Через год после знакомства Белла и Марк стали женихом и невестой. А в 1921 году преподаёт в еврейской трудовой школе-колонии, которая была организована для беспризорников. Наоборот, я реалист. Ранние петербургские произведения Шагала темны по колориту и мрачны по настроению. Ангел – это посредник между мирами, осуществляющий и указывающий на связь между ними. Эти строки поэт Блэз Сандрар посвятил своему другу, Марку Шагалу. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Картину можно рассматривать очень долго и каждый раз добавлять к увиденному новые детали.
Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух.
– в самый турбулентный и насыщенный период в жизни художника. Спустя несколько лет Белла умирает от заражения крови. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Картина похожа на сказку с её цветными пятнами домов, выполненная в тёплом колорите.
Мне хотелось совместить воедино академию, музей и общественные студии. В конце концов, в 1909 году Шагал решил вернуться в родной Витебск. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». И вот роженицу отнесли дальше от пожара.
По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался». Им хорошо вдвоем, они наслаждаются обществом друг друга. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие. И я понял: это моя жена.
Ее описывают как любого еврейского путешественника или даже как пророка Илью. Марка Шагала часто называют нарушителем гравитации. Впрочем, при этом он не бросал и любимые им прежде темы — в первую очередь, цирк. Также в этой картине обыграна пословица «Лучше синица в руках, чем журавель в небе». Хотя нельзя сказать, что между ними не было разногласий, так на слова Бакста, что линия Шагала кривая и он не скоро станет истинным художником, Марк, выходя, сказал учителю, что тот талантливый дурак, а Марк Шагал – гений. В 1914-22 – в России, с 1917 руководил Школой искусства в Витебске, участвовал в оформлении революционных праздников.
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.
Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция». Купив участок земли, Буше установил там приобретенный на распродаже имущества Всемирной выставки 1900 года павильон бордоских вин – напоминающую круглый улей трехэтажную ротонду (кстати, выполненную по проекту Эйфеля).
Европа однозначно считала его русским художником, а в России его воспринимали как представителя французского искусства. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. Именно к нему направляется повитуха, несущая малыша в тазу. Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет. Над городом в небе летят мужчина и женщина. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. На бледном лице сияют глаза.
На протяжении 1960-70-х годов Шагал работает над многочисленными витражами для старинных католических костелов, лютеранских храмов, синагог, общественных зданий Европы, Америки, Израиля. После долгих лет забвения и отторжения имя художника снова вернулось на родину. И все же знатоки и ценители поражались.
Начало Первой мировой войны, закрытые российские границы. Картина передаёт мечтательный образ живописца, в ней и реальность и воображение. В тридцатые годы в Европе нарастал антисемитизм. Биография и картины его популярны сегодня не только в России.
Так появились полотна «Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Жёлтый Христос». В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». Набрасывались на краски, как звери на мясо. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. Автор иллюстраций к Мёртвым душам Н. В. Гоголя (офорт, 1923-27) и Библии (литография, 1931-36), ряда декоративных произведений (панно для Камерного еврейского театра в Москве, 1920, ГТГ роспись плафона Гранд-Опера в Париже, 1964). Эта идея воплощена, например, на картине «Музыка», где изображен Моцарт с нотами в руках, а в углу мы видим ангела играющего на трубе.
В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». Внутренняя жизнь человека, состоящая из чреды переживаний реальных событий, созерцания реального же мира, эмоций, фантазий и т. д., представлялась ему вовсе не «мифом», но самой наиреальнейшей реальностью. Его последователи находили причудливые образы для своих работ в собственных снах. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию.
Картина одновременно и реалистична и наполнена разнообразными символами. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало, это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. В конце концов, отложив дрязги друг с другом, они дружно ополчились на меня. Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности.
Произведениям Шагала присущи ирреальные пространственные построения, яркая эмоциональность цветового строя, выразительный, мягко-живописный рисунок (Я и деревня, 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк Над Витебском, 1914, собрание Зак, Торонто). В 1898 году поступил в местное училище и закончил четыре класса. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. С 1950-х гг.
