С 1915 по 1917 год Шагал создал цикл биографических полотен. Что же хотел сказать художник этой картиной. А сбоку у часов прикреплен самый странный предмет – синее крыло.
Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Подобным же образом трактуется пространство на полотне «Зеркало». Она смотрит— о, её глаза. И всюду он оставался самим собой. В Венеции – выставка. В 1973 году Шагал приезжал в Москву и Ленинград, где навестил своих сестёр. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. в еврейской семье в местечке Лиозно близ Витебска (в 40км к юго-востоку) или (по другим данным) в самом Витебске, в черте еврейской оседлости Российской империи.
состоялась свадьба художника с Беллой. Каждая из фигур так или иначе рассказывает нам о Шагале. Его искусство кажется подчас фантастическим, странным, причудливым. В 1910 голу Шагал уезжает в Париж. На первом плане художник изображает лежащую плоскую фигурку клоуна (у Блока: «Пьеро беспомощно лежит на пустой сцене в белом балахоне с красными пуговицами»). Один из друзей художника сообщал ему из Германии об успехе, какой имела его выставка 1914 года в берлинской галерее «Штурм».
Кроме того, по инициативе Шагала в Витебске открывается народное художественное училище – та самая художественная школа, которой ему самому в юности так не хватало в родном городе. Особенно интересным представляется «Автопортрет с кистями», где отчетливо прослеживается классическая тема. Он придерживает ее тело, словно оберегая его от неверного поворота или неаккуратного движения. В это время в Париже наибольшее распространение получил кубизм. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Однако его можно расшифровать как закодированное послание.
Светло и растерянно он тянется к Витебску, словно растение. Мы общаемся в них с высочайшими и глубочайшими умами (хотя бы эти умы и выражались подчас в очень несуразных, странных формах, а то и просто снисходили до шутки, до балагурства).
Головы скреплены единым кругом, ставшим центром композиции. Здесь его приняли, а учил Н. Рерих. Мать художника Фейга Ита была женщиной энергичной, общительной и предприимчивой.
Фантастичен основной мотив — взлет влюбленных, преодолевших земное притяжение. А в манере произвольно разбрасывать фигуры по пейзажу есть что-то от игры и уж, верно, не без лукавства и юмора Шагал таким образом смешивает «строчки» своих произведений и возможный порядок их прочтения, облекая обычные, вполне реалистичные личные воспоминания в стилистику сюрреализма. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. По мере достижения пика славы его манера – в целом сюрреально – экспрессионистская – становится все легче и раскованней. – Ведь всё созданное им неразрывно граничит с любимым им Витебском».
В 1911 году Шагал создает ряд композиций, в которых раздвигает земные рамки, показывая таким образом космическое пространство. Под циферблатом на часах изображена целующаяся пара. Возможно именно так художник хотел выразить непреодолимое желание встать над тоской необустроенной жизни. А чем картина актуальна.
Это некий проповедник, случайно встреченный художником на улице. Действительно, в этом произведении много странного. Картина иллюстрирует одну из тем пьесы: пародирование романтической любви. По свидетельству современников, сюжет полотна во многом был навеян постановкой «Балаганчика» А. Блока в театре В. Ф. Комиссаржевской. Новая любовь и открытие античности дали мощный стимул дальнейшему развитию его творчества.
Каждый конкретный эпизод происходит в своем дискретном времени. Он занимался организационной и педагогической работой. Движение вперед противоречит жизненной логике и в конце концов берет над ней верх.
Или перед нами искупительная жертва. – С. 28. На картине, на фоне домов изображены часы. Как решить задачу, я не знаю. Большинство работ 1914 года отличает умиротворенно-прозрачный характер. Его отец служил у купца, торговавшего селедкой, мать занималась своей лавочкой. Его учителями здесь были Леон Бакст и Мстислав Добужинский.
После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Один – о детстве, другой – об изгнании, третий – о тоске.
У символистов самый изыск – На всё, на что не хватит сил Нарисовать, придумать басню. Лишенные элементарных гражданских прав, евреи в старой России жили обособленно, замкнуто, соблюдая свои обычаи, тщательно исполняя религиозные обряды, жившие в их сознании, сохраняли память о своей великой истории. Работы Шагала не иллюстративны. В подобном духе исполнена композиция «Часы», где обычные жизненные реалии предстают решительно смещенными. На картине, на фоне домов изображены часы.
Уроки Гойи и Веласкеса чувствуются в контрастах между темным фоном и белым платьем. Окошки, улицы, заборы. На юге Франции начинается последний этап жизни Шагала.
