В Витебске же художник знакомится со своей будущей женой, своей единственной музой — Беллой Розенфельд. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. Ползал и подбирал. С 1950-х гг. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника.
После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США).
Приехав в Париж, я был потрясен переливами света». В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Париж Шагал полюбил сразу и безотвратно, называя его «второй Витебск». Шагал Марк Захарович (наст. Также в этой картине обыграна пословица «Лучше синица в руках, чем журавель в небе». В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.
И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Он написал сотни полотен. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». в крупнейших галереях и выставочных залах мира проходили выставки произведений Шагала, ретроспективные или посвященные какой-либо теме или жанру (1953, Турин и Вена 1955, Ганновер 1957, выставки графики — Базель, Париж 1963, в нескольких городах Японии 1969, 1970, 1977–78, 1984, Париж 1984, Ницца, Рим, Базель и другие).
В 1920году Шагал уехал в Москву, поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Отныне он – Марк Шагал. За четыре года в Париже Шагал написал «Я и деревня» (1911), «Автопортрет с семью пальцами» (1912), «Скрипач» (1912), «Париж из окна» (1913) и др.
В Петербурге написал свои знаменитые «Похороны» (с покойником, лежащим на тёмной улочке города) и «Рождение». Это единение с большой Вселенной. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества. Центральными работами первого парижского периода М. З. Она молчит, я тоже. В 1906 г. учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Ю. М. Пэна, затем переехал в Петербург (его отец «швырнул под стол 27 рублей») и в течение двух сезонов занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением.
Но запомни: денег у меня больше нет. Такое окружение стало плодотворной почвой для развития любого направления в искусстве. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ).
Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. А она сама хранила спокойствие. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.
Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже. С 1953 по 1956 год Шагал много рисовал виды Парижа, не забывая при этом родной Витебск. Последовавший затем «русский период» (1914 – 22) был временем обобщения накопленного опыта. Жил Марк на улице Данциг, неподалёку от бульвара Монпарнас, в круглом кирпичном здании — это было общежитие художников под названием «Улей». Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги— отец швырнул их под стол.
Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух. По приглашению М. Дизенгофа Шагал посетил Эрец-Исраэль во время поездки он много работал, написал значительное количество эскизов «библейских» пейзажей. Художник, наверное, хочет сказать, что выбор приходится делать не всегда.
Теперь, в 1914-м, он как будто бы заново влюбился в неё — и во сто крат сильнее прежнего. Умер художник 28 марта 1985 года в Провансе Франции, поднимаясь в свою мастерскую. Из книги Марка Шагала «Моя жизнь»: Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу).
В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Жил очень бедно, работал ретушёром. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж.
В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Её звали Белла Розенфельд. Это мои глаза, моя душа. Но запомни: денег у меня больше нет. Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности.
Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. Первой, написанной Шагалом, картиной стало полотно «Покойник» («Смерть») (1908), которая ныне хранится в Париже в Национальном музее современного искусства. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра. Но при этом критики отмечали, что работы авангардиста отличаются от «надменных» полотен кубистов. В 1967 г. в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы».
его работы экспонировались в Осеннем салоне и Салоне Независимых в Париже, в галерее «Дер штурм» в Берлине. Потом Ваве, хоть она и сама принадлежала к «избранному народу», захотелось, чтобы творчество Шагала перестало ассоциироваться с еврейством. Летом 1914года художник приехал в Витебск1, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу.
вот таким образом эскизы были выполнены в черно-белом цвете. Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве. Высылать ничего не буду. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала.
Картина написана в первые два года жизни с женой Беллой Розенфельд. В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. Решено. Там он проучился 2 месяца. Оторвавшись от палитры, я умчался в Питер».
Год спустя, в 1921-ом году он работал преподавателем в Подмосковье, в еврейской трудовой школе-колонии для беспризорников «Третий Интернационал». В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. С 1900 по 1905 год Шагал учился в Витебском четырёхклассном училище. Начало Первой мировой войны, закрытые российские границы.
