А картина Давида просто носила пропагандистский характер и должна была увековечить смерть Марата. Сама картина «Смерть Марата» тоже была написана по горячим следам, это почти полароидный снимок, но между посмертной маской от Тюссо и картиной Давида есть большая разница. «смерть Марата» (фр. La Mort de Marat)— картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции.
«смерть Марата» – это сильное, мощное произведение искусства, написанное кистью Жака Луи Давида. Картина написана в 1793 году, сразу после смерти пылкого революционера Марата. Дэвид восхитился работами Караваджо, особенно Погребение Христа, который отражает Смерть драмы и света Марата.
«смерть Марата» названа вершиной творчества Давида. Смерть Марата часто была по сравнению с Piet Микеланджело. «смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) — картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции. Corday смертельно нанес удар Марату, хотя она не пыталась сбежать. Картина была заказана Жаку Луи Давиду сразу после смерти Марата.
Несмотря на приглашений, он уже никогда не возвращался во Францию, а после его смерти «Смерть Марата» потеряла свою былую популярность и была «вновь открыта» искусствоведами лишь 20 лет спустя.
Он многим помогал, многих научил, многих просветил. Ванна напоминает саркофаг ящик, на котором, как на пьедестале, начертано посвящение: «Марату — Давид», — выразительный рубеж, разделяющий погибшего и зрителей пустое сумеречное пространство фона — образ вечности, где пребывает павший герой. Я мог бы доказать в случае необходимости, что они устраивали частые собрания, чтобы придумать самые действительные средства меня оклеветать». – Ваша месть должна быть обдуманна. 13 июля 1793 дворянка-жирондистка Шарлотта Кордэ (принадлежавшая к роду потомков великого драматурга Корнеля) пришла в дом Марата якобы с целью сообщить ему список «врагов народа».
15 ноября 1791 года Марат утверждает, что скопище эмигрантов заключает в себе «не менее 120. 000 бывших дворян и партизан и дисциплинированных солдат, не считая сил немецких князей, которые должны присоединиться, к ним». Она настаивала на немедленном свидании с Маратом, но его жена Симонна ей в этом отказала. При свечах художник быстро делал наброски. Картина наполнена исторически реальными деталями, но несет отпечаток идеала.
С 1795 к смерти Дэвида, живопись томилась в мраке. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Картина перерастает рамки портрета, являясь героико-революционным произведением.
Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: «они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями». Исходя из «физической необходимости прав человека», Марат приходит к заключению, «что общество должно обеспечить поддержку тем из своих членов, которые не имеют никакой собственности и которые едва могут удовлетворить свои потребности трудом. Уже был казнен король Людовик XVI, уже заработала, набирая обороты, гильотина, уже оказалась разрушена экономика, а страна, сотрясаемая мятежами, вела беспрестанные войны с соседями. На картине изображён якобинец, участник политического якобинского клуба Жан Поль Марат.
В случае необходимости он может быть генералом и притом победоносным. «Должностные лица, – советует Марат, – должны быть настолько предусмотрительны, чтобы позаботиться о беспрерывном изготовлении громадного количества очень крепких ножей, с коротким лезвием, острым с обеих сторон подобным ножом должен быть вооружен всякий гражданин известный за друга родины. Вода в ванне и простыни окрашены кровью. Он умер мгновенно, успев только крикнуть Симонне: «Ко мне, моя дорогая, ко мне. ». Если существуют неудачи, то только потому, что не слушались советов Марата. Какая нелепость хвалить отвагу и бескорыстие Лафайета. Рассказывая о событии, Давид ограничился лишь самыми необходимыми деталями: безвольно поникшее тело, кровоточащая рана, орудие убийства и письмо, которым воспользовался убийца, чтобы его впустили в дом. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законодателями". Со сладкой, блаженной улыбкой с губ срывается последний вздох.
«Когда мне было пять лет, – говорит Марат, – я стремился быть школьным учителем, в пятнадцать лет профессором, в восемнадцать – писателем, гениемтворцом в двадцать лет, а затем и до конца жизни апостолом и мучеником человечества. Композиция проста и смела. Я открыл его и указал на его роль, так что теперь никаких сомнений быть не может». На краю чурбана лежит ассигнация и записка, на которой можно прочитать: «Отдайте эту ассигнацию той матери шестерых детей, чей муж умер за родину». Пока Марат записывал имена вымышленных «заговорщиков против республики», обещая вскоре отправить их всех на гильотину, Корде нанесла ему смертельный удар кинжалом. Несмотря на протесты Дантона, Марата 14 апреля 1793 привлекли к суду за проповедь роспуска собрания и призывы к убийству и грабежам.