В его серии «Любовники» лица влюбленных пар окрашены в зависимости от их чувства – в зеленый, голубой, розовый цвета. В то время он был в Европе. Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание.
В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Раскрывается извечная тема любви. В 1914 году художник возвратился в Витебск, где застал начало Первой Мировой Войны. Участвовал в Осеннем салоне, который открылся 1 октября 1912 года, на котором более половины всех работ были написаны в кубистической манере. В это время в семье Шагалов рождается первенец – Моисей.
Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. Он предложил Шагалу создать картины специально для очередного Осеннего Салона в Германии. Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). В правом нижнем углу нарисована фигура, которую можно увидеть на нескольких работах Шагала. Между ней и Шагалом завязался роман.
По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. Очень скоро художник освоился и стал чувствовать себя в Париже как дома. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Для меня картина — это плоскость, покрытая образами вещей (предметов, животных, людей), размещенных в определенном логическом порядке. Так художник изобразил свой союз с Беллой Резенфельд.
По приказу министра пропаганды фашистской Германии Пауля Йозефа Геббельса в 1933 году произведения мастера были публично сожжены в Мангейме. Однако продержался он не слишком долго. Обучался, как в то время было принято у евреев, Мовша дома. Умер художник 28 марта 1985 года в Провансе Франции, поднимаясь в свою мастерскую. Впрочем и я терпением не отличался, что правда, то правда. В свое время Пикассо, смотря на картины Марка Шагала сказал: «У тебя все хорошо в жизни, но слишком грубый красный».
Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Свадьба казалась для всех делом решенным, но состоялась она лишь спустя четыре года. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. Усилившаяся тяга художника к религиозным сюжетам привела его к созданию витражей. Сам Шагал предпочитал, чтобы к нему относились просто как к художнику безотносительно к различным верованиям и идеологиям. Художник подрабатывал ретушёром в студии Жаффа, но денег катастрофически не хватало. За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра.
Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Картина написана в первые два года жизни с женой Беллой Розенфельд.
Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже. Иллюстративность тут не имеет никакого значения. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге.
В 1948 он окончательно перебрался во Францию. Никогда не забывая своих еврейских корней, родного фольклора и преданий, основ хасидской религиозной доктрины с ее проповедью радости как высшего смысла человеческого существования, художник примерял на них одежды модернизма – экспрессионизма, орфизма, фовизма, сюрреализма, кубизма. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы.
Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. На картине есть толпа с красными флагами и флаг Литвы того времени. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Там он проучился 2 месяца. Годы в Санкт-Петербурге он впоследствии назовёт потерянными. Стихию онрисовал ввиде петуха срастущим изтуловища птицы огненным деревом.
Видимо, все дело в неясности терминологии – искусствоведы под «мифом» понимают одно, а Шагал понимал совсем другое. Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ).
Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни. Так как стипендии хватало в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Правда этого «сбывшегося» завораживает зрителя у него как бы прочищаются глаза. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция». С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».
Сразу вспоминаются слова Моцарта о себе: «Я дудка Бога». Директор Нью-Йоркского музея современного искусства Альфред Барр поспешно внёс Шагала в список ценнейших деятелей, которых необходимо эвакуировать. У художника появились последователи. Их переполняют эмоции. Шагал уехал с семьёй в Москву. Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет.
Неправда, что мое искусство фантастично. Корова, петух, лошадь или осел, несколько музыкальных инструментов, цветы, крыши домов родного Витебска. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной.
Шагал их решал поэтически, а иногда просто фантастически. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной.
К первой годовщине Великой Октябрьской Революции ему поручили украсить город. Он был человеком тихим, набожным и работящим. Позже художник вспоминал: «Я жил и работал в Америке в то время, как человечество переживало всеобщую трагедию». Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. Список насчитывал порядка двух тысяч выдающихся деятелей. Это мои глаза, моя душа.