В 1914 году художник возвратился в Витебск, где застал начало Первой Мировой Войны. Желтеет птенчиком сортир. Какой-то нездешней далекостью дышит, пытаясь до детства дотронуться бережно. Именно отсюда идет внешняя странность и парадоксальность образов здесь буквально, по словам Пастернака, «предмет сечет предмет». Но они соединены друг с другом произвольно. Глава семейства Хацкель Мордухов Шагал работал грузчиком в лавке торговца селедками.
Интересно, что один из детенышей домашнего животного имеет человеческий облик. Затем выставка Шагала прошла в Русском музее. Художник предлагает и ключ к пониманию подобной метаморфозы. Виктор Меклер был тоже из состоятельной семьи. Марк Захарович Шагал (фр.
Кажется, что художник пригласил зрителя проследовать в одну из дверей под вывесками. Но произвольность эта кажущаяся, равно как и «сюрреализм» (так и напрашивается аналогия с работой Ман Рея «Влюбленные» 1934 года). И жалко, что я не из Витебска.
Часы появлялись и прежде (в первый раз в работе 1914 года, а затем – на всем протяжении творчества Шагала, например в «Черной перчатке» (1923-1948) или в «Автопортрете с часами» 1947 года). Из-за заминки с переводом текста на немецкий язык в 1923 году Кассирер издал только иллюстрации в виде отдельного альбома. Фигурка человека сопоставляется с метафорой материализовавшегося времени. Следует ли толковать присутствие Христа, как луч надежды.
116. И Беллы чёрные глаза (Вдали забор пасёт коза). Шагал учился за границей, Освоил китч и символизм. На них застыло время – 10. 10.
Несомненно, есть что-то общее между творчеством Шагала и творчеством всяких художников — демониаков средневековья, часть которых упражнялась в украшении священнейших соборов всякой скульптурной чертовщиной, другая окружала миниатюры молитвенников самыми безрассудными и столь ехидными гримасами. В таких же отношениях оказывается он и с сюрреализмом. У Шекспира это превращение, возможно, навеяно античными реминисценциями (Мидас, получивший ослиные уши за то, что оскорбил Аполлона волшебница Цирцея, превращающая людей в скотов метаморфоза Луция в «Золотом осле» Апулея) или народными карнавалами. Марк Шагал – символист в веках. Это уже своего рода мировая consecration. Картины насыщены неповторимой самобытностью.
Тэя жила на берегу Двины, недалеко от вокзала, на тихой улице с окнами на проезжую часть. Шагал продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. А сбоку у часов прикреплен самый странныйпредмет – синее крыло. Кроме Марка, в семье было девять детей — семь сестер и два брата.
Литературные аллюзии (имя Титания Овидий в «Метаморфозах» дает иногда Диане) соседствуют с нордическими мифами (Пэк в пьесе – эльф и он же домовой или Добрый малый Робин). Марк Захарович Шагал – один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века. В картине этому соответствует нарочито «неправильное» ее построение: законы перспективы попираются, законы тяготения отменены, естественный ход вещей нарушен вторжением крылатых часов. В картинах Шагала, выполненных в 1920–1930-е годы, соединились реальные и воображаемые образы, фольклорные мотивы и собственные переживания. Это фигурка человека, уснувшего за столом.
В этой работе также учитываются классические традиции. Большие, выпуклые, чёрные. Например, впечатляющая «Обнаженная над Витебском» (1933) имеет большее отношение к опоэтизированным фактам автобиографии, чем к сюрреалистическим грезам. С пяти лет Мовша Шагал, как и всякий еврейский мальчик, посещал хедер (начальную школу), где обучался молитвам и закону Божию. Первое полное издание мемуаров было осуществлено в 1931 году парижским издательством "Сток" в переводе на французский Беллы Шагал. Петрова Е. Память о Марке Шагале в России //Марк Шагал. Ее обстановка предельно бедна, безграмотно написано объявление на стене: «абонены платят вперед», а хозяин заведения — маленький и изможденный — абсолютно замучен неудачливой судьбой.
Но только божество это, разумеется, не Аполлон. – обращался Эренбург к читателям. Однако конец всем колебаниям положило знакомство с Лувром.
Железнодорожная станция" и др. Художник поместил действие в открытом пространстве, как это делали иконописцы, видевшие пространство «панорамным» зрением, во вселенском масштабе. Открылись возможности и тайны, вечно хранимые Вселенной.
И нету ни Канн, ни Лазурного берега, ни нынешней славы. Как отражение друг друга, Две пары – в небе и внизу. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). По крайней мере, серый цвет В оттенках превалирует. Под коровьим глазом -- сама корова и доящая ее крестьянка. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1617, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1819. Над часами виднеется птица, напоминающая петуха.
И тем не менее Я. Тугенхольд точно подметил скромное очарование этого полотна он говорит об этом грошовом интерьере: «один из лучших виденных мной на выставках последних лет провинциальная парикмахерская, проникнутая кротким солнцем, пыльным воздухом и жалкой улыбкой дешевых обоев». На двух других полотнах, относящихся к витебскому периоду, показан один и тот же человек — «Красный еврей» и «Зеленый еврей». Бытовые детали приобретают значение символов. Кроме того, в поле его увлечений попадает и графика.
В эти годы главным в жизни художника стала женитьба на Белле Розенфельд. Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Шагал или в русской транскрипции Мовша Хацкелевич Шагалов) родился 24 июня (6 июля) 1887г. Пожалуй, нет ни одного значительного стилевого направления первых десятилетий ХХ века, с которым нельзя было бы сблизить искусство Шагала.
Свадьба казалась для всех делом решенным, но состоялась она лишь спустя четыре года. Юношу принимает в свою студию знаменитый витебский художник Юдель (Юрий) Пэн.
Фрагменты из которых состоит композиция, очевидно, космизированы. — я тоже. Нет, я не из Витебска. Уже самые ранние его работы, выполненные до отъезда в Петербург, такие как «Смерть» (1908), «Рождение» (1909), «Свадьба» (1909), предрекают или уже несут в себе существенные качества шагаловского искусства.
Обычная, ничем не примечательная жизнь провинциальных городков и деревушек трансформируется в необыкновенное, чудесное зрелище, где предметы и человеческие фигуры как будто парят в пространстве («Крестьянская жизнь», 1925, галерея Олбрайт-Нокс, Буффало «Петух», 1929, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид). Париж Шагал полюбил сразу.
Но по существу все исполнители в этой картине нам знакомы. Так, техника офорта и литографии была использована для создания графических произведений для Гоголевских «Мертвых душ», сказок Лафонтена, даже для Библии. Всё сказанное относится и к творчеству Марка Шагала. В июле 1973 года в Ницце открывается музей «Библейское послание», разместившийся в задуманном Шагалом здании, украшенном его работами. Возле него разворачиваются разные эпизоды. «Красный еврей» изображает мудреца он живет не в затхлой провинции, а в безграничном мире собственных мыслей. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Так вы не из Витебска. В 1948 он окончательно перебрался во Францию.
Автор материала – Людмила Васильевна Короткина Вступление. – М. : Геликон, 1918. Шагал чувствует себя равным среди равных на пиру великих. Мы смотрим вдумчиво-печально, Душой чужие ловим вздохи, Переживаем (мы ж не лохи) И, МАРЬИВАНН ЩАДЯ ПОКОЙ, ТВОРИМ ОНЕГИНСКОЙ СТРОКОЙ В картине всё любовью дышит: От двух влюблённых в облаках До окон и двускатной крыши.
Картина сама по себе не содержит ответа, а обращаться за изустными комментариями к самому творцу (если бы он пожелал их дать) я не намерен. Они привлекли меня как природный феномен». В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание.
Вверху – мужчина и Она: Богиня, Муза и Жена. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. – С. 11. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). – С. 34.
Вспоминая рассказы матери о необычных обстоятельствах своего появления на свет, Марк Шагал писал: «Может быть, вот таким образом я всегда постоянно взволнован». С 1900 по 1905г. Тогда по приглашению Нью-Йоркского музея он переехал вместе с семьёй в Америку. Марк Захарович Шагал прожил без малого сто лет (1887--1985) и лишь немногим больше трети этого срока провел в России. Он участвовал в выставках «Бубнового валета» и «Ослиного хвоста», но к числу русских неопримитивистов его вряд ли можно причислить.
В это время он полностью определился со своими художественными пристрастиями. На бледном лице сияют глаза. Он говорил о любви художника к родному Витебску: «Кажется, вся история мировой живописи не знала художника, настолько привязанного к своему родному городу, как Шагал».
Ставили театральные пьесы и "живые образы". Тот Витебск его – пропыленный и жаркий – приколот к земле каланчою пожарной. Вместе с Ю. Пэном он ходил на этюды. Борода написана таким интенсивным цветом, что вызывает ассоциации с потоками лавы. В творческой личности Марка Шагала мне видится душа ребенка-творца, (детское видение мира по Шагалу).