«Из одних только потребностей человека, – пишет Марат, – проистекают все его права. Она напоминает тело Христа в произведении «Пьета» Микеланджело или «Погребение» Караваджо. – «К чему полумеры. По его запросу это было возвращено Дэвиду в 1795, самому будучи преследованным по суду за его участие в Терроре как член Comit de Suret Gnral (он должен будет ждать повышения Наполеона, чтобы стать знаменитым в искусствах еще раз). И художник принял оба предложения.
Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. Всем сердцем, всей душой он принимал в себя Россию. В 1773 году Марат издал книгу: «О человеке или принципы влияния души на тело и тела на душу», вовлекшую его в полемику с Вольтером, а затем – революционную брошюру «Цепи рабства». Все они мошенники: «Я, – заявляет Марат, – мог бы привести сто случаев подлости господ академиков Парижа, сто растрат доверенных сумм».
Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. Марат сидит в ванне так же, как за два дня до смерти, когда Давид навещал его (известно, что Марат страдал кожным заболеванием и вот таким образом подолгу работал в ванной, выложенной для мягкости простынями – это охлаждало его воспалённую кожу). «Если бы я был народным трибуном и меня поддерживало несколько тысяч решительных людей, я ручаюсь за то, что через шесть недель конституция была бы совершенна, что политическая машина работала бы вполне исправно, что нация была бы свободна и счастлива, что менее чем через год страна была бы в цветущем состоянии и внушала бы уважение своим врагам и что все это было бы до тех пор, пока бы я был в живых».
В 1789 Марат написал «Дар отечеству», «Перечень пороков английской конституции», составил проект установления конституционной монархии, а с началом великой французской революции стал издавать знаменитую газету «Друг народа», выходившую с 12 сентября 1789 по самый день смерти Марата, под разными названиями. В момент гибели Марат сидел в ванне: из-за кожной болезни он был вынужден так работать и принимать посетителей. Женщину немедленно арестовали и через три дня гильотинировали.
Дэвид обещал его пэрам в Национальном Соглашении, что позже изобразит их убитого друга invocatively как «crivant pour le bonheur du peuple» (пишущий на благо людей). Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо. Руководствуясь, быть может, подобными же соображениями, Давид изобразил на чурбане около ассигнации в 50 су записку следующего содержания: «Эти деньги вы передайте бедной матери пятерых детей, муж которой отправился на защиту отечества». Марат страдал кожным заболеванием и забыться от боли ему помогали ванные процедуры. 13 июля 1793 г. Жан-Поль Марат, один из наиболее последовательных вождей революции, прозванный «другом народа», был предательски убит подговоренной жирондистами Шарлоттой Корде.
Но написанное гениальной кистью, все было согрето таким теплым и добрым чувством, что это полотно никого не могло оставить равнодушным. Поверите ли, что шарлатаны этого ученого учреждения добились того, что обесценили мои открытия во всей Европе, восстановили против меня все ученые общества и закрыли передо мной все газеты». Последние пять месяцев Марат был весь покрыт лишаями и чувствовал зуд во всем теле. Повторяю еще раз, что другого средства кроме народной расправы не существует».
К вечеру по почте пришло письмо: «Я из Кана. Но казнь короля не привела к достатку населения. По словам Марата, сначала против него составился заговор философов: когда его трактат «О человеке» был выслан из Амстердама в Париж, «они почувствовали, какой удар я наношу их принципам и добились того, что книгу задержали в таможне». Картина лаконична.
Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. Он использовал это время для работы (каждый день продолжала выходить издававшаяся им тогда газета «Публицист Французской Республики»), при этом он превратил часть ванны в своеобразный письменный стол. Пылкий революционер, Давид видел в убитом героя-мученика.
Заказ придет на следующий день, как и просьба организовать похороны. «Каждый из нас несет перед родиной ответственность за талант, который он имеет. Картина «Смерть Марата» (1793 г. ) была закончена художником меньше чем за три месяца и повешена в зале заседаний Конвента. До него «не знали, какое место занимает в природе электрический ток. Ваша любовь к родине должна внушить вам желание узнать о замышленных там заговорах.
Он страдал нервной экземой и очень серьезным заболеванием крови. Короткая надпись: "Марату – Давид" – еще больше усиливает это впечатление. Смертельная рана в груди, ванна, перо, чернильница и деревянный ящик трактованы художником как эмблемы идентификации и мученичества жертвы. Если вы неспособны меня понимать, тем хуже для вас». Для обеспечения своего счастья он имеет право решаться на все». Оно голодало.
Некрасивое широкоскулое лицо Марата облагорожено тишиной смерти, поцеловавшей его. Королевский музей изящных искусств. Все детали полотна показывают современникам, что Марат был беден и неподкупен. Марат для многих из нас был примером мужества и отваги, неунывным, жизнерадостным наставником, соратником и другом. Все детали говорят и спартанском, крайне скромном образе жизни лидера якобинцев.
А Марат по прозвищу «Друг народа» стал культовой личностью. На самом деле Марат не успел получить эту записку— Корде убила его раньше1. Сам Давид считал портрет низшим жанром живописи, но в этом портрете он обратился к проблеме вождя и героя и потому из-под его кисти вышло историческое полотно. Истинный патриот должен служить ей охотно, всеми средствами просвещая сограждан и призывая их к возвышенным подвигам и добродетели» – это высказывание Давида. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства.
«Друг народа» сильно помог распространению среди народа, особенно парижан, крайнего радикального революционного фанатизма популярность его выразилась и во многих подделках под него. Болезненная кожа на картине гладкая и безупречная. Раз он даже бежал в Англию — но эти гонения лишь сделали его ещё свирепее: он стал говорить о необходимости обновления общества казнями тысяч и сотен тысяч изменников. Давид, посетивший Марата накануне его смерти, а затем назначенный распорядителем похорон, хорошо знал обстоятельства убийства. Он великий политический врач.
С начала июня Марат был болен и никого из посторонних не принимал. «Патриотическая контрибуция, – говорит он, – должна дать 4860 миллионов и, может быть, вдвое больше с этой суммой Неккер может вооружить 500000 человек и он рассчитывает на это, чтобы подчинить себе Францию». Благодаря необычайной силе передачи, превратившей это произведение в шедевр Давида, в одно из чудес современного искусства, в нем нет ничего тривиального, низменного. Женщина больше не могла терпеть и одним ударом ножа в грудь убила Марата. Низ ванны, где он сидел, был покрыт простынями, которыми иногда окутывали его плечи. Это «документальное» воспроизведение его милосердия, которым коварно воспользовалась убийца, не соответствует историческим фактам: на самом деле Корде проникла к нему под предлогом доноса.
Из них трех Марат чудовищнее всех. – вопрошает Марат. На самом деле Марат не успел получить эту записку— Корде убила его раньше.
Марат был избран в члены наблюдательного комитета коммуны и своей проповедью сильно содействовал сентябрьским убийствам он же подписал и, вероятно, редактировал циркуляр комитета коммуны, в котором эти столичные убийства оправдывались и народ призывали повторить их в провинции (потом Марат отрицал свое участие в этом и называл сентябрьские события несчастными). Никогда рассудительное безумие не проявлялось более резко. Наиболее влиятельной фигурой французской живописи в течение трех десятилетий революционного периода во Франции (1785–1815) являлся Жак-Луи Давид, олицетворявший свежий неоклассицизм. В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. Он многое, очень многое делал для того, чтобы его мечта исполнилась.
Вот таким образом, Дэвид намеревался сделать запись больше, чем просто ужас мученичества. А записка была лишь поводом, чтобы проникнуть в квартиру Марата. Ее казнили. С такими чувствами видел Давид смерть Марата. Там говорится, что деньги следует отдать матери 5 детей, чей отец погиб за свободу.
В колорите ее нет нарочито мрачных тонов, он скорее светлый и ясный. Надпись на деревянной тумбе— авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид». Это объясняется тем, что благодаря уродству или неправильному строению своего ума и своего сердца, они выполнили требуемые условия. На полотне художник изображает героя, совершенно следуя реальным обстоятельствам убийства. Марат «слышит», «как двадцать миллионов кричат в один голос: Если черные и пораженные гангреной министерские приверженцы будут настолько дерзки, что проведут проект роспуска и воссоздания армии, постройте, граждане, восемьсот виселиц в Тюильрийском саду и повесьте на них всех изменников, с гнусным Рикети, графом Мирабо во главе и устройте в середине бассейна громадный костер, чтобы сжечь на нем министров и их сообщников». Окрашенный в месяцах после убийства Марата, это было описано Т. Дж.
На алтарях церквей стояли его бюсты, задрапированные знаменами революции. Картина почти сразу сложилась в единое целое в голове художника. На полу лежит большой кухонный нож, также обагренный кровью. Отсюда вполне ясны последствия.
«Душа и тело, – пишет там Марат, – являются различными субстанциями, не имеющими между собою никакой необходимой связи и соединенными между собою одним только нервным током». Некоторые копии (точное число законченных остается сомнительным), сделанный учениками Дэвида (среди них, Джоаккино Джузеппе Серанджели и Жерара) переживший, особенно видимый в музеях Дижона, Реймса и Версаля. Убийство произошло 13 июля 1793 года. В 1835 году внук художника Жюль Давид выкупил оригинал картины у тети, баронессы Менье.
Ее взяли на месте преступления. Я жду вашего ответа». Короткая надпись: «Марату — Давид» — еще больше усиливает это впечатление. 13 июля 1793 г., спустя полтора месяца после якобинского переворота, один из его вдохновителей и вождей Жан Поль Марат (1 743—1 793) был заколот в своей квартире дворянкой по имени Шарлотта Корде. «Оптика» Марата – полное отрицание великой истины найденной Ньютоном столетие назад и проверенной столетием опытов и вычислений.
Картина Давида «Смерть Марата» изображает событие, глубоко потрясшее общественное мнение во Франции в 1793 голу. Особо следует сказать о живописном строе картины. Она села на стул около ванны и стала рассказывать о жирондистском заговоре в Кане.
Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. В самом начале достаточно было незначительного количества жизней, «нужно было отрубить 500 голов после взятия Бастилии и тогда все было бы хорошо».
Марат не постеснялся принять Шарлотту, сидя в ванне. Им было доверено 12. 000 франков для изыскания средства управления воздушными шарами, «а они поделили их между собой и промотали их в Рапе, в Опере и у девок». Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Около полудня 13 июля в дом на улице Кордельеров, где жил Марат, вошла молодая женщина. Переворот десятого августа 1792 принёс ему власть и влияние. Вторая рука лежит на доске. (Jean-Paul Marat, 1744-1793) — французский революционер родился в Швейцарии, получил хорошее образование в доме отца, довольно известного врача. Она в нем говорит, что очень несчастна.
В высших науках о природе или человеческом обществе, утверждает Марат, он дошел до конца. Лаконичная надпись — «Марату Давид. Она приехала в Париж и купила в Пале-Рояль кухонный нож. 165 x 128 см.
Само полотно художник создал в течение трех месяцев. На следующий день к художнику обратились с просьбой не только написать памятный портрет знаменитого публициста (что, в принципе, Давид и сам хотел сделать -), но и организовать церемонию его похорон. Он – Ньютон и даже больше того. Художник сразу сделал рисунки, которые ему потом помогли написать «Смерть Марата». Неккер, по словам Марата, задумал «ужасное дело – извести голодом и отравить народ, он навсегда навлек на себя проклятие французов и презрение человеческого рода». Считается одним из самых жестоких и даже кровожадных лидеров восстания.
Сильно заболев от волнений, он не выходил из дома и с целью лечения постоянно принимал ванны. В этой картине присутствует что-то нежное и горькое одновременно. Сильные головные боли ему успокаивали компрессами из уксуса (сведения из французского источника «Ванна Марата»). Это – честолюбивый бред, хорошо известный в домах для сумасшедших. Сам Давид считал портрет низшим жанром живописи, но в этом портрете он обратился к проблеме вождя и героя и потому из-под его кисти вышло историческое полотно.
Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Классицизм. Началом данной революции считается знаменитое событие Взятие Бастилии. Надпись на грубом деревянном ящике гласит: «МАРАТУ – Давид». Марат умер, успев лишь крикнуть: «A moi, ma chre amie. » (Ко мне, друг мой. ), обращаясь к своей сожительнице, находившейся в соседней комнате.
По мнению Марата, ученые, не пожелавшие восхищаться им – дураки, шарлатаны и плагиаторы. Короткая надпись: Марату – Давид – еще больше усиливает это впечатление. В 1779–1787 Марат был врачом графа Артуа.
Это такая своеобразная эпитафия. Известен под прозвищем «Друг народа», в честь газеты, которую он издавал. Картина должна была стать символом преданности идее и жертвенности. Именно это он постарался выявить в церемонии похорон и соответственно написать «Смерть Марата». Окровавленный нож на полу и рана на груди Марата — свидетельства абсолютного злодеяния.
Фон и декорации картины не расходятся с реальностью. Так было и на этот раз: уже через два часа после смерти, склонившись над трупом Марата, художник рисует голову, обернутую мокрым полотенцем из-под которого выбиваются пряди волос и приоткрытые губы, с которых слетело последнее дыхание. Картина «Смерть Марата» — политический миф, созданный Давидом, но миф красивый и возвышенный, в котором реальность сплетается с вымыслом. Так происходили похороны.
Картина даже не была никем заказана. В руке революционер держит ее письмо, запятнанное кровью, на котором можно прочитать написанные убийцей строки: «13 июля 1793 Мари Анна Шарлотта Корде к гражданину Марату моё бедственное положение служит оправданием тому, что я решилась обратиться к Вашей милости». Тело уже мертвого Марата со свисающей из ванны рукой держит перо. Ее отправили на гильотину.
Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил:. Ассигнация лежит тут же рядом. Брюссель. Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо. Дворянка, жирондистка Шарлотта Корде была потрясена казнью короля и прибыла в Париж, считая, что Франция находится в руках людей, причиняющих всем зло. По мысли Марата, при первом пушечном выстреле на границе, «нужно, чтобы народ закрыл ворота всех городов и чтобы он тотчас же освободился от всех мятежных священников, антиреволюционных чиновников, заведомых махинаторов и их сообщников». В ней находится лживое письмо Корде, которое запятнано кровью.
Именно во время одной из водных процедур, он был заколот ножом дворянкой Шарлоттой Корде. За это преступление Шарлотту казнили на гильотине 17 июля на площади Революции. Голова, повернутая набок, залито мягким светом.
Картина Давида настолько полно выражала всеобщие чувства, что Конвент вынес особое постановление о воспроизведении этого произведения в гравюре, отчего оно стало еще более известным. Жирондисты требовали привлечь его к суду за подстрекательство к убийствам. В конце концов Марат, болевший экземой и страдавший от невыносимого зуда, принял ее в ванной, где он в последние месяцы всегда работал.
Его трактат «О человеке» – нагромождение физиологических и моральных мест, отрывков плохо воспринятых и непонятых сочинений, взятых наудачу имен, ни на чем не основанных, нелепых предположений, в котором соединяются учения семнадцатого и восемнадцатого столетия и порождают одни только пустые фразы. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: ". Например, живопись не содержит признака его проблем с кожей.
Она ненавидела его за это. После краткой беседы Корде заколола ножом под ключицу ненавистного санкюлота.
Никогда человек после такой разнообразной культуры не имел столь неисцелимо ложного ума. Однако когда Марат пробует что-либо сочинять, он подражает или же впадает в ошибки. Но после термидорианского переворота картины были убраны и сейчас «Смерть Марата» находится в Брюссельском музее.
До меня настоящие, первоначальные цвета были неизвестны». Пусть не было такой записки в момент смерти Марата, но ее содержание чрезвычайно типично для характеристики «друга народа» и той деятельности, которую он вел повседневно. В 1826 (и позже), семья попыталась продать его без успеха вообще.
Среди этих более поздних работ Шарлотта Кордей Полем Жаком Эме Бодри, нарисованным в 1860, во время Второй Империи, когда «темная легенда Марата» (сердитый монстр, с жадностью жаждущий крови), была широко распространена среди образованных людей изображает Шарлотту Кордей как истинную героиню Франции, модель достоинства для молодых поколений. Никогда человек не имел и не сохранял столь высокого представления о самом себе.
Рисунок этот был выполнен пером, причем выпуклость форм и теней на нем получилась благодаря перекрещивающимся линиям, как на гравюре (эта техника у Давида больше никогда не повторялась). Однако, самойизвестнойкартиной лауреата престижных премий является пропагандистская «смерть Марата», превращающая яростного и беспощадного революционера в мученика. События революции сложились таким образом, что художник на короткое время был заключен в тюрьму, однако, вскоре он стал официальных мастеромновой власти. Это – одно из самых известных изображений Революции. Давид выполнил с картины две копии, следы которых сразу же затерялись. Он велел пустить к нему составительницу письма.
Сам Давид считал портрет низшим жанром живописи, но в этом портрете он обратился к проблеме вождя и героя и потому из-под его кисти вышло историческое полотно.
Естественно, что мнимый угнетаемый Марат защищается, то есть нападает. На ванне лежала доска, которая служила ему столом. Последнее, что написал сам герой, лежит рядом. Со времени взятия Бастилии, «растраты одного только муниципалитета превышают 200 миллионов, считают, что Байи положил себе в карман более двух миллионов, а то, что в течение двух лет положил себе в карман Лафайет, не поддается учету».
После 15-минутного разговора Шарлотта заколола его кинжалом, который принесла с собой.
В этом смысле, для реалистического, как это находится в своих деталях, живопись, в целом, с его начала, является методическим строительством, сосредотачивающимся на жертве, нанесение удара настроило расцененный сегодня несколькими критиками как «ужасная красивая ложь» — конечно, не фотография в судебном научном смысле и только простом изображении, которым это может казаться (например, в живописи, нож не должен быть замечен, где Кордей оставил наколотым в груди Марата, но на земле, около ванны). «Нам нужна не отставка министров, нам нужны их головы, головы всех сторонников министерства в Собрании, головы вашего мэра, вашего генерала, почти всего генерального штаба, большей части муниципальных советников, главных агентов исполнительной власти в королевстве». В 1780 он представил на конкурс свой «План уголовного законодательства». А его рана заставляет вспомнить о копье, которое пробило грудь Иисуса.
Наконец против Марата якобы возник заговор академиков. В течение тридцати лет Марат блуждал по Европе или прозябал в Париже. Апофеозом этого стиля стали работы «присяга в Горации» (1785), смерть Сократа (1787) и «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789). Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти.
Я понимаю коечто в военном искусстве и я мог бы без самохвальства отвечать за успех». Смертельный удар Марату нанесла молодая роялистка Шарлотта Корде. Смерть Марата разработана, чтобы ознаменовать представительного героя. Марат полагает, что он сделал в физике бессмертные открытия: «Они произведут полный переворот в оптике. На верхнем, лежащем на ящике, листе бумаги написаны последние слова Марата: «Вы должны отдать этот ассигнат матери пятерых детей, чей отец погиб в борьбе за свободу». 13 июля 1793, Швейцарский агитатор, журналист и врач-самозванец Жан-Поль Марат — один из организаторов погрома и террора в сентябре 1792 (сентябрьские убийства) — был зарезан в своей ванне жирондисткой Шарлоттой Корде.
Картина, посвященная этому событию, увековечила Марата как мученика и народного героя, что достигалось путем использования приемов, характерных для религиозных работ. Давиду незачем было теперь искать художественных аналогий в античности, «иллюзии» и легендарные герои были больше не нужны, сама действительность, полная драматизма, целиком захватила его. Сам ассигнат – чек на получение денежной суммы – лежит сверху этой записки. Одержимый тон газеты вызвал против Марата преследования.
«Смерть Марата» – посвящена Великой Французской Революции, которая произошла в конце XVIII века. Здесь явно сказывается желание создать светскую икону. По словам Марата, достаточно будет ему только видеть два раза, каким образом сражаются вандейцы, чтобы найти средство кончить войну «после первой же схватки». Байи тоже вор, а Малуэ – паяц. Когда шесть недель спустя общественный нарыв становится гораздо больше, число возрастает соответственно, теперь Марат уже требует 270. 000 голов, все из человечности, «чтобы обеспечить общественное спокойствие», при том условии, чтобы лично ему, Марату, поручить произвести эту операцию, одну только эту операцию, в качестве мстителя.
