В огромном наследии Марка Шагала произведения автопортретного жанра, наверное, самые многочисленные. Последним произведением Марка Шагала, замыкающим его беспримерное творчество, стал автопортрет и это также весьма символично.
Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра. Отец будущего художника швырнул сыну все, что у него было, — двадцать семь рублей – и юный Шагал, преодолевая страх перед голодом, бездомностью, неизвестностью отправился в Петербург овладевать художественным мастерством. Вот почему летом 1908 молодому живописцу пришлось покинуть стены этого учебного заведения. В большом количестве своих автопортретов витебский патриарх обращался к тому же жанру "автопортрета-биографии" эти произведения принадлежат к вершинным достижениям художника. Иудеи всегда говорили притчами, а в начале ХХ века Марк Шагал принес их в изобразительное искусство, «смешав банальность видимого и парадоксальность неизреченного».
Среди автопортретов Шагала, особенно ранних, есть один-два, по которым видно, что он внимательно изучал свою незаурядную внешность и бесхитростно (насколько это возможно для Шагала) передавал ее. Как мы знаем, в таком артистическом облике изображал себя и Юрий Моисеевич Пэн. Тогда же появилась еще одна определяющая черта в самоидентификации художника. Главное, что он – Влюбленный.
Официальное открытие этого учебного заведения состоялось 28 января 1919. Как такового повествования в картине нет. Уже летом этого же года Вальден выставил в своей галерее «Der Sturm» бльшую часть полотен художника. Тем не менее, все ирреальные образы – скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди – не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». Затем он стал брать частные уроки у профессионального художника-реалиста.
Что такое «Мертвые души». Там в это время расцветает сюрреализм. Среди них был и Казимир Малевич, который еще в 1915 на выставке в Петрограде произвел фурор, представив собственное произведение «чистой живописи» под названием «Черный квадрат» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Явь или бред. Но принять материалистическую марксистскую идеологию он, конечно же, не может.
За его спиной громадная церковь Ильи Пророка и сам он кажется посланцем этого пророка. Произведение наполнено счастьем и ангел здесь играет не последнюю роль. Мастер изобразил себя сидящим перед мольбертом с палитрой и кистями в правой руке. Полотно авторства художника имеющего еврейские корни, Марка Шагала увидело свет в 1912 году.
Им больше никто не нужен. Однако страшные образы Советской России не покидали художника. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). То, что рисует художник, похоже на фрагмент из русской жизни. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. В том же году, благодаря члену Думы государственной М. Винаверу, купившему у него картины и назначившему ему денежное содержание на период обучения, Шагал уехал в Париж.
Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Наоборот, вокруг буквально кипит жизнь.
Он уже был знаком с состоятельными петербуржцами, являвшимися редакторами недавно закрытого либерального еврейского журнала «Восход». Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни31. Может, учитель и хотел продолжить работу дальше, но у Марка Шагала не было времени. Чаще всего, наоборот, здесь нет и намека на то, что герой этих композиций – Художник он – просто счастливый возлюбленный, пребывающий в раю. Очевидно, автор специально сделал такую отсылку к создателю супрематизма Малевичу. Многие поздние картины уже пожилого художника проникнуты бурным весельем, музыкальностью и праздничным настроением.
Искушенный взгляд узнает в произведении на мольберте картину «Россия, ослы и другие». Выполненные мастером в 1965—1966 произведения «Триумф музыки» и «Источники музыки» (местонахождение неизвестно) стали настоящим украшением этого знаменитого американского оперного театра. Тот предложил любимому ученику позировать для портрета, а пока будет идти работа, так они обо всем смогут поговорить. Это все и почиталось до начала XX века настоящим искусством с историей этого искусства знакомят нас музеи и из-за такого искусства эти музеи приобрели в современной жизни значение бесценных хранилищ, чуть ли не храмов. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов.
Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях. А мои родные – самые святые из них». На фоне сочетания русско-еврейской культуры написан настоящий французский франт. Судя по всему, зрителю виден эскиз реальной работы Шагала «Россия, ослы и другие» (1911, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж), которая также экспонировалась в Салоне Независимых.
Вечная женственность, олицетворением которой был идеализированный облик Беллы, была неразделима с собственным присутствием Шагала в этом мифологическом пространстве. Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. Так он писал о Йелле, ставшей его женой. Эту картину очень ценит папа Римский Франциск.
На левой руке художника семь пальцев. Шагал до последних дней был Художником он был Влюбленным зеленоглавый храм, символ Витебска, входил в антураж – но вместе с мостами над Сеной, крышами Парижа, кровлями Ванса и так далее (витебский Храм был частью пространственной симфонии, но у него не было "решающего" голоса конкретно-портретное пространство расширилось и включило в себя все другие любимые места на Земле). Здесь талант мастера заиграл новыми гранями. Он увез свой талант, который, как он считал, весь таился в его матери.
В них он еще вполне в русле современного ему искусства изыскан, чуть-чуть манерен. У художника появились последователи.
