И Давид нарисовал Марата красивым, хотя тот и до болезни был на любителя, а после – так вообще. Давид рисовал пропагандистскую картину и одной из его задач было осветлить и увековечить образ Марата, но Давид немного перестарался. Друг и единомышленник Марата художник Давид, побывав на месте трагедии, по горячим следам напишет знаменитую картину.
Жан Луи Давид изобразил Марата в следующий после убийства момент, в скудной освещенной ванной комнате, с повязанной полотенцем головой. И все-таки именно в картинах революционных лет, включая «Смерть Марата», Жан Луи Давид выступает как один из величайших реалистов в живописи нового времени. Сегодня большинство помнит его по известной картине французского живописца Жака Луи Давида «Смерть Марата», на которой изображён полуголый человек со склонённой головой, почему-то лежащий в ванне.
Сама картина «Смерть Марата» тоже была написана по горячим следам, это почти полароидный снимок, но между посмертной маской от Тюссо и картиной Давида есть большая разница. Она подписана: «Марату — Давид, год Второй». «смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) — картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции.
«смерть Марата» (фр. La Mort de Marat)— картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции. Но никаких следов кожного заболевания на картине Давида нет, Марат выглядит сильно моложе и здоровее, чем должен, а нож, который, на самом деле, остался в груди, почему-то лежит на полу. Картина была заказана Жаку Луи Давиду сразу после смерти Марата. Дело в том, что Давид (это, кстати, фамилия, а не имя, звали его Жак-Луи) и Марат (это тоже фамилия, а не имя звали его Жан-Поль) дружили.
Франция. Женщину немедленно арестовали и через три дня гильотинировали.
Наконец против Марата якобы возник заговор академиков. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. Это такая своеобразная эпитафия. Жирондисты требовали привлечь его к суду за подстрекательство к убийствам.
В сентябре 1792 г. в Совете Коммуны Марат исчисляет приблизительно в 40, 000 число голов, которые нужно отрубить. Исходя из «физической необходимости прав человека», Марат приходит к заключению, «что общество должно обеспечить поддержку тем из своих членов, которые не имеют никакой собственности и которые едва могут удовлетворить свои потребности трудом.
Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо. Взяв на себя задачу увековечить образ Марата, Давид оказался перед немалыми трудностями. Одержимый тон газеты вызвал против Марата преследования. Доктора прибегли к последнему чудодейственному средству: ставили несколько дней подряд больному на грудь «шпанскую мушку» – пластырь из высушенного и измельчённого жучка, который так и назывался. Учился в Коллеже Четырёх Наций на курсе риторики. Этот ток приводит в движение душу, которая в свою очередь приводит в движение ток, вот таким образомто она находится в мозговое оболочке. Рядом чернильница и еще один документ, за составлением которого смерть застала Марата: «Вы передадите эту пятифранковую ассигнацию матери пятерых детей, муж которой умер, защищая отечество».
В самом Конвенте не было единства. В самом начале достаточно было незначительного количества жизней, «нужно было отрубить 500 голов после взятия Бастилии и тогда все было бы хорошо». Около полудня 13 июля в дом на улице Кордельеров, где жил Марат, вошла молодая женщина. Его сильно потрясла смерть Марата. За полчаса до прихода гостьи Марат получил письмо следующего содержания: «Я из Кона. После краткой беседы Корде заколола ножом под ключицу ненавистного санкюлота.
Марат сидит в ванне так же, как за два дня до смерти, когда Давид навещал его (известно, что Марат страдал кожным заболеванием и вот таким образом подолгу работал в ванной, выложенной для мягкости простынями – это охлаждало его воспалённую кожу). Под таким углом зрения он изобразил смерть Марата. «Патриотическая контрибуция, – говорит он, – должна дать 4860 миллионов и, может быть, вдвое больше с этой суммой Неккер может вооружить 500000 человек и он рассчитывает на это, чтобы подчинить себе Францию».
13 июля 1793 года был предательски убит Марат. Апофеозом этого стиля стали работы «присяга в Горации» (1785), смерть Сократа (1787) и «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789). Но написанные по заказу полотна – «Наполеон при переходе через Сен-Бернар», «Коронация» и другие – при всех их художественных достоинствах все же уступали картинам революционных лет. На полу лежат оковы, от которых уже освободили философа. За это преступление Шарлотту казнили на гильотине 17 июля на площади Революции.
Почти квадратный формат полотна определяет сдержанно-четкие ритмы композиции. Тут срабатывал эффект «клин клином вышибают», как сейчас сказали бы – отвлекающее средство. Лаконичная надпись — «Марату Давид. Анны-Мари Корде гражданину Марат. Когда шесть недель спустя общественный нарыв становится гораздо больше, число возрастает соответственно, теперь Марат уже требует 270. 000 голов, все из человечности, «чтобы обеспечить общественное спокойствие», при том условии, чтобы лично ему, Марату, поручить произвести эту операцию, одну только эту операцию, в качестве мстителя. Именно вот таким образом он принимал посетителей (в том числе и Шарлотту Корде), сидя в целебной ванне. Надпись на грубом деревянном ящике гласит: «МАРАТУ – Давид».
330х425 см. В течение тридцати лет Марат блуждал по Европе или прозябал в Париже. Только что совершилось убийство.
Но привратница все равно не хотела ее пускать, а незнакомка настаивала. Драма уже окончилась. Но ничего не помогало, становилось всё хуже. Ее взяли на месте преступления. Ванна и драпировка ткани, свешивающейся крупными складками, воспринимаются как античный саркофаг, чурбан, на котором стоит чернильница, – надгробием с надписью: «Марату – Давид».
Вода в ванне и простыни окрашены кровью. Болезненная кожа на картине гладкая и безупречная.
13 июля 1792 года незваная гостья была настойчива и когда ее не пустили к Марату (он чувствовал себя в этот день особенно плохо), она вернулась во второй раз — уже к вечеру. «Нам нужна не отставка министров, нам нужны их головы, головы всех сторонников министерства в Собрании, головы вашего мэра, вашего генерала, почти всего генерального штаба, большей части муниципальных советников, главных агентов исполнительной власти в королевстве». Исторический Велизарий жил в Византийской империи, а не в Риме.
Сам ассигнат – чек на получение денежной суммы – лежит сверху этой записки. – Ваша месть должна быть обдуманна. Картина даже не была никем заказана. Короткая надпись: «Марату — Давид» — еще больше усиливает это впечатление.
Его трактат «О человеке» – нагромождение физиологических и моральных мест, отрывков плохо воспринятых и непонятых сочинений, взятых наудачу имен, ни на чем не основанных, нелепых предположений, в котором соединяются учения семнадцатого и восемнадцатого столетия и порождают одни только пустые фразы. Темная и «пустая» верхняя половина картины усиливает впечатление от поникшего, тяжело опускающегося вниз тела. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: ". Жан Поль был лидером якобинцев, которые принимали активное участие в революции, а также журналистом газеты «Друг народа». «Если бы я был народным трибуном и меня поддерживало несколько тысяч решительных людей, я ручаюсь за то, что через шесть недель конституция была бы совершенна, что политическая машина работала бы вполне исправно, что нация была бы свободна и счастлива, что менее чем через год страна была бы в цветущем состоянии и внушала бы уважение своим врагам и что все это было бы до тех пор, пока бы я был в живых».
Пусть не было такой записки в момент смерти Марата, но ее содержание чрезвычайно типично для характеристики «друга народа» и той деятельности, которую он вел повседневно. Отсюда вполне ясны последствия. Картина «Убитый Лепелетье» не сохранилась, она известна лишь по гравюре Тардьё и рисунку Ф. Девожа.
При свечах художник быстро делал наброски. С такими чувствами видел Давид смерть Марата. Сильное кровотечение убило мужчину за считанные секунды, а девушка не предприняла попыток к бегству, в результате чего была казнена несколько дней спустя. Письма от убийцы, которое журналист держит в левой руке, в реальности не существовал, как и бумаги, которую он якобы написал накануне, в которой дается распоряжение о выплате денег военной вдове, матери пятерых детей, чей муж пожертвовал свой жизнью ради партии. Короткая надпись: "Марату – Давид" – еще больше усиливает это впечатление.
Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: «. Музей изобразительных искусств. Ванна и драпировка ткани, свешивающейся крупными складками, воспринимаются как античный саркофаг, чурбан, на котором стоит чернильница, — надгробием с надписью: «Марату—Давид». Со времени взятия Бастилии, «растраты одного только муниципалитета превышают 200 миллионов, считают, что Байи положил себе в карман более двух миллионов, а то, что в течение двух лет положил себе в карман Лафайет, не поддается учету».
Но написанное гениальной кистью, все было согрето таким теплым и добрым чувством, что это полотно никого не могло оставить равнодушным. Последние годы жизни художника прошли в эмиграции, куда он вынужден был отправиться после возвращение во Францию Бурбонов.
Последнее, что написал сам герой, лежит рядом. В искусстве культивировались сюжеты из истории Рима эпохи Республики, в которых превозносились гражданские добродетели. В 1835 году внук художника Жюль Давид выкупил оригинал картины у тети, баронессы Менье.
Само полотно художник создал в течение трех месяцев. В это время он создает свой единственный пейзаж, запечатлев вид Люксембургского сада из окна камеры. Во всей композиции явно присутствует аллюзия на изображения сцен снятия с креста и оплакивания Иисуса. Здесь явно сказывается желание создать светскую икону. Однако, самойизвестнойкартиной лауреата престижных премий является пропагандистская «смерть Марата», превращающая яростного и беспощадного революционера в мученика. События революции сложились таким образом, что художник на короткое время был заключен в тюрьму, однако, вскоре он стал официальных мастеромновой власти.
Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. Его арестовывают и заключают в Люксембургскую тюрьму. Этот портрет художник подносит Конвенту (подлинник не сохранился). Фон и декорации картины не расходятся с реальностью. В искусстве этот стиль воплотился в отвлеченно-благородных формах классицизма. Низ ванны, где он сидел, был покрыт простынями, которыми иногда окутывали его плечи. Последние пять месяцев Марат был весь покрыт лишаями и чувствовал зуд во всем теле. Повторяю еще раз, что другого средства кроме народной расправы не существует». Именно этой его доверчивостью и воспользовались враги Марата.
Давид создал произведение, уподобленное величественному и строгому монументу. «Я писал ее сердцем», – говорил о своем шедевре Давид. Ж. Л. Пока Марат записывал имена вымышленных «заговорщиков против республики», обещая вскоре отправить их всех на гильотину, Корде нанесла ему смертельный удар кинжалом. Холст, масло. Давид «Бонапарт на Сен-Бернарском перевале» (1801). Этого живописца называют «свидетелем эпохи», так как, отразив в своем искусстве различные этапы политической жизни Франции – времени «старого режима» (времени царствования Людовика XVI), революции, консульства империи, реставрации Бурбонов, – он был не только художником, но и известным общественным деятелем.
Из них трех Марат чудовищнее всех. Справа на стене деревянного ящика, можно прочесть сформулированную с лаконизмом эпитафии надпись: «Марату – Давид». В ней находится лживое письмо Корде, которое запятнано кровью.
Справа изображена группа скорбящих женщин (мать Горациев, сестра, невеста, жена одного из Горациев), на заднем плане видны три арки, каждая из которых соответствует группе фигур: правая – группе женщин, левая – братьям, центральная – отцу с мечами. Давид родился в Париже в зажиточной буржуазной семье. Выступая в Конвенте, Левассер воскликнул: «Над нами занесен убийцами кинжал. Заплата на простыне и деревянный чурбан справа (необходимый своей светлой массой для равновесия композиции) являются своеобразными символами скромного образа жизни Марата. Вторая рука лежит на доске.
Все они мошенники: «Я, – заявляет Марат, – мог бы привести сто случаев подлости господ академиков Парижа, сто растрат доверенных сумм». Ж. -Л. Ему это удалось – путь к карьере открыла революция. Трое братьев из рода Горациев были выбраны, чтобы сразиться с тремя лучшими воинами враждебного Риму города Альба-Лонга (братьями Куриациями). Картина эта создавалась не как реалистичное изображение, а для того, чтобы представить императора романтическим героем: конь его вздыблен (по образу «Медного всадника»), вокруг крутые горны, обрывы, непогода. После 15-минутного разговора Шарлотта заколола его кинжалом, который принесла с собой.
Картина Давида «Смерть Марата» изображает событие, глубоко потрясшее общественное мнение во Франции в 1793 голу. Сидя в ванне, чтобы облегчить страдания (Марат испытывал боли от язв экземы, покрывавших тело), он писал на стоявшем рядом обрубке дерева, упорно продолжая работать. Если вы неспособны меня понимать, тем хуже для вас». Но после термидорианского переворота картины были убраны и сейчас «Смерть Марата» находится в Брюссельском музее. Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности.
На алтарях церквей стояли его бюсты, задрапированные знаменами революции. Давид был близким другом Марата и хорошо знал его быт, но, несмотря на документальность сюжета, картина «Смерть Марата», законченная 14 октября 1793 года, не фотография с «места происшествия». Марат «слышит», «как двадцать миллионов кричат в один голос: Если черные и пораженные гангреной министерские приверженцы будут настолько дерзки, что проведут проект роспуска и воссоздания армии, постройте, граждане, восемьсот виселиц в Тюильрийском саду и повесьте на них всех изменников, с гнусным Рикети, графом Мирабо во главе и устройте в середине бассейна громадный костер, чтобы сжечь на нем министров и их сообщников». По мнению Марата, ученые, не пожелавшие восхищаться им – дураки, шарлатаны и плагиаторы. Марат не постеснялся принять Шарлотту, сидя в ванне.
Являясь членом Комитета общественной безопасности, подписывал приказы об аресте «врагов революции». «Друг народа» сильно помог распространению среди народа, особенно парижан, крайнего радикального революционного фанатизма популярность его выразилась и во многих подделках под него. Он страдал нервной экземой и очень серьезным заболеванием крови. «Давид.
Завершающий аккорд дает лаконичная надпись, начертанная художником на деревянном обрубке справа: «Марату – Давид». Что касается автора картины, то после 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, он был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории. Лувр (Париж)В основе картины – рассказ римского историка Тита Ливия. Барра, еще попочти ребенок и в смерти не расстаются с кокардой. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил:.
Ничего больше не происходит здесь, на месте совершившейся трагедии. Ничто не должно нарушать этого бесконечно длящегося безмолвия. Но это не единственный смысловой пласт картины.
Шедевр Давида тех лет – «Смерть Марата» (1793, Музей современного искусства, Брюссель). Он великий политический врач. Там говорится, что деньги следует отдать матери 5 детей, чей отец погиб за свободу. Давид сумел возвысить свой образ до степени вечного реквиема по погибшему.
– «К чему полумеры. Я жду Вашего совета». Холст, масло. Он – Ньютон и даже больше того. Она вошла в дом Марата делая вид, что выдает ему списк контр-революционеров. Депутаты молча смотрели на холст, который неожиданно оказался простым и холодным, но они были восхищены: никто еще не видел такого Марата – мертвого и одновременно живого.
Во время похорон Марата его забальзамированное тело обернули, как это делали с римскими воинами, в белые простыни. Картина воспроизводит ситуацию с документальной точностью. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. Давид увековечил помять жертв французской революции 1798 года в трех произведениях. Ж. -Л. Однако когда Марат пробует что-либо сочинять, он подражает или же впадает в ошибки.
Он нередко целые часы проводил в ванне, даже работал в ней, так как вода несколько смягчала его боль. Началом данной революции считается знаменитое событие Взятие Бастилии. Раз он даже бежал в Англию — но эти гонения лишь сделали его ещё свирепее: он стал говорить о необходимости обновления общества казнями тысяч и сотен тысяч изменников. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. На картине изображён якобинец, участник политического якобинского клуба Жан Поль Марат. Она села на стул около ванны и стала рассказывать о жирондистском заговоре в Кане. Какая нелепость хвалить отвагу и бескорыстие Лафайета.
Надо было, чтобы картина вызывала не страх перед смертью, а гнев против убийц. Давиду незачем было теперь искать художественных аналогий в античности, «иллюзии» и легендарные герои были больше не нужны, сама действительность, полная драматизма, целиком захватила его. Одно время ему пришлось скрываться в подвалах. Всем предметам на картине художник придал геометрическую правильность и гармонические пропорции, благодаря чему изображение получило скульптурную монументальность. Подле ванны – прямоугольный деревянный чурбан, на котором перо, чернильница, листы письма.
На полу нож. Давид создал произведение, уподобленное величественному и строгому монументу. И это он изо дня в день повторял в своей знаменитой газете.
Известен под прозвищем «Друг народа», в честь газеты, которую он издавал. Если бы Друг народа Марат мог найти две тысячи решительных людей, «он для спасения родины вырвал бы сердце у дьявольского Мотье, окруженного своими батальонами, он сжег бы в его дворце монарха и его клевретов, он умертвил бы депутатов в зале заседаний и их тела были бы погребены под пылающими развалинами их вертепа». Организовывал массовые народные празднества и создал Национальный музей в Лувре. Тот, кто передаёт яд осуждённому, потрясён происходящим. Высокую оценку работе Давида дал Джошуа Рейнольдс: он поставил «Смерть Сократа» в один ряд с фресками Микеланджело в Сикстинской капелле.
Он велел пустить к нему составительницу письма. А его рана заставляет вспомнить о копье, которое пробило грудь Иисуса. Он это делает, несмотря на неприязнь многих своих прежних друзей, несмотря на противодействие жены (Шарлотта-Маргарита развелась с ним после этого и переехала к отцу). Метрополитен-музей.
В этой картине присутствует что-то нежное и горькое одновременно. По словам Марата, сначала против него составился заговор философов: когда его трактат «О человеке» был выслан из Амстердама в Париж, «они почувствовали, какой удар я наношу их принципам и добились того, что книгу задержали в таможне». Аскетическая сдержанность колорита подчеркивает пуританскую простоту образа Марата. Все построено на подчеркнутом сопоставлении горизонтальных и вертикальных линий. В 1792 г. Давид был избран депутатом Национального Конвента, где примкнул к монтаньярам во главе с Маратом (политический деятель эпохи Великой французской революции, врач, радикальный журналист) и Робеспьером, голосовал за смерть короля Людовика XVI.
Смерть Марата, картина история создания которой в целом уже написана, так как Давид сделал все подготовительные работы, предлагает зрителю подумать о памяти и нравственности. Лилль (Франция)Когда Давид изучал античное искусство, он узнал легенду о старости прославленного полководца Велизария. Художник не стал писать болезненное состояние кожи пламенного революционера. Рисунок этот был выполнен пером, причем выпуклость форм и теней на нем получилась благодаря перекрещивающимся линиям, как на гравюре (эта техника у Давида больше никогда не повторялась). До него «не знали, какое место занимает в природе электрический ток.
Появившись в Конвенте через несколько дней (что спасло его), он отрекается от Робеспьера и в страхе за свою жизнь пытается выгородить и оправдать себя. Вот таким образом Марат представлен на картине Давида еще и как античный герой (белая простыня прочитывалась современниками не только как саван, но и как римская тога), подобный братьям Гракхам — Гаю и Тиберию, погибшим от рук убийц. Все искусство сражаться этим страшным оружием заключается в том, что левую руку обвертывают до самого плеча тряпками, волосом и затем набрасываются на врага, держа в правой руке нож». Брюссель. Она настаивала на немедленном свидании с Маратом, но его жена Симонна ей в этом отказала. Уже доказано, что оно негативно влияет на внутренние органы. 15 ноября 1791 года Марат утверждает, что скопище эмигрантов заключает в себе «не менее 120. 000 бывших дворян и партизан и дисциплинированных солдат, не считая сил немецких князей, которые должны присоединиться, к ним».
архитекторами были оба его дяди. Давид брал уроки рисунка в Академии Святого Луки, затем в 1766 г. поступает в Королевскую Академию живописи и скульптуры, где начинает заниматься в мастерской Вьена, который увлекался античным искусством и требовал от учеников в живописи «правды» и «величия». В 1775-1780 гг. В руке революционер держит ее письмо, запятнанное кровью, на котором можно прочитать написанные убийцей строки: «13 июля 1793 Мари Анна Шарлотта Корде к гражданину Марату моё бедственное положение служит оправданием тому, что я решилась обратиться к Вашей милости». Увидев, что улучшения нет, стали давать опий, чтобы облегчить страдания больного. 188х312 см. К вечеру по почте пришло письмо: «Я из Кана.
13 июля 1793 года, спустя полтора месяца после якобинского переворота, один из его вдохновителей и вождей Жан Поль Марат (1743 – 1793) был заколот в своей квартире дворянкой по имени Шарлота Корде, нормандской аристократкой, правнучкой знаменитого драматурга Пьера Корнеля. Именно это он постарался выявить в церемонии похорон и соответственно написать «Смерть Марата». «Душа и тело, – пишет там Марат, – являются различными субстанциями, не имеющими между собою никакой необходимой связи и соединенными между собою одним только нервным током».
Ваша любовь к родине должна внушить вам желание узнать о замышленных там заговорах. Потрясенный этим известием, Давид спешит сделать зарисовку лица покойного и сопровождает ее надписью: «Марату – другу народа». В конце 1791 Марат переселился в Лондон, где стал писать книгу: «Школа гражданина», но в апреле 1792 г. вернулся в Париж и с удвоенной энергией взялся за свою газету. В 1789 Марат написал «Дар отечеству», «Перечень пороков английской конституции», составил проект установления конституционной монархии, а с началом великой французской революции стал издавать знаменитую газету «Друг народа», выходившую с 12 сентября 1789 по самый день смерти Марата, под разными названиями.
(Jean-Paul Marat, 1744-1793) — французский революционер родился в Швейцарии, получил хорошее образование в доме отца, довольно известного врача. На гребне революционных битв Давид сумел создать монументальное полотно, где самая неприкрашенная правда органически слилась с подлинной, не наигранной возвышенностью настоящего «большого стиля». Достаточно того, что я несчастна, чтобы иметь право на вашу благожелательность».
– вопрошает Марат. Художник сразу сделал рисунки, которые ему потом помогли написать «Смерть Марата». 165 x 128 см. По мысли Марата, при первом пушечном выстреле на границе, «нужно, чтобы народ закрыл ворота всех городов и чтобы он тотчас же освободился от всех мятежных священников, антиреволюционных чиновников, заведомых махинаторов и их сообщников».
Я понимаю коечто в военном искусстве и я мог бы без самохвальства отвечать за успех». Она напоминает тело Христа в произведении «Пьета» Микеланджело или «Погребение» Караваджо. На краю чурбана лежит ассигнация и записка, на которой можно прочитать: «Отдайте эту ассигнацию той матери шестерых детей, чей муж умер за родину». Шарлотту казнили через пять дней после убийства.
«Декарт, Гельвеций, Галлер, Лекст, Юм, Вольтер, Бонне, делали из этого непроницаемый секрет, тайну». На полотне художник изображает героя, совершенно следуя реальным обстоятельствам убийства. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. Тело уже мертвого Марата со свисающей из ванны рукой держит перо.
Именно во время одной из водных процедур, он был заколот ножом дворянкой Шарлоттой Корде. Она не отпиралась на суде. На следующий день к художнику обратились с просьбой не только написать памятный портрет знаменитого публициста (что, в принципе, Давид и сам хотел сделать -), но и организовать церемонию его похорон. Но написанное гениальной кистью, все было согрето таким теплым и добрым чувством, что это полотно никого не могло оставить равнодушным.
А Марат по прозвищу «Друг народа» стал культовой личностью. В случае необходимости он может быть генералом и притом победоносным. Ее казнили. Художник перенес действие картины в условную древнеримскую страну.
Художник рисовал для себя. До меня настоящие, первоначальные цвета были неизвестны». Депутаты молча смотрели на холст, который неожиданно оказался простым и холодным, но они были восхищены: никто еще не видел такого Марата – мертвого и одновременно живого. Ассигнация лежит тут же рядом.
Марат был тяжело болен, но даже больной он продолжал выпускать газету. Смертельный удар Марату нанесла молодая роялистка Шарлотта Корде.
Со сладкой, блаженной улыбкой с губ срывается последний вздох. Тело убитого, с кровоточащей раной на груди, безжизненно поникло на край ванны правая рука с пером свесилась вниз, левая, положенная на приспособленную для работы доску, еще держит письмо Корде, в котором она просит Марата о немедленной встрече. Мальмезон (Париж)Эта картина открывает эпоху романтизма в европейской живописи. Я услышал голос народа и повиновался ему». И ванна Марата видится теперь погребальным саркофагом и простыни – пеленами. Голова, повернутая набок, залито мягким светом.
«Из одних только потребностей человека, – пишет Марат, – проистекают все его права. В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. По вопросу о тепле и электричестве Марат высказывает только легковесные гипотезы: в один прекрасный день, припертый к стене, он вводит иголку в резиновую палку, чтобы сделать ее проводником и физик Шарль изобличает его в научном мошенничестве.
они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законодателями". Она в нем говорит, что очень несчастна. В колорите ее нет нарочито мрачных тонов, он скорее светлый и ясный.
Картина лаконична. Лаплас и Монж, простые автоматы, являются только счетными машинами Лавуазье, «мнимый автор всех наделавших шуму изобретении, не имеет ни одной оригинальной мысли», он грабит других, не понимая их и «меняет системы как рубашки». они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями». Искусство Давида утратило революционную героику, оно стало холодным, парадным. Так было и на этот раз: уже через два часа после смерти, склонившись над трупом Марата, художник рисует голову, обернутую мокрым полотенцем из-под которого выбиваются пряди волос и приоткрытые губы, с которых слетело последнее дыхание.
А записка была лишь поводом, чтобы проникнуть в квартиру Марата. Некрасивое широкоскулое лицо Марата облагорожено тишиной смерти, поцеловавшей его. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. На полу валяется окровавленный нож, которым только что был нанесен смертельный удар. Давид понимал, что только сдержанностью, только простотой изображения сумеет он добиться своей цели.
Давид Поместил над телом Лепелетье обнаженный меч, прокалывающей листок бумаги со словами: «Я голосую за смерть тиранов». Переворот десятого августа 1792 принёс ему власть и влияние. Марат умер, успев лишь крикнуть: «A moi, ma chre amie. » (Ко мне, друг мой. ), обращаясь к своей сожительнице, находившейся в соседней комнате. 13 июля 1793, Швейцарский агитатор, журналист и врач-самозванец Жан-Поль Марат — один из организаторов погрома и террора в сентябре 1792 (сентябрьские убийства) — был зарезан в своей ванне жирондисткой Шарлоттой Корде.
Давид «Клятва Горациев» (1784). Картина перерастает рамки портрета, являясь героико-революционным произведением. 130х196 см.
Этот художник был связан с передовыми идеями и революционной борьбой масс. Никогда человек после такой разнообразной культуры не имел столь неисцелимо ложного ума.
Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». В 1780 он представил на конкурс свой «План уголовного законодательства». На самом деле Марат не успел получить эту записку— Корде убила его раньше1. Некоторое время она колебалась: Робеспьер или Марат. Педагогическая система его учителя – известного живописца Ж. М. Если существуют неудачи, то только потому, что не слушались советов Марата.
Накануне казни короля был убит один из тех, кто вотировал казнь Людовика XVI, – депутат Конвента Мишель Лепелетье. Марат уверен, что нужно без всякого промедления пользоваться этими ножами, так как «какое же средство остается у нас для того, чтобы положить конец подавляющему нас злу. Давид в день убийства побывал в доме Марата и сделал зарисовки с натуры.
Сильные головные боли ему успокаивали компрессами из уксуса (сведения из французского источника «Ванна Марата»). В политике, где прения являются схватками, дело обстоит еще хуже: друг народа Марат может иметь противниками только злодеев. Она приехала в Париж и купила в Пале-Рояль кухонный нож.
Я жду вашего ответа». Хотя убитый Марат изображен в повседневной обстановке, его фигура напоминает фигуру Христа композиции типа «снятые с креста». Она прибыла к Марату в Пале Рояль на улицу Кордельеров, 30. 13 июля 1793 г. Жан-Поль Марат, один из наиболее последовательных вождей революции, прозванный «другом народа», был предательски убит подговоренной жирондистами Шарлоттой Корде. Никогда рассудительное безумие не проявлялось более резко.
Естественно, что мнимый угнетаемый Марат защищается, то есть нападает. В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. «Каждый из нас несет перед родиной ответственность за талант, который он имеет. Некоторые детали (пистолеты и карту Франции, которые висели на стене) Давид не стал изображать, дабы подчеркнуть аскетизм Марата. Когда тема глубоко волновала Давида, он работал напряженно и быстро.
На полу лежит большой кухонный нож, также обагренный кровью. Надо было, чтобы картина вызывала не страх перед смертью, а гнев против убийц. Им было доверено 12. 000 франков для изыскания средства управления воздушными шарами, «а они поделили их между собой и промотали их в Рапе, в Опере и у девок».
Общество должно позаботиться об их пище, о помещении и одежде, оно должно дать им возможность лечиться в случае нездоровья, старости и воспитать своих детей. Неккер, по словам Марата, задумал «ужасное дело – извести голодом и отравить народ, он навсегда навлек на себя проклятие французов и презрение человеческого рода». Но всё было напрасно, Шевченко умер. В 1779–1787 Марат был врачом графа Артуа.
Но как изобразить страшную минуту смерти Марата. Холст, масло. «Я полагаю, что исчерпал почти все комбинации человеческого ума по вопросам морали, философии и политики». По словам Марата, достаточно будет ему только видеть два раза, каким образом сражаются вандейцы, чтобы найти средство кончить войну «после первой же схватки».
Картина «Смерть Марата» была закончена художником меньше чем за три месяца и повешена в зале заседаний Конвента. Естественно вот таким образом, что Марата преследуют, что он должен бежать и жить по месяцам подобно летучей мыши «в погребе, в подземелья и в темном тайнике». Он умер мгновенно, успев только крикнуть Симонне: «Ко мне, моя дорогая, ко мне. ». Давид «Велизарий, просящий подаяние».
Будучи в то время пылким революционером, Давид видел в Марате современного героя-мученика и постарался подчеркнуть это как на портрете, так и в оформлении прощальной церемонии. Окровавленный нож на полу и рана на груди Марата — свидетельства абсолютного злодеяния.
Все детали полотна показывают современникам, что Марат был беден и неподкупен. Неслучайно картина экспонировалась в Лувре в некоем подобии алтаря (в саркофаге-крипте) под пение заупокойного гимна, где герой сравнивался с Иисусом. Ваша любовь к родине должна внушить Вам желание узнать о замышляемых там заговорах. Холст, масло. Холст, масло. Давид выполнил с картины две копии, следы которых сразу же затерялись. Через четыре месяца – 16 октября Давид показал готовую картину в Конвенте. Вьена – основывалась на требовании достижения «правда и величия» на основе излучения античности, живописи Рафаэля и мастеров болонской школы, скульптуры Микеланджело.
Так происходили похороны. Классицизм. В портрете Марата, потрясающем по силе воздействия и необычайно емком по содержанию, художник отобразил не только воспоминание, о котором говорилось выше, но и трагическую развязку жизненного пути «друга народа».
Короткая надпись: Марату – Давид – еще больше усиливает это впечатление. Ее отправили на гильотину. В вытянутой руке письмо, которое помогло убийце проникнуть к Марату: «13 июля 1793 года.
В детстве у Давида были замечены способности к рисованию, но сначала родственники (отец умер, когда мальчику было 9 лет) думали, что из него получится хороший архитектор, т. к. В 1773 году Марат издал книгу: «О человеке или принципы влияния души на тело и тела на душу», вовлекшую его в полемику с Вольтером, а затем – революционную брошюру «Цепи рабства». Картина была очень популярна, существует несколько авторских повторений, а также повторений художников его школы. В 1794 г. после термидорианского переворота Давид был заключён в тюрьму за революционные взгляды. С 1797 г. – сторонник Наполеона, его «первый художник». Картина почти сразу сложилась в единое целое в голове художника. Этот вредитель содержит вещество, сильно, до волдырей, раздражающее кожу. Портрет Наполеона идеализирован, композиция его театрализована. Фигура убитого Лепелетье напоминает мертвого Гектора, написанного Давидом в 1783 году («Андромаха, оплакивающая Гектора»), а фигура Барра перекликается с изображениями Нарцисса с сентиментально-романтическим Эндимионом Жироде.
Байи тоже вор, а Малуэ – паяц. В «Обращении к французам, друзьям законов и мира», написанном перед покушением, Корде специально подчеркивала, что действовала исключительно по собственной инициативе и вознамерилась «убить чудовище», не вступая ни с кем в сговор. Убийство произошло 13 июля 1793 года. Давид руководил также организацией национальных празднеств в его задачи входило и прославление погибших революционеров, официально объявленных «мучениками свободы».
Наиболее влиятельной фигурой французской живописи в течение трех десятилетий революционного периода во Франции (1785–1815) являлся Жак-Луи Давид, олицетворявший свежий неоклассицизм. В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. Точным глазомером хирурга Марат определяет размеры зла. Тринадцатого июля революционер Жан Поль Марат был убит в собственном доме Шарлоттой Корде, молодой аристократкой, сторонницей жирондистов. Историческая достоверность сочетается здесь с эмоциональной насыщенностью образа. Среди вождей революции, тесно связанных с народом и отстаивавших его интересы, наибольшей славой и известностью пользовался неистовый публицист, редактор и издатель газеты «Друг народа» Жан Поль Марат.
Это он во всеуслышание заявил: «Не будет свободы, не будет безопасности, не будет мира, не будет покоя для французов, не будет надежды на освобождение для других народов, пока не будет срублена голова тирана». Жан-Поль был человеком выдающихся способностей. Все здесь схвачено с достоверностью только что остановленного мгновения: так выглядел убитый «Друг народа» вскоре после рокового удара кинжалом. Он делает предсказания и притом абсолютно верные, средним числом два раза в неделю: в первые дни Конвента Марат уже считает за собой «триста предсказаний главных событий Революции, вполне оправдавшихся фактами».
Оно голодало. Неудивительно, что именно против него ополчились все черные силы контрреволюции. Запрокинута лицом к зрителю мертвая голова. Написал ряд картин, посвящённых революционерам: «Клятва в зале для игры в мяч» (1791, не закончена), «Смерть Марата» (1793).
Особо следует сказать о живописном строе картины. Никогда человек не имел и не сохранял столь высокого представления о самом себе. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Композиция проста и смела. Ж. Л. Тяжело упавшая рука еще сжимает перо.
Надо было отлить гнев и горе в такие формы, которые и много веков спустя сохранят величие дел Марата и печаль, принесенную его смертью. В отличии от поздних многофигурных исторических полотен Давида, бездушных и скучных, в «Смерти Марата» он сумел чувство глубокой скорби выразить благородно простыми средствами. Все детали говорят и спартанском, крайне скромном образе жизни лидера якобинцев.
На сцене остался лишь мертвый герой. Конвент устроил Марату пышные похороны: погребальную процессию сопровождали девушки с цветами и дети с факелами. Достаточно того, что я была несчастна, чтобы рассчитывать на Вашу благожелательность». Высказываясь в духе просветителей о правах низших классов, Марат в том числе проводит и мысль, что «никакой избыток не должен принадлежать кому-либо по праву, пока есть люди, нуждающиеся в насущном». 261х220 см.
Тени очень резкие, вот таким образом лист на переднем плане кажется выступающим за край полотна. И художник принял оба предложения. Давид был также активным участником революционных событий. Картина должна была стать символом преданности идее и жертвенности. Нью-Йорк (США)Давид изобразил момент, когда Сократ в окружении учеников берёт из рук палача чашу с ядом. У голой каменной стены стоит простая кровать, на которой сидит Сократ, прощающийся со своими учениками. В высших науках о природе или человеческом обществе, утверждает Марат, он дошел до конца.
Лицо Марата — портрет, но тело писалось с натурщика. «Смерть Сократа» (1787). они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями. Время, кажется, замерло перед этим зрелищем неотвратимо наступившей смерти. «Оптика» Марата – полное отрицание великой истины найденной Ньютоном столетие назад и проверенной столетием опытов и вычислений.
Борьба приобретает все более острый характер. Но как изобразить страшную минуту смерти Марата. Она ненавидела его за это.
Заказ придет на следующий день, как и просьба организовать похороны. «Академия наук не прекращала против меня в течение десяти лет недостойных преследований, после того как она убедилась, что мои открытия в области света уничтожали все её вековые исследования и что я вовсе и не думал стать её членом. Но Жан Поль сам подписал себе смертный приговор, когда опубликовал на страницах своей газеты «Друг народа» призыв принести в жертву революции еще 260 000 голов монархистов, будто бы готовивших очередной контрреволюционный заговор. Марата, члена Конвента Лепелетье де Сен-Фаржо и юного героя Барру он изобразил так как в средневековье изображали святых: «с их атрибутами и орудиями истязания» (Розенталь). Яркое освещение и, по контрасту с ним, темный гладкий фон подчеркивают эти детали. Шум спорящих женских голосов услышал Марат, который был в ванной комнате.
С начала июня Марат был болен и никого из посторонних не принимал. Королевский музей изящных искусств. «Смерть Марата» – посвящена Великой Французской Революции, которая произошла в конце XVIII века. На верхнем, лежащем на ящике, листе бумаги написаны последние слова Марата: «Вы должны отдать этот ассигнат матери пятерых детей, чей отец погиб в борьбе за свободу». Нужно действительно отдать должное художнику.
На ванне лежала доска, которая служила ему столом. Он использовал это время для работы (каждый день продолжала выходить издававшаяся им тогда газета «Публицист Французской Республики»), при этом он превратил часть ванны в своеобразный письменный стол. Шарлотта была сторонницей демократии, политика насилия, зверских убийств, проводимых Маратом, противоречили ее убеждениям. Считается одним из самых жестоких и даже кровожадных лидеров восстания. 13 июля 1793 дворянка-жирондистка Шарлотта Кордэ (принадлежавшая к роду потомков великого драматурга Корнеля) пришла в дом Марата якобы с целью сообщить ему список «врагов народа». Для обеспечения своего счастья он имеет право решаться на все».
Руководствуясь, быть может, подобными же соображениями, Давид изобразил на чурбане около ассигнации в 50 су записку следующего содержания: «Эти деньги вы передайте бедной матери пятерых детей, муж которой отправился на защиту отечества». Для того же, чтобы она хорошо действовала, он сам должен ее применить. Героический реализм Давида достигает высшего выражения в картине «Смерть Марата» (1793, Брюссель, Музей современного искусства). Это – честолюбивый бред, хорошо известный в домах для сумасшедших.
Картина наполнена исторически реальными деталями, но несет отпечаток идеала. Запечатлеть погибшего героя Конвент поручил знаменитому художнику Жаку Луи Давиду — левому радикалу и основоположнику французского классицизма. Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо. Историческая достоверность картины сочетается здесь с эмоциональной насыщенностью образа от непосредственного впечатления той обстановки, в которой художник видел последний раз «друга народа». Пылкий революционер, Давид видел в убитом героя-мученика. Я открыл его и указал на его роль, так что теперь никаких сомнений быть не может». Марат мгновенно переориентировался из врачей в политики, объявил себя «другом народа», начал издавать одноимённую газету и громко призывал рубить голову всем противникам нового режима.
Но каковы бы они ни были, что бы ни писал и ни делал Марат, он всегда восхищается собой, столь же гордясь своим энциклопедическим бессилием, как и своей социальной зловредностью. Женщина больше не могла терпеть и одним ударом ножа в грудь убила Марата.
Но казнь короля не привела к достатку населения. Зияющая рапа на теле и залитая кровью ткань простыни. Марат страдал кожным заболеванием и забыться от боли ему помогали ванные процедуры.
Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Марат был избран в члены наблюдательного комитета коммуны и своей проповедью сильно содействовал сентябрьским убийствам он же подписал и, вероятно, редактировал циркуляр комитета коммуны, в котором эти столичные убийства оправдывались и народ призывали повторить их в провинции (потом Марат отрицал свое участие в этом и называл сентябрьские события несчастными).