МАНЬЕРИЗМ (итал. Адам стоит подбоченясь и, вскинув голову, с вызовом смотрит вверх, на змея-искусителя. Leipzig, 1940. Широко распространенные в гравюре, они оказали глубокое влияние на целое поколение художников (Микеланджело Ансельми, Джироламо Маццола-Бедоли, Лелио Орси, Якопо Бертойя), в искусстве которых переплелись грация и фантазия (Бертойя – Палаццо дель Джардино в Парме). Т. 3.
Напряженность этого "безмолвного диалога" усиливается резким контрастом цветов. уподоблена театральной маске. Маньеризм (итал. Марино (отсюда маринизм – итальянский вариант маньеризма), в Англии – школа «поэтов-метафизиков», в Испании – Л. де Гонгора-и-Арготе (гонгоризм – испанский маньеризм). Его эскизы (Париж, Лувр, Кабинет рисунков) демонстрируют любопытную адаптацию стиля Россо и Приматиччо. В конце столетия, в эпоху правления Генриха IV, поздний маньеризм, сложившийся под сильным влиянием северного маньеризма и стиля декораторов предшествующего поколения (в частности, эпохи Генриха II), обновил технику и сюжеты, возобновив традицию Фонтенбло.
cit. Wien, 1924 Kunz 0., Schlosser J. Personalita – Metodo – Lavoro // Critica dArte. Эта идея была поддержана Ф. Анталом (1927), С. И. Фредбергом (1961) и Дж. Вместе с тем, этот стиль был понятен и доступен только ограниченным лицам. также: Liebmann VJ. К литературному маньеризму тяготеет (полностью или частично) творчество очень разных писателей: Шекспира, Сервантеса, Монтеня и др.
За пределами Италии маньеризм представлен школой Фонтенбло во Франции, рядом нидерландских художников XVI века (многие из них восприняли идеи маньеризма, побывав в Италии) и Эль Греко в Испании)23. Понятие маньеризма в музыкознании распространяют также на период Ars subtilior (конец Ars nova), для которого характерна экстравагантная тематика (напр., несколько пьес, передающих «одурманенное» состояние курильщиков), вычурная нотация (напр., партитура с нотами разного цвета, выполненная в форме сердечка) исключительно сложная, плохо поддающаяся расшифровке запись ритма. К первой волне маньеризма относится Джузеппе делла Порта Сальвиати, чьи отношения с венецианским искусством были интерпретированы по-разному (большая часть его росписей не сохранилась, в частности росписи на вилле деи Фриули в Тревизе, 1542, программа которых предвосхищает работы Дзе- лотти и Веронезе в Соранца).
Наконец, существуют определённые переклички между произведениями маньеризма и феноменами постмодернистской культуры. 20 Hauser A. Op. rometta — маленький Рим), он представлял собой вечный город вминиатюре. Их творчество производит огромное впечатление, предвосхищая барокко и рококо (Спрангер – «Геркулес и Омфала», Вена, Музей истории искусств).
7 Gombrich E. H. Б. Р. Виппер отмечал, что тело здания остается как будто неизменным. N 5 Dvorak M. Kunstgeschichte als Geistgeschichte. С маньеризмом связывают и возникновение «смешанных» литературных жанров, например, трагикомедии. Как мы уже говорили, признаки маньеризма можно найти в искусстве любого времени – от античности до современности. Например, манере поэта В. Хлебникова явно присущи эти черты.
Термин принадлежит художнику Дж. Стукковый и фресковый декор Фонтенбло имитировался в замках (замок Уарон), но часто из экономии исполнялся в живописи (замок Экуан). Представители стиля в Италии – Дж.
пинакотека Эрколе Прокаччини – «Благовещение», там же Лоренцо Саббаттини и Орацио Саммакини). Сущность их эстетики глубоко осмыслена в работе Л. Пинского Реализм эпохи Возрождения. Начинался маньеризм, как и Возрождения в целом, в Италии, в частности во Флоренции. Известно, что Пармиджанино увлекался каббалистикой и алхимией (это тоже характерная черта эпохи).
Чаще всего к литературному маньеризму относят произведения, для которых характерна изощрённость слога и структуры, нередко — усложнённый синтаксис, аллегорическая образность игра контрастов (в том числе между «любовью возвышенной» и «любовью земной»). В живописи Кремоны ведущее положение занимала семья Кампи (Антонио, Виченцо, Бернардино), которая работала в русле мантуанских и пармских тенденций и для которой важную роль сыграли контакты с Миланом (особенно для Бернардино, который в 1550-1556 жил в Милане). S. 32. Вначале эти исследования затронули лишь итальянское искусство: «История итальянской живописи» Адольфо Вентури, а также работы X. Восса, Р. Лонги, Дж. 1 Термин "ранняя классика" введен В. Пиндером и повторен затем Г. Ребайном.
S. 7. И не получил такого широкого размаха, как идеи гуманизма, воплощенные в полотнах. 16в., отразившее кризис гуманистических идеалов эпохи Возрождения.
Для чего всё это. 1959. Он интерпретирует маньеризм как некую константу европейской литературы и выводит семь исторических его разновидностей из которых большинство относится к античности и Средневековью заключает список испанский консептизм. С маньеризмом обычно связывают и возникновение «смешанных» литературных жанров, таких, как трагикомедия и ироикомическая поэма. Новый стиль, подготовленный Порденоне и Лотто, утвердился в Венеции после 1530 – пребывание здесь Джовании да Удине (1539), Вазари, Сальвиати (1541) и Цуккаро немало тому способствовало.
М. Фридлендер назвал эту сцену "сказочной", Л. Бальдасс – "поэтической"18. В современном западном искусствознании сильны тенденции к неоправданному расширению понятия «Маньеризм», к включению в него мастеров или шедших своим, особым путем или лишь испытавших отдельные маньеристические влияния (Якопо Тинторетто, Паоло Веронезе, Эль Греко, Лоренцо Лотто, Питер Брейгель Старший и другие). В современном западном искусствознании сильны тенденции к неоправданному расширению понятия «М», к включению в него мастеров или шедших своим, особым путём или лишь испытавших отдельные маньеристические влияния (Тинторетто, Эль Греко, Л. Лотто, П. Брейгель Старший). Наиболее значительный вклад в разработку саморефлексии маньеризма внес мыслитель и эрудит неоплатонической ориентации Ф. Патрици («О поэтике», 1586-88), который нанес ощутимый удар по центральному для «Поэтики» Аристотеля учению о подражании и выдвинул иной критерий истинной поэзии — «поэтическое вдохновение». Международное распространение маньеризма.
Он всегда воспевает одну из самых любимых тем маньеризма – фантастический пейзаж или пейзаж с руинами, многочисленные и изысканные вариации которого он создает (Вилла Мазер). Бассано – «Казнь Иоанна Крестителя», Копенгаген, Гос. Абсолютно иная модификация стиля представлена у Пьетро Аретино, создавшего, в числе прочего, цикл скандально известных «Сладострастных сонетов», проиллюстрированных Джулио Романо. N 2. Бриганти, разделяя теорию Р. Лонги о происхождении маньеризма, определил три поколения «маньеристов».
Такая музыка получила большое распространение в Италии и Франции. Большинство произведений той эпохи, к сожалению, не сохранилось. Baden-Baden, 1970 Lachnit E. Op.
Hans Baldung Grien. 17в. Строгая организованность, логичность, ясность, рациональность построения формы. В бесконечно разнообразной декоративной системе стукко и фреска соединяются абсолютно по-новому. находился под определенным влиянием своего великого учителя.
Первым, кто попытался осмыслить феномен маньеризма на научном уровне, был М. Дворжак (в лекции «Эль Греко и маньеризм» (1920), затем включенной в состав сборника «История искусства как история духа», 1924). В ее отделке может использоваться золочение. См. : Finder W. Die Kunst der deutschen Durerzeit. Своеобразие концепции Дворжака заключается в том, что в его поле зрения оказывается не столько «салонная» струя в маньеризме, сколько спиритуальные, трансцендентные компоненты. Пространственно-смысловые связи рвутся, композиция читается с трудом.
С их работами во французское искусство вошёл маньеризм. Сравнение двух рассмотренных картин с несколькими гравюрами и иллюстрациями на те же темы (итальянские гравюры круга Мантеньи, Кристофано Робетты, Джулио Кампаньолы, 1509 книжная иллюстрация X. Гольбейна, 1516) убеждает в том, что Бальдунг подверг эти возможные прототипы сильнейшей трансформации и создал абсолютно новые варианты. Еще одна новая тенденция (получившая позднее развитие в стиле Барокко) — стремление связать архитектуру с пейзажем, чтобы придать ей ощущение движения, природнойстихийной силы. Испанцы восхищаются произведениями Себастьяно дель Пьомбо, которые были хорошо известны и часто копировались и которые оказали воздействие на сложение глубоко религиозного монументального стиля (Висенте Масип – «Пьета», Сегорбе, собор). Маньеризм интенсивно развивался в Праге, при дворе императора Рудольфа II (Б. Отсюда, в частности, термин манерный маньеризм (maniere Manierismo), предложенный в 1963г.