Как ивсе другие его жены, она была избогатой семьи. Тем не менее, все ирреальные образы – скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди – не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». Светлую мастерскую Шагала на последнем этаже «Улья» посещали в разное время Бакст, Винавер, Блез Сандрар, Гийом Апполинер и на то время никому не известный журналист Анатолий Луначарский. Сандрар придумал название для знаменитой картины «России, ослам и другим».
После этого Шагал переехал в Петербург для того, чтобы продолжить обучение в одной из местных рисовальных школ. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. В Сен-Поль-де-Ванс художник скончался 28. 03. 1985. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. В столице, на которую Марк возлагал большие надежды, его ждало разочарование.
В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Большие, выпуклые, чёрные. Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала.
С 1922 жил сначала в Берлине, затем в Париже. В центре картины произошло настоящее таинство — только что родился человек.
С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. Однако это не значит, что кроме роженицы и повитухи, художник никого не изобразил. В тогдашнем Париже мечтал жить и работать каждый начинающий художник. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Летящая пара, пожалуй, любовники, бегущие из спящего утреннего города.
Художник, наверное, хочет сказать, что выбор приходится делать не всегда. При этом Бакст сразу осадил Шагала – его творчество не приживется в России. В них – неудержимое желание летать. В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». Внизу горит дом, огромный язык пламени тянется ввысь. Это единение с большой Вселенной.
Шагал Марк Захарович (Chagall) (7 июля 1887, Витебск, Витебская губерния, Российская империя (нынешняя Витебская область, Беларусь) — 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция), российский, белорусский и французский художник и график. В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916 и др. ), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и другие). Очередное предание гласит, что некая цыганка всвое время нагадала художнику, что тот проживет долгую инасыщенную жизнь, будет любить необыкновенных женщин иумрет вполете. -1944), в 1916 году родилась их дочь Ида (1916-1994).
Его освещает яркий луч света. Позже художник расскажет, что именно поэтой причине онвсю жизнь испытывал тягу кперемене мест (кроватку смладенцем вовремя пожара постоянно переносили изугла вугол) итак часто насвоих картинах изображал огонь, пощадивший его. Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно. Работу он получил по рекомендации А. М. Эфроса. Для творчества Шагала характерно остросубъективное восприятие действительности. Время от времени Шагал возвращается в свой любимый город и в один из приездов знакомится со своей будущей женой Беллой Розенфельд.
Художник с радостью принял предложение и в сентябре 1913 года выехал в Берлин. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). В Париже 1911 года Шагал поселился в знаменитом «Улье».
Это главное в жизни. Люди в панике. Да и среди евреев он не обладал неоспоримым статусом «своего». Точнее, Мойше Сегалу – уроженцу города Витебска, более полувека прожившему во Франции. Далее была частная школа Елизаветы Званцевой, где он брал занятия у Льва Бакста. «Весь мой талант таился в ней, в моей матери и всё, кроме её ума, передалось мне», писал Шагал в автобиографии «Моя жизнь».
Он устраивается работать то ретушером к фотографу, то пишет магазинные вывески, а ночует, где придётся. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Но при этом критики отмечали, что работы авангардиста отличаются от «надменных» полотен кубистов.
Париж художник полюбил горячо и навсегда, но до самой смерти нежно именовал «мой второй Витебск». Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира. Марк на картине в правой опущенной руке держит птицу, в то время, как в левой ухватил «журавля» – Беллу. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».
Шагал приобрёл известность в Российской империи. Вспоминая рассказы матери о необычных обстоятельствах своего появления на свет, Марк Шагал писал: «Может быть, вот таким образом я всегда постоянно взволнован». В 1952 году художник вступает в брак с Валентиной (Вавой) Бродской. Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары».
