В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном. Всё воспитание Эдуарда проходило в буржуазной среде под дымчатым парижским небом. В «Нана» (1877, Кунстхалле, Гамбург) художник создает образ содержанки в духе романов Золя определенная «новеллистичность» ощутима и в картине «У папаши Латюйль» (Музей изящных искусств, Турне).
Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Завтрак в мастерской (1868, Мюнхен, Новая Пинакотека) и Портрет Эмиля Золя (1868, Париж, музей Д Орсе) ясно показывают, как возросло мастерство Мане. Художник выбирает из бесконечного потока бытия лишь мимолетный фрагмент, стремясь передать свежесть впечатления, создать у зрителя особое ощущение, что он свидетель всего происходящего сейчас, что каждое мгновение жизни может быть исполнено поэзии и художественной ценности. В 1866 началась дружба Мане с импрессионистом К. Моне. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье.
Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне). В них художник стремился передать сияние цветов, окутанных атмосферой, пронизанной светом – Розы в хрустальном бокале (1882-1883). перешёл к пленэрной живописи.
Тень фигуры не соответствует её положению. Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ.
Художник и здесь отталкивался от классических образцов (прежде всего от тициановской «Венеры»), но композиционная схема идущая от старых мастеров, была наполнена новым содержанием: автор подмечал угловатость хрупкой фигуры модели, ее полные независимости позу и взгляд изменилась техника живописи, приобретшая непосредственный эмоциональный характер. В этой двойственности, неповторимом сочетании мгновенного и вечного и заключалась одна из главных особенностей всего искусства Мане. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры.
Бар в Фоли-Бержер подводит итог творческим исканиям Мане. Он писал не мгновение, а процесс перевоплощения одного мгновения в другое. В связи с намечающимся «возрождением» техники пастели Мане пишет цветными мелками ряд произведений (например, «Портрет Ирмы Бруннер», около 1882, Музей дОрсе, Париж), отличающийся тонкостью красочных отношений. Портрет Демарси» (Метрополитен-музей) и «Осень. В «Осени» мастер использует новую колористическую гамму, правда, уже открытую в композиции «В лодке» (1874, Метрополитен-музей), — сочетание оттенков голубого с коричневатыми тонами.
Но, в конце концов, тяга к творчеству победила. Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой. Родители коротали с ними вечера у камина – женщины рукодельничали, мужчины вели беседы. Мане неоднократно писал портреты артистов испанского балета, гастролировавших в Париже. Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных».
В картине «Балкон» (1868, Музей дОрсе, Париж) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга. Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Другие крупные произведения Мане 60-х годов – Завтрак в мастерской (1868) и Балкон (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи.
Картина «Музыка в Тюильри» (1860, Национальная галерея, Лондон) — образ нарядно одетой толпы в оболочке бытового жанра. «Каждый день Джиллиан счищала лак и поздние добавления с полотна, участок за участком, – сказала Лена Стрингари, – и мы с замиранием сердца наблюдали за постепенными изменениями цветовой граммы, вернее, за возвращением аутентичной палитры использованной Мане. «Бар в Фоли-Бержер» — картина, которую он выставил в Салоне 1882 года, была написана широко и свободно, с невиданным мастерством. В 1863 Мане пишет картину «Завтрак на траве» (Музей дОрсе, Париж), которая под названием «Купание» была выставлена в скандально известном Салоне отверженных, где экспонировались произведения, не принятые официальным жюри. Родился в Париже 23 января 1832 в семье высокопоставленного государственного служащего. В эти же годы художник впервые достиг общественного признания. Первое значительное произведение — картина «Любитель абсента» (1858-1859, Ну Карлсберг, Глиптотека, Копенгаген), в которой в традиции живописи Веласкеса представлен деклассированный пропойца — наследник романтических бродяг сюжет картины мог быть инспирирован влиянием Ш. Бодлера, с которым художник познакомился в это время.
Оказав большое влияние на импрессионистов, Эдуард Мане сам не остался безучастен к их революционным поискам и открытиям. Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Синтезом предшествующих художественных исканий Мане явилась картина «Бар «Фоли-Бержер» (1881-1882, Институт Курто, Лондон). Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины Олимпия. Следы всего этого без труда обнаруживаются в его работах того времени.
В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. До1870-х Мане строил композиции большинства своих работ на основе картин Ж. -Б. -С. После школы он хотел стать мореходцем, но экзамены оказались для него слишком сложными. Нужно отметить, что картина В лодке – одно из высших достижений импрессионизма Мане. Особенно совершенна работа В лодке.
Прошло совсем мало времени, как им заинтересовалась вся культурная Европа. Толпа, хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами, не пугалась военного караула. В этих обсуждениях и были сформулированы основополагающие принципы импрессионизма. Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Эдуард Мане начал работать в офорте и литографии в 1862 году.
Как и обнаженная в Завтраке, Олимпия (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие. Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах. Среди прекрасных портретов кисти Мане первым следует назвать портрет Э. Золя в рабочем кабинете, эмоционально насыщенный портрет поэта С. Малларме (1876), портрет одного из деятелей Коммуны — А. Рошфора (1881).
На картине Флейтист (1866, Париж, музей Д Орсе) изображан юный пехотинец играющий на флейте. Сцены обыденной жизни становятся главными в творчестве Мане (с 1870-х), в его произведениях проявляются все новшества пленэрной живописи, разработанные его друзьями-импрессионистами. Мане поддерживал импрессионистов, однако никогда не выставлялся вместе с ними, считая, что битва за современное искусство должна разворачиваться только в рамках официального Салона. Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Последнее крупное произведение Мане – картина Бар в Фоли-Бержер (1881, Лондон, Институт Курто).
Композиция картины была навеяна рисункомРафаэляи образами картины КонцертДжорджоне. Провалив тесты, он не отчаивался и отправился в учебные плаванья при морской школе. Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Правда, его серии офортов, выполненные в 1862 и 1874 году, остались нераспроданными. В дни Коммуны был заочно избран в федерацию революционных художников.
Но начавшаяся в 1870 году франко-прусская война заставила на время забыть о живописи. С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. В 1860-е годы создаются «Самоубийца» (частное собрание), «Пейзаж с катафалком» (Метрополитен-музей), «Христос и ангелы» (там же), «Мертвый тореро» (Национальная галерея, Вашингтон). Это путешествие по океану в последующем сыграло не последнюю роль в творчестве художника. Рубенса, Рафаэля, маскируя свои «заимствования» изображением современной обстановки и демонстрируя таким образом, что мог бы дать новую жизнь современной живописи, не порывая с традицией.
Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Особым нападкам подверглась «Музыка в садах Тюльери», где Мане, отказавшись от детализации, сумел передать образ динамичной толпы черточками и пятнами света на холсте. Но настоящее признание пришло спустя многие годы, когда художник уже был неизлечимо болен.
В 1874 — в год первой выставки импрессионистов, Мане едет «в малую столицу импрессионизма» — Аржантей, где работают К. Моне и О. Ренуар. Четырнадцать работ художника, представленных на частной выставке в кафе Мартинэ (1863), показали новую манеру художника, дерзко нарушающего догмы искусства («Лола из Валенсии», 1862 «Уличная певица», 1862 «Музыка в садах Тюльери», 1860 и др. ). Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния.
Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал Олимпию с игральными картами), добивается особой интенсивности цвета. Первой подлинно масштабной работой Мане явился Завтрак на траве (1862). Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Начиная с Завтрака на траве, отвергнутого официальным Салоном и выставленного в только что открывшемся Салоне отверженных, берет начало непримиримый конфликт Мане с официальным искусством.
Возмущало даже название полотна, ведь художник не последовал традиции оправдывать наготу своей модели, дав ей мифологическое имя – например, Венера или Даная. Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество. Если бы у него было стопроцентное зрение, то он никогда бы не создал свои шедевры, жанр которых журналисты назвали как «импрессионизм». В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры.
В традициях старых мастеров исполнен и «Портрет родителей» (1860, частное собрание, Париж), выполненный как жанровая картина Мане одним из первых художников заметил отчужденность людей друг от друга изображенные им персонажи находятся рядом, но словно не обращают внимания на окружение. С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством. В скромно сервированном завтраке, пучке спаржи, нескольких фруктах (один из лучших натюрмортов Мане изображает лишь один лимон) и особенно в цветах художник раскрывает поистине драгоценное колористическое богатство, тончайшие оттенки цвета. В итоге, полотно перевесили в самый дальний зал Салона так высоко, что ее почти не было видно. Как и в собраниях Лувра, его везде интересуют «секреты» живописи старых мастеров, преимущественно Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Халса, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Ватто и Шардена, а среди новых — Делакруа.
Первые работы наметили и первые нововведения, связанные главным образом с контуром. Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции.
Зритель следил за переменчивой кистью художника, пытаясь найти логику в его картине. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес.
С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из Менин Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Две недели он провёл на пришвартованном паруснике и, чтобы не мучиться от скуки и безделья, рисовал. 1868-1869).
Мане явно скучал в мастерской Кутюра. Особенно мальчику нравилось, когда к ним приходил родной дядя (брат мамы), полковник Эдмон-Эдуард Фурнье, со своей супругой. Под впечатлением кровавых событий во время подавления революции Мане создал акварель «Баррикада», выразительно передав жестокость палачей и мужество коммунаров. Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя. Спустя год ему ампутировали ногу и через несколько дней он умер в агонии от боли.
Таков самый интересный офорт Мане «Очередь в мясную лавку». Наиболее известные из них — иллюстрации к поэме Шарля Кро, сделанные в офорте и к «Ворону» Эдгара По, сделанные в технике литографии.
В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). 30 апреля 1883 года Эдуард Мане скончался. Шардена,, П. -П. Если в ранних работах художник был склонен несколько романтизировать действительность, то теперь он открывал подлинную красоту повседневного течения жизни. В длительном плавании в его душе родилось какое-то особенное ощущение моря. Художник планировал написать серию полотен – аллегорий четырех времен года, которые должны были олицетворять четыре его подруги, однако смог завершить только два – Весну, моделью для которой послужила Жанна Демарси (1881, частное собрание) и Осень, где моделью была Мари Ларан (1882–1883, Нанси, Музей изящных искусств).
Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане».
Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. Портрет Лоран» (Музей изящных искусств, Нанси), где изображенные артистки представлены как аллегории времен года, ощущается некое предчувствие стиля модерн: плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а фигуры показаны в профиль. Летом 1870 г. Мане создал свою первую картину на свежем воздухе – Сад. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Пленэр (живопись на открытом воздухе) не изменил, но обогатил уже сложившуюся живописную систему Мане.
В конце концов победила его приверженность к искусству. Правда, не обошлось и без казусов: упрёки и грубая критика со стороны Дюранти вынудила Мане вызвать последнего на дуэль, которая и состоялась, приведя к ранению обидчика. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их острым современным звучанием, полемически внося в известные классические композиции изображение современного человека. После войны «банда Мане», как называли художников-«батиньольцев» обыватели от искусства, вновь собралась в Париже. Обучаться живописи Мане стал в 1850 году.
Мане упорно изучал натуру, писал этюды натурщиц и пейзажи в Фонтенбло, ездил в Нидерланды, Италию, Австрию, Германию (1853—56). Он был очень свободолюбивым мальчиком, любил природу и часто убегал к морю. Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882). Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). Трудно определить однозначно жанр последней большой картины художника – Бар в Фоли-Бержер (1881-1882).
Изменилась и техника художника, она стала подвижной, мазки приобрели разнообразную форму. Мане добивается известности, хотя и скандальной. Такие работы, как Большой канал в Венеции (1874), Мостильщики, улица Монье (1878), Подавальщица пива (1878) обнаруживают своеобразие импрессионизма Мане и его поиски в этом направлении. Его отец – Огюст Мане был шефом отделения в Министерстве юстиции. Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность.
Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Изображение самого текущего времени было подлинной целью творческих исканий художника.
Бунтарский дух заставлял его искать не совсем обычные пути в жизни. Часто он делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные. В 1850–1856 учился в Школе изящных искусств в Париже у Тома Кутюра (1815–1879), одного из самых известных французских художников-академистов того времени. В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии.
При этом композиционным и живописным строением произведения, а также его размерами художник утверждает поэтическую значительность образа. Мане постоянно ссорился со своим учителем он стремился передать «настоящий дневной свет» и «писать жизнь в разное время такой, какая она есть». Если откровенная полемичность привнесла в картину Завтрак на траве нарочитость и искусственность, то написанная в том же году Олимпия (1863) – произведение редкого художественного совершенства. Разрушая традиционные каноны бытовой живописи, в частности, отказываясь от четкой сюжетной мотивировки, Мане воспользовался иконографическими мотивами картин «Концерт» Тициана (в 19 в. приписывался Джорджоне), «Паломничество на остров Киферу» Ватто и «Девушки на берегу Сены» Курбе, а для построения композиции — гравюрой Раймонди с рисунка Рафаэля «Суд Париса».
Более поздние работы отличаются непринужденной эскизностью. Мане явно скучал в мастерской Кутюра. Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран.
Со временем Мане все чаще отказывался от композиционных схем классики, стремился воссоздать как бы случайно увиденные, подсказанные самой жизнью решения (таков «Флейтист», 1866 и др. ). Он пишет своего друга Моне и его жену в лодке, которую они называли «плавучей студией» (1874, Мюнхен, Новая Пинакотека) и в том же году создает полотно Вечер (Турне, Музей изящных искусств), где также изображены две фигуры в лодке. К «испанскому» циклу относятся также «Гитарерро» (Метрополитен-музей) и «Викторина Меран в костюме эспады» (там же). Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. 1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств.
Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу. Благодаря дядюшке Эдмунду, регулярно водившего мальчика по музеям, Мане открыл для себя Лувр, что оказало решающее влияние на его личную и творческую жизнь. Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина «Аржантей» (1874, Музей изящных искусств, Турне). Увлечение испанской темой заметно ослабевает после поездки в Испанию в 1865. В 1874 году он поехал в Аржантей, где работал на пленэре рука об руку с Моне и Ренуаром. В последние годы жизни он работал в основном пастелью и акварелью. Необычайной свежестью, чистотой привлекает его цветовая палитра («В лодке», 1874 «Аржантейль», 1874 «Семья Моне в саду» и др. ). Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса.
Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. Картина «Бой «Кирседжа» и «Алабамы» (1864, Музей искусств, Филадельфия) представляет морское сражение двух американских кораблей армии северян и южан, близ Шербура. В июле 1849 года, после возвращения в Париж, Мане ещё раз безрезультатно попытался сдать экзамен в Морскую школу. В том же темном колорите, что Любитель абсента, написана Музыка в Тюильри (1860, Лондон, Национальная галерея).
Через несколько недель в Салоне отверженных (1863) была выставлена новая картина Мане «Завтрак на траве», где художник в эпизоде завтрака на лоне природы, по примеру мастеров Возрождения, представил обнаженную модель рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами. Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. (Этот прием, впервые найденный Эдуардом Мане восемьдесят лет назад, с успехом применяется и сегодня кинематографистами. ) Но публика холодно приняла картину, где «героиней» была опять-таки особа «низшего круга» и Мане с присущей ему иронией сказал Альберу Вольфу, что ничего не имел бы против прочесть, пока еще жив, великолепную статью, которую тот напишет после его смерти. Будучи практически прикованным к креслу, он нарисовал картину «Бар в Фоли-Бержер», после которой его мастерство было признано официальнов Салоне 1882 года.
Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней.
Да, теперь было слишком поздно. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против).
Мане поступил в артиллерию в звании лейтенанта. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. он учился в коллеже Роллэн. Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных».
Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Все это объединено в сцену современной жизни с предельно прозаической сюжетной мотивировкой (что может быть банальнее продавщицы за стойкой бара. ), претворенной художником в образ изысканного совершенства. В том же году Мане пишет «Олимпию» (Музей дОрсе, Париж). О ком рассказать в первую очередь. Существуют четыре версии последней композиции: в Музее изящных искусств Бостона в Национальной галерее Лондона в Национальной художественной галерее в Копенгагене (все – 1867) и в Кунстхалле в Мангейме.
Он кончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Он любил изображать людей и у него это хорошо получалось, в отличии от своеговизави. В начале 1860-х гг. Художник полагал, что достиг этой цели в картине Любитель абсента (1859, Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека).
У многих картин этого периода трудно даже определить жанр. Это связанно с тем, что художник в одном произведении нередко объединял изображение быта и пейзажа – например, в таких работах, как: Завтрак в мастерской (1868), Балкон (ок. Различие в их фамилиях всего лишь в одной букве, второй по счету, буква «А» первая, вот таким образом справедливо начать с Мане. Возвратившись в Париж, настоял на возможности обучения живописи и в течение семи лет (1849—56) занимался в мастерской Т. Кутюра.
В офорте он использовал свою излюбленную композицию, построенную на темном резком силуэте. Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером. Влияние старых мастеров сказалось в первых работах художника, благосклонно принятых публикой («Испанский певец, », 1860 «Мальчик со шпагой» и др. ). Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона.
Рисовать начал еще в коллеже. В живописном отношении Олимпия – одна из вершин творчества художника. Омрачил все впечатления от Рио-де-Жанейро укус змеи. Юношу привлекла эта скандальная слава.
Уже на первых порах талантливое и мятежное нутро юноши давало о себе знать. В декабре 1848 года Мане юнгой поднялся на борт парусного судна «Гавр и Гваделупа». Мане также сделал рисунки для ксилографии к поэме С. Малларме «Послеполуденный отдых фавна». В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро».
В силу того, что этот материал не биографический, нужно перейти к его стилю рисования. Родился в семье крупных чиновников. Именно это стремление сделать предметом искусства саму окружающую действительность и сплотило вокруг художника молодых новаторов, за которыми вскоре утвердилось название импрессионистов. Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника.
Эдуард настойчиво стремится к признанию в Париже, но его ранние работы отвергаются критиками. В начале 60-х годов художник порой близко пересказывает в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей (Лола из Валенсии, Гитарист, Испанский балет). Художника не случайно называли живописцем современной жизни. Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. После смерти Бодлера художник сближается с Э. Золя, пишет его портрет.
На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Так, на раннем натюрморте Пионы (1864-1865) изображены распускающиеся красные и бело-розовые бутоны, а также уже расцветшие и начинающие увядать цветы, роняющие лепестки на скатерть. В том же году Мане написал картину Олимпия (Париж, музей Д Орсе), на которой изображена лежащая на ложе обнаженная девушка, которой служанка-негритянка подносит букет цветов, – сюжет, восходящий через Гойю к Тициану и Джорджоне. В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана).
Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Тема «выключенности» человека из среды и тут остается главной. Еще больший скандал сопутствовал картине Мане «Олимпия» (1863), представленной в Салоне 1865. Но при таком количестве аналогий картина Мане очень оригинальна.
Мане Эдуард (Manet), французский художник. В этих богатых цветом полотнах с удивительным мастерством передано чувство полноты жизни. В начале 1850 вместе со своим другом по гимназии А. Прустом (в будущем — автор воспоминаний о Мане) учится в Школе изящных искусств в Париже у Т. Кутюра известного мэтра салонного и академического искусства, прославившегося картиной «Римляне эпохи упадка» (1847, Лувр). В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели.
Дядюшка был добродушным низеньким толстяком с маленькой бородкой и всегда смеющимся лицом. В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. В парных композициях начала 1880-х годов «Весна. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872).
Но особенно важную роль в формировании этого течения сыграло творчество Эдуарда Мане. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. В 1839 г. Эдуарда отдали в пансион аббата Пуалу в Вожираре, а в 1844-1848 гг.
Своих моделей нередко одевал в испанские наряды – Гитареро (1860), Викторина Меран в костюме эспада (1862). При этом главным для него был ритм линии, передающий струящееся движение внутри силуэта. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху.
Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист». К примерам «чистой» живописи относится «Флейтист» (1866, Музей дОрсе, Париж).
К числу таких картин относится «Завтрак на траве», где импозантные кавалеры находятся в обществе обнажённых дев, «Олимпия», чья откровенность настолько раздражала публику, что устроителям выставки пришлось повесить картину как можно выше, опасаясь, что её проткнут в негодовании тростью или зонтом. В 1848 отправляется в поход на корабле в Рио-де-Жанейро. Так, прима-балерина испанской труппы изображена за кулисами перед выходом на сцену – Лола из Валенсии (1862), а в картине Испанский балет танцоры запечатлены в момент выступления (1862). В 1853 году он совершил традиционное для французских художников путешествие в Италию, где посетил Венецию и Флоренцию.
Мы сравнили портрет с другими женскими портретами Мане этого периода его творчества. Юношу привлекла эта скандальная слава. Моне состоялся как художник в полной мере именно как пейзажист, который благодаря своему дефекту и болезни (катаракта) открыл новый жанр живописи.
В итоге картина не только приобретает законченность стиля, но при этом превращается, в значительной степени из ренессансного окна в мир в поэтический образ мира. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий.
Он запечатлел Париж в дни блокады и голода. Другие крупные произведения этого периода – Нана (1876–1877, Гамбург, Кунстхалле) Портрет г-на и г-жи Жюль Гиме в оранжерее (1879, Берлин, Национальная галерея) и В кабачке папашиЛятюиль (1879, Турне, Музей изящных искусств). История известности ихнастолько пропитана фонетикой, так что придется идти по алфавиту. Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего.
В это время для Мане особенно ценной была поддержка, оказанная его друзьями и поклонниками. Картина была выставлена на Салоне 1865 и подверглась яростным нападкам критиков. Дальнейшее творчество Эдуарда Мане не изменяет своей направленности и продолжает свою линию. В представленном здесь образе обнаженной женщины на ложе (как и в «Завтраке на траве», это Викторина Меран в ногах женщины помещена черная кошка — бодлеровский символ из «Цветов зла»), напоминающем во многом традиции жанра у Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Гойи и Энгра, присутствуют и приметы нового времени — черты марионетки и фетиша.
В этих произведениях искусство Мане достигло наибольшей зрелости и совершенства. По поводу создания этой картины Мане говорил своему другу, журналисту А. Прусту: Когда я был в ателье, я копировал Джорджоне, нагую женщину с музыкантами.
Во всех этих работах есть оттенок известной театральности и игры. Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года. Эдуард Мане родился 23 января 1832 г. в Париже. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж).
Во время осады немцами Парижа (1870) художник стал артиллеристом и находился в рядах защитников города. К концу 1860-х годов Мане приобрел двусмысленную репутацию. Приблизительно одна десятая часть всех его картин – это морские пейзажи. Так, он создает «Лолу из Валенсии» (1862, Музей дОрсе, Париж) — портрет испанской артистки на фоне театральных кулис, «сокровище с розово-черным мерцанием» (Бодлер). Одновременно художник разрабатывает «испанскую» тему.
При жизни его называли якобинцем живописи, попирающим традиции и хороший вкус. В 1867 Мане строит собственный павильон на всемирной выставке в Париже, для которой он создает не без влияния Гойи картину «Расстрел императора Максимилиана в Кверетаро», повествующую о бесславной кончине ставленника Наполеона III на мексиканский престол.