Творчество Марка Шагала, в картинах которого присутствуют и массивные букеты и меланхоличные клоуны и парящие в облаках влюбленные и мифические животные и библейские пророки и даже скрипачи на крыше, стало знаковым этапом в развитии мирового художественного искусства. В 1997–2005 годах в стране прошли выставки, посвященные разным периодам творчества мастера: Марк Шагал. На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Шагал Марк.
Новая любовь привнесла в творчество Шагала ощущение радости и воодушевления. Для меня картина — это плоскость, покрытая образами вещей (предметов, животных, людей), размещенных в определенном логическом порядке. Между молодыми людьми вспыхнуло взаимное нежное чувство. В любом произведении Шагала мы найдем эту свободу фантазии.
Отец будущего художника, Хацкл-Мордхэ, был торговцем селедкой, а мать держала собственную лавку. В мире Шагала люди запросто летают и оказываются в сверхфантастических ситуациях. Художник на время приехал в Париж и возобновил отношения с прежними друзьями. Практически ничего другого не писал Марк Шагал. Это мои глаза, моя душа.
На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам. Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен». В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон».
Давал кому-нибудь слово, но, заранее зная, что скажет оратор, бесцеремонно перебивал его. Произведение наполнено счастьем и ангел здесь играет не последнюю роль. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1.
Он в сторону смотрит. Помимо этих символичных изображений на картине присутствует излюбленная художником корова (на этот раз желтая) со скрипкой, а также свеча, сияющая над крышами российских домов и покосившееся распятие. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Большие, выпуклые, чёрные. Его творчество могло возникнуть только в России.
На полотне «Ворота кладбища» (1917, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж) под темным грозовым небом над распахнутыми воротами еврейского погоста видна вырезанная в надвратной части надпись на иврите: «Так говорит Господь Бог: вот Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву» (Книга пророка Иезекииля, 3712). Однако страшные образы Советской России не покидали художника. Таким был, в частности, фовизм, заявивший о себе в 1905 году. В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Париж Шагал полюбил сразу.
Тэя жила на берегу Двины, недалеко от вокзала, на тихой улице с окнами на проезжую часть. Он уже был знаком с состоятельными петербуржцами, являвшимися редакторами недавно закрытого либерального еврейского журнала «Восход». С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Как жадно они рисовали. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве.
Она смотрит— о, её глаза. У художника появились последователи. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.
Можешь не рассчитывать». Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. Умер художник 28 марта 1985 года в Провансе Франции, поднимаясь в свою мастерскую.
Его детство и юность прошли в Витебске. Согласно другой версии, они познакомились, когда Ида искала для него переводчика с английского (художник в самом деле плохо говорил по-английски). Это мои глаза, моя душа. Большие, выпуклые, чёрные.
Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Спустя несколько лет Белла умирает от заражения крови.
Недаром художник среди бородатых мужчин, приходящих в дом изобразил и корову — это как бы дар, подарок от «волхвов». Раскрывается извечная тема любви. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. В том же году, благодаря члену Думы государственной М. Винаверу, купившему у него картины и назначившему ему денежное содержание на период обучения, Шагал уехал в Париж. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Все события, происходившие вокруг художника, непременно отражались в его творчестве.
Шагала называют «мифотворцем» и в этом есть доля истины, хотя сам художник категорически не соглашался с подобными определениями. Это придает работам Шагала, выполненным в любой технике, необычайную значимость Обращаясь к легендам, мифам, к поэтическим произведениям, он всегда, подобно великим художникам прошлого, умел прочитать их по-своему». И я понял: это моя жена. Таковы и иллюстрации Шагала к Библии.
Долгая пауза. Так, в произведении «Большое солнце» (1958, частное собрание) мастер изобразил мужчину, нежно прижимающего к себе обнаженную женщину. Вместе со своей семьей он уехал в Латвию, а оттуда – в Германию. Эту картину очень ценит папа Римский Франциск. Именно в Париже Мойша Сегал переделал свое имя на французский манер.
Дело в том, что на идише слово «корова» обозначает не только удачу в любых начинаниях, оно имеет еще одно значение — глупец. Торжественное открытие плафона состоялось в 1964 и вызвало большой резонанс в прессе. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. На бледном лице сияют глаза. Виктор Меклер был тоже из состоятельной семьи.
В конце мая художник отправляется в Каунас для организации там своей выставки. Уже после окончания Великой Отечественный войны Шагал объездил с ней полмира. Это всё, что я могу наскрести. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. Вишистское правительство постановило, что «Моисей Шагал, художник, российский еврей, получивший французское гражданство в 1937 году интереса для французской нации не представляет».
Он был человеком тихим, набожным и работящим. Действует также Арт-центр Марка Шагала, а при нём – специализированная библиотека. Это единение с большой Вселенной. Сюжет живописной картины на стекле наполнен символами мира и любви. Мастер предоставлял своим ученикам полную свободу для творчества и вскоре Шагал с грустью осознал, что ничему новому он здесь научиться не сможет.
Она молчит, я тоже.
— я тоже. Она охватила творчество мастера за семь десятилетий его неутомимого труда. Его мозаика «Четыре времени года», созданная в 1972 году украшает в Чикаго здание Национального банка. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу.
С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Этот вестник грядущих событий все чаще стал появляться в творчестве художника. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва).
Ее описывают как любого еврейского путешественника или даже как пророка Илью. Тем не менее, все ирреальные образы – скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди – не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». Именно к нему направляется повитуха, несущая малыша в тазу.
В 1907 году М. Шагал уезжает в Петербург на учебу. Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. Он сразу – с вопроса: – А вы не из Витебска. Годы в Санкт-Петербурге он впоследствии назовёт потерянными.
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни31. На бледном лице сияют глаза. Его удивительные картины продолжают поражать и радовать людей своими мистическими, порой необъяснимыми и одновременно родными и понятными образами. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Уже 2 сентября она скоропостижно скончалась. Картина написана в первые два года жизни с женой Беллой Розенфельд. Рядом -- косарь с косой на плече и женская фигура, повернутая вверх ногами.
Она с грустью смотрит вдаль и машет рукой -- то ли прощаясь с кем-то, то ли кого-то приветствуя (или козочку, щиплющую траву на задворках или случайного прохожего, справляющего нужду у высокого забора). По заказу израильского правительства он оформил здание парламента в Иерусалиме. Эти полотна были написаны в манере неопримитивизма. За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра.
Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием. Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. Решено. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы.
Здесь же Марк познакомился с журналистом Анатолием Луначарским, который в то время писал об авангардном искусстве. В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. Впрочем и я терпением не отличался, что правда, то правда. На левой руке художника семь пальцев.
В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена. Она смотрит— о, её глаза. Он скончался на 98-ом году жизни в Сен-Поль-де-Вансе, где и был похоронен. Во второй половине XX века Шагал приобрел небывалую популярность.
С 1900 по 1905г Марк учился в Первом городском четырехклассном училище. Но тогда благодаря связям Гинцбурга Марк не остался в одиночестве. Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли». Причина отъезда русского художника за границу заключается в его не принятии беспредметного искусства в послереволюционный период истории России, в годы бунтарства и новаторства. Работу он получил по рекомендации А. М. Эфроса.
Отныне он – Марк Шагал.
Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом. На этой картине изображены просторы родного художнику города Витебска. Аналогичный образ художник уже неоднократно воспроизводил на своих полотнах, например в картине «Зеленый скрипач» (19231924, Музей С. Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк). Шагал, видевший российскую революции воочию, поначалу разделял ее идеи «свободы, равенства и братства», но затем осознал всю чудовищность последовавших террора и насилия. В 1911 г. на полученную стипендию едет в Париж, где продолжает учиться и знакомится с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами.
Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1415. Учась в «Academie de la Palette», на Шагала оказал влияние кубизм. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. На бледном лице сияют глаза. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их.
Но, несмотря на это, его произведения этого периода можно в большей степени отнести к неопримитивизму, нежели к кубизму. -1944), в 1916 году родилась их дочь Ида (1916-1994). Одним из них является «Музыка» (1920, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. С 1920 года, по протекции А. М.
отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России.
Еврейский театр Шагалы начали снимать жилье в подмосковной Малаховке, однако времени на творчество не хватало — художник, по сути, являлся чиновником Наркомпроса и занимался тем, что колесил от дома к работе и обратно. В 1907 году Марк отправился в Петербург имея 27 рублей в кармане. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Родные Марка были ему очень рады и тут же принялись обустраивать его личную жизнь. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни. В 1937 году Шагал наконец получил французское гражданство, но к этому моменту, особенной пользы от него не было – оставаться в стране становилось всё опаснее.
Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. У Шагала -- бытовой символизм. В 1977-1978 годах в Лувре, в отступление от правил, проходит выставка в честь здравствующего художника (по случаю 90-летнего юбилея Шагала).
Несмотря на недовольство родственников, в июле 1915 Белла и Марк поженились. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Немного странно, но фигуры расположены почти горизонтально. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни. Полотно изображает своеобразный лирический полет, в котором передается желание взмыть ввысь, подальше от быта, революции. В 1910 году он на четыре года уехал во Францию, затем вернулся на родину, жил в Витебске, Петербурге и Москве, а после этого эмигрировал из Советской России и многие годы провел в Берлине, в Париже, в Соединенных Штатах Америки и под конец вновь во Франции на берегу Средиземного моря.
Как-то раз вернувшись из командировки Шагал с удивлением обнаружил на родной школе вывеску «Супрематическая академия». Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. На тот момент семейная жизнь Марка Захаровича дала трещину. Познакомились, когда Тэя училась в Петербурге, она позировала ему. По словам Шагала, «Витебск – несчастный, скучный город».
Успех балета «Алеко», созданного по мотивам поэмы классика русской литературы Александра Пушкина «Цыганы» на музыку великого русского композитора в постановке выходцев из России имел на Американском континенте грандиозный успех. Именно тогда он получил стипендию от Максима Винавера и поехал в Париж. Неподалеку от дома, где он собирался появиться на свет, загорелись здания.
Она смотрит — о, её глаза. Это мои глаза, моя душа. Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. Преподавал в этом учебном заведении Николай Рерих. Белла происходила из семьи состоятельных витебских ювелиров. Возраст ему нисколько не мешал (а было художнику уже около 60-ти).
Он оказался в ловушке. С января по июль 1964 мастер уже занимался непосредственным созданием плафона, стараясь как можно бережнее обращаться с более ранней живописью художника Ленепве (18191898), которая изначально украшала потолок зрительного зала оперы Гарнье.
