Увлечение испанской темой заметно ослабевает после поездки в Испанию в 1865. Что же, Мане опять заблуждается: если жюри и примет портрет Фора, то «Нана» обречена на изгнание. Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя. 19 апреля 1883 года ему ампутировали левую ногу, а через 11 дней он умер в страшной агонии.
Эти палаццо, обрамляющие бесконечные каналы, – как все это внешне, декоративно, думает Мане. В восьмилетнем возрасте Мане определяют в учебное заведение Вожирара Паула. В 1863 Мане пишет картину «Завтрак на траве» (Музей дОрсе, Париж), которая под названием «Купание» была выставлена в скандально известном Салоне отверженных, где экспонировались произведения, не принятые официальным жюри. – Прим.
Первое значительное произведение — картина «Любитель абсента» (1858-1859, Ну Карлсберг, Глиптотека, Копенгаген), в которой в традиции живописи Веласкеса представлен деклассированный пропойца — наследник романтических бродяг сюжет картины мог быть инспирирован влиянием Ш. Бодлера, с которым художник познакомился в это время. По этой же причине, как считают его коллеги, достойные воспитатели, он оказывается совершенно «вне упорядоченного и серьезного поведения, приличествующего рангу преподавателя». от каких призраков. Дезабийе – это же непристойно.
Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Тот обыграл по-латыни имя художника: «Manet et manebit» («он таков и таким останется»). Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса».
Именно теперь, когда шайка «мазилок», которой он покровительствует, все сильнее заставляет говорить о себе, когда критики мало-помалу поддаются его заблуждениям, его фиглярству, более того – заблуждениям и фиглярству его последователей именно теперь жюри менее, чем прежде, склонно терпеть выходки Мане. «Сторона Мане» проявляется в манерах, привычке прогуливаться по Бульварам, в его пусть обманутом, но твердом желании добиться почестей, «высокого положения» – одним словом, сделать карьеру. «Если бы я зарабатывал столько денег, сколько Каролюс-Дюран, я бы всех считал гениями», – он говорит это шутливо, но сквозь шутливость проскальзывает горечь. В «Нана» (1877, Кунстхалле, Гамбург) художник создает образ содержанки в духе романов Золя определенная «новеллистичность» ощутима и в картине «У папаши Латюйль» (Музей изящных искусств, Турне).
В эти же годы художник впервые достиг общественного признания. Дебутен награвировал в технике сухой иглы портрет Мане. Первые работы наметили и первые нововведения, связанные главным образом с контуром. Как и обнаженная в Завтраке, Олимпия (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. оригинальным искусством. И точно г-ну Мане мало полураздетой особы, так он написал еще и мужчину во фраке позади нее.
Но были и различия, что видно по его лучшим произведениям тех лет — картинам «Аржантей» и «В лодке». Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. Недоброжелатели иронически осведомляются: «Отчего бы ему и не облагодетельствовать этими двумя картинами выставку своих собратьев и друзей. », «Зачем же держаться в стороне от банды. Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882). Однажды он услышал приятный женский голос, воскликнувший при виде «Стирки»: «Но ведь это же очень хорошо. » Мане был так тронут этим непосредственным восхищением, отключившим его от издевательских насмешек (На столе у входа Мане положил небольшую тетрадь для записи отзывов посетителей.
Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес.
«Со времени своего дебюта Мане не продвинулся ни на шаг. Сделать это еще не поздно. Мане постоянно ссорился со своим учителем он стремился передать «настоящий дневной свет» и «писать жизнь в разное время такой, какая она есть». И еще слишком уж все заняты – так или иначе – г-ном Мане. Несмотря на это, критики отмечают кутюрьевские черты в художестве Мане.
Место действия картины – бар, находящийся на первом этаже популярного столичного варьете. Однажды в кульминационной сцене такой феерии она предстала на сцене Шатле в сиянии своей наготы, «засверкавшей на фоне створок серебристой раковины» (По словам Альбера Фламана. ). Но, по правде говоря, она с самого начала вызывает у него скуку. По поводу создания этой картины Мане говорил своему другу, журналисту А. Прусту: Когда я был в ателье, я копировал Джорджоне, нагую женщину с музыкантами. Этот портрет – прощание, прощание с химерами, мечтами, прощание с невозможным.
Художник бранит критика: «Неужели я просил его о чем-то невозможном. Воспоминание, которое становится подчас таким же неотвязным, как и угрызения совести. Однако, при подобной оценке, упускается главное — собственное непреходящее значение его произведений, украшающих уже более века крупнейшие музеи мира. Он жаждет официальных успехов живописца, но при этом чувствует себя самим собой только вместе с «непримиримыми», всячески, впрочем им сопротивляясь. Одновременно художник разрабатывает «испанскую» тему.
С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из Менин Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Новаторство художника не было понято, если не считать небольшую группу его друзей. Он быстро стал всеобщим другом, превратился в одну из главных фигур их собраний. В картине «Балкон» (1868, Музей дОрсе, Париж) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга. Родился в семье крупных чиновников.
Как пишет Дюранти, Каролюс-Дюран был «вскормлен и выращен. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание.
С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. Понять Кутюра значило понять возможности официального искусства. Пару раз Вольф соблаговолил зайти в мастерскую Мане. Тень фигуры не соответствует её положению.
Если бы он попал сюда, то как восхитился бы дымкою Венеции, ее сияниями, туманной голубизной (Моне напишет Венецию в 1908 году (Ренуар раньше – в 1881 году). ). Наконец-то свирепствующая в живописи болезнь обнаружена. Заканчивая «Нана», он уже обдумывает заказ певца, надеясь ответить на его просьбу произведением, где непременно превзойдет самого себя. Каким чуждым для ушей Клода Моне прозвучало бы это слово – «геометрия».
Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Но ненадолго. Вскоре он вновь увидит ту Венецию, которую когда-то посетил вместе с Эмилем Оливье. Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма.
Завтра, несмотря ни на что, Берта будет носить имя мадам Мане. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Полотно излучает беззаботность, а действующие лица кажутся праздными и радостными. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане». Но начавшаяся в 1870 году франко-прусская война заставила на время забыть о живописи.
В офорте он использовал свою излюбленную композицию, построенную на темном резком силуэте. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне). Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры.
1877 год начинается скверно. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Уже на первых порах талантливое и мятежное нутро юноши давало о себе знать. «Г-н Мане, – прямо заявляет Кастаньяри, – относится к тем художникам, кого не отвергают. Мане Эдуард (Manet), французский художник.
Однако брат матери, Эдмон-Эдуар Фурнье, осознавая художественное призвание мальчика, посоветовал ему посещать специальные лекции по живописи, на которые сам записал племянника и посещение которых лично оплачивал. В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Так же как в предыдущем полотне, художник осовременил в Олимпии традиционные мотивы, но сделал это еще более эпатирующим образом. Всё воспитание Эдуарда проходило в буржуазной среде под дымчатым парижским небом.
Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. По настоянию родителей Мане отправляется в мореходную школу, но проваливает экзамены. Правда, сам Гошеде не в состоянии усидеть на одном месте: он вообще «никогда не позирует» и ради одного «да» или одного «нет» готов мчаться в Париж.
Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах. Но в целом пресса скорее к нему расположена. Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо».
В том же году Мане написал картину Олимпия (Париж, музей Д Орсе), на которой изображена лежащая на ложе обнаженная девушка, которой служанка-негритянка подносит букет цветов, – сюжет, восходящий через Гойю к Тициану и Джорджоне. Человек этот доводит его до исступления. В последний апрельский день 1883-го не стало Эдуарда Мане, картины же его – бессмертны. Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. К примерам «чистой» живописи относится «Флейтист» (1866, Музей дОрсе, Париж).
Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Что касается «Послеполуденного отдыха фавна», то Лемерр дал Малларме согласие, но когда узнал, что эклога будет иллюстрирована Мане, то пассаж Шуазель, где находится лавка этого неуживчивого издателя, огласился разъяренными воплями. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ).
В декабре 1881 года по рекомендации Антонена Пруста, друга детства художника и нового министра культуры, Мане был награждён орденом Почётного легиона. Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. Прямо там художник начинал работу над своим творением. Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. «Вот теперь ты попался. » – шаловливо грозя пальцем, сказала она. Мане фигурирует на страницах художественной хроники вместе с импрессионистами. Мане приемлет далеко не все теории своих друзей.
Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Однако за внешней неряшливостью скрывается аристократ. Композиция картины была навеяна рисункомРафаэляи образами картины КонцертДжорджоне. Он кончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Эдуард Мане начал работать в офорте и литографии в 1862 году. Конфликт усугубился с появлением следующего произведения Мане – знаменитой Олимпии, которая также стала своего рода пощёчиной общественному вкусу.
Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Так на самом деле и случилось. Ему остаются про запас только мстительные слова. 1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств.
В 1867 Мане строит собственный павильон на всемирной выставке в Париже, для которой он создает не без влияния Гойи картину «Расстрел императора Максимилиана в Кверетаро», повествующую о бесславной кончине ставленника Наполеона III на мексиканский престол. В парных композициях начала 1880-х годов «Весна. Мане устал. Но точки зрения живописца и его модели никак не совпадают. Отныне Берта не позволит больше вопрошать свое лицо мужчине, превратившемуся в ее деверя. Экая неблагодарность».
На семейном совете решается, что он отправится на паруснике в Рио-де-Жанейро в качестве лоцмана. Работы Моне приводят его в восхищение. Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари.
Решившись наконец прочесть «Послеполуденный отдых», он снова приходит в ярость. «Художник должен работать непосредственно, – говорит он. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто.
Однако Мане преодолевает свою антипатию. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. На его счету исторические и бытовые сюжеты. Но, многие заложенные им принципы были восприняты и продолжены.
Море его больше не взбадривает. Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером. Сезанн скажет однажды: «Я хотел бы сделать из импрессионизма нечто устойчивое, основательное, подобно искусству музеев». ). Предисловие к каталогу написал Эмиль Золя. Не могли бы Вы послать обратной почтой бумажку в 25 франков. » «Я так удручен.
Но эта попытка «приручения», которую вопреки чувству собственного достоинства предпринял Мане, была недолгой. Вопреки тому, что можно предположить, обращение Мане в новую веру куда менее глубоко, чем кажется. «Эта скотина вызывает у меня содрогание, – говорит Мане. Во время подготовки к повторной сдаче экзаменов Мане было позволено отправиться в путешествие на паруснике. Воспоминание и страх. Посудите сами: Manet et manebit.
Мане предпочитает нечто основательное. Но он слишком привык к ударам, чтобы переживать их по-прежнему сильно и глубоко. В 1850–1856 учился в Школе изящных искусств в Париже у Тома Кутюра (1815–1879), одного из самых известных французских художников-академистов того времени. – то неожиданно среди всей этой сутолоки разносятся его довольно громко произнесенные слова: «Вот лишнее свидетельство того, что выйти из Салона так же трудно, как и войти в него». Тот, что связан с «Вороном», осуществится без каких бы то ни было серьезных затруднений весной 1875 года однако спрос на книгу будет ничтожный. Надеясь хоть немного успокоиться, он едет к Гошеде в Монжерон.