Художник на картине успешен и одет по последней моде того времени. Так, на картине «День рождения» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва) Шагал достоверно воспроизвел не только обстановку комнаты, в которой жил с Беллой, но и атмосферу светлой радости, окрылявшей влюбленных. Бог вывел его, как когда-то евреев из Египетского рабства. Шагаловский театр сродни народному площадному действу. Судя по всему, зрителю виден эскиз реальной работы Шагала Россия, ослы и другие, которая также экспонировалась в Салоне Независимых. «Меня окружали там давно ушедшие друзья. За полотном брошена лестница, символизирующая постижение автором сакрального смысла.
Мастер изобразил себя сидящим перед мольбертом с палитрой и кистями в правой руке. Переехав сначала в Петроград, а затем в Москву, Шагал находит для себя новое поле творчества – театр, который необычайно близок ему стихией игры. И эта признанность может считаться вполне заслуженной.
Радость бытия и удивительная чистота заливают страницы его книги. Летом 1914 года Марк Шагал приехал из Парижа в свой Витебск — проведать родных. Вот она над «Невестой с синим лицом» (1932-1960 гг. ), картиной, полной воспоминаний (тут и скрипач и скоморох и витебские домики). В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Несмотря на недовольство родственников, в июле 1915 Белла и Марк поженились. Уже после окончания Великой Отечественный войны Шагал объездил с ней полмира.
Христос говорил притчами. Несомненно и то, что поводом к созданию этого видения были реальные события.
Не случайно на картине так много церковных образов. Рассматривая картины Шардена, Фуке, Рембрандта, он намечает для себя новый путь. «Словно он переводит Гоголя на язык своего искусства. Но здесь жила Белла. В 1900 он поступил в Витебскую гимназию. 28 марта 1985 после целого рабочего дня, проведенного в мастерской, девяностовосьмилетний художник тихо угас в своей постели.
На его левой руке, указывающей на полотно, семь пальцев. Дело в том, что на идише слово «корова» обозначает не только удачу в любых начинаниях, оно имеет еще одно значение — глупец. Дело в том, что на идише есть выражение, которое можно сравнить с привычным фразеологизмом «мастер на все руки», только речь там идёт о семи пальцах.
У ног Иисуса стоит зажженный семисвечный светильник. На голове зеленоликого мужчины картуз, а на шее – православный крестик однако, на его указательный палец надет перстень с камнем, чьи шестиконечные лучи недвусмысленно ассоциируются со "звездой Давида". Символисты в маске увидели иное. Предложение написать их он получил еще в конце 1920-х от издателя Амбруаза Воллара.
Но тогда благодаря связям Гинцбурга Марк не остался в одиночестве. Недаром художник среди бородатых мужчин, приходящих в дом изобразил и корову — это как бы дар, подарок от «волхвов». Люди в панике. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы.
Шагал был общительным и хорошим рассказчиком. В ней появляется «неслыханная простота», о которой писал Пастернак. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком.
Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам.
Так в 1923 мастер с семьей оказался в Париже. За сорок дней и ночей художник сделал декорации и эскизы костюмов для трех мини-постановок по Шолом-Алейхему (еврейскому писателю и драматургу) и оформил зрительный зал — росписи покрывали потолок и все стены. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
В Париже Шагал заново для себя открывает живопись. Оба они осенены летающими часами, как бы овеществленным временем. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Писался портрет несколько сеансов.
Это мои глаза, моя душа. Белла в полотнах и рисунках Шагала была воплощением Музы, Невесты, Жены, Прекрасной Дамы. 128 x 107 см Музей Стеделейк, Амстердам, Нидерланды В начале 1910-х Шагал готовился к выставке в Салоне Независимых.
Торжественное открытие плафона состоялось в 1964 и вызвало большой резонанс в прессе. Но создать настоящую семью с ней не получилось, они расстались через три года. — я тоже. Наша жизнь лишилась духовного измерения, всякого христианского ориентира и, как пишет Оливье Клеман, «сейчас в мире господствует эмпиризм видимого и субъективизм удовольствия, а также вульгаризированный психоанализ, претендующий на обладание ключом ко всем проблемам». Таковы и иллюстрации Шагала к Библии.
Картину можно рассматривать очень долго и каждый раз добавлять к увиденному новые детали. Лиризм в произведении соседствует с юмористическими размышлениями о взаимонепонимании полов даже в таком, казалось бы, замкнутом мире. «А как. Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности. Им хорошо вдвоем, они наслаждаются обществом друг друга. Даже в преклонные годы художник постоянно работал. Соловьев формулирует как «веру в невидимое и одновременно желание, чтобы невидимое стало видимым, веру в дух, но только в такой, который проникает все материальное и пользуется материей, как своей оболочкой и орудием».
Вверху видны герои Ветхого Завета, они в большом недоумении и плачут. Он увез свой талант, который, как он считал, весь таился в его матери. На панно, написанном для украшения театра, в верхней правой части есть ромбовидный «черный квадрат».
Откуда оно. Вот трагическая фигура «Продавца газет», несущего печальные новости.
Шагал, видевший российскую революции воочию, поначалу разделял ее идеи «свободы, равенства и братства», но затем осознал всю чудовищность последовавших террора и насилия. Шагал Марк Захарович (наст. Шагала она застала в России, куда он приехал, думая, что ненадолго, на свадьбу своей сестры, а также, чтобы увидеть Е, ту, которая разделила с ним все превратности жизни, став и музой и ангелом и моделью: «С тех давних пор она, одетая в белое или черное, парит на моих картинах, озаряет мой путь в искусстве. Вскоре художник заключил договор с издательством Амбруаза Воллара на иллюстрирование романа Николая Гоголя «Мертвые души» и в течение 19231925 создал сто семь эскизов для гравировальных досок. На телеге лежит корова и сидит сам хозяин, а сзади следует его жена с ягненком на плечах. Но идиллия продолжалась недолго.
Никакой Париж не сумел вытеснить из души милые картины родины. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. Слово было для него «эквивалентом человеческого духа».
Его детство предстает счастливым и почти безмятежным, несмотря на бедность родителей и все «прелести жизни» в черте оседлости. Одним из них является «Музыка» (1920, Государственная Третьяковская галерея, Москва). А за крыльями серафима проступает распятый Мессия. Но вот эта новая демонстрация упражнения с ограниченным количеством реквизитов не только меня не огорчила, но она пленила меня, а, главное, не получилось от этого сеанса впечатления трюкажа или хотя бы до полного бесчувствия зазубренного фокуса. Это ощущается уже в ранних его работах.
В центре картины произошло настоящее таинство — только что родился человек. Образ этой картины является своеобразной аллюзией на евангельский сюжет о рождении Христа. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887.
Спустя несколько лет Белла умирает от заражения крови. Бретон, Бунюэль, Рене Клер взрывают традиционалистское сознание. В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон».
Новая любовь привнесла в творчество Шагала ощущение радости и воодушевления. Естественно, встретился и со своим постаревшим учителем. («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Изображение построено на контрастах. Вот оно на картине «На берегах Сены» 1953 года, где юная женщина с младенцем позирует художнику, а над мостами Сены витает зеленая коровка с русалочьим хвостом.
Шагал – настоящая ведетта, вроде, ну скажем, Чаплина. Эта вторая сущностная характеристика собственного образа откристаллизовалась после возвращения Шагала из Парижа она укрепилась и расцвела в последний русский период. Возможно, таким образом автор хотел показать, что героиня была на волосок от смерти.
И это — какой-то вопль, какой-то клич, в этом и есть подлинный пафос. Интерпретация сюжетов и нахождение ответов всегда остается приоритетом зрителя. Родился в Витебске, в "местечковой" семье. И только кажется, что в прошлом кто-то был счастлив. Мы общаемся в них с высочайшими и глубочайшими умами (хотя бы эти умы и выражались подчас в очень несуразных, странных формах, а то и просто снисходили до шутки, до балагурства).
В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). В картине преобладает цветовая гамма, со взятым за основу цветом слоновой кости. Марк Шагал «Автопортрет с семью пальцами» (1912-1913) Холст, масло.
Они не только поддерживали молодого художника (разрешили ему ночевать в пустующем помещении редакции), но и в 1909 рекомендовали его в студию рисования и живописи Елены Званцевой, когда-то учившейся у Ильи Репина, а впоследствии даже оплачивали весьма дорогостоящие занятия. И вместе со всем этим танцует душа художника. Как мы увидим в дальнейшем, в несхожести чисто внешних черт, несовпадении их в разных автопортретных изображениях заключалась одна из фундаментальных особенностей шагаловского творчества.
Сюжет живописной картины на стекле наполнен символами мира и любви. А в 1946 году в Музее Современного Искусства прошла масштабная выставка Шагала. В интересующем нас "автопортретном" аспекте мы рассмотрим лишь две работы. Но она же и бесконечно возвышенна, парадоксальна, небесна.
В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». Это уже своего рода мировая consecration. А Вл.
Одна из первых работ мастера в стиле кубизма. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной.
В том же году художник с супругой был приглашен в США на открытие в нью-йоркской штаб-квартире ООН стеклянного витража под названием «Мир» (1964, нью-йоркская штаб-квартира ООН). «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. В Сен-Поль-де-Ванс художник скончался 28. 03. 1985. Такая компания была плодотворной почвой для развития любого направления в искусстве.
Он сумел найти некоторые свои картины, оставленные в «Улье» и начал создавать авторские копии утерянных работ. Первые художественные навыки Шагал приобрел как раз в гимназии. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Все вместе украшавшие театр панно («Музыка», «Танец», «Драма», «Литература») призваны рассказать зрителю на понятном ему языке о еврейском искусстве, созданном богоизбранным (как написано в Ветхом Завете) народом и потому пронизанном Божественным светом. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов.
Под кроватью прячется мужчина — очевидно, отец ребенка. Правда, школа Бакста для юного Шагала, не имевшего представления о том, что такое Париж, олицетворяла Европу.
В начале 1910-х Шагал готовился к выставке в Салоне Независимых. Яви мне мой путь. Любить, быть счастливыми и летать над будничным городом, где по улицам между деревянными домами бродят козы, настолько же естественно, насколько держать в объятиях свою жену. Тот, что внизу, прячет от красного призрака свиток Торы, а тот, что вверху, старается удержаться при помощи клюки, но, увлекаемый сверженным ангелом, тоже падает на землю. Они обращают внимание, заставляют задуматься, устанавливают взаимосвязи, задают вопросы.
