Успех пришел к Джакомо Манцу весьма рано – уже в 1930-х годах он создал свои знаменитые скульптуры Сусанна, Девочка на стуле, несколько вариантов Давида.
В мертвом он видит живое, дорогое и прекрасное. Скульптор с увлечением принялся уточнять композицию рельефов Врат смерти. Успех пришел к нему еще в ранней молодости. До 1960 он жил в Зальцбурге. Последняя композиция в этом ряду изображает смерть папы ГригорияVII. В 1937 году практически все участники группы были арестованы. Одно из них 31 октября 1926 года в Болонье предпринял пятнадцатилетний Антео Дзамбони, схваченный на месте и сразу же подвергнутый линчеванию.
Манцу избежал той же участи практически случайно. Бронзовый «Давид» был высоко оценен современниками и отмечен национальной премией «Принца Умберто», в жюри которой входили столь авторитетные фигуры, как Карло Карра, Артуро Мартини, Марино Марини и Лучио Фонтана. 6 Cardulli M. S.
В целом в этой скульптуре чувствуется кропотливое изучение античной пластики. Л. : Искусство, Ленинградское отделение, 1985, с Giacomo Manz, Gli anni della ricerca. Он начал рабочую древесину во время своей военной службы в Венето в 1928 позже, после короткого пребывания в Париже, он переехал в Милан, где архитектор Джованни Муцио уполномочил его художественное оформление часовни Universit Cattolica del Sacro Cuore (1931–1932). Третий рельеф посвящён смерти св. «Памятник героям Сталинградской битвы— это памятник величайшего исторического события. В октябре 1940 года, работая над «Распятием», Ренато Гуттузо записал в дневнике: «Это время войны и кровавой резни. 2013, 1, p Vitali, Lamberto.
Здесь «Смерть св. Он готов был прекратить работу. Последняя композиция в этом ряду изображает смерть папы ГригорияVII. Новый папа заказал Манцу свой портрет. Тот же ход мысли сопутствовал работе Манцу над «Распятием с генералом».
И именно в этом и заключается принципиальное новаторство и дерзость Джакомо Манцу. Третий рельеф посвящён смерти св. В скульптуре «Падающая Тебе» мастер буквально «остановил мгновение», гармонично соединив динамику композиционного решения и реалистическую трактовку фигуры. И лишь имя этого худощавого мальчишки предрекает его победу над великаном- Голиафом. В историю искусства прочно вошли два произведения с одинаковыми названиями — «Распятие» Р. Гуттузо и «Распятие», более известное как «Распятие с генералом», Д. Манцу. // Творчество, 1967, 2, с Леняшина Н. М. Джакомо Манцу.
«Аспект натуралистичности не умаляет напряжения формы игры изогнутых линий, будто скручивающих модель, которая сосредотачивает силы и сможет выпрямиться в воинственном движении» 11. l Opera del Mese. В 1978 году в Бергамо по его проекту был воздвигнут памятник героям Сопротивления. Как верно указывала Н. М.
В «Кардинале» 1954 года, еще фрагментарном и в следующем, созданном в 1955 году, где строгие линии ризы даны более четко, уже содержится смелая идея гладкого эллипса. Во время одного из сеансов на вопрос ИоаннаXXIII, почему так затянулось создание заказанных Ватиканом дверей, Манцу попросил разрешения изменить тему на ту, которая ему близка— тему смерти. Христос как символ всех, кто сегодня терпит оскорбления, тюрьмы, казни за свой идеал». Умереть за дело свободы прекрасно и свято».
2013, 1, p. 47. Нынешнее местонахождение этого произведения, «высотой около 70 см и шириной 50 см, весом 50 кг» 5, неизвестно. «Давид» 1938 года стал для Джакомо Манцу рубежным произведением, аккумулируя в себе аспекты всех предшествовавших ему версий в творчестве скульптора: поза является переработанной вариацией 11 Ibid, p Кремер, Фриц.
В этом произведении своеобразно развивает тему воина-освободителя. Прославился своими композициями для дверей римского собора св. С ноября 1961-го по март 1964-го шла работа над рельефами в их настоящем размере.
В верхней части дверей помещены крупные вертикальные композиции – «Успение Богоматери» и «Снятие с креста» в нижней части ряд из 8 рельефов меньшего масштаба открывается первым в библейской истории убийством («Смерть Авеля»), а завершается обыденной смертью женщины в домашнем интерьере («Смерть на земле»). В верхней части левой и правой створок врат изображены в наиболее крупном масштабе «Снятие с креста» и «Успение Марии». Впечатление вызова официальному «Арте ди реджиме», которое производил «Давид» Манцу, было продиктовано многими факторами.
В 1938 году он создает «Давида». В 1940 он получил обучающее положение в Accademia di Brera в Милане, но позже он двинулся к Аккэдемии Альбертине в Турине. В 1957 году Вучетич в бронзе создаёт станковую композицию «Перекуём мечи на орала». Затем несколько ниже— ярус из четырёх рельефов. David // Raccolta Manz: allestimenti e ricerche. Ему отвратительна мрачная, пустопорожняя гигантомания.
Кроме нескольких вечерних художественных классов, ему самопреподавали в скульптуре, хотя он позже стал самим преподавателем. Стефана, — вечные знаки убийства и тупой нетерпимости к разуму, к добру». Стефана, побиваемого камнями за свою веру.
«Давид» у Манцу – худенький мальчик, присевший на корточки, чтобы поднять с земли камень для пращи. Портреты балерины Инге Шабель (жены художника) отличает тонкость психологической характеристики, переданной в свободной, эскизной лепке формы (1957 год, собрание Майер, Нью-Йорк 1960 год, собрание И. Шабель, Мюнхен).
2 Научный электронный журнал АРТИКУЛЬТ 20 (4-2015) декабрь зарисовок, выполненных с натуры. С 1938 создавал цикл величавых и скорбных «кардиналов» (Большой сидящий кардинал, 1955, Галерея современного искусства, Венеция и др. ), ставший одним из самых ярких образных суждений о роли Католической церкви в современном мире. «Творчество Манцу граничит с жизнью тысячами нитей. В следующем рельефе— «Смерть Иосифа». Эта небольшая стоящая обнажённая мужская фигура «археологическая интерпретация темы, в которой персонаж представлен лишенным кисти и руки, почти как артефакт из раскопок» 6 свидетельствует о продолжающихся поисках Джакомо Манцу. Он готов был прекратить работу.
Она найдет свое полное воплощение в «Кардинале» 1960 года, следующем той же излюбленной Манцу линии бесконечности, о какой мы уже говорили в связи с «Бюстом Инге». Сам по себе образ Давида был крайне актуален в этот момент истории Италии. Статуя была подарена Эрмитажу автором вместе с другими его произведениями в 1987 году во время персональной выставки.
Таких же, как у мастеров, писавших мадонн в Кватроченто. Сведенное судорогой тело распятого человека, а рядом застывшие, оцепеневшие свидетели казни. Мотив неустойчивого балансирования фигуры разрабатывается в сериях «Танцовщиц» (с 1954 года) и девушек на коньках. Манцу). В Кардинале 1954 года, ещё фрагментарном и в следующем, созданном в 1955 году, где строгие линии ризы даны более чётко, уже содержится смелая идея гладкого эллипса. В 20-е годы он очень внимательно изучал классическую скульптуру.
Будучи антифашистом, участвовал в подпольной деятельности в 1939 году вступил в объединение художников-антифашистов «Корренте». Драматические противоречия современной действительности, грозные испытания мировой войны находят отзвук у Манцу в его серии рельефов «Распятие». Ещё не вполне ясна ему судьба его народа, множество опасностей подстерегает его народ, он смотрит через десятилетия, обагрённые кровью лучших людей Отчизны». Скульптор с увлечением принялся уточнять композицию рельефов Врат смерти. В ХХ столетии одним из наиболее ярких представителей реализма в искусстве Италии был скульптор Джакомо Манцу.
В 1940 году его пригласили преподавать в крупнейшей итальянской академии Брера. В 1964 он закончил «Смертельные Ворота» для Собора Святого Петра в Риме. ИоаннXXIII дал согласие. Обращался также к своеобразному жанру скульптурного натюрморта (орнаменты церковных дверей Стул с виноградной лозой и грушей, 1966, Музей Манцу, Ардеа). Петра (т. н. Непосредственно к работе Манцу приступил только в 1960 году.
Петра в Риме. Абиссиния, газ, виселицы, Испания. По указанию искусствоведа Марио де Микели, прежде он принадлежал к одной из миланских частных коллекций. Его творчество шире рамок модных течений и всегда открыто проявлениям жизни. И, заметим, это тот же «Давид», который сегодня ночью был выкраден ворами из студии скульптора, расположенной на нижнем этаже его дома, куда злоумышленники пробрались с помощью фальшивого ключа» 4. Milano.
Это памятник массе героев. Стефана, побиваемого камнями за свою веру.
А в 1938 году, после участия Манцу в XXI Бьенна-ле, критика признала его лучшим скульптором Италии. В верхней части левой и правой створок врат изображены в наиболее крупном масштабе «Снятие с креста» и «Успение Марии». К пластической разработке образа Давида Манцу приступает в 1935 году. Иконографически все они традиционны и изображают героя-победителя с мечом в руках.
Манцу, как и Гуттузо, был связан с антифашистским объединением Корренте. В 1963 году работа была окончена. Примером того, как образ 1 Cardulli, Maria Sole. В «Распятии с генералом» Манцу при изображении казненного отстраняется от натуралистических подробностей, гримас смерти — его взгляд застилает чувство любви и нежности.
Манцу не раз был близок к отчаянию. В первую очередь, это открытое нежелание скульптора соответствовать принципам псевдомонументального искусства, призванного выражать «дух и величие итальянской расы». Самое же большое впечатление на него произвели рельефы дверей собора Сан Дзено в Вероне, которые сделали неизвестные мастера XII века. Тема была продолжена скульптором после войны в сериях бронзовых рельефов «Христос – человек среди людей» (1947-1957 годы) и «Вариации на ту же тему» (1955-1965 годы), где палачи вершат своё дело на глазах у потрясённых свидетелей, при молчаливом присутствии церковников. The years ofresearch (catalogo della mostra, Bergamo) / a cura di M. Cattaneo, M. Cristina Rodeschini. В круглой скульптуре Манцу работал большими сериями.
В следующем рельефе — «Смерть Иосифа». Внешне она вовсе не очевидна. «Давид 1938 года это мальчик из народа, который, согласно притче, держит наготове пращу против великана-фашизма» 12, такое прочтение работе Манцу дает его современник, выдающийся немецкий скульптор Фриц Кремер.
l Opera del Mese. Lo scultore Giacomo Manz // Emporium, LXXVII n. 521, 1938, p Costantini, Vicenzo. Это были два больших верхних рельефа и восемь малых нижней половины Врат. И хотя фигуры, казалось бы, статичны, в них чувствуются скрытое напряжение и динамика. В серии «Кардиналы» (бронза, с 1938 года Национальная галерея современного искусства, Рим и другие собрания) тяжёлая мантия и высокая шапка замыкают фигуру в конический объём, порождая впечатление неприступного величия, которое скрывает подлинную суть личности. Манцу не раз был близок к отчаянию.
Христос в «Распятии с генералом» перестает быть «воплощением всех, кто когда-либо мучился, страдал» и приближается к реальности начала сороковых годов — становится повешенным партизаном, погибшим на войне братом, отцом, возлюбленным. Среди других монументальных работ мастера – двери собора в Зальцбурге (1955–1958) и церкви св. Слева— это первая смерть, первое убийство в истории человечества— «Каин, убивающий Авеля».
Но я вижу тех же красивых детей, женщин. Mostra del Sindicato // Emporium, LXXXIII n. 498, 1936, p L Italia, 1936 (архив Дж. Всё лишнее, все мелочи убраны, как они были убраны из жизни Белинского. Слева — это первая смерть, первое убийство в истории человечества — «Каин, убивающий Авеля». Первым планом стал сам фон (раньше события чаще развивались перед фоном).
David // Raccolta Manz: allestimenti e ricerche. В той же манере выполнены рельефы дверей Зальцбургского собора (1957 год) и «Врата мира и войны» для церкви Гроте-керк в Роттердаме (1965-1968 годы). Своим «Давидом» скульптор бросает вызов итальянскому «неоклассицизму» фашистской диктатуры Муссолини.
ИоаннXXIII дал согласие. Там живет скульптор Джакомо Манцу, который был удостоен национальной премии Принца Умберто за своего «Давида» в бронзе, удачнейшего и весьма достойного произведения искусства. к образу Давида. Ее покатость придает позе не только естественность, но и некоторую хрупкость. Это переполняло тогда сердце каждого — редкая семья не знала в те годы утрат.
Драматический накал усиливается тонкой лепкой формы, живым трепетом поверхности. Затем несколько ниже — ярус из четырёх рельефов. Исследователям творчества скульптора известна следующая, бронзовая версия «Давида», судьба которой сложилась довольно необычно. В середине 30-х годов Джакомо Манцу сблизился с художниками группы «Корренте» Ренато Гуттузо и Алиджи Сассу, разделяя их антифашистские идеи.
4 Научный электронный журнал АРТИКУЛЬТ 20 (4-2015) декабрь относительно тела, руки относительно друг друга). Композиция лаконична. Это были два больших верхних рельефа и восемь малых нижней половины Врат».
Manz родился в Бергамо, сыне сапожника. При этом опущенные плечи выдают далеко не расслабленность в консонансе с напряженным поворотом головы и острыми углами коленей они создают ощущение сосредоточенного выжидания момента. Обращался к антивоенной теме (рельеф Распятие с генералом, 1939–1941, Музей Манцу, Ардеа).
Новый папа заказал Манцу свой портрет. Уже в ранних работах (Давид, 1938, частное собрание, Милан фигуры сидящих и стоящих натурщиц) тяготел к символической обобщенности форм, стремясь извлечь максимум экспрессивных возможностей из телесной натуры, подчеркнуто-угловатой, но в то же время полной внутреннего одухотворения.
Milano, 2008, p. 76. С ноября 1961-го по март 1964-го шла работа над рельефами в их настоящем размере. Джакомо Манцу не был единственным, кто обратился в 1930-е гг. Общее ощущение остроты смягчено лишь в трактовке спины. Высшее достижение Манцу в области рельефа – «Врата смерти» (выполнены по заказу Ватикана для собора Святого Петра, бронза, 1964-1967 годы) представляют моменты встречи со смертью персонажей Священного Писания, церковной истории и безымянных людей.
Действительно, при всей острохарактерности и реалистичности «Давида» Манцу, события, последовавшие за его созданием, придали ему еще большую актуальность, заставляя воспринимать этот образ как обобщение, как символ всего итальянского народа. В 1939-1941 годы создал серию рельефов на тему «Распятия», где евангельский сюжет ассоциируется с мученической смертью жертв современного террора. От кривой, составлявшей идею «Кардинала» 1960 года, от световой клетки, в которой предстают прелаты Вселенского собора, собравшиеся возле Врат собора Святого Петра, он приходит к вертикальности «Кардинала» 1964 года». 5 Ibid.
Однако сохранились и иные замечания об этом произведении: «Давид Манцу немного непропорционален в общей массе, но в деталях удался пластично ярко и выразительно» 3, писал Виченцо Костантини, обозреватель журнала Emporium. В них рассказ о том, как страдал Христос, ведется от имени современного человека. К 1937 году относится небольшой этюд Давида из собрания Манцу в Ардеа. Лаврентия в Роттердаме (1966–1969), рельеф Мать и дитя в нью-йоркском Рокфеллеровском центре (1965), памятник героям Сопротивления в Бергамо (1978). Давид здесь представлен победителем.
Точкой отсчета для скульптора явилось увиденное и прочувствованное. Стефана, — вечные знаки убийства и тупой нетерпимости к разуму, к добру». Стефана»— эмоциональный камертон всей группы рельефов. Впоследствии Джакомо Манцу еще несколько раз обращался к теме Давида, но лишь в этюдах.
Я хочу написать эту казнь Христа как сегодняшнюю сцену. Сюжет рельефов прост. Джакомо Манцу.
Давид здесь изображен крепким юношей с могучими плечами и вьющимися волосами, отдаленно напоминающими образ, созданный великим Микеланджело. Но, тем не менее, утраченный «Давид» 1936 года оставит след в дальнейших творческих поисках скульптора. Врата смерти, 1950–1964) живописный импрессионизм пластики, включающий целый ряд жанрово-исторических мотивов (в том числе портрет папы Иоанна XXIII на предсмертной молитве), сочетается здесь с иллюзией бесконечности, открывающейся в пустотах фона, нарочито «шершавого», хранящего живые следы творческого процесса. Но в то же время, в некоторой сутуловатости фигуры и безыскусности поз в рисунках Манцу уловима и идея Барджеллини о том, что Давид «юноша некрасивый, даже неуклюжий, тщедушный, но возможно из-за этого победоносный и избранный Богом» 1, которая впоследствии найдет прямое воплощение в скульптуре. «Свобода постановки фигуры юноши демонстрирует то, как далеко это от примитивизма ранней религиозной скульптуры» 2, отмечал критик Ламбрто Витали. Но именно о версии 1938 года искусствовед Марио де Микелли писал как о ключевой точке развития Манцу, в которой «середина упразднена и каждый посыл достигокончательного ответа» 14.
Как и его ровесники М. Марини и А. Мартини, Манцу был увлечен творчеством Мадардо Россо, который при передаче движения масс решающее значение придавал свету (он предпочитал такие мягкие материалы, как воск и глина).