И отец будущего художника, Хацкл-Мордхэ (по-русски Хацкель-Мордух) и его мать, Фейгэ-Итэ, происходили из местечка Лиозно и значительную часть детства Марк Шагал провёл в доме своего деда в этом местечке. — я тоже. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары».
Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Его дочь Ида все время повторяла: «Надо что-то сделать иначе он покончит с собой. В 1910 г. Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон».
Но запомни: денег у меня больше нет. «Перелётной птице» будто подрезали крылья — поселившись с Вавой на вилле Коллин в небольшом средиземноморском городке Сен-Поль-де-Васе километрах в двадцати от Ниццы, он больше никогда никуда не переезжал (если, конечно, не считать рабочих поездок). В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала.
Учась в «Academie de la Palette», на Шагала оказал влияние кубизм. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)67 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)189. И я понял: это моя жена. Часто он так её и рисовал — безмятежно парящей в небе. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958–60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960–62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие.
В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. Октябрьскую революцию 1917 года Шагал воспринял с энтузиазмом. У него был один брат и пять сестёр.
Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Он очень естественно изображал фантастические вещи. У них выросла дочь Ида, впоследствии биограф и исследователь творчества Шагала. Шагал придумывал разные уловки, чтобы заинтересовать сына рисованием.
Через несколько лет автор «Чёрного квадрата» вытеснит Шагала из Витебска, обвинив его в консерватизме. Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной. Она смотрит — о, её глаза. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни. В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Через год после знакомства Белла и Марк были женихом и невестой.
С 1950-х гг. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24 июня (6 июля) 1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). Учение у Бакста «не пошло»: Лев Самойлович выразился, что «талантлив, но небрежен и идёт не той дорогой». Для Шагала это была большая драма, он даже подумывал о самоубийстве. 1985 – Марк Шагал. Все издания содержали красочные иллюстрации Шагала. Белла происходила из семьи состоятельных витебских ювелиров, посещала в Москве «Высшие женские курсы» профессора Герье (тема её диплома — Достоевский, Фёдор Михайлович).
Марк говорил Дэвиду, что если лист зарисовать целиком, то картина научится летать. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Белла происходила из семьи состоятельных витебских ювелиров. Марка Шагала не стало 28 марта 1985 года. «Твоих работ в России тоже не видно, — ответил Шагал, — а ведь ты как-никак коммунист. » Пикассо рассмеялся: «Я знаю, почему ты не выставляешься в России: ведь там нельзя заработать. » Насчёт России Пикассо был не прав — через несколько лет Шагал поехал туда и подарил Пушкинскому музею 75 своих бесценных литографий, чего с ним долгие годы не случалось (раньше-то Марк Захарович много работ раздаривал, но Вава считала это непростительным мотовством).
Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Шагал или в русской транскрипции Мовша Хацкелевич Шагалов) родился 24 июня (6 июля) 1887 г. в еврейской семье в местечке Лиозно близ Витебска (в 40 км к западу) или (по другим данным) в самом Витебске, в черте еврейской оседлости Российской империи. Большие, выпуклые, чёрные. Горожане в широкополых шляпах, с бантами в петлицах несут плакаты: «Да здравствует революция слов и звуков. » Какие-то дамы вышли на парад на ходулях.
В 1973 г. в Ницце был открыт заложенный в 1969 г. Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). По словам самого Шагала, едва взглянув на Беллу, он сразу понял, что это его жена.
Композиция и цветовая гамма этих работ восходит к русской иконе, но Иисус изображается в таллите, а все атрибуты картины связаны с иудаизмом (свитки Торы, менора) ландшафт и персонажи возвращают зрителя к Витебску и хасидам. И художник подчинился. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. 25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой.
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. В том же 1973 г. Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 г. для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными.
С тех пор ее образ стал часто появляться в творчестве художника: «Вокруг нее» (1945), «Свадебные свечи» (1945), «Ноктюрн» (1947). Ползал и подбирал. Все четыре года разлуки жених с невестой переписывались. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк.
Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Надо ему кого-то подыскать».
Великий испанец спросил его, почему Марк не выставляется в советской России. С 1907 по 1908, Шагал занимался в школе Общественного поощрения художеств, одновременно с этим на протяжении всего 1908 года он также посещал уроки в школе Е. Н. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27.