Но одно, во всяком случае, остается бесспорным. По возвращении в Витебск Шагал, как известно, создает большую группу "документов". Теперь педагог не выказывал студенту Шагалу своего неодобрения относительно его рисунков.
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Не будет преувеличением сказать, что Шагал – истинный пророк ХХ века. Как жадно они рисовали. Эти персонажи взяты художником не "с натуры", а из собственного духовного мира.
Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Некоторые элементы кубизма можно увидеть в картине «Я и деревня» (1912, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). Импрессионизм, кубизм, все новейшие течения, которыми бредил Париж, ему были равно чужды. Тем не менее, Шагал продолжал рисовать и к 1945 году у него были выполнены 105 эскизов. Она везде рядом с влюбленными и кажется их общей душой.
В 1910 голу Шагал уезжает в Париж. Она смотрит— о, её глаза. отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России.
Да и в смысле фона это опять то же черное небо с разноцветными ореолами светила, те же домишки грязной дыры из ужасного захолустья, тот же талый снег или же рамы окон, зеленеющие кусты, стенные часы, семисвечники, торы. Он рано понимает, что будет писать не так, как все. «Пророк Исайя» — раскаленное докрасна пространство картины заставляет толпу в священном страхе забиться в нижний угол картины и созерцать оттуда, как шестикрылый серафим влагает в уста коленопреклоненному Исайе «угль, пылающий огнем». Столица империи представлялась ему землей обетованной.
Нужен очистительный потоп, глубинная, а не поверхностная революция». Любовь ко всему родному, так пронзительно и лирично переданная в этой картине, подчеркивается радостным настроением и своеобразной легкой иронией, без которой не обходилось ни одно значительное произведение Шагала. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их.
К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание. Набрасывались на краски, как звери на мясо. Пэн достаточно высоко оценил работу юного ученика и разрешил ему заниматься бесплатно. Пока Шагал ездил в командировки, Малевич устроил в народной школе «переворот» и, сместив директора, провозгласил образовательное учреждение «Супрематическим институтом».
Полотно «Автопортрет с семью пальцами» (1912, Музей Стеделейк, Амстердам), которое было там представлено, сочетает в себе черты неопримитивизма и кубизма. Полотно «Автопортрет с семью пальцами», которое было там представлено, сочетает в себе черты неопримитивизма и кубизма. Преподавал в этом учебном заведении Николай Рерих. Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира.
В них он еще вполне в русле современного ему искусства изыскан, чуть-чуть манерен. Библейские пророки – вот его истинные друзья и собеседники. Здесь он жил, работал и творил свои бессмертные произведения вплоть до 1941 года. Мир вообще понимается Шагалом как божественное Слово и как текст. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете.
Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. Но мечта стать живописцем не оставляла юношу. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Серебряный век лишил слово и понятие "маска" однозначной негативности. Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Их молитвы сливались с моими. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). Непонятны и разные другие символы (непонятны именно в качестве символов), что разбросаны по картине.
Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». В нем, помимо центральной фигуры распятого Иисуса Христа, держащего свиток изображен ангел с трубой и свечой, который пролетает над картиной страшных бедствий, постигших людей во время войны. Автопортретный герой картин Шагала живет в Витебске, он Витеблянин.
Работы Шагала не иллюстративны. Иисус показан как символ страданий всего человечества. Именно это увлечение во многом и определило в дальнейшем его выбор профессии. Типичной работой этого периода стала картина "Перья и цветы" (1943). На графическом полотне «Вечер у окна» (1950, частное собрание, Люцерн) двое влюбленных стоят возле окна из которого открывается вид на вечерний российский город. Между молодыми людьми вспыхнуло взаимное нежное чувство.
Но и счастливая любовь тоже есть в холстах этого периода. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. Перед распятием» (1947 г. ) красная корова уже alter ego художника. В «Автопортрете с напольными часами.
Первая ничего ему не дала, вторая дал понять, что он должен забыть все, чему его учили раньше, хотя искусство Бакста было чуждо ему, как и все течение «Мира искусства», где царили стилизация, эстетизм, светскость и некоторая манерность. От предыдущих работ, выполненных в ярких оранжевых, желто-зеленых и красных праздничных оттенках, она отличается напряженным контрастом темного условного фона и пурпурно-белесыми цветами, при помощи которых автор трактует образы героев, объединяя их тем самым в единое целое.
Равно как и Ван Гог (я говорю о них потому, что начинала с них разговор об автопортретах). Картина «Песнь Песней» (1958, Национальный музей «Библейское послание Марка Шагала», Ницца) — своеобразное яркое изображение сути любовных гимнов четвертой книги, входящей в раздел Ктувим Танаха, которую написал пророк Соломон. Последовавший затем «русский период» (1914 – 22) был временем обобщения накопленного опыта. Он был девятым ребенком в семье.
А мои родные – самые святые из них». Она была студенткой женских курсов Горье и собиралась заняться актерским мастерством у Константина Станиславского. Автор не случайно допустил такую анатомическую погрешность. Произведение «Желтое распятие» (1943, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж) по своей интонации очень близко к «Падению ангела».
