60, 2). Они посетили незадолго до того начавшиеся раскопки Геркуланума и Помпеи. Во времена Людовика XV Версальский дворец с частями, построенными Лево и Лебреном, казался слишком эмоциональным — барочным, вот таким образом король предпринял перестройку центральной части дворца, его восточного фасада и интерьеров по проекту Габриэля (1742, рис. Кубическую форму здания с чёткими гранями углов не нарушают обильные украшения.
Архитектура их отличается сдержанностью и изящной простотой. Академия объявила конкурс на создание площади для этого памятника. 60, 3).
Чтобы развлечь себя и гостей, она повелела разбить вокруг Трианона небольшую деревушку. Его внутренние стены сплошь покрыты дельфтскими изразцами ими выстланы и полы в залах. Постройка его была задумана Людовиком XV как церковь покровительницы Парижа — св. Композиция декора пронизана легким, капризным ритмом. Парк, примыкающий к дворцу имеет осевую планировку.
Это оказалось возможным благодаря ее разносторонней ориентации. Это оказалось возможным благодаря ее разносторонней ориентации.
В Малом Трианоне Мария-Антуанетта желает иметь невинный ландшафт, «естественный» сад, причем самый наиестественный из всех модных естественных садов В этом «англо-китайском саду» хотят представить не просто природу, но всю природу, на пространстве площадью в пару квадратных километров – весь мир в игрушечных масштабах. на стр. С одной стороны, площадь мыслится как преддверие дворцовых комплексов Тюильри и Лувра. 60, 1). В «Комнате Дианы» стояли ширмы, украшенные изображениями экзотических птиц, ваз, цветочных гирлянд и вензелей короля.
парижских особняках (отель де Тулуз и отель дЭстре) замечается облегчение архитектурных форм, свободное развитие декора. Внутренняя планировка решена также логично изящно и просто. Таким вот образом карнавал в Трианоне продолжается круглый год.
Не к вызывающему великолепию стремятся здесь, не к театральной импозантности, а к неназойливости, приглушенности. Академия пыталась возглавить зарождавшееся движение. Его овальный зал (1730-е гг. ) отмечен грацией форм, непринужденным изяществом. Ясная логика архитектурных форм четко воспринимается при первом же взгляде.
Главный (входной) и задний фасады украшены пилястрами — плоскими вертикальными выступами стен в виде четырёхгранных столбов имеющих те же детали, что и колонна: основание (базу), ствол и венчающую часть (капитель). Стиль Габриэля как будто отвечает требованиям Мариньи, но это чрезвычайно самобытное и органическое явление, порожденное естественным, «глубинным» развитием зодчества Франции. Большие работы велись в королевских резиденциях Фонтенбло и Шантильи. Небольшое квадратное в плане здание обращено в пространство всеми четырьмя своими фасадами.
Для паркового строительства характерно то же стремление к естественности. Малый дворец или фарфоровый Трианон, – необыкновенное архитектурное сооружение. С одной стороны, площадь мыслится как бы преддверием дворцовых комплексов Тюильри и Лувра: недаром к ней ведут из-за границ города три предусмотренных Габриэлем луча — аллеи Елисейских полей, мысленная точка пересечения которых находится во входных воротах Тюильрийского парка. В его архитектуре парадоксально сочетались легкость и классическая строгость. Четвертый фасад, обращенный к зарослям пейзажного парка, совсем прост – стена расчленена лишь прямоугольными окнами различной в каждом из трех ярусов величины. Так, простыми средствами Габриэль добивается редкого богатства и визуальной гармонии, формируемых сочетанием простых, легко воспринимаемых форм и ясностью пропорциональных отношений. Внутренняя планировка решена также логично изящно и просто.
Сходный мотив, но уже в измененном виде (колонны заменены пилястрами) использован с двух соседних сторон, но каждый раз иначе, поскольку из-за разницы уровней, в одном случае здание имеет два этажа, в другом – три. Целью поездки было ознакомление с итальянским искусством — этой колыбелью прекрасного. Влюбленный Людовик возводит Версаль для Луизы де Лавальер.
Жене-вьевы, место хранения ее мощей. В этом же направлении — лицом к дворцу — ориентирован конный монумент Людовика XV. Стены Зала Амуров затягивает белая тафта, усыпанная золотыми и серебряными китайскими цветами. Фарфоровый Китайский домик поистине был сооружением затейливым. Весной 1670 года архитектор Л. Лево получил от Людовика XIV повеление начать строительство китайского «Домика удовольствий».
А потом она сама делает прыжок на подмостки сцены.
Традиционная тема загородного замка решена здесь абсолютно по-новому. В построенных им в 1710-х гг.
Нельзя не отметить и специальные комнаты «для приготовления варенья», «для супов», «для легких блюд», которые подавались перед десертом и «Кабинет благоуханий». Коров здесь ежедневно тщательно мыли и повязывали им цветные бантики. Ведущие архитекторы в своих теоретических трудах по-прежнему поклоняются античности и правилам трех ордеров, однако в непосредственной архитектурной практике они отходят от строгих требований логической ясности и рационализма, подчиненности частного целому, четкой конструктивности. Что касается Суфло, то сама его дополнительная поездка в Пестум и изучение на месте двух замечательных памятников греческого зодчества свидетельствуют о его глубоком интересе к античности. В корпусе слева от лоджии размещалась королевская кухня.
Многочисленных посетителей и туристов интерьеры Китайского домика просто изумляют. Среди низ: Ж. Берен, Пьер Ленотр, Лассюранс, Ж. Боффран, Робер де Котт и многие другие. Первый опубликовал по возвращении трактат «Обозрение древностей Геркуланума с несколькими размышлениями о живописи и скульптуре древних» и затем повел в печати очень острую борьбу против принципов рокайльного искусства, за строгость, чистоту и ясность архитектурных и декоративных форм.
Новые потребности эпохи поставили проблему создания типа городского жилого дома-особняка.
В своей практике он последовательно проводил этот тезис. Главный фасад подчеркнут мощным глубоким шестиколонным портиком с фронтоном. Из сооружений общественного характера, построенных в Париже в предреволюционные десятилетия, выделяется Хирургическая школа Жака Гондуэна (1737-1818). Такие же узоры имеются на рисунках изразцов и на коврах. более молодого поколения зодчих формируется уже новый Этап классицизма.
В то же время, архитектурно акцентирована лишь одна сторона площади, параллельная Сене. Ничего мистического и иррационального — все разумно, строго и просто. Такой же узор был на шелке, обтягивающем стены, на коврах и рисунках изразцов.
К примеру, были задумки о создании передвижных обеденных столов. Нижний ярус постройки более тяжелый и массивный, что подчеркнуто крупной рустовкой стены, он несет два других яруса, объединенных коринфскими колоннами – мотив, восходящий к классическому восточному фасаду Лувра. Разработка проекта была поручена в 1755 г. Жаку Жермену Суфло (1713—1780), только недавно вернувшемуся из поездки в Италию. Тем самым, было дано и другое возможное направление движения, связывающее площадь с близлежащими кварталами растущего города. С этим связан отказ от регулярного, «искусственного» парка и расцвет пейзажного сада. был построен над прудом изысканный храм Людовика XV, названный также павильоном Габриэля.
Его внутренние стены сплошь покрыты дельфтскими изразцами ими выстланы и полы в залах.
Его проектировали несколько архитекторов. Проект известного декоратора Мейссонье (1726), попытавшегося перенести принципы рокайля на наружную архитектуру, был отвергнут. Малый Трианон – почти квадратное здание, поднятое на широкую каменную террасу. Жака Брюана (1718—1722) замечателен своими интерьерами в формах развитого рококо.
18 в. остался незавершенным главный фасад. Характерно, что улицы, выходящие на площадь Станислава, отъединены от нее решетками. Малый Трианон стал любимым местом пребывания французской королевы Марии-Антуанетты.
Постройка биржи и центрального павильона между двумя улицами была закончена уже после смерти Жака Габриэля его сыном. Парадные помещения были восстановлены в прежнем блеске. В Фонтенбло Габриэлем в 1749—1751 гг. В середине 1750-х гг. Луи Филиппом южная сторона застройки, образующая Королевский двор.
Такой же узор был на шелке, обтягивающем стены, на коврах и рисунках изразцов. Он искал на земле такое место, которое было бы выключено из обыденности, пусть даже и королевской. И в 64 году семнадцатого века, в Версале началась сладкая праздничная жизнь, которая затихала только ночью, походившая на бесконечный маскарад и веселые состязания. Версальские просторы того времени – это «зачарованный остров», где могли преображаться по много раз в день, менять цвет волос, маски, а дивные сногсшибательные наряды сменять мужскими костюмами. От других ранее построенных французских замков и дворцов, Версальский дворец выделяется ровными кровлями. Более интересная парижская церковь Сен-Сюльпис, начатая также в 17 в. К 20-м гг. Центр здания отмечен внушительным юртиком.
архитектором Виктором Луи (1731—1807). Дворец Версаль — это гармония, королевская роскошь и тонкий художественный вкус. Недаром к ней ведут из-за границ города три предусмотренных Габриэлем луча – аллеи Елисейских Полей, мысленная точка пересечения которых находится во входных воротах Тюильрийского парка. Живописное окружение английского парка подчеркивает строгость форм павильона Габриэля. Все — как в былые времена, не хватает лишь трепета причастности к кругу избранных.
Суфло, кроме того изучал античные памятники Пестума. Город повернулся лицом к Гаронне — своему главному украшению. Претерпевает изменения и архитектурный стиль эпохи. Хрупкие изящные лепные рокайли (формы плоских раковин) сплетаются с лепными цветочными гирляндами и стеблями, с лентообразными обрамлениями. В постройках 1760—1780-х гг.
На всех фасадах только прямые линии без единого изгиба. В цоколе разместились выставочные залы. И в то же время эта разница не кардинальная — это как бы вариации одной темы.
А двадцатиметровые струи фонтана, бьющие вверх, образуют в воздухе цветок лилии – символ французских королей. Фонтан «Колесница Аполлона» построен скульптором Тюби по рисункам любимого королевского живописца Лебрена. Главный салон Домика удовольствий выложен белыми с лазурью узорчатыми фаянсовыми плитками. В Малом Трианоне Мария-Антуанетта желает иметь невинный ландшафт, «естественный» сад, причем самый наиестественный из всех модных естественных садов.
Вместе с этим сооружением Гондуэн задумал перестройку всего квартала. В самом павильоне главный интерес представляет королевская обстановка. Могучие морские кони стремительно мчат колесницу, рассекающую гладь водоема. Стены, обшитые легкими панелями, членятся нишами на три части нижние прямоугольной формы панели образуют устойчивое основание, на них покоятся полуциркульные арки, они завершаются живописными панно («Амур и Психея» и др. ).
Обстановка интимных помещений второго этажа почти такая же, как во времена королевы. 61).
Создается впечатление двух монументальных курдонеров, расстилающихся перед великолепными дворцами и соединенных между собой прямой аллеей. В самом павильоне главный интерес представляет королевская обстановка.
Архитектор понял свою задачу гораздо шире, чем его заказчик. Влюбленные получили и «пагоду», архитектура которой с китайским стилем имела мало что общего. Ему всего 26 лет, но он уже Король-Солнце. Итоги итальянских впечатлений и размышлений вылились у Мариньи в словах: «Я вовсе не хочу ни нынешних излишеств, ни строгости древних — немножко того, немножко другого». Большой Трианон был местом отдыха короля и его семьи. Каждый год у королевы появляются новые прихоти, все более изысканные.
В этом же направлении, лицом к дворцу, ориентирован конный монумент Людовика XV.
Массивный объем прямоугольных очертаний поставлен на открытом участке площади. Часто здание строилось одним архитектором, а оформлялось другим.
Творчество Робера де Котта (1656—1735), преемника Жюля Ардуэна-Мансара на посту королевского архитектора (он завершил строительство прекрасной по своей строгой, благородной архитектуре капеллы Версальского дворца), являет убедительный пример этого. Следуя за его неторопливым течением, взор медленно устремляется на запад и лишь у самого горизонта останавливается на виднеющейся в дымке группе пирамидальных тополей. 258). Мастер никогда не был ни в Италии, ни тем более в Греции. Его замысел и лег в основу дальнейшего строительства. Малый замок в Шантильи арх.
Его площадь стала осью дальнейшего развития Парижа. Фасад церкви расчленен на два яруса, каждый из которых имеет свой ордер. В последующие годы королева совсем немного меняет в убранстве маленького замка. В 1732 г. на конкурсе, объявленном на проект фасада, победил другой декоратор, Жан Никола Сервандони (1695—1766), обратившийся в своем решении к классическим формам. Период раннего и зрелого рококо знает целую плеяду мастеров, создававших изысканные шедевры украшения внутренних помещений (Жиль Мари Оппенор, 1672—1742 Жюст Орель Мейссонье, 1693—1750 и другие).
Обнаруживая истинный вкус, она не портит эти помещения, рассчитанные на интимное настроение, ничем роскошным, помпезным, нарочито дорогостоящим Не к вызывающему великолепию стремятся здесь, не к театральной импозантности, а к неназойливости, приглушенности. Творчество Габриэля как бы продолжило и развило ту линию французского зодчества, которая наметилась в поздних постройках Жюля Ардуэна-Мансара (Большой Трианон и капелла в Версале), в восточном фасаде Лувра. В этом «англо-китайском саду» хотят представить не просто природу, но всю природу, на пространстве площадью в пару квадратных километров – весь мир в игрушечных масштабах.
Очень остроумно и абсолютно по-новому решает Габриэль границы площади. И в то же время эта разница не кардинальная — это как бы вариации одной темы. Традиционная тема загородного замка решена здесь абсолютно по-новому.
Выступая с позиций рационализма, он ратует за разумную, то есть естественную архитектуру. Это обширное двухэтажное сооружение с большим двором.
Многочисленных посетителей и туристов интерьеры «Китайского домика» просто изумляют. В королевской деревне находились мельница, птичник и молочная. Главный салон «Домика удовольствий» выложен белыми с лазурью узорчатыми фаянсовыми плитками. Весной 1670года архитектор Л. Лево получил от Людовика XIV повеление начать строительство китайского «Домика удовольствий». Соответственно укрупняется масштаб ордерных членений. Этот маленький дворец предназначался в свое время для графини Дюбарри. И наоборот, все эти качества усматриваются в архитектуре древних.
На антаблементе портика установлены статуи муз и богинь, определяя назначение здания. Не власть королевы должна подчеркиваться здесь, а прелесть молодой женщины, образ которой тонко воспроизводится всеми окружающими ее предметами. Это скорее особняк, вынесенный на природу. В то же время архитектурно акцентирована лишь одна сторона площади — параллельная Сене. Малый Трианон – почти квадратное здание, поднятое на широкую каменную террасу.
А потом она сама делает прыжок на подмостки сцены. Новым широко распространившимся типом общественного сооружения стал в этот период театр. Прежде всего по лугу прокладывается тихий, лирически бормочущий ручеек. Возрастание роли городов в экономической и политической жизни страны, появление новых типов частных и общественных сооружений ставят перед зодчими новые требования в создании городского ансамбля.
Воздействие рационалистических просветительских идей раньше всего сказалось в архитектуре. Малый дворец или фарфоровый Трианон, – необыкновенное архитектурное сооружение. Строительство переместилось в города.
По обеим сторонам фасада возвышаются башни.
Робером де Коттом в 1732 г. была закончена отделка зала Геркулеса. Планировщиком площадей и архитектором основных зданий был ученик Бофрана Эмманюэль Эре де Корни (1705—1763), работавший главным образом в Лотарингии. Архитектор скончался в Париже 4 января 1782 года. Из этих чаш королева в своей молочной любила угощать гостей молоком от своих коров. В эти годы появляются увражи, посвященные памятникам античной архитектуры.
В создании целостного пространства большую роль играет овальная форма плана.
62, 1) Жака ДОбера и конюшня (рис. Классицизм становился модным при дворе. В эту переходную эпоху складывается и расцветает творчество наиболее пленительного мастера французской архитектуры Жака Анжа Габриэля (1699—1782). Архитектор скончался в Париже 4 января 1782 года.
Математическая четкость в пропорциях фасадов не лишает здания большой живописности. Дело при этом не ограничивалось возведением отдельных зданий. Париж обладал прекрасными памятниками архитектуры, рядом площадей, созданных в предшествующем веке, но это были отдельные, замкнутые в себе изолированные части организованной застройки. – все искусственное, но производящее впечатление настоящего.
Из небытия возвращена библиотека Марии-Антуанетты. Место усадебных замков занимают городские особняки, так называемые отели. 62, 2), по праву считающиеся лучшими во Франции. Рассказывают экскурсоводы и о том, что частные королевские покои (например, постель Марии-Антуанетты) впоследствии нередко служили местом скандальных похождений влиятельных особ, которые приезжали сюда комфортно провести ночь.
Композиция фасада Малого Трианона построена на соотношении 1:2. По вечерам солнце торжественно нисходит в воды канала, заливая его закатным золотом. Каждый год у королевы появляются новые прихоти, все более изысканные. Стены «Зала Амуров» затягивает белая тафта, усыпанная золотыми и серебряными китайскими цветами.
Сходный мотив, но уже в измененном виде (колонны заменены пилястрами) использован с двух соседних сторон, но каждый раз иначе, поскольку из-за разницы уровней, в одном случае здание имеет два этажа, в другом – три. Он характеризуется большей связью с античными образцами, ставшими не только источником вдохновения зодчих, но и основой используемых форм. (рис. Левый фасад украшен колоннами, правый же ни колонн, ни пилястров не имеет.
Первые шаги архитектуры в новом направлении были еще неуверенны. Малый Трианон — не роскошный загородный дворец. Аналогично была сломана и по образцу северной построена вновь арх. Один из виднейших архитекторов рококо Жермен Бофран (1667—1754) в своем трактате «Livre dArchitecture» (1745) прямо говорил, что в настоящее время декор интерьера— это совсем отдельная часть архитектуры, которая не считается с декором наружной части здания.
Дворец сочетает в себе миниатюрность со своеобразной монументальностью. Через два года архитектор Давид Леруа едет в Грецию и затем выпускает увраж «Руины прекраснейших сооружений Греции».
Все его фасады оформлены в едином стиле, но каждый — по-своему. Влюбленные получили и «пагоду», архитектура которой с китайским стилем имела мало что общего. В Шантильи особого внимания заслуживают манеж (1719—1740, рис. Сходный мотив, однако уже в измененном виде, — колонны заменены пилястрами — звучит в двух соседних сторонах, но каждый раз иначе, поскольку из-за разницы уровней в одном случае здание имеет два этажа, в другом — три.
Среди теоретиков зодчества выделяется аббат Ложье, чьи изданные в 1753 г. «Этюды по архитектуре» вызвали оживленный отклик в широких кругах французского общества. Множество высоких окон хорошо освещает внутренние помещения. К ней от фонтана Латоны ведет обрамленный статуями и вазами стриженый зеленый газон – «зеленый ковёр» или Королевская аллея. Начинающийся за «Колесницей Аполлона» Большой канал имеет форму креста. Все остальные части стены оставлены абсолютно глухими, без проемов. Типичный образец рококо — интерьер отеля Субиз, созданный архитектором Жерменом Боффраном (1667—1754). Именно в общественных постройках ярче всего выражаются принципы новой архитектуры. Задумка не воплотилась в жизнь, но особое строение подвала сохранилось.
Дворец Малый Трианон был спроектирован Жак-Анж Габриэлем по заказу Людовика XV и предназначался королевской фаворитке маркизе Помпадур.