и Янсон Э. Ф. Но были и различия, что видно по его лучшим произведениям тех лет – картинам «Аржантей» и «В лодке». Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне). Юношу привлекла эта скандальная слава. В 1839 г. Эдуарда отдали в пансион аббата Пуалу в Вожираре, а в 1844-1848 гг.
Но опасаясь слишком жесткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Учился у Т. Кутюра (1850-56, с перерывами). В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. Академизм – сложившееся в 16-19 вв. (Этот прием, впервые найденный Эдуардом Мане восемьдесят лет назад, с успехом применяется и сегодня кинематографистами. ) Но публика холодно приняла картину, где «героиней» была опять-таки особа «низшего круга» и Мане с присущей ему иронией сказал Альберу Вольфу, что ничего не имел бы против прочесть, пока еще жив, великолепную статью, которую тот напишет после его смерти.
Однако приверженность его импрессионистам была краткой, художник никогда не участвовал в их выставках и себя импрессионистом не считал. Итак, для «импрессионистического» этапа характерно:1. он учился в коллеже Роллэн. Таков самый интересный офорт Мане «Очередь в мясную лавку». Помогал ему и опыт французских реалистов середины XIX века (в особенности Г. Курбе).
Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. 1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств. Появляется несколько портретов художницы Берты Моризо, которая поддерживала Мане: «Отдых» (Портрет Берты Моризо, 1869), «Берта Моризо с букетом фиалок» (1872), «Берта Моризо в трауре». Братья Гонкур писали: «Художник, который не изображает женский тип своего времени не останется долго в искусстве».
Э. Мане начинает рисовать, обучаясь в коллеже. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). «Флейтист», «Женщина с попугаем» (1866), - такие работы, в которых жанры взаимодействуют друг с другом.
В очередной раз Мане меняет мастерскую— теперь она находится в западной части квартала Батиньоль. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). «Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри. Этот прием – включение современников в мифологический сюжет использовал и Караваджо.
В ней опять же мы наблюдаем реминисценции голландцев 17 века, Караваджо. Первой подлинно масштабной работой Мане явился Завтрак на траве (1862). Они обратились к очень светлой палитре изображая природу, передавая атмосферу и свет.
Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Сложно определить жанр этой картины – как портрет или бытовой жанр.
Именно тогда начало обозначаться влияние на молодого художника картин мастеров Раннего и Высокого Возрождения. Новаторство художника не было понято, если не считать небольшую группу его друзей. Основная тема произведений Мане – сцены современной парижской жизни (Нана, 1877, Кунстхалле, Гамбург В кабачке папаши Латюиль, 1879, Музей изящных искусств, Турне). Свет и цвет сближает все, что есть в этом заведении и, в целом, в Бытии.
приверженность к темным тонам, 4. Блики света присутствуют на всех персонажах картины. Так, П. Валери проводит параллель между сюжетами картин Мане и тематикой стихов Бодлера: «Любителя абсента» (1860) он сравнивает с «Вином мусорщика», а «Олимпию» – с циклом стихов «Парижские картинки». М. Н. Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции.
Она ужалила Эдуарда в левую ногу, конечность очень болела и распухла, юнгу отправили на борт судна. принцип композиционной «кадрировки»4. В 1862 году он создает еще несколько работ: портрет испанской танцовщицы – «Лола из Валенсии» изображает своего брата Эжена в национальном испанском костюме махо – «Молодой человек в костюме махо», пишет «Портрет Викторины Мёран в костюме эспады».
Один из самых известных трудов по французскому импрессионизму – книга Д. Ревалда «История импрессионизма». стремился к жизненной достоверности образов, сочетая её с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Флейтист, 1866, – оба в Музее импрессионизма, Париж). Он пишет самую знаменитую работу 60-х гг. Художник передает своеобразие именно испанского темперамента.
Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их острым современным звучанием, полемически внося в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей импрессионизма, Париж). Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Фигуры людей на картинах представлены крупно, особое внимание уделено их поведению.
В-третьих, общее стремление к демифологизации находит свое яркое воплощение в работах Гойи и Веласкеса. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту.
Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. При этом главным для него был ритм линии, передающий струящееся движение внутри силуэта. В 1874 году открылась первая выставка художников – импрессионистов. Бунтарский нрав начинающего художника воспротивился рутинной науке, предпочтя занятиям у признанных мастеров учебу у скандального известного живописца Кутюра изобразившего на своей выставочной картине античную оргию. ориентация на мастеров прошлого3. Но не тут-то было.
Однако, начиная уже с 1874 года Мане вполне вырабатывает свой оригинальный стиль, особенности которого во многом сближают его с молодым тогда движением импрессионистов (в этой связи стоит отметить так же дружбу Мане с Дега, одной из ключевых фигур импрессионистского движения). Почему Э. Мане, француз, обращается к испанской живописи. В то же время эту картину неслучайно называют самым фантасмагорическим произведением, когда-либо написанным художником.
Если пейзаж написан легкими, светящимися и как бы размытыми красками, то фигуры и блестящий натюрморт представляют собой изысканную гармонию более сгущенных и контрастных тонов. Мане Эдуард (Manet) (1832-1883), французский художник. В офорте он использовал свою излюбленную композицию, построенную на темном резком силуэте. Именно на этом этапе появляются первые портреты современников – Э. Золя, Т. Дюре, портрет жены в картине «Чтение» (1868)Итак, для третьего этапа характерно:1. наложение жанров друг на друга3.
Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Портрет современников – «Балкон» опять нам напоминает работу «Махи на балконе» Гойи.
Э. Мане в отечественных изданиях тоже классифицируется как «реалист». Авторы находят, что именно эти принципы позже лягут в теорию «искусства для искусства». Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. во Франции очень популярен гребной спорт. После войны «банда Мане», как называли художников- «батиньольцев» обыватели от искусства, вновь собралась в Париже. В 70-х годах меняется техника живописи Э. Мане: происходит отказ от традиционной последовательности – подмалевок, пропись, лессировка. Более того, часто упоминается об интересе только к новым живописным эффектам, оттенкам, новой трактовке поверхности.
Его творчество было «манифестацией новой школы». Только «Любитель абсента», написанный по правилам живописной техники Кутюра, вызвал категорическое неприятие своим сюжетом: на холсте изображен не мифологический герой, а обыкновенный бродяга-люмпен, любящий выпить. Когда полотно было приобретено, его вывесили в Лувре, рядом с произведениями Энгра. «Олимпия» невольно напоминает «Венеру Урбинскую» Тициана.
Однако художник опять идет по своему пути, что мы назовем двунаправленностью искусства Э. Мане: с одной стороны – «воскрешение» работ старых мастеров – Тициана, Рафаэля, Джорджоне, актуализация их. Своих моделей нередко одевал в испанские наряды – Гитареро (1860), Викторина Меран в костюме эспада (1862). Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо».
Он пишет своего друга Моне и его жену в лодке, которую они называли «плавучей студией» (1874, Мюнхен, Новая Пинакотека) и в том же году создает полотно Вечер (Турне, Музей изящных искусств), где также изображены две фигуры в лодке. Он пишет, что художник порвал с системой академических условностей и дал в своем творчестве картину современного общества. Он считает, что Э. Мане ввел принцип «заслоняющей плоскости».
Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. По-английски это звучит как self-concept, т. е. Край стола, на котором стоит бутылка, не согласуется с перспективой. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Необходимо отметить, что Э. Мане довольно поздно написал свой автопортрет.
Оказавшись не у дел, он устроился юнгой на торговое судно. Мане также обратился к работе на пленэре. Он против академической школы Кутюра, не приемлет классицизм Энгра и Давида. Она представляет собой «шедевр пространственного иллюзионизма», как и «Менины» Веласкеса, которыми восхищался Э. Мане. К счастью, этот год был особенным – таких же отвергнутых работ оказалось слишком много (три тысячи из представленных пяти) и император Наполеон III играя в справедливость и идя на поводу у возмущенного общественного мнения, приказал выставить их в так называемом Салоне отверженных.
изображение современных жителей Парижа5. На картину Мане обрушился шквал критики.
Летом 1870 г. Мане создал свою первую картину на свежем воздухе – Сад. Основные цвета – цвета страстной, эмоциональной Испании, символы духа страны. Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Хотя Мане отвергал учебные каноны своего наставника, Кутюр научил его использовать опыт великих колористов прошлого, выразительность фактуры и светотени. Эту картину можно считать этапной по находкам, которые сделал художник.
После обустройства в новой мастерской, в 1873 году Эдуар Мане пишет свою знаменитую картину «За кружкой пива» («Le Bon Bock») и впервые за последние почти 15 лет имеет огромный успех. Существуют четыре версии последней композиции: в Музее изящных искусств Бостона в Национальной галерее Лондона в Национальной художественной галерее в Копенгагене (все – 1867) и в Кунстхалле в Мангейме. поиски изображение «естественных» моделей. Так, на раннем натюрморте Пионы (1864-1865) изображены распускающиеся красные и бело-розовые бутоны, а также уже расцветшие и начинающие увядать цветы, роняющие лепестки на скатерть. Он подчеркивает это, даже основываясь на технике Мане: «сильный, широкий удар кисти имеет мало общего с дробным раздельным мазком импрессионистов».
Но особенно важную роль в формировании этого течения сыграло творчество Эдуарда Мане. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. Мане, пытавшийся следовать в «Завтраке» традициям старых мастеров, был обескуражен. Особой стилистической ясностью отмечен «Флейтист».
Так, прима-балерина испанской труппы изображена за кулисами перед выходом на сцену – Лола из Валенсии (1862), а в картине Испанский балет танцоры запечатлены в момент выступления (1862). Но при таком количестве аналогий картина Мане очень оригинальна. Во всём творчестве Мане особняком стоят картины, которые были в своё время жёстко раскритикованы – столько откровенен был их сюжет и воплощение, однако именно этим работы, непонятные современниками, сегодня считаются истинными шедеврами, внёсшими новое слово в мировое искусство. На этом этапе таких картин появляется много. Но в центре всего – пленительный образ девушки, в котором Мане, как всегда, заставляет нас ощутить проникновенную загадочную глубину человеческой личности.
Респектабельное семейство надеялось на продолжение юридической преемственности рода, но судьба Эдуарда, как свидетельствует биография Мане, распорядилась иначе. Такая «идеографическая» уплощенность связана с обращением к традиции примитива, фольклора и архаики. Неприятие академизма, «условных» поз и жестов, мифологических сюжетов3.