Поднятая над лицом героя, она превращена в его маску. По словам современного итальянского учёного-философа У. Эко, для маньеризма свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному». Princeton New Jersey, 1963.
В начале века в искусстве Эмилии господствовал Корреджо, чьи работы в Парме (росписи в Камере ди Сан-Паоло, 1519 купола ц. Сан-Джованни Эванджелиста, 1520-1523 купола собора, 1524-1530) своим иллюзионизмом и иконографическими новшествами вдохновили маньеристов прежде, чем пленили художников барокко и рококо. П. Ломаццо). Koln, 1963 Hauser A. Der Manierismus: Die Krise der Renaissance und die Ursprung der modernen Kunst.
от итал. Поэзия и проза маньеризма (как и живопись) частично связаны с эзотерической традицией (Джордано Бруно, Ф. Бероальд де Вервиль). В маньеристическом портрете (Бронзино и др. ), открывающем новые пути в развитии этого жанра, аристократическая замкнутость персонажей сочетается с обострением субъективно-эмоционального отношения художника к модели. «Положение во гроб» — монументальная алтарная картина в церкви Санта-Феличита — законченное программное произведение маньеризма, в нем элементы объективного мировосприятия уступили место стихии субъективного, естественная норма — болезненному искажению.
Отъезд Голциуса в Италию и образование этими тремя мастерами харлемской Академии привели к эклектизмуманьеристического толка. Лили Фрёлих-Бум показала (1921) поиски чистого искусства идущие от Пармиджанино и параллельные барочной тенденции, восходящей к Микеланджело она проследила международное рапсространение маньеризма во всех видах художественного творчества. Отрубленная голова Олоферна в одной руке и нож – в другой, страшный трофей и орудие убийства, выставленные напоказ, превращают Юдифь в своеобразный женский вариант Давида с головой Голиафа, победившего, однако, не в честном бою, но хитростью и лаской.
Ярче всего М. проявился в искусстве Италии. См. : Rehbein G. Op. Современные исследователи выделяют течение маньеризма (Россо, Пармиджанино, Перино дель Вага) с его изысканными формами, отличными от ренессансного искусства Леонардо, Рафаэля и Микеланджело. Техника исполнения отличалась замысловатостью и вычурностью, которая делала произведения сложными для восприятия. Так что некоторые выделяют современное направление – неоманьеризм. Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках и др. ). Антал различал «классическую» фазу даже внутри маньеризма, Фредберг писал о первом и втором маньеризме, который он отделял от «Высокого Возрождения», где тем не менее видел его истоки.
Понятие маньеризма в музыкознании распространяют также на период Ars subtilior (конец XIV и начало XVвв., эпохи Ars nova), для которого характерна экстравагантная тематика (напр., несколько пьес, передающих «одурманенное» состояние курильщиков), вычурная нотация (напр., партитура с нотами разного цвета, выполненная в форме сердечка) исключительно сложная, плохо поддающаяся расшифровке запись ритма. Широко используется в стиле ренессанс настенная живопись. Достижением маньеризма в литературе является трагикомедия. 5 Harbison C. Discussion: Pontormo Baldung and the Early Reformation // The Art Bulletin. Vol.
P. 10. T. 22. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них— элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившим вектор развития архитектуры Ренессанса палаццо Медичи-Риккарди, построенный Микелоццо ди Бартоломео, палаццо Строцци и, палаццо Гонди (), палаццо Ручеллаи Леона Баттиста Альберти. Многоплановое самоописание маньеризма присутствует и в диалогах Т. Тассо. поэзию придворного типа (XVI—XVII вв. ). В античные времена театральная маска служила символом перевоплощения. Рафаэль и его рафаэлески в 1508—1520гг. Его стиль отличается нервозностью, экспрессией композиции неуравновешенны, эксцентричны.
Этой точки зрения придерживались все авторы вплоть до XIX в. После работ Гурлитта (1884) о позднем Ренессансе и Микеланджело и исследований Ригля (1908), показавших оригинальность декоративного искусства маньеристов, Дворжак в 1918 первым утверждает самостоятельность маньеризма с присущим ему субъективизмом, выразительностью, драматизмом, фантазией и воодушевлением. Отдельная деталь порой «перекрикивает» целостный образ. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. 21 Bussmann G. Op. S. 34 Fischer 0.
Парма и Эмилия-Романья. Характерными особенностями художественного решения работ, относящихся к стилю маньеризма, можно считать повышенный спиритуализм (нередко сочетающийся с не менее сублимированным эротизмом или, напротив, подчёркнуто противопоставленный ему) взвинченность и изломанность линий (в частности использование так называемой «змеевидной» линии), удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т. д. К живописцам маньеризма относят Франческо Пармиджанино, Якопо Понтормо, Джорджо Вазари, Джулио Романо, Джузеппе Арчимбольдо, Бронзино, Россо Фьорентино, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафуми, Алессандро Аллори, Артемизию и Орацио Джентилески и т. д. Отчасти этот стиль прослеживается также у Рафаэля и Микеланджело, у художников венецианской школы — Тинторетто и Тициана. Он придал больший драматизм скрытым экспрессивным тенденциям позднего Рафаэля. Уже Понтормо в своих росписях брачного зала Франческо Боргерини («История Иосифа») показал, каким образом можно разбить пространство и передать экспрессивную мощь фигур. Россо с его стремлением к совершенной независимости, несмотря на некоторые заимствования у флорентийских мастеров (Фра Бартоломео, Андреа дель Сарто) и на его преклонение перед Микеланджело, можно назвать художником без учителя («Успение», 1517, Флоренция, ц. Сантиссима Аннунциата «Мадонна со святыми», 1518, Флоренция, Уффици). Шпрангер, Ханс фон Аахен и др. ).
Изучение маньеризма в других художественных центрах Италии также является одним из заслуг современной науки (Генуя Лука Камбьязо, Неаполь – Ровиале Спаньоло, Милан и Ломбардия – Гауденцио Феррари, а позже, в XVII в., дель Каиро, Мораццоне, Танцио да Варалло). (итал. В скульптуре (Бенвенуто Челлини, Бартоломео Амманати, Джамболонья, Бандршелли) и архитектуре (Бартоломео Амманати, Буонталенти, Джорджо Вазари, Лигорио, Джулио Романо) маньеризм проявился главным образом в тяготении к неустойчивой, динамичной композиции, подчеркнутой экспрессии декора, в стремлении к сценическим эффектам, к экстравагантности деталей.
См. cit. К северу от Альп, а также в Испании, Раннее Возрождение наступает только в конце XV столетия и его ранний период длится, приблизительно, до середины XVI века, впрочем, о создании шедевров в этот период в других странах говорить нельзя. S. 11. Жесткий вёльфлиновский бином «Ренессанс — барокко», вполне соответствовавший противопоставлению «аполлонического» и «дионисийского» у Ницше, уже век тому назад стал ощущаться как недостаточно ёмкий по отношению к искусству Чинквеченто (16 век), на котором лежит явственная печать переходности.
Термин "позднеготическое барокко" и "предманьеризм" также встречается у Ребанна. Амманати, Б. Буонталенти, Дж. Понятие «манера», лежащее в основе термина, широко использовалось в эпоху Возрождения и особенно у Дж. Вазари слово «маньерист» впервые употребил в 1672 французский критик Фреар де Шамбре (имея в виду художников, всецело поглощенных технической стороной исполнения) термин маньеризм впервые встречается в 18 веке у итальянского приверженца неоклассицизма, аббата Л. Ланци. 9. В музыке «маньеристским» считается, например, творчество итальянского композитора Карло Джезуальдо да Веноза, чьи поздние мадригалы отличает едва ли не мелодраматическая аффектация, переменчивость настроений, повышенное внимание к деталям, которые оттеняют необычная хроматическая гармония, резкие перемены в фактуре и мензуре. Такое неустойчивое равновесие характерно для эстетики Маньеризма.
итал. Отрешённая чопорность и отсутствие эмоций – также черта этой художественной школы. Маньеризм (от итальянского maniera, манера) — западноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века. Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках и др. ).
Он создает ирреальный мир, в котором всегда присутствуют личные эмоции художника (Венеция, Скуола ди Сан-Рокко и Дворец дожей). Знаменитая картина Пармиджанино Мадонна с длинной шеей толкуется по-разному. Europaische Manierismen. Ланци опирался именно на эту негативную интерпретацию. Образование этими тремя мастерами харлемской Академии (1587) и отъезд Голциуса в Италию (1590) привели к эклектизму маньеристического толка. При декорирования стен в стиле ренессанс используется бархат, парча или тисненая кожа.
К 1540-м годам маньеризм стал господствующим течением при дворах Италии его художественный язык, насыщенный сложными, доступными лишь узкому кругу посвященных аллегориями, отмечен принципиальным эклектизмом выразительных средств (Джорджо Вазари, Анджело Бронзино, Франческо Сальвиати, Томмазо Манцуоли, Федерико Бароччи, Алессандро Аллори, Франческо Приматиччо, отчасти Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто и другие). и кон. В другом варианте темы (1530. Vol. Существует и расширенное толкование понятия «маньеризм», как выражения формотворческого, «претенциозного» начала в искусстве на разных стадиях культурного развития — от античности до современности.
Итальянские уроки были восприняты также Михелем ван Кокси, Ламбертом Ломбардом, Мартином де Восом, Пьетро Кандидо (Питер де Витте). Другие — зашифрованнуюаллегорию. Термин «Возрождение» для обозначения соответствующего периода ввёл французский историк Жюль Мишле, однако швейцарский историк Якоб Буркхардт в своей книге «Культура итальянского Возрождения» (нем. Die Kultur der Renaissance in Italien) раскрыл определение полнее, его интерпретация легла в основу современного понимания Итальянского Возрождения. S. 42.
Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них— элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившим вектор развития архитектуры Ренессанса палаццо Медичи-Риккарди, построенный Микелоццо ди Бартоломео, палаццо Строцци Бенедетто да-Майяно и Кронака, палаццо Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), палаццо Ручеллаи Леона Баттиста Альберти. Стулья обиты кожей, бархатом или яркой парчой. В др. Сан-Сильвестро аль Квиринале).
Вообще, росписи уделяется особое значение, причем не только в виде картин, но также и орнамента. P. 24. N. F.
Чаще всего к литературному маньеризму относят произведения, для которых характерна изощрённость слога и структуры, нередко— усложнённый синтаксис, аллегорическая образность игра контрастов (в том числе между «любовью возвышенной» и «любовью земной»). Некоторые исследователи (особенно литературоведы) не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко. Абсолютно иная модификация стиля представлена у Пьетро Аретино, создавшего, в числе прочего, цикл скандально известных «Сладострастных сонетов», проиллюстрированных Джулио Романо. S. 30 f Gomhrich E. H. Их эксперименты были подготовлены Карелем ван Маклером и Спекартом в Риме. Эти мастера предлагают простые и свободные образы, например Педро де Кампанья («Поклонение пастухов», Берлин-Далем, музей) или Педро Мачука, чьи «Мадонны» являются своеобразными отражениями леонардовских «Мадонн» в кривом зеркале.
Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии художники Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья) утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Die deutsche Kunst der Durerzeit. Самое же главное, маньеризм в броской форме отразил существенную, подобную взрыву трансформацию искусства и литературы от средних веков к Новому времени. Маньеризм стали называть стиль, воспринятый школами итальянского искусства, прежде всего римскими, в период между эпохами Высокого Возрождения и Барокко (около 1520- около 1600 гг. ). Этот этап отражал кризис художественных идеалов эпохи Итальянского Возрождения. образа, рождающегося в душе художника. Бриганти (1961).
Теория маньеризма описана в трактатах М. Перегрини и Б. Грасиана-и-Моралеса. Princeton New Jersey, 1963 Baumgart F. Renaissance und Kunst des Manierismus. соч. : В 8 т. В двух диалогах К. Пеллегрини — «Каррафа или Об эпической поэзии» (опубл. 8 Hetzer T. Durers Bildhoheit.
М., 1972. T. 13. Кроме того, Пармиджанино оказал влияние и на Якопо и Леандро Бассано (Я. Но около 1390 понятие «maniera» появляется у Ченнинни и Вазари для обозначения индивидуального стиля художника («манера» Джотто, например). cit.
Возможно, один из путей к решению этой проблемы — анализ установок по отношению к слову. 17 Bussmann G. Op. К примеру, к Маньеризму иногда относят выдающихся живописцев Тинторетто и Эль Греко. Во Франции маньеризм был представлен школой Фонтенбло. Характерными особенностями художественного решения работ, относящихся к стилю маньеризма, можно считать повышенный спиритуализм (нередко сочетающийся с не менее сублимированным эротизмом или, напротив, подчёркнуто противопоставленный ему), взвинченность и изломанность линий (в частности использование так называемой «змеевидной» линии), удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой использование едкой цветовой палитры, перегруженность композиции ит. д.
В то же время в М. получила отражение и «светская» эротическая тематика, соответствующая вкусам дворянства и нарождавшейся буржуазии. Чаще всего к литературному маньеризму относят произведения, для которых характерна изощрённость слога и структуры, нередко— усложнённый синтаксис, аллегорическая образность игра контрастов (в том числе между «любовью возвышенной» и «любовью земной»). мастеров Высокого Возрождения, маньеристы утверждали служение «субъективной идее» художника в противоположность ренессансному принципу следования природе. Кроме того, к литературному маньеризму тяготеет (полностью или частично) творчество столь разных писателей, как Шекспир, Донн, Марло, Драйден (в Англии) Гонгора, Сервантес, Кальдерон (в Испании) Монтень, Дю Бартас, Малерб, Спонд (во Франции). За пределами Италии маньеризм представлен школой Фонтенбло во Франции, рядом нидерландских художников XVI века (многие из них восприняли идеи маньеризма, побывав в Италии) и Эль Греко в Испании. Поэзия и проза маньеризма (как и живопись) частично связаны с эзотерической традицией (Джордано Бруно, Ф. Бероальд де Вервиль).
66. В XVI в. терминов «маньеристический» и «маньеризм» не существовало. На вилле дЭсте вТиволи существовалфонтан Рометта (итал. Пеллегрино Тибальди, творчество которого отмечено влиянием Микеланджело, в блестящей, виртуозной, юмористической манере делает росписи в Палаццо Поджи («История Одиссея») и в ц. СанДжакомо (капелла кардинала Поджи).
Примыкая к интернациональному маньеризму и напоминая своей холодностью и колоритом Франса Флориса и Яна Массейса, фламандские художники (Скротс, Эворт) изображали сложные «аллегории» на мифологические сюжеты. S. 280. Некоторые ученые не считают обоснованным применение термина «маньеризм» к словесности и предпочитают обходиться категорией «барокко», вмещающей в себя, по их мнению и «маньеризм» (А. В. Михайлов, В. Флёк).
cit. Принцип Маньеризма определил творчество представителей 1-й школы Фонтенбло (А. 16 Fischer 0.
Zeit und Werk. пинакотека), создает ирреальный и поэтичный мир в гамме сияющих и лиричных тонов, великолепный образец рафинированной и пленительной «maniera».
T. 16. Даже напротив их объем и разнообразие увеличиваются. maniera— манера, стиль) — худож.
Принципы маньеризма определили творчество представителей 1-й школы Фонтенбло (Ж. Washington New Haven, 1981. С маньеризмом обычно связывают и возникновение «смешанных» литературных жанров, таких как трагикомедия и ироикомическая поэма.
См. : Dvorak M. Kunstgeschichte als Geistgeschichte. Никколо дель Аббате исполнил эскизы декораций в Модене и в Палаццо Поджи в Болонье («Пейзажный зал», «Концертный зал»). Впоследствии из этой тенденции развился стиль барокко, а затем, в XVIII столетии, стиль рококо. По замечанию Т. Хетцера, Дюрер "не следовал итальянскому образцу, но шел параллельно с ним"9.
1984. S. 375-385. Некоторые исследователи (особенно литературоведы) не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко.
После определяющего влияния Гирландайо и Франча испанская живопись открывается влиянию высокого итальянского Ренессанса (Леонардо, Микеланджело, Рафаэль). С маньеризмом обычно связывают и возникновение «смешанных» литературных жанров, таких как трагикомедия и ироикомическая поэма. В декоре Палаццо Веккио Вазари использует все возможности орнамента известные в ту эпоху, для обрамления композиций (гротеск, натюрморты, пейзажи имитация скульптуры). итал. 4 Bussmann G. Manierismus im Spatwerk Hans Baldung Griens.
Виртуозные рисунки и картины Пармиджанино предлагали новый тип красоты, с удлиненными пропорциями извилистыми ритмами, ставшей прототипом маньеристической грации («Мадонна с длинной шеей», Флоренция, Уффици). B., 1941. В крупной станковой композиции «Христос в Эмма- усе» Пантормо с неприкрытой правдой обрисовал типы босоногих апостолов.
Дрезден, Картинная галерея). На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов. Однако комбинации традиционных элементов свидетельствуют о абсолютно новом содержании. Впоследствии оно вырождается в подражание формальных приемов искусства. В XX в. результаты этих исследований стали доступны широкой публике, благодаря серии больших выставок (Неаполь, 1952 Амстердам, 1955 Манчестер, 1964 Париж, 1965-1966). Hans Baldung Grien.
P. 324-327 Hans Baldung Grien: Prints and drawings. также – перевоплощение образа и появление его в прямо противоположных ролях, т. е. S. 7-15, 69-73.
1926. Школа Фонтенбло – название группы мастеров (живописцев, архитекторов, ювелиров и пр. ), работавших во дворце Фонтенбло, который был центром Ренессанса в северной Европе при короле Франциске I и его преемниках. Существует и расширенное толкование понятия «маньеризм» как выражения формотворческого, «претенциозного» начала в искусстве на разных стадиях культурного развития— от античности до современности.
Именно вот таким образом этот термин часто толкуют более широко, называя маньеризмом последнюю, кризисную фазу развития любого художественного стиля в различные исторические эпохи. Маньеризм cтал популярным благодаря художнику и биографу 16 века Вазари, который характеризовал им высокую степень грациозности, уравновешенности и утончённости в искусстве. Однако с 17 века большинство критиков, полагая, что итальянское искусство 2-й половины 16 века переживало упадок по сравнению с вершинами, достигнутыми в период Высокого Возрождения (Ренессанс) Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем, термин Маньеризм относили к искусству, которому свойственны метафорическая насыщенность, пристрастие к гиперболе и гротеску. Впервые после Ренессанса с таким трудом достигнутая гармония содержания и формы изображения и выражения стала распадаться из-за чрезмерного развития и эстетизации отдельных элементов изобразительных средств: линии и силуэта, красочного пятна и фактуры, штриха и мазка. Красота отдельно взятой детали становилась важнее красоты целого. P. 39. Одни видят в ней просто манерность. S. 6 ff Rehbein G. Op. cit. В то время был изобретен раскладной стол с выдвижными опорами. В маньеристском духе выдержана фланкирующая здание Галереи Уффици во Флоренции лоджия Джорджо Вазари.
15 Frey D. Op. cit. О. Фишер характеризовал эту картину как "невыразительную и искусственную", К. Кох назвал ее "усталой пустотой"16.
В стиле маньеризм присутствует усталость стиля исчерпанность его жизненных источников. Орнамент подражает античным образцам. Существует и расширенное толкование понятия «маньеризм» как выражения формотворческого, «претенциозного» начала в искусстве на разных стадиях культурного развития— от античности до современности. Поэзия и проза маньеризма (как и живопись) частично связаны с эзотерической традицией (Джордано Бруно, Ф. Бероальд де Вервиль). Шверин, Музей) Л. Кранаха Старшего.
Вторая волна маньеризма отмечена в Венеции великолепными декорациями Дворца дожей (плафон зала X, 1553-1554) и Золотой лестницы (1559-1560), где в тонких стукковых орнаментах можно видеть римско-мантуанские черты. Понятие маньеризма в музыкознании распространяют также на период Ars subtilior (конец XIV и начало XV вв., эпохи Ars nova), для которого характерна экстравагантная тематика (напр., несколько пьес, передающих «одурманенное» состояние курильщиков), вычурная нотация (напр., партитура с нотами разного цвета, выполненная в форме сердечка) исключительно сложная, плохо поддающаяся расшифровке запись ритма. Все эти качества оценивали положительно и обозначали латинским словом artificio (умелость искусность, хитрость, необычность). В XX в. исследователи открыли особую роль Тосканы в становлении маньеризма. Отсюда странности искусства Маньеризма: деформация, мелочность, суетливость, неуравновешенность, навязчивые повторы композиционных схем — пресловутое forzato (итал., принужденный, насильственный). Эту моду удачно поддержали талантливые рисовальщики (Делон) и граверы (Ж.
О "дюреровском ренессансе" писал Т. Хетцер. Не случайно после отливки статуй избронзыЧеллиниполировал их поверхность, украшая еечеканкой игравировкой как большое ювелирное изделие.
S. 27 Weihrauch H. R. Маньеризм родился в Италии. Вот таким образом и изобразительная форма выхолащивалась вдекорум. Росписи в «Станца дЭлиодоро» (1511-1514) ив «Станца дель Инчендио» (1511-1517) с их драматической атмосферой изысканностью композиций и движения пленили молодых художников гораздо больше, чем классическое совершенство фресок в «Станца делла Синьятура» (1511).
S. 996-998. Творчество ряда художников М. тесно смыкалось с религиозно-мистическими течениями. S. 52 Koch C. Die Zeichnungen Hans Baldung Griens. B., 1940. 2 Briganti G. Der italienische Manierismus.
P. 163 ff Lachnit E. Zur Geschichtlichkeit des Manierismusbegriffs: Zauber der Medusa. Munchen, 1939. Мадонна с длинной шеей, согласно второму толкованию, представляет собой аллегориюПьеты (оплакивания Христа).
1955. Маргаритой и святыми», Болонья, Нац. Композиция диптиха обыгрывается художником как преграда, препятствие между прародителями. Кроме того, к литературному маньеризму тяготеет (полностью или частично) творчество столь разных писателей, как Шекспир, Донн, Марло (в Англии) Гонгора, Сервантес, Кальдерон (в Испании) Монтень, Дю Бартас, Малерб, Спонд (во Франции).
Наиболее известный пример— двухтомный роман «Эвфуэс» (1578—1580гг. ) Джона Лили, породивший термин «эвфуизм», означавший в высшей степени искусственный и вычурный стиль. Во Флоренции Перино дель Вага предложил один из вариантов нового идеала «maniera» в своем картоне «Мученичество десяти тысяч». Гл. Важно также иметь в виду, что вне этого течения, но в те же самые годы, творили иные мастера. К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело. В число девяти героинь этих античных и библейских легенд входила Ева. Чаще всего к литературному маньеризму относят произведения, для которых характерна изощрённость слога и структуры, нередко— усложнённый синтаксис, аллегорическая образность игра контрастов (в том числе между «любовью возвышенной» и «любовью земной»).
Introduction: The Historiographic Background // The Renaissance and Mannerism. Таким образом, первую школу Фонтенбло возглавляли итальянцы, творчество которых представляет «галльский маньеризм», отличный от раннего итальянского. Bologna, 1785 (переизд. : Hildesheim.
6 Friedlander W. Der antiklassische Stil // Repertorium fur Kunstwissenschaft. Всеми исследователями подчеркивается основополагающая роль Микеланджело: не только его поздних произведений (фреска «Страшный суд», 1541 фрески в капелле Паолина – «Распятие св. У обоих авторов использование этих терминов граничит с негативной оценкой стиля той эпохи. Меле, П. Хальм) дали высокую оценку произведениям, отмеченным чертами маньеризма.
Берлин, Музей), рассказанную Овидием ("Метаморфозы". Хорошо дополнят интерьер ренессанса металлические ажурные кресла. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален.
Понятие маньеризма в музыкознании распространяют также на период Ars subtilior (конец Ars nova), для которого характерна экстравагантная тематика (напр., несколько пьес, передающих «одурманенное» состояние курильщиков), вычурная нотация (напр., партитура с нотами разного цвета, выполненная в форме сердечка) исключительно сложная, плохо поддающаяся расшифровке запись ритма5.
Абсолютно иная модификация стиля представлена у Пьетро Аретино, создавшего, в числе прочего, цикл скандально известных «Сладострастных сонетов», проиллюстрированных Джулио Романо. Влияние Шпрангера распространялось сначала в Харлеме. Heidelberg, 1966. S. 124 Halm P. Besprechung der Karlsruher Baldung Ausstellung // Kunstchronik. Используются разнообразные вариации штукатурки на одной стене, оставляя поверхность гладкой. В этом смысле весьма характерным феноменом маньеризма являются «Опыты» (1572-92) М. Монтеня, где напрочь отсутствует стремление преподать читателю некий урок и где преобладает стихия сомнения. Красота детали становилась важнее красоты и гармонии целого. В настоящее время категория нередко используется вне терминологического смысла как обозначение феномена сугубо стилистического свойства (поэзия так называемого «Ордена куртуазных маньеристов»).
Manierismo — манера, стиль буквально — вычурность) — художественный стиль в европейском искусстве XVI в., возникший первона-чально в Италии в связи с кризисом культуры позднего Возрождения, когда главной целью творчества было провозглашено следование «красивой и умной манере», «идеальным» образцам искусства Ренессанса, но без присущей им глубины содержания и гуманизма. Одним из них был Амико Аспертини искусство которого имело самые разные источники (в частности, античность) и чья эмоциональность и свобода выражения кажутся такими современными и такими безнадежными («Пьета», Болонья, ц. Сан-Петронио, ораторий Санта-Чечилия, ц. Сан-Джакомо Маджоре). 1924.
Мастера второй школы Фонтенбло были, в основном, выходцами из Франции и Фландрии. Где железо подобно отцу, напоминающему братьям, что они братья и останавливающему кровопролитную схватку. Где немцы ходят пить пиво. А красотки продавать тело. Где орлы сидят подобны вечности, означенной сегодняшним, ещё лишённым вечера, днём. Где верблюд, чей высокий горб лишён всадника, знает разгадку буддизма и затаил ужимку Китая. Где олень лишь испуг, цветущий широким камнем. Где наряды людей баскующие. Где люди ходят насупившись и сумные. А немцы цветут здоровьем. Где чёрный взор лебедя, который весь подобен зиме, а черно-жёлтый клюв — осенней рощице, — немного осторожен и недоверчив для него самого. Амурчик на фонтане превращается в призрак ночи, взволнованно переживающий происходящее. 1542—1609), автор трактата Идея живописцев, скульпторов и архитекторов (1607), выдвинул понятие внутренней формы или внутреннего рисунка, возникающее в воображении художника не под воздействием впечатлений от природы, а таинственным образом из состояния души. Разрушение, происходящее в природе, созвучно разрушающей силе, воплощаемой Геркулесом. Маньеризм интенсивно развивался в Праге, при дворе императора Рудольфа II (Б. Нам известна единственная копия исполненная Бальдунгом с живописного произведения Дюрера, – диптих "Адам и Ева", написанный Дюрером около 1507 г. (Мадрид, Прадо).
2.
Durer und seine Werkstatt: Albrecht Durer. Эти взгляды разделяли болонец Мальвазия (1678) и флорентиец Бальдинуччи (1681).
P. 50. Характерными чертами интерьера в стиле ренессанс стали большие помещения имеющие округлые арки, отделка резным деревом, самоценность и относительная независимость каждой отдельной детали из которых набирается целое. Термин «маньеризм» вошел в моду и стал употребляться для обозначения всей живописи XVI столетия от смерти Рафаэля (1520) до начала классицизма и барокко. Принципы М. определили творчество представителей 1-й школы Фонтенбло (Ж.
Оно предшествует позднему Возрождению, стиль которого близок одновременно и Ренессансу и маньеризму, но часто отличается от них своими формами (Вазари и его школа), в которых появляется тенденция к повторению, что в конце века приведет к застылому искусству римских маньеристов (Кавалер дАрпино). Венеция, Генуя и Милан. Усиливается светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Его взгляд полон вожделения. Этим прежде всего объясняется быстрый крах ренессансных художественных идеалов. Маньеризм это литературно-художественный стиль, характерный для западноевропейской культуры позднего Возрождения и начала Нового времени (хронологические рамки для изобразительного искусства Италии определяются приблизительно периодом с 1515 по 1600, для других европейских стран и для словесности — вплоть до 1630, а по А. Хаузеру — до 1650). Первоначально термином обозначали феномены изобразительного искусства и лишь в 1920-х он был распространен на литературу.
Ярким штрихом дизайна в стиле эпохи Возрождения станет изящная позолоченная лепнина. 1965). Bd. Собственный изысканно-утонченный стиль, но также с пристрастием ко всему необычному, странному, создал художник из Пармы Франческо Маццола по прозванию Пармиджанино (1503—1540).
Интеллектуальным и блестящим портретистом был Бронзино с его искусно рассчитанной элегантностью и холодностью («Бартоломео» и «Лукреция Панчиатики», Флоренция, Уффици), совершенным рисунком («Снятие с креста», Безансон, Музей изящных искусств), сложными аллегориями, отражающими хрупкий придворный и академический идеал («Аллегория», Лондон, Нац. Чувственность обрабатывается и оформляется с помощью внутреннего рисунка в сознании. Его последующие произведения свидетельствуют о все более нарастающем субъективизме (монастырь Галуццо, после 1522 фреска «Вертумн и Помона» на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано, 1521). Глубокие интенции Рафаэля подтверждаются его рисунками и поздними картинами, такими, как удивительное «Преображение» (Ватикан), в котором композиция и экспрессивная мимика фигур являются уже маньеристическими. В последнем из диалогов Тассо — «Граф или Об эмблемах» (1594) — затрагиваются проблемы эмблематики, весьма существенного компонента культуры.
Этот оригинальный декоративный стиль, получивший название «французская манера», полностью проявился в замке Фонтенбло, где он был разработан под руководством итальянцев. В музыке «маньеристским» считается, например, творчество итальянского композитора Карло Джезуальдо да Веноза, чьи поздние мадригалы отличает едва ли не мелодраматическая аффектация, переменчивость настроений, повышенное внимание к деталям, которые оттеняют необычная хроматическая гармония, резкие перемены в фактуре и мензуре. Творчество ранних маньеристов (Понтормо, Россо Фьорентино, Беккафуми, Пармиджанино), выступивших в 20-х годах 16 века, проникнуто трагизмом и мистической экзальтацией произведения этих мастеров отличаются острыми колористическими и светотеневыми диссонансами, усложнённостью и преувеличенной экспрессивностью поз и мотивов движения, удлинённостью пропорций фигур, виртуозным рисунком, где линия, очерчивающая объём, обретает самостоятельное значение. Под «bella maniera» Вазари имеет в виду изящество, гармонию, воображение, виртуозность и фантазию, которые являются достоянием современности («maniera modenna»), а современных мастеров Вазари ценит превыше всех остальных.
Высшей точкой его ранних поисков является картина «Снятие с креста» (1522, Вольтерра, пинакотека) с ее странным геометризмом. Незавершеннаяколоннада на дальнем плане (выглядит как одна надломленная колонна) —символ преждевременно оборванной жизни. Подобным образом он применялся и для оценки искусства Ханса Бальдунга Грина. начинает преобладать не тектоническое, а живописное и узорно-декоративное (термин Б. Р. Виппера) начала. Они порывают с реалистичной объективностью изображения. В целом маньеризм характеризуется главенством формы над содержанием.
Heft 1. Развернутую характеристику литературному маньеризму первым дал Э. Р. Курциус («Европейская литература и латинское средневековье», 1948). Он был повторен Бальдунгом в те же годы (1507—1508. Таким образом, маньеризм далек от единообразия он обладал огромным богатством (ломбардский, римский, генуэзский, неаполитанский и т. д. маньеризм) и был широко распространен, завоевав практически всю Европу.
Вазари, скульптор Б. Челлини. 22 Finder S. W. 1935.
Многие современные исследователи сосредоточились на концепции «maniera». С 1540-х годов М. превращается в господствующее направление в придворном искусстве живопись этого периода отмечена холодной, «академичной» официальностью, педантичным аллегоризмом и принципиальным эклектизмом художественной манеры (Дж. Бриганти (1940), Л. Бекеруччи (1944), П. Барокки (1951).
Маньеризм (от итальянского maniera, манера)— западноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века. Изысканная техника, виртуозность манеры, демонстрация мастерства не всегда соответствуют скудости замысла, вторичности и подражательности идей. Вазари, Ф. Цуккари, Дж. Андруэ-Дюсерсо). За пределами Италии маньеризм представлен школой Фонтенбло во Франции, рядом нидерландских художников XVI века (многие из них восприняли идеи маньеризма, побывав в Италии) и Эль Греко в Испании).
Генрих VIII приглашал в свою страну иностранцев, главным образом фламандцев, знаменитых своей исключительной техникой и итальянцев, считавшихся истинными создателями современного искусства. Ангела, Палаццо Рикки-Саккети) и во Флоренции (Палаццо Веккио), состоящие из нескольких планов, представляют собой пример типично маньеристического декора. 13 Tolnay G. Piene Bruegel 1Ancien. Сиенец Доменико Беккафуми, мастер росписей в светских интерьерах (Палаццо Бинди-Сегарди, Палаццо Публико в Сиене) и картин на религиозные сюжеты («Обручение Марии», Сиена, Нац. Дж. Смитом.
В музыке «маньеристским» считается, например, творчество итальянского композитора Карло Джезуальдо да Веноза, чьи поздние мадригалы отличает едва ли не мелодраматическая аффектация, переменчивость настроений, повышенное внимание к деталям, которые оттеняют необычная хроматическая гармония, резкие перемены в фактуре и мензуре. Наиболее известный пример— двухтомный роман «Эвфуэс» (1578—1580гг. ) Джона Лили, породивший термин «эвфуизм», означавший в высшей степени искусственный и вычурный стиль. Нередко искусство Эль Греко связывают с барокко, благодаря смелой многоплановой композиции его картин («Похороны графа Оргаса», Толедо, ц. Санто-Томе), странным холодным тонам иногда мертвенно-бледным и синеватым, создающим ирреальный мир, в котором персонажи с необычайно удлиненными телами страстно выражают страдание, экстаз или веру. Такая музыка получила большое распространение в Италии и Франции.
Кн. Искусство Эль Греко (1541—1614) заключено в глубоко индивидуальном претворении наследиявизантийской иитало-критской школы иконописи на испанской земле. Абсолютно иная модификация стиля представлена у Пьетро Аретино, создавшего, в числе прочего, цикл скандально известных «Сладострастных сонетов», проиллюстрированных Джулио Романо. cit.
Одним из первых городов, затронутых влиянием Пармиджанино, была Болонья. Характерными особенностями художественного решения работ, относящихся к стилю маньеризма, можно считать повышенный спиритуализм (нередко сочетающийся с не менее сублимированным эротизмом или, напротив, подчёркнуто противопоставленный ему), взвинченность и изломанность линий (в частности использование так называемой «змеевидной» линии), удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции ит. д. в Риме создавалиакадемизм. Гениальный Микеланжело в последние годы (1534—1564) открывал новый стиль Барокко. Его нежные «Мадонны» предвосхищают работы Пармиджанино, влияние которого перешло границы Эмилии, где, однако, находятся наиболее утонченные и важные творения, например, фрески в замке в Фонтанеллато или свод Стеккаты в Парме. В Маньеризме отчетливо ощущается усталость исчерпанность внутренних источников. В картине Бальдунга женская природа поставлена в конфликт с совершенным злодеянием.
Munchen, 1939. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. В Германии ярким представителем маньеризма стал Ханс фон Аахен. Римские произведения этого утонченного и элегантного художника (замок Св. Второй вариант потолка – кессонный (либо из натурального дерева, либо окрашенный и декорированный).
Маньеризм интенсивно развивался в Праге, при дворе императора Рудольфа II (Б. Проявления маньеризма в его творчестве отмечались разными авторами, некоторые из них (X. Так же молодые художники изучали искусс- тво Леонардо, восходящее еще к XV в. Его самые знаменитые произведения также стали источником вдохновения маньеристов («Поклонение волхвов», «Мадонна в скалах», «Леда», картон «Битва при Ангьяри»). manierismo, от maniera – прием, манера), стиль европейского искусства позднего Возрождения (14–17вв. ), проявившийся в живописи, литературе, архитектуре, музыке. N 11-12.
Фоном для развития эпохи Возрождения послужило несколько моментов. Порсенна и Муций прикованы взглядами друг к другу. Тогда ренессанс считали стилем «подражающим античному». Итальянское путешествие голландского художника Мартена ван Хемскерка (1532-1536) еще больше усилило влияние маньеризма в Нидерландах и Северной Европе. Он стал автором около сотни сонат и четырех симфоний.
В таких нишах хорошо будут смотреться бронзовые статуэтки. 12 Lomazzo G. P. Ответ на проблему имеет новые аспекты. S. 21. Различные особенности поэтической речи для Патрици — лишь способы достижения одной цели, которая, собственно, придает поэзии «форму и жизнь»: это установка на изумление читателя автор трактата прослеживает возникновение «удивительного» в различных жанрах.
9 Ibid. М., 1957-1960. С таким трудом достигнутая на рубеже XV—XVIвв.
маньеристами антиков. Munchen, 1964 Frey D. Manierismus als europaische Stilerscheinung. Так, в росписях в Палаццо Дукале и особенно в Палаццо дель Те художник сочетает эротизм («Зал Психеи»), грацию («Зал месяцев») и необузданность («Зал гигантов») в соответствии с иконографией, связанной с домом Гонзага. В 1523г., спасаясь от эпидемии чумы, Понтормо вместе со своим лучшим учеником Аньоло Бронзино (1503—1572), также ярким представителем флорентийского Маньеризма, поселился вЧертозе ди Валь дЭма, монастырекартезианского ордена, где создал фрески, проникнутые экзальтацией и мистикой. В крупных художественных центрах – Харлеме, Утрехте – под влиянием пармской школы в конце XVI в. складывается элегантное и страстное искусство (Корнелис ван Харлем, Блумарт, Эйтевал). S. 271 Frey D. Op. Кризис Возрождения и основы современного искусства» (1964). В конце концов, в последние десятилетия жизни гениальный Микеланджело Буонарроти также работал в стиле маньеризма.
Маньеризм (от итальянского maniera, манера)— западноевропейский литературно-художественный стиль XVI— первой трети XVII века. Слишком оригинальные, чтобы нравиться, эти художники пользовались меньшей популярностью, чем приятный стиль Моралеса, автора традиционных изображений «Пьеты». Он оказал влияние на нек-рых представителей фр. T. 3. Тоскана. Благодаря великим художникам (Франсуа Клуэ) был также создан тип мифологического придворного портрета, полного утонченного эротизма («Дама за туалетом», Дижон, Музей изящных искусств).
К живописцам маньеризма относят Франческо Пармиджанино, Якопо Понтормо, Джованни Баттиста Нальдини, Джорджо Вазари, Джулио Романо, Джузеппе Арчимбольдо, Бронзино, Россо Фьорентино, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафуми, Алессандро Аллори, Артемизию, Жана Дюве, Орацио Джентилески ит. д. XVI в. Основоположником маньеризма во Флоренции был Якопо Понтормо (Якопо Карручче да Понтормо) (1494-1556). Munchen, 1928. гал. ). Leipzig, 1924. Картина "Юдифь с головой Олоферна" (1525.
Намеренное нарушение перспективы, перегруженность композиции, необычные позы, часто напряжённость поз, удлинённость фигур или вообще искажение их пропорций, аллегоричность. Бальдунга "горит холодный огонь"21. Однако, согласно В. Фридляндеру (1915), маньеризм – это исключительно антиклассический стиль par excellence, чьи истоки восходят к Понтормо, Россо, Пармиджанино и который противоположен идеалу ренессансной гармонии.
Маньеризм появился в Италии, где важнейшими очагами развития стиля стали Флоренция, Мантуя и Рим, а затем получил распространение во Франции и других европейских странах. Стиль был отчасти порожден кризисными явлениями в общественно-политической сфере, характерными для позднего Возрождения с его социальной, моральной и религиозной неустойчивостью иногда начальную фазу маньеризма связывают с разграблением Рима в 1527 году. Элементы стиля ренессанс заимствовались из арсенала форм греко-римских ордеров. Своеобразный вклад в эволюцию маньеризма внесли ученики Рафаэля (Джулио Романо, Перино дель Вага и другие), в монументально-декоративных циклах которых преобладали атектоничные, насыщенные гротескной орнаментикой решения. приемов.
Родовое, типичное (человек) и особое индивидуальное (лицо) сливаются в человеческой личности героя как норма естественности натуры». Кардучо), Чехии (Джузеппе Арчимбольди) и других странах, а также широкое распространение маньеристических картин, гравюр, графики и предметов декоративно-прикладного искусства. Как реакция на это искусство неизбежно возникли барокко и классицизм. Однако прилагательное «маньеристический» более древнее – оно впервые встречается у француза Фреара де Шамбре в 1662.
Wildpark Potsdam, 1929. Hans Baldung Grien. S. 395 ft Rehbein G. Malerei und Skulptur des deutschen Fruhmanierismus. В период маньеризма выдвигается вопрос об отношении лица к материальному миру. Его росписи в Риме (замок св. Шпрангер, Ханс фон Аахен и др. ). (ит.
Почти для всех этих художников итальянская культура имела первостепенное значение, однако она не затронула основных (как, например, для Голциуса) качеств северного реализма: мифологические сюжеты представляют в этом смысле разительный контраст с портретами. В диалоге «Минтурно или О красоте» (1583) прекрасное в поэзии трактуется как умение показать красоту ужасного в диалоге «Джанлука или О масках» (1584) он приближается к трактовке поэзии как игры, а в диалоге «Второй Мальпильо или Как избежать множественности» (1585) сетует на непоследовательность в трактовке мыслителями разнообразных проблем. Munchen, 1935. Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям.
Дюрер и его эпоха. Издание альбома рисунков «Здания современного Рима или Сборник дворцов, домов, церквей, монастырей и других наиболее значительных общественных сооружений Рима» (фр. difices de Rome moderne ou Recueil des palais, maisons, glises, couvents, et autres monuments publics et particuliers les plus remarquables de la ville de Rome), опубликованное Полем Ле Таруиллом в 1840 вызвало рост всеобщего интереса к периоду Возрождения. Маньеризм (от итальянского maniera, манера)— западноевропейский литературно-художественный стиль XVI— первой трети XVII века. Leipzig, 1940. В картинахвенецианского живописца Тинторетто (1518—1594) более ощутимы барочные, чем маньеристичные тенденции, но главная особенность заключается в дальнейшем развитии традиций венецианской школы. S. 140.
Фигура сосвитком — напоминание опророчествах Ветхого Завета. Рох», Болонья, ц. Сан-Петронио «Мадонна со св. Frankfurt, 1939. Карон, Ж. Кузен Младший, Ж. Кузен Старший, немца X. фон Ахена, нидерландских мастеров X. Голциуса, Б. Шпрангера, А. Блумарта, Ф. Флориса, А. 4). Это касается и программной вторичности, подчёркнутой зависимости от «культурного багажа» предшествующих эпох.
Внешним выражением этой «внутренней идеи» становится «манера» как сумма определенных стилистических приемов. Маньеризм интенсивно развивался в Праге, при дворе императора Рудольфа II (Б. Эта тенденция приведет Понтормо к иррациональному искусству, безуспешно соперничавшему с искусством Микеланджело и замкнет художника в полном одиночестве, личном и творческом (хор ц. Сан-Лоренцо). Шпрангер, Ханс фон Аахен и др. ).
Атмосфера духовного напряжения в картинах Эль Греко – уникальное качество в живописи того времени. Благодаря Дворжаку идея о важности и оригинальности маньеризма становится общепризнанной.
В работах теоретиков маньеризма (Арменини, Ломаццо и др. ) был выдвинут тезис о «внутренней идее» или «внутреннем рисунке» как основе художественного образа. (итал. собр. Четкость, уравновешенность, симметрия частей относительно целого.
Другой известный итальянский художник и теоретик, Федериго Цуккаро (ок. пришло барокко. Vol.
