Расставанием с художественными традициями романтизма стала картина художника «Любитель абсента», созданная в конце 1850-х годов. В этих произведениях Мане утверждал право на изображение в живописи своих современников без всякой идеализации, открыв тем самым новую тематику для Ренуара, Дега, Писсарро и других художников, стремившихся к правдивому воссозданию действительности. Кто не знал Мане, были уверены в отсутствии опыта у художника.
Через некоторое время, после объявления Парижской коммуны, Мане был включен в подготовительный совет вновь созданной Федерации художников, однако сам он был далёк от политики. Отец будущего художника, Огюст Мане, служил в министерстве юстиции, а мать была дочерью дипломата. Бар в Фоли-Бержер Мане написал уже в статусе признанного художника. Художник Эдуард Мане родился в Париже в 1932 году в семье руководителя департамента министерства юстиции. Травля Мане со стороны чиновников от искусства и «просвещённой публики» вынудила художника буквально бежать в Испанию, где он, однако, с пользой провёл время, знакомясь с работами Эль Греко, Веласкеса и Гойи, находя в них оправдание своего эстетического вкуса.
Позже совершил путешествие по музеям Италии, Германии, Австрии, Голландии, Испании, где, как любой начинающий художник, копировал работы великих мастеров – Тициана, Веласкеса и Рембрандта. Общаясь с известными художниками, поэтами, писателями и черпая вдохновение из их творчества, Эдуард Мане развивает свой индивидуальный стиль написания картин. Был в жизни художника и страстный роман с натурщицей Викторией Мёран, с которой он писал свои самые знаменитые полотна. Французских художников Клода Моне (Oscar-Claude Monet) и Эдуарда Мане (Edouard Manet) часто путают, причем не только современные ценители искусства, но и жившие в одно время с художниками.
С этого момента Мане становится признанным вождем «независимых» художников. Как это часто бывает, эпитеты «гениальный художник», «великий Мане» и прочие лестные отзывы при своей жизни он так и не услышал. Отношения между Кутюром и Мане складываются прескверные, но, тем не менее, молодой художник терпеливо проходит обучение у мастера до конца. После войны «банда Мане», как называли художников-«батиньольцев» обыватели от искусства, вновь собралась в Париже.
К 1858 году Мане приобрёл в Париже известность как художник, подающий надежды. Отец будущего художника, Огюст Мане, служил в министерстве юстиции, а мать была дочерью дипломата. Эдуарда Мане (1832-1883) считают одним из основоположников импрессионизма, хотя свой творческий путь он начал как художник-жанрист. Эдуард Мане родился в состоятельной семье и никак не отвечал сложившему представлению о богемном художнике.
С этого времени Мане, регулярно отвергаемый жюри салонов, сближается с группой молодых художников, которые вскоре будут названы импрессионистами. В самом начале творческого пути, Мане часто копировал сюжеты классических художников.
Эдуард Мане считается одним из величайших художников-импрессионистов. Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах. Однако, жажда быть известным в порядочном обществе, пользоваться успехом, не покидает его. Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист». Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями».
Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Нужно отметить, что картина В лодке – одно из высших достижений импрессионизма Мане. При жизни его называли якобинцем живописи, попирающим традиции и хороший вкус.
В 1870-80х гг. В связи с тем, что Мане был дружен с поэтом Ш. Бодлером, существует традиция сравнивать их творчество. Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений. Однако, начиная уже с 1874 года Мане вполне вырабатывает свой оригинальный стиль, особенности которого во многом сближают его с молодым тогда движением импрессионистов (в этой связи стоит отметить так же дружбу Мане с Дега, одной из ключевых фигур импрессионистского движения).
15 апреля 1874г. А. Якимович в статье «О построении пространства в современной картине» выделяет ключевые фигуры, «узлы» во всей истории искусства, которые внесли принципиально новое в концепции пространственного построения. На этом этапе художник создает работу «Бой быков», от которой сохраняет фрагмент – «Мертвый тореро» пишет религиозную композицию Христос с ангелами. Омрачил все впечатления от Рио-де-Жанейро укус змеи.
По свидетельству современников, Мане был признанным авторитетом этой группы, тем не менее, это неформальное собрание было достаточно либеральным, его участники не боялись критиковать Мане. Он создает портреты современников: «Портрет Малларме», «Портрет Фора в роли Гамлета» (1876), «Портрет Жоржа Клемансо» (1879). Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Шардена,, П. -П. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий.
Это связанно с тем, что художник в одном произведении нередко объединял изображение быта и пейзажа – например, в таких работах, как: Завтрак в мастерской (1868), Балкон (ок. Дядюшка был добродушным низеньким толстяком с маленькой бородкой и всегда смеющимся лицом. Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. Но опасаясь слишком жесткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка».
Картина «Завтрак на траве» экспонировалась в Салоне отверженных, где были выставлены произведения, отвергнутые жюри официального Салона. При таком подходе часть полотна, видимая с близкого расстояния, является не чем иным, как увеличенной деталью отдалённого вида. и Янсон Э. Ф.
Более поздние работы отличаются непринужденной эскизностью. Под впечатлением кровавых событий во время подавления революции Мане создал акварель «Баррикада», выразительно передав жестокость палачей и мужество коммунаров. Рисунок – единственный предмет, по которому у будущего художника стоит оценка «хорошо». Только «Любитель абсента», написанный по правилам живописной техники Кутюра, вызвал категорическое неприятие своим сюжетом: на холсте изображен не мифологический герой, а обыкновенный бродяга-люмпен, любящий выпить. Чугунная ограда отделяет городскую улицу от железнодорожных путей.
Один из самых известных трудов по французскому импрессионизму – книга Д. Ревалда «История импрессионизма». После импрессионистических поисков, Мане вновь возвращается к своей манере. Уйдя от Кутюра, Мане уничтожил все картины, созданные за это время. Надо ли говорить, что эта картина произвела еще больший скандал, нежели предыдущая работа мастера.
К числу таких картин относится «Завтрак на траве», где импозантные кавалеры находятся в обществе обнажённых дев, «Олимпия», чья откровенность настолько раздражала публику, что устроителям выставки пришлось повесить картину как можно выше, опасаясь, что её проткнут в негодовании тростью или зонтом. Сцены обыденной жизни становятся главными в творчестве Мане (с 1870-х), в его произведениях проявляются все новшества пленэрной живописи, разработанные его друзьями-импрессионистами. В картинах «Балкон» и «Завтрак в мастерской» показан облик современников художника.
По остальным – «неудовлетворительно». Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Но, в конце концов, тяга к творчеству победила. высветление палитры2.
Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Он запечатлел Париж в дни блокады и голода. Мане также обратился к работе на пленэре.
Новаторство художника не было понято, если не считать небольшую группу его друзей. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением голой натуры. приверженность к темным тонам, 4. Создает морские пейзажи и многочисленные натюрморты, «Бой Кирсэджа и Алабамы». Известны случаи материальной помощи К. Моне с его стороны. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду.
Также автор высказывает мнение, что Мане «будто экспериментировал» с публикой, предлагая то картины на испанские темы, то сюжеты с современными парижанами, то пленэрные работы. Актуальность и новизна исследования. Мане участвует в военных событиях, делает зарисовки баррикад, расправы версальцев с коммунарами. На этом этапе художник особенно близок импрессионистам: он обращается к работе на пленэре: «На пляже», «Купальщицы на пляже» (1873). Сложно сказать чей вклад в живопись был весомее, но сейчас Клод Моне является более популярным и узнаваемым художником, чем его друг. Стоит заметить, что как только Моне приехал в Париж из Гавра, он искал встречи и знакомства с Мане, Ренуаром, Базилем и другими уже именитыми импрессионистами на то время. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. Вот таким образом, копии Мане не похожи на копии исполненные его современниками. Изменилась и техника художника, она стала подвижной, мазки приобрели разнообразную форму.
Но при таком количестве аналогий картина Мане очень оригинальна. Мане тщательно копирует их. В 1875 появляется «голубая симфония» – «Гондолы на Большом канале в Венеции». Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции.
ориентация на мастеров прошлого3. Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран. Он против академической школы Кутюра, не приемлет классицизм Энгра и Давида.
Во-первых, приведем отрывки их писем и воспоминаний о Веласкесе и Гойе: О Веласкесе писал его современник, учитель: «так хорошо, так похоже на модельего способность казалась чудом» Гойя в письмах определяет место художника: «живопись выбирает Вселенной то, что наилучше соответствует её целям, она соединяет в едином вымышленном образе явление жизни и свойства характеров, которые природа рассеяла повсюду и благодаря такому искусно построенному сочетанию получаются удачное подражание, в силу которого художник и именуется творцом, а не покорным копировщиком». Среди прекрасных портретов кисти Мане первым следует назвать портрет Э. Золя в рабочем кабинете, эмоционально насыщенный портрет поэта С. Малларме (1876), портрет одного из деятелей Коммуны — А. Рошфора (1881). Так, одно из самых ранних его произведений – Любитель абсента (1859 –кажется прямой иллюстрацией к Цветам зла Бодлера. Это, однако, не привело к превращению Мане в модного конъюнктурного художника (каким отчасти стал Курбе после некоторых успехов в Салоне) — в 1874 году жюри отвергает его «Бал-маскарад в Опере». появление портретного жанра.
После возвращения из Испании Мане вновь приступает к написанию картин вопреки слухам, что сколь бы ни была хороша следующая работа художника, жюри Салона всё равно её отвергнет. В живописном отношении Олимпия – одна из вершин творчества художника. он учился в коллеже Роллэн. Клод Моне, Поль Сезанн и Эдгар Дега становятся для автора «Олимпии» друзьями и последователями.
Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. работа практически во всех жанрах2.
Пространство бара, отраженное в зеркале за спиной продавщицы, расширяется до бесконечности, превращаясь в искрящуюся мириадами огней и цветовых бликов поэтическую среду, в которой предметы и фигуры обретают новую жизнь. Была открыта большая выставка его произведений в Школе изящных искусств. В скромно сервированном завтраке, пучке спаржи, нескольких фруктах (один из лучших натюрмортов Мане изображает лишь один лимон) и особенно в цветах художник раскрывает поистине драгоценное колористическое богатство, тончайшие оттенки цвета. Здесь он проведет следующие три года своей жизни. Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года.
Отец категорически отказывается отдавать сына на обучение в художественные школы. Что трактовалось как непристойность. Они были сосредоточены на произведениях великих мастеров: Андреа дель Сарто («Мадонна дель Сакко») 1857 г., Тициана («Венера Урбинская», «Мадонна с кроликом», «Юпитер и Антиопа») 1856 г., Делакруа («Ладья Данте») 1858 г., Филиппо Липпи («Голова молодого человека»). Вступительные испытания в мореходную школу в 1847 снова провалены. Как и обнаженная в Завтраке, Олимпия (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане.
Изображение самого текущего времени было подлинной целью творческих исканий художника. Поль Сезанн как-то заметил, что Мане многим обязан Кутюру. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона.
Фиаско на некоторое время сбило Мане с индивидуального пути: он с трудом находил интересные сюжеты, некоторые элементы откровенно заимствовал у известных художников. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Творческая жизнь в Париже затихает и сворачивается. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния.
Его первые самостоятельные работы находят положительные отклики у публики. Фон дан условно – мы видим некие перекладины. Основные цвета этой работы – красный, белый и черный. На идейном уровне работу можно трактовать как поиск и жажду признания.
Бар в Фоли-Бержер подводит итог творческим исканиям Мане. Прямо там художник начинал работу над своим творением. Такова была его художественная программа. Янсон Х. В. В них художник стремился передать сияние цветов, окутанных атмосферой, пронизанной светом – Розы в хрустальном бокале (1882-1883).
Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. А ее фигура, отраженная в зеркале, склоняется с заученной грацией к подошедшему посетителю. Именно на этом этапе появляются первые портреты современников – Э. Золя, Т. Дюре, портрет жены в картине «Чтение» (1868)Итак, для третьего этапа характерно:1.
Помимо этого он занимался живописью и создавал потрясающие гравюры. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. перешёл к пленэрной живописи.
Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Э. Мане начинает рисовать, обучаясь в коллеже. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). В декабре 1848 года Мане юнгой поднялся на борт парусного судна «Гавр и Гваделупа».
В «Завтраке на траве» он словно стремился переосмыслить темы старых картин и, в первую очередь, тему «Сельского концерта» Джорджоне. Художник всегда работает в мастерской, наедине с самим собой. В последние годы Э. Мане работает над циклом «Времена года», но осуществил он всего две картины – «Весна» и «Осень» (1881).
Художник пересоздавал и анализировал образцы, словно размышляя с кистью в руках над характером старой живописи. Тень фигуры не соответствует её положению. Таков самый интересный офорт Мане «Очередь в мясную лавку».
Творчество художника это явление в истории искусства. Тень фигуры не соответствует её положению. В последний апрельский день 1883-го не стало Эдуарда Мане, картины же его – бессмертны.
Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. увлеченно работает пастелью, которая помогала ему использовать достижения импрессионистов в области анализа цвета, сохранив при этом собственное представление о равновесии между силуэтом и объемом («Женщина, подвязывающая чулок», 1880, Собрание Нансен, Копенгаген). С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком.
Также художник отказывается от пространственных качеств формы. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из Менин Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Его сдержанные родители дают ему достойное порядочного буржуа воспитание.
Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Местом постоянных встреч Мане и его друзей стало кафе Гербуа в квартале Батиньоль, отсюда первоначальное название группы – «батиньольская». Те современники Мане, которые также были «анти-академиками» – Курбе и Милле – также не вдохновляли художника. Акцент переносится на современное событие, поиск сущности в окружающем мире.
Перед безвременной кончиной маэстро создал свое последнее полотно – «Бар в «Фоли-Бержер». Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Прокофьева указывает на неиндифферентность Мане к политическим событиям: его творчество формировалось и эволюционировало в эпоху 2-ой Империи и 3-ей Республики и Мане никогда не оставался безучастным к событиям в Париже. Устойчивый интерес к испанским художникам: Гойе, Веласкесу, Мурильо, Зурбарану. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). В-третьих, общее стремление к демифологизации находит свое яркое воплощение в работах Гойи и Веласкеса.
Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. Он пишет самую знаменитую работу 60-х гг. У многих картин этого периода трудно даже определить жанр. В начале 1860-х гг.
Можно привести высказывание Ш. Бодлера о картинах вообще: «все должно содействовать выражению основной идеи, все должно хранить ее изначальный колорит, опознавательные цвета». Юношу влекла скандальная слава. В конце концов победила его приверженность к искусству.
Первой подлинно масштабной работой Мане явился Завтрак на траве (1862). В середине 1870-х гг. С их палитры практически ушёл чёрный цвет. Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона.
В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. Особенно мальчику нравилось, когда к ним приходил родной дядя (брат мамы), полковник Эдмон-Эдуард Фурнье, со своей супругой. Тяготение к «реалистическим» сюжетам и трактовке4. Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Творчество Э. Мане стоит, скорее всего, между реализмом и импрессионизмом.
Эдуард Мане родился 23 января 1832 года в Париже, во Франции. Бога виноделия окружают обычные «пьяницы» – крестьяне, мужички из народа. В 1867 году Мане показывает свои произведения в отдельном павильоне. Позже, плавая на корабле в Рио-де-Жанейро, он рисует «карикатуры» на товарищей – моряков. Четырнадцать работ художника, представленных на частной выставке в кафе Мартинэ (1863), показали новую манеру художника, дерзко нарушающего догмы искусства («Лола из Валенсии», 1862 «Уличная певица», 1862 «Музыка в садах Тюльери», 1860 и др. ).
Он выполнил около 75 офортов и около 20 литографий, сделал несколько рисунков для гравюр на дереве. Известно, что сам художник не сохранял свои ранние работы и наброски. «Испанский музыкант» – «Гитарреро» был написан в новой манере, которая находится между так называемой реалистической и романтической. Толпа, хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами, не пугалась военного караула. К числу таких фигур автор относит и Э. Мане.
30 апреля 1883 года Эдуард Мане скончался. поиски изображение «естественных» моделей. Неприятие салоном картины было вполне обосновано: необычной была сама тема картины— реалистический и неприукрашенный портрет пьяницы, а не аллегория, порождённая воображением художника. И Гойя и Веласкес и Э. Мане – художники, которые максимально «схватили» сущность времени, выявили ее в своих работах.
Художник часто бывает в таких местах, запечатлевает такую натуру. Их образы символизируют муз.
Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. Во время осады немцами Парижа (1870) художник стал артиллеристом и находился в рядах защитников города. Контуры теряют четкость, растворяясь в световоздушной среде. Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху.
Так, П. Валери проводит параллель между сюжетами картин Мане и тематикой стихов Бодлера: «Любителя абсента» (1860) он сравнивает с «Вином мусорщика», а «Олимпию» – с циклом стихов «Парижские картинки». М. Н. Она держит раскрытую книгу, а на её коленях примостилась маленькая собачка. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане.
В искусстве Мане была некая предопределенность. По возвращении во Францию, Эдуар победил неприязнь отца к занятию искусством. Он пошел на компромисс со своим отцом и выбрал карьеру во флоте, но Эдуард не смог пройти экзамен военно-морского училища.
Недаром, будучи уже зрелым мастером, он выставил их рядом с с остальными работами. С этим мнением согласны и другие исследователи. Расположенный недалеко от императорского дворца, он привлекает горожан. – Флейтист (1866).
Здесь дважды в неделю проводят концерты, которые собирают вокруг музыкального павильона весь Париж. акцентирование отсутствия пространственной глубины, перспективы. Мане отказывается от приемов композиции старых мастеров. Выставлено пятьдесят работ — лучшие картины, созданные за десять лет творчества. После кончины Мане начался другой период в истории французского искусства. При этом главным для него был ритм линии, передающий струящееся движение внутри силуэта.
Спустя год ему ампутировали ногу и через несколько дней он умер в агонии от боли. Необходимо отметить, что Э. Мане довольно поздно написал свой автопортрет. Сложно определить жанр этой картины – как портрет или бытовой жанр. Несмотря на этот факт, Дюранти и Мане помирились, сочтя происшедшее недоразумением и стали хорошими друзьями до самой смерти Эдуарда.
Оно стало экспонатом еще одного Парижского салона (1882-го года). Особое внимание художника привлекли испанцы: Веласкес и Гойя. Провалив тесты, он не отчаивался и отправился в учебные плаванья при морской школе. Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Молодая женщина сидит на парапете у ограды.
Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. Эдуард получает наследство и теперь может не думать о том, как и на что ему жить. Он подчеркивает это, даже основываясь на технике Мане: «сильный, широкий удар кисти имеет мало общего с дробным раздельным мазком импрессионистов». Мане также сделал рисунки для ксилографии к поэме С. Малларме «Послеполуденный отдых фавна».
Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней. Такие работы, как Большой канал в Венеции (1874), Мостильщики, улица Монье (1878), Подавальщица пива (1878) обнаруживают своеобразие импрессионизма Мане и его поиски в этом направлении. Он пишет разрозненную толпу в саду Тюильри. Так, на раннем натюрморте Пионы (1864-1865) изображены распускающиеся красные и бело-розовые бутоны, а также уже расцветшие и начинающие увядать цветы, роняющие лепестки на скатерть.
Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Здесь опять представлена фигура на условном фоне.
Может быть, у великих испанцев он искал поддержки именно в такой ситуации. Однако французский художник внес в этот опыт не только современную энергию и лаконизм, но и нечто абсолютно новое. Моне состоялся как художник в полной мере именно как пейзажист, который благодаря своему дефекту и болезни (катаракта) открыл новый жанр живописи.
Да, теперь было слишком поздно. «Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри. С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством. Несмотря на это, критики отмечают кутюрьевские черты в художестве Мане. Как видно из обзора, никто из исследователей не рассматривает художника как мыслителя. Эдуард Мане (23 ягваря 1832 – 30 апреля 1883) – французский художник, гравер, один из родоначальников импрессионизма.
Мане неоднократно писал портреты артистов испанского балета, гастролировавших в Париже. В 1867 году появляется работа на современную историческую тему «Казнь императора Максимилиана». История известности ихнастолько пропитана фонетикой, так что придется идти по алфавиту. изменение техники с классической на «a la prima». – «Я – концепция» – как Я представляю, знаю себя. Именно это стремление сделать предметом искусства саму окружающую действительность и сплотило вокруг художника молодых новаторов, за которыми вскоре утвердилось название импрессионистов.
Ревалд характеризует манеру Мане как находящуюся «между так называемой реалистической и романтической». Самое печальное, что именно в это время к нему приходит долгожданное признание общественностью. считают, что Мане произвел «революцию красочного пятна», т. е. 1868-1869). Место действия картины – бар, находящийся на первом этаже популярного столичного варьете. Художника не случайно называли живописцем современной жизни.
Родители коротали с ними вечера у камина – женщины рукодельничали, мужчины вели беседы. Если бы у него было стопроцентное зрение, то он никогда бы не создал свои шедевры, жанр которых журналисты назвали как «импрессионизм». Во время длительного путешествия Мане рисует шаржи на всех членов команды. Художник продолжает писать портреты. Он бывал в Аржантейе (пригороде Парижа), где работали К. Моне и О. Ренуар и создал несколько произведений, близких им по духу. Его отец – Огюст Мане был шефом отделения в Министерстве юстиции.
Уже на первых порах талантливое и мятежное нутро юноши давало о себе знать. нововведение Мане – организация полотна «Музыки в Тюильри» посредством пятен и силуэтов, 6. В 1876 году жюри Салона отвергает обе картины Мане. Однако приверженность его импрессионистам была краткой, художник никогда не участвовал в их выставках и себя импрессионистом не считал. Итак, для «импрессионистического» этапа характерно:1.
В начале 60-х годов художник порой близко пересказывает в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей (Лола из Валенсии, Гитарист, Испанский балет). Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника. Его интересовал мир людей их отношений и чувств. Предисловие к каталогу написал Эмиль Золя. Мане трактует эту проблему по-своему, как и в ранние периоды: темный фон и освещенная модель. Летом 1870 г. Мане создал свою первую картину на свежем воздухе – Сад.
Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. во Франции очень популярен гребной спорт. Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. Сложные тона разлагались на чистые цвета солнечного спектра.
На его счету исторические и бытовые сюжеты. После триумфа в Салоне «Гитарреро» многие молодые художники отправились к господину Мане, они начали считать его своим учителем. Этапным произведением выделяется работа Лоло из Валенсии. Мане явно скучал в мастерской Кутюра. Почему Э. Мане, француз, обращается к испанской живописи.
В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры. Но особенно важную роль в формировании этого течения сыграло творчество Эдуарда Мане. Неприятие академизма, «условных» поз и жестов, мифологических сюжетов3. Его интересуют эффекты пара, дыма, освещения ускользающего пространства – появляется «Железная дорога». Этапным произведением можно считать Бар в Фоли-Бержер (1882). Наиболее известные из них — иллюстрации к поэме Шарля Кро, сделанные в офорте и к «Ворону» Эдгара По, сделанные в технике литографии. Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане».
Однако бунтарь по натуре Мане не стал учиться в Школе изящных искусств (на чем настаивал его отец), он учился в мастерской Тома Кутюра, который незадолго до этого прогремел в Салоне 1847 года со своей картиной «Римляне эпохи упадка» изображающей античную оргию. После школы он хотел стать мореходцем, но экзамены оказались для него слишком сложными. Край стола, на котором стоит бутылка, не согласуется с перспективой. В восьмилетнем возрасте Мане определяют в учебное заведение Вожирара Паула. Он считает, что Э. Мане ввел принцип «заслоняющей плоскости».
Да и сама девушка – воплощение женственности и грации кажется сказочной феей, отчужденной от своего окружения, что подчеркивается мечтательным и грустным выражением нежного лица. Портрет современников – «Балкон» опять нам напоминает работу «Махи на балконе» Гойи. мелкий, дробный мазок3. В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Мане было скучно в мастерской Кутюра.
Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Терновец акцентирует внимание на реализме Мане. Во всех этих работах есть оттенок известной театральности и игры. В ней опять же мы наблюдаем реминисценции голландцев 17 века, Караваджо.
Она свидетельствовала о происходящих переменах в судьбах французского искусства. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование.
Он был очень свободолюбивым мальчиком, любил природу и часто убегал к морю. Появление этой техники также связано, я думаю, с импрессионистами, у которых был принцип писать быстро, чтобы запечатлеть мгновение (тот же Клод Моне, который писал Руанский собор, стога сена, пытаясь поймать особенности освещения). Этот прием – включение современников в мифологический сюжет использовал и Караваджо. Юношу привлекла эта скандальная слава. Возвратившись в Париж, настоял на возможности обучения живописи и в течение семи лет (1849—56) занимался в мастерской Т. Кутюра. Со временем Мане все чаще отказывался от композиционных схем классики, стремился воссоздать как бы случайно увиденные, подсказанные самой жизнью решения (таков «Флейтист», 1866 и др. ). Трудно определить однозначно жанр последней большой картины художника – Бар в Фоли-Бержер (1881-1882).
Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины Олимпия. Художник и здесь отталкивался от классических образцов (прежде всего от тициановской «Венеры»), но композиционная схема идущая от старых мастеров, была наполнена новым содержанием: автор подмечал угловатость хрупкой фигуры модели, ее полные независимости позу и взгляд изменилась техника живописи, приобретшая непосредственный эмоциональный характер. Во всех исследованиях, посвященных импрессионизму, Э. Мане рассматривают, как некое «переходное звено», как нечто, давшее основы, но постепенно начавшее «мешать» такому цельному явлению, как импрессионизм.
Он скрупулезно изучает рисунок, штудии с натуры, учится выстраивать композицию. направление, основанное на следовании внешним формам классического искусства. Испания входит в моду у французов.
Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ. Понять Кутюра значило понять возможности официального искусства. В ее утонченной и смелойцветовой гармониипроявилась высочайшая живописная культура Эдуарда Мане, впитавшая в себя опыт мастеров прошлого.
Веласкес обращается не к античным мифам и не к религиозным сюжетам, а к конкретной современной теме. Эдуард Мане сегодня может считаться первым современным художником. Автор опирается на свидетельства современников, на подлинные документы. Это «одиночество в толпе» мастеру удалось передать просто гениально. Операция проходит неудачно и Мане умирает 30 апреля, накануне открытия очередного Салона.
первые самостоятельные работы – еще следование правилам живописи мастерской Кутюра, однако уже здесь заметна особенность Мане – моделей для своей работы он берет из жизни («Любитель абсента», «Музыка в Тюильри». )2. В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. Освоение объект-языка, тщательное копирование произведений мастеров прошлого2. Первые работы наметили и первые нововведения, связанные главным образом с контуром. В дальнейшем, подобные принципы получили распространение в творчестве импрессионистов.
Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание.
Эту картину можно считать этапной по находкам, которые сделал художник. В 1839 г. Эдуарда отдали в пансион аббата Пуалу в Вожираре, а в 1844-1848 гг. В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели. У художника появляется техника «a la prima».
Рубенса, Рафаэля, маскируя свои «заимствования» изображением современной обстановки и демонстрируя таким образом, что мог бы дать новую жизнь современной живописи, не порывая с традицией. Художник ежедневно посещает Лувр, где делает первые наброски. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Он писал не мгновение, а процесс перевоплощения одного мгновения в другое. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал Олимпию с игральными картами), добивается особой интенсивности цвета.
Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Далее его распределяют в гимназию «Коллеж Роллен», однако, вопреки ожиданиям родителей и преподавателей Эдуард отвергает науки, предпочитая рисование. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. художник пишет Музыка в Тюильри.
Различие в их фамилиях всего лишь в одной букве, второй по счету, буква «А» первая, вот таким образом справедливо начать с Мане. изображение современных жителей Парижа5. Похоронен великий художник на кладбище Пасси (фр. Но говорить об Э. Мане как об импрессионисте также неверно, т. к.
Их признание имело значение. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне). Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером. Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. Именно вот таким образом некоторые искусствоведы причисляют его творчество к данному направлению.
Необычайной свежестью, чистотой привлекает его цветовая палитра («В лодке», 1874 «Аржантейль», 1874 «Семья Моне в саду» и др. ). Работы художника неизменно привлекают многих туристов, приезжающих во Францию. Будучи практически прикованным к креслу, он нарисовал картину «Бар в Фоли-Бержер», после которой его мастерство было признано официальнов Салоне 1882 года.
Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие. Cimetire de Passy) — одно из известных кладбищ Парижа, расположенное в 16-м округе. Все это объединено в сцену современной жизни с предельно прозаической сюжетной мотивировкой (что может быть банальнее продавщицы за стойкой бара. ), претворенной художником в образ изысканного совершенства. Еще больший скандал сопутствовал картине Мане «Олимпия» (1863), представленной в Салоне 1865.
Особенно совершенна работа В лодке. В длительном плавании в его душе родилось какое-то особенное ощущение моря. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Тоже делает и Э. Мане. Своеобразным итогом импрессионистического периода и всего творчества Мане явилось созданное им полотно «Бар в Фоли-Бержер». В 1863 году художник пишет самые «скандальные» работы во всем его творчестве – «Завтрак на траве» и Олимпия.
живопись на пленэре5. До1870-х Мане строил композиции большинства своих работ на основе картин Ж. -Б. -С. В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана). Они обратились к очень светлой палитре изображая природу, передавая атмосферу и свет. На похороны великого творца собрался весь артистический Париж.
Появляется несколько портретов художницы Берты Моризо, которая поддерживала Мане: «Отдых» (Портрет Берты Моризо, 1869), «Берта Моризо с букетом фиалок» (1872), «Берта Моризо в трауре». Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Биография А. Перрюшо отличается легкостью изложения. Он любил изображать людей и у него это хорошо получалось, в отличии от своеговизави.
Мане Эдуард (Manet), французский художник. Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году. Основные цвета – цвета страстной, эмоциональной Испании, символы духа страны. Эдуард Мане начал работать в офорте и литографии в 1862 году.
Таким образом, ему удалось вдохнуть свежий воздух в принципы живописи XIX века. Композиция картины была навеяна рисункомРафаэляи образами картины КонцертДжорджоне. Эти взаимоотношения и пытались уловить и запечатлеть художники. В 1848 году Мане оказался на борту парусника, который отправлялся в Рио-де-Жанейро.
Особую нишу в творчестве живописца занимают натюрморты, к написанию которых он обращался на разных этапах своего творческого пути. Но, многие заложенные им принципы были восприняты и продолжены. На этом этапе таких картин появляется много. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. Копировал их и Мане и не только в Лувре.
Э. Мане едет в Аржантей, где сближается с К. Моне. Мане писал парижские улицы и кафе, скачки в Лоншане, речные сцены в Аржантейле и марины, обнаженных женщин «за туалетом», замечательные портреты и натюрморты.
Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». На картине "Завтрак на траве" изображены парижане 60-х годов XIX века, непринуждённо расположившиеся на месте классических героев. Академизм – сложившееся в 16-19 вв. Фигуры людей на картинах представлены крупно, особое внимание уделено их поведению.
Мане едет туда и в 1874 г. создает там свои работы, которые близки импрессионизму – «Сена у Аржентейля», «Аржантей», В лодке, «Клод Моне в своем ателье». Однако, отношения между учителем и учеником не сложились. Как всегда у Мане, мир вещей не препятствует восприятию внутреннего состояния человека. Интересно, что в психологии также есть такой термин – «автопортрет». Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой.
Гойю и Веласкеса называют реалистами. Мане создает серию картин с изображением испанских танцоров. интерес к обнаженной натуре4. Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник.
В 1860-х годах Мане приобретает двусмысленную репутацию. По настоянию родителей Мане отправляется в мореходную школу, но проваливает экзамены. Когда полотно было приобретено, его вывесили в Лувре, рядом с произведениями Энгра. Если откровенная полемичность привнесла в картину Завтрак на траве нарочитость и искусственность, то написанная в том же году Олимпия (1863) – произведение редкого художественного совершенства. В то же время импрессионизм был подготовлен эволюцией мирового искусства и, прежде всего, новаторскими исканиями мастеров предшествующего поколения – Делакруа, Курбе, Домье, Добиньи, Коро. Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие.
«Олимпия» невольно напоминает «Венеру Урбинскую» Тициана. Э. Мане в отечественных изданиях тоже классифицируется как «реалист». В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Отдельной темой в позднем творчестве Э. Мане стоят кафе, кафе-концерты, кафе-шантаны.
Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879).
Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Впервые, на этом этапе появляется «Автопортрет с палитрой» (около 1878) – именно обязательным присутствием своей палитры Мане еще раз подчеркивает почетное занятие, свою профессию – художник. Кладбище Пасси насчитывает всего около 2000 могил. Свет и цвет сближает все, что есть в этом заведении и, в целом, в Бытии. Это время, когда создано довольно много рисунков и картин на испанскую тематику.
Мане утверждает этой картиной ценность для него современности (тема развлечений горожан и кафе), близость ему испанской живописи, в частности, Веласкеса. Пленэр (живопись на открытом воздухе) не изменил, но обогатил уже сложившуюся живописную систему Мане. Близок этот принцип и Э. Мане. После обустройства в новой мастерской, в 1873 году Эдуар Мане пишет свою знаменитую картину «За кружкой пива» («Le Bon Bock») и впервые за последние почти 15 лет имеет огромный успех.
Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. В дни Коммуны был заочно избран в федерацию революционных художников. После провала юноша стал юнгой на торговом судне.
Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». Особым нападкам подверглась «Музыка в садах Тюльери», где Мане, отказавшись от детализации, сумел передать образ динамичной толпы черточками и пятнами света на холсте. (Этот прием, впервые найденный Эдуардом Мане восемьдесят лет назад, с успехом применяется и сегодня кинематографистами. ) Но публика холодно приняла картину, где «героиней» была опять-таки особа «низшего круга» и Мане с присущей ему иронией сказал Альберу Вольфу, что ничего не имел бы против прочесть, пока еще жив, великолепную статью, которую тот напишет после его смерти.
Художник передает своеобразие именно испанского темперамента. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. Появление в палитре художника ярких розовых, красных, белых красок3.
В последние годы жизни он работал в основном пастелью и акварелью. Ему было необходимо осмотреться, перенять опыт, понять основные тенденции в искусстве, хоть само отношение к Кутюру не было однозначным. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета.
Приблизительно одна десятая часть всех его картин – это морские пейзажи. Мане упорно изучал натуру, писал этюды натурщиц и пейзажи в Фонтенбло, ездил в Нидерланды, Италию, Австрию, Германию (1853—56). Она написана широкой кистью в обобщенной манере. Однако это не совсем так.
Влияние старых мастеров сказалось в первых работах художника, благосклонно принятых публикой («Испанский певец, », 1860 «Мальчик со шпагой» и др. ). По-английски это звучит как self-concept, т. е. Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Его можно назвать «испанским». наложение жанров друг на друга3. Отечественный искусствовед Б. Н. Эдуард Мане – самостоятельное явление в истории искусства.
В 1881 году он получает медаль Салона, а позже его награждают орденом Почетного легиона. Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. Особо тёплые отношения Мане завязывает со скандальным поэтом Шарлем Бодлером. утверждение доминирования темных тонов2. Эдуар Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари.
Через несколько недель в Салоне отверженных (1863) была выставлена новая картина Мане «Завтрак на траве», где художник в эпизоде завтрака на лоне природы, по примеру мастеров Возрождения, представил обнаженную модель рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами. В 1861 – 62 гг. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из «Менин» Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. В 1856 году он посетил Голландию, Австрию, Италию.
Он не приемлет их суровый реализм. Первое датированное произведение Мане – «Пьяный Пьеро» – это рисунок тушью товарища Понтийона, одетого в костюм Пьеро. «Бар в Фоли-Бержер» — картина, которую он выставил в Салоне 1882 года, была написана широко и свободно, с невиданным мастерством. Особой стилистической ясностью отмечен «Флейтист». Братья Гонкур писали: «Художник, который не изображает женский тип своего времени не останется долго в искусстве».
Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. Его творчество было «манифестацией новой школы». «Флейтист», «Женщина с попугаем» (1866), - такие работы, в которых жанры взаимодействуют друг с другом.
Блики света присутствуют на всех персонажах картины. Многие работы Мане «переводят на современный ему язык живописи картины старых мастеров». В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами.
Зритель следил за переменчивой кистью художника, пытаясь найти логику в его картине. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки — она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Красоту сочетания красок, подтверждает живопись картины «В лодке». В 1862 году он создает еще несколько работ: портрет испанской танцовщицы – «Лола из Валенсии» изображает своего брата Эжена в национальном испанском костюме махо – «Молодой человек в костюме махо», пишет «Портрет Викторины Мёран в костюме эспады».
Мане стоял у источников, ставшим в последующем направлением искусства импрессионизма. В 1883 году Манэ ампутируют левую ногу.
Она представляет собой «шедевр пространственного иллюзионизма», как и «Менины» Веласкеса, которыми восхищался Э. Мане. В офорте он использовал свою излюбленную композицию, построенную на темном резком силуэте. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Работа Э. Мане пастелью способствовала смягчению его живописной манеры даже в тех случаях, когда он описывал далеко не поэтичные образы, навеянные произведениями современных ему писателей («Нана», 1877, Кунстхалле, Гамбург «У папаши Латюиль», 1879, Музей, Турин). Однако художник опять идет по своему пути, что мы назовем двунаправленностью искусства Э. Мане: с одной стороны – «воскрешение» работ старых мастеров – Тициана, Рафаэля, Джорджоне, актуализация их.
Мане никогда не ввязывается в споры, не участвует в посиделках в дешевых кабачках. В 1839 году Эдуард Мане был отдан в пансион аббата Пуалу, а в 1844-1848 годах учился в коллеже Роллен. И тем не менее, ничто не прошло даром. Вот уже пятый год Мане тревожила боль в ноге временами она усиливалась, мешая работать и он вынужден был проводить долгие месяцы в деревне, сидя в саду.
Об этом свидетельствуют, например, многочисленные картины, написанные на пленэре, бок о бок с Клодом Моне в Аржантее в 1874 году. он самостоятельный художник импрессионистом себя не считавший. Другие крупные произведения Мане 60-х годов – Завтрак в мастерской (1868) и Балкон (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи.
На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. Он пишет «Мальчика с вишнями» (1858), «Любителя абсента» (1859) и «Портрет родителей» (1860) В ранних работах Мане практически не отходит от принятых канонов живописи. Несмотря на античный сюжет, например, в картине «Вакх», художник продолжает традиции жанровой живописи 17 века, так называемых «бодегонес» – бытовых картин, натюрмортов.
Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). принцип композиционной «кадрировки»4. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Эдуард Мане родился 23 января 1832 г. в Париже.
О ком рассказать в первую очередь. Прошло совсем мало времени, как им заинтересовалась вся культурная Европа. Также автор считает, что в творчестве Мане много точек соприкосновения с реализмом Флобера и Мопассана.
В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Центром этого модного увлечения становится именно Аржантей – город на реке Сене, где любят бывать французы. Импрессионистический этап изменил палитру Мане на более светлые краски. Художник не может писать. «Олимпию» Мане решился показать публике только спустя два года после ее создания.
Опять заметно возвращение к проблеме фона и фигуры. Правда, его серии офортов, выполненные в 1862 и 1874 году, остались нераспроданными. И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В теплице» и «В лодке» были встречены очень тепло. Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). Основной миссией живописца было и есть поиск красоты в обыденном.
Так, прима-балерина испанской труппы изображена за кулисами перед выходом на сцену – Лола из Валенсии (1862), а в картине Испанский балет танцоры запечатлены в момент выступления (1862). В 1874 году открылась первая выставка художников —импрессионистов. Перрюшо представляет работу «Олимпия» как своеобразную визитную карточку творчества Мане.
В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном. На смену старым пришли новые способы изображения натуры. Помогал ему и опыт французских реалистов середины XIX века (в особенности Г. Курбе). Интересно, что «Олимпия» и «Завтрак на траве» практически единственные завершенные работы, где у художника появляется обнаженная натура. Творчество Мане обновило реалистические традиции французского искусства XIX в., во многом определило основные пути дальнейших реалистических художественных исканий. Однако вскоре Эдуардж находит новый сюжет для будущей картины.
Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой. Вершиной творчества Э. Мане является его знаменитая картина «Бар в Фоли Бержер» (1882, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон), которая представляет собой синтез мимолетности, нестабильности, сиюминутности, свойственных импрессионизму и постоянства, стабильности и незыблемости, присущих классическому направлению в искусстве. Такая «идеографическая» уплощенность связана с обращением к традиции примитива, фольклора и архаики. Мане интерпретирует данный сюжет с позиции современности. Копии Мане особые в повторах картин Тициана или Веласкеса не трудно узнать именно его кисть.
Они сделали художника известным среди современников и создали славу у потомков. Это путешествие по океану в последующем сыграло не последнюю роль в творчестве художника. Но были и различия, что видно по его лучшим произведениям тех лет — картинам «Аржантей» и «В лодке». Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто.
«Портрет Золя» — дань признательности известному писателю, который не раз оказывал Мане важную поддержку. Одна из последних картин художника «Бар в Фоли Берже» — своеобразный синтез его художественных поисков 60-х и 70-х годов. Авторы находят, что именно эти принципы позже лягут в теорию «искусства для искусства». Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Однако он верен своему «бархатистому» черному цвету, его тонким градациям, о чем говорят работы этого же года (1873) – За кружкой пива и «Бал-маскарад в Опере». На семейном совете решается, что он отправится на паруснике в Рио-де-Жанейро в качестве лоцмана. Он пытается копировать их полотна иногда даже очень произвольно, так сказать – на свой лад.
Сад Тюильри – основное место, где проводят время светские жители Парижа. Во многом являясь предшественником вдохновителем импрессионистов, Мане в то же время расходится с ними в некоторых важных моментах: в своих произведениях он сохраняет конструктивную ясность рисунка, ритмически организующего плоскость, оставляет в своей палитре серые и чёрные тона и в целом не изменяет бытовому жанру с его литературно-ассоциативной подосновой. Обучаться живописи Мане стал в 1850 году. Появляются работы «Слива» («Подвыпившая»), Подавальщица пива, «У папаши Латюиль».
У меня есть несколько гипотез. Обращение Мане к Веласкесу и Гойе. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Она стала гораздо светлее.
Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. 1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств. На лето 1870 года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III.
Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных». Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882). Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Своих моделей нередко одевал в испанские наряды – Гитареро (1860), Викторина Меран в костюме эспада (1862).
Всё воспитание Эдуарда проходило в буржуазной среде под дымчатым парижским небом. Мане не участвовал в выставке, но ему было близко творчество многих импрессионистов. Это аллегорические портреты двух актрис – Жанны и Мэри. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. Но настоящее признание пришло спустя многие годы, когда художник уже был неизлечимо болен.
Этот этап можно охарактеризовать как поиск, самоопределение художника. Он пишет: «Мане – автор «Олимпии» – оказался в самом центре эпохи». Это идеал женской красоты для Мане. В силу того, что этот материал не биографический, нужно перейти к его стилю рисования.
Этот этап ознаменован уходом из мастерской Кутюра и появлением первых самостоятельных работ. Образ Олимпии связан с Венерами Джорджоне, Тициана, Веласкеса, а также более близкой не только по времени, но и по живописному мироощущению Махой Гойи. Родился в семьебакалейщика, его отец мечтал о том, чтобы Клод продолжил его дело и хотел передать ему свою бакалейную лавку. Вследствие этого появляется картина Завтрак на траве. Они объединяют разрозненную публику, девушку-барменшу, подошедшего к ней мужчину. Мане добивается известности, хотя и скандальной.
Большое значение имели работы мастеров графики Домье и Гаварни. В произведении нет ни литературного основания, ни опоры на мифологический или библейский сюжет.