Вырос в религиозной хасидской (см. В свое время Пикассо, смотря на картины Марка Шагала сказал: «У тебя все хорошо в жизни, но слишком грубый красный». В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция». Начиная работать над библейскими рисунками, Шагал в 1931 г. отправился на Ближний Восток.
В такой суматохе и появился гений. Тогда же побывал в Египте.
Он был человеком тихим, набожным и работящим. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда).
Через год после знакомства Белла и Марк стали женихом и невестой. В конце концов, в 1909 году Шагал решил вернуться в родной Витебск. Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях. Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием.
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком.
В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Можешь не рассчитывать». За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. Она молчит, я тоже. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра и т. д. Первые годы после возвращения в Париж были самыми спокойными в жизни и творчестве Шагала.
В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). В июле 1973 года в Ницце открывается музей «Библейское послание», разместившийся в задуманном Шагалом здании, украшенном его работами. Материнское сердце не ошиблось. Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала.
Ему организовывают выставку в Третьяковской галерее. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Умер художник 28 марта 1985 года в Провансе Франции, поднимаясь в свою мастерскую. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Первый период пребывания в Париже (1910–14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм, бесспорно, оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет.
Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Марка Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм. Светлую мастерскую Шагала на последнем этаже «Улья» посещали в разное время Бакст, Винавер, Блез Сандрар, Гийом Апполинер и на то время никому не известный журналист Анатолий Луначарский. Резкие соотношения желтого, красного, синего, зеленого и фиолетового цветов составляют основу цветовой гаммы Шагала они часто сочетаются с черным иногда составляющим фон («Париж сквозь мое окно», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк «Пьющий солдат», 1911, там же «Любовная пара», 1913, Центр Помпиду, Париж). Сам знаешь. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной.
Можешь не рассчитывать». Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Евгений Вахтангов.
Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Из книги Марка Шагала «Моя жизнь»: Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Во Франции Шагал открывает для себя красоту природы южной Франции – красочные букеты и цветущие деревья отныне становятся неотъемлимой частью его живописи. В 1910 голу Шагал уезжает в Париж. Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве. в крупнейших галереях и выставочных залах мира проходили выставки произведений Шагала, ретроспективные или посвященные какой-либо теме или жанру (1953, Турин и Вена 1955, Ганновер 1957, выставки графики — Базель, Париж 1963, в нескольких городах Японии 1969, 1970, 1977–78, 1984, Париж 1984, Ницца, Рим, Базель и др. ). На одной из знаковых работ того периода он изобразил комнату в Витебске, за окном которой виден Париж или, как его назвал художник, «второй Витебск». С 1950-х гг.
Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». С 1950 года начал работать в керамике, в 1951 году сделал первые скульптурные работы, с 1957 года занимался витражами, с 1964 года – мозаикой и шпалерами. Между ней и Шагалом завязался роман. В 1964году Шагал расписывает плафон парижской Гранд Опера по заказу самого президента Франции Шарля де Голля, в 1966году создает для Метрополитен Опера в Нью Йорке два панно, а в Чикаго украшает здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года» (1972). Первый период пребывания в Париже (1910–14 гг., см.
Это Божий мир. Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Как-то раз вернувшись из командировки Шагал с удивлением обнаружил на родной школе вывеску «Супрематическая академия». Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги— отец швырнул их под стол. В детстве Шагал учился в хедере.
Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. Отныне он – Марк Шагал. В 1914 г. при содействии Гийома Аполлинера в галерее «Дер штурм» состоялась первая персональная выставка Шагала. («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников.
В 1948 г. на 24-й Венецианской бьеннале Шагалу был присужден «Гран-при» за гравюру. Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности. Также в этой картине обыграна пословица «Лучше синица в руках, чем журавель в небе». В городе же я стал знаменитостью и успел выпустить не один десяток художников».
В 1977-1978 годах в Лувре, в отступление от правил, проходит выставка в честь здравствующего художника (по случаю 90-летнего юбилея Шагала). Вслед за ним отплыл пароход, транспортирующий его работы общим весом 600 килограммов. принимал активное участие в еврейской художественной жизни — был членом Художественной секции Култур-лиге в Москве (совместная выставка с Натаном Альтерманом и Давидом Штеренбергом, организованная секцией, состоялась весной 1922 г. в Москве).
Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. В недобрый час, однако, решился Шагал пригласить в свое объединение Казимира Малевича – уже известного в те времена как состоявшийся художник и основатель течения «супрематизм». Столица империи представлялась ему землей обетованной. Он продолжал участвовать в выставках (1-я Государственная свободная выставка произведений искусств /1918, Петроград/, 1-я Государственная выставка картин местных и московских художников /1919, Витебск/).
Наряду с другими авангардистами – кубистами, экспрессионистами, примитивистами и многими другими – он был отнесён к так называемым «дегенеративным» художникам. Годы в Санкт-Петербурге он впоследствии назовёт потерянными. Прежде всего он отправляется в Лувр. хасидизм) семье, был старшим из девяти детей. Именно в этот день, в возрасте 12-и лет он услышал впервые слово «художник».
Родился в Витебске, в "местечковой" семье. его работы экспонировались на выставках «Дегенеративное искусство» в Мюнхене, Берлине, Гамбурге и других городах Германии. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался». Мовша Хацкелевич Сагал (впоследствии Марк Захарович Шагал) родился 24 июня (6 июля) 1887 года на окраине Витебска. Мужчины обливали водой горящие стены дома, а женщины помогали роженице. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им.
В том же году некоторые его работы были продемонстрированы на организованной нацистами выставке «Дегенеративное искусство» – он оказался в компании таких выдающихся живописцев, как Отто Дикс, Василий Кандинский, Макс Эрнст, Оскар Кокошка. На бледном лице сияют глаза. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок.
С 1950-х гг. В 1942 г. Шагал оформил балет на музыку П. Чайковского «Алеко» в Мехико, в 1945 — «Жар-птицу» И. Стравинского в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке.
С 1950-х гг. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни. В 1908 г. Шагал перешел в художественную школу Е. Н. Званцевой, где учился у Л. Бакста и М. Добужинского.
Она молчит, я тоже. — я тоже. В 1972-м он изготовил мозаику «4 времени года» для Национального банка в Чикаго. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Шагал работал преимущественно как монументалист и график (см. Далее была частная школа Елизаветы Званцевой, где он брал занятия у Льва Бакста. Шагал приобрёл известность в Российской империи.
И вот их-то я учил рисованию. В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916 и др. ), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и другие). После смерти Шагала также состоялось много его выставок (1987, Москва 1989, Токио 1991, Франкфурт-на-Майне, Москва 1992–93, Санкт-Петербург, Флоренция, Феррара, Нью-Йорк, Чикаго 1993, Иерусалим и др. ). После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее «выпуклые чёрные глаза».
И вот роженицу отнесли дальше от пожара. В 1942 г. Шагал оформил балет на музыку Петра Чайковского «Алеко» в Мехико, в 1945 — «Жар-птицу» Игоря Стравинского в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни31. В 1921 году театр Грановского открывается спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. его работы экспонировались в Осеннем салоне и Салоне Независимых в Париже, в галерее «Дер штурм» в Берлине. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.
В начале 1919 года организовал и возглавил Витебскую народную художественную школу, куда пригласил в качестве преподавателей И. Пэна, М. Добужинского, И. Пуни, Э. Лисицкого, К. Малевича и других художников. Эти иллюстрации наименее «еврейские» во всем творчестве Шагала в них чувствуется увлеченность старым европейским искусством, которая проявляется во всем: другие, по сравнению с прежними работами, типажи, другая иконография, обнаженные фигуры меняется сам характер графики. Это всё, что я могу наскрести. В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Но запомни: денег у меня больше нет. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Это мои глаза, моя душа.
С детства он получил традиционное домашнее еврейское образование. Он оказался в ловушке. В 1967 г. в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы».
Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. В 1920 году Шагал уехал в Москву, поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Большие, выпуклые, чёрные. Эти разногласия переросли в открытый конфликт и в начале 1920 г. Шагал покинул школу и уехал в Москву, где по рекомендации А. М. Эфроса работал в Еврейском камерном театре, руководителем которого был А. Грановский. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Как жадно они рисовали.