Высказываясь в духе просветителей о правах низших классов, Марат в том числе проводит и мысль, что «никакой избыток не должен принадлежать кому-либо по праву, пока есть люди, нуждающиеся в насущном». Холст, масло. Во время изгнания Дэвида в Бельгии это было скрыто, где-нибудь во Франции, Антуаном Гросом, самым дорогим учеником Дэвида. Лишенный таланта, неспособный к критике, человек посредственного ума, Марат был создан, только чтобы быть учителем или более или менее решительным доктором. В 20-м веке живопись вдохновила несколько живописцев (среди них Пикассо и Мунк, который поставил их собственные версии), поэты (Алессандро Моццамбани) и писатели (самое известное, являющееся Питером Вайсом с его игрой Marat/Sade). Он делает предсказания и притом абсолютно верные, средним числом два раза в неделю: в первые дни Конвента Марат уже считает за собой «триста предсказаний главных событий Революции, вполне оправдавшихся фактами».
По вопросу о тепле и электричестве Марат высказывает только легковесные гипотезы: в один прекрасный день, припертый к стене, он вводит иголку в резиновую палку, чтобы сделать ее проводником и физик Шарль изобличает его в научном мошенничестве. Франция. Она не отпиралась на суде.
Жан Поль был лидером якобинцев, которые принимали активное участие в революции, а также журналистом газеты «Друг народа». Для того же, чтобы она хорошо действовала, он сам должен ее применить. Лаплас и Монж, простые автоматы, являются только счетными машинами Лавуазье, «мнимый автор всех наделавших шуму изобретении, не имеет ни одной оригинальной мысли», он грабит других, не понимая их и «меняет системы как рубашки». Кларком как первая модернистская живопись для «способа, которым это взяло материал политики как ее материал и не преобразовывало его».
Фигура Марата идеализирована. Естественно вот таким образом, что Марата преследуют, что он должен бежать и жить по месяцам подобно летучей мыши «в погребе, в подземелья и в темном тайнике». В конце 1791 Марат переселился в Лондон, где стал писать книгу: «Школа гражданина», но в апреле 1792 г. вернулся в Париж и с удвоенной энергией взялся за свою газету. «Я полагаю, что исчерпал почти все комбинации человеческого ума по вопросам морали, философии и политики». В самом Конвенте не было единства.
Если бы Друг народа Марат мог найти две тысячи решительных людей, «он для спасения родины вырвал бы сердце у дьявольского Мотье, окруженного своими батальонами, он сжег бы в его дворце монарха и его клевретов, он умертвил бы депутатов в зале заседаний и их тела были бы погребены под пылающими развалинами их вертепа». Тщательное изучение этой живописи показывает Марату при его последнем дыхании, когда Кордей и многие другие были все еще соседними (Кордей не пыталась убежать). Под таким углом зрения он изобразил смерть Марата. Тени очень резкие, вот таким образом лист на переднем плане кажется выступающим за край полотна. Яркое освещение и, по контрасту с ним, темный гладкий фон подчеркивают эти детали.
Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо. Она вошла в дом Марата делая вид, что выдает ему списк контр-революционеров. Не являются вымыслом художника и залатанные простыни и простой деревянный ящик, заменявший стол. Простота обстановки придаёт зрелищу особую трагическую торжественность. Заплата на простыне и деревянный чурбан справа (необходимый своей светлой массой для равновесия композиции) являются своеобразными символами скромного образа жизни Марата.
Точным глазомером хирурга Марат определяет размеры зла. Художник не стал писать болезненное состояние кожи пламенного революционера. Широко восхищенный во время Террора, лидеры которого заказали несколько копий оригинальной работы (копии, сделанные в 1793–1794 учениками Дэвида, чтобы служить пропаганде), Смерть Марата медленно прекращала быть 39frontpage историей39 после ниспровержения и выполнения Робеспьера. Одно время ему пришлось скрываться в подвалах. Художник рисовал для себя. Шарлотту казнили через пять дней после убийства.
По подобным признакам врач тотчас же признал бы в Марате одного из помешанных с проблесками разума, которых не запирают в больницы, но которые тем более опасны. Его сильно потрясла смерть Марата. Давид был также активным участником революционных событий. «Декарт, Гельвеций, Галлер, Лекст, Юм, Вольтер, Бонне, делали из этого непроницаемый секрет, тайну».
Она прибыла к Марату в Пале Рояль на улицу Кордельеров, 30. Когда тема глубоко волновала Давида, он работал напряженно и быстро.