В картине преобладает цветовая гамма, со взятым за основу цветом слоновой кости. Вылепленные из цветного масла люди, животные, дома и небесные светила не только окрашены самыми невероятными красками – нередко художник еще и делит их на разноцветные секторы, отгороженные друг от друга черным контуром. То, что рисует художник, похоже на фрагмент из русской жизни.
Мужчина в полёте придерживает женщину за грудь. Большие, выпуклые, чёрные. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ).
Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества. Одна из первых работ мастера в стиле кубизма. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. Шагал мало интересовался кубистскими манифестами, но основной рабочий принцип кубизма стал по-своему использовать.
Она молчит, я тоже. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида.
Давал кому-нибудь слово, но, заранее зная, что скажет оратор, бесцеремонно перебивал его. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). На ней были представлены все картины, которые мастер создал во Франции. Шагала называют «мифотворцем» и в этом есть доля истины, хотя сам художник категорически не соглашался с подобными определениями.
Там он стал слушателем занятий, проходивших в академиях искусств. — я тоже. Летом 1945 Ида наняла для отца сиделку. Тогда по приглашению Нью-Йоркского музея он переехал вместе с семьёй в Америку.
В Литве в 1922 году проходит выставка русского художника, откуда он переезжает в Германию. В городе же я стал знаменитостью и успел выпустить не один десяток художников». В июле 1973 года в Ницце открывается музей «Библейское послание», разместившийся в задуманном Шагалом здании, украшенном его работами. — я тоже. С 1950-х гг. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно.
Не терпелось, чтобы все заработало. Психоаналитически у Марка Захаровича была неистовая любовь к красному цвету. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887.
Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием. Скупой на похвалы Пикассо в 1950-е годы сказал: «Когда умрет Матисс, единственным художником из тех, кто знает, что такое цвет, останется Шагал». Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Наоборот, вокруг буквально кипит жизнь. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни30.
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. В 1939 году началась Вторая мировая и немцы оккупировали Париж. Согласно другой версии, они познакомились, когда Ида искала для него переводчика с английского (художник в самом деле плохо говорил по-английски). Как жадно они рисовали.
В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»).
Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Там было человек пятьдесят сирот. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. На одной из знаковых работ того периода он изобразил комнату в Витебске, за окном которой виден Париж или, как его назвал художник, «второй Витебск».
С 1950 года начал работать в керамике, в 1951 году сделал первые скульптурные работы, с 1957 года занимался витражами, с 1964 года – мозаикой и шпалерами. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Они родили дочь Иду ипрожили влюбви исогласии 19лет, пока Белла нескончалась вАмерике. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. После выставки в Германиихудожник Марк Шагалвозвращается в Витебск.
Свою картину Марк Шагал написал в 1938 году, практически сразу после «Хрустальной ночи». Таким был, в частности, фовизм, заявивший о себе в 1905 году. Как пишет А. Шапиро в книге «100 великих евреев», до Шагала не было великих еврейских художников по причине строжайших религиозных запретов: «Библейский запрет изобразительного искусства подавлял какие бы то ни было творческие порывы изобразить образы живыми красками. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов.
Правительство Франции придало этому своеобразному шагаловскому «храму» статус национального музея. Учитель признавал талант юноши и оплачивал его обучение искусству. Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже – Х. Сутин и другие. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня.
Как-то раз вернувшись из командировки Шагал с удивлением обнаружил на родной школе вывеску «Супрематическая академия». Я люблю землю», – утверждал художник. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. С собой он взял картины «России, ослам и другим», «Посвящение невесте» и «Посвящение Христу (Голгофа)». В Париже Шагал заново для себя открывает живопись. Счастье написано на лицах этих двоих. На бледном лице сияют глаза. Вслед за ним отплыл пароход, транспортирующий его работы общим весом 600 килограммов.
Она смотрит— о, её глаза. В такой суматохе и появился гений. Именно здесь, в Париже, то и дело возникали новые, революционные, направления в искусстве. Она вела хозяйство, руководила мужем и детьми. Учась в «Academie de la Palette», на Шагала оказал влияние кубизм.
Однако художник всегда оставался вне каких бы то ни было «измов», предпочитая идти собственным путем. Главным является достижение зрительного эффекта Я протестую против терминов «фантазия» и «символизм».
Центральными работами первого парижского периода М. З. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался». В созданном им мире фантазия смешивается с реальностью, а иудейский символизм — с символизмом христианским. Марк Шагал (1887 – 1985) занимает особенное место в истории мирового изобразительного искусства.
Наш внутренний мир реален — быть может, даже более реален, чем мир, окружающий нас». Эти его летающие образы влюбленных людей, кажется, неоставляют равнодушным никого. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. По заказу израильского правительства он оформил здание парламента в Иерусалиме.
Шагал писал в автобиографии, что «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видеть все незашоренным взором ребенка. В 1977-1978 годах в Лувре, в отступление от правил, проходит выставка в честь здравствующего художника (по случаю 90-летнего юбилея Шагала). В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США).
Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. (1907-09). Столица империи представлялась ему землей обетованной. Но планы в жизнь не воплотились. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня.
У ног Иисуса стоит зажженный семисвечный светильник. В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». Учился в Петербурге у Л. С. Бакста и др.
Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). Заслуга Шагала заключается в том, что он смог визуализировать этот стиль, сделать его зримым: «на одном полотне сосуществуют разные времена и самые разные реалии, не пересекающиеся в обыденной жизни». Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена. Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли».
Действует также Арт-центр Марка Шагала, а при нём – специализированная библиотека. У него был один брат и пять сестёр. Этот город, словно магнит, притягивал к себе лучшие художественные силы Европы. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке).
Именно тогда он получил стипендию от Максима Винавера и поехал в Париж. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Стихия нетронула лишь несколько домов, втом числе итот, где родился Шагал. Цвет у Шагала всегда живет по своим законам. Акрасный цвет стех пор означал для художника ижизнь исмерть одновременно.
Он написал сотни полотен. При этом интересны слова Шагала по этому поводу: «Иногда, бессонными ночами, я лежу и думаю: может, я и создал несколько картин, которые все же дадут мне право называться «еврейским художником». Глава семейства Хацкель Мордухов Шагал работал грузчиком в лавке торговца селедками. Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал. С 1920 года, по протекции А. М. Пара изображена на возвышении, дома остались внизу.
Практически ничего другого не писал Марк Шагал. Возраст ему нисколько не мешал (а было художнику уже около 60-ти). И вот их-то я учил рисованию. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке).
Однако после переезда в 1910 году в Париж его манера переживает удивительное превращение. Шагал Марк Захарович (наст. Хотя особо и не пытался. Но знатоком хасидского учения сам Шагал не являлся.
Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Вверху видны герои Ветхого Завета, они в большом недоумении и плачут. Эту картину очень ценит папа Римский Франциск. Она смотрит— о, её глаза. Она молчит, я тоже.
Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра. Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые.
Летом 1915 года состоялось бракосочетание Марка Шагала и Беллы Розенфельд (1892. И я не щадил ни себя, ни других. На его левой руке, указывающей на полотно, семь пальцев.
Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Помимо этого стал активным и постоянным участником галерей, выставок. Неподалеку от дома, где он собирался появиться на свет, загорелись здания.
Одной из наиболее ярких перемен в стиле Шагала после переезда в Париж стал его переход к яркой цветовой гамме. Но неизменно утверждал: «Если бы я не был евреем, я не был бы художником или был бы совсем другим художником». отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников.
И я понял: это моя жена. Но настоящим достижением стало открытие Школы искусств. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными.
Наряду с другими авангардистами – кубистами, экспрессионистами, примитивистами и многими другими – он был отнесён к так называемым «дегенеративным» художникам. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Или, как в витражах, подсвеченные изнутри радужным, не подчиняющимся оптике светом.
Картина «Над городом» написана в 1914-1918 годах, находится в Третьяковской Государственной галерее. «Сказочником, Андерсеном живописи» называл его Илья Эренбург. Город стал для него воплощением радости и света.
Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». На этой картине изображены просторы родного художнику города Витебска. Примечательной работой раннего периода его творчества является картина Смерть, которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене.
Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой.
Которая тоже вначале ему позировала, потом ждала возвращения изПарижа, апотом, как шутил сам художник, «все закончилось свадебным венцом». Речь идет о хасидизме. (Кстати, серии масштабных панно художника для Еврейского театра интерьер которого в его оформлении современники окрестили «коробочкой Шагала», на выставке в Ливерпуле отведен целый зал. ) Это были годы, когда формировались основные художественные принципы творчества Шагала, складывались его видение и образный строй. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. Последовавший затем «русский период» (1914 – 22) был временем обобщения накопленного опыта. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Прежде всего он отправляется в Лувр.
От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Но создать настоящую семью с ней не получилось, они расстались через три года. Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Марка Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм. Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом. Это мои глаза, моя душа.
Мать художника Фейга Ита была женщиной энергичной, общительной и предприимчивой. Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен». Быть «еврейским», местечковым художником он не хотел. Он оказался в ловушке.
Вишистское правительство постановило, что «Моисей Шагал, художник, российский еврей, получивший французское гражданство в 1937 году интереса для французской нации не представляет». В мире Шагала люди запросто летают и оказываются в сверхфантастических ситуациях. Шагал работал преимущественно как монументалист и график. Здесь он жил, работал и творил свои бессмертные произведения вплоть до 1941 года.
«Любовь имеет цвет и свет, а не фабулу», – считал художник. В том же году некоторые его работы были продемонстрированы на организованной нацистами выставке «Дегенеративное искусство» – он оказался в компании таких выдающихся живописцев, как Отто Дикс, Василий Кандинский, Макс Эрнст, Оскар Кокошка. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Ангела мы найдем на многих картинах Шагала. Каждый год в начале июля в Витебске проходят уже ставшие традицией Международные Шагаловские дни, собирающие в городе множество искусствоведов, музыкантов и просто любителей творчества Марка Шагала.
В 1910-14 жил в Париже, где испытал влияние кубизма. Как говорил Шагал, он сам не сразу осознал значение своего «грубого» красного. Им больше никто не нужен. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). В земном космосе художника привычное сдвигается и переворачивается с ног на голову, низ и верх, близкое и далекое меняются местами, «образ входит в образ и предмет сечет предмет» (слова Пастернака).
Ещё один важный цикл военной поры – «Деревня и война». Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. И запускал своих героев по небесам. Немного странно, но фигуры расположены почти горизонтально.
На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам. Стиль Шагала сложился под воздействием сразу нескольких течений современного искусства — это, прежде всего, кубизм, экспрессионизм и сюрреализм. Шагала стали: «Я и моя деревня», 1911 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 годы (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 год (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и другие. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни. Он очень естественно изображал фантастические вещи. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист.
Близ Ниццы он построил собственную мастерскую – сейчас это национальный музей Франции, посвящённый великому художнику. Большой успех быстро распространил информацию о новом талантливом и авангардном художнике. Иисус показан как символ страданий всего человечества. Например, Даймонт в книге «Евреи, Бог и история» указывал на отсутствие в еврейской культуре национального художника, а самого Шагала называл представителем Парижской школы живописи.
Чтят память о великом художнике и на его родине. А потом зубоскалили издеваясь над этими ночными бдениями, над порядками в школе, над моими привычками и убеждениями.
Рассматривая картины Шардена, Фуке, Рембрандта, он намечает для себя новый путь. В 1972-м он изготовил мозаику «4 времени года» для Национального банка в Чикаго. На юге Франции начинается последний этап жизни Шагала.
С пяти лет Мовша Шагал, как и всякий еврейский мальчик, посещал хедер (начальную школу), где обучался молитвам и закону Божию. Кроме того, необходимо было искать средства.