S. 121 ff. эстетическим критерием М. было выражение субъективной идеи худож. Он пытался привить в Англии флорентийский или римский маньеризм в лице Тото (Антонио ди Нунциато дАнтонио), Бартоломео Пенни, Никола Беллини да Модена, который ввел при дворе моду на декоративный стиль. Палаццо дель Те это один из самых ранних и паразительных маньеристических ансамблей. 14 Von der Osten G. Hans Baldung Grien: Gemalde und Dokumente B., 1983. Целый ряд произведений напоминает о том, что их корни лежали в классической почве дюреровского круга.
В архитектуре маньеристские тенденции проявляются вначале не столь заметно, как в других видах искусства — скульптуре, живописи. Все эти тенденции с успехом использовали его ученики.
пинакотека). cit. Для скульптуры М. (Б. После 1530 маньеризм охватывает почти всю Европу. Острое восприятие жизни сочеталось в маньеризме с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную «внутреннюю идею» художника, образа, рождавшегося в его душе. Превращению маньеризма в общеевропейское течение способствовали деятельность итальянских мастеров во Франции (Россо Фьорентино, Приматиччо, Никколо дель Аббате, Челлини и др. ), Испании (В.
Wurzburg Aumuhle, 1939. Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках и др. ). Изучение маньеризма в венецианской живописи – одна из заслуг современных исследователей. С. 156.
Чтобы показать своё «особое видение». В Италии к маньеристам относят Франческо Пармиджанино, Якопо Понтормо, Джованни Баттиста Нальдини, Джорджо Вазари, Джулио Романо, Джузеппе Арчимбольдо, Бронзино, Россо Фьорентино, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафуми и др. Его известные представители – Бенвенуто Челлини, Джорджо Базаре. Они положили начало течению «эксцентричных» флорентийцев или необычных графических штудий скульптора Б. Бандинелли. В XIX в. теоретики, стремясь прояснить значение и использование понятия «маньеризм», начинают изучать творчество «маньеристов» и благодаря этому стиль той эпохи постепенно «реабилитируется».
Мода на стиль «миниатюры» (Делон) и мудреные аллегории (Карон) продолжалась до конца века. Отмечая закат классического искусства, начавшийся, по его мнению, еще в IVв., Дворжак приводитлатинское изречение: «Si parva licet componere Magnis (Когда ничтожным бывает позволено создавать великое)и подчеркивает, что скудость идей не уменьшает количества художественных произведений. В маньеристическом портрете (Бронзино и др. ), открывающем новые пути в развитии этого жанра, аристократическая замкнутость персонажей сочетается с обострением субъективно-эмоционального отношения художника к модели. Флоренция, Уффици). Маньеризм распространился также в искусстве других евро-пейских стран.
Для итальянского маньеризма 1520-х годов (живопись Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо, Беккафуми) характерны драматическая острота образов, преувеличенная экспрессия поз и движений, удлиненность пропорций фигур, колористические и световые диссонансы, виртуозная нервная линеарность рисунка. Отдельные черты маньеризма присущи произведениям Эль Греко. 1960. Большие ансамбли Вазари, автора «Жизнеописаний» художников и мастера на все ру- ки при дворе Медичи, которых он без устали прославлял играют исключительную роль в истории маньеризма. Наиболее известный пример— двухтомный роман «Эвфуэс» (1578—1580гг. ) Джона Лили, породивший термин «эвфуизм», означавший в высшей степени искусственный и вычурный стиль. 10 Либман М. Я. S. 3 ff.
Bruxelles, 1935. Zum Werke Giulio Romanes II // Jahrbuch der Kunsthistorischen Sammlungen in Wien. Некоторые исследователи (особенно литературоведы) не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко.
В композиционных построениях, цветовой гамме, в музыке и поэзии М. достигалась виртуозность профессионального мастерства (Профессиональное искусство), к-рая сочеталась с академической официальностью (Академизм), рассудочным аллегоризмом, аффектацией чувств и эклектизмом в использовании уже встречавшихся в иск-ве худож. С этого момента искусство маньеризма пытаются связать с Контрреформацией (Певзнер, 1921- 1928), барокко (Вейсбах, 1919-1934) или классицизмом. 19 Шекспир У. Полн. Подчеркнутые объемность и тяжеловесность фигуры Юдифи контрастируют со странным "невозможным" (по выражению Буссманна)11 положением ее ног, спиралеобразно закрученных одна за другую. целью творчества было провозглашено следование «красивой и ученой манере», «идеальным» образцам нск-ва Ренессанса (Ренессанс в искусстве), но без присущей им глубины содержания и гуманизма.
S. 126. Его скульптурные работы также были образцами для маньеристов: от «Давида» до поздней «Пьеты». Трагический гуманизм позднего Возрождения в Европе ярко отражен в творчестве гениев переходной эпохи – В. Шекспира и Сервантеса.
Особенностью эпохи маньеризма есть склонность к аллегоризма и символизации. Некоторые исследователи (особенно литературоведы) не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко. Среди заказов архитекторов встречаются дворцы и загородные виллы влиятельных особ. Незыблемые скалы кажутся падающими, формы их причудливы и метафоричны.
1584) и «О поэтическом concetto» (1598) настойчиво акцентируется момент новизны как важнейшей составляющей литературного произведения. Итальянское путешествие художника Мартена ван Хемскерка (Голландия) еще больше усиливало влияние маньеризма в Северной Европе и Нидерландах. Здесь работали ученики Рафаэля (Инкоченцо да Имела, Баньякавалло, Пупини) или Лоренцо Косты. Подобное отношение было и к Рафаэлю. Их колорит близок интернациональному маньеризму, а их сюжеты заимствованы уже из новых источников (греческие романы итальянская литература).
Wien, 1987. Stuttgart, 1964 Ballisti E. Hochrenaissance und Manierismus. Кроме того, к литературному маньеризму тяготеет (полностью или частично) творчество столь разных писателей, как Шекспир, Донн, Марло, Драйден4 (в Англии) Гонгора, Сервантес, Кальдерон (в Испании) Монтень, Дю Бартас, Малерб, Спонд (во Франции). Мы не склонны приписывать Бальдунгу все многочисленные симптомы маньеризма, многие из которых проявились в искусстве в более позднее время. Туда в 1577 прибыл Голциус, который с 1585 года переводил многие творения Спрангера в гравюру, а позже 1583 году – Карел ван Мандер и Корнелис ван Харлем.
S. 124-125. S. 41 ff 217 ff 259 ff Riegl A. Die Entstehung der Barockkunst in Rom. М. отразил нарастание кризисных явлений в позднем Возрождении, когда гл. Также используют многоуровневые потолки, размещая в центре роспись эпохи ренессанса. Позже, в 1930 исследователь определил следующий за первым маньеризмом и периодом имитации этап антиманьеристской реакции, близкой Ренессансу, эстетическая концепция и темы которой предвосхищают искусство XVII в. (например, Бароччи). В Лоджиях Ватикана под быстрой кистью Джованни да Удине расцветает населенный гротесками мир «Золотого дома» Нерона, а на вилле Фарнезина или Стуффетта кардинала Бибиены можно видеть счастливый мифологический мир.
В архитектуре (Б. Амманати, Дж. Вазари, П. Лигорио, Дж. Романо) маньеризм проявился в произвольном смешении элементов различных ордеров, разрушении логичных связей между ними. Оригинальность нидерландских мастеров проявилась в некоторых традиционных темах, например, в пейзаже (Конинкслоо, Саверей, Бриль) и натюрморте (Хуфнагел). Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии художники Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья) утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Выдающимся живописцем и рисовальщиком раннего флорентийского Маньеризма был Якопо Понтормо (1494—1557).
Классическим трудом о маньеристическом стиле остается многократно переизданная и переведенная на многие языки монография Хаузера «Маньеризм. Бальдунг, работавший в Нюрнберге в мастерской Дюрера, с 1503 по 1507 гг. В музыке «маньеристским» считается, например, творчество итальянского композитора Карло Джезуальдо да Веноза, чьи поздние мадригалы отличает едва ли не мелодраматическая аффектация, переменчивость настроений, повышенное внимание к деталям, которые оттеняют необычная хроматическая гармония, резкие перемены в фактуре и мензуре. Их полотна полны загадок, зашифрованного смысла, нравоучительных намёков, цветовая гамма картин обычно холодная и приглушённая. и X. Вредеман де Врис, И. Эйтевала, К. ван Мандера, Корнелиса ван Харлема.
Бах, например, по просьбе короля сочинил знаменитый цикл произведений «Музыкальное приношение». Шпрангер, Ханс фон Аахен и др. ). 2. Ф. Цуккаро для обоснования этого маньеристского тезиса придумалэтимологию: «Disegno — segno Di Dio in noi (итал., Рисунок — знак Бога в нас). европейских странах к маньеристам относятся Н. дель Аббате и представители Первой школы Фонтенбло– Ж. Кузен Старший, Ж. Кузен Младший и А. Карон (Франция), В. Кардучо (Испания), X. Голциус, К. ван Мандер, Ф. Флорис, Корнелис ван Харлем (Нидерланды), Арчимбольдо (Чехия). Frankfurt a. M., 1939.
