело переживал эти утраты. Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком». Она датирована примерно 1616—1618 годами. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд) другие (Алпатов), что сделана рукой Рубенса.
Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Слишком скудно. Однако, в случае с «Камеристкой», строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт.
Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. Рубенс тяжело переживал эти утраты3.
В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи человека знатного и исполненного достоинства. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус)11. Изящный переход от юности к зрелости, просвечивающий сквозь облик модели, едва заметная грустная нотка во взгляде приоткрывают внутренний мир придворной дамы.
Работа не подписана автором. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель. Каталог работ Рубенса Анн-Мари Логан и Майкла Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года) не подтверждает авторство «Камеристки» Рубенса и относит её к рубенсовской школе. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд), Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом.
«Камеристка» не нуждается в них. Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. Чуть болезненный румянец и едва заметная улыбка на губах сообщают портрету интимный характер. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно.
Рубенс изображает прозрачный перелесок на берегу ручья, когда деревья озарены золотисто-розовыми лучами заходящего солнца. Судя по названию, на эрмитажной картине изображена придворная дама брюссельской инфанты, однако эту версию труднее всего обосновать. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус). Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка – всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию.
Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской». Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант.
Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. почему этот фрагмент не стал полномерной картиной. Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство.
Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. От Изабеллы словно исходит невидимый свет. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства. Именно после этого пополнения художественная коллекция Эрмитажа стала одной из наиболее богатых и известных в мире.
В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины. Рентгенограмма портрета показывает (заметное также невооружённым глазом) авторское изменение формы серёжки. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств.
Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд)14, Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом15. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Но Рубенс никогда не был педантом. Тонкий слой масла почти не скрывает голубую тонировку грунта.
Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. Плоеный воротник, носивший в Нидерландах малопривлекательное название «мельничный жернов», уподобляется художником нежному венчику ромашки, окружающему сердцевину — личико. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем» – на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами.
Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца. Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «Персея и Андромеду», требуются комментарии. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель.
Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. «Портрет камеристки» — уникальнейшее в творчестве Рубенса явление. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего.
Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины13 2. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения. Парис решил похитить Елену.
Картина несёт характерные черты рубенсовской манеры письма, но её однозначная атрибуция является спорным вопросом. Прежде всего, сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. В стеновский период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной, колорит его картин утрачивает многоцветность и строится на богатстве красочных оттенков, выдержанных в горячей, эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме. Массагеты легко одолели противника, а затем возлегли и стали пировать, а насытившись пищей и вином, заснули. В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни.
Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель12. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623 – 1626 годами. Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве.
Для лучшей сохранности дубовая основа паркетирована. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию5. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов11.
В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией67. Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Работа не подписана автором2. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки.
В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Картина словно освещена изнутри, в ней выгодно используется хроматический контраст между просветлёнными участками и тенями на лице, которые кажутся не серыми, а голубоватыми.
Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус). Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком»29. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя.