Малые Голландцы, обобщенное название голландских художников17 в., мастеров бытового, пейзажного жанра и натюрморта, ярко выразивших национальное своеобразие национальной живописи этого времени. Большинство художников, писавших натюрморты, относятся к так называемым «малым голландцам». Голландцы создали натюрморт и анималистический жанр, в Нидерландах произошло превращение пейзажной живописи в отдельный жанр, здесь впервые появились изображения зимней природы.
Периодически в художественных школах становится традиционным определённый жанр. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. Ещё одним новшеством, которое ван Алст принёс в цветочный натюрморт, стала асимметричная композиция букета104. Конинк, развертывая в своих картинах панорамные виды Голландии.
В картине «Хозяйка и служанка»Питера де Хоох (Pieter de Hooch, Hoogh, 1661-63, 5342, х. м., Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) композиция держится на четком ритме вертикальных прямых: калитка, детали ограждения, устремившийся вверх цветок в вазоне, вертикаль дома на заднем плане, ставни, окна, дверной проем. Следующий этап – покрываем всю картину краской – сажа газовая с помощью широкой кисточки. например «пейзаж с конькобежцами» – изображен замерзший канал, – почти три четверти поверхности автор отдал изображению неба — облачного, зимнего северного неба. В 20—30-х годах XVII в. голландцы создали особый тип небольшой мелкофигурной картины.
Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Феерический, сказочный мир. Д. де Хемарядом с предметами, воплощающими земную славу и богатство (доспехи, книги, атрибуты искусств, драгоценная утварь) или чувственные удовольствия (цветы, фрукты), соседствуют череп или песочные часы как напоминание о скоротечности жизни. В графике Рембрандта в полной мере проявился демократизм его мироощущения («Слепой Товит», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Поклонение пастухов», «Три креста», 1653 и 1660).
Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ).
Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. В этих картинах Рембрандта все очищено от преходящего, случайного. Своеобразие их фактуры передано с удивительным искусством.
По праву шедевром живописи Остаде считается его «Художник в мастерской» (1663), в котором художник прославляет творческий труд, не прибегая ни к декларации, ни к патетике. Сложился в 1720-1730-х гг. Интересно, что ведущее место в голландской живописи заняли жанры, относившиеся в то время к «низшим»— бытовая картина, натюрморт и пейзаж. суета сует) писали в университетском Лейдене, «кухонный» в Роттердаме и натюрморт с мёртвой дичью является примером изменения положения в общественной жизни людей. Пейзаж Возникает в творчестве харлемских мастеровЯ.
В «Святом семействе» таким объединяющим пятном служит красное одеяло на колыбели. Их работы характерны идеализированным образом быта голландской буржуазии. Но не портретное сходство пленяет нас в этих произведениях Хальса. Более демократичный «кухонный» натюрморт возник вРоттердамев творчестве Ф. ван Схотена и Ф. Рейкхалса, а лучшие его достижения связаны с именами братьев К. и Х. Сафтлевенов.
Он много занимается рисованием. Картины – самое популярное украшение голландского интерьера со времен позднего средневековья, которое могло себе позволить растущее население городов. Замедленный ритм жизни, выверенность распорядка дня, некоторое однообразие существования прекрасно передает Габриэль Метсю (1629—1667) («Завтрак», «Девушка за работой»). С этого времени он стал создавать роскошные натюрморты, отличающиеся красочностью и декоративностью77. В XVII в. нидерландское искусство разделилось на две школы – фламандскую и голландскую – в связи с разделением самых Нидерландов в результате революции на две части: Голландию и Фландрию (нынешняя Бельгия).
Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Питер Клас (около 1597— 1661), Виллем Хеда (1594—1680/82) чаще всего изображали так называемые завтраки: блюда с окороком или пирогом на относительно скромно сервированном столе.
Только морским пейзажем (мариной) занимался ЯН П О Р С Е Л Л И С. Пауль Поттер-пишет пейзажи и помещает туда животных. Собака на цепи. Натюрморт (стиллайф). Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, Титус, т. к. Настали переломные моменты в живописи Хальса.
Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Новое представление стал иметь жанр бытовой живописи – жанровая живопись. Университетский Лейден создал и усовершенствовал «учёный натюрморт» типа «vanitas», (от лат. ван Гойена, П. де Молейна, С. ван Рейсдалав 1720-1730-х гг. И Рембрандт в этот период во многом находится под влиянием итальянского барокко. Групповой портрет под кистью Рембрандта перерос в героический образ эпохи и общества.
За два года до смерти, в 1664 г., Хальс снова возвращается к групповому портрету. Они становятся спокойнее, лиричнее, задумчивее. Адриана», 1627 и 1633 «Стрелковая гильдия св. Такие натюрморты стали украшением больших интерьеров, вот таким образом, в отличие от голландских, были большими по размеру.
На фотографии ниже уже показано после того, как освещенные участки вытерты. Георгия», 1627).
Цвет приобретает звучность и интенсивность. «Завтрак с омаром» 1648 П. Клас. (Фелибьен, Дидро) подразумевал интерес художников к «малым» (низким) темам из повседневной жизни в противоположность искусству «большого» стиля на «высокие» исторические и мифологические сюжеты, а также небольшой, «кабинетный» формат картин. Индивидуальные портреты Хальса исследователи иногда называют жанровыми в силу особой специфичности изображения, определенного приема характеристики.
Голландские натюрморты – завтраки (Завтрак с ежевичным пирогом Хеди и др. ) – Картины интимного характера (сами голландцы называли их тихую жизнь, а не мертвая природа, ведь изображенные на них предметы якобы живут своей тихой жизнью). Небывалого расцвета достигла в этот период и голландская живопись. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос.
Колорит сдержан и изыскан (В. Его возникновение объясняется двумя причинами: во-первых, небольшими размерами холстов во-вторых интересом живописцев XVII века к «малым», камерным сюжетам, преимущественно из повседневной жизни4. В колорите преобладают как бы горящие изнутри оттенки красного и коричневого. — утверждение реализма в национальной живописи 2) 1640-1660-е гг. Рембрандт умел создавать портреты биографы: выделяя только лицо и руки, он передавал всю историю жизни (Портрет старика в красном). Обратите внимание, что на картинах голландских художников 17 века цветы кажутся нарисованными с натуры, но не всегда это было так, ведь композиции состоят из растений цветущих и плодоносящих в разное время. Художники в период цветения растения тщательно писали его при разном освещении, в разных ракурсах и т. п., это было заготовкой, которую потом использовали многократно в своих натюрмортах художники. Для того, что бы обогатить свои натюрморты голландские художники ездили в делать рисунки цветов в сады известных любителей цветов в Амстердам, Брюссель, Лейден и т. п.
Откровенной радостью жизни, ликованием пронизано это полотно. Термин «малые голландцы» принят преимущественно в отечественном искусствоведении.
Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6. В умелой компоновке предметы показаны так, что ощущается как бы внутренняя жизнь вещей (недаром голландцы называли натюрморт «still leven» — «тихая жизнь», а не «nature morte» —«мертвая природа»). Но в этом мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа «Цыганка», «Малле Бабе» (приложение рис. Кальф достигает поразительной виртуозности в передаче фактуры персиков, винограда, хрустальных поверхностей. Особую поэтичность у малых голландцев приобретает интерьер.
У Кейпа иП. В портретах, бытовых картинах, пейзажахи натюрмортах художники передавали свои впечатления от природы и быта.
Эмануэл де Витте«Рынок в порту». Простота быта и облика людей не заземляют тему. Обратившись к картине в 40-е годы, художник усилил эмоциональное состояние. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди.
Хеда. В осанке мужчины читаются холодная властность и высокомерное презрение ко всем. Главные достижения этой школы – в станковой живописи.
Все новые черты пейзажного стиля воплотил в своих картинах Якоб ван Рейсдаль (16291511682). Перспективу даёт диагональ композиции, воздушная дымка — дальний план. Термин «малые голландцы» принят преимущественно в отечественном искусствоведении. Художник выступает историографом целой эпохи.
Эффектная, несомненно несколько театральная, в высшей степени свободная композиция, как уже говорилось, не ставила своей целью представить каждого из заказчиков. Его первые картины (романтические портреты юной жены Саскии и автопортреты в роскошном и фантастическом наряде с сияющими лицами) выполнены в стиле барокко: сложные ракурсы, динамизм, богатство цветовых нюансов, светотеневое моделирования, которое станет основным среди его изобразительных средств. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
Единый тон натюрмортов прежнего периода сменяется богатой градацией самых изысканных красочных оттенков. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79. Картина — шедевр де Витте. На языке символов клетка означает тайную страсть, которая может вырваться наружу. Иногда изображение застывшей натуры требуется импрессионистам лишь в качестве дополнения. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе.
Изменилась не только внешняя жизнь Рембрандта изменился прежде всего он сам. Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. Представители цветочного натюрморта являются: Ян Давидс де Хем, Юстус ван Хёйсум и его сын Ян ван Хёйсум, Якоб де Гейн Младший, Ян Баптист ван Форненбург и Якоб Ваутерс Восмар, Амброзиус Босхарт старший и три сына Йоханнес, Абрахам и Амброзиус, Йоханнес и Балтасар ван дер Асты, Иеронимус Свертс и другие. Его произведения обычно исполнены глубокого драматизма изображает ли он лесные чащи («Лесное болото»), ландшафты с водопадами («Водопад») или романтический пейзаж с кладбищем («Еврейское кладбище»). Неторопливо уверенна в движениях, обаятельна и естественна женщина из народа в картине «Служанка с кувшином молока», пронизанной светлым оптимизмом (1657—1660, Амстердам, Рейксмузеум) и воссоздающей особую, опоэтизированную атмосферу повседневной жизни. С 40-х годов в его творчестве сатирические ноты все чаще сменяются юмористическими («В деревенском кабачке», 1660).
Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. «Завтраки» Хеды сменяются роскошными «десертами» Виллема Кальфа. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план.
почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Хальс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. Влияние рембрандтовской светотени заставляет краски на картинах Калфа светиться изнутри, поэтизируя предметный мир. Мастерами изображения «охотничьих трофеев» и «птичьих дворов» были Я. Б. Веникс, его сын Я. Веникс и М. де Хондекутер. Мастер точно располагает предметы на холсте, чтобы показать фактуру каждой вещи.
Везде чистота, голландцы вообще знамениты своей любовью к кристальной чистоте. сразу в двух разновидностях — крестьянский и бюргерский (городской) жанр. Голландцы писали свою, своеобразную красоту природы родного края. Д. де Хем, Ю. ван Хейсюм и его сынЯ. В портретах Хальса позднего периода (1650-60е годы) исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц.
Это период, когда он впервые обращается и к офорту. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. суета сует), «кухонный» и натюрморт с мёртвой дичью. Многие лица просто плохо «прочитываются» в этой резкой светотени, в этих контрастах густых теней и яркого солнечного света, на который выходит отряд (в XIX в. картина уже так потемнела, что ее считали изображением ночной сцены, отсюда ее неправильное название. В картинах Х. ван Стенвейка иЯ.
На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675. Ван Гог писал много необычных натюрмортов. В сложных ракурсах предстают перед нами персонажи картины 1635 г. «Жертвоприношение Авраама». Одно из самых сильных произведений позднего Хальса 150 мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652).
Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16.
«Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует».
Небывалого расцвета достигла в этот период и голландская живопись. Его возникновение объясняется двумя причинами: во-первых, небольшими размерами холстов во-вторых интересом живописцев XVII века к «малым», камерным сюжетам, преимущественно из повседневной жизни. Голландцы хотели видеть в картинах весь многообразный мир. Затем, пока это не высохло, вытираем освещенные места (которые до этого писали) тряпочкой, чтобы стереть черную краску.
Наиболее характерными представителями раннего голландского пейзажа были такие мастера, как Ян ван Гойен (1596—1656) и Саломон ван Рейсдаль (ок. Большие размеры композиции, вытянутой по горизонтали, широкое уверенное письмо интенсивные, насыщенные цвета (желтый, красный, синий и т. д. ) создают монументальный характер изображения. Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения. Голландцы его называли «stilleven». ВУтрехтеразвился пышный и нарядный цветочный натюрморт. Если тряпочка сухая, макаем ее в тройник.
Окружающие объекты людей стали источником вдохновения для художников. В 50 150 60 годы XVII века тематика жанровых картин сужается, меняется их строй. «Еврейское кладбище», представляет запущенную местность.
На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. Это свидание может привести неизвестно к чему, скорее всего к непристойностям. Недоумение вызывала слишком вольная трактовка портретов и нехарактерный для Голландии интерес к евангельским и библейским сюжетам. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40.
Бытовой жанр сложился в двух разновидностях 151 крестьянский и бюргерский (городской) жанр. Одни мастера пишут сцены из быта бюргеров и офицеров – Питер де Хоох (1495 150 1562), Герард Терборх (1617 150 1681), Габриэль Метсю (1629 150 1667), вторые – из крестьянской жизни – Адриан ван Остаде (1610 150 1685), третьи – сцены из быта учёных и врачей – Геррит Доу (1613 150 1675) пейзажисты – Ян Порселлис (1584 150 1632), Симон де Влигер (1601 150 1653) изобразители лесных уголков – Мейндерт Хоббема (1638 150 1609), мастера интерьера – Питер Янсенс (1623 150 1682). Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96. В последние 16 лет (драматические в жизни Рембрандта) были созданы живописные образы исключительные по монументальностью характеров и одухотворенностью. Термин «малые голландцы» принят преимущественно в отечественном искусствоведении. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий».