В 1909—1911 г. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. Она смотрит— о, её глаза.
Решено. В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». Ползал и подбирал. Не терпелось, чтобы все заработало. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле.
Если до приезда в Париж творчество Шагала перекликалось с живописью Ван Гога и было близко экспрессионизму, то теперь оно впитывает сначала влияние фовизма, а затем кубизма и футуризма. В 1921–22 гг. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала.
В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. Художник дарит Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина свои работы. Летом 1945 Ида наняла для отца сиделку.
Тем не менее, все ирреальные образы — скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди — не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». Именно в Париже Мойша Сегал переделал свое имя на французский манер.
Очень скоро художник освоился и стал чувствовать себя в Париже как дома. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. «Ты вырастешь и разбогатеешь, тогда твои старые родители не будут знать, что такое бедность и горе. » – убеждает она сына. После долгих лет забвения и отторжения имя художника снова вернулось на родину. В 1922году вместе с семьей уезжает сначала в Литву (в Каунасе проходит его выставка), а затем в Германию.
Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» (см. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок.
Как пишет А. Шапиро в книге «100 великих евреев», до Шагала не было великих еврейских художников по причине строжайших религиозных запретов: «Библейский запрет изобразительного искусства подавлял какие бы то ни было творческие порывы изобразить образы живыми красками. Вирджиния – вторая «обыкновенная женщина» из предсказания цыганки – переезжает с Шагалами в Париж. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Ползал и подбирал.
Кроме священной Торы, книг в доме не водилось. Мэтр еврейского ренессанса был академистом, работал в бытовом и портретном жанре, а его ученик, напротив, склонялся к авангарду. Сандрар придумал название для знаменитой картины «России, ослам и другим». У художника появились последователи. И среди местечка с маленькими покосившимися домиками, высится Эйфелева башня. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».
Решено. В 1921 г. Шагал преподавал живопись в еврейском сиротском доме-колонии беспризорников имени III Интернационала в Малаховке, недалеко от Москвы. Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые. У него был один брат и пять сестёр. В августе 1944года Шагалы с радостью узнают об освобождении Парижа. Занимался живописью, поддерживал отношения с жившими в Петрограде художниками и поэтами, участвовал в выставках («Бубновый валет» /1916, Москва/, «Весенняя выставка современной русской живописи» /1916, Петербург/, «Выставка Еврейского общества поощрения художеств» /1916, Москва/ и др. ).
Занимался живописью, поддерживал отношения с жившими в Петрограде художниками и поэтами, участвовал в выставках («Бубновый валет», 1916, Москва «Весенняя выставка современной русской живописи», 1916, Петербург «Выставка Еврейского общества поощрения художеств», 1916, Москва и другие). Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. В 1948 г. Шагал вернулся во Францию, поселился недалеко от Парижа (в 1952 г. женился на Валентине Бродской /1905–93/). Уговорив любящую его безмерно мать, отдать его в рисовальные классы живописца Пэна, Мойша начинает новую жизнь. В 1906 г. он поступил в Школу рисования и живописи И. Пэна в Витебске, одновременно работал ретушером в фотоателье. Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира.
Художественные приемы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее «выпуклые чёрные глаза». Это мои глаза, моя душа. Это мои глаза, моя душа.
Как говорил Шагал, он сам не сразу осознал значение своего «грубого» красного. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. «Всё покрылось тьмой». Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже. В 1948 г. Шагал вернулся во Францию, поселился недалеко от Парижа (в 1952 г. женился на Валентине Бродской). Она молчит, я тоже. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала.
Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958–60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960–62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк.
Но буквально через несколько дней, 2 сентября 1944года, Белла умирает от сепсиса в местной больнице. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. При этом Бакст сразу осадил Шагала – его творчество не приживется в России. По рекомендации А. М. Эфроса устроился работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. Он продолжал участвовать в выставках (1-я Государственная свободная выставка произведений искусств, 1918, Петроград 1-я Государственная выставка картин местных и московских художников, 1919, Витебск).
Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». В Париже Шагал заново для себя открывает живопись. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Рассматривая картины Шардена, Фуке, Рембрандта, он намечает для себя новый путь. Кроме того, Шагал принимал участие в выставках художественных объединений в России («Мир искусства» /1912, Санкт-Петербург/, «Ослиный хвост» /1912, Москва/, «Мишень» /1913, Москва/ и др. ). В том же 1973 г. Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 г. для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными.
Настоящая фамилия семьи — Сегал по воспоминаниям Шагала, ее изменил на «Шагал» отец художника. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. После ее открытия Шагал уехал в Витебск в связи с начавшейся Первой мировой войной он не смог, как предполагал, вернуться в Париж и оставался в России до 1922 г. В 1915 г. Шагал женился на Белле Розенфельд (1895–1944), дочери известного витебского ювелира, которая сыграла огромную роль в его жизни и творчестве сам Шагал считал ее своей музой. В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Начало Первой мировой войны, закрытые российские границы.
— я тоже. Она смотрит — о, её глаза. Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда.
Психоаналитически у Марка Захаровича была неистовая любовь к красному цвету. Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники — светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров — давала художнику дополнительные возможности. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме.
Первым крупным делом художника на этом посту стало оформление Витебска к первой годовщине революции. С 1950-х гг. В Сен-Поль-де-Ванс художник скончался 28. 03. 1985. Но учёба здесь особого удовольствия ему не доставляла: в то время он был неуверен в себе, заикался и не мог у доски ответить урок, даже если знал его.
Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Одержимый идеей своего главенства, Малевич очень быстро настроил коллег против Шагала, уверяя их в том, что Марк не хочет работать, а только разъезжает в автомобилях и «начальствует». Состоялись также две персональные выставки Шагала (1919 г., Петроград и 1921 г., Москва). 25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой. Шагал постоянно поддерживал тесные связи с еврейскими литераторами и деятелями национальной культуры. Мать художника Фейга Ита была женщиной энергичной, общительной и предприимчивой. Это всё, что я могу наскрести. Шагал занимался в основном графикой — книжными иллюстрациями к «Мертвым душам» Н. Гоголя (1923–27, опубликовано в 1948 г. ) и «Басням» Ж. Лафонтена (1926–30, опубликовано в 1952 г. ).
Учась в «Academie de la Palette», на Шагала оказал влияние кубизм. Война близится к концу и им не терпится поскорее вернуться во Францию. Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости. Отец был в бешенстве – здоровый лоб сидит без дела. В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни.
С 1950-х гг. В 1909—1911г. Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.
Там он проучился 2 месяца. На юге Франции начинается последний этап жизни Шагала. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Шагал уехал с семьёй в Москву. В 1933 г. в Базеле была открыта его ретроспективная выставка. Чтят память о великом художнике и на его родине.
Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет. Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. Художник с радостью принял предложение и в сентябре 1913 года выехал в Берлин. Шагал путешествовал в связи с персональными выставками (1922, Берлин 1924, Брюссель и Париж 1926, Нью-Йорк 1930-е гг., Париж, Берлин, Кельн, Амстердам, Прага и др. ), а также изучал классическое искусство. В 1973 г. в Ницце был открыт заложенный в 1969 г. Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала».
В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Глава семейства Хацкель Мордухов Шагал работал грузчиком в лавке торговца селедками. Сам знаешь. Эти персонажи взяты художником не "с натуры", а из собственного духовного мира. В 1948 он окончательно перебрался во Францию.
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. В 1917 г. Шагал снова уехал в Витебск. Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал.
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно. Художник подрабатывал ретушёром в студии Жаффа, но денег катастрофически не хватало. Но при этом критики отмечали, что работы авангардиста отличаются от «надменных» полотен кубистов.
Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. С собой он взял картины «России, ослам и другим», «Посвящение невесте» и «Посвящение Христу (Голгофа)». Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары».
И я понял: это моя жена. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда». Именно тогда он получил стипендию от Максима Винавера и поехал в Париж. В 1911–13 гг. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Но этой мечте сбыться так и не удалось.
Высылать ничего не буду. Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно. Большие, выпуклые, чёрные. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим».
Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. В 1921году художник работает преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Впрочем и я терпением не отличался, что правда, то правда. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887.
Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли». В 1910 г. Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». Благодаря своему витебскому приятелю Виктору Меклеру и Тее Брахман, дочери витебского врача, также учившейся в Петербурге, Марк Шагал вошёл в круг молодой интеллигенции, увлечённой искусством и поэзией.
Исход) и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958–60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960–62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и др. Увидев впервые у своего друга Виктора Меклера графические репродукции из журнала «Нива», Мойша восхитился и впечатлился настолько, что решил: вот занятие, которому я готов посвятить всю свою жизнь. Центральными работами первого парижского периода М. З.
Ползал и подбирал. По приказу министра пропаганды фашистской Германии Пауля Йозефа Геббельса в 1933 году произведения мастера были публично сожжены в Мангейме. Можешь не рассчитывать». Тем не менее, все ирреальные образы – скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди – не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». Шагал Марк Захарович (наст. Сам знаешь.
Неподалеку от дома, где он собирался появиться на свет, загорелись здания. Учитель признавал талант юноши и оплачивал его обучение искусству. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов.
Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Она смотрит— о, её глаза. В конце 1930-х гг. Свадьба казалась для всех делом решенным, но состоялась она лишь спустя четыре года. В 1920году Шагал уезжает в Москву и по рекомендации А. М. Эфроса устраивается работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. Он принимает участие в художественном оформлении театра: сначала рисует настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары».
Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). Высылать ничего не буду. И все же знатоки и ценители поражались. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Там было человек пятьдесят сирот. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы.
Высылать ничего не буду. У него был один брат и пять сестёр. Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда.
-1944), в 1916 году родилась их дочь Ида (1916-1994). Почти до конца 1920-х гг. Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Она смотрит— о, её глаза.
Она молчит, я тоже. Шагал писал в автобиографии, что «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видеть все незашоренным взором ребенка. («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США).
Это всё, что я могу наскрести. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. И спустя полгода после переезда Шагал имел в своей мастерской несколько полотен, отражавших опыт освоения кубизма. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.
Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. в крупнейших галереях и выставочных залах мира проходили выставки произведений Шагала, ретроспективные или посвященные какой-либо теме или жанру (1953, Турин и Вена 1955, Ганновер 1957, выставки графики — Базель, Париж 1963, в нескольких городах Японии 1969, 1970, 1977–78, 1984, Париж 1984, Ницца, Рим, Базель и другие). Правительство Франции придало этому своеобразному шагаловскому «храму» статус национального музея. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Но запомни: денег у меня больше нет.
В том же 1973 г. Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 г. для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. Не смог он забыть и родной город. По заказу израильского правительства он оформил здание парламента в Иерусалиме. Это мои глаза, моя душа. Но настоящим достижением стало открытие Школы искусств.
также Ури Цви Гринберг). Последовавший затем «русский период» (1914 – 22) был временем обобщения накопленного опыта. Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен». Художник, наверное, хочет сказать, что выбор приходится делать не всегда. Однако продержался он не слишком долго. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. Основные темы этого периода — художник и искусство, с одной стороны и фантастически-реальный еврейский мир — с другой («Посвящение Аполлинеру», 1911–12, Художественный музей Ван Аббе, Эйндховен «Горящий дом», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк).
Раскрывается извечная тема любви. Пейзажи Шагала написаны словно с птичьего, а вернее с ангельского, полета. Можешь не рассчитывать».
От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. В 1909—1911 г. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. С пяти лет Мовша Шагал, как и всякий еврейский мальчик, посещал хедер (начальную школу), где обучался молитвам и закону Божию. К первой годовщине Великой Октябрьской Революции ему поручили украсить город. Основные темы этого периода — художник и искусство, с одной стороны и фантастически-реальный еврейский мир, с другой («Посвящение Аполлинеру», 1911–12, Художественный музей Ван Аббе, Эйндховен «Горящий дом», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ).
Марк Шагал мечтал вернуться в родное местечко. В 1952 году художник вступает в брак с Валентиной (Вавой) Бродской. Но Шагал стал исследовать окружающий его мир, рисуя все, что видел своими глазами. В 1937 г. Шагал принял французское гражданство. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. Ещё один важный цикл военной поры – «Деревня и война».
И я понял: это моя жена. В иллюстрациях к «Дафнису и Хлое» Лонга Шагал вернулся к более характерной для себя манере. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). И я понял: это моя жена. Она вела хозяйство, руководила мужем и детьми.
В конце концов, отложив дрязги друг с другом, они дружно ополчились на меня. В тридцатые годы в Европе нарастал антисемитизм. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск.
Вишистское правительство постановило, что «Моисей Шагал, художник, российский еврей, получивший французское гражданство в 1937 году интереса для французской нации не представляет». Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Художественные приемы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора. Летом 1915 года состоялось бракосочетание Марка Шагала и Беллы Розенфельд (1892. В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы».
Давал кому-нибудь слово, но, заранее зная, что скажет оратор, бесцеремонно перебивал его. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы — четыре группы по три витража в каждой — продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. Примечательной работой раннего периода его творчества является картина Смерть, которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). В 1920 году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой.
С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». В 1914 году художник возвратился в Витебск, где застал начало Первой Мировой Войны. («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой.
Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Но запомни: денег у меня больше нет. Большие, выпуклые, чёрные. Но запомни: денег у меня больше нет. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Художник продолжал иллюстрировать книги, писал фрески и делал витражи для соборов и синагог.
В 1973 г. в Ницце был открыт заложенный в 1969 г. Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида.
Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Однако брак не продлился долго – Вирджиния сбегает от Марка с известным фотографом. Синай, полуостров), а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. В 1909—1911 г. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой.
Согласно другой версии, они познакомились, когда Ида искала для него переводчика с английского (художник в самом деле плохо говорил по-английски). Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. Композиция и цветовая гамма этих работ восходит к русской иконе, но Иисус изображается в таллите, а все атрибуты картины связаны с иудаизмом (свитки Торы, менора) ландшафт и персонажи возвращают зрителя к Витебску и хасидам. В его пейзажах земля круглая и очень небольшая и уютная, а небо глубокое и бескрайнее. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) — принцип, которому он остался верен до конца жизни. Тогда же побывал в Египте.
Большие, выпуклые, чёрные. Это всё, что я могу наскрести. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Она молчит, я тоже. И я понял: это моя жена.
Набрасывались на краски, как звери на мясо. Список насчитывал порядка двух тысяч выдающихся деятелей.
Покинув Витебск, Шагал навсегда унес этот мир с собой. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. принимал активное участие в еврейской художественной жизни — был членом Художественной секции Култур-лиге в Москве (совместная выставка с Н. Альтерманом и Д. Штеренбергом, организованная секцией, состоялась весной 1922 г. в Москве). Последовавший затем «русский период» (1914–22 гг. ) был временем обобщения накопленного опыта.
Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». Сына ее, величайшего художника знают во всем мире и восхищаются его творениями. Высылать ничего не буду. Висящие в зале кубистов, где всё так надуманно и непонятно, они также поражают своей иррациональностью, но такой иррациональностью, которая психологически вполне убедительна».
С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». На бледном лице сияют глаза. И я не щадил ни себя, ни других.
По приглашению Меира Дизенгофа Шагал посетил Эрец-Исраэль во время поездки он много работал, написал значительное количество эскизов «библейских» пейзажей.
Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже – Х. Сутин и другие. Эти иллюстрации наименее «еврейские» во всем творчестве Шагала в них чувствуется увлеченность старым европейским искусством, которая проявляется во всем: другие, по сравнению с прежними работами, типажи, другая иконография, обнаженные фигуры меняется сам характер графики. После этого на него как из рога изобилия посыпались заказы на оформление храмов различных конфессий не только в Израиле, но и в Европе и Америке. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. В них – неудержимое желание летать.
25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. Шагал работал преимущественно как монументалист и график. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. С 1950-х гг.