В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. И всё же сюжеты его картин не изменились. Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже — Х. Сутин и другие. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы».
В августе 1910 года Марк уехал в Париж. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня. Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием. На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Увы, она была обыкновенной женщиной и не устояла перед парижскими соблазнами.
Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. Начиная работать над библейскими рисунками, Шагал в 1931 г. отправился на Ближний Восток. И я понял: это моя жена. Примечательной работой раннего периода его творчества является картина Смерть, которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене. Она смотрит— о, её глаза. Она молчит, я тоже.
Отец объяснял это тем, что жара мешает картинам взлететь. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна.
После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Решено. Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости.
Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Первый период пребывания в Париже (1910–14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм, бесспорно, оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. Характерным произведением этого периода стала картина «Перья и цветы» (1943). Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. Затем Шагал с Волларом приступили к созданию иллюстрированной Библии. Белла происходила из семьи состоятельных витебских ювелиров.
Как Макаренко, наравне со всеми пёк хлеб, дежурил на кухне, качал воду из колодца. На формирование художника большое влияние оказали А. Модильяни, П. Пикассо. отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России.
Одну из квартир там занимал в то время Амедео Модильяни, другую — Фернан Леже Все обитатели «Улья», как и положено настоящим художникам, бедствовали и даже голодали. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределённый срок. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. После гений своего времени работал в театре – его путь был насыщенным и непредсказуемым. Годы жизни Марка Шагалачасто зависели от некоего провидения, но без этого не было бы таких ярких и полных смысла картин, написанных гением.
Она смотрит— о, её глаза. Образ распятого Иисуса, который ассоциируется в современном мире с темой мученичества, становится для Шагала новым символом — переживающего смертные муки еврейства. Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). На бледном лице сияют глаза.
С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее «выпуклые чёрные глаза». Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1112. В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. В 1907 году Марк отправился в Петербург имея 27 рублей в кармане.
Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня. С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме.
Все это время художник продолжал работать над картинами, задуманными еще в Европе. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок. -1944), в 1916 году родилась их дочь Ида (1916-1994).
Это всё, что я могу наскрести. Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно. Вот один из них, от 16 октября 1918 года: «Всем лицам и учреждениям имеющим мольберты, предлагается передать таковые во временное распоряжение Художественной комиссии по украшению г. Витебска к первой годовщине Октябрьской революции». Белла происходила из семьи состоятельных витебских ювелиров. «Париж, ты мой Витебск. » — это, по мнению Шагала, было лучшим комплиментом.
С 1900 по 1905 г. Шагал учился в Витебском четырехклассном училище. У него был один брат и пять сестёр10. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25.
Целый год после этого Марк Захарович ещё проживет в России, с увлечением работая учителем рисования в детских трудовых колониях «Малаховка» и «III Интернационал». Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли». Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет.
Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. Просто в Витебске ему не у кого было по-настоящему учиться живописи. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.
Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. С 1900 по 1905г Марк учился в Первом городском четырехклассном училище. В 1917 г. Шагал снова уехал в Витебск. В 1958 году художник был приглашен для оформления постановки балета М. Равеля «Дафнис и Хлоя».
И отец будущего художника, Хацкл-Мордхэ (по-русски Хацкель-Мордух) и его мать, Фейгэ-Итэ, происходили из местечка Лиозно и значительную часть детства Марк Шагал провёл в доме своего деда в этом местечке. Биография и картины его популярны сегодня не только в России. Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание.
Это мои глаза, моя душа. «И погасили мы Луну, И свечек пламя заструилось, И лишь к тебе моя стремилась Любовь избрав тебя одну» — написал Шагал вскоре после свадьбы. С 1950-х гг. Далее следуют «Семья» или «Святое семейство», «Портрет моей невесты в черных перчатках» (1909 год).
Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». Он продолжал участвовать в выставках (1-я Государственная свободная выставка произведений искусств, 1918, Петроград 1-я Государственная выставка картин местных и московских художников, 1919, Витебск).
Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Шагал или в русской транскрипции Мовшa Хацкелевич Шагалов) родился 24 июня (6 июля) 1887 г. в еврейской семье в местечке Лиозново (Лиозно) близ Витебска или (по другим данным) в самом Витебске, в черте еврейской оседлости Российской империи. Витебский художник Ю. М. Пэн руководил первыми шагами будущего живописца М. Шагала.
Всего к 1931 году для «Басен» были сделаны около 100 эскизов. За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. Издатель предложил живописцу сделать иллюстрации к французскому изданию произведения Гоголя «Мертвые души». С какой радостью художник воспринял новость об освобождении Парижа в 1944-ом.
В 1911–13 гг. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк)— принцип, которому он остался верен до конца жизни. И вот роженицу отнесли дальше от пожара. Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой.
Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд.
Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. Высылать ничего не буду. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году).
Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже – Х. Сутин и другие. Тогда же побывал в Египте. В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916 и др. ), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и другие). По заказу Шарля де Голля Марк расписал плафон парижской Гранд Опера (1964), а в 1966-ом году создал для Метрополитен Опера в городе Нью – Йорке 2 панно.
Резкие соотношения желтого, красного, синего, зеленого и фиолетового цветов составляют основу цветовой гаммы Шагала они часто сочетаются с черным иногда составляющим фон («Париж сквозь мое окно», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк «Пьющий солдат», 1911, там же «Любовная пара», 1913, Центр Помпиду, Париж). Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Его мозаика «Четыре времени года», созданная в 1972 году украшает в Чикаго здание Национального банка. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Большие, выпуклые, чёрные. В результате в 1948 году были изданы «Мертвые души», в 1952-м – «Басни», а в 1956-м – Библия. Большие, выпуклые, чёрные. Эти разногласия переросли в открытый конфликт и в начале 1920 года Шагал покинул школу и уехал в Москву вместе с женой и дочерью, где до отъезда на Запад в 1922 года работал в Еврейском камерном театре, руководителем которого был А. Грановский.
Можешь не рассчитывать». Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые. И наконец, в 1914 году, в Берлине, прошла его первая персональная выставка в галерее «Штарм», поразившая художественную общественность Германии. В 1944 г. скончалась жена Шагала Белла ее мемуары «Горящие свечи» с иллюстрациями Шагала были изданы посмертно в 1946 г. В 1946 г. состоялась ретроспективная выставка Шагала в Нью-Йорке, а в 1947 г., впервые после войны, в Париже за ней последовали выставки в Амстердаме, Лондоне и других европейских городах. Сам знаешь. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1.
В такой суматохе и появился гений. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги— отец швырнул их под стол. На этой почве Шагал рассорились с Пикассо. У них с Шагалом рождается общий сын Давид, названный так в честь покойного брата живописца.
Сам знаешь. Кроме того, Шагал принимал участие в выставках художественных объединений в России («Мир искусства», 1912, Санкт-Петербург «Ослиный хвост», 1912, Москва «Мишень», 1913, Москва и другие). Тея вмиг стала мне чужой и безразличной.
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Шагал работал преимущественно как монументалист и график. Осенью 1909г.
Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств Какую мину он скроил и что сказал, не помню точно. В 1914 г. при содействии Г. Аполлинера в галерее «Дер штурм» состоялась первая персональная выставка Шагала. В Париж Шагал влюбился сразу.
25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. После выставки в Германиихудожник Марк Шагалвозвращается в Витебск. Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран.
«Отец мой с детских лет был приказчиком в складе сельдей», — писал сам художник в официальных документах. В 1944 году умерла жена Шагала. С 1900 по 1905 г. Шагал учился в Витебском четырехклассном училище. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределённый срок.
И отец будущего художника, Хацкл-Мордхэ (по-русски Хацкель-Мордух) и его мать, Фейгэ-Итэ, происходили из местечка Лиозно и значительную часть детства Марк Шагал провёл в доме своего деда в этом местечке. Его работы начинают выставляться в Париже. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе. Часто он писал автопортреты, несколько раз участвовал в парижских художественных салонах. Это мои глаза, моя душа.
