Уроки Гойи и Веласкеса чувствуются в контрастах между темным фоном и белым платьем. Полотно состоит из двухчастного действия. У него был один брат и пять сестёр. В 1948 он окончательно перебрался во Францию. Большинство работ 1914 года отличает умиротворенно-прозрачный характер.
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824 –. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно. 25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой22.
На бледном лице сияют глаза. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция».
В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой.
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Шагал оформлял старые и новые церкви также во многих странах Европы и в США. Психоаналитически у Марка Захаровича была неистовая любовь к красному цвету. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира. Там было человек пятьдесят сирот.
Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Как жадно они рисовали. Художник предлагает и ключ к пониманию подобной метаморфозы. Шагал изображает себя в традиционной позе художника, стоящего перед невидимым мольбертом. Однако самый смысл представленного символа мне непонятен.
У ног Иисуса стоит зажженный семисвечный светильник. В центре показана похоронная процессия, медленно движущаяся за гробом. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался». В Сен-Поль-де-Ванс художник скончался 28. 03. 1985.
Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)910 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)11112. Программной считается работа художника «Деревенская ярмарка (Кермесса)» (1908). В 1948 году Шагал вернулся во Францию, занимался главным образом печатной графикой. Написанное в 1911 году полотно «Я и деревня» искусствоведы называют «энциклопедией искусства Шагала». Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием.
В августе 1910 года Марк уехал в Париж. В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание. Она молчит, я тоже.
Художник, наверное, хочет сказать, что выбор приходится делать не всегда. Следует ли толковать присутствие Христа, как луч надежды. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. В этой работе также учитываются классические традиции.
— я тоже. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию.
Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Фантастичен основной мотив — взлет влюбленных, преодолевших земное притяжение. Женщина изображенная на полотне, парит над действительностью, молодой человек тоже готов оторваться от земли.
Но планы в жизнь не воплотились. Не привыкший сдаваться парень поступил в возглавляемую Николаем Константиновичем Рерихом Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.
Или перед нами искупительная жертва. И, как показала дальнейшая жизнь, он выбрал верный путь. Но запомни: денег у меня больше нет. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы.
В это время в Париже наибольшее распространение получил кубизм. Это мои глаза, моя душа. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). В бездонных глубинах зеркала отражается керосиновая лампа в сияющем ореоле, но это отражение — не механическое и зеркало отражает не так, как оно должно на самом деле отражать реальный мир.
Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек – школе Герье в Москве. Подлинна в этих композициях только жизнь памяти. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Летом 1914года художник приехал в Витебск1, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. На полотне Шагала все именно так и показано, нет только красных пуговиц.
Это мои глаза, моя душа. На двух других полотнах, относящихся к витебскому периоду, показан один и тот же человек — «Красный еврей» и «Зеленый еврей». В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы».
«С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно. Картины Шагала в это неспокойное время были особенно остросюжетными и реалистичными. В эти годы главным в жизни художника стала женитьба на Белле Розенфельд.
В 1914 году художник возвратился в Витебск, где застал начало Первой Мировой Войны. В 1920 году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой.
На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам. Спустя несколько лет Белла умирает от заражения крови. На его левой руке, указывающей на полотно, семь пальцев. У него был один брат и пять сестёр. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался». Его отец служил у купца, торговавшего селедкой, мать занималась своей лавочкой. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов.
Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Подобным же образом трактуется пространство на полотне «Зеркало».
В «Двойном портрете» Белла сидит на плечах мужа и готовится к прыжку, а в картине «Над городом» они уже парят в небе вдвоем. Это главное в жизни. На первом плане художник изображает лежащую плоскую фигурку клоуна (у Блока: «Пьеро беспомощно лежит на пустой сцене в белом балахоне с красными пуговицами»).
В то время он был в Европе. Но когда он берется за кисти и краски, на него что-то накатывается и он делает то, что ему велит распоряжающееся им божество — так что выходит, что вина божества, если получается все одно и то же. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала. Они привлекли меня как природный феномен». Она стала одной из лучших в коллекции художника.
Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. Да и в смысле фона это опять то же черное небо с разноцветными ореолами светила, те же домишки грязной дыры из ужасного захолустья, тот же талый снег или же рамы окон, зеленеющие кусты, стенные часы, семисвечники, торы. По рекомендации А. М. Эфроса устроился работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. На бледном лице сияют глаза. Раскрывается извечная тема любви.
Марк Шагал родился на окраине Витебска. Тогда по приглашению Нью-Йоркского музея он переехал вместе с семьёй в Америку. Прелестна эта манера класть краски, то, что называется фактурой. Кроме Марка, в семье было девять детей — семь сестер и два брата.
Все те работы, что написал в Улье Марк Шагал (картины с названиями: Скрипач, Голгофа, Посвящение моей невесте, Вид Парижа из окна), стали его визитной карточкой. Благодаря этому контрасту композиция приобретает вселенский трагизм. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
Кажется, что художник пригласил зрителя проследовать в одну из дверей под вывесками. Как решить задачу, я не знаю. Вверху видны герои Ветхого Завета, они в большом недоумении и плачут. Фрагменты из которых состоит композиция, очевидно, космизированы. Тогда, вернувшись после похорон в опустевший дом, он поставил на мольберт портрет Беллы, написанный им еще в России и попросил Иду выбросить все кисти и краски. Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. Новая любовь и открытие античности дали мощный стимул дальнейшему развитию его творчества. Шагал Марк Захарович (наст.
В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Мало того, благодаря зеркалу обстановка видоизменяется и приобретает новый облик и новое значение.
Тем не менее, все ирреальные образы – скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди – не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». Но одно, во всяком случае, остается бесспорным. Она вглядывается вдаль, как будто видит перед собой огромную толпу.
Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. И я понял: это моя жена.
На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств Какую мину он скроил и что сказал, не помню точно. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Это всё, что я могу наскрести. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1617, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1819. Им хорошо вдвоем, они наслаждаются обществом друг друга. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня.
Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал. Набрасывались на краски, как звери на мясо. Произведение Блока обладает своей внутренней логикой и единством. Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва).
Шагал работал преимущественно как монументалист и график. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Большие, выпуклые, чёрные. Им больше никто не нужен. Это пространство настолько велико, что представляется совершенно невозможным показывать интерьеры и детали. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция».
Эти разногласия переросли в открытый конфликт и в начале 1920 года Шагал покинул школу и уехал в Москву вместе с женой и дочерью, где до отъезда на Запад в 1922 года работал в Еврейском камерном театре, руководителем которого был А. Грановский. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Подобная ситуация представляется нарочито условной. По свидетельству современников, сюжет полотна во многом был навеян постановкой «Балаганчика» А. Блока в театре В. Ф. Комиссаржевской.
И вот их-то я учил рисованию. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена.
С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Меняется лишь расположение этих разнообразных элементов и меняется формат картины. Решено.
Метафору «полет чувств» Шагал воспринимает буквально. Ярким примером ранних образцов творчества Шагала служит «Маленькая комната» (1908), где декоративность берет верх над тщательностью проработки форм. Их вознесло над повседневностью счастье счастье изменило их самих. Внизу горит дом, огромный язык пламени тянется ввысь.
«Прогулку» трактовали и как побег от реальности, которую собой тогда представляла революция. Именно тогда он получил стипендию от Максима Винавера и поехал в Париж. Мастер видит в жизни новую логику, он убежден, что мир сдвинулся с привычной оси. Их переполняют эмоции. Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».
В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. И эта признанность может считаться вполне заслуженной. Помещение парикмахерской выглядит так же убого, как и все остальное в городишке. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1112. Светом наполнены на первый взгляд заурядные коричневые, зеленые, синие цвета.
В Париже Шагал заново для себя открывает живопись. Вот таким образом в картине «Часы» человек сосредоточенно размышляет, а в картине «Зеркало» — спит. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Последовавший затем «русский период» (1914 – 22) был временем обобщения накопленного опыта. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов.
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни31. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. Люди в панике. Шагал удостоился премии Карнеги.
Однако это не значит, что кроме роженицы и повитухи, художник никого не изобразил. Там он проучился 2 месяца. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» – дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников.
Учитель признавал талант юноши и оплачивал его обучение искусству. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке).
Особое место в творчестве художника занимает картина, посвященная любимой жене, которая однажды принесла ему букет цветов, чтобы поздравить с днем рождения. Нынешняя выставка (открытая в галерее Май, 12, рю Бонапарт) лишний раз подтвердила во мне мое отношение к искусству Шагала (я был одним из первых, кто четверть века назад оценил это искусство) и в то же время она рассеяла прокравшееся в меня сомнение не снобичен ли Шагал не стал ли он шарлатанить, не превратился ли он, толкаемый к тому успехом, в банального трюкиста, который торгует тем, что когда-то давало ему подлинное вдохновение. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением.