В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск. Шагал работал преимущественно как монументалист и график. Шагал видит и пишет себя прежде всего художником, формируя свое изображение из традиционных и даже расхожих представлений о художнике вообще, Артисте, возвышающемся над мелкой обыденной суетой. И это не противоречит ничему в иудаизме, который Вл.
Шагал решил подшутить над своим мастерством, тонко и ненавязчиво. Зимой 1941 Марку Захаровичу нанес визит консул США в Марселе Харри Бингхэм. Мне хочется выделить одну из картин на настоящей выставке Шагала.
В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). И я понял: это моя жена. Именно к нему направляется повитуха, несущая малыша в тазу. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой.
Прелестна эта манера класть краски, то, что называется фактурой. Когда-то я читала в Витебске доклад "Иерусалим как архетип шагаловского Города", построенный на анализе этой работы, вот таким образом лишь вкратце скажу, что в "Автопортрете с семью пальцами" впервые появляется изображение зеленоглавой церкви как символа Витебска и это осмысление образа Витебска как Города с Храмом глубинно увязано с основополагающим архетипом еврейской культуры, архетипом древнего Города с Храмом, утраченного и обетованного Иерусалима. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Оказалось, только что на свет появился его младший брат.
Автопортрет в узком значении слова – это изображение художником собственного лица и фигуры на полотне или бумаге художник пишет такое изображение, сидя перед зеркалом и следуя собственным физиогномическим чертам (отвлекаясь в сторону, скажу, что отсюда проистекает любопытная черта автопортретов: ведь общеизвестно, что человек в зеркале видит себя по-другому, нежели со стороны видят его другие то есть, глядя на автопортрет, мы имеем возможность посмотреть на художника как бы изнутри, его собственными глазами).
Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Мрачные эмоции отразились в некоторых его работах. Фиктивная купля-продажа не живых, но и не мертвых». Например, «Окно на даче» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва) представляет собой вид на лес, открывающийся через окно, на котором висит небрежно подобранная белая занавеска.
Присутствует это мистическое существо и в полотне «На двух берегах» (1943-1958 гг. ), где зеленая коровья голова молитвенно обращена к небу. Рембрандт фиксировал те изменения, тот скорбный опыт, которым нагружала его жизнь. Над измученной роженицей стоит мрачная повитуха и небрежно держит младенца. Он писал: «Если мое искусство не играло никакой роли в жизни моих родных, то их жизнь и их поступки сильно повлияли на мое искусство».
Там было человек пятьдесят сирот. И вот их-то я учил рисованию. Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала. Однако семье Шагала жить на пособие от Комиссариата просвещения становилось все тяжелее. На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам.
Если смотреть слева направо, то первое изображение — падающая зеленая корова. Но и эти красочные прелести отнюдь не аполлонического происхождения. Их переполняют эмоции. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. В этом же году Шагал начал создавать эскизы декораций, костюмов и занавеса для балета «Жар-Птица» на музыку Игоря Стравинского. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.
Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). По словам Шагала, «Витебск – несчастный, скучный город». Еще до отъезда в Париж Шагал пишет "Автопортрет с кистями". Один из лидеров мирового авангарда 20 века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством.
Свою картину Марк Шагал написал в 1938 году, практически сразу после «Хрустальной ночи». Это ощущается уже в ранних его работах. На тот момент семейная жизнь Марка Захаровича дала трещину.
«Тьма сгустилась у меня перед глазами», — написал позже об этом периоде своей жизни Шагал. Для выставки работ этого цикла в Ницце даже специально открыли музей. Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием.
Отъезду помешала болезнь Беллы — жена художника заразилась вирусной инфекцией. «А как. Как всякий еврей, воспитанный на Торе и Талмуде, он шел в своем искусстве от слова. Счастье написано на лицах этих двоих.
Или перед нами искупительная жертва. Над всеми ними — дуги, поверх которых на идише написаны фамилии героев сюжета. "Король художников" Рембрандт издавна был "королем" и в жанре автопортрета. Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран.
А в Европе уже назревала и, наконец, грянула гроза. В конце 1922 он начал писать картину «Падение ангела» (Художественный музей, Базель) и вплоть до 1947 вносил в нее различные поправки и изменения. Общая окраска искусства Шагала – жизнеутверждающая. Она выливается в грандиозную библейскую эпопею.
Центральное место на полотне занимает ярко-красный падающий ангел с женской грудью. Я только напомню все эти прекрасные картины: "День рождения", "Над городом", "Прогулка", "Двойной портрет с бокалом вина" (в этой картине звучит отдаленное эхо образного строя вышеупомянутой картины Рембрандта "Автопортрет с Саскией на коленях"). Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. Возможно, сразу же из мастерской учителя он спешил к ней на свидание.
Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. В 1914 году художник возвратился в Витебск, где застал начало Первой Мировой Войны. Последний в свою очередь тоже поддерживал Шагала и однажды даже назвал мир его картин «surnaturel» — сверхъестественное, а позже «surreal» — сюрреализм, придумав, таким образом имя новому стилевому направлению в искусстве, которое получит свое развитие только спустя десятилетие и в творчестве совсем других художников.