Их глаза вонзились друг в друга, а носы приблизились почти вплотную. отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Так проявилось всегда присущее Шагалу тяготение к космизированности образов. Чрезвычайно драматичны произведения Шагала, созданные во второй половине 1914 года. Белла происходила из семьи состоятельных витебских ювелиров. После Октябрьской революции художник был вовлечен в бурную жизнь изменившейся страны.
Меняется лишь расположение этих разнообразных элементов и меняется формат картины. После долгих лет забвения и отторжения имя художника снова вернулось на родину. Шагал жену любил и Витебск, И всё в картине воплотил.
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни31. 1915 – 1919 годы считаются одним из пиков в творчестве художника именно в этот период были созданы его самые прославленные произведения: «Прогулка» (1918), «Над городом» (1914 – 1918), живописные полотна серии «Любовники».
– Так вы не из Витебска. Объемное изображение отступает перед силуэтными абрисами. Художник, скорее, хочет показать мир сквозь некую призму, «закутанным в цветной туман».
Однако просто от вздора и шалости и от бредового творчества сумасшедших творения Шагала отличаются именно своими подлинными чарами. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Эренбург И. О Марке Шагале //Декоративное искусство СССР, 1967, 12. В 1920 году Шагал переехал из Витебска в Москву. Школьники пишут стихи о Шагале: Как уместить в одну страницу Кистей и красок терроризм.
Над часами виднеется птица, напоминающая петуха. Полотна витебского цикла начинает композиция «Над Витебском», где основное пространство полотна занимает тщательно выписанный провинциальный пейзаж с заснеженной улицей и собором. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Сохранился эскиз транспаранта, созданного Шагалом, — «Вперед», где изображен молодой человек, который, раскинув руки подобно крыльям, летит в бездонно-синем небе над землей. Под циферблатом на часах изображена целующаяся пара.
Шагал возвращается в Витебск. – СПб. : Palace Editions, 2005. Белла вверху – она царит в памяти и принадлежит настоящему.
Она вела хозяйство, руководила мужем и детьми. Эти персонажи взяты художником не "с натуры", а из собственного духовного мира. У него местечковые музыканты, акробаты, раввины чем-то напоминают пророков из Библии. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. Оставим такое суждение на совести автора этих слов.
– С 36-37. В Петрограде Шагал встретил обе революции 1917 года: февральскую и октябрьскую и восторженно принял их, как и большинство художников-авангардистов, решивших, что социальный переворот продолжает начатую ими революцию в искусстве. Мне хочется выделить одну из картин на настоящей выставке Шагала. У Шекспира нет желчи в подшучивании над «нежными чувствами», нет ее и у Шагала. Его мобилизовали в армию.
Ты мой второй Витебск. ». Прелестна эта манера класть краски, то, что называется фактурой. Она молчит, я тоже. Почему не быть и такому искусству, почему не тешиться им.
С 1911 по 1914 год Шагал проживал в парижской мансарде «Ля рюш», здесь им были созданы сотни картин. Что под забором две фигурки (Вас палят сверху же, придурки), Что церковь – храм любви святой, Что на горе – коза с травой (А может, цапля на болоте), Влюблённый в лестницу чердак. Париж дал Шагалу небывалую возможность самореализации, здесь произошла «революция взгляда» художника. В 1977-1978 годах в Лувре, в отступление от правил, проходит выставка в честь здравствующего художника (по случаю 90-летнего юбилея Шагала).
Кубизм в этой композиции не выглядит догмой здесь нельзя увидеть даже намек на рационализм. Рядом -- косарь с косой на плече и женская фигура, повернутая вверх ногами. Участвовал в Осеннем салоне, который открылся 1 октября 1912 года, на котором более половины всех работ были написаны в кубистической манере.
Помещение парикмахерской выглядит так же убого, как и все остальное в городишке. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). После войны Шагал получил мировое признание. Он стар, он похож на свое одиночество, ему рассуждать о погоде не хочется.
(Государственный Русский музей представляет). Марк Шагал называл это детским видением мира. Мол, приземлённо всё мирское. Его знаменитые произведения рассеяны по всему свету.
Шагал показывает, насколько сильным может быть дух человека, который способен преобразить даже жалкую внешнюю оболочку, делая героя исполином с резкими изломами черт лица, которые, кажется, с трудом выдерживают напор его мыслей. Может быть, пришло время показать работы витебчанина М. З. Шагала не только французам или японцам, но также его землякам. Произведения наполнены цветом и светом, они как бы оживают, вибрируют.