«Бар в Фоли-Бержер» — картина, которую он выставил в Салоне 1882 года, была написана широко и свободно, с невиданным мастерством. К числу таких фигур автор относит и Э. Мане. Основные цвета этой работы – красный, белый и черный. Четырнадцать работ художника, представленных на частной выставке в кафе Мартинэ (1863), показали новую манеру художника, дерзко нарушающего догмы искусства («Лола из Валенсии», 1862 «Уличная певица», 1862 «Музыка в садах Тюльери», 1860 и др. ). На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. В последние годы Э. Мане работает над циклом «Времена года», но осуществил он всего две картины – «Весна» и «Осень» (1881).
В этих произведениях искусство Мане достигло наибольшей зрелости и совершенства. В 1856-58 годах Мане приобретает известность как подающий надежды художник, его приглашают в различные салоны, где он знакомится с высшим кругом парижского общества. Во-первых, приведем отрывки их писем и воспоминаний о Веласкесе и Гойе: О Веласкесе писал его современник, учитель: «так хорошо, так похоже на модельего способность казалась чудом» Гойя в письмах определяет место художника: «живопись выбирает Вселенной то, что наилучше соответствует её целям, она соединяет в едином вымышленном образе явление жизни и свойства характеров, которые природа рассеяла повсюду и благодаря такому искусно построенному сочетанию получаются удачное подражание, в силу которого художник и именуется творцом, а не покорным копировщиком». Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Мане отказывается от приемов композиции старых мастеров. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями».
Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. Недаром, будучи уже зрелым мастером, он выставил их рядом с с остальными работами. Вследствие этого появляется картина Завтрак на траве.
Он создает портреты современников: «Портрет Малларме», «Портрет Фора в роли Гамлета» (1876), «Портрет Жоржа Клемансо» (1879). Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки — она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». направление, основанное на следовании внешним формам классического искусства.
Шардена,, П. -П. В картинах «Балкон» и «Завтрак в мастерской» показан облик современников художника. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). Часто покупая холсты и краски в магазине на улице Гранд-рю-де-Батиньоль, Мане вскоре стал завсегдатаем расположенного рядом кафе Гербуа, среди которых завсегдатаями были как неизвестные писатели и художники, так и уже знаменитые Фантен-Латур, Уистлер, Дюранти, Дега, Ренуар, Моне, Писсаро.
Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. После импрессионистических поисков, Мане вновь возвращается к своей манере. Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов.
Художник полагал, что достиг этой цели в картине Любитель абсента (1859, Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека). Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных». Она свидетельствовала о происходящих переменах в судьбах французского искусства. Его сдержанные родители дают ему достойное порядочного буржуа воспитание.
изменение техники с классической на «a la prima». Несмотря на античный сюжет, например, в картине «Вакх», художник продолжает традиции жанровой живописи 17 века, так называемых «бодегонес» – бытовых картин, натюрмортов. Уже на первых порах талантливое и мятежное нутро юноши давало о себе знать. Среди прекрасных портретов кисти Мане первым следует назвать портрет Э. Золя в рабочем кабинете, эмоционально насыщенный портрет поэта С. Малларме (1876), портрет одного из деятелей Коммуны — А. Рошфора (1881).
Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней. В 1850–1856 учился в Школе изящных искусств в Париже у Тома Кутюра (1815–1879), одного из самых известных французских художников-академистов того времени. В 1848 году Мане оказался на борту парусника, который отправлялся в Рио-де-Жанейро. Интересно, что «Олимпия» и «Завтрак на траве» практически единственные завершенные работы, где у художника появляется обнаженная натура. Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных».
Во время осады немцами Парижа (1870) художник стал артиллеристом и находился в рядах защитников города. После триумфа в Салоне «Гитарреро» многие молодые художники отправились к господину Мане, они начали считать его своим учителем. Этапным произведением выделяется работа Лоло из Валенсии. Появляются работы «Слива» («Подвыпившая»), Подавальщица пива, «У папаши Латюиль».
Мане неоднократно писал портреты артистов испанского балета, гастролировавших в Париже. А. Якимович в статье «О построении пространства в современной картине» выделяет ключевые фигуры, «узлы» во всей истории искусства, которые внесли принципиально новое в концепции пространственного построения. Э. Мане также придерживается этой позиции, но у него уже не пост-мифологическая концепция, а стремление вообще к демифологизации, которая была свойственна всей культуре второй половины 19 века. Итак, для второго испанского, этапа характерно:1.
В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». В произведениях 60-х гг. Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане». Это работа Музыка в Тюильри, написанная около 1862 г. В ней Мане попытался сделать невозможное: написать музыку кистью, выразив ее в свободной ритмике красок и фактуры, в причудливом, обладающем суггестивным действием мерцании цвета и света. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины.
Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Особенно совершенна работа В лодке. живопись на пленэре5. Другие крупные произведения Мане 60-х годов – Завтрак в мастерской (1868) и Балкон (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи.
появление портретного жанра. Ревалд характеризует манеру Мане как находящуюся «между так называемой реалистической и романтической». Сад Тюильри – основное место, где проводят время светские жители Парижа. Первые работы наметили и первые нововведения, связанные главным образом с контуром. Рубенса, Рафаэля, маскируя свои «заимствования» изображением современной обстановки и демонстрируя таким образом, что мог бы дать новую жизнь современной живописи, не порывая с традицией.
