Новаторство Караваджо проявилось в удачном соединении поясного портрета и натюрморта. В его творчестве появляются самостоятельно выполненные интерьеры, написанные как пейзаж («Синагога», 1725–35, Музей изящных искусств, Кливленд «Трапезная братьев оссервантов», 1736–37, Гор. В качестве мастера небольших жанровых композиций и стаффажных сцен (pittore delle figure) сотрудничал с пейзажистами А. Ф. «Сильный мазок» («tocco forte») восходит к северо-итальянской живописной традиции. цветов, за что его импровизационная манера получила название pittura di tocco (живопись мазка).
Сын генуэзского художника Стефано Маньяско в возрасте десяти лет переехал в Милан, где около 1681-1682 годов поступил в мастерскую Ф. Аббьяти, под чьим руководством выполнил серию портретов («Мужской портрет», 1680-е годы, Пинакотека Брера, Милан) и ряд религиозных картин («Святой Франциск, утешаемый ангелами», 1680-е годы, галерея Палаццо Бьянко, Генуя). Католицизм не пал под натиском протестантизма, а, как всякая религия, адаптировался. 1677–1703 и 1709–35), Флоренции (1703–09) и Генуе (1735–49). В его творчестве появляются самостоятельно выполненные интерьеры, написанные как пейзаж («Синагога», 1725-1735 годы, Музей изящных искусств, Кливленд «Трапезная братьев оссервантов», 1736-1737 годы, Городской музей, Бассано-дель-Граппа), руины («Вакханалия», 1720-1730-е годы, Музей искусств Ринглинг, Сарасота) и картины, в которых преобладает собственно пейзаж (парные работы «Крещение Христа» и «Христос, спасающий святого Петра», 1730-е годы, Национальная галерея искусств, Вашингтон «Молящиеся монахи и рыбаки, тянущие сеть у моря», 1730-е годы, Музей искусств, Копенгаген).
галерея искусств, Вашингтон «Молящиеся монахи и рыбаки, тянущие сеть у моря», 1730-егг., Музей искусств, Копенгаген). Перуццини и А. Тавеллой, художником архитектурных фонов К. Сперой и другими. В графических работах, опираясь одновременно на традиции Ж. Калло (превращение жанрового мотива в импровизационную композицию вертикалей, горизонталей и диагоналей на плоскости листа) и венецианского рисунка (тонированная бумага, техника «три карандаша»), Маньяско изучает возможности графических и цветовых средств преобразования пространства («Человек с бревном», галерея Палаццо Россо, Генуя «Капуцины в пути», частное собрание, Милан).
Эта легко узнаваемая живописная манера мастера позволила передать трагизм происходящего в картине «Поднятие креста». Но религиозную тематику разрабатывал не так, как это было принято в Академии.
Картины художника, как, например, его «Вакханалия», полны беспокойного движения. Кажется, что она легко может отправить кого-нибудь на костёр инквизиции. 1690. Но несмотря на свою набожность или показную набожность, её лицо неприятно, оно пугает и отталкивает. В каждой своей картине Маньяско создавал собственный фантастический, призрачный мир, населенный монахами и бродягами, странно жестикулирующими и словно подчиненными некоей высшей силе. Положение же Италии было плачевным: ей не повезло с врагами. Главное средство выражения в живописи Маньяско – драматический гротеск.
Сюжет Обучение пению сороки Маньяско изображал много раз (Милан, Амброзиана Лондон, Институт Курто). Жил и работал в Милане (около 1677-1703 и 1709-1735 годов), Флоренции (1703-1709 годы) и Генуе (1735-1749 годы). 1681– 1682 поступил вмастерскую Ф. Аббьяти, под чьим руководством выполнил серию портретов («Мужской портрет», 1680-егг., Пинакотека Брера, Милан) и ряд религ.
Франциск, утешаемый ангелами», 1680-егг., галерея Палаццо Бьянко, Генуя). Особенно следует выделить необычную технику письма Алессандро Маньяско. Для Караваджо и его последователей характерно своеобразие светотеневых приёмов и композиционные диагональные схемы развития движения.
Пушкина) Маньяско изображает с иронией. Художник пишет открытыми мазками зелёного, синего, жёлтого и др. А. С. Среди монахинь мы видим совсем молодую, кроткую девушку.
Перечень итальянских живописцев XVIIIв открывает Джузеппе Мария Креспи, прозванный Spagnolo («Итальянец»). Художник мастерски передаёт эмоциональную атмосферу события. В качестве мастера небольших жанровых композиций и стаффажных сцен (pittore delle figure) сотрудничал с пейзажистами А. Ф.
В «Вакханалии» среди стройных античных руин, написанных художником Клементе Спера, Маньяско изобразил традиционных языческих персонажей – сатиров, вакханок, нимф. А. С. Духовная жизнь общества была окрашена в серые тона скептицизма. Этот принцип абстрактного живописного восприятия мотива хорошо виден в небольших по формату картинах Маньяско («Любовь Пульчинеллы», 1700-е годы, Музей искусств, Копенгаген «Дон Кихот», 1719-1725 годы, Институт искусств, Детройт) и в его рисунках. Сын генуэзского художника Стефано Маньяско в возрасте десяти лет переехал в Милан, где ок. М. объединяет фигурки с элементами интерьера или пейзажа таким образом, что они, теряя жанровую узнаваемость, становятся цветовым элементом пространства, создавая сложное пространственно-цветовое пятно. Картина М. «Приём на вилле Альбаро» (1735, галерея Палаццо Бьянко) производит впечатление написанной на пленэре, хотя и была создана в мастерской: сложные переходы тёплых коричневых и холодных голубых тонов с включением красного оттенка грунта создают изменчивый общий тон картины. Выбирая традиционный сюжет, художник размещает на фоне тщательно прописанных античных пейзажей плутов, разбойников, цыган.
В период между 1720 и 1725 годами Маньяско преодолевает узкие рамки жанра «фигурок» и становится пейзажистом. Картины из ГМИИ и Эрмитажа представляют собой первоклассные образцы творческого сотрудничества Маньяско и Клементе Сперы известного мастера «руинной» живописи. В период между 1720 и 1725 М. преодолевает узкие рамки жанра «фигурок» и становится пейзажистом. Перуццини и А. Тавеллой, художником архитектурных фонов К. Сперой и др.
Исключительно важную роль в сложении стилистической концепции барокко сыграло творчество итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо. Начал работать самостоятельно ок.
Этой печальной участи избежали Венеция, Генуя, Пьемонт и Папская область. Алессандро Маньяско, как и другие мастера эпохи барокко, писал картины на библейские или мифологические сюжеты, однако, некоторые искусствоведы называют его «предтечей романтизма». Приём резкого освещения придаёт определённую эмоциональную окраску повествованию о каждом таинстве («Исповедь», «Крещение», «Бракосочетание», «Причащение», «Священство», «Миропомазание, «Соборование»). Сюжеты с изображением бродяг, нищих, шутов, странствующих музыкантов, актеров связаны с народными празднествами, карнавалами, балаганными представлениями (Полишинель играющий на гитаре, Венеция, частное собрание).
Жизнь Креспи (1665г, Болонья – 1747г, там же) пришлась на рубеж двух столетий: в XVIIв он сформировался как рисовальщик, гравёр и художник, а в XVIIIв мастер создал свои главные произведения – картины на религиозные, мифологические и бытовые сюжеты, портреты и натюрморты. В XVIIв Европа с успехом преодолела катаклизмы религиозных войн. Серия «Семь таинств» Креспи – одно из высших достижений живописи барокко XVIIIв, которая в то же время знаменует конец барочной традиции и появление нового искусства.
мастеров 16–17вв., которые он видел в частных собраниях, прежде всего в коллекции флорентийского герцога Фердинандо Медичи. музей, Бассано-дель-Граппа), руины («Вакханалия», 1720–30-егг., Музей искусств Ринглинг, Сарасота) и картины, в которых преобладает собственно пейзаж (парные работы «Крещение Христа» и «Христос, спасающий св. Петра», 1730-егг., Нац. Разорительные войны (часто на итальянской территории), в которые Испания вовлекала итальянские государства, содействовали распространению и укреплению феодальной реакции в экономике и культурной жизни Италии. Недаром за виртуозную манеру его называли Паганини кисти.
Неоднородность в стилевом отношении, несмотря на господство барокко, наблюдалась, например и во Франции, где представители французской школы (и прежде всего – Пуссен) опирались на античные художественные традиции классицизма. Креспи называют живописцем повседневности, его картины с изображением многолюдных народных сцен («Ярмарка» 1709г, «Ярмарка в Поджо-а-Кайано» 1708г) и жанровые картины («Блоха», «Посудомойка») стали высшим достижением бытовой живописи XVIIIв. Успешно работал в разных жанрах, но более всего его привлекали пейзажи и бытовые сцены. картин («Св.