пер. ) – ядовито говорит он о председателе жюри Робере-Флери. Это путешествие по океану в последующем сыграло не последнюю роль в творчестве художника. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента».
Она пестрит уничижительными фразами: «Вот когда белье будет постирано, мы на него и поглядим», «Загляните в этот хаммам – тут можно принять душ. Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года. В «Осени» мастер использует новую колористическую гамму, правда, уже открытую в композиции «В лодке» (1874, Метрополитен-музей), — сочетание оттенков голубого с коричневатыми тонами.
В дальнейшем, подобные принципы получили распространение в творчестве импрессионистов. По свидетельству современников, Мане был признанным авторитетом этой группы, тем не менее, это неформальное собрание было достаточно либеральным, его участники не боялись критиковать Мане. Уйдя от Кутюра, Мане уничтожил все картины, созданные за это время. Другие крупные произведения Мане 60-х годов – Завтрак в мастерской (1868) и Балкон (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. Картина была выставлена на Салоне 1865 и подверглась яростным нападкам критиков.
Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». На картине Флейтист (1866, Париж, музей Д Орсе) изображан юный пехотинец играющий на флейте. Художник планировал написать серию полотен – аллегорий четырех времен года, которые должны были олицетворять четыре его подруги, однако смог завершить только два – Весну, моделью для которой послужила Жанна Демарси (1881, частное собрание) и Осень, где моделью была Мари Ларан (1882–1883, Нанси, Музей изящных искусств). Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». В 1874 — в год первой выставки импрессионистов, Мане едет «в малую столицу импрессионизма» — Аржантей, где работают К. Моне и О. Ренуар. Он никогда не станет рабом какой-либо формулы. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами.
Он не исправляется. Осуществившая дерзкий вызов общественной морали, картина поддается запрету в показе официальным салоном. Обнаженная натура – сделайте одолжение, но не полураздетая.
«Портрет Золя» — дань признательности известному писателю, который не раз оказывал Мане важную поддержку. Перед Мане он благоговеет. Край стола, на котором стоит бутылка, не согласуется с перспективой. В связи с намечающимся «возрождением» техники пастели Мане пишет цветными мелками ряд произведений (например, «Портрет Ирмы Бруннер», около 1882, Музей дОрсе, Париж), отличающийся тонкостью красочных отношений. Закончив рабочий день, он каждый вечер появляется в кафе «Новые Афины», где нет более постоянного посетителя. В том, что его имя склоняется по любому поводу, есть что-то просто неприличное, какое-то очковтирательство. Когда Мане украдкой наблюдает за успехами Каролюса-Дюрана, его сердце гложет что-то вроде зависти.
Местом, где собирались художники нового направления, стало кафе Гербуа в квартале Батиньоль, откуда произошло первое название группы – батиньольская. Первой подлинно масштабной работой Мане явился Завтрак на траве (1862). Бунтарский дух заставлял его искать не совсем обычные пути в жизни. А Мане не тот мужчина, кто отклонил бы ее авансы. Омрачил все впечатления от Рио-де-Жанейро укус змеи. Его засосала легкая жизнь и за это он получает сполна.
К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. Между художниками завязалась горячая дружба. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж).
Один из друзей Мери Лоран, вхожий к Вольфу, сообщает тому о предложении художника. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи.
Этот синий цвет ошеломляет публику, выводит ее из себя. Отец категорически отказывается отдавать сына на обучение в художественные школы. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879).
Однажды после полудня, когда Малларме, быть может, рассказывает о своих неприятностях или, что еще вероятнее, забыв о них, вызывает своим мечтательным голосом «драгоценное облако, что плывет в глубинах каждой мысли», Мане с тем увлечением, порывом, с той силой мгновенного проникновения, какие ведомы подлинным мастерам в избранные часы творчества, пишет портрет поэта, полотно, небольшое по размерам, но великое по исполнению и еще более великое по бесконечности мыслей и ощущений, заложенных и сплетенных в нем. После смерти Бодлера художник сближается с Э. Золя, пишет его портрет. Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии.
Часто покупая холсты и краски в магазине на улице Гранд-рю-де-Батиньоль, Мане вскоре стал завсегдатаем расположенного рядом кафе Гербуа, среди которых завсегдатаями были как неизвестные писатели и художники, так и уже знаменитые Фантен-Латур, Уистлер, Дюранти, Дега, Ренуар, Моне, Писсарро. Обратный путь во Францию был долгим— Мане много ездил по Центральной Европе, посещая музеи в Дрездене, Праге, Вене и Мюнхене. Юношу привлекла эта скандальная слава. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса.
Работы художника неизменно привлекают многих туристов, приезжающих во Францию. Его упорное нежелание участвовать в выставках импрессионистов, вне официального Салона, объяснялось не только аристократическими предрассудками, но и более глубокими причинами – большей связью с традицией, большей внутренней устойчивостью образов, которые у Мане кажутся, при всей их спонтанной жизненности, выхваченными из потока времени. «Это похоже на донышки плавающих бутылок шампанского», – говорит он.
В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры. Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. Оно стало экспонатом еще одного Парижского салона (1882-го года).
И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В теплице» и «В лодке» были встречены очень тепло. Сразу после войны 1870 года он начал покупать картины Клода Моне, Писсарро, Дега, Сислея. Сюзанна закрывает глаза на все это. В этом отношении Эванс играл роль покладистого Сганареля.
Представителей академического толка «Стирка» должна неминуемо разъярить. Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист». Лица выглядят по-разному в зависимости от того, с какого расстояния на них смотреть. Таким образом, ему удалось вдохнуть свежий воздух в принципы живописи XIX века.
Вольф вынужден признать, что забава зашла слишком далеко. В длительном плавании в его душе родилось какое-то особенное ощущение моря. Параллельно в Салоне такое же негодование вызывает и портрет Фора. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против).
Критик спасается бегством и начинает кричать повсюду, что, «как он всегда и думал, Мане не настоящий художник», что он «работает неуверенно» и не способен пойти далее бесформенных набросков. Но Парижский салон не одобрил «Музыку в Тюильри». Правда, его серии офортов, выполненные в 1862 и 1874 году, остались нераспроданными.
При виде Мане Лемерр успокаивается. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Не только художник, но и поэт, автор стихотворных драм (одна из них, «Морис Саксонский», шла перед войной 1870 года на сцене французской Комедии), Дебутен рассчитывал вначале сделать карьеру на литературном поприще. Красоту сочетания красок, подтверждает живопись картины «В лодке».
В 1848 отправляется в поход на корабле в Рио-де-Жанейро. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему.
На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Как и в собраниях Лувра, его везде интересуют «секреты» живописи старых мастеров, преимущественно Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Халса, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Ватто и Шардена, а среди новых — Делакруа. В этих картинах он, в сущности, хочет уяснить для себя, как далеко может продвигаться по новому пути. – Ему подвластны подлинные основы искусства».
Сюзанне хотелось бы вернуться в Фекан. «Было бы дурно так поступить. Мане не участвовал в выставке, но ему было близко творчество многих импрессионистов. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния.
«Батиньольцы» немедленно приняли его в свою компанию. Мане стоял у источников, ставшим в последующем направлением искусства импрессионизма. «Олимпию» Мане решился показать публике только спустя два года после ее создания. Возможно, только все это дешево.
Мане, хочет он этого или нет, остается Мане. У Надара мы уже нагляделись на этих импрессионистов. Он бывал в Аржантейе (пригороде Парижа), где работали К. Моне и О. Ренуар и создал несколько произведений, близких им по духу. В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана). Отсюда, очевидно и его резкая реакция, когда ему пытаются навязать звание импрессиониста (Отношение Мане к импрессионизму предвосхищает отношение других художников, таких, как Сезанн, Гоген, Ван-Гог, чье творчество характеризует эволюцию живописи в период постимпрессионизма. Как и «Кружка пива», они своего рода предельные вехи определенного направления, полностью «Кружке пива» противоположного.
Когда полотно было приобретено, его вывесили в Лувре, рядом с произведениями Энгра. Так, он создает «Лолу из Валенсии» (1862, Музей дОрсе, Париж) — портрет испанской артистки на фоне театральных кулис, «сокровище с розово-черным мерцанием» (Бодлер). Этот неунывающий, веселый бонвиван без ума от новаторов. Около двух лет тому назад, еще до того, как «батиньольцы» перебрались в кафе «Новые Афины», однажды вечером они увидели у Гербуа здоровенного малого в длинном пальто серого цвета, на голове черная фетровая шляпа из-под которой густыми волнами падала пышная грива темных волос. Это «одиночество в толпе» мастеру удалось передать просто гениально.
Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. «Я никогда не стану выставляться на задворках я вступаю в Салон через главный вход», – отвечает Мане. Теперь Мане говорит со своими друзьями только о Мери Лоран. В 1866 началась дружба Мане с импрессионистом К. Моне. Уроки рисования, как ни странно, не вызвали у Мане ожидаемого интереса, во многом из-за академичности преподавания и мальчик копированию гипсовых изваяний предпочитал рисование портретов своих товарищей, что вскоре стало примером для многих его одноклассников.
Пленэр и опять пленэр – вот в чем причина. Была открыта большая выставка его произведений в Школе изящных искусств. «Западня», появившаяся на прилавках магазинов в феврале, мгновенно превращает Золя в самого известного и самого проклинаемого современного романиста старый Гюго гремит с высот своего Олимпа: «После нечистоплотности он перешел к непристойности я вижу бездну, глубины которой измерить мне не дано».
Как всегда у Мане, мир вещей не препятствует восприятию внутреннего состояния человека. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Моне пишет главным образом на берегах Сены. Дядюшка был добродушным низеньким толстяком с маленькой бородкой и всегда смеющимся лицом.
Недели бегут. В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. Поль Сезанн как-то заметил, что Мане многим обязан Кутюру.
В 1874 году он поехал в Аржантей, где работал на пленэре рука об руку с Моне и Ренуаром. В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном. Мане горячо откликнулся на это лестное предложение. Мане всячески отговаривается. Тень фигуры не соответствует её положению.
За что. Мане целиком поглощен мыслями о приближающемся Салоне. Вторая коллекция, собранная почти тотчас же, была таким же образом распродана годом позже. Но Мане не уступает а ужасная статья Альбера Вольфа, опубликованная 3 апреля в «Le Figaro», по адресу «помешанных» с улицы Лепелетье, тем более укрепляет его убеждения. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. «Да поглядите же на этого Дега, на этого Ренуара.
Отклонить. » – злобно бросает один из членов жюри. Зритель следил за переменчивой кистью художника, пытаясь найти логику в его картине. Приблизительно одна десятая часть всех его картин – это морские пейзажи. – Вот точное определение.
Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу. Картина «Музыка в Тюильри» (1860, Национальная галерея, Лондон) — образ нарядно одетой толпы в оболочке бытового жанра. Художник не жалеет труда он увлеченно погружается в «подготовительную работу». В том же темном колорите, что Любитель абсента, написана Музыка в Тюильри (1860, Лондон, Национальная галерея).
Так и в жизни – ему хорошо лишь с женщинами легких нравов. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Он сам проникается царящей вокруг радостью и хочет перенести ее на полотно. Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872).
И снова возникает воспоминание о бразильских джунглях. К концу 1860-х годов Мане приобрел двусмысленную репутацию. Особенно мальчику нравилось, когда к ним приходил родной дядя (брат мамы), полковник Эдмон-Эдуард Фурнье, со своей супругой. Он не импрессионист. Несмотря на этот факт, Дюранти и Мане помирились, сочтя происшедшее недоразумением и остались хорошими друзьями до самой смерти Эдуарда.
Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество. Две недели он провёл на пришвартованном паруснике и, чтобы не мучиться от скуки и безделья, рисовал. Другие крупные произведения этого периода – Нана (1876–1877, Гамбург, Кунстхалле) Портрет г-на и г-жи Жюль Гиме в оранжерее (1879, Берлин, Национальная галерея) и В кабачке папашиЛятюиль (1879, Турне, Музей изящных искусств).
сделал его личностью преследуемой, а толпа почти готова обнаружить наконец у него талант». Мане поступил в артиллерию в звании лейтенанта. Портрет этот – десятый по счету (Одиннадцатый, если считать подготовительную акварель к этому последнему портрету.
Простимся же с несостоявшимся мастером». Цена – 1 франк 75 сантимов», «Не смешно», «Самое красивое на выставке Мане – это его мастерская (подпись – архитектор)», «Manet non manebit» (Мане не останется самим собой). ), что глаза его увлажнились от радости и он, будучи не в силах оставаться в своем убежище, бросился благодарить незнакомку: «Мадам, кто вы и почему находите хорошим то, что все считают плохим. » О счастье. После кончины Мане начался другой период в истории французского искусства. В этих богатых цветом полотнах с удивительным мастерством передано чувство полноты жизни.
Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Выставлено пятьдесят работ— лучшие картины, созданные за десять лет творчества. Дезориентированная и напуганная эволюцией Мане, Эва Гонсалес постепенно отдалилась от мастерской на улице С. -Петербург. – Неужто мои неудачи вызвали ваше презрение. » Эти скупые строки выдают отчаяние художника. В живописном отношении Олимпия – одна из вершин творчества художника. В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели.
Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. Перед безвременной кончиной маэстро создал свое последнее полотно – «Бар в «Фоли-Бержер». Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). Дальше – хуже. Враги живописца издеваются над тем, что представляется им наглой фанфаронадой.
Париж с восторгом приветствует глумливую находку а когда 1 мая открывается Салон, все валом валят к «Железной дороге», написанной отцом, вождем пресловутых импрессионистов. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо».
Их образы символизируют муз. В 1856 году он посетил Голландию, Австрию, Италию. И тем не менее, ничто не прошло даром.
Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой. Портрет Лоран» (Музей изящных искусств, Нанси), где изображенные артистки представлены как аллегории времен года, ощущается некое предчувствие стиля модерн: плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а фигуры показаны в профиль. «Имя Мане на устах у всех, – пишет Le Figaro.
Завтрак в мастерской (1868, Мюнхен, Новая Пинакотека) и Портрет Эмиля Золя (1868, Париж, музей Д Орсе) ясно показывают, как возросло мастерство Мане. Художника не случайно называли живописцем современной жизни. Местом постоянных встреч Мане и его друзей стало знаменитое кафе Гербуа в квартале Батиньоль, отсюда первоначальное название группы – батиньольская. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту.
Опираясь на мнение возмущенной «Аржантейем» публики, жюри почти единогласно (исключая два голоса) отстраняет картины Мане. Большое значение имели работы мастеров графики Домье и Гаварни. Малларме сидит в мягком кресле, в протянутой руке сигара, взгляд мечтательно затуманен – все сложнейшее существо поэта передано здесь, в этом портрете (Этот холст, который поэт повесил у себя в столовой, теперь находится в музее Лувра. ). Его рассуждения всегда дельны – в них чувствуется человек большой культуры. Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции.
В своих многочисленных письмах родным он описывал экзотических и красивых бразильянок, делился впечатлениями о карнавале в Рио-де-Жанейро. Его интересовал мир людей их отношений и чувств. Вступительные испытания в мореходную школу в 1847 снова провалены.
Клод Моне, Поль Сезанн и Эдгар Дега становятся для автора «Олимпии» друзьями и последователями. Одна из последних картин художника «Бар в Фоли Берже» — своеобразный синтез его художественных поисков 60-х и 70-х годов. «Гамлет, сойдя с ума, заказал свой живописный портрет Мане», – напишет карикатурист Шам.
Несогласия усиливаются от сеанса к сеансу. Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений. «Писать правдиво, не обращать внимания на толки» – вот девиз, написанный им на пригласительном билете. Художник и куртизанка быстро поняли друг друга.
В этих обсуждениях и были сформулированы основополагающие принципы импрессионизма. Но опасаясь слишком жесткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Их признание имело значение. Помогал ему и опыт французских реалистов середины XIX века (в особенности Г. Курбе).
Пора ему покориться, что называется, вернуться в строй. Сад Тюильри был действительно любим парижским светом. «Все-таки есть женщины, которые знают, которые видят, которые понимают», – твердит он, вспоминая восклицание Мери при виде «Стирки». «Олимпия» невольно напоминает «Венеру Урбинскую» Тициана.
Однако, отношения между учителем и учеником не сложились. В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма.
Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней. Превосходные замыслы. Наконец, он устал от непонятного недомогания, появившегося еще прошлым летом. Благодаря смуглой коже лица и черным, словно уголь, глазам, поблескивавшим под тяжелыми веками, его можно было принять за калабрийца. Мане, в свою очередь, начинает большой портрет Дебутена в рост.
«Хватит. Однако пусть импрессионисты не торопятся праздновать победу. Картина «Бой «Кирседжа» и «Алабамы» (1864, Музей искусств, Филадельфия) представляет морское сражение двух американских кораблей армии северян и южан, близ Шербура. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами.
По правде говоря, в 1877 году Париж находится в сильнейшем возбуждении. В 1874 году открылась первая выставка художников —импрессионистов. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал Олимпию с игральными картами), добивается особой интенсивности цвета.
Все или почти все присоединяются к нему. И он отступает. В 1860-е годы создаются «Самоубийца» (частное собрание), «Пейзаж с катафалком» (Метрополитен-музей), «Христос и ангелы» (там же), «Мертвый тореро» (Национальная галерея, Вашингтон).
Они сделали художника известным среди современников и создали славу у потомков. Рисовать начал еще в коллеже. Мане не растерялся. Известны случаи материальной помощи К. Моне с его стороны. Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Эванс был прежде придворным дантистом Наполеона III. Над празднично оживленной рекой разносятся песни и смех. Он называет его «Рафаэлем воды» и подтрунивает над ним: «Послушайте, да оставьте хоть что-нибудь другим».
К числу таких картин относится «Завтрак на траве», где импозантные кавалеры находятся в обществе обнажённых дев, «Олимпия», чья откровенность настолько раздражала публику, что устроителям выставки пришлось повесить картину как можно выше, опасаясь, что её проткнут в негодовании тростью или зонтом. К «испанскому» циклу относятся также «Гитарерро» (Метрополитен-музей) и «Викторина Меран в костюме эспады» (там же). «Дьявольски трудно, – восклицает он, – передать ощущение того, как построен этот корабль из досок, нарезанных и подогнанных друг к другу в соответствии с правилами геометрии». Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии.
«Я пишу так, как вижу к черту их выдумки. » Его ничто не может так вывести из себя, нежели определение его как импрессиониста, «короля импрессионистов». После Венеции Мане все стало ясно.
Картина «Завтрак на траве» экспонировалась в Салоне отверженных, где были выставлены произведения, отвергнутые жюри официального Салона. Часто он делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные. Возможно, образ из современной жизни (он намерен его представить в этом году на суд жюри) – туалет дамы полусвета – навеян интимной связью с Мери. Впрочем, это не помешало ему взять на вооружение некоторые чисто импрессионистические приемы письма.
«Лодка – вот его мастерская. » – говорит Мане. Ему претит неопределенность, незаконченность, неясность. Но ведь это так просто, посудите сами: за аморальность. Украсив угол коллекцией трубок, он с половины девятого до одиннадцати отдыхает тут от жизни «вьючного животного», болтает, покуривает.
Мане явно скучал в мастерской Кутюра. Чтобы добраться до Моне из Женвилье, Мане достаточно пересечь Сену. – Провал картин. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния.
Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Говорят, что талантливый человек талантлив во всём. Ведь я просил его всего-навсего сохранять нейтралитет». После этого несостоявшийся «мореход» стал учиться в мастерской художника Тома Кутюра.
«Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри. «Филистеры, мне жаль вас, – провозглашает он, – вы не воспринимаете этих очаровательных гармоний, не можете вдыхать полной грудью этот чистый и благоуханный пленэр». Первоклассная импрессионистическая тема. В картинах «Балкон» и «Завтрак в мастерской» показан облик современников художника. Во время длительного путешествия Мане рисует шаржи на всех членов команды. Но что из того. Стихи эти кажутся ему вышедшими из-под пера свихнувшегося человека.
– Все эти Золя и Мане импрессионисты и натуралисты- одного поля ягода: сборище нарушителей порядка и коммунаров (Портрет Фора принадлежит ныне музею Эссена «Нана» – гамбургскому Кунстхалле. ). В его коллекции есть несколько работ Мане, купленных у Дюран-Рюэля и у самого художника.
Он нищенствует. Мане все чаще заводит интрижки. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. Он причиняет ей «что-то вроде физического страдания». В 1867 году Мане показывает свои произведения в отдельном павильоне.
Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой. Наконец замысел будущего портрета схвачен. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных».
Дюранти, пишущий сейчас брошюру об искусстве этой группы – «Новая живопись», тщетно уговаривает его быть там, где водрузят его же собственное «знамя». Мане готовы поставить в вину даже успех его «Кружки пива» – ведь он и впрямь был чрезмерным. Его палитра расцвечивается чистыми тонами, которые так любит его младший товарищ. Фор спорит с Мане. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины.
Фигуры людей на картинах представлены крупно, особое внимание уделено их поведению. Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. Но ныне какой туман прошлого поглотил для него времена кафе Гербуа. Он прихрамывает.
В начале 1850 вместе со своим другом по гимназии А. Прустом (в будущем — автор воспоминаний о Мане) учится в Школе изящных искусств в Париже у Т. Кутюра известного мэтра салонного и академического искусства, прославившегося картиной «Римляне эпохи упадка» (1847, Лувр). Разрушая традиционные каноны бытовой живописи, в частности, отказываясь от четкой сюжетной мотивировки, Мане воспользовался иконографическими мотивами картин «Концерт» Тициана (в 19 в. приписывался Джорджоне), «Паломничество на остров Киферу» Ватто и «Девушки на берегу Сены» Курбе, а для построения композиции — гравюрой Раймонди с рисунка Рафаэля «Суд Париса». Импрессионисты, естественно, настаивают, чтобы он присоединился к ним. Родился в Париже 23 января 1832 в семье высокопоставленного государственного служащего. Синтезом предшествующих художественных исканий Мане явилась картина «Бар «Фоли-Бержер» (1881-1882, Институт Курто, Лондон).
Чересчур. Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице. Предлог слишком хорош, чтобы жюри не ухватилось за него. С позавчерашнего дня у меня нет ни гроша, нет больше кредита у мясника, у булочника.
В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Все, что лишено этого, – ничего не стоит». Следы всего этого без труда обнаруживаются в его работах того времени.
Мане знает, что думают его друзья об этом типе, ему известны их презрительные суждения о его искусстве, в частности, слова Закари Астрюка: «Наедине с самим собою Каролюс-Дюран предпочитает фальшивый блеск страза подлинному драгоценному камню». Он скрупулезно изучает рисунок, штудии с натуры, учится выстраивать композицию. Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины Олимпия. Эдуард Мане считается одним из величайших художников-импрессионистов.
перешёл к пленэрной живописи. В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнаженной натуры.
Стоит кому-нибудь в толпе, теснящейся перед «Аржантейем», сказать словечко в защиту Мане, ему уже кричат: «Но этот синий цвет. » Он «невыносим», он «шокирует». Моне внушает Мане уважение. Если бы я умела писать так, как Каролюс-Дюран. Родители коротали с ними вечера у камина – женщины рукодельничали, мужчины вели беседы.
Он пишет своего друга Моне и его жену в лодке, которую они называли «плавучей студией» (1874, Мюнхен, Новая Пинакотека) и в том же году создает полотно Вечер (Турне, Музей изящных искусств), где также изображены две фигуры в лодке. Устремив глаза в сторону, она согнутой рукою словно хочет защититься, укрыться – от кого. Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ. Он ошибся. Идя на новую искупительную жертву, Мане решает написать портрет одного из самых свирепых хулителей своего искусства – Альбера Вольфа, критика из «Le Figaro».
«Я думал – это ты. » Они смеялись словно сообщники. В 1874 году он вынужден был продать их в Отеле Друо. «Вот уже долгое время вы не приходите ко мне за советами, – пишет ей Мане 28 мая. Он смакует их картины, как гурман – вкусные кушанья.
Он сделал множество набросков и этюдов, взглянув на которые, отец признал талант Эдуарда. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Напротив, усугубляет свои ошибки. Оставить его. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро).
В том же году Мане пишет «Олимпию» (Музей дОрсе, Париж). Портрет Демарси» (Метрополитен-музей) и «Осень. Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина «Аржантей» (1874, Музей изящных искусств, Турне). В конце концов победила его приверженность к искусству. Новшества Мане не могли так скоро вписаться в привычные рамки французской живописи. Он достиг того возраста – ему сорок четыре года, – когда некоторые люди, обратив взоры к прожитой жизни, обнаруживают тысячи вещей, которые когда-то приводили их в возбуждение, очаровывали, а теперь оставляют равнодушными.
Такова была его художественная программа. Копировал их и Мане и не только в Лувре. Мане явно скучал в мастерской Кутюра. куда погрузился по шею». Таков самый интересный офорт Мане «Очередь в мясную лавку».
В этих произведениях искусство Мане достигло наибольшей зрелости и совершенства. Художник полагал, что достиг этой цели в картине Любитель абсента (1859, Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека). Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями».
Недаром, будучи уже зрелым мастером, он выставил их рядом с с остальными работами. Особо тёплые отношения Мане завязывает со скандальным поэтом Шарлем Бодлером. О Мейссонье он говорит так: «В живописи это колибри». Но, в конце концов, тяга к творчеству победила. После того как увидишь это, все остальное кажется мелочным, сухим и отвратительным». ). Мане добивается известности, хотя и скандальной. Жюри ждет от Мане как раз отречения от ереси. «Сторона Фурнье» толкает его к мятежным художникам и к девицам сомнительного образа жизни. Существуют четыре версии последней композиции: в Музее изящных искусств Бостона в Национальной галерее Лондона в Национальной художественной галерее в Копенгагене (все – 1867) и в Кунстхалле в Мангейме.
Вот таким образом, копии Мане не похожи на копии исполненные его современниками. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). (Мане выполнил также два портрета Берты Моризо в технике литографии и один – в офорте. ) – их последнее столкновение. Она свидетельствовала о происходящих переменах в судьбах французского искусства. В начале 60-х годов художник порой близко пересказывает в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей (Лола из Валенсии, Гитарист, Испанский балет). В воскресенье, в день открытия Салона, он оказывается «самым заметным, наиболее привлекающим внимание» посетителем Дворца промышленности. В газетах тот же шум.
Последнее крупное произведение Мане – картина Бар в Фоли-Бержер (1881, Лондон, Институт Курто). «От него мутит». У Моне тоже есть лодка с кабиной – он управляет ею с помощью весла и пишет, сидя в ней, все, что пожелает, обращая особенное внимание на «эффекты света от восхода до заката».
Помимо этого он занимался живописью и создавал потрясающие гравюры. Далее его распределяют в гимназию «Коллеж Роллен», однако, вопреки ожиданиям родителей и преподавателей Эдуард отвергает науки, предпочитая рисование. (Намек на коричневую краску. Это уже порнография. Обучаться живописи Мане стал в 1850 году.
Вот увиденная им Испания совсем другая – реальная. С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством. Да как же ему не быть умным, когда он торгует умом». Но Гошеде это ничуть не обескуражило он начал собирать третью. Хватит того, что я его обманываю», – лукаво произносила Мери. Художник изображает ее в трехчетвертном повороте, в как бы отстраняющейся позе. Ей очень хотелось познакомиться с Мане – они ведь соседи (Мери живет на улице Ром в доме 52).
О вы, составляющие славу Института. При этом главным для него был ритм линии, передающий струящееся движение внутри силуэта. Вместе с женой Мане был приглашен в маленький городок Монжерон в департаменте Сена-и-Уаза приглашение исходило от Эрнеста Гошеде, дельца, поклонника и знатока искусства, бесконечно приветливого, щедрого до расточительности человека, чьи коллекции, к несчастью, слишком часто страдали от периодически повторяющихся финансовых осложнений. Ветерок надувает паруса, белыми пятнами отражающиеся в сверкающей голубизне Сены. Юношу привлекла эта скандальная слава.
Какая наивность. Они будут огромны. Нет товара – заменяет другим.
Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Но Эдуард провалил экзамены, причем, дважды. Тогда ему пришлось вернуться в «страну туманов», он приехал в Париж. Но он прикидывает еще и те расходы, которые эта выставка повлечет за собой. Особой стилистической ясностью отмечен «Флейтист».
Так как этот человек прятал что-то под пальто, Мане спутал его с бродячим гитаристом. В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. После войны «банда Мане», как называли художников-«батиньольцев» обыватели от искусства, вновь собралась в Париже. В представленном здесь образе обнаженной женщины на ложе (как и в «Завтраке на траве», это Викторина Меран в ногах женщины помещена черная кошка — бодлеровский символ из «Цветов зла»), напоминающем во многом традиции жанра у Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Гойи и Энгра, присутствуют и приметы нового времени — черты марионетки и фетиша. Взоры живописца и его модели встречаются в последний раз.
«Этот гусь – художник из живописцев, – говорит он. Он для нее «как красный цвет для быков». Некоторая нервозность, несколько горьких острот – вот и все. Ибо Мане не в силах питать дурные чувства к художнику, который идет своим путем имея, несомненно, на то основания и виновен лишь постольку, поскольку пытается навязывать ему свои взгляды, хочет, чтобы в самом Мане существовала только «сторона Фурнье». Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона.
После войны Моне вместе с женой и маленьким сыном обосновался в Аржантейе. Наиболее известные из них — иллюстрации к поэме Шарля Кро, сделанные в офорте и к «Ворону» Эдгара По, сделанные в технике литографии. Но существует еще и другая «сторона».
В «Завтраке на траве» он словно стремился переосмыслить темы старых картин и, в первую очередь, тему «Сельского концерта» Джорджоне. Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника. Мы предоставили г-ну Мане десять лет для исправления.
«Веласкес и я. – говорит Каролюс-Дюран и добавляет: – Если придерживаться хронологического порядка» (По словам Жоржа Ривьера, в феврале 1881 года Мария Башкирцева писала в своем «Дневнике»: «О. В своей картине Эдуард Мане не стал придерживаться академизма. Дальнейшее творчество Эдуарда Мане не изменяет своей направленности и продолжает свою линию. Воистину жизнь есть сон. Здесь он проведет следующие три года своей жизни. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Все объекты предстают яркими, светящимися, пятнистыми.
Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). То была не гитара, а трость: она принадлежала художнику, очередному «новобранцу» – Марселену Дебутену. Поглядите на этого Моне.
В традициях старых мастеров исполнен и «Портрет родителей» (1860, частное собрание, Париж), выполненный как жанровая картина Мане одним из первых художников заметил отчужденность людей друг от друга изображенные им персонажи находятся рядом, но словно не обращают внимания на окружение. Люди приходили туда отдохнуть, развеяться и посмотреть на красоту окружающего мира. Указывая на пользующееся исключительным успехом в Салоне полотно Жана-Поля Лорана «Смерть Марсо», где изображены офицеры австрийского штаба, стоящие у трупа французского генерала, он ухмыляется: «А вот кучера фиакров оплакивают смерть последнего форейтора».
Тема «выключенности» человека из среды и тут остается главной. Мане испытывает все более и более горячие дружеские чувства к этому нелюбимому коллегами преподавателю, оказавшемуся на дурном счету у начальства из-за своих внеуниверситетских работ – всех этих «разглагольствований», по выражению директора лицея Фонтан. Умен. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Существует «отцовская сторона», то есть сторона семейства Мане, – это нечто упорядоченное, буржуазное, соответствующее общепринятым нормам, а вот «сторона Фурнье» – это уж нечто авантюрное. Во Дворец промышленности Мане отправил две картины. – Утверждают, что он умен. Мане также сделал рисунки для ксилографии к поэме С. Малларме «Послеполуденный отдых фавна».
Вольф со своим обезьяноподобным лицом на редкость уродлив. В декабре 1848 года Мане юнгой поднялся на борт парусного судна «Гавр и Гваделупа». Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран. Но Берта уже ускользает.
Особое внимание художника привлекли испанцы: Веласкес и Гойя.