Опять заметно возвращение к проблеме фона и фигуры. Эдуард Мане родился 23 января 1832 г. в Париже. В последние годы жизни он работал в основном пастелью и акварелью. В декабре 1848 года Мане юнгой поднялся на борт парусного судна «Гавр и Гваделупа». Обращался к темам современной истории (Казнь императора Максимилиана, 1867, Кунстхалле, Мангейм), откликался на события Парижской Коммуны 1871 (Расстрел коммунаров, акварель, 1871, Музей изобразительных искусств, Будапешт). Такова была его художественная программа.
У многих картин этого периода трудно даже определить жанр. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. «Испанский музыкант» – «Гитарреро» был написан в новой манере, которая находится между так называемой реалистической и романтической. По возвращении во Францию, Эдуар победил неприязнь отца к занятию искусством. Начиная с 1860 г., Мане ежегодно отправлял свои работы на выставки в Салон, хотя обычно жюри принимало лишь половину присланных им картин.
Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Устойчивый интерес к испанским художникам: Гойе, Веласкесу, Мурильо, Зурбарану. художник пишет Музыка в Тюильри. Еще больший скандал сопутствовал картине Мане «Олимпия» (1863), представленной в Салоне 1865. Новую его картину «Завтрак на траве», как и предполагалось, приемная комиссия Салона 1863 года отвергла.
В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. На похороны великого творца собрался весь артистический Париж. Предисловие к каталогу написал Эмиль Золя. Но юноша провалил вступительные экзамены в морское училище.
Испания входит в моду у французов. Э. Мане едет в Аржантей, где сближается с К. Моне. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. акцентирование отсутствия пространственной глубины, перспективы.
Художник часто бывает в таких местах, запечатлевает такую натуру. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). считают, что Мане произвел «революцию красочного пятна», т. е.
Это связанно с тем, что художник в одном произведении нередко объединял изображение быта и пейзажа – например, в таких работах, как: Завтрак в мастерской (1868), Балкон (ок. Особое внимание художника привлекли испанцы: Веласкес и Гойя. Завтрак в мастерской (1868, Мюнхен, Новая Пинакотека) и Портрет Эмиля Золя (1868, Париж, музей Д Орсе) ясно показывают, как возросло мастерство Мане. Это путешествие по океану в последующем сыграло не последнюю роль в творчестве художника.
В самом значительном и глубоком произведении Бар Фоли-Бержер (1881-82, Институт Кортолда, Лондон) Мане раскрывает иллюзорность и призрачность счастья в сверкающем, праздничном современном мире. Можно привести высказывание Ш. Бодлера о картинах вообще: «все должно содействовать выражению основной идеи, все должно хранить ее изначальный колорит, опознавательные цвета». Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Однако, отношения между учителем и учеником не сложились.
В 1860-х годах Мане приобретает двусмысленную репутацию. Янсон Х. В. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху.
Дядюшка был добродушным низеньким толстяком с маленькой бородкой и всегда смеющимся лицом. Именно здесь художник познакомился с Эмилем Золя, быстро набиравшим тогда известность. Мане упорно изучал натуру, писал этюды натурщиц и пейзажи в Фонтенбло, ездил в Нидерланды, Италию, Австрию, Германию (1853—56). Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание.
В 1883 году Манэ ампутируют левую ногу. В 1874 году он поехал в Аржантей, где работал на пленэре рука об руку с Моне и Ренуаром. Эдуард Мане – самостоятельное явление в истории искусства. Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона.
Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером. Другие крупные произведения этого периода – Нана (1876–1877, Гамбург, Кунстхалле) Портрет г-на и г-жи Жюль Гиме в оранжерее (1879, Берлин, Национальная галерея) и В кабачке папашиЛятюиль (1879, Турне, Музей изящных искусств). Он писал не мгновение, а процесс перевоплощения одного мгновения в другое.
Возвратившись в Париж, настоял на возможности обучения живописи и в течение семи лет (1849—56) занимался в мастерской Т. Кутюра. Расположенный недалеко от императорского дворца, он привлекает горожан. Ее называли непристойной, порнографической, недоступной для понимания, бессюжетной и пр. Этапным произведением можно считать Бар в Фоли-Бержер (1882). Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Этот этап можно охарактеризовать как поиск, самоопределение художника.
Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Однако вскоре Эдуардж находит новый сюжет для будущей картины. Портреты Мане (С.
Мане участвует в военных событиях, делает зарисовки баррикад, расправы версальцев с коммунарами. На этом этапе художник особенно близок импрессионистам: он обращается к работе на пленэре: «На пляже», «Купальщицы на пляже» (1873). Во всех этих работах есть оттенок известной театральности и игры. Тоже делает и Э. Мане.
Ряду произведений Мане (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне) свойственны подчёркнутая живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная вибрирующая красочная гамма. Две недели он провёл на пришвартованном паруснике и, чтобы не мучиться от скуки и безделья, рисовал. В искусстве Мане была некая предопределенность. Мане едет туда и в 1874 г. создает там свои работы, которые близки импрессионизму – «Сена у Аржентейля», «Аржантей», В лодке, «Клод Моне в своем ателье».
И Гойя и Веласкес и Э. Мане – художники, которые максимально «схватили» сущность времени, выявили ее в своих работах. Под впечатлением кровавых событий во время подавления революции Мане создал акварель «Баррикада», выразительно передав жестокость палачей и мужество коммунаров. С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством. Да, теперь было слишком поздно.
Также автор высказывает мнение, что Мане «будто экспериментировал» с публикой, предлагая то картины на испанские темы, то сюжеты с современными парижанами, то пленэрные работы. Актуальность и новизна исследования. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. Она вызвала, пожалуй, еще более бурные споры. Творчество Э. Мане стоит, скорее всего, между реализмом и импрессионизмом. Эдуард Мане (23 ягваря 1832 – 30 апреля 1883) – французский художник, гравер, один из родоначальников импрессионизма.
Он бывал в Аржантейе (пригороде Парижа), где работали К. Моне и О. Ренуар и создал несколько произведений, близких им по духу. Наиболее известные из них — иллюстрации к поэме Шарля Кро, сделанные в офорте и к «Ворону» Эдгара По, сделанные в технике литографии. Автор опирается на свидетельства современников, на подлинные документы.
Он пишет «Мальчика с вишнями» (1858), «Любителя абсента» (1859) и «Портрет родителей» (1860) В ранних работах Мане практически не отходит от принятых канонов живописи. Художник выбирает из бесконечного потока бытия лишь мимолетный фрагмент, стремясь передать свежесть впечатления, создать у зрителя особое ощущение, что он свидетель всего происходящего сейчас, что каждое мгновение жизни может быть исполнено поэзии и художественной ценности. В 1867 году появляется работа на современную историческую тему «Казнь императора Максимилиана». Их образы символизируют муз.
Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Вернувшись во Францию, Эдуар наконец-то смог победить стойкую неприязнь отца к занятиям искусством. Изменилась и техника художника, она стала подвижной, мазки приобрели разнообразную форму.
Может быть, у великих испанцев он искал поддержки именно в такой ситуации. Его интересовал мир людей их отношений и чувств. Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах. В 1870-80х гг.
В дальнейшем, подобные принципы получили распространение в творчестве импрессионистов. Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Импрессионистический этап изменил палитру Мане на более светлые краски. «Портрет Золя» – дань признательности известному писателю, который не раз оказывал Мане важную поддержку. Более поздние работы отличаются непринужденной эскизностью.
С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из Менин Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Нужно отметить, что картина В лодке – одно из высших достижений импрессионизма Мане. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Большое значение имели работы мастеров графики Домье и Гаварни. Что трактовалось как непристойность. Близок этот принцип и Э. Мане.
Следы всего этого без труда обнаруживаются в его работах того времени. Отдельной темой в позднем творчестве Э. Мане стоят кафе, кафе-концерты, кафе-шантаны. Он запечатлел Париж в дни блокады и голода. Несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие. Художник продолжает писать портреты. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто.
В длительном плавании в его душе родилось какое-то особенное ощущение моря. Известно, что сам художник не сохранял свои ранние работы и наброски. В 1861 – 62 гг. Их признание имело значение. Клод Моне, Поль Сезанн и Эдгар Дега становятся для автора «Олимпии» друзьями и последователями. В том же году Мане написал картину Олимпия (Париж, музей Д Орсе), на которой изображена лежащая на ложе обнаженная девушка, которой служанка-негритянка подносит букет цветов, – сюжет, восходящий через Гойю к Тициану и Джорджоне.
К числу таких картин относится «Завтрак на траве», где импозантные кавалеры находятся в обществе обнажённых дев, «Олимпия», чья откровенность настолько раздражала публику, что устроителям выставки пришлось повесить картину как можно выше, опасаясь, что её проткнут в негодовании тростью или зонтом. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). В 1875 появляется «голубая симфония» – «Гондолы на Большом канале в Венеции». Впервые, на этом этапе появляется «Автопортрет с палитрой» (около 1878) – именно обязательным присутствием своей палитры Мане еще раз подчеркивает почетное занятие, свою профессию – художник.
В 1867 году Мане показывает свои произведения в отдельном павильоне. В конце концов победила его приверженность к искусству.
Как видно из обзора, никто из исследователей не рассматривает художника как мыслителя. Мане постоянно ссорился со своим учителем он стремился передать «настоящий дневной свет» и «писать жизнь в разное время такой, какая она есть». Создает морские пейзажи и многочисленные натюрморты, «Бой Кирсэджа и Алабамы». Изображение самого текущего времени было подлинной целью творческих исканий художника. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. интерес к обнаженной натуре4.
Эдуард Мане родился 23 января 1832 года в Париже, во Франции. В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Эдуард Мане начал работать в офорте и литографии в 1862 году. Однако он верен своему «бархатистому» черному цвету, его тонким градациям, о чем говорят работы этого же года (1873) – За кружкой пива и «Бал-маскарад в Опере».
сблизился с Э. Дега, К. Моне, О. Ренуаром и перешёл к пленэрной живописи. Неприятие салоном картины было вполне обосновано: необычной была сама тема картины— реалистический и неприукрашенный портрет пьяницы, а не аллегория, порождённая воображением художника. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. В «Завтраке на траве» он словно стремился переосмыслить темы старых картин и, в первую очередь, тему «Сельского концерта» Джорджоне. – «Я – концепция» – как Я представляю, знаю себя.
Его можно назвать «испанским». В 1856 году он посетил Голландию, Австрию, Италию. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные.
Они объединяют разрозненную публику, девушку-барменшу, подошедшего к ней мужчину. Трудно определить однозначно жанр последней большой картины художника – Бар в Фоли-Бержер (1881-1882). Толпа, хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами, не пугалась военного караула.
На этом этапе художник создает работу «Бой быков», от которой сохраняет фрагмент – «Мертвый тореро» пишет религиозную композицию Христос с ангелами. В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Особенно мальчику нравилось, когда к ним приходил родной дядя (брат мамы), полковник Эдмон-Эдуард Фурнье, со своей супругой.
30 апреля 1883 года Эдуард Мане скончался. Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой. Если откровенная полемичность привнесла в картину Завтрак на траве нарочитость и искусственность, то написанная в том же году Олимпия (1863) – произведение редкого художественного совершенства.
Спасаясь от скандального шума, художник уехал в Испанию. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры.
работа практически во всех жанрах2. Но, многие заложенные им принципы были восприняты и продолжены. Известны случаи материальной помощи К. Моне с его стороны. Сцены обыденной жизни становятся главными в творчестве Мане (с 1870-х), в его произведениях проявляются все новшества пленэрной живописи, разработанные его друзьями-импрессионистами. Гойю и Веласкеса называют реалистами. Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ.
И тем не менее, ничто не прошло даром. Его отец – Огюст Мане был шефом отделения в Министерстве юстиции. Все это объединено в сцену современной жизни с предельно прозаической сюжетной мотивировкой (что может быть банальнее продавщицы за стойкой бара. ), претворенной художником в образ изысканного совершенства. Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран. При жизни его называли якобинцем живописи, попирающим традиции и хороший вкус. В эти же годы художник впервые достиг общественного признания.
Освоение объект-языка, тщательное копирование произведений мастеров прошлого2. Это идеал женской красоты для Мане.
В 1866 началась дружба Мане с импрессионистом К. Моне. нововведение Мане – организация полотна «Музыки в Тюильри» посредством пятен и силуэтов, 6.
Художник планировал написать серию полотен – аллегорий четырех времен года, которые должны были олицетворять четыре его подруги, однако смог завершить только два – Весну, моделью для которой послужила Жанна Демарси (1881, частное собрание) и Осень, где моделью была Мари Ларан (1882–1883, Нанси, Музей изящных искусств). Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. Вот таким образом, копии Мане не похожи на копии исполненные его современниками. Выставлено пятьдесят работ — лучшие картины, созданные за десять лет творчества. У меня есть несколько гипотез. Обращение Мане к Веласкесу и Гойе. Картина «Завтрак на траве» экспонировалась в Салоне отверженных, где были выставлены произведения, отвергнутые жюри официального Салона.
В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры. Тень фигуры не соответствует её положению. Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество. В начале 1860-х гг. Ибо в ней реальный ряд жизненных наблюдений преображается в живописно-пластический образ, рождающий самые причудливые ассоциации.
Кладбище Пасси насчитывает всего около 2000 могил. Художника не случайно называли живописцем современной жизни. утверждение доминирования темных тонов2. Во всех исследованиях, посвященных импрессионизму, Э. Мане рассматривают, как некое «переходное звено», как нечто, давшее основы, но постепенно начавшее «мешать» такому цельному явлению, как импрессионизм. Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника.
В дни Коммуны был заочно избран в федерацию революционных художников. Интересно, что в психологии также есть такой термин – «автопортрет». Появление этой техники также связано, я думаю, с импрессионистами, у которых был принцип писать быстро, чтобы запечатлеть мгновение (тот же Клод Моне, который писал Руанский собор, стога сена, пытаясь поймать особенности освещения). Мане было скучно в мастерской Кутюра. Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины.
В июле 1849 года, после возвращения в Париж, Мане ещё раз безрезультатно попытался сдать экзамен в Морскую школу. Особо тёплые отношения Мане завязывает со скандальным поэтом Шарлем Бодлером.
Пленэр (живопись на открытом воздухе) не изменил, но обогатил уже сложившуюся живописную систему Мане. Они сделали художника известным среди современников и создали славу у потомков. Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Биография А. Перрюшо отличается легкостью изложения.
Была открыта большая выставка его произведений в Школе изящных искусств. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). В них художник стремился передать сияние цветов, окутанных атмосферой, пронизанной светом – Розы в хрустальном бокале (1882-1883). Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Мане тщательно копирует их.
Омрачил все впечатления от Рио-де-Жанейро укус змеи. Занятия живописью профессионально начинаются в январе 1850 года, когда отец Эдуара Мане нанимает для сына лучшего в то время живописца – Тома Кутюра. По остальным – «неудовлетворительно».
Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. Мане добивается известности, хотя и скандальной. Одна из последних картин художника «Бар в Фоли Берже» – своеобразный синтез его художественных поисков 60-х и 70-х годов.
В конце концов, полем для его дальнейшей карьеры выбрали морскую службу. Первое датированное произведение Мане – «Пьяный Пьеро» – это рисунок тушью товарища Понтийона, одетого в костюм Пьеро. Основной миссией живописца было и есть поиск красоты в обыденном. Он не приемлет их суровый реализм.
Но говорить об Э. Мане как об импрессионисте также неверно, т. к. В живописном отношении Олимпия – одна из вершин творчества художника. На идейном уровне работу можно трактовать как поиск и жажду признания.
Искусство Мане становится все более непосредственным, самодостаточным и простым, естественным и современным. Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя. Уйдя от Кутюра, Мане уничтожил все картины, созданные за это время.
Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. До1870-х Мане строил композиции большинства своих работ на основе картин Ж. -Б. -С. Его первые самостоятельные работы находят положительные отклики у публики.
