В редкие моменты, когда Марк Шагал бывал в мастерской, он писал виды Витебска, портреты Беллы, полотна, посвященные войне. В конце мая художник отправляется в Каунас для организации там своей выставки. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. — я тоже. Но этих месяцев оказалось достаточно, чтобы маэстро полюбил своего ученика. Это мои глаза, моя душа. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников.
Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». В 1907 году М. Шагал уезжает в Петербург на учебу. Сам знаешь. Правда, судьба сложилась таким образом, что художник намного пережил свою музу: Белла скончалась от сепсиса в американском госпитале 2 сентября 1944 года.
Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. Материнское сердце не ошиблось. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Официальное открытие учебного заведения состоялось 28 января 1919 года.
В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.
Наследие Шагала столь велико, что до сих пор нет полного каталога всех его работ. Значительную часть детства Марк Шагал провёл также в доме своего деда по материнской линии Менделя Чернина и его жены Башевы (1844—. На бледном лице сияют глаза. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Лишь мать поддерживает его во всех начинаниях – поминая историю его необычного рождения, она остается уверенной – сын явился в мир, чтобы сделаться чем-то особенным.
Париж. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни31. Несмотря на то, что для Марка учеба не была любимым делом именно в это время в нем проснулся интерес к живописи.
Там он проучился 2 месяца. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества. В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году.
Именно в этот день, в возрасте 12-и лет он услышал впервые слово «художник». С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Биография и картины его популярны сегодня не только в России.
И все же знатоки и ценители поражались. Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже. Многие считают четырёхлетний период жизни Шагала в Париже самым смелым в его творчестве. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Примечательной работой раннего периода его творчества является картина Смерть, которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене. И я понял: это моя жена.
С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Она молчит, я тоже. Решено. «Ты вырастешь и разбогатеешь, тогда твои старые родители не будут знать, что такое бедность и горе. » – убеждает она сына., – написал Шагал в своей биографии, -Никакое слово не звучало для меня сладостнее. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня.
Но в 1951 году Вирджиния неожиданно бросила Шагала, забрав обоих детей с собой. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы.
Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. Он был первенцем в бедной семье Сегалов и его рождение сопровождалось страшными событиями. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Увидев впервые у своего друга Виктора Меклера графические репродукции из журнала «Нива», Мойша восхитился и впечатлился настолько, что решил: вот занятие, которому я готов посвятить всю свою жизнь. На бледном лице сияют глаза. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы.
Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа».
Юношу принимает в свою студию знаменитый витебский художник Юдель (Юрий) Пэн. Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала.
По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. Практически ничего другого не писал Марк Шагал. Что же касается Шагала, то он до последних дней своей жизни боготворил своего первого учителя. Не смог он забыть и родной город. Здесь его приняли, а учил Н. Рерих.
Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух. Его учителями здесь были Леон Бакст и Мстислав Добужинский. Только два месяца посещает Шагал эту студию, добросовестно срисовывая гипсовые головы и орнаменты, строго повинуясь всем требованиям и указаниям учителя. Он написал сотни полотен.
Ползал и подбирал. Его мобилизовали в армию. Маленький Мойша до 12 лет даже не ведал, что есть такое слово «художник».
Отныне – все посвящено только рисункам. Я знаю, что должен жить во Франции, но не хочу отрываться от Америки, – сказал он однажды, – Франция – это уже готовое полотно (картина), а Америка – ещё не написанное. В 1948 он окончательно перебрался во Францию. Вернее всего, сначала промолчал, потом, по обыкновению, разогрел самовар, налил себе чаю и уж тогда, с набитым ртом, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь. Я плыву в них, как в реке».
Она молчит, я тоже. Нет никакого эха. В 1948 году он с Вирджинией и их сыном Давидом (а также дочерью Вирджинии от первого брака) вернулся во Францию. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. Но этой мечте сбыться так и не удалось.
Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости. Витебск снился ему, сюжеты любимого края сотни раз перенесены художником на холсты. Здесь он жил, работал и творил свои бессмертные произведения вплоть до 1941 года. Можешь не рассчитывать».
Железнодорожная станция и др. Но работать в Америке для меня всё равно, что кричать в лесу. Это мои глаза, моя душа. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Сына ее, величайшего художника знают во всем мире и восхищаются его творениями.
Вместе с Ю. Пэном он ходил на этюды. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. В 1910 году он переходит в школу искусств Е. Званцевой. Вирджиния – вторая «обыкновенная женщина» из предсказания цыганки – переезжает с Шагалами в Париж.
Большие, выпуклые, чёрные. У художника появились последователи. Одержимый идеей своего главенства, Малевич очень быстро настроил коллег против Шагала, уверяя их в том, что Марк не хочет работать, а только разъезжает в автомобилях и «начальствует». В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.
Столица империи представлялась ему землей обетованной. Марк Шагал мечтал вернуться в родное местечко. Вскоре 65-летний Шагал женился на Ваве, как Бродскую звали дома. Тогда по приглашению Нью-Йоркского музея он переехал вместе с семьёй в Америку. В 1914 году художник возвратился в Витебск, где застал начало Первой Мировой Войны. Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет.
Но запомни: денег у меня больше нет. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Младенец запищал. Большие, выпуклые, чёрные.
Отец был в бешенстве – здоровый лоб сидит без дела. — я тоже. В недобрый час, однако, решился Шагал пригласить в свое объединение Казимира Малевича – уже известного в те времена как состоявшийся художник и основатель течения «супрематизм». Это всё, что я могу наскрести.
Она смотрит — о, её глаза. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Семья жила на доходы матери с мелочной торговли и со скудных заработков отца – портового такелажника. Высылать ничего не буду.
Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной. И я понял: это моя жена. Она смотрит— о, её глаза. С тех пор Моя жизнь М. Шагала неоднократно переиздавалась на многих европейских языках. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Мужчины обливали водой горящие стены дома, а женщины помогали роженице.
Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда». Кроме священной Торы, книг в доме не водилось. В них – неудержимое желание летать. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд.
В Сен-Поль-де-Ванс художник скончался 28. 03. 1985. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Прощание с отцом было болезненным – вот что пишет об этом сам Шагал в книге «Моя жизнь»: «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем.
Может быть, вот таким образом там я чувствую себя свободнее. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Его глаза сейчас зеленовато-серые, цвета неба и воды. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. Это единение с большой Вселенной.
В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). Однако брак не продлился долго – Вирджиния сбегает от Марка с известным фотографом. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Когда в пламени пожарища появился на свет младенец, оказалось, что бедняга мертв. Описание картин показывает не только повторяющиеся образы, но и практически ничем не отличающиеся друг от друга сюжетные линии.
Он очень естественно изображал фантастические вещи. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением.