«огюст и Эжен Мане, родители художника»— двойной портрет, который создал французский художник Эдуар Мане (1832—1883). Первые успехи Мане были связаны с картинами «Портрет родителей», где автор показал филигранную игру света и оттенков и «Гитарреро», живой энергичной картиной, написанной под воздействием концерта гитариста Уэрта. В этом году жюри официального Салона приняло к участию в выставке картины Мане «Портрет родителей» и «Гитарреро».
Огюст и Эжен Мане, родители художника— двойной портрет, который создал французский художник Эдуар Мане (1832—1883).
Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. Однако было бы неверно считать, что она не встречала противодействия.
Мы помним, как «Олимпия» вывела из себя Париж Второй империи. Но опасаясь слишком жесткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». «Обнажить жестокую реальность» – такова была задача и гонкуровской «Девки Элоизы» (1877 г. ) и «Западни» (1877 г. ) Золя. Джулии и Джованне было около десяти лет. Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины Олимпия. Несмотря на огромное желание Мане стать живописцем, его отец, прочивший сыну карьеру юриста, горячо выступал против его художественного образования.
Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). М., «Искусство», 1975. ). Его светло-серый костюм контрастирует с темным платьем супруги. О том, что картина и сделанная с нее гравюра так и были поняты властями, свидетельствует их немедленное запрещение, которое вряд ли последовало бы, сохрани Мане первую трактовку темы. По-видимому, обращение к Делакруа диктовалось не одними живописными поисками.
1860, Лондон, Нац. «Старый музыкант» не только образно-эстетическое, но и живописное кредо Мане. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. Каррьер полностью отказался от контуров. Но опасаясь слишком жесткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в1850 годупоступает в мастерскую модного в то время художникаТома Кутюра, который прославился в1847 годублагодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка».
Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Обеих этих женщин-актрис художник писал неоднократно.
В особенности Дега привлекали красочные, яркие работы П. Веронезе и А. Мантеньи. Еще одно свидетельство его активной гражданственности: акварель Баррикада и литография Гражданская война, посвященные расправе над коммунарами 1871 года. Если бы их увидел Делакруа, то он не смог бы больше утверждать, что в живописи Мане есть «терпкость зеленых фруктов» или что ее «пронзительный колорит режет глаза».
Выдающийся французский импрессионист Пьер Огюст Ренуар родился в Лиможе. Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Но это не так. В картине «Музыка в Тюильри» (1862, Лондон, Национальная галерея) на переднем плане представлены сам художник, его брат, Бодлер и другие. Готовясь к Салону 1861 года, Мане пишет портреты родителей (Господин и госпожа Мане. «Парижский свет», собравшийся в летнем парке, видится художнику единой, нерасчлененной и достаточно безликой массой. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане.
Любимыми композиторами Сюзанны были Роберт Шуман, Бетховен и Рихард Вагнер. Творческое сотрудничество мастера с молодым импрессионистом Клодом Моне (а также и другими его коллегами, в частности с Бертой Моризо) обоюдно воздействовало на художников. Но, в конце концов, тяга к творчеству победила. Это, однако, не привело к превращению Мане в модного конъюнктурного художника (каким отчасти стал Курбе после некоторых успехов в Салоне) — в 1874 году жюри отвергает его «Бал-маскарад в Опере». Мане создал цикл портретов, посвященных художнице Берте Моризо («Берта Моризо с фиалками», 1872, частное собрание, Париж «Портрет Берты Моризо с веером», 1874, Художественный институт, Чикаго и др. ). Каким жизнелюбием, верой в красоту, молодость и преображение искусством веет от его несчетных натюрмортов и пастельных портретов юных женщин.
Каждый из них и все вместе олицетворяют круг образов и тем живописца: прямо повторенный любитель абсента, музыкант, смысловым прообразом которого маячит «Гитарреро», трогательные, наивно-сосредоточенные дети, экзотический старец. Мане не успел сделать живописного портрета Бодлера. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. В эти годы написаны Флейтист (1866), Портрет Эмиля Золя (1868), Балкон (1868—1869, все — Париж, Музей Орсэ), Завтрак в мастерской (1868, Мюнхен, Новая пинакотека), Вокзал Сен-Лазар (1873, Вашингтон, Национальная галерея искусства) и другие. Ренуар много работал на пленэре вместе с другими импрессионистами, чаще всего с Моне. Таков «Портрет матери» (1876, частное собрание).
Ну, разумеется. Господство буржуазии резко изменило отношение к искусству. Художник, многократно называемый аполитичным, общественно-равнодушным, в книге выступает как человек, остро реагирующий на важнейшие события современности. Всё воспитание Эдуарда проходило в буржуазной среде под дымчатым парижским небом. Нежный тон кожи, две, много – три краски, чтобы оттенить лицо.
В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. Четкий передний план картины противопоставлен заднему – неясному и почти фантастическому зеркальному отражению. Зато мы следим за всеми событиями жизни Мане, получаем возможность, выражаясь неакадемическим языком, «влезть в его шкуру», видим его неравную битву с косностью и предрассудками глазами современников, хотя как раз они-то и выступали тогда носителями этой косности и этих предрассудков. Омрачил все впечатления от Рио-де-Жанейро укус змеи.
На лето1870годаприходится апогейфранко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. «Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри. Какой натурщицей была бы эта девушка. Более удачными считаются портреты современников художника. Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. Тогда же художник обратился к автопортрету.
Но когда в 60-70-е годы начинаются выступления Мане и «батиньольцев» (импрессионистов), французская публика почувствовала, что время компромиссов миновало. Когда Курбе писал «Похороны в Орнани», где включил французских провинциалов в заведомо драматическую ситуацию, он в конечном счете пришел к отрицанию драматизма, обнаружив зато в своих моделях иные глубины. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. Не это ли была та «идея современности», связанная с блужданием «в человеческой пустыне», о которой писал в 1859 году Бодлер, но которая в 1860-м ускользнула от него, когда он судил картину друга.
Но тем более потому Мане не хочет лишать свою маленькую, «среднюю» героиню права на соприкосновение с иной, не столь холодной и эгоистичной жизнью. Легко сказать, что «все в этой картине служит лишь поводом для натюрморта», но ведь это явное упрощение. Они искали единомышленников, отчаявшись, замыкались в одиночестве. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. В следующем году художник отошел от создания портретов и написал несколько пейзажей и натюрмортов: «Бой Кирседжа и Алабамы» (1864, Художественный музей, Филадельфия), «Кирседж в Булони» (акварель — в Музее изящных искусств, Дижон масло — в собрании Аделины Хэвмейер, Вашингтон), «Выход из Булонского порта» (1864, Художественный институт, Чикаго).
Происходил из состоятельной, культурной семьи. Так отчего бы ей не стать музыкантшей. Художник 60-70-х годов не просто противопоставляет обществу самого себя, свое место, свое отношение к миру он ищет аналогий в себе подобных он хочет утвердить и их индивидуальную значимость и свою солидарность с ними и сделать это со спокойной уверенностью человека, без колебаний верящего в правоту общих убеждений, чуждых официальному искусству. Французский художник Эдуард Мане родился в Париже, в состоятельной семье. Возле ложа едва различима на темном фоне негритянка с букетом, в ногах — черный кот.
Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Особняком стоитЭмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. В этих произведениях так же, как и в портретах родных, ярко проявился стиль мастера. А. Д. Чeгодaeв. Одни верили в силу искусства, другие ограничивались лишь стремлением «эпатировать буржуа».
В конце 70-х годов тема куртизанки, памятная французским читателям по «Даме с камелиями» Дюма-сына, вновь проникает на страницы романов. Армия творческих посредственностей, тех, кто, по выражению Бодлера, свято исповедовал принцип «следует нравиться тем, на чьи расходы хочешь жить». В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением голой натуры. Никто в саду Тюильри не поддался очарованию музыки светская толпа холодна, равнодушна и это ведомо отчужденно наблюдающему ее художнику и у нас она тоже оставляет ощущение не слишком привлекательной, бездуховной и даже чуточку зловещей. А. Г. Барская. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду.
Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений. В 1865 году Мане вынес на суд зрителей «Олимпию» (1863, музей Орсе, Париж). Быть может. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней.
Стремясь достоверно и точно показать выразительные народные типы, он использует традиции немецких художников прошлых эпох («Жительницы Дахау в трактире», 1874–1875, Национальная галерея Берлин-Далем «Охотник с собакой», 1876, не сохранилась «Охотник», 1876, Государственные музеи, Берлин «Деревенские политики», 1876–1877, собрание О. Рейнхарта, Винтертур «Неравная пара», 1876–1877, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне). Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Мане уже тогда полюбил ее, открыв для себя Ватто и Шардена их мягкий психологизм их искусство находить великое в малом их колорит, согретый тонкостью ощущений.
Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». А. Г. Барская. Первые работы в портретном жанре художник создавал в традициях реализма. Тайна рождения мальчика «мучает» долгие годы историков и исследователей.
Тем более, что мастерская Кутюра была недалеко от дома семьи Мане. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. «Портрет родителей» раскрывает характеры французов, еще в чем-то бюргерские, добропорядочные, суховатые, кастово-сдержанные, хотя по-своему и привлекательные он согрет какой-то печальной добротой и вместе с тем явной нелицеприятностью отношения. Жизнь.
Скандалы, сопровождавшие произведения Мане на «Выставке отвергнутых» и в Салоне 1865 года, где они всякий раз становились гвоздем экспозиции, объяснялись теми же причинами, которые спровоцировали в свое время процесс против авторов «Мадам Бовари» и «Цветов зла», обвиненных в том, что они «наводняют печать нечистотами беспутства и реализма». В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели. Здесь наряду с немногочисленными трудами западноевропейских искусствоведов важную роль сыграли исследования советских ученых. В этом произведении впервые возникают реминисценции французской живописи XVIII века.
И после переговоров с Шарлем Бланом и писателем Проспером Мериме (знакомым отца) Эдуару разрешено учиться в мастерской Тома Кутюра. Обратим внимание на то, что мастера потянуло на пленэр, к естественной, чистой жизни вскоре после создания «Бала-маскарада». Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал Олимпию с игральными картами), добивается особой интенсивности цвета. о которой грезил его друг Бодлер. Мане писал парижские улицы и кафе, скачки в Лоншане, речные сцены в Аржантейле и марины, обнаженных женщин «за туалетом», замечательные портреты и натюрморты. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека).
Одновременно он работает над большим полотном, своего рода «махиной», задуманной не без тонкой полемики с «Мастерской художника» Курбе. Композиция картины была навеяна рисункомРафаэляи образами картины КонцертДжорджоне. Мане оказал влияние на импрессионистов, но и сам подчас увлекался их открытиями. Край стола, на котором стоит бутылка, не согласуется с перспективой.
Г. Жеффруа, восхищаясь столь оригинальными образами, писал: «Женщины Ренуара. Может показаться, что Мане ставил перед собой и решал только чисто формальные задачи. Гоген создал цикл автопортретов: «Автопортрет» (1888, ГМИИ, Москва), «Отверженный» (1888, музей Ван Гога, Амстердам), «Автопортрет» (1889, Национальная галерея, Вашингтон), «Автопортрет с желтым Христом» (1890, частное собрание, Париж), «Автопортрет с палитрой» (1891, частное собрание, Нью-Йорк), «Автопортрет у Голгофы» (1896, Художественный музей, Сан-Паулу). Одновременно с «Любителем» Мане создает диаметрально противоположный образ: доверчиво-приближенного к зрителю «Мальчика с вишнями».
Вершиной творчества Э. Мане является его знаменитая картина «Бар в Фоли Бержер» (1882, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон), которая представляет собой синтез мимолетности, нестабильности, сиюминутности, свойственных импрессионизму и постоянства, стабильности и незыблемости, присущих классическому направлению в искусстве. Это небольшое, но очень выразительное полотно. Мане разглядел это чудесное извлек его из потока реальной жизни. Юношу привлекла эта скандальная слава. Очевидно, картина с ее серым тоном и монохромностью не удовлетворяла его. Тогда же Бодлер пишет одноименное стихотворение, вошедшее в сборник «Цветы зла». Вскоре открылось, что старый – тяжело болен.
«Старый музыкант» – это тоже своего рода «реальная аллегория» и, как всякая аллегория, – а особенно в условиях второй половины позитивистского XIX столетия, – она предполагает условность. Торговала ли она собой. Мане явно скучал в мастерской Кутюра.
Как известно, в дальнейшем пути Мане и Золя разойдутся. В 1890-х годах, кроме семейных портретов, Каррьер выполнил целый ряд изображений известных современников («Портрет Жеффруа», 1890 «Портрет Поля Верлена», 1891 «Альфонс Доде с дочерью», 1891, все — в музее Орсе, Париж «Портрет Э. де Гонкура», ок. Но это ничуть не лишает его конечную оценку иронического подтекста. Но на протяжении всего творческого пути он не оставлял работы над портретами.
Так ли уж «радует его взор зрелище светского гулянья», как утверждает Перрюшо. Это работы А. Д. Чегодаева, В. Н. Прокофьева, А. Г. Барской (А.
Эдуар Мане остро чувствовал свою одиночество и непризнанность как художника. галерея искусства), В лодке (1874, музей Метрополитен), Аржантей (1874, Турне, Музей), Нана (1877, Гамбург, Кунстхалле), Бар в Фоли-Бержер (1881, Лондон, Институт Курто). Её дядя был скульптором, а сама она хорошо играла на гитаре. Структуpa произведения создается в диаметральном отличии от прежде решенных задач.
Здесь также нет дальних планов, в то время как до Мане использовалась классическая перспектива, которая придавала глубину картинам. Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году. В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Не столько живописные новации, куда более умеренные, чем, например, в «Музыке в Тюильри», сколько сюжетно-смысловая концепция озадачила и разъярила посетителей «Выставки отвергнутых». Однако, начиная уже с 1874 года Мане вполне вырабатывает свой оригинальный стиль, особенности которого во многом сближают его с молодым тогда движением импрессионистов (в этой связи стоит отметить так же дружбу Мане с Дега, одной из ключевых фигур импрессионистского движения). В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами.
Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе всю картину целиком иногда он работает вместе с Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет художника на природе: Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). Мане был прекрасным рисовальщиком. Так, в картине «Балкон» (1868 г. ) в образе одной из женщин художник поведал о той скрытой драме отчужденности, тайном разладе с пошлостью и прозой окружающего, которые превращают ее из заурядной (подобно другим, находящимся рядом персонажам) в томимую неудовлетворенностью, ранимую, восприимчивую героиню, живущую, оказывается, прямо у распахнутых дверей обычного дома. До 1875 года Викторина позировала Мане для многих полотен, в том числе его известных шедевров «Завтрак на траве», «Олимпия» и «Железная дорога».
Именно тогда начало обозначаться влияние на молодого художника картин мастеров Раннего и ВысокогоВозрождения. Оказав влияние на импрессионистов, художник сам не остался безучастен к их поискам и открытиям. Тень фигуры не соответствует её положению. С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством.
Только ли счастливый случай повинен в том, что эта женщина в течение долгого времени так плодотворно сотрудничала с художником. Письма. Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850 – 1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Его полотна можно было отличить от произведений других импрессионистов по более светлой, пастельной цветовой гамме («Харчевня матушки Антони», 1866, Национальный музей, Стокгольм).
Эрмитажа, т. VIII, вып. Это путешествие по океану в последующем сыграло не последнюю роль в творчестве художника. Повествовательный сюжет начинал играть в искусстве все меньшую роль и содержанием произведения нередко становилась сама живопись, т. е. то, как было написано произведение. И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В теплице» и «В лодке» были встречены очень тепло. После «Музыки в Тюильри» – это вторая многофигурная картина.
1875, ГМИИ, Москва «Сена в Аржантее», 1876, частное собрание «Качели», 1876, музей Орсе, Париж «Эстак», 1882, Музей изящных искусств, Бостон). Ему не нужны театральные занавесы, балюстрады и традиционные позы. Он отваживается ввести в классическую галерею образов, воспевших этот идеал, свою «Олимпию», моделью для которой послужила его любимая натурщица тех лет Викторина Меран.
Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ. Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции вОлорон-Сент-Мари. Однако более всего его притягивает Париж. Воспоминания. На протяжении всей жизни направление творчества Сезанна неоднократно менялось.
Не найдя в современнике героического волнения, Мане решает теперь испытать его в обстоятельствах идиллических, так сказать «руссоистских». Лицо видно в профиль, его контур слегка размыт, а поза как будто бы говорит о переходе от одного состояния к другому. Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Труды Гос.
Худшим было непризнание в семье родителей. Другие крупные произведения Мане 60-х годов – Завтрак в мастерской (1868) и Балкон (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Уже на первых порах талантливое и мятежное нутро юноши давало о себе знать. Гонкуровский художник Кориолис из романа «Манетт Саломон» мечтал «на лету уловить красоту парижанки, которая не поддается определению».
В его ранних работах, например в произведении «В комнатах» (1860-е, ГМИИ, Москва), присутствуют барочные традиции. Викторина Меран тотчас же начинает позировать в мастерской на улице Гюйо. Буржуа называли их рапэнами. «Любитель абсента» (1858-1859 гг. ) имеет, с одной стороны, прямое отношение к романтизму, воспринятому сквозь призму автопортретного цикла Курбе, который в 40-е годы толковал романтизм как вызывающую позу одинокого отщепенца, человека, знающего себе цену и сознающего, что мещанину его не понять.
Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество. Наряду с аллегорическими и символическими картинами, значительное место в его творчестве занимают портреты («Две сестры», 1859, Королевский музей изящных искусств, Антверпен «Эдуар Мане», 1867, Художественный институт, Чикаго портрет четы Эдвардс, 1875, Национальная галерея, Вашингтон портрет мадам Фантен-Латур, 1877, Музей изящных искусств, Гренобль «Чтение», 1877, Музей изящных искусств, Лион). Она безучастна и к восхищению и к осуждению ибо художник не намеревался ни прославлять, ни клеймить ее. Среди множества работ исполненных в 1870–1880-х годах, можно выделить «Портрет Стефана Малларме» (1876, Лувр, Париж), «Портрет Лины Кампинеану» (1878, Галерея искусств Пельсона, Канзас-Сити), «Девушка на скамейке» (1879, частное собрание, Нью-Йорк), «Портрет мадам Золя» (1879–1880, Лувр, Париж). Портретов в это время Ренуар почти не писал лишь в 1872 году он создал «Портрет Клода Моне» (частное собрание) и «Портрет Клода Моне за чтением» (музей Мармоттан, Париж).
Крепло, распространялось искусство «золотой середины» – эклектичное, неглубокое, развлекательное. Да и так ли случайно возникли картины 1874 года.
И это не случайность, а точка зрения. Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист». Отношения зашли далеко и страстный Эдуар стал отцом внебрачного ребенка. Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872).
И нет ли оттенка иронии в названии картины. Как правило, сталкиваясь с многолюдным объектом, художник испытывал чувство отчужденности. Она наверняка могла бы помочь создать большую картину, о какой он давно мечтает. Вступительная статья к сборнику «Эдуард Мане.
В начале 60-х годов художник порой близко пересказывает в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей (Лола из Валенсии, Гитарист, Испанский балет). Изобразительное же искусство пыталось познать его главным образом через графику.
В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Ведь именно Золя принадлежит хрестоматийная формула: «Мане не умеет ни петь, ни философствовать» Мане – раб «бессознательности творческого процесса». Он приближается к самому краю картины и становится ее монументальным стержнем. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. Пребывающая не в идиллической обстановке «Завтрака на траве», а в банальном интерьере спальни, Олимпия поднята на пьедестал своего ложа.
Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Как и обнаженная в Завтраке, Олимпия (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Одним из самых выдающихся произведений считается «Дезире Дио с оркестром» (1868–1869, Лувр, Париж).
В том же году он создает любопытнейшую работу, свидетельствующую о его интересе к абсолютно иному миру – не нынешнему, городскому, светскому, пронизанному пульсацией физических, но отсутствием духовных движений. Отметим только, что до 50-х годов XX века литература эта развивала все ту же устоявшуюся концепцию целиком, повторяем, принятую Анри Перрюшо. Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана). Возможно вот таким образом настроение в картине грустен, подавлен.
Десятки ясных, гармоничных, просветленных образов. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Матейко написал портреты ректоров Ягеллонского университета — Ю. Шуйского и С. Тарновского, государственных и городских сановников, например президента города Зыблиткевича (1887, Национальный музей, Краков) и наместника Галиции графа А. Потоцкого (1890, Национальный музей, Краков). В 1862 году Мане создает своих «Гитанос», впоследствии уничтоженных. Мане, как и реалисты середины XIX в., плоть от плоти эпохи. В конце 1860-х годов работы живописца стали более сдержанными и строгими.
Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне).
Хотел ли он разоблачать Рошфора. Художник стремился акцентировать внимание зрителей на том, что он считал наиболее важным используя для этого самые разнообразные средства. Он стал для Берты родным и близким, он восхищался ее творчеством и в 1874 г., в 33 года, девушка вышла за него замуж. Оно было молодо, честно и непримиримо. Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран.
В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Город рос, перестраивался, в нем прорубали широкие авеню, уничтожали тесные средневековые кварталы. Таким образом, с 1849 года Сюзанна стала учительницей фортепиано у младших братьев Эдуарда Мане – Эжена (1833-1892) и Гюстава (1835-1884). Зрители не заметили «сочной, смелой живописи, вдохновения, неожиданности» полотна.
После того, как Эдуард окончил школу художников, он начинает путешествовать с целью изучения полотен мастеров старой школы со всего света. Отчасти. При этом Мане строит композицию холста «В лодке» так, что кадровость не разрушает глубины пространства в этом «пейзаже света и воды» и одновременно воссоздает отчетливо-преходящий эффект движения скользящего по реке ялика. Переехав в Париж, он поступил в мастерскую Глейра, где познакомился с Ф. Базилем, К. Моне и А. Сислеем. Группа отодвинута в глубину: чистые, цветом почувствованные силуэты визуально еще уменьшаются и мельчают, образуя игру плоскостных цветовых пятен. Чаще – хроникально-светскую, описательную (Гаварни), реже – сатирическую (Домье), еще реже – отстраненно-аналитическую (Гис).
Это был знаменитый Салон отверженных 1863 года. Его герой снова один из тех «маленьких» людей, каких много мелькает в большом городе и кого художник искал, начиная с «Любителя абсента» вплоть до «Олимпии». Отец мог дать деньги сыновьям на путешествие в Италию, но одобрять выбор Эдуара – не мог. Много ли в живописи прошлого века найдется аналогий, достойных портрета Малларме.
Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание. Этот город переставал быть только фоном человеческих поступков. III. Мане не волнуют индивидуальные черты модели. Разглядывая в зеркале личико ослепительно снежной белизны, карие, с золотым отливом глаза, она предается несбыточным мечтам о театре, воображает себя актрисой. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. галерея) Уличная певица (1862, Бостон, Музей изящных искусств) Лола из Валенсии (1862), Завтрак на траве (1863), Флейтист (1866), Портрет Э. Золя (1868 все — Париж, музей Орсе).
Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнаженной натуры.
Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. В 1865 году он создал «Даму с хризантемами» или «Портрет мадам Эртель» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Но в интерпретации художника этот «люмпен» не вызывает ни жалости, ни презрения. В той же манере исполнен и портрет Жанны Самари.
Он выполнил два произведения: «Портрет Анриетт Анрио» (1876, Национальная галерея, Вашингтон) и «Портрет Жанны Самари» (1877, ГМИИ, Москва). Таковы полотна «Девушка у пианино» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) или «Увертюра к Тангейзеру» (1867–1869, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Иная ситуация складывается в эпоху Июльской монархии и особенно – Второй империи. Жюри салона1863 годатакже отвергло все три представленные Мане картины. В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии.
Отец во время создания портрета уже был в отставке и находился дома. С годами характерная для Мане ирония приобретает очевидную социальную направленность. «Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри. Выставлено пятьдесят работ — лучшие картины, созданные за десять лет творчества. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры.
Кроме этой работы, в Салоне Отверженных были выставлены и другие полотна Мане: «Музыка в Тюильри», «Викторина Мёран в костюме эспады», «Молодой человек в костюме мачо». Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Персонажи картин 1874 года естественны их взаимоотношения с природой почти гармоничны но они в первую очередь сохраняют за собой право быть ее средоточием. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). Вот таким образом травлю Мане и «батиньольцев» объясняли как реакцию на эпатаж, хулиганство, оскорбление эстетических чувств зрителей нарочитым живописным оригинальничаньем, не имеющим ничего общего с высоким искусством. Так возникает остродостоверная реалистическая «экспозиция» образа Олимпии. Эти реалистичные образы отмечены искренним чувством симпатии автора к своим моделям («Девочка в белом», 1864, галерея Тейт, Лондон «Аранжировка в сером и черном 1 — портрет матери», 1871, музей Орсе, Париж «Композиция серого с черным», 1872, галерея, Глазго). Так появляются портреты Астрюка, Дюре и Золя кисти Эдуарда Мане.
М., «Искусство», 1971. Мане был опален «смерча и пламени круженьем» (Готье), вспыхнувшим на парижской сцене в дни гастролей испанцев. Матейко писал членов своей семьи («Отец художника с дочерьми», 1853–1854, дом Матейко, Краков «Портрет дочери художника Беаты», 1882, Национальный музей, Варшава) или представителей семей Гебултовых и Серафиньских, которые тоже являлись его родственниками, друзей.
«Мало знать свое ремесло, — говорил Мане, — нужно быть взволнованным своей темой». Мане побывал в Испании (1865), Англии (кон. В декабре 1881 года по рекомендации Антонена Пруста, друга детства художника и нового министра культуры, Мане был награждён орденом Почётного легиона. Остается фактом, что в начале 1852 года у Сюзанны родился сын Леон Леенхофф (Lon Leenhoff, 29 января 1852, Париж – 1927, Бижу).
В портретах он находит эти нравящиеся ему детали, он видит в них живые проявления женственности». Подобного рода отношения восходят еще к эпохе романтизма – того бунтующего, страстного романтизма, который в период Реставрации возглавили Жерико, а затем Делакруа. В длительном плавании в его душе родилось какое-то особенное ощущение моря. Дядюшка был добродушным низеньким толстяком с маленькой бородкой и всегда смеющимся лицом. Более всего Дега интересовало творчество Делакруа, Курбе и особенно Энгра. Он не просто созерцает происходящее, но оставляет рисунок, запечатлевший результаты страшного, но великолепно выполненного преступления (слова одного из современников), фиксирует чудовищно продуманный прозаизм массового истребления республиканцев.
Что же касается «Завтрака на траве», то от него пришли в ужас не только публика, но и видавшие виды критики. К числу таких картин относится «Завтрак на траве», где импозантные кавалеры находятся в обществе обнажённых дев, «Олимпия», чья откровенность настолько раздражала публику, что устроителям выставки пришлось повесить картину как можно выше, опасаясь, что её проткнут в негодовании тростью или зонтом. В конце жизни художник увлекся пейзажами, стал писать марины и виды портов. Очевидная демонстративность сцены, вызывающе независимый взгляд и поза нагой женщины рядом с одетыми мужчинами, отсутствие контакта в поведении всех их, вместе взятых их психологическая разобщенность теперь где-то уже иронически дезавуировали попытку Мане соразмерить современника с вечными идеалами.
Не прав Перрюшо, когда говорит, что «эта живопись вытеснила человека». Зднесь кисть Мане передает текучий блеск хрусталя, нежное свечение цветов и кружев, тяжелое рдение плодов, утонченные сочетания лилово-черного, оранжевого, розового,, желтого, серебристо-сиреневого – а отражения и отблески в зеркале придают всему феерический характер. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Не забудем, что Мане высоко ценил принцип искусства «интеллектуального уровня», означавшего в то же время правдивость и неприкрашенность в изображении действительности, о котором не уставал говорить его друг и наставник Бодлер. Лучшие свои портреты Уистлер написал в 1860-1870-е годы. Здесь преломились его знание и осмысление заветов испанцев и Курбе, Луи Ленена и Ватто.
Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописьюФранса Халса. У нее – так ей кажется – артистическая натура. В отличие от провинциально-неторопливой Орнани столичное бытие являло многоликий поток жизни, вызывающий калейдоскоп впечатлений, бесконечных, как эта жизнь. Сюзанна признала свое материнство только в мэрии. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные.
Умаляет ли это ценность его книги. После смерти Мане Леон помогал в организации большой выставки памяти художника. Почему бы и нет.
Т. Готье писал о картине: «Веласкес дружески ему бы подмигнул, а Гойя попросил бы огонька, чтобы раскурить свою papelito (самокрутку) Чувствуется бездна таланта в том, как написана эта фигура, в сочности фактуры, стремительности мазка, удивительной правдивости цвета». В 1870 г. частым гостем в компании художников стал брат Мане Эжен. От Огюста Мане скрыли рождения ребенка, чем тайком занимались мать Сюзанны и сам Эдуард.
Предложение Мане ее не шокирует, не удивляет – она ждала его, это знамение судьбы. Родители коротали с ними вечера у камина – женщины рукодельничали, мужчины вели беседы. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона.
Последним художником, которому позировала Викторина в 1890 году, был Норбер Гонетт. Увидев свою мечту «глазами ясными, как влага ключевая» (Бодлер), художник вынужден будет впоследствии понять, что не здесь таится искомая им в современности ценность и неповторимость человека. Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице. И подростку, облик которого портретен (это Леон Коэлла), дано услышать их таинственные, то здешние, а то и нездешние (шлем, ятаган на кресле. ) голоса.
1832, Париж — 1883, Париж. Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане». М., «Искусство», 1965. 1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств.
Так кристаллизуется идея группового портрета, реализованная Фантен-Латуром в «Апофеозе Делакруа» (1864 г. ) и «Мастерской в Батиньоле» (1870 г. ). «Флейтист» 1866 года – безукоризненное по цельности произведение. С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком.
В 1861 посылает в Салон Портрет родителей (Париж, музей Орсе) и Гитариста (Нью-Йорк, музей Метрополитен), которые были замечены критикой и удостоились «Почетного упоминания». Изображениям женщин с детьми художник давал название «Материнство», одинокие женские фигуры именовались «Меланхолия», «Мечтательность», «Размышление». Новое поколение вознамерилось обратиться к жизни сегодняшнего города, к бытию людей в той специфической, пока еще совсем не освоенной живописью городской среде, которой свойственна особая подвижность, калейдоскопичность, стремительность и уже с этой «городской точки зрения» оценить жизнь остальной природы в ее изменчивых, временных перетеканиях. Им послужил городской сад Тюильри, где по выходным парижская богема собиралась для прогулок и светских бесед. Достаточно вспомнить поведение юноши во время июньских событий 1848 года или эпизод в дни декабрьского переворота, когда девятнадцатилетний Мане вместе с Антоненом Прустом, рискуя жизнью, не побоялся стать свидетелем разыгрывающейся на улицах Истории одного преступления (Гюго) – расстрелов в упор среди бела дня, актов варварской жестокости, совершенных в цивилизованной Франции. Во всей ее позе чувствуется подвижность и темперамент.
Уроженка Монмартра – Викторина-Луиза Мёран – мечтала только об одном: вырваться из нищеты. Государство призывало искусство быть «украшением и развлечением духа» (Эта вполне потребительская формулировка взята из обвинительного приговора другу Мане Шарлю Бодлеру, вынесенному в 1857 году на процессе против «Цветов зла». ). Образ «Флейтиста» волшебно двойствен: впечатление от него, казалось бы, мимолетно, почти неуловимо и вместе с тем крайне отчетливо.
Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой. М., «Советский художник», 1974. Меньше чем за десятилетний период творчества (если ограничить его «Любителем абсента» 1859 года и «Казнью Максимилиана», 1867) Мане успел испробовать почти все возможные в живописи жанры, включая бытовой исторический, «nu», пейзаж, марину, портрет, натюрморт. Прощальным напоминанием о невозможной любви стала картина Мане «Букет фиалок», на которой он изобразил фиалки с первого портрета Берты и веер – со второго и лист бумаги с надписью «Мадмуазель Моризо». Д. Чегодаев.
Он не хочет контакта со зрителем и не ищет его. Приблизительно одна десятая часть всех его картин – это морские пейзажи. Каким поразительным мужеством обладал этот погибающий и совсем еще нестарый человек. В империи Наполеона III, погрязшей в финансовых спекуляциях, коррупции, продажном политиканстве, самом беззастенчивом разврате и низменных оргиях, реализм означал бунт против того самодовольства и показного процветания, которыми прикрывался «Вавилон, населенный бездельниками и тупицами» (Бодлер) и по которым через несколько лет нанесет удар Парижская коммуна. В 1861 году Дега завершил огромную картину, размеры которой составляли 200 х 250см.
М. У. Тёрнера (с его картинами Каррьер познакомился во время поездки в Англию).
Работа Э. Мане пастелью способствовала смягчению его живописной манеры даже в тех случаях, когда он описывал далеко не поэтичные образы, навеянные произведениями современных ему писателей («Нана», 1877, Кунстхалле, Гамбург «У папаши Латюиль», 1879, Музей, Турин). Глава семьи сидит у стола, а жена вежливо стоит рядом. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями».
В очередной раз Мане меняет мастерскую— теперь она находится в западной части квартала Батиньоль. Статья «Импрессионисты» в книге «Мои художники». Человек, воспринимаемый в такой проекции, оставался неразгаданным до конца, но приобретал благодаря этому особую многоплановость, впитывал множество ассоциаций, звучащих «под сурдинку» отголосков ощущений, воспоминаний, чувств инстинктов он оказывался незримыми, но очевидными нитями связанным с той средой из которой сформировался.
Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Еще во времена романтизма зародилась идея своеобразной корпоративности людей, присягнувших творчеству, – «артистов», как называли они себя, – богемы, как называл их обыватель. Однако на раннем этапе идеал этот имел отнюдь не первостепенную значимость. В «Портрете Поля Верлена» более плотными мазками написана большая лысая голова поэта. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины.
Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Однако признать свою беспомощность общество это категорически отказалось. Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». Опыт последнего был особенно интересен. Портрет родителей художника, 1860, Париж, Музей Орсэ) и человека с гитарой (Испанский гитарист, 1860, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), удостоенного награды. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета.
Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Если допустить, что романтический пафос искусства Делакруа был вообще чужд Мане, то никак не объяснимы ни его интерес к «Ладье Данте» (картине излучающей такую кипучую страстность, такое трагическое мужество), ни бесспорная адекватность копии эмоциональной и живописной структуре подлинника. Тень фигуры не соответствует её положению. В. Н. Прокофьев.
Большинство из них выполнено с предельной точностью и выразительностью. Слово это, первоначально означавшее помощника живописца, подмастерья, вскоре превратилось в определение заурядного художника, ремесленника, «мазилы». Растущий в среде парижских мастерских авторитет художника, появление единомышленников, ценителей и активных проповедников его искусства вновь оживили возникшую еще в эпоху романтизма потребность в корпоративном единстве. Первые работы наметили и первые нововведения, связанные главным образом с контуром. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал толькоДелакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями».
Однако вскоре Эдуар находит новый сюжет для будущей картины. В середине 1870-х гг. В начале 1860-х годов Дега написал несколько полотен на исторические сюжеты («Спартанские девушки вызывают на состязание юношей», 1860 институт Курто, Лондон), а затем снова вернулся к портретам. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий.
Несколькими годами раньше Бодлер писал: «Чудесное окружает нас, питает как воздух, но мы не видим его». В конце концов победила его приверженность к искусству. Отец навел справки о возможности художественного обучения для сына. Если Золя в опубликованной в 1871 году «Карьере Ругонов» вспоминал о торжестве бонапартистского переворота «над еще не остывшим трупом Республики», что так напоминало «версальский Париж», торжествующий над трупом Коммуны, то во французской живописи тех лет не было, помимо Эдуарда Мане, художника, так негодующе и точно показавшего дно «большого света». Натурализм, проповедуемый Золя и выросший на почве позитивистской философии Тэна, не мог иметь к Мане никакого отношения, как, впрочем, не имело отношения и утверждение писателя, что искусство его друга находится «вне всяких моральных претензий». Особый интерес вызывают групповые портреты мастера, представляющие собой целую галерею образов художников и писателей («Слава Делакруа», 1864 «Ателье в Батиньоле», 1870).
Эдуар Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Взаимодействуя, оба эти импульса – «пустыня» города и всплеск иной, полнокровной жизни претворяются в картине 1862 года – «Викторина Меран в костюме эспада». Все это богатство светлых тонов служит как бы рамой для Олимпии. Здесь же рушатся все преграды и художник будто остается один на один с горделиво взирающей на него народной плясуньей – отнюдь не прекрасной с точки зрения европейца, зато раскованной, пылкой, чувственной, дразнящей и вызывающей в своей естественности (что особенно задело зрителей). 1860-х), Италии, Голландии (1872), посещая музеи и копируя картины Рембрандта, Тициана и др. Местом постоянных встреч Мане и его друзей стало кафе Гербуа в квартале Батиньоль, отсюда первоначальное название группы – «батиньольская».
И «Студенты Саламанки» и картины «в манере Веласкеса», сделанные, по-видимому, по мотивам офортов с «Менин» и еще каких-то испанских полотен, были необходимы Мане. В живописном отношении Олимпия – одна из вершин творчества художника. Бодлер не случайно посвятил ему в 1859 году статью «Художник современной жизни», где имя Гиса, однако, не фигурировало и где силою предчувствия поэта возникал не столько Гис, сколько прообраз художника будущего: человек, одаренный живым воображением, одиночка, без устали странствующий по великой человеческой пустыне. Зыбкие, призрачные формы выступают из коричнево-серого фона. То, что в Париже конца 30-х годов называли «франко-испанской» школой, представляло собой или эклектические перепевы формальных открытий испанского искусства XVII века или спекуляцию на занимательном этнографизме (Сиглер, Адольф Брюн, Деоденк). Край стола, на котором стоит бутылка, не согласуется с перспективой.
В декабре 1848 года Мане юнгой поднялся на борт парусного судна «Гавр и Гваделупа». Как и Энгр, он придавал большое значение рисунку, линии.
Наполеон III, основавший Салон Отверженных и посетивший его, заявил, что «подобное произведение оскорбляет нравственность». В зрелых творениях ощущается неповторимая живописная манера художника. А что представляет собой «Флейтист». Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Мане спрашивает, не согласилась бы она ему позировать.
Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Пусть рассудочность стимула, породившего замысел «Олимпии», снова, как и в «Завтраке на траве», не освободила композицию от налета подчеркнутой рационалистичности. И все эти «маленькие» люди – бродяги избавленные от связей с цивилизованной жизнью, все несут бремя своей свободы с мудрой и печальной горделивостью. Именно она и гипнотизировала Мане. В полотне 1873 года «Бал-маскарад в парижской Опере», написанном через некоторое время после разгрома Коммуны, глубоко потрясшего художника ирония эта перерастает в откровенный сарказм.
В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. Как можно классифицировать, например, «Завтрак в мастерской» 1868 года. 1869, ГМИИ, Москва «Тропинка в высокой траве», 1874, музей Орсе, Париж «В саду», ок. Такие необычные названия портретов («Симфония в синем», «Аранжировка в сером и черном» или просто «ноктюрн», «симфония», «гармония») объясняются прирожденной музыкальностью Уистлера, а также его желанием обратить внимание зрителя на сложные красочные созвучия, помогающие мастеру создавать поэтичные и искренние образы.
Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Но потом он поторопится вернуться в город и будет искать сюжеты в кафе, на подмостках сцены, на улицах или на катке, чтобы наконец кистью, омытой в процессе пленэрных экспериментов, написать свою «Нана» (1877 г. ) в абсолютно ином, лишенном натуралистической заземленности духе, чем это уже делал тогда в своем одноименном романе Золя. И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В теплице» и «В лодке» были встречены очень тепло. Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций.
Не слишком ли перегружен интерьер кабинета Золя деталями и атрибутами. Из современников Мане преклонялся перед Делакруа. Но тем не менее встретили «Олимпию» ничуть не лучше, чем «Завтрак на траве»: и зрители и пресса насмехались над творением Мане.
Сюжет исторической картины «Казнь императора Максимилиана Мексиканского», созданной как отклик на очередную политическую авантюру Наполеона III (начатую в 1862 году и закончившуюся в 1867-м гибелью французского ставленника, эрцгерцога Максимилиана), Перрюшо вслед за многими рассматривает как «предлог для тональных вариаций». 1892, музей, Понтуаз). В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро».
Художник вводит в искусство новых героев — разношерстную толпу бульваров, посетителей кафе, мир богемы. Скорее всего замысел картины «Нана» возник там во время одной из бесед. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки — она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Живописи это тоже коснулось.
Уже сам круг моделей красноречиво характеризует время и атмосферу их возникновения. При этом манера «Любителя абсента» сохраняет пока зависимость от пластических ощущений не столько Кутюра, как пишет Перрюшо, сколько опять-таки Курбе, усвоившего опыт Риберы и Сурбарана. Осуществившая дерзкий вызов общественной морали, картина поддается запрету в показе официальным салоном. Предшественник и вдохновитель импрессионистов. Уязвимость живописи «Завтрака», как и «Викторины Меран в костюме эспада», в отсутствии пленэрного единства, в разграничении на две световоздушные зоны: главной, где абрисы фигур ясны и замкнуты и второплановой с ее растворяемостью цветового мазка в солнечном сиянии, сверкающем во влажном отражении реки.
В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. «Флейтист» очищен от примет места и времени он оказывается наедине с самим собой – среда, его окружающая, неконкретна, это скорее эманация его ничем не выдающегося, но такого поэтического и всепоглощающего состояния. В художественных принципах картины Олимпия лежали во многом истоки всего последующего европейского искусства, а идолообразность женской фигуры прямо предвосхищала образы Поля Гогена.
Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». «Случайность» выбранного момента, ничем не выделяющегося среди предшествующих и последующих, подчеркивалась композицией изобилующей срезами фигур и предметов, предполагающей возможность продолжения изображенного за пределы холста. После возвращения из Испании Мане вновь приступает к написанию картин вопреки слухам, что сколь бы не была хороша следующая работа художника, жюри Салона всё равно её отвергнет. Она умеет бренчать на гитаре. Для автора книги перечисление их было удобным поворотом в ходе изложения.
О месте человека в природе Мане размышлял, помнится, еще в «Завтраке на траве». Выбранное по примеру Джорджоне, Тициана и Гойи (В период увлечения испанской труппой Мане написал «Лежащую женщину в испанском костюме», прямо идущую от гойевской «Махи одетой», которую он мог знать по гравюрным воспроизведениям. ) явление лежащей обнаженной женщины заведомо очищалось от всего случайного, от прямой взаимосвязи с конкретным окружением, от каких бы то ни было сюжетно-ситуационных разночтений. Позднее стиль художника значительно изменился. Более того, под кистью Мане жанры начинали взаимодействовать, переплетаться. Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника. Родители мечтали об административной карьере для сына, однако тяга к искусству пересилила и Мане поступил в Школу изящных искусств, в мастерскую Кутюра (1850—1856), где получил хорошую профессиональную подготовку. Его «Любитель» может быть поэтом, рапэном, артистом, ныне опустившимся, неопрятным ищущим забвения в алкоголе. Дядя, муж Лауры Беллели, сидит в кресле, повернувшись к зрителю спиной.
В середине 1870-х годов художник снова вернулся к написанию портретов. После обустройства в новой мастерской, в 1873 году Эдуар Мане пишет свою знаменитую картину «За кружкой пива» («Le Bon Bock») и впервые за последние почти 15 лет имеет огромный успех. Особо тёплые отношения Мане завязывает со скандальным поэтом Шарлем Бодлером. Не довольствуясь опытами Константена Гиса, равно как и графическим наследием предшествующего столетия (в частности, возможно, офортом Габриэля де Сент Обена «Стулья в Тюильри») (Заметим, что именно с 1859 года братья Гонкуры начинают публикацию своего «Искусства XVIII века», реабилитируя его в глазах современников. ), Мане уверенно идет к самостоятельному овладению проблемой и решает ее, перешагнув через всех своих предшественников.
«Завтрак на траве» вызвал яростные нападки публики — среди одетых мужчин сидела нагая женщина. Мане явно скучал в мастерской Кутюра. Один из друзей Дега однажды заявил: «Описывая интерьер, зачастую ведешь рассказ о частной жизни человека или семьи».
Удачливые авторы «махин» получали звания академиков, членов Института, за ними закреплялись государственные заказы, они преподавали в Школе изящных искусств, получали ордена, становились модными художниками. При работе над этими картинами Мане довелось испытать чувство радостного приятия мира, сообщившее кисти плавную легкость, а палитре – высветленность и светонасыщенность. Именно благодаря своей проницательности и внутренней честности Мане каждый раз испытывал затруднения, вынужден был конфликтовать, а зачастую и бросать начатое, когда имел дело с заказными работами. В 1857 он посетил старого мастера и попросил разрешения копировать в Люксембургском музее его Барку Данте (копии сохранились в музее Метрополитен и в Лионе).
Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882). Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. Выставлено пятьдесят работ— лучшие картины, созданные за десять лет творчества. Картина Эдуарда Мане «Казнь императора Максимилиана Мексиканского» в свете некоторых фактов и событий. За более чем десятилетний срок столкновений с проблемами пленэра (От «Музыки в Тюильри», «Завтрака на траве», жанра морского пейзажа, к которому художник периодически возвращался уже с 1864 года, сцен корриды, навеянных поездкой в Испанию, скачек, городского ландшафта до «Балкона». ) Эдуард Мане выработал собственную точку зрения, обусловившую своеобразное решение им тех задач, которые встали к началу 70-х годов уже перед всеми импрессионистами.
Благодаря совместной работе художник изучил технику Моне (изображение отдаленных объектов) и использовал ее при написании пейзажей с человеческими фигурами («Купание на Сене», ок. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из «Менин» Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Картина «Бал-маскарад» еще раз развенчивает легенду о Мане как о бездумном и легкомысленном живописце, поверхностно относящемся к современности.
Обучаться живописи Мане стал в 1850 году. То, что Мане искал в спектаклях испанских гастролеров, раскрылось ему не в массовой сцене, но в явлении отдельного героя: такого, как «Лола из Валенсии». Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из Менин Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем.
Первой подлинно масштабной работой Мане явился Завтрак на траве (1862). До этого времени Испания еще не сыграла во французской живописи предопределенной ей роли. Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя. По всей вероятности, к этому же году относится работа «Музыка в Тюильри» (Национальная галерея, Лондон), хотя некоторые исследователи творчества Мане датируют эту работу 1860 годом. На свидание с Сюзанной Эдуар бегал тайком, тщательно скрывая отношения с любимым.
Оно не только хотело познать новое – оно хотело видеть по-новому. Вовсе нет. В очередной раз Мане меняет мастерскую — теперь она находится в западной части квартала Батиньоль. Мане пишет натурщицу-парижанку, с худым, бледным телом, выступающими ключицами, так, как некогда изображали Венеру старые мастера: в той же величавой позе, с тем же пиететом, утверждая этим, что современность столь же эстетически ценна, столь же достойна отражения в искусстве (Олимпия, 1863, Париж, музей Орсе).
В портрете, написанном неторопливым, тяготеющим к сплавленности мазком, приглушенными, темными красками, слышатся ноты грустного прощания не только со своим прошлым, но, быть может, с прошлым самой патриархальной Франции. Сделав уже в 1860 году эпохальные открытия, Мане не торопится их немедленно продолжать. На этот раз отец, оценив многочисленное рисунки, привезённые из путешествия, уже не сомневался в художественном призвании сына и посоветовал ему поступать в парижскую Школу изящных искусств. увлеченно работает пастелью, которая помогала ему использовать достижения импрессионистов в области анализа цвета, сохранив при этом собственное представление о равновесии между силуэтом и объемом («Женщина, подвязывающая чулок», 1880, Собрание Нансен, Копенгаген).
Обе картины в числе прочих работ были показаны на выставке 1877 года. В области портрета Мане особенно активно работал со второй половины 60-х годов.
Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становитсяВеласкес. Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто.
Свою карьеру художника он начал с того, что расписывал фарфор. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). 1860—1870-е годы были наиболее плодотворными в творчестве мастера. То, что Перрюшо называет «топтаньем на одном месте», предшествующим возникновению «Музыки в Тюильри», представляется не совсем верным. Картину сочли «непристойной».
Художника не случайно называли живописцем современной жизни. Особо тёплые отношения Мане завязывает со скандальным поэтомШарлем Бодлером. Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой. Викторина родилась в семье гравёра Жана-Луи-Этьенна Мёрана и его жены Луизы-Терезы.
Поощряя огромные полотна с фигурами в натуральную величину, представляя их как образцы высокого искусства, государство создало условия для производства того, что рапэны столичных ателье окрестили на профессиональном жаргоне словечком «махина». Плавание через Атлантический океан и пребывание в Бразилии полностью перевернуло его мировосприятие. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. А как красноречивы страницы, рассказывающие о поведении Мане в период франко-прусской войны и осады Парижа. Портрет Стефана Малларме 1876 года вдруг дезориентировал Перрюшо. Родителями художника были французский юрист Огюст Мане (Auguste Manet, 1797, Женвилье — 1862, Париж) и дочь французского дипломата, консула в Гётеборге Жозе-Антуана-Эннемо Фурнье – Эжени-Дезире Фурнье (Eugnie-Desire Fournier). Чтобы задобрить отца, Эдуард подал портрет еще и на выставку в Парижский салон 1861 г. Эдуард Мане (douard Manet, 23 января 1832, Париж – 30 апреля 1883, Париж) – французский художник, гравёр, один из родоначальников импрессионизма родился в доме 5 по улице Бонапарта в парижском квартале Сен-Жермен де Пре.
Из-за финансовых сложностей Сюзанна была вынуждена постепенно продавать полотна своего мужа. Импрессионисты. Двойственность формального решения холста – эскизность, относительная пленэрность второго плана и четкость живописно трактованного силуэта главной фигуры, построенного на сочетании очищенных от светотеневой проработки черных, белых, розовых и лимонно-желтых пятен, усугубляют это впечатление. Кстати, сам шведский король Карл XIII был крёстным отцом матери Мане.
На лето 1870 года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Но этот романтический контраст у Мане приобретает неповторимую художественную новизну и силу. Перрюшо характеризует его фарисейское общество еще слишком мягко. Юношу привлекла эта скандальная слава.
Оно готовило и совершало революцию в складывающейся веками системе живописных методов. Вместе с тем его никак не устраивала та незначительная роль, которую они подчас отводили человеку, рассматривая его или как цветовое пятно (Клод Моне) или, в оптимальном варианте, как часть однозначно ликующей природы (Ренуар). Сюзанна – уроженка Голландии.
В 1852 году Мериме переводит пушкинских «Цыган». Силуэты портретируемых нечетки, словно размыты, в формах отсутствует материальность. У нее маленькое, но сильное, тонкое изящное тело. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Своеобразным итогом импрессионистического периода и всего творчества Мане явилось созданное им полотно «Бар в Фоли-Бержер».
Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Младшая, Джулия, сидит на стуле, поджав под себя одну ногу. Клод Моне, Поль Сезанн и Эдгар Дега становятся для автора «Олимпии» друзьями и последователями. Однако Мане с детства любил рисовать. Ставшее еще более тесным соприкосновение с реальной действительностью натолкнуло Мане на мысль создать единственную (если не считать батальной марины «Битва Кирсэджа и Алабамы, 1864 г. ) историческую картину – Казнь императора Максимилиана Мексиканского. Французский художник и график. Здесь он еще раз убедился, что современную палитру должен очистить пленэр.
Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. То были снова умозрительные иллюзии, не замедлившие обернуться против художника.
Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году. Ранние работы Фантен-Латура свидетельствуют о влиянии Г. Курбе и Э. Делакруа. Самые известные импрессионистские работы Мане – «Аржантей» и «В лодке» (обе 1874 года) написаны художником, придерживающимся принципиально иных позиций. Тогда, в 1867 году, писатели уже знали, что такой художник есть, но могли ли они предполагать, что он сумеет запечатлеть эту красоту с таким безусловным изяществом, безукоризненным вкусом, полнокровным артистизмом. Бонапартизм, уповавший на то, что с деньгами в одной руке и железом в другой «можно повести страну далеко», привел Францию к катастрофе, во время которой художник находился среди настоящих, а не казенных патриотов. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду.
Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). Даже в этом портрете Эдуар делает уступки буржуазной добропорядочности.
Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Художественные способности сына мало согревали отца, ведь он многое знал о тех крикунов в кафе, рисующих картины, яки не покупают и годами работают как батраки в газетах дешевке. Человек здесь – главный и сохраняющий свою неповторимо характерную ценность герой. Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице. Одной из самых интересных работ этого периода считается «Автопортрет на розовом фоне» (1873–1876, частное собрание, Париж).
Над этими картинами насмехались, а «Музыку в Тюильри» едва удалось спасти, поскольку раздосадованные зрители хотели проткнуть полотно своими тростями и зонтиками. В 1876 году жюри Салона отвергает обе картины Мане. Особенно мальчику нравилось, когда к ним приходил родной дядя (брат мамы), полковник Эдмон-Эдуард Фурнье, со своей супругой. Образ современной женщины вобрал в себя наиболее существенные стороны творческих размышлений Мане. К вопросу об источниках ранних произведений Мане.
Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней. Критика современников». Мать изображен с корзинкой в руке, перебирает клубки. (Уже в самом названии виделся намек на имя персонажа Дамы с камелиями Дюма-сына. ) Мане изобразил свою любимую натурщицу Викторину Меран, современную парижанку с худым бледным телом, в позе, освященной традицией, — так некогда великие мастера писали прекрасную Венеру. Но еще большее негодование в Салоне 1865 года вызвала «Олимпия» (1863, Париж, Музей Орсэ). Эдуар родился в Париже в состоятельной буржуазной семье.
С этого времени Мане, регулярно отвергаемый жюри салонов, сближается с группой молодых художников, которые вскоре будут названы импрессионистами. Клод Моне, Поль СезанниЭдгар Дегастановятся для автора «Олимпии» друзьями и последователями. Но в семье были дети, а юридическая карьера – обеспечивала благосостояние. Л., 1965. Эти, по определению Флобера, «маленькие статуэтки, маленькая музыка, маленькая литература» маячили прообразом поп-культуры XX века. В сборнике «Западноевропейское искусство второй половины XIX века». Таким образом, Мане не просто перерабатывает уроки Курбе, но создает принципиально новый образ «маленького», одинокого, безымянного человека, коротающего затянувшийся «досуг» в компании с бутылкой вина, образ, который надолго вошел во французскую поэзию и живопись. Он вынужден признать, что это полотно не только «великое по исполнению», но «еще более великое по бесконечности мыслей и ощущений, заложенных и сплетенных в нем». И это тогда, когда Мане, предпочитающий, по словам Перрюшо, «сюжеты спокойные», мог копировать в том же люксембургском музее «Алжирских женщин» – самое умиротворенное произведение великого романтика.
Кто же обслуживал эту новую, год от года умножавшуюся клиентуру. В эти моменты маленький Эдуард бросал игры с братьями и наблюдал за дядей, даже несколько штрихов на бумаге осмеливался сделать сам. ищущий нечто такое, что позволено назвать эссенцией современности» (Опубликованная только в конце 1863 года эта статья прозвучала своеобразным напутствием Мане после скандалов, разразившихся на выставке у Мартине и в «Салоне отвергнутых». ). Сюжет всегда переплавлялся Мане в живописно-пластические и психологические ценности.
Французский художник и график Эдгар Илер Жермен Дега родился в Париже. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879).