Биография и картины его популярны сегодня не только в России. Решено. Учитель признавал талант юноши и оплачивал его обучение искусству.
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Художник подрабатывал ретушёром в студии Жаффа, но денег катастрофически не хватало. Литографии, офорты в камне, керамика -- везде оставил свой след неутомимый Шагал. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». Вспоминая рассказы матери о необычных обстоятельствах своего появления на свет, Марк Шагал писал: «Может быть, вот таким образом я всегда постоянно взволнован».
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. В число свидетельств русского абсурдизма, как известно, входил, еврейский вопрос. Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно. Вместе с Ю. Пэном он ходил на этюды. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже.
Он участвовал в выставках «Бубнового валета» и «Ослиного хвоста», но к числу русских неопримитивистов его вряд ли можно причислить. У Тэи дома играли на фортепьяно, на скрипке. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Шагал или в русской транскрипции Мовша Хацкелевич Шагалов) родился 24 июня (6 июля) 1887 г. в еврейской семье в местечке Лиозно близ Витебска (40 км на запад) или (по другим данным) в самом Витебске, в черте еврейской оседлости Российской империи. Картину можно рассматривать очень долго и каждый раз добавлять к увиденному новые детали. Набрасывались на краски, как звери на мясо.
Прежде всего он отправляется в Лувр. Не слышит, не слышит.
В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). В 1900 он поступил в Витебскую гимназию. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. Их переполняют эмоции.
От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание. И вот роженицу отнесли дальше от пожара. Год спустя, в 1921-ом году он работал преподавателем в Подмосковье, в еврейской трудовой школе-колонии для беспризорников «Третий Интернационал». Уже самые ранние его работы, выполненные до отъезда в Петербург, такие как «Смерть» (1908), «Рождение» (1909), «Свадьба» (1909), предрекают или уже несут в себе существенные качества шагаловского искусства. И жалко, что я не из Витебска.
Он стар, он похож на свое одиночество, ему рассуждать о погоде не хочется. Он сумел найти некоторые свои картины, оставленные в «Улье» и начал создавать авторские копии утерянных работ.
Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Только два месяца посещает Шагал эту студию, добросовестно срисовывая гипсовые головы и орнаменты, строго повинуясь всем требованиям и указаниям учителя.
Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Шагал писал в автобиографии, что «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видеть все незашоренным взором ребенка.
В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). Но создать настоящую семью с ней не получилось, они расстались через три года. Сандрар придумал название для знаменитой картины «России, ослам и другим». В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк.
Заходил в «Улей» и Бакст, который с удивлением узнал, что его ученик вслед за ним перебрался в Париж. Шагал Марк Захарович (наст.
Некоторые элементы кубизма можно увидеть в картине «Я и деревня» (1912, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). В Париж Шагал влюбился сразу. Рассматривая картины Шардена, Фуке, Рембрандта, он намечает для себя новый путь.
В июле 1973 года в Ницце открывается музей «Библейское послание», разместившийся в задуманном Шагалом здании, украшенном его работами. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». Он написал сотни полотен. Одной из своих самых важных работ мастер считал созданные им иллюстрации к Библии. Одна из первых работ мастера в стиле кубизма. Шагал оказался рядом с основными направлениями живописи или в промежутке между ними, но ни одному из них практически не принадлежал.
Там он проучился 2 месяца. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. В столице, на которую Марк возлагал большие надежды, его ждало разочарование.
В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. К началу 1920 художник вместе с женой и дочерью переехал в Москву — новую столицу первого государства рабочих и крестьян. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. Николай Рерих – директор Школы – поддерживал художника, в частности, добился для него отсрочки от армии, выделил стипендию. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол.
Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Но настоящим достижением стало открытие Школы искусств. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок.
С пяти лет Мовша Шагал, как и всякий еврейский мальчик, посещал хедер (начальную школу), где обучался молитвам и закону Божию. Художник продолжал иллюстрировать книги, писал фрески и делал витражи для соборов и синагог. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. В Литве в 1922 году проходит выставка русского художника, откуда он переезжает в Германию. Список насчитывал порядка двух тысяч выдающихся деятелей.
Отъезду помешала болезнь Беллы — жена художника заразилась вирусной инфекцией. Шагал его учил рисовать. У него был один брат и пять сестёр13. Плафон он украсил горизонтальной композицией «Введение в еврейский театр» (1920, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. Образ этой картины является своеобразной аллюзией на евангельский сюжет о рождении Христа. В 1920 году Шагал уехал в Москву, поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Наш внутренний мир реален — быть может, даже более реален, чем мир, окружающий нас». С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь.
Весной 1952 Шагал расстался с Вирджинией Макнейл. Ползал и подбирал.
Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Юношу принимает в свою студию знаменитый витебский художник Юдель (Юрий) Пэн. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Психоаналитически у Марка Захаровича была неистовая любовь к красному цвету. Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества. В том же году художник с супругой был приглашен в США на открытие в нью-йоркской штаб-квартире ООН стеклянного витража под названием «Мир» (1964, нью-йоркская штаб-квартира ООН).
Нет, я не из Витебска. Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда).
Также в этой картине обыграна пословица «Лучше синица в руках, чем журавель в небе». В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». Именно это увлечение во многом и определило в дальнейшем его выбор профессии.
Деревья стоят вдоль дороги навытяжку. В тридцатые годы в Европе нарастал антисемитизм. Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже – Х. Сутин и другие. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24 июня (6 июля) 1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал.
Летом 1915 года состоялось бракосочетание Марка Шагала и Беллы Розенфельд (1892. Мастер изобразил себя сидящим перед мольбертом с палитрой и кистями в правой руке. Но при этом критики отмечали, что работы авангардиста отличаются от «надменных» полотен кубистов. Впрочем, при этом он не бросал и любимые им прежде темы — в первую очередь, цирк.
Эта память народа и собственная память легли в основу творчества Шагала. На его левой руке, указывающей на полотно, семь пальцев. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Мать художника Фейга Ита была женщиной энергичной, общительной и предприимчивой. Однако семье Шагала жить на пособие от Комиссариата просвещения становилось все тяжелее.
Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Между ней и Шагалом завязался роман.
Высылать ничего не буду. В это время в семье Шагалов рождается первенец – Моисей.
Из книги Марка Шагала «Моя жизнь»: Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. В начале 1907 он объявил отцу, что намерен отправиться со своим приятелем Виктором Меклером в столицу и поступить там в Училище искусств и ремесел барона фон Штиглица. Видимо, все дело в неясности терминологии – искусствоведы под «мифом» понимают одно, а Шагал понимал совсем другое. Там было человек пятьдесят сирот. Летящая пара, пожалуй, любовники, бегущие из спящего утреннего города. Колорит картины убеждает нас в том, что благополучная жизнь россиян того времени (даже тех, кто имел домашних животных) являлась лишь видимостью.
По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался». Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала. Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет. На бледном лице сияют глаза.
Именно к России в дни радости и печали был обращен благородный и мудрый взор Марка Шагала. Картина похожа на сказку с её цветными пятнами домов, выполненная в тёплом колорите. Но мечта стать живописцем не оставляла юношу.
Но, несмотря на то что жизнь в США была более спокойной и достаточно насыщенной, Шагала не покидала мысль о возвращении в Париж. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов.
Однако это не значит, что кроме роженицы и повитухи, художник никого не изобразил. На юге Франции начинается последний этап жизни Шагала. Они наивны и мистичны изобилуют приметами времени и символами. Спустя пятьдесят лет художник снова ступил на родную землю. Слова Шагала, что он русский художник, сказаны им неспроста. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк.
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. Она символизирует мистический и музыкальный характер идущих в этом зале спектаклей, так как рога коровы на идише, кроме всего прочего, обозначают и игру на музыкальном инструменте. Официальное открытие этого учебного заведения состоялось 28 января 1919. В начале 1910-х Шагал готовился к выставке в Салоне Независимых. Под коровьим глазом -- сама корова и доящая ее крестьянка. В Витебске, Петербурге и Москве создан ряд прославивших его работ.
Наоборот, вокруг буквально кипит жизнь. Правда этого «сбывшегося» завораживает зрителя у него как бы прочищаются глаза. Первой, написанной Шагалом, картиной стало полотно «Покойник» («Смерть») (1908), которая ныне хранится в Париже в Национальном музее современного искусства. Однажды юноша потерял сознание на улице, где его подобрал скульптор Илья Гинцбург, когда-то являвшийся учеником знаменитого Марка Антокольского. Вскоре художник заключил договор с издательством Амбруаза Воллара на иллюстрирование романа Николая Гоголя «Мертвые души» и в течение 19231925 создал сто семь эскизов для гравировальных досок.
Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Затем следует Вторая мировая война. По этому поводу сам художник говорил: "Меня хоть в мире и считают интернационалистом и французы берут в свои отделы, но я считаю себя русским художником и это мне приятно" (Из письма Марка Шагала Павлу Эттингеру). Например, «Окно на даче» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва) представляет собой вид на лес, открывающийся через окно, на котором висит небрежно подобранная белая занавеска. Внутренняя жизнь человека, состоящая из чреды переживаний реальных событий, созерцания реального же мира, эмоций, фантазий и т. д., представлялась ему вовсе не «мифом», но самой наиреальнейшей реальностью.
Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. Вверху видны герои Ветхого Завета, они в большом недоумении и плачут. Под кроватью прячется мужчина — очевидно, отец ребенка. Далее следуют «Семья» или «Святое семейство», «Портрет моей невесты в черных перчатках» (1909 год).
Не привыкший сдаваться парень поступил в возглавляемую Николаем Константиновичем Рерихом Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Как говорил Шагал, он сам не сразу осознал значение своего «грубого» красного. Ползал и подбирал. Композиция произведения условно поделена на две части.
С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. «Весь мой талант таился в ней, в моей матери и всё, кроме её ума, передалось мне», писал Шагал в автобиографии «Моя жизнь». В такой суматохе и появился гений. Его освещает яркий луч света. Иисус показан как символ страданий всего человечества.
Нанимать натурщицу было дорого. Была состоятельная семья. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня. После выставки в Германиихудожник Марк Шагалвозвращается в Витебск.
Шагал уехал с семьёй в Москву. Художник, наверное, хочет сказать, что выбор приходится делать не всегда. На графическом полотне «Вечер у окна» (1950, частное собрание, Люцерн) двое влюбленных стоят возле окна из которого открывается вид на вечерний российский город.
В конце 1922 он начал писать картину «Падение ангела» (Художественный музей, Базель) и вплоть до 1947 вносил в нее различные поправки и изменения. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Далее была частная школа Елизаветы Званцевой, где он брал занятия у Льва Бакста. В конце концов, отложив дрязги друг с другом, они дружно ополчились на меня.
Высылать ничего не буду. Мир быта, которым наполнены его картины изображающие чаще всего сцены в интерьерах или на улице, оказывается в каких-то сверхъестественных ситуациях. Так появились полотна «Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Жёлтый Христос». Все иллюстрации к Библии, создававшиеся художником с конца 1920-х до середины 1970-х, в дальнейшем были названы «Библейским посланием Марка Шагала». Он и увидел его по-своему.
К первой годовщине Великой Октябрьской Революции ему поручили украсить город. Дружили родители. Центральными работами первого парижского периода М. З. Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». Даже в преклонные годы художник постоянно работал. Мрачные эмоции отразились в некоторых его работах.
1-ый парижский период. На одной из знаковых работ того периода он изобразил комнату в Витебске, за окном которой виден Париж или, как его назвал художник, «второй Витебск». На телеге лежит корова и сидит сам хозяин, а сзади следует его жена с ягненком на плечах. Картина передаёт мечтательный образ живописца, в ней и реальность и воображение.
Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1617, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1819. Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух. У них выросла дочь Ида, впоследствии биограф и исследователь творчества Шагала. Его мобилизовали в армию. Ранние петербургские произведения Шагала темны по колориту и мрачны по настроению.
Шагала стали: «Я и моя деревня», 1911 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 годы (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 год (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и другие. Его пригласил во Францию давний друг, поэт Блэз Сандрар и предложил заняться иллюстрированием книг. В Венеции – выставка. Однако художник всегда оставался вне каких бы то ни было «измов», предпочитая идти собственным путем.
В центре картины произошло настоящее таинство — только что родился человек. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве. Но художнику было чуждо хладнокровное разложение окружающего мира на геометрические формы, кубизм нужен был Шагалу для передачи необычных образов из памяти, которые наслаивались бы друг на друга, создавая ощущение видений из прошлой жизни в России. Но запомни: денег у меня больше нет. — я тоже.
Этот город, словно магнит, притягивал к себе лучшие художественные силы Европы. Можно предположить, что автор образно подшучивает над собственным художественным мастерством (на идише есть выражение, похожее на русское «мастер на все руки», но там идет речь про пальцы) или над картиной, которая стоит на мольберте. Его гений живо откликался на вечные человеческие комедии и трагедии, сплавляя их в мифы и легенды.
Мужчина в полёте придерживает женщину за грудь. Вслед за ним отплыл пароход, транспортирующий его работы общим весом 600 килограммов. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Однако после переезда в 1910 году в Париж его манера переживает удивительное превращение.
Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно. Теперь он мог путешествовать с семьей по стране и отдыхать на Лазурном Берегу.
Образ «Введения» не только символичен, но и наполнен самоиронией. Выполненные мастером в 1965—1966 произведения «Триумф музыки» и «Источники музыки» (местонахождение неизвестно) стали настоящим украшением этого знаменитого американского оперного театра. И я понял: это моя жена.
С 1950-х гг. В тогдашнем Париже мечтал жить и работать каждый начинающий художник. Автор как бы говорит нам: «Каким бы умным (талантливым, гениальным) я ни был, я все равно глупец». В Париже Шагал заново для себя открывает живопись. У него был один брат и пять сестёр.
Она смотрит — о, её глаза. Один из друзей художника сообщал ему из Германии об успехе, какой имела его выставка 1914 года в берлинской галерее «Штурм». Уже летом этого же года Вальден выставил в своей галерее «Der Sturm» бльшую часть полотен художника. Несчастный вдовец забыл о желании вернуться в Париж, страдал приступами депрессии и меланхолии.
Кроме того, ситуация в стране становилась все более сложной. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. И отец будущего художника, Хацкл-Мордхэ (по-русски Хацкель-Мордух) и его мать, Фейгэ-Итэ, происходили из местечка Лиозно и значительную часть детства Марк Шагал провёл в доме своего деда в этом местечке. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция». В доме была Тэя и Шагал. Столица империи представлялась ему землей обетованной.
Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. Такое решение сына очень разозлило отца, но тем не менее Хацкл-Мордхэ стал оплачивать его занятия в мастерской витебского живописца еврейского происхождения Иегуды Пэна, который воспитал таких в будущем известных европейских скульпторов российского происхождения, как Осип Цадкин и Оскар Мещанинов. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Возле него разворачиваются разные эпизоды.
Еще в начале 1926 в нью-йоркской галерее «Reinhardt» была организована выставка полотен Шагала. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала.
В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. И я понял: это моя жена. В августе 1910 года Марк уехал в Париж. И вот их-то я учил рисованию. Но каждый раз фантастическое предстает перед нами как абсолютно реальное. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ).
Над городом в небе летят мужчина и женщина. При этом Бакст сразу осадил Шагала – его творчество не приживется в России. С тех пор "Моя жизнь" М. Шагала неоднократно переиздавалась на многих европейских языках.
Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Все вместе украшавшие театр панно («Музыка», «Танец», «Драма», «Литература») призваны рассказать зрителю на понятном ему языке о еврейском искусстве, созданном богоизбранным (как написано в Ветхом Завете) народом и потому пронизанном Божественным светом. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. У обнаженной роженицы на одной ноге нет чулка.
В 1906 г. учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Ю. М. Пэна, затем переехал в Петербург (его отец «швырнул под стол 27 рублей») и в течение двух сезонов занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих. Приблизительно в это же время он познакомился с русской женщиной еврейского происхождения Валентиной Бродской, которая 12 июля того же года стала официальной женой живописца. Он писал: «Твои картины породили экспрессионизм».
С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Здесь его приняли, а учил Н. Рерих. Так же ведут себя не только витебские горожане, но и артисты цирка (что более естественно), герои античной мифологии, библейские персонажи, коровы и ослы, стулья и дома.
Свадьба казалась для всех делом решенным, но состоялась она лишь спустя четыре года. В 1952 году художник вступает в брак с Валентиной (Вавой) Бродской.
Сам знаешь. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ).
Пиджак старомодный на лацканах вытерся. Зимой 1941 Марку Захаровичу нанес визит консул США в Марселе Харри Бингхэм. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Пара изображена на возвышении, дома остались внизу. — я тоже. В 1914 г. Шагал возвращается в Витебск.
И только кажется, что в прошлом кто-то был счастлив. Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира. Как пишет А. Шапиро в книге «100 великих евреев», до Шагала не было великих еврейских художников по причине строжайших религиозных запретов: «Библейский запрет изобразительного искусства подавлял какие бы то ни было творческие порывы изобразить образы живыми красками.
Центральное место на полотне занимает ярко-красный падающий ангел с женской грудью. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни.
Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределённый срок. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. По заказу Шарля де Голля Марк расписал плафон парижской Гранд Опера (1964), а в 1966-ом году создал для Метрополитен Опера в городе Нью – Йорке 2 панно.
Политически полезным авангардное искусство художника советская власть не признавала. Возможно, таким образом автор хотел показать, что героиня была на волосок от смерти.
Иллюстративность тут не имеет никакого значения. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Она вела хозяйство, руководила мужем и детьми. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. Человек, несущий на плечах ягненка, — это традиционный раннехристианский (иконографичный) образ, восходящий к доброму Пастырю — Христу.
В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе. Сам знаешь. За сорок дней и ночей художник сделал декорации и эскизы костюмов для трех мини-постановок по Шолом-Алейхему (еврейскому писателю и драматургу) и оформил зрительный зал — росписи покрывали потолок и все стены. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Ставили театральные пьесы и "живые образы".
Последовавший затем «русский период» (1914 – 22) был временем обобщения накопленного опыта. Но они соединены друг с другом произвольно. А после – слова монотонно и пасмурно: – Тружусь и хвораю. В городе же я стал знаменитостью и успел выпустить не один десяток художников». И я не щадил ни себя, ни других. Картина «Песнь Песней» (1958, Национальный музей «Библейское послание Марка Шагала», Ницца) — своеобразное яркое изображение сути любовных гимнов четвертой книги, входящей в раздел Ктувим Танаха, которую написал пророк Соломон.
Пока Шагал ездил в командировки, Малевич устроил в народной школе «переворот» и, сместив директора, провозгласил образовательное учреждение «Супрематическим институтом». Звягинцевой. Для выставки работ этого цикла в Ницце даже специально открыли музей. — я тоже.
Но этих месяцев оказалось достаточно, чтобы маэстро полюбил своего ученика. Коллекция работ Марка Шагала, предлагаемая вниманию зрителей, в значительной степени отражает творческий путь художника. Это всё, что я могу наскрести. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Любовь, захватившая молодоженов, отразилась и в творчестве художника, на несколько лет став главной темой его творчества. Картина «Над городом» написана в 1914-1918 годах, находится в Третьяковской Государственной галерее.
И нету ни Канн, ни Лазурного берега, ни нынешней славы. Начало Первой мировой войны, закрытые российские границы. Внизу горит дом, огромный язык пламени тянется ввысь. В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916 и др. ), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и другие). Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». Висящие в зале кубистов, где всё так надуманно и непонятно, они также поражают своей иррациональностью, но такой иррациональностью, которая психологически вполне убедительна». Очевидно, автор специально сделал такую отсылку к создателю супрематизма Малевичу.
То, что рисует художник, похоже на фрагмент из русской жизни. В 1910 году он переходит в школу искусств Е. Званцевой. Марк на картине в правой опущенной руке держит птицу, в то время, как в левой ухватил «журавля» – Беллу.
(«Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Свою картину Марк Шагал написал в 1938 году, практически сразу после «Хрустальной ночи». Вот почему летом 1908 молодому живописцу пришлось покинуть стены этого учебного заведения.
С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее «выпуклые чёрные глаза». В таких же отношениях оказывается он и с сюрреализмом.
И я понял: это моя жена. Марк Захарович Шагал прожил без малого сто лет (1887--1985) и лишь немногим больше трети этого срока провел в России. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Их глаза вонзились друг в друга, а носы приблизились почти вплотную.
Большие, выпуклые, чёрные. С 1950-х гг. Она имеет радиальное композиционное построение и поделена на секторы пересекающимися диагоналями.
В 1960-е мастер продолжил иллюстрировать ветхозаветные сюжеты. Она молчит, я тоже. Город стал для него воплощением радости и света.