Один из них повествует о младшем сыне, который, получив от отца имение, продал всё и спустил деньги на распутную жизнь. у основания вазы художник изобразил символы бренности: увядшие и сломанные цветы, осыпавшиеся лепестки и засохшие стручки гороха. Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. 24, 25). В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины.
В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа.
В картинах этого жанра будто ничего не происходит (Девушка, читающая письмо, Кавалер и дама у спинет Вермера Делфтского), в них замедленный ритм жизни, выверенность распорядка (Завтрак, Больная и врач Г. Метсю). «Матфей и ангел» (1661). Язык барокко наиболее близок выражению этого приподнятого настроения.
Ряд художников:А. Изменилась и манера письма. В этой группе — в фигуре упавшего на колени оборванного юноши и возложившего руки на его бритую голову старца — предельная напряженность чувств, душевное потрясение, счастье возвращения и обретения, бездонная родительская любовь, но и горечь разочарований, потерь, унижений, стыда и раскаяния.
Настоящим певцом этой темы стал Питер де Хох (1629—1689). В эстетике 17-18 вв.
Это и этюды с натуры, эскизы для картин и подготовки для офортов. о банкротстве. «Дворик»).
Ян ван Гойен – автор небольших пейзажей с изображениями широких голландских рек с городами и селениями на их низких берегах. Лаконичная живописная палитра построена, однако, на тончайших градациях. Позднее, по мере укрепления бюргерства и постепенной его аристократизации, меняются и требования, предъявляемые к искусству.
КласаиВ. Небывалого расцвета достигла в этот период и голландская живопись. Уффици располагает тремя работами великого мастера.
ван Рейсдаланациональный голландский пейзаж достигает расцвета. Самые известные полотна – Ночной дозор, Даная, Святое семейство и др. Выбор композиции подчеркивает единство человека и окружающей его среды. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. В эстетике 17-18 вв. Художник смотрит на родной город в летний день после дождя.
Рыба изображённая на холсте, совсем не живая, неприятная. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). Художник любил эмоциональные состояния, полные динамики. Интересно, что ведущее место в голландской живописи заняли жанры, относившиеся в то время к «низшим»— бытовая картина, натюрморт и пейзаж. Получается этакий черный прямоугольник. — расцвет художественной школы 3) 1670-е гг.
Эпилогом творчества Рембрандта можно считать его знаменитую картину «Блудный сын» (около 1668-1669), в которой с наибольшей полнотой проявились этическая высота и живописное мастерство художника. Цветочные натюрморты в Голландии пользовались популярностью среди вельмож и знати, почти в каждом цветочном натюрморте 17века в Голландии присутствовали тюльпаны, в то время страна переживала тюльпанный бум. Но наибольшей глубины работы художника достигают в последние годы его жизни. Председателем фламандской школы искусства был П. Рубенс. Халс, Ю. Лейстер, Я. М. Моленар, А. Паламедес, П. Кодде, В. Дейстер).
Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111. Новаторские достижения «малых голландцев» составляют светский реализм, обращение к отображению в картинах реального окружающего мира и человека без подведения под определенный идеал, сложение развитой и очень дифференцированной системы жанров, разработка системы тональной живописи.
НатюрмортНаиболее характерный вид голландского натюрморта — «завтрак» — возник в творчестве харлемских живописцевП. Рембрандт оставил после себя 2000 рисунков. Колорит его картин становится почти монохромным.
— расцвет художественной школы 3) 1670-е гг. Большая часть художников имела чрезвычайно узкую специализацию. Художественное наследие Рембрандта отличается многообразием жанров. Особую поэтичность у «малых голландцев» приобретает интерьер. Возможно, моделью для ангела являлся Титус.
Он даже слепит глаза и мешает наслаждаться полотном. Жизнь голландцев протекала в основном именно в доме. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Фигуры укрупнены, приближены к передней плоскости хрлста.
Большая часть художников имела чрезвычайно узкую специализацию. Его комнаты с полуоткрытым окном, с брошенными ненароком туфлями или оставленной метлой, как правило изображены без человеческой фигуры, но человек здесь незримо присутствует, между интерьером и людьми всегда есть связь. Но, пожалуй, ярче всего мироощущение Рембрандта этих лет передает известный «Автопортрет с Саскией на коленях» (около 1636).
Колористическое единство здесь особенно поражает. XVII век принято называть Золотым веком Голландии. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Он пишет виртуозно, артистично, умеет минимальными средствами выразить главное.
Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. 21, 22, 23). Малые голландцы.
Вот таким образом 1625—1632 годы обычно называются лейденским периодом его творчества. В сущности, к малым голландцам можно отнести практически всех голландских художников XVII века, за исключением Рембрандта и Халса, создававших в числе прочего и монументальные произведения3. Исторический их развитие происходило разными путями, так же как и культурный. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение.
Интересно, что ведущее место в голландской живописи заняли жанры, относившиеся в то время к «низшим» – бытовая картина, натюрморт и пейзаж. Мастер в этот период написал много портретов. Теперь обратим внимание на задний план. ван де Велде, А.
Мастер прямо говорит об этом, поместив в композицию клетку. Но в картине есть то, что отличает в ней именно рембрандтовский характер творчества: проникновенное прослеживание душевного состояния Авраама, не успевшего при внезапном появлении ангела почувствовать ни радости избавления от страшной жертвы, ни благодарности, а испытывающего пока лишь усталость и недоумение. Он часто в этот период обращается к прежним произведениям, чтобы их переделать по-новому. Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса. суета сует).
Адриан ван Остаде (1610-1685) изображает обычно теневые стороны быта крестьянства («Драка»). Поскольку не было богатого патрициата и католического духовенства, работы голландским художникам заказывали в основном бюргеры и магистрат, украшавшие картинами не дворец или виллы, а скромные жилища и общественные здания, вот таким образом картины были не большие по размеру.
его изображения наиболее многочисленны. Оно занимает большую площадь – целых две трети холста. Главными выразительными средствами являются не линии и массы, а свет и цвет. Но эти несложные по действию картины: «Девушка, читающая письмо», «Кавалер и дама у спинета», «Офицер и смеющаяся девушка» и т. д. — полны душевной незамутненности, тишины и покоя. Главные его представители —Я. Так было, например, с «Данаей», которую он написал еще в 1636 г. Уже и тогда было высказано в этом образе главное: чувственное начало, языческое, в какой-то степени «тициановское» было в ней лишь частью общего в выражении сложных душевных переживаний, единого душевного порыва.
В 19 в. им пользовался Т. Торе (У. Его возникновение объясняется двумя причинами: во-первых, небольшими размерами холстов во-вторых интересом живописцев XVII века к «малым», камерным сюжетам, преимущественно из повседневной жизни. На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами.
На рубеже раннего периода творчества художника и его творческой зрелости предстает перед нами одно из самых знаменитых его произведений известное как «Ночной дозор» (1642) — групповой портрет стрелковой роты капитана Баннинга Кока. В середине столетия тема скромных «завтраков» преобразуется в творчестве В. ван Алста, Ю. ван Стрека и в особенностиВ. Было бы вернее сказать про позднего Рембрандта, что его цвет «светозарен», так как в его полотнах свет и цвет едины, его краски как будто излучают свет. При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя.
— утверждение реализма в национальной живописи 2) 1640-1660-е гг. Чувство собственного достоинства соединяется в нем с безмерным честолюбием. Никаких внешних эффектов в произведениях этого периода нет. Он опустился без сил.
Настоящим певцом этой темы стал Питер де Хох (1629—1689). Пожилая дама стелит постель. Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. В творчествеЯ. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует».
В годы зрелости (в основном в 50-е годы) Рембрандт создал свои лучшие офорты. Отказ от них – один из способов спасти душу. Этапы гол живоп:1)становл 1609-1640. 2)расцвет 1640-1660. 3)кризис и упадок-посл треть 17. В Харлеме возник самый популярный вид голландского натюрморта – «завтрак».
Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Эта тема в полной мере получила свое воплощение в жанровой картине. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73.
Показательно, что в этой картине нет сюжета. В середине 17 в. Г. 30-е годы — время наивысшей славы, путь к которой открыла для живописца его большая заказная картина 1632 г. — групповой портрет известный в науке как «Анатомия доктора Тульпа» или «Урок анатомии». Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. Рембрандт отошел от привычной композиции группового портрета — изображения пирушки, во время которой происходит «представление» каждого из портретируемых.
В ней необычно яркий и тревожный свет. — начало 18 в. — упадок искусства Голландии.
Огюст Ренуар написал за свою жизнь целую галерею прекрасных воздушных натюрмортов. Отсюда широкий диапазон живописи этого столетия, «узкая специализация» по отдельным видам тематики: портрет и пейзаж, натюрморт и анималистический жанр. Утром хозяйка первым делом отправлялась на улицу мыть мостовую перед домом. В нанесении красок на холст участвуют и кисть и шпатель и черенок кисти но и это Рембрандту кажется недостаточным—он наносит краски на холст непосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой ноги блудногосына). Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии.
Художник предельно ограничивает себя в цвете. Моделями выступают товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), солдаты, старики и старухи151 все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. Природа у Рейсдаля предстает в динамике, в вечном обновлении.
Детали сведены к минимуму, тщательно продуманы и осмыслены жесты, позы, наклон головы. Порселлис, С. де Влигер, А. ван де Капелле). Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами.
Термин получил распространение во французской литературе об искусстве. Эта черта проявилась нагляднее в натюрморте. Яркие представители этого течения были Николас Гиллис, Флорис Герритс ван Схотен, Флорис ван Дейк, Ханс ван Эссен, Клара Петерс, они изображали яркие, обильно наполненные яствами столы, более скромные «монохромные завтраки» писали уже такие харлемские художники как Питер Клас, Виллем Клас Хеда и их последователи амстердамские мастера Ян Янс Трек и Паулюс ван ден Бос, они в свою очередь использовали предметы домашнего обихода: курительные трубки, табакерки, оловянные тарелки, цинковые кувшины, стекло, серебряные или позолоченные кубки, мясо или морепродукты.
Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Хеды изображающих накрытый стол с яствами и посудой. Для Голландии типично разделение не только на жанры, но и на многочисленные подвиды.
В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. Одна маленькая деталь притягивает на себя внимание –это простыня в центре композиции. Большая часть художников имела чрезвычайно узкую специализацию. Свет и тень создают в них поистине ирреальное, мистическое ощущение.
В лице апостола угадываются черты самого художника. Справа в глубине изображена таверна. Так и появляется определенная разновидность такого натюрморта как «охотничьи трофеи», такие натюрморты несут новое содержание, говорящие об охоте не как о промысле, а как о развлечение высшего общества. Ученик Рубенса А. Ван Дейк писал преимущественно портреты аристократов, целую галерею английских придворных (ведь был приглашен на службу к королю Карлу I) и это были уже не просто сильные, кавалеры, хотя каждый портрет точно отражал индивидуальность.
Ранняя картина Вермера «У сводни» (1656) необычайно велика по размерам, монументальна по форме, звучна по цвету больших локальных пятен: красной одежды кавалера, желтого платья и белого платка девушки. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Можно, конечно, так и не усердствовать. Но в этом доме не всё так просто. – Проявляют все большую роль светотени – основы его художественной структуры. Это некрасивое тело было передано предельно реалистично.
На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. На рембрандтовском полотне люди объединены между собой действием, все представлены в естественных позах их внимание обращено на главное действующее лицо — доктора Тульпа, демонстрирующего у «разъятого» трупа строение мышц. Когда же он изображает людей, то намеренно подчеркивает некий застывший ритм изображает жизнь как бы замершую, столь же неподвижную, как и сами вещи («Хозяйка и служанка», .
«Натюрморт со свечой» 1627). Рембрандт изображает простой быт, простых людей, как в полотне «Святое семейство» (1645): лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминают нам о том, что это не обыкновенная семья. Всего в это время в Голландии были активны около 2000 художников.
Это автопортрет в юности, автопортрет в старости, портрет старика (раввин) Во многих поздних работах художник погружает всю поверхность холста в сумрак, акцентируя внимание зрителя на лице. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой.
Он переписал заново центральную часть с героиней и служанкой. Например, гарлемские художники натюрморта к так называемым «завтракам» – Питер Клас (1598 150 1661), Виллем Хеда (1594 150 1680). Важной темой голландского искусства является частная жизнь обыкновенного человека.
— начало 18 в. — упадок искусства Голландии. Композиция строится в большой степени на равновесии цветовых звучаний. Бюргеры хотели быть увековеченными на полотне, они вносили определенный взнос за право быть изображенными и художник обязан был помнить о равном внимании к каждой модели.
Позднее письмо Вермера стало более сплавленным, гладким, построенным на нежных сочетаниях голубого, желтого, синего, объединенных удивительным жемчужным, даже жемчужно-серым («Головка девушки»). Когда же он изображает людей, то намеренно подчеркивает некий застывший ритм изображает жизнь как бы замершую, столь же неподвижную, как и сами вещи («Хозяйка и служанка»-светл произв, открыт прост-во. Минимальн сюжеты. Индивидуальн образы обощены. Осн тума-спокойн движ жизни. Вр остановилось, «Дворик»). 40—50-е годы — это пора творческой зрелости. Эти художники рисовали роскошные цветочные букеты, стоящие в прекрасных вазах, рядом с которыми порхают бабочки гирлянды фруктов прозрачные бокалы, наполненные вином блюда с виноградом и другими фруктами музыкальные инструменты и т. д. Известные натюрморты отца и сына поражают своей реалистичностью, тонкой передачей игры света и изысканным колоритом.
В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Это настроение выражено в одном автопортретелуврского собрания 1634 г. и в портрете Саскии из музея в Касселе (этого же года), а также в эрмитажном изображении Саскии в образе Флоры. Утрехт стал родиной пышных и красочных натюрмортов с цветами.
Молодой человек, пришёл домой очень усталый, снял один сапог, а стянуть второй не хватило сил. Художники обращали внимание на внешнюю сторону, позы, костюмы. К травлению он прибавляет технику «сухой иглы», по-разному наносит краску при печатании иногда вносит изменения в доску уже после получения первых оттисков, отчего многие офорты известны в нескольких состояниях. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74.
Халса. «Живописный» беспорядок в расположение вещей и атмосфера уютного жилого интерьера, достигнутого передачей световоздушной среды, хранят следы присутствия человека. Чрезвычайно прост мотив картины «Улочка» (около 1658, Амстердам, Рейксмузеум), вернее, ее маленькой части, с фасадом кирпичного дома изображенной в серый, пасмурный день. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30.
Университетский Лейден создал тип философского натюрморта «vanitas» (суета сует). Уже в начале 1640-х годов его живопись становится слишком необычной для голландских бюргеров. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Весь этот период овеян романтикой. Особого поэтичности получил интерьер, поскольку жизнь голландцев протекала в основном в доме (Дворик, Хозяйка и служанка П. де Хоха).
Расцвет пейзажной живописи в голландской школе относится к середине XVII в. Крупнейшим мастером реалистического пейзажа был Якоб ван Рейсдал (1628/29—1682), художник неистощимой фантазии. Ещё одна работа Питера де Хоха — «Материнские заботы» Зрителя как будто пригласили в голландский дом, где он может увидеть, как люди жили в ту пору. Все картины Рубенса полны бурного движения, в них нет покоя (Снятие с креста, Персей и Андромеда, портреты Елены Фоурмен и др. ). Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Тщательно выписаны, детализированы до почти невидимых глазу штрихов бытовые картины и портреты Герарда Доу (1613 – 1675).
Значительное влияние на пейзаж оказывали произведения Питера Брейгеля1 (1525 150 1529). Как офортист он не знает равных в мировом искусстве. В 40—50-е годы неуклонно растет рембрандтовское мастерство.
На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Такое расположение вазы подчёркивало противопоставление живой природы, видимой из окна и сорванных, помещённых в вазу садовых цветов. Главной особенностью голландской живописи является определённая классификация по жанрам – бытовой или по-другому так же называют «комнатная живопись, натюрморт, пейзаж, портрет. Особо значимыми считаются полотна Николаса Гиллиса, Флориса Герритс ван Схотена, Клары Петерс, Ханса Ван Эссена, Рулофа Кутса и др.
Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». Передать необъятные просторы стремилсяФ. Всего в это время в Голландии были активны около 2000 художников. Иногда эти маленькие картины окрашены большим лирическим чувством. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693).
Как правило, натюрморты были выдержаны в тёмных тонах, с преобладанием серо-коричневой гаммы. К середине 1660-х годов Рембрандт завершает свое самое проникновенное произведение — «Возвращение блудного сына». XVII век принято называть Золотым веком Голландии. Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого в истории получили наименование «малых голландцев», то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин, а может быть и за то и за др.
Изумляет материальная осязаемость каждого предмета, одухотворенность каждой детали. Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. Обычно это изображения без какой-либо увлекательной фабулы.
В них выражены идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. Блестящего развития достигает натюрморт. Происходит подъём таких жанров как: бытовой жанр, портрет, пейзаж, натюрморт.
В 10—30-х годах Хальс много работает в жанре группового портрета. Внутри жанра натюрморт образовались чёткие разделения: натюрморт «завтрак», цветочный, морской, научный – «vanitas» (от лат. Очень выразительно изображено небо. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон.
Выбор тона и освещения навевает сосредоточенность. (Фелибьен, Дидро) подразумевал интерес художников к «малым» (низким) темам из повседневной жизни в противоположность искусству «большого» стиля на «высокие» исторические и мифологические сюжеты, а также небольшой, «кабинетный» формат картин. Но Рембрандта не устраивала внешняя правда. Эта композиция очень отличается от других картин. Эти черты еще более усилены в блестящем по живописи портрете мужчины в широкополой шляпе из музея в Касселе (60-е годы).
и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Девушка, вероятно, собирается на свидание. Такой жанр отражал поведение и общение людей, принадлежащих к различным сословиям.
Особенностью голландского натюрморта это чёткое разделение его по определённым видам и территориальным принципам: натюрморт «завтрак» писали в Харлеме, цветочный в Утрехте, морской в Гааге в городе рыболовов и моряков, научный – «vanitas» (от лат. 1600—1670). XVII век принято называть Золотым веком Голландии. Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. Например, устрицы считались эротическим символом и современникам это было очевидно: устрицы якобы стимулировали сексуальную потенцию, да и Венера, богиня любви, родилась из раковины. Но главной темой «малых голландцев» является все-таки не крестьянский, а бюргерский быт.
Необычайно усложняется и обогащается его техника офорта. Жанровая специализация художников приняла и географический характер. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109. Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище.
Писал Вермеер очень медленно и оставил потомкам всего около 40 картин. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти.
Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31. Портретпьяной старухи, «гарлемной ведьмы», содержательницы харчевни Малле Баббе (начало 30-х годов), с совой на плече и пивной кружкой в руке, носит черты жанровой картины. Самым занимательным рассказчиком в картинах такого рода был Ян Стен (1626-1679) («Больная и врач», «Гуляки»).
Женщина читает письмо, кавалер и дама музицируют. Это является вершиной развития голландского искусства XVII века. Голландские художники создавали впечатление естественного «беспорядка» в расположении вещей: они показывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой, недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу 150 всегда кажется, что кто-то касался этих предметов, только что пользовался ими, ощущается незримое присутствие человека. Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87.
Его можно рассматривать какзавещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника. ван Хейсюм, особенно прославившийся тщательностью письма и светлым колоритом.
Каждый день она мыла то одну то другую комнату, начищала всё до блеска. В качестве самостоятельной разновидности утверждается морской пейзаж или марина (Я. За столом у огня сидит веселая компания, выпивает и ест устриц, которые, как мы помним, ассоциируются с похотью. Новаторские достижения «малых голландцев» составляют светский реализм, обращение к отображению в картинах реального окружающего мира и человека без подведения под определенный идеал, сложение развитой и очень дифференцированной системы жанров, разработка системы тональной живописи. Рейсдаль не пользовался в свое время успехом.
В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Новый этап жанровой живописи начинается в 50-е годы и связан с так называемой дельфтской школой, с именем таких художников, как Карел Фабрициус, Эммануэл де Витте и Ян Вермер известный в истории искусства как Вермеер Делфтский (1632— 1675). Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса 150 это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету – «Веселый собутыльник», «Мулат», «Улыбающийся офицер» (приложение рис.
Именно Питеру Класу принадлежит честь открытия тона и световоздушной среды, а также он является создателем такого течения в натюрморте как «монохромные завтраки». Всего в это время в Голландии были активны около 2000 художников8. Наибольшее значение в культуре Голландии 17 в. имела живопись.
В картинах этого жанра как будто ничего не происходит. Жизнь голландцев протекала в основном именно в доме. Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса (приложение рис. 14) изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками. Совсем иной характер носит «Вид города Дельфта» (между 1658—1660 годами, Гаага, Маурицхейс). В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. Он не носит оценочного характера и никоим образом не характеризует роль и место художников в истории живописи, равно как и масштаб их таланта.
Историю голландской живописи XVII в. прекрасно демонстрирует эволюция творчества одного из крупнейших портретистов Голландии Франса Халса (около 1580-1666). Калфаи А. ван Бейерена в роскошные «банкеты» и «десерты». К серии автопортретов примыкают изображения умудрённых жизнью апостолов. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Главными средствами выразительности стали не линии и массы, а свет и цвет. Бюргер). Харменс ван Рейн Рембрандт (1606-1669) родился в Лейдене, в семье довольно зажиточного владельца мельницей и после латинской школы недолгое время учился в Лейденском университете, но оставил его ради занятий живописью сначала у малоизвестного местного мастера, а затем у амстердамского художника Питера Ластмана.
Реализм его картин не соответствовал вкусам общества. Композиция в высшей степени динамична, построена по всем правилам барокко. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста).
Он отходит от лирической созерцательности и камерности мотивов зачинателей жанра, открывая в природе величественность и монументальность изображая состояния исполненные драматизма и динамики. В соответствии с требованиями стиля это были парадные, репрезентативные портреты, но блестящее мастерство уберегла художника от грубой лести (портрет Карла I на охоте, портрет Т. Уортона и др. ).