Перрюшо представляет работу «Олимпия» как своеобразную визитную карточку творчества Мане. В 1853 году он совершил традиционное для французских художников путешествие в Италию, где посетил Венецию и Флоренцию. На картине Флейтист (1866, Париж, музей Д Орсе) изображан юный пехотинец играющий на флейте. Юношу влекла скандальная слава.
С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. В 1863 году художник пишет самые «скандальные» работы во всем его творчестве – «Завтрак на траве» и Олимпия. Эдуар Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882).
Художник и здесь отталкивался от классических образцов (прежде всего от тициановской «Венеры»), но композиционная схема идущая от старых мастеров, была наполнена новым содержанием: автор подмечал угловатость хрупкой фигуры модели, ее полные независимости позу и взгляд изменилась техника живописи, приобретшая непосредственный эмоциональный характер. От глухих и плотных тонов, напряжённого колорита с преобладанием тёмных цветов он перешёл к более светлой и свободной живописи, богатой прозрачными рефлексами и валёрами (В лодке, 1874, Метрополитен-музей). Мане создает серию картин с изображением испанских танцоров. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами.
В скромно сервированном завтраке, пучке спаржи, нескольких фруктах (один из лучших натюрмортов Мане изображает лишь один лимон) и особенно в цветах художник раскрывает поистине драгоценное колористическое богатство, тончайшие оттенки цвета. Акцент переносится на современное событие, поиск сущности в окружающем мире. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Те современники Мане, которые также были «анти-академиками» – Курбе и Милле – также не вдохновляли художника.
В 1876 году жюри Салона отвергает обе картины Мане. Появление в палитре художника ярких розовых, красных, белых красок3. Влияние старых мастеров сказалось в первых работах художника, благосклонно принятых публикой («Испанский певец, », 1860 «Мальчик со шпагой» и др. ). В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами.
В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». первые самостоятельные работы – еще следование правилам живописи мастерской Кутюра, однако уже здесь заметна особенность Мане – моделей для своей работы он берет из жизни («Любитель абсента», «Музыка в Тюильри». )2. Тень фигуры не соответствует её положению. С этим мнением согласны и другие исследователи. Похоронен великий художник на кладбище Пасси (фр.
«Олимпию» Мане решился показать публике только спустя два года после ее создания. Мане никогда не ввязывается в споры, не участвует в посиделках в дешевых кабачках. Это первая многофигурная работа, где художник обращается к теме современного города, к развлечениям парижан. Родители коротали с ними вечера у камина – женщины рукодельничали, мужчины вели беседы.
Однако бунтарь по натуре Мане не стал учиться в Школе изящных искусств (на чем настаивал его отец), он учился в мастерской Тома Кутюра, который незадолго до этого прогремел в Салоне 1847 года со своей картиной «Римляне эпохи упадка» изображающей античную оргию. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Художник ежедневно посещает Лувр, где делает первые наброски. И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В теплице» и «В лодке» были встречены очень тепло. Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году. Красоту сочетания красок, подтверждает живопись картины «В лодке». Теперь художник решительно отвёрг все советы Кутюра, что позволило ему легко и непринуждённо изобразить собрание людей.
Бар в Фоли-Бержер подводит итог творческим исканиям Мане. Художник не может писать. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Художник всегда работает в мастерской, наедине с самим собой.
Бунтарский дух заставлял его искать не совсем обычные пути в жизни. Следствия этого проявились очень быстро. Рисунок – единственный предмет, по которому у будущего художника стоит оценка «хорошо». Он пишет разрозненную толпу в саду Тюильри. Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист».
Она стала гораздо светлее. После кончины Мане начался другой период в истории французского искусства. Композиция картины была навеяна рисункомРафаэляи образами картины КонцертДжорджоне.
Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. Бога виноделия окружают обычные «пьяницы» – крестьяне, мужички из народа. В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана). В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном.
Необычайной свежестью, чистотой привлекает его цветовая палитра («В лодке», 1874 «Аржантейль», 1874 «Семья Моне в саду» и др. ). Но, в конце концов, тяга к творчеству победила. На полотнах Мане светотеневая моделировка заменяется цветовой, палитра становится все более светлой, красочной мазок — широким, свободным, передающим трепетность живого дыхания жизни контуры изображаемого теряют четкость, как бы растворяются в световоздушной среде. На лето 1870 года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III.
Особым нападкам подверглась «Музыка в садах Тюльери», где Мане, отказавшись от детализации, сумел передать образ динамичной толпы черточками и пятнами света на холсте. Поль Сезанн как-то заметил, что Мане многим обязан Кутюру. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж).
В этих богатых цветом полотнах с удивительным мастерством передано чувство полноты жизни. Последнее крупное произведение Мане – картина Бар в Фоли-Бержер (1881, Лондон, Институт Курто). 15 апреля 1874г. Через несколько недель в Салоне отверженных (1863) была выставлена новая картина Мане «Завтрак на траве», где художник в эпизоде завтрака на лоне природы, по примеру мастеров Возрождения, представил обнаженную модель рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами. Здесь опять представлена фигура на условном фоне. Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой.
Многие работы Мане «переводят на современный ему язык живописи картины старых мастеров». высветление палитры2. Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице.
Приблизительно одна десятая часть всех его картин – это морские пейзажи. Мане не участвовал в выставке, но ему было близко творчество многих импрессионистов. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал Олимпию с игральными картами), добивается особой интенсивности цвета. Копировал их и Мане и не только в Лувре. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями».
Операция проходит неудачно и Мане умирает 30 апреля, накануне открытия очередного Салона. После возвращения из Испании Мане вновь приступает к написанию картин вопреки слухам, что сколь бы ни была хороша следующая работа художника, жюри Салона всё равно её отвергнет. Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Понять Кутюра значило понять возможности официального искусства.
он самостоятельный художник импрессионистом себя не считавший. Сегодня ученые-искусствоведы могут назвать картину и даже дату ее создания, с которых Мане практически инстинктивно вступил на путь кардинального обновления основ живописного искусства через приобщение его к проблемам времени. Часто используются контрастные переходы от светлого к темному без усложнения восприятия множеством оттенков. Позже, плавая на корабле в Рио-де-Жанейро, он рисует «карикатуры» на товарищей – моряков. Творчество художника это явление в истории искусства. Работы художника неизменно привлекают многих туристов, приезжающих во Францию.
Он надеялся найти в своем учителе единомышленника и художественного революционера. Тяготение к «реалистическим» сюжетам и трактовке4. Это, однако, не привело к превращению Мане в модного конъюнктурного художника (каким отчасти стал Курбе после некоторых успехов в Салоне) — в 1874 году жюри отвергает его «Бал-маскарад в Опере». У художника появляется техника «a la prima». Как всегда у Мане, мир вещей не препятствует восприятию внутреннего состояния человека.
Такие работы, как Большой канал в Венеции (1874), Мостильщики, улица Монье (1878), Подавальщица пива (1878) обнаруживают своеобразие импрессионизма Мане и его поиски в этом направлении. Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели. Родился в Париже 23 января 1832 в семье высокопоставленного государственного служащего. Фон дан условно – мы видим некие перекладины. Отец желанию сына учиться на художника яростно воспротивился. Картина была выставлена на Салоне 1865 и подверглась яростным нападкам критиков.
Cimetire de Passy) — одно из известных кладбищ Парижа, расположенное в 16-м округе. Со временем Мане все чаще отказывался от композиционных схем классики, стремился воссоздать как бы случайно увиденные, подсказанные самой жизнью решения (таков «Флейтист», 1866 и др. ). Зритель следил за переменчивой кистью художника, пытаясь найти логику в его картине.
Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Чтобы доказать публике, что он лишь переосмысляет в своем творчестве заветы классиков, он показал в Салоне 1865 года работу «Олимпия» исполненную в той же манере. В том же темном колорите, что Любитель абсента, написана Музыка в Тюильри (1860, Лондон, Национальная галерея). Это аллегорические портреты двух актрис – Жанны и Мэри. Также художник отказывается от пространственных качеств формы.
Всё воспитание Эдуарда проходило в буржуазной среде под дымчатым парижским небом. Его интересуют эффекты пара, дыма, освещения ускользающего пространства – появляется «Железная дорога». С другой стороны, страсть, темперамент испанских танцоров привлек Мане, который жаждал приобщиться к ярким проявлениям человеческого характера, естественности и не надуманности. Это время, когда создано довольно много рисунков и картин на испанскую тематику. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета.
Мане явно скучал в мастерской Кутюра. Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений. В начале 60-х годов художник порой близко пересказывает в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей (Лола из Валенсии, Гитарист, Испанский балет).
Обучаться живописи Мане стал в 1850 году. Считается, что у испанского художника пост-мифологическая концепция, которая составляет существенный вклад в живопись 17 столетия. В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. Как и обнаженная в Завтраке, Олимпия (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Мане утверждает этой картиной ценность для него современности (тема развлечений горожан и кафе), близость ему испанской живописи, в частности, Веласкеса.
Они были сосредоточены на произведениях великих мастеров: Андреа дель Сарто («Мадонна дель Сакко») 1857 г., Тициана («Венера Урбинская», «Мадонна с кроликом», «Юпитер и Антиопа») 1856 г., Делакруа («Ладья Данте») 1858 г., Филиппо Липпи («Голова молодого человека»). Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. Однако, жажда быть известным в порядочном обществе, пользоваться успехом, не покидает его. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане.
В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Он выполнил около 75 офортов и около 20 литографий, сделал несколько рисунков для гравюр на дереве. Отечественный искусствовед Б. Н. В 1881 году он получает медаль Салона, а позже его награждают орденом Почетного легиона. мелкий, дробный мазок3.
Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. Вместо Венеры Мане изобразил голую женщину на неприбранной постели и возле нее негритянку с букетом цветов и черную кошку с выгнутой спиной. Мане также сделал рисунки для ксилографии к поэме С. Малларме «Послеполуденный отдых фавна».
После того, как Эдуард окончил школу художников, он начинает путешествовать с целью изучения полотен мастеров старой школы со всего света. Юношу привлекла эта скандальная слава. Терновец акцентирует внимание на реализме Мане. Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины Олимпия. Контуры теряют четкость, растворяясь в световоздушной среде.
Здесь же состоялись встречи Мане с будущими импрессионистами. После провала юноша стал юнгой на торговом судне. – Флейтист (1866). Вот тут-то и случился скандал.
1868-1869). Правда, его серии офортов, выполненные в 1862 и 1874 году, остались нераспроданными. Эдуард получает наследство и теперь может не думать о том, как и на что ему жить. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением голой натуры.
Творческая жизнь в Париже затихает и сворачивается. Он пишет: «Мане – автор «Олимпии» – оказался в самом центре эпохи».