Герои этих жизнерадостных полотен — циркачи и бродячие актеры, музыканты и влюбленные («Зеленый скрипач», 1923–1924, Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк «Акробаты», 1926, частное собрание «Новобрачные у Эйфелевой башни», 1928, частное собрание «Акробатка», Национальный музей современного искусства, Париж «Влюбленные в сирени», 1930, частное собрание, Нью-Йорк). Эта память народа и собственная память легли в основу творчества Шагала. Дружили родители. «Продавец газет» — картина, где звучит национальная тема. Портрет продавца газет глубоко психологичен и, вероятно, является скорее собирательным образом, нежели индивидуальным портретом. Такова картина «Продавец газет» изображающая провинциального старика, прижимающего к груди газеты, на одной из которых крупно написан заголовок: «Война».
Писатель вспоминал известную фразу Шагала из его книги «Моя жизнь»: «О Париж. Родился в Витебске, в "местечковой" семье. В 1914г. Она вглядывается вдаль, как будто видит перед собой огромную толпу.
Произведения Шагала были представлены на ряде выставок, в том числе в Салоне Независимых и Осеннем Салоне (1912) появились положительные отзывы европейских и российских критиков о художнике. Особенно показательна в этом отношении работа «Покойник» (1908). В потоке символов неясных Мы открываем новый мир. Не слышит, не слышит. Интерпретация сюжетов и нахождение ответов всегда остается приоритетом зрителя.
Но прежде всего Шагал был живописцем. Так, в центре помещен солнечный диск. Он писал: «Твои картины породили экспрессионизм».
(картина Рождение ребенка 1911 г). Здесь и забор не просто так, А нижний крен любви в полёте. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Они обращают внимание, заставляют задуматься, устанавливают взаимосвязи, задают вопросы.
В картине «Над городом» художник и его жена Белла летят над Витебском. С тех пор "Моя жизнь" М. Шагала неоднократно переиздавалась на многих европейских языках. В число свидетельств русского абсурдизма, как известно, входил, еврейский вопрос. У Шагала -- бытовой символизм.
В этих образах воплощены воспоминания детства или юности. В 1911г. Полет изображенный в картине «Над городом», показывает молодую пару, существующую в иных масштабах, нежели находящаяся под ними провинциальная патриархальная жизнь. У него был один брат и пять сестёр13. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Подобное обстоятельство, без сомнения, можно объяснить стремительной сменой обстановки и впечатлений.
Их вознесло над повседневностью счастье счастье изменило их самих. В Америке Марк Шагал работал над театральными зарисовками и оформлением театральных постановок. Шагал оформлял старые и новые церкви также во многих странах Европы и в США. У Тэи дома играли на фортепьяно, на скрипке.
Они делают это так же естественно, как если бы шли по улице или сидели на скамейке. В 1952 году художник вступает в брак с Валентиной (Вавой) Бродской. В 1912 году художник написал «Кубистический натюрморт». Всемирная слава Шагала прошла мимо России. ВОПРОСЫ К ВСТУПЛЕНИЮВ какую эпоху жил Шагал. Ярким примером ранних образцов творчества Шагала служит «Маленькая комната» (1908), где декоративность берет верх над тщательностью проработки форм. Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях.
учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Ю. М. Пэна, затем переехал в Петербург (его отец «швырнул под стол 27 рублей») и в течение двух сезонов занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих. Деревья стоят вдоль дороги навытяжку. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Фрагменты воспоминаний то соседствуют друг с другом, не нарушая целостности, то пересекаются. Программной считается работа художника «Деревенская ярмарка (Кермесса)» (1908).
Общая окраска искусства Шагала – жизнеутверждающая. Однако самый смысл представленного символа мне непонятен. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). – Нет, я не из Витебска. Но это разные рассказы.
Вып. Знакомя читателей с жизнью Шагала, Эренбург писал: «Он прожил несколько десятилетий в Париже, проводил летние месяцы в Бретани и в Пиренеях, в Оверни и в Савойе, жил да и теперь живёт близ Лазурного берега, побывал в Испании, в Англии, в Голландии, в Германии, в Италии, восхищался галереей Уффици и улицами Флоренции, два раза был в Палестине, глядел на Иерусалим, потом на пирамиды Египта, на пёстрые краски Бейрута, шесть лет прожил в Нью-Йорке, съездил в Мексику.
По рекомендации А. М. Эфроса устроился работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. Предметы помещены на темно-синей, словно колышущейся и коробящейся, плоскости. Долгая пауза. В 1909—1911г. Подобная ситуация представляется нарочито условной.
Пиджак старомодный на лацканах вытерся. В произведениях, написанных во Франции, улавливается влияние футуризма, кубизма и фовизма. Эренбург И. О Марке Шагале //Декоративное искусство СССР, 1967, 12. И – диалектики закон – Зелёный клён и красный дом.