Те, кто знал их с Беллой, пришли в изумление. И все же знатоки и ценители поражались. Практически ничего другого не писал Марк Шагал. К этому моменту были готовы 66 эскизов. С этого момента Вера стала частой героиней его картин, таких как «Двойной портрет со стаканом вина» (1917), «Прогулка» (1917), «День рождения» (1915-1923).
За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок. Шагал писал в автобиографии, что «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видеть все незашоренным взором ребенка.
Как жадно они рисовали. В иллюстрациях к «Дафнису и Хлое» Лонга Шагал вернулся к более характерной для себя манере. Она молчит, я тоже. Ползал и подбирал.
Для начала перестал рисовать раввинов. В них – неудержимое желание летать. Это мои глаза, моя душа. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887.
Она молчит, я тоже. Одним из аспектов творчества Шагала была графика, которой он обучался в Берлине. Но его радость была недолгой. Из книги Марка Шагала «Моя жизнь»: Захватив двадцать семь рублей— единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем.
Тем не менее, все ирреальные образы — скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди — не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». При этом Бакст сразу осадил Шагала – его творчество не приживется в России. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)17. — В России всё сумрачно и имеет серовато-коричневый оттенок. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет. Творчество последнего преломилось у Шагала в своеобразной интерпретации кубизма. Как грача или журавля осенью. Это знакомство дало начало новому периоду в творчестве Шагала.
Она смотрит— о, её глаза. Основные темы этого периода — художник и искусство, с одной стороны и фантастически-реальный еврейский мир, с другой («Посвящение Аполлинеру», 1911–12, Художественный музей Ван Аббе, Эйндховен «Горящий дом», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). Документальный фильм Кима Эванса (пр-во ГДР) Мир, оживающий на полотнах одного из самых известных представителей художественного авангарда XX века, открыто обращается к иной реальности. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни. Психоаналитически у Марка Захаровича была неистовая любовь к красному цвету.
В 1967 году участвовал как художник в постановке «Волшебной флейты» Моцарта в том же Метрополитен-опера. И я понял: это моя жена. В Париже художник знакомится с издателем Амбруазом Волларом. Неподалеку от дома, где он собирался появиться на свет, загорелись здания. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом. Набрасывались на краски, как звери на мясо.
Париж Шагал полюбил сразу. Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. Это мои глаза, моя душа.
Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен». Но запомни: денег у меня больше нет. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их.
Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». И я понял: это моя жена. В те годы Шагал написал такие картины, как «Мертвец» (1908) и «Невеста в черных перчатках» (1909). Звягинцевой. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Осенью 1945-го она узнаёт, что беременна.
В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Там было человек пятьдесят сирот. Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Шагал или в русской транскрипции Мовша Хацкелевич Шагалов) родился 24 июня (6 июля) 1887 г. в еврейской семье в местечке Лиозно близ Витебска (40 км на запад) или (по другим данным) в самом Витебске, в черте еврейской оседлости Российской империи. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Марка Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм. В 1921–22 гг. — я тоже.
Висящие в зале кубистов, где всё так надуманно и непонятно, они также поражают своей иррациональностью, но такой иррациональностью, которая психологически вполне убедительна»26. Он приобрёл у Шагала две картины и дал ему небольшую стипендию для обучения в Париже. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Но планы в жизнь не воплотились. Обыденную действительность на его холстах освещали и одухотворяли вечно живые мифы, великие темы круговорота бытия — рождение, свадьба, смерть. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей— единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. А ещё Белла была одухотворенной и воздушной. У него был один брат и пять сестёр. С 1900 по 1905 г. Шагал учился в Витебском четырёхклассном училище.
25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Он делал зарисовки в реалистичном стиле, например «Раввин из Витебска» (1914). Решено.
Раскрывается извечная тема любви. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Состоялись также две персональные выставки Шагала (1919 г., Петроград и 1921 г., Москва). В 1923 году он с семьей переехал в Париж. Тематика и стилистика Шагала разнообразны — от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914–18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе — Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Она смотрит — о, её глаза. Можешь не рассчитывать».
Он скончался на 98-ом году жизни в Сен-Поль-де-Вансе, где и был похоронен. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Отец учил Дэвида рисовать и прививал любовь к искусству, они много раз бывали в Лувре.
В конце 1930-х гг. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. И вот их-то я учил рисованию. Но рисовал очень много, дни и ночи напролёт. В семье мелкого торговца Захара (Хацкеля) он был старшим из десяти детей. Учитель признавал талант юноши и оплачивал его обучение искусству. 25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой22.
На бледном лице сияют глаза. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) — принцип, которому он остался верен до конца жизни. И отец будущего художника, Хацкл-Мордхэ (по-русски Хацкель-Мордух) и его мать, Фейгэ-Итэ, происходили из местечка Лиозно и значительную часть детства Марк Шагал провёл в доме своего деда в этом местечке. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле.
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни. Художник, родившийся под Витебском, а позже эмигрировавший во Францию, несет радость в своей душе, в творчестве и передает ее нам – зрителям.
Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно. В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. Внешне она была очень похожа на самого Шагала. Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала. В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». А над официальными учреждениями развевается знамя с изображением человека на зелёной лошади и надписью: «Шагал — Витебску».
Старый друг Марка Захаровича Яаков Бааль-Тшува рассказывает о том времени: «Мы беседовали между собой на идише, но стоило нам на улице поравняться с кем-нибудь из французов, как Шагал тут же переходил на французский». Можешь не рассчитывать». Они открывали настежь окна и рисовали. Как говорил Шагал, он сам не сразу осознал значение своего «грубого» красного.
Она молчит, я тоже. Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Может быть, вот таким образом я постоянно испытываю потребность куда-то уехать». В 1948 г. Шагал вернулся во Францию, поселился недалеко от Парижа (в 1952 г. женился на Валентине Бродской).
Где бы ни жил Шагал – в Витебске, Нью-Йорке или Париже – он всегда изображал почти одно и то же. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Сам знаешь. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Шагал потом всю жизнь называл Винавера своим вторым отцом. Резкие соотношения желтого, красного, синего, зеленого и фиолетового цветов составляют основу цветовой гаммы Шагала они часто сочетаются с черным иногда составляющим фон.
Если еще до своего отъезда во Францию манера письма Шагала чем-то перекликалась с живописью Ван Гога, то есть была очень близка к экспрессионизму, то в Париже в творчестве живописца уже чувствуется влияние фовизма, футуризма и кубизма. Именно в Париже Мойша Сегал переделал свое имя на французский манер.
Это всё, что я могу наскрести. — я тоже. Шагал занимался в основном графикой — книжными иллюстрациями к «Мертвым душам» Н. Гоголя (1923–27, опубликовано в 1948 г. ) и «Басням» Ж. Лафонтена (1926–30, опубликовано в 1952 г. ). во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 21 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). С 1950-х гг.
Это всё, что я могу наскрести. В 1920 году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Осенью 1909г. Затем следует Вторая мировая война.
Шагала стали: «Я и моя деревня», 1911 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 годы (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 год (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и другие. На все оставшиеся годы Вирджиния переселяется в Бельгию. Эти полотна были написаны в манере неопримитивизма.
А когда в 1916 году родилась дочь Ида, стал рисовать и её. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы — четыре группы по три витража в каждой — продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. Эти иллюстрации наименее «еврейские» во всем творчестве Шагала в них чувствуется увлеченность старым европейским искусством, которая проявляется во всем: другие, по сравнению с прежними работами, типажи, другая иконография, обнаженные фигуры меняется сам характер графики. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра и т. д. Первые годы после возвращения в Париж были самыми спокойными в жизни и творчестве Шагала., бабушки художника со стороны отца), которые к тому времени жили в местечке Лиозно в 40км от Витебска18.
Неизвестно, чем бы все это кончилось, если бы необъяснимые «внутренние часы» Марка Захаровича не показали, что пришло время совершить новый «перелет». Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. — я тоже. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). 1-ый парижский период.
В 1906 г. учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Ю. М. Пэна, затем переехал в Петербург (его отец «швырнул под стол 27 рублей») и в течение двух сезонов занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих. Тем не менее, все ирреальные образы – скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди – не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1314, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1516. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве.
Летом 1914года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Далее была частная школа Елизаветы Званцевой, где он брал занятия у Льва Бакста. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. В 1920 году Шагал уехал в Москву, поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена.
Это был небывалый, уникальный праздник, совсем не похожий на те, которые когда-либо где-либо устраивала советская власть: дома покрашены белым, а по белому разбегаются зелёные круги, оранжевые квадраты, синие прямоугольники (дело рук Малевича, которого Шагал пригласил из Москвы). Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни.
Вместе со своей семьей он уехал в Латвию, а оттуда – в Германию. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники — светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров — давала художнику дополнительные возможности.
Большие, выпуклые, чёрные. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Шагал даже издавал декреты. Но он вернется», — объясняла она.
(«Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Летом 1915 года состоялось бракосочетание Марка Шагала и Беллы Розенфельд (1892. В 1948 г. на 24-й Венецианской бьеннале Шагалу был присужден «Гран-при» за гравюру.
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни31. Лишь спустя девять месяцев после похорон, Марк отважился вновь взять в руки кисть, дабы живописать две картины в память о своей любимой: «Рядом с ней» и «Свадебные огни». В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала».
Сам знаешь. И это было поразительно, так как Белла была красавицей, а Марк не слишком хорош собой. «Мои русские картины были без света, — писал Шагал из Парижа. На бледном лице сияют глаза. Новые шедевры, выставки издания, торжественные встречи Постепенно Хаггард начинает уставать от шумихи.
Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Вот что писала в 1951 году подруга семьи Шагалов — Марина Антоновна Деникина (дочь знаменитого белого генерала): «Ирландка вдруг сбежала от Шагала с художником — то ли шведом, то ли норвежцем — и сына захватила с собой. В 1942 г. Шагал оформил балет на музыку П. Чайковского «Алеко» в Мехико, в 1945 — «Жар-птицу» И. Стравинского в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке. У художника появились последователи. Марк на картине в правой опущенной руке держит птицу, в то время, как в левой ухватил «журавля» – Беллу.
В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). И лишь в 1973 году Шагала пригласили в СССР, где в Третьяковской галерее была организована выставка художника.
Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). принимал активное участие в еврейской художественной жизни — был членом Художественной секции Култур-лиге в Москве (совместная выставка с Н. Альтерманом и Д. Штеренбергом, организованная секцией, состоялась весной 1922 г. в Москве). Это всё, что я могу наскрести. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк.
Большие, выпуклые, чёрные. Высылать ничего не буду. Занимался живописью, поддерживал отношения с жившими в Петрограде художниками и поэтами, участвовал в выставках («Бубновый валет», 1916, Москва «Весенняя выставка современной русской живописи», 1916, Петербург «Выставка Еврейского общества поощрения художеств», 1916, Москва и другие).
В свое время Пикассо, смотря на картины Марка Шагала сказал: «У тебя все хорошо в жизни, но слишком грубый красный». Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. Столица империи представлялась ему землей обетованной. Именно тогда он получил стипендию от Максима Винавера и поехал в Париж. После этого они приступили к новому проекту – изданию «Басен» Жана де Лафонтена с иллюстрациями Шагала в стиле XVIII века. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой.
В 1914 г. Шагал возвращается в Витебск. — я тоже. И, что поразительно, тех же нескольких дней хватило, чтобы Шагал подчинился ей полностью. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). Почти до конца 1920-х гг.
Ползал и подбирал. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Можешь не рассчитывать». Решено. На бледном лице сияют глаза.
Так во всяком случае считали его друзья. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Высылать ничего не буду. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. В 1909—1911г. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида.
«Его позвал в дорогу какой-то таинственный инстинкт. Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Шагал или в русской транскрипции Мовша Хацкелевич Шагалов) родился 24 июня (6 июля) 1887 года в еврейской семье в местечке Лиозново (Лиозно) близ Витебска или (по другим данным) в самом Витебске, в черте еврейской осёдлости Российской империи. Поселился в «общежитии» нищей богемы Монпарнаса — знаменитом двенадцатиугольном «Улье». Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Семь лет изобилия. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. И снова он рисовал себя и свою Беллу летящими в небе, свободными и влюблёнными.