Прощание с отцом было болезненным – вот что пишет об этом сам Шагал в книге «Моя жизнь»: «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. На бледном лице сияют глаза. И я понял: это моя жена. Начиная работать над библейскими рисунками, Шагал в 1931 г. отправился на Ближний Восток. Летом 1914года художник приезжает в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу.
Она смотрит — о, её глаза. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). В 1907 году Марк отправился в Петербург имея 27 рублей в кармане. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья».
Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24 июня (6 июля) 1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие. Наследие Шагала столь велико, что до сих пор нет полного каталога всех его работ.
В 1914 г. при содействии Г. Аполлинера в галерее «Дер штурм» состоялась первая персональная выставка Шагала. После выставки в Германиихудожник Марк Шагалвозвращается в Витебск. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. В иллюстрациях к «Дафнису и Хлое» Лонга Шагал вернулся к более характерной для себя манере. Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники — светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров — давала художнику дополнительные возможности. По приглашению М. Дизенгофа Шагал посетил Эрец-Исраэль во время поездки он много работал, написал значительное количество эскизов «библейских» пейзажей.
В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. В 1911–13 гг. Младенец запищал. Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве.
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», — сформулировал он свою позицию в одном из эссе. Марк на картине в правой опущенной руке держит птицу, в то время, как в левой ухватил «журавля» – Беллу. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. Практически ничего другого не писал Марк Шагал. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением.
Биография и картины его популярны сегодня не только в России. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. Решено. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Кроме того, Шагал принимал участие в выставках художественных объединений в России («Мир искусства», 1912, Санкт-Петербург «Ослиный хвост», 1912, Москва «Мишень», 1913, Москва и другие). Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: Амедео Модильяни, Осип Цадкин, чуть позже — Хаим Сутин и др. Он написал сотни полотен.
Тематика и стилистика Шагала разнообразны — от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914–18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе — Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. Здесь он жил, работал и творил свои бессмертные произведения вплоть до 1941 года.
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни. Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей— единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе. Когда в пламени пожарища появился на свет младенец, оказалось, что бедняга мертв. Большие, выпуклые, чёрные.
Марк Захарович Шагал – один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Позже художник вспоминал: «Я жил и работал в Америке в то время, как человечество переживало всеобщую трагедию».
Это мои глаза, моя душа. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Родные тщательно скрывали от маэстро, что от его города в войну остались одни руины, а советский Витебск ничем не похож на тот, в котором родился и вырос Шагал и который покинул в 1922 году. За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году).
Хотя нельзя сказать, что между ними не было разногласий, так на слова Бакста, что линия Шагала кривая и он не скоро станет истинным художником, Марк, выходя, сказал учителю, что тот талантливый дурак, а Марк Шагал – гений. — я тоже. Это единение с большой Вселенной.
Осенью 1923года по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уезжает в Париж. Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной. И я понял: это моя жена. Марк Шагал – художник, который передавал в своих произведениях то, что хоть раз в жизни ощущает каждый человек. ГОСЕТ), руководителем которого был Алексей Грановский. Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу.
В 1917 г. Шагал снова уехал в Витебск. Ползал и подбирал. Так появились полотна «Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Жёлтый Христос». Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже.
На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные. Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира. Это и Витебск и Париж одновременно. Мне хотелось совместить воедино академию, музей и общественные студии.
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно. Маленький Мойша до 12 лет даже не ведал, что есть такое слово «художник». Тея вмиг стала мне чужой и безразличной.
Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже — Х. Сутин и другие. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Работу он получил по рекомендации А. М. Эфроса.
В 1939 году началась Вторая мировая и немцы оккупировали Париж. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу.
Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Витебск снился ему, сюжеты любимого края сотни раз перенесены художником на холсты. Кроме того, необходимо было искать средства. Сам знаешь.
Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена. Тем не менее, все ирреальные образы — скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди — не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». Осенью 1909г. В 1910 г. Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». Она молчит, я тоже.
Отныне – все посвящено только рисункам. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»).
На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам. Общая окраска искусства Шагала – жизнеутверждающая. Действует также Арт-центр Марка Шагала, а при нём – специализированная библиотека. В 1967 г. в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы».
Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). В 1944 г. скончалась жена Шагала Белла ее мемуары «Горящие свечи» с иллюстрациями Шагала были изданы посмертно в 1946 г. В том же году состоялась ретроспективная выставка Шагала в Нью-Йорке, а в 1947 г., впервые после войны, — в Париже за ней последовали выставки в Амстердаме, Лондоне и других европейских городах.
Решено. Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. — я тоже. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»).
— я тоже. Его глаза сейчас зеленовато-серые, цвета неба и воды. В 1944 г. скончалась жена Шагала Белла ее мемуары «Горящие свечи» с иллюстрациями Шагала были изданы посмертно в 1946 г. В 1946 г. состоялась ретроспективная выставка Шагала в Нью-Йорке, а в 1947 г., впервые после войны, в Париже за ней последовали выставки в Амстердаме, Лондоне и других европейских городах. Париж Шагал полюбил сразу.
Шагала стали: «Я и моя деревня», 1911 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 годы (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 год (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и другие. Она смотрит — о, её глаза. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Резкие соотношения желтого, красного, синего, зеленого и фиолетового цветов составляют основу цветовой гаммы Шагала они часто сочетаются с черным иногда составляющим фон («Париж сквозь мое окно», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк «Пьющий солдат», 1911, там же «Любовная пара», 1913, Центр Помпиду, Париж). В 1948 г. на 24-й Венецианской бьеннале Шагалу был присужден «Гран-при» за гравюру. На бледном лице сияют глаза.
его работы экспонировались в Осеннем салоне и Салоне Независимых в Париже, в галерее «Дер штурм» в Берлине. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве.
Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределённый срок. Вспоминая рассказы матери о необычных обстоятельствах своего появления на свет, Марк Шагал писал: «Может быть, вот таким образом я всегда постоянно взволнован». «Весь мой талант таился в ней, в моей матери и всё, кроме её ума, передалось мне», писал Шагал в автобиографии «Моя жизнь». Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»).
В 1920–30-х гг. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. Я плыву в них, как в реке». Картина написана в первые два года жизни с женой Беллой Розенфельд. Тематика и стилистика Шагала разнообразны — от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914–18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе — Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу).
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист.
В это время в семье Шагалов рождается первенец – Моисей. Это мои глаза, моя душа. Он предложил Шагалу создать картины специально для очередного Осеннего Салона в Германии. Начальное образование он получил дома, как и большинство евреев в то время изучал Тору, Талмуд и древнееврейский язык. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи.
К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание. — я тоже. Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 в., одним из определяющих элементов этой системы является национальное еврейское самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием. В 1924 г. участвовал в альманахе «Халястре» издававшемся Перецом Маркишем и другими (см.
В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Он очень естественно изображал фантастические вещи. Чисто кубистических, как и чисто футуристических произведений у Шагала немного, хотя они и встречаются на протяжении 1910-х гг. Поскольку авангард был по вкусу политической элите и был поднят ею на знамёна, Шагалу, как его виднейшему представителю, предложили пост заведующего по делам, связанным с изобразительным искусством.
Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно. Но планы в жизнь не воплотились. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). На бледном лице сияют глаза.
Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра и т. д. Почти до конца 1920-х гг. В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». В 1921–22 гг. Город стал для него воплощением радости и света.
Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. В столице, на которую Марк возлагал большие надежды, его ждало разочарование. Шагал занимался в основном графикой — книжными иллюстрациями к «Мертвым душам» Николая Гоголя (1923–27, опубликовано в 1948 г. ) и «Басням» Жана де Лафонтена (1926–30, опубликовано в 1952 г. ). Шагал же был всю дорогу занят тем, чтобы выбить деньги из молодого Советского правительства, дабы оплатить работу тех же художников, которые сейчас объединились против него под руководством Малевича. С тяжелым сердцем и совершенно без средств к существованию, покидает Марк с семьей родной город.
Тогда по приглашению Нью-Йоркского музея он переехал вместе с семьёй в Америку. Художник абсолютно оглушён настигшим горем и только спустя девять месяцев берёт в руки кисти, чтобы написать две картины в память о любимой: «Свадебные огни» и «Рядом с ней». Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра.
Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) — принцип, которому он остался верен до конца жизни. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.