Несомненно и то, что поводом к созданию этого видения были реальные события. Внизу – деревня (упс, эт город). Но и эти красочные прелести отнюдь не аполлонического происхождения. Поражает необычайная пластика, «свободный полет» образов Шагала и романтика, поэтика их восприятия. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Полотно состоит из двухчастного действия.
Написанное в 1911 году полотно «Я и деревня» искусствоведы называют «энциклопедией искусства Шагала». С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Портрет невесты художника Беллы полон откровенного восторга и даже любовного преклонения.
Появилось новое вооружение, танки заменили лошадей, на которых сражались воины с древнейших времён. В любом произведении Шагала мы найдем эту свободу фантазии.
И отец будущего художника, Хацкл-Мордхэ (по-русски Хацкель-Мордух) и его мать, Фейгэ-Итэ, происходили из местечка Лиозно и значительную часть детства Марк Шагал провёл в доме своего деда в этом местечке. Но каждый раз фантастическое предстает перед нами как абсолютно реальное. Весь XX век прошёл перед его глазами – войны, революции, смены государственных устройств, утраты и надежды народов – его искусство оставалось искренним, драматичным и полным душевной теплоты. Шагал был поэтом. Ярким примером подобных картин служит полотно «России, ослам и другим», где обычная крестьянка с подойником летит над церковью и деревенскими крышами в ночном пространстве. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Таков «Дом в местечке Лиозно», где реалистично показана местная панорама: покосившийся домик с многочисленными вывесками торговцев, местные жители, скучающие у порогов домов, остановившаяся жизнь и низкое серое небо. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж).
Витебск и, вероятнее всего, Белла объединены и равноправно делят картину поровну. Это как бы и есть круг деревенской жизни. Его стихи – это лирические думы и воспоминания.
Подлинна в этих композициях только жизнь памяти. Живые персонажи на полотнах уместно сочтены и геометрическими приемами. В это время в семье Шагалов рождается первенец – Моисей. У Шагала пространство превращается в носителя неких духовных качеств.
Это мои глаза, моя душа. В 1952 году художник женился на Валентине Бродской и вместе с ней совершил поездки в Грецию и Италию. Он и увидел его по-своему.
И эта признанность может считаться вполне заслуженной. Он сразу – с вопроса: – А вы не из Витебска. Занимался ли Шагал литературным творчеством.
У них выросла дочь Ида, впоследствии биограф и исследователь творчества Шагала. Или же сделана попытка обличения виновника бесчисленных бед. Это так же естественно для него, как привычный пейзаж за окном или узор на коврике. Так же ведут себя не только витебские горожане, но и артисты цирка (что более естественно), герои античной мифологии, библейские персонажи, коровы и ослы, стулья и дома.
Его творчество могло возникнуть только в России. Убогий мир. Большая часть творческой жизни была отдана Франции и во многих энциклопедиях мира после имени Шагала стоит название страны, которой он принадлежит, -- Франция. Шагал – настоящая ведетта, вроде, ну скажем, Чаплина.
Он был человеком тихим, набожным и работящим. В Париже ему чудился Витебск, а когда под старость он приезжал в Иерусалим, чтобы создать там витражи для синагоги, перед его глазами вновь возникали покосившиеся строения и домашние звери из детских снов. Темнеет. Шагал изображает себя в традиционной позе художника, стоящего перед невидимым мольбертом. Возможно, продемонстрировать, что счастливые часов не наблюдают.
Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. В 1907 году М. Шагал уезжает в Петербург на учебу. Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно.
Правительство Франции придало этому своеобразному шагаловскому «храму» статус национального музея. Рассчитывал на три месяца, но остался на 10 лет: война, революция 25 июля 1915г.
Действует также Арт-центр Марка Шагала, а при нём – специализированная библиотека. Благодаря этому контрасту композиция приобретает вселенский трагизм. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)20. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1415.
Этот светильник и освещает все происходящее. Через некоторое время в Эрмитаже были представлены гравюры Шагала. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Так непривычно женщина с отделенной от туловища головой направляется к корове, стоящей на крыше, надоить молока.
Однако все это — не более чем игра, театр. В 1906г. Вот таким образом в картине «Часы» человек сосредоточенно размышляет, а в картине «Зеркало» — спит. В доме была Тэя и Шагал. Однако в целом это видение поражает и подчиняет внимание. Шагал Марк Захарович (наст.
По этому поводу сам художник говорил: "Меня хоть в мире и считают интернационалистом и французы берут в свои отделы, но я считаю себя русским художником и это мне приятно" (Из письма Марка Шагала Павлу Эттингеру). Для Марка Шагала характерны ирреальные произведения (часто на фольклорные и библейские темы), отмеченные тонкой красочностью, выразительным живописным рисунком. Шагал просто остался верен себе, а иначе он творить не может. В 1922 году художник оставил Россию и уехал за границу. Букет можно истолковать как символическое изображение самого художника (подобно клоунам, акробатам или музыкантам), а можно – как аллегорическое воплощение счастья или удовольствия. Слова Шагала, что он русский художник, сказаны им неспроста. Нанимать натурщицу было дорого.
Шагал удостоился премии Карнеги. Живопись Шагала удивляет необычайной многогранностью. Шагал его учил рисовать. И это — какой-то вопль, какой-то клич, в этом и есть подлинный пафос. В этих ситуациях воплощены символы, которые не теряют связи с бытом.
Школьники пишут стихи о Шагале: Он символизм вложил немалый, Создав так мало этажей. Она с грустью смотрит вдаль и машет рукой -- то ли прощаясь с кем-то, то ли кого-то приветствуя (или козочку, щиплющую траву на задворках или случайного прохожего, справляющего нужду у высокого забора). Но аполлоническое начало начинается лишь с того момента, когда инстинкт уступает место воле, знанию известной системе идей и, наконец, воздействию целой традиционной культуры. Он также был автором биографических книг, особенно известна «Моя жизнь», которую он написал ещё в молодости. Творчество Марка Шагала нетривиально, колоритно, местами вычурно и «фантазийно». Из-за этого и происходит смещение реальных пропорций.
Эту черту подметил и Я. Тугенхольд, писавший под впечатлением Осеннего салона и сравнивавший композиции Шагала и Делоне: «Тогда как от кирпичных построений французов веяло холодом интеллектуализма, логикой аналитической мысли, в картинах Шагала изумляла какая-то детская вдохновенность, нечто подсознательное инстинктивное, необузданно-красочное. Среди наиболее популярных полотен тех годов – «Пьющий солдат», «Продавец скота», «Я и деревня». Центральное полотно этого времени — «День рождения», где связь сказочного и реального представляется совершенно естественной.
Здесь Марк Шагал познакомился с новейшими достижениями европейского искусства, сблизился с его представителями и пропагандистами (Гийомом Аполлинером, Блёзом Сандраром, другими), посещал занятия в частных парижских художественных школах – Академии де ла Гранд Шомьер и Академии Ла Палетт изучал музейные собрания и сформировался как художник с яркой индивидуальной творческой манерой. На полотне Шагала все именно так и показано, нет только красных пуговиц.
Познакомились, когда Тэя училась в Петербурге, она позировала ему. Палитра художника становится более светлой, а линии — плавными и легкими. Ему пришлось срочно выехать из Германии и возвратиться в Россию.
Он в сторону смотрит. Они не из мира сего, художник вызвал их из глубин своего духовного мира. Через год после знакомства Белла и Марк стали женихом и невестой. Шагал учился в Витебском четырёхклассном училище.
Какую известную книгу он написал. Есть и еще интересная деталь. В каждой картине, в каждом рисунке Шагала все же имеется своя жизнь, а, следовательно, свой raison detre. В первые годы жизни во Франции цветы нередко заменяют автопортреты. Такая трактовка подходит для картины «Невеста с двойным лицом» (1927).
Нынешняя выставка (открытая в галерее Май, 12, рю Бонапарт) лишний раз подтвердила во мне мое отношение к искусству Шагала (я был одним из первых, кто четверть века назад оценил это искусство) и в то же время она рассеяла прокравшееся в меня сомнение не снобичен ли Шагал не стал ли он шарлатанить, не превратился ли он, толкаемый к тому успехом, в банального трюкиста, который торгует тем, что когда-то давало ему подлинное вдохновение. Если она не менее кошмарна, нежели прочие, если она и очень характерна для Шагала, если и в ней доминирует импровизационное начало, то все же она, как мне кажется, серьезнее всего прочего, она, несомненно, выстрадана и чувствуется, что, создавая ее, художник, вместо того, чтобы прибегать к привычному творческому возбуждению имеющему общее с кисловато-сладостной дремотой, был чем-то разбужен, не на шутку напуган и возмущен. Произведение Блока обладает своей внутренней логикой и единством. Официальное открытие учебного заведения состоялось 28 января 1919 года. Эфрос А. и Тугендхольд Я. Искусство Марка Шагала. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27.
(Вдали забор пасёт козу). Авторы -Абрам Эфрос и Яков Тугендхольд отмечали искренность и «детскую вдохновенность» его искусства. В какую страну он уехал учиться и жил там, начиная с дореволюционных лет. Занимательное сочетание находим на полотне «Я и деревня», где энергический профиль человека противопоставляется короткой загадочной коровьей морде. Благодаря ей появилась серия картин, посвященных любви.
Светом наполнены на первый взгляд заурядные коричневые, зеленые, синие цвета. Но этих месяцев оказалось достаточно, чтобы маэстро полюбил своего ученика. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва).
Его детство и юность прошли в Витебске. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.
Литографии, офорты в камне, керамика -- везде оставил свой след неутомимый Шагал. И я понял: это моя жена. В 1948 году Шагал вернулся во Францию, занимался главным образом печатной графикой. После яркого Парижа художник вновь всматривался в неторопливую, почти дремотную жизнь городка с каким-то удивлением.
Далее это умение было отшлифовано в нескольких художественных студиях Петербурга, важнейшей из которых оказалась студия Е. Званцевой, где преподавание вели крупнейшие представители объединения «Мир искусства» М. Добужинский и Л. Бакст. Любовь и женитьба в 1915 году на Белле Розенфельд, ставшей главной моделью художника, способствовали появлению картин с фигурами влюбленных («Зеленые любовники», после 1914, частное собрание, Москва). Бела часто приходила к подруге.
Подобное смешение дает начало особому действу, где переплетаются реальность и наваждение, тем более что и на дальнем плане видна весьма существенная деталь — балаганчик-театр. Особенно ярко двойственность (в данном случае по отношению к сюрреализму) проявляется в «Сне в летнюю ночь» (1939). В 1960-е годы художник занимался росписями плафона «Гранд-опера», выполнял витражи и керамические панно во многих соборах Франции. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Воображение помогало художнику создавать необыкновенные композиции, в которых счастливые пары взмывают в воздух («День рождения», 1915, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Над городом», 1917, Третьяковская галерея, Москва «Прогулка», 1917, Русский музей, Санкт-Петербург).
Чтят память о великом художнике и на его родине. В центре показана похоронная процессия, медленно движущаяся за гробом. В правой части картины действие по характеру тревожно-взволнованное: в двери дома толпой заходят мужчины и корова. Возможно, художник хотел продемонстрировать, что счастливые часов не наблюдают. Марк Шагал родился на окраине Витебска.
Непонятны и разные другие символы (непонятны именно в качестве символов), что разбросаны по картине. Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей. Он является автором книжных иллюстраций.
Потоки ветра бьют упруго. Но одно, во всяком случае, остается бесспорным. На них застыло время – 10. 10. Добро всегда побеждает зло, об этом свидетельствуют яркие жизнеутверждающие краски. Только с конца 1980-х появились статьи о творчестве Шагала.
Вся композиция представляется неустойчивой, плывущей, дрожащей от неясного волнения. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Мастер видит в жизни новую логику, он убежден, что мир сдвинулся с привычной оси. В 1910 году он переходит в школу искусств Е. Званцевой. Здесь он жил, работал и творил свои бессмертные произведения вплоть до 1941 года. Была состоятельная семья. А после – слова монотонно и пасмурно: – Тружусь и хвораю.
Используя контрастные световые эффекты, художник повествует о чуде рождения человека. Был издан хорошо иллюстрированный каталог со статьями деятелей культуры. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)910 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)11112. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ).
Как продолжение «Местечка в Лиозно» выглядит другая композиция — «Парикмахерская». В Сен-Поль-де-Ванс художник скончался 28. 03. 1985.
Художник находился в Берлине, когда началась Первая мировая война. В конце мая художник отправляется в Каунас для организации там своей выставки. В этой поэме сплавлены личные и мировые события, воспоминания детства и впечатления текущей жизни и собственное "мифотворчество". В действительности Шагал говорит о себе. Старик полон тревоги и тяжелых предчувствий.
В 1961 году во дворе Лувра был открыт временный павильон для демонстрации витражей мастера, в 1969 году началось строительство музея «Библейское послание» в Ницце. Сначала он жил в Берлине, а в 1923 году переехал в Париж. Витебск внизу – он возник из детства и принадлежит прошлому. Как писал Шагал в своей книге «Моя жизнь»: «Все мы, казалось мне, робко ползаем по поверхности мира, не решаясь взрезать и перевернуть этот верхний пласт и окунуться в первозданный хаос». Метафору «полет чувств» Шагал воспринимает буквально.
«Весь мой талант таился в ней, в моей матери и всё, кроме её ума, передалось мне», писал Шагал в автобиографии «Моя жизнь».