Но вскоре они коснулись и европейской живописи (школа Фонтенбло, нидерландская школа). О, Сад, Сад. Основным эстетическим критерием М. становится не следование природе, а субъективная «внутренняя идея» художественного образа, рождающаяся в душе художника. 18 Baldass L. Op. Его самым удачным и самым типичным для маньеризма произведением является своеобразный музей – Студиоло – Франциска 1, над которым художник работал с 1570 вместе со своими самыми способными учениками (Поппи, Нальдини, Аллори, Санти ди Тито, Мазо да Сан-Фриано, Каваллори, Маккьетти, Страдано и Цукки).
S. 192-194. Поэзия и проза маньеризма (как и живопись) частично связаны с эзотерической традицией (Джордано Бруно, Ф. Бероальд де Вервиль). Представителем этого периода был Донато Браманте (1444—1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам.
Существует и расширенное толкование понятия «маньеризм», как выражения формотворческого, «претенциозного» начала в искусстве на разных стадиях культурного развития— от античности до современности. S 15. S. 192 Hauser A. The Social History of Art. cit.
11 Bussmann G. Op. Франциск 1 и другие монархи сумели не только окружить себя итальянскими художниками (Россо, Приматиччо), но также собрали замечательные коллекции произведений искусства, которые способствовали созданию в Фонтенбло нового стиля. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Mainz, 1948. (итальянское manierismo, от maniera манера, стиль), течение в европейском искусстве 16 века, отражающее кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения. В течение этих лет в искусстве появляется стремление к органичному сочетанию средневековых традиций с классическими элементами.
Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти— Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. Также Браманте соорудил палаццо делла Канчеллериа, дворец Жиро, двор Сен-Дамазо в Ватиканском дворце, а также составил план Собора Святого Петра в Риме и начал возводить здание. Библиотека Лауренциана во Флоренции – лестница напоминает поток лавы (поток мысли). Однако в связи с целым рядом кризисных явлений социально-экономического, политического и духовного характера в культуре наблюдался отход от традиционного понимания человека как гармоничного целого духовного и телесного начал.
Скрывая подлинное лицо своего обладателя, она наделяла его определенной ролью, в которой он выступал перед зрителем. N. Y., 1957. Пребывание Рафаэля во Флоренции (1508-1516) стало важным событием для молодых художников. Leipzig, 1932.
В архитектуре М. (Б. Vol. Тенденции к живописности, дематериализации проявляются уже в архитектурных проектах Рафаэля. Петра» и «Обращение Павла»), но также и его зрелые произведения («Мадонна Дони», Флоренция, Уффици, 1504-1506 картон «Битва при Кашине», 1504 роспись свода Сикстинской капеллы, 1508-1512). Ф. Цуккари отмечает: художник может подражать природе, но должен это делать творчески.
Кроме того, к литературному маньеризму тяготеет (полностью или частично) творчество столь разных писателей, как Шекспир, Донн, Марло (в Англии) Гонгора, Сервантес, Кальдерон (в Испании) Монтень, Дю Бартас, Малерб, Спонд (во Франции). S. 173.
Это был период распадацелостности мировоззрения ихудожественного мышления. Наиболее известный пример — двухтомный роман «Эвфуэс» (1578—1580 гг. ) Джона Лили, породивший термин «эвфуизм», означавший в высшей степени искусственный и вычурный стиль. 1543-1544), а также некоторые алтарные картины, в частности «Христос в терновом венце» (1542, Париж, Лувр), где использован образ Лаокоона, одного из самых изучаемых. S. 32-42. На смену маньеризму в сер.
За пределами Италии маньеризм представлен школой Фонтенбло во Франции, рядом нидерландских художников XVI века (многие из них восприняли идеи маньеризма, побывав в Италии) и Эль Греко в Испании. Leipzig, 1971. — исчерпанностьренессансных идей. Другим увлечением «Старого Фрица» была музыка. Он использовал термин «маньеризм» для обозначения искусства, которое изменяет правде без какой бы то ни было оригинальности и которое основано на имитации и повторении.
К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело. Изобразив Юдифь обнаженной, Бальдунг нарушил традицию и впервые выявил амбивалентность образа библейской героини, представляемой всегда в роли мужественной тираноубийцы исполнившей свой гражданский долг. К числу тех авторов, кого можно было бы с некоторой натяжкой назвать «теоретиками маньеризма», следует отнести Вазари, окончательно оформившего использование понятия «манера» в эстетическом смысле и в биографии Я. Понтормо, заложившего основу психологического объяснения феномена маньеризма, которое затем приобрело популярность у исследователей: маньеристы рождены «под знаком Сатурна», они отличаются меланхолическим темпераментом, нередко впадают в состояние аффекта или даже кончают с собой. С маньеризмом обычно связывают и возникновение «смешанных» литературных жанров, таких, как трагикомедия и ироикомическая поэма. Это касается и программной вторичности, подчёркнутой зависимости от «культурного багажа» предшествующих эпох. Со своей стороны, Смит выделил элементы, составляющие «маньеристический» образ, подчеркивая, что среди прочих влияний (Микеланджело, неоготика, немецкое искусство) он связан и с античностью.
-4: Renaissance, Manierismus, Baroque. Он развивался в замкнутых кругах придворной и дворцовой интеллигенции. 1925.
Шкафы покрыты рельефом, копирующим архитектуру и скульптуру того времени. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии художники Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья) утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Вазари, который видел в маньеризме интерес к истории искусства, к индивидуальной творческой инициативе творца, к «внутренней идее» зрительного или словесного образа. Он настолько богат в сознании, часто конкурирует с природой. Потолок в стиле ренессанс: если позволяет высота, то правильнее делать в виде сводов.
Vol. cit. С. 196. Своеобразный вклад в эволюцию М. внесли ученики Рафаэля (Джулио Романо, Перино дель Вага и другие), в монументально-декоративных циклах которых преобладали атектоничные, насыщенные гротескной орнаментикой решения.
Idea del tempio della pittura (1590). Вот таким образом главная причина возникновения итальянского Маньеризма в XVIв. Постепенно в итальянской архитектуре XVIв. Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии.
и испан. Таково творчество выдающегося мастера Бенвенуто Челлини (1500—1571) — скульптора, медальера, гравера, ювелира и писателя. и нидерландской живописи, а также на фр. По его велению была основана Королевская опера в Берлине, также король и сам не прочь был помузицировать (монарх предпочитал флейту) и даже сочинить собственные композиции. Среди художников этого поколения также были великие декораторы, например Франческо Сальвиати. Wien, 1928. По сравнению с этой сценой вторая подчеркнуто статична ("Муций Сцевола", 1530.
Применяемый в гравюре, в гобеленах, новый беллифонтеновский стиль пользовался огромным успехом и немногие французские художники избежали его влияния (Франсуа Клуэ, Кузен). Так, Ширман (конгресс в Нью-Йорке, 1961-1962) углубил исторический смысл понятия «maniera», определив его как идеал формального совершенства и виртуозности и полностью отделил его от маньеризма. Первым положительно оценил роль Маньеризма в истории европейского искусства М. Дворжак. Последним маньеристом Кремоны был Тротти, прозванный Малоссо, который позднее стал развиваться в сторону академизма братьев Карраччи.
Арчимбольдо в Чехии), а также широкое распространение маньеристической (в том числе архитектурно-орнаментальной) графики способствовали превращению М. в общеевропейское явление. К маньеризму относится антверпенская живопись около 1520, однако этот эпитет нередко подвергается серьезной критике, несмотря на то, что абсолютность исполнения и кокетство поз персонажей на картинах антверпенских мастеров заставляют думать именно о маньеризме (см. : МАНЬЕРИСТЫ АНТВЕРПЕНСКИЕ). В целом рисунок потолка в стиле ренессанс имитирует камень или мрамор.
Они относятся к последней волне маньеризма (Просперо Фонтана – «Пьета», Болонья, Нац. Действительно, эти художники (Энгебрехтс и др. ) предвосхищают итальянизирующее искусство Питера Куке ван Алста, Скореля, увлеченного античностью и Италией, а также эклектизм Хемскерка. См. : Hetzer T. Dlirers Bildhoheit. Орнаментальное обрамление, значение которого было иногда важнее самой картины, было характерно для беллифонтеновского стиля и пользовалось таким огромным успехом, что распространилось и на многие другие виды искусства (оружие, книги, миниатюры, мебель, ювелирные изделия).
Подражая внешним приемам Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля и др. В жанре миниатюры совершенным образцом маньеристского вкуса к «миниатюрности» были изысканные произведения Николаса Хиллиарда и Айзека Оливера. Леонардо да Винчи в поздний период творчества (1507—1519) вместе со своими учениками-леонардесками во многом способствовал развитию интернационального Маньеризма. Этот художник стремился совместить несоединимое: достижения Микеланжело и Корреджьо.