В этом же году Шагал начал создавать эскизы декораций, костюмов и занавеса для балета «Жар-Птица» на музыку Игоря Стравинского. Но идиллия продолжалась недолго. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)910 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)11112. В семье мелкого торговца Захара (Хацкеля) он был старшим из десяти детей.
Так, на картине «День рождения» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва) Шагал достоверно воспроизвел не только обстановку комнаты, в которой жил с Беллой, но и атмосферу светлой радости, окрылявшей влюбленных. Появление художника «в компании театральных деятелей» приветствует карлик, его прототипом, по некоторым предположениям, является актер Хаим Крашинский. Именно здесь, в Париже, то и дело возникали новые, революционные, направления в искусстве. В конце концов, в 1909 году Шагал решил вернуться в родной Витебск. Так, например, произведение «Продавец скота» (1912, Художественный музей, Базель) наполнено метафорами псевдо-благополучной жизни России.
У ног Иисуса стоит зажженный семисвечный светильник. И всюду он оставался самим собой. Она задумчиво гладит козу, а над ними в полыхающем красным цветом закатном небе сияет золотистый диск солнца, порхают птицы и летит ангел со скрипкой.
В свое время Пикассо, смотря на картины Марка Шагала сказал: «У тебя все хорошо в жизни, но слишком грубый красный». Тем временем между Марком Захаровичем и мисс Макнейл установились теплые и близкие отношения, а 22 июня 1946 у них родился сын Дэвид. Над всеми ними — дуги, поверх которых на идише написаны фамилии героев сюжета. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. Шагал привез в Берлин более сорока своих работ, созданных в Париже.
В 1939 году началась Вторая мировая и немцы оккупировали Париж. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. В них – неудержимое желание летать. Эти ошеломляющие чувства художник позже отобразил в своей картине «Рождение» (1910, Кунстхаус, Цюрих). На русском языке она была впервые выпущена в 1994 году московской фирмой "Эллис Лак" и проиллюстрирована рисунками и офортами "Дом на Песковатиках", "Улица", "Дом на улице Покровской", "Витебск. Шагал разделил плафон на цветные секторы, в каждом из которых изобразил сцены из опер и балетных постановок.
Летом 1945 Ида наняла для отца сиделку. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). С 1900 по 1905 г. Шагал учился в Витебском четырехклассном училище. Если смотреть слева направо, то первое изображение — падающая зеленая корова.
По словам самого Шагала, едва взглянув на Беллу, он сразу понял, что это его жена. Витебский художник Ю. М. Пэн руководил первыми шагами будущего живописца М. Шагала. В картине «Над городом» художник и его жена Белла летят над Витебском. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Марка Шагала не стало 28 марта 1985 года. Однако продержался он не слишком долго. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)20.
Но планы в жизнь не воплотились. На панно, написанном для украшения театра, в верхней правой части есть ромбовидный «черный квадрат». В 1920 году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Последний в свою очередь тоже поддерживал Шагала и однажды даже назвал мир его картин «surnaturel» — сверхъестественное, а позже «surreal» — сюрреализм, придумав, таким образом имя новому стилевому направлению в искусстве, которое получит свое развитие только спустя десятилетие и в творчестве совсем других художников.
Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Как такового повествования в картине нет.
Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности. Но здесь жила Белла. Люди в панике. Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые.
Так художник изобразил свой союз с Беллой Резенфельд. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Официальное открытие учебного заведения состоялось 28 января 1919 года.
Пэн достаточно высоко оценил работу юного ученика и разрешил ему заниматься бесплатно. Они делают это так же естественно, как если бы шли по улице или сидели на скамейке. Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже. Темнеет.
Бела часто приходила к подруге. Глава семейства Хацкель Мордухов Шагал работал грузчиком в лавке торговца селедками. Он снова оказался не у дел и без средств к существованию.
В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». Теперь педагог не выказывал студенту Шагалу своего неодобрения относительно его рисунков. Полотно «Автопортрет с семью пальцами» (1912, Музей Стеделейк, Амстердам), которое было там представлено, сочетает в себе черты неопримитивизма и кубизма. Чтят память о великом художнике и на его родине.
Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Судя по всему, зрителю виден эскиз реальной работы Шагала «Россия, ослы и другие» (1911, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж), которая также экспонировалась в Салоне Независимых. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Головы скреплены единым кругом, ставшим центром композиции. – Нет, я не из Витебска.
«Тьма сгустилась у меня перед глазами», — написал позже об этом периоде своей жизни Шагал. Мне хотелось совместить воедино академию, музей и общественные студии. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня.
Светлую мастерскую Шагала на последнем этаже «Улья» посещали в разное время Бакст, Винавер, Блез Сандрар, Гийом Апполинер и на то время никому не известный журналист Анатолий Луначарский. Но запомни: денег у меня больше нет. Так в 1923 мастер с семьей оказался в Париже. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной.
Так вы не из Витебска. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Позже художник вспоминал: «Я жил и работал в Америке в то время, как человечество переживало всеобщую трагедию».
Предложение написать их он получил еще в конце 1920-х от издателя Амбруаза Воллара. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни.
Лишь спустя девять месяцев после похорон, Марк отважился вновь взять в руки кисть, дабы живописать две картины в память о своей любимой: «Рядом с ней» и «Свадебные огни». В левой части композиции художник изобразил двух евреев с зеленовато-синими лицами. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Художник с радостью принял предложение и в сентябре 1913 года выехал в Берлин. Все это, очевидно, олицетворяет творческие замыслы режиссера и художника. В 1972-м он изготовил мозаику «4 времени года» для Национального банка в Чикаго.
Он предложил Шагалу создать картины специально для очередного Осеннего Салона в Германии. Кроме того, необходимо было искать средства. После долгих лет забвения и отторжения имя художника снова вернулось на родину. Можешь не рассчитывать». Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Но его радость была недолгой.
Счастье написано на лицах этих двоих. Сегодня же эта работа смотрится несколько пророческой: новый, насильно утвержденный государственный строй сулил многие блага своим гражданам, но на деле бльшую часть народа раньше времени свел в могилу. Она молчит, я тоже.
Среди знакомых Шагала – известные мастера живописи и слова А. Модильяни, Г. Аполлинер, М. Жакоб. Каждый конкретный эпизод происходит в своем дискретном времени. Вся эта монотонная композиция уравновешена чередующимися вертикалями и горизонталями. Его последователи находили причудливые образы для своих работ в собственных снах. На полотне изображена кобыла с еще не родившимся жеребенком в брюхе, везущая повозку.
Как только пара вернулась в Витебск, Марка мобилизовали в армию. В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Они не только поддерживали молодого художника (разрешили ему ночевать в пустующем помещении редакции), но и в 1909 рекомендовали его в студию рисования и живописи Елены Званцевой, когда-то учившейся у Ильи Репина, а впоследствии даже оплачивали весьма дорогостоящие занятия. Тот Витебск его – пропыленный и жаркий – приколот к земле каланчою пожарной.
Правительство Франции придало этому своеобразному шагаловскому «храму» статус национального музея. Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Марка Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм. Темы и образы Священной книги находили оригинальное претворение в монументальном искусстве и станковой живописи Шагала – "Царь Давид" (1951), "Переход через Красное море" (1955), "Пророк Иеремия", "Пророк Исайя", "Пасха" (всех 1968), где художник соединяет высокий вымысел и реальные, остро поданные детали, ближнее и дальнее, разновременное и разнопространственное, возвышенное и приземленное, создавая лиричный и исповедальный "мир Шагала". Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист.
В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. У него был один брат и пять сестёр. Над измученной роженицей стоит мрачная повитуха и небрежно держит младенца. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. Через год после знакомства Белла и Марк стали женихом и невестой. Шагал работал преимущественно как монументалист и график. Она молчит, я тоже.
После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Большие, выпуклые, чёрные. Очень скоро художник освоился и стал чувствовать себя в Париже как дома. Это как бы и есть круг деревенской жизни. Режиссером в нем был Алексей Грановский (настоящее имя — Аврахам Азар), мечтавший поставить новые спектакли, которые соединяли бы в себе современные театральные идеи и достижения и национальный еврейский колорит. Им больше никто не нужен.
И все же знатоки и ценители поражались. Не терпелось, чтобы все заработало. Главным является достижение зрительного эффекта Я протестую против терминов «фантазия» и «символизм». Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. В то время он был в Европе.
Оставим такое суждение на совести автора этих слов. Произведение «Желтое распятие» (1943, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж) по своей интонации очень близко к «Падению ангела». В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве.
В 1918 году в России была издана первая монография о художнике. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Это мои глаза, моя душа. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж).
С собой он взял картины «России, ослам и другим», «Посвящение невесте» и «Посвящение Христу (Голгофа)».
Его учителями здесь были Леон Бакст и Мстислав Добужинский. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Ещё один важный цикл военной поры – «Деревня и война». Светло и растерянно он тянется к Витебску, словно растение.
Наряду с другими авангардистами – кубистами, экспрессионистами, примитивистами и многими другими – он был отнесён к так называемым «дегенеративным» художникам. На картине есть толпа с красными флагами и флаг Литвы того времени. Усилившаяся тяга художника к религиозным сюжетам привела его к созданию витражей. В том же году некоторые его работы были продемонстрированы на организованной нацистами выставке «Дегенеративное искусство» – он оказался в компании таких выдающихся живописцев, как Отто Дикс, Василий Кандинский, Макс Эрнст, Оскар Кокошка.
Какой-то нездешней далекостью дышит, пытаясь до детства дотронуться бережно. Шагал приобрёл известность в Российской империи. В картине преобладает цветовая гамма, со взятым за основу цветом слоновой кости.
Железнодорожная станция" и др. На первом плане также присутствует «святое семейство», а у входа «в пещеру» под «Вифлеемской звездой» стоят «волхвы», «дары приносящие». С какой радостью художник воспринял новость об освобождении Парижа в 1944-ом. Им хорошо вдвоем, они наслаждаются обществом друг друга.
Шагал их решал поэтически, а иногда просто фантастически. Среди них был и Казимир Малевич, который еще в 1915 на выставке в Петрограде произвел фурор, представив собственное произведение «чистой живописи» под названием «Черный квадрат» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В этих ситуациях воплощены символы, которые не теряют связи с бытом. Оказалось, только что на свет появился его младший брат. Не случайно на картине так много церковных образов.
В 1909—1911 г. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня. После прихода к власти большевиков в 1917 году Луначарский, с которым они познакомились некогда в Париже, получил звание народного комиссара по делам искусств. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой.
Он очень естественно изображал фантастические вещи. Здесь талант мастера заиграл новыми гранями. – Так вы не из Витебска.