Писал типичные жанровые сцены из жизни солдат, монахов, цыган. В литературе (Magnasco 1996) неоднократно указывалось на совершенно оригинальную трактовку художником популярной в то время античной темы и на тесную связь с современным ему театром, сценографией, музыкой. и театральных персонажей (Дон Кихот, Пульчинелла), а также популярные в то время «низкие» образы пастухов, рыбаков, прачек, цыган, солдат, бандитов и пр. В этих совместных произведениях фигурки, написанные М., одухотворяют стандартные схемы пейзажей и руин: выстраивают в них планы, создавая пространственный ритм («Процессия капуцинов в пейзаже», 1697, частное собрание, Милан), выполняют роль композиционной связки («Мученичество св.
Жил и работал в Милане (ок. В этих совместных произведениях фигурки, написанные Маньяско, одухотворяют стандартные схемы пейзажей и руин: выстраивают в них планы, создавая пространственный ритм («Процессия капуцинов в пейзаже», 1697 год, частное собрание, Милан), выполняют роль композиционной связки («Мученичество св. Его особый стиль, несмотря на жанровое разнообразие полотен, угадывается всегда. Художник пишет открытыми мазками зелёного, синего, жёлтого и других цветов, за что его импровизационная манера получила название pittura di tocco (живопись мазка).
В Нидерландах господствовал натуралистический стиль. Этот принцип абстрактного живописного восприятия мотива хорошо виден внебольших по формату картинах М. («Любовь Пульчинеллы», 1700-егг., Музей искусств, Копенгаген «Дон Кихот», 1719–25, Институт искусств, Детройт) и в его рисунках. К раннему этапу развития барокко в Италии исследователи относят основание в Болонье в 1585г художниками братьями Карраччи мастерской, получившей название «Академии вступивших на правильный путь», эстетическое кредо которой заключалось в строгом следовании античному и ренессансному идеалу и скрупулёзной работе с натурой для её совершенствования в соответствии с канонами красоты. Картина Маньяско «Приём на вилле Альбаро» (1735 год, галерея Палаццо Бьянко) производит впечатление написанной на пленэре, хотя и была создана в мастерской: сложные переходы тёплых коричневых и холодных голубых тонов с включением красного оттенка грунта создают изменчивый общий тон картины. Большое влияние на формирование Маньяско оказали рисунки и гравюры Ж. Калло, живописные произведения П. Веронезе, Тициана, С. Розы и других мастеров XVI-XVII веков, которые он видел в частных собраниях, прежде всего в коллекции флорентийского герцога Фердинандо Медичи.
Творчество Креспи нельзя отнести к определённому направлению: он учился у мастеров Болоньи, но от болонского академизма был далёк, выработав и утвердив собственную живописную систему. Мазки сплавляются в яркие пятна желтого, зеленого, синего цветов и, кажется, словно «прорываются» сквозь темный фон, неся в себе заряд цветовой энергии и рождая впечатление сильных контрастов света и тени. Он изображал сцены Вакханалий (1710-е, Москва, Государственный музей им.
Странные, причудливые персонажи поражают безудержной динамикой. Характерны приемы гротеска, неожиданные контрасты. Подобная эмоциональная живописная манера усиливает чувство распада гармонии между миром духовным и земным, тонко уловленное и с иронией переданное художником. Его живопись разнофактурна — это и динамичные мазки и удары кистью.
МАНЬЯСКО (Magnasco) Алессандро (прозвище Лиссандрино) (4. 2. 1667, Генуя– 12. 3. 1749, там же) итал. Разорительные войны (часто на итальянской территории), в которые Испания вовлекала итальянские государства, содействовали распространению и укреплению феодальной реакции в экономике и культурной жизни Италии. Маньяско ценит в реальности все необычное. Начал работать самостоятельно около 1690 года. художник. Положение же Италии было плачевным: ей не повезло с врагами. 1704, галерея Уффици, Флоренция).
Уроженец Генуи, Маньяско много путешествовал по городам Италии, работал в Генуе, Милане (до 1703), во Флоренции (1703—1711), снова в Милане (1711—1735), снова в Генуе (1735—1749), писал картины на религиозные и мифологические сюжеты, жанровые сцены архитектурные фоны в его полотнах исполняли другие мастера. Удлиненные фигуры кажутся ничтожно маленькими в громадных помещениях старого монастыря. В графических работах, опираясь одновременно на традиции Ж. Калло (превращение жанрового мотива в импровизационную композицию вертикалей, горизонталей и диагоналей на плоскости листа) и венецианского рисунка (тонированная бумага, техника «три карандаша»), М. изучает возможности графических и цветовых средств преобразования пространства («Человек с бревном», галерея Палаццо Россо, Генуя «Капуцины в пути», частное собрание, Милан). Духовная жизнь общества была окрашена в серые тона скептицизма.