Так, в произведении «Большое солнце» (1958, частное собрание) мастер изобразил мужчину, нежно прижимающего к себе обнаженную женщину. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. В то время он был в Европе.
В нем все летит, несется, пританцовывает – стулья, свечи, дороги, мужики и помещики». К 1939 году Шагал завершил 66 эскизов. Великие мастера как бы подписывали автопортретами свои фрески.
Я как прикованный стоял перед Рембрандтом, по многу раз возвращался к Шардену, Фуке, Жерико». Человек, несущий на плечах ягненка, — это традиционный раннехристианский (иконографичный) образ, восходящий к доброму Пастырю — Христу. Она вырастает прямо из его фигуры. Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно.
Как известно, Рембрандт был кумиром для Юрия Моисеевича Пэна. В левой части композиции художник изобразил двух евреев с зеленовато-синими лицами.
Появление художника «в компании театральных деятелей» приветствует карлик, его прототипом, по некоторым предположениям, является актер Хаим Крашинский. Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже – Х. Сутин и другие. Шагал оставил нам свою автобиографию.
Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Все события, происходившие вокруг художника, непременно отражались в его творчестве. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн).
В тот день, когда фашистская Германия напала на Советский Союз, Марк Шагал прибыл в Нью-Йорк. Он был молод, полон всяких задумок, а потому портрет и остался недописанным. Можно предположить, что автор образно подшучивает над собственным художественным мастерством (на идише есть выражение, похожее на русское «мастер на все руки», но там идет речь про пальцы) или над картиной, которая стоит на мольберте. Следующим их совместным проектом стала иллюстрированная Библия. Он рано понимает, что будет писать не так, как все.
И если Белла символизировала женское начало, то по аналогии собственный облик Шагала был призван играть роль второго основополагающего начала в человеческом универсуме, мужского (янь и инь).
А в Европе уже назревала и, наконец, грянула гроза. Режиссером в нем был Алексей Грановский (настоящее имя — Аврахам Азар), мечтавший поставить новые спектакли, которые соединяли бы в себе современные театральные идеи и достижения и национальный еврейский колорит. Внизу горит дом, огромный язык пламени тянется ввысь. Образ «Введения» не только символичен, но и наполнен самоиронией. На левой руке художника семь пальцев.
Кроме того, в его мыслях силуэт русского православного храма. Иногда это парение происходит в пространстве комнаты – в картине «С днем рождения» и городская комната, наполненная массой деталей быта, обретает символический смысл, наполняется Божиим присутствием. Именно там, в бедном еврейском местечке, он получил от Бога разрешение стать художником, несмотря на запрет изображений. За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра.
Думаю, они наговорились вдоволь. Колорит картины убеждает нас в том, что благополучная жизнь россиян того времени (даже тех, кто имел домашних животных) являлась лишь видимостью. С 1950-х гг.
Так, например, произведение «Продавец скота» (1912, Художественный музей, Базель) наполнено метафорами псевдо-благополучной жизни России. Весной 1952 Шагал расстался с Вирджинией Макнейл. Спустя пятьдесят лет художник снова ступил на родную землю. Справа другой мужчина протягивает главному герою скрипку, а по стене дома пытается подняться белая корова.
Он писал: «Если мое искусство не играло никакой роли в жизни моих родных, то их жизнь и их поступки сильно повлияли на мое искусство». Следует ли толковать присутствие Христа, как луч надежды. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1.
«Этот прогресс формы – все равно, что пышное облачение римского Папы рядом с нагим Христом или богослужение в роскошном храме рядом с молитвой в чистом поле», — писал Шагал. Помимо этих символичных изображений на картине присутствует излюбленная художником корова (на этот раз желтая) со скрипкой, а также свеча, сияющая над крышами российских домов и покосившееся распятие.
Запрет на изображение был преодолен художниками еще до Шагала (один предков художника в XVIII в. расписал синагогу), но только Шагал стал великим мастером внутри иудейской иконоборческой традиции. Сначала Марк учился в школе при синагоге, а позже его устроили в светскую гимназию. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. Кроме того, ситуация в стране становилась все более сложной. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни.
Последние годы мастераНесмотря на то что жизнь Марка Шагала была нелегкой, большинство его произведений наполнено любовью, свободой духа и благодарностью Богу за каждый миг бытия. Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен». Автор как бы говорит нам: «Каким бы умным (талантливым, гениальным) я ни был, я все равно глупец». Однако в целом это видение поражает и подчиняет внимание. Заходил в «Улей» и Бакст, который с удивлением узнал, что его ученик вслед за ним перебрался в Париж. Художник на время приехал в Париж и возобновил отношения с прежними друзьями.
Его живопись становится свободной и светоносной. Шагал привез в Берлин более сорока своих работ, созданных в Париже.