И тем не менее Я. Тугенхольд точно подметил скромное очарование этого полотна он говорит об этом грошовом интерьере: «один из лучших виденных мной на выставках последних лет провинциальная парикмахерская, проникнутая кротким солнцем, пыльным воздухом и жалкой улыбкой дешевых обоев». Марк на картине в правой опущенной руке держит птицу, в то время, как в левой ухватил «журавля» – Беллу. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) – принцип, которому он остался верен до конца жизни. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком.
Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). И спустя полгода после переезда Шагал имел в своей мастерской несколько полотен, отражавших опыт освоения кубизма. На картине есть толпа с красными флагами и флаг Литвы того времени. В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. Старик полон тревоги и тяжелых предчувствий. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)67 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)189. Сам знаешь.
Обратите внимание на белый луч – он пересекает картину сверху вниз. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Борода написана таким интенсивным цветом, что вызывает ассоциации с потоками лавы. В мае 1911 года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»).
Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Объемное изображение отступает перед силуэтными абрисами.
Фильм «Шагал – Малевич» – история о возвращении Шагала в Витебск. Марк Шагал некоторое время жил во Франции, но ситуация в стране изменилась и он решил в 1917 году вернуться на родину и открыть в Витебске школу искусств. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни24. С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме.
Сохранился эскиз транспаранта, созданного Шагалом, — «Вперед», где изображен молодой человек, который, раскинув руки подобно крыльям, летит в бездонно-синем небе над землей. Ее обстановка предельно бедна, безграмотно написано объявление на стене: «абонены платят вперед», а хозяин заведения — маленький и изможденный — абсолютно замучен неудачливой судьбой. Так непривычно женщина с отделенной от туловища головой направляется к корове, стоящей на крыше, надоить молока. Здесь он жил, работал и творил свои бессмертные произведения вплоть до 1941 года. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе.
Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Или же сделана попытка обличения виновника бесчисленных бед. Счастье написано на лицах этих двоих. Вся композиция представляется неустойчивой, плывущей, дрожащей от неясного волнения. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Почему не быть и такому искусству, почему не тешиться им. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой.
В такой суматохе и появился гений. В своей книге «Моя жизнь», Шагал описывает этот период так: «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Этот светильник и освещает все происходящее. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Белла стала главной женщиной в жизни Шагала и главной музой. И я понял: это моя жена.
Таков «Дом в местечке Лиозно», где реалистично показана местная панорама: покосившийся домик с многочисленными вывесками торговцев, местные жители, скучающие у порогов домов, остановившаяся жизнь и низкое серое небо. отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги— отец швырнул их под стол. Но запомни: денег у меня больше нет. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда).
Одна из первых работ мастера в стиле кубизма. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»).
Полотна витебского цикла начинает композиция «Над Витебском», где основное пространство полотна занимает тщательно выписанный провинциальный пейзаж с заснеженной улицей и собором. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию.
Фигурка человека сопоставляется с метафорой материализовавшегося времени. Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. Жить в северной столице пришлось на грани нищеты, перебиваясь случайными заработками. Далее была частная школа Елизаветы Званцевой, где он брал занятия у Льва Бакста. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.
Чрезвычайно драматичны произведения Шагала, созданные во второй половине 1914 года. Творение Шагала, в котором воплощено видение художником современного для него мира. На бледном лице сияют глаза. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке).
Бытовые детали приобретают значение символов. При этом Бакст сразу осадил Шагала – его творчество не приживется в России. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Рассматривая картины Шардена, Фуке, Рембрандта, он намечает для себя новый путь.
В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Особенно интересным представляется «Автопортрет с кистями», где отчетливо прослеживается классическая тема. Две эти картины – «Над городом» и «Прогулка» – которые чаще всего и ассоциируются с творчеством Шагала, относятся к периоду времени между 1914 и 1918 гг. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете.
– я тоже. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ).
Она смотрит— о, её глаза. Это всё, что я могу наскрести. Неподалеку от дома, где он собирался появиться на свет, загорелись здания. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам.
Именно отсюда идет внешняя странность и парадоксальность образов здесь буквально, по словам Пастернака, «предмет сечет предмет». Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Иисус показан как символ страданий всего человечества. Это так же естественно для него, как привычный пейзаж за окном или узор на коврике. За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен».
Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом. После войны Шагал получил мировое признание. Сам знаешь. Непонятны и разные другие символы (непонятны именно в качестве символов), что разбросаны по картине. Однако все это — не более чем игра, театр.
Из-за этого и происходит смещение реальных пропорций. У художника появились последователи. То, что рисует художник, похоже на фрагмент из русской жизни. С 1950-х гг. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. Как говорил Шагал, он сам не сразу осознал значение своего «грубого» красного.
Предметы помещены на темно-синей, словно колышущейся и коробящейся, плоскости. Это уже своего рода мировая consecration. Есть и еще интересная деталь. Это некий проповедник, случайно встреченный художником на улице. Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. Большие, выпуклые, чёрные.
Искусствоведы считают, что эта деталь олицетворяет самого бога, но это неточно. В центральной части полотна показано распятие Иисуса, одетого в талес, специальное молитвенное облачение в иудаизме. Она смотрит – о, её глаза. Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом.
Именно к нему направляется повитуха, несущая малыша в тазу. («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). В этом был весь Марк Шагал. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Она молчит, я тоже.
Можешь не рассчитывать». В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Возможно именно так художник хотел выразить непреодолимое желание встать над тоской необустроенной жизни. Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже – Х. Сутин и другие. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».
Центральное полотно этого времени — «День рождения», где связь сказочного и реального представляется совершенно естественной. Такова картина «Продавец газет» изображающая провинциального старика, прижимающего к груди газеты, на одной из которых крупно написан заголовок: «Война». Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет.
Но при этом критики отмечали, что работы авангардиста отличаются от «надменных» полотен кубистов. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. Пара изображена на возвышении, дома остались внизу.
Художественные приемы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Интересно, что один из детенышей домашнего животного имеет человеческий облик.
Решено. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Несомненно и то, что поводом к созданию этого видения были реальные события. Ползал и подбирал.
На бледном лице сияют глаза. Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». Эту картину очень ценит папа Римский Франциск. Особенно показательна в этом отношении работа «Покойник» (1908). Шагал просто остался верен себе, а иначе он творить не может.
У него был один брат и пять сестёр10. Высылать ничего не буду. Он заставляет нас воспринимать Христа уснувшим, а не умершим. Художник, скорее, хочет показать мир сквозь некую призму, «закутанным в цветной туман». Так, в центре помещен солнечный диск. Большие, выпуклые, чёрные.
Полет изображенный в картине «Над городом», показывает молодую пару, существующую в иных масштабах, нежели находящаяся под ними провинциальная патриархальная жизнь. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Не теряя ни секунды, он бросился к мольберту. А еще «Прогулка» стала частью триптиха.
Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. Шагал – настоящая ведетта, вроде, ну скажем, Чаплина.
Она молчит, я тоже. В ту же серию попали картины «Двойной портрет» и «Над городом». Осенью 1909г.
Далее это умение было отшлифовано в нескольких художественных студиях Петербурга, важнейшей из которых оказалась студия Е. Званцевой, где преподавание вели крупнейшие представители объединения «Мир искусства» М. Добужинский и Л. Бакст. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Портрет невесты художника Беллы полон откровенного восторга и даже любовного преклонения. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Программа построена на воспоминаниях М. Шагала, его жены и друзей, с использованием репродукций его картин.
Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1314, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1516. Шагал чувствует себя равным среди равных на пиру великих. Она молчит, я тоже. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. «Красный еврей» изображает мудреца он живет не в затхлой провинции, а в безграничном мире собственных мыслей. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Из книги Марка Шагала «Моя жизнь»: Захватив двадцать семь рублей— единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем.
После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 21 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни. Также в этой картине обыграна пословица «Лучше синица в руках, чем журавель в небе». Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли». Картину можно рассматривать очень долго и каждый раз добавлять к увиденному новые детали. С 1950-х гг.
Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Как продолжение «Местечка в Лиозно» выглядит другая композиция — «Парикмахерская». В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Ярким примером подобных картин служит полотно «России, ослам и другим», где обычная крестьянка с подойником летит над церковью и деревенскими крышами в ночном пространстве. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже.
В 1960-е годы художник занимался росписями плафона «Гранд-опера», выполнял витражи и керамические панно во многих соборах Франции. — я тоже. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Движение вперед противоречит жизненной логике и в конце концов берет над ней верх. И вот роженицу отнесли дальше от пожара.
Умер художник 28 марта 1985 года в Провансе Франции, поднимаясь в свою мастерскую. Это мои глаза, моя душа. В картине преобладает цветовая гамма, со взятым за основу цветом слоновой кости. И я понял: это моя жена.
В этом транспаранте выражено всеобъемлющее чувство свободы, которое понимается как счастье. Разумеется, учиться на нелегальном положении было трудно.
В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Однако конец всем колебаниям положило знакомство с Лувром. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я – вдруг озаряет меня. Можешь не рассчитывать».
Картина одновременно и реалистична и наполнена разнообразными символами. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1415. Однако в целом это видение поражает и подчиняет внимание. И это — какой-то вопль, какой-то клич, в этом и есть подлинный пафос. Мне хочется выделить одну из картин на настоящей выставке Шагала.
Художник поместил действие в открытом пространстве, как это делали иконописцы, видевшие пространство «панорамным» зрением, во вселенском масштабе. А сам Шагал написал: «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видимо имея ввиду, что внешний мир не должен рубить творцу его мирный полет фантазии. В 1961 году во дворе Лувра был открыт временный павильон для демонстрации витражей мастера, в 1969 году началось строительство музея «Библейское послание» в Ницце. Его освещает яркий луч света. Но создать настоящую семью с ней не получилось, они расстались через три года.
Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Большие, выпуклые, чёрные.
Она смотрит— о, её глаза. Ползал и подбирал. Шагал показывает, насколько сильным может быть дух человека, который способен преобразить даже жалкую внешнюю оболочку, делая героя исполином с резкими изломами черт лица, которые, кажется, с трудом выдерживают напор его мыслей. С 1911 по 1914 год Шагал проживал в парижской мансарде «Ля рюш», здесь им были созданы сотни картин.
В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. В центре картины произошло настоящее таинство — только что родился человек. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. Мы общаемся в них с высочайшими и глубочайшими умами (хотя бы эти умы и выражались подчас в очень несуразных, странных формах, а то и просто снисходили до шутки, до балагурства). Париж дал Шагалу небывалую возможность самореализации, здесь произошла «революция взгляда» художника.
В 1912 году художник написал «Кубистический натюрморт». Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.
В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Это мои глаза, моя душа., бабушки художника со стороны отца), которые к тому времени жили в местечке Лиозно в 40км от Витебска21.
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь.
Одна из самых известных работ художника, созданная им в 1918 году. Это фигурка человека, уснувшего за столом. Учась в «Academie de la Palette», на Шагала оказал влияние кубизм. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». Так проявилось всегда присущее Шагалу тяготение к космизированности образов.
Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Детство Мойши, как его первоначально нарекли родители, прошло в городе Витебске. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). И я понял: это моя жена. Картина написана в первые два года жизни с женой Беллой Розенфельд.
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Как утверждал он сам, вдохновение приходит на несколько минут, важно его не упустить. Война, Окно в деревне, Праздник кущей, Красный еврей – это лишь немногие из тех полотен, которые были созданы в годы войны.
Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Его лицо задумчиво и печально человек, совершив над собой усилие, поднимается над рутиной ленивых будней. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24 июня (6 июля) 1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863 – 1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871 – 1915). Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк.
С 1915 по 1917 год Шагал создал цикл биографических полотен. Благодаря ей появилась серия картин, посвященных любви. После выставки в Германиихудожник Марк Шагалвозвращается в Витебск. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)20. Ее описывают как любого еврейского путешественника или даже как пророка Илью.
Но только божество это, разумеется, не Аполлон. — я тоже. Она смотрит— о, её глаза. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)17. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня.
В Америке Марк Шагал работал над театральными зарисовками и оформлением театральных постановок. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). Высылать ничего не буду. В свое время Пикассо, смотря на картины Марка Шагала сказал: «У тебя все хорошо в жизни, но слишком грубый красный». Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределённый срок.
Начало Первой мировой войны, закрытые российские границы. Свою картину Марк Шагал написал в 1938 году, практически сразу после «Хрустальной ночи». Картина сама по себе не содержит ответа, а обращаться за изустными комментариями к самому творцу (если бы он пожелал их дать) я не намерен. В то же время Шагал сочетает порой абсолютно разнородные фабульно-предметные элементы, которые лишь при долгом рассмотрении складываются в некую общность. Но и эти красочные прелести отнюдь не аполлонического происхождения. В подобном духе исполнена композиция «Часы», где обычные жизненные реалии предстают решительно смещенными.
Столица империи представлялась ему землей обетованной. В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». Прежде всего он отправляется в Лувр.
Шагал писал в автобиографии, что «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видеть все незашоренным взором ребенка. Наоборот, вокруг буквально кипит жизнь. У него был один брат и пять сестёр13. У Шагала пространство превращается в носителя неких духовных качеств.