Узорчатое покрывало на постели, вышитый ковер на стене, яркий красной пол, а в центре — молодая женщина в струящемся темном платье и с букетиком цветов в руках. Она молчит, я тоже. Великий голландец оставил около 100 автопортретов и писал он себя с юных лет до глубокой старости (впрочем, определение "глубокая" исходит от характера его самого последнего автопортрета, где изображен истрепанный жизнью человек с жуткой насмешливой улыбкой-ухмылкой – на самом деле по нынешним меркам он был не таким уж древним старцем, ему было всего шестьдесят с небольшим). Так он писал о Белле, ставшей его женой.
Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. Именно слово давало ему «свободу обращения с пространством и временем». «Мертвые души» Гоголя – его немытая Россия. В 1910 году с благословления и на деньги патрона Шагал поехал в Париж. Серия эта огромна иллюстрации сделаны почти к каждой странице.
Эти ошеломляющие чувства художник позже отобразил в своей картине «Рождение» (1910, Кунстхаус, Цюрих). Их картины освещали мою младенческую физиономию. Вскоре Марк Захарович представил генералу де Голлю и министру Мальро на обсуждение два больших живописных макета плафона. Тем временем между Марком Захаровичем и мисс Макнейл установились теплые и близкие отношения, а 22 июня 1946 у них родился сын Дэвид.
Как решить задачу, я не знаю. Одной из своих самых важных работ мастер считал созданные им иллюстрации к Библии.
В одной из картин Шагал становится даже небом своего ненаглядного Витебска – в "Пейзаже с серым домом" автопортретное изображение составлено из белых облаков, осеняющих город. Ни одной картины, ни одной гравюры я не заканчиваю, пока не услышу ее «да» или «нет»».
И в "Любовниках" и в других автопортретных изображениях Шагала с Беллой он может быть, фигурально выражаясь, разного цвета (то есть его внешние черты могут не совпадать в разных картинах). Еще в начале 1926 в нью-йоркской галерее «Reinhardt» была организована выставка полотен Шагала. У каждого художника есть свой «первофеномен». В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья».
В начале 1907 он объявил отцу, что намерен отправиться со своим приятелем Виктором Меклером в столицу и поступить там в Училище искусств и ремесел барона фон Штиглица. Замыслом Автопортрета, возможно, было укрепление ассоциативной связи между Шагалом и его картинами. Тогда по приглашению Нью-Йоркского музея он переехал вместе с семьёй в Америку. Так создается своего рода храм искусств.
С тех пор её образ стал часто появляться в творчестве Шагала: "Вокруг неё" (1945), "Свадебные свечи" (1945), "Ноктюрн" (1947). Родные Марка были ему очень рады и тут же принялись обустраивать его личную жизнь. Во второй половине XX века Шагал приобрел небывалую популярность. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. К 1931 году 100 эскизов для "Басен" были готовы.
Мои знакомые присаживались отдохнуть на кровли», — пишет он в своей книге «Моя жизнь». Исследователи творчества Марка Шагала предлагают следующие интерпретации представленных на панно образов. С 1950-х гг.
Марк Захарович Шагал – один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века. Уже 2 сентября она скоропостижно скончалась. А Шагал обращается к книге о России. К разновидности композиционного автопортрета относятся и двойные портреты, запечатлевавшие, как правило, автора с другим человеком, чрезвычайно значимым для него в жизни. Его влюбленные взлетают над городом, парят над ним, как ангелы. Она – олицетворение земной и небесной любви – «Песнь песней», дарованная мастеру. Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли».
В 1948 он окончательно перебрался во Францию. Шагал удостоился премии Карнеги. На первом плане также присутствует «святое семейство», а у входа «в пещеру» под «Вифлеемской звездой» стоят «волхвы», «дары приносящие».
С января по июль 1964 мастер уже занимался непосредственным созданием плафона, стараясь как можно бережнее обращаться с более ранней живописью художника Ленепве (18191898), которая изначально украшала потолок зрительного зала оперы Гарнье. Пара изображена на возвышении, дома остались внизу. Все это, очевидно, олицетворяет творческие замыслы режиссера и художника. На картине есть толпа с красными флагами и флаг Литвы того времени.
«Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе. Однако самый смысл представленного символа мне непонятен. Но герои его уже взмывают в небеса игнорируя черту оседлости. Картина сама по себе не содержит ответа, а обращаться за изустными комментариями к самому творцу (если бы он пожелал их дать) я не намерен. Тогда, вернувшись после похорон в опустевший дом, он поставил на мольберт портрет Беллы, написанный им еще в России и попросил Иду выбросить все кисти и краски.
Его освещает яркий луч света. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. На бледном лице сияют глаза. За спиной Исайи, осененные белым ангелом, оживают пророчества будущего, когда «Волк и ягненок будут пастись вместе и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе моей» (Ис 65:25).
Плафон он украсил горизонтальной композицией «Введение в еврейский театр» (1920, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Можно предположить, что автор образно подшучивает над собственным художественным мастерством (на идише есть выражение, похожее на русское «мастер на все руки», но там идет речь про пальцы) или над картиной, которая стоит на мольберте. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника.
Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Теперь он мог путешествовать с семьей по стране и отдыхать на Лазурном Берегу. У обнаженной роженицы на одной ноге нет чулка. И другая важнейшая книга о российской жизни становится своего рода его декларацией.
Притча – жанр удивительный. Разлетаются небесные тела, комья грязи, живые и мертвые. Прежде всего он отправляется в Лувр. И вот он снова в Париже. Однако это не значит, что кроме роженицы и повитухи, художник никого не изобразил. (картина Рождение ребенка 1911 г).
Почему не быть и такому искусству, почему не тешиться им. Иудеи чувствовали бесконечную удаленность Бога от человека и бесконечную близость к Нему. Страшно подумать, что ждало его, останься он в России. Меняется лишь расположение этих разнообразных элементов и меняется формат картины.
В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Картина создана по канонам неопримитивизма в сочетании с кубизмом. Это то, что заложено в генах, что питает творчество, что толкает развиваться дальше.
Эта картина демонстрирует отношение М. Шагала к своей первой жене — Белле, а также показывает, насколько влюбленные люди становятся лучше, внимательнее, проявляют больше доверия. Но только божество это, разумеется, не Аполлон. Зелинский считает, что «произведение искусства, вышедшее из рук человека исполняется, когда ему удается уловить собою малый след присутствия Божия, оставленного повсюду и приносимого в каждой вещи». Шагал принес и оживил в сознании людей смысл инобытия и мы острее понимаем неразрывную связь повседневности с Богом. Удивительное «пространство литографий открыто всем ветрам.
В 1944 году умерла жена Шагала. Но герои его уже взмывают в небеса игнорируя черту оседлости. Он снова оказался не у дел и без средств к существованию. В 1960-е мастер продолжил иллюстрировать ветхозаветные сюжеты. Сегодня же эта работа смотрится несколько пророческой: новый, насильно утвержденный государственный строй сулил многие блага своим гражданам, но на деле бльшую часть народа раньше времени свел в могилу.
Большие, выпуклые, чёрные. Они наивны и мистичны изобилуют приметами времени и символами.
Этот вестник грядущих событий все чаще стал появляться в творчестве художника. Композиция произведения условно поделена на две части. Там он проучился 2 месяца. Успех балета «Алеко», созданного по мотивам поэмы классика русской литературы Александра Пушкина «Цыганы» на музыку великого русского композитора в постановке выходцев из России имел на Американском континенте грандиозный успех. Нынешняя выставка (открытая в галерее Май, 12, рю Бонапарт) лишний раз подтвердила во мне мое отношение к искусству Шагала (я был одним из первых, кто четверть века назад оценил это искусство) и в то же время она рассеяла прокравшееся в меня сомнение не снобичен ли Шагал не стал ли он шарлатанить, не превратился ли он, толкаемый к тому успехом, в банального трюкиста, который торгует тем, что когда-то давало ему подлинное вдохновение. Вся эта монотонная композиция уравновешена чередующимися вертикалями и горизонталями.
Или же сделана попытка обличения виновника бесчисленных бед. Как только пара вернулась в Витебск, Марка мобилизовали в армию. На полотне изображена кобыла с еще не родившимся жеребенком в брюхе, везущая повозку. Ее описывают как любого еврейского путешественника или даже как пророка Илью.
В Париже его учителем стал Лувр. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. На полотне «Ворота кладбища» (1917, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж) под темным грозовым небом над распахнутыми воротами еврейского погоста видна вырезанная в надвратной части надпись на иврите: «Так говорит Господь Бог: вот Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву» (Книга пророка Иезекииля, 3712).
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Все иллюстрации к Библии, создававшиеся художником с конца 1920-х до середины 1970-х, в дальнейшем были названы «Библейским посланием Марка Шагала».
Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. Но и до того он вот уже десятки лет принадлежит к тем художникам имена которых получили всесветную известность, про которых критики не пишут иначе, как пользуясь готовыми штампованными формулами, а это является выражением величайшего почитания. Политически полезным авангардное искусство художника советская власть не признавала. Ни одной картины, ни одной гравюры я не заканчиваю, пока не услышу ее «да» или «нет»».
Используя контрастные световые эффекты, художник повествует о чуде рождения человека. Но это действительно один или два автопортрета. Аналогичный образ художник уже неоднократно воспроизводил на своих полотнах, например в картине «Зеленый скрипач» (19231924, Музей С. Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк). Но не только сила любви отрывает героев картин Шагала от земного притяжения.
Одухотворяя земные предметы, он естественно пришел к Небу, так как «стран много, а небо едино». И здесь появляется новый аспект собственного образа у Шагала. К собственному изображению молодой художник обратился буквально с первых шагов в искусстве.
Собственный облик, собственное лицо и фигура в этих работах не обязательно были увязаны с образом Художника. «Продавец газет» — картина, где звучит национальная тема. Портрет продавца газет глубоко психологичен и, вероятно, является скорее собирательным образом, нежели индивидуальным портретом. Шагал просто остался верен себе, а иначе он творить не может. В отличие от многих своих коллег по искусству Шагал не пытался спрятаться от неабсолютного и жестокого мира в своих сюрреалистических фантазиях. В августе 1910 года Марк уехал в Париж.
Молодой художник обладал запоминающейся, своеобразной внешностью. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему.
Но необходимо было решать сразу обе проблемы, вот таким образом от постоянного недоедания Марк часто падал в обморок. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна.